Проверь себя — ошибки начинающих мотоциклистов. Ошибки новичков на мотоцикле


Проверь себя - ошибки начинающих мотоциклистов

Почему мотоциклисту не нужно качать мускулы, каким местом тело крепится к мотоциклу и почему не нужно копировать технику езды Валентино Росси. Мы разбираем типичные ошибки начинающих и продолжающих мотоциклистов, чью мотосудьбу не направила в правильное русло заботливая длань инструктора мотошколы.

Этот материал родился не по заказу редакции, а по доброй воле практикующего инструктора одной из подмосковных мотошкол. Ошибки и заблуждения, описанные в этом материале, свойственны не только первосезонникам, но и многим из тех, кто откатал уже не один и не два сезона. Чем дольше ездишь, тем крепче закрепляются в голове моторные навыки, но если они правильные - то это рост опыта, а если неправильные - то это рост вероятности того, что неприятность на дороге все-таки произойдет. А переучиваться, как известно, всегда сложнее, чем учиться с нуля. Более того, пока мы снимали фотоматериал для статьи на учебной площадке, мимо нас проехало около двух десятков типичных подмосковных мотоциклистов, и почти у каждого из них мы наблюдали те или иные ошибки, описанные в этой статье. Рекомендуем прочитать этот текст каждому, наверняка где-то вы сможете узнать себя, а значит, задуматься над исправлением своих собственных ошибок.

Чего общего между управлением мотоциклом и, например, игрой в настольный теннис. И то, и другое это комплекс приобретенных и отработанных до автоматизма базовых навыков, которые позволяют ездить или играть на определенном уровне, который можно совершенствовать и продвигаться вперед в своем умении. Если базовые навыки в теннисе поставлены неправильно, то ваш уровень — кривой теннисный стол во дворе и деревянные ракетки по полтиннику за штуку. Но если в случае настольного тенниса вы сами можете выбирать себе противника и точно знать, что с той стороны стола не последует разящего топ-спина, то с кем нам придется встретиться в дороге и какие сюрпризы нас поджидают за поворотом — неизвестно, а значит, надо быть готовым ко всему. В этом случае неправильно поставленные базовые навыки управления мотоциклом могут очень сильно навредить. База ставится в самом начале мотокарьеры, и если она поставлена неправильно или не поставлена вообще, то вас ждет долгий и болезненный путь обучения на собственном опыте. Между тем, начальные ошибки типичны, они характерны и для новичков, и для самоучек с опытом езды, даже с опытом в несколько сезонов. Рассмотрим наиболее типичные ошибки и, возможно, узнаем себя.

Деревенский рокер

Ошибка первая, пока еще даже не поехали: посадка.

Поза «Деревенского рокера» — корпус смещен назад, руки вытянуты.Точное управление мотоциклом в такой позе невозможно.

И у новичков, и у тех, кто уже ездит и даже не один год, очень часто встречается так называемая посадка «деревенского рокера». Особенно ярко ошибка видна, когда большое тело сидит на маленьком мотоциклике и жалуется, что маловат аппарат и приходится чуть ли не на заднее сиденье садиться. Причина — отсутствие понятия о правильной посадке. В позе деревенского рокера всадник сидит на мотоцикле как на заборе, широко расставив ноги, отодвинув седалище назад, потому что опираться на прямые руки по-другому не получается. Естественно, что опора туловища частично приходится и на руки, которые, кроме удержания тела в продольном положении, должны придерживать его и от поперечных перемещений, ну а самое важное — еще и рулить. Вполне понятно, что руки, занятые поддержкой тела, не смогут рулить эффективно и точно. Теперь садимся правильно.

 Правильное положение: корпус максимально придвинут к баку, спина прямая, руки расслаблены.

Первое, каким бы маленьким не был «мопед», водитель должен сидеть вплотную к баку, внутренние поверхности бедер должны быть прижаты к бензобаку. Должно быть ощущение присутствия мотоцикла между ног. Для многих это становится неожиданностью, но ноги — это точка крепления мотоциклиста к мотоциклу. Простое упражнение — усидеть на стоящем мотоцикле без рук, когда второй человек его качает и толкает в разные стороны, поможет понять истинную функцию ног.

Это курок, Харли! Его не нужно дергать...

Руки: стоит запомнить одну важную вещь, руль — не поручень, не надо за него держаться, не надо в него упираться, не надо на нем виснуть, все функции поддержания тела на мотоцикле мы уже отдали ногам, пусть они этим занимаются. Руки у нас для того, чтобы решать две задачи: оперировать органами управления на руле и, собственно, рулить (в зависимости от ситуации, по-разному, но смысл один — воздействовать на управляемое колесо). Для этого руки должны просто лежать на руле, локти и плечи расслаблены. Подчеркну, локти полусогнуты, прямых рук быть не должно, прямые руки, это велосипедное наследие, которое нам в данном случае совсем не подходит.

Неправильное положение (слева): руки напряжены, ручки зажаты в кулаках, локти и плечи подняты, мышцы напряжены. В такой позе одна рука будет мешать другой, а рулежка корпусом не точна и опасна.

Правильное положение (справа): все мышцы расслаблены, локти опущены, кисти спокойно лежат на ручках. Чем расслабленнее мышцы, тем проще будет управлять мотоциклом.

Частая ошибка: неправильное положение кистей. Запястья должны быть немного прогнуты, чтобы лучевая кость упиралась в трубу руля. Однако правая рука крутит ручку газа, и часто водитель поднимает запястье, чтобы уж точно хватило хода ручки. Хода хватит и так, а вот из неправильного положения правого запястья следуют две нехороших вещи: неконтролируемое открытие газа при разгоне, когда руки придерживают туловище от падения назад, и такое же неконтролируемое открытие газа при работе передним тормозом. Оба явления весьма неприятны и могут привести к падению, следите за руками. С посадкой разобрались, теперь первая вниз и поехали.

