Шлем Ярослава Всеволодовича. Шлем ярослава всеволодовича


Шлем князя Ярослава Всеволодовича

Шлем князя Ярослава Всеволодовича

Этот шлем стал символом князя Александра Невского. При этом считается, что владел им его отец.А еще, именно с находки этого шлема в нашей стране пробудился интерес к Древней Руси.

Было это в 1808 году около села Лыково Владимирской губернии. История банальнейшая: крестьянка Ларионова собирала орехи и «разглядела в кочке нечто блестящее».

В тот же день она отдала найденные шлем и церковному старосте. С его подачи они пошли гулять по инстанциям и, в конце концов, дошли до самого царя Александра I, будущего победителя Наполеона.

Академия Художеств

Тот отдал шлем на изучение президенту Академии художеств А.Н. Оленину. Вскоре было объявлено, что непростой шлем принадлежал князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского. А в кочке он оказался потому, что был спрятан бежавшим с поля битвы князем.

Насколько это обосновано, мы обсудим в конце статьи, а сейчас встречаем – шлем князя (предположительно) Ярослава Всеволодовича!

Время и место

Вполне возможно, этот шлем изготовили (или только декорировали) во Владимиро-Суздальском княжестве. Белокаменная резьба Северо-Восточной Руси и украшения на шлеме очень похожи.

Про датировку заметим, что кольчуга, найденная с ним, относится к XIII столетию, поскольку сплетена из плоских колец, снабженных радиальными бороздками. А раз предметы лежали «в комплекте», то и датируются они одинаково.

Как две капли воды

Кстати. В Государственном историческом музее в Москве хранится точная копия шлема князя Ярослава. Совпадают размеры — оба высотой 19 см и 21 см. в диаметре, а форма и расположение накладок из цветного металла также идентичны.

Оригинал можно увидеть только в Оружейной палате, где за ним закреплен инвентарный номер 4672(4385).

шлнм князя Ярослава и его копия

Слева – шлем из Оружейной Палаты с целым лепестком, справа – его копия с расколотым лепестком, которая хранится в Государственном историческом музее

Железный нос

Защита лица на этом шлеме заслуживает особого внимания. Наносник посеребрен, а «брови» позолочены.

Сперва предполагалось, что изначально «железный нос» был полумаской, которая к моменту находки оказалась обломанной. Вот как на фото (слева):

Шлем Никольское, Лыково, Киев

Слева — шлем из Никольского с полумаской, справа — шлем из Киева, с защитой носа. В центре — прорисовка шлема князя Ярослава, каким он мог быть с полумаской.

Соответственно, находка была зарисована с полумаской — как на центральной части фото. Но затем выяснилось, что художником за нижние части полумаски были ошибочно приняты фрагменты кольчуги, лежавшей под шлемом. Сейчас уже точно доказано, что защита лица на шлеме князя Ярослава аналогична второму варианту (справа).

Однако было поздно: рисунки шлема князя Ярослава именно с полумаской уже разошлись по стране и прочно вошли в массовую культуру.

Кстати, заметьте: железный «нос» имеет четко выраженное ребро жесткости, так же, как и «брови». Это сделано для укрепления защиты. Погнуть такой наносник гораздо сложнее, чем обычную железную пластину.

Как был сделан купол

Купол средневековых шлемов обычно собирали из нескольких кусков металла. Есть три основные схемы сборки — из двух сегментов, из трех и из четырех.

Схему сборки средневекового шлема из четырех частей мы разъяснили в статье Гъермундбю: самый знаменитый шлем викинга

Из какого количества пластин был собран шлем князя Ярослава — неизвестно. Виной тому плохая сохранность шлема, который рассыпался бы, не подложи музейщики под него специальную подставку, что повторяет форму купола.

Поэтому схему сборки шлема князя Ярослава мы можем лишь предполагать. Вероятнее всего, он был собран из трех выпуклых пластин, наклепанных краями друг на дружку.

Кокарда православного воина

Икона на лбу шлема князя

Налобная икона во всей красе. Любуйтесь.А вот что с ней не так — мы расскажем дальше.

Налобная икона это своего рода кокарда воина-христианина. На ней мы видим архангела Михаила. Он, кстати, имеет самое прямое отношение к воинской культуре Средних веков.

На Руси его изображали в доспехах, с оружием в руках. На Западе, по словам Эварта Окшотта, при посвящении в рыцари звучала заветная формула «во имя Бога, святого Михаила и святого Георгия».

Во всем христианском мире его образ сопутствует победе — как над врагом, так и над болезнью. Корнем зла в обоих случаях является дьявол, который насылает на людей беды.

А Михаил известен как архистратиг, то есть главнокомандующий небесным воинством. Именно он стоит у райских врат с огненным мечом в руках, он же – согласно Апокалипсису, победит в последней битве добра со злом. Словом, абсолютный рыцарь, что было в те годы весьма актуально.

Текст, который идет по периметру образа, гласит «Великий архистратиг Господень Михаил, помоги рабу своему Феодору». Здесь необходимо вспомнить, что на Руси князья часто имели двойное имя – одно – родовое, другое – в крещении. Ярослав как раз и был крещен именем Федор.

Четыре лика на своде купола

навершие шлема князя Ярослава

Иисус на шлеме князя Ярослава Всеволодовича

Еще одно украшение находится «на макушке» шлема. Она имеет звездчатую форму и несет на себе изображения, во-первых, Господа Вседержителя, а во-вторых – святых Георгия, Василия и, заметьте, Федора.

