Самые проверенные способы ускорить свой мотоцикл. Обороты двигателя мотоцикла


Какие обороты двигателя должны быть на холостом ходу

Регулировка карбюратора китайского мотоцикла | Автор топика: Addis

Для Регулировки карбюратора до достижения устойчивых оборотов двигателя на холостом ходу, необходимо проделать следующее.1.

Проверить и убедиться что:-свечи работают нормально.-воздушный фильтр не загрязнен и патрубки не имеют подсоса.-клапана имеют правильные зазоры.2.Уровень в пределах нормы и вязкость масла соответствуют сезону.3.Уровень топлива в поплавковой камере соответствует рекоамендованной производителем.Итак:1.Заводим мотор на нейтральной скорости и винтом регулировки высоты дросельной заслонки выставляем минимально устойчивые обороты двигателя.2. Винтом качества топливной смеси добиваемся максимальных оборотов двигателя.Затем пункт 1 затем пункт 2 И так, проделываем регулировки до тех пор пока винтом качества топливной смеси уже невозможно увеличить обороты двигателя.

Igor (Wordsworth)  +100%!

Yevgen (Walters) Александр, пожалуйста, подробнее для непонятливых "пункт 1" "пункт 2".

Alexander (Badeea) Эта рекомендация для регулировки карбюратора одноцилиндрового китайского мотоцикла 150/200 куб, я так делаю сам на своем моторе, у меня все получается.

1. Закручиваем винт качества до упора (это тот который возле впускного патрубка)2. Заводим мотоцикл, если не заводится или сразу глохнет то или ЗАКРУЧИВАЕМ винт холостого хода пока не будет работать устойчиво на холостом ходу, если все равно глохнет откручиваем винт качества на пол-оборота3. винтом холостого хода( тот что сбоку) выставляем минимально устойчивые обороты двигателя4. Винт качества откручиваем потихоньку обороты должны вырасти.5. Винтом холостого хода уменьшаем обороты (откручивая против часовой стрелки) до минимально устойчивых6. Снова откручиваем винт качества и так до тех пор, пока этим винтом невозможно поднять обороты.

Можно еще проще

1. Закручиваем винт качества до упора (тот что снизу возле патрубка), потом откручиваем на 2-2, 5 оборота2. Заводимся и выставляем винтом холостого хода приблизительно 1500 об (на слух или по тахометру)3. Пробуем газовать, если нормально отзывается на ручку газа и при сбрасывании газа не глохнет, не стреляет, обороты холостые устойчивые пробуем поездить, возможно придется подкрутить винт качества на 1/4 оборота туда или сюда.

По заводу на карбюраторах винт качества выкручен на 2-2, 5 оборота в зависимости от производителя.

После нормальной поездки на рабочих оборотах выкручиваем свечу и смотрим цвет центрального электпрода, должен быть коричневый, кирпичный: если черный, то винт качества нужно немного выкрутить, если белый - зактрутить.

Alexander (Badeea) Если на холостых оборотах работает стабильно, при незначительном откручивании ручки газа тоже, но при езде на повышенных оборотах работает с перебоями, дергается, не хочет набирать обороты и мощность СМОТРИМ КОММУТАТОР, у меня такая лажа была, почистил карб, поменял свечу, отрегулировал, заменил патрубок, а ехать не хотел, по совету знакомого электрика поменял коммутатор и все стало отлично, едет нормально.

Yevgen (Walters) Александр, у меня карб настроен нормально (мот Кивей Супершадоу 250сс V-образный). но у передней свечи нагар черный, у задней - наоборот слишком светлый. как тут быть?

Alexander (Badeea) вэшками не занимался еще, не знаю

Konstantin (Jarrett) Євген, у крайнего больше воздуха у ближнего больше топлива если раздельные карбы если общий бери норм свечи и проверь жаклеры

Kirill (Antoninus) Здравствуйте, мотоцикл евротекс дакота двигатель fmj 162, поменял поршень, мотоцикл перестал заводиться, почистил карбюратор, стал заводиться но когда начал ездить то заметил мотоцикл перестал набирать выше 3-х тыс оборотов в чём может быть проблема

Konstantin (Jarrett) Kirill, компрессия. или кривая сборка. Ну ещё как выриант что поршневая не соответствует

Andrei (Kamoana) ...регулировка китайского мотоцикла под новый карбюратор....

Seryozha (Ilsa) Купил мот днепровской сборки дефиант дт 200 ренспид. Ехал он на полный газ 95, на спидометре 16

Seryozha (Ilsa) *160, стояла звезда на 14 зубьев, поставил на 18, прирост в 10 км всего, газ на полную, тахометр показывает 5.5 тыщ об.м. даже до красной метки не даходит при полном газе на 5й передачи. А на холостом ходу рвет на все, в чем дело, знающие подскажите?

Konstantin (Jarrett) Серёжа, мощности двигателя не хватает вот и весь сикрет.

Kostya (Jarden) Товарищи. ручку газа сбрасываю. мотоцикл стреляет и глохнет свечка белая. Спасибо при езде ощущение будто заливает и быстро греется.Спасибо.

Dmitry (Jennara) Привет подскожите пожалуста у меня 150 китаец почему моцик работает норм на средньм положении норм на карбони на нижнем робочьм положении троит

Kirill (Antoninus) Привет, кто подскажет сколько должны быть обороты ХХ? Говорят, что от 1500 до 2000 это норма у них. Мне с трудом верится

Konstantin (Jarrett) Кирилл, ну вообще к примеру был у меня когда то 250сс 2х цылидровка норм обороты были по ее тахометра 900/1050

Viktor (Trayton) Такая проблема, мотоцикл racer 250 nitro, после зимы фигня с холостым началась, обороты набирает нармально, а холостяк сперва держит 2-3т.об, а потом с Карба стреляет и глохнет, карбюратор чистил

Tags: Какие обороты двигателя должны быть на холостом ходу

еще раз о Холостом Ходе. Всем приятного просмотра!.. ?? Дорогие подписчики! Рекомендуем вам посетить сайт...

сколько должно быть оборотов на холостом ходу | Автор топика: Вероника

Всем привет. Есть китайский скутер 50 кубиков 2 такта. какие должны быть обороты на холостом ходу при прогретом двигателе?

Маргарита 1200 - 1500

Денис 1300-1500

Вячеслав восемьсот

Алена Пошёл ты.. . в мануал.

Катя от авто зависит. 800 обычно

Анастасия Холостой ход настраивай так: на холодную добейся устойчивой Георгий работы двигателя при минимальных оборотах холостого хода. Холостой ход на то и нужен, чтобы двигатель просто поддерживал рабочий режим при минимальном потреблении топлива. У каждого двигателя эти обороты будут разными. Если двигатель при минимальных оборотах сильно трясет и т. п. и тебе это не нравиться - дай чуть больше. Мне, например, нравится, когда двигатель крутится "на минималке". Когда двигатель будет горячим, обороты будут несколько больше. Ну вот и всё, ничего хитрого здесь нет.

uvlechenie.info

Каталог мотоциклов характеристики цена фото

О взаимосвязи основных данных двигателя

 

 

В инструкциях к мотоциклам приводятся обороты коленчатого вала двигателя при максимальных мощности: и крутящем моменте. Почти в каждой новой модели их число выше, чем в предыдущей. Имеет ли это значение для практического вождения?» — спрашивает И. Абдураимов из Казани.

О взаимосвязи основных данных двигателя просят рассказать также мотолюбители В. Сокоренко из Полтавы, К. Лапшин из Иванова и другие.

Ответы на их вопросы содержатся в публикуемой статье инженера Э. В. КО-НОПА.

Мотоциклисты со стажем хорошо помнят ветерана ИЖ—49, с которым, кстати говоря, многие его владельцы, особенно из сельской местности, упорно не желают расставаться до сих пор.

В чем причина такой привязанности? А в том, что на этой машине почти по любым, самым скверным дорогам может ездить даже не очень опытный мотоциклист, тогда как не каждому удается столь же легко проехать там на более мощных «Юпитере» или «Планете». Попробуем разобраться в чем же тут дело. А для этого обратимся сначала к простейшей теории, без которой здесь не обойтись.

Внешняя скоростная характеристика двигателя, то есть зависимость его мощности и крутящего момента от числа оборотов коленчатого вала (или, как сейчас говорят, от частоты его вращения), графически показана на рис. 1.

 

1. График зависимости мощности (N, л. с.) и крутящего момента (Мкр, кГм) от частоты вращения коленчатого вала (п. об/мин) при полностью открытом дросселе (скоростная характеристика): Nрасп — располагаемая мощность: Мкр.раск — располагаемый крутящий момент; nMмакс — обороты максимального момента; nNмакс — обороты максимальной мощности.

 

Мы видим, что мощность растет лишь при повышении оборотов до определенной величины nNмакс(режим максимальной мощности), а затем падает. Это объясняется тем, что при очень большой скорости вращения чрезмерно возрастают механические потери в двигателе, ухудшается работа его систем, наполнение цилиндров свежей смесью и т. д.