Неправильное положение (сверху): при вывернутых запястьях запаса хода для полного поворота ручки газа все равно не хватит, а при ускорении можно запросто перегазовать.

Правильное положение (внизу): лучевая кость «упирается» в трубу руля. Хват расслабленный, кисть находится в естественном анатомичном положении.

Не смотрите телевизор!

Маневрируем на небольшой скорости, например, экзаменационная восьмерка (кстати, при грамотном подходе, очень толковое упражнение, из которого можно выжать много полезного). Водитель хочет довернуть мотоцикл в поворот, наклоняет туловище внутрь поворота и... вариант первый — мотоцикл едет совсем не туда, куда надо, а совсем в другую сторону, вариант второй — мотоцикл падает внутрь поворота, касание ногой, расстройство и недоумение.

Неправильная поза: попытка доложить мотоцикл внутрь поворота массой тела не увенчается успехом, а вот мотоцикл поедет по совершенно неожиданной и незапланированной траектории. 

На закономерный вопрос «а ты зачем так в поворот наклонился?» получаю закономерный ответ «дык MotoGP смотрел, там все так делают». Как там, у классика: «не читайте советских газет перед едой»? Что происходит, когда в повороте мы наклоняемся внутрь: система мотоцикл-водитель равновесна, поэтому, если вы наклоняетесь в одну сторону, то мотоцикл, чтобы сохранить равновесие, наклоняется в другую, и, вполне естественно, ну никак не хочет влезать в поворот.

Правильное положение: мотоцикл наклоняется внутрь поворота, корпус остается в вертикальном положении. На малых скоростях гораздо проще перекладывать мотоцикл из виража в вираж и точно контролировать траектории движения. Кроме того, такая техника  требует гораздо меньше усилий для управления.

Выход из ситуации прост — поменяйтесь с мотоциклом местами, нужно наклонить мотоцикл внутрь поворота вместо себя.Простая аксиома — мотоцикл в поворот нужно наклонять.

Еще одна ошибка управления — силовое руление. Кисти вцепляются в руль, напряженные мышцы плечевого пояса и рук создают прочный каркас вокруг руля, и крутить руль приходится туловищем. При таком раскладе точного руления не получится никак. Происходит борьба правой и левой руки, одна рука поворачивает, другая противостоит, первая хочет довернуть руль еще, вторая не дает, и так постоянно, в борьбу включается корпус, и со стороны наблюдается интересная картина, человек на мотоцикле извивается как червяк и движется по причудливой траектории.

Дайте рукам жить спокойно, расслабьте их, опустите плечи, опустите локти, расслабьте кисти. Хорошо прочищает мозг маневрирование с одной правой рукой. Действия руки просты, как валенки, либо руль толкаем от себя ладонью, либо тянем на себя пальцами, жесткой фиксации кисти быть не должно. И еще, работает только рука, сгибаясь в локте, плечи и все туловище в воздействии на руль не участвуют.

Самый простой способ грохнуться

Самые фееричные падения, какие мне приходилось видеть на учебной площадке, происходили из-за ошибок торможения. Часто начинающих наездников интересует больше откручивание ручки газа, нежели правильное торможение после этого откручивания, а зря.

Типичные ошибки: торможение в наклоне, торможение с повернутым рулем, резкое торможение, неправильная оценка состояния дорожного покрытия и погодных условий и, как следствие, неверный выбор способа торможения.

На начальном этапе стоит четко усвоить: мотоцикл тормозит только в вертикальном положении и только с прямым рулем. Trail-braking оставим более продвинутым райдерам. Торможение передним тормозом в наклоне или с повернутым рулем приведет к моментальному сносу переднего колеса, результат — молниеносное падение. Торможение задним тормозом приведет к заносу мотоцикла. Одним словом, в повороте тормозить нельзя!

Резкое нажатие на тормоз приводит к блокировке колеса и потере сцепления с дорогой. Необходимо отрабатывать навык прогрессивного торможения, когда усилие на тормозе возрастает плавно, но быстро. И обратно, если колесо заблокировалось, нельзя резко бросать тормоз, это приведет к потере контроля над мотоциклом, ослаблять давление на тормоз следует также плавно, но быстро.

Неправильное положение: в момент торможения спина и ноги расслаблены, вся масса тела, гасящего энергию движения, приходится на руки. В таком положении невозможно надежно контролировать мотоцикл и уж тем более - резко изменять направление движения. 

Чтобы грамотно применять тормоза в зависимости от дорожных условий, нужно понять: передний тормоз имеет максимальную эффективность, но не стабилен, то есть при блокировке переднего колеса «уборка» обеспечена, весь его потенциал реализуется при идеальном состоянии дорожного покрытия, когда нет песка, дождя, битума и прочих «приятностей». Задний тормоз наоборот, имеет низкую эффективность, но высокую стабильность, даже при блокировке колеса, вы вполне можете сохранить контроль над мотоциклом. Область его применения — скользкие покрытия. Конечно, максимальное замедление достигается одновременным использованием обоих тормозов, но, в зависимости от покрытия, один основной, другой вспомогательный.

Другая частая ошибка при торможении — «подвешивание» на руль. Вы тормозите, по инерции туловище уходит вперед, вы, упираясь в руль, пытаетесь его поддержать руками. Тут начинается самое интересное: под действием тяжести туловища, руль немного поворачивается, вы пытаетесь скорректировать его положение, но, из-за груза туловища на руках, сделать это точно не получается, поэтому происходит переруливание, вы снова пытаетесь скорректировать руль, но происходит только увеличение амплитуды руления. Это прямой путь к блокировке колеса и падению. При торможении нужно удерживать туловище мышцами спины, держась при этом ногами за бак (вспоминаем, человек крепится к мотоциклу ногами). Очень помогает отработать этот навык торможение с одной рукой передним тормозом, и торможение со скорости вообще без рук — задним.

