"Халхинголка". Сш 36 шлем
Каска СШ-36 | Военное оружие и армии Мира
Стальной шлем, или в просторечии каска, стал обязательным элементом экипировки бойца XX века. Окопный период Первой мировой войны показал необходимость защиты головы солдата от шрапнели и осколков. Все воющие страны приняли на вооружение стальные головные уборы.
ОТ КАСКИ АДРИАНА ДО «КОЛОКОЛЬЧИКА»
Первые каски, принятые на вооружение РККА, были изготовлены во время Первой мировой войны. В 1916 году для Русской армии во Франции было заказано 2 млн касок, разработанных генералом армии Огюстом Луи Адрианом. Однако успели поставить только 340 тыс. Каски получили обозначение М1916. Они были окрашены в светлую охру и имели фронтальную эмблему с двуглавым орлом.
Каска Адриана изготавливалась из стали толщиной 0,7 мм и весила, в зависимости от размера, 700-800 г. Корпус каски состоял из четырех деталей: полусферического свода, переднего и заднего козырька, и гребня жесткости с вентиляционной полостью. Подшлемник каски собирался из шести-семи клапанов кожи. Каска имела подбородочный ремень из лошадиной кожи шириной 0,5 см.
Каска неплохо защищала от осколков и шрапнели, но была бессильна против винтовочных и пулеметных пуль. Кроме того, она была низкотехнологична — для сборки одной каски требовалось 50 операций. По этой причине, когда встал вопрос о производстве русских касок, была произведена дополнительная разработка. В результате появился шлем М1917 («Солберг»). Гребень на каске заменили круглой накладкой. Шлем изготавливался штамповкой из 1,2-мм листа вязкого никелевого сплава, такого же, из которого делали корабельную броню. Заказ на производство шлемов был размещен в Финляндии, входящей тогда в состав Российской Империи, на заводах Солберга и Хольмберга. До конца 1917 года было выпущено 600 тыс. шлемов. Часть из них успели отправить в Россию.
В 1924 году запасы касок Адриана М1916 и шлемов М1917 «Солберг» поступили на вооружение Красной армии. Шлемы были перекрашены в хаки, старые эмблемы сменили на красные жестяные звезды. М1916 и М1917 находились на вооружении РККА до 1939 года. В 1929 году появился экспериментальный шлем М1929 (М29). Он имел оригинальную форму, за которую получил меткое прозвище «колокольчик», однако в нем явно просматривалось влияние М1917 «Солберг». Шлем был испытан в сентябре 1929-го на учениях под Бобруйском, но в производство не поступил в связи с высокой трудоемкостью изготовления.
СШ-36 «ХАЛХИНГОЛКА»
Каска Адриана, Ml 7 и М29 не удовлетворяли новым требованиями к средствам защиты личного состава и были нетехнологичны в производстве. Разработка новых шлемов продолжилась, и в 1930 году лейтенант А. А. Шварц представил свой проект стального шлема М30. Внешне он напоминал немецкий шлем времен Первой мировой войны, но имел более длинный козырек и короткие поля. Вентиляционные отверстия отсутствовали. Толщина стенок была 1,1 мм, вес — 1,3 кг. В производство шлем принят не был, но наработки использовали при создании «стального шлема, обр. 1936» — СШ-36. Так новый шлем получил от МЗО подтулейное устройство и гофрированные алюминиевые полосы, установленные между шлемом и подшлемником для обеспечения вентиляции и дополнительной амортизации. Шлем имел оригинальную полусферическую форму, с выдающимся вперед козырьком и боковыми широкими полями-скатами.
На макушке размещался небольшой гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие. Толщина стенок составляла 1,1 мм, вес шлема составлял 1,2-1,3 кг (в зависимости от размера). Шлем выпускался в трех типоразмерах. Подтулейное устройство имело купольную форму и изготавливалось из ткани. В верхней части купола имелся шнур, позволяющий подгонять подшлемник под размер головы. В нижней части он обрамлялся полоской из кожи или кожзаменителя. Крепление подтулейного устройства производилось с помощью трех заклепок, расположенных на поверхности шлема. Подбородочный ремень был брезентовый или кожаный. Его длина регулировалась с помощью стальной пряжки. СШ-36 окрашивался в темно-зеленый цвет или в хаки. На фронтальную часть шлема наносился контур пятиконечной звезды.
