Православный Церковный календарь. Шлем меркурия смоленского фото


сколько правды в мистической легенде о Меркурии Смоленском – WARHEAD.SU

Первые тексты о святом Меркурии Смоленском появляются в начале XVI века. Они рассказывают о воине княжеского происхождения из Моравии, который служил во времена нашествия хана Батыя.

Когда монгольские тумены (крупные соединения войск численностью в 10 тысяч воинов) уже стояли на подступах к Смоленску, у деревни Долгомостье, — Меркурий получил божественное знамение. Богородица послала его сразиться с врагом и защитить город.

Меркурий Смоленский по версии художника В. Денисова

Воин последовал её велению и истребил немало монголов. В их числе был и один из военачальников Батыя. Но за смерть монгола отомстил его сын — он срубил голову защитника Смоленска.

Меркурий не упал замертво. Он направился обратно в город, держа в руках собственную голову. И только у городских ворот слез с коня и лёг на землю. Впечатлённые таким жутким дивом, а также уходом Батыя за пределы княжества, горожане стали почитать воина как своего святого заступника.

Правда или миф?

Сведения о Меркурии Смоленском ещё более отрывочны, чем о Евпатии Коловрате. Он не упомянут ни в одном современном ему источнике — ни русском, ни монгольском.

Железная обувка хранится в Успенском соборе Смоленска

Есть лишь тексты не старше начала XVI столетия. А также найденная в Смоленске печать сомнительной датировки с изображением святого Меркурия Кесарийского и греческой надписью: «Господи, помоги рабу твоему Меркурию Вентеславу». Обычно её связывают со смоленским князем Вячеславом, сыном Ярослава Мудрого. Однако Вентеслав уж очень похоже на чешское — Венцеслав. Кроме того, вместе с мощами святого хранятся железные ботинки, но они явно не имеют ни малейшего отношения к доспехам XIII века.

Так может быть, Меркурий Смоленский — чистый миф на основе «творчески переработанной» истории III века о святом Меркурии Кесарийском? О воине, поразившем копьём императора Юлиана Отступника, гонителя христиан?

Есть такое мнение, и оно довольно логичное. По этой теории, московские книжники сочинили житие Меркурия Смоленского после вхождения в 1514 году города в состав Русского государства. Это было частью идеологической работы по обоснованию прав великих князей московских на земли Древней Руси как победителей «злых татаровей».

Не просто патриотическая легенда?

Ботинки, как и было сказано, выглядят неубедительно и, скорее всего, относятся к гораздо более позднему времени. Печать, напротив, — определённо древнее XIII века. Она, скорее всего, принадлежала князю Вячеславу Ярославичу, который в крещении вполне мог взять имя святого Меркурия.

«Святой мученик Меркурий Смоленский». Художник Т. Миронова

Лишь странности и нестыковки в этой истории наводят на мысли о её правдивости. Если бы легенда о славном воине, в буквальном смысле сложившем голову в битве с батыевым воинством, сочинялась «под ключ» из идеологических соображений, без реальной основы, — едва ли этим воином оказался бы выходец из Моравии. С весьма редким на Руси именем, с одной стороны, православного святого, а с другой — древнеримского бога. Да и упоминание о девушке, несущей коромысло, которая встретила Меркурия и с перепугу начала ругать за неприличный безголовый вид, мало стыкуется с житийным стилем. Как и легенда про череп коня Меркурия. Череп этот самым языческим образом зарыли то ли на соборном холме, то ли у ворот, к которым приехал всадник без головы.

Что могло случиться в действительности?

В реальной жизни воины обычно не ездят по 25 вёрст с отрубленными головами, и уж тем более не слезают с коней, держа их под мышкой.

Возможно, дело было примерно так. После разорения Северо-Восточной Руси войско Батыя и Субэдэя двинулось на Новгород. Не дойдя до него ста вёрст, монголы повернули на юг и направились в степи. Тумены устали от тяжёлого зимнего похода и нуждались в отдыхе. Путь их пролегал через земли Смоленского княжества.

В Средневековье не было интернета, но новости разлетались быстро. Жители Смоленска знали, что приход монгольской орды — это разрушение и резня. Хуже того: ещё недавно процветавшее княжество и безо всякого Батыя переживало тяжёлый кризис.

