Виды мотоциклетных аккумуляторов и их эксплуатация. Что такое на мотоцикле акб


Мотоциклетный аккумулятор. Подбор. Обслуживание

Всю неделю мы работаем и ждем с нетерпением выходные, чтобы сесть на свой любимый байк и уехать куда-нибудь подальше от шумного города. И вот наступает выходной день, и мы “летим” в гараж с улыбкой на лице и радостью в сердце. По дороге обзванивая друзей, с которыми договорились встретиться заранее в назначенном месте, c радостью сообщаем: “Все по плану, скоро буду!”

И вот со скрипом открыв ворота гаража, с удовольствием смотрим на байк. Но долго любоваться хорошо вымытым и отполированным байком времени нет, нужно выезжать. Накинув быстро мотоэкипировку, выводим байк на улицу и закрываем гараж. Сев на мотоцикл, поворачиваем ключ зажигания и нажимаем кнопку стартера. К нашему большому разочарованию при нажатии кнопки стартера слышится лишь щелчки и потрескивания стартера. Все приехали, поездка накрылась по причине разрядившегося аккумулятора. Можно конечно завести с “толкача“ или “прикурить” АКБ от машины. Но, что будем делать, если отъехав куда-то далеко от города и заглушив мотор мы в дальнейшем столкнёмся с той же проблемой и не сможем завести байк?

Да, такие или подобные ситуации периодически случаются с нами. Тогда мы понимаем, что красивый и ухоженный байк, это еще не все. Нужно уметь, его правильно и, что особенно важно, вовремя обслуживать. Тогда на очередной выходной день мы не будем ковыряться в гараже, а поедем куда захотим, получая максимальное удовольствие от дороги и четкой работы байка.

Короткий ликбез по мотоциклетным аккумуляторным батареям

Попробуем затронуть только ключевые моменты, которые могут нам понадобиться при выборе и обслуживании аккумуляторной батареи.Аккумуляторная батарея обеспечивает электрическим током все потребители в момент, когда двигатель мотоцикла не работает, а также позволяет произвести пуск двигателя при помощи стартера.  Также аккумулятор необходим для нормальной работы электропотребителей мотоцикла в момент низких оборотов двигателя.

Типы мотоциклетных аккумуляторных батарей

На мототехнике используются свинцово-кислотные аккумуляторы двух типов: обслуживаемые и не обслуживаемые. Вдобавок аккумуляторы можно разделить еще, в зависимости от добавок, материалов и компонентов, на: традиционные (классические), AGM и гелевые.

  • В традиционных аккумуляторах (сурьмянистых, малосурмянистых, кальциевых, гибридных) электролит находится в жидком виде. Традиционные аккумуляторы стоят значительно дешевле, чем аккумуляторы AGM или гелевые, но имеют ряд особенностей. Такие аккумуляторы устанавливаются строго в вертикальном положении. Не рекомендуется установка аккумуляторов с жидким электролитом на технику подверженную сильным вибрациям и большим наклонам в процессе движения техники. Требуется периодическая проверка уровня электролита.
  • Аккумуляторы AGM все чаще используются в современной мототехнике не оставляя никаких шансов классическим аккумуляторам. Все дело в особенностях конструкции аккумулятора. Электролит в аккумуляторах AGM находится не в жидком состоянии, а в гелеобразном. Этого удалось достичь за счет добавления специального пористого материала между пластинами АКБ, который впитывает в себя электролит и удерживает его в гелеобразном состоянии. Аккумуляторы AGM имеют ряд преимуществ по сравнению с классическими.

1. Прежде всего, это отличная виброустойчивость и возможность установки аккумулятора в любом положении (кроме перевернутого).2. Низкий саморазряд. Что позволяет долго хранить АКБ без подзарядки.3. Высокий ресурс. Ресурс аккумулятора AGM значительно выше классических аккумуляторов.

Как выбрать аккумулятор на мотоцикл, скутер, квадроцикл

Итак, если старый аккумулятор всё-таки необходимо заменить, что нам нужно знать для правильного подбора нового АКБ?❶ Самый быстрый вариант поиска нужного аккумулятора, это воспользоваться подбором на сайте мотоэкспресс (у нас он находится в левой части на главной странице) или на сайтах производителя АКБ.❷ Один из вариантов, это воспользоваться сервис мануалом.  В сервисной книжке всегда указываются возможные варианты аккумуляторных батарей, которые могут быть установлены на данную технику.❸ Подобрать аккумулятор можно по размерам. Размеры указывают всегда в последовательности (Д-Ш-В): длинна, ширина, высота.❹ При выборе аккумулятора необходимо уделить внимание расположению полярности клемм. В современных мотоциклах все довольно компактно и установив аккумулятор с противоположной полярностью нам просто может не хватить длинны проводов.❺ Расположение аккумулятора. Необходимо помнить, что аккумуляторы в которых электролит находится в жидком состоянии можно устанавливать только строго вверх.❻ Учитываем технику, на которую устанавливаем аккумулятор. При использовании аккумулятора на “спокойной” дорожной технике достаточно будет и недорого аккумулятор классического типа (электролит в жидком виде). На спортивную мототехнику испытующую сильные вибрации, встряски, прыжки и тд. лучше устанавливать аккумуляторы типа AGM или гель.

Как обслуживать мото аккумуляторы? Как заряжать мото аккумуляторы?

Довольно часто новый аккумулятор сразу после покупки устанавливают на байк и забывают про него. Прослужив один от силы два сезона аккумулятор «умирает» и приходится снова покупать новый. В большинстве случаев причина небольшого ресурса аккумулятора кроется в неправильном его обслуживании или полном его отсутствии.

Что необходимо знать про обслуживание аккумуляторов

Чтобы аккумулятор служил долго, необходимо с самого начала о нем позаботится. Поэтому будем сразу правильно обслуживать наш аккумулятор с момента покупки. Рассмотрим три типа аккумуляторов, с которыми можем столкнуться при покупке в мотосалоне или интернет-магазине.

❶ Сухозаряженный классический(жидкий электролит).❷ Сухозаряженный AGM.❸ Подготовленный AGM.