Современным языком можно сказать, что этот шлем «брендирован» под некоего Федора.

В центре «звезды» находится шпиль, сохранившийся частично. В былые времена на него мог ставиться конский хвост или флажок-яловец, то есть знак, выделяющий командира в бою.

Барсы и грифоны

Венец на шлеме князя

И последнее украшение шлема – декоративная кайма по его нижнему срезу.

Она несет на себе изображения птиц, а также зверей — вполне реальных барсов и совершенно мифических грифонов. Все изображения разделяются лилиями и листьями, отчеканенными на латунном ободе. Толщина его примерно 0,8 мм.

Функция венца полностью не разгадана: то ли на него вешалась кольчужная бармица, то ли венец выступал в роли прокладки, а бармица вешалась на корпус шлема через несколько сквозных отверстий.

И вот тут всплывает самое интересное – шлем часто и не всегда аккуратно переделывали.

Что не так со шлемом князя Ярослава?

Мы сейчас покажем те же самые фото, но только с акцентами. Уверяем, вы посмотрите на этот шлем другими глазами!

1. Полумаска грубо приколочена поверх налобной иконы.

Полумаска на шлеме князя

Как видим, заклепки далеко не идеально вписались в надбровные дуги.

Теперь смотрим на следующее фото. Видите в красных рамках заклепки? Тоже весьма неаккуратная работа. Расстояние от края заклепки до края приклепанной декоративной полосы разное.

Неровный венец на шлеме князя

2. Икона не для шлема

Смотрим внимательно на икону, которая украшает шлем.Скорее всего, изначально она не предназначалась для крепления на шлем князя.

Ведь тогда в ней были бы продуманы отверстия для крепления. Но их нет. Поэтому икона приколочена прямо сквозь буквы, идущие по периметру иконы. Это сильно затрудняет чтение.

Шлем князя с иконой

Откуда взялась икона неясно. Ее могли подарить владельцу шлема, или он мог захватить ее во время военного похода на соседнее княжество. А потом уже установить на свой шлем. Словом, вариантов масса и простор для гипотез безграничный. Ясно одно — изначально ее на шлеме не было.

Кроме того, поверх иконы еще и полумаску приколотили — так же без особого благоговения. Посмотрите: ноги Архангела Михаила от щиколотки вниз перекрыты полумаской.

3. Навершие поверх ликов

Еще один случай перекрытия святыни — навершие. Смотрите: оно было приклепано прямо на чеканные изображения:

грубое навершие на шлеме князя

Так каким же был шлем изначально?

Изначально «шлем князя Ярослава» мог быть просто каской с изображением святых образов на макушке. Очень похожий шлем был найден летом 1959 года в Саратовской области, немного южнее города Энгельс:

Шлем из Энгельса

Многие археологи считают их близкими родственниками. Вполне возможно, что так оно и было, и лишь впоследствии к нему приколотили шпиль и икону, а потом венец и наносник.

Скорее всего, шлем носили несколько человек — каждый в свое время. Поэтому его переделывали под вкусы разных владельцев. А вот был ли среди них князь Ярослав Всеволодович — это отдельный, весьма интересный вопрос.

Аргументы «ЗА»

  • Ярослав жил в XIII веке
  • В крещении он носил имя Федор, что сочетается с надписью на иконе
  • Ярослав Всеволодович в 1238-1246 годах княжил во Владимире, а на шлеме обнаружены мотивы Владимиро-Суздальской белокаменной резьбы

Аргументы «ПРОТИВ»

Главный аргумент. Надпись на иконе «раба своего Феодора» вовсе не обязательно соотносится с Ярославом — Феодором.

  • Во-первых, первенец Ярослава Всеволодовича тоже носил это имя. Слабость этой версии — возраст: Федор прожил всего 13 лет и умер накануне собственной свадьбы.
  • Во-вторых, в смерти князя Ярослава подозревают одного из бояр по имени Федор Ярунович.
  • А еще имя Федор носил великий князь Ростовский, который правил в 1270—1294 годах, то есть так же в XIII веке.

Шлем мог принадлежать любому из них. И даже какому-то Федору, из числа высокопоставленных дружинников, которого мы не знаем.

А значит, делать какие-то выводы, основываясь лишь на имени, датировке, географии и статусности — не стоит. Нужны более точные доказательства, которых у нас пока нет.

historicaldis.ru

Шлем Ярослава Всеволодовича - это... Что такое Шлем Ярослава Всеволодовича?

Шлем Ярослава Всеволодовича.

Шлем Ярослава Всеволодовича — древнерусский шлем, датирующийся второй половины XII — первой половины XIII века. Хранится в Московской Оружейной палате. Принадлежит к типу IV по типологии Кирпичникова. Приписывается князю Ярославу Всеволодовичу. Эта находка сыграла важную роль в развитии русской исторической науки. Как отмечал А. Н. Кирпичников: «Шлем Ярослава Всеволодовича был одним из первых предметов, с которых началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей»[1].

Находка

Этот шлем был обнаружен осенью 1808 года крестьянкой А.Ларионовой у села Лыкова близ Юрьева-Польского.

Она, «находясь в кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся». Это оказался шлем, лежавший на кольчуге, доспехи сильно проржавели. Крестьянка отнесла находку старосте деревни, который, увидев на шлеме образа, передал архиерею. Священник отправил эту находку Александру I, от которого она попала к историку А. Н. Оленину.

