История военных мотоциклов. Мотоциклы военные россии


Заезд по пересеченной местности (Мотоциклы и квадроциклы на военной службе)

12:28 / 09.10.13

Современные асимметричные конфликты определяют тип и количество защищенных машин на том или ином ТВД (театре военных действий), в тоже время доля традиционных мотоциклов и квадроциклов в военных закупках остается весьма неопределенной, несмотря на увеличение потребности в легких мобильных средствах. Об этом говорится в статье издания Land Warfare International, August/September 2013, 18 – 21, переведенной Вячеславом Мерзляковым.

 

Американская компания Christini Technologies получила заказ от Перу на 260 - 270 военных полноприводных мотоциклов AWD (All Wheel Drive). Президент компании Стив Кристини сообщил 12 августа 2013 года о том, что окончательные цифры еще должны быть определены. Компания победила в жесткой конкуренции с KTM и Honda после сравнительных испытаний ездовых качеств и определения эксплуатационных характеристик. Может ли это означать возвращение славных дней военных мотоциклов?

 

Солдаты из австралийского специального полка в Афганистане ждут переброски вертолетом в свой район патрулирования

 

Во время Второй войны двухколесные транспортные средства были обычным видом военного транспорта. Мобильность, которую имел мотоцикл, позволяла личному составу передвигаться и доставлять небольшие грузы и депеши быстрее и с меньшей заметностью.

 

С тех пор они вышли из моды, поскольку сообщения и грузы могут быть доставлены посредством других средств, так что на сегодняшний день всего несколько специализированных подразделений используют мотоциклы. Их четырехколесные собратья используются для движения по бездорожью, но в связи с технологическим прогрессом в других категориях транспортных средств даже квадроциклы имеют немного эксплуатационных преимуществ.

 

Работа для мотоциклов

 

Некоторые ограничения, накладываемые мотоциклом, заключаются в нагрузке на ездока и грузоподъемности. Мотоциклисту необходимо эффективно управлять своей рабочей нагрузкой, езда по пересеченной местности является для него тяжелой и изнурительной работой. Полезная грузоподъемность мотоцикла недостаточна для крупных грузов, поэтому машины с большой закрытой кабиной более подходят для тех, кто хочет перевозить значительные объемы грузов.

 

Фред Хейс, бывший президент компании Hayes Diversified Technologies, в настоящее время консультант и исследователь дизельных двигателей, сообщил, что военные мотоциклы до сих пор имеют некоторые немаловажные преимущества.

 

«В настоящее время мы видим, что их используют силы специальных операций. Угроза СВУ ограничила применение мотоциклов в существующих боевых зонах, но хороший военный мотоцикл имеет сравнительно небольшие размеры, он очень быстрый и имеет превосходную подвижность. Эти характеристики делают военный мотоцикл весьма универсальным средством». - сказал он.

 

Некоторые операторы до сих пор эксплуатируют мотоциклы в связи с необходимостью выполнения своих специализированных задач. И здесь господин Кристини полагает, что рынок военных мотоциклов снова готов к росту. «Мотоциклы являются одним из самых (если не самым) широко используемых военными и силами правопорядка всего мира транспортных средств. В свое время рынок быстро рос, но был заморожен секвестром правительства США».

 

Он добавил, что в армиях всего мира ожидается увеличение потребности в легких мобильных средствах по сравнению с потребностью в любых других транспортных средствах вследствие их функциональности, простоты вождения и обслуживания, а также низкой стоимости.

 

Технический специалист крепит квадроцикл в самолете C-130H

 

Компания Christini Technologies рассчитывает получить крупные заказы на свой мотоцикл Military AWD от США и других стран

Изо всех сил

 

Кристини сказал, что по стоимости одного ОБТ M1 Abrams, а это около 8,5 миллионов долларов, можно было бы купить более 650 мотоциклов AWD. Мотоцикл Military AWD компании Christini Technologies базируется на своем гражданском аналоге, но с добавлением специальных технологий стоимостью 5000 долларов. Кристини заявил, что его фирма является единственной компанией, разработавшей мотоцикл подобного типа. Мотоцикл может перевозить около 225 кг груза, развивает скорость свыше 125 км/ч и выпускается в следующих вариантах: патрульный, разведывательный и определения СВУ (самодельных взрывных устройств). Транспортные средства для специальных операций, такие как AWD, работают на обычном бензине из-за его доступности даже в зоне боевых действий, ведущихся в сельской местности. Дизельный двигатель – это развивающаяся технология, но для мотоциклов она еще не вполне доступна.

