ШЛИ им. А.В. Федотова: возможен новый набор высоты. Шли федотова
Школа лётчиков-испытателей
20 октября 1947 года Постановлением Совета Министров СССР организована Школа летчиков-испытателей при Летно-исследовательском институте Министерства авиационной промышленности.
Школа летчиков-испытателей - единственное учебное заведение в России по подготовке летчиков-испытателей и специалистов–испытателей экспериментальной авиации, необходимых научно-исследовательским институтам, опытно-конструкторским бюро, предприятиям и организациям авиационной промышленности; а также специалистов иностранных государств.
Начальник Школы летчиков-испытателей - Герой России, заслуженный летчик-испытатель, Крутов Александр Валерьевич.
Профессиональное обучение летных экипажей включает программы теоретической и летной подготовки. Курс подготовки слушателей составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к летчикам-испытателям авиационных организаций экспериментальной авиации, и рассчитан на годичное обучение летчиков, имеющих высшее образование (высшие летные училища ВВС или ГА).
Целью теоретического обучения является:
- изучение основных направлений развития и совершенствования аэродинамики воздушных судов (ВС) и их силовых установок;
- изучение методики проведения наземных работ и летных испытаний, современных ВС, их силовых установок и бортового оборудования;
- углубление знаний по вопросам воздушной навигации, состава пилотажно-навигационного оборудования, систем автоматического управления, пилотажно-навигационных комплексов, методологии их испытаний;
- изучение нормативных правовых актов, регламентирующих летную и летно-испытательную работу в авиационных организациях экспериментальной авиации;
- изучение особенностей конструкции, прочности, технической и летной эксплуатации запланированных для практического освоения типов воздушных судов.
Программа летной подготовки состоит из следующих разделов:
- обучение и закрепление навыков пилотирования на новом для слушателя типе воздушного судна при полетах по кругу и в зону;
- полеты на критических (нестандартных) режимах: продолженный взлет с выключенным двигателем на взлете, пилотирование с одним выключенным двигателем;
- запуск двигателя в воздухе, торможение до сваливания, вывод из сваливания, штопор, посадка с выключенным двигателем и т.д.;
- полеты по приборам;
- полеты на определение характеристик устойчивости и управляемости воздушного судна.
По результатам первого полета на каждом новом типе воздушного судна слушатели пишут курсовую работу по оценке эргономики кабины, качественной оценке характеристик устойчивости и управляемости.
По окончании летной программы и обработки полетных данных слушатели пишут вторую курсовую работу по определению характеристик устойчивости и управляемости воздушного судна, определению его летно-технических характеристик по материалам собственных полетов.
В Школе летчиков-испытателей слушатели получают большой объем теоретических знаний и практического опыта, позволяющие им проводить испытания различных воздушных судов на высоком профессиональном уровне. Проводится профессионально-ориентированная подготовка (переподготовка) до 4 уровня ИКАО по программе «Фразеология радиообмена на английском языке» для выполнения полетов на международных воздушных линиях, сертифицированная Федеральной Службой по надзору в сфере транспорта Министерства Транспорта РФ (лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки).
15 февраля 2013г. Авиационному Учебному Центру Школы летчиков-испытателей Летно-исследовательского института им. М.М. Громова (АУЦ ШЛИ ЛИИ) выдано новое свидетельство соответствия требованиям ИКАО, Воздушного законодательства и другим нормативным актам, регламентирующим образовательную деятельность в области гражданской авиации по обучению авиаперсонала (пилотов, летчиков-испытателей, штурманов, радистов и бортинженеров) профессионально-ориентированному английскому языку с выдачей документов установленного образца.
В июле 2015 г. Авиационный учебный центр Школы летчиков-испытателей ЛИИ им.М.М.Громова (АУЦ ШЛИ ЛИИ) расширил сферу образовательной деятельности в области гражданской авиации по обучению авиаперсонала.Учебному центру выдано Приложение №2 к Сертификату №208 от 10.01.2014 г.
Сегодня в центре члены летных и кабинных экипажей воздушных судов Ил-76, Ан-2, Ан-24, 26,30, Ан-12, Ан-74, Як-40, Як-42, РС-12, ЕС-120В, Ми-8, Ка-32, RRJ-95В могут пройти периодическую теоретическую подготовку.