Крутящий момент двигателя МКр (кГм) и его мощность N (л. с.) связаны зависимостью МКр = 716,2 N/n (n — частота вращения двигателя в об/мин).

Мотоцикл снабжен коробкой перемены передач, которая позволяет в зависимости от условий движения изменять общее передаточное число от двигателя к ведущему колесу, а значит, и тяговое усилие на нем. На первой передаче при оборотах максимальной мощности мотоцикл развивает сравнительно небольшую скорость, но взамен водитель получает большой крутящий момент на заднем колесе и наибольшее тяговое усилие. Это позволяет легко трогаться с места, преодолевать крутые подъемы, тяжелые участки дороги.

Высшая же передача обычно выбирается из расчета достижения максимальной скорости при некоторых средних условиях: она зависит от множества факторов, таких, как рост и вес водителя и пассажира, их посадка на мотоцикле и одежда, тип шин и давление в них, покрытие дороги.

Для оценки характеристик мотоцикла удобно, зная общее передаточное число от двигателя к заднему колесу, вычислять крутящий момент, передаваемый к нему двигателем. На рис. 2 показана такая зависимость на выбранной нами (например, четвертой) передаче.

 

Рис. 2. График зависимости крутящего момента, передаваемого на заднее колесо (располагаемого момента Мрасп) от частоты вращения коленчатого вала n и скорости мотоцикла V.

 

С повышением скорости мотоцикла увеличиваются действующие на него силы сопротивления и создаваемый ими момент сопротивления на заднем колесе (или так называемый потребный момент). Это отражает соответствующая кривая Мсопр, которая поднимается более круто при повышении скорости. Кроме того, сопротивление движению растет при снижении давления в шинах, прямой посадке, установке чрезмерно большого ветрового щитка.

Если сравнивать движение двух водителей на одинаковых мотоциклах, то больший момент сопротивления и более крутое его нарастание с повышением скорости отметим на мотоцикле с водителем большего роста и веса.

Сопротивление на горизонтальном участке шоссе при безветрии показано кривой Мсопр1» а на участке с подъемом — кривой Мсопр2» проходящей в зависимости от угла подъема несколько выше. Встречный ветер изменяет вид кривой — она (МСОпр в) поднимается более круто.

Максимальная скорость мотоцикла при тех или иных условиях устанавливается тогда, когда по мере роста оборотов двигателя момент сил сопротивления становится равен располагаемому моменту, то есть тому, которым располагает водитель.

Из рис. 2 видно, например, что на горизонтальном участке шоссе при безветрии один и тот же водитель, не меняя посадки на мотоцикле, не может превысить скорость Vмакc (соответствует точке 1). Почему? Потому, что дальше момент сопротивления, продолжая увеличиваться, становится более располагаемого момента (двигатель, как принято говорить, «не тянет» машину быстрее). Но достаточно, например, водителю пригнуться, как сопротивление снизится (кривая опустится) и двигатель начнет «раскручиваться» уже до более высоких оборотов, увеличивая скорость мотоцикла.

Для других названных условий максимальная скорость определена точками пересечения соответствующих кривых М сопр2 и Мсопр в с кривой располагаемого крутящего момента. Обороты, при которых крутящий момент достигает максимума, меньше оборотов максимальной мощности, причем, чем более «выпукла» кривая Nрасп, тем больше разность между ними.

Более выпуклая, плавная форма кривых располагаемых мощности и крутящего момента характерна для мало форсированных, дорожных двигателей, а более «острая», пикообразная, с ярко выраженной вершиной — для сильно форсированных (рис. 3).

 

Рис. 3. График крутящих моментов Мкр и мощности N дорожного и форсированного двигателей.

 

Дело здесь в том, что при создании специальных форсированных двигателей для достижения максимума мощности все их системы вынужденно «настраивают» на определенный узкий диапазон высоких оборотов. В этом режиме выбранные размеры окон и каналов, фазы газораспределения, тип и размеры карбюратора, конструкция и размеры деталей системы впуска (воздухоочиститель, фильтр, патрубки) и выпуска, тип и характеристики свечей зажигания, система охлаждения действуют согласованно, все «сыграно», как в хорошем оркестре, для достижения наибольшего эффекта. Но на других, меньших оборотах в работе систем появляется разнобой, и характеристики двигателя, естественно, ухудшаются.

По этой причине на дорожных мотоциклах, предназначенных для повседневной эксплуатации рядовыми водителями малой и средней квалификации, применяются лишь умеренно форсированные двигатели, такие, как, например, все модели «ИЖ—Планета» (кроме «ИЖ—Планеты-спорт»), «ИЖ—Юпитер», «Восход», поставляемые к нам ЯВЫ.

Разумеется, со временем понятие умеренной форсировки изменяется, и потому все современные дорожные двигатели намного мощнее своих одноклассников, вышедших на дороги 20— 30 лет тому назад.

Как ведет себя двигатель, если при движении на максимальной скорости (запас мощности исчерпан) увеличивается нагрузка, например при подъеме. Посмотрим на рис. 2. Обороты двигателя были n1, на подъеме они, естественно, упадут до значения n2, а скорость снизится до V2. Крутящий момент двигателя на этих уменьшившихся оборотах больше, чем при максимальных, поэтому он и преодолеет возросшую нагрузку. Двигатель, как принято говорить, «приспособился» к новым условиям движения. Таким образом, правее точки 3 кривой крутящего момента (Мрасп) двигатель работает устойчиво, автоматически компенсируя повышение момента сопротивления вплоть до максимального значения, равного Мрасп. Теперь посмотрим, что происходит левее.

После повышения момента сопротивления до значения, при котором обороты двигателя на полном «газе» упадут иже величины nMмакс дальнейшее движение в тех же условиях на выбранной передаче может оказаться невозможным. Например, если при попытке преодолеть на «Планете-2» крутой затяжной подъем скорость от максимальной упадет до 75—80 км/час, немедленно следует включить низшую передачу. Значит, угол подъема на этом участке дороги больше предельно допустимого для четвертой передачи, которому на рис. 2 соответствует кривая Мсопр3. Она не пересекает кривой располагаемого момента, а лишь касается ее в точке 4, находящейся левее точки 3, так как кривая момента сопротивления вблизи этих значений скоростей имеет некоторый наклон к горизонтальной оси.

Точка 4, таким образом, делит кривую располагаемого крутящего момента на два принципиально важных участка: на правом двигатель может устойчиво работать, автоматически приспосабливаясь к случайным увеличениям момента сопротивления до максимума, а на левом двигатель работает неустойчиво, и здесь любое случайное повышение сил сопротивлений может привести к его остановке.

Заметим, что кривые моментов сопротивления протекают более круто при больших значениях скоростей. На малых и средних скоростях (практически же на всех скоростях для мотоциклов с двигателями умеренной мощности) наклоном этих кривых к горизонтальной оси можно пренебречь и считать, что точки 3 и 4 совпадают. Отсюда — простое правило при движении машины с максимальными нагрузками на двигатель: включать ту передачу, при которой двигатель работает на оборотах более высоких, чем обороты максимального крутящего момента (nMмакс).

До сих пор мы рассматривали условия движения при полной нагрузке. При нагрузках меньших, чем ограниченные кривой М расп (см. рис. 2), двигатель может нормально работать с оборотами значительно меньшими, чем nМмакс. горизонтальном участке шоссе при благоприятных погодных условиях на той же «ИЖ—Планете-2» можно ехать со скоростью около 35—40 км/час на четвертой передаче. Это близко к значениям минимальных оборотов nмин1 И скорости Vмин1 показанным на рис. 2. Разумеется, «опускаться» ниже этих значений при выбранных условиях на четвертой передаче нельзя.

Таким образом, заштрихованный участок на рис. 2, ограниченный кривыми Мрасп и Мсопр1. полностью характеризует возможности мотоциклиста: минимальную и максимальную скорости на четвертой передаче, максимальный преодолеваемый угол подъема или максимально возможное ускорение при любых скоростях — от минимальной до максимальной.

Понятно, что чем больше заштрихованная площадь, чем более «выпукла» кривая Мрасп , тем, в целом, динамичнее мотоцикл, поскольку тогда больше разность между располагаемым моментом и сопротивлением. Сравнивая эти данные у дорожного и форсированного двигателя, видим (рис. 3), что при оборотах ниже n1 и скоростях ниже V1 лучше разгоняться и преодолевать подъемы будет мотоцикл с дорожным двигателем. Но если обороты и скорость выше, то преимущество — у форсированного (считаем, что передаточные числа от двигателей к задним колесам у них одинаковы).

