Кто изобрел мотоцикл харлей дэвидсон. Наука и техника — рубрика газеты "Германия Плюс"

Harley - Davidson - история бренда. Кто изобрел мотоцикл харлей дэвидсон


Harley-Davidson. «Харлей-Дэвид­сон» — без одесского прошлогоНаука и техника

Две легенды. Одну мы разоблачим, а другую — постесняемся

Говорят, что в начале 1990-х в «Аргументах и Фактах» была опубликована статья о том, что основатели знаменитой мотоциклетной фирмы «Харлей-Дэвид­сон» — на самом деле бывшие одесситы Харламов и Давыдов, эмигрировавшие в Америку и там создавшие легендарное производство. В те времена в российских газетах печатали ещё и не такое. Не то, чтобы к сожалению, но заметка прошла по тому же ведомству, что и сообщения о гигантских крысах в метро (значительно более реалистичная байка) и еврейских корнях Бориса Ель­цина. В истории Америки и мирового технического прогресса достаточно русских имён. Например, авиаконструкторы Сикорский и Прокофьев-Север­ский, изобретатель телевидения Владимир Зворыкин. Так что нечего придумывать новые легенды…

Особенно, если учесть, что легенд вокруг «Харлей-Дэвидсона» и так достаточно.История фирмы начиналась дважды. Сначала просто как мотоциклетная фирма. Друзья из Милуоки Уильям С. Харли и Артур Дэвидсон в 1901–1903 годах создали первый велосипед с моторчиком, спроектированным Харли. Сначала дело не задалось… За год продали всего несколько мопедов. Потом был создан более крупный настоящий мотоцикл. Строили его в сарае, который потом долгие годы сохранялся как реликвия во дворе нового завода (ещё одна легенда). В январе 1905 года в журнале Automobile & Cycle Trade Journal была напечатана первая маленькая реклама, сообщающая о том, что двигатели фирмы Harley-Davidson появились в свободной продаже. Запомните эту дату. Реклама и ещё раз реклама сделали современный бренд «Харлей-Дэвидсон» тем, чем он есть.

К 1907 году Харли получил университетский диплом инженера-механика. Закончилось строительство нового завода, и выпуск мотоциклов перевалил за сотню в год, а главное — удалось заключить договор на поставки чикагской полиции.Поскольку мои читатели обычно относятся к категории «расширяющих кругозор» и не всегда вдаются в устройство «железа», я опущу технические особенности «жеребцов» из конюшни «Харлей-Дэвидсон». Мотоциклы были вполне хорошими, добротными и ни в чём не уступали конкурентам. А дальше должен был работать маркетинговый механизм. Маркетинг в фирме старался соответствовать, государственные заказы тоже вносили свой вклад в расширение производства. В двад­ца­тые годы фирма становится крупнейшим производителем мотоциклов в мире. Только во Вторую мировую и только в воющий Советский Союз по ленд-лизу было отправлено 26 000 машин Harley WLA (а всего их наклепали 80 тыс.).Однако в мире бизнеса былые заслуги ничего не значат. В 1965 году компания начала продавать свои акции. В январе 1969 года компания American Machine and Foundry (AMF) покупает контрольный пакет акций Harley Davidson и становится фактическим хозяином ведущей мотоциклетной фирмы мира. Новые владельцы имеют свою точку зрения на бизнес: начинается производство маленьких, вполне европейских мотоциклов. Но конкуренция на этом рынке и так велика, и «Х-Д» начинает стремительно сдавать позиции.В 1981 фирма возвращает себе самостоятельность, и с этого момента начинается новая история «Харлея». Нет, фирма не перестала делать хорошие мотоциклы, но главным становится именно духовно-рекламная составляющая бизнеса. Начинает внедряться лозунг «Дух свободы» и пропагандироваться идея, что только «ветер в лицо» и романтика дороги принесут «офисному хомячку» (термин этот новый, но очень подходящий) освобождение от конторской рутины.Начинается та легенда, разоблачать которую можно и даже нетрудно (как любую рекламную идею, до краёв набитую консюмеризмом), но очень не хочется.Александр Иванов

auto.germaniaplus.de

Ранние годы «Харлея» | Наука и жизнь

Марке Harley-Davidson исполняется 110 лет. История её возникновения окутана мифами, что неудивительно: с одной стороны, прямых документальных свидетельств появления на свет и первых шагов этой компании не сохранилось, с другой — знаменитая американская марка сама уже давно стала живой легендой, красивой и удивительной от начала до конца.

