Против танка на квадроцикле. Почему спецназу ВСУ не очень нужна броня. Применение мотоциклов в боевых действиях
как мотоциклы использовали в военных действиях
С момента приручения лошади и изобретения колеса человек использовал все возможные средства передвижения в военных целях. Колесницы, телеги, автомобили. Не обошла эта участь и мотоцикл. Мы решили разобраться в эволюции военных мотоциклов от первых моделей с начала XX века до наших дней
Первым военным «мотоциклом» принято считать представленный в 1898 году Фредериком Симсом Motor Scout. Пальма первенства в данном случае досталась британскому детищу спорно, так как изобретение Симса имело четыре колеса, однако по всем остальным показателям это был именно мотоцикл. Имея в своей основе велосипедную раму и седло, Motor Scout Симса был оснащен полуторасильным двигателем французской фирмы De Dion-Bouton , пулеметом системы Максима и бронированным щитком, который защищал грудь и голову стрелка. Помимо водителя-стрелка, Motor Scout мог нести на себе 450 килограммов снаряжения и топлива, которого ему было достаточно на 120 миль пробега. К сожалению, в связи с окончанием Англо-бурской войны изобретение Фредерика Сима не получило широкого распространения в армии.
MOTOR SCOUT
Первая мировая войнаК началу Первой мировой войны идея ввести мотоциклы в армию окончательно укоренилась в умах военачальников всех прогрессивных стран. Основной причиной этого стала вполне рациональная задумка заменить лошадей моторизированной техникой. Именно благодаря этому первыми в армии мотоциклы получили курьеры и вестовые солдаты, однако многие армии не стали ограничивать себя только таким их использованием. Первые мотоциклы, усиленные пулеметами, появились в германской армии. В отличие от изобретения Симса, это были модернизированные гражданские мотоциклы, которые не отличались хорошей броней. Стоит заметить, что попытки создать бронированный мотоцикл продолжались вплоть до пятидесятых годов XX века, однако ни к чему так и не привели. Несмотря на этот недостаток, немецкие «передвижные пулеметные точки» были успешно применены в некоторых операциях на фронтах Первой мировой.
Следующим шагом в развитии военной мототехники стало вполне логичное появление передвижных ПВО. Авиация уже перестала использоваться только в качестве разведки и стала эксплуатироваться наравне с остальной техникой в боевых действиях. В связи с этим появилась потребность отбивать атаки с воздуха, для чего на мотоциклы установили крупнокалиберные пулеметы.
К сожалению, на протяжении Первой мировой войны мотоцикл редко выходил на поле боя. Основным его занятием была перевозка раненых, курьерская служба и оперативная доставка различных грузов, в том числе и топлива для остальной техники.
В Первую мировую мотоцикл редко выходил на поле боя. Основным его занятием была перевозка раненых, курьерская служба и оперативная доставка различных грузов.
Послевоенная лихорадка
После окончания Первой мировой войны все страны-участницы, по достоинству оценившие все плюсы мототехники на поле боя, начали разрабатывать новые виды мотоциклов. Многие из них были чересчур футуристичны для своего времени. Так, например, в 1928 году французы представили новый мотоцикл Mercier. Основным его отличием от прочих коллег по цеху являлось переднее гусеничное колесо, что для того времени казалось весьма свежей идеей. Позже, в 1938 году, также француз, инженер Леэтр, представил свой мотоцикл под названием Tractorcycle. Как следует из названия, Леэтр модернизировал модель 1928 года, сделав свой мотоцикл целиком на гусеничном ходу. Казалось бы, легкая броня и высокая проходимость должны были сделать эту модель идеальным военным мотоциклом, однако существовал ряд серьезных недочетов: большой вес (400 килограммов), низкая скорость (при моторе мощностью 500 кубических сантиметров он развивал скорость всего лишь 30 км/ч) и плохая управляемость. Так как поворот мотоцикла осуществлялся изгибанием гусеницы, при повороте мотоцикл был крайне неустойчив. Позже Леэтр добавил в свою конструкцию боковые колеса, но армия так и не заинтересовалась его разработкой.
Нестандартную модель военного мотоцикла создавали и в Италии. Конструкторы компании Guzzi представили трицикл, оснащенный пулеметом и все тем же бронещитом, однако отличительной чертой этого мотоцикла было то, что пулемет оказался направлен назад и развернуть его не было никакой возможности.
В Бельгии тоже пытались создать что-то оригинальное, и в 1935 году концерну FN это удалось. Бельгийские конструкторы представили более простую модель бронированного мотоцикла M86. По сравнению с остальными европейскими «коллегами» M86 получился удачным: мотоцикл был оснащен форсированным двигателем на 600 кубических сантиметров, усиленной рамой, бронелистами, закрывавшими мотоцикл и водителя по бокам и спереди. Также M86 мог нести с собой целиком закованную в броню коляску, на которую был установлен пулемет системы Браунинга. За все время производства было произведено около 100 подобных мотоциклов, которые стояли на вооружении таких стран, как Румыния, Боливия, Китай, Венесуэла и Бразилия. К сожалению, ни одного экземпляра не сохранилось.
Помимо различных малоприспособленных для жизни идей, развивалась и «обычная» мотоиндустрия. Особенно ярко это было заметно в Германии. После окончания Первой мировой войны по условиям мирного договора Германии было запрещено производить все виды вооружения, однако про мототехнику не было ни слова. В связи с этим в Германии начался настоящий рассвет мотостроения. Основным фактором для развития этой сферы являлось то, что мотоцикл мог приобрести средний житель разоренной страны, тогда как автомобиль оставался уделом богатых. Именно это и подстегнуло компанию BMW переключиться с производства запчастей для поездов на мотоциклы и вступить в состязание со вторым крупным производителем мотоциклов в Германии, фирмой Zundapp.
Поначалу BMW не представили ничего нового, устанавливая на свои мотоциклы оппозитный двигатель М2 В15, который фактически копировал английский мотор Douglas, но уже к 1924 году инженеры представляют созданный с нуля первый серийный мотоцикл BMW R32.
Но время шло, и с начала 1930-х годов баварский концерн понял необходимость создания специализированного военного мотоцикла. Именно таким стал BMW R35. В отличие от свих предшественников он имел телескопическую переднюю вилку и более мощный двигатель, объемом 400 кубов. Важным моментом для армии являлась карданная передача, которая отличалась высокой износостойкостью относительно цепной. Конечно, были у R35 и «старые болячки», например жесткая задняя подвеска. Иногда при больших нагрузках рама лопалась, но это не помешало R35 встать в строй. Этот мотоцикл пользовался успехом как в пехоте, моторизированных частях и медсанбатах, так и в полиции. Производство BMWR35 продолжалось до 1940 года, после чего он уступил место узкоспециализированным военным мотоциклам.