Осуществляется первоначальная подготовка частных пилотов на легкие однодвигательные самолеты Як-18Т, ИКАРУС С-42.
Также можно пройти дополнительную подготовку по программам:
-предотвращение попадания самолета в сложные положения и вывод самолета из них;
-первоначальная и периодическая подготовка летно-инструкторского состава ГА;
-перевозка опасных грузов на воздушном транспорте, TKAS, RVSM, CRM, СРПБЗ, авиационная безопасность.
В центре проводятся курсы повышения квалификации для инженерно-технического состава.
После окончания обучения слушатели получают документы установленного образца.
Адрес: 140180 Московская область г.Жуковский ул.Гарнаева 2А
Тел.: 8-(495)-556-56-41, 8-(495)-556-55-82, 8-(495)-556-53-68
Факс 8 (495) 556-52-39
E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
www.lii.ru
«ШЛИ со временем» - Испытатель, наставник, рекордсмен
Испытатель, наставник, рекордсмен
Александр Васильевич ФЕДОТОВ
В конце 50-х гг. теоретическая и практические программы подготовки в Школе летчиков-испытателей (ШЛИ) были рассчитаны на два гола. Для наиболее способных слушателей пятого набора ШЛИ было сделано исключение: они учились один год и уже в 1958 г. приступили к испытательной работе. Среди отличников были А.В.Федотов, П.М.Остапенко, Е.С.Соловьев, О.В.Гудков, Ю.В.Курлин, Ю.А.Шевяков и лр. Почти все они впоследствии стали заслуженными летчиками-испытателями СССР и Героями Советского Союза. Самым известным и выдающимся слушателем пятого набора ШЛИ по праву считается Александр Васильевич Федотов (1932-1984).
4 апреля 1984 г. стояла хорошая весенняя погода с солнцем и ясным небом. Был обычный рабочий день. Аэродром ЛИИ гудел и ревел от шума работающих двигателей самолетов и вертолетов. Попеременно взлетали и садились различные самолеты. После обеда по ЛИИ и летно-испытательным и доводочным базам авиационных КБ быстро разнеслась страшная весть: при заходе на посадку разбились на истребителе-перехватчике МиГ-31 летчик-испытатель Александр Васильевич Федотов и штурман-испытатель Валерий Сергеевич Зайцев. В последнем злополучном полете проверялась работа топливной системы перспективного истребителя-перехватчика. Уже через несколько минут после взлета Александр Федотов принял решение экстренно садиться, так как внезапно сработала сигнализация аварийного остатка топлива. При резком развороте во время захода на посадку истребитель вошел в крутое пикирование, выйти из которого не было возможности из-за слишком малого запаса высоты. Федотов и Зайцев катапультировались, но у МиГ-31 была очень большая вертикальная скорость при падении, и парашюты летчика и штурмана не раскрылись. Так в полете трагически оборвалась жизнь выдающегося отечественного летчика-испытателя, именем которого 17 сентября 1984 г. была названа Школа летчиков-испытателей МАП СССР. Александр Васильевич Федотов поступил на самолетное отделение ШЛИ в конце декабря 1957 г., приехав по вызову в Жуковский из Армавирского военного авиационного училища летчиков (АВАУЛ), в котором был оставлен после окончания в 1952 г. служить летчиком-инструктором. Через несколько лет службы Александр Федотов стал одним из лучших летчиков-инструкторов, с которым никак не хотело расставаться руководство АВАУЛ. Во многом благодаря настойчивости и целеустремленности Федотова и порядочности одного из руководителей училища полковника А.А.Матвеева Александру Васильевичу удалось «вырваться» в ШЛИ. При этом Федотову пришлось демобилизоваться из армии в звании капитана и на некоторое время [1] стать гражданским лицом. 5 сентября 1958 г. А.В.Федотов успешно закончил ШЛИ и по предложению будущего заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза, шеф-пилота ОКБ им. А.И.Микояна Григория Александровича Седова был приглашен вместе с П.М.Остапенко и И.Н.Кравцовым работать летчиком-испытателем в прославленной авиационной фирме. Работу в ОКБ А.И.Микояна Александр Федотов начал с испытаний модернизированных вариантов серийно выпускавшихся истребителей МиГ-15 и МиГ-17. По настоянию Г.А.Седова он почти сразу же поступил в Московский авиационный институт, который окончил без отрыва от производства в 1965 г. За четверть века работы в ОКБ, названного впоследствии именами его отцов-создателей - А.И.Микояна и М.И.