Первые два варианта аккумуляторов требуют подготовку после покупки, третий вариант подготовлен к использованию еще на заводе.Первые два типа аккумуляторов продаются в сухозаряженном состоянии, в комплект входит кассета с электролитом.

Подготавливаются следующим образом.

  • Снимаем защитную пленку, прикрывающую пробки аккумулятора;
  • Снимаем с кассеты электролита планку-пробку. Откладываем ее в сторону, так как нам она еще пригодится;
  • Переворачиваем кассету электролита и вставляем сверху аккумулятора. Несильно надавливаем на кассету и наблюдаем, как электролит заливается в аккумулятор. Процесс выливания электролита можно ускорить сжиманием кассеты по бокам;
  • После полного заполнения аккумулятора электролитом необходимо подождать 3-4 часа, для лучшей пропитки пластин аккумулятора. Температура окружающей среды должна быть около 20 ℃. Если температура ниже, то необходимо увеличить время пропитки;
  • Аккумулятор практически готов к использованию. Как правило, после пропитки пластин, аккумулятор заряжен ≈80%. Читая инструкцию по правильному вводу аккумулятора в эксплуатацию, можем там увидеть рекомендацию замерить вольтметром напряжение на клеммах аккумулятора после пропитки пластин АКБ. Напряжение на клеммах от 12,5В считается достаточным для начала эксплуатации аккумулятора. Но, тем не менее перед установкой на технику, лучше все-таки полностью зарядить аккумулятор специальным зарядным устройством;

Первоначальная зарядка аккумулятора должна выполняться с открытыми банками. Не будем сильно вдаваться в подробности зарядки аккумуляторной батарей, так как это даже не отдельная статья, а целая книга. Достаточно будет перечислить основные моменты позволяющие зарядить аккумулятор без вреда для него:

① Напряжение не должно превышать 14,2V, ток зарядки не больше 10% от емкости аккумулятора. Если есть сомнения в зарядном устройстве аккумуляторов, все эти показатели можно измерить мультиметром.Хотя, если нет желание заморачиваться со всеми этими премудростями, то достаточно просто приобрести “умное” зарядное устройство для мото аккумуляторов.② Подготовленный аккумулятор как описывалось в статье выше, закрываем крышкой - пробкой.  Ну, вот в принципе и все, теперь стартер будет легко крутить двигатель, обеспечивая его легкий запуск в любой момент. Теперь в свой выходной день можно будет наслаждаться поездкой на мотоцикле и общением с друзьями.

Кстати, затронув тему о правильных зарядных устройствах, стоит упомянуть, что приобрести такой необходимый аксессуар можно в интернет-магазине мотоэкспресс, перейдя по ссылке тут.

Послесловие

Некоторые моменты, которые нужно знать о мотоциклетных аккумуляторах.

• Все аккумуляторы требуют периодического обслуживания. Даже не обслуживаемые аккумуляторы необходимо периодически заряжать внешними зарядными устройствами.• При долгих простоях мотоцикла аккумулятор будет разряжаться. Особенно быстро разрядка аккумулятора будет происходить, когда на байке установлены дополнительные устройства. Следовательно, если заранее известно, что техника будет долгий период не использоваться, необходимо снять провода с клемм аккумулятора, и полностью зарядить аккумулятор.• При небольших пробегах аккумуляторная батарея не будет полностью заряжаться. В таких случаях тоже необходимо будет заряжать аккумулятор дополнительно.• Хранить аккумулятор можно и в холодном гараже. При этом аккумулятор должен быть полностью заряжен.

В завершении статьи интересное видео мотоцикла с электродвигателем.  Было бы весьма интересно протестировать байк такого типа.

Читайте также:

motoexpress.com.ua

FAQ по мото аккумуляторам | Описания, разъяснения | Статьи

Статья посвящена техническим особенностям эксплуатации и обслуживания мотоциклетных аккумуляторов. Здесь мы предприняли попытку дать ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, раскрыть основные термины и понятия. Если вы заметили неточности в описании, или хотите дополнить статью - воспользуйтесь формой комментариев ниже или свяжитесь с нами любым другим способом...

Что означает характеристика Ампер/Час? Возможно ли использовать автомобильное зарядное устройство для зарядки мото аккумулятора? Зачем нужно поддерживать уровень электролита? Что делать, если понизился уровень электролита в аккумуляторе? Шум при зарядке аккумулятора?Объясните различия в обозначениях аккумуляторов CTX12-BS и YTX12-BS? Как проверить полностью ли заряжен мото аккумулятор? На мотоцикл установлен новый аккумулятор, но каждый раз после зарядки он быстро разряжается. Какие причины?Что нужно знать о зарядке/разрядке аккумулятора?На какой срок эксплуатации рассчитан мото аккумулятор? Когда я устанавливаю аккумулятор на мотоцикл, какую клемму необходимо подключить первой? Что произойдет, если перепутать полярности?Что за белый налет образуется на старых аккумуляторах? Что приводит к сульфатации? Как предотвратить сульфатацию? Если отсоединить аккумулятор – будет ли он разряжаться? Почему аккумуляторы отличаются размерами? Насколько сильно должны быть закручены болты на клеммах аккумулятора? Что такое аккумуляторная кислота и является ли она едкой?Как хранить аккумулятор зимой? Меры предосторожности при работе с кислотамиМеры предосторожности при работе с аккумуляторными батареями Полезно знать

Что означает характеристика Ампер/Час?В Ампер/Часах (АЧ) измеряется емкость аккумулятора – это основная характеристика. Например, Если разряжать аккумулятор током, равным 1/20 от его емкости (при 12 Ампер/Час ток составит 0,6 Ампер), то аккумулятор разрядится до напряжения 10,5 В за 20 часов. Просто выбрана такая методика. Так что аккумулятор 12 А/Ч при токе разряда 1 А разрядится за 10 часов, а при разряде 12 А - за 35 минут. Эта зависимость нелинейная..

Возможно ли использовать автомобильное зарядное устройство для зарядки мото аккумулятора?Можно, если емкость аккумуляторов отличается незначительно. Или, если в зарядном устройстве предусмотрена регулировка тока заряда. В случае ускореной зарядки аккумулятора его ресурс существенно снижается. Помните, что оптимальный ток заряда должен составлять 1/10 от емкости аккумулятора в Амперах!

