Словобразовательная цепочка и гнездо. Примеры словообразовательных цепочек? Кольчуга словообразовательная цепочка
Словобразовательная цепочка и гнездо. Примеры словообразовательных цепочек?
Словообразовательная цепочка, так же как и словообразовательное гнездо это понятия одного из разделов языкознания - словообразования.
Словообразовательное гнездо состоит из всех слов одного корня, корень должен иметь во всех этих словах одно значение.
Словообразовательное гнездо в свою очередь состоит из словообразовательных цепочек. В цепочке каждое последующее слово образовано от предыдущего, если не будет этой строгой последовательности, то это будет просто набор однокоренных слов.
Думаю, что на примерах (см. ниже картинки) будет все более понятно.
Итак, словообразовательное гнездо
Словообразовательная цепочка
Под словообразовательной цепочкой подразумевается последовательность создания новых единиц речи, то есть новых слов. В такой цепочке следующие друг за другом слова образовываются от предыдущих. Для лучшего понимания вот пример:
А вот под словообразовательным гнездом подразумевается некая совокупность вот таких словообразовательных цепочек, которые объединяют слова с общим смысловым значением.
А вот и пример:
Понятия словообразовательная ЦЕПОЧКА и словообразовательное ГНЕЗДО
относятся к однокоренным (родственным) словам.
ЦЕПОЧКА - это такой последовательный ряд однокоренных слов, в котором каждое последующее слово образуется от предыдущего слова.
Например, имеется слово лицо, от него можно образовать глагол лицевать, а от этого глагола можно образовать другой глагол -- облицевать, далее -- существительное облицовка, от этого существительного можно образовать прилагательное облицовочный.
Таким способом получилась словообразовательная цепочка.
При этом обязательно должна быть соблюдена строгая последовательность в этой цепочке: каждое предыдущее слово в цепочке со следующим за ним образует словообразовательную пару, в которой первое слово - это мотивирующее, а второе - мотивированное. О словообразовательной паре подробней можно прочитать в ответе здесь.
От одного мотивирующего слова может быть образовано несколько цепочек. Например, лицо => обезличить => обезличивать.
Еще примеры.
1) Соловей = соловьиный = по-соловьиному.
2) Делить => разделить => раздельный => безраздельный => безраздельно.
ГНЕЗДО - это совокупность всех однокоренных (родственных) слов. Словообразовательное гнездо состоит из цепочек. Все слова, входящие в гнездо, имеют не только общий корень, но они должны объединяться общим смысловым значением. Например, череп => черепок; черепочек; черепной; череповой - это одно словообразовательное гнездо, а **черепица => черепичник; черепичный; череитчатый -- это уже совсем другое словообразовательное гнездо, хотя у них и одинаковый корень quot;черепquot;. Но смысл-то разный. Поэтому считается, что это два различных словообразовательных гнезда.
Каждое гнездо состоит из своих цепочек, которых у одних слов может быть много и которые имеют разную длину, а у других -- совсем мало.
Слообразовательное гнездо это все слова с одним корнем, которые располагаются в соответствии с отношениями мотивации. В свою очередь цепочка это составляющая гнезда, каждое гнездо может состоять из нескольких цепочек. Для цепочки характерна зависимость каждого нового слова от предыдущего, иначе говоря новое слова цепочки образуется небольшим изменением предыдущего.
В примере справа расположены цепочки. Видно, что слово quot;Осмелетьquot; образовалось от quot;Смелетьquot;. А все вместе это как раз и есть словообразовательное гнездо, которое образуется от одного слова quot;Смелыйquot;.
info-4all.ru
Словообразовательная цепочка – Словообразование, Морфемика и словообразование
Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Словообразовательная цепочка – Словообразование, Морфемика и словообразование!!! =>>>
Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер
Русская грамматика. § 193
Словообразовательная цепочка — это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности. Начальным, исходным звеном цепочки является немотивированное слово.