В 1230 году землетрясение, неурожай и мор унесли жизни десятков тысяч человек. Спустя два года ослабевший город захватил полоцкий князь и учинил разорение и убийства. Город не успел оправиться от бедствий. А ведь и у процветавших княжеств не было шансов против монгольской военной машины.

Старый Смоленск с укреплениями находился на южном берегу Днепра.

Когда пришло известие, что в 25 верстах от городских стен воинство Батыя переправляется через реку, возник закономерный и невесёлый вопрос: куда они двинутся после переправы?

Естественно, княжеские воины отправились в разведку. Они хотели заранее предупредить город, если Батый двинется к нему, а не дальше в степи.

Вполне возможно, что один из отрядов дружинников угодил в монгольскую засаду и погиб. И то ли воин Меркурий просто остался в седле, когда ему в схватке срубили голову, то ли монголы решили сделать «смешной шутка чёрный юмор», посадив вражеского командира в седло и привязав отрубленную голову к рукам.

Ну, а умный боевой конь так или иначе привёз погибшего хозяина обратно к городу.

Естественно, эдакое зрелище впечатлило и без того перепуганных ордой горожан до глубины души. А когда Батый двинул тумены на юг и смоляне поняли, что город не постигнет судьба погибшей Рязани, — всадника без головы увязали с чудесным избавлением от монголов. И родилась легенда, живущая по сей день.

Смоляне устраивают праздник в честь Меркурия Смоленского — с пирогами и театрализованными представлениями (фото: Ольга Os-a)

Скорее всего, славный моравский воин Меркурий действительно честно сложил свою голову на русской службе и заслуженно стал первым смоленским святым. А на месте переправы у Долгомостья не так давно поставили памятник. Правда, надпись на нём гласит ни много ни мало о «победе смоленских дружин». Что поделать, люди склонны к патриотическим преувеличениям.

warhead.su

Меркурий Смоленский — википедия фото

Меркурий был славянином из Моравии и происходил из княжеского рода. В юном возрасте пришёл в Смоленск и поступил на службу к смоленскому князю. Согласно житию, Меркурий отличался набожностью и «благочестивой жизнью: подвизался в посте и целомудрии».

Мученичество принял в 1239 году во время нашествия хана Батыя на Смоленск. По преданию, когда татарские войска стояли в 25 верстах от города, на Долгомостье, молившемуся ночью в соборе перед иконой Божией Матери местному пономарю явилась Богородица, велевшая позвать Меркурия.

Святой Меркурий, вместе с пономарем, отправился в церковь Пресвятой Богородицы. В храме они нашли свечу, которая горела пред иконой Богородицы. Святой Меркурий, упав пред иконой, с слезами стал молиться, прося Пресвятую Госпожу о помощи и заступлении. Тогда вдруг раздался глас от иконы:

Раб мой Меркурий, я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей… В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства.

— Димитрий Ростовский, Жития святых (24 ноября)

Меркурий послушался веления Богородицы и ночью пошёл во вражеский лагерь где, согласно житию, истребил множество врагов, включая некого исполина, наводившего на всех страх своей силою. В ходе сражения сын убитого исполина отсёк Меркурию голову, но татары в страхе бежали: «побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, они бежали от города, под которым погибло так много из лучших бойцов, и удалились из пределов Смоленских».

Тело Меркурия было погребено жителями в Успенском соборе Смоленска. Церковное празднование в память святого Меркурия было установлено в конце XVI века, но уже с 1509 года жители Смоленска почитали его заступником города.

«Слово о Меркурии Смоленском» — памятник древнерусской письменности.

  Памятник «От благодарных смолян» на месте гибели Меркурия Смоленского

У Ивана Бунина в «Суходоле» встречается следующее описание: «В углу лакейской чернел большой образ святого Меркурия Смоленского, того, чьи железные сандалии и шлем хранятся на солее в древнем соборе Смоленска. Мы слышали: был Меркурий муж знатный, призванный к спасению от татар Смоленского края гласом иконы Божьей Матери Одигитрии Путеводительницы. Разбив татар, святой уснул и был обезглавлен врагами. Тогда, взяв свою главу в руки, пришёл он к городским воротам, дабы поведать бывшее… И жутко было глядеть на суздальское изображение безглавого человека, держащего в одной руке мертвенно-синеватую голову в шлеме, а в другой икону Путеводительницы».

org-wikipediya.ru

Меркурий Смоленский — Википедия РУ

Меркурий был славянином из Моравии и происходил из княжеского рода. В юном возрасте пришёл в Смоленск и поступил на службу к смоленскому князю. Согласно житию, Меркурий отличался набожностью и «благочестивой жизнью: подвизался в посте и целомудрии».