 

В вооруженных силах США имеется 25 мотоциклов AWD, а еще 90 штук ждут подтверждения заказа, но Кристини сообщил, что на них деньги из бюджета пока не выделены. Как ожидается, до 90 мотоциклов закажет американская таможенно-пограничная служба, но заказ пока не размещен. Еще 50 машин ожидают заказа от британской армии.

 

Кристини сообщил, что в последнем случае заказ находится на ранней стадии, но его компания ожидает заявку на пробные мотоциклы, после чего британская армия должна решить, желает ли она заменить имеющиеся у нее 50 мотоциклов. «Мотоциклисты хотят технику, но бюджетные крысы любят влезть со своими связями, знакомыми дилерами и магазинами. А мы работаем только напрямую, так что у нас нет посредников получающих дополнительное бонусы».

 

Образцы мотоциклов AWD были также отправлены в Европу, Ближний Восток и Южную Америку с расчетом на будущие заказы. В Иорданию был послан один образец и в Литву три экземпляра. Кристини сказал, что Египет, Франция и Испания также заинтересованы в мотоцикле AWD. «Вскоре мы должны представить электрический вариант», добавил он. «Мы также работаем над гибридным электрическим вариантом, который будет иметь режим бесшумного движения и заряжаться от двигателя. Он также сможет работать на дизельном топливе».

 

В канадской, британской и американской армиях квадроциклы стоят на вооружении, там они известны под термином вездеходы ATV (all-terrain vehicle) или легкие мобильные средства. Квадроциклы являются предпочтительным транспортным средством для перевозки грузов по бездорожью, когда оператор хочет затратить на это минимальные силы и средства. Австралия также находится в поисках квадроцикла в рамках своей официальной программы. Подрядчик уже выбран, но текущий статус программы пока не определен.

 

Квадроциклы впереди

 

Квадроциклы доказали свою полезность на передовой, доставляя еду, воду и боеприпасы в районы, где более крупным машинам было бы затруднительно маневрировать, также они хорошо зарекомендовали себя при эвакуации раненых. Подобные машины использовались в операциях британской армии в Афганистане. Преимущество квадроцикла над традиционным мотоциклом состоит в его большей грузоподъемности и лучшей устойчивости на пересеченной местности, хотя и в обмен на меньшую скорость.

 

Компании Yamaha и Logic получили совместный контракт в 2009 году стоимостью 7,7 миллиона долларов на поставку 200 ATV и трейлеров британской армии для замены существующих ATV Honda 450 и трейлеров Logic SMT120b.

 

Квадроцикл Honda-TRX-450R стоящий на вооружении британской армии

 

По заявлению представителя армии, машины получили несколько усовершенствований, включая рукоять газа на левой рукояти и двухносилочное устройство позволяющее проводить эвакуацию двух раненых одновременно.

 

Квадроциклы ATV развивают максимальную скорость 75 км/ч в стандартной конфигурации и 50 км/ч с трейлером. Также они могут преодолевать брод глубиной в половину высоты своих колес.

 

Третий батальон воздушно-десантного полка использовал квадроциклы в боевых операциях, там дали положительную оценку этим средствам. «Они показали себя надежными и могли проехать в тех местах, где не могли другие машины. Снаряжение, которое квадроциклы были способны перевозить, позволяло нам патрулировать на больших дистанциях и более длительное время, и поэтому мы могли достигать тех районов, где противник нас совсем не ждал».

 

«Способность эвакуировать раненых эффективно и быстро также означало, что мы могли двигаться вдали от установленных маршрутов, тем самым, снижая риск для наших сил», - заявляют в полку. Эти ATV по вышеупомянутому контракту были поставлены дополнительно к уже имеющимся 250 квадроциклам (включая Yamaha Grizzly 450), стоящим на вооружении армии.

