Рецензия к документальному сериалу «Вперед, в Дакар» («Race to Dakar») 2006 года. Мотоциклы участвующие в дакаре


Как попасть на Дакар

Ралли-марафон «Дакар» является крупнейшим в мире ЧАСТНЫМ КОММЕРЧЕСКИМ мероприятием: организатор гонки, французская компания A.S.O. — полный обладатель всех прав на «Дакар», организует и проводит серию без какой-либо официальной поддержки международных авто- и мотофедераций, то есть «Дакар» не имеет никакого официального статуса, и никогда не имел. Себе в помощь A.S.O. нанимает специалистов из FFM (Мотоциклетной Федерации Франции), что обеспечивает некоторую легитимность результатам ралли.

1.

Сотни энтузиастов мотоспорта и искателей приключений отправляются в Южную Америку ЗА СВОИ кровные. Регулярные участники ралли уже давно нашли партнеров, научились на этом зарабатывать и возвращаются в гонку хорошо оснащенными: постоянные публикации в СМИ, демонстрация их и рекламы партнеров по телевизору окупают любые затраты на поездку, если только пилот показывает хороший результат или ведет активную работу с журналистами. Заводские проекты, разумеется, выступают в рамках бюджетов своих компаний.

Все российские участники ралли-марафона так же выступают за свой счет (или счет партнеров), кроме, пожалуй, сильнейшей команды серии — заводского проекта «КАМАЗ-Мастер», который считает «Дакар» главным гоночным событием сезона и год за годом вкладывает огромные средства в подготовку новых прототипов и экипажей, что приносит неизменный успех. Но даже «КАМАЗ-Мастер» каждый год тратит массу времени, чтобы обеспечить себе надежный пулл спонсоров.

Спортсмены-любители, не сумевшие найти спонсоров, отправляются за приключениями на гонки попроще и подешевле, такие как Africa Race. Сильнейший частник «Дакара» прошлых лет, призер ралли-марафона Пол-Андерс Уллевальсеттер из-за отсутствия средств перебрался в Африку, где доминирует в классе BIKE уже три года, не оставляя никаких шансов своим конкурентам. И его это вполне устраивает — он получает удовольствие от своего маленького хобби.

2.

Антон Зубов. Шаг к «Дакару» — «Баха Марокко»

От лагеря до старта – 80 км. На преодоление лиазона у нас полтора часа. Мы едем втроем со Славой Пащенко и Антоном Поповым. Очень холодно. Стиснув зубы, пою хит Barcelona группы Queen. Свернув направо, дорога уходит на плато. На горизонте виднеются горы. Вот и место старта. Впереди почти 200 км спецучастка. Летают операторские и медицинские вертолеты, поднимая пыль и создавая настоящую «бурю в пустыне». С интервалом в две минуты стартуют лидеры гонки Марк Кома, Сириль Депре, Пауло Гонсалес, Джон Барреда, Хельдер Родригес. Легендарные звезды «Дакара». Легкий туман, смешанный с пылью, никак не поднял настроение, внутри поселилась тревога. Рука судьи оповестила о 10-секундной готовности. Страха нет. Эмоции захлестывают. Приходится себя успокаивать, чтобы азарт не вытеснил здравый смысл. Сколько раз ругал меня тренер Игорь Семенюк еще на Чемпионате России, чтобы перестал перед зрителями на старте отрывать от земли переднее колесо! Но сложно удержаться перед камерами. Пошел отсчет: 5-4-3-2-1-старт! Отличная статья о первом шаге к Дакару.

3.

Самый массовый и доступный класс ‒ двухколесный. Например, на «Дакар-2015» зарегистрировали 168 мотоциклов.

«Дакар» породил целую индустрию. Специальные подразделения Honda, Yamaha, KTM и других производителей ежегодно выпускают несколько десятков мотоциклов, рассчитанных только на эту гонку. Так что с приобретением подходящей техники проблем нет. Цена? От 15 000 евро за б/у до 120 000 евро за топовый мотоцикл, подготовленный заводом под конкретного гонщика. В среднем новый мотоцикл, оборудованный для «Дакара», стоит 35 000 евро.

Типовой бюджет для мотоциклиста-частника начинается с уплаты вступительного взноса в размере 14 800 евро. Главное, что входит в эту сумму, – доставка техники из Европы в Южную Америку и обратно на пароме, нанимаемым организаторами. К слову, на «Дакаре» так мало энтузиастов из США, Канады и Мексики именно из-за того, что до места старта им приходится добираться самим.

Взнос покрывает медицинскую страховку, питание и охрану на биваках и заправку на спецучастках, но только на тех, где нет обычных заправочных станций. Учитывая, что из 9000 км маршрута спецучастки занимают всего около половины, то затраты на бензин составят порядка 5 000 евро. За свой счет приходится оплачивать и перелет к месту старта – около 1500 евро.

Взнос покрывает и аренду необходимого оборудования, но для гарантии возврата берется депозит: за аварийный спутниковый радиомаяк Sarsat ‒ 300 евро, за трекер GPS ‒ 1700 евро, за электронную дорожную «легенду» – 1000 евро.

Организаторы пополняют свой бюджет и за счет множества штрафов. Отсутствие отверстия под пломбу, которой судьи опечатывают узлы и агрегаты, стоит, к примеру, 150 евро. За брошенную в дороге шину наказывают на 1000 евро, заезд за ограждение трассы в «чувствительную зону» (сельхозугодия или охраняемая природная зона) ‒ это еще 1000 евро.

Не забывайте также, что до гонки и после нее надо где-то жить и как-то питаться, а мотоцикл к парому в Гавре тоже еще надо как-то доставить. Но даже если все это не учитывать и отъездить без штрафов, то набегает сумма в 40 000 евро.

Однако этот минимум позволит вам лишь стартовать и продержаться в гонке пару дней. Чтобы добраться до финиша, следует озаботится необходимыми припасами: запасной двигатель – 2800 евро, расходные материалы (фильтры, цепи, свечи, тормозные накладки и пр.) – 2500 евро, шины (7 задних и 7 передних) – 3400 евро, запасные колеса – 1000 евро.