Например, слово накрахмалить, входящее в цепочку крахмала крахмалить а накрахмалить, мотивируется не только глаголом крахмалить, но и существительным крахмал. Аналогично прилагательное преподавательский мотивируется не только словом преподаватель, но и словом преподавать.
Чем дальше от исходного слова цепочки какое-нибудь входящее в нее мотивированное слово, тем выше ступень его мотивированности. Например, устарелость — слово IV ступени мотивированности: оно входит в цепочку:
Словообразовательная цепочка
Слово второй, третьей и т. д. ступени мотивированности может мотивироваться не только ближайшим из предшествующих ему слов цепочки, но и другими предшествующими словами.
Мотивирующее слово может быть в свою очередь по отношению к другому слову мотивированным. Например, слово учитель по отношению к слову учительница — мотивирующее, а по отношению к слову учить — мотивированное. Такие слова составляют словообразовательную цепочку: учить аучитель а учительница.
Словообразовательная цепочка
Старый а стаIреть а устаIIреть а устарIIIелый а устаIVрелость.
Словообразовательная цепочка – Словообразование, Морфемика и словообразование
www.getsoch.net
Что такое Словообразовательная цепочка
Понятия словообразовательная ЦЕПОЧКА и словообразовательное ГНЕЗДО
Относятся к однокоренным (родственным) словам.
ЦЕПОЧКА – это такой последовательный ряд однокоренных слов, в котором каждое последующее слово образуется от предыдущего слова.
Например, имеется слово лицо. от него можно образовать глагол лицевать. а от этого глагола можно образовать другой глагол — облицевать. далее — существительное облицовка. от этого существительного можно образовать прилагательное облицовочный.
Таким способом получилась словообразовательная цепочка.
При этом обязательно должна быть соблюдена строгая последовательность в этой цепочке: каждое предыдущее слово в цепочке со следующим за ним образует словообразовательную пару. в которой первое слово – это мотивирующее, а второе – мотивированное. О словообразовательной паре подробней можно прочитать в ответе здесь.
От одного мотивирующего слова может быть образовано несколько цепочек. Например, лицо => обезличить => обезличивать.
1) Соловей = соловьиный = по-соловьиному.
2) Делить => разделить => раздельный => безраздельный => безраздельно.
ГНЕЗДО – это совокупность всех однокоренных (родственных) слов. Словообразовательное гнездо состоит из цепочек. Все слова, входящие в гнездо, имеют не только общий корень, но они должны объединяться общим смысловым
значением. Например, череп => черепок; черепочек; черепной; череповой – это одно словообразовательное гнездо, а **черепица => черепичник; черепичный; череитчатый — это уже совсем другое словообразовательное гнездо, хотя у них и одинаковый корень “череп”. Но смысл-то разный. Поэтому считается, что это два различных словообразовательных гнезда.Каждое гнездо состоит из своих цепочек, которых у одних слов может быть много и которые имеют разную длину, а у других — совсем мало.
Система выбрала этот ответ лучшим
Словообразовательная цепочка, так же как и словообразовательное гнездо это понятия одного из разделов языкознания – словообразования.
Словообразовательное гнездо состоит из всех слов одного корня, корень должен иметь во всех этих словах одно значение.
Словообразовательное гнездо в свою очередь состоит из словообразовательных цепочек. В цепочке каждое последующее слово образовано от предыдущего, если не будет этой строгой последовательности, то это будет просто набор однокоренных слов.
Думаю, что на примерах (см. ниже картинки) будет все более понятно.
Итак, словообразовательное гнездо
Слообразовательное гнездо это все слова с одним корнем, которые располагаются в соответствии с отношениями мотивации. В свою очередь цепочка это составляющая гнезда, каждое гнездо может состоять из нескольких цепочек. Для цепочки характерна зависимость каждого нового слова от предыдущего, иначе говоря новое слова цепочки образуется небольшим изменением предыдущего.
В примере справа расположены цепочки. Видно, что слово “Осмелеть” образовалось от “Смелеть”. А все вместе это как раз и есть словообразовательное гнездо, которое образуется от одного слова “Смелый”.
schoolessay.ru