Правильное положение: в вертикальном положении тело удерживают ноги и мышцы спины. Руки расслаблены и заняты тем, чем и должны - управлением мотоциклом. Раскованность рук - залог свободы и точности маневрирования.

Может, лучше вышивать крестиком?

Это не к тому, что я д’Артаньян, а остальным ездить не дано. Я часто интересуюсь, зачем тому или иному человеку мотоцикл. Ответы разные, но часть из них — мишура, та сторона мотожизни, которая «гламур и тётки». А между тем, мотоцикл —  это опасно, смертельно опасно, и только осознав это, можно садиться на этот вид транспорта. Подумайте — для девочек, — стоит ли сэлфи в шлеме с накрашенными глазами того, что может случиться с вами на дороге? Для мальчиков — девчонки уже давно перестали вестись на мотоциклы, мотоциклы есть у всех, может, как-то по-другому решать свои личные проблемы? Цена-то высока. Сходите в мотошколу, просто покататься, понять, а надо ли вам оно.

На фото - мотоциклист, проезжавший мимо площадки мотошколы. Снятый совершенно случайно, этот персонаж наглядно демонстрирует почти половину ошибок, описанных выше. Запястья вывернуты вверх, локти задраны, плечи напряжены. При этом, ноги расслаблены, а колени болтаются - имеем классический "вис на руле". Ну и полное пренебрежение даже минимальными средствами защиты от "асфальтовой болезни", пусть это и 50-кубовый мокик, и тихий подмосковный город.  

Частая фраза в мотошколе: «да мне только сдать экзамен, права получить, а я там дальше сам по гаражам ездить научусь». Не научитесь. Бесценное свойство мотошколы —  это то, что за вами и вашими ошибками смотрят, и как только они появляются, их корректируют. Более того, экзамен практически ничего общего с реальным вождением не имеет, и навыков правильного управления мотоциклом подготовка к экзамену даст минимум.  И помните: учимся мы все ради того Одного Раза, когда правильные навыки управления мотоциклом спасут жизнь, а может, и не одну.

Если, прочтя эти строки, хотя бы один человек отложит покупку какой-нибудь ненужной фигни и потратит эти деньги на продвинутый курс в хорошей мотошколе, я буду рад этому даже больше, чем гонорару за эту статью.

auto.mail.ru

Про езду на мотоцикле. Ошибки новичков и советы — Мото видео

Опасную фигню вещаешь , кто то ведь послушает…. Основной тормоз на мотоцикле, ПЕРЕДНИЙ!!! Ты рассказываешь про положение ног, чтобы не переставлять, что бы быстро нажать педаль, а у самого даже пальцы на переднем не лежат. И газ в кулаке.

Первая треть стопы должна быть на подножке. Нога НЕ ДОЛЖНА висеть над педалью, потому что в экстренном случае, это приведёт к резкому нажатию, блокировке заднего колеса, и печальным последствиям. Если в критической ситуации, вы вообще не успеете воспользоваться задним тормозом (потому что ногу надо перенести) , это всё равно будет в 100 раз лучше чем если вы его в тиски ударите. Так же нога не должна висеть над педалью , потому что в повороте это может привести к случайному нажатию, или при проезде препятствия.Учитесь тормозить передним тормозом! Идеальное экстренное торможение, по схеме зад- перед — перед. Прижимаем зад, быстро но плавно перед до середины хода , и дожимаем перед вплоть до блокировки и падения, но если в этой истории вы не успеете прижать зад, это будет гораздо лучше чем вы его пережмёте.

Задний тормоз нужен для сдерживания мотоцикла при маневрировании на малых скоростях, и на дороге когда покрытие скользкое его роль возрастает, но он всё равно вспомогательный.

Полоса. Да по середине ехать не надо не в коем случае и дело не в кочках и ямках, ни по трассе ни в городе .Дело в том что водитель , впереди, не видит вас в боковое зеркало, если вы едете по середине полосы. И держаться надо не справа в полосе , а СЛЕВА! По колее ЛЕВОГО колеса автомобиля, потому что вы будете в зоне левого , водительского зеркала, в которое водители смотрят гораздо чаще . И ещё в вас с меньшей вероятностью перестроится водитель с левой полосы , потому что водитель авто у нас сидит слева, то есть то что справа ему видно хуже, и водитель из левой полосы , при перестроении вас заметит раньше.

moto-life.online

Первые ошибки мотоциклистов

Разбор типичных ошибок, которые есть у большинства начинающих мотоциклистов. Контролируя несколько основных контрольных точек, в будущем, можно избежать многих неприятных моментов.

Хочу сегодня остановиться на такой пикантной теме, как первые шаги в управлении мотоциклом. Вернее сделать это в ключе разбора типичных ошибок, которые есть у большинства начинающих мотоциклистов. Я не хочу сказать, что все аспекты встречаются у одного человека, иногда ошибок может и не быть, но в целом, я часто замечаю общие схожие вопросы. Контролируя несколько основных контрольных точек, в будущем, можно избежать многих неприятных моментов, связанных с управлением на высоких скоростях. Ни для кого не секрет, что для маленьких скоростей очень большие запасы по безопасности, то есть даже совершив ошибку ее можно не заметить, так как высокие сцепные свойства резины, и стабилизирующий момент выравнивают мотоцикл. Поэтому, обычно, на малых скоростях мотоцикл просто роняют. На граничных же режимах цена ошибки как минимум дороже. Итак поехали!

Свисающие ласты

Я думаю фотография скажет сама за себя.

При низких скоростях, не представляет никакой опасности, но через месяц в поворотах мотоцикл начинает ехать с наклоном, потому как проходит ужас и приходит осознание, что мотоциклом можно управлять его наклоняя, а не поворачивая руль.