Принадлежность

А. Н. Оленин установил, что шлем с кольчугой были брошены Ярославом Всеволодовичем при бегстве с Липицкой битвы 1216 года в 20 верстах от неё.[2] Надпись на шлеме свидетельствует, что он принадлежал Феодору — таково имя князя Ярослава в крещении. Предположительно, он оставил кольчугу и шлем, чтобы они не препятствовали бегству. Как сообщает Лаврентьевская летопись, потерпев поражение, князь Ярослав бежал в Переяславль, куда прибыл на пятом коне, загнав четырёх. Его брат Юрий прибыл во Владимир на четвёртом коне «в первои сорочице, подклад и тыи вывергл».

Описание

Тулья шлема сохранилась плохо — в виде двух крупных частей, поэтому нельзя точно определить её форму и конструкцию. Вероятно, она имела крутобокую, близкую к эллипсоидной форму. Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками. Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу своему Феодору». По краю шлема — орнаментальная кайма. Её оформление дореволюционные исследователи сравнивали с норманнскими мотивами[3], советские — с владимиро-суздальской белокаменной резьбой[1]. По данным Б. А. Колчина, тулья шлема является цельнокованной и изготовлена из железа или малоуглеродистой стали техникой штамповки с последующей выколоткой, что отличает его от других шлемов данного типа, равно как и других типов данного периода. При изготовлении шлема она была предварительно набита серебряным листом.[4]

По мнению Кирпичникова, шлем не менее трёх раз переделывался и послужил нескольким хозяевам до князя Ярослава. Вначале он мог не иметь украшений. Потом к нему были приклёпаны серебряные накладки. Последними добавленными элементами стали навершие и полумаска.[1] К. А. Жуков, напротив, считает, что шлем не переделывался и сразу был изготовлен с полумаской, о чём свидетельствует лицевой вырез. Также он отмечает, что шлем никогда не имел нижних выкружков для глаз.[5]

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Выпуск 3. Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв.. — Наука, 1971.
  2. ↑ Оленин А. Н. Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Трояна и русских до нашествия татар. — СПб., 1832. — С. 57.
  3. ↑ Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I. Отделение III. Броня, оружие, кареты и конская сбруя. М., 1849—1855
  4. ↑ Колчин Б. А. Чёрная металлургия и металлообработка в Древней Руси (домонгольский период). — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953.
  5. ↑ Жуков К.А. Размышления о истории куполовидных шлемов с полумасками на Руси, ч.2  (рус.). MReen (28 сентября 2012). Архивировано из первоисточника 24 октября 2012. Проверено 2 октября 2012.

dic.academic.ru

Шлем Ярослава Всеволодовича — WiKi

Шлем Ярослава Всеволодовича.

Шлем Ярослава Всеволодовича — древнерусский шлем, датирующийся второй половины XII — первой половины XIII века. Хранится в Московской Оружейной палате. Принадлежит к типу IV по типологии Кирпичникова. Приписывается князю Ярославу Всеволодовичу. Эта находка сыграла важную роль в развитии русской исторической науки. Как отмечал А. Н. Кирпичников: «Шлем Ярослава Всеволодовича был одним из первых предметов, с которых началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей»[1].

Находка

Этот шлем был обнаружен осенью 1808 года крестьянкой А.Ларионовой у села Лыкова близ Юрьева-Польского. Она, «находясь в кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся». Это оказался шлем, лежавший на кольчуге, доспехи сильно проржавели. Крестьянка отнесла находку старосте деревни, который, увидев на шлеме образа, передал архиерею. Священник отправил эту находку Александру I, от которого она попала к историку А. Н. Оленину.

Принадлежность

А. Н. Оленин предположил, что шлем с кольчугой были брошены Ярославом Всеволодовичем при бегстве с Липицкой битвы 1216 года в 20 верстах от неё.[2] Надпись на шлеме свидетельствует, что он принадлежал Феодору — таково имя князя Ярослава в крещении. Предположительно, он оставил кольчугу и шлем, чтобы они не препятствовали бегству. Как сообщает Лаврентьевская летопись, потерпев поражение, князь Ярослав бежал в Переяславль, куда прибыл на пятом коне, загнав четырёх. Его брат Юрий прибыл во Владимир на четвёртом коне «в первои сорочице, подклад и тыи вывергл».

Описание

Тулья шлема сохранилась плохо — в виде двух крупных частей, поэтому нельзя точно определить её форму и конструкцию. Вероятно, она имела крутобокую, близкую к эллипсоидной форму.

Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками. Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору». По краю шлема — орнаментальная кайма.

Её оформление дореволюционные исследователи сравнивали с норманнскими мотивами[3], советские — с владимиро-суздальской белокаменной резьбой[1]. По данным Б. А. Колчина, тулья шлема является цельнокованной и изготовлена из железа или малоуглеродистой стали техникой штамповки с последующей выколоткой, что отличает его от других шлемов данного типа, равно как и других типов данного периода. При изготовлении шлема она была предварительно набита серебряным листом.[4]

Как переделывался шлем

  Полумаска закрывает часть надписи, идущей по периметру иконы.

По мнению Кирпичникова, шлем не менее трёх раз переделывался и послужил нескольким хозяевам до князя Ярослава. Вначале он мог не иметь украшений. Потом к нему были приклёпаны серебряные накладки. Последними добавленными элементами стали навершие и полумаска.[1]

К. А. Жуков отмечает, что шлем никогда не имел нижних выкружков для глаз.[5] Кроме того, он считает, что шлем не переделывался и сразу был изготовлен с полумаской, о чём свидетельствует лицевой вырез.

