Моторезина. Основные вопросы. Разная резина на мотоцикле


Направленная резина, часть 2 / Блог им. aLexusPro / БайкПост

Добрый вечер, уважаемые читатели. Сегодня мы продолжаем вчерашний разговор о направленной резине и парадоксе её установки задом наперед на переднее колесо мотоцикла.

Однажды, после долгих раздумий на эту тему, я решил найти ответ во что бы то ни стало, и полез гуглить. Недолгие поиски выдали статью из какой-то газеты. Увы, не могу знать из какой, но, пробежавшись по ней, и попытавшись уловить смысл, я просто сохранил её себе на будущее. Смысл я тогда уловил очень поверхностно, а позже решил, что надо всё перевести. Во-первых, другим будет интересно, во-вторых, сам разберусь как следует, ну а в-третьих, немного вспомню инглиш, который давно успел забыть.

Мотоботами просьба не пинать, я готов исправить любые косяки, которые вы найдете. Перевел как смог, уж извиняйте если что не так. Оригинал статьи на английском.

Письмо в редакцию:

На днях я переобувал свой мотоцикл в Dunlop D208, и был удивлен, когда сервисмэн начал устанавливать переднюю покрышку задом наперед (стрелкой на боковине против направления вращения), я указал ему на ошибку, но тот пояснил, что он руководствуется направлением рисунка, который, по его мнению, должен расходиться от центра к боковинам в пятне контакта. Иначе вода будет собираться под покрышкой.

Я настоял на установке покрышки согласно стрелке на боковине, подсказывающей правильное направление вращения, и уехал, но сейчас меня гложат сомнения. А вдруг он был прав? Вдруг я поеду как на лыжах от первых капель дождя? Могли ребята из Dunlop допустить, чтобы бракованное колесо с неправильным индикатором на боковине добралось до покупателя? Надеюсь, что нет.

Итак, должен ли рисунок моих 208-ых смотреть в разные стороны на переднем и заднем колесах, и если да, то почему?

— Томми, Ирландия

Ответ:

К сожалению, работник шиномонтажа не прав, думая, что рисунки протекторов передней и задней покрышек работают в одну и ту же сторону. В некоторых случаях это верно, но лишь на очень бюджетных шинах или имеющих рисунок старого образца. А всё потому, что характеристики вчерашних супербайков рядом не стоят с нынешними.

Простое объяснение разнонаправленности рисунков заключается в том, что колеса выполняют разную работу — переднее преимущественно тормозит, а заднее — разгоняет мотоцикл. Эти силы действуют в разных направлениях, поэтому рисунки протекторов разнонаправленны.

Итак, силы, действующие на заднюю покрышку, разгоняют мотоцикл. В вертикальном положении мотоцикла эти силы направлены вдоль покрышки, соответственно направлены и канавки в её центре — вдоль. Однако, чем больше мотоцикл наклоняется, тем больше отклоняются и прорези от продольной оси, доходя так до боковин. Сонаправленным положением канавок и сил, действующих на колесо в пятне контакта, минимизируется износ резины. Если хотите увидеть плохой пример, то взгляните на BT-020 или Macadam 100X, где канавки пересекают центр протектора, в результате чего он изнашивается раньше. На изъезженной покрышке вы можете заметить, что канавки плавно возникают из неоткуда, и это происходит потому, что в этом месте они не сонаправлены с действующими силами, а составляют с ними прямой угол. Мы сейчас не придираемся к Bridgestone или Michelin как таковым, просто это яркие примеры проблемы неравномерного износа.

Что касается переднего колеса, то преобладающие силы, действующие на него, не разгоняют, а тормозят мотоцикл. Тормозные силы направлены в противоположном направлении к разгоняющим, и, чтобы предотвратить неравномерный износ покрышки, её рисунок следует направить ровно в противоположном направлении, по отношению к задней. Повторюсь, рисунок протектора по дуге расходится к боковинам, чтобы быть сонаправленным с силами, действующими в пятне контакта, при любом угле наклона мотоцикла. В качестве плохого примера передней покрышки посмотрите на BT-010, шина с отличными характеристиками испорчена. То, как она будет изнашиваться, принесено в жертву эстетике.

А что касается водоотвода, то D208 прекрасно отводят воду, так что за аквапланирование можно не волноваться.

— Брин Филлипс, работает в Данлоп, работал в Камбриан и Бриджстоун, так что его стоит послушать.

Комментарии:

В некоторых местах сложно было добраться до смысла, поэтому получилось вот так как получилось. На троечку с плюсом, думаю, потянет, но если кто-то переведет лучше — буду только рад. Особенно конец первого предложения и про возникающие из неоткуда канавки.