Мученичество принял в 1239 году во время нашествия хана Батыя на Смоленск. По преданию, когда татарские войска стояли в 25 верстах от города, на Долгомостье, молившемуся ночью в соборе перед иконой Божией Матери местному пономарю явилась Богородица, велевшая позвать Меркурия.

Святой Меркурий, вместе с пономарем, отправился в церковь Пресвятой Богородицы. В храме они нашли свечу, которая горела пред иконой Богородицы. Святой Меркурий, упав пред иконой, с слезами стал молиться, прося Пресвятую Госпожу о помощи и заступлении. Тогда вдруг раздался глас от иконы:

Раб мой Меркурий, я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей… В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства.

— Димитрий Ростовский, Жития святых (24 ноября)

Меркурий послушался веления Богородицы и ночью пошёл во вражеский лагерь где, согласно житию, истребил множество врагов, включая некого исполина, наводившего на всех страх своей силою. В ходе сражения сын убитого исполина отсёк Меркурию голову, но татары в страхе бежали: «побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, они бежали от города, под которым погибло так много из лучших бойцов, и удалились из пределов Смоленских».

Тело Меркурия было погребено жителями в Успенском соборе Смоленска. Церковное празднование в память святого Меркурия было установлено в конце XVI века, но уже с 1509 года жители Смоленска почитали его заступником города.

«Слово о Меркурии Смоленском» — памятник древнерусской письменности.

  Памятник «От благодарных смолян» на месте гибели Меркурия Смоленского

У Ивана Бунина в «Суходоле» встречается следующее описание: «В углу лакейской чернел большой образ святого Меркурия Смоленского, того, чьи железные сандалии и шлем хранятся на солее в древнем соборе Смоленска. Мы слышали: был Меркурий муж знатный, призванный к спасению от татар Смоленского края гласом иконы Божьей Матери Одигитрии Путеводительницы. Разбив татар, святой уснул и был обезглавлен врагами. Тогда, взяв свою главу в руки, пришёл он к городским воротам, дабы поведать бывшее… И жутко было глядеть на суздальское изображение безглавого человека, держащего в одной руке мертвенно-синеватую голову в шлеме, а в другой икону Путеводительницы».

http-wikipediya.ru

Меркурий Смоленский — WiKi

Меркурий был славянином из Моравии и происходил из княжеского рода. В юном возрасте пришёл в Смоленск и поступил на службу к смоленскому князю. Согласно житию, Меркурий отличался набожностью и «благочестивой жизнью: подвизался в посте и целомудрии».

Мученичество принял в 1239 году во время нашествия хана Батыя на Смоленск. По преданию, когда татарские войска стояли в 25 верстах от города, на Долгомостье, молившемуся ночью в соборе перед иконой Божией Матери местному пономарю явилась Богородица, велевшая позвать Меркурия.

Святой Меркурий, вместе с пономарем, отправился в церковь Пресвятой Богородицы. В храме они нашли свечу, которая горела пред иконой Богородицы. Святой Меркурий, упав пред иконой, с слезами стал молиться, прося Пресвятую Госпожу о помощи и заступлении. Тогда вдруг раздался глас от иконы:

Раб мой Меркурий, я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей… В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства.

— Димитрий Ростовский, Жития святых (24 ноября)

Меркурий послушался веления Богородицы и ночью пошёл во вражеский лагерь где, согласно житию, истребил множество врагов, включая некого исполина, наводившего на всех страх своей силою. В ходе сражения сын убитого исполина отсёк Меркурию голову, но татары в страхе бежали: «побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, они бежали от города, под которым погибло так много из лучших бойцов, и удалились из пределов Смоленских».

Тело Меркурия было погребено жителями в Успенском соборе Смоленска. Церковное празднование в память святого Меркурия было установлено в конце XVI века, но уже с 1509 года жители Смоленска почитали его заступником города.

«Слово о Меркурии Смоленском» — памятник древнерусской письменности.