Автор статьи «Шлем князя Ярослава Всеволодовича» Н. В. Чеботарев обращает внимание читателей на место стыка налобной иконы и полумаски. На фото видно, что полумаска закрывает часть надписи, идущей по периметру иконы.

Если бы вся конструкция изготавливалась сразу, надпись на иконе была бы приведена в соответствие с местом размещения. Скорее всего — учитывая замечание К. А. Жукова про лицевой вырез на шлеме, полумаска временно снималась со шлема, что бы закрепить икону.

Следовательно, икона может быть напоминанием о каком-то событии в жизни владельца шлема, либо почетным трофеем.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Выпуск 3. Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв.. — Наука, 1971.
  2. ↑ Оленин А. Н. Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Трояна и русских до нашествия татар. — СПб., 1832. — С. 57.
  3. ↑ Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I. Отделение III. Броня, оружие, кареты и конская сбруя. М., 1849—1855
  4. ↑ Колчин Б. А. Чёрная металлургия и металлообработка в Древней Руси (домонгольский период). — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953.
  5. ↑ Жуков К.А. Размышления о истории куполовидных шлемов с полумасками на Руси, ч.2 (рус.). MReen (28 сентября 2012). Проверено 2 октября 2012. Архивировано 24 октября 2012 года.

ru-wiki.org

Шлем Ярослава Всеволодовича — википедия фото

Шлем Ярослава Всеволодовича.

Шлем Ярослава Всеволодовича — древнерусский шлем, датирующийся второй половины XII — первой половины XIII века. Хранится в Московской Оружейной палате. Принадлежит к типу IV по типологии Кирпичникова. Приписывается князю Ярославу Всеволодовичу. Эта находка сыграла важную роль в развитии русской исторической науки. Как отмечал А. Н. Кирпичников: «Шлем Ярослава Всеволодовича был одним из первых предметов, с которых началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей»[1].

Находка

Этот шлем был обнаружен осенью 1808 года крестьянкой А.Ларионовой у села Лыкова близ Юрьева-Польского. Она, «находясь в кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся». Это оказался шлем, лежавший на кольчуге, доспехи сильно проржавели. Крестьянка отнесла находку старосте деревни, который, увидев на шлеме образа, передал архиерею. Священник отправил эту находку Александру I, от которого она попала к историку А. Н. Оленину.

Принадлежность

А. Н. Оленин предположил, что шлем с кольчугой были брошены Ярославом Всеволодовичем при бегстве с Липицкой битвы 1216 года в 20 верстах от неё.[2] Надпись на шлеме свидетельствует, что он принадлежал Феодору — таково имя князя Ярослава в крещении. Предположительно, он оставил кольчугу и шлем, чтобы они не препятствовали бегству. Как сообщает Лаврентьевская летопись, потерпев поражение, князь Ярослав бежал в Переяславль, куда прибыл на пятом коне, загнав четырёх. Его брат Юрий прибыл во Владимир на четвёртом коне «в первои сорочице, подклад и тыи вывергл».

Описание

Тулья шлема сохранилась плохо — в виде двух крупных частей, поэтому нельзя точно определить её форму и конструкцию. Вероятно, она имела крутобокую, близкую к эллипсоидной форму.

Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками. Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору». По краю шлема — орнаментальная кайма.

Её оформление дореволюционные исследователи сравнивали с норманнскими мотивами[3], советские — с владимиро-суздальской белокаменной резьбой[1]. По данным Б. А. Колчина, тулья шлема является цельнокованной и изготовлена из железа или малоуглеродистой стали техникой штамповки с последующей выколоткой, что отличает его от других шлемов данного типа, равно как и других типов данного периода. При изготовлении шлема она была предварительно набита серебряным листом.[4]

Как переделывался шлем

  Полумаска закрывает часть надписи, идущей по периметру иконы.

По мнению Кирпичникова, шлем не менее трёх раз переделывался и послужил нескольким хозяевам до князя Ярослава. Вначале он мог не иметь украшений. Потом к нему были приклёпаны серебряные накладки. Последними добавленными элементами стали навершие и полумаска.[1]

К. А. Жуков отмечает, что шлем никогда не имел нижних выкружков для глаз.[5] Кроме того, он считает, что шлем не переделывался и сразу был изготовлен с полумаской, о чём свидетельствует лицевой вырез.

Автор статьи «Шлем князя Ярослава Всеволодовича» Н. В. Чеботарев обращает внимание читателей на место стыка налобной иконы и полумаски. На фото видно, что полумаска закрывает часть надписи, идущей по периметру иконы.

Если бы вся конструкция изготавливалась сразу, надпись на иконе была бы приведена в соответствие с местом размещения. Скорее всего — учитывая замечание К. А. Жукова про лицевой вырез на шлеме, полумаска временно снималась со шлема, что бы закрепить икону.

