Мотокросс эндуро. Эндуро кросс мотоцикл


Эндуро — Википедия РУ

Энду́ро (англ. enduro от лат. indurare — вынести, выдержать, вытерпеть) — дисциплина мотоспорта и велоспорта, агрессивный стиль езды по бездорожью и на специализированных спортивных трассах, начиненных бревнами, валунами и другими препятствиями, в зависимости от сложности соревнований. Для этой дисциплины используют соответствующую спортивную мотоциклетную (велосипедную) технику. Помимо соревнования на регулярность движения, в эндуро включено выполнение в кратчайшее время условий дополнительных соревнований.

История возникновения

Соревнования эндуро выросли из испытаний техники, так называемых «endurance run» и «endurance contest» (фр. endurance — выносливость). Самое первое мотоциклетное испытание было проведено в США 4-5 июля 1902 года, маршрутом из Бостона в Нью-Йорк. Именно этим испытаниям мы обязаны появлению в дальнейшем понятия «эндуро».

8 июля 1904 г. была основана Международная федерация мотоциклетных клубов (ФИКМ), предшественница нынешней ФИМ (Международной Мотоциклетной Федерации). По инициативе этой организации в 1913 году испытания на плохих проезжих дорогах были введены в программу первых международных шестидневных мотосоревнований под названием International Six Day Trial (ISDT).

В 1981 году слово «эндуро» было официально введено в употребление[1], и поэтому название соревнований изменилось на The International Six Day Enduro (ISDE).

Правила шестидневных соревнований

С самого начала помимо личного зачёта соревнования ISDT включали командный зачёт. Команда могла использовать мотоциклы, производящиеся только в своей стране (правило было упразднено после Второй Мировой войны).

Трасса обозначалась стрелками. Каждый этап был поделён на участки, на которых проверялась регулярность движения. Для различных классов мотоциклов были определены скорости на дистанции. Также было установлено определённое время прохождения каждого этапа между двумя последовательными контрольными точками. При прибытии спортсмена на контрольную точку за каждую просроченную минуту начислялось по одному штрафному очку. При опоздании более чем на 1 час, при проезде мимо контрольной точки или использовании посторонней помощи спортсмен дисквалифицировался (посторонняя помощь разрешалась только в случае заправки).

Мотоциклы предварительно осматривались перед началом состязаний, детали маркировались и пломбировались (замена любой из этих деталей влекло снятие с соревнований). По окончании дневных этапов доступ к мотоциклам закрывался до утра.

С течением времени ФИМ вносила изменения и дополнения в правила соревнований. В 1961 г. был введён ряд изменений с целью повышения чисто спортивного значения соревнований и безопасности на маршруте. Число специальных испытаний увеличилось до 11, в том числе: два вида испытаний на ускорение и торможение, два — на ускорение со скользящим финишем, три гонки в гору, три — по пересечённой местности и уже известная ранее часовая гонка. Позднее в соревнования ввели скоростные участки. Шестидневные соревнования усложнялись и дальше, предполагая использование техники в разных дорожных условиях (прежде всего тяжёлого бездорожья).

Мотоциклы для эндуро

  Мотоцикл для эндуро в отличие от кроссового имеет номерной знак

В первых шестидневных соревнованиях участвовали энтузиасты и любители, использовались серийные дорожные мотоциклы, на которых, как правило, был установлен мощный четырёхтактный двигатель с газораспределением нижними клапанами. Мотоциклы имели мощное ведущее колесо и подрессоренную переднюю вилку. В первых шестидневных соревнованиях в 1913 г. к категории мотоциклов были отнесены и трициклы.

В командном зачёте обычно участвовало два мотоцикла-одиночки и один мотоцикл с коляской[2]. В соревнованиях 1921 г. в Италии впервые приняли участие в гонке мотороллеры в одном классе с мотоциклами соответствующих рабочих объёмов[3].

С течением времени менялся регламент соревнований эндуро — менялась и техника для эндуро, для которой стали предъявляться более широкие требования, чтобы была возможность справляться с разнообразными дорожными условиями на протяжении всего соревнования[4].

  • Triumph Trophy TR5 500cc, 1948-1958 гг.

  • Dot Enduro, 1960-е гг.

  • Jawa 250cc Six Days S553, 1961 г.

  • Bultaco Matador MK5 Six Days, 1973 г.

  • Suzuki PE175N Enduro, 1979 г.

Таким образом, внешний вид мотоциклов для эндуро по сравнению с дорожными приобрёл следующие характеристики:

  • Большое переднее колесо (обычно диаметром 21 дюйм) и широкий руль — позволяют легче контролировать мотоцикл на неровных поверхностях.
  • Спицованные колёса — ремонтопригодны, могут выдерживать значительные деформации при сильных ударах, которые неизбежны в гонке, а также весят меньше литых.
  • Высокое крепление переднего грязевого щитка — не позволяет грязи забивать пространство между собой и колесом.
  • Развитые грунтозацепы протектора шин — позволяют передвигаться вне дорог общего пользования.
  • Цепная передача — обладает хорошей амортизационной способностью, упрощает смену передаточного отношения путём замены одной из звёздочек, кроме того, цепь мало весит.

В отличие от кроссовых, мотоциклы для эндуро, как и дорожные, имеют комплект светотехники, зеркал, средства навигации и государственные регистрационные знаки (то есть имеют ПТС и подлежат регистрации в ГИБДД), что обусловлено тем, что соревнования эндуро проходят в том числе и по дорогам общего пользования.

Следует также отличать мотоциклы для эндуро от мотоциклов двойного назначения, выпускающихся в стилистике эндуро. Если первые по техническим характеристикам предназначены для соревнований, то вторые — это гражданская техника, рассчитанная на утилитарное, а не спортивное использование[5][6].

Современные мотоциклы для эндуро характеризуются следующим:

  • Малая масса двигателя, низкий уровень шума, сравнительно небольшие вибрации, наряду с надёжностью и тяговой характеристикой. Наилучшая тяга — на низких и средних оборотах. При этом скоростная характеристика на тех же низких и средних оборотах может теряться[4].
  • Конструкция мотоцикла рассчитана на падения, поэтому повредить что либо, кроме зеркал и рычагов, достаточно сложно.
  • Шины используются только камерные, только они пригодны для спицованных колёс[источник не указан 1118 дней].
  • Рамы обычно стальные, далёкие от идеальной жёсткости.
  • Подвеска не рассчитана на экстремальные прыжки, как в мотокроссе, её задача — давать возможность быстро и безопасно передвигаться по любым неровностям.
  • Классический двигатель эндуро имеет воздушно-масляное охлаждение и так называемый «сухой картер». В нём масло не скапливается в поддоне, а откачивается в масляный бак насосом, другой насос подаёт моторное масло в систему смазки. Такая конструкция позволяет мотору работать не испытывая «масляного голодания», даже когда мотоцикл опрокидывается на бок.

Однако, и эти характеристики носят лишь общий описательный характер.

Как мотоциклетная дисциплина, эндуро регламентируется специальными техническими требованиями к мотоциклам. В эти требования (в зависимости от статуса соревнования — от международного до любительского) может быть включено:

  • минимальная масса спортивного мотоцикла в зависимости от его класса;
  • запрет на использование титановых деталей;
  • рабочий объём двигателя в зависимости от его класса;
  • нагрузка на мотоцикл в соответствии с минимальной массой;
  • учёт допустимого уровня шума;
  • ограничения по наименьшей и наибольшей ширине руля;
  • определённая конструкция и длина рычагов управления;
  • определённые хода подвесок мотоцикла;
  • определённая высота подножек;
  • независимые друг от друга тормоза;
  • грязевые щитки, закрывающие колесо под определённым углом;
  • определённый размер шин, профиль шин;
  • определённое установление и количество номерных табличек, их размеры и цвет, размеры и цвет нанесённых на них цифр;
  • перечень возможных изменений, вносимых в конструкцию дорожных мотоциклов, допускаемых к соревнованиям.