БЕЛЬГИЙСКИЙ FN M86
НЕМЕЦКИЙ BMW R32
BMW R35
Одновременно с моделью R35 BMW выпускал модель R12. Фактически это был улучшенный вариант R32. Мотоцикл имел двигатель объемом 745 кубических сантиметров и телескопическую вилку с гидравлическими амортизаторами, что делало его на класс выше, чем R35. Создавая военную версию R12, из конструкции был удален один из двух карбюраторов, что понизило мощность с 20 лошадиных сил до 18-ти. Благодаря низкой цене и хорошим показателям, модель R12 стал самым массовым мотоциклом в немецкой армии. С 1924 года по 1935-й было выпущено 36000 таких мотоциклов. Как и большинство мотоциклов фирмы BMW, R12 выпускался как «соло», так и с коляской. Выпускаемая фирмой «Royal» она была любопытна тем, что не имела ни одного сварочного шва и обладала специально разработанной рессорой для бережной транспортировки раненых.
Последним, но не менее интересным мотоциклом, в ветке довоенных BMW была модель R71. Выпускаемый с 1938 года в четырех модификациях, он был родоначальником советского военного мотопроизводства.
Помимо BMW, в промышленной гонке участвовал и вышеупомянутый мотоконцерн Zundарр, который так же выполнял государственные заказы. Zundарр поставлял три основные модели: К500, КS600 и К800. Большой популярностью среди солдат пользовалась модель К800 с коляской. Благодаря своей дешевизне они легко попали «на вооружение», однако из всей ветки, представленной фирмой Zundарр, только К800 мог состязаться с BMW R12. Также К800 был интересен тем, что только это единственная четырехцилиндровая модель, стоявшая на вооружении в германской армии. Эта особенность была отчасти и недостатком, так как задние цилиндры у К800 плохо охлаждались, что приводило к частому замасливанию свечей.
В России же в ходе и после окончания Первой мировой войны своего мотопроизводства практически не было. Так продолжалось вплоть до 1930-х годов. Именно тогда, в момент технического переоснащения Красной армии, появилась потребность в собственном мотоцикле, который мог бы перенести все тяготы русской погоды. Первыми специально разработанными для армии отечественными мотоциклами были Л300 и ХМЗ 350. Фактически ХМЗ 350 был копией американского Harley-Davidson, однако российский аналог сильно уступал в качестве западному мотоциклу, и от него было решено отказаться. На его замену встал выпускаемый с 1931 года ТИЗ-АМ600. Этот мотоцикл был разработан и поставлялся только в армию. Являясь сочетанием «Харлея» и некоторых британских веяний, ТИЗ-АМ600 был собственной разработкой отечественного автопрома, хоть и не особо выдающейся.
В 1938 году отечественные КБ представляют сразу несколько моделей: Иж-8, Иж-9 и Л-8. Самым ярким и удачным среди представленных мотоциклов был Л-8. Относительно мощный верхнеклапанный двигатель в 350 кубических сантиметров был гордостью отечественного мотопроизвоства. Но несмотря на то что модель Л-8 выпускалась сразу на нескольких заводах по всей России, мотоцикл не отвечал всем потребностям армии. Связано это было с тем, что каждый завод вносил свои поправки в проект мотоцикла, что привело к отсутствию унификации в запчастях и превратилось в серьезную проблему в боевых условиях.
НЕМЕЦКИЙ ZUNDАРР К800
СОВЕТСКИЙ ТИЗ-АМ600
СОВЕТСКИЙ Л-8
Вторая мировая война
Kraftrad («силовое колесо») — именно так в Германской армии называли мотоциклы. Именно отсюда появилось сокращение «Krad» или буквы «К» и «R» в обозначении некоторых мотоциклов. Но обо всем по порядку.
С 1940 года в германской армии начались настоящие реформы. Несмотря на успех почти всех довоенных моделей BMW и Zundарр, командование требовало от производителей абсолютно нового класса: тяжелых мотоциклов. Первыми и единственными в своем роде стали два мотоцикла: BMW R75 и Zundapp KS750. Это были специально разработанные для передвижения по бездорожью «тягловые лошадки». Оборудованные приводом колеса коляски и специальной скоростью для бездорожья, оба мотоцикла зарекомендовали себя как нельзя хорошо. Однако из-за высокой цены эти мотоциклы поставлялись сначала в африканский корпус и парашютно-десантные части, а после 1942 года в войска СС. Также в 1942-м было принято решение выпускать новый усовершенствованный мотоцикл Zundapp KS750 с коляской BMW 286/1, но, к сожалению, этой модели так и не удалось увидеть свет. Его производство должно было начаться после выполнения заказа на производство 40 тысяч R75 и KS750, которых за все время войны было выпущено всего около 17 тысяч.
Чем-то абсолютно новым для немецкой армии стал полугусеничный мотоцикл Sd. Kfz. 2, известный как Kettenkrad. Выпускаемый с 1940-го по 1945-й, Kettenkrad был предназначен для передвижения легких орудий и был больше тягачом, нежели мотоциклом. Внутри этой модели стоял полуторалитровый двигатель фирмы Opel. Всего за годы войны было произведено 8733 подобных агрегатов, которые в основном поставлялись именно на восточный фронт. Гусеничная тяга прекрасно справлялась с русским бездорожьем, но были у них и свои недостатки. Kettenkrad часто переворачивался на резких поворотах, а из-за системы посадки водитель не мог быстро спрыгнуть с мотоцикла. Также на Sd. Kfz. 2 нельзя было заезжать на возвышенности по диагонали.
Несмотря на успех почти всех довоенных моделей BMW и Zundарр, командование требовало от производителей абсолютно нового класса: тяжелых мотоциклов.
О появлении полноценного мотоцикла в российской армии существует легенда: Когда в 1940 году комитету по бронетанковым войскам были представлены все новейшие моторазработки почти всех стран, кто-то из высокопоставленных военных чинов спросил: «На чем наступают немцы?» В ответ ему указали на BMW R71. С этого момента началась разработка мотоцикла М72. Первая партия этих мотоциклов вышла с конвейера в июле 1941 года, уже после вторжения германских войск на территорию СССР. М72, фактически не отличался от R71: он имел простую конструкцию, оппозитный нижнеклапанный двигатель, обеспечивающий низкий центр тяжести, обладающий мощностью в 22 л. с., дуплексную трубчатую раму с использованием труб переменного сечения, переднюю вилку с гидравлическими амортизаторами, карданный привод заднего колеса и питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора. Конечно, мотоцикл был не быстрым (максимальная скорость М72 — 90 км/ч), но с высоким крутящим моментом, что было большим преимуществом для военной машины.
