Емкостной датчик уровня топлива. Самодельный датчик топлива на мотоцикл


Лада 2106 1.9i А внешне простая 06 › Бортжурнал › Указатель уровня топлива своими руками

В связи с отсутствием в линейке датчиков AUTOGAUGE указателя уровня топлива, пришлось делать самому.Родные 06 указатели температуры масла, о/ж, уровня топлива работают по единой схеме и имеют одинаковое нутро, а отличаются только маркировкой шкалы.Температурные указатели AUTOGAUGE работают по той же, ВАЗовской схеме. По этому смело взял указатель температуры двигателя AUTOGAUGE, на 52 мм.в него вставил шкалу от датчика разряжения, как наиболее подходящую по смыслу.

Далее поменял акантовку под 06 идеологию и все. Без каких либо доработок он согласился работать со стандартным уровнем топлива в баке.Под шкалу спрятал светодиод критического уровня топлива и уровня воды в омывателях.На первый план вылезла другая проблемка:Датчик уровня топлива из за формы бака установлен таким образом, что при разгоне, торможении, неровносях безин плещется и стрелка начинает плясать.Если раньше с родной шкалой, где от полного бака до пустого ход, стрелки был 90градусов это было не критично, то в новом приборе 270градусов,стрелка стала гулять куда больше и это стало напрягать.Решение не трудное, просто установили электролитический конденсатор на 20 000 мкФ х 25В. между «массой» и клеммой Д.(на провод от датчика уровня на указатель)

Нравится 281 Поделиться: Подписаться на машину

www.drive2.ru

Самодельный указатель уровня топлива | Авто Байк

Уровнемер. Рассказывают, что когда только начиналась творческая карьера Аркадия Райкина, он выступал с короткими миниатюрами вроде этой. «Интересно, сколько бензина осталось в баке?» — подумал водитель и нагнулся к горловине с горящей спичкой. Сгоревшему было двадцать два года...»

Конечно, шутки — шутками, но даже сегодня ни один из отечественных мотоциклов не оборудован системой контроля за уровнем топлива. И в первую очередь ее наличие желательно на машинах для начинающих мотоциклистов, мопедах и легких мотоциклах, поскольку пока наберется необходимый опыт определения расхода «на глаз», проходит очень много времени. А ведь сделать такую конструкцию своими руками под силу даже подростку.

Итак, самодельный указатель уровня топлива, смонтированный в баке. Устройство прибора показано на рисунке. Внутри штатной пробки топливного бака располагается пластмассовый двухцветный шар (одна половина выкрашена в белый, другая — в синий цвет). Шар может поворачиваться на оси, сделанной из алюминиевой вязальной спицы диаметром 3...4 мм. К рычагу, выгнутому из такого же материала и прикрепленному к шару, присоединен легкий поплавок из небольшого пластмассового флакона от косметики или лекарств. Удобнее всего стыковать рычаг и с шаром, и с поплавком с помощью двух гаек и двух шайб с каждой из сторон. Не забудьте, что соединение рычага и поплавка должно быть полностью герметичным, в противном случае топливо приникнет внутрь флакона, он опустится на дно бака, и прибор «выключится».

Работает уровнемер очень просто. Когда бак пуст, поплавок опускается на дно (положение Б), и в отверстие (оно имеет форму канистры) будет видна только белая часть шара. Когда же бак полон (положение — А), «наполненной» окажется и «канистра» на пробке — в отверстии появится синяя половина шара. Промежуточные значения количества топлива в баке указывает граница раздела цветов. Шкалу прибора можно отградуировать и в литрах.

Пробка бака сверху закрывается прозрачным колпачком из органического стекла — его можно отштамповать из листа толщиной 2— 3 мм, используя в качестве матрицы лист фанеры толщиной 6— 10 мм, а в качестве пуансона — любой предмет со сферической поверхностью (например, деревянный «грибок» для штопки или даже электролампу подходящего размера). Нагревать оргстекло следует осторожно — лучше над электроплитой или, в крайнем случае, над уменьшенным до предела пламенем газовой конфорки. Для того чтобы на колпачке образовался плоский фланец (это необходимо для надежной герметизации), при ні гам попке следует воспользоваться еше одним листом фанеры с круглым отверстием. После обрезки колпачок закрепляется на пробке с помощью двух дюралюминиевых колец, прокладки из бензомаслостойкой резины, а также трехмиллиметровых винтов с «потайной» головкой.

Если вы решили оборудовать свой мопед или мотоцикл таким же –помощник указателем уровня топлива, учтите, что поплавок и рычаг должны легко извлекаться из бака при заправке топливом. Обратите также внимание, что пластиковые шар и поплавок должны быть из материала, стойкого к топливу, например, полиэтилена. В частности, нежелательно пользоваться изделиями из полистирола и некоторых других пластмасс. В любом случае сначала нужно убедиться, что бензин не растворяет используемый материал, а затем делать из него детали указателя.

