Пэт Хан «Максимальный контроль. Приручение тяжёлого мотоцикла». Техника вождения тяжелого мотоцикла


Пэт Хан «Максимальный контроль. Приручение тяжёлого мотоцикла» — Байки о байках

Давно не переводил я мотокнижек. Дело не в том, что их нет, как раз наоборот, на Амазоне их великое множество, да и новые периодически появляются. Но поскольку большинство из них посвящены одной теме — а именно, приёмам безопасного вождения — то есть в них некая вторичность. Конечно, в каждой книжке можно найти что-то интересное, но 300 страниц текста ради пары хороших моментов — слишком сильное испытание и для переводчика, и для читателя. В общем, считаю, что классический триумвират из Хаффа, Паркса и Йенатча — необходимый и достаточный минимум для любого мотоциклиста.Тем не менее, книжки на Амазоне я исправно покупаю и на досуге их почитываю. Недавно вот наткнулся на труд под названием “Максимальный контроль: приручение тяжелого мотоцикла”. Автора зовут Пэт Хан.

Для начала Пэт определяет, что тяжёлым мотоциклом он считает аппарат объёмом от 900 кубиков и весом от 270 килограммов (или 600 фунтов). Сразу вслед за этим автор признаёт, что, во-первых, тяжелый мотоцикл вполне может быть и легким — 40-килограммовой женщине и 125-кубовый аппарат тяжёл. А во-вторых, все его приёмы отлично работают и с лёгкими мотоциклами. Таким образом, книгу можно считать универсальной, а название — маркетинговым ходом.Так вот, в книге этой даётся набор из 10 упражнений, которые по идее автора должны помочь овладеть (тяжелым) мотоциклом. Упражнения мне понравились, их довольно просто организовать, они безусловно полезны, и — самое главное! — они образуют систему. То есть вот натурально — расписание занятий, путь от простого к сложному, понятные и измеряемые параметры для контроля, короче говоря, всё, что нужно для самостоятельных и успешных занятий. В книге Паркса, например, тоже есть упражнения, но систему они не образуют.

Конечно, ничто не сравнится с занятиями в хорошей мотошколе под руководством профессионального инструктора, и, если есть возможность, нужно идти в школу. Но такие школы есть не в каждом городе, а если и есть, то не все могут выкроить время и/или деньги для занятий. А тут пожалуйста — занимайся когда угодно и совершенно бесплатно. Причём, система эта представляется полезной не только для новичков, опытным водителям тоже не лишним будет позаниматься в начале сезона или после длительного перерыва.

Пэт Хан катается более 20 лет, последние 12 он работает инструктором MSF, пишет статьи в мотожурналы, ведёт мотосеминары и консультирует по мототематике. В общем, мотоциклетный человек.

Есть у него два соавтора. Один — Стив Гудериан — калифорнийский полицейский в отставке, сейчас работает мотожурналистом, мотоинструктором и консультантом по мотобезопасности. Второй — Марк Браун — уже 23 года служит в North Carolina Highway Patrol, по совместительству работает в полиции Северной Каролины главным мотоинструктором. Кроме того, он единственный в США инструктор BikeSafe и президент мотошколы MotoMark.

Схемы рисовал сам, так что не судите строго, переплёт у книжки такой, что не отсканируешь. Единицы измерения перевёл в метрические, думаю некруглые числа никого не испугают. На этой странице главы даны так, как они расположены в книге, а не по времени появления в блоге.

С Богом!

Мифы и легенды больших мотоциклов

Упражнение 1/10 — Медленная езда

Упражнение 2/10 — Восьмёрка

Упражнение 3/10 – Старт с поворотом

Упражнение 4/10 – Крест

Парковка

Упражнение 5/10 – Замедление

Упражнение 6/10 – Поворот

Свешивание

Упражнение 7/10 – Внутренняя траектория

Упражнение 8/10 – Уклонение

Упражнение 9/10 – Смена траектории

Упражнение 10/10 – Поворот-тормоз-поворот

Как поднять упавший мотоцикл

График тренировок

Дорожная стратегия

bikestories.ru

Сайт посвященный мотоциклам Восход - Техника вождения мотоцикла

 

   

 

Заведи привычку тренироваться

       Владение навыками управления на хорошем уровне - залог выживания в городе, поэтому нужно научиться тормозить и рулить, отслеживать поток, предсказывать его «поведение» и самому быть видимым, избегать «мертвых» зон... И всегда иметь наготове запасной вариант. Жизнь мотоциклиста на улице зависит от настроения соседей по потоку, состояния асфальта, исправности автомобилей вокруг и прочих неожиданностей... Сложно? Тем не менее, очень жаль, что лишь немноие используют мотоциклы для ежедневных поездок.