 

Университетские разработки

 

В конце 90-х годов Университет Кренфильда объединился с компанией Hayes Diversified Technologies (HDT) для разработки дизельного мотоцикла. Исследования финансировались британским минобороны и американским корпусом морской пехоты, их задачей была разработка двигателя работающего на авиационном JP8 или дизельном топливе с целью соответствия требованиям НАТО по единому топливу для всех военных транспортных средств с целью снижения логистической нагрузки.

 

«Основное оправдание мотоциклу, работающему на топливе JP8 или дизельном, это совместимость по топливу, а не стоимость, - заметил Хейс. - Все военные машины должны работать на JP8 – иногда это называется доктриной единого топлива для поля боя».

 

В результате появился двигатель HDT M1030M1. Он был установлен на модифицированный мотоцикл на базе Kawasaki KLR650, а морская пехота получила 214 мотоциклов от компании HDT работающих на дизельном и JP8 топливе.

 

Мотоцикл Kawasaki M1030B1 корпуса морской пехоты с двигателем M1030M1 от HDT, работающим на JP8 и дизельном топливе (надпись на баке)

 

Такое движение к более крупному и более мощному двигателю объемом 650 см3 рассматривалось достаточно рискованным для морской пехоты но, в конечном счете, это всё оправдало себя. В компании HDT заявили, что модифицированный KLR650 (известный как мотоцикл морской пехоты M1030B1 Marine Corps) зарекомендовал себя надежным и функциональным средством среди военных. В корпусе морской пехоты достигли на нем максимальной скорости 148 км/ч, тогда как господин Хейс лично достиг на нем рекордной для серийных мотоциклов класса 750 см3 скорости 149 км/ч.

 

«Одним из основных применений военных мотоциклов является контроль транспортных колонн и разведка маршрутов, очень важно двигаться впереди колонн на относительно высокой скорости, - добавил он. - А способность быстро покидать боевой район может быть критичной".

 

Хотя требования НАТО определяют дизельное или JP8 топливо в качестве топлива для всех военных машин, подразделения специальных операций до сих пор эксплуатируют легкие бензиновые мотоциклы.

 

Отсутствие выбора Кристини связывает это с отсутствием конкурентоспособных дизельных вариантов. Хотя у системы HDT нет достойного соперника, и она является единственной в своем типе мотоциклов, но как заметил Кристини, она слишком тяжела и громоздка для того, чтобы преодолевать реально сложную пересеченную местность. Он считает, что эти машины вполне подходят для ровной местности, но НАТО более не участвует в пустынных боевых действиях. На ТВД где незаметность имеет первостепенное значение, а обеспечение безопасности своих сил является приоритетом, использование мотоциклов стоит под вопросом в связи с их относительно громкими двигателями, слышными с большого расстояния. Поэтому разработчики решают эту проблему за счет создания электрического мотоцикла.

 

Компания Zero Motorcycles для американских сил специальных операций разрабатывает электрический мотоцикл MMX на базе своего модульного силового блока Zero MX. На сегодняшний день компания развернула восемь систем для испытаний в Австралии и Южной Америке.

 

Мотоцикл с электроприводом от компании Zero Motorcycles

 

Джон Ллойд, руководитель департамента зарубежных продаж в Zero Motorcycles сообщил: «Кроме мотоциклов нашей компании Zero Motorcycles нам не известно о каких-либо фактах реальной эксплуатации мотоциклов с электроприводом. Применение таких мотоциклов, по всей видимости, ассоциируется с незаметностью, скоростью, сниженными сигнатурами, «проворством», безопасностью и работой на топливе небензинового происхождения, их легко транспортировать и развертывать в отдаленных районах».

 

Эти мотоциклы зависят от более крупных машин имеющих бортовую сеть напряжением 110/220 Вольт, поскольку от нее заряжаются их аккумуляторы. Они перевозятся на больших машинах, заряжаются во время следования в боевой район и по прибытии туда развертываются.

 

«Вдобавок, их силовые блоки можно поменять за несколько минут. Запасные аккумуляторы могут перевозиться на более крупных машинах и при необходимости ими можно заменить уже разряженные аккумуляторы. Заправка наших мотоциклов MMX в полевых или боевых условиях очень проста и функциональна гибка».

