Исторические мотоциклы. Norton Commando. Английские мотоциклы нортон


Norton motocycles

Компания Norton была зарегистрирована в 1898 году Джеймсом Лансдауном Нортоном по адресу Бирмингем, Брэдфорд Street, 320. В 1902 году Нортон начал строить мотоциклы с бельгийскими двигателями «Клеман». В 1907 году Нортон стал оснащать свои мотоциклы французскими двигателями «Пежо». На таком мотоцикле Рем Фаулер в 1907 году стал победителем в первой гонке «Isle of Man Tourist Trophy» («Isle of Man TT») в классе двухцилиндровых машин, это стало началом спортивных традиций, которые продолжались до 1960 года. Эту, самую престижную гонку тех времён, Norton выиграл 10 раз до Второй мировой войны, а затем каждый год с 1947 по 1954 год.

Первые собственные двигатели Norton были установлены в 1908 году на модель «Norton Big Four». Это был одноцилиндровый двигатель с механическим приводом клапанов, его и «Norton Big Four» продолжали выпускать с небольшими изменениями вплоть до конца 1950-х годов.

Первый логотип Norton был достаточно прост — название Norton было написано заглавными буквами. Новый логотип, появившийся на обложке каталога в 1914 году, был разработан Джеймсом Лансдаун Нортон совместно с его дочерью Этель. Он стал известен как «кудрявый N» («curly N»), и фактически был использован компанией на мотоциклах в 1915 году. В 1912 году продажи снизились. Фирма «R.T. Shelley & Co.», основной кредитор, вмешалась и спасла Norton от банкротства. Вскоре после этого была создана Norton Motors Ltd в рамках совместного управления Джеймсом Нортоном и Бобом Шелли. Нортон умер в апреле 1925 года в возрасте всего 56 лет, но он увидел победу заводской команды в Tourist Trophy в 1924 году.

Новый главный конструктор фирмы Уолтер Мур в 1927 году создал Norton CS1 с двигателем с верхним распределительным валом (OHC). После его ухода в NSU в 1930 году Артур Кэрролл разработал полностью новый двигатель, который стал основой для всех последующих двигателей OHC и DOHC. Из 9 гонок «Isle of Man TT» между 1931 и 1939 годом в старшем классе (500 см³) команда Norton выиграла 7 гонок. До 1934 г. Norton покупала коробки передач и сцепления у Sturmey-Archer. В 1934 Norton купил права на эту конструкцию и стал производить собственные коробки передач.

Во время войны мотоциклы Norton служили в союзных войсках — более 100 тысяч машин было выпущено в те годы. После Второй мировой войны Norton вернулся к производству гражданских мотоциклов, постепенно увеличивая свой ассортимент. Компания пыталась вернуть её господство на гоночных трассах, но одноцилиндровые машины столкнулись с жесткой конкуренцией многоцилиндровых итальянских машин и фирмой AJS из Великобритании. В сезоне 1949 года Grand Prix motorcycle racing (первом году чемпионата мира), Norton занял лишь пятое место.

В январе 1950года братья McCandless разработали для Norton Manx раму «Featherbed frame» с задней подвеской маятникового типа, которая вскоре стала эталоном и за счёт отличной управляемости позволила сражаться с многоцилиндровыми итальянскими машинами.

Norton Manx также сыграл значительную роль в развитии автомобильного спорта после войны. В конце 1950 года английский национальный класс 500 см³ был принят в качестве новой Формулы 3. Двигатель Norton Manx стал основным двигателем чемпионата. Многие мотоциклы Norton Manx покупались только для того, чтобы лишить их двигателя так как Norton не продавал двигатели отдельно.

В 1951 году «Нортон Dominator» был представлен на экспортные рынки, а модель «88» с рамой «Featherbed».

В конце 1960-х, конкуренция со стороны японских производителей загнала английскую мотопромышленность в упадок. В 1966 году АМС стала банкротом и была преобразована в Norton-Villiers, часть «Manganese Bronze Holdings Ltd».

«Norton Atlas 750» отличался высокой вибрацией, но вместо того чтобы изменить двигатель, Norton решил изменить крепление двигателя и раму. Результатом стало появление «Norton Commando 750» в 1969 году. Его дизайн, инновационная рама и мощный двигатель сделали его привлекательным для покупателей. Commando легко обогнали современных Triumph и BSA и стали самой мощной и передовой машиной своего времени. Commando был предложен в различных стилях: стандартная модель, псевдоспортивный и туристическая модель. Двигатель «Combat» был выпущен в январе 1972 года. Он обладал степенью сжатия 10:1 и развития 65 л.с. (48 кВт) при 6500 об/мин. Надежность двигателя пострадала — частые поломки коленчатого вала из-за выхода из строя подшипников.