Три первых «серийных» Harley-Davidson, больше напоминавшие велосипеды с мотором, были построены в 1903 году. Один из них воссоздан и в наши дни украшает холл штаб-квартиры компании в Милуоки.

Первая настоящая коробка передач появилась на мотоциклах H-D лишь в 1915 году. Этот трёхступенчатый редуктор со скользящими шестернями оказался настолько удачным, что практически без изменений применялся не одно десятилетие.

Первая V-образная «двойка» появилась в 1909 году на модели 5D. Сегодня этот тип двигателя — визитная карточка марки. Других моторов Harley-Davidson в наше время не выпускает.

Так на рубеже 1910—1920-х годов выглядел главный сборочный цех завода на авеню Джуно. На стапелях мотоциклы серии W.

До 1929 года на многих двигателях H-D применялась необычная в наши дни, но распространённая в начале ХХ века схема газораспределения, при которой впускной клапан располагался в головке цилиндра, а выпускной — непосредственно в самом цилиндре.

В 1917 году с расширением штата рабочих компания Harley-Davidson открыла при заводе техническое училище, ставшее вскоре одним из самых популярных учебных заведений в Милуоки.

Представленный в 1936 году литровый двигатель модели El стал первым верхнеклапанным мотором в истории марки. На нём же впервые была опробована циркуляционная система смазки с сухим картером и отдельным маслобаком.

Как минимум один из трёх первых H-D регулярно участвовал в гонках. Тогда эта марка позиционировала себя в качестве производителя спортивных мотоциклов.

В этом маленьком сарайчике «завод» Harley-Davidson располагался первые несколько лет. Позже историческое строение перенесли во двор настоящего большого завода, где оно и стояло, пока его по ошибке не снесли.

Выпускавшаяся с 1919 по 1923 год спортивная модель W отличалась необычной конфигурацией двигателя. В ней 600-кубовый оппозит устанавливался вдоль рамы. Двигатель работал невероятно тихо и ровно, но популярности на внутреннем рынке не сыскал.

Мотоциклы с коляской появились в производственной гамме фирмы в 1914 году. Один из таких аппаратов мотогонщик Альфред ЛеРой, лишившийся из-за аварии руки и ноги, переделал под управление из коляски.

Узнаваемый дизайн мотоциклов H-D сложился ещё в 1930-е годы. Непохожие на других, они были сходны между собой. На первый взгляд отличить, скажем, модель VL (на фото) от более поздних WL или UH нелегко.

Во время Второй мировой войны компания H-D разработала специальный тяжёлый армейский мотоцикл — единственный в истории марки с приводом на коляску.

Небольшие мотоциклы серии К, выпущенные в 1952 году, стали ответом на появление более дешёвых импортных конкурентов. Оказавшись весьма популярными, они привели к созданию модельной линейки Sportster, существующей в производственной гамме по сей день.

Уильям, Уолтер и Артур Дэвидсоны и Уильям Харли — отцы-основатели самой известной мотоциклетной марки.

Мне доводилось слышать разные небылицы о том, «откуда есть пошла» легендарная мотоциклетная фирма. Например, что оба её основателя — потомки русских эмигрантов, носившие фамилии Харламов и Давыдов. И пусть для национального самолюбия это было бы и лестно, увы, дело обстояло иначе, тем более что Дэвидсонов было трое. Но всё началось именно с Уильяма Харли, который действительно был сыном эмигранта, только английского. Он родился 29 декабря 1880 года в Милуоки, штат Висконсин, и, закончив школу, в 15 лет поступил на работу чертёжником на велосипедный завод в родном городе, а в это время его друг детства Артур Дэвидсон начал работать модельщиком на другом предприятии. В среде технически подкованной молодёжи, к которой эти двое, безусловно, относились, в моду тогда входили разнообразные эксперименты с двигателями внутреннего сгорания.

Юный Уильям решил приспособить мотор к велосипеду. В 1901 году задумка облеклась в чертежи и друзья занялись постройкой самобеглого агрегата. Разумеется, никакого бумажного делопроизводства они при этом не вели, а возились с железками в своё удовольствие в свободное от работы время. А раз документов не осталось, у современных историков и знатоков ранних американских мотоциклов появилось обширное поле для того, чтобы ломать на нём копья вокруг того, где, как и сколько времени Уильям с Артуром строили свой первый мотоцикл. Именно отсюда и проистекают все дальнейшие нестыковки и противоречия, приведшие некоторых исследователей даже к сомнениям в истинном возрасте компании Harley-Davidson.