На скорости 40 км в час зацепившись за яму в дороге, даже если ничего не произойдет, останется испуг... ну или испуг и вывих. Если повезет меньше - перелом, так как ни одни ботинки не защищают от сворачивания ноги в суставе. Дальше возможны варианты провернуть мотоцикл на ноге и уронить его всей массой. Еще можно поскользнуться и начать скользить, закрыть газ (что естественно) и поймать хайсайд, там все прикольнее. Ноги на подножке должны стоять так, что-бы внутренняя нога не торчала за подножку. Но это уже тема отдельной статьи. Просто, как минимум, ноги внутрь!

Я пассажир

В этом случае пилот настолько далеко сидит от бака, что создается впечатление, что почти сидит на пассажирском сиденьи. Обычно мотоцикл сделан таким образом, что-бы пилот находился ближе к баку, то есть где-то в центре масс. Тут можно сделать некоторое исключение. В круизерах попное место специально сделано с уклоном, там не правильно посадить свою пятую точку точно не получится. Просто сползешь в нужное место и все :) На остальных, более городских мотоциклах и естественно на спорт байках, это первое правило. Чревато двумя страшными ситуациями. Первая, при таком положении сложно держать пальцы на тормозе, просто из за особенностей посадки на данной технике. Рука хватает грип и держит газ. На ямке, случайно, мотоцикл дергает, рука непреднамеренно, на долю секунды приоткрывает газ... Дальше, пилот сидит почти на пассажирском сиденьи. Естественно мотоцикл начинает подниматься на заднее колесо. Стантрайдеров все видели? Они специально отсаживаются подальше чтобы сделать вилли быстрее и проще. Мотоцикл идет вверх, пилот сползает еще дальше и повисает на вытнутых руках. И тут начинается самое веселое. Стоит попробовать вися на турнике сделать движение, похожее на закрытие газа. То есть говоря проще подтянуться на кистях. Дальше идет цепная реакция, мотоциклист повисает еще дальше, газ открывается еще больше и так пока не наступит, всем известное, торможение ударом.

Второй аспект связан с мальчиковой физиологией. Девочкам можно не переживать, все всего навсего погнете бак. Больно будет, но мальчикам сильнее :) Теперь вернемся к деталям. Та же рука, на том же газу... На ямке все происходит в обратной последовательности, рука слетает с ручки и газ закрывается. На мотоцикле с мощным мотором или большим крутящим моментом, закрытие газа равноценно нажатию на тормоз в не самой плохой иномарке. Именно по этому рекомендуют, при закрытии газа немного нажимать тормоз, чтобы загорелись лампочки стоп-сигналов. При таком мощном замедлении, мотоциклист всей массой летит вперед, пока его что либо не остановит. А остановит его бак и именно по яйцам. Сам проходил неоднократно в первый год управления мотоциклом.

Резюмируем. Садимся максимально плотно к баку и обхватываем его максимально плотно коленями. Сливаемся с мотоциклом.

Проглотил лом

Закрепащение ни в одном виде спорта не приводит к правильным результатам. При управлении мотоциклом это особенно заметно. Вам нужно повернуть руль (про управлении телом стоит забыть, не то положение тела) Левая рука тянет ручку влево, правая настолько закрепащена, что не дает рулю повернуть. Так и борется левая и правая сторона. В результате мотоцикл едет прямо или не совсем туда, куда хочется. В результате, даже если все обходится без последствий, за пол часа такого движения приходит ужасная усталость. Мало того, что это сложно физически, еще и влияет на безопасность. Контролируйте расслабление тела.

Про невозможность управлять мотоциклом в таком положении, смещением веса тела я вообще молчу.

Турник

Езда на вытянутых руках.

Очень связана с предидущим пунктом, отличается еще и сложностью дотянуться до рычагов управления и в случае форс-мажора, водитель на мотоцикле уже пассажир :)

Я робот

Схоже с ТУРНИКОМ и ПРОГЛОТИВШИМ ЛОМ. Но есть один нюанс. Все управление сводится в граничным положением органов управления. Нет промежутков. Если едем то это либбо холостой ход либо полный газ, если тормозим то всей рукой. Если сцепление то с размаху :) Иногда на ручки давят с такой силой, кажеться одной руки не хватает, нужна помощь второй.

Я понимаю когда так ездят спортсмены, но там либо полный тормоз, либо полный газ... Понять можно, но в городе зачем себя так мучать. Вы же не хотите получить болезнь пилотов формулы один, расслоение сетчатки глаза от прегрузок на торможении. :) Промежуточные значения предусмотрены конструкцией мотоцикла, ими можно пользоваться (скажу по секрету)

Чепер стайл (для спортов) и наоборот

На фото все понятно без слов, но если описать словами то позиции тела не свойственная типу мотоцикл. Например когда на спорт байке человек сидит настолько ровно, что напоминает чеперскую посадку. На разгоне можно пригибаться за ветровик, положение тела еще меняется вперед-назад, а не просто влево-вправо.

На круизерах же ездят залегая на бак, другие развесовки мототехники, следовательно другая посадка подразумевается...

Смотрю в книгу вижу...

Ну и самое основное, на мотоцикле, куда еду туда и смотрю. Запомните, это правило и никогда не пробуйте его оспорить. Только так и все. Нарушающие это правило влетают в открытый люк на широченной дороге, сбивают пешехода, который один решил перебежать Бориспольскую трассу с 6 полосами, поскальзываются именно на 50 сантиметров разлитого масла в повороте и прочее, прочее, прочее. Если вы ходите объехать препятствие, смотрите не на препятствие, а ТОЛЬКО туда, куда нужно ехать.

Этот магический гипноз страшная штука. Я сам видел и участвовал в процессе, когда за красной лампочкой эндуро мотоцикла с трассы сошло 4 пилота газон, просто зацепившись глазами за эту дурацкую лампочку... Один из них, кстати я :) Всегда смотрите туда, куда нужно ехать!