Соответственно, чтобы все это перевозить, нужна техничка (организаторы предоставляют только ящик размером 100×50 см, в котором везут за вами вдоль маршрута личные вещи). Нужен механик, который поведет эту техничку. Услуги квалифицированного механика с арендой технички обойдется где-то в 25000 евро. Плюс за механика тоже надо заплатить взнос в размере 9000 евро, а также 2500 за легковой автомобиль техподдержки. Механика, надо, соответственно, доставить в Южную Америку, а техничку – заправлять. В сумме набегает 100000 евро, которые позволят рассчитывать не только на старт, но и на финиш.

4.

Вопрос, которым задаются многие – «А как можно попасть на Дакар?». Представим, что у вас есть возможность выехать на гонку – но с чего нужно начать? И, главное, когда?

В мае начинается регистрация на ралли-марафон и с этого времени ASO принимает большое количество заявок от потенциальных участников и приличная часть будет отсеяна. В 2012 году в категории мотоциклов организаторы получили 330 заявок, а удовлетворены были всего 190. Как быть уверенным, что заявку рассмотрят и вас допустят к гонке?

Этап 1 Sport Currciculum Прежде чем заполнять заявку, задайтесь вопросом – а где вы принимали участие до этого? Время новичков на «Дакаре» уже давно прошло. И хоть гонка изначально начиналась как «приключение», теперь же это во многом «большой спорт», где почти нет места аматорам. Если вы не стартовали ни в одном этапе Кубка Мира (FIM World Cross Country Rallies Championship) или в другом международном ралли, то будьте уверенны, 80% того, что вашу заявку отклонят.

Так что нужно сделать, чтобы попасть в список участников? Регистрация уже вот на носу – если мы говорим о регистрации на «Дакар» – и для участия в марафоне вы должны были принять участие хотя бы в одной гонке в период с января до май текущего года. Чем больше стартов у вас было – тем больше шансов быть в январе на старте в Аргентине.

Посмотреть календарь Кубка Мира можно ТУТ

Если не Кубок Мира – то есть альтернативные варианты, как гонка в Марокко и т.д.rallyemaroc.npo.frwww.australasiansafari.com.au/website/home.html

Ну а если вы не ездили ни одной международной гонки, то шансы попасть на «Дакар» у вас крайне низкие. Можно даже сказать – призрачные, в ASO очень обеспокоены безопасностью участников, и если вы не ездили тяжелые ралли-рейды, то путь на «Дакар» вам заказан.

Этап 2 Регистрация Как отправить заявку? Процесс регистрации на «Дакар» гораздо проще, чем на некоторые другие гонки. Нет никакой необходимости отправлять письма, заполнять бланки и сканировать документы и заново их отправлять. Нужно создать приложение на оф. сайте гонки –

www.dakar.com/dakar/2013/us/register.html А далее вы будете перенаправлены на эту вкладку, где вы должны нажать на CREATE A USER ACCOUNT и заполнить форму. Создаем свое ДОСЬЕ. Далее заполняем все необходимые формы. Если у вас есть тим-менеджер, механик – всех нужно указать и создать досье под каждого члена команды. Хотя создавать все эти досье, как раз и есть работа менеджера;)

Очень важно, чтобы все было заполнено правильно. Иногда такое случается, что заявка была отклонена по причине неправильной строчки или неправильной цифры документа.

Как упоминалось ранее, основной причиной отказа является именно ваш послужной список участия в других ралли.

ЭТАП 3 | Стартовые взносы и порядок оплаты Следующий важный момент – первый вступительный взнос и порядок оплаты. Первым платежом 9000 евро вы гарантируете свое участие. Если ASO вам отказывает – деньги будут возвращены в полной мере. Очень важно, чтобы каждый платеж был сделан в срок, исключений и скидок еще никому не делали!Этап 4 Ожидание… Последняя часть регистрации – самая утомительная. Ожидание… Почти два месяца нужно прождать – до 15 июля, пока вас не известят письмом, отказали ли вам, или все же вашу заявку приняли.

С этого момента «вы в гонке» и для вас «Дакар» уже начался. Начнутся проплаты, подготовка техники и прочие моменты… Хотя до старта у вас еще полгода, скучать вам уже не придется!

5.

Заводская команда МАЗ: ЦЕНА ВОПРОСА

Как удалось узнать «Комсомолке», подготовка и участие команды «МАЗ-СПОРТавто» в «Дакаре 2014» обошлись почти в миллион евро. Только стартовый взнос для белорусов составил 307 000 евро. Отдельно — расходы на перелет, проживание, топливо и питание. В итоге бюджет команды достиг 900 тыс. евро. Сюда же вошли расходы на подготовку трех боевых грузовиков. Их себестоимость держат в секрете, однако, по нашим данным, покупателю такая машина будет стоить до 300 000 евро. Практически всю сумму белорусская команда собрала за счет спонсоров. Они же взяли на себя часть основных расходов.

6.
nifontova.com/otkuda-berutsya-mechty-ili-kak-ya-popala-na-dakar-2017/Откуда берутся мечты или как я попала на Дакар 2017

Анастасия Нифонтова

Буквально за год до этого на выставке в Милане я брала интервью у Марка Комы в котором задала вопрос о том, как же правильно подготовиться к участию в Дакаре. Он тогда сказал, что по его мнению надо как минимум пару лет провести в Чемпионате Мира и только потом заявляться на марафон иначе добраться до финиша будет практически нереально, да и сама гонка будет опасной и похожа на сплошное мучение. Тогда мне конечно же показалось, что великий Марк перегибает, но сейчас-то я понимаю на сколько он был прав и как честно ответил на мой вопрос.

Ни для кого не секрет, что ралли Дакар очень недешевое удовольствие, поэтому за возможность реализовать свои амбиции, планы, мечты, за возможность вписать свое имя в историю в качестве первой россиянки участницы марафона, хочется поблагодарить АМК «Московской полиции» и генерального партнера команды компанию Библио Глобус. А также всех спонсоров, которые не оставили в такой непростой для меня момент.

7.