Следовательно, икона может быть напоминанием о каком-то событии в жизни владельца шлема, либо почетным трофеем.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Выпуск 3. Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв.. — Наука, 1971.
  2. ↑ Оленин А. Н. Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Трояна и русских до нашествия татар. — СПб., 1832. — С. 57.
  3. ↑ Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I. Отделение III. Броня, оружие, кареты и конская сбруя. М., 1849—1855
  4. ↑ Колчин Б. А. Чёрная металлургия и металлообработка в Древней Руси (домонгольский период). — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953.
  5. ↑ Жуков К.А. Размышления о истории куполовидных шлемов с полумасками на Руси, ч.2 (рус.). MReen (28 сентября 2012). Проверено 2 октября 2012. Архивировано 24 октября 2012 года.

org-wikipediya.ru

Шлем Ярослава Всеволодовича — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 декабря 2017; проверки требует 1 правка.Текущая версияпоказать/скрыть подробности Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 декабря 2017; проверки требует 1 правка. Шлем Ярослава Всеволодовича.

Шлем Ярослава Всеволодовича — древнерусский шлем, датирующийся второй половины XII — первой половины XIII века. Хранится в Московской Оружейной палате. Принадлежит к типу IV по типологии Кирпичникова. Приписывается князю Ярославу Всеволодовичу. Эта находка сыграла важную роль в развитии русской исторической науки. Как отмечал А. Н. Кирпичников: «Шлем Ярослава Всеволодовича был одним из первых предметов, с которых началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей»[1].

Этот шлем был обнаружен осенью 1808 года крестьянкой А.Ларионовой у села Лыкова близ Юрьева-Польского. Она, «находясь в кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся». Это оказался шлем, лежавший на кольчуге, доспехи сильно проржавели. Крестьянка отнесла находку старосте деревни, который, увидев на шлеме образа, передал архиерею. Священник отправил эту находку Александру I, от которого она попала к историку А. Н. Оленину.

А. Н. Оленин предположил, что шлем с кольчугой были брошены Ярославом Всеволодовичем при бегстве с Липицкой битвы 1216 года в 20 верстах от неё.[2] Надпись на шлеме свидетельствует, что он принадлежал Феодору — таково имя князя Ярослава в крещении. Предположительно, он оставил кольчугу и шлем, чтобы они не препятствовали бегству. Как сообщает Лаврентьевская летопись, потерпев поражение, князь Ярослав бежал в Переяславль, куда прибыл на пятом коне, загнав четырёх. Его брат Юрий прибыл во Владимир на четвёртом коне «в первои сорочице, подклад и тыи вывергл».

Тулья шлема сохранилась плохо — в виде двух крупных частей, поэтому нельзя точно определить её форму и конструкцию. Вероятно, она имела крутобокую, близкую к эллипсоидной форму.

Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками. Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору». По краю шлема — орнаментальная кайма.

Её оформление дореволюционные исследователи сравнивали с норманнскими мотивами[3], советские — с владимиро-суздальской белокаменной резьбой[1]. По данным Б. А. Колчина, тулья шлема является цельнокованной и изготовлена из железа или малоуглеродистой стали техникой штамповки с последующей выколоткой, что отличает его от других шлемов данного типа, равно как и других типов данного периода. При изготовлении шлема она была предварительно набита серебряным листом.[4]

Полумаска закрывает часть надписи, идущей по периметру иконы.

По мнению Кирпичникова, шлем не менее трёх раз переделывался и послужил нескольким хозяевам до князя Ярослава. Вначале он мог не иметь украшений. Потом к нему были приклёпаны серебряные накладки. Последними добавленными элементами стали навершие и полумаска.[1]

К. А. Жуков отмечает, что шлем никогда не имел нижних выкружков для глаз.[5] Кроме того, он считает, что шлем не переделывался и сразу был изготовлен с полумаской, о чём свидетельствует лицевой вырез.

Автор статьи «Шлем князя Ярослава Всеволодовича» Н. В. Чеботарев обращает внимание читателей на место стыка налобной иконы и полумаски. На фото видно, что полумаска закрывает часть надписи, идущей по периметру иконы.

Если бы вся конструкция изготавливалась сразу, надпись на иконе была бы приведена в соответствие с местом размещения. Скорее всего — учитывая замечание К. А. Жукова про лицевой вырез на шлеме, полумаска временно снималась со шлема, что бы закрепить икону.

Следовательно, икона может быть напоминанием о каком-то событии в жизни владельца шлема, либо почетным трофеем.

  1. ↑ 1 2 3 Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Выпуск 3. Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв.. — Наука, 1971.
  2. ↑ Оленин А. Н. Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Трояна и русских до нашествия татар. — СПб., 1832. — С. 57.
  3. ↑ Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I. Отделение III. Броня, оружие, кареты и конская сбруя. М., 1849—1855
  4. ↑ Колчин Б. А. Чёрная металлургия и металлообработка в Древней Руси (домонгольский период). — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953.
  5. ↑ Жуков К.А. Размышления о истории куполовидных шлемов с полумасками на Руси, ч.2 (рус.). MReen (28 сентября 2012). Проверено 2 октября 2012. Архивировано 24 октября 2012 года.

ru.bywiki.com

Шлем Ярослава Всеволодовича — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Шлем Ярослава Всеволодовича — древнерусский шлем, датирующийся второй половины XII — первой половины XIII века. Хранится в Московской Оружейной палате. Принадлежит к типу IV по типологии Кирпичникова. Приписывается князю Ярославу Всеволодовичу. Эта находка сыграла важную роль в развитии русской исторической науки. Как отмечал А. Н. Кирпичников: «Шлем Ярослава Всеволодовича был одним из первых предметов, с которых началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей»[1].

