Ирбитский мотоциклетный завод. Завод мотоциклов урал


Как мотоциклы «Урал» завоёвывают мир — Секрет фирмы

В 2000 году завод обанкротился. Из-за долгов энергетикам в октябре отключили свет и отопление. В ту зиму в Ирбите не собрали ни одного «Урала». Каха Бендукидзе разочаровался в покупке и решил сбыть завод. К тому времени он вложил в модернизацию $1,5 млн и поставил на конвейер несколько новых моделей. Топ-менеджеры завода — Дмитрий Лебединский, Илья Хаит и Вадим Тряпичкин — предложили купить завод в рассрочку, но затянули с первой оплатой. Тогда Бендукидзе решил передать завод другому претенденту, банкиру Александру Смоленскому.

«Смоленский со своим партнёром слетали на завод, всё посмотрели, ужаснулись и тоже не стали спешить с оплатой. В конце концов сделку с ними Каха тоже расторг, а поскольку мы были единственными реальными претендентами на завод, то его продали нам, только уже не за $6 млн, как было сначала, а за разумную сумму», — рассказал Хаит «Секрету».

Экспансия

При советской власти на ИМЗ работали 10 000 человек, когда его выкупили — 3 600, а сегодня — 140 человек. Средний возраст рабочих на ИМЗ – чуть меньше 50 лет. Есть люди, которые стоят у станка десятилетиями. Власти не помогали умирающему заводу, наоборот, критиковали перемены, из-за которых росло число безработных в области. «От бывшего губернатора Эдуарда Росселя мы только через восемь лет услышали “спасибо, что завод сохранили”, до этого нас пилили везде», — вспоминал Хаит.

Новые владельцы продолжили модернизацию «Уралов». Они тоже хотели, чтобы российские мотоциклы могли конкурировать с американскими. Снаружи «Уралы» остались прежними, но внутри всё изменилось. «60% его стоимости формируют импортные комплектующие, отечественным остался, по сути, только металл», — по словам Хаита, в стране для мотоциклетной промышленности качественно не производится ничего.

Михаил Карев, руководитель мотосервиса в Москве, считает, что «Уралы» покупают, как правило, люди, которые «хотят что-то либо оригинальное, либо весомое-железное», потому что мотоциклы с коляской никто, кроме «Урала», толком не производит: «Сейчас это забавная игрушка, ещё и с военными корнями». По его словам, после 2005 года качество мотоциклов вышло на уровень других международных брендов. На мотоциклетных форумах владельцы «Уралов» делятся историями. Александр, известный в мотокругах как Скунс, ведёт блог, в котором описывает свои путешествия. В 2005 году он проделал путь из Москвы во Владивосток на «Урале», правда, мотоцикл был старый, поэтому в дороге дважды пришлось пересобирать мотор.

secretmag.ru

Сибирский завод, на котором делают мотоцикл«Урал» - Об Урале со всего света - - Статьи

 

На самом деле, называть Ирбитский мотоциклетный завод мотоциклетным заводом не совсем правильно. Не поймите меня превратно: мотоциклы он действительно производит. Без сомнения, там производятся болты, оси, спицы, ободья и почти все прочие детали для двухколесных и колясочных мотоциклов «Урал». Все это делается на самом архаичном и самом гигантском оборудовании, какое только можно представить. Что это за ужасающая штука, похожая на пулемет Гатлинга? Один из шести механизмов, участвующих в процессе фрезерования чугунных гильз цилиндров. Медленно, но верно они снимают с каждого цилиндра небольшое количество материала.

Тяну на себя тяжелую стальную дверь толщиной в ступню, изолирующую рабочее пространство от минусовых зимних температур Сибири, и меня встречает нестерпимый запах смазки и озона. Кажется, что видишь и чувствуешь, как промасленный воздух входит и выходит из легких.

Следующее мгновенное впечатление – это пустота. Не в смысле пространства – единственное все еще использующееся здание тесно набито более чем восемьюстами механизмами, между которыми еле пробираешься, – а в смысле людей. Вокруг не видно никого. На заводе работает около ста пятидесяти человек, в то время как в советскую эпоху максимальное число составило десять тысяч.

