Настольные медали посвящены производству мотоциклов. Завод ижмаш мотоциклы


ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» | Советские мотоциклы

Производство мотоциклов в Ижевске появилось благодаря Петру Владимировичу Можарову. Талантливый инженер и заядлый мотоциклист, Можаров фактически стал организатором серийного производства мотоциклов в СССР.Весной 1928 г. Можаров подал официальное предложение об организации выпуска мотоциклов на Ижстальзаводах. Вскоре на Ижстальзаводе было создано конструкторское бюро по мотоциклостроению, которое возглавил П. В. Можаров. Под его руководством были спроектированы, изготовлены и испытаны первые ижевские мотоциклы.В 1932 году при Наркомате тяжелой промышленности создается специальная комиссия по мотоциклостроению. По ее решению на базе опытных мастерских Ижстальзавода, где были собраны первые образцы ИЖ-1 и ИЖ-2, теперь организуется Ижевский мотоциклетный завод. И уже в 1933 году здесь начинают выпускать мотоцикл ИЖ-7, доработанный и улучшенный Можаровым вариант немецкого Л-300 - некоторые экземпляры его дожили до наших дней.Долгое время завод оставался закрытым предприятием в рамках военно-промышленного комплекса СССР. Ныне находится в управлении ОАО «Ижевский мотозавод „Аксион холдинг"».Иж — советская и российская марка мотоциклов, разработанных и выпускаемых в городе Ижевск на заводе «Ижмаш-Мото».В 1928 году на Ижстальзаводе под руководством инженера П. В. Можарова были созданы чертежи, а в 1929 году изготовлены образцы первых «Ижей». Попытки же создать первые опытные образцы русских мотоциклов были предприняты в1914—1918 годах московским заводом «Дукс» и рижским заводом Лейтнера, но они не увенчались успехом. Можно рассматривать три периода истории мотоциклостроения: производство опытных образцов, серийное производство, массовое производство.Производство опытных образцов мотоциклов (Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5) в мастерских «Мотосекции» на ижевском оружейном заводе в период 1928—1929 гг.Может показаться совершенно невероятным, но за считанные месяцы были разработаны, изготовлены и подготовлены к участию во Всесоюзном мотопробеге пять мотоциклов пяти различных моделей. Наиболее импозантными были мотоциклы — колоссы «Иж-1» и «Иж-2» с двухцилиндровыми V-образными двигателями рабочим объёмом 1200 см³ и максимальной мощностью 24 л.с. Для своего времени это были чрезвычайно оригинальные и передовые конструкции. Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трёхступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом. Массивная штампованная рама и передняя вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной, были навеяны идеями конструктора Эрнста Нойманна-Неандера, с которым Можаров познакомился во время стажировки в Германии. Нижняя часть рамы служила также и корпусом глушителя — эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии. «Иж-2» отличался вентилятором для охлаждения двигателя и приводом на колесо коляски. «Иж-3» имел двухцилиндровый V-образный 750-кубовый двигатель «Вандерер», коленчатый вал которого был расположен поперечно, и привод на заднее колесо цепью, работавшей в герметично закрытом кожухе, заполненном маслом.«Иж-4» — один из самых лёгких из пятёрки, отличался одноцилиндровым двухтактным двигателем «Шток» и приводом на заднее колесо валом.«Иж-5», прозванный «Композиция», был создан с использованием агрегатов 500-кубового мотоцикла «Неандер», но с оригинальной передней вилкой и изменённой рамой.Все эти мотоциклы приняли участие во Втором Всероссийском мотопробеге, состоявшемся в сентябре-октябре 1929 года, и успешно прошли 3300 км — не только трассу пробега, но и расстояние от Ижевска до Москвы. После окончания пробега самая маленькая из экспериментальных моделей — «Иж-4» — был рекомендован для серийного производства. Однако «Ижстальзавод» получил более важный заказ, и первый опыт мотопроизводства не получил продолжения. Но Можаров на этом не остановился и перебрался со своей группой в Ленинград, где принялся за разработку лёгкого мотоцикла «Л-300» по документации, привезённой с немецкой фирмы DKW.Серийное производство на мотозаводе (Иж-7, Иж-8, Иж-9, Иж-12) в период 1933—1940 гг.