Находка

Этот шлем был обнаружен осенью 1808 года крестьянкой А.Ларионовой у села Лыкова близ Юрьева-Польского. Она, «находясь в кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся». Это оказался шлем, лежавший на кольчуге, доспехи сильно проржавели. Крестьянка отнесла находку старосте деревни, который, увидев на шлеме образа, передал архиерею. Священник отправил эту находку Александру I, от которого она попала к историку А. Н. Оленину.

Принадлежность

А. Н. Оленин предположил, что шлем с кольчугой были брошены Ярославом Всеволодовичем при бегстве с Липицкой битвы 1216 года в 20 верстах от неё.[2] Надпись на шлеме свидетельствует, что он принадлежал Феодору — таково имя князя Ярослава в крещении. Предположительно, он оставил кольчугу и шлем, чтобы они не препятствовали бегству. Как сообщает Лаврентьевская летопись, потерпев поражение, князь Ярослав бежал в Переяславль, куда прибыл на пятом коне, загнав четырёх. Его брат Юрий прибыл во Владимир на четвёртом коне «в первои сорочице, подклад и тыи вывергл».

Описание

Тулья шлема сохранилась плохо — в виде двух крупных частей, поэтому нельзя точно определить её форму и конструкцию. Вероятно, она имела крутобокую, близкую к эллипсоидной форму. Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками. Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу своему Феодору». По краю шлема — орнаментальная кайма. Её оформление дореволюционные исследователи сравнивали с норманнскими мотивами[3], советские — с владимиро-суздальской белокаменной резьбой[1]. По данным Б. А. Колчина, тулья шлема является цельнокованной и изготовлена из железа или малоуглеродистой стали техникой штамповки с последующей выколоткой, что отличает его от других шлемов данного типа, равно как и других типов данного периода. При изготовлении шлема она была предварительно набита серебряным листом.[4]

По мнению Кирпичникова, шлем не менее трёх раз переделывался и послужил нескольким хозяевам до князя Ярослава. Вначале он мог не иметь украшений. Потом к нему были приклёпаны серебряные накладки. Последними добавленными элементами стали навершие и полумаска.[1] К. А. Жуков, напротив, считает, что шлем не переделывался и сразу был изготовлен с полумаской, о чём свидетельствует лицевой вырез. Также он отмечает, что шлем никогда не имел нижних выкружков для глаз.[5]

Напишите отзыв о статье "Шлем Ярослава Всеволодовича"

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Выпуск 3. Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв.. — Наука, 1971.
  2. ↑ Оленин А. Н. Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Трояна и русских до нашествия татар. — СПб., 1832. — С. 57.
  3. ↑ Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I. Отделение III. Броня, оружие, кареты и конская сбруя. М., 1849—1855
  4. ↑ Колчин Б. А. Чёрная металлургия и металлообработка в Древней Руси (домонгольский период). — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953.
  5. ↑ Жуков К.А. [http://mreen.org/OZRclub/razmyshleniya-o-istorii-kupolovidnyh-shlemov-s-polumaskami-na-rusi-chast-2.html Размышления о истории куполовидных шлемов с полумасками на Руси, ч.2] (рус.). MReen (28 сентября 2012). Проверено 2 октября 2012. [http://www.webcitation.org/6Be4kuABb Архивировано из первоисточника 24 октября 2012].