Зачем нужно поддерживать уровень электролита?В свинцово-кислотных аккумуляторах используется электролит, который представляет собой разбавленную водой серную кислоту. В процессе эксплуатации вода испаряется, а концентрация серной кислоты повышается. Концентрированная кислота способна разъедать внутренние элементы аккумулятора, что приводит к образованию осадка, который впоследствии может привести к его замыканию.

Что делать, если понизился уровень электролита в аккумуляторе?Необходимо приобрести дистиллированную воду и долить ее в аккумулятор. Электролит представляет собой разбавленную серную кислоту. В процессе эксплуатации аккумулятора происходит лишь незначительное испарение воды, которую и требуется доливать. Ни в коем случае нельзя доливать новый электролит, только дистиллированную воду! Нужно периодически проверять плотность электролита специальным устройством, выполняйте проверку в соответствии с инструкцией, прилагаемой к аккумулятору!

Шум при зарядке аккумулятора?Во время зарядки аккумулятора, электролит вступает в реакцию со свинцовыми пластинами, составляющая его кислота выделяет газ в виде пузырьков. Т.е. то, что вы слышите является процессом слабого газообразования в аккумуляторе.

Объясните различия в обозначениях аккумуляторов CTX12-BS и YTX12-BS?Первая буква в маркировке обозначает идентификатор производителя. Разные производители используют разные буквы. Например, YX12-BS – обозначает аккумулятор Sprint, CTX12-BS – Exide, GTX12-BS – Delco. Эти обозначения действительны для большинства свинцово-кислотных и гелиевых аккумуляторов. Но есть исключения.

Как проверить полностью ли заряжен мото аккумулятор?Напряжение на полностью заряженном аккумуляторе должно быть не ниже 12,8 Вольт. 12,5 Вольт соответствует полузаряженной батарее.

На мотоцикл установлен новый аккумулятор, но каждый раз после зарядки он быстро разряжается. Какие причины?Причин быстрой разрядки аккумулятора может быть несколько. Далее перечислим наиболее распространенные:– Неисправная сигнализация или сигнализация, включенная на длительное время.– Неисправное реле заряда может привести к тому, что аккумулятор попросту не будет подзаряжаться от генератора во время поездки. Проверить работоспособность этого устройства можно, если включить фару и повысить обороты двигателя – яркость должа увеличиться. Если яркость уменьшается – скорее всего ваш регулятор нуждается в замене.– Неисправный генератор. Чтобы проверить его работоспособность, достаточно померять напряжение на аккумуляторе, при работающем реле-релгуляторе и генераторе должно быть 13,6 Вольт.

Что нужно знать о зарядке/разрядке аккумулятора?Если напряжение на аккумуляторе не ниже 12,0 Вольт – ничего страшного, но зарядить надо как можно быстрее, иначе разовьется сульфатация. Важно другое – глубокие разряды сокращают срок службы батареи. А вот если напряжение на батарее ниже 12,0 Вольт, что свидетельсвует о недопустимо глубоком разряде, то батарея действительно в скором времени выйдет из строя, так как начались необратимые процессы.

На какой срок эксплуатации рассчитан мото аккумулятор?Срок эксплуатации большинства мото аккумуляторов составляет три года. В значительной мере, этот показатель зависит от режима эксплуатации аккумулятора и правильности его хранения в зимнее время года.

Когда я устанавливаю аккумулятор на мотоцикл, какую клемму необходимо подключить первой?Первой к аккумулятору необходимо подключить положительную (+) клемму. При этом убедитесь, что рядом нету легко воспламеняющихся жидкостей, поскольку подсоединение клемм может дать искру.

Что произойдет, если перепутать полярности?В лучшем случае сгорит предохранитель, в худшем – Вам потребуется купить новый аккумулятор.

Что за белый налет образуется на старых аккумуляторах?Белый налет – это сульфат свинца, кристаллическое вещество в которое со временем превращаются свинцовые пластины. Процесс образования сульфата свинца называется – сульфатация и приводит к разрушению аккумулятора.

Что приводит к сульфатации?Существует ряд причин, приводящих с сульфатации:1. Высокая температура окружающей среды, свыше 40 градусов.2. Частый недолгий перезаряд или одиночный длительный перезаряд.3. Частый недозаряд.4. Длительное хранение аккумулятора в разряженном состоянии.5. Большая нагрузка при низкой температуре.6. Глубокий разряд. Особенно опасен разряд ниже 10,5 Вольт. Если аккумулятор «еле дышит«», и тем более, если работает в холоде, то это, скорее всего, будет его последним циклом жизни.

Как предотвратить сульфатацию?Прежде всего, необходимо поддерживать электрическую систему мотоцикла в исправном состоянии. Аккумулятор должен возобновлять заряд, потраченный во время запуска мотоцикла. Если Вы не планируете использовать мотоцикл длительное время, необходимо отсоединить клеммы от аккумулятора. В случае нерегулярной эксплуатации мотоцикла заряжайте аккумулятор специальным зарядным устройством. Устранение ненормальной сульфатации возможно посредством перезаряда аккумулятора длительное время слабым током.

Если отсоединить аккумулятор – будет ли он разряжаться?Отключенный от электрической схемы аккумулятор все равно будет терять заряд, хотя происходить это будет гораздо медленнее, чем тогда, когда он подсоединен к мотоциклу.

Почему аккумуляторы отличаются размерами?Размеры аккумулятора зависят от количества и размеров свинцовых пластин. От этого, в свою очередь, зависит емкость аккумулятора (Ампер/Час) и отдаваемая мощность.

Насколько сильно должны быть закручены болты на клеммах аккумулятора?Болты на клеммах аккумулятора должны быть закручены максимально надежно. Поскольку слабое крепление клемм может привести к искрению, проблемам с запуском двигателя, разрядке аккумулятора, коррозии.

Что такое аккумуляторная кислота и является ли она едкой?Как мы уже писали выше, аккумуляторная кислота (или электролит) – это ни что иное как разбавленная серная кислота. Она очень опасна и требует очень осторожного обращения с использованием защитных средств, таких например, как специальные перчатки! Избегайте ее контакта с кожей, глазами, не наливайте электролит в пустые бутылки из под спрайта!

