Образ и характеристика Ильи Муромца для 7 класса. Шлем ильи муромца
Булава Ильи Муромца
Илья Муромец на картине Виктора Михайловича Васнецов изображён с копьём и булавой, желая, по-видимому, подчеркнуть силу богатыря. Далеко не каждый может успешно действовать со столь массивным оружием.
Сколько весит булава Ильи Муромца?
Древнерусская булава представляла собой железное или бронзовое (иногда заполненное изнутри свинцом) навершие весом 200–300 г, укреплённое на рукояти длиной 50–60 см и толщиной 2–6 см. То есть «боевой» вес изделия не превышал 2,5 килограмма.
Кроме булавы у Ильи Муромца есть и другое снаряжение: доспехи, щит, копьё, шлем. Общий вес всего снаряжения был около 15-20-ти килограмм. Каждая деталь могла сохранить жизнь богатырю, но при этом во время долгой борьбы напряжение и усталость война была чудовищной.
Битвы того времени могли длиться до 10 часов. Сложно представить, сколько сил нужно было богатырям, чтобы совершать свои подвиги.
Факты о Илье Муромце
Согласно былине «Исцеление Ильи Муромца» этот богатырь до 33 лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от волхвов (или калик перехожих). Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру
Прообраз Ильи Муромца
Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия, и причисленного в 1643 году к лику святыхправославной церкви как «преподобный Илия Муромец».
Появления Ильи Муромца в фольклёре
Впервые появляется в письменных источниках в XVI веке у Кмиты Чернобыльского как Илья Муравленин, у Эриха Лясоты — как Илья Моровлин, в некоторых былинах XVII века — как Илья Мурович или Илья Муровец.
Встреча Ильи Муромца с разбойниками
С благословения родителей Илья отправляется в стольный град Киев к великому князю Владимиру. Встретив на пути разбойников, Илья не стал с ними драться, а пустил стрелу «в сыр-кряковистый дуб», и дуб изломался «в черенья ножевые». Он показал им свою силу, и те с поклоном пропустили его. Соловей-Разбойник, которого затем Илья взял в плен, по мнению исследователей, олицетворяет собой языческую силу, от которой богатырь был призван очистить Святую Русь. Во многих песнях говорится, что копье Ильи украшено был крестом Христовым.
Русские богатыри под предводительством Ильи Муромца
В летописях говорится, что дружины Владимира Мономаха загнали силы хана Отрока Шарукановича за «железные врата» на Кавказе, «пили золотым шеломом Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие города на Северном Донце, заставляли половцев откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала. Усилиями русских богатырей, предводителем которых стал святой Илья Муромец, борьба с половцами от стен русских городов переместилась вглубь степей.
Сохранить
Видео
Источники
mfina.ru
Картина В.М.Васнецова "Богатыри"
Воплощением народной силы и могущества стала картина В.М.Васнецова "Богатыри". Застава богатырская зорко охраняет русскую землю. В дозоре три богатыря. Число "три" в народном творчестве имеет значение множественности. Народ пользовался этим условным понятием в героическом эпосе постоянно. В лице трёх богатырей народ стоит на страже границ своей родины.
Васнецовские богатыри наделены отличительными чертами национально-русского характера.
В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец, славный богатырь, воспетый в народных былинах. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в черкесском седле. На сбруе и уздечке красуются "пряжки красна золота, они мокнут, да не ржавеют". Поводья и подпруги шелковые, они "тянутся, да не рвутся". Нет такой силы, которая могла бы не только выбить богатыря из седла, но даже подвинуть его. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под чёлкой, зло косит глазом в сторону врага. "Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля". С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное "мурзавецкое" копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов-кочевников. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени. Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Он не станет напрасно проливать кровь людскую.
По правую руку от Ильи Муромца – побратим Добрыня Никитич, не менее известный и любимый народом богатырь. Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Более того, "Добрынюшка вежливый-увежливый. Добрынюшка знает, как речь вести, как себя блюсти". Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова, тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы, сапоги. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен; ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Илья – старший на заставе, без его приказа застава не сдвинется с места. Уберёт Илья копьё – значит, может Добрыня ринуться на врага.