Как поступать, чтобы быстро разогнать мотоцикл? Помимо того, что нужно давать «полный газ» и быстро переключать передачи, крайне важно делать это своевременно! Переключать передачи мгновенно могут разве что гонщики-шоссейники. Мотолюбителям же следует стремиться к тому, чтобы в момент перехода на следующую пере-дачу обороты двигателя были близки к оборотам максимального крутящего момента. Для этого нужно запомнить соответствующие значения скорости на каждой из передач, «почерпнув» их из технического описания мотора. Иногда «переходные» значения скорости заводы-изготовители отмечали непосредственно на шкалах спидометров (например, мотоциклов ЯВА и ЧЗ до 1962 г.). Как преждевременное, так и запоздалое переключение передач («недокрутка» или «перекрутка» двигателя) на быстроте разгона мотоцикла сказываются отрицательно.

Вернемся же к «старине» ИЖ—49. Благодаря чему он так мил сердцу сельского мотоциклиста?

На рис. 4 показаны кривые располагаемых крутящих моментов двигателей ИЖ—49 и «ИЖ—Планеты-2». Запомним, что общие передаточные числа от двигателей к задним колесам у них одни и те же, и это позволяет их легко сравнить.

 

Рис. 4. График крутящих моментов двигателей ИЖ—49 и «Планеты-2».

 

Крутящие моменты двигателей одинаковы при числе оборотов около 3100 в минуту, но при меньших значениях крутящий момент двигателя «Планеты» быстро падает, тогда как «нефсрсиро-ванный» ИЖ—49 даже при 2000 об/мин обеспечивает крутящий момент в 2 кГм!

На этих мотоциклах 2000 об/мин соответствует скорость 16,5 км/час на первой передаче, но для безопасного движения по скользким, «раскисшим» проселкам нередко нужна скорость пешехода, на которой ИЖ—49 намного «тяговитее» «Плане-ты-2» — здесь ему практически нет равных.

Что же заставляет конструкторов форсировать двигатели, и чем все-таки «Планета-2» или «Планета-3» лучше старенького ИЖ—49? Вспомним же, что было сказано ьыше об ускорении мотоцикла: оно определяется разностью располагаемого и потребного крутящих моментов, то есть запасом крутящего момента. А этот запас при скоростях выше 70—75 км/час больше у «Планеты-2», что очень важно, если учесть год от года растущие скорости движения по магистральным дорогам. На высоких скоростях современный мотоцикл гораздо динамичнее своего «дедушки», на нем легче выполнять обгоны, преодолевать подъемы.

Намереваясь купить мотоцикл, будущий его владелец должен четко представлять, какая модель лучше подходит для условий его эксплуатации. Так, в местности с тяжелыми дорогами более форсированный «Юпитер» может оказаться менее универсальным и послушным, чем «Планета», и как бы он ни нравился, стоит подумать, не лучше ли более спокойный двигатель «Планеты». Это не значит, что «Юпитер» плох, но в конкретных условиях иногда будет невозможно использовать его преимущества. И знание отдельных элементов теории, о которых только что шла речь, позволит правильно оценить возможности машин разных моделей и более грамотно их эксплуатировать.

 

1975N11P16-17

bazamoto.ru

Мощность, крутящий момент, скорость - Двигатель

Вопрос: "Почему 10-сильный „Минск" развивает 100 км/ч, а 30-сильная „Планета-Спорт" всего 140, а не 300?Почему скорость растет не пропорционально мощности? И можно ли заменив 16-дюймовое колесо на 19-дюймовое увеличить скорость?"

Колеса менять сложно. Проще менять звездочки в цепной передаче. Когда-то, по простительной незрелости лет, мы тоже пытались увеличить скорость таким способом. На «Яву-350» модели 360/00 вместо стандартной звездочки с 17-ю зубьями втыкали звездочку с 19-ю зубьями, — ребята были, само собой, грамотные, так что уже в уме ухитрялись подсчитать, что скорость возрастет на добрых 12%.

И что же? Результат оказался более чем плачевным. Мы обзавелись мотоциклом узко специального назначения, — он здорово ходил на крутых спусках, под гору. А насчет наоборот… — и вспомнить противно! Даже на горизонтальной трассе скорость ощутимо упала, мотор явно не в состоянии был выйти на обороты максимума мощности — «не тянул». Вялый разгон, чувствительность к встречному ветру, нежелание возить пассажира — вот портрет нашего «усовершенствованного» мотоцикла.Опытные мотоциклисты, авторитеты объясняли дело вполне доходчиво: «Раз чехи поставили 17 зубьев, значит — так надо, и не фиг тут…»

Итак, что же это за штука такая — мощность?

Это, как известно, способность машины, человека, лошади и т. д. выполнить некую работу в течение секунды, — например, поднимая груз весом 10 кг на высоту 1 метр за секунду, придется развить мощность в 10 килограммометров в секунду.

Если уменьшить в этом примере вес до 5 кг, но поднять его за секунду на 2 метра, мощность потребуется та же.

Но выходит, что использовать ее можно по-разному. Чем не иллюстрация к работе коробки передач? На низшей передаче скорость невелика, но при повышенной тяговой силе, на высшей скорость больше, но тяговая сила меньше.

В инструкциях обычно указывается эффективная мощность мотора. Так общепринято. Однако не вся эта мощность дойдет до заднего колеса, часть ее непременно потратится на преодоление сил трения в силовой передаче, перемешивание масла в коробке передач, смазки в кожухах цепи и т. д.

В результате даже на достаточно хорошо сконструированных современных машинах эти потери достигают 15%, а то и более. Они, кстати, больше у нерадивого хозяина, который не заботится о смазке силовой передачи, ее исправности и правильной регулировке. Значит,тратится лишний бензин, понапрасну расходуются денежки. Если мощность мотора, например, равна 18 л. с., реально «крутят'' заднее колесо максимум сил 15—15,5.

Кроме сил трения в трансмиссии, часть мощности поглощается генератором мотоцикла, — правда, она невелика.

На мотоциклах с водяным охлаждением часть мощности тратится на работу помпы, при наличии принудительного воздушного охлаждения часть мощности «съедает» вентилятор. Мы же здесь рассматриваем простой мотоцикл, на котором кроме генератора, других нахлебников нет.

Если в инструкции вы увидите, что мощность указана в непривычных кВт (киловаттах), это не должно вас смущать, — таковы современные требования.

Пересчет несложен: 1 л. с. численно равна 0,736 кВт.

Действующие на мотоцикле силы, включая его вес, могут измеряться не в килограммах, а в ньютонах. Ну и что? 1 кг равен 9,81 Н. И все!

Крутящий момент, соответственно, измеряется не в привычных килограммометрах (кгм), а в ньютон-метрах (Нм). Это тоже сути дела не меняет, как в знаменитом мультфильме про 38 попугаев.

Поэкспериментируем (мысленно) с мотоциклом. С открытым на 1/4 дроссельным золотником разгоняем мотоцикл во всем, доступном ему при этом, диапазоне оборотов, регистрируя с помощью неких приборов крутящий момент и мощность.

Они меняются с оборотами, — при малом числе оборотов мощность, то есть способность мотора производить полезную работу, невелика, с увеличением числа оборотов она возрастает, а при каких-то оборотах достигает максимума, за которыми уже падает.

Нанеся точки на график, получим, кривую зависимости мощности (или крутящего момента, если хотите) от числа оборотов при фиксированном положении дросселя. Это так называемая скоростная характеристика двигателя для выбранного положения дросселя. Таких «частичных» характеристик вы можете построить сколько угодно, — для разных положений дросселя.

Кривые имеют точки своего максимума при каком-то числе оборотов. Максимум крутящего момента соответствует ситуации, когда среднее эффективное давление в цилиндре наибольшее, — оно зависит от качества продувки цилиндра, наполнения его свежим зарядом смеси, от полноты сгорания, тепловых потерь.

Но сам по себе крутящий момент еще не есть мощность.

Чтобы при этом производилась какая-то работа, коленвал должен вращаться. Если вы, не запуская двигатель, нажимаете на пусковой рычаг, в цилиндре происходит сжатие,- уже можно говорить о том, что к коленвалу приложен некоторый крутящий момент,- а мощность равна нулю. Не так ли?

При оборотах ниже какого-то предела мотор не сможет работать, уже хотя бы потому, что на столь низкой скорости воздушного потока в карбюраторе (ведь дроссель-то открыт!) нормальное распыление топлива становится невозможным. Поэтому кривые начинаются не от нуля оборотов. Мощность с ростом оборотов увеличивается не беспредельно, она тоже имеет точку максимума, но обороты, ей соответствующие, не те, что у максимума момента: мощность и момент (соответственно в л. с. и кгм) связаны формулой: N= Мкр х n / 716,2 где n — число оборотов в минуту.

Продолжим эксперимент, на сей раз при полностью открытом дросселе.

Теперь получается так называемая внешняя скоростная характеристика, — действительно, за ней, за этой своеобразной границей, данному мотору не бывать, — это уже его предельные возможности. Поэтому часто соответствующие мощность и крутящий момент называют располагаемыми, внешняя скоростная характеристика мотора показывает, какими мощностными ресурсами он располагает, когда к нему будут предъявлены определенные требования. Кто их предъявит? Или… что их предъявит?