       Да, есть аргументы против езды на мотоцикле по улицам, и это аргументы весомые. Самый главный - угроза жизни и здоровью, как правило, исходящая от неподготовленных, невнимательных соседей по потоку. Можно упомянуть зависимость от погоды, уязвимость перед преступниками, взаимоисключающие требования к одежде за рулем и на работе... Но все это меркнет перед необходимостью каждый день рисковать своей жизнью. Уделяйте больше внимания поведению других водителей, старайтесь всегда быть видимым. Думайте как мотоциклист всегда, а не только за рулем мотоцикла.

       Научиться как следует управлять мотоциклом - это прежде всего тормозить. Умение останавливаться на кратчайшей дистанции рано или поздно спасет вашу жизнь. Оно так же важно, как умение распознать в потоке пьяного водителя. Начинающие водители мотоциклов часто действуют неправильно при возникновении опасности. Например, блокируют переднее колесо при торможении или забывают рулить и едут в сторону опасности или не глядя в сторону спасительной дороги - взгляд их, словно у завороженного, упирается в препятствие... Новичкам не приходит в голову появляться на трассах чемпионата по мотогонкам. Почему же они выезжают на куда более опасные улицы, не освоив базовые навыки вождения мотоцикла?

       Заведите привычку почаще тренировать экстренное торможение - тренируйтесь в каждой поездке. Выберите момент, когда сзади никого нет, а под колесами асфальт ровный и цепкий - и интенсивно оттормаживайтесь на знаке «Стоп» или светофоре. Опытные мотоциклисты всегда держат указательный и средний пальцы на рычаге переднего тормоза - сэкономить драгоценные мгновения на движении пальцев от рукоятки газа до тормозного рычага, чтобы сократить время реакции мышц на сигнал мозга «тормози!». А корифеи еще и контролируют сцепление с дорогой и едут не посередине полосы (здесь скользко из-за масла, капающего из автомобилей), а примерно на трети расстояния от левого края полосы, где максимально цепкий асфальт.

 

Скорость мотоцикла должна быть большей на 15-20 км/ч, чем легковушек.

       Посмотрите на опытного мотоциклиста за рулем - на нем всегда надета защита. К выбору экипировки нужно подходить максимально ответственно. В ней не должно быть слишком жарко, она должна противостоять капризам погоды. Если хотите, чтобы вас считали крутым парнем, носите защиту.

       Высокая скорость не убивает сама по себе - она лишь удлиняет тормозной путь. Готов поспорить: если вы попали в аварийную ситуацию, значит, ехали с превышением скорости, а значит, вогнали себя в ситуацию, когда потеряли контроль за тем, что происходит вокруг. Если в супермаркете бежать вдоль полок в поисках молока, просто не успеете его заменить. Так и в потоке: на большой скорости невозможно как следует «читать» трафик, и это неизбежно приводит к неприятным неожиданностям.

       Умеете ли вы правильно отслеживать трафик? Если взгляд фиксируется на какой-то машине, знаке или пешеходе, вы теряете способность видеть картину в целом. Тогда до неприятности всего один шаг. Нужно постоянно перемещать взгляд, смотреть сразу во все стороны - это даст мозгу больше информации, и он сможет заранее распознать опасность, придумать, как ее избежать. Конечно, уши помогают услышать вой сирены или гудок соседней машины, нос предупредит о луже топлива. Но глаза остаются важнейшим источником информации.

       Многие истории об авариях начинаются со слов «я здорово устал и...». В состоянии утомления глаза - так уж мы устроены - фиксируются на одном предмете, а значит, упускают из виду другие, может быть, потенциально опасные. Нужно научиться распознавать в себе момент наступления усталости и заставлять глаза перемещаться активнее. Если вы в каждой поездке будете тренировать перемещение глаз, это войдет в привычку, которая поможет, когда случится возвращаться домой за полночь.

 

Подъезжая к переходу, мотоциклист должен быть готов ко всему, даже к маловероятному - тому, что из-за «непрозрачного» Subaru слева выбегут дети.