Чемпионат.com» побеседовал со спортивным директором команды G-Force Светланой Шаховой, чтобы понять, насколько сложно даётся участие в «Дакаре».

www.championat.com/auto/article-149335-chto-nuzhno-dlja-uchastija-v-ralli-marafone-dakar.html

«Дакар» – самая дорогая гонка в ралли-рейдах, так что первый вопрос при участии – это не «готов — не готов», а есть ли средства.

А так – можно взять любой «уазик», приехать сюда, попробовать протащиться в районе 200-го места сколько-то спецучастков и потом спокойненько всем рассказывать, что ты стартовал на «Дакаре». Это вообще достаточно распространённая ситуация: когда гонщики перечисляют в своих заслугах, сколько у них стартов на «Дакаре». Это первый подход.

Второй подход – приехать на «Дакар» уже более-менее готовым. Не только по машине, но так же физически и финансово. Бюджет во многом определяет результат. Если ты приехал с одним комплектом запчастей, ты не доедешь. Если ты приехал с четырьмя механиками, ты не доедешь. Если приехал без нужной технической поддержки, без грузовика поддержки в категории Т4, ты не доедешь.

Как-то так, товарищи.

8.

9. И еще немного.
Хочешь на Дакар? www.motovelosport.ru/articles/2010_02_04_dakar_2010/2010_02_04_dakar_2010.phpКогда Алексей Коломыцын и его партнёр по команде «Дрим ТИМ» Арно Жакнар собирались на «Дакар», то сначала они приобрели бэушные КТМ 660, заплатив за каждый по 10 тысяч евро. В качестве тренировки проехали ралли в Марокко. Там каждый вечер механик занимался ремонтом мотоциклов, и стало ясно — эти аппараты до финиша «Дакара» не довезут. Тогда купили новые КТМ 690 Rally Replica и дополнительное навесное оборудование для крепления приборов навигации (цена мотоцикла 25 тысяч евро, оборудование на 4 тысячи евро). На таком мотоцикле можно было рассчитывать на успех — сухой вес 138 кг (снаряженный — 180 кг), мощность 62 л.с., усиленная рама, широкие подножки, три бензобака общим объёмом 32 литра, контейнер для питьевой воды на 3 литра. Обычные камеры в колёсах заменили на мусс (о пневматических камерах и речи не может быть!). После обкатки провели полную диагностику всех узлов. Так как заявлялись под российским флагом, заводской оранжевый цвет мотоциклов заменили на российский триколор.

freebiker.ru

Легенды «Дакара»: Пять самых успешных команд в истории ралли-рейда

AUTOSPORT.com.ru продолжает цикл материалов, посвященных 40-летнему юбилею «Дакара». В предыдущем выпуске мы познакомились с самыми титулованными гонщиками главного ралли-рейда планеты, а теперь пришло время узнать про самые успешные команды…

MINI

Британский автопроизводитель делит одну строчку с такими марками, как Citroen и Volkswagen, по количеству побед. Все три компании четырежды выигрывали на «Дакаре» в категории внедорожников. Но если VW и «Двойные Шевроны» побеждали по три раза кряду, то победная серия MINI получилась чуть более долгой, да и процент выигранных «Дакаров» у них выше.

Дебютировав при сотрудничестве с немецким гоночным коллективом X-Raid в 2011-м, уже на следующий год MINI отпраздновала первый успех вместе с легендарным Стефаном Петеранселем. Определенно, свою роль в этом сыграл уход Volkswagen, выигравшей все три первых «Дакара» в Южной Америке. Но надо отдать должное: внедорожник MINI ALL4 Racing, основанный на модели MINI John Cooper Works Countryman, оказался очень быстр, эффективен и надежен. Все пять машин не просто добрались до финиша, но и оказались в топ-10.

В 2013-м Петерансель смог повторить свой успех и вновь поднялся на вершину подиума, тогда как российский гонщик Леонид Новицкий и Нани Рома финишировали на третьем и четвертом местах.

Но самым успешным для MINI стал «Дакар-2014». На старт в аргентинском Росарио вышли 11 автомобилей ALL4 Racing и через 14 дней все они благополучно прибыли на финиш в чилийский Вальпараисо, в том числе семь машин были в первой десятке. Преимущество X-Raid было настолько подавляющим, что они позволили себе поиграть с командной тактикой, запутав в конце концов гонщиков и болельщиков. Нани Рому всячески тянули к победе, но даже когда Петерансель специально замедлялся, выйти вперед победителю гонки 2004 года не удавалось. Лишь полная преднамеренная остановка француза в предпоследний день позволила испанцу возглавить общий зачет и остаться впереди до финиша.

Четвертую и на данный момент последнюю викторию на «Дакаре» MINI одержала уже в 2015-м вместе с катарцем Нассером Аль-Аттией. Петерансель присоединился к новому проекту Peugeot, что было ничуть неудивительно после всех событий в предыдущей гонке, и уже на следующий год положил конец доминированию своей бывшей команды.

MINI на двух последних «Дакарах» не смогла составить конкуренцию «Французским львам» и в 2018-м в надежде бросить вызов вместе с обновленным в прошлом году автомобилем Mini John Cooper Works Rally выставит три багги. Так что к юбилейному 40-му ралли-рейду X-Raid подойдет во всеоружии.

Peugeot

История выступлений Peugeot на «Дакаре» насчитывает меньше десяти лет и сейчас к концу подходит второй четырехлетний период, после которого «Французские львы» второй раз после 1990 года уйдут из главного ралли-рейда. Но какая это история!

Переключившись после закрытия Группы B c WRC на «Дакар», Peugeot под руководством Жана Тодта сходу и вопреки всему одержала победу. На самом старте – коротком прологе – главная надежда команды Ари Ватанен разбил свою машину 205 Turbo 16 и откатился в общем зачете на 274 место. Но финн не сдался, наверстал упущенное время и первым прибыл к финишу у Розового озера через 13 000 километров.Ватанен имел все шансы отстоять звание действующего победителя в 1988 году и лидировал на протяжении 2/3 дистанции, а затем, после 13-го из 19-ти этапов, произошло непредвиденное. Нет, он не попал в аварию, его не подвела обидная техническая поломка. Во время ночевки в столице Мали Бамако его автомобиль Peugeot 405 T16 украли! Машина была найдена, но слишком поздно и после серии протестов со стороны соперников Ватанен был вынужден сняться с дистанции. Не все поверили тогда в версию с угоном, споры остаются и сейчас. Бытует версия, будто не было никакого угона, а Peugeot провернула этот трюк с машиной, чтобы починить неисправный двигатель, на ремонт которого не хватало отведенного лимита времени. Но победа все равно досталась Peugeot – выиграл другой финский чемпион WRC Юха Канкунен.