К началу 30-х годов мотоциклы не изготавливались. Несмотря на это над созданием отечественного мотоцикла работали отдельные инициативные группы энтузиастов в Москве, Ленинграде, Харькове, в том числе П. В. Можаров — в Ижевске. Комиссия экспертов Президиума ВСНХ СССР рассмотрела вопрос о строительстве большого мотоциклетного завода и пришла к выводу, что наиболее подходящим местом для его размещения будет Ижевск. В городе существовал полный комплекс машиностроительного производства — от выплавки стали до изготовления сложного инструмента и станков, рабочие обладали необходимой квалификацией, не было затруднений и в поставке сырья. Здесь, на базе фабрики охотничьих ружей фабриканта Березина, расположенной на улице Базарной, и началось строительство Опытного мотоциклетного завода.Сначала на этом заводе планировали выпускать тяжёлый мотоцикл «НАТИ-А-750», спроектированный под руководством П. В. Можарова. Мотоцикл имел двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим объёмом 747 кубических см., характерную для можаровских мотоциклов штампованную раму, и достигал мощности 15 л.с. К 1 мая 1933 года были изготовлены 4 первые мотоцикла. Параллельно были собраны и опытные экземпляры лёгких мотоциклов «Иж-7» по документации, полученной из Ленинграда. Фактически это были двойники модели «Л-300» (та самая, разработанная Можаровым копия «ДКВ-Люксус-300») — двухтактный одноцилиндровый двигатель с поперечной продувкой, трёхступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо цепью, рама из штампованных элементов, собранная на болтах, параллелограммная передняя вилка, неподрессоренное заднее колесо. Но «Иж-7» подвергся печально знакомой нам операции «снижения трудоёмкости»: исчезли багажник и передние щитки, плоские подножки были заменены на круглые, вращающуюся ручку газа заменила поворотная манетка, привод декомпрессора не дистанционный, а краником на головке цилиндра.В конце концов для серийного производства был избран именно «Иж-7». Правда, из 12 мотоциклов, изготовленных в 1933 году, почти все вернулись на завод — подвела система зажигания. Но вскоре «детские болезни» были преодолены, и в 1934 годузавод выпустил уже 111 мотоциклов.В начале 1938 года на смену «Иж-7» пришла новая модель «Иж-8». 300-кубовый двигатель получил петлевую продувку с двумя продувочными каналами, за счёт чего мощность повысилась с 5,5 до 8 л.с. Совершеннее стала и система электрооборудования — вместо маховичного магнето машина стала оборудоваться генератором и аккумулятором. А в 1940 году началось производство модели «Иж-9», с увеличенной до 9 л. с. мощностью. Тогда же из Ленинграда была получена документация на мотоцикл «Л-8», оснащённый 4-тактным верхнеклапанным двигателем рабочим объёмом 348 см³ и максимальной мощностью 13,5 л.с. Для ускорения освоения новой модели было решено применить ходовую часть мотоцикла «Иж-9». Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение «Иж-12», должно было начаться летом 1941 года. Однако дальнейшему развитию мотоциклостроения на заводе помешала война.Массовое производство на ижевском машиностроительном заводе (в настоящее время это ОАО «Ижмаш» и ДОАО «Ижмаш-Мото») в период с 1946 года и по сей день, за который выпущено около 11 миллионов мотоциклов различных моделей. Данная информация не совсем достоверна, так как завод обанкротился в 2008 году.В 1946 году завод получил оборудование, чертежи и технологии, вывезенные из Германии в счёт репараций, и освоил производство мотоцикла «Иж-350» — сделал копию немецкого «DKW NZ-350». Он представлял собой смесь разновидностей немецкого мотоцикла. Так, картер был из алюминиевого сплава, как у ранних моделей, но грязевые щитки — как у более поздних, выпускаемых уже во время войны. Мотоцикл был адаптирован под отечественное электрооборудование и приборы. В целом же общий вид и конструкция были практически идентичны с германским оригиналом. Следует отметить, что для своего времени это был довольно современный, простой и надёжный мотоцикл. Было решено поставить производство мотоцикла на оружейном заводе.Характерной чертой советской мотопромышленности в 40-60-х годах был выпуск спортивных модификаций дорожных мотоциклов. Заложив основу для развития массового мотоспорта, они стали в то же время «испытательными стендами» для проверки тех решений, которые затем применялись на серийной продукции. В 1948 году в Ижевске был изготовлен мотоцикл «Иж-350С» с телескопической передней вилкой, заменившей архаичную параллелограммную. Заднее колесо получило свечную подвеску с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Двигатель имел алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой. Мощность его возросла до 14 л.с. В 1950 году началось серийное производство усовершенствованного варианта спортивного мотоцикла «Иж-50».