Вначале был мопед

Не будем разбираться, кто именно из уважаемых и авторитетных источников, спорящих друг с другом, прав. В любом случае первый велосипед с моторчиком, построенный Уильямом Харли и Артуром Дэвидсоном в маленькой домашней мастерской, был готов не позднее лета 1903 года. При этом, чтобы закончить работу над двухколёсной машиной, Артур позвал своего старшего брата Уолтера, квалифицированного механика, работавшего к тому времени железнодорожным машинистом в Канзасе. О том, на какой стадии работ потребовалась помощь, источники опять расходятся во мнениях. Одни утверждают, что, бросив все дела и вернувшись в отчий дом, Уолтер застал Артура над чертежами Уильяма и горой разрозненных запчастей. Другие говорят, что, напротив, всё было давно готово и брат пригласил его поучаствовать в дальнейшем коммерческом развитии фирмы.

Первый блин вышел комом. Мотоцикл, а точнее, велосипед с моторчиком получился неудачным: ему попросту не хватало лошадиных сил. Водитель был вынужден помогать двигателю, крутя педали, чтобы въехать в любой мало-мальски заметный подъём. То ли одноцилиндровый мотор объёмом 116 см3 действительно был настолько слаб, то ли Харли неправильно рассчитал передаточное отношение ремённой трансмиссии, но полноценно ездить на таком мотоцикле было нельзя, и о нём быстро забыли. Опыт, приобретённый во время строительства первого прототипа, не прошёл даром. Друзья сразу же принялись за усовершенствование конструкции и начали постройку следующей модели, причём сразу в трёх экземплярах — в расчёте на их продажу!

С того момента и принято отсчитывать жизненный путь коммерческой фирмы Harley-Davidson Motor Company. Архивные находки последних лет со всей определённостью подтверждают: было это именно в 1903 году. Более того, можно аргументированно утверждать: все три первые «серийные» машины построены ещё до конца года. Об этом сообщали и основатели марки в своих интервью более позднего времени, и рекламный буклет 1912 года, утверждавший, что один из трёх первых мотоциклов 1903 года к тому моменту был жив и здоров, пробежав без капремонта 83 тысячи миль.

Точка отсчёта

Два мотоцикла первой серии сразу нашли покупателей. Один из них приобрёл Генри Мелк, школьный товарищ Уильяма и Артура. По сведениям американского историка Герберта Вагнера (Herbert Wagner, At the creation: myth, reality and the origin of Harley-Davidson Motocycle, 1901—1909. — Madison, 2003), именно в домашней мастерской Генри Мелка начинались работы над первым неудачным прототипом. Второй мотоцикл был продан через магазин торговца авто- и мототехникой Карла Ланга в Чикаго, ставшего, таким образом, первым дилером марки Harley-Davidson.

Что представлял собой первый серийный H-D? На такой вопрос сегодня ответить просто: реконструированный железный конь ныне украшает холл штаб-квартиры компании Harley-Davidson в Милуоки на авеню Джуно. Фактически это велосипед, оснащённый двигателем внутреннего сгорания и ремённым приводом на заднее колесо. По данным, опубликованным на официальном сайте компании, нетрудно высчитать рабочий объём его одноцилиндрового мотора — 440 см3. Велосипедная рама изящно изогнута в нижней части для размещения силового агрегата с большим картером маховика. Роль сцепления выполняет специальный подвижный ролик, натягивающий приводной ремень. Для начала ХХ века то была очень распространённая конструкция. Интересно, что на восстановленном экземпляре нет крыльев: в те годы это означало принадлежность к племени спортивных мотоциклов, предназначенных для гонок. Впрочем, никаких дополнительных специальных отличий от дорожных моделей у него не было. Однако причастность к спорту и победы в ранние годы зависели не только от специальных технических ухищрений, но во многом от надёжности техники и мастерства гонщиков. А с этим у Harley-Davidson на заре истории всё было в порядке, что совершенно не вяжется с современным имиджем марки, специализирующейся на тяжёлых вальяжных моделях для дальних поездок по шоссе. Но на заре своего существования компания активно участвовала в мотогонках. Именно они тогда служили лучшей рекламой продукции и одновременно полигоном для новых технических решений. И Харли, и братья Дэвидсоны, а позже и их сотрудники регулярно защищали честь фирмы на соревнованиях самого разного уровня и считались грозными соперниками уже после первой победы 4 июля 1905 года в 15-мильной гонке в Чикаго.

