Против танка на квадроцикле. Почему спецназу ВСУ не очень нужна броня. Применение мотоциклов в боевых действиях


как мотоциклы использовали в военных действиях

С момента приручения лошади и изобретения колеса человек использовал все возможные средства передвижения в военных целях. Колесницы, телеги, автомобили. Не обошла эта участь и мотоцикл. Мы решили разобраться в эволюции военных мотоциклов от первых моделей с начала XX века до наших дней

Первым военным «мотоциклом» принято считать представленный в 1898 году Фредериком Симсом Motor Scout. Пальма первенства в данном случае досталась британскому детищу спорно, так как изобретение Симса имело четыре колеса, однако по всем остальным показателям это был именно мотоцикл. Имея в своей основе велосипедную раму и седло, Motor Scout Симса был оснащен полуторасильным двигателем французской фирмы De Dion-Bouton , пулеметом системы Максима и бронированным щитком, который защищал грудь и голову стрелка. Помимо водителя-стрелка, Motor Scout мог нести на себе 450 килограммов снаряжения и топлива, которого ему было достаточно на 120 миль пробега. К сожалению, в связи с окончанием Англо-бурской войны изобретение Фредерика Сима не получило широкого распространения в армии.

 

MOTOR SCOUT

Первая мировая войнаК началу Первой мировой войны идея ввести мотоциклы в армию окончательно укоренилась в умах военачальников всех прогрессивных стран. Основной причиной этого стала вполне рациональная задумка заменить лошадей моторизированной техникой. Именно благодаря этому первыми в армии мотоциклы получили курьеры и вестовые солдаты, однако многие армии не стали ограничивать себя только таким их использованием. Первые мотоциклы, усиленные пулеметами, появились в германской армии. В отличие от изобретения Симса, это были модернизированные гражданские мотоциклы, которые не отличались хорошей броней. Стоит заметить, что попытки создать бронированный мотоцикл продолжались вплоть до пятидесятых годов XX века, однако ни к чему так и не привели. Несмотря на этот недостаток, немецкие «передвижные пулеметные точки» были успешно применены в некоторых операциях на фронтах Первой мировой.

Следующим шагом в развитии военной мототехники стало вполне логичное появление передвижных ПВО. Авиация уже перестала использоваться только в качестве разведки и стала эксплуатироваться наравне с остальной техникой в боевых действиях. В связи с этим появилась потребность отбивать атаки с воздуха, для чего на мотоциклы установили крупнокалиберные пулеметы.

К сожалению, на протяжении Первой мировой войны мотоцикл редко выходил на поле боя. Основным его занятием была перевозка раненых, курьерская служба и оперативная доставка различных грузов, в том числе и топлива для остальной техники.

В Первую мировую мотоцикл редко выходил на поле боя. Основным его занятием была перевозка раненых, курьерская служба и оперативная доставка различных грузов.

Послевоенная лихорадка

После окончания Первой мировой войны все страны-участницы, по достоинству оценившие все плюсы мототехники на поле боя, начали разрабатывать новые виды мотоциклов. Многие из них были чересчур футуристичны для своего времени. Так, например, в 1928 году французы представили новый мотоцикл Mercier. Основным его отличием от прочих коллег по цеху являлось переднее гусеничное колесо, что для того времени казалось весьма свежей идеей. Позже, в 1938 году, также француз, инженер Леэтр, представил свой мотоцикл под названием Tractorcycle. Как следует из названия, Леэтр модернизировал модель 1928 года, сделав свой мотоцикл целиком на гусеничном ходу. Казалось бы, легкая броня и высокая проходимость должны были сделать эту модель идеальным военным мотоциклом, однако существовал ряд серьезных недочетов: большой вес (400 килограммов), низкая скорость (при моторе мощностью 500 кубических сантиметров он развивал скорость всего лишь 30 км/ч) и плохая управляемость. Так как поворот мотоцикла осуществлялся изгибанием гусеницы, при повороте мотоцикл был крайне неустойчив. Позже Леэтр добавил в свою конструкцию боковые колеса, но армия так и не заинтересовалась его разработкой.

Нестандартную модель военного мотоцикла создавали и в Италии. Конструкторы компании Guzzi представили трицикл, оснащенный пулеметом и все тем же бронещитом, однако отличительной чертой этого мотоцикла было то, что пулемет оказался направлен назад и развернуть его не было никакой возможности.

В Бельгии тоже пытались создать что-то оригинальное, и в 1935 году концерну FN это удалось. Бельгийские конструкторы представили более простую модель бронированного мотоцикла M86. По сравнению с остальными европейскими «коллегами» M86 получился удачным: мотоцикл был оснащен форсированным двигателем на 600 кубических сантиметров, усиленной рамой, бронелистами, закрывавшими мотоцикл и водителя по бокам и спереди. Также M86 мог нести с собой целиком закованную в броню коляску, на которую был установлен пулемет системы Браунинга. За все время производства было произведено около 100 подобных мотоциклов, которые стояли на вооружении таких стран, как Румыния, Боливия, Китай, Венесуэла и Бразилия. К сожалению, ни одного экземпляра не сохранилось.

Помимо различных малоприспособленных для жизни идей, развивалась и «обычная» мотоиндустрия. Особенно ярко это было заметно в Германии. После окончания Первой мировой войны по условиям мирного договора Германии было запрещено производить все виды вооружения, однако про мототехнику не было ни слова. В связи с этим в Германии начался настоящий рассвет мотостроения. Основным фактором для развития этой сферы являлось то, что мотоцикл мог приобрести средний житель разоренной страны, тогда как автомобиль оставался уделом богатых. Именно это и подстегнуло компанию BMW переключиться с производства запчастей для поездов на мотоциклы и вступить в состязание со вторым крупным производителем мотоциклов в Германии, фирмой Zundapp.

Поначалу BMW не представили ничего нового, устанавливая на свои мотоциклы оппозитный двигатель М2 В15, который фактически копировал английский мотор Douglas, но уже к 1924 году инженеры представляют созданный с нуля первый серийный мотоцикл BMW R32.

Но время шло, и с начала 1930-х годов баварский концерн понял необходимость создания специализированного военного мотоцикла. Именно таким стал BMW R35. В отличие от свих предшественников он имел телескопическую переднюю вилку и более мощный двигатель, объемом 400 кубов. Важным моментом для армии являлась карданная передача, которая отличалась высокой износостойкостью относительно цепной. Конечно, были у R35 и «старые болячки», например жесткая задняя подвеска. Иногда при больших нагрузках рама лопалась, но это не помешало R35 встать в строй. Этот мотоцикл пользовался успехом как в пехоте, моторизированных частях и медсанбатах, так и в полиции. Производство BMWR35 продолжалось до 1940 года, после чего он уступил место узкоспециализированным военным мотоциклам.

БЕЛЬГИЙСКИЙ FN M86

НЕМЕЦКИЙ BMW R32

BMW R35

Одновременно с моделью R35 BMW выпускал модель R12. Фактически это был улучшенный вариант R32. Мотоцикл имел двигатель объемом 745 кубических сантиметров и телескопическую вилку с гидравлическими амортизаторами, что делало его на класс выше, чем R35. Создавая военную версию R12, из конструкции был удален один из двух карбюраторов, что понизило мощность с 20 лошадиных сил до 18-ти. Благодаря низкой цене и хорошим показателям, модель R12 стал самым массовым мотоциклом в немецкой армии. С 1924 года по 1935-й было выпущено 36000 таких мотоциклов. Как и большинство мотоциклов фирмы BMW, R12 выпускался как «соло», так и с коляской. Выпускаемая фирмой «Royal» она была любопытна тем, что не имела ни одного сварочного шва и обладала специально разработанной рессорой для бережной транспортировки раненых.

Последним, но не менее интересным мотоциклом, в ветке довоенных BMW была модель R71. Выпускаемый с 1938 года в четырех модификациях, он был родоначальником советского военного мотопроизводства.

Помимо BMW, в промышленной гонке участвовал и вышеупомянутый мотоконцерн Zundарр, который так же выполнял государственные заказы. Zundарр поставлял три основные модели: К500, КS600 и К800. Большой популярностью среди солдат пользовалась модель К800 с коляской. Благодаря своей дешевизне они легко попали «на вооружение», однако из всей ветки, представленной фирмой Zundарр, только К800 мог состязаться с BMW R12. Также К800 был интересен тем, что только это единственная четырехцилиндровая модель, стоявшая на вооружении в германской армии. Эта особенность была отчасти и недостатком, так как задние цилиндры у К800 плохо охлаждались, что приводило к частому замасливанию свечей.

В России же в ходе и после окончания Первой мировой войны своего мотопроизводства практически не было. Так продолжалось вплоть до 1930-х годов. Именно тогда, в момент технического переоснащения Красной армии, появилась потребность в собственном мотоцикле, который мог бы перенести все тяготы русской погоды. Первыми специально разработанными для армии отечественными мотоциклами были Л300 и ХМЗ 350. Фактически ХМЗ 350 был копией американского Harley-Davidson, однако российский аналог сильно уступал в качестве западному мотоциклу, и от него было решено отказаться. На его замену встал выпускаемый с 1931 года ТИЗ-АМ600. Этот мотоцикл был разработан и поставлялся только в армию. Являясь сочетанием «Харлея» и некоторых британских веяний, ТИЗ-АМ600 был собственной разработкой отечественного автопрома, хоть и не особо выдающейся.