  Памятник «От благодарных смолян» на месте гибели Меркурия Смоленского

У Ивана Бунина в «Суходоле» встречается следующее описание: «В углу лакейской чернел большой образ святого Меркурия Смоленского, того, чьи железные сандалии и шлем хранятся на солее в древнем соборе Смоленска. Мы слышали: был Меркурий муж знатный, призванный к спасению от татар Смоленского края гласом иконы Божьей Матери Одигитрии Путеводительницы. Разбив татар, святой уснул и был обезглавлен врагами. Тогда, взяв свою главу в руки, пришёл он к городским воротам, дабы поведать бывшее… И жутко было глядеть на суздальское изображение безглавого человека, держащего в одной руке мертвенно-синеватую голову в шлеме, а в другой икону Путеводительницы».

ru-wiki.org

Меркурий Смоленский — википедия орг

Меркурий был славянином из Моравии и происходил из княжеского рода. В юном возрасте пришёл в Смоленск и поступил на службу к смоленскому князю. Согласно житию, Меркурий отличался набожностью и «благочестивой жизнью: подвизался в посте и целомудрии».

Мученичество принял в 1239 году во время нашествия хана Батыя на Смоленск. По преданию, когда татарские войска стояли в 25 верстах от города, на Долгомостье, молившемуся ночью в соборе перед иконой Божией Матери местному пономарю явилась Богородица, велевшая позвать Меркурия.

Святой Меркурий, вместе с пономарем, отправился в церковь Пресвятой Богородицы. В храме они нашли свечу, которая горела пред иконой Богородицы. Святой Меркурий, упав пред иконой, с слезами стал молиться, прося Пресвятую Госпожу о помощи и заступлении. Тогда вдруг раздался глас от иконы:

Раб мой Меркурий, я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей… В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства.

— Димитрий Ростовский, Жития святых (24 ноября)

Меркурий послушался веления Богородицы и ночью пошёл во вражеский лагерь где, согласно житию, истребил множество врагов, включая некого исполина, наводившего на всех страх своей силою. В ходе сражения сын убитого исполина отсёк Меркурию голову, но татары в страхе бежали: «побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, они бежали от города, под которым погибло так много из лучших бойцов, и удалились из пределов Смоленских».

Тело Меркурия было погребено жителями в Успенском соборе Смоленска. Церковное празднование в память святого Меркурия было установлено в конце XVI века, но уже с 1509 года жители Смоленска почитали его заступником города.

«Слово о Меркурии Смоленском» — памятник древнерусской письменности.

  Памятник «От благодарных смолян» на месте гибели Меркурия Смоленского

У Ивана Бунина в «Суходоле» встречается следующее описание: «В углу лакейской чернел большой образ святого Меркурия Смоленского, того, чьи железные сандалии и шлем хранятся на солее в древнем соборе Смоленска. Мы слышали: был Меркурий муж знатный, призванный к спасению от татар Смоленского края гласом иконы Божьей Матери Одигитрии Путеводительницы. Разбив татар, святой уснул и был обезглавлен врагами. Тогда, взяв свою главу в руки, пришёл он к городским воротам, дабы поведать бывшее… И жутко было глядеть на суздальское изображение безглавого человека, держащего в одной руке мертвенно-синеватую голову в шлеме, а в другой икону Путеводительницы».

www-wikipediya.ru

Мученик Мерку́рий Смоленский, воин

Во­ин, по­то­мок кня­же­ско­го ро­да. Вос­пи­тан­ный в пра­во­сла­вии свя­той во­ин тай­но вел по­движ­ни­че­скую жизнь: был стро­гим пост­ни­ком, дев­ствен­ни­ком, каж­дую ночь он втайне от всех вос­пе­вал бла­годар­ствен­ные хва­ле­ния Гос­по­ду. В это вре­мя, в 1239 г., та­тар­ские пол­чи­ща Ба­тыя по­до­шли к Смо­лен­ску и вста­ли в 25 вер­стах от него, на Дол­го­мо­стье, угро­жая ра­зо­ре­ни­ем го­ро­ду и его свя­ты­ням. Услы­шав о при­бли­же­нии злых вра­гов, о ра­зо­ре­нии Бо­жи­их хра­мов, св. Мер­ку­рий скор­бел и бо­лел ду­шой; с каж­дым днем он бо­лее и бо­лее воз­го­рал­ся бо­же­ствен­ной рев­но­стью, же­лая по­стра­дать и по­ло­жить ду­шу свою за ве­ру Хри­сто­ву. И мо­лит­ва его бы­ла услы­ша­на.