В 1972 году фирма BSA также оказалась в трудном финансовом положении. Правительство Великобритании предложило помощь при условии, что она сольётся с «Norton-Villiers», и в 1973 году была сформирована новая компания «Norton Villiers Triumph» (NVT).

В апреле 1973 года двигатель "850" со степенью сжатия 8.5:1 был выпущен с немецкими подшипниками FAG SuperBlend (эта мера введена для лечения проблемы поломки коленвалов), эта модель выдавала 51 л.с. (38 кВт) при 6250 об / мин. В 1974 году был введен электрический стартер.

В 1974 году уходящее консервативное правительство Великобритании отменило субсидии, но вскоре новое правительство их восстановило. Рационализация завода в Вулвергемптоне и Бирмингеме вызвали конфликты с Ковентри (завод «Триумфа). Несмотря на все потери, в 1974 году увидел свет «828 Roadster», «Mark 2 Hi Rider», «JPN Replica» (John Player Norton) и «Mark 2a Interstate». В 1975 году ассортимент сократился до двух моделей: «Mark 3 Interstate» и «Roadster», а затем правительство Великобритании запросило погашения своего кредита и отказа от экспортных кредитов, что ещё больше подорвало возможности компании. Продажи этих двух моделей были солидными, но компания испытывала финансовые проблемы и стала неплатежеспособной в 1975 году

В 1980-х годах компания прошла через несколько воплощений — в основном потому, что при ликвидации NVT права на этот популярный бренд были разделены между несколькими лицами. В 1988 году производство было возобновлено в Личфилде в амбициозных масштабах. Новым моделям удалось побеждать в гонках (например, победа в Senior TT в 1992 году), но на коммерческом рынке успехи развивались несколько медленнее. Компания добилась некоторого успеха с двигателем Ванкеля — модель «Interpol 2» для гражданской и военной полиции. Это привело к созданию гражданской модели «Classic» в 1987 году. Последующие Norton с двигателем Ванкеля были с водяным охлаждением. «Commander» был запущен в 1988 году и оснащался рамой Spondon-framed F1. Эта модель была копией гоночной машины RCW588, которая выиграла много гонок, включая Мэн TT 1992 года. Модель F1 подверглась рестайлингу.

После начала расследования нарушений в инвестициях Министерством торговли и промышленности, финансист и исполнительный директор Филипп Леру подал в отставку. Для управления непогашенной задолженностью в ₤ 7 миллионов, в 1991 году был назначен исполнительный директор Дэвид Макдональд. Макдональд продал компанию североамериканской Wildrose investments. Глава Wildrose investments, Нельсон Skalbania, реформировал компанию под названием Norton Motors Ltd и поставил свою дочь Розанду на место генерального директора. Новыми владельцами были продолжены попытки восстановить марки Триумф и Norton. В 1994 году право собственности на предприятие перешло к Aquilini Investments, так как Skalbania был не в состоянии выплатить долги, которые он заимствовал для покупки компании. К 1996 году производство мотоциклов полностью прекратилось, на заводах было налажено производстве компонентующих для легких авиационных двигателей.

В конце 1990-х, Кенни Дрир Орегон модернизировал Commandos, и в начале 2000-х пошла в серийное производство модель «961 Commando», но в апреле 2006 года приостановил свою деятельность. В 2005 году группа бывших сотрудников Norton построили девять спортивных моделей F1 из существующих запасов частей.

В конце 2008 года, после 15 лет владения маркой Norton, Стюарт Гарнер, английский бизнесмен и владелец «Norton Racing» организует производство нового завода Norton в Мидлендсе (Донингтон Парк), площадью 1400 м².. Новый завод в Донингтон-Парке планирует выпускать «961 Commando», обновленный и пересмотренный вариант инженера Брайана Крайтона, который работал над созданием роторных машин в 1990 году. Новая модель имеет двигатель рабочим объёмом 961 куб.см мощностью 80 л.с. (60 кВт). На 19 июня 2009 цена на «961 Commando» была озвучена: £ 15 995. Чтобы расширить диапазон доступных машин, компания приобрела долю Maxsym Engine Technology Ltd с целью использования двигателей Maxsym, первоначально разработанных для Moto GP, в качестве основы для новой серии мотоциклов Norton, в том числе 1200 куб.см «Superbike» и 750 куб.см «Supersport».

Любое транспортное средство нуждается в защите. Чтобы уберечь от кражи ваш мотоцикл, обратите внимание на замки Kryptonite.

londonmania.ru

Norton Motorcycles Ltd - они начинали с гоночных трасс

     

Джеймс Лэнсдаун Нортон имел биографию очень типичную для тех времен, когда век электричества и бензиновых двигателей приходил на смену веку пара.