В 1938 году отечественные КБ представляют сразу несколько моделей: Иж-8, Иж-9 и Л-8. Самым ярким и удачным среди представленных мотоциклов был Л-8. Относительно мощный верхнеклапанный двигатель в 350 кубических сантиметров был гордостью отечественного мотопроизвоства. Но несмотря на то что модель Л-8 выпускалась сразу на нескольких заводах по всей России, мотоцикл не отвечал всем потребностям армии. Связано это было с тем, что каждый завод вносил свои поправки в проект мотоцикла, что привело к отсутствию унификации в запчастях и превратилось в серьезную проблему в боевых условиях.

НЕМЕЦКИЙ ZUNDАРР К800

СОВЕТСКИЙ ТИЗ-АМ600

СОВЕТСКИЙ Л-8

Вторая мировая война

Kraftrad («силовое колесо») — именно так в Германской армии называли мотоциклы. Именно отсюда появилось сокращение «Krad» или буквы «К» и «R» в обозначении некоторых мотоциклов. Но обо всем по порядку.

С 1940 года в германской армии начались настоящие реформы. Несмотря на успех почти всех довоенных моделей BMW и Zundарр, командование требовало от производителей абсолютно нового класса: тяжелых мотоциклов. Первыми и единственными в своем роде стали два мотоцикла: BMW R75 и Zundapp KS750. Это были специально разработанные для передвижения по бездорожью «тягловые лошадки». Оборудованные приводом колеса коляски и специальной скоростью для бездорожья, оба мотоцикла зарекомендовали себя как нельзя хорошо. Однако из-за высокой цены эти мотоциклы поставлялись сначала в африканский корпус и парашютно-десантные части, а после 1942 года в войска СС. Также в 1942-м было принято решение выпускать новый усовершенствованный мотоцикл Zundapp KS750 с коляской BMW 286/1, но, к сожалению, этой модели так и не удалось увидеть свет. Его производство должно было начаться после выполнения заказа на производство 40 тысяч R75 и KS750, которых за все время войны было выпущено всего около 17 тысяч.

Чем-то абсолютно новым для немецкой армии стал полугусеничный мотоцикл Sd. Kfz. 2, известный как Kettenkrad. Выпускаемый с 1940-го по 1945-й, Kettenkrad был предназначен для передвижения легких орудий и был больше тягачом, нежели мотоциклом. Внутри этой модели стоял полуторалитровый двигатель фирмы Opel. Всего за годы войны было произведено 8733 подобных агрегатов, которые в основном поставлялись именно на восточный фронт. Гусеничная тяга прекрасно справлялась с русским бездорожьем, но были у них и свои недостатки. Kettenkrad часто переворачивался на резких поворотах, а из-за системы посадки водитель не мог быстро спрыгнуть с мотоцикла. Также на Sd. Kfz. 2 нельзя было заезжать на возвышенности по диагонали.

Несмотря на успех почти всех довоенных моделей BMW и Zundарр, командование требовало от производителей абсолютно нового класса: тяжелых мотоциклов. 

О появлении полноценного мотоцикла в российской армии существует легенда: Когда в 1940 году комитету по бронетанковым войскам были представлены все новейшие моторазработки почти всех стран, кто-то из высокопоставленных военных чинов спросил: «На чем наступают немцы?» В ответ ему указали на BMW R71. С этого момента началась разработка мотоцикла М72. Первая партия этих мотоциклов вышла с конвейера в июле 1941 года, уже после вторжения германских войск на территорию СССР. М72, фактически не отличался от R71: он имел простую конструкцию, оппозитный нижнеклапанный двигатель, обеспечивающий низкий центр тяжести, обладающий мощностью в 22 л. с., дуплексную трубчатую раму с использованием труб переменного сечения, переднюю вилку с гидравлическими амортизаторами, карданный привод заднего колеса и питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора. Конечно, мотоцикл был не быстрым (максимальная скорость М72 — 90 км/ч), но с высоким крутящим моментом, что было большим преимуществом для военной машины.

BMW R71 произвел впечатление и на американских конструкторов. Так, двухцилиндровый двигатель R71 с четырехступенчатой коробкой передач и привод карданным валом на заднее колесо американское производство «посадило» на классическую основу фирмы Harley-Davidson, получив при этом новый мотоцикл Harley-Davidson 42ХА. В основном этот мотоцикл использовался в Северной Африке. В то же время на конвейер встал и Harley-Davidson WLA42. Военный мотоцикл WLA42 был потомком гражданского Harley-Davidson WL и отличался от своего «мирного брата» только усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые не позволяли грязи попадать внутрь двигателя. Также на нем были установлены багажник, кожаные кофры и кобура для автомата Thompson М1А1. Внутри же мотоцикл имел V-образный двухцилиндровый двигатель на 740 кубических сантиметров, что позволяло ему развивать внушительную для того времени скорость в 110 км/ч.

WLA42 поставлялся и советскую армию, где на него часто ставили коляску от отечественных моделей. Однако американцы поставляли в союзные армии и другие мотоциклы, такие как Indian, модели 741 Military Scott и Harley-Davidson WLA45.

Военный мотоцикл WLA42 был потомком гражданского Harley-Davidson WL. Он отличался от своего «мирного брата» усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые не позволяли грязи попадать внутрь двигателя.

Армейские мотоциклы после войныПосле окончания Второй мировой войны и окончательного распила Германии между странами-союзницами на арену снова вышел BMW R35, выпускавшийся немцами с 1935-го по 1940-е годы. В советской оккупационной зоне выпуск R35 возобновился в городе Айзенах в 1946 году. Безусловно, мотоцикл был доработан и изменен. В нем сменили электрооборудование и систему питания, а также добавили заднюю подвеску. Именно таким он и начал поступать в СССР. Мощный и неприхотливый, он пользовался большим спросом. Примерно то же самое происходило и с остальными мотоциклами Второй мировой. Их перекраивали и меняли, но суть оставалась та же.

Серьезной новинкой стал показанный в 1995 году «Урал» ИМЗ-8.107, который по сей день пользуется большим спросом. Оснащенный коляской Gear-Up, этот мотоцикл представляет собой дефорсированную версию гражданского ИМЗ-8.017. Этот мотоцикл может быть оснащен пулеметом, что делает его отличным экземпляром военного мотопроизводства.

Также сейчас популярен армейский Harley-Davidson с двухтактным одноцилиндровым двигателем «Ротакс» на 350 кубических сантиметров. Эта модель широко распространяется по всему миру и используется как мотоцикл разведки или сопровождения. Однако, как и большинство современных военных мотоциклов, «Харлей» имеет недостаток: он использует топливо JP-8. По своему составу JP-8 больше похоже на смесь авиационного керосина с дизельным топливом, что делает его непригодным для использования с обычными бензиновыми двигателями. Но есть и исключения. К примеру, мотоцикл HDT M103M1, созданный на базе известного Kawasaki KLR650, использует простое дизельное топливо, что является неоспоримым преимуществом. Также этот мотоцикл может похвастаться высокой экономичностью. При средней скорости 55 миль в час он проходит 96 миль на одном галлоне топлива.

«УРАЛ» ИМЗ-8.107

bazaistoria.ru

МОТОЦИКЛ В БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ - Ноябрь 1939 года

