Дизельное моторное масло для мотоциклов – копаем стандарты. Масло мотор мотоцикла


Какое масло заливать в мотоцикл?

Здравствуйте.

В вопросе мотоциклетных моторных масел люди делятся на два типа. Одни, не заморачиваясь, льют в свой мотоцикл то, что друг сказал (или в мотосервисе залили), другие, наоборот, заморачиваются слишком сильно, бьются на форумах во имя правды, доказывая свою правоту скучными графиками срыва масляной пленки и термической устойчивости. Мы же будем где-то посередине, в вопросе разберемся, но без излишних забивающих голову премудростей.

На картинке к статье у нас две девушки Repsol, но как раз о брендах производителей масла для мотоциклов мы сегодня говорить и не будем, и вот по какой причине. Дело в том, что любой брендинг — это прежде всего совокупность экономических отношений, любой мотогонщик расскажет, что именно Motul/Repsol/Ravenol/Belray и т.д. он заливает в мотоцикл, и всем остальным рекомендует. Но ведь очевидно, что при подборе масла таких же свойств, но с другой этикеткой, его мотоцикл поедет точно так же, не медленнее и не быстрее, да и показатель износа, вероятнее всего, останется на том же уровне. Действительно, большинство современных масел для мотоциклов соответствуют определенным международным стандартам. Для гоночных мотоциклов, возможно и имеет смысл заморачиваться с графиками, на предмет выявления наилучших показателей в рамках одного стандарта, но для повседневной езды это явно излишне. Давайте посмотрим, чем принципиально различаются мотоциклетные масла и поймем, имеет или не имеет смысла глубоко вникать в вопрос.

Какое масло лить в мотоцикл, мотоциклетное или автомобильное?

Для начала надо понять, что в мотоциклетном масле такого, чтобы оно вообще называлось мотоциклетным? Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в конструкции мотоцикла, а именно картера и масляной системы. Дело в том, что все мотоциклы можно разделить на четыре типа, с незначительными исключениями, но это уже экзотика:

  1. Мокрый картер или сухой картер, сцепление в масляной ванне. Это самые распространенные конструкции. Масло заливается в единый картер (или маслобак), плескается там и смазывает все сразу: и поршневую, и сцепление, и коробку передач. Внимание на мокрый или сухой картер я обратил только для того, чтобы проиллюстрировать: не важно, в маслобак или в картер заливается масло, сцепление все равно смазывается им же. Соответственно, мокрый картер стоит на большинстве дорожных мотоциклов, сухой — на большинстве нормальных эндур и кроссачей.
  2. Сухое сцепление. Как у Дукати, к примеру. Масло смазывает только поршневую и механизм коробки передач.
  3. Раздельный картер, когда масло заливается в две емкости, одна из которых отвечает за смазку поршневой, а в другой бултыхается сцепление. Такая конструкция встречается на мотоциклах Honda, и на CRF450, в частности.
  4. Двухтактники. Масло подается в топливную смесь отдельной системой или с помощью премикса (плюхнул в бак и разболтал). А коробка и сцепление имеют отдельный замкнутый картер.

Обратите внимание, что классификацию мотоциклов я провел, в зависимости от типа картера и сцепления, поскольку именно сцепление и влияет больше всего на масло. Во-первых, для того, чтобы сцепление мотоцикла не проскальзывало, производители не добавляют туда некоторые антифрикционные присадки. Чаще всего, это ставит мотоциклетные масла изначально классом ниже, чем автомобильные, по своим смазочным свойствам. Во-вторых, ферродо от фрикционов сцепления, в случае, если одно и то же масло смазывает и сцепление, и поршневую, быстрее загрязняет масло, помимо его естественного износа.

Из этого логически следуют два вывода:

  1. Можно лить в мотоцикл автомобильное масло, если ваш мотоцикл относится ко 2 или 3 категории, хуже от этого точно не будет. Если ваш мотоцикл относится к 1 или 4 категории, то тоже можно, но возможно проскальзывание сцепления, что повлечет за собой, естественно, повторную замену масла. Я заливал в свои мотоциклы автомобильное масло и продолжаю лить в коробку своего двухтактника обычную автомобильную трансмиссионку, и никогда не испытывал трудностей со сцеплением, хотя всегда любил ездить на заднем колесе. К тому же, иногда наблюдаются противоположные случаи, когда мотоцикл прекрасно себя чувствует при использовании автомобильного моторного масла, но стоит залить какой-нибудь Motul 7100 — тут же начинает буксовать сцепление (на разных модификациях BMW F650 этот глюк иногда встречается.)
  2. Для увеличения ресурса двигателя мотоцикла нужно компенсировать изначально более низкий класс мотоциклетных масел его более частой заменой. Именно поэтому межсервисные интервалы у большинства мотоциклов более короткие, чем у автомобилей. И лучше их не превышать.

Какие масло заливать в мотоцикл: синтетическое или полусинтетику?

Производители мотоциклов в своих мануалах почти никогда не указывают, какое масло лить, синтетику или полусинтетику. Производители моторных масел стабильно выпускают полусинтетику для мотоциклов. Думаю, что следует отталкиваться от обычной логики и целесообразности заливать дорогое масло в ставший уже недорогим мотоцикл, поскольку, погоняв автоподборы моторных масел на сайтах четырех крупных производителей Ipone, Motul, Bel Ray и Castrol по разным моделям мотоциклов и годов выпуска не заметил вообще никакой зависимости. Мало того, зачастую для одного и того же мотоцикла выдается альтернатива, можно залить как синтетику, так и полусинтетику.