Гуревича, — Федотов освоил более 80 типов самолетов. Провел испытания истребителей МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27 и др., а также их различных модификаций. Александр Федотов первым поднял в воздух истребители МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29 и МиГ-31. Каждый из этих самолетов стал новой и значительной ступенькой в развитии отечественной военной авиации. Трижды А.Федотов относительно благополучно катапультировался из аварийных машин: первый раз в апреле 1973 г. из МиГ-23, второй — из разваливающегося МиГ-29 в октябре 1980 г. и третий - в июле 1983 г. вместе с Романом Таскаевым из МиГ-23УБ. Во время второго катапультирования Федотов серьезно повредил позвоночник и два месяца провел в неподвижном состоянии. Для ежедневного выполнения восстановительных упражнений Александр Васильевич построил в своей квартире небольшой тренировочный «комплекс». В результате длительного лечения и упорных тренировок Александр Васильевич вернулся к испытательной работе без ограничений. На различных модификациях самолетов МиГ-21 и МиГ-25 (Е-166, Е-266 и Е-266М/1) А.В.Федотов установил 18 мировых рекордов, из них 3 — абсолютных. За достижения в области самолетного спорта А.Федотову в середине 70-х гг. было присвоено звание «Мастер спорта международного класса», а затем «Заслуженный тренер СССР». Александр Федотов был награжден тремя международными медалями Анри де Лаво и Большой золотой медалью Международной авиационной федерации. С 1962 г. и до своей трагической гибели Александр Федотов возглавлял коллектив летчиков-испытателей ОКБ им. А.И.Микояна. Александр Васильевич не жалел сил и времени, помогая молодым летчикам-испытателям «микояновской» фирмы. Можно с уверенностью говорить о существовании «федотовской школы» летчиков-испытателей. Александр Васильевич подготовил рекордсменку мира по самолетному спорту С.Е.Савицкую для установления рекордов скорости и высоты среди женщин на истребителе МиГ-25ПУ, а также курировал и консультировал подготовку к рекордам команду советских летчиц, в которую входили Л.Я.Зайцева, Е.Н.Мартова, Н.А.Проханова и др. ...Многим коллегам А.В.Федотова по испытательной работе порой казалось, что судьба берегла жизнь выдающегося профессионала, чтобы он щедро дарил свой колоссальный опыт молодым летчикам-испытателям. Но, к сожалению, прогресс в авиации оплачен и жизнью заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Александра Васильевича Федотова, прожившего неполные 52 года. Именем А.В.Федотова, помимо Школы летчиков-испытателей, названы улицы в Жуковском и Волгограде. В городе-герое на Волге Александр Васильевич Федотов провел свои детские годы, а в научном центре авиационно-космической промышленности страны он реализовался как яркий и незаурядный человек.
- с 1957 по 1981 год ! (прим. - А.А.Симонова)
Юрий Пономарев
testpilot.ru
ШЛИ им. А.В. Федотова: возможен новый набор высоты
Школа лётчиков-испытателей - это... Что такое Школа лётчиков-испытателей?
Шко́ла лётчиков-испыта́телей (ШЛИ) имени А. В. Федотова была создана в 1947 на базе Лётно-исследовательского института (ЛИИ) для подготовки лётчиков и штурманов-испытателей, ведущих инженеров по лётным испытаниям, а также повышения квалификации специалистов в области авиации и их аттестации. Слушатели ШЛИ, как правило, лётчики и штурманы 12-го классов ВВС, имеющие высшее образование и прошедшие конкурсный отбор. Обучение в ШЛИ проводится в течение 1,5 лет высококвалифицированными специалистами с большим опытом лётных испытаний. К чтению лекций привлекаются учёные и инженеры научных подразделений ЛИИ. Для обучения используются самолёты 1012 типов, оборудованные новейшими средствами бортовых измерений. Тренажёрный комплекс включает тренажёры с контрольно-записывающей аппаратурой. Слушатели осваивают теорию и практику определения лётно-технических характеристик самолётов, выполнение полётов всех видов. С 1984 ШЛИ носит имя А. В. Федотова. До 1991 подготовлено около 600 классных специалистов-испытателей. 115 выпускникам ШЛИ присвоено звание заслуженного лётчика-испытателя СССР, 15 звание заслуженного штурмана-испытателя СССР. 50 выпускникам ШЛИ присвоено звание Героя Советского Союза. ШЛИ окончили лётчики-космонавты СССР И. П. Волк и А. С. Левченко.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.