BMW R71 произвел впечатление и на американских конструкторов. Так, двухцилиндровый двигатель R71 с четырехступенчатой коробкой передач и привод карданным валом на заднее колесо американское производство «посадило» на классическую основу фирмы Harley-Davidson, получив при этом новый мотоцикл Harley-Davidson 42ХА. В основном этот мотоцикл использовался в Северной Африке. В то же время на конвейер встал и Harley-Davidson WLA42. Военный мотоцикл WLA42 был потомком гражданского Harley-Davidson WL и отличался от своего «мирного брата» только усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые не позволяли грязи попадать внутрь двигателя. Также на нем были установлены багажник, кожаные кофры и кобура для автомата Thompson М1А1. Внутри же мотоцикл имел V-образный двухцилиндровый двигатель на 740 кубических сантиметров, что позволяло ему развивать внушительную для того времени скорость в 110 км/ч.
WLA42 поставлялся и советскую армию, где на него часто ставили коляску от отечественных моделей. Однако американцы поставляли в союзные армии и другие мотоциклы, такие как Indian, модели 741 Military Scott и Harley-Davidson WLA45.
Военный мотоцикл WLA42 был потомком гражданского Harley-Davidson WL. Он отличался от своего «мирного брата» усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые не позволяли грязи попадать внутрь двигателя.
Армейские мотоциклы после войныПосле окончания Второй мировой войны и окончательного распила Германии между странами-союзницами на арену снова вышел BMW R35, выпускавшийся немцами с 1935-го по 1940-е годы. В советской оккупационной зоне выпуск R35 возобновился в городе Айзенах в 1946 году. Безусловно, мотоцикл был доработан и изменен. В нем сменили электрооборудование и систему питания, а также добавили заднюю подвеску. Именно таким он и начал поступать в СССР. Мощный и неприхотливый, он пользовался большим спросом. Примерно то же самое происходило и с остальными мотоциклами Второй мировой. Их перекраивали и меняли, но суть оставалась та же.
Серьезной новинкой стал показанный в 1995 году «Урал» ИМЗ-8.107, который по сей день пользуется большим спросом. Оснащенный коляской Gear-Up, этот мотоцикл представляет собой дефорсированную версию гражданского ИМЗ-8.017. Этот мотоцикл может быть оснащен пулеметом, что делает его отличным экземпляром военного мотопроизводства.
Также сейчас популярен армейский Harley-Davidson с двухтактным одноцилиндровым двигателем «Ротакс» на 350 кубических сантиметров. Эта модель широко распространяется по всему миру и используется как мотоцикл разведки или сопровождения. Однако, как и большинство современных военных мотоциклов, «Харлей» имеет недостаток: он использует топливо JP-8. По своему составу JP-8 больше похоже на смесь авиационного керосина с дизельным топливом, что делает его непригодным для использования с обычными бензиновыми двигателями. Но есть и исключения. К примеру, мотоцикл HDT M103M1, созданный на базе известного Kawasaki KLR650, использует простое дизельное топливо, что является неоспоримым преимуществом. Также этот мотоцикл может похвастаться высокой экономичностью. При средней скорости 55 миль в час он проходит 96 миль на одном галлоне топлива.
«УРАЛ» ИМЗ-8.107
bazaistoria.ru
МОТОЦИКЛ В БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ - Ноябрь 1939 года
- Онлайн
- Архив
- Форум
- Wiki
- Купи авто
- Реклама
- Издания
- Журнал “За рулем”
- Газета “За рулем – Регион”
- Журнал “Купи авто”
- Журнал “Мото”
- Журнал “Рейс”
- Книги, Каталоги
- Подписка
- Товары и услуги
- Интернет магазин
- Товары ЗР
- Реклама
- Турбюро
- Реклама
- Подписка
- Архив
- Форум
- Wiki
- Купи авто
- Войти
- Анонсы
- Издания
- За рулем
- Газета "За рулем - Регион"
- Купи авто
- Мото
- Рейс
- За рулем
- Газета "За рулем - Регион"
- Купи авто
- Мото
- Рейс
- Книги и каталоги
- Новинки
- Популярная литература
- Техническая литература
- Марки и модели
- Все марки
- Acura
- Alfa Romeo
- Alpina
- Aston Martin
- Audi
- BAW
- Bentley
- BMW
- Brilliance
- Bristol
- Bugatti
- Buick
- BYD
- Cadillac
- Caterham
- Changan
- Chery
- Chevrolet
- Chrysler
- Citroen
- Cord
- Dacia
- Daewoo
- Daihatsu
- Delahaye
- Derways
- DFM
- Dodge
- Eriba moving
- FAW
- FBS
- Ferrari
- FIAT
- Fisker
- Ford
- Freightliner
- Geely
- GMC
- Great Wall
- Grinnall
- Gumpert
- Hafei
- Haima
- Hino
- Honda
- Horch
- Hummer
- Hymer
- Hyundai
- Infiniti
- International
- Iran Khodro
- Isuzu
- Iveco
- JAC
- Jaguar
- Jeep
- Jinbei
- Kamaz
- KIA
- Lamborghini
- Lancia
- Land Rover
- LDV
- Lexus
- Lifan
- Ligier
- Lincoln
- Lotus
- Luxgen
- Mahindra
- Man
- Maserati
- Maybach
- Mazda
- Mercedes-Benz
- Mercury
- MG
- Mini
- Mitsubishi
- Morgan
- Nash Ambassador
- Nissan
- Noble
- Opel
- ORCA
- Pagani
- Pegaso
- Perodua
- Peugeot
- Piaggio
- Pininfarina
- Polaris
- Pontiac
- Porsche
- Proton
- Renault
- Rolls-Royce
- Rover
- SAAB
- Saleen
- Samsung
- Saturn
- Scania
- Scion
- SEAT
- Setra
- Shuanghuan
- Skoda
- Smart
- Spyker
- Ssang Yong
- Steyr
- Strathcarron
- Studebaker
- Subaru
- Suzuki
- TATA
- Tianma
- Tianye
- Toyota
- Tucker
- Venturi
- Volkswagen
- Volvo
- Vortex
- Westfield
- Willys
- Xin Kai
- YAMAHA
- Zxauto
- Богдан
- ВАЗ
- Валдай
- ВИС
- Волжанин
- ГАЗ
- ГолАЗ
- ё-мобиль
- ЗАЗ
- ЗИЛ
- ЗИС
- ЗМЗ
- ИЖ
- КАВЗ
- Комбат
- КРАЗ
- ЛиАЗ
- МАЗ
- Москвич
- ОКА
- ПАЗ
- РОАЗ
- Сталкер
- ТагАЗ