Ну и всякие мелочи, типа забыл шлем, не захотел одевать перчатки и т.д. я не рассматриваю. Все вышесказанное относится для мотоциклистов, которые понимают что шлем одевать нужно... Для тех кто не понимает, можно забыть все что я писал выше, все равно поможет мало. Начать нужно с важного, а потом дотанчивать детали.

P.S. Про шлем когда то услышал аналогию, очень понравилась. Все хоть раз бились головой о угол дверцы открытого кухонного ящика. Очень больно было? Так в данном случае скорость 2 км/ч. А если лупануться на 40? А на 80, а на 180... выше?

В общем больно. Делайте выводы.

Про перчатки... Если падаешь вперед, обычно летишь руками вперед. Падаешь на ладошки очень часто. Хорошо, когда они закрыты перчатками.

Автор: Dez (Сергей Герман)

mensby.com

Проверь себя — ошибки начинающих мотоциклистов

Почему мотоциклисту не нужно качать мускулы, каким местом тело крепится к мотоциклу и почему не нужно копировать технику езды Валентино Росси. Мы разбираем типичные ошибки начинающих и продолжающих мотоциклистов, чью мотосудьбу не направила в правильное русло заботливая длань инструктора мотошколы.

Деревенский рокер

 

Ошибка первая, пока еще даже не поехали: посадка.

 

Поза «Деревенского рокера» — корпус смещен назад, руки вытянуты.Точное управление мотоциклом в такой позе невозможно.

 

И у новичков, и у тех, кто уже ездит и даже не один год, очень часто встречается так называемая посадка «деревенского рокера». Особенно ярко ошибка видна, когда большое тело сидит на маленьком мотоциклике и жалуется, что маловат аппарат и приходится чуть ли не на заднее сиденье садиться. Причина — отсутствие понятия о правильной посадке. В позе деревенского рокера всадник сидит на мотоцикле как на заборе, широко расставив ноги, отодвинув седалище назад, потому что опираться на прямые руки по-другому не получается. Естественно, что опора туловища частично приходится и на руки, которые, кроме удержания тела в продольном положении, должны придерживать его и от поперечных перемещений, ну а самое важное — еще и рулить. Вполне понятно, что руки, занятые поддержкой тела, не смогут рулить эффективно и точно. Теперь садимся правильно.

 

 
Правильное положение: корпус максимально придвинут к баку, спина прямая, руки расслаблены.

 

Первое, каким бы маленьким не был «мопед», водитель должен сидеть вплотную к баку, внутренние поверхности бедер должны быть прижаты к бензобаку. Должно быть ощущение присутствия мотоцикла между ног. Для многих это становится неожиданностью, но ноги — это точка крепления мотоциклиста к мотоциклу. Простое упражнение — усидеть на стоящем мотоцикле без рук, когда второй человек его качает и толкает в разные стороны, поможет понять истинную функцию ног.

 

Это курок, Харли! Его не нужно дергать...

 

Руки: стоит запомнить одну важную вещь, руль — не поручень, не надо за него держаться, не надо в него упираться, не надо на нем виснуть, все функции поддержания тела на мотоцикле мы уже отдали ногам, пусть они этим занимаются. Руки у нас для того, чтобы решать две задачи: оперировать органами управления на руле и, собственно, рулить (в зависимости от ситуации, по-разному, но смысл один — воздействовать на управляемое колесо). Для этого руки должны просто лежать на руле, локти и плечи расслаблены. Подчеркну, локти полусогнуты, прямых рук быть не должно, прямые руки, это велосипедное наследие, которое нам в данном случае совсем не подходит.

 

 

Неправильное положение (слева): руки напряжены, ручки зажаты в кулаках, локти и плечи подняты, мышцы напряжены. В такой позе одна рука будет мешать другой, а рулежка корпусом не точна и опасна.

Правильное положение (справа): все мышцы расслаблены, локти опущены, кисти спокойно лежат на ручках. Чем расслабленнее мышцы, тем проще будет управлять мотоциклом.

 

Частая ошибка: неправильное положение кистей. Запястья должны быть немного прогнуты, чтобы лучевая кость упиралась в трубу руля. Однако правая рука крутит ручку газа, и часто водитель поднимает запястье, чтобы уж точно хватило хода ручки. Хода хватит и так, а вот из неправильного положения правого запястья следуют две нехороших вещи: неконтролируемое открытие газа при разгоне, когда руки придерживают туловище от падения назад, и такое же неконтролируемое открытие газа при работе передним тормозом. Оба явления весьма неприятны и могут привести к падению, следите за руками. С посадкой разобрались, теперь первая вниз и поехали.

 

 

Неправильное положение (сверху): при вывернутых запястьях запаса хода для полного поворота ручки газа все равно не хватит, а при ускорении можно запросто перегазовать.

Правильное положение (внизу): лучевая кость «упирается» в трубу руля. Хват расслабленный, кисть находится в естественном анатомичном положении.

Не смотрите телевизор!

 

Маневрируем на небольшой скорости, например, экзаменационная восьмерка (кстати, при грамотном подходе, очень толковое упражнение, из которого можно выжать много полезного). Водитель хочет довернуть мотоцикл в поворот, наклоняет туловище внутрь поворота и... вариант первый — мотоцикл едет совсем не туда, куда надо, а совсем в другую сторону, вариант второй — мотоцикл падает внутрь поворота, касание ногой, расстройство и недоумение.

 

 
Неправильная поза: попытка доложить мотоцикл внутрь поворота массой тела не увенчается успехом, а вот мотоцикл поедет по совершенно неожиданной и незапланированной траектории.