- ШКАС
- Шлихтинг Герман
Смотреть что такое "Школа лётчиков-испытателей" в других словарях:
Школа лётчиков-испытателей — (ШЛИ) имени А. В. Федотова была создана в 1947 на базе Лётно исследовательского института (ЛИИ) для подготовки лётчиков и штурманов испытателей, ведущих инженеров по лётным испытаниям, а также повышения квалификации специалистов в области авиации … Энциклопедия техники
Школа лётчиков-испытателей — (ШЛИ) имени А. В. Федотова была создана в 1947 на базе Лётно исследовательского института (ЛИИ) для подготовки лётчиков и штурманов испытателей, ведущих инженеров по лётным испытаниям, а также повышения квалификации специалистов в области авиации … Энциклопедия «Авиация»
Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков — Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище лётчиков имени И. С. Полбина (ОВВАКУЛ) Год основания 10 августа 1921 года Год закрытия 12 февраля … Википедия
Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова — ГНЦ ФГУП Лётно исследовательский институт им. М. М. Громова (ЛИИ) Международное название M. M. Gromov Flight Research Institute (FRI) Директор … Википедия
ЛИИ Громова — Лётно исследовательский институт им. М. М. Громова (ЛИИ) Международное название M. M. Gromov Flight Research Institute (FRI) Основан 8 марта 1941 … Википедия
ЛИИ им. Громова — Лётно исследовательский институт им. М. М. Громова (ЛИИ) Международное название M. M. Gromov Flight Research Institute (FRI) Основан 8 марта 1941 … Википедия
ЛИИ им. М. М. Громова — Лётно исследовательский институт им. М. М. Громова (ЛИИ) Международное название M. M. Gromov Flight Research Institute (FRI) Основан 8 марта 1941 … Википедия
ЛИИ имени М. М. Громова — Лётно исследовательский институт им. М. М. Громова (ЛИИ) Международное название M. M. Gromov Flight Research Institute (FRI) Основан 8 марта 1941 … Википедия
ЛИИ имени М.М. Громова — Лётно исследовательский институт им. М. М. Громова (ЛИИ) Международное название M. M. Gromov Flight Research Institute (FRI) Основан 8 марта 1941 … Википедия
Лётно-исследовательский институт — им. М. М. Громова (ЛИИ) Международное название M. M. Gromov Flight Research Institute (FRI) Основан 8 марта 1941 … Википедия
avia.academic.ru
65-летие легендарной Школы лётчиков-испытателей — Авиапанорама
Торжественный вечер, посвященный 65-летию школы летчиков-испытателей имени А.В.Федотова, состоялся 20 октября в Дворце культуры города Жуковского. В числе почетных гостей на этом мероприятии присутствовала Нина Георгиевна Громова – вдова легендарного М.М.Громова, Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации. Именно он стал инициатором создания ШЛИ.Школа была создана в 1947 году на базе Летно-исследовательского института для подготовки летчиков и штурманов-испытателей, ведущих инженеров по летным испытаниям, а также повышения квалификации специалистов в области авиации и их аттестации.Первым ее начальником был Михаил Котельников. Бывший фронтовой летчик, генерал-майор авиации, с которым Громова свела судьба еще в годы войны: дивизия Котельникова входила в состав авиационной армии под его командованием. Первых претендентов в число слушателей Михаил Васильевич набирал лично: ездил по воинским частям, присматривал кандидатов в испытатели в строевых авиационных подразделениях. Отбор Котельникова прошел проверку временем и оказался безупречным: многие из его «ореликов» впоследствии стали высококлассными испытателями и Героями Советского Союза.С 1984 года ШЛИ носит имя А.В.Федотова – Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, генерал-майора авиации, заслуженного тренера СССР, мастера спорта международного класса, хорошо известного всем жуковчанам. В зале Дворца культуры присутствовала его вдова – Галина Васильевна, получившая, так же как и Нина Георгиевна Громова, от организаторов роскошный букет цветов – знак внимания и уважения.