 

Ллойд уверен, что у электромотоциклов большое будущее в военных операциях, поскольку имеют технологические преимущества над мотоциклами с двигателем внутреннего сгорания. «В компании Zero считают, что электромотоциклы имеют четкие стратегические перспективы в военной сфере и точно также считают в некоторых боевых подразделениях».

 

«Мы действительно рассматриваем его как малозаметный мотоцикл, поскольку он гораздо тише по сравнению с традиционным бензиновым мотоциклом. Инфракрасная сигнатура значительно снижена благодаря отсутствию тепла вырабатываемого небензиновым двигателем».

 

Перед подобными системами открывается большое будущее. «Если рассматривать малозаметность мотоциклов, удобство эксплуатации, подвижность и функциональную гибкость касательно дозаправки возобновляемой энергией, то мы непременно увидим широкое использование электрических мотоциклов в ближайшие несколько лет. Начиная от применения в боевых действиях и кончая небоевым использованием на базах, обучением, курьерской работой… есть много возможностей».

 

Багги Tomcar от компании Tomcar. Справа вариант купленный индийской армией

 

Гибридный привод

 

Компания Tomcar также разрабатывает электрическую систему, у нее ушло три года на разработку гибридно-электрического варианта своего внедорожного багги, который как ожидается, выйдет на рынок под новым именем в конце 2013 года. Багги Tomcar изначально создавался для израильской армии, где он до сих пор стоит на вооружении; британская армия также развернула эту машину в Афганистане.

 

«Это одна тех машин, которые создаются для работы, а не для игры», - заметил Рэм Зархи, вице-президент по маркетингу в компании Tomcar. - Большая часть других изделий в мире создавалась для потребления. Техника, которая предназначена для долговременной эксплуатации многими людьми – это совершенно другое дело».

 

Зархи добавил, что электрическое транспортное средство совершенно для военных, поскольку имеет сниженную тепловую сигнатуру. «Любую другую машину с двигателем внутреннего сгорания невозможно спрятать от тепловизионного оборудования». «Иногда вы может заглушить звук, но тепло спрятать невозможно. Электричество холодная вещь и не имеет теплового излучения, что делает его невидимым для плохих парней. Это истинный гибрид. С другой стороны вам нужно раскошелиться на блок аккумуляторов, чтобы уверенно ездить целый день».

 

Одним из преимуществ багги Tomcar является способность избегать опасных заторов на главных дорогах. «Если вы можете везти такой же груз как в традиционном транспортном средстве, но можете двигаться вне дорожной сети, существует гораздо меньше риска. Также вы имеете габариты значительно меньшей машины».

 

Грузоподъемность машины является самым существенным фактором для багги, который способен перевозить около 550 кг груза. Скорость менее важна при транспортировке по пересеченной местности, когда скорость транспортного средства более 55 км/ч считается очень приличной.

 

«Самым важным приложением для военных является патрулирование, там необходима транспортировка снаряжения, а скорость не так важна», заключил Зархи. «Никто не ездит быстро, если только не попадает в неприятную ситуацию. Я бы сказал, что 90% всего времени эксплуатации составляет движение со скоростью менее 50 км/ч, поскольку это всё-таки внедорожное транспортное средство».

 

Перспективные разработки

 

Личная безопасность является одним из основополагающих принципов, определяющих деятельность военных. Перспективные разработки квадроциклов и небольших четырехколесных машин в перспективе выведут человека из контура «человек-машина». Разработки автоматических наземных аппаратов (АНА) быстро продвигались в последние годы и системы размерами с квадроцикл могут быть адаптированы для операций без участия человека. Компания Tomcar развивает подобные технологии, переделывая свой багги в опционально управляемый автомобиль. «При попадании водителя в зону высокого риска он просто покидает автомобиль, и посылает его вперед на несколько сотен метров», - заметил Зархи, вице-президент по маркетингу в компании Tomcar.