       Вредно в трафике просто катиться - в нем надо активно пробиваться с некоей долей здоровой агрессивности, со скоростью большей, чем скорость потока, примерно на 15-20 км/ч. Это позволяет удерживать инициативу, быть менее уязвимым для чужих ошибок, меньше отвлекаться на ситуацию позади себя и уделять больше внимания тому, что происходит впереди и сбоку.

       Большинство водителей слишком увлекаются выбором скорости и дистанции. Что неверно: прежде всего, надо стать максимально заметным, видимым для других участников движения. Единственный критерий выбора скоростного режима и дистанции - твое очевидное для других присутствие на дороге. Многие начинающие мотоциклисты полагают, что их все видят, - и дорого расплачиваются за эту иллюзию.

       Больше всего бойтесь попасть и долго находиться в «мертвых зонах» водителей автомобилей (см. рисунок). А если попадете, то внутри должен зазвучать сигнал тревоги. Но как определить, вы «невидимка» или нет? Если не видите голову водителя в зеркалах заднего вида его автомобиля, значит, в его представлении вас нет. Помните из школы: угол падения равен углу отражения? Так вот, если вы не видете его, то и он не видит вас. Быстро измените свое положение в потоке так, чтобы дать водителю машины возможность вас заметить - на случай, если он вдруг решит перестроиться со смещением в вашу сторону. Никогда не надейтесь, что кто-то неотрывно смотрит в зеркала, тем не менее всегда ездите «в зеркалах».

 

Если вы видите в зеркале водителя авто, то и он видит вас.

       Площадь «мертвой» зоны зависит от конструкции автомобиля, роста водителя, настройки зеркал и других факторов. Нет двух машин с одинаковой «мертвой» зоной, поэтому задачу быть видимым приходится всякий раз решать заново. Если в машине пять человек, то скорее всего водитель не может пользоваться салонным зеркалом - в нем маячит голова пассажира. У «особо одаренных» водителей вообще нет правого зеркала. Вас должен насторожить тюнингованный джип с микроскопическими зеркалами и катером в прицепе. Читайте номера автомобилей - опасайтесь машин из других регионов: они не знают ваш город и зачастую ведут себя непредсказуемо. Опасны таксисты и «бомбилы» - эти могут ломануться из третьего ряда к клиенту на обочине, не взглянув, что позади него. Держитесь подальше от «ерзающих» по полосам движения - это потенциально опасные машины. Выбирайте в потоке такую позицию, чтобы их метания вам не повредили.

       Ехать чуть быстрее - значит, ехать чуть быстрее: нужно немного агрессии и немного фантазии.

 

«Мертвая» зона и «смертельная» зона

       В каждой «мертвой» зоне есть еще и «смертельная» зона - сектор, в котором, если ошибется водитель соседней машины, вам больше всего угрожает быть сбитым, и это может стоить жизни. Как только ваше переднее колесо поравнялось с линией заднего бампера - вы в «смертельной» зоне и будете в ней оставаться, пока не обгоните это авто. Площадь «смертельной» зоны, а значит, и степень исходящей от нее угрозы зависит от конкретной машины. «Волга» 1974 года выпуска не в состоянии менять полосу движения так же быстро, как Lotus, хотя его «смертельная» зона определенно длиннее.

       Водители мотоциклов часто вынуждены ехать в «мертвой» зоне, особенно на многополосных дорогах, где темп продвижения потока заставляет оставаться в «мертвой» зоне машин, едущих по соседней полосе. В таком случае нужно либо увеличить дистанцию, чтобы попасть в зеркала соседней машины, либо сократить ее, чтобы попасть в зеркала следующей машины на соседней полосе.

 

 

       Не забывайте держать интервал. Иногда его нужно уменьшить, чтобы попасть в зеркала соседа, а иногда увеличить - на случай, если он вдруг решит перестроиться. И постарайтесь покинуть «смертельную» зону как можно скорее. Грамотное движение в трафике - это постоянный выбор скорости и позиции, что требует концентрации не меньшей, чем спортсменам-«кольцевикам» во время гонок.