В со­бор­ном хра­ме пе­ред ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы мо­лил­ся некий по­но­марь, со сле­за­ми про­ся об из­бав­ле­нии го­ро­да от вра­гов. Вдруг он услы­шал глас от ико­ны: «Иди к ра­бу мо­е­му Мер­ку­рию на По­до­лье и ти­хо ска­жи ему: те­бя зо­вет Вла­ды­чи­ца». Ко­гда во­ин при­шел в со­бор, то сам услы­шал го­лос Пре­чи­стой Де­вы, по­сы­ла­ю­щий его на брань с вра­гом и обе­ща­ю­щий небес­ную по­мощь, ве­нец по­бе­ды и веч­ное бла­жен­ство.

Св. Мер­ку­рий пре­ис­пол­нил­ся ве­ли­кой ра­до­сти, ибо Са­ма Ца­ри­ца Небес­ная обе­ща­ла ему то, к че­му он дав­но уже стре­мил­ся всей ду­шой: по­стра­дать за сво­их бра­тьев и за ве­ру Хри­сто­ву. В ту же ночь во­ин Хри­стов от­пра­вил­ся в та­тар­ский стан в Дол­го­мо­стье и всту­пил в еди­но­бор­ство с вра­же­ским пол­чи­щем. При­зы­вая имя Гос­по­да и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы, свя­той во­ин ис­тре­бил мно­же­ство вра­гов. Та­тар­ские во­и­ны с ужа­сом ви­де­ли, что св. Мер­ку­рию по­мо­га­ют в бит­ве мол­ние­нос­ные му­жи и лу­че­зар­ная Же­на, и не в си­лах усто­ять про­тив во­и­на Хри­сто­ва, об­ра­ти­лись в бег­ство. Сам же св. Мер­ку­рий по­гиб в бою.

Жи­те­ли Смо­лен­ска, спа­сен­ные чу­дес­ным за­ступ­ле­ни­ем Гос­по­да и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, с че­стью по­греб­ли те­ло свя­то­го во­и­на-му­че­ни­ка в со­бо­ре в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Празд­но­ва­ние ему уста­нов­ле­но в кон­це XVI в. Уже в 1509 г. жи­те­ли Смо­лен­ска на­зы­ва­ли его сво­им глав­ным за­ступ­ни­ком.

См. так­же: "Па­мять свя­то­го му­че­ни­ка Мер­ку­рия Смо­лен­ско­го" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

azbyka.ru

Мученик Меркурий Смоленский

Воин, потомок княжеского рода. Воспитанный в Православии святой воин тайно вел подвижническую жизнь: был строгим постником, девственником, каждую ночь он втайне от всех воспевал благодарственные хваления Господу. В это время, в 1239 г., татарские полчища Батыя подошли к Смоленску и встали в 25 верстах от него, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Услышав о приближении злых врагов, о разорении Божиих храмов, св. Меркурий скорбел и болел душой; с каждым днем он более и более возгорался божественной ревностью, желая пострадать и положить душу свою за веру Христову. И молитва его была услышана. В соборном храме перед иконой Пресвятой Богородицы молился некий пономарь, со слезами прося об избавлении города от врагов. Вдруг он услышал глас от иконы: «Иди к рабу моему Меркурию на Подолье и тихо скажи ему: тебя зовет Владычица». Когда воин пришел в собор, то сам услышал голос Пречистой Девы, посылающий его на брань с врагом и обещающий небесную помощь, венец победы и вечное блаженство. Св. Меркурий преисполнился великой радости, ибо Сама Царица Небесная обещала ему то, к чему он давно уже стремился всей душой: пострадать за своих братьев и за веру Христову. В ту же ночь воин Христов отправился в татарский стан в Долгомостье и вступил в единоборство с вражеским полчищем. Призывая имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Татарские воины с ужасом видели, что св. Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена, и не в силах устоять против воина Христова, обратились в бегство. Сам же св. Меркурий погиб в бою. Жители Смоленска, спасенные чудесным заступлением Господа и Пресвятой Богородицы, с честью погребли тело святого воина-мученика в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Празднование ему установлено в конце XVI в. Уже в 1509 г. жители Смоленска называли его своим главным заступником.

(память 24 ноября по старому стилю/7 декабря по новому стилю)

derevtsov.com