 

Фактически, первым применением электрической системы станет АНА, поскольку две технологии дополняют друг друга. «Электрическая машина значительно отличается от механической, она управляется дистанционно, поэтому легко конвертировать электрическую машину в полуавтоматическую или полностью автоматическую систему», - добавил он.

 

Компания начала переводить платформу Tomcar в автономную платформу десять лет назад и с тех пор она использовалась в качестве базовой платформы для израильских АНА JV G-Nius. Вариант АНА может быть единственной альтернативой, если целью операции является транспортировка груза без людей. АНА с грузом может двигаться всего лишь со скоростью примерно 32 км/ч, то есть, в том случае, если доставка груза не является основным требованием и акцент делается на доставке кого-то на ТВД, тогда мотоциклы на сегодняшний день имеют бесспорное преимущество. Средний мотоцикл класса 600 см3 может развить максимальную скорость около 210 км/ч.

 

Для транспортных средств такого типа варианты бронирования и установки вооружения очень скромны. Конечно, простые системы вооружения могут перевозиться ездоками, но применение пусковых установок ракет и гранат относится к области голливудских преувеличений.

 

Зархи заметил, что мотоциклисты в Ираке и Афганистане порой возили с собой «длинное» вооружение, например M4 или пулемет, а также свое личное оружие, но мотоциклов с усиленной зашитой не существует, поскольку дополнительная масса делает их слишком медленными и как следствие бесполезными.

 

www.arms-expo.ru

Мотоциклы в дореволюционной российской армии

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги,

foto-history.livejournal.com

История военных мотоциклов

Человек всегда стремился использовать любые средства передвижения в военных целях. Сначала это были лошади и колесницы, а  как только появился мотоцил, его тоже стали использовать в бою.Принято считать, что первый военный мотоцикл Motor Scout был создан Фредериком Симсом. Он был представлен в 1898 году. Имел четыре(!) колеса, велосипедную раму и седло, полуторосильный двигатель фирмы De Dion-Bouton, пулемет Максим и бронированный щиток, защищавший грудь и голову стрелка-водителя. Motor Scout мог нести на себе 450 килограммов снаряжения и топлива, которого ему было достаточно на 120 миль пробега. Детище Фредерика Симсома не получило серьезного распространения в армии.

Первая мировая война

К началу первой мировой войны мотоциклы уже твердо обосновались в армии и были на вооружение у всех прогрессивных стран. Моторизованная техника должна была заменить лошадей, поэтому первыми, кто ей начал пользоваться были курьеры и вестовые солдаты. Германия Первые мотоциклы, усиленные пулеметами, появились в германской армии. В отличие от изобретения Симса, это были модернизированные гражданские мотоциклы, которые не отличались хорошей броней. Стоит заметить, что попытки создать бронированный мотоцикл продолжались вплоть до пятидесятых годов XX века, однако ни к чему так и не привели. Несмотря на этот недостаток, немецкие «передвижные пулеметные точки» были успешно применены в некоторых операциях на фронтах Первой мировой.

Следующим шагом в развитии военной мототехники стало вполне логичное появление передвижных ПВО. Авиация уже перестала использоваться только в качестве разведки и стала эксплуатироваться наравне с остальной техникой в боевых действиях. В связи с этим появилась потребность отбивать атаки с воздуха, для чего на мотоциклы установили крупнокалиберные пулеметы.К сожалению, на протяжении Первой мировой войны мотоцикл редко выходил на поле боя. Основным его занятием была перевозка раненых, курьерская служба и оперативная доставка различных грузов, в том числе и топлива для остальной техники.

Послевоенная лихорадка

После окончания Первой мировой войны все страны-участницы, по достоинству оценившие все плюсы мототехники на поле боя, начали разрабатывать новые виды мотоциклов. Многие из них были чересчур футуристичны для своего времени. Так, например, в 1928 году французы представили новый мотоцикл Mercier. Основным его отличием от прочих коллег по цеху являлось переднее гусеничное колесо, что для того времени казалось весьма свежей идеей. Позже, в 1938 году, также француз, инженер Леэтр, представил свой мотоцикл под названием Tractorcycle. Как следует из названия, Леэтр модернизировал модель 1928 года, сделав свой мотоцикл целиком на гусеничном ходу. Казалось бы, легкая броня и высокая проходимость должны были сделать эту модель идеальным военным мотоциклом, однако существовал ряд серьезных недочетов: большой вес (400 килограммов), низкая скорость (при моторе мощностью 500 кубических сантиметров он развивал скорость всего лишь 30 км/ч) и плохая управляемость. Так как поворот мотоцикла осуществлялся изгибанием гусеницы, при повороте мотоцикл был крайне неустойчив. Позже Леэтр добавил в свою конструкцию боковые колеса, но армия так и не заинтересовалась его разработкой.