В 1951 году в сжатые сроки конструкторы создали более совершенную модель «Иж-49». За счёт применения передней вилки телескопического типа, задней подвески с гидравлическими амортизаторами и других усовершенствований повысилась комфортабельность езды и надёжность в эксплуатации, улучшилась проходимость мотоцикла в плохих дорожных условиях. Без остановки производства был осуществлён переход на массовый выпуск мотоциклов «Иж-49», завоевавший всеобщую популярность у населения нашей страны и открывший дорогу на зарубежные рынки. Это была первая модель ижевских мотоциклов с боковым прицепом, производство которой организовали в Вятских Полянах. Впоследствии была выпущена опытная партия машин с колясками.В 1955 году началось производство нового семейства спортивных мотоциклов с трубчатой сварной рамой и маятниковой задней подвеской. «Иж-54» для шоссейно-кольцевых гонок имел двигатель мощностью 18 л.с., а «Иж-55» для кроссовых и многодневных соревнований — 16 л.с.Конструкторская группа, работающая над проектированием мотоциклов выделилась в специальное бюро. В 1956 годупоявилась новая модель — «Иж-56», а в скором времени завод уже выпустил их опытную партию. По своей конструкции мотоцикл существенно отличался от ранее выпускаемых. Штампованная рама стала трубчатой, были предусмотрены глубокие щитки колёс, защищающие водителя от пыли и грязи, седло из губчатой резины с чехлом. Карбюратор и воздухоочиститель закрыли кожухами, которые в сочетании с инструментальными ящиками придали машине хороший внешний вид. Колеса с прямыми спицами стали взаимозаменяемыми. Он был на 20 процентов мощнее своего предшественника, мощность двигателя повысилась до 13 л.с. Неудивительно, что «Иж-56» стал более массовой моделью. Его «тираж» за время выпуска составил 680 тысяч штук, из которых 130 тысяч были оснащены боковым прицепом. В целом машина стала более современной.В дальнейшем в содружестве с работниками центрального конструкторского экспериментального бюро создаётся и испытывается ряд опытных образцов мотоциклов и отдельных узлов. Группа перспективного проектирования конструирует мотоциклы «Сатурн», «Орион», «Сириус». Наиболее оригинальным из них был «Сатурн» — машина класса 250 см³. В отличие от обычного мотоцикла со сварной рамой это была безрамная модель. Бензобак, рулевая колонка и инструментальные ящики представляли собой единый целый узел, в нижней части которого подвешивался двигатель. В это же время создаётся несколько модификаций спортивных машин. На базе первых дорожных мотоциклов «Иж-350» и «Иж-49» появляются спортивные машины «Иж-350С», «Иж-50», «Иж-50А», «Иж-50Б», на которых наши спортсмены начинают принимать участие в мотоциклетных соревнованиях и успешно защищать честь марки «Иж».В 1954—1955 годах были разработаны модели мотоциклов «Иж-54» и «Иж-54А» для шоссейно-кольцевых гонок. Их двигатели развивали мощность до 20 л.с. Выступая на этих машинах, наши спортсмены, в том числе мастер спорта В. Медведев, завоевали звание чемпиона СССР и заняли призовые места. Примерно в этот же период создаются мотоциклы «Иж-55М» и «Иж-55К» для многодневных и кроссовых соревнований. В дальнейшем они заменяются более надёжными моделями «Иж-57М» и «Иж-57К».На вторую половину 1958 года перед конструкторами бюро встала новая задача — подготовка к выпуску мотоцикла «Иж Юпитер». Ижевские машиностроители демонстрировали опытный образец новой модели на Всемирной выставке в Брюсселе уже в 1957 году. Мотоцикл сначала именовался «ИЖ-58», а затем переименован в «Иж-Юпитер». Мотоцикл сохранял экипажную часть «Иж-56», но имел совершенно новый двухцилиндровый мотор. Первые опытные образцы показали весьма хорошие результаты. Мощность двигателя была доведена до 18-19 л.с., мотор имел оригинальную конструкцию раздельных цилиндров. Более удобной в эксплуатации была и коробка переключения передач. Улучшена смазка подшипников. Производство двигателя было организовано на Ижевском механическом заводе. Серийный выпуск начат в 1961 году. Выпуск мотоцикла производился в двух модификациях — как для езды в одиночку, так и с боковым прицепом.С 1962 года на базе машины «Иж-56» освоено производство мотоцикла «Иж Планета». Экипажная часть этой модели была максимально унифицирована с «Иж-Юпитером». Гарантийный пробег «Иж-Планеты» по сравнению с «Иж-56» возрос на 2000 км, а срок службы цилиндра и деталей поршневой группы благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя увеличен в полтора раза.