Как хранить аккумулятор зимой?Если аккумулятор не будет использоваться длительное время, например зимой, его необходимо отключить от мотоцикла. Лучше если акккумулятор будет храниться при низкой температуре (но не минусовой!), тогда химические процессы в нём замедляются и саморазряд происходит медленней. За зиму необходимо провести несколько циклов разрядки-зарядки. Разрядите аккумулятор (для этого можно использовать лампочку из фары), а затем зарядите небольшим током. Это позволит продлить срок службы аккумулятора и избавит от неприятных сюрпризов весной.

Меры предосторожности при работе с кислотамиАккумуляторные батареи содержат ядовитую и чрезвычайно агрессивную кислоту. Для предотвращения травм, повреждения одежды или мотоцикла необходимо применять следующие методы работы при доливке, проверке удельной плотности электролита, снятии, установке или переноске аккумуляторных батарей:– Обязательно надевайте соответствующую защитную одежду (фартук или аналогичное средство защиты), защитные очки, защитную маску и подходящие перчатки.– В случае попадания кислоты на одежду или на тело необходимо немедленно нейтрализовать ее, затем смыть чистой водой. В качестве нейтрализатора можно использовать раствор пищевой соды или бытового нашатырного спирта.– При попадании кислоты на кожу поражённый участок нужно тщательно промыть водой. При попадании в глаза промывайте пораженный участок холодной чистой водой в течение примерно 15 минут, затем срочно обратитесь к врачу– Еесли кислота из аккумуляторной батареи попала на какие-либо детали мотоцикла, ее необходимо нейтрализовать и промыть чистой водой.– При смешивании кислоты с водой выделяется тепло. Если требуется приготовить электролит с определенной удельной плотностью, МЕДЛЕННО и понемногу вливайте концентрированную кислоту в воду (не воду в кислоту), постоянно помешивая раствор. При заметном нагревании электролита дайте ему остыть. Обязательно используйте неметаллические емкости и/или воронки (исключение могут составлять резервуары из свинца или со свинцовым покрытием). Не храните кислоту в местах со слишком высокой температурой или на прямом солнечном свету.– При зарядке обслуживаемых кислотных аккумуляторов необходимо выкрутить все пробки, т.к. при зарядке выделяются газы. Были случаи когда аккумуляторы взрывались.

Меры предосторожности при работе с аккумуляторными батареямиАккумуляторные батареи постоянно выделяют взрывоопасный водород, особенно во время зарядки. Для предотвращения потенциального риска воспламенения при выполнения работ вблизи аккумуляторной батареи следует соблюдать следующие правила:– Не курите вблизи аккумуляторных батарей.– Не допускайте искр, короткого замыкания или других источников огня вблизи аккумуляторной батареи.– При отсоединении/присоединении токопроводящих кабелей обязательно предварительно выключайте ток, выключите зажигание, поверните ключ в положение выкл– Обеспечьте должную вентиляцию зоны зарядки аккумуляторных батарей.– Зарядное устройство должно быть выключено в следующих случаях: а) при подключении к аккумулятору; б) при отсоединении от аккумулятора.– Провод массы обязательно следует отсоединять от аккумуляторной батареи в первую очередь, а подключать - в последнюю.

Полезно знать– Чтобы предохранить клеммы от окисления их можно смазать солидолом.– У обслуживаемого аккумулятора должна быть специальная трубочка для отвода газов, её нужно обязательно выводить наружу мотоцикла и не закрывать, она служит для отвода газов во время работы.– Можно упаковать аккумулятор в резиновый или пластмассовый ящик, который чуть выше высоты акума. Тогда если кислота вдруг выльется, она не попадёт на раму.

Статья основана на справочных материалах и материалах InternetАндрей Vandamm, Антон Sinner, Евгений / CUSTOMMOTO

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

accumbaza.com.ua

Что такое АКБ? — Ликбез по аккумуляторам — Статьи

Что там внутри? Да все то же самое, что и раньше, поскольку принципиально конструкция аккумуляторов остается неизменной с незапамятных времен: свинцовые пластины и кислота.

 

Стандартный автомобильный аккумулятор состоит из шести 2-вольтовых элементов, что дает на выходе 12 вольт. Каждый элемент состоит из свинцовых решетчатых пластин, покрытых активным веществом и погруженных в кислотный электролит.

 

Отрицательные пластины покрыты мелкопористым свинцом, а положительные двуокисью свинца. Когда к аккумулятору подключают нагрузку, активное вещество вступает в химическую реакцию с сернокислотным электролитом, вырабатывая электрический ток. На пластинах при этом осаждается сульфат свинца, и электролит, соответственно, истощается. При зарядке эта реакция проходит в обратном направлении, и способность аккумулятора давать ток восстанавливается.

 

Автомобильный аккумулятор выполняет три функции: во-первых, он запускает двигатель, во-вторых, питает некоторые электрические устройства, например, сигнализацию и телефон, когда двигатель не работает. И, наконец, он  «помогает» генератору, когда тот не справляется с нагрузкой.

 

Аккумулятор обычно соседствует с двигателем. А как раз высокой температуры этот агрегат не переносит. Законы, ограничивающие уровень шума, заставляют производителей все тщательнее затыкать любые отверстия в отсеке двигателя, что приводит к повышению температуры в моторном отсеке. На сегодняшний день это, пожалуй, самая большая проблема для производителей аккумуляторов.

 

Ведь верхний предел рабочей температуры этих устройств — 100 градусов С, дальше электролит просто закипает. Но даже если температура и не достигает рокового предела, а только к нему приближается, срок службы батарей все равно снижается в три-четыре раза.

 

Свинцовая стартерная аккумуляторная батарея (АКБ) — вторичный источник электрической энергии. Это значит, что после глубокого разряда ее работоспособность можно полностью восстановить при помощи заряда — пропускания электрического тока в направлении, обратному тому, в котором протекал ток при разряде.