Технические эксперименты

Уильям Харли, сразу взявший на себя обязанности главного конструктора фирмы (и не слагавший их до самой смерти 18 сентября 1943 года), продолжал постепенно совершенствовать конструкцию мотоцикла. И одновременно получал инженерное образование в Висконсинском университете в Мэдисоне, куда поступил в 1903 году вскоре после неудачных тестов своего первого двухколёсного детища. Между прочим, правильно сделал! Потому что в дальнейшем его разработки всегда отличались технической грамотностью, продуманностью и потрясающей надёжностью. Первые одноцилиндровые мотоциклы без подвесок и коробок передач спустя несколько лет уступили место куда более сложным и совершенным творениям. Так, в 1914 году Уильям Харли даже запатентовал двухступенчатую коробку передач, размещённую во втулке заднего колеса. Правда, новинка не прижилась и уже через год уступила место традиционной для того времени трёхступенчатой коробке со скользящими шестернями, пристыкованной к двигателю.

На пути своей эволюции мотоциклы Harley-Davidson прошли даже через оппозитную компоновку двухцилиндрового двигателя с размещением цилиндров вдоль рамы (в отличие от классических немецких «оппозитов», установленных поперёк). Именно так выглядели моторы «спортбайков» рубежа 1910—1920-х годов, снискавших особенную популярность на зарубежных рынках. Эти мотоциклы отличались очень тихим и мягким звуком двигателя, но продержались в производственной программе недолго. А истинную славу Harley-Davidson принесли V-образные «двойки» с 45-градусным развалом цилиндров и характерным узнаваемым басовитым звуком работы. Ради этого звука страстные поклонники марки даже в наши дни готовы терпеть все минусы V-образного двигателя, включая повышенную склонность к вибрациям.

Первый подобный мотор Харли сконструировал и установил на мотоцикл ещё в 1909 году. Этот силовой агрегат развивал 7 л.с. при рабочем объёме 811 см3 и отличался отменным крутящим моментом на низких оборотах. Низкооборотные, но тяговитые четырёхтактные V-Twin вскоре стали визитной карточкой марки, в начале 1930-х годов полностью вытеснив из производственной программы все остальные типы двигателей. На довоенных моделях в основном применялись дешёвые, простые, лёгкие и нетребовательные к качеству топлива нижнеклапанные моторы. Однако в погоне за динамическими качествами к середине 1930-х годов конструкторский отдел начал эксперименты с верхнеклапанной компоновкой двигателя, позволяющей добиться более высокой степени сжатия и соответственно большей удельной мощности. В результате в 1936 году появилась серийная модель EL. При литровом объёме мотор развивал 40 л.с. Он открыл дорогу всем послевоенным сериям моторов подобной конструкции, ставшим спустя годы американской классикой и применяемым на H-D до сих пор. А «нижнеклапанники», кстати, выпускались компанией до 1972 года.

Базис успеха

В наши дни здание штаб-квартиры Harley-Davidson Motor Company на авеню Джуно — один из архитектурных символов города Милуоки. Но так было не всегда. Самый ранний из существующих корпусов был построен в 1912 году. Более того, изначально производство находилось вовсе не здесь: первые три года главный сборочный цех компании представлял собой дощатый сарай размером всего 4,5×3 метра на заднем дворе дома Дэвидсонов. При этом отдельные детали изготавливали как там, так и в других «цехах» по всему городу. В том числе в железнодорожных мастерских, где начальником инструментального цеха работал Уильям Дэвидсон, старший из братьев. Лишь в 1906 году фирма построила себе новое производственное помещение на Честнат-стрит, позже переименованной в авеню Джуно. При размере 24×8,5 метра оно ещё шесть лет вмещало все основные производственные мощности. А когда завод в очередной раз расширился, исторический вагончик с рукописной надписью «Harley-Davidson Motor Company» на двери занял почётное место на внутреннем дворе. К сожалению, по ошибке его снесли и вывезли вместе с другим строительным мусором приглашённые мексиканские гастарбайтеры, проводившие реконструкцию и уборку внутризаводской территории в 1970 году.

