Мотоцикл М-72. Отзывы м 72 мотоцикл
Мотоцикл М-72 - Советские потомки
Первые годы после войны Москва была своеобразной выставкой мотоциклов, главным образом трофейных. Одни - привезли их с собой, демобилизовавшись, другие - получили взамен машин, реквизированных в первые дни войны, третьи - приобрели на толкучке. Оливковый "Харлей", черный БМВ, красный "Мото-Гуцци", ярко-зеленый "Индиан", чего только не встречалось тогда на улицах. Они рокотали, тарахтели, бубнили, трещали, стрекотали, и в этом хоре голосов, многоцветий красок как-то незаметными оставались мотоциклы М-72. Невзрачные, благодаря отсутствию хромированных деталей и окраске в грязноящеричный цвет, они не выдавали себя и звуком.
Когда одиночка М-72 шла по улице, мотор ее едва "шептал": не слышно было ни резкой "отсечки", ни надрывного гула. Мотор работал на малых оборотах мягко и нежно. И только с коляской этот мотоцикл подавал голос. Низкая степень сжатия (всего-то 5,5 единицы), нижнее расположение клапанов, широкие фазы газораспределения, хорошая эластичность мотора являлись тому причиной.
Пользовался М-72 славной репутацией. За хорошо уравновешенный мотор, за мягкую подвеску колес, за высокие надежность и долговечность. Машина была поэтому желанной для многих мотоциклистов нашей страны и... недоступной для частного владельца. Эти мотоциклы поставлялись в армию, милицию, некоторые организации и только с 1954 года стали поступать в открытую продажу.
Выпуск мотоциклов М-72 начался у нас в 1941 году, прежде всего для комплектования мотоциклетных частей Красной Армии. Тогда наиболее популярной моделью в гитлеровском вермахте был БМВ-R71. Он пришел на смену машине БМВ-R12, которая оставалась на вооружении. Обе эксплуатировались с колясками. Высокая подвижность моточастей на автострадах и проселочных дорогах давала фашистской армии свободу маневра. Многие наши специалисты задолго до начала войны выступали за широкое внедрение мотоциклов в армии. Один из них, преподаватель Академии моторизации и механизации Красной Армии И. Дюмулен, активно выступал за создание моточастей, указывал на их важную роль в защите от возможного агрессора (он конкретно указывал на фашистскую Германию), призывал оперативно наладить выпуск армейских мотоциклов типа БМВ-R71.
Германия тогда числилась в друзьях - и Дюмулен был арестован. Среди предъявленных ему обвинений было и разжигание недружественных отношений с Германией. Он был расстрелян вскоре после начала боевых действий в 1941 году. Однако усилия Дюмулена не пропали даром. Уже в 1940 году началась подготовка к производству армейских мотоциклов. Через третьи страны закупили образцы БМВ-R71, на базе московского завода "Искра" создали опытное производство с КБ, которое возглавил Н. П. Сердюков.
Выпуск мотоциклов начали в сорок первом. Головным стал Московский велосипедный завод (он выпускал мотоциклы до 1951 года), который вел сборку. Двигатели ему поставлял ЗИС (ныне ЗИЛ), коробки передач - КИМ (ныне АЗЛК), коляски - ГАЗ.
Другой базой производства стал один из харьковских заводов. Двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. Наконец в тогдашнем Ленинграде завод "Красный Октябрь" также взялся за производство советских БМВ-R71.
Технической документации на эту машину у наших конструкторов не было. Полученные немецкие образцы пришлось раздеталировать, обмерить, самим установить допуски на размеры, определить материалы и их термообработку и ни на йоту (такова была команда сверху) не отступать от технического уровня , конструкции, качества прототипа. Словом, делать своими силами все и не изменять ничего. Коллектив Сердюкова справился с этой задачей, хотя трудности их ждали немалые.
Например, на БМВ рама сваривалась из цельнотянутых труб переменного сечения (эллиптическое переходило в круглое). Нашим трубопрокатным заводам пришлось осваивать новую для себя продукцию. С технологической точки зрения новинкой стали и сложные отливки из алюминиевого сплава картеров двигателя и коробки передач. Прежде в нашем автомобилестроении и мотоциклостроении господствовал чугун, а дефицитный алюминий доставался преимущественно авиационной промышленности. А телескопическая вилка с гидравлическим амортизатором? Она требовала одинаково высокой точности и чистоты обработки на большой длине. И еще: конические шестерни со спиральным зубом по системе "Глисон" могли нарезать только два автомобильных завода в стране (ЗИС и ГАЗ) - именно такие шестерни были в главной передаче БМВ.
В конце концов все три завода освоили выпуск мотоцикла, который получил обозначение М-72. Для советского мотоциклостроения он означал такую же революцию, которая сопровождала освоение модели ФИАТ-124 в 1970 году на ВАЗе. Дело в том, что конструкция БМВ-R71 была ориентирована на современное массовое производство и содержала одновременно немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка, карданная передача, питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора.
Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. У машины М-72 он лежал на высоте 592 мм (у ИЖ-350- на 39 мм выше!). Правда, торчащие в стороны цилиндры при езде по грунтовым дорогам порой задевали за кочки и корни деревьев, мешали водителю выбрасывать вперед ногу как третью опору. Да и значительная габаритная ширина (по головкам цилиндров 603 мм) создавала неудобство при езде без коляски - машину можно было накренять на небольшой угол. Правда, утешением оставалось то обстоятельство, что при верхних клапанах (как было сделано на БМВ-R75 и советском спортивном М-75 на базе М-72) ширина двигателя оказывалась еще больше - 735 мм!
Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала - роликовые, коренные - шариковые. Шатуны сидели не на общей шейке, а каждый на своей.
Поэтому левый цилиндр по ходу машины смещен вперед на 39,2 мм относительно правого. В интересах уменьшения длины картера двигателя и, следовательно, его массы (с коробкой он весил 75 кг), коленчатый вал на М-72, как и у прототипа БМВ-R71, сделан двухопорным, а его средняя щека - сравнительно тонкой (18 мм). При форсировке этого двигателя, когда возрастали нагрузки на кривошипный механизм, случались поломки этой щек, хотя она и изготовлялась из высококачественной стали (ЗОХМА или ЗОХГСА).
Конечно, М-72 имел и свои неудобства, и капризы. Так, опережение зажигания все еще устанавливалось вручную, два карбюратора трудно было отрегулировать на синхронную работу, а сетчатый воздушный фильтр недостаточно хорошо очищал поступавший в двигатель воздух, что приводило к быстрому износу цилиндров. Не совсем удачной оказалась конструкция спиц, точнее их соединение с ободом - обрывы в тяжелых дорожных условиях не были редкостью.
Выставочный экземпляр М-72 ранних выпусков
Модель К-750 с маятниковой короткорычажной вилкой
переднего колеса и маятниковой длиннорычажной - заднего.
Изменено 23 Сентября 2016 пользователем трубогибwww.gaz69.ru
Пару вопросов по М-72 | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW
Добрый день!Я стал счастливым обладателем мотоцикла М-72, 1959 гвЗавода ИМЗ, одиночный, точнее без коляски, коричневого цвета.
Двигатель на мотоцикле стоит с К-750,
родной отдали в комплекте с мотоциклом. На первый взгляд только нет поршня в левом цилиндре. Кто и зачем снял, и почему на мотоцикле другой двигатель - толком ни кто не знает.Вскрытие двигателя показало следующие факты.Цилиндры расточены под третий ремонт 78.5, имеется конусность 0.05мм и овальность в 0.02мм. Мерил нутромером с микрометром.
Допустимо или уже нет? Какой допуск на этом моторе я не знаю.Может кто книгой толковой поделится? В библиотеке здесь же на оппозите есть в оглавлении но откуда скачать ее стерли.
Поршень что очстался один - с маркировкой "72" на внутренней поверхности, на верхушке поршня оттиск 78.43. Поршень под 4 кольца, два компрессионных, два маслосьемных - одно их которых снизу на юбке.На родных 72 я насколько знаю всего два кольца, может ошибаюсь - тогда с чего эти поршня.
Что еще....- рассматривая различные фотографии одноименных мотоциклов совсем запутался какие должны быть крышки цилиндров. Во многих местах на фотографиях стоят такие какие в моем понятии должны быть на К-750. Или есть разница по годам? Нашел даже фотку военных лет там тоже стоят похожие на К-750.Вот военных лет фото
Я думаю что должны быть такие, они стоят на движке что отдали впридачу то есть родном, может и ошибаюсь:
Кстати с чего эта фара? очень похожа на К-750 или ...?
Заранее благодарю за толковые советы.И еще раз - кто имеет хорошую книгу в компутерном формате, может поделитесь?С уважением,Юрий[email protected]
oppozit.ru
Чоппер М-72 | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW
пешеход Пн, 16/02/2009 - 16:11
бомбей! а шлем_то на заднем плане не чопперныЙ! гГ
пешеход Вт, 15/01/2008 - 15:03
Круто! Охрененно круто! Жалко только файла формата 3D не приложено :) .
пешеход Чт, 04/10/2007 - 20:06
Ништяк придумано. Только руль нужно согнуть к земле, и вот тебе злой стрит. А остальное просто офигенно!!!!!!!!
пешеход Вт, 10/07/2007 - 14:37
Руль на свалку, а в остальном идеально. КРУТО-КЛАСНО-СТИЛЬНО!!!!!!!!
пешеход Ср, 22/11/2006 - 20:24
Круто сделано! Блин я тож ваять начал да забросил. ща заново начну!
пешеход Чт, 12/10/2006 - 22:39
пешеход Вс, 20/08/2006 - 19:11
Мотоцикл просто класс!
пешеход Вт, 06/09/2005 - 15:35
пешеход Вт, 30/08/2005 - 16:40
NEkrasov Пт, 26/08/2005 - 21:57
а куда народ смотрит, на кнопки нажимая? там же ясно написано 3D
пешеход Пт, 26/08/2005 - 02:57
а руляку я бы переделал
пешеход Вт, 23/08/2005 - 17:53
глушак интересный - таких не встречал, а мож мало видел... мне кажется или на первой фотке у него база больше и угол наклона вилки другой???? Сделано отлично, сколько часов рендерил???-------------------------------------------------------Но так же согласен с Тони - коли взял чего тяжелое, то и не надо делать из него чего полегче....