 

Работает АКБ по принципу превращения электрической энергии в химическую (при заряде) и обратном превращении — химической энергии в электрическую (при разряде). Активные вещества заряженного свинцового аккумулятора, принимающие участие в токообразующем процессе:

  • на положительном электроде — двуокись свинца темно-коричневого цвета;
  • на отрицательном электроде — губчатый свинец серого цвета.

 

Электролит — водный раствор серной кислоты плотностью 1,28 г/смі, который, как и активная масса электродов, принимает участие в токообразующем процессе.

 

В процессе разряда активная масса как положительного, так и отрицательного электродов превращается в сульфат свинца (белого цвета). Поэтому теория, описывающая химические процессы, протекающие при заряде и разряде свинцового аккумулятора, называется теорией двойной сульфатации. При этом плотность электролита снижется к концу разряда до 1,08-1,10 г/смі.

Сегодня наиболее распространены автомобильные АКБ номинальным напряжением 12 В. Их емкость составляет от 36 до 190 А·ч.

Виды АКБ, продаваемые в России

У свинцовых стартерных АКБ в зависимости от исполнения свои конструктивно-технологические особенности, однако, в их устройстве много общего. Все они содержат разноименные электроды, разделенные сепараторами, которые помещают в сосуд, заполненный электролитом.

В зависимости от применяемых при производстве материалов и используемых конструктивных, технологических и эксплутационных особенностей, современные батареи можно подразделить на два основных вида: классического исполнения и необслуживаемого исполнения.

Классическое (традиционное) исполнение

Основы традиционного исполнения батарей сформировались уже в начале 20-го века и постепенно трансформировались до современного состояния по мере появления новых конструкционных материалов, но их эксплуатационные недостатки при этом сохранились.

 

В России батареи традиционного исполнения выпускают как в моноблоках с отдельными крышками, герметизируемыми битумной смазкой, так и в моноблоках с общей крышкой, герметизируемой контактно-тепловой сваркой.

 

Аккумуляторные батареи с отдельными крышками (рис. 1) собирают в одном многоячеечном корпусе — моноблоке (2), выполненном из эбонита или другой кислотостойкой пластмассы, разделенном перегородками (16) на отдельные камеры-ячейки (банки), по числу аккумуляторов в батарее. В каждую из ячеек помещен блок, состоящий из чередующихся положительных (5) и отрицательных (3) электродов, разделенных сепараторами (4). Он представляет собой отдельный аккумулятор напряжением 2 В. Пространство между дном моноблока и верхними кромками фиксирующих электроды опорных призм (1) служит для накаливания шлама — осадка, образующегося в процессе эксплуатации вследствие оплывания частиц активной массы положительных электродов. Когда объем шламового пространства заполняется, происходит замыкание нижних кромок разноименных электродов и аккумулятор теряет работоспособность.

Рис. 1 Аккумуляторная батарея с отдельными крышками

 

Электроды состоят из активной массы, нанесенной на токоотвод решетчатой конструкции — решетку. Сепараторы разделяют участвующие в электрохимических превращениях реагенты, а также обеспечивают возможность диффузии электролита от одного электрода к другому. Сторона сепаратора, обращенная к положительному электроду для облегчения доступа электролита к поверхности активной массы, выполнена ребристой.

 

Борн (8), который служит наружным токоотводом аккумулятора, последовательно соединяет соседние аккумуляторы между собой в батарею. К выводным борнам крайних аккумуляторов батареи привариваются полюсные выводы (9) и (14), служащие для соединения батареи с внешней электрической цепью. Положительный (9) и отрицательный (14) выводы имеют разный диаметр, что позволяет исключить возможность переполюсовки при подключении АКБ к бортовой цепи автомобиля.

 

В верхней части электродного блока устанавливают щиток (7), предохраняющий верхние кромки сепараторов (4) от повреждения при замерах уровня и плотности электролита.

 

Каждый аккумулятор после установки электродного блока в камеру-ячейку моноблока закрывают сверху отдельной пластмассовой или эбонитовой крышкой (15). В ней выполняют по два отверстия с втулками для выводных борнов электродного блока. Между ними расположено резьбовое отверстие для заливки электролита и периодического обслуживания аккумулятора в процессе эксплуатации. После заливки электролита резьбовое отверстие закрывают пробкой из полиэтилена (11), имеющей небольшое вентиляционное отверстие (13), предназначенное для выхода газов при эксплуатации.

 

Для герметичной укупорки новых сухозаряженных батарей в верхней части пробки над вентиляционным отверстием выполнен глухой прилив. Для обеспечения нормальной эксплуатации этот прилив, после заливки электролита в батарею, необходимо срезать.

 

Благодаря специфическим свойствам термопластичной пластмассы появились аккумуляторные батареи с общей крышкой в моноблоке из сополимера пропилена с этиленом, устройство которых показано на рис. 2.

 

В моноблоке (1) установлены электродные блоки, состоящие из разноименных электродов (2) и (3), разделенных сепараторами (4). Эти блоки соединены между собой при помощи укороченных межэлементных соединений (6) через отверстия в перегородках (5) моноблока. Крышка (7) сделана единой на все шесть аккумуляторов батареи. Свойства термопластичной пластмассы позволили применить для герметизации АКБ с общей крышкой метод контактно-тепловой сварки, обеспечивающий сохранение герметичности как по периметру, так и между отдельными аккумуляторами в широком диапазоне температур (от −50°C до 70°C).

Рис. 2 Аккумуляторная батарея с общей крышкой

Необслуживаемое исполнение.

Недостатки традиционных свинцовых батарей обусловлены тем, что содержащаяся в сплаве положительных токоотводов сурьма постепенно, по мере их коррозии, через раствор переходит на поверхность отрицательного электрода. Осаждение большого количества сурьмы на поверхности отрицательной активной массы снижает напряжение на электродах батареи, при котором начинается разложение воды на водород и кислород. Поэтому, в конце зарядного процесса и при небольшом перезаряде, происходит бурное газовыделение, сопровождающееся «кипением» электролита вследствие электролитического разложения входящей в него воды.

 

За последние 20-25 лет, по мере развития технологии и совершенствования оборудования, появилось несколько разновидностей батарей так называемого «необслуживаемого» исполнения. Их основная отличительная особенность — использование сплавов с пониженным содержанием сурьмы или вовсе без нее для производства токоотводов.