СШ-36 БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Свое боевое крещение СШ 36 получил в Испании во время гражданской войны 1936-1939 годов. В небольших количествах шлемы этой модели поставлялись в качестве военной помощи республиканцам. Затем в 1938 году были боевые испытания на озере Хасан, в 1939-м в боях у реки Халхин-Гол и во время Зимней войны с Финляндией в 1939-1940 годах. При анализе боевого применении был выявлен ряд недостатков. В частности широкие поля-скаты, которые СШ-36 получил для защиты от ударов шашкой по инициативе С. М. Буденного, парусили и затрудняли передвижение солдата бегом, а большой козырек уменьшал обзор. Сталь, из которой изготавливался шлем, имела не лучшие характеристики, и защитные свойства шлема были посредственными.
warfor.me
Каски РККА
Доброго всем времени суток, хочу поднять тему касок в РККА. Кому есть чем дополнить, буду рад.
Крайне интересный вариант стального шлема М-1917 "Зольберг" в РККА. Как правило, звезды на них были либо накладными большими (из жести, на весь "лоб", грубо говоря), либо нарисованными, либо их и вовсе не было.Здесь же мы видим звезды на головные уборы комначсостава обр.1936 года которые просто-напросто приделали на стальные шлемы, хотя звездочки изначально предназначались для тканных головных уборов. Примеры таких шлемов попадаются на фото крайне редко.
Шлем имел три размера купола, и шесть размеров подтулейного устройства (53см., 55см., 57см., 59см., 60см., 62см). Окрашивался шлем в цвет хаки. ТТХ М1917: вес - 800-850гр., толщина стали - 1,2мм., ширина около - 213 мм., длина около - 287 мм., высота около -170 мм.
Революция 1917г. помешала поставкам изготовленных в Финляндии шлемов в Россию. В русскую армию была отправлена сравнительно небольшая партия заказанных шлемов. Так, на заводе Sohlberg-Oy успели изготовить только 500тыс. шлемов, а на заводе V.M.Holmberg – 100тыс. В 1918г. Финляндия объявила независимость и выпущенные, но не отправленные в Россию шлемы остались в распоряжении финского правительства. На большей части шлемов не был установлен подшлемник, т.к. сделать это планировалось на заводах в России. Шлем этой модели так и не был широко использован русской армией. Во время Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась белогвардейскими соединениями. В 20-е и 30-е гг. шлем М17 Sohlberg получил распространение в Красной Армии.
Часто на этот шлем, так же как и на «Адриан-15» прикрепляли большую жестяную звезду, или звезду меньшего размера. Иногда звезду просто рисовали.
Почти через 2 месяца после Октябрьской революции, согласно докладу по Главному Интендантскому Управлению от 14 декабря 1917 года, за №91471 «О прекращении дальнейшего изготовления касок Центральным Военно-Промышленным Комитетом», производство шлемов было прекращено. 28 декабря 1917г. это решение было одобрено на Особом Совещании по обороне государства. Однако решение о прекращении производства стального шлема не коснулось предприятий уже независимой Финляндии, которая получила эту независимость согласно декрету Совета Народных Комисаров от 18.12.1917 года. И хотя, большая часть шлемов была поставлена на фронт для русской армии, на складе завода «G.W. Sohlberg» остались 500 штук недопоставленных шлемов. Финляндия, получив независимость, была ввергнута в гражданскую войну (с 27.01 по 16.05.1918г.). Во время войны эти 500 шлемов, находящиеся на складе завода «G.W. Sohlberg», были конфискованы Финской Красной гвардией. После поражения красных, шлемы были захвачены финскими белогвардейцами и поступили в экипировку Хельсинкского пехотного полка, а также в гарнизоны городов Вааса (Vaasan) и Какисалми (Kakisalmen). В 1920 году эта самые шлемы (так называемый - «русский вариант») были изъяты из армейской экипировки и проданы в пожарные части и силы гражданской самообороны. Большинство этих шлемов бьио перекрашено в черный цвет. На некоторых образцах стальных шлемов, выпущенных для финской армии, стояла маркировка VKT, а сплошной тканевый купол в подтулейном устройстве был заменён на трехлепестковый (так называемый - «финский вариант»). Лепестки подтулейного устройства имели треугольную форму, и в своей верхней часта стягивались шнуром. Они изготовлялись из брезента или выделанной кожи северного оленя. К сожалению, о производстве стальных шлемов на финских предприятиях сохранилось очень мало сведений т.к. архив времён Первой Мировой Войны предприятия «V.W. Holmberg» -безвозвратно утерян, а в неполном архиве предприятия «G.W. Sohlberg» информация по стальным шлемам имеется в очень небольшом количестве.