Вышеперечисленные требования оговариваются в регламенте соревнований с указанием конкретных допустимых цифр и значений[7].

Каждый год ФИМ утверждает и публикует список омологированных мотоциклов этого года[8]. Омологация (омологационная форма) является одним из непременных условий допуска каждой модели мотоцикла к соревнованиям международного или национального уровня и представляет собой документ, подтверждающий признание Международной Федерацией мотоспорта той или иной модели мотоцикла, его элементов, а также устройств, влияющих на безопасность.

В настоящее время некоторые фирмы наладили выпуск так называемых «серийных» мотоциклов для эндуро, например, серия KTM — EXC[9], серии Husaberg — FE (4-тактные) и TE (2-тактные)[10], серии Husqvarna — TE и WR[11].

Мировые чемпионаты под эгидой FIM

  The Maxxis FIM World Enduro Championship 2010

The International Six Day Enduro (ISDE) (англ.)русск. — старейшая шестидневная гонка эндуро, имеющая статус Чемпионата Мира с 1967 г.

The Maxxis FIM World Enduro Championship (WEC) (англ.)русск. — серия Чемпионата Мира по эндуро, впервые организованная в 1990 году и заменившая Чемпионат Европы по Эндуро (FIM European Enduro Championship), существовавший с 1968 г. Серия состоит в настоящее время из восьми двухдневных раундов, включающих в себя мотокросс, эндуро и экстремальные испытания.

FIM SuperEnduro World Championship — соревнования на скорость, проходящие на стадионе, где проложена земляная или песчаная трасса с препятствиями, в основном, естественного характера (камни, брёвна, водные участки и т. д.), аналогичными тем, которые можно найти на классической трассе эндуро[12].

Смежные дисциплины с элементами эндуро

Кросс-кантри

Сторонние наблюдатели могут путать два вида мотоциклетных гонок — эндуро и кросс-кантри (Cross-Country Rally), так как оба вида гонок достаточно длительные по времени и включают участки пересечённой местности. Однако, кросс-кантри отличается от классического эндуро отсутствием участков, по которым гонщики перемещаются как обычные участники дорожного движения. Международная Мотоциклетная Федерация определяет кросс-кантри как самостоятельную дисциплину мотоспорта[13]. Под эгидой ФИМ ежегодно проводится FIM Cross-Country Rallies World Championship[14].

Бахи

Бахи (bajas) — одно- или двухдневные гонки на дистанциях от 300 до 1000 км по разнообразному рельефу, призванные показать выносливость гонщиков и их мотоциклов. FIM ежегодно проводит The FIM Bajas World Cup[15]. В Америке самые известные бахи — Baja 1000 (англ.)русск. и Baja 500 (англ.)русск., проводимые в Мексике.

Ралли-рейды

Ралли-рейды (rally raids) — гонки, проводящиеся в несколько дней и включающие в себя элементы эндуро, кросс-кантри, триала и других дисциплин мотоспорта. Самым популярным ралли-рейдом на протяжении последних десятилетий является легендарная гонка «Париж-Дакар» (Dakar Rally)[16].

Эндуро-кросс

Эндуро-кросс (Endurocross, Indoor Enduro, Enduro-X или EX) — дисциплина, появившаяся в 2000 году как гибрид суперкросса, триала и эндуро[17]. Соревнования проводятся на закрытом стадионе, трасса включает в себя различные препятствия естественного характера (например, камни, валуны, брёвна, песок, грязь, воду), а также специальные препятствия (например, крупногабаритные шины).

Экстремальное Эндуро

Экстремальное эндуро (Extreme Enduro или Hard Enduro) — отдельное направление, описать которое можно как «человек и машина, покоряющие самые тяжёлые ландшафты планеты»[18]. Самые известные мировые соревнования — это The Erzbergrodeo (Австрия)[19][20], The Red Bull Romaniacs (Румыния)[21], The Hell’s Gate (Италия)[22], The Tough One (Великобритания)[23] и The Roof of Africa (Южная Африка)[24]. В 2011 году прошёл World Xtreme Enduro Championship (WXEC Tour) — чемпионат мира, который был регламентирован пятью основными мировыми организаторами соревнований по Экстремальному Эндуро.

Эндуро-спринт

Эндуро-спринт (Sprint Enduro) — простая и доступная форма соревнований, представляющая собой один специальный заезд по 7-8 кругов в каждом раунде серии. Отличается от традиционного эндуро отсутствием хронометража. Для участия в эндуро-спринте допускаются как мотоциклы для эндуро, так и кроссовые. Так как трасса не включает в себя дороги общего пользования, то от мотоциклов не требуется иметь комплект светотехники, зеркал, средств навигации и государственных регистрационных знаков[25].

Трасса может представлять собой различные виды участков пересечённой местности — травянистые, лесные, заезд на холм и др. Участники стартуют с 20-30 секундным интервалом. После завершения круга каждый участник возвращается в зону ожидания. Как только завершает круг последний участник — первый начинает следующий круг[26].

Первый чемпионат Европы по эндуро-спринту проводится с 2010 г. в Великобритании[26].

Эндуро в СССР

  Советские значки, посвящённые многодневным соревнованиям

Аналог эндуро появился в СССР под названием «мотомногоборье». Соревнования проводились в прикарпатских районах Украины, на Кавказе и в России. Первый чемпионат СССР по международным правилам прошёл в 1956 г. в Расторгуево под Москвой. Он разыгрывался в 4-х классах — 125 куб. см. (чемпион В. Бойко), 350 куб. см. (Д. Носиков), 750 куб. см. (Р. Решетниекc), 750 куб. см. c коляской (В. Михайлов — В. Медведев).

В том же 1956 году Центральный автомотоклуб СССР вступил в члены ФИМ, и гонщики из СССР впервые появились на шестидневке в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ), завоевав 9 медалей, 3 из них — золотые. В 1959 году советские мотоциклисты в розыгрыше главного приза «Международный трофей» были уже четвёртыми в командном зачёте и завоевали 13 золотых медалей. В 1961 году в Уэльсе тринадцать из семнадцати наших гонщиков были награждены золотыми медалями ФИМ и, кроме того, они получили две Большие золотые медали в классах 250 и 350 см3, выступая на отечественных мотоциклах. В 1962 году советская команда выиграла «бронзу» в самом престижном командном зачёте «Международный трофей».

Изучив зарубежный опыт организации многодневок советская мотофедерация использовала его при проведении соревнований в СССР. Стали проводиться шести-, трёх- и однодневные[27] гонки. Применялось прохождение одних и тех же участков дважды: в первый день в одном направлении, а во второй — в обратном. Кроме того, мотоциклисты участвовали в ряде дополнительных состязаний [28]:

  • в классической езде — это проверка мастерства вождения мотоцикла на труднопроходимых участках, где оценивается только качество езды без учёта времени, затраченного на преодоление участка; суть его заключается в том, чтобы провести мотоцикл по сложному участку, не касаясь ногами земли;
  • в кроссах — эти соревнования относятся к скоростным, то есть оценка результатов в них производится по времени, затраченному на прохождение трассы; трасса кроссового участка может быть линейной или кольцевой;
  • в подъёме на гору — эти соревнования также относятся к скоростным, трассы для подъёма подбираются различной крутизны и протяжённости и могут включать и горизонтальные отрезки;
  • в разгоне-торможении — также скоростные соревнования, участник должен по возможности в минимальное время преодолеть зачётный участок и остановить мотоцикл точно в двухметровой зоне остановки.

В качестве дополнительных состязаний в соревнования могли быть включены и два чисто военно-прикладных — стрельба и гранатометание.