 

Усовершенствование конструкции при создании необслуживаемых АКБ заключается еще и в том, что для увеличения запаса электролита без изменения высоты батареи, один из аккумуляторных электродов помещают в сепаратор-конверт, который изготовлен из микропористого полиэтиленового материала с низким электросопротивлением. В этом случае замыкание электродов различной полярности, при отсутствии сбоев в работе сборочного оборудования, практически исключено. Поэтому опорные призмы становятся ненужными, и блок электродов можно установить прямо на дно ячейки моноблока. В результате та часть электролита, которая раньше находилась в шламовом пространстве между призмами и не принимала участия в работе аккумулятора, теперь находится над электродами и пополняет его запас, расходуемый при эксплуатации батареи.

 

Первоначально такие батареи начали выпускать в США на базе свинцово-кальциевого сплава (0,07-0,1% Ca; 0,1-0,12% Sn; остальное — Pb) для токоотводов, положительного и отрицательного электродов. Это снизило газовыделение, что обеспечило эксплуатацию АКБ без доливки воды в течение как минимум двух лет. Расход воды у этих батарей так мал, что конструкторы убрали из крышек отверстия для доливки воды и сделали батареи полностью необслуживаемыми. При этом самозаряд батарей замедлился более чем в 6 раз. Однако, при нескольких глубоких разрядах такие АКБ быстро теряют емкость и их стартерные характеристики резко снижаются, из-за чего они не нашли широкого распространения в Европе и России.

 

В это же время в США появились батареи системы «кальций плюс» (гибридные) с содержанием до 1,5-1,8% сурьмы и 1,4-1,6% кадмия в положительном токоотводе и свинцово-кальциевым отрицательным токоотводом. Характеристики этих батарей по расходу воды и саморазряду вдвое лучше, чем у малосурьмяных, но все еще не такие хорошие, как у свинцово-кальциевых.

 

К началу 80-х годов производство необслуживаемых батарей стало быстро развиваться в странах Европы. Но там пошли по пути применения сплавов с пониженным до 2,5-3,0% содержанием сурьмы. Однако, у таких АКБ расход воды и саморазряд в 2-3 раза выше, чем у батарей с кальциевыми токоотводами. Позже и в Европе появились так называемые гибридные батареи.

 

Наконец, в конце 90-х годов и в США, и в Западной Европе началось производство батарей с токоотводами из свинцово-кальциевого сплава с добавкой новых легирующих компонентов, в том числе серебра, которые не боятся глубоких разрядов.

 

В России выпускаются необслуживаемые батареи емкостью от 44 до 90 А·ч с токоотводами из малосурьмяного сплава с содержанием сурьмы 1,7-3,0%.

 

Следует отметить, что эксплуатация батарей без отверстий для доливки воды требует более точной работы системы энергосбережения автомобиля, а также более внимательного отношения автовладельцев к состоянию и исправной работе электрооборудования. В первую очередь это касается натяжения ремня привода генератора и исправности самого генератора, а также регулятора напряжения. Отрицательно сказывается на состоянии батарей последнего поколения и наличие утечек тока в системе электрооборудования или сигнализацию.

 

Подавляющее большинство АКБ, поступающих в Россию из стран Европы, выпускают, как правило, в гибридном исполнении, либо с токоотводами обеих полярностей из свинцово-кальциевых сплавов. При изготовлении сухозаряженных батарей многие производители применяют для электродов обеих полярностей малосурьмяные сплавы с содержание сурьмы 1,6-1,8%.

region47.com

Аккумулятор мотоцикла - Устройство мотоцикла. - Газета начинающего мотоциклиста. - Статьи о Мотоциклах

Аккумуляторная батарея (АКБ, аккумулятор, батарея аккумуляторов) — устройство, способное вырабатывать и накапливать электрическую энергию и предназначенное для питания постоянным током потребителей при неработающем двигателе или при малой частоте вращения коленчатого вала. Существует множество разновидностей мотоциклетных АКБ, отличающихся по конструкции: свинцовые, серебряно-цинковые, щелочные, литиевые, кадмиевые, гелеевые аккумуляторы и т.д. На мотоциклах традиционно используются кислотные свинцовые батареи. О них мы и будем рассказывать. Аккумуляторная батарея состоит из нескольких одинаковых элементов — аккумуляторов. Отсюда ее правильное название — «батарея аккумуляторов». Напряжение одного полностью заряженного аккумулятора — 12,2 В.

 

 

 

В каждом аккумуляторе имеются положительные и отрицательные пластины, изолированные пористыми перегородками — сепараторами. Пластины отливаются или штампуются в виде решеток из сплава свинца и сурьмы — последняя придает пластинам нужную жесткость. В ячейки решеток запрессована активная масса: свинцовый сурик для положительных пластин, а для отрицательных — свинцовый глет. (Условимся, что этих названий нам достаточно, и не станем углубляться в их химическую сущность). Положительные пластины имеют красно-коричневый цвет, отрицательные — серый. Каждая положительная пластина заключена между двумя отрицательными, из-за чего отрицательных всегда на одну больше. Положительные пластины соединены между собой и имеют общий вывод; такой же вывод имеют соединенные между собой отрицательные пластины. Каждый аккумулятор собирается в отдельном отсеке общего корпуса батареи. Поскольку при последовательном соединении общее напряжение равно сумме напряжений отдельных аккумуляторов, то 12-вольтовая АКБ состоит из 6 элементов. Сверху АКБ закрыта крышкой, имеющей пробки. Через пробки из батареи удаляются газы, а в нее заливается электролит — водный раствор химически чистой серной кислоты. В эксплуатации еще встречаются батареи, собранные в черных эбонитовых корпусах, залитых сверху мастикой. Но это — пережитки прошлого. Новые батареи, как правило, имеют полипропиленовые полупрозрачные корпуса, позволяющие следить за уровнем электролита и состоянием пластин. Верхняя крышка таких аккумуляторов также сделана из пластмассы и наглухо приварена к корпусу Пробки соединены между собой общим каналом, по которому газы уходят в газоотводную трубку.