  • Онлайн
    • Архив
    • Форум
    • Wiki
    • Купи авто
    • Реклама
  • Издания
    • Журнал “За рулем”
    • Газета “За рулем – Регион”
    • Журнал “Купи авто”
    • Журнал “Мото”
    • Журнал “Рейс”
    • Книги, Каталоги
    • Подписка
  • Товары и услуги
    • Интернет магазин
    • Товары ЗР
    • Реклама
    • Турбюро
  • Реклама
  • Подписка
  • Архив
  • Форум
  • Wiki
  • Купи авто
  • Войти
  • Анонсы
  • Издания
    • За рулем
    • Газета "За рулем - Регион"
    • Купи авто
    • Мото
    • Рейс
  • За рулем
  • Газета "За рулем - Регион"
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
    • Новинки
    • Популярная литература
    • Техническая литература
  • Марки и модели
    • Все марки
    • Acura
    • Alfa Romeo
    • Alpina
    • Aston Martin
    • Audi
    • BAW
    • Bentley
    • BMW
    • Brilliance
    • Bristol
    • Bugatti
    • Buick
    • BYD
    • Cadillac
    • Caterham
    • Changan
    • Chery
    • Chevrolet
    • Chrysler
    • Citroen
    • Cord
    • Dacia
    • Daewoo
    • Daihatsu
    • Delahaye
    • Derways
    • DFM
    • Dodge
    • Eriba moving
    • FAW
    • FBS
    • Ferrari
    • FIAT
    • Fisker
    • Ford
    • Freightliner
    • Geely
    • GMC
    • Great Wall
    • Grinnall
    • Gumpert
    • Hafei
    • Haima
    • Hino
    • Honda
    • Horch
    • Hummer
    • Hymer
    • Hyundai
    • Infiniti
    • International
    • Iran Khodro
    • Isuzu
    • Iveco
    • JAC
    • Jaguar
    • Jeep
    • Jinbei
    • Kamaz
    • KIA
    • Lamborghini
    • Lancia
    • Land Rover
    • LDV
    • Lexus
    • Lifan
    • Ligier
    • Lincoln
    • Lotus
    • Luxgen
    • Mahindra
    • Man
    • Maserati
    • Maybach
    • Mazda
    • Mercedes-Benz
    • Mercury
    • MG
    • Mini
    • Mitsubishi
    • Morgan
    • Nash Ambassador
    • Nissan
    • Noble
    • Opel
    • ORCA
    • Pagani
    • Pegaso
    • Perodua
    • Peugeot
    • Piaggio
    • Pininfarina
    • Polaris
    • Pontiac
    • Porsche
    • Proton
    • Renault
    • Rolls-Royce
    • Rover
    • SAAB
    • Saleen
    • Samsung
    • Saturn
    • Scania
    • Scion
    • SEAT
    • Setra
    • Shuanghuan
    • Skoda
    • Smart
    • Spyker
    • Ssang Yong
    • Steyr
    • Strathcarron
    • Studebaker
    • Subaru
    • Suzuki
    • TATA
    • Tianma
    • Tianye
    • Toyota
    • Tucker
    • Venturi
    • Volkswagen
    • Volvo
    • Vortex
    • Westfield
    • Willys
    • Xin Kai
    • YAMAHA
    • Zxauto
    • Богдан
    • ВАЗ
    • Валдай
    • ВИС
    • Волжанин
    • ГАЗ
    • ГолАЗ
    • ё-мобиль
    • ЗАЗ
    • ЗИЛ
    • ЗИС
    • ЗМЗ
    • ИЖ
    • КАВЗ
    • Комбат
    • КРАЗ
    • ЛиАЗ
    • МАЗ
    • Москвич
    • ОКА
    • ПАЗ
    • РОАЗ
    • Сталкер
    • ТагАЗ
    • Тигр
    • УАЗ
    • Урал
  • Поиск
  • Анонсы
  • За рулем
  • Газета "За рулем - Регион"
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
  • Марки и модели
  • Поиск
ЗР 1939
  • ЗР 2019
  • ЗР 2018
  • ЗР 2017
  • ЗР 2016
  • ЗР 2015
  • ЗР 2014
  • ЗР 2013
  • ЗР 2012
  • ЗР 2011
  • ЗР 2010
  • ЗР 2009
  • ЗР 2008
  • ЗР 2007
  • ЗР 2006
  • ЗР 2005
  • ЗР 2004
  • ЗР 2003
  • ЗР 2002
  • ЗР 2001
  • ЗР 2000
  • ЗР 1999
  • ЗР 1998
  • ЗР 1997
  • ЗР 1996
  • ЗР 1995
  • ЗР 1994
  • ЗР 1993
  • ЗР 1992
  • ЗР 1991
  • ЗР 1990
  • ЗР 1989
  • ЗР 1988
  • ЗР 1987
  • ЗР 1986
  • ЗР 1985
  • ЗР 1984
  • ЗР 1983
  • ЗР 1982
  • ЗР 1981
  • ЗР 1980
  • ЗР 1979
  • ЗР 1978
  • ЗР 1977
  • ЗР 1976
  • ЗР 1975
  • ЗР 1974
  • ЗР 1973
  • ЗР 1972
  • ЗР 1971
  • ЗР 1970
  • ЗР 1969
  • ЗР 1968
  • ЗР 1967
  • ЗР 1966
  • ЗР 1965
  • ЗР 1964
  • ЗР 1963
  • ЗР 1962
  • ЗР 1961
  • ЗР 1960
  • ЗР 1959
  • ЗР 1958
  • ЗР 1957

www.zr.ru

Мотоциклы ПМВ | SmolBattle

С момента изобретения двигателя внутреннего сгорания, любая война стала войной не только людей, но и моторов. Другими словами, как только появились первые машины, их тут же люди приспособили для убийства себе подобных.Не избежал этой участи и мотоцикл, массовое применение которого в войне произошло именно в Первую Мировую, а не во Вторую, хоть большинство именно так и думает.

Использовали их не только как средство фельдъегерьской и курьерской связи (фото выше), но и как вполне самостоятельные боевые единицы.Сначала мотоциклы в бою пытались использовать в качестве передвижных огневых пулеметных точек линии фронта. Там где было жарче всего, быстро появлялись эти «тачанки» и исправляли ситуацию.Эксперимент удался и мотоцикл получил свою первую армейскую прописку. Дальнейшие его эволюции в военном качестве не очень отличались от первоначального использования.

Но дальше пошло: сначала службы тыла различных армий стали его использовать в качестве легкого транспорта доставки и топливозаправщиков.

Потом мотоциклы стали применять для оперативной эвакуации раненых с линии фронта.

Когда же у высшего генералитета всех воющих сторон (Россия, кстати, в этом вопросе была последней) произошло озарение, что воевать можно не только кавалерией, шашками, тогда еще новыми танками, бронепоездами, почти нескончаемыми людскими резервами, но и технологически — мотоцикл встал на полноценный воинский учет. В то время это были еще те нанотехнологии!Примерно в это же время в армии авиация перестала выполнять чисто разведывательную и курьерскую функции и тоже стала применяться в боевых действиях. Потребовались передвижные установки ПВО. И первым делом их поставили именно на мотоциклы.

Были попытки использования мототехники в качестве неких передвижных ДОТов. В силу того, что в данном качестве сам мотоцикл очень быстро выходил из строя изрешеченный пулями и осколками, эта идея провалилась.

Так же именно в Первую Мировую мотоцикл пошел в свое первое наступление.

Апогеем военной карьеры мотоцикла в этот период было то, что из него попытались сделать маленький сверхмобильный танк…

Фотоподборка по теме

 

smolbattle.ru

Против танка на квадроцикле. Почему спецназу ВСУ не очень нужна броня. Новости политики

Конфликты последнего времени совсем не похожи на классические театры военных действий с плацдармами, танками и самолетами

Ныне боевые действия все больше скатываются к таким способам ведения войны, которые ранее называли нетрадиционными или партизанскими. Не стала исключением и война на Донбассе, особенно в ее активной фазе лета 2014 г.

В тот момент отсутствовала как таковая линия фронта, кроме того, наблюдалось быстрое изменение тактической обстановки. В условиях степной зоны крайнюю эффективность показали мобильные группы - как со стороны наших, так и российских спецназовцев, которые активно действовали как минимум в приграничье.

В условиях такого рода войны спецназу катастрофически не хватало специализированного транспорта. Фактически спецназ действовал на волонтерских гражданских "внедорожниках", которые не в полной мере соответствовали предъявляемым к ним требованиям. Еще больше необходимость в специализированном транспорте возникла с принятием в качестве основной при подготовке нашего спецназа американской тактики применения мобильных групп - Small unit tactics.

Сама тактика достаточно хорошо прописана в наставлениях, отметим только, что фактически это так называемые "кавалерийские наскоки" - быстрые рейды, диверсии против военной инфраструктуры, снайперские и гранатометные засады против живой силы и бронетехники противника. Основу вооружения таких мобильных групп спецназа составляют крупнокалиберные снайперские винтовки, гранатометы, ПТУР и ПЗРК.

Причем интересно, что именно под такую тактику начинает закупаться современное западное оружие - те же "антиматериальные" винтовки "Баррет", противотанковые комплексы "Джевелин".

И встает вопрос о технике для передвижения бойцов спецопераций. Опять-таки придумывать нам уже ничего не нужно - в западных армиях на сегодня накоплен достаточный опыт использования мотоциклов, квадроциклов и багги, способных в разы увеличивать мобильность подразделений.

Квадроциклы и багги американской армии прекрасно зарекомендовали себя во время военных действий в Ираке и Афганистане, также ими американцы оснащали вооруженные группировки как правительственных, так и антиправительственных сил в целом ряде стран мира.

Нельзя сказать, что это открытие и наши военные не понимали важность таких видов транспорта. Уже летом 2014 г. волонтерами были созданы несколько весьма неплохих образцов. Создавались они в гаражах, фактически "на коленке" из того, что было "под рукой". Тут и Fantom на базе ВАЗ-2121 "Нива", и "Пегас", и многие другие поделки без названия.

Как показали реальные боевые действия отсутствие бронирования с лихвой компенсировалось маневренностью и скоростью таких багги.

В итоге уже к 2017 г. военные смогли сформулировать свои требования к такого рода аппарату - высокая скорость, масса до трех тонн (что дает возможность транспортировать вертолетом типа Ми-8), а также модульность вооружения.

Всем этим требованиям в полной мере отвечает армейское багги - ЛТА (легкий тактический автомобиль) от компании "Техимпекс", впервые представленный на выставке "Оружие и безопасность-2017" в Киеве.