Но вернёмся на несколько десятилетий назад. В 1907 году, с приходом на должность начальника производства Уильяма Дэвидсона, компания была реорганизована в акционерное общество, в котором четыре равные доли достались трём Дэвидсонам и одному Харли. При этом Артур, обладавший несомненной коммерческой жилкой, возглавил отдел продаж, а Уолтер занялся общим руководством делами фирмы. Помимо них штат сотрудников насчитывал ещё 18 человек. (Или уже 18? Ведь первого наёмного помощника основатели марки приняли на работу только в 1905 году.)

Дела шли в гору, и на протяжении первого десятилетия выпуск мотоциклов в среднем утраивался каждый год. Одновременно налаживались дилерская сеть, снабжение запчастями и фирменное обслуживание, регулярно обновлялся модельный ряд. В общем, всё шло как по учебнику. А к 1920 году компания стала крупнейшим в мире производителем мотоциклов, продавая их в 67 странах по всему миру. Впрочем, этому немало способствовал крупный военный заказ во время Первой мировой войны: американская армия закупила почти 20 тысяч мотоциклов, три четверти из которых пришлась именно на марку Harley-Davidson. Такой размах плюс внимание к качеству, доверие покупателей и правильная маркетинговая стратегия позволили компании удержаться на плаву даже в самое сложное время. Так, во время Великой депрессии в США осталось всего два мотопроизводителя: H-D и Indian — и конкурентов у них не было до 1953 года. Впрочем, не стоит думать, что всё в истории Harley-Davidson Motor Company было безоблачно. Так, в конце 1960-х, перестав должным образом следить за качеством и регулярно обновлять модельный ряд, компания едва не довела себя до банкротства. Но, к счастью для фирмы, её руководство всё-таки сделало правильные выводы из ошибок и непростых ситуаций, и потому в наши дни компания вновь в лидерах мировой мотоиндустрии.

www.nkj.ru

История бренда Harley - Davidson | Brandpedia

Harley-Davidson Motor Company — американский производитель мотоциклов, базирующийся в городе Милуоки, штат Висконсин. Компания производит и продаёт тяжёлые мотоциклы, предназначенные для езды по шоссе.

В начале 1901 года Уильям Сильвестр Харли (William Sylvester Harley), которому было всего 22 года, разработал проект для маленького двигателя объёмом 115 см³. Следующие два года Харли и его друг детства Артур Дэвидсон (Arthur Davidson) трудились над велосипедом с мотором, используя гараж в доме их друга Генри Мелка. Работа была завершена к 1903 году с помощью брата Артура. По завершении работы юноши поняли, что их творение не в состоянии покорить даже скромные холмы Милуоки без помощи педалей. По этой причине Харли и Дэвидсон решили оставить свой велосипед с двигателем как первый, не очень удачный опыт.

Вслед за этим немедленно началась работа над новым, более современным мотоциклом. Этот первый «настоящий» мотоцикл Harley-Davidson имел двигатель объемом 405 см³ весом чуть менее 13 кг. Новая продвинутая рама была аналогична раме мотоцикла 1903 Milwaukee Merkel (сконструированного Джозефом Меркелем, создателем Flying Merke). Трубчатая рама и двигатель большего объёма сделали новую модель Харли-Дэвидсон уже не велосипедом с мотором, а мотоциклом в современном понимании. В разработке нового мотора помог инженер Оле Эвинруд, один из пионеров американского моторостроения.

Прототип нового мотоцикла был создан в сарае размером 3 на 5 метров, который стоял во дворе дома семьи Дэвидсонов. Впрочем, большинство основных узлов были изготовлены в других местах, в основном в мастерской железнодорожного депо Западного Милуоки, где старший из братьев, Уильям А. Дэвидсон, работал инструментальщиком. Прототип был закончен 8 сентября 1904 года и в тот же день принял участие в мотогонках на State Fair Park. Гонщиком был Эдуард Хилдебранд, он закончил гонку четвёртым. Эта гонка стала первым документированным появлением мотоцикла Харли-Дэвидсон.

В январе 1905 года в журнале Automobile & Cycle Trade Journal появилась первая маленькая реклама, сообщающая о том, что двигатели Harley-Davidson появились в свободной продаже. В апреле продавались мотоциклы уже целиком, но в очень ограниченных количествах. В том году первый дилер Harley-Davidson, Карл Лэнд из Чикаго, продал три мотоцикла из дюжины собранных в сарае.