Касаемо самого вопроса, получается, что всё утыкается в износ, ресурс и работу резины в пятне контакта, а не аквапланирование. Спортбайки требуют.

Итоги:

Думаю, что немногие мотоциклисты смогут доходчиво ответить на поставленный вчера вопрос. А вот посетители байкпоста теперь смогут. И на этой пафосной ноте я и закончу свое повествование, всем спасибо за внимание :)

bikepost.ru

Sizon.info - О ширине мото покрышек

Как показывает практика, вопрос “а не вставить ли пошире?” беспокоит добрую часть двухколесного сообщества, от владельцев скутеров до пилотов экстремальных “литров” (при этом неизвестно, кого больше). Первые хотят за счет инсталляции “пошире” приблизиться по управляемости ко вторым, а вторые - так вообще к машинам класса MotoGP. И сильно удивляются, когда достигают обратного результата. 

Наиболее очевидный параметр любой покрышки - ширина профиля. От него зависит площадь пятна контакта, соприкосновения покрышки с поверхностью. Эта самая площадь определяет, какой вес выдерживает покрышка, насколько хорошо она отводит воду с влажной поверхности. А самое главное - какова величина трения между покрышкой и асфальтом, это ключевой для данной статьи показатель. Увеличивая ширину покрышки, мы увеличиваем площадь контактного пятна и, соответственно, величину трения, или, другими словами, сцепления с дорогой. 

Казалось бы, чем сильнее сцепление с дорогой, тем лучше. Это позволит пройти поворот на большей скорости, а на выходе из поворота раньше открыть “газ”. И это еще не все. Даже когда мотоцикл движется по прямой, на колесо постоянно действуют сторонние силы, вызванные, прежде всего, неровностями дорожного полотна, которые пытаются вывести колесо из нейтрального положения. Наряду с гироскопическим эффектом вращающихся колес, этим силам противостоит и сила трения между резиной и дорогой. Чем больше трение, тем меньшее влияние оказывают сторонние силы на движение. Таким образом, более широкие покрышки улучшают траекторную устойчивость мотоцикла и позволяют ему лучше “держать” прямую на большой скорости. 

А вот максимальная скорость с ростом ширины покрышки падает. Причина - все то же возросшее трение колеса с покрытием дороги. Кроме того, увеличенное сцепление позволяет покрышкам лучше сопротивляться не только попыткам сторонних сил, но и усилиям пилота, направленным на то, чтобы изменить направление движения. Иными словами, придется прикладывать большее усилие для входа в поворот. 

Соответственно, уменьшая ширину, мы приходим к противоположным результатам: байк хуже держит прямую, менее стабилен, раньше теряет сцепление с поверхностью при попытках пройти поворот быстрее, но зато получает более легкое управление, благодаря которому легче, а значит, и быстрее, входит в поворот. 

Далее следует высота профиля покрышки - расстояния между поверхностью покрышки и поверхностью колесного диска. Точнее профиль можно определить как половину разности общего диаметра колеса и номинального диаметра колесного диска. Главным образом, профиль изменяется за счет изменения высоты боковин покрышки. В свою очередь от высоты боковин зависит очень важный для нас параметр - боковая эластичность покрышки. Ширину покрышки мы увеличивали, поэтому профиль будем, наоборот, уменьшать. Итак, уменьшение профиля обеспечивается за счет уменьшения высоты боковин, что приводит к уменьшению боковой эластичности покрышки. 

Этим достигается более предсказуемое и точное поведение мотоцикла при маневрировании, улучшение реакций на действия пилота (реакции становятся быстрее). При этом, чем выше скорость, тем сильнее проявляется эффект. Однако уменьшение эластичности боковин в сочетании с уменьшением ее внутреннего объема ухудшает амортизационные качества всей конструкции. Покрышка с низким профилем хуже поглощает неровности, сильнее передавая вибрации на корпус мотоцикла. Таким образом, ценой улучшения управляемости страдает плавность хода, а попутно растет риск “пробить до обода” покрышку, что нехорошо с точки зрения долговечности и покрышки, и диска.

Форма профиля также оказывает существенное влияние на управляемость аппарата. Плоский профиль обеспечивает большее пятно контакта на прямой, однако контактное кольцо “плоской” покрышки раньше достигнет ее кромки, а значит, предельного угла наклона. Округлый профиль обеспечивает меньшее пятно контакта, но зато дает больший угол наклона при достижении кромки покрышки. Это далеко не единственное, что следует иметь в виду. Большее пятно контакта, разумеется, означает лучшее сцепление резины с поверхностью дорожного полотна. 

