Реставрация шлема РККА сш36. Шлем сш 36


Реставрация шлема РККА сш36.

шлем РККА

Как-то очень давно у нас на сайте поднималась тема реставрации касток. Реставрировал и снимал весь процесс наш общий друг из Одессы, который последнее время весь в работе и нет у него возможности ни появлятся на сайте, ни заниматься реставрацией. Поэтому предоагаю вашему вниманию работу другого можно сказать реставратора. В этот раз будем восстанавливать каску или стальной шлем РККА СШ36.

Думаю многим знакома такая картина. Каска убита ржой почти наповал. Тонкий металл, множество отверствий, утраты. Варить такую каску электросваркой просто бессмысленно. Металл как папиросная бумага, электродом даже зацепиться не за что.

Пыль на рабочем столе не влияет на качество работы, не троллить )

сш36

Из материалов понадобится полиэфирная смола и тонкий стекломат, скотч, кисточка (узкий флейчик).

полиэфирная смола

тонкий стекломат

После чистки от ржавчины, заклеиваем скотчем всю наружную поверхность каски. На фото скотч прозрачный, но для удобства в работе лучше брать цветной. Заклеиваем небольшими отрезками длиной 4-5 см, при ширине скотча 4 см, перекрывая каждый слой следующим. Более длинными кусками скотча не удобно работать, особенно на криволинейных поверхностях. С помощью нескольких слоёв скотча (для жёсткости 4-5 слоёв) формируем поверхность утраченного левого уха каски.  Поверхность в этом месте с не очень большой кривизной так что довольно легко скотчем сделать опорную поверхность, на которую будет наклеен стекломат .По краям каски скотч лучше приклеивать с напуском в пару сантиметров.

СШ36

Всё готово для выклейки каски изнутри тонким стекломатом .Добавляем в смолу какой нибудь красящий пигмент, так легче контролировать процесс, так как смола почти прозрачная. Согласно инструкции, добавляем отвердитель и за работу. При комнатной температуре запас времени до полимеризации не большой (15-20 минут), поэтому не теряем время. Сам процесс сходен с детсадовской работой с папье-маше.

Выложить стекломат целым куском внутрь каски сложно и хлопотно. Предварительно нарезаем ножницами полоски мата длиной 10-15 см и шириной 5-6 см. Кисточкой смазывается поверхность каски смолой, укладывается кусочек стекломата и торцом кисточки (я обычно её укорачиваю, для жёсткости) пропитываем смолой весь участок мата. При пропитке мат становится полупрозрачный, заодно уделяем большое внимание пузырькам воздуха. Торцом кисточки выгоняем воздух из под мата и плотно приглаживаем пропитанный стекломат к поверхности каски. Все последующие куски клеим также, с небольшим перехлёстом. Кисточкой разлохмачиваем края стекломата, что-бы не было бугров на стыках. И всё это нужно сделать быстро, дабы успеть заклеенную поверхность выстелить куском полиэтилена и руками через плёнку разгладить всю поверхность и стыки.

После схватывания смолы, удаляем скотч, моем каску в теплой воде с порошком (что бы снять липкий слой после полимеризации смолы) и приступаем к шлифовке. На фото видно, как смола заполнила все отверстия, вышла под скотчем. Шлифовать тяжело. Материал вязкий, твёрдый. Я шлифую напильником с водичкой. Это по верху, а изнутри... Чем аккуратней будет выклейка, тем целее нервы и пальцы.

Дальнейший процесс как обычно. Шпаклёвка,шлифовка, покраска.

сш36

feldgrau.info

Шлем СШ-36 | Custom

Развитие современных 3D технологий сделало возможным их применение в  масштабном моделировании и в военной миниатюре, позволив, при условии их правильного использования, достигать более высоких уровней реалистичности и копийности.

Масштабные модели, получаемые таким способом, внешне ГАРАНТИРОВАННО практически на 100% будут воспроизводить форму своих исторических прототипов. Конечно же, это всё при наличии большого желания было достижимо и раньше, но при совершенно несопоставимых трудо-временных затратах.

Предварительная информация по этой тематике была разрозненной, противоречивой и поступала к нам из разных источников, прежде всего из форумов посвящённых военной миниатюре. Т.к. мы занимаемся миниатюрой в масштабе 1/6 то, говоря откровенно, в это новое и совершенно неизвестное направление нас изначально подтолкнул катастрофический дефицит нормальных аксессуаров по Красной Армии периода Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.