Позже этот легендарный сарай был поставлен в центре уже настоящей фабрики на Авеню Джуно, где он стоял много десятилетий как память о скромном происхождении культовой мотоциклетной компании. Позже, к сожалению, сарай был случайно уничтожен подрядчиками, в начале 1970-х нанятыми для уборки фабричного двора.

В 1906 году Харли и Дэвидсон построили свою первую фабрику на Chestnut Street (позднее улица была переименована в Авеню Джуно). Сегодня по этому адресу находится штаб-квартира компании. Первый завод на Авеню Джуно был деревянным зданием размером 12 на 18 метров. На этой «фабрике» в первый год было собрано уже 50 мотоциклов.

В 1907 году Уильям Харли получил высшее образование в университете Мэдисон в штате Висконсин по специальности инженер-механик. В этом же году фабрика обзавелась вторым этажом, что позволило значительно расширить производство. В 1907 году было выпущено 150 мотоциклов. Также компании удалось занять важную часть рынка, потому что в этом году удалось заключить договор, по которому Харлеи начали покупать для местной полиции.

Слева направо: Уильям Дэвидсон, Уолтер Дэвидсон старший, Артур Дэвидсон и Уильям Харли

Все мотоциклы, произведённые в 1905 и 1906 годах, были с одноцилиндровыми двигателями объёмом 440 см³. В феврале 1907 года на чикагской выставке автомобилей был впервые показан мотоцикл с двигателем V-Twin (англ.)русск. (880 см³) мощностью около 7 лошадиных сил. Эти мотоциклы были почти в два раза мощнее первых одноцилиндровых. Максимальная скорость составила около 97 км/ч. Между 1908 и 1909 продажи мотоциклов выросли с 450 штук до 1149.

В 1911 году была выпущена усовершенствованная модель двигателя V-twin. У нового двигателя было механическое управление впускным клапаном, в отличие от более ранних моделей, у которых впускной клапан открывался за счёт вакуума, создающегося в цилиндре. Объём нового двигателя был уменьшен до 810 см³, но за счёт более совершенной системы газораспределения мощность возросла почти в два раза. Большинство мотоциклов, выпущенных после 1913 года, оснащались этим новым двигателем.

В 1913 году кирпичное здание фабрики, построенное в 1910 году, было снесено и на его месте построено новое пятиэтажное здание из железобетона и красного кирпича. К 1914 году Харли-Дэвидсон стал ведущим производителем мотоциклов в США, обогнав своего главного конкурента — компанию Indian. В 1914 году продажи достигли отметки в 16 284 машин.

В 1916 году было первое документированное использование мотоциклов «Харли-Дэвидсон» вооружёнными силами. Боевики мексиканского повстанца Панчо Вилья использовали мотоциклы «Харли-Дэвидсон» для налётов на пограничные с Мексикой американские города. Им противостояли войска под командой генерала Першинга на мотоциклах «Индиан».

После начала Первой мировой войны компания «Харли-Дэвидсон» получила первый официальный военный заказ — 500 мотоциклов были заказаны для армии Великобритании. В 1917 году Соединённые Штаты вступили в Первую мировую войну и мотоциклы начала заказывать и Армия США. Всего за время войны было заказано более 20 000 мотоциклов «Харли-Дэвидсон» для вооружения войск.

В 1920 году «Харли-Дэвидсон» стал крупнейшим производителем мотоциклов в мире. Их мотоциклы продавали дилеры в 67 странах. Производство составляло уже 28 189 машин. В 1921 году «Харли-Дэвидсон», за рулём которого был гонщик Отто Уолкер, впервые выиграл гонку, пройдя дистанцию со средней скоростью свыше 100 миль в час (160 км/ч).

В течение 1920-х мотоциклы снова были усовершенствованы. Появился новый 74-дюймовый (1 200 см³) двигатель V-Twin (англ.)русск. в 1922 году, а в 1925 году впервые появился бензобак в виде капли, который стоит на большинстве современных моделей мотоциклов. В 1928 году на мотоциклах «Харли-Дэвидсон» появился передний тормоз. В конце лета 1929 года «Харли-Дэвидсон» выпустил новый мотоцикл с нижнеклапанным двигателем объёмом 45 кубических дюймов (750 см³). Новый мотоцикл должен был составить конкуренцию мотоциклам 101 «Скаут» компании Indian и «Супер Х» компании Эксельсиор.