 

На закономерный вопрос «а ты зачем так в поворот наклонился?» получаю закономерный ответ «дык MotoGP смотрел, там все так делают». Как там, у классика: «не читайте советских газет перед едой»? Что происходит, когда в повороте мы наклоняемся внутрь: система мотоцикл-водитель равновесна, поэтому, если вы наклоняетесь в одну сторону, то мотоцикл, чтобы сохранить равновесие, наклоняется в другую, и, вполне естественно, ну никак не хочет влезать в поворот.

 

 
Правильное положение: мотоцикл наклоняется внутрь поворота, корпус остается в вертикальном положении. На малых скоростях гораздо проще перекладывать мотоцикл из виража в вираж и точно контролировать траектории движения. Кроме того, такая техника  требует гораздо меньше усилий для управления.

 

Выход из ситуации прост — поменяйтесь с мотоциклом местами, нужно наклонить мотоцикл внутрь поворота вместо себя.Простая аксиома — мотоцикл в поворот нужно наклонять.

Еще одна ошибка управления — силовое руление. Кисти вцепляются в руль, напряженные мышцы плечевого пояса и рук создают прочный каркас вокруг руля, и крутить руль приходится туловищем. При таком раскладе точного руления не получится никак. Происходит борьба правой и левой руки, одна рука поворачивает, другая противостоит, первая хочет довернуть руль еще, вторая не дает, и так постоянно, в борьбу включается корпус, и со стороны наблюдается интересная картина, человек на мотоцикле извивается как червяк и движется по причудливой траектории.

Дайте рукам жить спокойно, расслабьте их, опустите плечи, опустите локти, расслабьте кисти. Хорошо прочищает мозг маневрирование с одной правой рукой. Действия руки просты, как валенки, либо руль толкаем от себя ладонью, либо тянем на себя пальцами, жесткой фиксации кисти быть не должно. И еще, работает только рука, сгибаясь в локте, плечи и все туловище в воздействии на руль не участвуют.

 

Самый простой способ грохнуться

 

Самые фееричные падения, какие мне приходилось видеть на учебной площадке, происходили из-за ошибок торможения. Часто начинающих наездников интересует больше откручивание ручки газа, нежели правильное торможение после этого откручивания, а зря.

Типичные ошибки: торможение в наклоне, торможение с повернутым рулем, резкое торможение, неправильная оценка состояния дорожного покрытия и погодных условий и, как следствие, неверный выбор способа торможения.

На начальном этапе стоит четко усвоить: мотоцикл тормозит только в вертикальном положении и только с прямым рулем. Trail-braking оставим более продвинутым райдерам. Торможение передним тормозом в наклоне или с повернутым рулем приведет к моментальному сносу переднего колеса, результат — молниеносное падение. Торможение задним тормозом приведет к заносу мотоцикла. Одним словом, в повороте тормозить нельзя!

Резкое нажатие на тормоз приводит к блокировке колеса и потере сцепления с дорогой. Необходимо отрабатывать навык прогрессивного торможения, когда усилие на тормозе возрастает плавно, но быстро. И обратно, если колесо заблокировалось, нельзя резко бросать тормоз, это приведет к потере контроля над мотоциклом, ослаблять давление на тормоз следует также плавно, но быстро.

 

 
Неправильное положение: в момент торможения спина и ноги расслаблены, вся масса тела, гасящего энергию движения, приходится на руки. В таком положении невозможно надежно контролировать мотоцикл и уж тем более - резко изменять направление движения.

 

Чтобы грамотно применять тормоза в зависимости от дорожных условий, нужно понять: передний тормоз имеет максимальную эффективность, но не стабилен, то есть при блокировке переднего колеса «уборка» обеспечена, весь его потенциал реализуется при идеальном состоянии дорожного покрытия, когда нет песка, дождя, битума и прочих «приятностей». Задний тормоз наоборот, имеет низкую эффективность, но высокую стабильность, даже при блокировке колеса, вы вполне можете сохранить контроль над мотоциклом. Область его применения — скользкие покрытия. Конечно, максимальное замедление достигается одновременным использованием обоих тормозов, но, в зависимости от покрытия, один основной, другой вспомогательный.

Другая частая ошибка при торможении — «подвешивание» на руль. Вы тормозите, по инерции туловище уходит вперед, вы, упираясь в руль, пытаетесь его поддержать руками. Тут начинается самое интересное: под действием тяжести туловища, руль немного поворачивается, вы пытаетесь скорректировать его положение, но, из-за груза туловища на руках, сделать это точно не получается, поэтому происходит переруливание, вы снова пытаетесь скорректировать руль, но происходит только увеличение амплитуды руления. Это прямой путь к блокировке колеса и падению. При торможении нужно удерживать туловище мышцами спины, держась при этом ногами за бак (вспоминаем, человек крепится к мотоциклу ногами). Очень помогает отработать этот навык торможение с одной рукой передним тормозом, и торможение со скорости вообще без рук — задним.

 

 
Правильное положение: в вертикальном положении тело удерживают ноги и мышцы спины. Руки расслаблены и заняты тем, чем и должны - управлением мотоциклом. Раскованность рук - залог свободы и точности маневрирования.

Может, лучше вышивать крестиком?

 

Это не к тому, что я д’Артаньян, а остальным ездить не дано. Я часто интересуюсь, зачем тому или иному человеку мотоцикл. Ответы разные, но часть из них — мишура, та сторона мотожизни, которая «гламур и тётки». А между тем, мотоцикл —  это опасно, смертельно опасно, и только осознав это, можно садиться на этот вид транспорта. Подумайте — для девочек, — стоит ли сэлфи в шлеме с накрашенными глазами того, что может случиться с вами на дороге? Для мальчиков — девчонки уже давно перестали вестись на мотоциклы, мотоциклы есть у всех, может, как-то по-другому решать свои личные проблемы? Цена-то высока. Сходите в мотошколу, просто покататься, понять, а надо ли вам оно.