Однако отнюдь не означает более быстрого прохождения поворота. Странно? Дело в том, что перед поворотом мотоцикл движется в вертикальном положении, и в поворот его необходимо еще положить. Залог хорошей скорости прохождения поворота - быстрое закладывание. И вот здесь избыточное сцепление опять остается не у дел. Чем оно больше, тем сильнее мотоцикл сопротивляется, противостоит рулению (вот она, обратная сторона стабильности и устойчивости!), и тем тяжелее для пилота становится руление, больше силы ему необходимо прикладывать. В таких случаях говорят, что аппарат медленнее управляется. Поэтому иметь возможность развить в повороте большую скорость - еще не означает пройти его быстрее. Вопреки традиционным представлениям об округлости профиля, он может иметь форму, больше напоминающую равнобедренный треугольник, основание которого лежит на поверхности колесного диска, а вершина делит на две равные части контактную поверхность покрышки. Исторически такие покрышки имеют гоночные корни, и их конструкция призвана удовлетворять именно специфические требования гоночного “кольца” (быстрое закладывание, экстремальные углы наклона). 

У “треугольных” покрышек профиль округлый в центре и плоский по краям. По мере наклона мотоцикла в повороте контактное кольцо покрышки продвигается все ближе и ближе к кромке, где у “треугольных” покрышек профиль более плоский, а значит, там обеспечивается большее пятно контакта. Это дает возможность иметь большую скорость в повороте. В тоже время округлый в середине профиль уменьшает пятно контакта в вертикальном положении и позволяет легче (или быстрее) закладывать мотоцикл в поворот. Единственный, но весомый, минус такой конструкции в том, что мотоцикл буквально “проваливается” в каждый поворот, что вряд ли положительно скажется на езде в городских условиях, особенно при отсутствии должного опыта. 

Теперь о размерности колесных дисков. Точнее, об их ширине (в отличие от автомобилей, вопрос установки дисков увеличенного диаметра в мототюнинге не актуален). В целом ширина диска должна обязательно соотноситься с шириной покрышки: шире покрышка - шире диск, уже покрышка - и диск тоже нужен уже. Но в разумных пределах это соотношение все же нарушают. Даже производители в своих таблицах с рекомендациями размерностей зачастую приводят несколько размерностей дисков для одной и той же покрышки. Если мы увеличиваем ширину обода, а покрышка остается прежней, неизбежно деформируется ее профиль - покрышка как бы “распрямляется”. Расстояние между бортами шины в месте контакта с диском увеличивается. А за счет сужения формы профиля также увеличивается и фактическая ширина покрышки. Считается, что таким образом можно выиграть в боковой жесткости шины, а значит, увеличить сопротивление боковому уводу. 

Поясню, что это такое. Когда мы смотрим на неподвижное колесо, его конструкция кажется вполне монолитной и жесткой, но как только дело доходит до движения, все меняется. Шина - упругое тело, и в движении она постоянно деформируется в различных направлениях. Особенно важна для нас деформация шины в повороте, когда колесный диск под действием центробежной силы смещается наружу поворота, в то время как элементы шины в пятне контакта, цепляясь за поверхность дороги, остаются на месте. Нижняя часть покрышки, таким образом, смещается относительно плоскости вращения колеса. На практике это означает, что для поворота по какому-то определенному радиусу понадобится больший поворот руля, чем рассчитывалось. Это и есть боковой увод колеса. 

Понятно, что чем больше боковой увод, тем менее точным будет управление, поэтому с боковым уводом и пытаются всячески бороться. Правда, делать это нужно в комплексе: соотношение бокового увода переднего и заднего колеса сказывается на поворачиваемости. К примеру, уменьшение увода заднего колеса при постоянстве этого показателя у переднего изменит поворачиваемость в сторону недостаточной. На деле при использовании более широкого обода на него устанавливают покрышку с меньшим профилем. Это дополнительно увеличивает боковую жесткость (боковины ведь становятся короче). Только поведение в сильном наклоне мотоцикла с такими “катками” может быть очень непредсказуемым: уж больно быстро он будет нащупывать кромку покрышки. Поэтому производители шин в один голос советуют с осторожностью подходить к ширине диска и ни в коем случае не нарушать установленные ими предписания. 