Нестандартную модель военного мотоцикла создавали и в Италии. Конструкторы компании Guzzi представили трицикл, оснащенный пулеметом и все тем же бронещитом, однако отличительной чертой этого мотоцикла было то, что пулемет оказался направлен назад и развернуть его не было никакой возможности.

 

В Бельгии тоже пытались создать что-то оригинальное, и в 1935 году концерну FN это удалось. Бельгийские конструкторы представили более простую модель бронированного мотоцикла M86. По сравнению с остальными европейскими «коллегами» M86 получился удачным: мотоцикл был оснащен форсированным двигателем на 600 кубических сантиметров, усиленной рамой, бронелистами, закрывавшими мотоцикл и водителя по бокам и спереди. Также M86 мог нести с собой целиком закованную в броню коляску, на которую был установлен пулемет системы Браунинга. За все время производства было произведено около 100 подобных мотоциклов, которые стояли на вооружении таких стран, как Румыния, Боливия, Китай, Венесуэла и Бразилия. К сожалению, ни одного экземпляра не сохранилось.

Помимо различных малоприспособленных для жизни идей, развивалась и «обычная» мотоиндустрия. Особенно ярко это было заметно в Германии. После окончания Первой мировой войны по условиям мирного договора Германии было запрещено производить все виды вооружения, однако про мототехнику не было ни слова. В связи с этим в Германии начался настоящий рассвет мотостроения. Основным фактором для развития этой сферы являлось то, что мотоцикл мог приобрести средний житель разоренной страны, тогда как автомобиль оставался уделом богатых. Именно это и подстегнуло компанию BMW переключиться с производства запчастей для поездов на мотоциклы и вступить в состязание со вторым крупным производителем мотоциклов в Германии, фирмой Zundapp.

Поначалу BMW не представили ничего нового, устанавливая на свои мотоциклы оппозитный двигатель М2 В15, который фактически копировал английский мотор Douglas, но уже к 1924 году инженеры представляют созданный с нуля первый серийный мотоцикл BMW R32.

Но время шло, и с начала 1930-х годов баварский концерн понял необходимость создания специализированного военного мотоцикла. Именно таким стал BMW R35. В отличие от свих предшественников он имел телескопическую переднюю вилку и более мощный двигатель, объемом 400 кубов. Важным моментом для армии являлась карданная передача, которая отличалась высокой износостойкостью относительно цепной. Конечно, были у R35 и «старые болячки», например жесткая задняя подвеска. Иногда при больших нагрузках рама лопалась, но это не помешало R35 встать в строй. Этот мотоцикл пользовался успехом как в пехоте, моторизированных частях и медсанбатах, так и в полиции. Производство BMWR35 продолжалось до 1940 года, после чего он уступил место узкоспециализированным военным мотоциклам.

Одновременно с моделью R35 BMW выпускал модель R12. Фактически это был улучшенный вариант R32. Мотоцикл имел двигатель объемом 745 кубических сантиметров и телескопическую вилку с гидравлическими амортизаторами, что делало его на класс выше, чем R35. Создавая военную версию R12, из конструкции был удален один из двух карбюраторов, что понизило мощность с 20 лошадиных сил до 18-ти. Благодаря низкой цене и хорошим показателям, модель R12 стал самым массовым мотоциклом в немецкой армии. С 1924 года по 1935-й было выпущено 36000 таких мотоциклов. Как и большинство мотоциклов фирмы BMW, R12 выпускался как «соло», так и с коляской. Выпускаемая фирмой «Royal» она была любопытна тем, что не имела ни одного сварочного шва и обладала специально разработанной рессорой для бережной транспортировки раненых.