 

 
На фото - мотоциклист, проезжавший мимо площадки мотошколы. Снятый совершенно случайно, этот персонаж наглядно демонстрирует почти половину ошибок, описанных выше. Запястья вывернуты вверх, локти задраны, плечи напряжены. При этом, ноги расслаблены, а колени болтаются - имеем классический "вис на руле". Ну и полное пренебрежение даже минимальными средствами защиты от "асфальтовой болезни", пусть это и 50-кубовый мокик, и тихий подмосковный город. 

 

Частая фраза в мотошколе: «да мне только сдать экзамен, права получить, а я там дальше сам по гаражам ездить научусь». Не научитесь. Бесценное свойство мотошколы —  это то, что за вами и вашими ошибками смотрят, и как только они появляются, их корректируют. Более того, экзамен практически ничего общего с реальным вождением не имеет, и навыков правильного управления мотоциклом подготовка к экзамену даст минимум.  И помните: учимся мы все ради того Одного Раза, когда правильные навыки управления мотоциклом спасут жизнь, а может, и не одну.

Если, прочтя эти строки, хотя бы один человек отложит покупку какой-нибудь ненужной фигни и потратит эти деньги на продвинутый курс в хорошей мотошколе, я буду рад этому даже больше, чем гонорару за эту статью.

www.moto-bike.ru

Учимся водить мотоцикл – ошибки новичка

Сел и поехал, к сожалению, так бывает только в фильмах или мечтах. На самом же деле управление мотоциклом – сложная задача, которая требует сноровки и опыта. Давайте рассмотрим самые частые ошибки, которые совершают новички садясь за байк.

Правильное положение тела – залог успеха

Мало кто умеет правильно сидеть за рулем мотоцикла, даже мотоциклисты, которые ездят несколько лет, совершают эту ошибку. Вы наверное часто видели как мотоциклист, максимально отодвинув сидение назад, управляет мотоциклом на прямых, напряженных от нагрузки руках. В результате руки выполняют задачу, которую выполнять не должны. Они удерживают тело, страхуя его от поперечного смещения, при этом рулевую функцию у них никто не отбирал. Стоит ли говорить, что усталость придет быстро, да и эффективность управления при таком раскладе снижена?

Вы сидите правильно, если держитесь за байк ногами. Да, именно ноги должны исполнять роль крепления. То есть водитель сидит максимально близко к баку, а его бедра плотно охватывают его. Руки же не должен быть напряжены, они могут быть полусогнуты, вы должны ими лишь рулить, но не держаться. В качестве тренировки попробуйте усидеть на мотоцикле только при помощи ног, никаких рук, попросите знакомого толкать мотоцикл и раскачивать его. Ваша цель – усидеть, при этом прибегать к помощи рук, нельзя.

Художественный фильм – это зрелище, а не инструкция по применению

Мила Йоловичь, Анджелина Джоли, Том Круз, мы все видели, как лихо они ездят на мотоциклах в своих фильмах, периодически ложась на дорогу при повороте. Именно это и пытаются повторить новички, отрабатывая поворот или восьмерку на небольшой скорости и до травмы ноги рукой подать.

Запомните, при наклонении туловища вовнутрь, мотоцикл, дабы сохранить равновесии, наклоняется в другую, отчего вписаться в поворот становится сложнее. Это и называется равновесная система.

Решение просто как мир, вы должны наклонять вовнутрь не туловище, а именно мотоцикл и тогда поворот вам покориться.

Тормозить надо уметь

Самый травмоопасный момент, это момент торможения. Не стоит гнаться за позерством, на первых порах способ торможения один единственный: исключительно с прямым рулем. Остановка в наклоне, при повороте - все это придет с опытом. А пока запомните – никаких торможений на поворотах или с вывернутым рулем.

Также, чтобы избежать падения, не упирайтесь в руль, помните об инерции. Проще говоря, тормозя, вас кидает вперед, на руль, из-за чего легко утратить управление. Поэтому перераспределяйте нагрузку на мышцы спины, помогая себе ногами, крепче обхватите ими бак.

www.chopper-style.ru

Ошибки начинающих мотоциклистов | В стиле Чоппер

Дорожно-транспортные происшествия с участием мотоциклистов - очень распространенное явление. Стоит сказать, что в большинстве случаев их виновниками становятся именно обладатели байков. Такое положение дел можно объяснить двумя главными факторами: нарушением правил дорожного движения и отсутствием правильных навыков управления мотоциклом. Большое количество людей управляют мотоциклом совершенно неправильно, при этом абсолютно неважным становится их стаж. Даже если они ездят на мотоцикле уже не один год, а их навыки являются на корне неправильными, рано или поздно случится авария, а то, что она еще не успела произойти означает, что такому человеку существенно повезло. 

Неправильная посадка

Наиболее распространенной ошибкой мотоциклистов принято считать неправильную посадку. Так как практически все в детстве катались на велосипедах, в головах закрепляется тенденция, что поза на велосипеде и мотоцикле является идентичной, однако это совсем не так. На мотоцикле человек должен сидеть, как можно ближе к баку, причем его ноги должны обхватывать бак по бокам, что позволит лучше удерживать равновесие. Спину необходимо держать ровно, не упираясь на руль, что и является наиболее распространенной ошибкой мотоциклистов. Они, как можно больше, отодвигаются назад, наклоняют спину и всем своим весом упираются на руль, а это, как не сложно догадаться, очень негативно сказывается на управлении мотоциклом. Руки должны быть расслаблены и согнуты в локтях. Такое положение позволит с легкостью маневрировать в самых разнообразных ситуациях. 

Второй распространенной ошибкой принято считать неправильное поведение мотоциклиста во время поворота. Для того, чтобы нормально вписаться в поворот нужно наклонить мотоцикл в его сторону. Однако важно понимать, что следует наклонять именно мотоцикл, а не свое туловище. Второй вариант может привести к тому, что мотоцикл просто упадет, а на высоких скоростях это приводит к очень плачевным последствиям. Также важно понимать, что рулить нужно расслабленными руками, а не туловищем, в противном случае мотоцикл не будет вас слушаться и будет двигаться по достаточно странной траектории. 