В 70-е — 80-е годы Чемпионаты страны собирали до 300 участников. Советские гонщики участвовали в самых престижных международных гонках, в том числе и знаменитом ралли Париж-Дакар.

Однако, когда советские заводы почти свели на нет производство как уникальных, так и серийных машин для многодневок, спортсмены из-за нехватки конкурентоспособной техники прекратили выступления в международных соревнованиях.

Советские мотоциклы для многодневок

Эндуро в России

Чемпионат России по эндуро на мотоциклах

Российский Чемпионат по Эндуро проводится с 2001 года. Не проводился только в 2006 г. из-за организационных проблем. К 2007 г. количество соревнований снизилось до одного события в сезон[37]. Однако, 2009 год был объявлен МФР «Годом Эндуро» и стал попыткой возрождения чемпионата[38][39]. В 2016 году проведены 3 этапа Чемпионата России по классическому эндуро, чемпионат выиграла команда HARDENDURORU.

Современный Чемпионат по Эндуро имеет статус всероссийского и предполагает проведение в несколько этапов, проходящих в разных регионах страны. Каждый этап — отдельные двухдневные соревнования. На каждом круге организовывается один или несколько спецучастков (СУ), которые спортсмен должен преодолеть на максимальной скорости. СУ могут включать в себя скоростные повороты, прыжки, броды, искусственные и естественные препятствия в виде завалов из брёвен и камней. Возможны СУ внутри заброшенных строений, по лестницам, узким мостам и т. п. Рекомендованная дневная дистанция классам «Эндуро 1», «Эндуро 2», «Эндуро 3», «Юниоры» — 120—200 км в первый день, 100—150 км во второй день; классам «Любители», «Лайт» и «Женщины» — 100—150 км в каждый день.[40]

Требования к мотоциклам, могущим участвовать в эндуро, в российском регламенте обычно менее жёсткие по сравнению с мировыми соревнованиями. Например, по правилам 2012 г. рекомендовалось, но не требовалось в обязательном порядке использование ходовых огней (фары ближнего света, аккумуляторных фонарей и т. п.). Таким образом, в российском Чемпионате по Эндуро участники могли заявляться не только на мотоциклах для эндуро, но и на кроссовых, а участники класса «Лайт» могли принимать участие в соревновании на дорожных мотоциклах (в том числе, на мотоциклах двойного назначения), специально доработанных для участия в эндуро и соответствующих регламенту соревнования[40].

Перед началом соревнования спортсмен с мотоциклом должен пройти техническую комиссию. При прохождении комиссии некоторые части мотоцикла маркируются, их замена до конца гонки запрещена[40].

Эндуро на снегоходах

С 2003 г. в рамках Чемпионата России проводятся гонки эндуро на снегоходах. Дисциплина включена в мотоциклетные виды спорта, а гонка является официальным мероприятием МФР[41].

Эндуро на квадроциклах

С 2009 г. в Чемпионат России введён отдельный класс для ATV (квадроциклов), а в реестре спортивных мотодисциплин зарегистрировано понятие «эндуро на квадроциклах». Гонка является официальным мероприятием МФР[42].

Любительские соревнования

Кантри-кросс.

  Кантри-кросс в Бурцево, 28 августа 2009 г., общий старт «спринт Ле-Ман»

С 2003 года в России ежегодно проводится Кубок «Экстрим-Спорт» по кантри-кроссу на мотоциклах и квадроциклах[43] — гонка, объединившая в себе элементы мотокросса, эндуро и ралли. Постоянные организаторы Кубка, мотоклуб «Экстрим Спорт» и «Терехово+13», ориентируются на крупнейшие в Европе гонки L’enduro du Touque (фр.)русск.. Создатель и ведущий организатор Кубка — Сергей Миндин. Кубок изначально был рассчитан в первую очередь на любителей, а не на профессиональных спортсменов[44].

Обычно трассу для этого события готовят на трёх разных участках. Участок трассы для мотокросса: с трамплинами, волнами, виражами. Участок эндуро: с тропинками, спусками, подъёмами, мостками, брёвнами, бродами, естественными и искусственными препятствиями. Раллийный участок: по грунтовым дорогам, колеям, пескам[43].

Используется общий старт «спринт Ле-Ман»[43][45] (участники должны добежать до мотоцикла, завести его и только тогда начинать гонку).

Эндуро-кросс.

С 2010 года в России начали регулярно проводиться любительские соревнования по эндуро-кроссу. К соревнованиям допускаются мотоциклы производства любых стран, отвечающие требованиям Правил соревнований по Эндуро и Мотокроссу МФР.

Наиболее известны — ежегодная гонка на Кубок компании Iron Man[46], проводимая в несколько этапов, и эндуро-кросс «Буйные есть?»[47]. Гонка серии Iron Man включает в себя также детские заезды и заезд на квадроциклах. Для классов «Open» и «Лайт» используется общий старт «спринт Ле-Ман».

Примечания

  1. ↑ International Six Days Enduro - A brief history (англ.). Проверено 15 марта 2012. Архивировано 26 мая 2012 года.
  2. ↑ Гусак, 1990, с. 7—8.
  3. ↑ Гусак, 1990, с. 51.
  4. ↑ 1 2 Гусак, 1990, с. 253—323.
  5. ↑ Все, все будут ездить на эндуро!. Проверено 16 марта 2012. Архивировано 27 июня 2012 года.
  6. ↑ Кофман, 2012.
  7. ↑ FIM Official Documents - Regulations (англ.). Проверено 16 марта 2012. Архивировано 27 июня 2012 года.
  8. ↑ FIM Motorcycles Homologations (англ.). Проверено 16 марта 2012. Архивировано 27 июня 2012 года.
  9. ↑ KTM Enduro (англ.). Проверено 31 октября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  10. ↑ Husaberg Pure Enduro (англ.). Проверено 31 октября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  11. ↑ Husqvarna Enduro (англ.). Проверено 31 октября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  12. ↑ FIM SuperEnduro World Championship Regulations (англ.). Проверено 16 марта 2012. Архивировано 27 июня 2012 года.
  13. ↑ Official Documents - Cross-Country Rallies Codes and Regulations (англ.). Проверено 16 марта 2012. Архивировано 27 июня 2012 года.
  14. ↑ FIM Cross-Country Rallies World Championship 2012 (англ.) (недоступная ссылка — история). Проверено 16 марта 2012.
  15. ↑ 2012 FIM Bajas World Cup Appendices (англ.) (недоступная ссылка — история). Проверено 16 марта 2012.
  16. ↑ History:Dakar (англ.). Проверено 31 октября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  17. ↑ FIM Indoor Enduro World Championship (англ.). Проверено 16 марта 2012. Архивировано 27 июня 2012 года.
  18. ↑ World Xtreme Enduro Championship Annouced (англ.) (16 October 2009). Проверено 16 марта 2012. Архивировано 27 июня 2012 года.
  19. ↑ The Erzbergrodeo (нем.). Проверено 16 марта 2012. Архивировано 27 июня 2012 года.
  20. ↑ Эндуро Erzberg Rodeo 2013 — всего 1 % гонщиков дошли до финиша
  21. ↑ The Red Bull Romaniacs (англ.). Проверено 16 марта 2012. Архивировано 27 июня 2012 года.
  22. ↑ The Hell's Gate (англ.). Проверено 16 марта 2012. Архивировано 27 июня 2012 года.
  23. ↑ The Tough One (англ.). Проверено 16 марта 2012. Архивировано 27 июня 2012 года.
  24. ↑ The Roof of Africa (англ.). Проверено 16 марта 2012. Архивировано 7 августа 2012 года.
  25. ↑ Video: Beginners Guide to Sprint Enduro (англ.). Архивировано 25 мая 2013 года.
  26. ↑ 1 2 British Sprint Enduro Championship: BSEC FAQs (англ.). Архивировано 25 мая 2013 года.
  27. ↑ Егоров, 1967, с. 8—9.
  28. ↑ Дробицкий, 1961, с. 8.
  29. ↑ 1 2 Боришанский и др., 1963, с. 4—5.
  30. ↑ 1 2 Боришанский и др., 1963, с. 6.
  31. ↑ 1 2 3 4 5 Однолько, 1962, с. 21.
  32. ↑ 1 2 Пилюкевич, 1970.
  33. ↑ Юдин, 1967.
  34. ↑ Умняшкин и др., 1969, с. 10.
  35. ↑ Мотоциклам ИЖ - полвека, 1979.
  36. ↑ 1 2 Воронцов, 2011.
  37. ↑ Чемпионат России по Эндуро - в эти выходные (рус.). 2007-10-04. Проверено 4 ноября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  38. ↑ 2009 год в России - год мотокросса и эндуро (рус.). 2008-10-22. Проверено 31 октября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  39. ↑ Чемпионат по эндуро 2009 теперь и на квадриках! (рус.). 2009-03-27. Проверено 31 октября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  40. ↑ 1 2 3 Правила организации и проведения соревнований по Эндуро (рус.). Проверено 4 ноября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  41. ↑ Чемпионат России по Эндуро на снегоходах (рус.). 2006-03-09. Проверено 4 ноября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  42. ↑ Чемпионат России по Эндуро - хватит сидеть на диване (рус.). 2009-03-30. Проверено 4 ноября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  43. ↑ 1 2 3 В субботу в Шереметьево пройдут соревнования по Кантри-Кроссу (рус.). Проверено 15 марта 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
  44. ↑ Миндин, 2005, с. 42.
  45. ↑ Фонтон, 2004, с. 39.
  46. ↑ Гонка серии Iron Man 2012 (рус.). Проверено 10 октября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
  47. ↑ Эндуро-кросс "Буйные есть?" (рус.). Проверено 10 октября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.