Итак, вы решились на установку резины пошире. Значит ли это, что без новых дисков никуда? Разумеется, для резины, на 10 мм шире стандартной, новые диски не нужны, но в таких вещах всегда есть предел, переходить (да и достигать) которого не стоит. Скажем, 40 мм - это уже не 10, как бы банально это не звучало. Поэтому, даже если новая широкая покрышка “влезает” на место старой, это еще не значит, что ее эксплуатация принесет вам одни только радости. Почему-то всех тянет “добавить мускул” именно заднему колесу - про переднее обычно забывают. А зря, ведь соотношение пятен контакта переднего и заднего колес тоже оказывает непосредственное влияние на поворачиваемость. Поставил сзади покрышку пошире - сдвинул поворачиваемость в сторону недостаточной. В результате переднее колесо стало более склонным к потере сцепления с поверхностью (сносу) в повороте. А это, знаете ли, куда опаснее, чем проскальзывающее от избыточной тяги заднее. 

И последнее. В основу конструкции любого мотоцикла разработчиками заложен баланс таких показателей, как устойчивость, поворачиваемость, плавность хода… Изменение размерности шин не сделает ваш аппарат ЛУЧШЕ, а сделает его ДРУГИМ, изменив баланс перечисленных показателей. Прибавится в одном - убавится в другом. Ну, а коль решились, то ознакомьтесь хотя бы с рекомендациями производителей шин относительно того, какой размерности диски должны использоваться с той или иной покрышкой. Кого хотите обмануть? Разработчиков? Так ведь не они на вашем аппарате поедут!

Владимир Завьялов

sizon.info

Моторезина. Основные вопросы.

От чего зависит ваша безопасность на дороге? Прежде всего, от мотошин. Именно эта деталь сильнее других влияет на скорость и качество вашей езды, а потому нуждается в регулярном уходе и контроле за состоянием. При правильном техобслуживании шины прослужат долго и станут гарантом приятных поездок.

Значительно продлить срок эксплуатации поможет еженедельная проверка. Следует обращать внимание на наличие глубоких царапин, трещин, искривлений протектора и неравномерности износа. Полезно также измерять давление шин чаще одного раза в месяц.

Большинство крупных производителей моторезины негативно относится к тенденции ремонта поврежденных шин. Такие гиганты рынка как «Michelin» отказываются брать на себя ответственность за эксплуатацию отремонтированных покрышек. Важно не пропустить момент, когда состояние шины становится опасным для езды.

Как понять, что резина больше не пригодна для использования?

Если при осмотре мотошины вы обнаруживаете прокол или любое другое повреждение, ее необходимо заменить - особенно это касается деталей с бескамерной конструкцией. Пристальное внимание следует уделять моторезине в случае попадания в ДТП или условия, близкие к нему, например, после столкновения с препятствием или при повреждении подвески.

Второй наиболее весомой причиной для смены шин является достижение предельно допустимого износа. Стандарт, принятый на территории Российской Федерации, запрещает эксплуатацию резины с остаточной величиной протектора в 0,8 мм. Законодательством некоторых стран этот показатель увеличен до 1,6 мм. Высота протектора определяется при помощи индикатора износа, как правило, уже нанесенного на шину.

По характеристике износа можно определить, правильно ли эксплуатировалась шина. Например, специфический износ в центре или на боковине может указывать на поломку подвески, неподходящее давление в шине, нарушение геометрии ходовой части или неисправность целого колеса.

Все эти признаки - деформация, трещины и износ - являются показателями «старения» моторезины. Их появление зависит, по большей части, от качества техосмотра и условий эксплуатации. Однако, следует заметить, что чем старше шина, тем больший уход ей необходим. Не стоит использовать шины, произведенные более восьми лет назад, особенно если ваш мотоцикл был выпущен значительно позже. Что делать, если резина не соответствует требованиям производителя?

Приобретая б/у мотоцикл, следует проверять технические характеристики мотошин и их совместимость с данной моделью. Предыдущий хозяин мог не соблюдать заводских предписаний, что в последствии осложнит уже вашу езду - в случае, если не будет произведена замена резины.

Превышение допустимой ширины моторезины скажется на маневренности мотоцикла, а слишком узкие мотошины не будут соответствовать требованиям к минимальному показателю нагрузки.

На оба колеса рекомендуется устанавливать шины одной модели. При этом должна соблюдаться рекомендованная производителем размерность. Как выбирать моторезину?

Существует несколько параметров, регламентируемых заводом-производителем. К ним относятся конструкция, размер, максимально выдерживаемая нагрузка и допустимый показатель скорости.

Выбирая шину, необходимо также помнить и о рисунке протектора, ведь именно от него зависит устойчивость мотоцикла при езде. Следует исходить из качества и свойств дороги, на которых будет осуществляться пробег, будь то спортивный трек, грунтовка или городской асфальт.

Во избежание проблем во время прохождения техосмотра, следует устанавливать шины, совпадающие с регламентом производителя как минимум по параметрам размера и допустимой нагрузки.