Стальной шлем СШ-36(халхинголка)
Политическая ситуация в Европе в начале 30-х годов вынудила советское военное руководство ускорить процесс создания собственного стального шлема, который должен был заменить уже устаревшие модели (каски Адриана и М17). В 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе было налажено производство стальных шлемов получивших маркировку "Стальной шлем 1936" или "СШ36" по году поставки шлемов в армию. Шлем имел оригинальную полусферическую форму, с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Шлем придавал силуэту советского солдата узнаваемость. Несмотря на оригинальность, шлем, теме не менее, имел некоторые элементы, унаследованные от предыдущих моделей. Так в частности вентиляционное отверстие располагалось в верхней части купола шлема и прикрывалось накладкой напоминающей гребень, традиционный для касок Адриана, только значительного меньшего размера.
Стальной шлем СШ-39(трехклепка)
Недостатки СШ-36 были слишком очевидны и необходимо было произвести дополнительные исследования для создания лучшего шлема. Снова было протестировано множество шлемов созданных в западных странах.
В 1937-38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Характерный гребешок был снят со шлема и контур шлема приобрел новые очертания. Этот шлем известен как СШ-39. Силуэт русского солдата в нем стал образом воина-победителя на многие годы. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Вероятнее всего именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из стали намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36, его вес составлял 1250 грамм, толщина стенок 1,9 мм.
Технологию штамповки стального шлема разработал лысьвенский специалист Евгений Ширинкин. За 5 с половиной лет коллективом ИТР завода совместно с НИИ-13 и военными специалистами НКО было опробовано более 8 различных марок стали, относящихся к бронестойким. Все они были получены с различных заводов Советского Союза. В 1939 году ученые-металлурги, сотрудники НИИ-13 и Наркомата черной металлургии предложили для опробования в производстве холоднокатаную легированной броневую стали марки 36СГН, которая была создана в НИИ-13 под руководством М.И.Корюкова. Новая сталь (условное заводское обозначение И-1) была выплавлена в г. Перми в Мотовилихе и окончательно прокатана на толщину 1-1,2 мм на Нытвенском металлургическом заводе. Процесс выплавки 36СГН был сложнее чем у других сталей. В расплав вводили специальные добавки: никель, кремний, которые делали сталь прочнее. Температура плавки броневой стали была 1600-1700 град. Из мартена сталь выходила в слитках по 3-3,5 т. Для дальнейшей работы их необходимо было несколько раз прокатать, чтобы получить плоскую токую заготовку. Лысьвенским металлургическим заводом из стали И-1 (36СГН) была изготовлена партия шлемов, которая, наконец, дала удовлетворительные результаты по отстрелу. Прада, штамповка производилась ещё на не совсем освоенном инструменте – калибровочных – отбортовочных штампах. Требовалась доводка всего штампующего инструмента, усовершенствование подтулейного устройства, отработка технологии производства: термического режима (отжига), закалки, отпуска, обезжиривания, пескоструйки, окраски, сушки, изготовление штампующего калибровочного, отбортовочного инструмента для всех ростов стального шлема, а для этого требовалась большая конструкторская работа, создание технологических карт на весь цикл производства. Главная, особо сложная работа, заключалась в изготовлении калибровочных, отборочных и обрезных штампов. Все эти штампы изготавливались вручную и требовались особо квалифицированные слесари-универсалы (ввиду отсутствия на ЛМЗ Кельеровских станков). А на заводе слесарей такой квалификации было всего два человека: Лошов и Зорин, работающих в инструментальном цехе. Требовалось немедленно обучить новому делу рабочих. К обучению привлекли лучших мастеров инструментального цеха – П.Г.Лямина, П.Я.Безматерных, П.Я.Черемных, которые сами встали за верстаки работать и обучать молодежь – подростков 16-17–ти лет. После проведения испытаний, приёмки и освоения прозводства новый шлем, получивший наименование "Стальной шлем образца 1939 года (СШ-39) выпускался в цехе № 8 Лысьвенского металлургического завода с 1939 г. по 1941 г. (ориентировочно). В те же годы его производство было освоено и в г. Сталинграде на Металлургическом заводе "Красный Октябрь". Ввиду отсутствия производства броневой стали на ЛМЗ прокат для изготовления СШ-39 поступал в г. Лысьву с Металлургического заводе "Красный Октябрь". Совершенствование шлема на ЛМЗ было продолжено и в 1939 г. проявились новые образцы стального шлема, которые получили обозначение "Стальной шлем образца 1940 г." (СШ-40). Именно в таких шлемах Красная Армия прошла с боями от Москвы до Берлина и одержала победу над Японией. Шлем СШ-40 стал дальнейшим развитием конструкции СШ-39 и внеше почти от него не отличался. В 1942 г. из-за начала наступления немцев на Волге поставки проката из Сталинграда прекратились. Какое-то время броневой прокат для изготовления стальных шлемов поступал из г. Перми с завода № 172 в Мотовилихе. Но вскоре было принято решение об организации её выплавки и прокае на заводе № 700 (ЛМЗ) в г. Лысьве. Источник: Краткая история создания стального шлема образца 1940 г. (СШ-40) для Красной Армии. В.А.Онянов, начальник цеха № 8 (в войну - цеха "С-8", шифр 41) Лысьвенского металлургического завода (в войну - завода № 700), массово изготовлявшего стальные шлемы в 1941-1945 гг. Лысьвенский музей.