В своё время мы активно интересовались военной археологией, историей, униформологией и «Шестой масштаб», по сути своей, однажды возник в виде некоей перманентно меняющейся формы, объединяющей в себе наши интересы, знания и идеи, ставшие её содержанием.

Было решено попробовать начать с самого несложного(как нам на тот момент казалось) – с модели шлема СШ-36.

Это наш первый опыт и по ряду объективных причин, "за учёбу" обошелся он нам очень дорого. Но обо всем по порядку…

Несмотря на то что касок СШ-36 было наделано много, сейчас, по прошествии более чем 70-ти лет этот шлем даже в «убитом» состоянии найти на полях «боевой славы» большая удача. Основная проблема для корректного 3D моделирования заключается в отсутствии нормальных чертежей. Да, в интернете полно фотографий, но попытка создать по ним 3D модель неизменно приводит к нарушению пропорций, что конечно же не лучшим образом отражается на итоговом результате.

Обладая начальными инженерными познаниями ещё с ВУЗа, мы пришли к выводу (в последствие оказавшемуся неверному) что проще будет снимать все размеры с оригинала.

Нам удалось раздобыть корпус от СШ-36. Он много повидал на своём веку, но все необходимые пропорции сохранил в неизменном виде.

Надо признать, что изначально мы избрали неверный путь. При всей своей внешней кажущейся простоте, как выяснилось уже потом, эта модель оказалась очень и очень непростой.

-На основе снятых размеров сделали 3D модель;

- Потом, эта 3D модель была материализована в объемный прототип на 3D принтере.

Мы решили сэкономить. Но, как говорится в известной пословице- «Скупой платит дважды». Полученная таким способом физическая модель шлема СШ-36 была очень похожа на настоящую, но при более детальном рассмотрении так и хотелось сказать : «И вроде бы все есть, но вот что-то вот все не то…»

Стали разбираться в чем дело, проверять пропорции- пропорции у оригинала и модели оказались разными! Как же так- ведь модель строилась по размерам а не по рисункам и фотографиям?!

Попробовали исправить ошибки на 3D модели- крутили и так и эдак- не получается! Т.е. теоретически конечно это задача была выполнима, но практически, без наличия чертежей создать 3D поверхность которая бы на 100% совпала бы с поверхностью оригинала(даже при наличии в руках этого оригинала!) оказалось архисложно!

У нас оставалось в запасе только одно прямо скажем не бюджетное решение – 3D сканирование. Но отступать перед незапланированными трудностями было уже поздно да и как-то не в наших это правилах.

Новый результат на фото говорит теперь сам за себя- внешняя поверхность купола новой модели каски на 100% геометрически подобна поверхности настоящего шлема.

Теперь, что касается гребня...По неопытности, мы не догадались сразу сделать эту деталь отдельно от корпуса и вентиляционные отверстия получились достаточно условно.

Поэтому потребовался еще один этап, с целью устранения этого конструктивного изъяна.

При всём при этом, наши практические навыки  не перешли в разряд забытых экспериментов.

Вскоре, этим же способом были созданы и другие каски в масштабе 1/6:

Советские СШ-40 и СШ-68

Германские М35 и М42

Австрийский М17

Данные модели получили высокую оценку у зарубежных моделистов и коллекционеров.

 

www.sixth-scale.ru

История КАСКИ в России - С интернетом по жизни

Каска Адриана М 1916

Несмотря на свою краткость история российских имперских шлемов очень богатая. Впервые стальной шлем в массовом порядке появился в апреле 1916 года. Специальные бригады русских стрелков были отправлены во Францию, что бы сражаться на западном фронте. Во многом экипировка этих бригад осуществлялась французами кроме прочего эти части получили французскую каску Адриана, единственным отличием которой было наличие фронтальной эмблемы с изображением герба Российской Империи. В середине 1916 года Петербург разместил заказ на изготовление 2 000 000 касок Адриана, но только 340 000 единиц были доставлены в Россию к концу 1916 года. В России эти шлемы были известны как М 1916. Нехватка стальных шлемов на некоторых участках фронта вынуждала солдат русской армии к использованию трофейных германских стальных шлемов образца 1916 года. 