Родился в 1869 году в семье столяра-краснодеревщика. С юных лет потянулся К технике и после окончания школы занимался изготовлением инструментов для ювелиров. К тридцати годам скопил кое-какой капитал, и в 1898 году основал свою собственную компанию.В конце 19 века вся  велопромышленность бурно развивалась, и Нортон решил взяться за производство цепей и других деталей для велосипедов. В начале 20 века многие вело-промышленннки пробовали устанавливать на свои двухколесные машины моторчики — не избежал всеобщего поветрия и Джеймс Нортон. В 1902 году, более 100 лет назад, он собрал свой первый мотоцикл с бельгийским двигателем «Клеман».

Поначалу Нортон и не думал ввязываться в эту отрасль бизнеса — он делал мотоциклы, оснащая их покупными двигателями, лишь для себя, для друзей и хороших знакомых. Перелом наступил в 1907 голу, когда его приятель. Рем Фулер, незадолго до того получивший от Нортона мотоцикл с двухцилиндровым двигателем французской фирмы «Пежо», решил принять участие в гонке «Турист Трофи» на острове Мэн.

     Надо сказать, что в самом начале века мотогонки были, как правило, состязаниями чудовищных монстров (не смейтесь — полтора литра рабочего объема при массе мотоцикла 50 кг — это действительно страшно!) на специальных треках. Но такие соревнования не удовлетворяли англичан, желавших устроить проверку обычных дорожных мотоциклов в гонке по обычным дорогам. Но вот беда: в Великобритании в ту пору свирепствовали жесточайшие ограничения скорости и полицейские не собирались делать исключений для кучки энтузиастов. Потому и пришлось устраивать эти соревнования (названные в противовес гонкам континентального образца — «Турист Трофи» — то есть Туристический трофей) на острове Мэн в Ирландском море. Как ни мал был островок, но он обладал суверенитетом, своим  парламентом, гербом и даже валютой. Не было на нем и никаких скоростных ограничений — может быть, потому, что не было мотоциклов.

     Этой гонке было суждено надолго стать самой престижной в мире мотоспорта. Но в 1907 году все только начиналось. И в самой первой гонке «Турист Трофи» на мотоцикле, подготовленном Джеймсом Нортоном, стартовал Рем Фулер. Пройти 255 км по дорогам начала века на пятисильном мотоцикле без коробки передач — это была задача не из легких. Бессчетное число раз Фулер латал пробитые шины, несколько раз останавливался для замены свечей, но все-таки стал победителем этой гонки ‘в классе двухцилиндровых машин.

Но даже такой успех по-началу не убедил Джеймса Нортона всерьез заняться мотопроизводством. Между тем осенью 1907 года мотоцикл Фулера был выставлен на мотосалоне на стенде фирмы, импортировавшей двигатели «Пежо». Он вызвал такой интерес, что Нортон преодолел свою нерешительность и разработал проект мотоцикла с собственным двигателем. В отличие от гоночной машины он имел только один цилиндр, но оба клапана были с механическим приводом, и момент на заднее колесо передавался цепью — очень прогрессивные по тем вре-менам черты.Новый мотоцикл, названный «Big 4» — «Большая четверка» — был впервые показан на выставке 1908 года. Это был хороший мотоцикл, и ему было суждено, модифицируясь и совершен-ствуясь, продержаться в производстве до 1954 года! Увы. Нортон был прекрасным инженером, но никудышным бизнесменом, и к 1912 году он ухитрился привести компанию к полному банкротству. Большую часть деталей он получал с машиностроитель-ного предприятия, принадлежавшего его другу Роберту Шелли. В один прекрасный день Шелли обнаружил, что он не только лучший друг Джеймса Нортона, но и главный его кредитор. Поэтому Роберт решил рискнуть: он выкупил долги компании, сохранив ее имя и оставив Джеймса техническим директором.Под новым руководством компания стала работать успешней, и даже выставила свою заводскую команду на гонку -Турист Трофи. В начале первой мировой войны она получила хорошие военные заказы, особенно крупным был контракт на поставку мотоциклов для русской армии.

     После войны Джеймс Нортон разработал новую серию мотоциклов — насколько они были удачны доказывает тот факт, что они пережили еще одну мировую войну.  В 1922 голу начался серийный выпуск мотоциклов с верхнеклапанным двигателем, а в 1924 году к заводской команде пришла наконец и победа в «Турист Трофи». Умер Джеймс Нортон  в апреле 1925 года. Ему было всего 56 лет.