Если, не жалея мотора, разгонять его при различных положениях дроссельного золотника до максимально достижимых оборотов, можно найти интересные точки графика. Например, при небольшом открытии дросселя на нижней передаче мотоцикл разгонится до какой-то скорости — дальнейший разгон невозможен, так как это означало бы, что располагаемая мощность меньше потребной для езды с этой скоростью… и вошло бы в противоречие с уже упоминавшимся, незыблемым Законом сохранения энергии.

Потребная мощность растет с ростом скорости, поэтому при большем открытии дросселя можно разгоняться до скорости побольше. Еще большее открытие даст скорость соответственно еще большую. Наконец: если дроссель открыть полностью, мотор выйдет на высокие, иногда просто опасные, обороты, при максимальной скорости для данной передачи.

Соединив полученные предельные точки кривой, мы получим зависимость потребной мощности для движения мотоцикла от скорости движения. Сразу же надо вам понять: потребная мощность — это параметр, целиком зависящий от сил сопротивления движению мотоцикла, — она связана с размерами мотоцикла, весом и так далее.

«Тягло», то есть тип двигателя, его мощность и т. д. тут вне игры, — оно значения не имеет. Если вместо мощностей на графике показать силы: располагаемую тяговую силу колеса и потребную для преодоления всех сопротивлений, то их точки пересечения дали бы те же значения оборотов и скоростей. Ведь сила тяги, крутящий момент и мощность связаны однозначной зависимостью.

О каких силах сопротивления идет речь?

Прежде всего — это сила сопротивления воздуха, наш и ваш главный враг, вечно мешающий достижению рекордных скоростей. Почему — главный? Потому что растет пропорционально квадрату скорости. Увеличивая ее вдвое, силу сопротивления мы увеличиваем вчетверо. И еще — потому, что сам мотоцикл, мягко говоря, к числу хорошо обтекаемых тел не относится. Это свойство оценивается так называемым коэффициентом аэродинамического сопротивления Сх, зависящим лишь от формы тела, движущегося в воздухе. Этот коэффициент входит в формулу расчета силы сопротивления воздуха: Pw =Сх х S х р х (V2)/ 2

Здесь р — плотность воздуха, которую для стандартных расчетов принимают равной 0,125 кг см2/м4»; S -лобовая площадь мотоцикла, включая сюда водителя, пассажира и груз. Для высоких скоростей иметь большой рост и широкие плечи невыгодно! Наконец, V — скорость движения в м/сек, V2 — скорость в квадрате.

При нормальной, комфортной, «сидячей» посадке мотоциклиста коэффициент Сх достигает значений 1,1—1,2 и очень редко снижается до единицы. При полулежачей, в которой мы мало ездим, он может уменьшиться до 0,7—0,9.

Между тем — сравните! — у скромных стареньких «Жигулей» этот коэффициент составляет около 0,43. Словом, как ни любим мы мотоцикл, особо быстрая езда на нем, говоря строго, энергетически невыгодна, — слишком много бензина горит впустую. Вы можете столкнуться с ситуациями, когда идущий рядом пятиместный автомобиль расходует бензина меньше вашего мотоцикла-одиночки. А уж о езде с боковым прицепом и говорить нечего.

Вот вполне официальные данные (журнал «Мотор-ревю» № 9 за 1980 г.): расход топлива мотором «Явы-634» при скорости 90 км/час составлял 5 л/100 км, а при скорости 100 км/час — уже 8,5 л/100 км пути. Это — без бокового прицепа. Измерения выполнялись не как-нибудь «на глазок», а в строгом соответствии с общепринятыми требованиями, на предприятии «Ява». Лобовая площадь мотоцикла-одиночки с водителем может лежать в пределах 0,4—0,6 кв. м, -большие или меньшие показатели встречаются не часто.

Имея такие исходные данные, например, как Сх=0,9 и S =0,5 кв. м, вы вряд ли удержитесь от соблазна рассчитать силы воздушного сопротивления для разных скоростей движения,- например, 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35 и 40 м/сек.

И окажется, что при скорости 10 м/сек сила сопротивления воздуха еще невелика, — всего 2,8 кг. Но при 20 м/сек она составляет 11,2 кг, а при 30 м/сек — уже 25,2 кг. При 35 м/сек или 126 км/час эта сила равна уже 34,5 кг!

Не зря ветерок стаскивает вас с сиденья!

Сила сопротивления воздуха действует постоянно за исключением случая езды с попутным ветром, скорость которого равна скорости вашего движения, — тогда она равна нулю. Если скорость попутного ветра больше скорости движения, действующую аэродинамическую силу уже надо учитывать со знаком минус, одновременно понимая, что в этом случае величина коэффициента сопротивления иная, чем при обдуве спереди.

Другая сила, постоянно действующая тоже в качестве сопротивления, это сила сопротивления качению колес. Вычисляется просто, как произведение полного веса машины на коэффициент сопротивления качению.

Этот коэффициент, строго говоря, меняется в зависимости от типа и состояния шины, давления в ней, скорости качения, нагрузки, состояния дороги, температуры среды при испытании. Он увеличивается при снижении давления в шине, причем в этом случае он более чувствителен к величине скорости и может существенно увеличиваться уже при скоростях 90—100 км/час, не говоря о больших. Напротив, шина, несколько «перекаченная», легче катится при достаточно высоких скоростях.

При простых, не требующих высокой точности, расчетах коэффициент принимают постоянным, равным 0,015. Значит, мотоцикл с полным весом 220 кг (150 кг плюс 70 кг веса водителя) испытывает на ходу сопротивление качению Рf = 220 х 0,015 = 3,3 кг.

Вообще же коэффициент может изменяться в значительных пределах, возрастая, например, на булыжной мостовой до 0,015—0,03, на грунтовой дороге до 0,05—0,15, а на рыхлой песчаной — до 0,2—0,3 и даже больше.

Что происходит на подъеме дороги?

— Появляется еще одна сила — сопротивление подъему, вычислить которую несложно, — умножаем полный вес машины на синус угла подъема… Да вот где его взять синус? Оказывается, это просто. На реальных дорогах углы спуска или подъема, как правило, относятся к малым, для которых справедливо правило: синус угла равен его тангенсу и самому углу, измеренному в долях радиана. Неужто сложно? Тогда еще проще: для угла подъема в 5%, указанного на дорожном знаке, синус или тангенс равны 0,05. Для угла в 3% — соответственно 0,03. И так далее. Поняли?

Значит, на подъеме в 5% движению мотоцикла весом 220 кг противодействует сила Ра = 220 х 0,05=11 кг. На спуске же сила в 11 кг уже помогает движению машины, — желающие легко могут вычислить, зная нужные формулы, что в этом случае лишь при скорости около 60 км/час сумма сил воздушного сопротивления и сопротивления качению уравновесит эти 11 килограммов даровой «тяги»! Если спуск достаточно длинный, мотоцикл на «нейтрали» разгонится до этой скорости.

Зная силы, можно, при необходимости, определить величины потребных мощностей, — при этом мощности, затрачиваемые на преодоление сопротивления качению и подъему, вычисляются как произведения соответствующих сил на скорость, а значит, они пропорциональны скорости. Иначе ведет себя по скорости мощность, потребная на преодоление воздушного сопротивления, — если сила сопротивления пропорциональна квадрату скорости, то мощность — уже кубу. Иначе говоря, мотор мощностью сил в десять позволяет обыкновенному дорожному мотоциклу развивать скорость около 100 км/час.

Для удвоения этой скорости нужно при сохранении всех прочих условий задачи повысить мощность в 8 раз, то есть сил до восьмидесяти. Так как на деле при таком двигателе мотоцикл неизбежно «потяжелеет», то реально мы сталкиваемся с еще более мощными моторами, — при этом не надо забывать, что со скоростью 200 км/час никто сидя не поедет, — трудновато будет удержаться! Такова здесь безжалостная, бескомпромиссная физика: сила сопротивления воздуха достигнет — при сохранении прежних величин площади и коэффициента! — 87 килограммов, значительная частьо которых придется на тело водителя.

Попробуйте-ка. Реально с такими скоростями можно ехать, если мотоцикл оснащен обтекателем, — хотя последний на громоздком дорожном мотоцикле почти не влияет на коэффициент Сх в смысле его уменьшения, водитель, прячась за щитком, избегает прямого напора потока воздуха, доверяя это дело машине.

Теперь, зная величины потребных мощностей, соответствующих различным скоростям, мы вправе нанести точки на график (рис.2):

Любопытная картина!

Езда со скоростью 40 км/час требует мощности всего около 1 л. с., — уверен, многие мотолюбители попросту удивятся! За удовольствие ехать со скоростью 80 км/час придется отдать 5,1 л. с., за 100 км/час — 9,2 л. с, а за 120 км/час — 15,4 л. с.

Изменение не совсем «по кубу», так как это суммарная мощность =-Мw+Мf. Здесь важно не блуждать среди трех сосен, — по закону куба меняется лишь мощность , затрачиваемая на преодоление сопротивления.