Новая машина отличается 2-литровым дизельным двигателем мощностью 240 л. с., который обеспечивает машине рекордные 130 км/ч по пересеченной местности. Как утверждает производитель, предусмотрена возможность установки крупнокалиберного пулеметам и автоматического гранатомета.

Внедорожник имеет легкий длинный корпус, большие колеса и низкую посадку. Все это делает багги чрезвычайно устойчивым и маневренным транспортом, способным передвигаться по любой поверхности и делать резкие повороты.

По открытым источникам сложно сказать, покупаются ли такие аппараты для нужд спецпоздразделений, однако по неофициальным данным партия таких багги уже поступила на вооружение армии.

Известно также о закупках для Сил специальных операций ВСУ и еще одной новинки - квадроцикла Can-Am Commander 1000 XT. Эти аппараты с двигателем мощностью 85 л. с. спокойно может форсировать болота, мелкие речки с и при этом везти 272 кг груза. Как раз хватит для крупнокалиберного пулемета с хорошим боекомплектом или противотанкового ракетного комплекса.

А еще ранее, в 2015 г., для нужд Национальной Гвардии стал закупаться армейский противотанковый квадроцикл на базе открытого грузового багги CF Moto Tracker 800. Мощное шасси с двигателем 63 л. с. и вариатором имеет полный привод и возможности блокировки дифференциала. Такой аппарат может развивать скорость до 105 км/ч и имеет большую проходимость.

Экипаж такого противотанкового вездехода состоит из двух человек. Основным вооружением является ПТРК "Стугна" с дистанционным управлением.

Такие легкие квадроциклы имеют целый ряд преимуществ - они могут легко пройти по минному полю, работать в зоне разрушенных зданий, где обычные армейские внедорожники не подойдут, на квадроциклах можно совершать стремительные прорывы, ведь он может двигаться по пересеченной местности на скорости 60 и выше км/ч. При этом, именно на квадроцикле, в отличие от мотоцикла, вести огонь на ходу может даже водитель.Явная эффективность этих легких, маневренных и мобильных транспортных средств, как говорится, на лицо.

В целом можно говорить, что украинский спецназ находится в тренде и по оснащению и уровню подготовки уже подтягивается к уровню ведущих европейских стран.

www.dsnews.ua

VII. О значении самоката. Мотоцикл в армии

VII. О значении самоката

Прежде чем закончить обзор применения мотоцикла в боевых действиях, нужно вспомнить о его предшественнике — самокате (велосипеде). Мотоцикл получил широкое распространение совсем недавно: в 1929–1930 гг. Во время мировой войны он употреблялся только как средство связи. Между тем, уже до этой войны существовали целые самокатные батальоны.

Самокатные части считались тогда самыми быстроходными из наземных боевых частей. При одинаково благоприятных условиях средняя маршевая скорость пехоты определялась в 4 км/час, конницы — в 8 км/час, а самокатной части — в 12 км/час.

Благодаря такой быстроходности самокатные части применялись там, где требовалась быстрота и внезапность, как, например, при захвате и удержании рубежа, для прикрытия фланга, для внезапной атаки колонны противника и т. д.

Самыми быстроходными наземными боевыми частями являются теперь мотоциклетные части; однако, это не значит, что самокатные части больше не нужны.

Самокат двигается при помощи мускульной силы бойца, и быстрота и дальность движения самокатных частей зависят от физической выносливости бойцов. Истратив много сил во время движения, боец придет к месту боя уже усталым. Мотоциклист же тратит свои силы только на управление машиной и устает гораздо меньше самокатчика. Этот недостаток самокатных частей можно устранять, пользуясь этими частями только на коротких расстояниях (10–30 км). В этих случаях самокатные части перебрасываются на далекие расстояния (оперативные переброски) на автомобилях и по железной дороге. Но даже при переброске на автомобилях самокатные части уступают в быстроходности мотоциклетным и могут пройти за сутки меньшее рас стояние.

По своим техническим и боевым качествам самокат несколько приближается к мотоциклу в том случае, когда первый снабжен маленьким двигателем. Такие самокатные двигатели имеются за границей и производятся у нас, но пока в весьма незначительном количестве (наша промышленность лишь недавно приступила к их производству).

Однако, даже самокат с мотором значительно уступает мотоциклу. На самокате можно двигаться только по твердой дороге, вне дорог на нем передвигаться нельзя, так как самокатчик быстро выбивается из сил, а колеса самоката начинают давать «восьмерки».

Все же, учитывая обширность фронтов в современной войне и популярность самоката, нужно помнить, что и самокатные части найдут в обороне страны самое широкое применение.

Они будут применяться не только в борьбе с воздушными десантами и с прорвавшимися вглубь нашего расположения конными, моторизованными и мотоциклетными частями противника, но и во всех видах боевых действий наземных войск.

Развивая мотоциклостроение и мотоциклетный спорт, мы ни в коем случае не должны забывать о производстве самокатов и самокатном спорте. Самокатный спорт прекрасно поможет нам подготовить кадры сильных, ловких и отважных советских мотоциклистов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Мотоспецназ

Од­ним из спо­со­бов по­вы­ше­ния мо­биль­но­сти спе­ци­аль­ных под­раз­де­ле­ний в ты­лу про­тив­ни­ка яв­ля­ет­ся при­ме­не­ние мо­то­цик­лов (двух­ко­лес­ных, трех­ко­лес­ных, в том чис­ле и обо­ру­до­ван­ных ко­ля­ской), ко­то­рые спо­соб­ны с вы­со­кой ско­ро­стью пе­ре­дви­гать­ся не толь­ко по шос­се, но и по пе­ре­се­чен­ной и пус­тын­ной ме­ст­но­сти. Лег­кие, но мощ­ные со­вре­мен­ные «бай­ки» не толь­ко спо­соб­ны пе­ре­мес­тить груп­пу спец­на­за на боль­шие рас­стоя­ния, но и по­вы­ша­ют ее ог­не­вую мощь, по­сколь­ку мо­гут пе­ре­во­зить гро­мозд­кое воо­ру­же­ние (ми­но­ме­ты, без­от­кат­ные ору­дия, ПТУР, ПЗРК), а так­же зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ст­во бо­е­при­па­сов.

Та­кие ма­ши­ны мож­но лег­ко сбро­сить с са­мо­ле­та в за­дан­ный рай­он на па­ра­шю­те в спе­ци­аль­ном кон­тей­не­ре или на плат­фор­ме, ко­то­рые га­ран­ти­ру­ют их безо­пас­ное при­зем­ле­ние. Од­на­ко го­раз­до бо­лее ре­зуль­та­тив­ным спо­со­бом яв­ля­ет­ся де­сан­ти­ро­ва­ние мо­то­тех­ни­ки в ты­лу про­тив­ни­ка на гру­зо­вом вер­то­ле­те вме­сте с «се­до­ка­ми». При этом дос­ти­га­ет­ся прак­ти­че­ски мгно­вен­ная го­тов­ность «мо­то­спец­на­за» к всту­п­ле­нию в бой или на­ча­лу его вы­дви­же­ния в за­дан­ный рай­он. Так, на со­сто­яв­ших­ся не­сколь­ко лет на­зад во­ен­ных уче­ни­ях тай­вань­ской ар­мии, жур­на­ли­стам был с ус­пе­хом про­де­мон­ст­ри­ро­ван чрез­вы­чай­но эф­фект­ный вы­езд элит­но­го спец­на­за на спе­ци­аль­ных двух­ко­лес­ных мо­то­цик­лах пря­мо из гру­зо­во­го от­се­ка двух­вин­то­во­го вер­то­ле­та СН-46 «Чи­нук».

Не­мно­го ис­то­рииВаж­ность при­ме­не­ния мо­то­цик­ла на вой­не по­ня­ли дав­но. Лег­кие ма­ши­ны, ко­то­рым хва­та­ло для про­ез­да узень­кой лес­ной или гор­ной тро­пы, су­ще­ст­вен­но по­вы­ша­ли мо­биль­ность войск. Так, в хо­де Вто­рой ми­ро­вой вой­ны гер­ман­ский вер­махт имел на воо­ру­же­нии ты­ся­чи «же­лез­ных ко­ней»: от тя­жё­лых - «Цюн­дап­пов» KS-750 и БМВ R-71 до лёг­ких - «Юнио­ров» S-125 и ДКВ RT-125. Нем­цы при втор­же­нии в СССР ис­поль­зо­ва­ли не толь­ко мо­то­цик­лы соб­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва, но и при­об­ре­тён­ные или за­хва­чен­ные в дру­гих стра­нах - Ав­ст­рии, Гол­лан­дии, Че­хии. Вплоть до осе­ни 1941 го­да от­зы­вы не­мец­ких ге­не­ра­лов о при­ме­не­нии мо­то­цик­лов в вос­точ­ной кам­па­нии бы­ли вос­тор­жен­ны­ми. Мо­то­цикл стал да­же свое­об­раз­ным сим­во­лом блиц­кри­га: ни один фильм «про вой­ну» не об­хо­дит­ся без эф­фект­ных кад­ров, где не­мец­кие мо­то­цик­ли­сты, ли­хо пре­одо­ле­вая все до­рож­ные пре­пят­ст­вия, по­ли­ва­ют про­тив­ни­ка из пу­ле­ме­тов MG, ус­та­нов­лен­ных в ко­ля­ске. Од­на­ко с на­сту­п­ле­ни­ем се­зо­на до­ж­дей, ко­гда до­ро­ги рас­кис­ли, вос­торг не­мец­ких ге­не­ра­лов стал по­сте­пен­но ус­ту­пать ме­сто скеп­си­су. А с при­хо­дом хо­ло­дов тех­ни­че­ская не­под­го­тов­лен­ность мо­то­под­раз­де­ле­ний вер­мах­та к вой­не на тер­ри­то­рии СССР ста­ла оче­вид­ной: мно­гие ма­ши­ны про­сто от­ка­зы­ва­лись за­во­дить­ся. Од­на­ко да­же в Мо­с­ков­ской бит­ве уча­ст­во­ва­ли сот­ни тя­жё­лых не­мец­ких «Цюн­дап­пов» и БМВ.