В центре так называемый зенитный шлем РККА
Военинтендант I ранга А. А. Шварц в своей каске 2-го опытного образца. 1936 год В 1930 году лейтенант Красной Армии Александр Абрамович Шварц представил проект стального шлема. Внешне шлем напоминал немецкий и австрийские шлемы периода Первой Мировой войны, но имел и существенные различия: удлиненный козырек и небольшие поля, отсутствовали воздушные отверстия.
Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм. Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет. Подшлемник экспериментального шлема М30 стал в дальнейшем использоваться на СШ-36. Данный стальной шлем разрабатывался в период, когда СССР тесно сотрудничал с Германией. Возможно, данные стальные шлемы не были утверждены, в связи с тем, что на поле боя трудно было бы различить от немецкого шлема, т.е. возникли бы трудности определения «свой – чужой». Впоследствии наработки по данному шлему послужили для разработки СШ-36.Примерная партия выпущенных стальных шлемов составила 70 штук. Португальский коллекционер Томас Салазар на одном из складов в гор. Санкт- Петербурге нашел 15 таких шлемов, по внешнему виду они не использовались по назначению.
p.s.
Каска Адриана М1916
Впервые в массовом порядке стальной шлем появился в апреле месяце 1916 года. Русские специальные бригады, которые были отправленны во Францию, что бы сражаться на западном фронте, во многом экипировались французами, так же эти части получили французскую каску Адриана, но отличалась данная каска только фронтальной эмблемой, на которой был изображен герб Российской Империи.
В том же 1916 году Петербургом был размещен заказ на изготовление 2 000 000 касок Адриана, но до конца 1916 года в Россию было доставлено только 340 000 едениц. В России эти шлемы были известны как М1916.
Каски, поставляемые в Россию имели только два отличия от французских аналогов - фронтальная эмблема и цвет, в который окрашивались шлемы - светлая охра. Вес шлема, а так же подшлемник и подбородочный ремень были такие же, как у касок поставляемых для французской армии. Наряду с достоинствами сразу выявились и недостатки касок Адриана. Малая толщина стали – всего 7 десятых миллиметра, хрупкость козырьков, крайне сложная технология изготовления. Создание каски включало в себя более пятидесяти операций, причем треть из них уходило лишь на одну деталь конструкции: ее гребня.
В 1915г. русский Генеральный Штаб принял решение о разработке первого русского стального шлема, прототипом к которому послужила французская каска Адриана обр.1915г. В 1917г. заказ на производство шлемов был размещен в Финляндии ( тогда еще входившей в состав Российской империи) на заводах Solhberg-Oy и Holmberg. В России шлем был известен под индексом М1917 (Sohlberg), соответственно с годом начала выпуска шлемов, однако официально этот шлем так и не был введен.
После окончания Гражданской войны молодая Красная армия нуждалась в экипировке, в том числе и в стальных шлемах. В 1924 году существующие запасы французских шлемов были отреставрированы и переданы в войска.Шлемы были покрашены в цвет хаки, а изображение орла было заменено большой жестяной звездой.