Каски, поставляемые в Россию имели только два отличия от французских аналогов - фронтальная эмблема и цвет, в который окрашивались шлемы - светлая охра. Вес шлема, а так же подшлемник и подбородочный ремень были такие же, как у касок поставляемых для французской армии (см. раздел Франция). 

В период революции и последовавшей за ней Гражданской войной каски Адриана в ограниченных количествах продолжали использоваться различными отрядами, как с той, так и с другой стороны. В частности касками Адриана были экипированы солдаты армии генерала Корнилова. В некоторых отрядах Белой армии фронтальная эмблема с изображением орла заменялась кокардой. После окончания Гражданской войны молодая Красная армия нуждалась в экипировке, в том числе и в стальных шлемах. В 1924 году существующие запасы французских шлемов были отреставрированы и переданы в войска. Шлемы были покрашены в цвет хаки, а изображение орла было заменено большой жестяной звездой. Каски Адриана в Красной армии использовались до 1939 года.

М 17 (Sohlberg)

В 1915 году русский Генеральный штаб принял решения о начале разработки первого русского стального шлема. Прототипом для данного шлема послужила французская каска Адриана модели 1915. В 1917 заказ на производство шлемов был размещен в Финляндии на заводах Sohlberg-Oy и V.W. Holmberg. В России шлем получил маркировку Модель 1917 (Sohlberg), в соответствии с годом начала выпуска шлемов, однако официально этот шлем так и не был официально введен.

Революция 1917 года помешала поставкам изготовленных в Финляндии шлемов в Россию. В русскую армию была поставлена относительно небольшая партия заказанных шлемов. Всего на заводе Sohlberg-Oy успели изготовить 500000 шлемов, а на заводе V.W. Holmberg 100000 шлемов. В 1918 году Финляндия объявила независимость и выпущенные, но неотправленные в Россию шлемы остались в распоряжении финского правительства. На большей части оставшихся шлемов не был установлен подшлемник, так как изначально его установка планировалась на заводах в России.

Русский шлем имел некоторую внешнюю схожесть с французской каской Адриана, но в тоже время оставался уникальным. Шлем изготавливался из сплава стали и никеля путем штамповки. В верхней части купола шлема располагалось вентиляционное отверстие, прикрытое выпуклой треугольной накладкой, прикрепленной к поверхности шлема тремя клепками. Вес шлема составлял 800-850 грамм, толщина стали 1,2 мм. Подшлемник изготавливался из ткани и крепился с помощью гофрированных алюминиевых полос, так же как на каске Адриана, предназначенных для вентиляции и прикрепленных к поверхности шлема с помощью восьми клепок. В верхней части, подшлемник имел круглое отверстие, размер которого регулируется с помощью шнура. Подбородочный ремень изготавливался из кожи, его размер регулировался прямоугольной пряжкой. Крепление подбородочного ремня осуществлялось с помощью прямоугольных металлических колец, прикрепленных к полям шлема двумя парами клепок. Шлемы, выпущенные для русской армии, были окрашены в цвет хаки.

Шлемы этой модели так и не были широко использованы русской армией. В период Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась добровольческими армиями. В 20-е, 30-е годы М 17 получил распространение в Красной армии. Иногда в Красной армии на шлем прикрепляли красную звезду, либо большую жестяную, такую же как на каске Адриана М 15, используемые в Красной армии, либо звезду меньшего размера, часто звезда была просто нарисована. Для советского правительства использование шлемов принятых так же в армии недружественной Финляндии было скорее вынужденной мерой, прежде всего из-за нехватки экипировки, однако существуют доказательства первыпуска в Ленинграде в начале 30-х годов небольшой партии шлемов этой модели.

М 17 имел слабые защитные свойства и поэтому уже во второй половине 20-х годов были начаты работы по созданию собственного стального шлема. 

Экспериментальный шлем М 1929 (М 29)

В сентябре 1929 года во время больших маневров под Бобруйском в экипировке солдат Красной армии появился новый стальной шлем. Шлем был вполне оригинальный по форме, однако в нем просматривалась некоторая схожесть со шлемом М 17 Sohlberg. Это был шлем экспериментальной модели 1929 года - М 29, который стал прародителем большинства советских шлемов, созданных в последующем периоде.