И. ЕВСТРАТОВ, инженер

avtobike.com

Емкостной датчик уровня топлива — Меандр — занимательная электроника

Читать все новости ➔

Емкостной датчик - это такой вид датчиков, в которых для измерения уровня жидкости не используют механические элементы (поплавка нет!). Измеряется даже не сама жидкость, а диэлектрическая проницаемость вещества между электродами, которая прямо пропорциональна количеству жидкости между ними (или не очень прямо, в физику углубляться не будем).

Без поплавка? Как это возможно?

Вместо поплавка ставим две трубки (одна в одной, так чтобы они не прикасались друг к другу) - получается конденсатор, который меняет свою емкость в зависимости от количества изолятора между его пластинами. В качестве изолятора выступает бензин.

Контроллер проводит измерения и превращает результаты измерения в показатели стрелки. (Своего рода тестер, но с одной функцией - измерение емкости конденсатора).

Общая информация

Емкостные датчики изготавливаются серийно на любую длину (допускается обрезка датчика пилой до 30% от длины). Цена от 350 грн. Есть модели для стрелки, есть модели для подключения к КАН линии (для авто в который является центральный компьютер). Но данные датчики требуют подтянуть к ним 12 вольт и не имеют выхода на лампочку. (Ну по крайней мере я таких не встречал). Поэтому я, имея в запасе базовое понятие в программировании и принципе работы датчика, решил сделать свою модификацию.

О принципе работы

Зайду из далека ... По сути датчик - это две трубки - одна меньшего диаметра, вторая большего диаметра. Если этих двух трубки запихнуть друг в друга так, чтобы они не касались друг друга - то получится конденсатор. Конденсатор - это такая штука которая умеет накапливать электрический заряд (своего рода батарейка, но очень малой емкости). И как любая батарейка накопления заряда занимает определенный промежуток времени. То есть если на тех две трубки подать 1 Вольт - это то вольт на трубках начнет накапливаться (сначала там будет 0,01В, затем 0,02В ... до 1В). Измерив время накопления того вольта на стенках трубок можно вычислить их емкость. Формулы пропускают ... 🙂

Возникает вопрос, как измерить тем конденсатором уровень бензина? Очень просто! Все знают, что воздух ток не проводит. Но на самом деле это не так. Оно проводит, но очень плохо. Так же бензин - ток не проводит. То есть проводит, но тоже очень плохо. Однако чуть лучше чем воздух.К чему это я ... То есть, когда мы те трубки заряжаем - то часть заряда убегает через воздух. И мы на заряд тратим больше времени.

Когда же трубки погрузить в бензин - на их заряд - надо еще больше времени (бензин проводит ток лучше). Причем чем больше мы их в бензин окунаем, тем больше времени нужно на то, чтобы их зарядить.

А дальше все просто. Задача контроллера - измерить это время и превратить его в показания стрелки.

На практике разница во времени заряда трубок на воздухе и в бензине очень мала - меньше миллисекунды. Точно не скажу, ибо без опыта расчетов под рукой. Но для микроконтроллера, который выполняет 8000000 операций в секунду - это очень большой промежуток времени, и он может различить более 200 значений этой разницы. 40л / 200 = 200 грамм. НЕ точность аптекаря, но для ориентировки в запасе бензина вполне достаточно.

Ну и теперь непосредственно о самом приборе.

Как видно из схемы - основой является контроллер Atmega8 и таймер NE555 (подключен по схеме мультивибратора). В качестве конденсатора, который задает частоту таймера - выступает зонд. Строение зонда очень просто. Это по сути есть две трубки с любого металла, расположенных друг в друге (я использовал два фотобарабана от картриджей лазерного принтера). Данный зонд находится в середине бака. И в зависимости от количества бензина - меняет свою емкость. Изменение емкости - меняет исходную частоту таймера. Контроллер измеряет частоту и с помощью ШИМ - формирует сигнал для приборной панели.

Для датчика нужно дополнительного питания. Он питается от тока, проходящего через лампу "аварийного запаса бензина". Ток, потребляемый - недостаточный для того, чтобы лампочка светила, однако, когда уровень бензина снижается ниже отметки 5% - контроллер создает дополнительную нагрузку (замыкая вход LAMP на минус с работодателем ШИМ сигнала с скважностью 20%) и лампочка загорается. В период свечения лампочки - контроллер питается от тока, накопленного на конденсаторе C2, а диод не позволяет ему разрядиться через нагрузочный транзистор. Полевые транзисторы  установил те, которые были под рукой. В принципе - подойдут любые, которые могут выдержать ток больше 500мА (если в приборной панели стоит 5 ваттная лампочка).

Подключение

В 90% автомобилей - датчик топлива выполнен однотипно (в виде потенциометра, к которому подведено три проводника "-", вход стрелки, вход лампочки). Так же подключается и этот датчик через разъем J2.

Назначение выходов разъема J2:

  1. GND;
  2. Вишид указателя стрелки;
  3. Выход лампы аварийного запаса топлива.

Назначение выходов разъема J1:

  1. Внутренняя трубка зонда;
  2. GND.

Дополнительные материалы:

Текст программы

Инструкция по изготовлению;

Архив к проекту: yemnistnij-datchik-rivnya-paliva

Источник: cxemu.te.ua

Возможно, Вам это будет интересно:

meandr.org