     Новый главный конструктор фирмы — Уолтер Мур — решил заняться прежде всего спортивными моделями. До рожные «Нортоны» были превосходны, а вот на гоночные трассах их преимущества были не столь убедительны. Мур сделал ставку на диша тели с верхним расположением распределительного вала. Алек Беннет на «Нортоне» с таким двигателем выиграл «Турист Трофи» 1927 года, и , с тех пор началась золотая эра в истории фирмы. Всего на гоночных мотоциклах фирмы до второй мировой войны было завоевано 14 побед на тряссе острова Мэн в классах 350 см/куб и 500 см/куб. Лишь о конце 30-х годов их оттеснили более мощные и сложные итальянские и немецкие мотоциклы с многоцилиндровыми двигателями и наддувом.

     Во время войны борьбу за спортивные успехи пришлось отложить. Мотоциклы «Нортон» служили в союзных войсках, и служили неплохо — более ста тысяч машин было выпущено в те годы. А после победи вновь возобновилось и производство спортивных моделей. В 50-е годы восемь раз английские гонщики на мотоциклах «Нортон» становились чемпионами мира.

     В конце 40-х уже общепринятым стало подрессоривание заднего колеса, но, как правило это была свечная подвеска — жесткая и  чувствительная к износу. И когда на гоночных мотоциклах «Нортон» в 1950 году впервые появилась подвеска знакомого нам маятникового типа, то новая ходовая часть сразу получила прозвище «Featherbed» («перина»). Она давала не только мягкость хода, но и отличную управляемость — в основном за счет этого мотоциклы фирмы могли сражаться с превосходящими их по мощности многоцилиндровыми итальянскими машинами. Гоночные мотоциклы «Нортон» были самыми популярными лошадками гонщиков-любителей вплоть до начала 70-х годов, хотя их серийное производство закончилось еще в 1963 году. На счету гонщиков, выступавших на мотоциклах этой марки, 62 победы в гонках чемпионата мира, причем последний Гран-При был взят в 1969 году — через шесть лет после того, как последний гоночный мотоцикл был выпущен фирмой!

     Но это же нововведение сыграло с фирмой злую шутку. Дело в том, что рамы «Fealherbcd» изготовляла небольшая фирма «Рейнольде Тьюбс». которая была в состоянии обеспечивать лишь гоночные мотоциклы. Публика же ждала появления новой ходовой части на всех дорожных мотоциклах «Нортон» и в ожидании этого покутить старые мотоциклы не спешила. В результате фирма оказалась на мели и попала в 1953 году в объятия концерна АМС, объединявшего в ту пору львиную долю британской мотопромышленности.

Впрочем, на мотоциклах «Нортон» смена хозяина отразилась мало. Разве что новые производственные возможности позволили, наконец, внедрить «перину» на серийных мотоциклах. Сбыт мотоциклов оставался неплохим —не только в Великобритании и Европе, но и на американском рынке, который из-за высокого курса доллара был очень выгодным». Постепенно уходили из производственной программы модели начала века, их место занимали новые мотоциклы с двухцилиндровыми двигателями

      Вершиной стала появившаяся в 1967 году «Коммандо» с 750-кубовым двухцилиндровым двигателем, подвешенным и дуплексной раме на резиновых сайлентблоках. Конструкция выражала лучшее, что ожидали от мощного британского мотоцикла — силу, динамику, управляемость.  Его дизайн, инновационная рама и мощный двигатель сделали его привлекательным для покупателей. Commando легко обогнали современных Triumph и BSA и стали самой мощной и передовой машиной своего времени. Commando был предложен в различных стилях: стандартная модель, псевдоспортивный и туристическая модель. Двигатель «Combat» был выпущен в январе 1972 года. Он обладал степенью сжатия 10:1 и развития 65 л.с. при 6500 об/мин. Надежность двигателя пострадала — частые поломки коленчатого вала из-за выхода из строя подшипников.

Конец 60-х и начало 70-х годов были временем кризиса, который мотопромышленность Англии пережить так и не смогла. Лихорадочные объединения и слияния, перетасовка руководства, закрытия заводов — все это не способствовало борьбе за качество.

В 1972 году фирма BSA также оказалась в трудном финансовом положении. Правительство Великобритании предложило помощь при условии, что она сольётся с «Norton-Villiers», и в 1973 году была сформирована новый компания «Norton Villiers Triumph».

В то же время японские фирмы, до того специализировавшиеся на мотоциклах малого и среднего рабочего объема, смело осваивали большие кубатуры, вытеснив британские фирмы с рынка. Ушли в небытие великие марки: БСА, «Велосетт». «Матчлесс»… «Нортон» продержался до середины 70-х годов. В 1977 году были собраны последние 1500 мотоциклов модели «Коммандо». На этом, казалось бы, в истории фирмы можно было поставить точку.