Проходя по этажу с Ильей, собственником компании, нам пришлось приложить усилия, чтобы разыскать сотрудников. Разумеется, они могли его просто избегать. Реализация изменений, необходимых для того, чтобы превратить завод, создававшийся около полувека назад для работы в условиях плановой экономики, в современный производственный объект, была для всех болезненным процессом.

Чтобы понять, как завод оказался в сегодняшнем положении, нужно понять кое-что из истории самого «Урала». Первая модель «Урала», М-72, не была копией BMW R71, как считают многие. Точная последовательность событий затерялась в истории, но исследование Ильи показывает, что советские инженеры, черпая вдохновение в модели R71, создавали собственную машину, предназначенную для удовлетворения иного набора потребностей. R71 никогда не предназначалась и не использовалась в качестве военного мотоцикла (немецкие военные мотоциклы с коляской базировались на более поздней модели), поэтому русским требовалось что-то более мощное и лучше подготовленное к превратностям военной судьбы.

 

 

Смайлик и ракетная установка. То, что рядом с этой картинкой на доске было написано мое имя, рождало недобрые предчувствия.

 

Ведя разработку в относительном информационном вакууме масштабной, но изолированной экономики, первые конструкторы «Урала» не были ограничены стандартизированностью комплектующих или реалиями экономической выгоды. После Второй мировой, когда «Уралы» стали доступны для советских граждан, они продавались по фиксированной цене, которая устанавливалась скорее с ориентиром на политическую концепцию, чем на извлечение прибыли. Штат завода в то время был скорее проектом по обеспечению населения рабочими местами, чем примером эффективного использования трудовых ресурсов.

Наследие такой практики все еще сохранялось в 2000 году, когда Илья стал владельцем завода. На заводе, выпускавшем в год лишь горстку колясочных мотоциклов по контрактам с такими клиентами, как армии Ирака и Египта, работало более тысячи человек. Египетские деньги не спасали положение. Производство было чрезвычайно неэффективным и исключительно дорогостоящим, а продукт был далек от соответствия стандартам западной экономики периода после окончания Холодной войны.

 

 

Эти балансировочные грузики изготавливаются на заводе по уникальной спецификации. Стоимость? Около 12 центов за штуку. Если заказывать их у поставщика, они обходились бы примерно в 5 центов.

 

Разработанные имевшими карт-бланш советскими инженерами в манере, которую Илья называет «замысловатой», такие комплектующие, как спицы, имели уникальный диаметр, что сильно усложняло производство и исключало возможность аутсорсинга или работы с поставщиками, которые другие мотоциклетные заводы по всему миру применяют для снижения затрат. Сегодня спицы все еще извергает наружу древний механизм размером с дом, а затем пожилой человек в очках вручную нарезает на них резьбу. Точно вовремя? Он наполняет один ящик, ждет, пока они почти закончатся, и делает еще немного.

Для спиц требуются уникальные втулки, ободья и даже балансировочные грузы. Все это приходится производить здесь же на заводе. Эта нелепая переусложненность видна практически в каждой составляющей. Шесть десятков из этих гигантских механизмов образуют производственную цепочку для картеров двигателя, которые изготавливает литейный цех на бывшей территории завода, ныне принадлежащий отдельному собственнику. Отдавая дань современным требованиям к качеству, Илья настоял на том, чтобы цех использовал заготовки из литого алюминия вместо корпусов старых автомобилей и прочего металлолома, который переплавляют для изготовления запчастей для других клиентов.

 

 

Изготовление обода начинается с рулона алюминия.

 

 

Полоска металла получает нужную форму и обрезается по размеру, перед тем как приобрести узнаваемый облик обода.

 

 

Последний этап перед сборкой: ручная шлифовка отверстий обода.

 

Подобная специализация заводских рабочих также показательна. Когда по счетам платило коммунистическое государство, каждый отдельный рабочий специализировался в конкретном технологическом процессе конкретного механизма, изучая его досконально. Это отлично работает для создания рабочих мест, но не для принесения прибыли компании. Производственные процессы настолько устарели, что первой вещью, которую сделал канадский эксперт по эффективности, посетивший завод незадолго до меня, была установка линий подачи сжатого воздуха, которые позволили быстро очищать рабочие места от металлических опилок и прочего мелкого мусора, создаваемого механизмами, вместо того, чтобы ждать завершения этапа работы и сметать его вручную. Разумеется, это нововведение встретило значительный скептицизм и сопротивление.