Ари отыгрался на двух следующих «Дакарах», но сказать, что эти победы дались ему легко – не сказать ничего. В 1989-м финн так отчаянно боролся с напарником Жаки Иксом, что в Peugeot решили определить победителя элементарным бросанием монетки и избежать драматичного исхода этой дуэли. Как сами понимаете, удача оказалась на стороне Ватанена, в том числе и по ходу дальнейшей части дистанции, когда он дважды перевернулся. Несмотря на все проблемы – сломавшийся компас у штурмана и дыру в кузове после столкновения с деревом – финн также выиграл «Дакар-1990» и принес Peugeot четвертую победу из четырех возможных. На этой высокой ноте французский автопроизводитель ушел из знаменитого ралли-рейда и вернулся только спустя 25 лет, когда гонка уже переехала в Южную Америку.

Триумфального возвращения в 2015-м не получилась. Машина 2008 DKR16 получилась сырой, и лучший представитель Peugeot Стефан Петерансель оказался только на 11-м месте, тогда как пятикратный победитель в категории мотоциклов Сирил Депре свой дебютный «Дакар» за рулем внедорожника закончил лишь на 34-й позиции, а Карлос Сайнс сошел после переворота. Для «Французских львов» это поражение оказалось первым и пока единственным. Серьезно поработав над ошибками, компания представила новую модель 2008 DKR, за рулем которой Петерансель в следующие два года добавил еще две победы в свой актив, легенда WRC Себастьен Лёб посражался за победу в обоих изданиях ралли-рейда, а Депре поднялся на подиум в 2017-м.

Предстоящий «Дакар» станет последним для Peugeot. Снова, как и 25 лет, по окончании четырехлетнего отрезка французская марка уходит. В концерне PSA Group, увы, приняли решение перераспределить ресурсы и сосредоточиться на ралли-кроссе.

Выиграть на прощание и одержать девятую из десяти побед будет делом чести для Peugeot.

KTM

Насколько важна роль команды, когда все 10 тысяч километров изнурительной и сложной гонки участник преодолевает на мотоцикле, без помощи штурмана и почти в полном одиночестве на трассе, не считая поддержки «водовоза» и соперников в виде ориентиров? Достаточно взглянуть на историю KTM, чтобы найти ответ на этот вопрос. Австрийский мотопроизводитель участвует на «Дакаре» с 1994 года и за эти 23 года одержал 16 побед, причем подряд.

C 2001-го и по сей день KTM непобедима, а два года подряд – в 2002-м и 2003-м – выиграла все спецучастки. Как бы ни пытались Honda, Sherco, Husqvarna или любая другая марка, но такой численностью, надежностью техники и мастерством райдеров они похвастать не могут. Несколько лет назад, когда карьеру в мотоклассе завершили Марк Кома и Сирил Депре, выигравшие на двоих десять «Дакаров» подряд, казалось, что наконец-то победная серия KTM прервется. Но нет. Как и в «КАМАЗ-Мастер» пришла хорошо подготовленная и талантливая молодежь: австралиец Тоби Прайс выиграл в 2016-м, а британец Сэм Сандерленд – в 2017-м.

Сумеет ли KTM одержать рекордную 17-ю победу подряд?

Mitsubishi

За всю историю «Дакара» лишь одному производителю удавалось выигрывать в категории внедорожников больше десяти раз и у никого больше – ни у Citroen, Volkswagen, MINI и даже у Peugeot – нет такой долгой и успешной серии как у Mitsubishi. На протяжении 25 лет японская компания со своим флагманским автомобилем Pajero, получившем прозвище «Король пустыни», задавала жару соперникам, выиграв 12 раз.

Первый успех пришел на третьем для Mitsubishi «Дакаре» в 1985-м, когда первый и единственный раз за всю карьеру выиграл француз Патрик Занироли.

Следующего триумфа японцам пришлось ждать целых семь лет. Уж слишком сильна была Peugeot во второй половине 80-х, да и соперники из Porsche и Citroen не упустили своего шанса. Но ожидание того стоило.

В гонке 1992 года три экипажа во главе с Юбером Ориолем прибыли на финиш у Розового озера на трех первых местах. Еще один триумф пришелся на следующий год – выиграл Бруно Саби.

Настоящий разгром конкурентам Mitsubishi устроила в 1997-м. В первой десятке финишировали шесть машин Pajero, заняв четыре первых места под предводительством к Кенджиро Шинозуке, ставшим первым японским гонщиком, которому покорился «Дакар».

В 1998-м квартету Mitsubishi снова не оказалось равных. Шутка ли – финишировавший пятым Жан-Луи Шлессер на багги имени себя уступил восемь часов победителю Жану-Пьеру Фонтани, около двух часов ставшему вторым Шинозуке и обладателю третьего места Саби. Даже ближайшему конкуренту Хироши Масуоке француз проиграл почти два часа.

Впрочем, это было лишь предвестником доминирования, какого категория внедорожников не видела ни до, ни после.

На протяжении семи лет подряд – с 2001 по 2007 год – «Король пустыни» неизменно финишировал первым, в том числе под управлением немецкой гонщицы Юты Кляйншмидт, с победы с которой, собственно, началась эта серия.

Главного успеха на «Дакаре» Mitsubishi добилась в 2002 году, заняв первые восемь(!) мест по итогам гонки.

В 2008 году ралли-рейд был отменен в самый последний момент, а когда гонка перебралась в Южную Америку, японский концерн заменил Pajero на Lancer. Новая машина оказалось сырой, и из четырех экипажей до финиша добрался только один и только на десятом месте. Затем через несколько недель Mitsubishi объявила о том, что сворачивает свою программу в ралли-рейде. Как Honda и Toyota в Ф1, Subaru в WRC, Suzuki и Kawasaki в MotoGP, на фоне мирового кризиса 12-кратному победителю «Дакара» пришлось перераспределить ресурсы.