Tony Вт, 16/08/2005 - 15:04
Мое сугубо-субъективное ИМХО: Нарисовано - класс, респектищще! Но. Подвеска задняя работать действительно не будет, амортизатор горизонтально надо бы поставить (с бОльшим плечом, разумеется). И главное (про силовой агрегат): ну нефиг из бульдозера Формулу-1 пытаться сделать, мне лично больше бульдозеры как таковые нравятся. А вас вечно на стритфайтеры какие-то тянет...
BuffoG Пн, 15/08/2005 - 08:04
Передний рычаг лапки КПП далеко уведен под цилиндр переключать неудобно. А так аппарат супер мне нравится. Делай еще.
пешеход Пн, 08/08/2005 - 22:44
а на каких сайтах почитать отзывы можно?
пешеход Вс, 07/08/2005 - 04:36
Я как на ссылку зашёл, минуту с открытым ртом сидел....Потом сглотнул, прокрутил скроул и над второй фоткой сидел с открытым ртом...Потом начал читать отзывы, и только тогда стало доходить что он не настоящий.....И это при учёте того что я сам, бывает, в 3Dmax работаю......На 1 фото на стелаже диск плоскийА на 2, текстурки фона 3Dmaxимовские какие-то :)))Но блин.............................................талант......Моё почтение.........
пешеход Сб, 06/08/2005 - 13:32
Если кто такой вживую сделает...Классный байк будет.2 Oberst - Слушай, есть интересная идея, хотел посоветоваться...
пешеход Пт, 05/08/2005 - 22:25
Вот это исскуство. С душой и дизайнерским подходом...А некоторые то покрасят старй дедушкин, смотреть не на што
пешеход Пт, 05/08/2005 - 22:24
Вот это исскуство. С душой и дизайнерским подходом...А некоторые то покрасят старй дедушкин, смотреть не на што
пешеход Пт, 05/08/2005 - 15:40
3дшники уже указывали мне на то что задняя подвеска работать не будет,грамотные черти.
пешеход Пт, 05/08/2005 - 15:16
crazygluk? блин, опередил меня :)
пешеход Пт, 05/08/2005 - 15:15
Классно сделан, в первые секунды даж подумал, что это фотка... Тока вот какое усилие должно быть на моноамортизаторе, чтобы при таких углах и таком плече нормально работать? Имхо крепление на маятнике переместить назад, увеличив плечо+создав наклон...
пешеход Чт, 04/08/2005 - 20:53
Чтой то за прога такая интересно? Мне сначала показалось, что он пластмассовый :) Хотел было уже ругаться...
пешеход Чт, 04/08/2005 - 16:06
"3дшники меня сразу в это носом ткнули" А он типа с этого ракурса не просматривается.
пешеход Чт, 04/08/2005 - 14:55
Да,господа оппозитчики плохо с наблюдательностью,привод я так и не сделал.А вот господа 3дшники меня сразу в это носом ткнули.
пешеход Чт, 04/08/2005 - 14:29
Cпасибо конечно всем.На форумах по 3д правда все были другого мнения.Понимаю что ни разу не чоппер,но вот такой стиль мне нравится.Что то среднее между дрегстером и стритом.
пешеход Чт, 04/08/2005 - 13:15
Бывает же, мля, такое!! талантище! на первой фотке стилаж кривой какой-то и его содержимое тоже, имхо.
MadFox Чт, 04/08/2005 - 11:51
Левую ногу на подножку не поставишь - лапку педарачЪ мешаться будет
ЗЫ: а зачем на чоппере электростартер ?
Terryk Чт, 04/08/2005 - 11:44
***** - повелся как пацан, подумал что настоящий ... так - непонравился - а вот рабьота на высшем уровне
пешеход Чт, 04/08/2005 - 09:10
устанешь на таком спину чистить...а так нравицо...
пешеход Чт, 04/08/2005 - 08:58
Да жаль что не настоящий, Хотел спросить каким образом так покрасилМолодец...
Dmitry Чт, 04/08/2005 - 05:21
Круто! Только головы немного плосковатые. А в общем охренительно правдоподобный паразит!
Papas Чт, 04/08/2005 - 05:17
Исполнение мне понравилось! По конструкции - ИМХО, как говорится, на вкус и цвет... По мелочам - SHTRLZ уже сказал. От себя добавлю - может над спицами поработать? (или литьё поставить?)
SHTRLZ Ср, 03/08/2005 - 23:19
ах.ительно. окружение, свет, материалы... но вот мелочи. руль, вилка, тормоз передний, траверсы... и каска так свалится. дорабатывай, и будет ваще клево...
SHTRLZ_admin Пн, 18/10/2010 - 14:00
автор, давай еще
SHTRLZ_admin Вт, 23/11/2010 - 22:05
а что оценок так мало?
oppozit.ru