 

 

Владимир (исполнительный директор завода) в своем кабинете. Он проработал на ИМЗ 39 лет, начав с должности испытателя мотоциклов. Он чуть не плачет, когда рассказывает о длительных командировках по Азии.

 

Несмотря на все препятствия, сохранившиеся после более чем десятилетней модернизации, Илья не планирует переносить завод в более доступное место или полностью отдавать производство на откуп поставщикам. Почему? «Мы в моральном долгу перед этими людьми», – объясняет он. Уникальные мотоциклы «Урал» делаются на этом заводе, этими рабочими. Это не подлежит изменению, пока компания медленно вползает в XXI век.

uraldnepr.ru

Ирбитский мотоциклетный завод - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. ИМЗ. Ирбитский мотоциклетный завод

Ирби́тский мотоцикле́тный заво́д (сокращенно ИМЗ) — единственный в России завод, производящий тяжелые мотоциклы и один из немногих заводов в мире[1], производящий мотоциклы с боковым прицепом.

История завода[ | ]

В конце 30-х годов в Наркомате обороны СССР состоялось совещание, посвящённое выбору модели для Вооруженных Сил. После сравнения образцов, в том числе и зарубежных, было решено взять за основу , состоявший на вооружении вермахта (кстати, это не было чем-то необычным, спустя несколько лет известные американские мотофирмы «Харли-Дэвидсон» и «Индиан» при создании специального армейского мотоцикла, также взяла за образец немецкий «BMW R-71»). Для сохранения секретности представители Советского Союза закупили пять мотоциклов марки BMW в Швеции. Два мотоцикла передали Московскому мотоциклетному заводу (ММЗ), созданному на базе велосипедного, один сохранили как образец, четвёртый разобрали по винтикам, последний отдали технологам. Исследовали химический состав каждой детали, изучили глубину и характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления.

После этого на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому машиностроению.

Серийное производство нового мотоцикла, получившего наименование М-72, началось в августе 1941 г. 21 октября 1941 г., Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством цехов на Урал, в город Ирбит.

В Ирбите завод, ставший Ирбитским мотоциклетным, разместился на площадях бывшего пивоваренного завода. В бывшей солодовне пивзавода разместился сборочный и первый механический цехи; в цехе морса и кваса — локомобиль; в варочном отделении поместился термический цех, в засолочном — литейный. Но все цеха не могли разместиться на отведенной территории, поэтому некоторые из них пришлось расположить на Ирбитском автопри

encyclopaedia.bid

Производства мотоцикла Урал | Жизнь в стиле RGV

Это производство считается единственным во всем мире. И оно исключительно в России. Вот только необычно как то слышать, что Россия производить что-то редкостное? Но все же, у нас имеется Ирбитский Завод по производству мотоциклов, изготавливающий мотоциклы Урал.

На самом деле это завод считается единственным во всем мире, заточенный с самого начала на изготовление мотоциклов, которые имеют коляску. Она не приобретается в отдельности, а также не предлагается как конструктор “лего”, а - это всего на всего неотъемлемая часть мотоцикла Урал. Кроме того в его комплектацию входит 2WD то есть коляска обладает своим подключаемым приводом который повышает его проходимость. И ни у какого мотоцикла нет таких особенностей.

Совсем недавно заводом ИМЗ была проведена презентация двух обновленных моделей. Мотоцикл Урал SoloSt, теперь будет изготавливаться без коляски, однако изготовлен по тем же обычаям.

Вторая модель мотоцикла — Урал Patrol. Он считается представителем мотоцикла с коляской с немыслимой проходимостью. Подключить привод к коляске можно при помощи поворотного рычага.

В том году завод пережил некоторые трудности связанные с судом, и им пришлось выплатить приблизительно 100 тысяч, за налоги которые прежде не удавалось выплатить. Однако персонал до сих пор верит в будущее, а также работает на будущее.

Производственный план за год насчитывает приблизительно 1300 мотоциклов. Знаменитость этого мотоцикла во времена СССР была весьма значительной. При всем том за последнее время он стал не таким уже востребованным. За 2013 год в России этот мотоцикл был продан в количестве 50 единиц! Так кто же покупает мотоцикл Урал?

Но как ни странно самые главные покупатели находятся в США. Это в государстве, в котором уже даже прошли снегоходы и квадроциклы.

rgv.ru