Литература

  • FIM. International Six Days Enduro - A brief history (англ.) (25 October 2010). Проверено 15 марта 2012. Архивировано 26 мая 2012 года.
  • Гусак П. Эндуро: вчера, сегодня, завтра. — М.: Патриот, 1990. — 335 с. — ISBN ББК 75.721.8.
  • Логинов Б. Забытая шестидневка. — За рулем, 1990. — № 5. — С. 14.
  • Трамм Б. Ф. На мототрассах Европы. — М.: Досааф СССР, 1979. — 160 с.
  • Владимирский С. Путешествие в мир спидвея. — Санкт-Петербург: Папирус, 2002. — 456 с. — ISBN 5-87472-204-1.
  • Дробицкий В. Мотоциклетное многоборье. О дополнительных соревнованиях в многодневке. — За рулем, 1961. — № 5. — С. 8.
  • Миндин С. 90 человек на старте. Кантри // Мотокросс+ / Глав. ред. В. Потатуев. — 2005. — № 2. — С. 41—53.
  • Фонтон С. Кантри-кросс // Мотокросс+ / Глав. ред. В. Потатуев. — 2004. — № 4. — С. 39—41.
  • Боришанский Л. А., Слесаренко Н. И., Чермных М. Г. Ижевские спортивные мотоциклы. Устройство и эксплуатация. — Удмуртское книжное издательство, 1963. — 213 с.
  • Пилюкевич Г. Мотоциклы для спорта. — За рулем, 1970. — № 7. — С. 16—17.
  • Юдин А. Для массового спорта. — За рулем, 1967. — № 5. — С. 9.
  • Умняшкин В., Панов В. ИЖи для многодневки. — За рулем, 1969. — № 8. — С. 10.
  • Мотоциклам ИЖ - полвека. — За рулем, 1979. — № 11. — С. 11.
  • Егоров А. Мотоциклетные однодневные. — За рулем, 1967. — № 5. — С. 8—9.
  • Однолько Н. Мотоциклы держат экзамен. — За рулем, 1962. — № 9. — С. 21.
  • Воронцов А. Фамильный альбом: 60 лет мотоциклам из Минска // Мото. — За рулем, 2011. — № 7.
  • Кофман М. Единство непохожих: выбираем эндуро 250 см3 // Мото. — За рулем, 2012. — № 10.

Ссылки

http-wikipediya.ru

Мотокросс эндуро — RollerBord

В зависимости от конструктивных особенностей и назначения мотоциклы делятся на пять классов. Среди них – эндуро и кросс. Основное отличие – возможность передвижения и автономного выживания в природных условиях.

  • Кросс байк – мотоцикл для моторалли по бездорожью.
  • Эндуро – мотоцикл с двойным назначение (эксплуатация на дорогах и общего пользования).

В свою очередь, эндуро разделяют на:

  1. Туристические;
  2. Универсальные;
  3. Хард эндуро.

Таблица сравнения мотоциклов. Основные различая.

Кросс

Эндуро

Двигатель

1-цилиндровый

1- 2-х цилиндровый

Система охлаждения

сухой картер

воздушно-маслянное

Карбюратор

Кик-стартер

электронный впрыск

Минимальный дорожный просвет (мм)

До 400

До 300

Сухая масса (кг)

До 100

Более 100

Резина

большие шипы (грунт)

грунтозацепы двойного назначения (рассчитанная на езду как по грунту, так и по асфальту)

Подвеска

жесткая (для езды стоя)

мягкая, рассчитанная на езду сидя на сиденье, а не стоя на подножках

Тормоза

слабые тормоза

Более мощные тормоза, часто с лепестковыми дисками
Выхлопная система

прямоток (громкий выхлоп)

нормальный глушитель

Прочее

отсутствия панели приборов и светотехники, аккумулятора и электростартера, небольшой бак

наличие багажника, сидения для езды вдвоём, объёмный бак, комплект светотехники и аккумулятор

Туристические эндуро

Туристические эндуро предназначены в первую очередь для туристов, путешествующих по бездорожью.

Отличая туристического эндуро от кросс байков:

  • более мягкая подвеска;
  • длинные передачи;
  • не форсированный двигатель;
  • вместительный бак для длительных путешествий;
  • комбинированная резина;
  • наличие глушителя;
  • багажник;
  • имеется световая техника и дополнительные зеркала;
  • двойное сиденье.

Соответственно, за счет многих элементов, необходимых для длительных путешествий, такие мотоциклы гораздо тяжелее кросс байков. Кроме того, их обязательно нужно регистрировать в ГАИ.

Универсальные эндуро

Универсальные эндуро (dual purpose) – это байки двойного предназначения. Популярная модель GEON X-Road 200 BMW. Отличительной особенностью класса является возможность эксплуатации, как по бездорожью, так и на асфальтированной дороге.

Сегмент универсальных эндуро разнообразен. К ним относятся: легкие мотоциклы для езды по пересеченной местности (лес, горы), так и тяжелые байки для моторалли. Например, к категории универсальных байков, на на длительные расстояния относятся модели: Yamaha TTR250 и Suzuki DRZ400S. К категории универсальных внедорожных мотоциклов, относятся Honda серии XR (250сс, 400сс, 600сс) — характерны передвижением по городским дорогам.

Эргономика универсальных байков не предназначена для длительной езды в сидячем положении. Мотоциклы ведут себя не слишком стабильно на дороге.

Отличия универсальных эндуро от кроссовых:

  • больший вес
  • меньшая мощность

Хард эндуро

Большинство хард эндуро именнуемых как «кросачи», разрабатываются на основе кросс байков с добавлением светотехники, стартера, аккумулятора и прочих комплектующих.