Не ме­нее эф­фек­тив­но дей­ст­во­ва­ли мо­то­цик­лет­ные час­ти ме­ха­ни­зи­ро­ван­ных, тан­ко­вых кор­пу­сов и тан­ко­вых ар­мий Со­вет­ской ар­мии. Вот толь­ко наш ки­не­ма­то­граф, к со­жа­ле­нию, не воз­дал им долж­ное. На­ши мо­то­цик­ли­сты ус­пеш­но ве­ли ди­вер­си­он­но-раз­ве­ды­ва­тель­ные дей­ст­вия в ты­лу про­тив­ни­ка и по­ло­се на­сту­п­ле­ния, при­ме­няя за­са­ды, на­ле­ты и дру­гие спе­ци­аль­ные спо­со­бы ве­де­ния бое­вых дей­ст­вий. На ка­ж­дой бое­вой трех­ко­лес­ной «мо­то­еди­ни­це» раз­ме­ща­лись три бой­ца: во­ди­тель с лич­ным ору­жи­ем, по­за­ди не­го - ав­то­мат­чик, а в ко­ля­ске бо­ец с пу­ле­мё­том. Двух­ме­ст­ные или од­но­ме­ст­ные (двух­ко­лес­ные) мо­то­цик­лы не­сли со­от­вет­ст­вен­но двух или од­но­го воо­ру­жен­но­го се­до­ка. К кон­цу вой­ны в Со­вет­ской ар­мии на­счи­ты­ва­лось 11 от­дель­ных мо­то­цик­лет­ных пол­ков и око­ло со­ро­ка мо­то­ба­таль­о­нов в со­ста­ве кор­пу­сов.

При­ме­ром эф­фек­тив­но­го при­ме­не­ния мо­то­цик­лет­ных войск в хо­де Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны мо­жет слу­жить Вис­ло-О­дер­ская опе­ра­ция в ян­ва­ре-фев­ра­ле 1945 го­да. Дей­ст­вуя в от­ры­ве от глав­ных сил вто­рой тан­ко­вой ар­мии на уда­ле­нии до 100 км, спе­ци­аль­ные груп­пы 3-го гвар­дей­ско­го мо­то­цик­лет­но­го пол­ка под ко­ман­до­ва­ни­ем Ге­роя Со­вет­ско­го Сою­за пол­ков­ни­ка Ди­ку­на ус­пеш­но ра­бо­та­ли в ты­лу про­тив­ни­ка: за­хва­ты­ва­ли мос­ты, пе­ре­ре­за­ли до­ро­ги, унич­то­жа­ли уз­лы свя­зи, тем са­мым со­дей­ст­вуя ус­пеш­но­му на­сту­п­ле­нию тан­ко­вых час­тей ар­мии.

Ди­зель­ный или бен­зи­но­вый?

В по­сле­во­ен­ное вре­мя мо­то­цик­лы по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ар­ми­ях стран НА­ТО. Ос­нов­ной упор де­лал­ся на по­вы­ше­ние их бое­вых и тех­ни­че­ских ха­рак­те­ри­стик: рост мощ­но­сти мо­то­ра, уве­ли­че­ние объ­е­ма то­п­лив­но­го ба­ка при сни­же­нии по­треб­ле­ния го­рю­че­го, а так­же ос­на­ще­ние ма­шин со­вре­мен­ны­ми сред­ст­ва­ми свя­зи, на­ви­га­ции и раз­но­об­раз­ным воо­ру­же­ни­ем (пу­ле­ме­том, ПТУР, гра­на­то­ме­том и т. п.). В ар­мии США пер­вые раз­ве­ды­ва­тель­ные мо­то­цик­лы фир­мы «Хар­лей-Дэ­вид­сон» с кар­бю­ра­тор­ны­ми дви­га­те­ля­ми бы­ли при­ня­ты на воо­ру­же­ние под­раз­де­ле­ний вой­ско­вой раз­вед­ки в 1957 го­ду. Они пред­на­зна­ча­лись для про­ве­де­ния раз­ве­ды­ва­тель­ных и по­ли­цей­ских опе­ра­ций, а так­же со­про­во­ж­де­ния ко­лонн при пе­ре­воз­ке важ­ных гру­зов.

С кон­ца 90-х го­дов ХХ ве­ка в США, Ве­ли­ко­бри­та­нии и дру­гих стра­нах НА­ТО из­ме­ни­лись тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ляе­мые к раз­ве­ды­ва­тель­но­му мо­то­цик­лу. Это бы­ло свя­за­но с при­ня­ти­ем НА­ТО «но­вой то­п­лив­ной стра­те­гии». Она пред­по­ла­га­ла уни­фи­ка­цию ди­зель­но­го то­п­ли­ва для всех ти­пов тех­ни­ки, вклю­чая раз­ве­ды­ва­тель­ные мо­то­цик­лы. По­это­му бы­ли раз­ра­бо­та­ны и при­ня­ты на воо­ру­же­ние ди­зель­ные и мно­го­то­п­лив­ные «бай­ки», для за­прав­ки ко­то­рых ис­поль­зо­ва­лось ли­бо ди­зель­ное то­п­ли­во, ли­бо авиа­ци­он­ный ке­ро­син.

За­ру­беж­ные спе­циа­ли­сты счи­та­ют, что ди­зель­ные мо­то­цик­лет­ные дви­га­те­ли име­ют пре­иму­ще­ст­во пе­ред кар­бю­ра­тор­ны­ми или ин­жек­тор­ны­ми бен­зи­но­вы­ми. Они бо­лее на­деж­ны и эко­но­мич­ны, и с их за­прав­кой в ты­лу про­тив­ни­ка не долж­но воз­ник­нуть про­блем. Вме­сте с тем бен­зи­но­вые вер­сии мо­то­цик­лов на се­го­дняш­ний день име­ют луч­шие раз­гон­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, что по­зво­ля­ет спец­на­зу лег­ко от­ры­вать­ся от пре­сле­до­ва­ния и га­ран­ти­ро­ван­но опе­ре­жать лю­бое дру­гое на­зем­ное транс­порт­ное сред­ст­во. Тем не ме­нее в рам­ках «но­вой то­п­лив­ной стра­те­гии» в НА­ТО в 2003 го­ду при­ня­ли на воо­ру­же­ние еди­ную мо­дель раз­ве­ды­ва­тель­но­го ди­зель­но­го мо­то­цик­ла, ко­то­рую на­зва­ли General Purpose Motor-Cycle (GPMC). Его раз­ра­бот­ка за­ня­ла око­ло вось­ми лет. В ка­че­ст­ве ба­зы был из­бран япон­ский мо­то­цикл мо­де­ли «Ка­ва­са­ки» KZ 650, у ко­то­ро­го бы­ли по­за­им­ст­во­ва­ны ра­ма и хо­до­вая часть. Мо­то­цикл ос­на­ща­ет­ся од­но­ци­лин­д­ро­вым ди­зель­ным дви­га­те­лем мощ­но­стью 28 л. с., ко­то­рый мо­жет ра­бо­тать как на со­ляр­ке, так и на ке­ро­си­не. Бое­вая мас­са мо­то­цик­ла со­став­ля­ет все­го 167 кг.