Но осталась группа энтузиастов, сохранивших много-обещающий проект роторного двигателя. Они купили здание старой фабрики и добились правительственных субсидий. В 1983 году британские полицейские оседлали первые два мотоцикла «Нортон Интерпол» с роторным двигателем. До 1987 года полиция и армия получили 330 таких мотоциклов, а с 1988 года роторные «Нортоны» поступили в широкую продажу.

     В 1988 году производство было возобновлено в Личфилде в амбициозных масштабах. Новым моделям удалось побеждать в гонках, но на коммерческом рынке успехи развивались несколько медленнее. Компания добилась некоторый успеха с двигателем Ванкеля — модель «Interpol 2» для гражданской и военной полиции. Это привело к созданию гражданской модели «Classic» в 1987 году. Последующие Norton с двигателем Ванкеля были с водяным охлаждением. «Commander» был запущен в 1988 году и оснащался рамой Spondon-framed F1. Эта модель была копией гоночной машины RCW588, которая выиграла много гонок, включая Мэн TT 1992 года. Модель F1 подверглась рестайлингу.

После начала расследования нарушений в инвестициях Министерством торговли и промышленности, финансист и исполнительный директор Филипп Леру подал в отставку .

Для управления непогашенной задолженностью в ₤ 7 миллионов, в 1991 году был назначен исполнительный директор Дэвид Макдональд. Макдональд продал компанию североамериканской Wildrose investments. Глава Wildrose investments, Нельсон Skalbania, реформировал компания под названием Norton Motors Ltd и поставил свою дочь Розанду на место генерального директора. Новыми владельцами были продолжены попытки восстановить марки Триумф и Norton. В 1994 году право собственности на предприятие перешло к Aquilini Investments, так как Skalbania был не в состоянии выплатить долги, которые он заимствовал для покупки компании. К 1996 году производство мотоциклов полностью прекратилось, на заводах было налажено производстве компонентующих для легких авиационных двигателей.

В конце 1990-х, Кенни Дрир Орегон модернизировал Commandos, и в начале 2000-х пошла в серийное производство модель «961 Commando», но в апреле 2006 года приостановил свою деятельность. В 2005 году группа бывших сотрудников Norton построили девять спортивных моделей F1 из существующих запасов частей.

В конце 2008 года, после 15 лет владения маркой Norton, Стюарт Гарнер, английский бизнесмен и владелец «Norton Racing» организует производство нового завода Norton в Мидлендсе, площадью 1400 м².. Новой завод в Донингтон-Парке планирует выпускать «961 Commando», обновленный и пересмотренный вариант инженера Брайана Крайтона, который работал над созданием роторных машин в 1990 году. Новая модель имеет двигатель рабочим объёмом 961 куб.см мощностью 80 л.с.. На 19 июня 2009 цены на «961 Commando» была озвучены: £ 15 995 . Чтобы расширить диапазон доступных машин, компания приобрела долю Maxsym Engine Technology Ltd с целью использования двигателей Maxsym, первоначально разработанных для Moto GP, в качестве основы для новой серии мотоциклов Norton, в том числе 1200 куб.см «Superbike» и 750 куб.см «Supersport».

mmoto.tk

Norton | V4: Погреть интерес?

Былая популярность английских мотоциклов «Norton» в далеком прошлом. Сегодня, компания выпускает по 40 мотоциклов в месяц. Это даже не производство, а скорее кастом-ателье широкого профиля.

Однако, представители «Norton» весной этого года заключили соглашение с финансовой группой «Santander Corporate&Commercial», которое позволит производителям элитных мотоциклов довести выпуск с жалких 140-180 штук в год до 1500 байков. Главным драйвером увеличения продаж, планируется сделать модель спортбайка «V4»в двух модификациях «SS» и «RR».

От базовой модели эти аппараты отличаются карбоновым обвесом, полностью регулируемой впереди подвеской «Ohlins NIX30» и, чисто кастомайзерским задним «амортом» «TXGP». Бак, опять же из карбона с кевларом. Естественно все мотоциклы «нашпигованы» различной электроникой по полной программе. Масса «V4» вкарбоне – 179 кг. Цена этих мотоциклов врядли будет такой же «легкой на подъем».

Компания Norton предпринимает активные усилия для обеспечения резкого увеличения производства своих мотоциклов.

Если сейчас объемы производства недавно в очередной раз возродившейся легендарной компании составляют примерно 40 мотоциклов в месяц, то в скором времени, как рассчитывают нынешние владельцы бренда, если все пойдет по плану, они увеличатся до 130 экземпляров в месяц.

В годовом исчислении планируется увеличение с 450 до 1 500 мотоциклов в год. Для осуществления цели благодаря этому, по словам гендиректора Norton Стюарта Гарнера, будет обеспечено финансирование амбициозных планов – на новые цифры предполагается выйти уже с лета этого года.