Я думаю, в свежие мотоциклы лейте синтетику, в ушатаечки и некроциклы уже можно полусинтетику.  

Какое масло залить в конкретно мой мотоцикл?

Если мотоцикл официально поставляется в Россию, просто звоним ближайшему дилеру и спрашиваем. Для всяких внетрияпонских, внутриевропных мотоциклов и остальной контрабанды такой способ не подойдет. Поэтому лезем в мануал и смотрим табличку масел и выбираем, опираясь на стандарты, которые там указаны.

SAE — это вязкость, привязанная к температуре, при которой мотоцикл используется. 10W40 в нашем климате средней полосы обычно достаточно, для большинства мотоциклистов.

Стандарт API — это американский стандарт, который устанавливает определенные критерии качества, опираясь на различные характеристики, от окисления и нагара до экологичности и экономичности. Для мотоциклов часто пишут стандарт по API SG и выше, что чаще всего вписывается в шаблон почти любого среднестатистического моторного масла для бензиновых двигателей.

Стандарт JASO — японский стандарт, критерии те же, но чуть менее заточены на экологию. Является самым понятным стандартом моторных масел для мотоциклистов, поскольку имеет специальные стандарты MA и MB — это масло для четырехтактных мотоциклов с разным коэффициентом трения. Коэффициент трения как раз и определяет, будет проскальзывать сцепление на вашем мотоцикле или нет. MB — низкий коэффициент трения, MA1 — средний, MA2 — высокий. Самый распространенный на сегодня Motul 7100 имеет коэффициент MA2. Можете попробовать что-то получше, но есть вероятность, что возникнут вопросы со сцеплением. А для двухтактников по JASO вообще прикол: есть двухтактное масло для развивающихся стран (FA) и масло, удовлетворяющее требованиям Японии (FB, FC, FD в порядке возрастания). Соответственно, лучше использовать FD.

Хотя есть вариант и проще: лезем на сайт любого крупного производителя масел и пользуемся автоподбором масла.

Мифы о мотоциклетных маслах.

Разберем несколько распространенных поверий и слухов о мотоциклетных маслах, с которыми наверняка все сталкивались.

1. Если ездишь только дальняки, масло можно менять реже.

Определенно, да, поскольку, как мы уже поняли, больше всего масло страдает от езды по городу и всяческого стантрайдинга, когда и мотор при постоянных разгонах испытывает большие нагрузки, и сцепление работает почти постоянно из-за частого переключения передач. А на дальняке набрал крейсерскую — и газишь себе ровно и не переключаясь. Ветераны IronButt эту мысль подтверждают, к слову. Но только сильно не увлекайтесь.

2. Заговор Motul и контрафактный Motul.

Сразу два мифа о мотоциклетном масле одного из самых известных производителей. Первый миф о заговоре Motul обусловлен тем, что «в какой мотосервис не приеду, везде мне заливают Motul 7100 10W40». Действительно, чаще всего его и льют, хотя в последнее время встречаются и исключения. Конечно, это никакой не заговор, просто, во-первых, синтетику Motul 7100 можно залить, в большинстве случаев куда-угодно, и оно на нем уедет за пределы сервисной зоны и будет ездить дальше. Совершенно нормальное универсальное масло для большинства мотоциклов. А во-вторых, Motul очень легко приобрести оптом, дилеров полно, искать их не надо, а скидки за опт приличные. Банально выгодно, но это закон рынка, а не заговор.

Паленый Motul я в принципе в своей жизни не встречал, хотя в мото-теме верчусь с десяток лет. Конечно, я никогда не покупал 7100 на задворках гаражей, но, помимо этого, хочу заметить, что подделать Motul гораздо сложнее, чем любое другое масло без цвета и без запаха, как минимум, потому что приходится подделывать еще и цвет и запах! Кроме того, этикетка на бутылках с маслом у них меняется достаточно часто, и это дополнительный фактор, затрудняющий подделку.

3. Нельзя смешивать полусинтетическое и синтетическое масло.

Я смешивал — полет нормальный! Но смешивал разную вязкость одного производителя и вынужденно. Вообще, в технических свойствах масел Motul специально указано, что масло может быть смешано с синтетическими, минеральными маслам и полусинтетикой. В общем, я думаю, что в вынужденной ситуации смешивать разные моторные масла можно, но специально бы делать такого не стал.

В ИТОГЕ:

Если используете мотоцикл просто для поездок по дорогам общего пользования, не мудрите и заливайте любое синтетическое мотоциклетное масло известного производителя. Если хочется помудрить, воспользуйтесь автоподбором моторного масла, который сейчас есть практически у каждого производителя на официальном сайте. В обоих случаях, просто старайтесь соблюдать интервалы обслуживания.

Если ездите гонки или на моточасовых мотоциклах — тогда мудрите!

Все.

Поделиться "Какое масло заливать в мотоцикл?"

mototraveller.ru

Все о моторных маслах

Мотоциклисту, что не является специалистом в трибологии (наука о смазочных материалах), безусловно, сложно разобраться в правильности применения всего разнообразия марок и сортов моторных масел. Но прежде, чем беспокоиться о сорте масла, подходящего мотору конкретного мотоцикла и осознавать последствия этого выбора, предлагаю еще раз проработать вопрос: «Зачем и для чего это нужно?». Вообще-то при подборе масла для мотоцикла у вас всегда есть два варианта. Первый – обратиться к руководству по эксплуатации мотоцикла, второй – спросить у продавца в магазине. При втором варианте опять возникнет два варианта, первый – масло будет подобрано правильно (если продавец с пониманием подойдет к вашей проблеме), второй – потеря топлива, мощности, ресурса, а иногда и капитальный ремонт мотора (при неправильном подборе).