Оба класса существенно мощнее универсальных мотоциклов, также особенностью является измерение ресурса двигателя в мото-часах. То есть, после 10-ти мото-часов вам придется менять масло в двигателе, каждые 100 мото-часов – заменять поршни. Следующим общим качеством эндуро хард и кросс являются низкий вес. Это делает их идеальным вариантом для бездорожья, где каждые 10 кг играют существенную роль. Кроме того, при покупке такого мотоцикла вам  придется купить прицеп или даже пикап. Это связано с тем, что ездить на таком мотоцикле по асфальту, очень накладно и опасно (моторесурс и грязевая резина быстро расходуются).

Все отличия между эндуро хард и кросс связаны с областью их эксплуатации. Кросс байки  предназначены для прыжков и езде по различным траекториям с максимальной мощностью.

Основные различия:

  • Рулевое управление кроссов отличается максимально острым углом. В то же время, подвеска имеет максимально жесткие настройки.
  • Мотор кроссовых байков настроен таким образом, чтобы они выдавали максимальную мощность на повышенных оборотах. При этом, передачи максимально сближены.
  • Для облегчения веса кроссы оснащаются максимально легкой системой охлаждения. С этой же целью в этих моделях отсутствует световая техника и аккумуляторы, так как эти мотоциклы заводятся один раз перед гонкой.
  • Посадка максимально высокая, поэтому, даже людям в высоким ростом не всегда удается встать на землю обоими ногами.

В отличие от кроссовых  хард эндуро являются более универсальным классом. Эти мотоциклы имеют другую геометрию управления, которая обеспечивает более стабильную езду по прямой траектории. Подвеска у хард эндуро обладает более мягкими настройками по сравнению с кроссами. Двигателя имеют низкие обороты.

Хард эндуро оснащаются более продвинутой системой охлаждения с дополнительными вентиляторами, что очень помогает им при натяжной езде на низких скоростях. Помимо этого, мотоциклы класса хард эндуро отличают более низкой посадкой.

В целом, мотоциклы эндуро более универсальные, чем кроссы. Соответственно, они имеют широкую область применения и, как правило, стоят дороже. В диапазоне цен от $500 – 2000 можно приобрести б/у мотоцикл. Если же вы пожелаете купить эндуро хорошего качества, то его можно приобрести за $2500-3000, не учитывая модели премиум сегмента серии BMW, и без учета дополнительных комплектующих.

zextrem.com

Часто слышу и употребляю фразу: «все будут ездить на эндуро». И вижу что «off-road болезнь» успешно косит наши ряды

Но к сожалению классический «инфицированный» не может сформулировать что ему нужно от аппарата. Он хочет «все и сразу». В итоге люди перегревают кроссачи в грязи, высоко прыгают на старых эндуриках, и штурмуют бревна на «туристах». Результат — потерянный кайф, время, деньги, а то и здоровье.

В этом посте я постараюсь дать систему координат для осознанного выбора внедорожной техники. Я типологизирую внедорожные аппараты и объясню их отличия, продиктованные сферой их применения.

Будет много текста и мало фотографий. Потому что какой смысл ставить много фотографий мотоциклов, которые внешне очень похожи? 🙂

Начнем с того что все внедорожные мотоциклы можно условно разделить на:
  • Туристические эндуро
  • Софт эндуро (Универсальные / dual purpose эндуро
  • Хард эндуро (Спортивныt эндуро)
  • Кроссовые мотоциклы

C «турындами», пожалуй, все понятно. Это мотоциклы для путешествий по хорошим или плохим, но дорогам. Именно поэтому многие полагают такие мотоциклы лучшей мото-техникой «для жизни». В промо-роликах мы увидим как люди сигают на них с барханов и носятся по лесным дорожкам. И я видел на БП ролик, где человек прыгает на Транс-альпе. Но это не значит что это их основное предназначение. На легковесах заниматься этим гораздо легче, приятнее, да и безопаснее 🙂

Однако основная проблема возникает когда новичек в мире внедорожных мотоциклов начинает выбирать между софт эндуро, хард эндуро, и кроссовыми мотоциклами. Потому что если говорить о модельном ряде одного производителя, то внешняя разница обычно сводится к менее зубастой резине и наличию поворотников/хвоста (под номер) у софт эндуро. ну и отсутствию светотехники как таковой у кроссача.

Но истинная разница гораздо глубже. Давайте в ней разберемся.

Универсальные эндуро

Как следует из названия, dual purpose мотоциклы универсальны. Они уверенно чувствуют себя как на асфальте, так и на бездорожье. Скоростное преодоление препятствий не их конек, и к спорту они имеют опосредованное отношение. Но проехать они способны практически везде. А подготовленный пилот на «чекушке» этой категории будет успешно штурмовать бревна и ездить по кроссовой трассе. Не быстро, не высоко, но уверенно 🙂

Определяющими факторами этой категории являются

  • Приемлимый вес для прохождения «сложных» участков, который впрочем все равно ощутимо больше чем у «боевых» аппаратов.
  • «Гражданский» моторесурс, и как следствие, меньшая мощность.

Всю кагорту универсальных эндуро можно разделить на 2 части:

2.1 Действительно универсальные мотоциклы,на некоторых из них с небольшими доработками можно даже отправляться в длительные путешествия.Яркими примерами универсальных мотоциклов являются Suzuki DRZ400S, Yamaha TTR250

2.2 Внедорожные мотоциклы, на которых можно ездить по дорогам Ярким примером является Honda серии XR (250сс, 400сс, 600сс)

В этот сегмент входят как легкие мотоциклы, идеальные для покатушек в лесу, так и тяжелые снаряды, изначально разработанные для ралли-рейдов.

Ключевым отличем «более внедорожных» dual purpose является эргономика и управляемость. Их эргономика не рассчитана на длительную езду сидя, а стабильность на дороге принесена в жертву управляемости. Стоит также заметить что этот сегмент фактически вымирает.

Хард эндуро и кроссовые мотоциклы

Хард эндуро и «кроссачи» схожи. Более того, часто хард эндуро разрабатывается на базе кроссача. Но это не значит что хард эндуро, это «кросс со светом, стартером, и ПТСом».

У них действительно много общего.

Во-первых они ощутимо мощнее «дуал спортов», но ресурс как кросса, так и хард эндуро измеряется в мото-часах. Как вам например смена масла и инспекция с частичной разборкой двигателя каждые 10 мото-часов? А замена поршня каждые 100 мото-часов? (Речь идет именно о регламенте ТО по мануалу, а не о реалиях «лесного тошнилова»)

Во-вторых они ощутимо легче. Поверьте, на бездорожье разница в 10 кг, это более чем ощутимо.

В-третьих в коплект к такому мотоциклу нужен прицеп. А лучше микроавтобус. Потому что даже если вы купите хард эндуро с ПТС… Ездить на нем по асфальту а) опасно (в основном из-за грязевой резины) б) очень накладно (моторесурс и грязевая резина на асфальте «съедаются» очень-очень быстро)

Различия между кроссовым и хард-эндуро мотоциклами обусловлены сферой их применения.

Кроссовые мотоциклы рассчитаны на максимально острую управляемость, высокие прыжки, и езду по известной траектории в режиме «максимальной мощности» (в районе отсечки) без остановок.

Поэтому их рулевые колонки имеют максимально острый угол. Их подвески имеют дубовые настройки. Двигатель настроен так что-бы выдавать максимальную мощность на высоких оборотах в ущерб «моменту» внизу. Передачи КПП сближены. Система охлаждения облегчена по минимуму. А по седлу они высоки так, что даже я со своими 190 см роста не всегда могу встать на землю обеими ступнями.

Светотехника им не нужна потому что на стадионе есть искусственное освещение, а кик-стартера более чем достаточно, ведь мотоцикл заводится один раз перед гонкой, и в идеале до конца гонки гонщик вообще не останавливается. У них даже подножки нет!