Шлем имел оригинальную форму, впоследствии взятую за основу в польском шлеме Wz. 31. Шлем изготавливался из стали. Его вес составлял 1250 грамм, толщина стали 1,1 мм. В верхней части шлем имел вентиляционное отверстие, прикрытое накладкой, схожей по форме с накладкой на шлеме М 17 Sohlberg, прикрепленной к шлему винтами. Подшлемник, установленный на шлеме был так же оригинален - он состоял из шести отдельных лепестков, каждый из которых крепился к металлической пластине, которые в свою очередь соединялись между собой в верхней части и крепились к шлему с помощью тех же винтов что и накладка на вентиляционном отверстии. С обратной стороны к лепесткам подшлемника крепились амортизационные мешочки, набитые ватой. В верхней части лепестки подшлемника скреплялись веревкой. Изготовление подшлемника такого типа было достаточно трудоемким, однако можно говорить о том, что такая модель подшлемника обеспечивала хорошую амортизацию при ударах, а так же предполагала хорошую вентиляцию. Подбородочный ремень изготавливался из кожи, и крепился с помощью прямоугольных колец к специальным держателям, припаянным к поверхности шлема. Его длинна, регулировалась с помощью небольшой квадратной пряжки.

Окрашивался шлем в оливковый цвет или в цвет хаки. Однако о стабильности и единстве применения каких либо красок говорить не приходится, так как данная модель шлема была экспериментальной и выпуск ограничился несколькими тысячами единиц. В больших количествах изготовление шлемов этой модели было проблематичным в связи с большой трудоемкостью процесса производства. 

СШ-36

Политическая ситуация возникшая в Европе в начале 30-х годов вынуждала советское военное руководство ускорить процесс создания собственного стального шлема, который смог бы придти на замену устаревшим каскам Адриана и М 17 (Sohlberg). В 1934 начинается разработка нового стального шлема Красной армии и в 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе уже было начато производство шлемов. Новый шлем получил маркировку "Стальной шлем 1936" или "СШ-36" по году начала поставки шлема в армию.

Это был первый оригинальный шлем, созданный в России и распределенный в армейских подразделениях в большом количестве. Шлем имел оригинальную полусферическую форму, с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Шлем придавал силуэту советского солдата узнаваемость. Несмотря на оригинальность, шлем, теме не менее, имел некоторые элементы, унаследованные от предыдущих моделей. Так в частности вентиляционное отверстие располагалось в верхней части купола шлема и прикрывалось накладкой напоминающей гребень, традиционный для касок Адриана, только значительного меньшего размера. Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1200-1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм. Подшлемник изготавливался из ткани, обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление подшлемника осуществлялось с помощью трех небольших клепок, расположенных на поверхности шлема. Еще один элемент СШ-36, связывающий его с предыдущими моделями русских шлемов - это гофрированные алюминиевые полосы, установленные между шлемом и подшлемником для обеспечения вентиляции, а так же выполняющие амортизационные функции. Подбородочный ремень изготавливался из ткани или кожи. Длинна подбородочного ремня регулировалась с помощью квадратной пряжки. Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет или в цвет хаки. Во фронтальной части шлема наносился контур пятиконечной звезды.

Первое боевое крещение СШ-36 получили во время гражданской войны в Испании, затем были испытания в боях на озере Хасан в 1938 году, во время боев у реки Халхин-Гол в 1939 году и во время Зимней войны с Финляндией в 1939-1940 году. В результате испытаний у шлема был выявлен ряд недостатков, в частности широкие поля, сделанные по инициативе С.М. Буденного для большей защиты солдат от ударов шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек уменьшал обзор, кроме того защитные характеристики шлема оставляли желать лучшего. В небольших количествах шлемы этой модели поставлялись в Испанию во время гражданской войны 1936-1939 года в качестве военной помощи республиканцам. К началу войны СШ-36 постепенно заменялся шлемом новой модели - СШ-40. В начале войны в связи с нехваткой экипировки солдатам выдавались шлемы СШ-36, в том числе собранные с полей сражений при этом шлемы реставрировались, в частности мог быть установлен подшлемник более позднего образца. 

СШ-40

Недостатки СШ-36 были слишком очевидны и необходимо было произвести дополнительные исследования для создания лучшего шлема. Снова было протестировано множество шлемов созданных в западных странах. В 1937-38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Характерный гребешок был снят со шлема и контур шлема приобрел новые очертания. Этот шлем известен как СШ-40, по дате, когда он планировался к передаче в войска, однако фактически первые поставки шлемов СШ-40 был произведены в1939 году. Силуэт русского солдата в шлеме СШ-40 стал образом воина-победителя на многие годы. 

Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Вероятнее всего именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из стали намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36, его вес составлял 1250 грамм, толщина стенок 1,9 мм. Подшлемник, установленный на шлемах выпущенных до 1942 года имел купольную форму, изготавливался, как правило, из ткани (так же подшлемник мог быть изготовлен из кожи, кожзаменителя или вощеной ткани), обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Под тканью устанавливалась подкладка из сукна или фетра. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление тканевой основы осуществлялось к стальному обручу, который в свою очередь с помощью держателей крепился к поверхности шлема тремя клепками, таким образом, предотвращая соприкосновение подшлемника со стенками шлема, обеспечивая тем самым вентиляцию и выполняя амортизационные функции. На шлемах изготовленных примерно с 1942 года устанавливался новый тип подшлемника, который представлял собой три лепестка, из искусственной кожи или вощеной ткани. С обратной стороны к лепесткам подшлемника крепились амортизационные подушечки, набитые ватой. Каждый из лепестков крепился к поверхности шлема с помощью двух клепок. В верхней части лепестки подшлемника скреплялись шнуром. Замена подшлемника была вызвана невозможностью использовать шлем с купольным подшлемником в зимнее время, так как его конструкция не позволяла надевать шлем на теплый головной убор.

Подбородочный ремень, устанавливаемый на шлеме этой модели изготавливался из ткани защитного цвета, так же мог быть установлен подбородочный ремень, изготовленный из кожи. Длинна подбородочного ремня регулировалась с помощью квадратной пряжки. Шлем окрашивался в оливковый цвет или в цвет хаки, иногда на фронтальной части шлема изображался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлема, в затылочной части около нижней кромки на советских шлемах проставлялся штамп завода-изготовителя, а так же штамп с указанием размера шлема. 

СШ-40 используется Российской армией до настоящего времени наравне с другими моделями шлемов созданных в послевоенный период. Кроме Советского Союза СШ-40 использовался странами Варшавского договора, а так же многочисленными повстанческими армиями в африканских, азиатских и других стран.

Шлем ПВО

В конце 30-х годов Советский Союз осуществлял подготовку к большой войне в связи с чем, возникла необходимость в создании и экипировке сил гражданской защиты и частей ПВО. Для экипировки сил гражданской защиты, а так же частей противовоздушной обороны требовался стальной шлем. Для решения этой задачи в Ленинграде на Ленинградском металлургическом заводе стали производить такие шлемы. Наравне с частями ПВО в условиях нехватки экипировки шлем данной модели использовался и ополченцами, защищавшими Ленинград.

Внешне шлем имел сходство с английским шлемом Brodie, и По-сути был упрощенным вариантом британской модели. Шлем получил неофициальную маркировку М 38. Шлем изготавливался из стали. Вес шлема составлял 1200 грамм, толщина стали 1,8 мм, ширина полей 35 мм. Подшлемник изготавливался из ткани и имел купольную форму. Размер подшлемника регулировался с помощью веревки, расположенной в верхней части купола. Крепление подшлемника было не надежным, он крепился с помощью двух клепок, расположенных во фронтальной и задней части шлема. Подбородочный ремень изготавливался из ткани и крепился с помощью прямоугольных колец к специальным держателям, припаянным к шлему. Размер подбородочного ремня регулировался с помощью маленькой квадратной пряжки.

Шлемы данной модели окрашивались в цвет хаки. Иногда на шлем наносилась эмблема, представляющая собой схематичное изображение пятиконечной звезды, зенитки перекрещенной с лучем прожектора, в свете которого изображался силуэт самолета, и противогазной маски, расположенной между двумя нижними лучами звезды. 

При подготовке раздела использовались материалы книг:1. "Les casques de combat du monde entire de 1915 a nos jours" Pierre-Paul Struye, Editions PSD, 1996.2. "МВД России. 200 лет на страже закона и правопорядка". Авторы -С.О.Гонюхов, В.И.Горобцов. Москва, "Рейтаръ",2002 год3. "Мгновения войны", М. 1991 г. Фотографии каски Адриана из своей коллекции предоставил Ken Niewiarowicz. Many thanks Ken!

stomaster.livejournal.com


Смотрите также