- Тигр
- УАЗ
- Урал
- Поиск
- Анонсы
- За рулем
- Газета "За рулем - Регион"
- Купи авто
- Мото
- Рейс
- Книги и каталоги
- Марки и модели
- Поиск
- ЗР 2019
- ЗР 2018
- ЗР 2017
- ЗР 2016
- ЗР 2015
- ЗР 2014
- ЗР 2013
- ЗР 2012
- ЗР 2011
- ЗР 2010
- ЗР 2009
- ЗР 2008
- ЗР 2007
- ЗР 2006
- ЗР 2005
- ЗР 2004
- ЗР 2003
- ЗР 2002
- ЗР 2001
- ЗР 2000
- ЗР 1999
- ЗР 1998
- ЗР 1997
- ЗР 1996
- ЗР 1995
- ЗР 1994
- ЗР 1993
- ЗР 1992
- ЗР 1991
- ЗР 1990
- ЗР 1989
- ЗР 1988
- ЗР 1987
- ЗР 1986
- ЗР 1985
- ЗР 1984
- ЗР 1983
- ЗР 1982
- ЗР 1981
- ЗР 1980
- ЗР 1979
- ЗР 1978
- ЗР 1977
- ЗР 1976
- ЗР 1975
- ЗР 1974
- ЗР 1973
- ЗР 1972
- ЗР 1971
- ЗР 1970
- ЗР 1969
- ЗР 1968
- ЗР 1967
- ЗР 1966
- ЗР 1965
- ЗР 1964
- ЗР 1963
- ЗР 1962
- ЗР 1961
- ЗР 1960
- ЗР 1959
- ЗР 1958
- ЗР 1957
www.zr.ru
Мотоциклы ПМВ | SmolBattle
Использовали их не только как средство фельдъегерьской и курьерской связи (фото выше), но и как вполне самостоятельные боевые единицы.Сначала мотоциклы в бою пытались использовать в качестве передвижных огневых пулеметных точек линии фронта. Там где было жарче всего, быстро появлялись эти «тачанки» и исправляли ситуацию.Эксперимент удался и мотоцикл получил свою первую армейскую прописку. Дальнейшие его эволюции в военном качестве не очень отличались от первоначального использования.
Но дальше пошло: сначала службы тыла различных армий стали его использовать в качестве легкого транспорта доставки и топливозаправщиков.
Потом мотоциклы стали применять для оперативной эвакуации раненых с линии фронта.
Когда же у высшего генералитета всех воющих сторон (Россия, кстати, в этом вопросе была последней) произошло озарение, что воевать можно не только кавалерией, шашками, тогда еще новыми танками, бронепоездами, почти нескончаемыми людскими резервами, но и технологически — мотоцикл встал на полноценный воинский учет. В то время это были еще те нанотехнологии!Примерно в это же время в армии авиация перестала выполнять чисто разведывательную и курьерскую функции и тоже стала применяться в боевых действиях. Потребовались передвижные установки ПВО. И первым делом их поставили именно на мотоциклы.
Были попытки использования мототехники в качестве неких передвижных ДОТов. В силу того, что в данном качестве сам мотоцикл очень быстро выходил из строя изрешеченный пулями и осколками, эта идея провалилась.
Так же именно в Первую Мировую мотоцикл пошел в свое первое наступление.
Апогеем военной карьеры мотоцикла в этот период было то, что из него попытались сделать маленький сверхмобильный танк…
Фотоподборка по теме
smolbattle.ru
Против танка на квадроцикле. Почему спецназу ВСУ не очень нужна броня. Новости политики
Конфликты последнего времени совсем не похожи на классические театры военных действий с плацдармами, танками и самолетами
Ныне боевые действия все больше скатываются к таким способам ведения войны, которые ранее называли нетрадиционными или партизанскими. Не стала исключением и война на Донбассе, особенно в ее активной фазе лета 2014 г.
В тот момент отсутствовала как таковая линия фронта, кроме того, наблюдалось быстрое изменение тактической обстановки. В условиях степной зоны крайнюю эффективность показали мобильные группы - как со стороны наших, так и российских спецназовцев, которые активно действовали как минимум в приграничье.
В условиях такого рода войны спецназу катастрофически не хватало специализированного транспорта. Фактически спецназ действовал на волонтерских гражданских "внедорожниках", которые не в полной мере соответствовали предъявляемым к ним требованиям. Еще больше необходимость в специализированном транспорте возникла с принятием в качестве основной при подготовке нашего спецназа американской тактики применения мобильных групп - Small unit tactics.
Сама тактика достаточно хорошо прописана в наставлениях, отметим только, что фактически это так называемые "кавалерийские наскоки" - быстрые рейды, диверсии против военной инфраструктуры, снайперские и гранатометные засады против живой силы и бронетехники противника. Основу вооружения таких мобильных групп спецназа составляют крупнокалиберные снайперские винтовки, гранатометы, ПТУР и ПЗРК.
Причем интересно, что именно под такую тактику начинает закупаться современное западное оружие - те же "антиматериальные" винтовки "Баррет", противотанковые комплексы "Джевелин".
И встает вопрос о технике для передвижения бойцов спецопераций. Опять-таки придумывать нам уже ничего не нужно - в западных армиях на сегодня накоплен достаточный опыт использования мотоциклов, квадроциклов и багги, способных в разы увеличивать мобильность подразделений.
Квадроциклы и багги американской армии прекрасно зарекомендовали себя во время военных действий в Ираке и Афганистане, также ими американцы оснащали вооруженные группировки как правительственных, так и антиправительственных сил в целом ряде стран мира.
Нельзя сказать, что это открытие и наши военные не понимали важность таких видов транспорта. Уже летом 2014 г. волонтерами были созданы несколько весьма неплохих образцов. Создавались они в гаражах, фактически "на коленке" из того, что было "под рукой". Тут и Fantom на базе ВАЗ-2121 "Нива", и "Пегас", и многие другие поделки без названия.
Как показали реальные боевые действия отсутствие бронирования с лихвой компенсировалось маневренностью и скоростью таких багги.