Помимо BMW, в промышленной гонке участвовал и вышеупомянутый мотоконцерн Zundарр, который так же выполнял государственные заказы. Zundарр поставлял три основные модели: К500, КS600 и К800. Большой популярностью среди солдат пользовалась модель К800 с коляской. Благодаря своей дешевизне они легко попали «на вооружение», однако из всей ветки, представленной фирмой Zundарр, только К800 мог состязаться с BMW R12. Также К800 был интересен тем, что только это единственная четырехцилиндровая модель, стоявшая на вооружении в германской армии. Эта особенность была отчасти и недостатком, так как задние цилиндры у К800 плохо охлаждались, что приводило к частому замасливанию свечей.

В России же в ходе и после окончания Первой мировой войны своего мотопроизводства практически не было. Так продолжалось вплоть до 1930-х годов. Именно тогда, в момент технического переоснащения Красной армии, появилась потребность в собственном мотоцикле, который мог бы перенести все тяготы русской погоды. Первыми специально разработанными для армии отечественными мотоциклами были Л300 и ХМЗ 350. Фактически ХМЗ 350 был копией американского Harley-Davidson, однако российский аналог сильно уступал в качестве западному мотоциклу, и от него было решено отказаться. На его замену встал выпускаемый с 1931 года ТИЗ-АМ600. Этот мотоцикл был разработан и поставлялся только в армию. Являясь сочетанием «Харлея» и некоторых британских веяний, ТИЗ-АМ600 был собственной разработкой отечественного автопрома, хоть и не особо выдающейся.

В 1938 году отечественные КБ представляют сразу несколько моделей: Иж-8, Иж-9 и Л-8. Самым ярким и удачным среди представленных мотоциклов был Л-8. Относительно мощный верхнеклапанный двигатель в 350 кубических сантиметров был гордостью отечественного мотопроизвоства. Но несмотря на то что модель Л-8 выпускалась сразу на нескольких заводах по всей России, мотоцикл не отвечал всем потребностям армии. Связано это было с тем, что каждый завод вносил свои поправки в проект мотоцикла, что привело к отсутствию унификации в запчастях и превратилось в серьезную проблему в боевых условиях.

Вторая мировая война

Kraftrad («силовое колесо») — именно так в Германской армии называли мотоциклы. Именно отсюда появилось сокращение «Krad» или буквы «К» и «R» в обозначении некоторых мотоциклов. Но обо всем по порядку.

С 1940 года в германской армии начались настоящие реформы. Несмотря на успех почти всех довоенных моделей BMW и Zundарр, командование требовало от производителей абсолютно нового класса: тяжелых мотоциклов. Первыми и единственными в своем роде стали два мотоцикла: BMW R75 и Zundapp KS750. Это были специально разработанные для передвижения по бездорожью «тягловые лошадки». Оборудованные приводом колеса коляски и специальной скоростью для бездорожья, оба мотоцикла зарекомендовали себя как нельзя хорошо. Однако из-за высокой цены эти мотоциклы поставлялись сначала в африканский корпус и парашютно-десантные части, а после 1942 года в войска СС. Также в 1942-м было принято решение выпускать новый усовершенствованный мотоцикл Zundapp KS750 с коляской BMW 286/1, но, к сожалению, этой модели так и не удалось увидеть свет. Его производство должно было начаться после выполнения заказа на производство 40 тысяч R75 и KS750, которых за все время войны было выпущено всего около 17 тысяч.

Чем-то абсолютно новым для немецкой армии стал полугусеничный мотоцикл Sd. Kfz. 2, известный как Kettenkrad. Выпускаемый с 1940-го по 1945-й, Kettenkrad был предназначен для передвижения легких орудий и был больше тягачом, нежели мотоциклом. Внутри этой модели стоял полуторалитровый двигатель фирмы Opel. Всего за годы войны было произведено 8733 подобных агрегатов, которые в основном поставлялись именно на восточный фронт. Гусеничная тяга прекрасно справлялась с русским бездорожьем, но были у них и свои недостатки. Kettenkrad часто переворачивался на резких поворотах, а из-за системы посадки водитель не мог быстро спрыгнуть с мотоцикла. Также на Sd. Kfz. 2 нельзя было заезжать на возвышенности по диагонали.