Отрывок, характеризующий Шлем Ярослава Всеволодовича

Оставаясь отгороженной от любого общения, я проводила дни в полнейшей «тишине одиночества». Пока, наконец, не выдержав более, снова спустилась в подвал... Комната, в которой я месяц назад нашла Мороне, на этот раз пустовала. Оставалось только надеяться, что отважный кардинал всё ещё жил. И я искренне желала ему удачи, которой узникам Караффы, к сожалению, явно не доставало. И так как я всё равно уже находилась в подвале, то, чуть подумав, решила посмотреть его дальше, и осторожно открыла следующую дверь.... А там, на каком-то жутком пыточном «инструменте» лежала совершенно голая, окровавленная молодая девушка, тело которой представляло собою настоящую смесь живого палёного мяса, порезов и крови, покрывавших её всю с головы до ног... Ни палача, ни, тем более – Караффы, на моё счастье, в комнате пыток не было. Я тихонько подошла к несчастной и осторожно погладила её по опухшей, нежной щеке. Девушка застонала. Тогда, бережно взяв её хрупкие пальцы в свою ладонь, я медленно начала её «лечить»... Вскоре на меня удивлённо глядели чистые, серые глаза... – Тихо, милая... Лежи тихо. Я попробую тебе помочь, насколько это возможно. Но я не знаю, достаточно ли у меня будет времени... Тебя очень сильно мучили, и я не уверена, смогу ли всё это быстро «залатать». Расслабься, моя хорошая, и попробуй вспомнить что-то доброе... если сможешь. Девушка (она оказалась совсем ещё ребёнком) застонала, пытаясь что-то сказать, но слова почему-то не получались. Она мычала, не в состоянии произнести чётко даже самого краткого слова. И тут меня полоснуло жуткое понимание – у этой несчастной не было языка!!! Они его вырвали... чтобы не говорила лишнего! Чтобы не крикнула правду, когда будут сжигать на костре... Чтобы не могла сказать, что они с ней творили... О боже!.. Неужели всё это вершили ЛЮДИ??? Чуть успокоив своё омертвевшее сердце, я попыталась обратиться к ней мысленно – девочка услышала. Что означало – она была одарённой!.. Одной из тех, кого Папа так яростно ненавидел. И кого так зверски сжигал живьём на своих ужасающих человеческих кострах.... – Что же они с тобой сделали, милая?!.. За что тебе отняли речь?! Стараясь затянуть повыше упавшее с её тела грубое рубище непослушными, дрожащими руками, потрясённо шептала я. – Не бойся ничего, моя хорошая, просто подумай, что ты хотела бы сказать, и я постараюсь услышать тебя. Как тебя зовут, девочка? – Дамиана... – тихо прошелестел ответ. – Держись, Дамиана, – как можно ласковее улыбнулась я. – Держись, не ускользай, я постараюсь помочь тебе! Но девушка лишь медленно качнула головой, а по её избитой щеке скатилась чистая одинокая слезинка... – Благодарю вас... за добро. Но я не жилец уже... – прошелестел в ответ её тихий «мысленный» голос. – Помогите мне... Помогите мне «уйти». Пожалуйста... Я не могу больше терпеть... Они скоро вернутся... Прошу вас! Они осквернили меня... Пожалуйста, помогите мне «уйти»... Вы ведь знаете – как. Помогите... Я буду и «там» благодарить, и помнить вас... Она схватила своими тонкими, изуродованными пыткой пальцами моё запястье, вцепившись в него мёртвой хваткой, будто точно знала – я и вправду могла ей помочь... могла подарить желанный покой... Острая боль скрутила моё уставшее сердце... Эта милая, зверски замученная девочка, почти ребёнок, как милости, просила у меня смерти!!! Палачи не только изранили её хрупкое тело – они осквернили её чистую душу, вместе изнасиловав её!.. И теперь, Дамиана готова была «уйти». Она просила смерти, как избавления, даже на мгновение, не думая о спасении. Она была замученной и осквернённой, и не желала жить... У меня перед глазами возникла Анна... Боже, неужели и её ждал такой же страшный конец?!! Смогу ли я её спасти от этого кошмара?! Дамиана умоляюще смотрела на меня своими чистыми серыми глазами, в которых отражалась нечеловечески глубокая, дикая по своей силе, боль... Она не могла более бороться. У неё не хватало на это сил. И чтобы не предавать себя, она предпочитала уйти... Что же это были за «люди», творившие такую жестокость?!. Что за изверги топтали нашу чистую Землю, оскверняя её своей подлостью и «чёрной» душой?.. Я тихо плакала, гладя милое лицо этой мужественной, несчастной девчушки, так и не дожившей даже малой частью свою грустную, неудавшуюся жизнь... И мою душу сжигала ненависть! Ненависть к извергу, звавшему себя римским Папой... наместником Бога... и святейшим Отцом... наслаждавшимся своей прогнившей властью и богатством, в то время, как в его же жутком подвале из жизни уходила чудесная чистая душа. Уходила по собственному желанию... Так как не могла больше вынести запредельную боль, причиняемую ей по приказу того же «святого» Папы...

o-ili-v.ru

Шлем Ярослава Всеволодовича — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Шлем Ярослава Всеволодовича — древнерусский шлем, датирующийся второй половины XII — первой половины XIII века. Хранится в Московской Оружейной палате. Принадлежит к типу IV по типологии Кирпичникова. Приписывается князю Ярославу Всеволодовичу. Эта находка сыграла важную роль в развитии русской исторической науки. Как отмечал А. Н. Кирпичников: «Шлем Ярослава Всеволодовича был одним из первых предметов, с которых началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей»[1].

Находка

Этот шлем был обнаружен осенью 1808 года крестьянкой А.Ларионовой у села Лыкова близ Юрьева-Польского. Она, «находясь в кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся». Это оказался шлем, лежавший на кольчуге, доспехи сильно проржавели. Крестьянка отнесла находку старосте деревни, который, увидев на шлеме образа, передал архиерею. Священник отправил эту находку Александру I, от которого она попала к историку А. Н. Оленину.

Принадлежность

А. Н. Оленин предположил, что шлем с кольчугой были брошены Ярославом Всеволодовичем при бегстве с Липицкой битвы 1216 года в 20 верстах от неё.[2] Надпись на шлеме свидетельствует, что он принадлежал Феодору — таково имя князя Ярослава в крещении. Предположительно, он оставил кольчугу и шлем, чтобы они не препятствовали бегству. Как сообщает Лаврентьевская летопись, потерпев поражение, князь Ярослав бежал в Переяславль, куда прибыл на пятом коне, загнав четырёх. Его брат Юрий прибыл во Владимир на четвёртом коне «в первои сорочице, подклад и тыи вывергл».

Описание

Тулья шлема сохранилась плохо — в виде двух крупных частей, поэтому нельзя точно определить её форму и конструкцию. Вероятно, она имела крутобокую, близкую к эллипсоидной форму. Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками. Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу своему Феодору». По краю шлема — орнаментальная кайма. Её оформление дореволюционные исследователи сравнивали с норманнскими мотивами[3], советские — с владимиро-суздальской белокаменной резьбой[1]. По данным Б. А. Колчина, тулья шлема является цельнокованной и изготовлена из железа или малоуглеродистой стали техникой штамповки с последующей выколоткой, что отличает его от других шлемов данного типа, равно как и других типов данного периода. При изготовлении шлема она была предварительно набита серебряным листом.[4]

По мнению Кирпичникова, шлем не менее трёх раз переделывался и послужил нескольким хозяевам до князя Ярослава. Вначале он мог не иметь украшений. Потом к нему были приклёпаны серебряные накладки. Последними добавленными элементами стали навершие и полумаска.[1] К. А. Жуков, напротив, считает, что шлем не переделывался и сразу был изготовлен с полумаской, о чём свидетельствует лицевой вырез. Также он отмечает, что шлем никогда не имел нижних выкружков для глаз.[5]