Самый последний мотоцикл Norton – это знаменитый V4, который предлагается в 2017 модельном году во вариациях SS и RR. У этих мотоциклов – алюминиевые, доведенные вручную, рамы, созданные под вдохновением от тех, что использовались на гоночном мотоцикле SG5 TT.

Среди других опций мотоцикла – настраиваемый трекшн-контроль, контроль запуска, система анти-вилли, регулируемая система торможения двигателем, несколько режимов езды, круиз-контроль и двусторонний квик-шифтер (позволяющий переключать передачи без выжимания сцепления как вверх, так и вниз).

badmoto.ru

Norton Commando вчера и сегодня — журнал За рулем

Мотоциклы в ретростиле вновь входят в моду — особенно если они английского происхождения: Triumph Bonneville, Royal Enfield Bullet, возрожденный Metisse, Norton Commando… Но сохранился ли в реплике дух оригинала?

000_moto_0112_042

Ключевой элемент в возрождении любимых моделей прошлого — насколько удалось передать дух и внешность оригинала. Здесь мы видим два диаметрально противоположных подхода. Так, Royal Enfield остался все тем же Enfield'ом — пусть даже его производство перенесено из Англии в Индию. А вот Triumph Bonneville позаимствовал у супербайка полувековой давности лишь общую стилистику. В случае же с новым Norton Commando 961 все еще сложнее. Казалось бы, его создатель, американец Кенни Дрир, сохранил все характерные черты: рядный двухцилиндровый мотор, двухклапанные головки, штанговый привод клапанов, воздушное охлаждение… Но при этом ушел от честного 360-градусного интервала вспышек к 270-градусному «прикинусь-ка я V-твином». Насколько же новый Commando сохранил дух старого?

К счастью, долго искать образец для сравнения не пришлось: превосходно отреставрированный Norton Commando 850 1973 года выпуска есть у моего друга Киоши Накамуры, фотографа, с которым я давно сотрудничаю и который живет в 45 минутах езды от моего дома. Поразительные открытия начинаются, стоит лишь поставить два мотоцикла рядом. На бумаге у них одинаковая высота по седлу — 815 мм, но на самом деле старый явно выше! Измерения показали немалую разницу — 50 мм. А ведь рама «старичка» легко позволила бы опустить седло. Такая высота сделала запуск Commando 850 непростым искусством: электростартера нет, а киком можно завести мотор лишь на центральной подставке — без нее аппарат неизбежно клонится набок. К счастью, карбюраторы хорошо настроены, и двигатель оживает со второго тычка. На холостых — 1200 об/мин — вибрация весьма ощутима, но стоит поднять обороты до 2000, как сайлент-блоки Isolastic принимаются за дело, и тряска стихает. В рабочей зоне — от 2500 до 4000 об/мин — плавность работы двигателя просто шелковая (по крайней мере, по меркам своего времени).

Четырехступенчатая коробка передач с педалью справа переключается довольно легко. Между передачами равные промежутки, а передаточное отношение первой очень уж большое. Но первые три нужны лишь для того, чтобы выйти на высшую (четвертую!) и на ней оставаться — верхнеклапанный двигатель настолько тяговит, что и на высшей легко раскручивается с 2000 об/мин, а малая масса мотоцикла (188 кг) не обременяет динамику. Посадка — если не принимать во внимание слишком высокое седло — вполне комфортна, с небольшим наклоном вперед. Подножки не слишком высоки, но и не цепляют за асфальт в тех кренах, которые позволяют довольно тонкие шины Avon Roadrunner. На извилистых сельских дорогах этот мотоцикл — как дома: узкий, легкий, с превосходной управляемостью.

У этого аппарата лишь два недостатка, причем существенных даже по меркам того времени: тормоза и задняя подвеска. На моем Ducati 750SS, который я купил в 1974 году (всего через год после того, как был выпущен этот Norton), впереди стояли два чугунных диска Brembo, и работали они превосходно. А на Commando — всего один стальной диск, и надо давить на рычаг со всей силы, чтобы мотоцикл замедлился (надо сказать, крайне неохотно). На скромного вида однопоршневой скобе — эмблема Norton-Lockheed, и на Ducati скобы Lockheed, но там на их работу грех жаловаться. Ну ладно, по сравнению с Commando тот Ducati проходил повороты как грузовик — но зачем вам большая скорость, если вы не можете ее вовремя сбросить?

Передняя вилка старого Commando вполне оправдывает свое название Roadholder («Держатель дороги»), но его задние амортизаторы Girling просто ужасны — особенно если сравнить их с Ohlins на новом Commando, которые сглаживают все неровности. Girling'и на любой кочке лязгают так, что хочется остановиться и проверить: ничего не отвалилось? Да, тормоза и задняя подвеска за сорок лет определенно стали совершеннее, и два Norton’a — лучшее тому подтверждение. Тем не менее и старый Commando удивительно приятен на ходу: хорошая управляемость, тяговитый двигатель. Воистину — лучший из прежних «британцев».