В этот период марка Harley-Davidson продолжает расти и развиваться, но сталкивается с набирающей обороты Великой депрессией в США. В 1933 году у покупателей впервые появляется возможность заказать графический рисунок на баке в виде орла в стиле арт-деко. Этот год считается неофициальной датой зарождения «кастомайзинга» (культуры настройки и улучшения мотоциклов по индивидуальному желанию мотоциклиста).

В 1935 году, в результате продажи лицензии на технологии Harley-Davidson японской Sankyo Company, зарождается японская мотопромышленность. Результатом совместной работы стало появление первой японской мотоциклетной марки Rikuo. В этом же году Джо Петрали (гонщик заводской команды Harley-Davidson на дерт-треке) выигрывает все 13 гонок национального чемпионата Американской ассоциации мотоциклов, установив в процессе гонок четыре рекорда.

Во время Второй мировой войны компания поставляла для вооружённых сил союзников мотоциклы модели WLA (мотоциклы канадского производства обозначались WLC), получившие прозвище Liberator (Освободитель). Мотоцикл имел двухцилиндровый V-образный нижнеклапанный двигатель объёмом 739 см³ и мощностью 23 л.с. Всего было изготовлено около 90000 мотоциклов этой модели. В СССР по Ленд-лизу было поставлено 26670 шт., что почти вдвое превышало количество всех советских мотоциклов, изготовленных за годы войны. Большая часть Harley-Davidson WLA в СССР оборудовались коляской от мотоцикла М-72 и задним сидением. Мотоцикл пользовался у советских солдат хорошей репутацией как надёжный и неприхотливый.

В 1942 году была разработана уникальная модель XA 750 с горизонтальным оппозитным расположением цилиндров двигателя. Мотоцикл был специально предназначен для эксплуатации в условиях пустыни. Однако, в связи с завершением военных действий в Северной Африке, модель не пошла в широкое производство.

После завершения войны производство гражданских мотоциклов было немедленно восстановлено, и уже в ноябре 1945 года началась сборка первых мотоциклов, предназначенных для продажи населению. В 1946 году Harley-Davidson представляет спортивную модель WR с двигателем объемом 45 кубических дюймов (750 см³), ставшую одним из лучших спортивных мотоциклов своего времени.

В 1947 году участников ежегодной дилерской конференции Harley-Davidson пригласили в поездку к «секретному месту». Этим местом оказался новый завод на Кэпитал Драйв в городе Вауватоса, штат Висконсин. Сейчас на этом месте находится Центр разработки новых продуктов Harley-Davidson имени Вилли Джи Дэвидсона.

В 1949 году впервые представлена модель Hydra-Glide с гидравлической передней вилкой.

В 1953 году Harley-Davidson отмечает 50-летний юбилей, отдавая дань уважения своему прошлому созданием специального юбилейного логотипа, который был установлен на переднее крыло всех моделей, выпущенных в 1954 году.

В 1956 молодая восходящая звезда Элвис Пресли позирует для обложки мотоциклетного журнала Enthusiast на мотоцикле Harley-Davidson KH.

В 1957 году общественности представлена новая модель Sportster, которая позднее стала родоначальником целого семейства мотоциклов Harley-Davidson. Это семейство существует в модельной линейке марки и по сей день. Конструкция, вдохновленная спортивными достижениями Harley-Davidson, и двигатель объемом 55 кубических дюймов (900 см3) сделали его известным, как один из первых «супербайков» своего времени.

В 1960 году был представлен первый и единственный за всю историю Harley-Davidson скутер, модель Topper. В этом же году Компания покупает половину европейского предприятия Aeronatica-Macchi, которое занялось производством небольших одноцилиндровых мотоциклов для локального рынка.

В 1964 году на трехколесной модели Servi-Car впервые появляется электрический стартер. А в 1965 на смену модели Duo-Glide приходит Electra Glide, ставшая еще одной легендой марки, положив начало семейству комфортабельных туристических моделей Harley-Davidson. Претерпев многочисленные изменения и обновления, эта модель до сих пор является флагманом линейки Harley-Davidson.

1970 год — на знаменитом соляном озере Бонневиль гонщик Кэл Рейборн устанавливает новый мировой рекорд скорости для мотоциклов. Специально подготовленный мотоцикл с двигателем от модели Sportster позволяет ему разогнаться до 426,5 км/ч.

В 1972 году появляется XR-750, спортивный мотоцикл для гонок на дерт-треке. Он оставался лучшим мотоциклом своего класса на протяжении последующих 30 лет.