Вот пример «бухгалтерии» для скорости 200 км/час: Nw = 64,5 л. с., Nf = 2,5 л. с. (несколько заниженная величина, так как на этой скорости коэффициент f, как правило, уже несколько выше, чем 0,015). Другими словами, сумма этих мощностей составила бы около 67—68 л. с. С учетом 15-процентных потерь в трансмиссии мотор должен развивать мощность около 80 л. с. Но, напомним, — реально на такой скорости никто «сидя» не ездит, поэтому либо истинная скорость еще выше, либо затрачиваемая мощность несколько меньше. Надо четко это представлять.

А каковы же возможности самого двигателя, — отнюдь, конечно, не беспредельные?

Вооружимся для примера характеристикой одного очень популярного у нас в 60-х годах мотоцикла. Максимальная мощность составляла 18 л. с. при числе оборотов 5250 об/мин. Радиус качения 16-дюймового колеса — 0,27 м, — отсюда нетрудно определить, что при общем передаточном числе высшей передач I(4) = 4,5 указанному числу оборотов соответствует скорость около 119 км/час.

Найдя эту величину (крайне важную!), вы фактически связали воедино две поначалу независимые вещи — то, что нужно для движения мотоцикла, и то, чем он реально располагает. (Передаточные числа на других пе-редачах: I(1) = 14,3; I(2) = 8,9; I(3) = 6,4. Они нам тоже впоследствии понадобятся).

При потерях в трансмиссии около 15% на заднее колесо будет передана мощность в 15,3 л. с.

Кривая Nпотр. пересекает кривую Nрасп. вед. кол. в точке № 1 , вблизи вершины. Опустив из нее вертикаль до пересечения с осью «V,n», вы увидите, что максимальная скорость соответствует как раз числу оборотов 5250 в минуту.

Точка пересечения кривых Nпотр и Nрасп. вед. кол. дает представление о максимальной скорости машины, — на горизонтальной дороге при безветрии около 120 км/час. Очень важно понять, что именно мощность (способность машины произвести определенную работу за секунду) характеризует скоростные возможности транспортного средства, — заметьте, что при правильном выборе передаточного числа, размеров колеса, шины и т. д. точка пересечения этих двух кривых обязательно на вершине кривой располагаемой мощности или очень близко от нее.

Значит, мощность машины наиболее полно реализуется в скорость движения. Хотите в этом убедиться?

Вообразите, что на выбранном нами мотоцикле использована ведущая звездочка с 17 зубьями, а мы — хотя бы из любопытства! — ставим вместо нее другую, с большим числом зубьев. Другой вариант — вместо 16-дюймового ведущего колеса ставим большое, 19-дюймовое. Авось, скорость поднимем, да?!

Внимание! Кривая Nпотр. никак от наших манипуляций не зависит, зато кривую Nрасп. вед. кол. мы словно растягиваем по горизонтали, — в пропорции с увеличением звездочки или колеса. Верхушка кривой, те самые 15,3 л. с., сдвинется вправо, а что станет с точкой пересечения кривых?

Это показываем на рис.3:

Видите, — точка пересечения теперь стала левей прежнего положения! Скорость упала. Сама кривая Nрасп. вед. кол. теперь сблизилась с кривой Nпотр. почти везде, что говорит и об ухудшении разгонных, динамических характеристик машины, но их все-таки лучше оценивать не по мощностям, а по тяговым силам.

А если сделать наоборот? Вместо фирменной звездочки поставить меньшую? Теперь кривую N сожмем по горизонтали, а точка пересечения кривых… снова левей исходной! Зато лучше станет динамика разгона мотоцикла, — кривая располагаемой мощности стала выше относительно первоначального положения.

Итак, если за счет передаточного числа и размеров колеса окружная скорость последнего правильно увязана с мощностью мотора, это обеспечивает максимум скорости самого мотоцикла.

Улавливаете, в чем тут разница? Если нагрузка на колесо мала, спидометр может вам показать фантастическую «скорость», — поднимите мотоцикл на подставку, пустите двигатель и включите 4-ю передачу, — но то, что вы увидите, к реальным возможностям машины никакого отношения не имеет. Итак, мы хотим разобраться еще с динамическими возможностями мотоцикла, то есть оценить его способность разгоняться, брать подъемы и т. п.

В этом случае оперировать с мощностями нерационально. Надо перейти к силам на ведущем колесе, — опять-таки располагаемой, за которую в ответе мотор, и потребной, зависящей от условий движения. Имея кривую зависимости Nрасп. вед. кол., можно начертить кривую располагаемого крутящего момента на заднем колесе, — по известной формуле: M = 716,2 Nрасп. х n, где n — число оборотов ведущего колеса в минуту, а Мрасп. — располагаемая мощность в «л. с.»

При нашем расчете мы именно так и сделали, но кривую крутящего момента на график не наносим, считая это операцией промежуточной.

Вместо этого изобразим кривую изменения располагаемой силы тяги на ведущем колесе, — это ведь очень просто, если момент известен, а радиусом колеса — 0,27 м — мы уже задались раньше. В таком случае тяговая сила колеса равна: Ррасп. вед. кол.=Мкр /0,27 (кг). Например, при максимальной мощности (15,3 л. с. при оборотах колеса 5250:4,5 = 1166 об/мин) крутящий момент Мкр = 716,2 х 15,3/1166 = 9,45 кгм. Соответствующая этой ситуации тяговая сила колеса составляет: Ррасп. вед. кол.= 9,45/0,27 = 35 кг. Таким же образом находим значения располагаемой тяговой силы для любых значений скорости и оборотов, — результатом чего и является кривая расп. вед. кол. на 4-й передаче (см рис.1):

Здесь же, вернувшись к вычисленным раньше величинам потребных тяговых сил, рисуем кривую Рпотр, объединяющую воедино силу сопротивления воздуха и качения колес, — точка ее пересечения (Р|) с кривой Ррасп. вед. кол, естественно, приводит нас все к той же максимальной скорости, то есть около 120 км/час. Кривые тяговых сил теперь уже совершенно наглядно дают картину динамических возможностей данного мотоцикла на 4-й передаче. Например, вы видите, что на различных скоростях величина отрезка А-Б меняется, — наибольшая она в диапазоне скоростей около 50—60 км/час. Значит, здесь имеется наибольший «запас» тяговой силы, который мы можем использовать для разгона машины, и, если тут дать полный газ, будет достигнуто наибольшее ускорение для данной передачи. Рост скорости ускорение уменьшает, — особенно вблизи максимальных скоростей. При скорости же 120 км/час запас тяговой силы исчерпывается, — разгон прекращается, скорость максимальная.

Можно ли ее как-нибудь увеличить?

Для этого нужно каким-либо способом уменьшить потребную силу тяги. Например, посмотрим, что дает езда с попутным ветром, имеющим скорость, скажем, 20 км/час — вполне обыденную. Это далеко не ураган. Что произойдет с кривой Рw? Она просто сдвинется, как целое, вправо на 20 км/час по оси «V». А сила Рf к ней также добавится, как и в исходном случае. Теперь точка пересечения кривых — P2 — показывает, что скорость может возрасти примерно до 130 км/час. (Отнюдь не на 20 км/час, как на первый взгляд может показаться!)

Опыт изучения данного вопроса показывает, что психология среднестатистического «рокера» имеет одну особенность: из всех своих заездов он запоминает лучший результат! Как видите, попутный ветерок может крепко польстить вашему мотоциклу и его мотору. Не здесь ли корень многих неофициальных наших рекордов?!

Встречный же ветер — серьезный враг, в нашем случае он снижает скорость до 105 км/час. Видите, влияние встречного и попутного ветра неравноценно, — причина в меняющемся наклоне кривой Ррасп. вед. кол. на разных скоростях, — встречный отнимает больше, чем дает попутный. Что касается рокеров, они не имеют привычки запоминать не лучшие результаты!

Наши и ваши знания теперь позволяют оценить и влияние спуска и подъема на скорость, — но рисовать эти кривые на том же графике не стоит,- он будет чрезмерно загроможден. Картина похожа на влияние ветра.

Например, движение на достаточно длинном спуске в 5% может дать увеличение скорости до 131 км/час, а на таком же подъеме — снизить ее до 103 км/час. Опять спуск дает меньше, чем отбирает подъем. В целом, влияние рельефа местности на скорость машины, как видим, немалое. Возвращаться к вопросу о рокерах и их привычках больше не будем,- вы и так все поняли. Таким образом, сопоставление тяговых сил ведущего колеса — располагаемой и потребной — дает нам возможность оценки динамических возможностей машины. Но, если сравнивают два мотоцикла — разной мощности, размеров, веса и т. п. — наш подход тоже не вполне удобен. Лучше поступить по-другому. Для этого вычисляем графически величины отрезков А1-Б для разных скоростей, а затем, поделив их величины в «кг» на вес мотоцикла, получаем некую относительную величину — так называемый «динамический фактор», характеризующий возможности любого мотоцикла, независимо от его веса или мощности.