Неправильное торможение

Торможение - это пожалуй один из наиболее главных навыков, который должен освоить любой мотоциклист. Многие из них не понимают, что тормозить можно только в том случае, когда руль находится в прямом положении. Если же он будет повернут в ту или иную сторону и вы нажмете на передний тормоз, вы сразу же свалитесь с мотоцикла и получите многочисленные травмы, тормозя же задним тормозом, мотоцикл занесет, что также может привести к падению.

www.chopper-style.ru

Пять главных ошибок начинающего мотоциклиста

В теплое время года на дорогах не только увеличивается количество автомобилей, но и появляются другие виды транспорта, нехарактерные для поздней осени или зимы. Речь, разумеется, идет о велосипедах и мотоциклах. Но если велосипедисты в основном ведут себя аккуратно и не мешают движению потока автомобилей, то от мотоциклистов порой бывают одни только проблемы, за что их и не любят водители.

Каждый год на мотоциклы садятся не только опытные байкеры, которые соблюдают все правила движения и не мешают другим участникам, но и «зеленые» новички, только что купившие свой первый мотоцикл или, что еще хуже, получившие его в подарок от родителей. Такие новички совершают очень много ошибок и нередко становятся не только участниками, но и инициаторами аварии. Мы перечислим наиболее распространенные ошибки начинающих двухколесных «гонщиков».

1. Езда без прав и опыта Очень часто на мотоцикле и тем более скутере передвигаются люди, не имеющие прав на управление данным видом транспорта. И еще чаще оказывается, что пилот не умеет водить средства передвижения, у которых всего два колеса. Велосипед не в счет — он хотя бы не обладает силовым агрегатом. Мотивация у таких гонщиков проста: нет прав, значит не надо учиться и нет ответственности, плюс полицейские машины едва ли смогут догнать быстрый и юркий байк, которому не страшны даже пробки. Однако стражи порядка все же нередко ловят таких преступников, и те отвечают по всей строгости закона. Кроме того, начинающие мотоциклисты не учитывают возможность попадания в аварию из-за неопытности и получения многочисленных травм.

2. Слишком большая мощность мотоциклов Данная ошибка плавно вытекает из первой — новички, севшие на мотоцикл, часто не учитывают, что им просто может не хватить сил и массы, чтобы удержать стремительно рвущийся вперед спортбайк, выдающий свыше 100 л.с. мощности. Столько сил на два колеса — это довольно много, далеко не все современные автомобили генерируют столько мощности. Итог переоценки собственных возможностей чаще всего печален — аварии, травмы и даже летальный исход. И хорошо еще, что в ДТП пострадает только сам мотоцикл и байкер-неудачник, но в большинстве случаев обязательно находятся невинные жертвы — пешеходы и автомобилисты.

3. Незаметность мотоциклиста на дороге Подавляющее большинство байкеров-новичков с уверенностью полагают, что каждый участник дорожного движения видит его и хотя бы боковым зрением, но следит за его передвижениями. Однако это совершенно не так: большинство водителей, сидящих за рулем своих автомобилей, не замечают мотоциклистов, пока они не приблизятся на минимальное расстояние. И дело не в том, что автомобилисты байкеров не уважают (а ведь и правда есть за что), а в том, что мотоцикл сам по себе меньше машины, и движется он зачастую с большей скоростью. Тут играет роль человеческий фактор и особенности нашего зрения, каким бы острым оно ни было. Водитель может начать поворот, перестроение из полосы в полосу или любой другой маневр, оценив свой маневр с точки зрения именно водителя машины, а не мотоциклиста, что часто приводит к возникновению ДТП. Добавим к этому, что почти все байкеры уверены, что у них есть преимущественное право проезда перекрестков и совершения маневров при перестроении, а также право двигаться между полосами разметки. На самом деле, правила дорожного движения признают машины и мотоциклы равными.

4. Ребячество на дороге Если мотоциклом управляет совсем еще юный «байкер», то ему обязательно захочется показать всем не только свое превосходство над такими же «байкерами» и автомобилистами, но и свой опыт управления такой техникой. В итоге каждый водитель часто видит юнцов на спортбайках, пытающихся с заносом войти в поворот или протиснуться между движущимися машинами на скорости свыше 100 км/ч. Тот факт, что та или иная машина в потоке начнет перестроение, а также законы физики не учитываются такими лихими гонщиками, и даже если они не находят возможности показать свои способности на дороге, к их услугам всегда экстремальные склоны и даже небольшие речушки, через которые они пытаются перелететь, разогнавшись до предельной скорости. Недооценка центробежной силы при поворотах — основная причина появления видео на YouTube с падениями байкеров на ровной дороге.

5. Езда с пассажирами Отсутствие опыта управления мотоциклом — это уже не очень хорошо для начинающего байкера, но еще хуже, когда такой новичок ездит с пассажирами. В данном случае мотоциклист рискует уже не только своей жизнью — он берет ответственность за жизни других людей, которых он перевозит. Неопытность может проявиться в любой момент: к примеру, новичок может совершенно неадекватно повести себя в любой мало-мальски экстремальной ситуации, тем самым значительно ухудшив ее и в итоге спровоцировав аварию. Как правило, из «седла» вылетают сначала пассажиры, поскольку держаться им практически не за что, и страдают они, согласно статистике, сильнее.

Остается добавить, что не следует забывать про поговорку «век живи — век учись». Даже у по-настоящему опытного водителя или байкера, управляющего мотоциклом или машиной много лет, случаются ситуации, в которых он ранее не оказывался. Самая распространенная ошибка на дороге — это уверенность в собственном опыте и собственной же неприкасаемости.

www.infox.ru