Если же вы покупаете б/у шины, следует провести их тщательный осмотр на предмет трещин и неравномерности износа.

Разные модели шин - хорошо или плохо?

Ответ на этот вопрос можно рассматривать долго. С правовой точки зрения - на сегодняшний день законодательством Российской Федерации не предусмотрен регламент для использования шин разных моделей на одном мотоцикле. С технической точки зрения - следует помнить, что коэффициент сцепления у каждой модели разный и в некоторых условиях (например, на гладком асфальте) это может привести к полной потере управления.

В связи с этим, для большей безопасности и комфортного передвижения рекомендуется использовать одну модель шин подходящих размеров.

Установка резины с направленным рисунком протектора

Сегодня на рынке мотопокрышек наблюдается тенденция выпуска продукта с направленным рисунком протектора - особенно это касается резины для переднего колеса. Важная деталь в обращении с такими шинами - необходимость правильно сориентировать их во время монтажа. Как правило, это делается при помощи указующей стрелки на боковине.

При этом часто кажется, что на переднем и заднем колесах одинаковый рисунок направлен в противоположные стороны, однако так и должно быть.

Передний протектор служит маневренности и его рисунок выбирается для эффективного отвода жидкости из пятна контакта в состоянии сильного крена.

Сколько прослужит моя резина?

Каждый случай индивидуален, но общая концепция выглядит так: чем тверже резина и чем меньше у нее цепкость - тем дольше она прослужит. И наоборот - чем она мягче и лучше сцепляется - тем короче срок ее пригодности.

В последние годы рынок производства мотошин пополнился товаром, сочетающим в себе высокие показатели твердости и цепкости одновременно. К таким новаторам относится компания «Michelin», выпускающая модели по технологии двойного компаунда 2СТ. Такие шины выполнены из сплава резин: твердой по центру протектора и мягкой - по краям. Эта технология помогает увеличить пробег шин более чем в десять раз.

Но стоит помнить, что срок пригодности мотошины зависит не только от изготовителя, но и от того, кто её использует. Нагрузка на шины, поддержание оптимального давления в них, скорость разгонов и торможений - все эти факторы напрямую зависят от водителя. Но есть и такие, которые имеют к нему лишь опосредованное отношение - качество дорожного покрытия, перепады температуры и погодные условия. Разные комбинации этих факторов могут значительно ухудшить состояние резины и, как следствие, сократить допустимый срок ее эксплуатации. Обкатка новых шин - нужна или нет?

Новой резине обкатка необходима. Помимо человеческого фактора - так называемой «привычки» у водителя - есть также ряд технических характеристик, меняющихся во время первых двух сотен километров езды. Их советуют преодолевать в щадящем режиме, удерживаясь от резких перепадов скорости и большого крена при поворотах. В этот период покрышка плотно усаживается на диск, а ее поверхность приобретает шершавость, максимально подходящую для выбранных условий езды. При осмотре новых шин следует обращать внимание на общую балансировку колес и их стабильность при выбранном давлении.

Более мягкие виды резины, используемые, например, для гоночных мотоциклов, нуждаются в гораздо меньшем периоде обкатке с добавлением специальных грелок и больших скоростей на гоночном треке. Что такое прогрев резины?

Качество езды зависит от качества сцепления протектора с поверхностью дороги. А наилучшим сцеплением обладает резина, достигшая оптимальной рабочей температуры. Именно поэтому первые несколько сотен километров рекомендуется проезжать без резких перепадов скорости. Сильнее всего разница между «теплой» и «холодной» резиной заметна в маневренности мягких спортивных моделей.

Спортивная и спортивно-туристическая моторезина - в чем разница?

Спортивные шины для мотогонок создаются с расчетом на максимальное сцепление с поверхностью гоночного трека. Такая резина быстро изнашивается, а ее рисунок, снабженный малым количеством канавок, на мокром покрытии не обеспечивает надлежащей устойчивости мотоцикла.

Спортивно-туристическая резина стала отличным компромиссом, одинаково хорошо выдерживая требования к сцеплению как с сухими, так и с мокрыми покрытиями. Её отличительной чертой является и срок пригодности - значительно больший, чем у спортивной версии.

На сегодняшний день одна из крупнейших компаний по производству шин «Michelin» смело экспериментирует со сплавами резины разной жесткости. Как результат, появилась линейка гоночных шин «Michelin Power Cup» с высочайшим коэффициентом сцепления на сухой трассе.

Для активной езды по городским ландшафтам было выпущено семейство «Michelin Pilot Power», позволяющее не терять скорость при езде по мокрой поверхности.