Полученные значения наносим на график (см. рис.2):

Обратим снова внимание на 4-ю передачу (кривая «4»). Наибольшее значение «D» соответствует скоростям 50—60 км/час, — как мы уже раньше отмечали, тут наибольший запас тяговой силы. Так как динамический фактор, как и коэффициенты сопротивления качению и подъему, выражается в "%", можно показать, что на горизонтальной асфальтовой трассе движению нашего мотоцикла отвечает горизонтальная линия, проведенная из точки 1,5%, — это минимальное сопротивление, которое испытывает мотоцикл даже на скорости, близкой к нулю. Значит, максимальная скорость определится точкой пересечения кривой «4» с линией 1,5%. Смотрим… Так и есть.

Вот они — те же 120 км/час.

Любые же значения «D», лежащие выше 1,5%, могут быть использованы для разгона или движения с какой-то скоростью, преодоления подъема или встречного ветра. В нашем случае на 4-й передаче вершина кривой «4» находится на уровне 12%. Что это значит? — Можно, например, сказать, что наибольший, теоретически преодолеваемый на этой передаче, угол подъема равен 12—1,5=10,5%. Эту точку называют критической, — реально «удержать» машину на ней трудно, — увеличение скорости невозможно, а уменьшение сразу повлечет остановку мотора, — он «не вытянет» на подъеме.

А вот, например, на подъеме в 8,5% двигаться уже можно, — ему отвечает горизонталь от точки 10% вертикальной оси. Тут, как видите, можно достигнуть скорости 86 км/час — если она почему-либо станет снижаться, запас «D» увеличивается, достигнет максимума при 55 км/час и только потом падает. Вплоть до этого мгновения мотор, как говорят, «приспосабливается» к меняющимся условиям, — например, вместо подъема 8,5% машина вышла на участок с подъемом на 1% больше, — скорость упадет до 78 км/час — и снова наступит равновесие силы сопротивления и силы тяги. И так — до критической точки — 12% или 55 км/час.

На подъеме 5% (горизонталь от точки 6,5% вертикальной оси) максимум скорости, как и ранее мы видели, соответствует 103 км/час. Вершина кривой «4» дает нам представление также о максимально возможном ускорении мотоцикла на данной передаче, — при безветрии на горизонтальной дороге этому соответствует опять-таки запас «D» в 10,5%. Ускорение вычисляется так: i = 100 х D-g х Qвм , где D — динамический фактор в 0%, g — ускорение свободного падения, т. е. 9,81 м/сек2. Коэффициент Qвм учитывает влияние на ускорение вращающихся масс, вспомните — чем массивней колесо, тем трудней «раскрутить» его.

Для нашего мотоцикла и 4-й передачи можно принять, по результатам исследований ВНИИмотопрома, Qвм = 1,1 (на низших передачах этот параметр увеличивается, в зависимости от особенностей машины, до 1,3—1,7). Итак, на 4-й передаче максимальное ускорение равно примерно 0,94 м/сек2 — желающие могут проверить.

А на низшей, первой?

Для дальнейших оценок надо график расширить, нанеся на него кривые значений «D» на остальных передачах, включая первую. Как видим, с понижением передач запас «D» резко возрастает, показывая, что мотоцикл на них способен преодолевать гораздо большие силы сопротивлений, — будь это подъемы, песчаные трассы, встречный ветер и т. д. На 1-й передаче запас «D» в нашем случае равен 54,5—1,5=53%. Это соответствует скорости около 29 км/час.

Значит, если у мотоциклиста появится желание испытать способности машины на подъеме, желательно не «заваливать» скорость ниже этого значения. В то же время ясно, что теоретически предельным углом подъема, доступным на 1-й передаче, является угол с синусом 0,53 — это угол примерно в 32°. Если же использовать запас динамического фактора для разгона, то и на горизонтальной дороге при безветрии максимальное ускорение на 1-й передаче может составить, ориентировочно, 4 м/сек2. Не ракета, конечно, но все-таки довольно неплохо для скромного мотоцикла… Можно ли превысить эти показатели? Кратковременно — да. Например, после предварительного разгона можно одолеть и более крутой, чем вычислено, подъем, — но скорость будет падать, — значит, тут важно, чтобы подъем был достаточно коротким, а мотор не успел бы заглохнуть. Можно кратковременно получить и значительно большее (примерно в 2 раза) ускорение, если при старте с места сначала раскрутить коленвал до повышенных оборотов при выключенном сцеплении, а потом его резко включить. В этом случае старт осуществляется не столько за счет мощности мотора, сколько за счет накопленной коленвалом и его маховиками кинетической энергии.

Особенно хорошо этот прием выполняется на мотоциклах с тяжелым коленвалом, — типичный представитель этого направления в технике — двухцилиндровая «Ява-350» с очень массивным коленвалом. При стартовом броске ускорение мотоцикла достигает почти 8—9 м/сек2, мотоцикл отрывает переднее колесо и — простите! — при чрезмерном самомнении «гонщика», не подкрепленном тренировками, может опрокинуться назад. Новичкам не вредно это помнить. Влияние веса мотоцикла можно оценить сравнением кривых «1» — сплошной для исходной величины 220 кг и штриховой для случая езды с пассажиром — 290 кг. Во втором случае максимальный угол подъема не превышает 24,5 градусов, а максимальное ускорение — 3 м/сек2. На рис. 2 мы показали также кривые «D» для случаев движения по ветру и против ветра при скорости его 20 км/час. Вы можете делать соответствующие выводы. Ветер оказывает не только сильное влияние на скорострные показатели машины, но и на показатели динамические. В нашем примере попутный ветер увеличивает запас «D» с 10,5 до 12,5%, а встречный уменьшает до 8,5%. Желающие могут сами прикинуть, насколько будет изменяться ускорение мотоцикла или его способность преодолевать подъемы (последнее достаточно наглядно показывают только что приведенные цифры).

Некоторые мотолюбители считают, что езда на высшей передаче — чуть ли не обязательное условие езды вообще! На деле же каждый может сталкиваться с ситуациями, когда даже по шоссе с хорошим покрытием приходится ехать на пониженных передачах (чаще — на 3-й). Например, мотоцикл предельно перегружен плюс крутой, затяжной подъем плюс встречный ветер. Что ж, — и такое порой бывает. При этом совсем не обязательно, как об этом кое-кто думает, непременно снижать скорость движения настолько, чтобы при этом не превысить обороты 5250 в минуту! Ничего страшного (по крайней мере, для двухтактного мотора) не будет, если вы их не надолго превысите процентов на десять, чтобы одолеть подъем. В нашем примере данным оборотам на высшей передаче соответствует скорость 120 км/час, на 3-й — 85 км/час. Если по условиям движения выгодней держать, скажем, 90 км/час на 3-й передаче, — держите! А кончится подъем, — легко, без потерь, перейдете на высшую. Вообще же, как показывает кривая «3», максимальная скорость на 3-й передаче составляет около 99 км/час при 6140 об/мин).

Что же в итоге мы получили?

Знатоки, вероятно, уже заметили, что в качестве мотоцикла-прототипа для наших изысканий был выбран чехословацкий — «Ява-350» середины 60гх годов, — мы постарались использовать именно его характеристики мощности, крутящего момента двигателя, сохранить передаточные числа и т. д. Некоторыми данными (в частности, внешней характеристикой двигателя при числах оборотов выше 5500 об/мин) мы не располагаем, — здесь характеристика была нами продолжена до оборотов почти 7 тысяч в минуту, так сказать, волевым решением. Но можно сказать, что оно не было совсем необоснованным, а учитывало опыт моторостроительных фирм. Обратившись к официальному, заводскому описанию «Явы-350» модели 360/00, нетрудно убедиться в том, что вычисленные нами технические характеристики очень близки к реально замеренным.

Итак, каковы выводы? — Скоростные возможности машины — при условии правильного выбора передаточного числа от коленвала к колесу — определяются максимальной мощностью двигателя и силами сопротивления. Важно понять, что любые попытки изменения передаточного числа снижают максимальную скорость, причем наиболее безграмотным оказывается уменьшение передаточного числа, — тут снижаются и скорость, и динамичность машины. Напротив, повышение передаточного числа нередко заслуживает внимания. Например, на рис.3,а,б показаны характеристики для ведущих звездочек с 17 зубьями (стандартная для одиночки — «Явы») и с 16 зубьями (эта предназначена, вообще говоря, для езды с коляской).

Как видите, «одиночка» с уменьшенной звездочкой почти полностью сохраняет максимальную скорость, — кого волнует разница в 1 км/час?!

Но насколько выгодней выглядит график динамического фактора! От минимальной скорости до примерно, 117 км/час мотоцикл становится более приемистым, но особенно — на средних скоростях, что очень важно в условиях интенсивного движения, на дорогах с крутыми подъёмами, поворотами и так далее. Например, подъем в 10,5%, практически недоступный на 4-й передаче стандартному мотоциклу, с уменьшенной на 1 зуб звездочкой преодолевается в диапазоне скоростей 33—74 км/час! Небо и земля, не так ли?