 

 

Кроме напряжения аккумулятора, нас всегда интересует еще одна характеристика аккумулятора — его емкость, или количество запасенной им электрической энергии. Она зависит от числа и размеров пластин, температуры электролита и некоторых конструктивных параметров. Условились, что разряжать батарею можно лишь до тех пор, пока напряжение на каждом элементе снизится до 1,7 В. Величина разрядного тока в амперах (А), умноженная на время разряда в часах (ч) показывает действительную емкость аккумуляторной батареи в ампер-часах (Ач.). Однако чем меньше разрядный ток, тем большее количество электричества способна отдать батарея. Чтобы иметь возможность сравнивать между собой разные типы батарей, договорились указывать в паспортных данных ту емкость, которую отдает батарея при 10-часовом разряде. Например, если до напряжения 1,7 В на каждом аккумуляторе батарея разряжалась током 0,6 А за 10 часов, то ее емкость составляет 6 А-ч. Если несколько батарей соединить между собой параллельно, то есть «минус» с «минусом», а «плюс» с «плюсом», то суммарная емкость будет пропорциональна количеству батарей. — Что обозначают буквы и цифры на аккумуляторной батарее?

Мотоциклетные аккумуляторные батареи маркируются следующим образом. Цифры 3 или 6, стоящие в начале обозначения, показывают число отдельных аккумуляторов в батарее. Если эти цифры умножить на 2, они покажут напряжение в вольтах. Буквы МТ свидетельствуют о том, что перед нами именно аккумуляторная батарея, а не какая-то другая. Третья буква обозначает материал сепараторов: Р — мипор (пористая пластмасса), С — стекловолокно, М — мипласт. Стоящие далее цифры говорят о емкости батареи при 10-часовом разряде. Пример. 6МТС-9-12-вольтовая мотоциклетная батарея с сепаратором из стекловолокна, имеющая емкость 9 Ач. — Почему аккумулятор то накапливает электричество, то отдает его? Какие процессы в нем происходят?

Как уже было сказано, в кислотные свинцовые аккумуляторные батареи заливается электролит — раствор химически чистой серной кислоты h3SO4 в дистиллированной воде. Когда к батарее подключены потребители, она разряжается. При этом электролит взаимодействует с активной массой пластин и превращает ее в сульфат свинца. Количество кислоты в электролите уменьшается — говорят, что понижается ее плотность.

 

 

Как раз по этому параметру, по плотности, судят о степени заря-женности батареи. Плотность измеряется ареометром — простеньким прибором, напоминающим поплавок с делениями на длинном «хвостике». Поскольку выталкивающая сила жидкости тем больше, чем больше ее плотность, то и поплавок-ареометр в концентрированном электролите будет лишь чуть-чуть погружаться, оставляя весь «хвостик» на виду. А в электролите сильно разбавленном, имеюшем малую плотность, ареометр будет погружен так сильно, что лишь малая часть «хвостика» будет над поверхностью жидкости. В полностью заряженной батарее при температуре +25 °С плотность электролита равна 1,28 г/см. Для средней полосы России это норма. Для северных районов нормальной считается плотность 1,29 г/см; для южных — 1,27 г/см. Если плотность упала до 1,24 г/см — значит, батарея разряжена на 25%; показатель 1,2 г/см свидетельствует о потере 50% заряда. Разряженную батарею следует зарядить. На мотоцикле зарядка осуществляется автоматически от работающего генератора. Однако если потребителей очень много, если Вы много ездите по ночам с включенными штатными, а может быть, еще и дополнительными световыми приборами — мощности генератора может оказаться недостаточно. И тогда придется подзаряжать аккумулятор от стационарного зарядного устройства. В процессе заряда аккумуляторной батареи плотность электролита повышается, поскольку в ходе химических реакций идет разложение воды и наблюдается активное выделение газов: водорода на отрицательных пластинах и кислорода — на положительных (мы видим как бы «кипение» электролита). Именно поэтому аккумулятор требует периодической доливки воды. Кстати, и это очень важно — от плотности зависит температура замерзания электролита. Скажем, если электролит имеет плотность 1,24 г/см, то температура его замерзания — 50 °С. Но стоит плотности упасть всего на 0,1 г/см — и температура замерзания повышается уже до минус 14 градусов! Об этом надо всегда помнить, оставляя мотоцикл на зимнем хранении в гараже. Разряженный аккумулятор может замерзнуть, его корпус может треснуть, то есть необратимо выйти из строя. Пожалуй, сказанного вполне достаточно. Еще больше углубляться в процессы было бы излишним. А вот о некоторых мерах предосторожности предупредить необходимо. Кислота, особенно концентрированная — вешь крайне опасная. Особенно серная кислота, одна из самых агрессивных. При смешивании ее с водой происходит мощное вьщеление тепла. Поэтому никогда ни в коем случае нельзя вливать воду в кислоту. Капли воды, едва коснувшись поверхности кислоты, вскипают и разлетаются во все стороны, причиняя серьезные ожоги. Можно лить только кислоту в воду — тонкой струйкой при непрерывном помешивании. Хранить кислоту и электролит можно лишь в керамической, стеклянной или пластмассовой кислотостойкой посуде в местах, недоступных для детей, обязательно в герметично закрытом виде. Электролит опасен ничуть не меньше кислоты: капля, попавшая на одежду, прожигает ее и портит безвозвратно; ожоги от электролита ничуть не менее болезненны. Поэтому при работе с электролитом нужно иметь под рукой раствор обыкновенной пищевой соды. Он быстро нейтрализует действие кислоты, если обработать пораженные места. И последнее. Не пользуйтесь открытым огнем вблизи аккумуляторной батареи. Выделяющиеся кислород и водород могут образовать фемучую смесь, которая способна взорваться.

baik.moy.su

Виды мотоциклетных аккумуляторов и их эксплуатация

Мотор мотоцикла называют сердцем, а вот сердце мотора – это аккумулятор. На старте мотоцикла максимальная нагрузка идет именно на аккумулятор. В это время он испытывает огромное напряжение. Иногда нагрузка, в зависимости от модели мотто, достигает 50 Ампер. Поэтому аккумуляторы должны отличаться выносливостью. От мощности аккумулятора зависит скорость запуска мотора и его работа.