Славные страницы истории школы летчиков-испытателей относятся в основном к советскому времени. После распада великой державы для ШЛИ им. А.В.Федотова наступил очень тяжелый период. Авиация – не коммерция, без государственного финансирования ее нормальное существование нереально.Как сказала в своем выступлении на торжественном вечере единственная женщина, прошедшая полный курс подготовки ШЛИ, Светлана Савицкая, «в 90-е годы прошлого века случались вообще непонятно какие наборы, просто люди за деньги учились летать на самолетах». Есть надежда, что этого больше не повторится. Герой России, заслуженный летчик-испытатель, начальник ЛИИ им. М.М.Громова Павел Власов с удовлетворением сообщил в приветственном слове:– Сегодня есть решение Совета безопасности Российской Федерации о государственной поддержке ШЛИ. Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Рогозин подписал Протокол о финансовом оздоровлении ЛИИ и школы. В самое ближайшее время будет много положительных изменений.Павел Власов под аплодисменты ветеранов вручил Почетные грамоты группе сотрудников ШЛИ за добросовестный труд и верность своему делу.
За время работы ШЛИ им. В.А.Федотова подготовлено 722 летчика-испытателя, 50 штурманов, сотни высококлассных бортпроводников. 90 выпускников удостоены звания Героев Советского Союза и России, 2 – Героя Социалистического труда. 248 выпускников стали заслуженными летчиками-испытателями, 12 – заслуженными пилотами, 9 – лауреатами Ленинских и Государственных премий.120 выпускников и инструкторов ШЛИ не вернулись из полета.Минутой молчания почтили их память собравшиеся в этот торжественный вечер в жуковском Дворце культуры.
В зале Дворца культуры Жуковского прозвучало приветствие Сергея Крикалева, записанное в Казахстане. Выпускник ШЛИ, Герой Советского Союза и Герой России (один из четырех человек, удостоенных обоих званий), рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе Сергей Крикалев, ныне занимающий должность начальника центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, в дни празднования 65-летия школы летчиков-испытателей оказался в командировке на Байконуре.
От имени Комитета по обороне Государственной Думы РФ всех присутствующих приветствовала Светлана Савицкая – первая женщина в мире, совершившая выход в космическое пространство, первая и единственная женщина дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта СССР.Лично поздравил коллег Игорь Волк – летчик-космонавт СССР, первый командир жуковского отряда космонавтов, успешно прошедший полный курс подготовки полета на «Буране», ныне – президент международной ассоциации «Земля и космонавтика».В зале присутствовал другой легендарный участник «волчьей стаи», как прозвали жуковчане команду Игоря Волка, Герой России, заслуженный летчик-испытатель Магомед Толбоев, ныне член консультативного Совета при Президенте РФ, а также президент российской корпорации «Авиация», почетный президент МАКСа и почетный президент Федерации ушу-саньда города Москвы.В числе почетных гостей на этом мероприятии был Петр Дайнекин – бывший Главнокомандующий ВВС Советского Союза и России, доктор военных наук, Герой Российской Федерации, генерал армии в отставке. Он имел возможность много раз убедиться на деле, чего стоит выучка выпускников ШЛИ. От души сказал «спасибо» всем, кто имеет отношение к учебному процессу в школе и, конечно, выразил искреннее восхищение мастерством выпускников ШЛИ. «65 лет – юношеский возраст, – в шутку сказал Петр Дайнекин, – ВВС в этом году отмечали столетие. Вот это дата! Желаю всем нам встретиться на вековом юбилее школы, отпраздновать этот юбилей с присущим авиаторам размахом!»
Трое выпускников в этом году окончили обучение в школе: им вручили дипломы и выдали свидетельства установленного образца на торжественном вечере в присутствии живых легенд авиации. Запомните эти имена: Александр Денисюк, Олег Хохлов, Александр Павленко. Они начинают свою карьеру летчиками-испытателями 3 класса.
www.aviapanorama.ru
ШЛИ - Школа для асов
Проблема требует решения
Есть в Раменском районе Московской области учебное заведение, о котором почти никто не знает. Вы не прочтете о нем в справочниках и не увидите объявлений о приеме учащихся, да и оказаться рядом с ним вам вряд ли удастся. Речь идет о Школе летчиков-испытателей (ШЛИ) Минавиапрома, открытой в 1947 году. Здесь готовят высококвалифицированных испытателей-летчиков, пилотов вертолетов и штурманов для авиационных опытно-конструкторских бюро серийных заводов, предприятий смежных министерств.