Особенно полезно знать это мототуристам. Мотоциклы, на которых ездят мотокроссмены, к примеру, заведомо не предназначены для достижения максимальных скоростей, — для них куда важней именно динамические характеристики, поэтому передаточные числа на них обычно намного выше чисто «шоссейных», зато такой мотоцикл едва ли не на любой передаче позволяет уверенно брать крутые подъемы, двигаться с поднятым передним колесом и так далее.

Кто-нибудь спросит: почему же заводы, создавая шоссейный мотоцикл-одиночку, все-таки не торопятся увеличивать передаточные числа? Не будем забывать, что понятие «хороший мотоцикл» подразумевает не только достаточные скорости или динамику разгона. Нужно еще иметь разумный расход топлива, достаточное охлаждение двигателя, достаточно большой срок его службы и еще многое другое.

Иными словами, конструкция должна быть оптимальной.

Когда же мотоцикл куплен кем-то, его владелец вправе вносить в конструкцию те изменения, которые он считает для себя полезными. Например, кто-то, купив стандартную «Планету», привез ее в горы и там ежедневно эксплуатирует, — характер дороги таков, что почти постоянно заставляет пользоваться пониженными передачами. Важно понять, что в этом случае стандартная конструкция, разработанная для равнинных трасс, уже не оптимальна! В частности, расход бензина может оказаться больше, чем в случае сознательного уменьшения ведущей. звездочки, — именно потому, что двигатель при повышенных сопротивлениях движению заставляет часто ездить на низших передачах.

Уменьшив звездочку на 1—2 зуба, можно попасть как раз в «золотое яблочко», — и ездить станет легче, и расход бензина уменьшится.

Что горы? Похожая ситуация может поджидать и того, кто постоянно ездит, скажем, по таежным тропам, грунтовым, песчаным трассам и т. д.

Еще один вопрос: оппозит. При привращении его в «одиночку» общая масса мотоцикла уменьшается. Следовательно можно уменьшить передаточное отношение главной передачи, заменив штатную главную пару с отношением 4,62 на «скоростную» с отношением 3.89. Это увеличит максимальную скорость, улучшит режим работы двигателя за счет уменьшения оборотов двигателя на средних скоростях.

В общем, вариантов много. И каждый должен сам решить, что ему нужно и нужно ли вообще?

izh-motor.ru

Нормальные обороты двигателя мотоцикла

Здорово, когда в тёплое время года есть возможность выехать на природу, на дачу или просто прокатиться с ветерком. Для этого не обязательно иметь дорогой автомобиль, или навороченную модель мотоцикла. Можно обойтись достаточно бюджетным вариантом, и подобрать оптимальное транспортное средство на котором можно добраться куда угодно. Речь идёт о разновидности лёгкого мотоцикла, которая называется нормальные обороты двигателя мотоцикла. Научиться управлять лёгким транспортом сможет даже подросток.

Если Вы прекрасно управляетесь с велосипедом, любите прокатиться с ветерком, то Вам просто необходимо приобрести транспортное средство с двигателем. Лучшим вариантом станет как сделать прямоток мотоциклу или скутер. Педали как на велосипеде крутить уже не придется, а значит Вы сможете наслаждаться поездкой ещё сильнее и получать гораздо больше позитива. Вы никогда не будете уставшим, даже если изъездите город вдоль и поперек.

Существует очень много моделей скутеров. Самые распространенные, это модели с объемом двигателя до пятидесяти кубических сантиметров. Такие аппараты не требуют наличия полноценных водительских прав категории «А», а значит Вы сэкономите на страховке и обязательном техническом осмотре. К тому же, Вам не придется платить дорожный налог. Акцентируйте на этом внимание, когда будете выбирать мопед дельта реле поворота схема или скутер. Более мощные модели стоит рассматривать только после полного обучения езде на аппаратах поменьше.

Только лучшее: нормальные обороты двигателя мотоцикла

По сравнению с автомобилем, двухколесные транспортные средства имеют массу преимуществ. Небольшому скутеру не требуется гараж или целое машиноместо, расход топлива в разы меньше. Загрязняет окружающую среду полуавтомат на мопеде альфе гораздо меньше, то есть экологии Вы не навредите. В общем, сплошные плюсы.

Популярны разновидность мопеда 5 буквы, мотоциклы советские e, купить мотоцикл в магазине в чите, картинки на мототехнике, все о мотоцикле honda cbr600rr, мопеды от 250 сс, разновидности скутер, мото кавасаки ззр 1100, днепр 310 мотоцикл, разбор задней оси квадроцикла.

Не забывайте своевременно обслуживать свой чехол для телефона на мотоцикл. Вскоре, это будет даже приносить Вам удовольствие. От своевременности и качества обслуживания зависит долговечность транспорта. Используйте только оригинальные запасные части и аксессуары. В сети существует множество тематических форумов, где вы сможете делиться своими впечатлениями и получить ответы на возникающие вопросы в процессе эксплуатации. Однажды сев за руль двухколесного «коня», Вы больше не сможете отказать себе в этом удовольствии.

scooter.tw1.ru

Повысить обороты двигателя мотоцикла

Здорово, когда в тёплое время года есть возможность выехать на природу, на дачу или просто прокатиться с ветерком. Для этого не обязательно иметь дорогой автомобиль, или навороченную модель мотоцикла. Можно обойтись достаточно бюджетным вариантом, и подобрать оптимальное транспортное средство на котором можно добраться куда угодно. Речь идёт о разновидности лёгкого мотоцикла, которая называется повысить обороты двигателя мотоцикла. Научиться управлять лёгким транспортом сможет даже подросток.

Если Вы прекрасно управляетесь с велосипедом, любите прокатиться с ветерком, то Вам просто необходимо приобрести транспортное средство с двигателем. Лучшим вариантом станет скутера в yy или скутер. Педали как на велосипеде крутить уже не придется, а значит Вы сможете наслаждаться поездкой ещё сильнее и получать гораздо больше позитива. Вы никогда не будете уставшим, даже если изъездите город вдоль и поперек.

Существует очень много моделей скутеров. Самые распространенные, это модели с объемом двигателя до пятидесяти кубических сантиметров. Такие аппараты не требуют наличия полноценных водительских прав категории «А», а значит Вы сэкономите на страховке и обязательном техническом осмотре. К тому же, Вам не придется платить дорожный налог. Акцентируйте на этом внимание, когда будете выбирать куплю мотоцикл спортивный сузуки или скутер. Более мощные модели стоит рассматривать только после полного обучения езде на аппаратах поменьше.

Только лучшее: повысить обороты двигателя мотоцикла

По сравнению с автомобилем, двухколесные транспортные средства имеют массу преимуществ. Небольшому скутеру не требуется гараж или целое машиноместо, расход топлива в разы меньше. Загрязняет окружающую среду купить квадроцикл детский в чите гораздо меньше, то есть экологии Вы не навредите. В общем, сплошные плюсы.

Популярны отзыв о брп квадроцикле, водяное охлаждение на мотоцикл иж планета, все коды на гта сан андреас на крутые мотоциклы, мопеды lifan 50, квадроциклы ямаха в челябинске, мопед рига заводится и глохнет, запчасти на мотоцикл bullet eurotex, купить мото в тамбовской обл, скутеры на куфар, авито мопед альфа тамбов.

Не забывайте своевременно обслуживать свой как сделать 3х колесный скутер. Вскоре, это будет даже приносить Вам удовольствие. От своевременности и качества обслуживания зависит долговечность транспорта. Используйте только оригинальные запасные части и аксессуары. В сети существует множество тематических форумов, где вы сможете делиться своими впечатлениями и получить ответы на возникающие вопросы в процессе эксплуатации. Однажды сев за руль двухколесного «коня», Вы больше не сможете отказать себе в этом удовольствии.

scooter.tw1.ru

Обкатка мотоцикла

Многие новоиспечённые обладатели мотоциклов зачастую забывают о периоде обкатки. И неудивительно! Ведь при одном взгляде на новую технику хочется поддать газу и прокатиться по трассе с ветерком. К сожалению, именно из-за отсутствия правильной обкатки мотоцикла техника быстро начинает выходить из строя, омрачая все радостные впечатления после покупки.

Что такое обкатка?

Среди мотоциклистов обкаткой нового мотоцикла принято считать первые 1,5–3 тысячи километров, во время которых все агрегаты техники притираются друг к другу, и поэтому особенно важно соблюдать скоростной режим, брать во внимание перегрев деталей и не загонять высоко обороты двигателя.

Если после приобретения нового или же подержанного, но подвергшегося капитальному ремонту мотоцикла обкатка не происходит, то вероятность быстрой изнашиваемости деталей и узлов техники очень высока.