В 1973 году Harley-Davidson значительно наращивает объемы производства благодаря открытию нового сборочного предприятия в Йорке, штат Пенсильвания. На площади более 37 000 км² разместилось огромное предприятие, которое стало отвечать только за сборку мотоциклов из комплектующих, произведенных на заводах в Милуоки и Томагавке. Завод на Кэпитал Драйв был реорганизован под производство двигателей.

Конец 70-х и начало 80-х ознаменовалось появлением большого количества моделей, которые позднее стали американской классикой.

1977 год — Harley-Davidson представляет сразу две модели. FXS Low Rider — мотоцикл с заниженным положением седла, которое вскоре стало типичным для мотоциклов такого класса. Ключевым отличием стала посадка ездока, при которой он сидел не «на мотоцикле», а «в мотоцикле». Low Rider стал настоящим хитом и позже неоднократно появлялся в модельной линейке Harley-Davidson. Самая свежая реинкарнация этой легендарной модели увидела свет в 2014 году. Второй новинкой стал Sportster в стиле Café Racer, созданный под руководством Вилли Джи Дэвидсона.

1979 год вошел в историю появлением еще одной легендарной модели — Fat Bob. «Толстяк Боб» получил своё название по двум причинам. «Толстяк» за большой сдвоенный бензобак, а «Боб» — за обрезанные укороченные крылья (bobbed fenders — англ.)

В 1980 году мотоциклы Harley-Davidson впервые получают кевларовый приводной ремень, пришедший на смену традиционному цепному приводу. Ремень не требует постоянного ухода и настройки и выдерживает высокие нагрузки. В скором времени привод ремнем станет стандартным для всех мотоциклов Harley-Davidson.

В 1983 году появляется клуб владельцев Harley-Davidson — HOG (Harley Owners Group), который почти сразу становится крупнейшим мотоклубом в мире. В течение первых 9 лет существования HOG число участников выросло до 90 000 человек, к 2000 году — 500 000 человек, а к 2014 году превысило 1 миллион действительных участников клуба.

1984 год вновь преподнес поклонникам марки сюрприз. На свет появилась первая модель самого популярного семейства Softail. На разработку этой модели инженеры компании Harley-Davidson потратили семь лет. Одновременно с этим мотоциклом дебютировал и двигатель V2 Evolution объемом 1340 куб.см.

В конце восьмидесятых акции Harley-Davidson выходят на Американскую фондовую биржу (1986 год) и торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже (1987 год).

1990 год — дебютирует модель Softail Fat Boy, ставшая легендарной благодаря фильму «Терминатор 2: Судный день» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.

В 1996 году Harley-Davidson наращивает производственные мощности, открывая Центр дистрибуции запчастей и аксессуаров в Франклине, штат Висконсин. А сразу за этим, в 1997 году, открывается новое здание Центра разработки новых продуктов на месте легендарного завода на Кэпитал Драйв. Производство двигателей переезжает на завод в Меномони Фоллс, а также начинает свою работу завод в Канзас-сити. Сразу за этим, в 1998 году открывается сборочное предприятие в Бразилии — первый завод Harley-Davidson за пределами США.

В 2001 году появилась модель V-Rod, которая заняла нишу технологичных и современных мотоциклов Harley-Davidson. Успех модели обеспечил ей будущее в качестве еще одного семейства модельной линейки Harley-Davidson.

2004 год ознаменовался выходом модели Road King, которая была призвана вернуть туристическим мотоциклам классический вид. Эта модель стала еще одним дополнением линейки туристических мотоциклов марки.

В 2006 году Harley-Davidson анонсирует глобальную реконструкцию своего музея в Милуоки, который вновь открывается для публики уже в 2008 году.

В 2013 году также была радикально обновлена платформа туристических мотоциклов, которая получила название проект Rushmore. Мотоциклы на новой платформе стали более комфортабельными и технологичными. Так впервые классическая модель получила комбинированное воздушно-водяное охлаждение, комбинированную систему торможения с автоматическим распределением усилий и многофункциональную развлекательную аудиосистему с навигатором, встроенным интеркомом и голосовым управлением.

В июне 2014 года состоялась презентация первого электрического мотоцикла LiveWire. Данная модель пока не предназначена для продажи и проходит ходовые испытания, в ходе которых Harley-Davidson планирует собрать информацию об отзывах клиентов, их пожеланиях и требованиях, которые они предъявляют к мотоциклу подобного класса и конструкции.

www.brandpedia.ru