В итоге уже к 2017 г. военные смогли сформулировать свои требования к такого рода аппарату - высокая скорость, масса до трех тонн (что дает возможность транспортировать вертолетом типа Ми-8), а также модульность вооружения.
Всем этим требованиям в полной мере отвечает армейское багги - ЛТА (легкий тактический автомобиль) от компании "Техимпекс", впервые представленный на выставке "Оружие и безопасность-2017" в Киеве.
Новая машина отличается 2-литровым дизельным двигателем мощностью 240 л. с., который обеспечивает машине рекордные 130 км/ч по пересеченной местности. Как утверждает производитель, предусмотрена возможность установки крупнокалиберного пулеметам и автоматического гранатомета.
Внедорожник имеет легкий длинный корпус, большие колеса и низкую посадку. Все это делает багги чрезвычайно устойчивым и маневренным транспортом, способным передвигаться по любой поверхности и делать резкие повороты.
По открытым источникам сложно сказать, покупаются ли такие аппараты для нужд спецпоздразделений, однако по неофициальным данным партия таких багги уже поступила на вооружение армии.
Известно также о закупках для Сил специальных операций ВСУ и еще одной новинки - квадроцикла Can-Am Commander 1000 XT. Эти аппараты с двигателем мощностью 85 л. с. спокойно может форсировать болота, мелкие речки с и при этом везти 272 кг груза. Как раз хватит для крупнокалиберного пулемета с хорошим боекомплектом или противотанкового ракетного комплекса.
А еще ранее, в 2015 г., для нужд Национальной Гвардии стал закупаться армейский противотанковый квадроцикл на базе открытого грузового багги CF Moto Tracker 800. Мощное шасси с двигателем 63 л. с. и вариатором имеет полный привод и возможности блокировки дифференциала. Такой аппарат может развивать скорость до 105 км/ч и имеет большую проходимость.
Экипаж такого противотанкового вездехода состоит из двух человек. Основным вооружением является ПТРК "Стугна" с дистанционным управлением.
Такие легкие квадроциклы имеют целый ряд преимуществ - они могут легко пройти по минному полю, работать в зоне разрушенных зданий, где обычные армейские внедорожники не подойдут, на квадроциклах можно совершать стремительные прорывы, ведь он может двигаться по пересеченной местности на скорости 60 и выше км/ч. При этом, именно на квадроцикле, в отличие от мотоцикла, вести огонь на ходу может даже водитель.Явная эффективность этих легких, маневренных и мобильных транспортных средств, как говорится, на лицо.
В целом можно говорить, что украинский спецназ находится в тренде и по оснащению и уровню подготовки уже подтягивается к уровню ведущих европейских стран.
www.dsnews.ua
VII. О значении самоката. Мотоцикл в армии
VII. О значении самоката
Прежде чем закончить обзор применения мотоцикла в боевых действиях, нужно вспомнить о его предшественнике — самокате (велосипеде). Мотоцикл получил широкое распространение совсем недавно: в 1929–1930 гг. Во время мировой войны он употреблялся только как средство связи. Между тем, уже до этой войны существовали целые самокатные батальоны.
Самокатные части считались тогда самыми быстроходными из наземных боевых частей. При одинаково благоприятных условиях средняя маршевая скорость пехоты определялась в 4 км/час, конницы — в 8 км/час, а самокатной части — в 12 км/час.
Благодаря такой быстроходности самокатные части применялись там, где требовалась быстрота и внезапность, как, например, при захвате и удержании рубежа, для прикрытия фланга, для внезапной атаки колонны противника и т. д.
Самыми быстроходными наземными боевыми частями являются теперь мотоциклетные части; однако, это не значит, что самокатные части больше не нужны.
Самокат двигается при помощи мускульной силы бойца, и быстрота и дальность движения самокатных частей зависят от физической выносливости бойцов. Истратив много сил во время движения, боец придет к месту боя уже усталым. Мотоциклист же тратит свои силы только на управление машиной и устает гораздо меньше самокатчика. Этот недостаток самокатных частей можно устранять, пользуясь этими частями только на коротких расстояниях (10–30 км). В этих случаях самокатные части перебрасываются на далекие расстояния (оперативные переброски) на автомобилях и по железной дороге. Но даже при переброске на автомобилях самокатные части уступают в быстроходности мотоциклетным и могут пройти за сутки меньшее рас стояние.
По своим техническим и боевым качествам самокат несколько приближается к мотоциклу в том случае, когда первый снабжен маленьким двигателем. Такие самокатные двигатели имеются за границей и производятся у нас, но пока в весьма незначительном количестве (наша промышленность лишь недавно приступила к их производству).
Однако, даже самокат с мотором значительно уступает мотоциклу. На самокате можно двигаться только по твердой дороге, вне дорог на нем передвигаться нельзя, так как самокатчик быстро выбивается из сил, а колеса самоката начинают давать «восьмерки».
Все же, учитывая обширность фронтов в современной войне и популярность самоката, нужно помнить, что и самокатные части найдут в обороне страны самое широкое применение.
Они будут применяться не только в борьбе с воздушными десантами и с прорвавшимися вглубь нашего расположения конными, моторизованными и мотоциклетными частями противника, но и во всех видах боевых действий наземных войск.
Развивая мотоциклостроение и мотоциклетный спорт, мы ни в коем случае не должны забывать о производстве самокатов и самокатном спорте. Самокатный спорт прекрасно поможет нам подготовить кадры сильных, ловких и отважных советских мотоциклистов.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
tech.wikireading.ru
Мотоспецназ
Одним из способов повышения мобильности специальных подразделений в тылу противника является применение мотоциклов (двухколесных, трехколесных, в том числе и оборудованных коляской), которые способны с высокой скоростью передвигаться не только по шоссе, но и по пересеченной и пустынной местности. Легкие, но мощные современные «байки» не только способны переместить группу спецназа на большие расстояния, но и повышают ее огневую мощь, поскольку могут перевозить громоздкое вооружение (минометы, безоткатные орудия, ПТУР, ПЗРК), а также значительное количество боеприпасов.
Такие машины можно легко сбросить с самолета в заданный район на парашюте в специальном контейнере или на платформе, которые гарантируют их безопасное приземление. Однако гораздо более результативным способом является десантирование мототехники в тылу противника на грузовом вертолете вместе с «седоками». При этом достигается практически мгновенная готовность «мотоспецназа» к вступлению в бой или началу его выдвижения в заданный район. Так, на состоявшихся несколько лет назад военных учениях тайваньской армии, журналистам был с успехом продемонстрирован чрезвычайно эффектный выезд элитного спецназа на специальных двухколесных мотоциклах прямо из грузового отсека двухвинтового вертолета СН-46 «Чинук».