Третий богатырь – Алёша Попович, сын ростовского попа Леонтия, – тоже храбрый и смелый, хотя и не так силён, как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Но Алёша "силой не силён, да напуском смел". Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. Рыжий конь, на котором сидит Алёша Попович, низко опустил голову, намереваясь пощипать степной травы, но уши навострил – ждёт команды. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук с "калёной стрелочкой" держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы; сбоку виднеются гусли, – весельчак и балагур Алёша Попович.
Богатыри изображены на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях (до поры до времени) передают сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением – не пропустить врага в пределы Руси.
Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь, та широкая, раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от многочисленных орд кочевников.
Картина В.М.Васнецова "Богатыри" – это памятник воинской славы русского народа. Художнику удалось передать в своём произведении народное понимание образов богатырей; в этом заключается сила и убедительность картины.
literatura5.narod.ru
Новогодний костюм для мальчиков "Илья Муромец" » Всё про Новый год
Описание
Из чего же состоит костюм Ильи Муромца и как его изготовить?
Вам потребуется однотонная рубаха, лучше всего красного цвета, в противном случае – любого светлого. Рубаху можно сшить из ситца.
Длинные широкие рукава остаются без манжет, а их низ, как и подол рубахи, украшается орнаментом. Для этого можно просто-напросто пришить широкую тесьму или же нарисовать красками. Поверх рубахи надевается кольчуга. Для ее изготовления из блестящего тонкого шнура, желательно серого цвета, вяжется платочной вязкой на самых толстых спицах просторная безрукавка. Если не нашлось блестящего шнура, то к толстым серым ниткам добавляется люрекс в несколько нитей. Наконец, в крайнем случае, можно распылить по кольчуге “серебряную” краску из аэрозольного баллончика.
На ногах Ильи Муромца должны быть надеты штаны средней ширины с мелким рисунком и обязательно сапоги.
На плечо можно набросить плащ из плотной яркой ткани красного, синего или желтого цвета. Для того чтобы изготовить его, нужен прямоугольник ткани длиной чуть ниже колена, а шириной равный обхвату плеч. Верхнюю часть следует сделать немного уже, а низ закруглить.
Крепится плащ к кольчуге на плече при помощи яркой пряжки.
К костюму обязательно нужен шлем. Кроме того, Илье Муромцу необходим меч, который можно вырезать из любого материала. Проще всего его сделать из картона, но такой меч будет недолговечным и в первом же “бою” потеряет свою твердость. Поэтому лучше вырезать его из фанеры. В любом случае клинок следует оклеить фольгой, а ручку обмотать тканью, веревкой или шнуром и украсить ее блестящими пуговицами, кнопками или бисером. Можно купить и игрушечный меч, даже надувной.
Стихотворение для защиты костюма
Есть я из славного города Мурома,
Из того села да Карачарова,
Есть я казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович.
Ехал я по славному чисту полю
Прямоезжею дорожкой
в стольный Киев-град.
Остановил я коня да посередь двора,
Вошел во палаты белокаменны,
Предстаю на ваш суд честной да праведный.
Понравилось это:
Нравится Загрузка...
Похожее
comments powered by HyperCommentsnovygod.info
Загадки Ильи Муромца
Илья Муромец — самый известный и самый загадочный герой русского эпоса, богатырь, крестьянин и воин. Русской православной церковью он причислен к лику святых.
Судя по древним былинам, Илья родился в селе Карачарове под Муромом. Но жизнь его сложилась так, что ратные подвиги он совершал вдали от родного дома, на службе у киевского князя. И, как некогда семь городов оспаривали право называться родиной Гомера, так и по сей день спорят, к какому роду-племени принадлежал былинный витязь Илья.