       Эксперт советует держаться в левой трети полосы, и в большинстве случаев этот совет не лишен смысла. Водитель передней машины может видеть вас в левом и салонном зеркалах (если, конечно, он вообще смотрит в них). Однако не стоит слишком цепляться за это место, потому что тогда вас не увидит водитель машины, находящейся в полосе справа. Так что пользуйтесь всей шириной полосы, старайтесь «засветиться» во всех зеркалах соседей по потоку и при этом оставаться подальше от них. На многополосной дороге следует ехать так, чтобы быть видимым в зеркалах передней машины, пока это безопасно, и смещаться в сторону при опережении машин на соседних полосах, чтобы обеспечить себе необходимый интервал при проезде их «смертельной» зоны. Пара дополнительных сантиметров между бортом машины и вашими коленями никогда не бывает лишней.

       Те, кто ездит в основном по городу, привыкли часто (примерно раз в пять секунд) проверять по отражению в зеркалах свою позицию. Это полезная привычка. Но ее можно сделать еще полезней, если привыкнуть одновременно со взглядом в зеркало выключать поворотник. Дело в том, что невыключенный поворотник приводит к аварии гораздо чаще, чем можно предположить. На большинстве современных мотоциклов поворотники выключаются простым нажатием на клавишу, так что совсем не трудно выключать их почаще - на всякий случай. Каждые пять секунд - зеркала и поворотники.

       Некоторые вообще не пользуются поворотниками - боятся, что забудут их выключить. Это неправильно. Поворотники нужны, чтобы заявить о своих намерениях - перестроении, повороте и т. д. Кроме того, поворотник как раздражитель, привлекает внимание, а значит, делает мотоциклиста болеа заметным. Поворотник поможет водителю передней машины увидеть вас, когда вы пойдете на обгон, и избежать ситуации, когда он решит пойти на обгон одновременно с вами и вам придется сражаться за один и тот же кусок асфальта. Догадываетесь, кто победит?

 

Езжай посередине «полосы».

       И раз уж речь зашла о световых прибоpax, вот еще один совет - включайте дальний свет в светлое время суток - он прибавит вам заметности. Однако если вы долго едете за какой-то машиной, переключитесь на ближний, чтобы сильным световым потоком своей фары не утомлять и не раздражать водителя. Конечно, это значит, что вам придется часто переключить свет фар, но ведь себе во благо!

       Главным образом угрозы исходят от тех, кто движется спереди или сбоку от вас, но это не значит, что не нужно думать о том, что происходит сзади. Как уже советовал, периодически, примерно раз в пять секунд, проверяйте в зеркалах, что происходит за спиной. Перед перестроением полезно бросить взгляд через плечо - дабы убедиться, что полоса свободна. Хотя в плотном трафике порою нет времени крутить головой. Поэтому нужно смотреть в зеркала быстро и запоминать картинку, а оценивать ее, уже переведя взгляд вперед. Если вы как следует освоите этот прием, запомнившиеся картинки станут складываться в подобие фильма, и вы сможете представлять ситуацию сзади в динамике. «Мертвая» зона у мотоцикла может быть очень большой. Если не успеваете оглянуться, используйте ручку газа как инструмент для борьбы с опасным пространством. Небольшое ускорение поможет переместить «мертвую» зону так, что сосед по потоку покажется в зеркалах. Это не столь безопасно, как взгляд через плечо, но иногда оторвать взгляд от дороги еще опаснее. Полезно также держать обороты в зоне максимального крутящего момента - чтобы в любой момент суметь ускориться. Для джипа с мотором V8 достаточно и 2500 оборотов, большинство же мотоциклов нужно раскручивать посильнее, чтобы вылететь в дырку, образовавшуюся в потоке, или очистить «мертвую» зону. Кстати, если вы подбираете себе мотоцикл для ежедневных поездок на работу, ищите модель с большой величиной и ровной характеристикой крутящего момента. Именно для того, чтобы сохранять возможность ускоряться практически с любых оборотов.

       Езда в зоне максимального крутящего момента требует освоения еще одного навыка. Дело в том, что закрытие газа на высоких оборотах приводит к торможению двигателем, причем замедление может быть более эффективным, чем у машины с автоматической коробкой передач. Поэтому в момент закрытия газа полезно несколько раз мигнуть стоп-сигналом - водитель автомобиля будет предупрежден, обострится его внимание, и он начнет тормозить пораньше. А если не начнет? Срывайтесь вперед и влезайте в щель между машинами.

       Научитесь читать трафик - предугадывать, где тот или иной автомобиль окажется через некоторое время. Попробуйте основательно изучить маршруты и зафиксировать места и направления, где возможны заторы или пробки. Например, если вы едете в 8:45, то, скрее всего, максимально плотный поток будет в направлении центра города.