Не от­ста­ет от стран НА­ТО и Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция. Со­глас­но со­об­ще­ни­ям прес­сы, на Ир­бит­ском мо­то­цик­лет­ном за­во­де для раз­ве­ды­ва­тель­ных под­раз­де­ле­ний ВДВ соз­дан мо­то­цикл «Урал» мо­де­ли ИМЗ-8.1037 «Gear-Up». Мо­то­цикл име­ет под­клю­чае­мый при­вод на ко­ле­со ко­ля­ски, что по­вы­ша­ет его про­хо­ди­мость, дви­га­тель воз­душ­но­го ох­ла­ж­де­ния мощ­но­стью 45 л.с., элек­тро­стар­тер. Рос­сий­ский «же­лез­ный конь» для спец­на­за в от­ли­чие от GPMC - бен­зи­но­вый, но име­ет 4-скоростную ко­роб­ку пе­ре­дач с зад­ним хо­дом. Кру­тя­щий мо­мент к ко­ле­су осу­ще­ст­в­ля­ет­ся кар­дан­ной пе­ре­да­чей, что зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ва­ет на­деж­ность и дол­го­веч­ность транс­мис­сии по срав­не­нию с цеп­ной пе­ре­да­чей, при­ме­няе­мой дру­ги­ми про­из­во­ди­те­ля­ми мо­то­цик­лов. Вот что ска­за­но на офи­ци­аль­ном сай­те за­во­да: «Ис­пы­та­ния ир­бит­ско­го мо­то­цик­ла GEAR-UP в воз­душ­но-де­сант­ных вой­сках Рос­сии ус­пеш­но за­вер­ше­ны. Три ме­ся­ца мо­то­цикл мо­де­ли ИМЗ-8.1037 «Урал» Gear-Up про­хо­дил ис­пы­та­ния в од­ной из час­тей спец­на­за ВДВ Рос­сии. Gear-Up ис­поль­зо­вал­ся на до­ро­гах и по без­до­ро­жью в так­ти­че­ских дей­ст­ви­ях групп, а так­же в ка­че­ст­ве сред­ст­ва обес­пе­че­ния бое­вой под­го­тов­ки и по­ка­зал се­бя как на­деж­ное и вы­со­ко­мо­биль­ное транс­порт­ное сред­ст­во. По за­клю­че­нию во­ен­ных, мо­то­цик­лы «Урал» це­ле­со­об­раз­но иметь в шта­те под­раз­де­ле­ний, что и бы­ло от­ме­че­но в про­то­ко­ле ис­пы­та­ний. Под­го­тов­ка не­об­хо­ди­мой до­ку­мен­та­ции для по­ста­нов­ки мо­то­цик­лов в штат ВДВ бу­дет за­вер­ше­на в бли­жай­шее вре­мя».

На ко­ля­ске спец­на­зов­ско­го «Ура­ла» ус­та­нов­ле­ны ба­гаж­ник, фа­ра-и­ска­тель, име­ет­ся ме­сто для за­пас­ной ка­ни­ст­ры с то­п­ли­вом, са­пер­ной ло­пат­ки и за­пас­но­го ко­ле­са. Пре­ду­смот­ре­ны мес­та для ус­та­нов­ки воо­ру­же­ния: руч­но­го пу­ле­ме­та, ПТУР, гра­на­то­ме­та АГС-17. Пол­ная мас­са мо­то­цик­ла со­став­ля­ет 620 кг, а мак­си­маль­ная ско­рость - 95 км/ч. Пре­ду­смот­ре­но па­ра­шют­ное де­сан­ти­ро­ва­ние мо­то­цик­ла с са­мо­ле­та на гру­зо­вой плат­фор­ме или пе­ре­воз­ка его на внеш­ней под­вес­ке вер­то­ле­та. Но… Вряд ли мо­то­цикл с та­ки­ми ве­со­вы­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми мо­жет стать под­хо­дя­щим транс­пор­том для «вер­то­лет­но­го спец­на­за»…

Иде­аль­ный транс­порт для спец­на­за

Со­вре­мен­ный опыт при­ме­не­ния мо­то­цик­лов по­сто­ян­но рас­ши­ря­ет­ся. Во­ен­ные «бай­ки», в ос­нов­ном лег­кие двух­ко­лес­ные, ши­ро­ко при­ме­ня­лись в хо­де опе­ра­ции коа­ли­ци­он­ных войск про­тив Ира­ка «Бу­ря в пус­ты­не». Так, фран­цуз­ские вой­ска ак­тив­но ис­поль­зо­ва­ли для раз­вед­ки двух­ко­лес­ные мо­то­цик­лы мо­де­ли «Кей­джи­ва» 350W12-MIL («Ми­ли­та­ри»). Око­ло 2 тыс. та­ких ма­шин бы­ли за­ку­п­ле­ны в се­ре­ди­не 90-х го­дов ХХ ве­ка для фран­цуз­ских и италь­ян­ских ме­ха­ни­зи­ро­ван­ных час­тей. Мо­то­цикл име­ет лег­кую труб­ча­тую ра­му по­вы­шен­ной же­ст­ко­сти, дви­га­тель мощ­но­стью 26 л. с. По за­ка­зу фран­цуз­ских воо­ру­жен­ных сил для по­вы­ше­ния ма­нев­рен­но­сти фир­ма ос­на­сти­ла «Кей­джи­ву» бо­лее мощ­ным дви­га­те­лем (33 л. с.), шес­ти­сту­пен­ча­той ко­роб­кой пе­ре­дач и ши­ро­ки­ми ко­ле­са­ми.

Из­ра­иль­ские спе­ци­аль­ные под­раз­де­ле­ния ис­поль­зо­ва­ли в хо­де опе­ра­ции «Бу­ря в пус­ты­не» мо­ди­фи­ци­ро­ван­ные для пус­тын­ных ус­ло­вий мощ­ные швед­ские вне­до­рож­ные мо­то­цик­лы «Ху­ск­вар­на» (Husqvarna). Бой­цы спец­на­за, т.н. «охот­ни­ки за СКА­Да­ми», скрыт­но дос­тав­ля­лись в рай­оны, где ирак­цы раз­вер­ты­ва­ли свои мо­биль­ные ра­ке­ты для об­стре­ла из­ра­иль­ской тер­ри­то­рии, се­вер­нее шос­се, свя­зы­ваю­ще­го Ам­ман с Ба­гда­дом. Для пе­ре­бро­ски «мо­то­спец­на­за» ис­поль­зо­ва­лись тя­же­лые транс­порт­ные вер­то­ле­ты CH-53 «Ясъ­ур». По при­бы­тии на ме­сто вер­то­ле­ты не вы­клю­ча­ли дви­га­те­ли, а бой­цы на мо­то­цик­лах стре­ми­тель­но съез­жа­ли по от­ки­ну­той рам­пе пря­мо на пе­сок и, раз­бив­шись на па­ры, мча­лись в пус­ты­ню на по­ис­ки ра­кет СКАД. Мо­биль­ность и бы­ст­ро­та пе­ре­дви­же­ния «охот­ни­ков за СКА­Да­ми» про­из­ве­ли силь­ное впе­чат­ле­ние на офи­це­ров из­ра­иль­ско­го ген­шта­ба, ко­то­рые го­то­ви­ли опе­ра­цию.

Свое­об­раз­ны­ми пер­во­про­ход­ца­ми в при­ме­не­нии «вер­то­лет­но­го спец­на­за» мож­но счи­тать юж­но­аф­ри­кан­ские recces. В 1987 го­ду ком­ман­дос ЮАР про­ве­ли в зам­бий­ском го­ро­де Ли­вин­г­сто­не сек­рет­ную опе­ра­цию про­тив ак­ти­ви­стов Аф­ри­кан­ско­го на­цио­наль­но­го кон­грес­са Юж­ной Аф­ри­ки (АНК) - «Ли­вин­г­стон­ский рейд». Про­ве­де­ние ак­ции ос­лож­ня­лась тем, что ата­куе­мые объ­ек­ты - три ре­зи­ден­ции АНК - на­хо­ди­лись не толь­ко на тер­ри­то­рии ино­стран­но­го го­су­дар­ст­ва, но в гус­то­на­се­лен­ных го­род­ских квар­та­лах. Ко­ман­до­ва­ние recces пе­ре­бра­ло не­сколь­ко ва­ри­ан­тов: от вы­сад­ки вер­то­лет­но­го де­сан­та пря­мо на ули­цах го­ро­да и рас­стре­ла объ­ек­тов из без­от­кат­ных ору­дий и РПГ, до ис­поль­зо­ва­ния БТР «Ра­тель». Но то­гда это боль­ше по­хо­ди­ло бы на вой­ско­вую опе­ра­цию и име­ло ма­ло об­ще­го «со спец­на­зов­ской хи­рур­ги­ей».

По­сле мно­го­чис­лен­ных при­ки­док ре­ши­ли ос­та­но­вить­ся на ори­ги­наль­ном ва­ри­ан­те, ко­то­рый спец­на­зом ЮАР да и дру­гих стран еще ни­ко­гда не при­ме­нял­ся. Пред­по­ла­га­лось по­са­дить уча­ст­ни­ков рей­да на не­боль­шие, но мощ­ные спор­тив­ные мо­то­цик­лы. Оде­тые в гра­ж­дан­скую оде­ж­ду мо­то­цик­ли­сты-ком­ман­дос долж­ны бы­ли но­чью въе­хать в Ли­винг­стон, про­вес­ти опе­ра­цию по унич­то­же­нию объ­ек­тов и на­хо­дя­щих­ся там лю­дей, за­тем на мо­то­цик­лах же по­ки­нуть го­род и до­б­рать­ся до точ­ки эва­куа­ции. Для раз­ме­ще­ния ору­жия, взрыв­чат­ки и сна­ря­же­ния мо­то­цик­лы пред­по­ла­га­лось обо­ру­до­вать не­боль­ши­ми ба­гаж­ны­ми коф­ра­ми. А вот на тер­ри­то­рию Зам­бии двух­ко­лес­ные ма­ши­ны и де­сант пла­ни­ро­ва­лось дос­та­вить и за­тем эва­куи­ро­вать вер­то­ле­та­ми. Та­ко­го еще ни­кто ни­ко­гда не де­лал.