Хард эндуро несколько более универсальны. Они чуть стабильнее на прямой за счет немного иной геометрии. Подвеска также энергоемка, но имеет более мягкие настройки. Двигатель имеет хоть какие то «низы» (особенно у 450сс). Передачи КПП более «растянутые» Радиаторы больше и зачастую имеют вентиляторы принудительного охлаждения (очень актуально при медленной езде «внатяг» и грязекопании). Кроме того они часто заметно ниже по седлу. Как результат они обычно ощутимо дороже

Но пусть вас не вводит в заблуждения рассуждения об «относительно спокойном нраве». Любой современный хард эндуро это опасный для новичка спортивный аппарат. И даже «чекушка» в руках новичка не менее опасна чем 600сс спорт в руках первосезонника.

Что же выбрать?

Если вам нужно путешествовать — выбирайте тур-эндуро 🙂

Если вам нужен универсальный мотоцикл, на котором можно доехать до леса, «повеселиться» там и вернуться обратно своим ходом — берите софт эндуро. При этом если вы берете аппарат в дополнение к тому что уже есть в гараже, или просто не планируете ездить по асфальту дальше пары десятков км, имеет смысл остановиться на более «внедорожном» варианте (пункт 2.2). При этом надо понимать что кубатурные аппараты (400сс и более) требуют в обращении недюженной физической силы и «стальных яиц» 🙂

Кроме того вы обнаружите что на данный момент софт эндуро мало кто производит. Разве что Kawasaki KLX250, Yamaha WR250R (не путать с Yamaha WR250F — полноценный хард эндуро аппарат)

Если вы новичек и хотите «кроссач» или хард эндуро… Либо купите софт эндуро, либо идите в специализированную школу, занимайтесь с тренером, и храните там мотоцикл. А если вы не новичек, то вы сами все знаете 🙂

И напоследок хочу предостеречь от двух «классических» ошибок.

«Куплю кроссач на даче гонять — он ощутимо дешевле эндуры»На безрыбье конечно и рак рыба. Но классический сценарий понимания своей ошибки такой:

  • Заглох в грязи потому что низов у кроссача нет
  • С грехом пополам завелся по колено в грязи киком
  • Добавил газу и сразу закопался
  • Снова завелся с помощью акробатических приемов и такой то матери
  • Перегрел движок и попал на деньги потому что система охлаждения двигателя не предназначена для работы на высоких оборотах на малой скорости

И даже если все будет ок, вы просто недополучите возможное удовольствие 🙂

«Да я вообще меньше чем 600 кубов за мотоцикл не считаю!»Тут 2 варианта.

Вариант№1: человек покупает кубатурный софт эндуро. Обычно мотоцикл у него единственный. Он едет в лес кататься с группой на «чекушках». И проклинает все. Потому что на бездорожье вес и шасси гораздо важнее мощности.

Приведу аналогию. Мотоциклист это канатоходец.Мотоцикл движется по пересеченной местности и канат под эквилибристом раскачивается. Его задача — удержать равновесие. Вот это эндурист на чекушке.Теперь представьте что вам к поясу привязали утюг. Это эндурист на 400ССА теперь представьте себе что вы проглотили кувалду… Это Honda XR600R или Yamaha TT600

Вариант 2: человек с ходу идет и покупает внедорожную спортивную технику о 450сс.Это как новичка на спорт-литр посадить. Можно конечно сначала чуть придушить двигатель. Но это совсем другая история…

bikepost.ru

Мотокросс и эндуро – что это такое и в чем разница? Для начала стоит отметить, что эти виды мотоспорта имеют общие корни, используют дорожные мотоциклы, не нуждающиеся в высококачественном дорожном покрытии, однако мотокросс – это гонка на время по замкнутой трассе, а эндуро – соревнования, демонстрирующие владение определенной мотоциклетной техникой и выносливость, которые могут продолжаться несколько дней.

Для эндуро используют максимально облегченную технику, которая способна передвигаться в условиях полного бездорожья. На трассах соревнуются на кроссовых мотоциклах, которые также избавлены практически от всех «излишеств», утяжеляющих машину.

Мотокросс и эндуро предполагают преодоление разнообразных препятствий, как естественных, так и искусственно созданных. Следует отметить, что подвеска мотоцикла эндуро не рассчитана на опасные прыжки, тут важна скорость и безопасность при прохождении сложных участков трассы. Подвеска кроссовых мотоциклов – наоборот ориентирована на экстремальные прыжки.

Часть соревнований эндуро, как и мотокросс, ставят целью достижение лучшего результата, другая часть сосредоточенна на самом процессе катания на мотоциклах класса эндуро. Участник мотокросса имеет возможность запомнить расположение препятствий на кроссовой трассе, совершив первый круг. В эндуро каждое препятствие – неожиданность, реакция пилота должна быть мгновенной и безошибочной, здесь нельзя заранее подготовиться, изучить маршруты и карты, так как маршрут соревнований будет по большей части проходить вне дорог.

Мотокросс в отличие от эндуро, вынуждает участника раз за разом отрабатывать приемы и оттачивать технику, чтобы успешно пройти одну единственную трассу. Совершенствовать свои навыки для участия в соревнованиях по эндуро можно где угодно, чем меньше местность будет напоминать подготовленную трассу, тем лучше.

Общая черта, которая объединяет поклонников обоих видов соревнований – отсутствие необходимости получать права на управление мотоциклом, поскольку используемая техника относится не к транспортным средствам, а к спортинвентарю. Если же мотоцикл класса эндуро будет использоваться на дорогах общего пользования – необходимо водительское удостоверение с соответствующей категорией.

www.bolshoyvopros.ru

1. Какие бывают мотоциклы эндуро.

1.1. Турэндуро.

Начнем издалека. Туристические эндуро – это мотоциклы для дальних мотопутешествий, имеющие небольшие внедорожные задатки. Сейчас понятие турэндуро сильно извратилось, производители начали выпускать тяжеленных монстров, хотя и на мягких подвесках, но слишком сложных технически, чтобы провести даже мелкий ремонт в чистом поле. К тому же, правда, вместе с объемом двигателя, начал просто зашкаливать вес. Все это приводит к тому, что адекватно ехать по каким-либо поверхностям, сложнее грейдера, на тяжелых мотоциклах эндуро уже становится сложно, поскольку клоповый вес райдера, в сравнении с груженым мотоциклом, уже просто не в состоянии ни загрузить вилку, когда это надо, ни отработать занос. Да и поднять-то сложно, о чем там говорить. Хрестоматийным примером тяжелых туристических эндуро является BMW, хотя сейчас уже вышла гораздо более адекватная новая Africa-Twin.

В гонку, кто жирнее, также давно включился KTM, чуть более адекватный, с точки зрения соотношения вес-двигатель-подвеска.

Средние эндуро традиционно имеют кубатуру двигателя в районе 600-700 кубов, хотя, до недавнего времени, когда появилась 701-кубовая Хускварна, этот объем чаще всего плавал в промежутке 600-690 кубов. Средние эндуро уже позволяют куда-то съехать и проехать чуть подальше, даже в груженом состоянии. Ломиться на такие маршруты, как Устюрт и Кольский, к примеру, гораздо удобнее именно на средних эндуро, чем на тяжелых. Хотя по асфальту и гораздо скучнее будет проезжать эти тысячи километров до основной цели мотопутешествия.

Примеры таких мотоциклов: Yamaha xt660z Tenere, BMW F650GS, KTM 690r – немного особнячком, но в той же категории, Honda XR650L – тоже во многом превосходит первые два и надежный как кирпич, в отличие от третьего, но тоже относится к средним эндуро.