Универсальной и самой любимой линией у поклонников спортивно-туристической резины давно стала «Michelin Pilot Road», чьи шины оптимально подходят под любые погодные условия и виды дорожного покрытия.

В виде совета стоит упомянуть, что для езды не стоит использовать шины, с которыми мотоцикл проходил тестирование на динамометрическом стенде. Такая нагрузка необходима мотоциклу, но не шинам. Она может привести к повреждению резины и резкому сокращению срока ее пригодности.

www.motodart.ru

Полезное о мотошинах. - Разное - Каталог статей

Когда спрашивают: "Что Вы знаете о мотошинах?", в голову чаще приходят банальные ответы:круглые,черные,без камер и с ними. С высоким или низким профилем. Но не все так просто. Можете ли Вы представить,что на автомобиле будут установлены колеса с разной размерностью и профилем? С разным радиусом? Конечно же нет! Но на мототехнике это вполне допустимо.Давйте разберем основные особенности мотоциклетных шин.

 

Внешние особенности мотошин

В первую очередь мотошины разделяются по особенностям эксплуатации мотоцикла. Если на автомобиле достаточно выбрать сезонность использования и необходимый размер, то для мотоцикла необходимо подразделять к какому классу относится Ваш мотоцикл и в каких условиях Вы будете его использовать. К примеру, шины для эндуро не подходят для использования их на трассе, а на резине для спортбайка Вам будет неуместно появляться на пересеченной местности.Зачастую мотошина имеет укрепленную боковину.

 

Как определить срок службы мотошины?

Срок использования моторезины определяется по следующим параметрам:- Износ протектора. В зависимости от частоты поездок покрышка имеет свойство истираться. Истирание происходит быстрее чем на автомобильной резине,поэтому активные байкеры,проезжающие за сезон тысячи километров,могут поменять "обувку" на байке несколько раз за сезон.- Срок хранения. Если резина долго не использовалась или Вы мало ездите и внешне покрышка имеет неизношенный протектор,это не значит,что она пригодна для использования. Долгие годы простоя негативно сказываются на состоянии покрышки. Она начинает "дубеть". В связи с этим ухудшаются эксплуатационные свойства резины. Если резина посерела,имеет микро- или заметные глазу трещины на боковинах,то лучше от неё избавится и задуматься о замене.

 

Рисунок протектора мотошин.

Моторезина имеет такое количество рисунков протектора,что даст фору автомобильным маркам.Фанаты MOTO GP используют, так называемую, "лысую" резину -"слики". У неё хорошее сцепление с асфальтовым покрытием. Но стоит помнить,что "слик" можно использовать только на сухих,чистых дорогах и дорогах с идеальной поверхностью и покрытием. В дождь,а также на пыльных и грязных участках такая резина приводит к плохой управляемости мотоциклом.

Шины эндуро,наоборот имеют резной рисунок протектора, На них имеются глубокие канавки,которые отводят воду и грязь. На такой резине можно смело выезжать на пересеченную местность. 

Для размеренных поездок по городу необходимо выбирать подходящую для этого резину. Такая резина особенно распространена в продаже и найти её не составляет труда.

Маркировка моторезины:

Из-за обилия информации (обычно на боковине) на резине неопытный пилот может легко растеряться.Возьмем пример следующую маркировку резины: 

180/60 R 18 M/C 74W, где: 180 — ширина профиля мотошины, мм; 60 — высота профиля, это процентное отношение к ширине. В данном примере высота составляет 60% от ширины 180 мм, т.е. 108 мм. В некоторых размерах высота профиля отсутствует, это значит, что ширина выражается в дюймах, например 3.5 - 18. 18 — это диаметр диска мотоцикла в дюймах, на который устанавливается покрышка. 1 дюйм = 25,4 мм. R —  радиальный тип покрышки. M/C —  значит, что шины предназначены только для мотоциклов. 74 — индекс  нагрузки. Это показатель, указывает на допустимую нагрузку на шину в кг..W — индекс скорости. Этот показатель указывающий на макс. допустимую скорость, при которой производитель гарантирует эксплуатационные характеристики шины.