Период 1966—1970 годов для мотоциклостроителей ознаменовался освоением новых дорожных мотоциклов «Иж-Планета-2» и «Иж-Юпитер-2».1971-75 годы были посвящены выпуску дорожных мотоциклов «Иж-Планета-3», «Иж-Юпитер-3», «Иж-Юпитер-3К», «Иж-Планета-Спорт». В перечисленных марках мотоциклов сочетаются надёжность в эксплуатации удобство в обслуживании. С приобретением опыта по разработке конструкций, оснащением производства новым прогрессивным оборудованием, появлением новых материалов сократился период разработки новых моделей и увеличился объём их выпуска, улучшились эксплуатационные качества. Примером может служить «Иж-Юпитер-3», мощность которого по сравнению с предшественником возросла почти на 40 процентов. Моделям «Иж-Планета-3» и «Иж-Юпитер-3» был присвоен государственный Знак качества. Их выпуск доведён в 1975 году до 250 тысяч в год.Особняком стоит мотоцикл «Иж-Планета-Спорт», разработанный в 1973 году. Это совершенно новая модель, которая отличалась от немецкой. Первые годы мотоцикл был с импортными комплектующими . Двигатель в сочетании с японским карбюратором Микуни развивал мощность 32 л.с., к тому же здесь впервые была применена новая раздельная система смазки. Эта модель пользовалась большой популярностью среди молодёжи. В дальнейшем завод отказался от импорта и стал заменять комплектующие на отечественные, что привело к изменению облика мотоцикла в худшую сторону, двигатель стал развивать только 28 л.с., да и надёжность упала. Готовилась к производству модель ИЖ-П С 01 с унификацией некоторых узлов с дорожными моделями, но решено было совсем снять эту легендарную модель с производстваВ начале 80-х годов завершилось строительство нового комплекса по производству мотоциклов. Высокоавтоматизированный, оснащённый подвесными сборочными конвейерами, он был рассчитан на выпуск 450 тысяч мотоциклов в год. В 1981 году в новом комплексе началось производство мотоциклов «Иж-Юпитер-4». А в 1982 году появилась «Иж-Планета-4» с новым 12-вольтовым электрооборудованием.С 1985 года началось производство мотоцикла «Иж Юпитер-5» с двигателем, мощность которого была снижена с 28 до 24 л.с. Появилась кнопка «аварийного запуска», отключавшая все приборы, кроме зажигания, при запуске с подсевшим аккумулятором. «Иж Планета-5», выпущенная в 1987 году получила значительно обновлённый двигатель мощностью 22 л.с. и новую внешность: бензобак, облицовки и приборный щиток. Вскоре подобным образом изменился и «Юпитер». В этот же период, на основе японского двигателя ХТ-550, были спроектированы и изготовлены опытные образцы перспективных и по сей день мотоциклов «Орион», «Марафон» и «Спринтер». По своему дизайну и характеристикам это были очень современные и смелые модели.За весь период производства ижей цветовая гамма была не велика, так рама красилась в классически чёрный цвет в остальном при обладал голубой, красный, светло коричневый.В период 1992—96 годов разработаны грузовой боковой прицеп «Иж 9.204» и грузовой модуль «Иж 9.604 ГР». Конструкция грузового модуля была разработана таким образом, чтобы его можно было установить на любой мотоцикл семейств «Планета» или «Юпитер». Установив грузовой модуль вместо заднего колеса и маятниковой вилки мотоцикла, получается трёхколёсный грузовой мотоцикл с симметричным расположением колёс. Наличие раздаточной коробки, блокировки дифференциала, заднего хода расширяет сферу использования мотоцикла.С 1995 по 1998 годы разрабатывалась гамма стационарных двигателей: СД 101 — на базе двигателей «Иж-ПС» и СД 1012 — на базе двигателя «Иж-П-5». Одновременно с разработкой центробежного самовсасывающего насоса Иж НЦС спроектирована мотопомпа «Иж МП-1» с двигателем СД 1012.1997 год ознаменовался разработкой мотоцикла «Иж 6.92001» для перевозки противопожарного оборудования (мотопомпы, набора пожарных рукавов, огнетушителя и т. п.) и грузового мотоцикла «Иж 6.920ГР» с двигателем «Иж-Ю-5» Сб.1-08.10 жидкостного охлаждения, разработанным на Ижевском механическом заводе в 1990-92 годах.В период 1996—2000 годов появилась принципиально новая модель — мотоцикл «Иж 6.113-05» (он же «Юнкер») в стилечоппер. Московский мотовзвод ГИБДД, в целях поддержки отечественного производителя, в качестве эксперимента несколько лет нёс свою нелёгкую службу в компании с кастомами модели «Иж-Юнкер». [1] [2] По различным причинам, в дальнейшем, руководство московского ГИБДД отказалось от продолжения закупок мотоциклов марки ИЖ.В связи с большими долгами, завод ИЖмото в 2008 году был законсервирован на неопределённый срок, а большая часть оборудования была распродана.  По различным причинам, в дальнейшем, руководство московского ГИБДД отказалось от продолжения закупок мотоциклов марки ИЖ.В связи с большими долгами, завод ИЖмото в 2008 году был законсервирован на неопределённый срок, а большая часть оборудования была распродана.