Описание жестяной звезды: Кокарда штампуется из желтой меди по форме пятиконечной звезды; по середине кокарды выштамповываются перекрещивающиеся серп и молот; по очертанию краев звезда имеет ободок. Кокарда с лицевой стороны исключая серпа и молота, покрывается прочной, красной лаковой краской, не отстающей от металла. На задней поверхности кокарды, в центре, припаивается медная пластина, образующая двойную лапку, один конец которой несколько короче другого и края их срезаны под прямым углом. Размеры у кокарды такие, что наружные концы звезды расположены по кругу диаметром 85 мм,а внутренние по кругу диаметром 32 мм. Расстояние между концами горизонтальных лучей 80 мм. Сплав металла: меди 60 - 65% и цинка - 40 - 35%. Примесь других металлов допускается в количестве не более 1%. Штампованные кокарды должны быть сделаны тщательно, правильно и по образцу.
Каска Адриана в Красной армии использовалась до 1941 года.
форум
feldgrau.info
"Халхинголка"
"Каска-халхинголка", она же шлем стальной СШ-36, была принята на вооружение Красной Армии в 1936 г. Имела характерные широкие поля и низкий козырек, которые (по легенде) придумал Буденный - для защиты от сабельных ударов. На макушке в каске было небольшое отверстие, для вентиляции. Его прикрывала накладка в виде гребня. СШ-36 была основной каской РККА до 1940 г., пока не появилась СШ-40 - советская каска времен Великой Отечественной войны.
Внешне эта каска напоминала немецкий шлем образца 1916 г., пишет в своем блоге в Живом Журнале автор под ником uglich_jj. К примеру, вот на фото изображены эсэсовцы в шлемах 1916 г. в парадном строю.А это уже красноармейцы на параде в честь Первого мая. Как говориться, найдите 10 отличий.
Красноармейцы на параде в Киеве. 1 мая 1941 года.
Впервые красноармейцам пришлось повоевать в касках СШ-36 на озере Хасан в 1938 г.
На фото ниже - красноармейцы в касках СШ-36 устанавливают флаг на вершине сопки Заозерная.
Красноармеец в "халхинголке". Реконструкция
В следующем, 1939 году произошли боевые действия на реке Хахин-Гол. В ходе полномасштабной 4-месячной войны, в которой с обоих сторон участвовало больше 100 000 солдат японцы были рагромлены. Бойцы Красной Армии на реке Халхин-Гол были сплошь в шлемах СШ-36, откуда и пошло название этой каски – «халхинголка».
Монгольская степь. Красноармейцы и танки БТ
Политзанятие на Халхин-Голе. Все в СШ-36, только несколько человек - в пилотках
Политические "подковался" - получи комсомольский билет!
Командир монгольских союзников маршал Чойбалсан и красноармейцы в "халхинголках"
Халхин-Гол. Победители
Халхин-Гол был локальным конфликтом. Вскоре после этого в Европе началась Вторая Мировая война. 17 сентября 1939 года Красная Армия вторглась в пределы Второй Речи Посполитой. Так начался «Освободительный поход РККА на Западную Украину и Беларусь».
Старшина в "халхинголке" во время «польского похода». Делает важное дело, двигает советскую границу на 300 км на Запад.
На заднем фоне видны солдаты вермахта и пленные бойцы Войска Польского.
Встреча с союзниками.
Границу подвинули - можно и покурить.
В 1939 г. уточнили границу на западе. В 1940 - на Карельском перешейке. На фото - парад 1 мая 1940 г. в недавно «освобожденном» Выборге.
1 мая 1941 г. Немцы уже вовсю концентрируют войска на границе с СССР. А на Красной площади в Москве парад. Из этих до конца войны доживут немногие. Довоенная кадровая Красная армия почти полностью погибнет в провальной кампании лета-осени 1941 г.
Лето 1941 ... Убитые советские солдаты в «халхинголках».
Сентябрь 1941. Сапер в СШ-36 за работой. Хорошо виден гребень на каске.
Курская дуга, 1943 год. Боец в «халхинголке» (слева) осматривает подбитую самоходку "Фердинанд"
К концу Второй Мировой войны «халхинголки» в массовом порядке остались только на Дальнем Востоке. Их можно видеть на ряде фотографий советско-японской войны 1945 г. Война была скоротечной. За первые две недели советские войска прошли всю Маньчжурию и захватили ряд ключевых пунктов на море.