Встречаются также следующие обозначения: ТТ - Tube Type — камерный тип — покрышка используется только вместе с камерой. ТL - Tubeless — бескамерная — покрышка используется без камеры. Rotation (указывается вместе со стрелкой)— указывает направление вращения колеса. Если рисунок протектора симметричный, то такого обозначения нет. Дата изготовления, например 1013 — указывается в виде четырех цифр. Первая пара цифр означает неделю с начала года, вторая пара цифр — это год изготовления. У нас это—  10-я неделя 2013 года. F либо Front — значит, что покрышка устанавливается только на переднее колесо. Универсальная моторезина такого обозначения не имеет и устанавливается как на переднее,так и на заднее колесо. Rear — значит, что покрышка устанавливается только на заднее колесо. Универсальная моторезина такого обозначения не имеет и устанавливается как на переднее, так и на заднее колесо.

www.12moto.ru

Мотошины. Маркировка. Состав. Назначение

Шины — это пожалуй самая ответственная деталь в мотоцикле, о которой к сожалению многие забывают. А ведь именно шины едва ли не в первую очередь ответственны за то как мотоцикл управляется.
Предыдущая глава: Оптимальная траектория Наверно вы удивитесь, но мотошина появилась вперед автомобильной. Да-да, господин Данлоп, который переизобрел шину в 1887 году приделал ее к велосипеду сына. Сделана она был из шланга и, что очевидно, имела круглую форму. Шины с плоской беговой дорожкой появились позже. Зачем мотоциклу округлая форма беговой дорожки? А затем, что мотоцикл в повороте наклоняется! И если бы у шины был плоский автомобильный профиль, то исчерпав запас деформации боковин, протектор начнет отрываться по краю, что в итоге приведет к тому, что ехать и рулить придется на узеньком плече шины. Сразу скажем, что да, есть экономные извращенцы ставящие автомобильную покрышку на мотоцикл. Во-первых, такими загонами развлекаются колясочники, потому что у них мотоцикл в повороте не кренится, а во-вторых владельцы чопперов-круизеров. Потому что у них мотоциклы хоть и кренятся, но как-то не особо, ибо мешают кофры, подножки, трубы, ЧСВ и дуги.

Мотоциклетная шина она скругленная. При этом переднее колесо уже чем заднее. И чем шире шины, тем хуже поворачивает мотоцикл, тем тяжелее его положить на курс, так как при наклоне пятно контакта уходит в сторону от оси мотоцикла и возникает нефиговый возвращающий в прямое состояние момент, особенно если на колесе есть поперечная тяга (разгон или торможение).

Интересный момент, что в поперечном сечении профиль современной мотошины имеет такой хитрый изгиб, что при прямолинейном движении с дорогой контактирует минимальное количество резины, дабы обеспечить минимальное сопротивление качению, а в повороте, когда даешь угла, шина соприкасается с асфальтом большей площадью.

Шины для разных применений имеют разный поперечный профиль.

Шины, как известно, сделаны из черной резины. А резина эта делается из смеси синтетического каучука, сажи, серы и других добавок. Кстати, Россия родина слонов, и мы можем гордится что первыми в мире синтетический каучук начали делать в СССР по рецепту Сергея Васильевича Лебедева, который родился в ныне польском городе Люблине и закончив в ныне польской Варшаве гимназию уехал учиться в Петербургский университет, ну а после революции стал главным по советскому синтетическому каучуку и не только.

В зависимости от того в каких пропорциях смешать ингредиенты в будущей резине, получаются разные шины. Одни отлично прилипают к асфальту, но при этом на них проехать можно не больше 1000 км, другие наоборот не снашиваются никогда, но и за дорогу нифига не держатся. А еще есть зависимости от температур, одни отлично цепляются в 0°С, но плывут уже при комнатной температуре, а другим для того что бы начать нормально цепляться за асфальт нужно прогреться до 50°С.

В общем кухня у шинников сложная. Ведь надо создать такую шину что бы она работала в разных условиях, на разных асфальтах и при разных температурах.

А под слоем резины у шин прячется нитка. Она называется корд. Он нужен для армирования шины, что бы она лучше сопротивлялась разным невзгодам судьбы, типа ударов, растяжения, перекосов, уводов. И от количества слоев, материала и свойств этого корда тоже зависит немало. Кстати, радиальная намотка корда, это когда корд намотан под 90° к направлению движения, пришла в мотошины относительно недавно. Уже почти все автомобилисты гордились буковкой R в маркировке шины, по глупости считая, что это радиус, а мотоциклисты все по-прежнему ездили на диагоналках. И лишь к концу 80х радиальные шины начали выдавливать диагональные с рынка. И мотоциклисты тоже стали считать, что 17R – это радиус их колёс. Ну а что делать, количество ума в мире неизменно, а население растёт.

На такой шине далеко по асфальту не уедешь. Зато отлично ехать по грунту. Continental TKC 80

Шины для трека они гладкие, их так и зовут «слики». А вот для дорожного применения на поверхности шины прорезают специальные канавки. Канавки эти нужны не только для красоты, но и для того что бы отводить воду из пятна контакта.