 

Сваливай из «мертвой» зоны!

       Не забывайте учитывать положение солнца, особенно по утрам и вечерам. Если вечером едете на восток, считайте, что все, кто выезжает с боковых дорог, вас просто не видят. Научитесь распознавать даже «слабопотенциальные» опасности, вроде очереди автомобилей, ожидающих возможности повернуть налево через вашу полосу... Чтение трафика сродни игре, в которую вы вынуждены играть независимо от того, сколько колес у вашего транспортного средства. Можете ли вы предугадать, что сделает вот этот или другой автомобили в следующую секунду? Возможно, он начнет перестраиваться. На машине номера чужого города? Значит, способен вдруг метнуться на съезд с магистрали. Некоторые водители на некоторых машинах при смене полосы не ускоряются, а замедляют ход. Вы в состоянии это предугадать? У кого-то может не хватить терпения, и он начнет выезжать с боковой дороги прямо перед вами. А это как предвидеть? Если вы видите движение левой руки, значит, сейчас он включит поворотник и начнет перестраиваться. Его быстрый взгляд через плечо означает быстрое перестроение. Научитесь распознавать намерения других по поведению, и тогда они не застанут вас врасплох, даже если не включат поворотник или не посмотрят через плечо при перестроении.

       Часть вашего мозга должна постоянно выстраивать запасные варианты на случаи неожиданностей. Как правило, это экстренное торможение, но с тем же успехом это может быть интенсивное ускорение или протискивание в щель между двумя машинами... Прикидывайте: что еще может произойти?.. и вы станете так выбирать положение в потоке, чтобы у вас всегда оставался запасной вариант.

       Будьте беспощадны в оценках самого себя. Произошло что-то неожиданное? Проанализируйте, чем вы занимались за мгновение до этого? Какой это был тип водителя и машины? Прозевали ли вы что-то настораживающее. Если неожиданность была по-настоящему опасной и вам пришлось задействовать запасной план, вы должны вынести урок из своих ошибок и навсегда его запомнить. Чтение трафика помогает всегда быть готовым к любым неприятностям, которые устраивают вам городские улицы. Удачи на дорогах!

 

Если солнечные блики в зеркале слепят, не ленитесь контролировать ситуацию без него - непосредственно глазами.

       Остерегайся: линий дорожной разметки (они скользкие), битумных заплат, снятого асфальта на покрытии, трамвайных и ж/д переездов, выдавленных колесами автомобилей колей в асфальте.

 

Александр РЯБИКИН (Рига), инструктор школы водительского мастерства Pilot Racing Team

Журнал МОТО

zid-voshod.narod.ru

Ник Йенач "Техника спортивной езды"

Страница 1 из 10

Полистайте каталоги – большинство современных мотоциклов способно разогнаться до 60 миль в час менее, чем за 3 секунды. По этому показателю они превосходят почти все суперкары.

Очевидно, что уровень мастерства среднестатистического мотоциклиста не поспевает за развитием технологий. Когда вы сядете на последнюю модель японского, немецкого, итальянского или американского мотоцикла, то сразу поймете, что мастерства не хватает. Чтобы найти слабое звено в системе человек-мотоцикл, посмотрите на водителя – это именно то, что нужно улучшить.

Часть 1. Слабое звено.

Чтобы найти главную техническую проблему – посмотрите в зеркало

1. Бортовой инженер

2. Храбрость тут не при чем

Часть 2. Основы торможения и руления.

1. На тормозах

2. Тренируем торможение

3. Четкое руление

4. Руление и торможение - ключ к дальнейшему успеху

5. Уроки гоночной трассы

Часть 3.Смотри в оба и во все стороны.

1. Концентрация и дисциплина

2. Заставляй глаза двигаться

3. Периферийное зрение

4. Тренировка взгляда

5. Смотрите вперед

3. Самоанализ

4. Уроки гоночной трассы

Часть 4. Рули уверенно - контрруление, это еще не все.

1. Тяни-толкай

2. Не дергай

3. Не виси на руле

4. Тонкости руления

5. Руление газом

6. Руление ногами

7. Руление весом

8. Главное-тренировки

9. Сложные повороты

10. Уроки гоночной трассы

11. Руление и задний тормоз

12. Руление и передний тормоз/p>

Часть 5.Употребляй в меру.