Принципиальное отличие средних эндуро от тяжелых в том, что на таких мотоциклах уже имеет смысл иногда вставать в стойку, поскольку они хоть отзываются на управление весом. Если вы видите чувака, который валит куда-то на BMW r1200gs с кофрами в стойке (они такое любят, и чаще всего по городу) – это просто обычный понторез. А вот райдер на 690-м KTM уже может встать в стойку не просто так.

1.2. Легкие эндуро.

Легкие утилитарные эндуро. Слово “утилитарный” плотно вжилось в среде квадриков, где есть утили, использующиеся для размешивания локальных болот вокруг дачи, выездов на природу с семьей и прохождения затычных маршрутов с мужиками. И есть кроссовые квадосы, легкие и прыгучие, с цепным приводом, использующиеся в квадрокроссе и ралли-рейдах. Мотоциклы “утилитарниками” не называют, но мне кажется, это слово лучше всего характеризует легкие эндуро класса Yamaha TTR250, Honda XR250-400, Suzuki Djebel, DR-Z и подобные. Это легкие мотоциклы, которые без задних мыслей можно воткнуть в болото, весь день оттуда выталкивать… И в итоге вытолкать, не сломав! Они же используются для эндуро-туризма, когда маршрут представляет из себя просто серию GPS-точек на местности. Конструктивно очень простые, зачастую имеют даже воздушное охлаждение, межсервисный интервал считается в километрах, а не в моточасах, и это один из ключевых моментов.

Подвески на таких мотоциклах иногда намеренно представляют из себя прошлый век (неперевернутые вилки в угоду ремонтопригодности и надежности), пластика минимум, все, что сделано не из пластика – крепкое и простое (не жалко ронять даже на приличной скорости). В общем, идеальный вариант для всего, кроме дальняков по асфальту – становится попросту скучно!

1.3. Спортивные эндуро.

Спортивные эндуро – это мотоциклы, при создании которых производитель рассчитывал, что они могут хоть раз в своей жизни где-нибудь стартовать и, в идеале, иногда финишировать. Двигатели становятся разборчивыми в отношении качества используемого топлива, достаточно высоко форсированные, бензина потребляют в разы больше, а межсервисные интервалы начинают измеряться не в километрах пройденного пути, а в моточасах. Понятие “расходник” значительно расширяется: к маслу и фильтрам прибавляются клапана, поршень, цепь ГРМ и т.д. Расходы на содержание таких мотоциклов на порядок выше, на асфальт на них вообще не выезжают (хотя иногда-таки из них делают адовые мотарды), поэтому 90 % таких мотоциклов таможатся без ПТС и считаются спортивным инвентарем. Яркие и распространенные примеры таких мотоциклов: Yamaha WR разных кубатур, но в основном WR450F, Honda CRF450X, KTM EXC разных кубатур.

Это очень легкие мотоциклы, технологически являются ответвлением кроссовых мотоциклов. Длинноходные и технологичные подвески, небольшой вес и форсированные моторы. Комфорта нет, но он и не нужен, поскольку даже сидя на этих мотоциклах ездят крайне редко. На таких мотоциклах ездят эндуро-гонки, достраивают их под участие в ралли-рейдах, под настроение на них можно даже попрыгать на кроссовой трассе, хотя для полноценных занятий мотокроссом они не годятся. Гонять на них фрирайд – удовольствие, быстро развивающееся в зависимость, сравнимую разве что с тяжелой наркоманией.

Также следует добавить, что такие мотоциклы уже действительно опасны для новичка, они резкие, дури много, покалечиться очень легко.

Хард-эндуро. Самое смешное, что эту подкатегорию спортивных мотоциклов эндуро сложнее всего охарактеризовать. Грань совершенно незримая, к тому же здесь уже на первый план выходит навык езды (хотя и так нельзя выразиться, поскольку в гонке любой мотоцикл за тебя не поедет никогда). Многие люди успешно гоняют хард-эндуро и на DR-Z400, к примеру, которого я отнес к утилям. Но все же, в конструктивном плане, здесь самое большое значение имеет вес, при том, что остальные показатели должны оставаться на уровне.

Из-за особенностей езды, расходником становится буквально все, включая рули и подрамники. Но этот кайф того стоит!

Если попытаться объяснить на пальцах, то самый распространенный эндуро-паровоз, в хвост и в гриву эксплуатирующийся в каких-угодно гонках, Yamaha WR450F, – это совсем не хард эндуро. Можно поспорить? Нельзя! Сам концерн Yamaha признал это, выпустив YZ450X, как промежуточный вариант между эндуро WR450F и кроссовым YZ450F, максимально выкинув все ненужное и облегчив конструкцию, помимо прочих модификаций. Опять же, та же Yamaha вернулась к производству двухтактников! Правда, насколько я понимаю, YZ-X – это больше кантрикроссовая тема, чем хард-эндурная, но вектор на похудание налицо.

И вот здесь на сцену выходят двухтактники, настоящий монстр хард-эндуро KTM 300 EXC и клоны, вроде моего TM EN 300, Gas-Gas и гораздо более распространенных Husqvarna и Husaberg. Они в большей степени подходят для эндуро-кросса и хард-эндуро.

А вообще, чаще всего, если говорят о хард-эндуро, подразумевают спортивные эндуро в целом. Не думаю, что это правильно, поэтому и выделил эти мотоциклы в отдельную подкатегорию.

2. Отличия мотоцикла эндуро от кроссового.

В общем-то, самый распространенный вопрос, ради ответа на который и начинают разбираться в отличиях между двумя этими типами мотоциклов: можно ли на кроссаче гонять эндуро? Вопрос этот возникает из-за того, что кроссовые мотоциклы дешевле, чем эндуро. Правильный ответ: можно, но до определенного уровня и не любое эндуро. Надо понимать, что кроссовый мотоцикл создается для езды только по кроссовой трассе, он более резок, рассчитан на езду на более высоких оборотах, в ущерб максималке. Различий огромное количество, что вспомню, сейчас постараюсь включить в сравнительную таблицу.

Мотокросс  Эндуро
Двигатель настроен на высокие обороты. Более тяговитые настройки двигателя.
Коробка передач имеет длинную первую, для старта, остальные короткие. 4-ступенчатая или 5-ступенчатая. Первая короткая, чтобы не травить сцепление на малых скоростях в затычных местах. Остальные подлиннее, встречаются 6-ступки.
Подвеска более жесткая, чем на эндуро, рассчитанная на прыжки. В последнее время все чаще встречаются пневматические вилки. Подвески относительно мягкие, пневмо-вилок массово на эндуро мы еще долго не увидим, если увидим вообще.
Маленький бензобак. Большой бензобак. Бензобак чуть побольше, но зато много готовых тюнинговых решений с увеличенным объемом.
Отсутствие фары, приборки, генератора фактически хватает только на то, чтобы давать искру. Фара, приборка, стоп-сигнал, генератор, в среднем, на 60 Вт, большое количество тюнинговых статоров, что позволяет увеличить потребление.
Слабая система охлаждения, нет даже расширительного бачка. Чаще всего есть расширительный бачок, иногда даже вентиляторы принудительного охлаждения.
Отсутствие защит, подножки, перечисленных элементов электрики, чаще всего, и электростартера = значительная экономия на весе. Тяжелее, чем кроссачи, хотя снять все перечисленное легче, чем поставить на кроссач.

Это с ходу, а если вглядеться чуть пристальнее – то даже колеса разного диаметра! В общем, если хотите гонять эндуро – лучше брать мотоцикл эндуро. Хотите мотокросс – берите кроссовый. Хотите кантрикросс – берите… тоже кроссовый! Совершенно разные мотоциклы, похожи только с виду. Правда, это понимание приходит не сразу, но оно приходит всегда.

3. Двухтактники против четырехтактников.