"Халхинголка"
Потом у японцев началась общая капитуляция и сдача в плен. Ниже - два офицера морской пехоты Тихоокеанского фронта во время советско-японской войны 1945 г.
Август 1945 . Воздушный десант на город Мукден (северный Китай) на аэродроме. Часть десантников - в СШ-40, часть в старых «халхинголках».
Снова «мукденские десантники» 1945 г.
После советско-японской войны боевая история СШ-36 заканчивается. Дальше "халхинголка" переходит в разряд военного антиквариата.
www.istpravda.ru
Каска "Халхинголка" / Назад в СССР / Back in USSR
Первомай в Киеве перед войной.
Впервые советским солдатам пришлось повоевать в касках СШ-36 на озере Хасан в 1938 г. Север Китая и Корея в то время были оккупированы Японией. Но кроме того японцам приглянулась некая сопка Заозерная километрах в 150 от Владивостока. Зачем она им понадобилась — не известно. Но в один прекрасный день самураи перешли границу, заняли эту сопку (а также соседнюю), поставили пулеметы и окопались. Типа теперь — это наше. На фото ниже — красноармейцы в касках СШ-36 устанавливают флаг на вершине сопки Заозерная:
Однако самураи не унимались. На следующий (1939-й) год им приглянулось уже кое-что из монгольской территории. А именно район приграничной реки Халхин-Гол. Летом 1939 г. японцы при поддержке танков и авиации вторглись в Монголию. Началась полномасштабная 4-месячная война, где с обоих сторон участвовало больше 100 000 солдат. Японцы были рагромлены. Советские войска на реке Халхин-Гол были сплошь в шлемах СШ-36, откуда и пошло название этой каски -халхинголка.Офицеры в халхинголках и автострадные танки БТ в монгольской степи.
Политзанятие на Халхин-Голе. Все в СШ-36, только несколько человек — в пилотках.
Политические подковался — получи комсомольский билет!
Командир монгольских союзников маршал Чойбалсан и красноармейцы в халхинголках.Справа от Чойбалсана — офицер очень похожий на Жукова.
Но как оказалось, это дивизионный комиссар Никишев
Халхин-Гол был локальным конфликтом.
Офицер в халхинголке во время польского похода.
Встреча с союзниками. Немец (второй справа) — вылитый бравый солдат Швейк с иллюстраций Йозефа Лады к книжке Гашека.
Границу подвинули — можно и покурить.
В 1939 г. уточнили границу на западе. В 1940 — на Карельском перешееке. На фото — парад 1 мая 1940 г. в недавно завоеванном Выборге.
1 мая 1941 г. Немцы уже вовсю собирают войска на границе. РККА — тоже. Скоро начнется. Из них — участников первомайского парада 1941 г. до конца войны доживут немногие. Довоенная кадровая Красная армия почти полностью погибнет в провальной кампании лета-осени 1941 г.
Лето 1941… Убитые советские солдаты в халхинголках.
Сентябрь 1941. Сапер в СШ-36 за работой. Хорошо виден гребень на каске.
Курская дуга, 1943 год. Боец в халхинголке (слева) осматривает подбитую самоходку «Фердинанд». Сегодня продукция под маркой Фердинанда Порше — мечта потребителя. В 1943 — артиллериста.
К концу войны халхинголки в массовом порядке остались только на Дальнем Востоке. Их можно видеть на ряде фотографий советско-японской войны 1945 г. Война была скоротечной, всего три недели. Из них за первые 2 советские войска прошли всю Маньчжурию и захватили ряд ключевых пунктов на море. Потом у японцев началась общая капитуляция и сдача в плен. Ниже — два офицера морской пехоты Тихоокеанского фронта во время советско-японской войны 1945 г.
Август 1945. Воздушный десант на город Мукден (северный Китай) на аэродроме.
Еще те же мукденские десантники 1945 г.:
После советско-японской войны боевая история СШ-36 заканчивается. Дальше халхинголка переходит в разряд военного антиквариата.
back-in-ussr.com
СШ-36 | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia
СШ-36
Изготовитель:
Советские разработчики
Тип защиты:
Голова
Материал:
Сталь
Время:
1936 - 1939 гг.
Родина:
Россия (СССР)Область применения:
Россия (СССР)Пользователи:
Разновидности:
СШ-36 — стальной шлем образца 1936 года, состоявший на оснащении ВС СССР.