Лучше не надеяться на удачу, и сделать выбор, используя руководство по эксплуатации. В нём, как правило, есть табличка с рекомендованными к применению на конкретной модели классами масел по SAE (они привязаны к температуре внешней среды), ссылки на уровни качества по ACEA, API и JASO. Исходя из этих данных, можно подобрать масло, которое будет максимально подходить вашему мотоциклу и его режимам эксплуатации. Чтобы лучше понимать, что к чему, вспомним основные обязанности масла в двигателе мотоцикла.

Смазка проникает между движущимися (и, соответственно, трущимися друг о друга) частями мотора и коробки, которые перестают непосредственно соприкасаться, так как начинают скользить по масляной плёнке.

Таким образом, первая обязанность масла – это уменьшение трения. Но трущиеся детали ещё и нагреваются, плюс каждый цилиндр при работе выдаёт массу тепла. Масло омывает нагруженные детали (поршни, подшипники, шестерни в коробке) и отводит его в места, охлаждаемые воздухом или антифризом. И теплоотведение – вторая обязанность моторного масла. В любое современное масло обязательно добавляется специальный набор сложных химических компонентов (пакет присадок). Этот набор предохраняет детали от задиров при высоких нагрузках, замедляет процессы окисления масляной основы и накопление отложений, помогает выводить продукты износа (сажу и другие загрязнения из масляных каналов), связывая их. Они же не дают маслу стареть раньше времени и вспениваться, продлевая его срок службы (и ресурс мотора). Так что, защитную функцию масло тоже выполняет исправно.

В зависимости от пакета присадок, масло может получить ряд дополнительных очень важных и нужных свойств, а также иметь более высокую классификацию или допуск от производителя. С ролью присадок более-менее понятно, а что же с главным компонентом любого моторного масла – его основой?

На сегодняшний день все масла можно разделить на три основных группы по составу масляной базы – минеральные, полусинтетические и синтетические.

Традиционная «минералка». Все еще часто встречающаяся основа, но её гегемония уже подорвана – на ей смену уже приходят более прогрессивные и недорогие гидрокрекинговые масла. «Минералка» извлекается нефти путем ступенчатой очистки. После добавления комплекса присадок оно разливается в канистры. Типичные вязкости по классификации SAE: 15W-40, 15W-50, 20W-50. Пока цена на минеральные масла остается еще очень привлекательной, особенно на масла отечественного, российского или восточноевропейского производства.

Полусинтетические масла. Слово «полусинтетика» означает не какую-то одну определенную основу, а смесь нескольких баз, в которой ОБЯЗАТЕЛЬНО присутствует минеральная база и один из видов синтетической. Чаще всего – это масла на основе полиальфаолефинов и эфиров (иногда их называют эстерами). Последнее время все чаще встречается полусинтетика, в которой используют гидрокрекинговую базу. На практике отличия норм и стандартов в разных странах позволяют производителям масел чувствовать себя весьма вольготно и поэтому в маслах из разных частей света можно встретить почти всё виды базовых масел в самых различных комбинациях.

Несколько процентов синтетической основы позволяют производителям предлагать масла на выбор: «полусинтетика», «масло с синтетическими компонентами», или вовсе нанести на канистру надписи «на основе техносинтеза», «гидросинтетическое», «технология синтетики», «на базе синтетики», «молекулярный синтез» и тому подобное. Несмотря на подобные уловки, покупателю следует ориентироваться не на названия основы, а на уровень качества масла, который отражает положение каждого конкретного сорта в классификации, но об этом – ниже.

Синтетические основы вводятся в базовое масло для того, чтобы значительно улучшить рабочие характеристики «полусинтетик». Количество синтетической основы в таких маслах редко оговаривается в технической документации и может составлять всего от 5-ти и, как максимум, до 50% от объема всего масла. И, если производитель честно и открыто не указывает процентное содержание синтетической масляной базы, то установить его почти невозможно. Между тем, приставка «полу» даёт многим продуктам отличное соотношение цена/качество. Благодаря отличным эксплуатационным характеристикам и приемлемой цене, именно «полусинтетика» класса 10W-40 стала самым популярным маслом для мототехники во всем мире.

«Синтетика». Базируется на масляных основах, которые не являются нефтепродуктами, а получаются в результате различных химических реакций из газов, спиртов, кислот. Наиболее часто используемыми можно признать масла на основе полиальфаолефинов (ПАО) и эфиров (эстеров).Синтетические основы обладают многими преимуществами: имеют хорошие индексы вязкости, прогнозируемое поведение при высоких температурах, отличную способность противостоять окислению и нагрузкам, низкую испаряемость, превосходные пусковые свойства при низких температурах и так далее. «Синтетика» сама по себе используется, как добавка для улучшения вышеописанных характеристик в других маслах (см. абзац о «полусинтетике»).

В среде профессионалов такие масла чаще всего называют полностью синтетическими (Full Synthetic, Vollsynthetisches). На основе полностью синтетических базовых масел получают самые высококлассные продукты, у которых практически нет недостатков (кроме высокой цены). Типичные вязкости синтетических масел (по классификации SAE): 0W-20, 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 10W-50, 10W-60. Иногда встречаются полностью синтетические масла с «необычными» классами SAE 20W-50, SAE 60. О самих классификациях – ниже.