xn----ctbjaolrjhaxdmh.xn--p1ai

Настольные медали мотоциклы, медальерное искусство в СССР

В 1932 году создалась комиссия по мотоциклостроению при Наркомате. Комиссия на базе мастерских Ижсталь завода, создаёт новое подразделение Ижевский мотоциклетный завод. В 1933 году здесь начинается первый выпуск мотоциклов под руководством конструктора Можарова, причём некоторые модели мы можем увидеть в музее "Ижмаша".

Первые мотоциклы создавались нашими руками и конструкторами без иностранной помощи. Развитие мотоциклостроения рассматривался как возможность поднятия экономики страны. Для проверки эксплуатационных качества мотоциклов проводились часто мотопробеги. Мотопробег был ещё как средство рекламы и популяризации среди населения.

После войны было принято решение о строительстве специальных помещений мотопроизводства, об оснащении его современным оборудованием, которое позволило бы быстро наладить массовый выпуск мотоциклов. В феврале 1946 года обком партии и руководство Ижевского машиностроительного завода направили в Горький конструкторов, технологов, инженеров во главе с Борисом Федоровичем Файзулиным для знакомства с организацией производства мотоциклов на заводе «Красная Этна». А когда пришла пора налаживать новое производство, их опыт позволил сделать это в кратчайшие сроки.

Чтобы сократить путь от чертежной доски до сборки, было решено взять за основу проверенную и наиболее подходящую к нашим условиям конструкцию мотоцикла «RT-350» немецкой фирмы ДКВ. Тем более что по условиям репарации Германия передала Советскому Союзу значительную часть оборудования фирмы, выпускающей эти мотоциклы.

С конца 1946 года этот мотоцикл с незначительными изменениями стал выпускаться в Ижевске под маркой «Иж-350». Тот, кто ездил на мотоциклах первых выпусков, помнит, что на картере еще оставался знак фирмы ДКВ — три переплетенных кольца.

Мотоцикл «Иж-350» выпускали пять лет. Он имел штампованную сварную коробчатую раму, переднюю вилку параллелограммного типа, жесткую подвеску заднего колеса. Одноцилиндровый двухтактный двигатель при рабочем объеме 346 см3 и мощности 10,5 л. с. позволял развивать скорость до 90 км/час. Завод наращивал темпы и к моменту освоения новой модели довел их производство до 41 тысячи в год. Простоту конструкции и надежность новой машины довольно быстро оценили любители мотоциклов и спортсмены. На ней стали участвовать в соревнованиях и пробегах. Первый послевоенный мотопробег состоялся летом 1947 года. В его задачи входили проверка надежности мотоцикла, выявление путей дальнейшего совершенствования.

izhig.ru

Ижевский машиностроительный завод: продукция, история

Ижевский машиностроительный завод (г. Ижевск, Удмуртская республика) – с 2013 года головное предприятие концерна «Калашников». Основанный в начале XIX века, он является крупнейшим в Российской Федерации изготовителем военного, спортивного, гражданского огнестрельного и пневматического оружия. В разные годы здесь производили мотоциклы, автомобили, станки, инструменты, артиллерийское вооружение. Сегодня ассортимент дополнен катерами, БПЛА («беспилотниками»), боевыми роботами, управляемыми ракетами, снарядами и прочей высокотехнологичной продукцией.