Средство индивидуальной защиты военнослужащих РККА, широко использовался в Вооружённых Силах Советским Союзом во время боев на Хасане и Халхин-Голе, в Польском походе РККА, в Зимней войне и в начальный период Великой Отечественной войны.
Военный жаргон — "Халхинголка".
Носился как и все остальные шлемы с подшлемником.
В 1920 - 1930-х годах в РККА использовались шлемы типа "Каска Адриана" появившиеся ещё в Русской армии в 1916 году, а также шлемы типа М17 — в относительно небольших количествах. Разработанный в 1929 году шлем М29, а также М30 — 1930 года, так и не пошли в производство. Однако Красная армия крайне нуждалась в более современном шлеме и потому в середине 1930-х годов началась его разработка. В 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе началось производство шлема нового образца, разработанного конструктором – Шварцем, и принятого армией в 1936 году и получившего обозначение СШ-36. Новый шлем получил оригинальную полусферическую форму с выдающимся вперёд козырьком и боковыми полями-скатами. Его силуэт походил на немецкий стальной шлем.
Боевое крещение СШ-36 получил в Испании во время гражданской войны, куда его поставляли республиканцам и интербригадам. В дальнейшем он активно применялся Красной Армией в боях на Хасане и Халхин-Голе, где и получил прозвище "Халхинголка", а также в Зимней войне и в Польском походе в 1939 году. СШ-36 стал первым шлемом, разработанным и запущенным в массовое производство в СССР. Однако в ходе его применения было выявлено значительное количество недостатков. Так широкие поля создавали эффект "паруса" и затрудняли передвижения солдата, а большой козырек уменьшал обзор. Именно по этим и другим причинам в 1939 году началась работа над следующим шлемом, который в дальнейшем получил наименование СШ-39, далее СШ-40. Начиная с 1940 года в РККА началась постепенная замена СШ-36 на шлемы новой модели, однако начавшаяся Великая Отечественная война отодвинула эту замену, ввиду чего СШ-36 применялся вперемешку с СШ-40 советскими солдатами примерно до 1942 года.
СШ-36 был по форме — круглый, овальный и вытянутый и имел три размера по величине, в каждой форме:
- Большой
- Средний
- Малый
ru.warriors.wikia.com
СШ-36 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 июля 2014; проверки требуют 30 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 июля 2014; проверки требуют 30 правок. СШ-36 — Стальной Шлем, образца 1936 года.СШ-36 (также известный под названием «халхинголка»[1][2]) — стальной шлем образца 1936 года.
Первый стальной шлем советского производства, принятый на вооружение РККА.
Средство индивидуальной защиты военнослужащих РККА, широко использовался в Вооружённых Силах Советским Союзом во время боёв на Хасане и Халхин-Голе, в Польском походе РККА, в Зимней войне и в начальный период Великой Отечественной войны. Также отмечено его использование советскими солдатами некоторых частей во время советско-японской войны в 1945 году.
Носился как и все остальные шлемы с подшлемником.
В 1920—1930-х годах в РККА использовались шлемы типа «Каска Адриана», появившиеся ещё в Русской армии в 1916 году, а также шлемы типа М17 — в относительно небольших количествах. Разработанный в 1929 году шлем М29, а также М30 — 1930 года, так и не пошли в производство.
В середине 1934 года Наркомат обороны СССР выдал задание на разработку стального шлема для РККА, соответствующего условиям современного общевойскового боя.
В 1935 году на Лысьвенском металлургическом заводе началось производство шлема нового образца, разработанного Шварцем, принятого на вооружение в 1936 году[2] и получившего обозначение СШ-36.
Новый шлем получил оригинальную полусферическую форму с выдающимся вперёд козырьком и боковыми полями-скатами. Его силуэт походил на немецкий стальной шлем.
СШ-36 стал первым шлемом, разработанным и запущенным в массовое производство в СССР. Боевое крещение СШ-36 получил во время войны в Испании, куда его поставляли республиканцам и интербригадам.
Летом 1938 года стальные шлемы использовались в ходе боевых действий у озера Хасан. По результатам анализа ранений, полученных военнослужащими РККА в ходе боевых действий у озера Хасан, было установлено, что наличие каски позволило снизить смертность военнослужащих РККА от ранений черепа до 5,8 % (при этом во время Первой мировой войны смертность от ранений черепа военнослужащих царской армии, не имевших металлических шлемов, составляла 50 %)[3].