Но перенесемся на сорок лет

www.zr.ru

Мотоциклы Norton модельный ряд - БАЗАМОТО

Устранение разбалтывания педали тормоза у мотоцикла ИЖ с коляской

Надежное крепление   У мотоциклов ИЖ с коляской, оборудованной тормозом, довольно скоро разбалтывается его педаль. При этом нарушается порядок действия тормоза мотоцикла и прицепа, из-за чего экипаж при торможении, особенно резком, заносит в сторону. Кроме того, изменяется регулировка включателя стоп-сигнала. Чтобы устранить этот недостаток, я выточил ось 9 (см. рис. «б») и закрепил на ней педаль тормоза, рассверлив отверстие в опорной пластине 2 рамы до 12 мм. С тех пор этот узел работает исправно. Узел крепления педали тормоза: а — заводское исполнение; б — переделанный вариант; 1 — педаль тормоза; 2 — опорная пластина рамы; 3 — болт М10; 4 — втулка; 5 — пружинная шайба; 6 — гайка М10; 7 — шайба; 8 — гайка М12; 9 — ось. Такая переделка не помешает и тем, кто ездит без коляски.   г. ГорькийГ. ГРАЧЕВ     1987N09P33

Читать далее >>

Мотоциклы для массового спорта. ИЖ-64М, Ковровец 175С

Для массового спорта  Отечественная промышленность в течение многих лет наряду с дорожными выпускает мотоциклы для спорта — кроссовые и многодневные. Ведущая роль в этом деле принадлежит Ковровскому и Ижевскому заводам.  Пионерами были ижевцы, построившие в 1947—1948 гг. первую партию машин ИЖ-350С. С тех пор завод разработал 24 модели спортивных мотоциклов, которые поступают в спортклубы, мотосекции, низовые спортивные коллективы.Год IV летней Спартакиады народов СССР Ижевский завод встретил новой серийной спортивной моделью ИЖ-64, которая пришла на смену ИЖ-60. Так же как и его предшественник, новый мотоцикл выпускается в кроссовом (ИЖ-64К) и многодневном (ИЖ-64М) вариантах. Принципиально его двигатель (размерность цилиндра 72 X 85 мм, 346 см3) не изменился. Однако новая форма камеры сгорания («жокейский картуз»), подбор сопротивления выпускных труб, уменьшение «вредного» объема кривошипной камеры позволили, не меняя степени сжатия (...

Читать далее >>

Испытания опытного образца мотоцикла К-750М

Путь на конвейер   Из № 10 журнала читатели уже знают, что наши специальные корреспонденты Р. Данелян и В. Егоров на новом унифицированном мотоцикле К-750М совершили трехнедельный испытательный пробег по дорогам России и Украины протяженностью свыше 3700 километров. О результатах этого пробега рассказывают они в публикуемом репортаже.Еще задолго до отъезда мы целиком были захвачены мыслью о предстоящем пробеге. Часами просиживали над атласом автомобильных дорог, выбирая маршрут, знакомились с отдельными его участками по дорожным справочникам, рассказам бывалых испытателей. «Пробег, — сказал начальник Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения В. Рогожин, передавая нам экспериментальную машину, — должен пройти на высоком техническом уровне. Надо тщательно вести записи, анализировать их. Ваше заключение мы пошлем на заводы». Речь шла о двух мотозаводах — киевском и ирбитском. И сознание того, что мы являемся по существу полпредами не только ...

Читать далее >>

Уплотнение вилки на мотоцикле Минск М-106

 «Во втором номере журнала «За рулем» за этот год прочел об изменении уплотнения гайки на передней вилке мотоцикла «Минск». Можно ли переделать этот узел на мотоцикле М-106? Взаимозаменяемы ли колеса на «Минске»?» — спрашивает К. Луконенко из Запорожья.Отвечают конструкторы завода.Уплотнение верхней гайки и пера передней вилки у мотоциклов М-106 и «Минск» выполнено посредством резинового кольца. У М-106 оно расположено под нижним торцем гайки, и поэтому, если перо не полностью входит в мостик (из-за повреждения их конических поверхностей или попадания грязи), кольцо не зажимается и пропускает масло наружу. У мотоцикла «Минск» кольцо установлено в проточке гайки (рис. 1) и поэтому выполняет свое назначение независимо от степени ее затяжки. Рис. 1. Радиальное уплотнение гайки в пере вилки мотоцикла «Минск»: 1 — труба пера вилки; 2 — резиновое кольцо; 3 — мостик вилки; 4 &...