Описание

ОАО «Ижевский машиностроительный завод» разрабатывает и производит широкий спектр гражданского и военного оружия. Доля на отечественном рынке составляет порядка 95 %, что делает его крупнейшим производителем вооружения в России. Основной объем продукции составляют:

  • Винтовки (штурмовые, специального назначения, снайперские).
  • Автоматы серии АК.
  • Пистолеты.
  • Охотничьи ружья, карабины.
  • Пневматические спортивные ружья.

По состоянию на 2017 год 51 % акций принадлежат концерну «Ростех», а 49 % - в руках частных инвесторов. Изделия концерна «Калашников» выпускаются под брендами «Байкал» (гражданское оружие), «Калашников» (продукция для военных) и «Ижмаш» (спортивные винтовки).

Основание

Ижевский машиностроительный завод был заложен горным инженером А.Ф. Дерябиным по распоряжению Александра I 10 июня 1807 года. Над архитектурным проектом работали Емельянович, Дудини и сам Дерябин. Оружейное производство расположилось на берегу реки Иж. Место выбрано в основном из-за близости железоделательных заводов, что позволило решить логистические проблемы с поставками сырья.

Дерябин нанял иностранных специалистов для руководства российскими мастерами. Первым оружием были мушкеты № 15 калибра 17,7 мм, выпущенные осенью 1807 года. В следующем году заводчане поставили Русской императорской армии более 6000 «кремневок». В 1809 году арсенал помимо мушкетов пополнили винтовки и карабины. Предприятие также выпустило пистолеты, средства ухода и комплектующие.

Отечественная война

Наполеоновское вторжение привело к наращиванию мощностей Ижевского машиностроительного завода. Армии Кутузова требовалось много оружия. Основными были кремневые гладкоствольные ружья. Также в войска поставлялись:

  • мушкетоны, которые заряжались картечью;
  • конногвардейские, уланские, егерские штуцеры;
  • винтовальные ружья;
  • драгунские мушкеты;
  • гусарские, кирасирские карабины;
  • холодное колюще-рубящее оружие (пики, алебарды, сабли, тесаки, палаши).

В 1811-1816 годах были построены десять каменных зданий, несколько деревянных конструкций. К 1817 году было завершено строительство главного корпуса, возвышавшегося над остальными. Он имел 4 этажа и был одним из первых многоэтажных промышленных зданий в России. Производственный процесс был многоуровневым: он начинался с грубых подготовительных работ (на нижних этажах) и заканчивался сборкой оружия (на верхних этажах).

Неспокойный XIX век

В 1825 году был построен вместительный Арсенал, в котором складировалась продукция. Начиная с 1830-х годов Ижевский машиностроительный завод производил штуцеры конструкции И. В. Гартунга, крепостные ружья Фалиса, специальные абордажные ружья для Балтфлота. В 1835 году производство сабель и копий было передано в Златоуст.

Во время Крымской войны Ижевск поставил российским войскам 130 000 винтовок, треть из них – нарезных. За полвека работы оружейники выпустили более 670 000 мушкетов и кремневых пистолетов, 220 000 капсульных ружей, 58 000 нарезных винтовок, бессчетное количество холодного оружия.

Реорганизация

В 1867 году Ижевский машиностроительный завод был сдан частным лицам в аренду. Одним из управляющих являлся Людвиг Нобель. Предприятие было модернизировано, оборудовано паровыми двигателями, новыми машинами и мартеновской печью. Это позволило выпускать более совершенное оружие для Российской императорской армии: винтовки типа «Крнка» и «Бердан».

В 1874 на заводе было организовано собственное сталелитейное производство. Ижевский металл охотно приобретали оружейники Тулы, Сестрорецка, Златоуста и прочих заводов. В 1885 году на предприятии наладили выпуск охотничьего оружия и инструментов. В 1891-м началось массовое производство знаменитой винтовки Мосин-Наган. К концу XIX века на производстве начали использовать электрогенераторы. До конца столетия ИМЗ оставался единственным российским предприятием, которое производило огнестрельное оружие для всех родов Российской армии. Благодаря заводу Ижевск стал крупным промышленным центром России.