Немного историиВажность применения мотоцикла на войне поняли давно. Легкие машины, которым хватало для проезда узенькой лесной или горной тропы, существенно повышали мобильность войск. Так, в ходе Второй мировой войны германский вермахт имел на вооружении тысячи «железных коней»: от тяжёлых - «Цюндаппов» KS-750 и БМВ R-71 до лёгких - «Юниоров» S-125 и ДКВ RT-125. Немцы при вторжении в СССР использовали не только мотоциклы собственного производства, но и приобретённые или захваченные в других странах - Австрии, Голландии, Чехии. Вплоть до осени 1941 года отзывы немецких генералов о применении мотоциклов в восточной кампании были восторженными. Мотоцикл стал даже своеобразным символом блицкрига: ни один фильм «про войну» не обходится без эффектных кадров, где немецкие мотоциклисты, лихо преодолевая все дорожные препятствия, поливают противника из пулеметов MG, установленных в коляске. Однако с наступлением сезона дождей, когда дороги раскисли, восторг немецких генералов стал постепенно уступать место скепсису. А с приходом холодов техническая неподготовленность мотоподразделений вермахта к войне на территории СССР стала очевидной: многие машины просто отказывались заводиться. Однако даже в Московской битве участвовали сотни тяжёлых немецких «Цюндаппов» и БМВ.
Не менее эффективно действовали мотоциклетные части механизированных, танковых корпусов и танковых армий Советской армии. Вот только наш кинематограф, к сожалению, не воздал им должное. Наши мотоциклисты успешно вели диверсионно-разведывательные действия в тылу противника и полосе наступления, применяя засады, налеты и другие специальные способы ведения боевых действий. На каждой боевой трехколесной «мотоединице» размещались три бойца: водитель с личным оружием, позади него - автоматчик, а в коляске боец с пулемётом. Двухместные или одноместные (двухколесные) мотоциклы несли соответственно двух или одного вооруженного седока. К концу войны в Советской армии насчитывалось 11 отдельных мотоциклетных полков и около сорока мотобатальонов в составе корпусов.
Примером эффективного применения мотоциклетных войск в ходе Великой Отечественной войны может служить Висло-Одерская операция в январе-феврале 1945 года. Действуя в отрыве от главных сил второй танковой армии на удалении до 100 км, специальные группы 3-го гвардейского мотоциклетного полка под командованием Героя Советского Союза полковника Дикуна успешно работали в тылу противника: захватывали мосты, перерезали дороги, уничтожали узлы связи, тем самым содействуя успешному наступлению танковых частей армии.
Дизельный или бензиновый?
В послевоенное время мотоциклы получили широкое распространение в армиях стран НАТО. Основной упор делался на повышение их боевых и технических характеристик: рост мощности мотора, увеличение объема топливного бака при снижении потребления горючего, а также оснащение машин современными средствами связи, навигации и разнообразным вооружением (пулеметом, ПТУР, гранатометом и т. п.). В армии США первые разведывательные мотоциклы фирмы «Харлей-Дэвидсон» с карбюраторными двигателями были приняты на вооружение подразделений войсковой разведки в 1957 году. Они предназначались для проведения разведывательных и полицейских операций, а также сопровождения колонн при перевозке важных грузов.
С конца 90-х годов ХХ века в США, Великобритании и других странах НАТО изменились требования, предъявляемые к разведывательному мотоциклу. Это было связано с принятием НАТО «новой топливной стратегии». Она предполагала унификацию дизельного топлива для всех типов техники, включая разведывательные мотоциклы. Поэтому были разработаны и приняты на вооружение дизельные и многотопливные «байки», для заправки которых использовалось либо дизельное топливо, либо авиационный керосин.
Зарубежные специалисты считают, что дизельные мотоциклетные двигатели имеют преимущество перед карбюраторными или инжекторными бензиновыми. Они более надежны и экономичны, и с их заправкой в тылу противника не должно возникнуть проблем. Вместе с тем бензиновые версии мотоциклов на сегодняшний день имеют лучшие разгонные характеристики, что позволяет спецназу легко отрываться от преследования и гарантированно опережать любое другое наземное транспортное средство. Тем не менее в рамках «новой топливной стратегии» в НАТО в 2003 году приняли на вооружение единую модель разведывательного дизельного мотоцикла, которую назвали General Purpose Motor-Cycle (GPMC). Его разработка заняла около восьми лет. В качестве базы был избран японский мотоцикл модели «Кавасаки» KZ 650, у которого были позаимствованы рама и ходовая часть. Мотоцикл оснащается одноцилиндровым дизельным двигателем мощностью 28 л. с., который может работать как на солярке, так и на керосине. Боевая масса мотоцикла составляет всего 167 кг.
Не отстает от стран НАТО и Российская Федерация. Согласно сообщениям прессы, на Ирбитском мотоциклетном заводе для разведывательных подразделений ВДВ создан мотоцикл «Урал» модели ИМЗ-8.1037 «Gear-Up». Мотоцикл имеет подключаемый привод на колесо коляски, что повышает его проходимость, двигатель воздушного охлаждения мощностью 45 л.с., электростартер. Российский «железный конь» для спецназа в отличие от GPMC - бензиновый, но имеет 4-скоростную коробку передач с задним ходом. Крутящий момент к колесу осуществляется карданной передачей, что значительно увеличивает надежность и долговечность трансмиссии по сравнению с цепной передачей, применяемой другими производителями мотоциклов. Вот что сказано на официальном сайте завода: «Испытания ирбитского мотоцикла GEAR-UP в воздушно-десантных войсках России успешно завершены. Три месяца мотоцикл модели ИМЗ-8.1037 «Урал» Gear-Up проходил испытания в одной из частей спецназа ВДВ России. Gear-Up использовался на дорогах и по бездорожью в тактических действиях групп, а также в качестве средства обеспечения боевой подготовки и показал себя как надежное и высокомобильное транспортное средство. По заключению военных, мотоциклы «Урал» целесообразно иметь в штате подразделений, что и было отмечено в протоколе испытаний. Подготовка необходимой документации для постановки мотоциклов в штат ВДВ будет завершена в ближайшее время».