О появлении полноценного мотоцикла в российской армии существует легенда: Когда в 1940 году комитету по бронетанковым войскам были представлены все новейшие моторазработки почти всех стран, кто-то из высокопоставленных военных чинов спросил: «На чем наступают немцы?» В ответ ему указали на BMW R71. С этого момента началась разработка мотоцикла М72. Первая партия этих мотоциклов вышла с конвейера в июле 1941 года, уже после вторжения германских войск на территорию СССР. М72, фактически не отличался от R71: он имел простую конструкцию, оппозитный нижнеклапанный двигатель, обеспечивающий низкий центр тяжести, обладающий мощностью в 22 л. с., дуплексную трубчатую раму с использованием труб переменного сечения, переднюю вилку с гидравлическими амортизаторами, карданный привод заднего колеса и питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора. Конечно, мотоцикл был не быстрым (максимальная скорость М72 — 90 км/ч), но с высоким крутящим моментом, что было большим преимуществом для военной машины.

BMW R71 произвел впечатление и на американских конструкторов. Так, двухцилиндровый двигатель R71 с четырехступенчатой коробкой передач и привод карданным валом на заднее колесо американское производство «посадило» на классическую основу фирмы Harley-Davidson, получив при этом новый мотоцикл Harley-Davidson 42ХА. В основном этот мотоцикл использовался в Северной Африке. В то же время на конвейер встал и Harley-Davidson WLA42. Военный мотоцикл WLA42 был потомком гражданского Harley-Davidson WL и отличался от своего «мирного брата» только усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые не позволяли грязи попадать внутрь двигателя. Также на нем были установлены багажник, кожаные кофры и кобура для автомата Thompson М1А1. Внутри же мотоцикл имел V-образный двухцилиндровый двигатель на 740 кубических сантиметров, что позволяло ему развивать внушительную для того времени скорость в 110 км/ч.

WLA42 поставлялся и советскую армию, где на него часто ставили коляску от отечественных моделей. Однако американцы поставляли в союзные армии и другие мотоциклы, такие как Indian, модели 741 Military Scott и Harley-Davidson WLA45.

Армейские мотоциклы после войны

После окончания Второй мировой войны и окончательного распила Германии между странами-союзницами на арену снова вышел BMW R35, выпускавшийся немцами с 1935-го по 1940-е годы. В советской оккупационной зоне выпуск R35 возобновился в городе Айзенах в 1946 году. Безусловно, мотоцикл был доработан и изменен. В нем сменили электрооборудование и систему питания, а также добавили заднюю подвеску. Именно таким он и начал поступать в СССР. Мощный и неприхотливый, он пользовался большим спросом. Примерно то же самое происходило и с остальными мотоциклами Второй мировой. Их перекраивали и меняли, но суть оставалась та же.

Серьезной новинкой стал показанный в 1995 году «Урал» ИМЗ-8.107, который по сей день пользуется большим спросом. Оснащенный коляской Gear-Up, этот мотоцикл представляет собой дефорсированную версию гражданского ИМЗ-8.017. Этот мотоцикл может быть оснащен пулеметом, что делает его отличным экземпляром военного мотопроизводства.

Также сейчас популярен армейский Harley-Davidson с двухтактным одноцилиндровым двигателем «Ротакс» на 350 кубических сантиметров. Эта модель широко распространяется по всему миру и используется как мотоцикл разведки или сопровождения. Однако, как и большинство современных военных мотоциклов, «Харлей» имеет недостаток: он использует топливо JP-8. По своему составу JP-8 больше похоже на смесь авиационного керосина с дизельным топливом, что делает его непригодным для использования с обычными бензиновыми двигателями. Но есть и исключения. К примеру, мотоцикл HDT M103M1, созданный на базе известного Kawasaki KLR650, использует простое дизельное топливо, что является неоспоримым преимуществом. Также этот мотоцикл может похвастаться высокой экономичностью. При средней скорости 55 миль в час он проходит 96 миль на одном галлоне топлива.

Источник

спасибо

feldgrau.info