1. Под газом

2. Открываем, закрываем газ

3. Не отжигай

4. Тренировка-делай это медленно

5. Прикрыт, но не закрыт, помните о ровном газе

6. Задняя шина и 100 единиц сцепления

7. Набор газа

8. Под дождем

9. Тренируем правую руку

10. Перегазовка

11. Уроки гоночной трассы

Часть 6. Тормоза, они нужны не только для остановки.

1. Твой друг тормоз

2. Проверка навыка

3. Что тренировать

4. На грани юэа

5. Передняя шина и 100 % сцепления

6. Для trail-braking нужны нежные руки

7. Тормоза и перегазовка

8. Задний тормоз

9. Попробуйте сами

10. Пользуйтесь, только осторожно

11. Скользко или нет

12. Автоблокировочная и комбинированная системы

13. Снижение усилия

14. Уроки гоночной трассы

15. Trail-braking: точный подбор скорости

16. Главный закон тренировок

Часть 7. Все о внешних факторах.

1. Будьте готовы

2. Сначала представьте, потом поезжайте

3. Проверьте скорость

4. Сырость

5. Холодные шины плохо держат дорогу

6. Мотоцикл

7. Смена шин

8. 100 единиц сцепления

9. Человеческий фактор

10. Повороты - поиск правильной траектории

11. Отличный вход в поворот

12. Широкий вход - отличное торможение и грамотное руление

13. От входа до апекса

14. Ранний апекс

15. Слишком поздний апекс

16. Повороты с двумя апексами

17. Опасные повороты с уменьшающимся радиусом

18. Поймать апекс

19. Уроки гоночной трассы

Часть 8. Пора на трек.

1. Гоночный трек, а не гонки

2. Мой первый раз и мой первый правильный газ

3. Время круга

4. Незнакомый новый мир

5. Открытия на треке

6. Обратная сторона

7. Важные подсказки

8. Взаимодействие между водителями

9. Обгоны

10. Большие надежды

11. Прогрев шин

12. Перерыв на обед

13. Цели

14. Окончание дня

15. Ошибки на гоночных трассах

16. Флаги

Часть 9. Выжить в городе.

1. Начните с навыков

2. Одевайтесь как следует и следите за скоростью

3. Может ли каждый стать мотоциклистом? Нет

4. Будь грузовиком, будь велосипедистом

5. Пробивайтесь через трафик

6. Мертвая зона и смертельная зона

7. Правильная позиция не всегда слева

8. Каждые пять секунд

9. Ваша мертвая зона

10. Классификация видов

11. Читаем траффик

12. Запасной вариант

13. Уроки гоночной трассы

Часть 10. Поездки в группе.

1. Вербальное общение - несколько советов

2. Общение жестами - несколько советов

3. Темп

4. Темп и катание в группе

5. Это не гонка

6. Гонщик

7. Кататься с запасом

8. Не пригибайся

9. Правила поведения в группе помогают выжить

10. Уроки гоночной трассы

Эпилог.

Ник Йенач. Техника спортивной езды. Как развить навыки, улучшающие скорость, безопасность и уверенность на улицах и треках.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Путь к правильным навыкам – тренировки, тренировки, тренировки… Парень, написавший эту книгу, видел своими глазами, как много работают лучшие гонщики, чтобы достичь вершины и остаться на ней.

Ник осваивал дерт-трек на моем калифорнийском ранчо вместе с такими ребятами, как Уэйн Рейни, Эдди Лоусон, Джон Косински и с моими сыновьями – Кенни Младшим и Кертисом. Езда по асфальту всего лишь игра, по сравнению с тренировками на дёрт-треке.

Впервые я встретил Ника в 1990 году, он тогда приехал на Ранчо с Эдди Лоусоном. В то время он только начинал гоняться в классе 250. Журналист – всегда геморрой, так что мы как следует его погоняли в мотокроссе и дерт-треке. Но он не жаловался.

Младший тогда начинал гоняться на 250-ке в чемпионате WERA, так что я следил краем глаза за спортивными новостями. Из них-то я и узнал, что Ник несколько раз финишировал в первой тройке в чемпионате АМА. Неплохо он выступал и на четырехтактных Хондах. Недурно для журналиста.

Эта книга посвящена не гонкам, а, в основном, вождению по дорогам общего пользования. Где цель не исчерпывается только улучшением времени на круге. Большинство людей машину как следует водить не могут, что уж говорить о мотоцикле.