Читать далее >>

bazamoto.ru

Исторические мотоциклы. Norton Commando: moto_ru

..или как "из одной старой игрушки сделать две новые".

Самый известный классический мотоцикл компании Norton. Выпускается с 1967 года по наши дни.

Живой пример, как ограничение ресурсов стимулирует творческое начало.По нашему - голь на выдумки хитра.

"Жили они бедно". Разрабатывать новый мотоцикл с большим 750сс двигателем у компании Norton денег не было. Но были большие людские ресурсы нового владельца марки - концерна AMC. И был двигатель 750сс - от не популярной модели для американского рынка Norton Atlas. Модель была не успешна из-за высокой цены и больших вибраций от плохо сбалансированного рядного двухцилиндрового двигателя.

За дело взялись бывший инженер компании Rolls-Royce Стефан Баер и шеф-инженер Norton-Villiers Бернард Хопер. Они изолировали двигатель, коробку передач и заднюю подвеску от остальной рамы системой резиновых элементов. Это помогло решить проблему с вибрациями. Данная система была названа Isolastic.

В результате появилась на свет модель Norton Commando, которая взорвала рынок. Она с 1968 по 1972 год брала приз "Мотоцикла года" престижного английского журнала Motor Cycle News. Модель выпускалась в различных модификациях. В том числе выпускалась полицейская модель Interpol.

Гоночные версии имели дисковые тормоза, форсированный двигатель и желтый цвет, потому и имели название "Yellow Peril".

В последующие годы модель модель модернизировалась. Получила дисковый тормоз. В 1973 году объем двигателя был увеличен до 850сс. Возрожденная в 2000х годах модель Norton Commando имела уже литровый двигатель.

Norton Commando кроме того, что имела множество заводских модификаций, она наравне Triumph, стала основой знаменитого британского кафе-рейсерного кастомайзинга. Легентарные кастомы Triton (Triumph + Norton) имели внутри рамы Norton более сбалансированный двигатель Triumph. Но это уже немного другая история.

Norton Commando 750 Fastback  1969 год

Езда на современном Norton Commando 961 SE

moto-ru.livejournal.com

Norton Big Four 633 - Мотомир Вячеслава Шеянова

Аудиоверсия статьи:

Мотомириада № 6

Осенью 1909 года компания Norton Motors Ltd. представила одну из самых своих удачных и долгоиграющих моделей – Model 1, которая также была известна под названием Big Four 633 (Большая четверка). Данный мотоцикл был предназначен для эксплуатации в основном с коляской. С 1907 по 1954 годы Big Four 633 выпускался во многих модификациях.

Big Four 633 был оснащен 1-цилиндровым, нижнеклапанным, 633-кубовым двигателем с размерностью 82×120 мм. Первоначально это была модель ременного привода, но позднее, в 1915 году на нее установили цепь. В 1932 году была создана правосторонняя выхлопная система, а в следующем году – 4-ступенчатая коробка передач.

Big Four 633 был любимым мотоциклом Джеймса Нортона. В 1921-1922 гг. он проехал на нем несколько тысяч миль по Южной Африке, в надежде, что свежий ветер улучшит его здоровье вдали от задымленного Бирмингема. По возвращению в Англию, модель была модернизирована.

Среди около 100 000 мотоциклов, поставленных армии компанией Norton, было 4 737 единиц Norton Big Four 633, которые перевозили 2 или 3 человека с военным снаряжением.

Компания продолжала выпускать данную модель и после окончания Второй мировой войны в течение последующих 9 лет. В 1954 году завод Norton Motors Ltd. приступил к выпуску 2-цилидровых машин, закончив производство Big Four 633.

Производитель Norton Motors Ltd., г. Бирмингем, Великобритания
Годы выпуска 1938 – 1945
Количество, шт 4 737
Стоимость 162 £
Стоимость в современных ценах 10 549,8 $
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 1-цилиндровый, нижнеклапанный
Объем двигателя, см3 633
Диаметр и ход поршня, мм 82 х 120
Мощность 14,5 л.с. при 4000 об / мин.
Зажигание магнето
Карбюратор Amal 276
Аккумулятор
Сцепление многодисковое в масляной ванне
Коробка передач 4-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая
Передняя подвеска параллелограммная с фрикционным демпфером
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 4,00 х 18 (3 колеса)
РАЗМЕРЫ
Длина, мм

2 184

Ширина, мм

1 689

Высота, мм

1 168

Колесная база, мм

1 371

Клиренс, мм

   127

Высота сидения, мм

   820*

Масса, кг

   308

Емкость бензобака, л

     14

Максимальная скорость, км/ч

     90

Дальность, км

   

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

motos-of-war.ru