На коляске спецназовского «Урала» установлены багажник, фара-искатель, имеется место для запасной канистры с топливом, саперной лопатки и запасного колеса. Предусмотрены места для установки вооружения: ручного пулемета, ПТУР, гранатомета АГС-17. Полная масса мотоцикла составляет 620 кг, а максимальная скорость - 95 км/ч. Предусмотрено парашютное десантирование мотоцикла с самолета на грузовой платформе или перевозка его на внешней подвеске вертолета. Но… Вряд ли мотоцикл с такими весовыми характеристиками может стать подходящим транспортом для «вертолетного спецназа»…
Идеальный транспорт для спецназа
Современный опыт применения мотоциклов постоянно расширяется. Военные «байки», в основном легкие двухколесные, широко применялись в ходе операции коалиционных войск против Ирака «Буря в пустыне». Так, французские войска активно использовали для разведки двухколесные мотоциклы модели «Кейджива» 350W12-MIL («Милитари»). Около 2 тыс. таких машин были закуплены в середине 90-х годов ХХ века для французских и итальянских механизированных частей. Мотоцикл имеет легкую трубчатую раму повышенной жесткости, двигатель мощностью 26 л. с. По заказу французских вооруженных сил для повышения маневренности фирма оснастила «Кейдживу» более мощным двигателем (33 л. с.), шестиступенчатой коробкой передач и широкими колесами.
Израильские специальные подразделения использовали в ходе операции «Буря в пустыне» модифицированные для пустынных условий мощные шведские внедорожные мотоциклы «Хускварна» (Husqvarna). Бойцы спецназа, т.н. «охотники за СКАДами», скрытно доставлялись в районы, где иракцы развертывали свои мобильные ракеты для обстрела израильской территории, севернее шоссе, связывающего Амман с Багдадом. Для переброски «мотоспецназа» использовались тяжелые транспортные вертолеты CH-53 «Ясъур». По прибытии на место вертолеты не выключали двигатели, а бойцы на мотоциклах стремительно съезжали по откинутой рампе прямо на песок и, разбившись на пары, мчались в пустыню на поиски ракет СКАД. Мобильность и быстрота передвижения «охотников за СКАДами» произвели сильное впечатление на офицеров израильского генштаба, которые готовили операцию.
Своеобразными первопроходцами в применении «вертолетного спецназа» можно считать южноафриканские recces. В 1987 году коммандос ЮАР провели в замбийском городе Ливингстоне секретную операцию против активистов Африканского национального конгресса Южной Африки (АНК) - «Ливингстонский рейд». Проведение акции осложнялась тем, что атакуемые объекты - три резиденции АНК - находились не только на территории иностранного государства, но в густонаселенных городских кварталах. Командование recces перебрало несколько вариантов: от высадки вертолетного десанта прямо на улицах города и расстрела объектов из безоткатных орудий и РПГ, до использования БТР «Ратель». Но тогда это больше походило бы на войсковую операцию и имело мало общего «со спецназовской хирургией».
После многочисленных прикидок решили остановиться на оригинальном варианте, который спецназом ЮАР да и других стран еще никогда не применялся. Предполагалось посадить участников рейда на небольшие, но мощные спортивные мотоциклы. Одетые в гражданскую одежду мотоциклисты-коммандос должны были ночью въехать в Ливингстон, провести операцию по уничтожению объектов и находящихся там людей, затем на мотоциклах же покинуть город и добраться до точки эвакуации. Для размещения оружия, взрывчатки и снаряжения мотоциклы предполагалось оборудовать небольшими багажными кофрами. А вот на территорию Замбии двухколесные машины и десант планировалось доставить и затем эвакуировать вертолетами. Такого еще никто никогда не делал.
Отчаянные мотоциклисты
Для выполнения миссии было подобрано и оборудовано 11 легких скоростных мотоциклов японского производства: десять одноместных и один двухместный. Первоначально предполагалось, что их будет 12, по одному на каждого члена команды спецназа. Однако после тщательных расчетов, выяснилось, что в вертолет «Пума», который являлся основным средством доставки спецназа ВС ЮАР, дюжина машин не влезает. Поэтому одну пару коммандос предполагалось посадить на двухместный «байк».
Но главным вопросом успеха проведения операции стало умение управлять мотоциклом. И не просто управлять, а владеть виртуозно. Командование южноафриканского спецназа встало перед проблемой: требовалось 11 идеально подготовленных «отчаянных мотоциклистов». Но среди спецназовцев recces, хорошо подготовленных в профессиональном отношении, далеко не все представляли себе, что такое езда на спортивных мотоциклах, тем более по пересеченной местности. Хотя для многих из них двухколесные машины были не в диковинку. Многие владели (зарплата позволяла) личными «Хондами» и «Ямахами». Штаб спецопераций срочно издал директиву по подбору среди личного состава разведывательно-диверсионных полков людей, владеющих мотоциклом «в рамках, способных обеспечить успех операции».
Тренировки начались на базе южноафриканского спецназа Форт Доппис, находившегося в намибийском коридоре Каприви, зажатом между Анголой, Замбией и Ботсваной. Уже спустя несколько дней коммандос, отобранные для операции, устроили на базе настоящие «гонки по вертикали». «Они, как мальчишки, гоняли по дорогам базы, то и дело въезжая на бездорожье, взбираясь на холмы и спускаясь с них. Особое внимание они уделяли овладению техникой вождения, понимая, что в конечном итоге нужна не скорость, а абсолютное внимание и полный контроль «газа».
Для проведения операции было сформировано две группы. Одна штурмовая в составе 12 мотоциклистов 1-го разведполка коммандос южноафриканских специальных сил (recces). Другая, группа прикрытия, состоящая из шести военнослужащих из состава гарнизона базы Форт Доппис. Она должна была обеспечить охрану, а в случае необходимости и оборону вертолетной посадочной площадки, заранее подобранной разведчиками в замбийском «буше». Штурмовая группа в соответствии с числом объектов нападения была разбита на три команды. В их задачу входил штурм офиса и двух домов АНК в центре Ливингстона, уничтожение находящихся внутри функционеров движения, выемка документов, минирование помещений и их подрыв.
Группа прикрытия состояла из опытных солдат, которые, однако, не являлись спецназовцами. Они должны были заранее десантироваться с вертолета на замбийской территории и занять оборону по периметру посадочной площадки. Солдаты в отличие от спецназа, одетого в «гражданку», действовали в южноафриканской полевой форме светло-коричневого цвета. На этом, кстати, настояли сами коммандос recces. Они посчитали, что солдатам армии нечего рисковать и в случае неудачи спецоперации они смогут сдаться в плен, воспользовавшись всеми правами военнопленных. Себе же спецназовцы этой привилегии не оставляли. Они отдавали себе отчет в том, что, если кто-либо из них будет схвачен на территории иностранного государства в гражданской одежде, без документов и с оружием в руках, участь его будет незавидна.