А что значат эти странные наборы букв – SAE, ACEA, API и JASO?

SAE – аббревиатура Американской ассоциации автомобильных инженеров. Члены этой ассоциации создали и регулярно обновляют стандарт SAE J300. Этот стандарт описывает классификацию моторных масел по вязкости. Правильная вязкость, как мера текучести жидкости, очень важна для хорошей защиты деталей двигателя от износа и для нормального пуска. Все понимают, что для запуска в лютую зиму нужно жидкое (маловязкое) масло, а для активного драйва в сорокаградусную жару — более густое (вязкое) масло. Таким образом, классификация SAE дает нам понимание того, насколько то или иное масло подходит для нашей климатической зоны и условий эксплуатации.

SAE – ПЕРВОЙ цифрой своего индекса обозначает нижний предел температуры окружающей среды, при котором масло обеспечит проворачивание коленвала стартером, прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением в режиме, не допускающем сухого трения, а ВТОРОЙ – предельную верхнюю температуру, при которой ещё возможно надежное смазывание при длительной работе в жару с максимальными нагрузками.Эта классификация подразделяет моторные масла на шесть зимних классов (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60). В этих рядах большим числам соответствует большая вязкость. Масла, имеющие нужную вязкость при рабочей температуре и сохраняющие приемлемую «насосность» при низких, называются всесезонными. Запуск мотора при низкой температуре с загустевшим маслом затруднён. Проходят долгие секунды, пока оно не достигнет жизненно важных участков мотора: подшипников коленвала, распредвала и так далее. 80% износа мотора приходится на эту фазу. Таким образом, идеальное масло должно иметь малую вязкость при низкой температуре. Эта вязкость обозначается первым числом SAE: число, за которым следует буква W (как в английском слове «winter» – «зима»). Например, SAE 15W даст приемлемую прокачиваемость при −20°C, SAE 10W – уже при –25°C. Тем не менее, масло с индексом «10W» не позволяет сразу откручивать ручку газа даже при старте в 0°C! Оно лишь требует на несколько секунд меньше времени, чем 15W, чтобы достигнуть нужных деталей или немного лучше защищает от износа при каждом холодном старте.

Таким образом, вопреки потребностям мотора, масла разжижаются при нагреве и загустевают при охлаждении. С помощью различных формул (смесей) масел можно изменить эту природную зависимость. Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, обозначают сдвоенным номером, один из которых указывает на зимний, другой – на летний сезон, например, SAE 5W-30 или 10W-40, 15W-40, 20W-50 и тому подобными.

На заметку: все смазки на 100% синтетической основе имеют более широкий диапазон и по всем параметрам (в том числе и по цене!) превосходят «полусинтетику» с индексом 10W-40. Поэтому масло с индексом 5w-50 может быть только «синтетикой», «минералка» и «полусинтетика» такого диапазона вязкостей обеспечить не сможет!

Система классификации Американского института топлива (American Petroleum Institute). Классификация API связана с качеством моторных масел. Она разделяет моторные масла на два вида: масло для бензиновых двигателей («S» – service) и масло для дизельных двигателей («С» – commerсial).

Для каждого из этих видов предусмотрены классы качества, описывающие набор свойств и характеристик масла.

На этикетке любого из представленных на рынке Украины брэндов есть информация о классе (API SL, API CF или API SJ/CF).

Отсутствие информации о соответствии какому-либо из классов API на этикетке ёмкости с моторным маслом означает, что это масло либо вообще не имеет сертификата API, либо присвоенный ему класс качества сильно устарел.

Что известно про классы API?

SG – введён с 1989 года, лучше сопротивляется формированию всяких отложений в моторах, лучше защита от износа и ржавления.

SH – введён с 1993, испытания и предельные показатели совпадают с классом SG, но методика проведения испытаний более жесткая.

SJ – относительно новый класс масел, введенный в 1996 году. Разработан он был в соответствии с более жесткими требованиями к выбросам и эксплуатационным свойствам новых двигателей. Уже есть и класс SL, следующая генерация после SJ.

Классификация ACEA (ассоциация европейских производителей автомобилей).

Имеется несколько категорий ACEA для бензиновых моторов.

A1: масло – «экономизатор» энергии, для моторов, разработанных под масла низкой вязкости и слабого трения (не применяем их в моторах с «мокрым» сцеплением!)

A2: масла общего назначения, для большинства моторов с обычными интервалами замены масла.

A3: масла высшей категории, для тяжело эксплуатируемых моторов (или моторов высокой мощности), обладающие превосходной стабильностью. Также – увеличенные интервалы замены масла (то, что надо для современных мотоциклов!).

A5: масла превосходной стабильности для моторов высокой мощности, предоставляющие крайне низкий коэффициент трения. Используется только в специально разработанных для него моторах! (Что должно быть четко указано в мануале).

По этому поводу «японская четверка» разработала свою собственную норму – JASO T903. Она касается масел, отвечающих как минимум одному из вышеописанных классов API или ACEA, антифрикционные характеристики которых адаптированы к мототехнике, суть ее проста: маркировка JASO MA – масло подходит для мотоциклов с мокрым сцеплением, JASO MB – не подходит.