Время перемен

Во время Первой мировой войны Ижевский машиностроительный завод (Ижевск) поставил императорским войскам более 1,4 миллиона новых винтовок и приблизительно 188 000 снарядов. Накануне революции ИМЗ занимал лидирующие позиции в оборонной промышленности России. К 1917 году в цехах работало около 34 000 человек.

После образования Советского Союза в 1922 году на предприятии произошли большие изменения. Было создано легендарное конструкторское бюро, запущено отдельное производство охотничьих ружей, разработано ружье-пулемет конструкции В. Г. Федорова. В 1930 году введена в эксплуатацию новая мартеновская печь, запущено собственное производство мототехники и станков. Четырьмя годами позже заработала Ижевская ТЭЦ – первая в Удмуртии.

В 30-е годы начат выпуск:

  • Модифицированных «трехлинеек» Мосина (1891/1930).
  • Снайперских винтовок.
  • «Самозарядок» Ф. В. Токарева.
  • Винтовок автоматических конструкции С. Г. Симонова модели АВС-36.
  • Ружей противотанковых.
  • Авиапушек, авиапулеметов.

В 1929 году в Ижевске под руководством талантливого инженера П. В. Можарова были спроектированы и изготовлены мотоциклы: Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5. Они приняли участие во 2-м Всесоюзном мотоциклетном пробеге по маршруту Москва - Ленинград - Харьков - Москва, стартовавшем 25 сентября 1929 года, и успешно выдержали испытание. С этого времени в Ижевске, исключая годы Великой Отечественной войны, началось производство мототехники. Правопреемником дела, начатого П. В. Можаровым, стало мотоциклетное производство Ижмаша, выпустившего за период своего существования более 10 700 000 мотоциклов.

Вторая мировая

Во время ВОВ завод № 74 (условное обозначение предприятия) стал основным производителем огнестрельного оружия для советских Вооруженных Сил. Основу продукции Ижевского машиностроительного завода в этот отчаянный период составляли:

  • Противотанковые ружья, как системы Дегтярева, так и Симонова.
  • Винтовки, карабины (с 1944-го).
  • Револьверы Нагана, пистолеты ТТ.
  • Новые авиапулеметы, сконструированные М. Е. Березиным.
  • Авиапушки 37-мм образца 1942 года.
  • 120-мм минометные мины.

Помимо готовых изделий заводчане поставляли прочим оружейным предприятиям стволы к различным типам вооружения. В общей сложности на заводе было произведено 11,45 млн винтовок и карабинов, что превысило все объемы производства немецкого огнестрельного оружия (10,3 млн). Предприятие также произвело более 15 000 авиационных пушек и 130 000 противотанковых средств.

На страже мира

В 1947 году М. Т. Калашников при содействии группы немецких оружейников во главе с Хуго Шмайсером создал свой автомат АК-47. Он стал основным в Советской армии и самым популярным во всем мире. АК-47 прославил завод, дал новый импульс военной промышленности. Калашниковым позже разработаны усовершенствованные автоматы (АКМС, АК-74 и другие), пулеметы ручные (РПК). Среди поздних разработок мастера – пистолет-пулемет класса ПП «Бизон».

Также заводское КБ сконструировало целое семейство охотничьих ружей на основе винтовки Мосина-Нагана и карабинов на базе АК. Спортивное оружие Ижмаша помогло команде Советского Союза неоднократно выигрывать соревнования по стрельбе на чемпионатах Европы, мира и летних Олимпийских играх.

В 1963 году Е. Ф. Драгуновым сконструирована очень удачная модель полуавтоматической снайперской винтовки, названной СВД. Позже она «обросла» множеством модификаций и усовершенствований. В 1998 г. для спецподразделений разработана малокалиберная «снайперка» СВ-99. Нельзя не отметить современный автомат Г. Н. Никонова «Абакан», обладающий великолепной кучностью стрельбы.

Сегодня «Ижмаш» продолжает оставаться ведущим отечественным поставщиком различных типов вооружения. После реорганизации 2013 года производство получило новый импульс в развитии. Адрес Ижевского машиностроительного завода: 426006, РФ, Удмуртия, г. Ижевск, проезд Дерябина, 3.

fb.ru