Аккумулятор лучше подбирать качественный, учитывая последние разработки. Так как современные мотоциклы оснащены дополнительным оборудованием – инжекторами, навигаторами, сервоприводами, управляющими электронными блоками, подогревом руля и т.д. Все это требует дополнительной электроэнергии.

Аккумуляторы мото существуют двух видов. Кислотные аккумуляторы дешевле. Но кислота, которая в них содержится, разъедает все. Ее пары отрицательно воздействуют на провода и разъемы. За уровнем кислоты нужно постоянно следить и доливать дистилат. Срок эксплуатации кислотных аккумуляторов не более года. Очень редко они служат дольше.

Гелиевые аккумуляторы более долговечны. В них тоже содержится кислота. Однако при соприкосновении с пластинами она преобразовывается в гель, поэтому нет никаких испарений. Аккумулятор крепко закрыт, из него ничего не вытекает и не нужно ничего доливать. Гелиевые аккумуляторы можно ставить на мотоцикл, даже если производителем это не предусмотрено. Они будут с легкостью крутить двигатель. Контакты всегда будут в порядке. Можно только иногда их чистить и смазывать солидолом. Так что не жалейте денег. Купите гелиевый аккумулятор.

Если вы не можете завести мотоцикл, то не нужно сразу же менять аккумулятор. Обычно, когда мотоцикл стоит долгое время, аккумулятор разряжается. Зарядите его от зарядки 12 Вольт и проверьте его состояние, воспользовавшись вольтметром. Аккумулятор не должен быть разряжен менее чем 10 Вольт. Если это произошло, то придется покупать новый.

В случае, когда аккумулятор разряжается через 2-3 дня после стопроцентной зарядки, стоит также менять аккумулятор.

Не заряжайте аккумулятор автомобильным зарядным устройством. Заряжать его нужно маленьким током. А автомобильная зарядка дает напряжение выше 1 Ампер. Это приведет к гибели аккумулятора.Если после зарядки, проверив вольтметром аккумулятор, показатель меньше 12 Вольт, то это говорит о скорой его замене.

Следите за исправностью мотоцикла. Ведь его неправильная работа может привести к порче аккумулятора. Например, если реле зарядки неисправно, то через несколько дней можно попрощаться с новым аккумулятором.

Уход за аккумулятором продлит срок его эксплуатации. Раз в месяц нужно проводить его осмотр, чистить от загрязнений и проверять напряжение. Постоянно следите за плотностью и уровнем электролита.

Ежедневные удары и толчки пагубно влияют на аккумулятор. Частички активной массы отделяются от пластин. Поэтому, чтобы не допускать этого, плотно закрепите батарею и подложите резиновые прокладки для амортизации.

Никогда не доливайте воду в аккумулятор! От этого батарея просто разваливается. Ежегодно меняйте электролит на новый.Правильная эксплуатация и уход за аккумулятором экономят время и деньги!

www.auto-quiet.ru

Что нужно знать об аккумуляторе начинающему мотоциклисту, скутеристу?

Стартер вашего мотоцикла или скутера медленно вращается? Не заводится двигатель? Причин плохой работы стартера бывает множество. Одна из которых — неисправный аккумулятор. От того на сколько вы бережно будете эксплуатировать свой аккумулятор, напрямую зависит срок его годности. При применение современных технологий в изготовлении аккумуляторов — средний срок их эксплуатации колеблется в пределах от 3 до 4 лет.

Причин преждевременного выхода аккумулятора из строя несколько: Это и высокая температура воздуха летом, вибрационная нагрузка, неисправность генератора или регулятора напряжения (повышенная зарядка или недостаточная зарядка), окисления контактов, постоянная езда в рваном городском режиме. Низкая температура зимой также влияет на долговечность аккумулятора. Электролит охлаждается, падает его емкость, и как следствие мощность батареи. Двигатель начинает с трудом заводиться. Если все это случилось с вашим аккумулятором, не спешите его выбрасывать.

С начало попробуйте зарядить его. И чем быстрей, тем лучше. Так как в разряженном аккумуляторе происходит постепенное разрушение пластин. Для зарядки аккумулятора используют специальное устройство, которое называется «выпрямитель» или «зарядное устройство».

Инструкция по зарядке прилагается при покупке прибора, сложного там ничего нет. Степень зарядки можно проверить, используя нагрузочную вилку. Где это сделать? Можно обратиться на СТО или в магазин по продаже аккумуляторов. Как вариант, можно проверить непосредственно на мотоцикле. Попробовать запустить двигатель. Если нет других причин, то он запустится, как говорится с «полуоборота». Но желательно все-таки произвести проверку нагрузочной вилкой. Которая сразу покажет, как аккумулятор держит нагрузку. Если напряжение на вилке резко падает, значить батарея не держит нагрузку и вам нужно покупать новую.

При приобретении аккумулятора нужно придерживаться тех параметров эксплуатации, которые предусмотрены для данной модели мотоцикла или скутера. Ни больше, ни меньше. Первый параметр — это емкость. Которая измеряется в ампер/часах. Что это? Это когда батарея отдает ток определенной величины за установленную единицу времени, при температуре 25° C. Если у вас аккумулятор емкостью 50 а/час, то это значить, что он будет отдавать ток в 1 ампер за 50 часов. Если вы будете использовать АКБ большей или меньшей емкости положенного, то она будет либо перезаряжаться, а это чревато закипанием электролита и его вытекание через дренажные отверстия пробок, либо не полностью заряжаться, что приведет к разрушению пластин и выходу его из строя.

На современном рынке продажи аккумуляторы представлены различными фирмами. Это Bosch, Deka, VARTA и многие другие маленькие и большие фирмы в том числе и китайские. Выпускают свинцово-кальциевые, свинцово-сурьмянистые, а также гибридные аккумуляторы АкТех. Гибридные аккумуляторы воплотили в себе две технологии производства. А именно: положительные пластины изготавливаются из свинцово-сурьмянистого сплава, отрицательные из свинцово-кальциевого. При этом батарея приобретает свойства двух технологий.

Приобретайте АКБ только в специализированных магазинах. Где вы можете воспользоваться услугами продавца-консультанта, а также годичной гарантией.

alisa-motors.ru