Внимательное изучение показывает, что главным критерием пригодности масла для мотоцикла с мокрым сцеплением в стандарте JASO есть три параметра: динамический индекс трения, статический индекс трения и индекс времени остановки. Как они их вычисляют – не суть важно, но выходит, что JASO MA – это масла с высоким коэффициентом трения, а JASO MB – с низким, что уже непригодны для мокрого сцепления. Ревизия стандарта JASO привела к пересмотру списков стандартов API и ACEA, которые могут тестироваться по тестам JASO – к примеру, масла API SL были исключены из данного списка. Кроме этого было введено ограничение на содержание фосфора, так как в очень многих мотоциклах появились катализаторы. И класс JASO MA был разбит на два подкласса MA1 и MA2. Отныне JASO MA2 – самый полезный для мокрого сцепления и нейтрализатора ОГ.

Выбирая масло, держим в уме следующее:

Когда мануал предписывает класс вязкости, это не безусловное требование, но минимальные условия. Например, 5W40 подходит тогда, когда предписано использовать 10W40. Для моторов с большим пробегом (большие люфты, попадание бензина в масло), для старых моно- и бицилиндров и/или воздушников очень желательно применять масло с вязкостью в горячем состоянии xxW50, а не xxW40, xxW30 и уж тем более xxW20.

Есть ещё один вопрос: «Как часто менять масло?»

Масла становятся более стойкими к окислению, интервалы между сменами масла растут. Эти интервалы так же являются инструментом маркетинга: клиент тяготеет к тому мотоциклу, которому надо реже бывать у механика… Моторы просят все меньше обслуживания, а ведь так соблазнительно совместить смену масла и ежегодную ревизию, иногда в ущерб механике…Например, мануалы многих моделей часто указывают от замены до замены пробег в 10000 километров. Но, если мотоцикл ездит мало, то это может составить два, а, то и три года! А масло должно меняться минимум раз в год, так как оно окисляется (за исключением 100% синтетики высшей ценовой категории, которая может храниться дольше).

Указанный конструктором пробег между заменами – это некое среднеарифметическое, которое всегда нужно адаптировать под свой конкретный случай. Если чаще всего мотоцикл ходит короткие расстояния, скажем, по 10 километров, то масло набирается бензина (обогащённая смесь при холодном старте). Уменьшите интервал его замены на треть. То же самое и для тех, кто ездит в основном по городу (пыль от сцепления, разжижение бензином на холостых оборотах). У старого мотора или у того, что «подъедает» масло, оно должно меняться чаще.С другой стороны, если мотоцикл не видит ничего, кроме шоссе, указанный пробег можно выдержать и даже слегка увеличить, особенно в случае (опять же) 100% синтетики. В любом случае, не забывайте одновременно со сменой масла менять и фильтр!

Итог…

Полусинтетика класса вязкости 10W40 универсальна: любая погода, практически любые условия использования для практически всех типов нынешних мотоциклов и при этом – за минимальную цену. И это не случайно – именно с целью получить смазку с максимально универсальными свойствами и разрабатывались такие масла. Если хочется полихачить или ситуация выходит за рамки стандартной, желательно применять масла 10W50. Если мотоцикл используется для участия в спортивных соревнованиях, то оптимальным выбором будет масло класса 10W60.
Для справки:

Вязкость жидкости – это выражение внутреннего трения ее молекул друг с другом. В настоящее время кинематическая вязкость моторных масел измеряется при двух температурах (40°С и 100°С) в сантистоксах (сокращенно cST или сСт). Динамическая вязкость измеряется в милипаскаль-секундах при температуре 150°С (сокращенно: mPas или мПа/с).

Прокачиваемость – это способность масляного насоса прокачать масло при минимальной температуре на границе его текучести.

Проворачиваемостъ – способность стартера проворачивать коленвал тарированного мотора при минимально возможной температуре.

Текст: Евгений Юрченко

mmoto.tk

Какие присадки в масло для мотоцикла бывают

Мотоцикл тоже нуждается в добавках

Не только любители автомобилей, но и ярые почитатели езды на мотоциклах нередко сталкиваются с проблемой износа двигателя, которая возникает вследствие использования моторного масла не очень хорошего качества. Исправить недочеты производителей смазывающего продукта и в то же время защитить двигатель своего мотобайка от преждевременного выхода из строя помогут присадки в масло для мотоцикла.

Так же, как и для автомобильных смазок, для мотоциклов существует несколько видов средств, которые добавляются в эластичную жидкость для обеспечения продления работоспособности внутренних подвижных механизмов.

Причины их износа могут быть разными, но для решения практически каждой проблемы найдется своя присадка. Наиболее популярными и эффективными являются средства моющего действия, они же детергентные и антинагарные. В зависимости от того, каким топливом мотоциклист пользуется, в двигателе постепенно образуются кристаллизованные частицы, возникающие в процессе сожжения горючего и окисления смазки. Эти элементы оседают на масляных фильтрах, металлических поверхностях трущихся механизмов движка и разрывают эластичную пленку между ними, обеспечивая преждевременный износ. В общем, специальные присадки расщепляют подобные сажевые накопления и лаки до мелких маслорастворимых частиц. Они не содержат веществ, опасных для человека, негативно влияющих на другие характеристики масла и оказывающих отрицательное воздействие на другие особенности работы ДВС.