В период обкатки в новой технике происходит множество процессов, которые призваны уменьшить потери на трение, износ некоторых агрегатов, а также увеличить срок эксплуатации мотоцикла в целом:

  1. Слегка растягиваются цепи;
  2. Оседают резьбовые соединения, прокладки, оболочки тросов управления и т. д.;
  3. Немного ослабевают крепления части болтов;
  4. Появляется более свободный ход рычагов, отвечающих за сцепление, торможение;
  5. Компоненты блока «двигатель-трансмиссия» могут достаточно сильно нагреваться;
  6. В сальниках может появиться небольшой пропуск смазки;
  7. Ускорение, как и работа двигателя, могут быть недостаточными.

Как проходить обкатку на мотоцикле правильно?

Скоростной режим

В первые 2 тысячи километров, пройденных на недавно купленной техники, следует соблюдать ряд правил, которые позволят пройти обкатку грамотно и без существенных потерь для вашего мотоцикла в будущем.

Перед тем как сесть за руль внимательно изучите инструкции по эксплуатации от завода-изготовителя. Помните, что на первых порах не стоит разгонять мотоцикл свыше максимально допустимой скорости, которую указал производитель.

Допустимая грузоподъёмность

Если вы приобрели одноместный мотоцикл, забудьте о езде с пассажиром в период обкатки. Для двухколёсной техники с коляской также имеются ограничения – нельзя перевозить грузы, а также более 1 пассажира. Мотоцикл на стадии обкатки не подойдёт для учебного вождения, поездок по разбитым дорогам (ямам, грязи, глине, песку), в плотном потоке, продолжительным крутым подъёмам.

Двигатель и топливо

В это время следует максимально заботиться о двигателе нового мотоцикла, добавляя в топливо чуть больше масла и хорошо перемешивая получившуюся смесь перед заливанием. Например, смесь для 4-тактного двигателя должна включать в себя помимо бензина 2% масла, а также 0,02% средства из коллоидального графита.Перед поездкой необходимо разогревать двигатель, не давая коленчатому валу совершать большое количество оборотов.

При эксплуатации мотоцикла осуществляйте смену передач своевременно, стараясь не допускать движения техники с перегрузкой двигателя на высоких передачах, а также продолжительной езды с высокими оборотами, но на пониженной передаче. Не стоит также включать газ на полную, по крайней мере, в первые 1500–1700 километров. Во время всей обкатки мотоцикла необходимо осуществлять движение накатом, периодически с выключенным сцеплением.

Километраж и пройденные расстояния

Длительная езда на необкатанной технике без остановок недопустима. Чтобы сохранить состояние двигателя и не дать ему перегреться, следует действовать по схеме:

  • До 100 км – остановки после каждых пройденных 10 км;
  • 200–1000 км – через каждые 25 км.

Следует отметить, что, проехав первые 1000 км, вы можете превысить указанную в качестве максимальной в инструкции скорость передвижения на своём мотоцикле, а после 3 тысячи километров обкатку фактически завершена, и вы уже можете начать ездить в своё удовольствие.

Несмотря на то что после обкатки максимальная скорость увеличивается, необходимо развивать её с осторожностью. К примеру, значительные расстояния на высокой скорости без вреда для двигателя вы не пройдёте. В этом плане стоит придерживаться правила – плавные ускорения и средняя скорость.

Дельные советы

Если после прохождения первой 1000 километров вы пришли к выводу, что двигатель и другие агрегаты мотоцикла сильно не нагреваются на протяжении всей поездки, вы можете увеличить скорость до 10 км/ч, не забывая при этом следить за состоянием двигателя. При повышении температуры следует сбросить скорость, не пытаясь проверить новый мотоцикл на прочность.

Длительные поездки на высоких скоростях не способны выдержать не только начинающие водители, но и новые мотоциклы. Чтобы уменьшить износ двигателя, проехав при этом значительное расстояние, соблюдайте скоростной режим и переключайте передачи по следующей схеме:

  • до преодоления первой тысячи километров: 20, 35, 50 и 70 км/ч = 1, 2, 3 и 4 передачи соответственно;
  • после проезда 1000 км: 20, 40, 60 и 80 км/ч = 1, 2, 3 и 4 передачи.
  • Ознакомьтесь с требованиями относительно горюче-смазочных материалов для вашего нового мотоцикла – обычно такие данные указывают в инструкции по эксплуатации.

    После того как вы проедете первые 500 км, замените масло. В период обкатки масло в мотоцикле быстро насыщается металлическими частичками с деталей двигателя, которые могут навредить агрегату. Именно поэтому стоит менять масло регулярно и не только во время обкатки.

    Если двигатель вашего двухколёсного друга работает вот уже как 1500 километров безотказно, вы можете начать практиковать езду с пассажирами. Единственное требование – отсутствие перегруза техники, а также превышения скоростного режима. При отсутствии перегревы и просадки мотоцикла, вы можете дальше экспериментировать с увеличением скорости, но в пределах разумного.

    Регулярно обращайтесь в сервис для выявления и устранения недостатков техники, появившихся во время обкатки. Соблюдая такие несложные правила и запасшись капелькой терпения, вы сделаете езду на новом мотоцикле комфортной и максимально приятной.

    Рекомендуем прочитать:

    Прочитали? Напишите комментарий

    motoholder.ru

    Самые проверенные способы ускорить свой мотоцикл

    Благо на данный момент возможностей форсировать двигатель очень много, но улучшить его не изменяя конструкции довольно хлопотно. Для этого нужно знать конструкцию мотоцикла и хорошо в нём разбираться.

    Главная проблема заключается в том, что увеличить мощность двигателя не сложно, но вот скорость может оставаться неизменной (если не сделать основные дополнения). А главным из них является изменение передаточного числа главной передачи, ведь двигатель обладает большим потенциалом и запасом мощности. В свою очередь, отсутствие спортивной или модифицированной трансмиссии способно значительно снизить ходовые характеристики. Далее будут рассмотрены самые проверенные способы как увеличить максимальную скорость мотоцикла.

    Наиболее распространённые способы тюнинга

    Первый способ. Самым массовым методом является замена звезд. Если установить вместо стандартных более маленькие, тогда станет возможным увеличение максимальной скорости (существует специальная формула подсчёта прироста скорости). А благодаря формуле, возможно подсчитать количество необходимых зубцов (для набора большей максимальной скорости).

    Второй способ. Очень действенным методом является регулировка карбюратора, это поможет увеличить скорость мотоцикла минск и более мощных моделей. В определённых случаях, регулировка очень сильно помогает, но существует множество нюансов,  связанных с моделью карбюратора и его характеристиками. Порой достаточно лишь приподнять иглу дроссельной заслонки (на пару положений вверх), что даст прирост в 5-10 км/ч (в данном случае не получиться избежать перерасхода топлива). Также можно увеличить рабочий объём двигателя путём расточки цилиндра. Это поможет увеличить как максимальную скорость, так и тяговые показатели. А также стоит учесть дороговизну данного улучшения и большого количества времени. Некоторые процедуры потребуют работы специалистов (например по расточке цилиндра), а после тюнинга, мотоцикл необходимо будет обкатать и лишь после этого проверять эффективность работы.

    Третий способ. На большинстве мотоциклов с объёмом двигателя 1000 куб.см и более изготовителем устанавливается ограничитель скорости, из-за которого двигатель медленнее набирает обороты при достижении обозначенной скорости. Выключив данный ограничитель вы можете увеличить предельную скорость (до 1000 куб.см — не более 280 км/ч, более 1000 куб.см — до 335 км/ч).Дополнительные методы увеличения максимальной скорости

    Все оставшиеся методы форсирования двигателя связаны с увеличением его мощности. Новые мотоциклы уже в базовой комплектации отлично настроены, поэтому добиться желаемого без уменьшения его ресурса практически невозможно. К примеру, отключив настройку экологического ограничения (используется позднее зажигание), позволит повысить как мощность, так и крутящий момент (на первой, второй и третьей передаче). Данная модификация позволяет мотоциклам класса 600 куб.см добавить порядка 4 л.с, а мотоциклам класса 1000 куб.см помогут добавить до 14.5 л.с.Также можно прибегнуть к оптимизации программы блока управления инжектором. В независимости от качества производства, на конвейерной линии 2 одинаковых мотоцикла (из-за специфики производства деталей) могут иметь различия в мощности (до 5 л.с). Именно для этого устанавливают немного заниженные, одинаковые характеристики двигателя (в программе, отвечающей за управление инжектором). Поэтому возможно оптимизировать показатели отдельного мотоцикла с помощью специального устройства, которое не сможет увеличить мощность, но может исправить нелинейность в тяге и провалы в мощности.

    Проведя форсирование и тюнинг своего мотоцикла, вы должны давать себе отчёт в том, что на вас лежит ответственность за вашу жизнь и жизнь окружающих. Поэтому нужно придерживаться правил дорожного движения и при малейшем сигнале о неисправности — прекратить движение.

    1000sovetov.ru