Напишите отзыв о статье "Шлем Ярослава Всеволодовича"

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Выпуск 3. Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв.. — Наука, 1971.
  2. ↑ Оленин А. Н. Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Трояна и русских до нашествия татар. — СПб., 1832. — С. 57.
  3. ↑ Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I. Отделение III. Броня, оружие, кареты и конская сбруя. М., 1849—1855
  4. ↑ Колчин Б. А. Чёрная металлургия и металлообработка в Древней Руси (домонгольский период). — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953.
  5. ↑ Жуков К.А. [mreen.org/OZRclub/razmyshleniya-o-istorii-kupolovidnyh-shlemov-s-polumaskami-na-rusi-chast-2.html Размышления о истории куполовидных шлемов с полумасками на Руси, ч.2] (рус.). MReen (28 сентября 2012). Проверено 2 октября 2012. [www.webcitation.org/6Be4kuABb Архивировано из первоисточника 24 октября 2012].

Отрывок, характеризующий Шлем Ярослава Всеволодовича

Движение человечества, вытекая из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно. Постижение законов этого движения есть цель истории. Но для того, чтобы постигнуть законы непрерывного движения суммы всех произволов людей, ум человеческий допускает произвольные, прерывные единицы. Первый прием истории состоит в том, чтобы, взяв произвольный ряд непрерывных событий, рассматривать его отдельно от других, тогда как нет и не может быть начала никакого события, а всегда одно событие непрерывно вытекает из другого. Второй прием состоит в том, чтобы рассматривать действие одного человека, царя, полководца, как сумму произволов людей, тогда как сумма произволов людских никогда не выражается в деятельности одного исторического лица. Историческая наука в движении своем постоянно принимает все меньшие и меньшие единицы для рассмотрения и этим путем стремится приблизиться к истине. Но как ни мелки единицы, которые принимает история, мы чувствуем, что допущение единицы, отделенной от другой, допущение начала какого нибудь явления и допущение того, что произволы всех людей выражаются в действиях одного исторического лица, ложны сами в себе. Всякий вывод истории, без малейшего усилия со стороны критики, распадается, как прах, ничего не оставляя за собой, только вследствие того, что критика избирает за предмет наблюдения большую или меньшую прерывную единицу; на что она всегда имеет право, так как взятая историческая единица всегда произвольна. Только допустив бесконечно малую единицу для наблюдения – дифференциал истории, то есть однородные влечения людей, и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории. Первые пятнадцать лет XIX столетия в Европе представляют необыкновенное движение миллионов людей. Люди оставляют свои обычные занятия, стремятся с одной стороны Европы в другую, грабят, убивают один другого, торжествуют и отчаиваются, и весь ход жизни на несколько лет изменяется и представляет усиленное движение, которое сначала идет возрастая, потом ослабевая. Какая причина этого движения или по каким законам происходило оно? – спрашивает ум человеческий. Историки, отвечая на этот вопрос, излагают нам деяния и речи нескольких десятков людей в одном из зданий города Парижа, называя эти деяния и речи словом революция; потом дают подробную биографию Наполеона и некоторых сочувственных и враждебных ему лиц, рассказывают о влиянии одних из этих лиц на другие и говорят: вот отчего произошло это движение, и вот законы его. Но ум человеческий не только отказывается верить в это объяснение, но прямо говорит, что прием объяснения не верен, потому что при этом объяснении слабейшее явление принимается за причину сильнейшего. Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона, и только сумма этих произволов терпела их и уничтожила. «Но всякий раз, когда были завоевания, были завоеватели; всякий раз, когда делались перевороты в государстве, были великие люди», – говорит история. Действительно, всякий раз, когда являлись завоеватели, были и войны, отвечает ум человеческий, но это не доказывает, чтобы завоеватели были причинами войн и чтобы возможно было найти законы войны в личной деятельности одного человека. Всякий раз, когда я, глядя на свои часы, вижу, что стрелка подошла к десяти, я слышу, что в соседней церкви начинается благовест, но из того, что всякий раз, что стрелка приходит на десять часов тогда, как начинается благовест, я не имею права заключить, что положение стрелки есть причина движения колоколов. Всякий раз, как я вижу движение паровоза, я слышу звук свиста, вижу открытие клапана и движение колес; но из этого я не имею права заключить, что свист и движение колес суть причины движения паровоза. Крестьяне говорят, что поздней весной дует холодный ветер, потому что почка дуба развертывается, и действительно, всякую весну дует холодный ветер, когда развертывается дуб. Но хотя причина дующего при развертыванье дуба холодного ветра мне неизвестна, я не могу согласиться с крестьянами в том, что причина холодного ветра есть раэвертыванье почки дуба, потому только, что сила ветра находится вне влияний почки. Я вижу только совпадение тех условий, которые бывают во всяком жизненном явлении, и вижу, что, сколько бы и как бы подробно я ни наблюдал стрелку часов, клапан и колеса паровоза и почку дуба, я не узнаю причину благовеста, движения паровоза и весеннего ветра. Для этого я должен изменить совершенно свою точку наблюдения и изучать законы движения пара, колокола и ветра. То же должна сделать история. И попытки этого уже были сделаны.

wiki-org.ru


Смотрите также