Антифрикционная присадка для мотоцикла Liqui Moly

Также есть и загущающие присадки. Они повышают вязкостные характеристики моторных жидкостей для мотоциклов при их эксплуатации в условиях низкой температуры окружающего воздуха (антифризы), или наоборот – высокой. Таким образом, присадки, стабилизирующие температурные особенности смазок, могут повлиять и на компрессию. Однако их использование подразумевает не только преимущества, но и недостатки, проявляющиеся в качестве повышенного расхода смазочной жидкости на угар и снижение его стойкости к окислению.

Кроме того, для мотоциклов изготавливаются и присадки-восстановители маслосъемных колец, прокладок и сальников. Они способны устранить течь масла, его попадание в окружающую среду и в картер движка за счет увеличения объема резиновых и пластиковых герметизаторов. Именно поэтому их так же называют веществами «стоп-течь» и герметиками. Их минус в том, что они, по сути, не регенерируют вышеупомянутые детали, а просто увеличивают их. Так что, если повреждения существенны, то тут уж никакая присадка не поможет.

Вдобавок, двигатель мотоцикла можно защитить и от ржавления, используя противокоррозионные средства. Они очень эффективны, но в то же время разъедают прокладки и сальники. Конечно, можно было бы компенсировать этот недостаток добавкой восстанавливающей присадки, но ее сочетание с антикоррозионными ингибиторами недопустимо.

Наконец, самыми непопулярными добавками в масло среди мотоциклистов являются антидымные и антибактериальные средства. Собственно они так же полезны, как и вредны. Следовательно, несложно сделать заключение, что большинство присадок представляют собой не столько лекарства, сколько вредителей.

Единственно безопасными присадками считаются детергентные, и все же, в сочетании с некоторыми другими вспомогательными добавками они проявляют не наилучшие свои качества.

Промывочная присадка Motul

Именно поэтому большинство специалистов рекомендует мотоциклистам использовать комплексные многофункциональные составы для моторных масел. Они обладают целым рядом полезных свойств благодаря найденному их производителями оптимальному сочетанию присадок в одной емкости. Они не конфликтуют между собой, обеспечивая достойную защиту смазочным жидкостям и самому двигателю.

Какую присадку в масло для мотоцикла выбрать

Конечно, среди огромного современного разнообразия трудно сориентироваться в том, присадку какого производителя подобрать для своего масла. Дело в том, что дополнительную сложность при определении оптимального варианта добавки играет то, что они совместимы далеко не с каждым смазочным продуктом. Таким образом, на рынке можно встретить средства исключительно для синтетических масел или только для минеральных. Так или иначе, всегда можно прибегнуть к варианту приобретения универсальной присадки. На сегодняшний день лучшими из таковых средств является многофункциональная добавка Racing Bike-Oil. Собственно она представляет собой антифрикционную смесь, которая прекрасно подойдет для любого моторного масла мотобайка. Она сохраняет стабильность структуры и характеристик масла практически при любых перепадах температуры, улучшает его смазывающие особенности, защищает металлические поверхности подвижных деталей двигателя от всех видов износа.

maslomotors.ru

Какое масло заливать в мотоцикл Урал, рекомендации по выбору

Сегодня сложно встретить людей, знающих, какое масло требуется мотоциклу Урал. А ведь эта марка стабильно остается одной из самых популярных в нашей стране. Они часто встречаются в западных регионах и южных областях нашей страны. Такие мотоциклы – мощные и неприхотливые – очень любят сельские жители.

Причины популярности

Основная доля выпускаемых мотоциклов этой марки поставляется на экспорт. В России остается только 3% от всего выпуска. Причина такого малого «остатка» связана со стоимостью байка. Она примерно равна цене хорошего автомобиля, пусть не нового, но в приличном состоянии.

В последние годы спрос на этот байк за рубежом стал просто рекордным. Поэтому завод, выпускающий «Урал», был реконструирован. Комплектующие детали поступают из-за границы, а сборка выполняется в России.

В течение года завод выпускает около 1000 мотоциклов. Причем все они заранее продаются согласно оформленным индивидуальным заказам. «Урал» популярен во многих странах. Его можно встретить в Канаде, Австралии, США, Европе.

Как правильно выбрать масло для мотоцикла Урал

Чтобы байк работал без сбоев, очень важно подобрать нужное автомасло. Автомобильные смазки не годятся для двигателей Урала. Коэффициент вязкости не отвечает требованиям мотора. Кроме того, требуются совершенно другие присадки.

Если мотоцикл эксплуатируется круглый год, рекомендуется применять всесезонное моторное масло. В его состав входят специальные добавки, дающие возможность «Уралу» без проблем функционировать при любой температуре.

Для нормальной работы в теплое время стоит воспользоваться летним маслом. К сожалению, сегодня встретить такие смазывающие составы в России весьма проблематично. В основном они реализуются в других странах.

Для двигателя Урала очень важен показатель вязкости. Чтобы добиться его бесперебойной работы, необходима жидкая консистенция, которая не начнет густеть при минусовой температуре.

В старый ДВС, прослуживший ни один год, лучше заливать моторную жидкость с повышенной вязкостью. Хотя, по мнению большинства владельцев, никакое масло не способно вывести мотор «Урала» из строя. Так как модель относится к высококлассным, ее двигатель способен работать в самых тяжелых условиях, когда увеличивается износ деталей.

Производители «Уралов» еще в советские времена рекомендовали использовать моторное масло М8В1. Что интересно, оно считается самым низкосортным, однако ураловский двигатель работает на нем великолепно. А если залить современное высококачественное масло, он будет работать еще лучше, развивая скорость до 120 км/ч, если двигаться по прямой дороге.