Кстати, интересное дело, канавки на шинах часто делают в виде елочки от центра к краям, и если на заднем колесе эти галочки указывают направление движения, то на переднем наоборот. Что иногда приводит к казусам и неправильно установленной передней шине. Сразу конечно не упадете, но отводить воду во время дождя шина будет хуже.

Типичная дорожная шина, развитый отвод воды из пятна контакта. Metzeler Roadtec 01

В любом случае при монтаже обязательно смотрите на борта шины – на них всегда указано направление вращения колеса.

Если не указано, то шине все равно в каком направлении вращаться.

Воду из пятна контакта надо отводить для того чтобы на ходу шина не «всплывала», не появлялся эффект известный как аквапланирование, когда между асфальтом и шиной получается клин воды. Кстати, мотошины благодаря своей округлости сопротивляются аквапланированию намного лучше, чем плоские автомобильные.

Типичная дорожно-спортивная шина. Больше гладкой резины, более мягкий состав Conti Sport Attack 2

Резина шины под воздействием солнца и кислорода со временем стареет, твердеет и крошится. И чем выше температура, чем больше ультрафиолета, тем быстрее. Считается, что шина которой уже больше 5 лет с момента производства уже совсем не торт и подлежит замене. Возможно, что в холодном и малосолнечном климате наших широт, этот срок можно увеличить лет до 7. Но вряд ли больше.

На боковинах шин всегда написана неделя и год производства.0113 — значит шина произведена на первой неделе 2013 года

В зависимости от типа резиновой смеси, корда, размера и протектора шины можно поделить на несколько разновидностей для разного применения. Причем между основными направлениями Дальнобой-Спорт-Внедорожные есть много промежуточных шин например спортуристов или для турэнедуро

У каждого из производителей шин есть своя линейка продуктов, которые они разрабатывают для разных мотоциклов и разных применений. Например, зубастые шины для использования вне дорог, шины с высоким зацепом но низкой ходимостью для уличных прохватов, или наоборот шины которые ходят долго, но зато в повороте начнут скользить раньше для дальнобоя. Некоторые производители экспериментируют с разными составами резины в одном протекторе, например, по центру делают полосу из более износостойкой резины, а боковины из более мягкой и зацепистой.

Шины бывают разной формы и характеристик для разных мотоциклов. И зачастую шины которые идеально подходят к определенному мотоциклу, могут совсем не подойти к вашему. Это тоже надо иметь ввиду при выборе.

Напоследок разберем что значит маркировка шины. Например, заднее колесо:

1 — размер шины 180/55 ZR 17Первые три цифры — это ширина профиля шины в мм 180 мм. После слэша — это отношение высоты профиля к его ширине. В нашем случае это 55%, значит высота профиля шины, другими словами толщина шины 180*0,55=99мм Z означает что шина может ехать быстрее 240 км/ч, и не является обязательной в этом месте. Буковку Z тут стали ставить для красоты R – то, что корд намотан радиально 17 – это внутренний диаметр бублика шины. В Дюймах.6 и 7 — (73W)73 – это максимальная допустимая нагрузка на шину (365 кг) W – индекс скорости (больше 270 км/ч)7 -Тип шины Tubeless — значит шина может эксплуатироваться без камеры, ну при налиции соответствующего обода конечно.9 — Дата производства. Неделя и год 12 — Направление вращения 13 — треугольнички показывают где стоят индикаторы износа. Как только шина стерлась до индикатора — все пора менять. А еще бывает вот такой забавный индикатор крутизны. Что бы визуально определять какой крепости у вас нервы и далеко ли вам до Маркеса.
Об износе и сроке службы шины мотоцикла
Часто возникает вопрос, как долго можно ездить на одной шине, если она еще не изношена? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от того из какой резины она была сделана, и в каких условиях она провела последние годы. Резина это полимер, а все полимеры под воздействием солнечной радиации и воздействия температур имеют печальное свойство разлагаться. Совсем как материалы шлема о которых я писал ранее. Кроме того из самой структуры резины со временем «улетают» разные наполнители. Как работает правильная и затвердевшая шина

В результате материал шины твердеет, хуже заполняет микронеровности дороги адгезия шины к дорожному покрытию снижается, что может привести к срыву и падению. В крайне запущенных случаях шина может начать даже крошиться, а какой тут зацеп? Но все же сколько лет? А хз. Принято считать что не больше пяти. Но опять же все здорово зависит от условий. Где-нибудь в Испании или Греции где солнце фигачит только в путь, а температура и влажность высоки это произойдет быстрее. В Питере и Хельсинки медленнее, там зато ниже температура асфальта, и требования к шинам другие. В общем сложнота и нет единого ответа. Что касается износа, то тут все проще. Ездим пока корд не появится :) Шутка.

freebiker.ru