Я немного ездил на кроссовых двухтактных мотоциклах YZ125, YZ250 и CR250, но мой уровень мотокроссовых навыков слишком низок, чтобы как-то комментировать разницу с 4т, в плане эффективности езды. Между объемом разница есть, чем он выше, тем меньше эффект “вкл-выкл”, которого так боится большинство не сидевших никогда на двухтактных кроссачах райдеров. Это все, что я могу сказать. По моим наблюдениям, абсолютное большинство современных мотокроссников использует четырехтактную технику (кроме детишек). Но прокомментировать эту тенденцию я никак не могу, поскольку мой мотокроссовый опыт на 100% соответствует этой картинке:

С эндуро не все так однозначно. На 2т эндуро ездить приятно, эффективно и интересно, поэтому двухтактных мотоциклов в современном эндуро много. Двухтактные эндуро, в отличие от кроссачей, имеют низы и относительно эластичные двигатели. Давайте по пунктам:

3.1. Мощность и эластичность.

В мотокроссе 125 2т приравнивается к 250 4т, а 250 2т – к 450 4т. В эндуро то же самое. Казалось бы, тогда двухтактники решают, но это не так. Вернее, решают, но не всегда. Четырехтактные двигатели гораздо более эластичные, в то врем как двухтактники сильно привязаны к особенностям работы резонатора. Условно говоря, если поставить резонатор FMF Fatty, мотоцикл с низов и до середины будет выпрыгивать на заднее, но вот тягаться на высоких скоростях с четырехтактником одного уровня не стоит даже пробовать. Двухтактники – это вообще не раллийная техника. Ехать на скорости 120 км/ч на WR450F просто удобно, в то время как двухтактная 300-ка молотит на таких высоких оборотах, что страшновато становится.

Четырехтактники более эластичные, что позволяет несколько лениться в поворотах и не так активно пользоваться сцеплением. Это очень удобно.

На двухтактниках есть неописуемое ощущение подрыва, при выходе на резонанс. Многих это пугает. Кто не испугался, на четырехтактник уже никогда не пересаживается.

3.2. Расход топлива.

Двухтактники потребляют значительно больше бензина, чем четырехтактные мотоциклы. В длительной гонке, на кантрикроссе XSR,  к примеру, где заезд длится полтора часа, многие теряют время на дозаправках. В обычные дружеские покатушки приходится брать с собой немного масла, а иногда и бутылку с готовой смесью. Причем, с ростом объема двигателя, расход бензина растет нелинейно: 300-ка потребляет в полтора раза больше, чем 250, при разнице в объеме в 1,2 раза. Четырехтактники, в плане топлива гораздо экономичнее.

3.3. Удобство использования и обслуживания.

Использовать удобнее 4т, обслуживать – 2т.

В четырехтактник достаточно залить бензина – и можно ехать. В двухтактный мотоцикл бензин заливается вперемешку со специальным двухтактным маслом, причем, я знаю людей, которые ездят на ресурсных двухтактных лайт-эндуро, типа Suzuki RMX, где есть система раздельной смазки, но не знаю ни одного, кто бы ее использовал, поскольку если она выйдет из строя, мотору сразу хана. Все смешивают в баке. Потом приходит привычка, и премикс перестает быть чем-то неудобным, но все равно, это целое одно лишнее действие.

При неправильной смеси или на затычных маршрутах, когда масло не успевает прогорать, на двухтактниках дохнут свечи. Пара запасных свечей и свечник надо всегда иметь с собой. Правда, в эндуро это компенсируется возможностью использовать свечи типа А17ДВРМ, которые стоят копейки и продаются в каждом сельпо.

Двухтактники гораздо более предрасположены к обмерзанию карбюратора зимой. Эффекты при этом чудесные: от захлебывания мотора до примерзания дросселя, что по сути аналогично закусыванию троса газа. Бывает опасно.

Почти все современные четырехтактники инжекторные. До инжекторов на 2т мы, кажется, только-только добираемся. Хотя отсутствие необходимости использовать аккумулятор – это скорее плюс, чем минус.

Двухтакник не страшно топить, но правда, с оговоркой, что в чистой воде. Мотоцикл приводится в боевое состояние после утопления минут за 15. Причем, четырехтактник едет дальше на эмульсии, а двухтактник может валить дальше почти так же, как и валил. Это “почти” относится к возможной эмульсии в трансмиссионке, но там обычно такой маленький сапунчик, что для ее образования мотоцикл должен пролежать в воде приличное время.

Поменять поршень в 2т может и ребенок. ГРМ отсутствует, и это большой плюс, как с точки зрения ремонта, так и с точки зрения диагностики. Не единожды видел картину, когда уставший клапан обламывался, грибочек падал вниз – и хозяин получал Сталинград. На 2т такого просто не бывает.

3.4. Что дешевле.

Низкая стоимость обслуживания двухтактника компенсируется высокой стоимостью использования. Двухтактное масло стоит денег, и за межсервисный интервал, по ощущениям, накапливается почти такая же сумма, которая тратится на новые детали при ремонта четырехтактника. Но с одной оговоркой: если все делать своими руками. Если же к стоимости деталей прибавлять работу механика, то 2т дешевле.

3.5. Особенности езды.

Двухтактные мотоциклы почти не тормозят двигателем. Помню, как испугался, когда в первый раз влетел на двухтактнике в поворот в мотокроссе, который я раньше проходил на четырехтактниках со сбросом газа, подтормаживая движком. Но, к моему удивлению, ничего плохого не произошло, даже наоборот, просто я начал проходить этот поворот быстрее. Отсутствие торможения двигателем, во-первых, дает ощущение легкости. Разница в весе между 2т и 4т на самом деле очень невелика, но на 2т есть само ощущение легкости. Это трудно описать, надо просто почувствовать. Во-вторых, чисто субъективно, легче ездить по глубокому песку, когда на сбросе газа 2т не так зарывается.

На двухтактных мотоциклах приходится активнее использовать сцепление. От этого никуда не деться, но это и не является минусом.

mototraveller.ru

rollerbord.life

Мотоцикл кросс Эндуро - Мотоциклы

2BIKE
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Объявления
  • Форум
Главная > Фотогалерея > Мотоциклы Эндуро > Мотоцикл кросс Эндуро

Поделиться

теги

  • Эндуро
  • Дрэгстер
  • Боббер
  • Чоппер
  • Круизер
  • мотовездеход
  • Кроссовый байк
  • спортбайк

Рубрики

  • Harley Davidson
  • Honda CB
  • Honda CTX
  • Honda GL
  • Honda GL 1800
  • Honda SBR 1000
  • Honda SBR 300
  • Honda SBR 600
  • Honda Shadow
  • Honda VFR
  • Honda VFR 1200
  • Kawasaki Ninja
  • Suzuki GSX
  • Suzuki Strom
  • Suzuki SV
  • Гидроциклы
  • Иж Юпитер
  • Квадроциклы
  • Квадроциклы Honda
  • Китайские Мотоциклы
  • Кроссовые Мотоциклы
  • Мопеды
  • Мотоцикл Восход
  • Мотоцикл Днепр
  • Мотоцикл Минск
  • Мотоцикл Планета
  • Мотоцикл Урал
  • Мотоцикл Ява
  • Мотоциклы BMW
  • Мотоциклы BMW G
  • Мотоциклы BMW R
  • Мотоциклы Ducati
  • Мотоциклы Honda
  • Мотоциклы Yamaha
  • Мотоциклы Иж
  • Мотоциклы с коляской
  • Мотоциклы Эндуро
  • Скутеры Honda
  • Спортивные мотоциклы

подобнее

подобнее

подобнее

подобнее

подобнее

подобнее

  • Новости
  • Фотогалерея
  • Объявления
  • Форум

2bike.ru