Наиболее подходящим маслом для мотоцикла Урал считается минеральное. Однако необходимо учитывать некоторые нюансы. Если мотоцикл подвергся модному тюнингу, лучше воспользоваться полусинтетическим маслом, износ деталей будет не таким большим.

Немного истории

За основу Урала был взята военная модель BMW R71, изготавливаемая в Германии. Во время войны наши военные захватили много такой техники. Самый первый образец был изготовлен во время военных действий. Он отличался от немецкого несколькими дополнительными приспособлениями.

Когда происходила война в Ираке, чтобы повысить маневренность и добиться большей мобильности военных, правительство Ирака закупила у России большое количество мотоциклов.

Чтобы средство передвижения стало более устойчивым, к нему прикрепили дополнительные швеллера. Безопасность осуществлялась с помощью закрепленных пулеметов совместно с огнеметами. Усовершенствованные модели стали очень популярными у военных. После окончания войны мотоциклом заинтересовались американские военнослужащие.

prem-motors.ru

Дизельное моторное масло для мотоциклов – копаем стандарты

Существует много мнений, какое масло лить в мотор мотоцикла при его замене. Причем они часто бывают противоположными: от «лить только самый дорогой гоночный Мотул» до «лить любое автомобильное масло». Лично я смотрю, чтобы на покупаемое масло было сертифицировано JASO MA. Если же мы обратимся к руководству по сервисному обсдуживанию большинства мотоциклов, то обнаружим там следующие требования к маслу: вязкость масла SAE 10w40 и сертификация по API SG/SH. Как ни странно, но упоминание о том, что мотоциклу требуется специальное «масло для мотоциклов», там отсутствует. Хотя нет, достаточно старые документы утверждают, что использование полностью синтетеческого масла может вызвать проскальзывание и выход из строя мокрого многодискового сцепления. Отсюда следуют глобальные выводы о том, что синтетика более скользкая. В общем, все запутано, поэтому начинаем рыть стандарты, а выводы пусть каждый делает для себя сам.

Первый вопрос при выборе масла – будет ли это минералка, полусинтетика или полная синтетика. Разница лишь в способе изготовления масла – минеральное получают перегонкой нефти, синтетику получают искусственными методами. Полусинтетика – это смесь минеральной основы с синтетическими компонентами. Кроме всего прочего масло содержит всякие дополнительные компоненты, которые назовем присадками – это цинк, сульфаты и всякая другая ерунда, которая служит для укрепления смазывающей пленки и уменьшения трения. Кроме этого, некоторые присадки служат для уменьшения видимого дыма, так называемые золообразующие присадки, и моющие присадки, которые смывают всякие отложения в моторе и заодно не дают забиться маслянному фильтру. Так как количество всякой ерунды в масле может быть любым, то придумали стандарты, которые гарантируют, что масло обладает определенными, необходимыми именно для данного типа двигателя, свойствами.

Первый стандарт API (American Petroleum Institute). Самый наверное старый маслянный стандарт и именно его указывают в требованиях к маслу большинство производителей мотоциклов. Используется двухбуквенное обозначение, например SH, где первая буква определяет тип двигателя, для которого предназначен данный стандарт (S (Spark) – бензиновый, C (Compression) – дизельный), а вторая буква обозначает качество масла. К сожалению SG и SH уже достаточно древние спецификации, поэтому я не обнаружил точного описания тестов. Зато есть список отличия SH от SJ:

- уменьшено допустимое содержание фосфора, так как он признан вредным для катализаторов.

- ужесточены требования насчет выкипания мала, которое ведет к повышенному его расходу, что опять же вредно для катализаторов.

- новые критерии для теста экономичности топлива, естественно в сторону увеличения экономичности, т.е. масло должно быть более скользким для уменьшения сил трения в моторе

- изменены требования к некотором лабораторным тестам, таким как тест на вспенивание, фильтруемость и расщепление под действием высоких температур.

Получить представление о лабораторных и моторных тестах API можно из вот этого документа API Engine Oil Classification

Как мы видим, в современном мире случаются чудеса, и иногда на канистре с маслом пишут «Для дизельных моторов» и сертифицируют это масло в том числе и для старых бензиновых моторов (API SH). Это означает, что тесты API признали его годным для эксплуатации в бензиновых моторах указаной категории. Вот еще один пример двойной сертификации масла для дизельных двигателей, поэтому такой случай нельзя назвать единичным.

Когда американцы делали двигатели по принципу «мало мощности – добавь объем», европейцы уже начали заботиться об эффективности двигателей. Вызвано это заботой о экологии или, что более вероятно, дороговизной бензина – не важно, но факт в том, что понадобилась другая классификация моторных масел. Европейский стандарт называется ACEA и сертифицирует моторное масло для использования в бензиновых и дезельных двигателях. Выглядит это так: ACEA A3/B3, что означает масло для использования в бензиновых (A) и дизельных (B) двигателях, где цифра означает тип двигателя. К примеру 1 – двигатели, расчитанные на очень скользкое масло. Описание маркировки, лабораторных и моторных тестов ACEA 2007 года.

Что интересно, европейцы сначала разделили масла и их тесты на дизельные и бензиновые, но в 2004 году от этой идеи отказались, поэтому сейчас A3/B3 означает одну категорию, таким образом масло подходит и для бензиновых, и для дизельных двигателей. Совсем правильная маркировка должна содержать год стандарта, например ACEA A3/B3-04, но это встречается не часто. А зря, потому что вот разница между требованиями ACEA A3/B3-04 и A3/B3-08. Кроме этого, на сравнительном графике можно увидеть маркировку API SJ, которая сейчас наиболее часто встречается на моторных маслах, сертифицированных по ACEA.