Несколько лет назад в 2015 году во время визита в Москву Хироши Масуока, продолжающий работать в Mitsubishi Motors, допустил возможность возвращения «Трех бриллиантов» на «Дакар», но дальше разговоров пока не зашло…

КАМАЗ-Мастер

История «Дакара» немыслима без «КАМАЗ-Мастер». За почти 28 лет выступлений «Синяя Армада» стала символом зачета грузовиков главного ралли-рейда планеты. До эпохи российской команды, дебютировавшей в 1990-м, категория тяжеловесов не знала такой грозной силы. Mercedes (пять побед 1982-1986, Tatra (1988, 1994, 1995, 1998, 1999, 2001) и малоизвестная итальянская компания Perlini (1990-1993) доминировали в свое время, но столь богатой и длинной историей успеха похвастать не могут. В этом плане с «КАМАЗ» может потягаться разве что только с KTM из класса мотоциклов.

Спустя два года после основания в 1988-м команда из Набережных Челнов дебютировала на «Дакаре», а в уже в 1991-м заняла два места на подиуме с Владимиром Гольцевым и эстонцем Йоэлем Таммеки, уступив только французу Жаку Юсса на Perlini. При этом до финиша добрались все пять «КАМАЗов», что больше никому не удалось в категории грузовиков в том году.

Первая победа пришла в 1996-м, когда за несколько десятков метров до финиша Виктор Московских на крутом песчаном повороте обогнал на тот момент трехкратного триумфатора «Дакара», чеха Карела Лопрайса на Tatra и таким образом поставил точку в споре за первое место. Но доминирование «Синей Армады» началось несколько годами позже, когда некогда бывший механик Владимир Чагин в противостоянии с тем же Лопрайсом выиграл гонку «Дакар-2000», а спустя два года начал серию из побед, которая продлилась до 2005 года, когда инициативу перехватил второй гонщик «КАМАЗ-Мастер» Фирдаус Кабиров.

Так они и менялись между собой на вершине подиума вплоть до завершения гоночной карьеры в 2011-м, выиграв на двоих восемь из девяти «Дакаров» с 2002-го (отмененный ралли-рейд в 2008-м не в счет).

За это время не покорилась гонщикам «КАМАЗа» только гонка в 2007-м, но так сложились обстоятельства – на пятом этапе лидировавший Чагин попал в тяжелую аварию, налетев в пыли на скорости 100-110км/час на трехметровую кучу камней и перевернувшись несколько раз. Обошлось без трагических последствий, но даже сейчас, когда смотришь на фотографии того, что осталось от грузовика, замирает сердце.

Чагин получил сотрясение мозга, штурман Семен Якубов сломал руку, а механик Сергей Савостин получил компрессионный перелом позвонка. Эвакуацией разбитой машин занялся экипаж Кабирова, Сергей Решетников также не бросил товарищей и потерял полтора часа, остановившись на месте аварии. На трассе осталась только «быстрая техничка» Ильгизара Мардеева, который не мог побороться за победу, но вторым финишировал.

Второе поражение пришлось на 2012 год, когда «КАМАЗ-Мастер» полностью сменила состав, и груз ответственности лег на плечи молодого поколения гонщиков. Переходный «Дакар» получился тяжелым – впервые за 11 лет на подиуме не оказалось ни одного гонщика из Набережных Челнов. Но уже в следующем году «КАМАЗ» вернулся на свои законные позиции и начал новую победную серию: в 2013-м выиграл Эдуард Николаев, в 2014-м – Андрей Каргинов, а в 2015-м –Айрат Мардеев. Причем, в 2015-м гонщики «КАМАЗ-Мастер» оккупировали весь подиум.

В 2016-м вроде бы ничего не предвещало провала, но всем экипажам «КАМАЗа» катастрофически не хватало стабильности и скорости. В результате уверенную победу голландец Жерар де Рой за Iveсo, а финишировавший вторым Мардеев стал единственным представителем «Синей Армады» в первой пятерке.

«Ничего, в следующем году будем злее, вернем своё», – сказал тогда Айрат и оказался прав.

Сам Мардеев-младший из-за проблем в песках и потерянных двух часов не смог отыграться, но Николаев и Сотников принесли «КАМАЗ-Мастер» победный дубль.

Таким образом, за 21 год российская команда одержала 14 побед на «Дакаре», 12 из них с 2002 года. Впечатляющая статистика.

В следующем году «КАМАЗ-Мастер» отмечает 30 лет со дня основания. Было бы красиво одержать 15 викторию в такой юбилей. С одной стороны, должно быть проще, чем в прошлые годы, учитывая, что Жерар де Рой и его команда предпочли отправиться на «Африка Эко Рейс». Но списывать со счетов таких соперников, как Renault, Tatra, «МАЗ» и других гонщиков на машинах Iveco не стоит.

«Дакар» – сложная и непредсказуемая гонка, и ни одна из 14 побед не давалась «КАМАЗу» легко…

Следите за новостями самой знаменитой гонки планеты в новой рубрике «Дакар» на нашем сайте.

autosport.com.ru

Рецензия к документальному сериалу "Вперед, в Дакар" ("Race to Dakar") 2006 года.

Здравствуйте.

Между двумя поездками Макгрегора и Бурмена, «Долгой дорогой вокруг света» и «Долгим путем на юг«, Чарли Бурмен успел поучаствовать в Ралли Дакар 2006 года. По итогам был снят отдельный документальный сериал под названием «Вперед, в Дакар» («Race to Dakar»), а Чарли перестал причитать о грозящих им с Макгрегорам трудностям на пути в Кейптаун. На мой взгляд, это лучшее шоу из трех и лучше всего вписывается в формат документального сериала о мотоциклах, поскольку там почти все посвящено участию в Ралли Дакар на мотоцикле. Никаких «Звездных Войн» и прочей туфты, хотя Макгрегор все же появляется в нескольких местах, чтобы пообниматься. Я посмотрел шоу с большим удовольствием и могу сказать, что, если вам понравилась «Долгая дорога вокруг света», то, скорее всего, и «Вперед, в Дакар» тоже понравится. Да, и официальный сайт проекта не просто набит фотками и сувениркой, но и наполнен интересной информацией об экипировке и подготовке мотоцикла в Ралли Дакар. Хотя и в общем виде, но интересно.