От­ча­ян­ные мо­то­цик­ли­сты

Для вы­пол­не­ния мис­сии бы­ло по­доб­ра­но и обо­ру­до­ва­но 11 лег­ких ско­ро­ст­ных мо­то­цик­лов япон­ско­го про­из­вод­ст­ва: де­сять од­но­ме­ст­ных и один двух­ме­ст­ный. Пер­во­на­чаль­но пред­по­ла­га­лось, что их бу­дет 12, по од­но­му на ка­ж­до­го чле­на ко­ман­ды спец­на­за. Од­на­ко по­сле тща­тель­ных рас­че­тов, вы­яс­ни­лось, что в вер­то­лет «Пу­ма», ко­то­рый яв­лял­ся ос­нов­ным сред­ст­вом дос­тав­ки спец­на­за ВС ЮАР, дю­жи­на ма­шин не вле­за­ет. По­это­му од­ну па­ру ком­ман­дос пред­по­ла­га­лось по­са­дить на двух­ме­ст­ный «байк».

Но глав­ным во­про­сом ус­пе­ха про­ве­де­ния опе­ра­ции ста­ло уме­ние управ­лять мо­то­цик­лом. И не про­сто управ­лять, а вла­деть вир­ту­оз­но. Ко­ман­до­ва­ние юж­но­аф­ри­кан­ско­го спец­на­за вста­ло пе­ред про­бле­мой: тре­бо­ва­лось 11 иде­аль­но под­го­тов­лен­ных «от­ча­ян­ных мо­то­цик­ли­стов». Но сре­ди спец­на­зов­цев recces, хо­ро­шо под­го­тов­лен­ных в про­фес­сио­наль­ном от­но­ше­нии, да­ле­ко не все пред­став­ля­ли се­бе, что та­кое ез­да на спор­тив­ных мо­то­цик­лах, тем бо­лее по пе­ре­се­чен­ной ме­ст­но­сти. Хо­тя для мно­гих из них двух­ко­лес­ные ма­ши­ны бы­ли не в ди­ко­вин­ку. Мно­гие вла­де­ли (зар­пла­та по­зво­ля­ла) лич­ны­ми «Хон­да­ми» и «Яма­ха­ми». Штаб спе­цо­пе­ра­ций сроч­но из­дал ди­рек­ти­ву по под­бо­ру сре­ди лич­но­го со­ста­ва раз­ве­ды­ва­тель­но-ди­вер­си­он­ных пол­ков лю­дей, вла­дею­щих мо­то­цик­лом «в рам­ках, спо­соб­ных обес­пе­чить ус­пех опе­ра­ции».

Тре­ни­ров­ки на­ча­лись на ба­зе юж­но­аф­ри­кан­ско­го спец­на­за Форт Доп­пис, на­хо­див­ше­го­ся в на­ми­бий­ском ко­ри­до­ре Ка­при­ви, за­жа­том ме­ж­ду Ан­го­лой, Зам­би­ей и Бот­сва­ной. Уже спус­тя не­сколь­ко дней ком­ман­дос, ото­бран­ные для опе­ра­ции, уст­рои­ли на ба­зе на­стоя­щие «гон­ки по вер­ти­ка­ли». «Они, как маль­чиш­ки, го­ня­ли по до­ро­гам ба­зы, то и де­ло въез­жая на без­до­ро­жье, взби­ра­ясь на хол­мы и спус­ка­ясь с них. Осо­бое вни­ма­ние они уде­ля­ли ов­ла­де­нию тех­ни­кой во­ж­де­ния, по­ни­мая, что в ко­неч­ном ито­ге нуж­на не ско­рость, а аб­со­лют­ное вни­ма­ние и пол­ный кон­троль «га­за».

Для про­ве­де­ния опе­ра­ции бы­ло сфор­ми­ро­ва­но две груп­пы. Од­на штур­мо­вая в со­ста­ве 12 мо­то­цик­ли­стов 1-го раз­вед­пол­ка ком­ман­дос юж­но­аф­ри­кан­ских спе­ци­аль­ных сил (recces). Дру­гая, груп­па при­кры­тия, со­стоя­щая из шес­ти во­ен­но­слу­жа­щих из со­ста­ва гар­ни­зо­на ба­зы Форт Доп­пис. Она долж­на бы­ла обес­пе­чить ох­ра­ну, а в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти и обо­ро­ну вер­то­лет­ной по­са­доч­ной пло­щад­ки, за­ра­нее по­доб­ран­ной раз­вед­чи­ка­ми в зам­бий­ском «бу­ше». Штур­мо­вая груп­па в со­от­вет­ст­вии с чис­лом объ­ек­тов на­па­де­ния бы­ла раз­би­та на три ко­ман­ды. В их за­да­чу вхо­дил штурм офи­са и двух до­мов АНК в цен­тре Ли­вин­г­сто­на, унич­то­же­ние на­хо­дя­щих­ся внут­ри функ­цио­не­ров дви­же­ния, вы­ем­ка до­ку­мен­тов, ми­ни­ро­ва­ние по­ме­ще­ний и их под­рыв.

Груп­па при­кры­тия со­стоя­ла из опыт­ных сол­дат, ко­то­рые, од­на­ко, не яв­ля­лись спец­на­зов­ца­ми. Они долж­ны бы­ли за­ра­нее де­сан­ти­ро­вать­ся с вер­то­ле­та на зам­бий­ской тер­ри­то­рии и за­нять обо­ро­ну по пе­ри­мет­ру по­са­доч­ной пло­щад­ки. Сол­да­ты в от­ли­чие от спец­на­за, оде­то­го в «гра­ж­дан­ку», дей­ст­во­ва­ли в юж­но­аф­ри­кан­ской по­ле­вой фор­ме свет­ло-ко­рич­не­во­го цве­та. На этом, кста­ти, на­стоя­ли са­ми ком­ман­дос recces. Они по­счи­та­ли, что сол­да­там ар­мии не­че­го рис­ко­вать и в слу­чае не­уда­чи спе­цо­пе­ра­ции они смо­гут сдать­ся в плен, вос­поль­зо­вав­шись все­ми пра­ва­ми во­ен­но­плен­ных. Се­бе же спец­на­зов­цы этой при­ви­ле­гии не ос­тав­ля­ли. Они от­да­ва­ли се­бе от­чет в том, что, ес­ли кто-ли­бо из них бу­дет схва­чен на тер­ри­то­рии ино­стран­но­го го­су­дар­ст­ва в гра­ж­дан­ской оде­ж­де, без до­ку­мен­тов и с ору­жи­ем в ру­ках, участь его бу­дет не­за­вид­на.

Груп­па при­кры­тия воо­ру­жа­лась штат­ны­ми ав­то­ма­ти­че­ски­ми юж­но­аф­ри­кан­ски­ми вин­тов­ка­ми R-4 «Век­тор». Кро­ме то­го, в рас­по­ря­же­нии ко­ман­ди­ра груп­пы на­хо­дил­ся руч­ной пу­ле­мет и не­сколь­ко ре­ак­тив­ных гра­на­то­ме­тов со­вет­ско­го про­из­вод­ст­ва РПГ-7. Спец­наз был воо­ру­жен бо­лее скром­но. В ос­нов­ном это бы­ли пис­то­ле­ты с глу­ши­те­ля­ми, гра­на­ты и пла­сти­ко­вая взрыв­чат­ка. На край­ний слу­чай ком­ман­дос взя­ли с со­бой по па­ре тех же ав­то­ма­ти­че­ских вин­то­вок R-4 на ка­ж­дую ко­ман­ду. Для них при­шлось со­ору­дить спе­ци­аль­ные ре­мен­ные кре­п­ле­ния и вез­ти на се­бе, ук­рыв под про­сто­рны­ми курт­ка­ми, в ко­то­рые об­ла­чи­лись мо­то­цик­ли­сты. Ко­ман­ди­ры ко­манд снаб­жа­лись ра­ция­ми ти­па «во­ки-то­ки», спо­соб­ны­ми под­дер­жи­вать связь с са­мо­ле­то­м-ретранс­ля­то­ром и ме­ж­ду со­бой.