ЗА ПРОШЕДШИЕ десятилетия ШЛИ подготовлено около шестисот классных специалистов-испытателей. Пятидесяти, из них присвоено звание Героя Советского Союза, ста пятнадцати — звание заслуженного летчика-испытателя, пятнадцати — заслуженного штурмана-испытателя СССР. К сожалению, некоторые удостоены высокого звания посмертно. Среди выпускников ШЛИ известные не только в нашей стране Герои Советского Союза, заслуженные летчики-испытатели СССР, пилоты В.Гордиенко, В.Меницкий, В.Пугачев, летчики - космонавты СССР И.Волк, С.Савицкая, А.Левченко и другие. Судьба, пожалуй, каждого заслуживает внимания летописцев. Рискуя жизнью, выпускники ШЛИ не раз спасали технику, созданную коллективами ОКБ, оказываясь в неожиданных ситуациях в воздухе, проявляли огромную выдержку, мужество, мгновенную реакцию. В 1984 г. после трагической гибели ведущего пилота ОКБ имени А.И.Микояна заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза А.В.Федотова школе было присвоено его имя. — Кто же те счастливчики, кому удается поступить в ШЛИ? — опрашиваю у заместителя начальника школы по научной части Юрия Тихоновича Клепова. — Принимаем на конкурсной основе наиболее подготовленных военных летчиков 1-го класса, возраст которых не превышает 28 лет, имеющих не менее пятисот летных часов. За полтора года учебы каждый слушатель проводит не менее двухсот часов в воздухе, осваивая 12 — 14 типов летательных аппаратов, углубленно изучает авиационные дисциплины. Выпускнику ШЛИ присваивается квалификация «Летчик (или штурман)-испытатель 3-го класса». Это лишь первая "ступень на пути к высшему мастерству. Дальнейшее совершенствование зависит только от самостоятельной практической работы. Правда, здесь есть досадные трудности, мешающие самосовершенствованию специалистов. Дело в том, что учебный самолетный парк школы уже сегодня заметно отстает от требований времени. Выпускник осваивает, как правило, авиатехнику 3-го поколения, а на испытаниях ему предлагают машины 4-го поколения. Не надо забывать, что на подходе еще более совершенные конструкции. Значит, только спустя время он сможет чувствовать себя уверенно в самых современных самолетах и вертолетах. Может быть, рациональнее, не скупясь, оснастить самолетный парк ШЛИ современной техникой, которая позволила бы молодому летчику или штурману без переучивания входить в строй? Ответ очевиден, но, к сожалению, на переоснащение нет средств. Другая проблема заключается в том, что предприятия, заинтересованные в пополнении своих летно-испытательных баз молодыми специалистами, подчас не в состоянии оплатить стоимость их обучения в школе. Складывается, прямо скажем, нелепая ситуация: есть кого учить, есть кому учить и есть кому принять будущие выпускников, но нет сегодня единой централизованной системы финансирования воспроизводства уникальных кадров. С наступлением времени свободного предпринимательства все чаще стали звучать предложения о привлечении иностранного капитала. Тогда, дескать, и материально-техническое обеспечение будет на высоте, и за обучение слушателей потекут денежки, причем не только наши, деревянные, но и конвертируемые. Все это так, но обучать придется не только своих. Не превратится ли в таком случае наше, школа в некий центр по подготовке зарубежных специалистов и не растеряем ли мы еще одно свое, несомненно выдающееся национальное завоевание? Стоит, видимо, серьезно подумать об этом всем тем, от кого зависит судьба ШЛИ имени А. В. Федотова.
В.ВОРОНИН.
testpilot.ru
Федотов П.А.Рацея. Объяснение картины "Сватовство майора"
Начинается,ПочинаетсяО том, как люди на свете живут,Как иные на чужой счет жуют.Сами работать ленятся,Так на богатых женятся.
Вот извольте-ко посмотреть:Вот купецкий дом, –Всего вдоволь в нем,Только толку нет ни в чем:Одно пахнет деревней,А другое харчевней.Тут зато один толк,Что всё взято не в долг,Как у вас иногда,Честные господа!