В дальнейшем он активно применялся Красной Армией в боях на Халхин-Голе, где получил прозвище «халхинголка»[4], а также в Зимней войне и в Польском походе в 1939 году. Однако в ходе его применения было выявлено значительное количество недостатков. Так, широкие поля создавали «эффект паруса» и затрудняли передвижения солдата, а большой козырёк уменьшал обзор. Именно по этим и другим причинам в 1939 году началась работа над следующим шлемом, который в дальнейшем получил наименование СШ-39, далее СШ-40[4]. Начиная с 1940 года в РККА началась постепенная замена СШ-36 на шлемы новой модели, однако начавшаяся Великая Отечественная война отодвинула эту замену, ввиду чего СШ-36 применялся вперемешку с СШ-40 советскими солдатами примерно до 1943 года.
В то же время некоторая часть советских солдат использовала этот шлем во время советско-японской войны в августе — сентябре 1945 года, чему есть немало свидетельств в кинохронике, снятой советскими кинодокументалистами. В частности, это отображено в 19-й серии документального фильма «Неизвестная война» (США-СССР, 1978 год).
СШ-36 был по форме — круглый, овальный и вытянутый и имел три размера по величине, в каждой форме:
- большой
- средний
- малый
ru.bywiki.com
Каска СШ36 | Экспонаты первой и второй мировой войны
Политическая ситуация возникшая в Европе в начале 30-х годов вынуждала советское военное руководство ускорить процесс создания собственного стального шлема, который смог бы придти на замену устаревшим каскам Адриана и М 17 (Sohlberg). В 1934 начинается разработка нового стального шлема Красной армии и в 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе уже было начато производство шлемов. Новый шлем получил маркировку "Стальной шлем 1936" или "СШ-36" по году начала поставки шлема в армию.
Это был первый оригинальный шлем, созданный в России и распределенный в армейских подразделениях в большом количестве. Шлем имел оригинальную полусферическую форму, с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Шлем придавал силуэту советского солдата узнаваемость. Несмотря на оригинальность, шлем, теме не менее, имел некоторые элементы, унаследованные от предыдущих моделей. Так в частности вентиляционное отверстие располагалось в верхней части купола шлема и прикрывалось накладкой напоминающей гребень, традиционный для касок Адриана, только значительного меньшего размера. Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1200-1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм. Подшлемник изготавливался из ткани, обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление подшлемника осуществлялось с помощью трех небольших клепок, расположенных на поверхности шлема. Еще один элемент СШ-36, связывающий его с предыдущими моделями русских шлемов - это гофрированные алюминиевые полосы, установленные между шлемом и подшлемником для обеспечения вентиляции, а так же выполняющие амортизационные функции. Подбородочный ремень изготавливался из ткани или кожи. Длинна подбородочного ремня регулировалась с помощью квадратной пряжки. Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет или в цвет хаки. Во фронтальной части шлема наносился контур пятиконечной звезды.
Первое боевое крещение СШ-36 получили во время гражданской войны в Испании, затем были испытания в боях на озере Хасан в 1938 году, во время боев у реки Халхин-Гол в 1939 году и во время Зимней войны с Финляндией в 1939-1940 году. В результате испытаний у шлема был выявлен ряд недостатков, в частности широкие поля, сделанные по инициативе С.М. Буденного для большей защиты солдат от ударов шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек уменьшал обзор, кроме того защитные характеристики шлема оставляли желать лучшего. В небольших количествах шлемы этой модели поставлялись в Испанию во время гражданской войны 1936-1939 года в качестве военной помощи республиканцам. К началу войны СШ-36 постепенно заменялся шлемом новой модели - СШ-40. В начале войны в связи с нехваткой экипировки солдатам выдавались шлемы СШ-36, в том числе собранные с полей сражений при этом шлемы реставрировались, в частности мог быть установлен подшлемник более позднего образца.
СШ-40
Недостатки СШ-36 были слишком очевидны и необходимо было произвести дополнительные исследования для создания лучшего шлема. Снова было протестировано множество шлемов созданных в западных странах. В 1937-38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Характерный гребешок был снят со шлема и контур шлема приобрел новые очертания. Этот шлем известен как СШ-40, по дате, когда он планировался к передаче в войска, однако фактически первые поставки шлемов СШ-40 был произведены в1939 году. Силуэт русского солдата в шлеме СШ-40 стал образом воина-победителя на многие годы.
$300
0220
otvaga.net