Надеюсь, что «Техника спортивной езды» кому-то поможет. Я верю в тренировки и технологии, и это относится к любому уровню – и к Мото ГранПри, и к простым покатушкам по выходным. Я знаю, что Ник много лет писал статьи в мотожурналы о гоночных приемах, так что я уверенно рекомендую эту книгу. Мне нравится все, что улучшает навыки вождения.

Ник упомянул, что ему помогла моя книга – «Приемы вождения мотоцикла». Надеюсь, что его книга поможет вам. Он много работал над собой, и эта книга – кульминация его усилий. Кенни Робертс.

Часть1. СЛАБОЕ ЗВЕНО.

Чтобы найти главную техническую проблему – посмотрите в зеркало

Полистайте каталоги – большинство современных мотоциклов способно разогнаться до 60 миль в час менее, чем за 3 секунды. По этому показателю они превосходят почти все суперкары. Очевидно, что уровень мастерства среднестатистического мотоциклиста не поспевает за развитем технологий. Когда вы сядете на последнюю модель японского, немецкого, итальянского или американского мотоцикла, то сразу поймете, что мастерства не хватает.

Чтобы найти слабое звено в системе человек-мотоцикл, посмотрите на водителя – это именно то, что нужно улучшить. Если вы научитесь как следует управлять байком, то не только станете ездить быстрее, но и станете получать больше удовольствия от каждой поездки.

Но способности гонщика не значат ничего, если у него отсутствует здравый смысл. Не важно, как здорово вы ездите на скорости 100 миль в час, у вас будут проблемы, если вы попробуете проехать на этой скорости тренировочную площадку мотошколы. Не достаточно уметь откручивать ручку, нужно понимать где и когда это делать.

Водитель – главный фактор, влияющий на гоночные качества мотоцикла. Впервые я понял это в 1985 году, во время 24-х часовой гонки на Уиллоу Спринг Рейсуэй. Дэннис Смит, владелец тюнинговой мастерской Cycle Tune, попросил меня пилотировать подготовленную для Билли Фостера Yamaha FZ750, наверное лучший мотоцикл на тот день. И вот, где-то около полуночи я обнаружил себя несущимся сквозь тьму со скоростью, которая казалась мне просто огромной. Тогда я был уверен, что никто на земле не сможет ехать так быстро.

Примерно через десять минут, в повороте номер восемь, меня обогнал по внешнему радиусу FJ600 и ушел в точку. Прежде, чем я заехал в боксы, этот берсерк обогнал меня еще раз. А ведь FJ изначально медленнее FZ, и наверняка был хуже подготовлен. До той гонки я был уверен, что мощность и настройки выигрывают гонки. Кевин Шванц доказал мне обратное.

Молодой техасец гонялся на это мотоцикле круглый год и знал все его слабые и сильные стороны. Шванц просто слился с байком в одно целое – вы поймете, что это значит, когда это случится с вами. И хотя FJ был на 30 лошадиных сил слабее моего мотоцикла и с трудом прошел бы техосмотр, парень за рулем знал все его повадки. К счастью для Cycle Tune, другие гонщики команды Шванца не могли поддерживать его темп, поэтому мы тогда выиграли гонку. Но для меня та гонка стала отличным уроком. Я понял, что гонки выигрывают гонщики, а не мотоциклы. Пилот не просто часть успеха, он – его главная составляющая.

Как правильно сидеть на мотоцикле.

  • 1. На верхней картинке мотоциклист сидит слишком далеко от бака. Руки прямые и локти напряжены. В таком положении теряется контроль над передним колесом и управление мотоциклом становится резким. К тому же, выпрямленные руки не амортизируют неровности дороги, тем самым значительно затрудняют управление.
  • 2. На среднем рисунке мотоциклист сидит очень близко к баку. Из-за этого выпрямляется спина и тянет за собой руки. Чем прямее спина, тем ровнее будут руки. Такая позиция делает пилота как бы закрытым. Он не может двигаться в маневрах и свешиваться в поворотах, нагружая подножки.
  • 3. На нижнем рисунке изображена идеальная позиция. Расстояние до бака примерно 1 дюйм (2,5 см.). Спина слегка согнута и руки тоже. Управлять рычагами в таком положении максимально удобно. Ноги становятся подвижными, это облегчает переключение передач и дает возможность двигать телом при необходимости.