Как уже сказано, «Вперед, в Дакар» целиком посвящен участию Чарли Бурмена в Ралли Дакар 2006 года. Соответственно, Чарли набирает команду поддержки и готовится к участию в ралли под руководством опытного австралийского гонщика Симона Пиви. Никаких дурацких треннингов по выживанию, никакой лишней паранойи — здесь все посвящено мотоциклам, и это огромный плюс.Симон со скепсисом относится к возможностям Бурмена, который до этого не участвовал ни в одном соревновании, однако, к моменту начала Ралли Дакар, Чарли превращается в нормального мужика и двигается на спецучастках на ровне с Симоном и третьим гонщиком, Меттом Холлом, который по совместительству является оператором. В итоге Чарли сходит из-за травм, Холл сдается и сходит с маршрута добровольно на песчаном спецучастке, а Симон успешно финиширует на полудохлом мотоцикле.Шоу сосредоточено на на Макгрегоре и Бурмане, а, наконец, на мотоциклах и гонках, прекрасно показаны все трудности как самого ралли, так и поддержки гонщиков, достаточно подробно описаны спецучастки — очень интересно!

Команда и мотоциклы.

Команда поддержки та же самая, что и в остальных двух сериалах: Рас Малкин с уже знакомым камераменом Клаудио обеспечивают сопровождение на BMW X5. Непосредственно в Ралли Дакар принимают участие три гонщика: Чарли Бурман, Симон Пиви и Метт Холл, из которых только Симон является профессиональным мотогонщиком. Бурман проходит подобие курса молодого бойца, а Холл вроде бы и так владеет достаточными навыками езды на мотоцикле, но тем не менее является не гонщиком, а, в первую очередь, оператором. Сбор команды из трех мотогонщиков необходим для обеспечения поддержки и помощи в сложных ситуациях, поэтому, когда Бурман и Холл сошли, Симон «прибился» к Пэтси Квик, женщине, успешно финишировавшей в той гонке.

Мотоциклы, использованные в гонке, три BMW F650 RR — это модифицированные и подготовленные для ралли компанией Touratech обычные «полугуси», народные BMW F650GS. Вилку заменили на Marzocchi, потом добавили немного Туратека, в том числе дополнительные бензобаки, немного Ohlin, воткнули другую систему охлаждения, обрезали шноркель воздушного фильтра, установили систему навигации, пару прямотоков — и Гусик готов к бою. Большая часть перечисленных усовершенствований видна невооруженным глазом владельцу любого BMW F650GS, и в том числе мне 🙂

Приключения и инциденты.

Как уже было сказано, до финиша добрался только Симон Пиви, да и у того периодически заклинивало трос газа и мусс в переднем колесе уже дышал на ладан. Пиви оказался самым нормальным мужиком изо всей команды. «Блин, очень плохо, что мне не смогут поменять колесо. Ну да ладно, как-нибудь да доеду» 🙂 И неспешно поехал к старту на своем пыльном пепелаце 🙂Невероятная круть!

Бурман сошел после перелома пальцев на одной руке и вывиха большого пальца на другой. Тут следует отметить, что Чарли-таки умудрился закончить этап, пропилив пару сотен километров с такими травмами по бездорожью.

Холл засел в песок по мотор на спецучастке с дюнами, не смог откопать свой мотоцикл и сдался, еще сутки просидев в пустыне в ожидании эвакуации.

Итог.

Круто! Посмотреть стоит!

Все.

Поделиться "Рецензия к документальному сериалу «Вперед, в Дакар» («Race to Dakar») 2006 года."

mototraveller.ru

Австриец Маттиас Валькнер на КТМ стал победителем ралли Дакар-2018

Победителем ралли-рейда Дакар-2018, который завершился в Южной Америке сегодня, в зачете мотоциклистов стал австрийский гонщик Маттиас Валькнер на мотоцикле КТМ.

«Это очень, очень круто. Я никогда не думал о том, что могу победить. Целью было хотя бы попасть на подиум. Так что это очень приятный сюрприз для меня. Переломным стал десятый день ралли. Возможно, в этот раз удача была на моей стороне. В общем, можно сказать, что осуществилась мечта. Это был совершенно сумасшедший Дакар. Были и другие пилоты, которые могли выиграть, очень сильные, но мне повезло. Я думаю, в Дакаре вообще велика доля везения. И в этот раз повезло мне. В 2016, после моей травмы, многое во мне изменилось. И очень здорово быть здесь снова», - отметил после победы Валькнер.

Валькнер выступал на мотоцикле KTM 450 Rally Replica, подготовленном для гонки при помощи KTM Austria. Это специальный мотоцикл для Дакара нового поколения, сильно модернизированный по сравнению с версией для рейда 2017 года. Он быстрее и легче, при этом лучше рулится и более стабильный, как говорят в КТМ. У него новое, свеже разработанное шасси, а также новый 450-кубовый одноцилиндровый двигатель, новая система управления двигателем, повышенная пиковая мощность и улучшенная система реакции дроссельной заслонки. В 2018 году станет доступна и серийная версия этого мотоцикла, для обычных покупателей – с добавлением слова Replica в названии.

Второе место у мотоциклистов на Дакаре-2018 занял аргентинец Кевин Бенавидес из Monster Energy Honda Team. Он отстал от Валькнера почти на 17 минут. Третьим ралли завершил австралиец Тоби Прайс из той же команды Red Bull KTM Factory Team, что и победитель – он отстал на 23 минуты.

Всего финишировали на этот раз 85 участников на мотоциклах (стартовали 137). Одна из немногих девушек-участниц Дакара, испанка Лайа Санс, закончила гонку на довольно высокой, двенадцатой позиции – отстав от победителя на 2 часа и 56 минут. Кстати, она тоже выступала за команду КТМ.