Кроме этого, существуют еще стандарты, продвигаемые конкретными производителями автомобилей. По требованиям к маслу, пожалуй, всех переплюнул Мерседес со своим стандартом MB 229.5

В принципе, можете сами поигратся сравнением стандартов по этой ссылке http://sas-origin.onstreammedia.com/origin...P/PC/index.html

Существует еще некоторая классификация ILSAC, направленная в основном на экономию топлива, но я, пожалуй, ограничусь поиском материалов по API и ACEA. Так вот, чтобы у мотоциклистов не случилось короткое замыкание в могзе, японцы придумали сертификацию масла по стандарту JASO. Суть ее простая: маркировка JASO MA – значит масло подходит для мотоциклов с мокрым сцеплением, JASO MB – соответственно не подходит. Две редакции стандарта JASO доступны вот тут

Первая редакция JASO T 903 1999 год, вторая редакция 2006 год

Внимательное изучение данного чтива показывает, что главным критерием пригодности масла для мотоцикла с мокрым сцеплением JASO выбирает три параметра: динамический индекс трения, статический индекс трения и индекс времени остановки. Как они их вычисляют – не суть важно, но получается что JASO MA масло с высоким коэффициентом трения, а JASO MB – с низким, уже не пригодное для мокрого сцепления. Ревизия стандарта JASO привела к пересмотру списков стадартов API и ACEA, которые могут тестироваться по тестам JASO – к примеру масла API SL были исключены из данного списка. Кроме этого было введено ограничение на содержание фосфора, так как в очень многих мотоциклах появились катализаторы. И класс JASO MA был разбит на два подкласса MA1 и MA2. Отныне JASO MA2 – самый полезный для мокрого сцепления.

Кратко про изменения стандарта JASO

Таким образом, «мотоциклетный» стандарт может быть на моторном масле, классификация которого по API отличается от указанного производителем API SG/SH. Первая редакция, кроме соответствия индексов трения, требует соблюдения буквально следующих норм: образования пепла, испарения, пенообразования, стабильности и высокотемпературной (при 150С) стабильности. Самый волнующий владельцев высокооборотистых спорбайков параметр устойчивости к пенообразованию выглядит как 10/50/10 для трех стандартных лабораторных тестов, что полностью идентично требованиям API SH. Вторая редакция JASO конечно более суровая, но идея первой редакции понятна – лейте почти все, что угодно, лишь бы это не вредило мокрому сцеплению и было уже сертифицировано одним из других стандартов API, ACEA (полный список – в спецификации JASO).

Так может ли масло для дизельных двигателей как-то повредить бензиновому мотору? Может, если у него «бензиновая» спецификация, которая не соответствует требуемой. В остальных случаях – для этого нет никакой причины. А возможно в дизельном масле есть какие-то особые «дизельные» присадки или акценты при выборе присадок расставлены как-то иначе, как в случае с гоночным маслом и маслом для уличного использования? Да, действительно масло для дизеля может быть менее скользким, чем это нужно для современных бензиновых двигателей. Поэтому лить его в современные бензиновые автомобили нельзя. А двигатели современных мотоциклов практически все спроектированы именно под это не слишком скользкое масло – по другому нельзя, т.к. в моторе и сцеплении находится одинаковое масло. Так же там может быть повышенное содержание присадок, которые препятствуют окислению масла – это из-за того, что в дизельном топливе допускается повышенное содержание серы.

Открываем стандарты на топливо

Как видим, неэтилированный бензин и дизельное топливо делятся на категории и классы. Классы нам не особо интересны – они указывают на температурные особенности окружающей среды, в которой будет использоваться топливо. А категории уже интересней – они определяют качество топлива (1 категория – очень плохо, 4 – очень хорошо). Если мы возьмем содержание серы в топливе самой плохой категории, то она составит 1000 mg/kg в бензине против 2000 mg/kg в дизельном топливе. Как видим, разница не большая. Поэтому критических отличий в комплекте присадок быть не должно.

Не убедительно? Ок, есть мнение, что в российской нефти более повышенное содержание серы, чем к примеру в иранской, которую закупают нефтеперерабатывающие заводы западной Европы, стандарты которых я только что пролистал. Открываем ГОСТ Р 51105-97. «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин» и находим там вот что: «Массовая доля серы, %, не более — 0, 05». Таким образом содержание серы в бензине A-92 по ГОСТу где-то между 0.2% и 0.03%, т.е. между I и II категориями европейского дизельного топлива. Но не все так плохо, потому что первая категория бензина по европейским нормам может содержать 0.1% серы. Исходя из этих цифр - даже если в моторном масле и содержатся антиокислительные присадки в некотором избытке, если заправляться бензином четвертой категории, то они пригодятся при использовании бензина первой категории или что-то около того…

Все, конец сказки про белого бычка. Я не призываю всех прекратить покупать мотоциклетное масло и перейти на более дешевый вариант. Тем более, что масло для дизельных двигателей бывает разное, включая то, что расфасовано в канистры из цистерн для смазки двигателей электровозов и, естественно, не имеет никакой бензиновой сертификации. То дизельное масло, которое имееет бензиновую сертификацию, мой мотоцикл кушает и не жалуется.

drive2moto.ru