БОРТОВОЙ ИНЖЕНЕР

По мере того, как вы будете читать книгу, вы станете придавать все меньше значения настройкам мотоцикла. Вы узнаете, как влияют на мотоцикл ваше управление, положение вашего тела и даже направление вашего взгляда.

Водитель – это бортовой инженер, способный сместить вес вперед, назад или в сторону. Именно водитель выбирает обороты двигателя, а это влияет не только на ускорение или замедление, но и на угол наклона в повороте. Если вы ловите расколбас, то не надо перенастраивать рулевой демпфер, достаточно ослабить хватку на руле. Байк, который не ложится в поворот, не потребует увеличения высоты задка, если гонщик сбросит газ и нагрузит внутреннюю подножку.

Кевин Шванц никогда не стал бы чемпионом ГранПри, если бы постоянно жаловался на настройки байка. Короче – хватит думать о паре лишних щелчков при настройке подвески, или о прямотоке, или о тюнинговых жиклерах. Работайте над своими навыками, чтобы выжать из байка максимум.

ХРАБРОСТЬ ТУТ НИ ПРИ ЧЕМ

В мотомире придается большое значение уровню тестостерона. Но безбашенность нужна для прыжков с тарзанки, а не для езды по улицам. Навык и собранность позволяют достичь гораздо большего. Добавьте к этому ум, интуицию и мотивацию – и вы станете хорошим водителем.

Конечно, я не смогу научить интуиции, но вы удивитесь, какой прирост мастерства дает самый небольшой совет. Даже тот факт, что вы анализируете вашу езду, поможет улучшить навыки, а значит получать больше удовольствия от катания. В конце концов, если уж вы взялись за что-то, почему бы не научиться делать это хорошо?

motoamerica.ru

Безопасное вождение мотоцикла | В стиле Чоппер

- Приближаясь в потоке первым к красному сигналу, следует подтормаживать заранее и прерывисто, чтобы привлечь внимание водителей, которые едут сзади.

- Останавливаясь на светофоре, нужно оставаться на передаче и контролировать ситуацию позади, пока не убедитесь, что сзади поток машин на вашей полосе действительно остановился.

- На склоне паркуйтесь передним колесом на подъем. Затем, во время начала движения, гораздо легче будет откатить мотоцикл назад, чем толкать его опять в горку, и не следует забывать про подножку.

- Необходимо стараться быть заметным для остальных участников движения. Не следует двигаться по краю полосы – у вас нет права занимать всю ее ширину.

- Если это безопасно, то на пустых дорогах можете имитировать объезды препятствий и практиковать резкие торможения.

- Если возникла острая необходимость затормозить в повороте, то сначала спрямите траекторию.

- Почаще очищайте стекло шлема или с собой берите спрей для его очистки – даже незначительные пятнышки на нем приводят к тому, что глаза сильно напрягаются, поэтому могут отвлечь в неподходящий момент.

- Затычки для ушей (как те, что носят пассажиры при полетах на вертолете или строители), снижают усталость при длительной поездке.

- Если вы привязываете багаж эластичными ремнями, то нужно не накидывать их сверху, а продевать сквозь багаж.

- Предпочтительнее кожаная одежда, она плотнее прилегает к телу, а также препятствует проникновению ветра. Минимальный набор одежды – это кожаная мотоциклетная куртка с защитой, кожаные перчатки, шлем, длинные штаны, ботинки. Дополнительно можно использовать затычки для ушей и кожаные штаны.

- При езде в жаркую погоду можно использовать смоченный в воде шейный платок или бандану.

- Дорожная разметка в сухую погоду скользкая и почти с нулевым коэффициентом сцепления в мокрую.

- В поворот нужно входить по широкой дуге, это увеличит в повороте сектор обзора, что очень важно.

- Важно знать, что тяжелые транспортные средства при большой скорости позади себя создают зону разряжения и рассекают воздух, таким образом, создавая вокруг себя воздушные потоки. А сочетаясь с боковым ветром, это может вызвать трагедию.

-В дождь следует двигаться по следам шин транспорта, который едет впереди.

- По возможности подавайте сигналы, как электрическими указателями, так и руками. Иногда данный прием работает намного лучше, чем одна мигалка, потому что люди иначе реагируют на непривычные, но понятные жесты, поэтому их реакция на вас мгновенно мобилизуется.

Заметка: продвижение в группы социальных сетях становится всё разнообразней и изощрённей. Но всё равно одним неизменным методом является качественное содержимое.

www.chopper-style.ru