Группа прикрытия вооружалась штатными автоматическими южноафриканскими винтовками R-4 «Вектор». Кроме того, в распоряжении командира группы находился ручной пулемет и несколько реактивных гранатометов советского производства РПГ-7. Спецназ был вооружен более скромно. В основном это были пистолеты с глушителями, гранаты и пластиковая взрывчатка. На крайний случай коммандос взяли с собой по паре тех же автоматических винтовок R-4 на каждую команду. Для них пришлось соорудить специальные ременные крепления и везти на себе, укрыв под просторными куртками, в которые облачились мотоциклисты. Командиры команд снабжались рациями типа «воки-токи», способными поддерживать связь с самолетом-ретранслятором и между собой.
Операция началась
24 апреля 1987 года в 19.00 с базы ВВС ЮАР Мапача в полосе Каприви в Намибии взлетел вертолет «Пума» и взял курс на территорию Замбии. На его борту находилась группа прикрытия. Полет происходил на максимально низкой высоте: машина чуть не касалась веток деревьев в буше. Вертолет с погашенными полетными огнями сделал большую дугу в глубине замбийской территории и вышел на точку в нескольких десятках километров от Ливингстона, заранее помеченную портативными инфракрасными маяками. Десантирование заняло всего несколько секунд, вслед за этим крылатая машина немедленно легла на обратный курс. Однако чтобы сбить с толку РЛС замбийской армии, летчики избрали обходной маршрут. Группа южноафриканских солдат, высадившаяся в замбийском буше, немедленно взяла под охрану периметр посадочной площадки. Посты были выставлены и у шоссе, ведущем в Ливингстон, которое находилась в 2,5 км от площадки.
В 00 часов 15 минут 25 апреля 1987 года с территории базы спецназа Форт Доппис поднялись в воздух два вертолета «Пума» ВВС ЮАР. На борту одного их них находилось 12 одетых в гражданскую одежду коммандос recces, а в другом - одиннадцать тщательно проверенных и заправленных «железных коней». Через полтора часа полета вертушки, точно наведенные по радио командиром группы прикрытия, приземлились на территории Замбии. Для выгрузки мотоциклов летчикам пришлось не зависать, а приземляться «на три точки».
Воспользовавшись пустынностью ночного шоссе, ведущего в Ливингстон, южноафриканцы быстро вывели свои мотоциклы на дорогу. Они не стали тащить «байки», продираясь сквозь буш. Едва взлетели вертолеты, коммандос, сполна воспользовавшись недельной тренировкой в Форт Доппис, оседлали своих «железных коней» и устремились к шоссе. Мощные и легкие мотоциклы, оснащенные резиной с внедорожным протектором, легко преодолели участок саванной местности. Выбравшись на асфальт, диверсанты дали полный газ и двинулись в сторону Ливингстона. Через час все двенадцать коммандос находились у придорожного отеля при въезде в город. Отсюда их пути расходились. Командир группы с двумя напарниками двинулся в центр города к Национальному музею, где располагался центральный офис АНК, а две другие команды, выждав около получаса в соответствии с хронометражем операции, двинулись по направлению к своим объектам атаки. В городе коммандос ориентировались достаточно уверенно. Помогла выученная назубок карта Ливингстона и ориентировки южноафриканских агентов в городе.
После проведения операции по штурму и зачистке объектов АНК все три команды recces встретились в условленном пункте и двинулись на предельной скорости к месту эвакуации. Вызванные по радио с базы Мапача вертолеты осуществили посадку на территории Замбии, в 6 часов 20 минут утра и спецназ, и группа прикрытия, и мотоциклы уже находились на территории Каприви, на базе Форт Доппис. Операция завершилась без потерь.
В результате штурма объектов АНК в городе были убиты четверо мужчин, а также пострадала одна женщина, как выяснилось позже, оказавшаяся племянницей министра обороны Замбии генерала Малимба Машеке. Командование ВС ЮАР записало всех убитых «в террористы АНК», однако замбийское руководство объявило их своими гражданами, что скорее всего более соответствовало истине - как выяснилось, активисты АНК успели покинуть помещения. Однако несмотря на это, нельзя не признать, что задачу, поставленную перед ним, спецназ выполнил полностью. Сама акция прошла, что называется, без сучка, без задоринки.
Все этапы: разведка местности, высадка боевой и вспомогательной групп в глубине саванны (буша) другого государства, доставка туда «байков», сам мотоциклетный рейд в город и последующая эвакуация «мотоспецназа» были выполнены безукоризненно. Среди специалистов по истории спецназа Ливингстонский рейд считается эталоном скрытной доставки разведывательно-диверсионной группы на территорию другого государства и проведения операции с применением нетрадиционных еще в то время для спецназа мотоциклов.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
super-orujie.ru
Мотоцикл в армии, 1936 год. Боевое примение мотоциклетных частей в примерах. : lewhobotov
Пули и механизм ранящего действия пуль, 1942 год.
Наверное, каждому сопричастному приходилось хоть однажды в жизни вертесь в руках пулю или осколок и задаваться вопросом - как так, такая вот…
Организация помощи раненым в роте, батальоне, полку и дивизии (по состоянию на 1942 год)
Ни разу не медик, но с определенных пор интереса к военной истории старался не пропускать материалы, посвященные теме оказания первой помощи в…
Технические средства тылового обеспечения, справочник, 2003 год.
ВНИМАНИЕ: Материалы рубрики "Военная библиотека" взяты исключительно из ОТКРЫТЫХ источников, доступных в сети, не имеют грифов секретности…
Руководство по эвакуации бронетанковой техники, 1981 год.
ВНИМАНИЕ: Материалы рубрики "Военная библиотека" взяты исключительно из ОТКРЫТЫХ источников, доступных в сети, не имеют грифов секретности…
Приказ МО СССР "О номерных, опознавательных и предупредительных знаках на автотранспорте.." 1985 г.
ВНИМАНИЕ: Материалы рубрики "Военная библиотека" взяты исключительно из ОТКРЫТЫХ источников, доступных в сети, не имеют грифов секретности…
Памятка регулировщика движения на военно-автомобильных дорогах, 1954 год.
ВНИМАНИЕ: Материалы рубрики "Военная библиотека" взяты исключительно из ОТКРЫТЫХ источников, доступных в сети, не имеют грифов секретности…
lewhobotov.livejournal.com