А вот извольте посмотреть:Вот сам хозяин-купец,Денег полон ларец;Есть что пить и что есть...Уж чего ж бы еще? Да взманила, вишь, честь"Не хочу, вишь, зятька с бородою!И своя борода –Мне лихая беда.На улице всякий толкает,А чуть-чуть под хмельком,Да пойди-ка пешком вечерком,Глядь! – очутишься в будке,Прометешь потом улицу сутки.А в густых-то будь зять –Не посмеют нас взять...Мне, по крайности, дай хоть майора,Без того никому не отдам свою дочь!.."А жених – тут как тут, и по чину – точь-в-точь.
А вот извольте посмотреть,Как жениха ждут,Кулебяку несутИ заморские вина первейших сортовК столу подают.А вот и самое панское,Сиречь шампанское,На подносе на стуле стоит.
А вот извольте посмотреть,Как в параде весь дом:Всё с иголочки в нем;Только хозяйка купцаНе нашла, знать, по головке чепца.По-старинному – в сизом платочке.Остальной же нарядУ француженки взятЛишь вечор для самой и для дочки.Дочка в жизнь в первый раз,Как боярышня у нас,Ни простуды не боясь,Ни мужчин не страшась,Плечи выставила напоказ. –Шейка чиста,Да без креста.
Вот извольте посмотреть,Как в левом углу старуха,Тугая на ухо,Хозяйкина сватья, беззубый рот,К сидельцу пристает:Для чего, дескать, столько бутылок несет,В доме ей до всего!Ей скажи: отчего,Для чего, кто идет, –Любопытный народ!
А вот извольте посмотреть,Как, справа, отставная деревенская пряха,Панкратьевна-сваха,Бессовестная привираха,В парчовом шугае, толстая складом,Пришла с докладом:Жених, мол, изволил пожаловать.И вот извольте посмотреть,Как хозяин-купец,Невестин отец,Не сладит с сюртуком,Он знаком больше с армяком;Как он бьется, пыхтит,Застегнуться спешит:Нараспашку принять – неучтиво.
А извольте посмотреть,Как наша невестаНе найдет сдуру места:"Мужчина чужой!Ой, срам-то какой!Никогда с ними я не бывала,Коль и придут, бывало, –Мать тотчас на ушко:"Тебе, девушке, здесь не пристало!"Век в светличке своей я высокойПрожила, проспала одинокой;Кружева лишь плела к полотенцам,И все в доме меня чтут младенцем!Гость замолвит, чай, речь...Ай, ай, ай! – стыд какой!..А тут нечем скрыть плеч:Шарф сквозистый такой –Всё насквозь, на виду!..Нет, в светлицу уйду!"
И вот извольте посмотреть,Как наша пташка сбирается улететь;А умная матьЗа платье ее хвать!
И вот извольте посмотреть,Как в другой горницеГрозит ястреб горлице, –Как майор толстый, бравый,Карман дырявый,Крутит свой ус:"Я, дескать, до денежек доберусь!"
Теперь извольте посмотреть:Разные висят по стенам картины.Начинаем с середины:На средине виситВысокопреосвященный митрополит;Хозяин христианскую в нем добродетель чтит.Налево – Угрешская обительИ во облацех над нею – святитель...Православные, извольте перекреститься,А немцы,Иноземцы,На нашу святыню не глумиться;Не то – русский народСилой рот вам зажмет.
И вот извольте посмотреть:По сторонам митрополита – двоеНаши знаменитые герои:Один – батюшка Кутузов,Что первый открыл пятки у французов,А Европа сначалаИх не замечала.ДругойГерой –Кульнев, которому в славу и честьДаже у немцев крест железный есть.
И вот извольте посмотреть:Там же, на правой стороне, –Елавайский на коне,Казацкий хлопчикФранцузов топчет.А на правой стене хозяйский портретВ золоченую раму вдет;Хоть не его рожа,Да книжка похожа:Значит – грамотный!
И вот извольте посмотреть:Внизу картины,Около середины,Сидит сибирская кошка.У нее бы не худо немножкоДеревенским барышням поучитьсяПочаще мыться:Кошка рыльце умывает,Гостя в дом зазывает.
А что, господа, чай устали глаза?А вот, налево, – святые образа...Извольте перекреститьсяДа по домам расходиться.
1849
literatura5.narod.ru