В зачете квадроциклов, в котором в этом году, к сожалению, не добрался до финиша наш соотечественник и победитель прошлого Дакара в зачете ATV Сергей Карякин (сошел на пятом этапе и сломал обе руки), победу одержал чилиец Игнасио Касале на кваде Yamaha Raptor 700 (большинство участников на квадах выступали именно на этих мощных, спортивных квадроциклах японского производителя). Второе место обеспечил себе аргентинец Николас Кавильяссо на Yamaha YFZ450, а третьим стал еще один аргентинец Иеремия Гонсалес Фериоли на таком же кваде, как у победителя. Закончили гонку 32 квадроциклиста (начали 49).

У участников на мотовездеходах победил экипаж бразильца Рейнальдо Варелы на аппарате Can-Am североамериканского производства. Всего до финиша дошли всего 6 участников на этих машинах, а начали 14.

У автомобилистов, пилотов джипов, победил в этом году испанец Карлос Сайнс на Peugeot. Вторым стал катарец Насер аль-Аттийя на Toyota, а третьим – южноафриканец Жиниэль де Вильерс, тоже на «Тойоте». До финиша добрались в этом зачете всего 43 экипажа (стартовал 91). Для Сайнса это вторая победа в ралли Дакар, первая была в 2010 году.

И, наконец, у грузовиков вновь победа за «КамАЗ-Мастером», а точнее, за экипажем Эдуарда Николаева. Еще один российский экипаж, Айрата Мардеева, занял третье место. Вторым гонку закончил экипаж белоруса Сергея Вязовича на МАЗе. Гонку закончить смогли всего 19 грузовиков, при том, что стартовали 44.

В этом году ралли «Дакар» проводилось в 40-й раз. Маршрут пролегал по территории трех стран – Перу, Боливии и Аргентины. Было 14 спецучастков. Общая протяженность – 9 000 километров (из них 4 500 – спецучастки). Пять дней участники провели на высоте более 3 000 метров над уровнем моря.

В этом Дакаре участвовали 11 девушек. Для 78 участников данный ралли-рейд стал первым в их карьере. Гонку освещали 70 телеканалов. Было аккредитовано 1 460 журналистов. Участники были из 54 стран мира. Самым титулованным участником ралли является француз Стефан Петерансель, который 6 раз побеждал в ралли на мотоцикле и 7 – на джипе.

Больше комментариев

www.motonews.ru

Мне дали покататься на КТМ 450RR Dakar

Мотоцикл принадлежит гонщику по имени Стэн Уат (Stan Watt), который занял впечатляющее 34 место в Дакаре 2012. Для меня это очень волнительный момент, так как любой человек, отважившийся проехать Дакар на мотоцикле, априори герой в моих глазах. И вот я сейчас прокачусь на дакаровском мотоцикле заводской подготовки, который показал высокий результат в этой эпической гонке. Я заканчиваю напяливать на себя экипировку в то время, как Стен заправляет мотоцикл. Он хочет, чтобы я ощутил всю прелесть мотоцикла и поэтому заливает 30 литров топлива в два девятилитровых передних бака, и задний, объемом 18 литров.

 

- Возможно карбюратор будет немного беднить при этой погоде(солнечно, но холодно), потому что нам пришлось многое поменять, чтобы заставить мотор работать правильно в Южной Африке, где реальное пекло, - разъясняет Уат.Обычно, когда едешь на мотоцикле класса эндуро, перед тобой ничего не мешается. Нет стекла, нет обтекателя, ничего. И ты можешь видеть дорогу впереди, а что еще важнее, переднее крыло, чтобы знать, что делает твое переднее колесо. На дакаровском мотоцикле ограниченная видимость - это только начало. Представьте, какой вес, образованный навигационным оборудованием и облицовками, располагается далеко впереди руля. В результате поначалу ты с трудом понимаешь, как работает передняя подвеска мотоцикла, но как только начинаешь ехать, понимаешь, что в целом она работает как у всех нормальных эндуриков. Сочетание более жесткой подвески и тяжелой передней части мотоцикла дают ощущение «плюшевости». Все настроено для поглощения колдобин и ям, встречающихся на пути. Но больше всего впечатляет то, как мотоцикл реагирует на лишний вес. Я и раньше пробовал мотоциклы для ралли, но это были переделанные эндуро, усиленные для перевозки 70 литров топлива, а так же запчастей и навигационного оборудования. Как итог - они выглядели, как серьезно перегруженные четырехсотпятидесятки. Но этот 450RR совсем не такой. Это один из 80 мотоциклов, построенных для дакара 2012 с нуля. Да, в базе его лежит 450 кубовый мотор, который мы видим на КТМовских эндуриках и кроссачах. Но рама, маятник, подвеска, колеса, бензобаки, обвес электрика и прочее - уникальны. Это такой же мотоцикл, как тот, что привел к победе Серил Дюпре (Cyril Despres), и КТМ даже не примет у тебя заказ, если ты не являешься известным раллистом, принимающим участие в соревнованиях по всему миру. Погазовав немного, сразу понимаешь, что перед тобой гоночный бай. Мотор раскручивается и сбрасывает обороты просто молниеносно. Покатавшись немного по открытой местности и песчаным колеям, я удивился, насколько высокие у него передачи. Обычно на эндурике переключаешь передачи одну за другой, но тут другая ситуация. Первая передача очень длинная и используется для прохождения техничных участков. Причиной этому является то, что это все же пятиступенчатая одностволка объемом 450 кубов, которой приходится везти тяжелый мотоцикл на скоростях за 160 км.ч. в течении долгого времени.

 

Используя передачи более экономно, быстро привыкаешь к их длинноногости, а так же к мягкой работе мотора. Если можешь поддерживать хорошую скорость, то чувствуешь, что тебя ничто не остановит. Дополнительный вес, конечно, ухудшает рулежку, но в замен вы получаете стабильность и способность мотоцикла ехать быстро по прямой, что является жизненно необходимым, если вы собираетесь проехать 9000км. Даже когда я терял баланс в колее, дополнительная инерция поддерживала меня так долго, как я мог сохранять крутящий момент.