Опе­ра­ция на­ча­лась

24 ап­ре­ля 1987 го­да в 19.00 с ба­зы ВВС ЮАР Ма­па­ча в по­ло­се Ка­при­ви в На­ми­бии взле­тел вер­то­лет «Пу­ма» и взял курс на тер­ри­то­рию Зам­бии. На его бор­ту на­хо­ди­лась груп­па при­кры­тия. По­лет про­ис­хо­дил на мак­си­маль­но низ­кой вы­со­те: ма­ши­на чуть не ка­са­лась ве­ток де­ревь­ев в бу­ше. Вер­то­лет с по­га­шен­ны­ми по­лет­ны­ми ог­ня­ми сде­лал боль­шую ду­гу в глу­би­не зам­бий­ской тер­ри­то­рии и вы­шел на точ­ку в не­сколь­ких де­сят­ках ки­ло­мет­ров от Ли­вин­г­сто­на, за­ра­нее по­ме­чен­ную пор­та­тив­ны­ми ин­фра­крас­ны­ми мая­ка­ми. Де­сан­ти­ро­ва­ние за­ня­ло все­го не­сколь­ко се­кунд, вслед за этим кры­ла­тая ма­ши­на не­мед­лен­но лег­ла на об­рат­ный курс. Од­на­ко что­бы сбить с тол­ку РЛС зам­бий­ской ар­мии, лет­чи­ки из­бра­ли об­ход­ной мар­шрут. Груп­па юж­но­аф­ри­кан­ских сол­дат, вы­са­див­шая­ся в зам­бий­ском бу­ше, не­мед­лен­но взя­ла под ох­ра­ну пе­ри­метр по­са­доч­ной пло­щад­ки. По­сты бы­ли вы­став­ле­ны и у шос­се, ве­ду­щем в Ли­винг­стон, ко­то­рое на­хо­ди­лась в 2,5 км от пло­щад­ки.

В 00 ча­сов 15 ми­нут 25 ап­ре­ля 1987 го­да с тер­ри­то­рии ба­зы спец­на­за Форт Доп­пис под­ня­лись в воз­дух два вер­то­ле­та «Пу­ма» ВВС ЮАР. На бор­ту од­но­го их них на­хо­ди­лось 12 оде­тых в гра­ж­дан­скую оде­ж­ду ком­ман­дос recces, а в дру­гом - один­на­дцать тща­тель­но про­ве­рен­ных и за­прав­лен­ных «же­лез­ных ко­ней». Че­рез пол­то­ра ча­са по­ле­та вер­туш­ки, точ­но на­ве­ден­ные по ра­дио ко­ман­ди­ром груп­пы при­кры­тия, при­зем­ли­лись на тер­ри­то­рии Зам­бии. Для вы­груз­ки мо­то­цик­лов лет­чи­кам при­шлось не за­ви­сать, а при­зем­лять­ся «на три точ­ки».

Вос­поль­зо­вав­шись пус­тын­но­стью ноч­но­го шос­се, ве­ду­ще­го в Ли­винг­стон, юж­но­аф­ри­кан­цы бы­ст­ро вы­ве­ли свои мо­то­цик­лы на до­ро­гу. Они не ста­ли та­щить «бай­ки», про­ди­ра­ясь сквозь буш. Ед­ва взле­те­ли вер­то­ле­ты, ком­ман­дос, спол­на вос­поль­зо­вав­шись не­дель­ной тре­ни­ров­кой в Форт Доп­пис, осед­ла­ли сво­их «же­лез­ных ко­ней» и уст­ре­ми­лись к шос­се. Мощ­ные и лег­кие мо­то­цик­лы, ос­на­щен­ные ре­зи­ной с вне­до­рож­ным про­тек­то­ром, лег­ко пре­одо­ле­ли уча­сток са­ван­ной ме­ст­но­сти. Вы­брав­шись на ас­фальт, ди­вер­сан­ты да­ли пол­ный газ и дви­ну­лись в сто­ро­ну Ли­вин­г­сто­на. Че­рез час все две­на­дцать ком­ман­дос на­хо­ди­лись у при­до­рож­но­го оте­ля при въез­де в го­род. От­сю­да их пу­ти рас­хо­ди­лись. Ко­ман­дир груп­пы с дву­мя на­пар­ни­ка­ми дви­нул­ся в центр го­ро­да к На­цио­наль­но­му му­зею, где рас­по­ла­гал­ся цен­траль­ный офис АНК, а две дру­гие ко­ман­ды, вы­ждав око­ло по­лу­ча­са в со­от­вет­ст­вии с хро­но­мет­ра­жем опе­ра­ции, дви­ну­лись по на­прав­ле­нию к сво­им объ­ек­там ата­ки. В го­ро­де ком­ман­дос ори­ен­ти­ро­ва­лись дос­та­точ­но уве­рен­но. По­мог­ла вы­учен­ная на­зу­бок кар­та Ли­вин­г­сто­на и ори­ен­ти­ров­ки юж­но­аф­ри­кан­ских аген­тов в го­ро­де.

По­сле про­ве­де­ния опе­ра­ции по штур­му и за­чи­ст­ке объ­ек­тов АНК все три ко­ман­ды recces встре­ти­лись в ус­лов­лен­ном пунк­те и дви­ну­лись на пре­дель­ной ско­ро­сти к мес­ту эва­куа­ции. Вы­зван­ные по ра­дио с ба­зы Ма­па­ча вер­то­ле­ты осу­ще­ст­ви­ли по­сад­ку на тер­ри­то­рии Зам­бии, в 6 ча­сов 20 ми­нут ут­ра и спец­наз, и груп­па при­кры­тия, и мо­то­цик­лы уже на­хо­ди­лись на тер­ри­то­рии Ка­при­ви, на ба­зе Форт Доп­пис. Опе­ра­ция за­вер­ши­лась без по­терь.

В ре­зуль­та­те штур­ма объ­ек­тов АНК в го­ро­де бы­ли уби­ты чет­ве­ро муж­чин, а так­же по­стра­да­ла од­на жен­щи­на, как вы­яс­ни­лось поз­же, ока­зав­шая­ся пле­мян­ни­цей ми­ни­ст­ра обо­ро­ны Зам­бии ге­не­ра­ла Ма­лим­ба Ма­ше­ке. Ко­ман­до­ва­ние ВС ЮАР за­пи­са­ло всех уби­тых «в тер­ро­ри­сты АНК», од­на­ко зам­бий­ское ру­ко­во­дство объ­я­ви­ло их свои­ми гра­ж­да­на­ми, что ско­рее все­го бо­лее со­от­вет­ст­во­ва­ло ис­ти­не - как вы­яс­ни­лось, ак­ти­ви­сты АНК ус­пе­ли по­ки­нуть по­ме­ще­ния. Од­на­ко не­смот­ря на это, нель­зя не при­знать, что за­да­чу, по­став­лен­ную пе­ред ним, спец­наз вы­пол­нил пол­но­стью. Са­ма ак­ция про­шла, что на­зы­ва­ет­ся, без суч­ка, без за­до­рин­ки.

Все эта­пы: раз­вед­ка ме­ст­но­сти, вы­сад­ка бое­вой и вспо­мо­га­тель­ной групп в глу­би­не са­ван­ны (бу­ша) дру­го­го го­су­дар­ст­ва, дос­тав­ка ту­да «бай­ков», сам мо­то­цик­лет­ный рейд в го­род и по­сле­дую­щая эва­куа­ция «мо­то­спец­на­за» бы­ли вы­пол­не­ны без­уко­риз­нен­но. Сре­ди спе­циа­ли­стов по ис­то­рии спец­на­за Ли­вин­г­стон­ский рейд счи­та­ет­ся эта­ло­ном скрыт­ной дос­тав­ки раз­ве­ды­ва­тель­но-ди­вер­си­он­ной груп­пы на тер­ри­то­рию дру­го­го го­су­дар­ст­ва и про­ве­де­ния опе­ра­ции с при­ме­не­ни­ем не­тра­ди­ци­он­ных еще в то вре­мя для спец­на­за мо­то­цик­лов.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-orujie.ru

Мотоцикл в армии, 1936 год. Боевое примение мотоциклетных частей в примерах. : lewhobotov

  • Пули и механизм ранящего действия пуль, 1942 год.

    Наверное, каждому сопричастному приходилось хоть однажды в жизни вертесь в руках пулю или осколок и задаваться вопросом - как так, такая вот…

  • Организация помощи раненым в роте, батальоне, полку и дивизии (по состоянию на 1942 год)

    Ни разу не медик, но с определенных пор интереса к военной истории старался не пропускать материалы, посвященные теме оказания первой помощи в…

  • Технические средства тылового обеспечения, справочник, 2003 год.

    ВНИМАНИЕ: Материалы рубрики "Военная библиотека" взяты исключительно из ОТКРЫТЫХ источников, доступных в сети, не имеют грифов секретности…

  • Руководство по эвакуации бронетанковой техники, 1981 год.

    ВНИМАНИЕ: Материалы рубрики "Военная библиотека" взяты исключительно из ОТКРЫТЫХ источников, доступных в сети, не имеют грифов секретности…

  • Приказ МО СССР "О номерных, опознавательных и предупредительных знаках на автотранспорте.." 1985 г.

    ВНИМАНИЕ: Материалы рубрики "Военная библиотека" взяты исключительно из ОТКРЫТЫХ источников, доступных в сети, не имеют грифов секретности…

  • Памятка регулировщика движения на военно-автомобильных дорогах, 1954 год.

    ВНИМАНИЕ: Материалы рубрики "Военная библиотека" взяты исключительно из ОТКРЫТЫХ источников, доступных в сети, не имеют грифов секретности…

  • lewhobotov.livejournal.com