 Оригинал статьи

Обсуждение на форуме

 

w1.motogon.ru

Дакар-2016: Представляем участников - мотоциклы

24 декабря 2015, 17:00

«Дакар» – главное событие в мире ралли-рейдов, и каждый год марафон собирает лучшие команды и экипажи со всей планеты. Однако не будет преувеличением сказать, что «Дакар-2016» выделяется даже на таком фоне – на этот раз состав участников просто уникален. И впервые за много лет победителя невозможно предсказать ни в одной из четырёх категорий ралли-рейда.

Всего на старт в Буэнос-Айресе выйдут 354 транспортных средства: 143 мотоцикла, 46 квадроциклов, 110 автомобилей и 55 грузовиков. Среди участников шесть российских экипажей – четыре в грузовиках и по одному в автомобилях и квадроциклах.

Мотоциклы

В 2016-м мир узнает имя нового победителя «Дакара» в зачёте мотоциклов – это единственное, что сейчас можно сказать определённо. На протяжении целого десятилетия интрига гонки в этом классе сводилась к противостоянию двух лучших мотогонщиков, француза Сирила Депре и испанца Марка Комы.

В десяти гонках этим двоим так и не удалось определить сильнейшего – у них обоих по пять побед. Депре и Кома приедут на «Дакар-2016», но за рулём мотоцикла ни того, ни другого мы не увидим. Сирил сменил два колеса на четыре, и будет выступать в зачёте автомобилей, а Марк перешёл на административную работу – на нынешнем «Дакаре» он будет выступать в роли спортивного директора. Поэтому на гонке не будет использоваться стартовый номер 1, так как обычно он достаётся действующему победителю в зачёте мотоциклов.

За эти 10 лет выросло целое поколение мотогонщиков, остававшихся в тени двух суперчемпионов. Кто-то из них в итоге станет лучшим, но кто – сейчас сказать очень и очень сложно. После ухода Комы в KTM лидером должен стать Тоби Прайс, но даже среди гонщиков KTM сильную конкуренцию ему должны составить Маттиас Валкнер, Хорди Виладомс, Стефан Свитко, Давид Касту, Оливье Паин, Сэм Сандерлэнд.

Ещё более серьёзный вызов может ему бросить команда Honda. В последние годы они выглядели на «Дакарах» всё сильнее и сильнее, и в прошлом году Марк Кома оказался единственным гонщиком KTM, который смог опередить лидера Honda Racing Corporation (HRC) Паулу Гонсалвеша. Ещё один сильный представитель Honda – Хоан Барреда, который постарается отыграться за неудачи на прошлогодней гонке, когда он лидировал в категории после первой половины дистанции, но в итоге финишировал лишь 17-м.

Неплохой состав и у Yamaha, за руль тут сядут такие сильные мотогонщики, как Элдер Родригес и Франс Верховен. Но особое внимание стоит обратить на шведскую Husqvarna, за которую выступит чилиец Пабло Квинтанилла. В прошлом году ему удалось выиграть один из самых сложных спецучастков, выступая на частном KTM.

Интересно, что среди претендентов на высокие места в этой самой сложной с физической точки зрения категории «Дакара» есть и девушка. Уже в шестой раз выйдет на старт испанская спортсменка, 13-кратная чемпионка мира по мототриалу среди женщин Лайа Санс. В прошлом году на Honda ей удалось финишировать 9-й (из 79-и финишировавших), в этом она получила поддержку испанского подразделения KTM, так что сменила японские мотоциклы на австрийские и оказалась в сильнейшей команде категории.

www.f1news.ru

Мотоциклы участвующие дакаре

Здорово, когда в тёплое время года есть возможность выехать на природу, на дачу или просто прокатиться с ветерком. Для этого не обязательно иметь дорогой автомобиль, или навороченную модель мотоцикла. Можно обойтись достаточно бюджетным вариантом, и подобрать оптимальное транспортное средство на котором можно добраться куда угодно. Речь идёт о разновидности лёгкого мотоцикла, которая называется мотоциклы участвующие дакаре. Научиться управлять лёгким транспортом сможет даже подросток.

Если Вы прекрасно управляетесь с велосипедом, любите прокатиться с ветерком, то Вам просто необходимо приобрести транспортное средство с двигателем. Лучшим вариантом станет приматок на мото или скутер. Педали как на велосипеде крутить уже не придется, а значит Вы сможете наслаждаться поездкой ещё сильнее и получать гораздо больше позитива. Вы никогда не будете уставшим, даже если изъездите город вдоль и поперек.

Существует очень много моделей скутеров. Самые распространенные, это модели с объемом двигателя до пятидесяти кубических сантиметров. Такие аппараты не требуют наличия полноценных водительских прав категории «А», а значит Вы сэкономите на страховке и обязательном техническом осмотре. К тому же, Вам не придется платить дорожный налог. Акцентируйте на этом внимание, когда будете выбирать екатеринбург мото донбасская 23 или скутер. Более мощные модели стоит рассматривать только после полного обучения езде на аппаратах поменьше.

Только лучшее: мотоциклы участвующие дакаре

По сравнению с автомобилем, двухколесные транспортные средства имеют массу преимуществ. Небольшому скутеру не требуется гараж или целое машиноместо, расход топлива в разы меньше. Загрязняет окружающую среду указатель поворота мотоцикла урал гораздо меньше, то есть экологии Вы не навредите. В общем, сплошные плюсы.

Популярны мотоциклы минск 125 характеристика, мотоцикл ajp pr3 125 enduro 2015, трюки на квадроцикл, мопед альфа 110 кубов ремонт электрики, запчасти для китайских детских квадроциклов в москве, продают мотоцикл вологда, купить венец мотоцикл урал, ирбис 150 квадроциклы с кофром, купить мото апачи, дилер квадроциклы сузуки.

Не забывайте своевременно обслуживать свой раритетные запчасти на мотоцикл. Вскоре, это будет даже приносить Вам удовольствие. От своевременности и качества обслуживания зависит долговечность транспорта. Используйте только оригинальные запасные части и аксессуары. В сети существует множество тематических форумов, где вы сможете делиться своими впечатлениями и получить ответы на возникающие вопросы в процессе эксплуатации. Однажды сев за руль двухколесного «коня», Вы больше не сможете отказать себе в этом удовольствии.

scooter.tw1.ru