Хотя в русских летописях его имя не упоминается, зато чрезвычайно широка область распространения былин о богатыре. Они известны у западных славян; на севере, юге и в Центральной части России; за Уралом. «Старого казака Илью» повсеместно считает своим героем казачество. Ilias von Riuzen (Илья из России) встречается в западноевропейских средневековых сагах XII-XIII веков. В финских сказках богатыря Иллу Муровитса исцеляет сам Иисус Христос. Малороссы Илью Муромца иногда называли Чоботок (Сапожок), поскольку, как гласит легенда, застигнутый врагами врасплох, он сумел отбиться одним сапогом, который не успел надеть. Поэтому и спорят исследователи, кто же он, Муромец-Илья: выходец из Моравии или варяг; финно-угр, принявший иудаизм, или хазар; представитель племени вятичей или муромы; украинец или русский? А может мордвин? Поговаривают даже об его испанских корнях, или, по крайней мере, кавказских. К слову сказать, недавно Украинская православная церковь учредила орден преподобного Ильи Муромца. Во внешности Ильи, судя по реконструкции, есть даже монголоидные черты. Однако это не помешало петербуржцам в ходе исследования «Самосознание и национальный характер русских» самым русским персонажем назвать Илью Муромца.
Люди XVI-XIX веков не сомневались в реальности Ильи, знали, что существуют его мощи в Киево-Печерской Лавре. В 1638 году их описал А. Кальнофойский, полагавший, что Илья жил примерно в 1188 году. Нетленные останки святого Ильи Муромца показаны на древних планах Ближних пещер Лавры. Вопреки этому, сведения про святого богатыря в ранней церковной литературе практически отсутствуют. Лишь в «Печерской Минее» 1763 года помещена служба святому: «Илии Муромскаго непреборимаго воина, почитать подвиги дерзаю: в руце имущаго от оружия язву, в сердце же любовь к тебе Христос». В 1701 году мощи богатыря описал паломник И. Лукьянов: «Тут же видехом храброго воина Илью Муромца, в нетлении пребывающего под покровом златым, ростом яко нонешние крупные люди, рука у него левая пробита копьем; язва вся знать на руке, а правая рука его изображена крестное знамение». Польский историк С. Сарницкий в «Описании древней и новой Польши» (1585), говоря о богатырях, упоминал их лаврские погребения: «Они похоронены по русскому обычаю в горных пещерах, которые вроде бы, как подземные коридоры, тянутся на большое расстояние, даже до Новгорода Великого».
По некоторым сведениям, первоначально Илья Муромец был захоронен в приделе главного храма Киевской Руси — Софии. Позже прах его перенесли в Ближние пещеры, где он находится и сейчас. Посол австрийского императора Рудольфа II Эрих Лясота в 1594 году отметил в путевых дневниках: «В другом приделе (Софийского собора) была гробница Ельи Моровлина, он был знатный герой, или как говорят богатырь, гробница эта ныне разрушена».
Окончательной ясности с этой гробницей нет. Документально обозначенные детали в описаниях очевидцев не оставляют сомнения, что они действительно видели мощи, известные нам как мощи Ильи Муромца. С другой стороны, по данным комиссии 1990 года по изучению останков святого, тело могло мумифицироваться только будучи изначально захороненным в лаврских пещерах.
Следует иметь в виду, что между героем былин и реальным человеком, даже если он послужил прототипом этого героя, существует огромная разница. Однако зачастую очень трудно провести грань между действительными событиями и народным творчеством.
Самое раннее изображение святого Ильи Муромца — это гравюра XVII века из Киево-Печерского патерика. «Портрет», сделанный через несколько сот лет после смерти богатыря, разумеется, не мог иметь реального сходства с индивидуальным обликом Ильи. Он, скорее, отражал обобщенные черты представления об Илье-затворнике. Сегодня же, несмотря на то, что прошло гораздо больше времени, мы можем увидеть, как выглядел именно этот человек. Облик Муромца был восстановлен ведущим специалистом в области реконструкции мягких частей лица по черепу, криминалистом и скульптором С.А. Никитиным. Для реконструкции использованы гипсовая копия лица и рентгенограмма черепа. Было изготовлено два портретных бюста Ильи: один хранится в Киеве, в приемных покоях митрополита Владимира, а второй автор передал в Муромский историко-художественный музей.
Сам исследователь так рассказывает о своем первом впечатлении осмотра мощей: «Гляжу, лежит на спине обнаженный мужчина, полностью мумифицированный. Руки сложены на груди. Ступни ног отсутствуют. Глазницы прикрыты веками. Особо богатырского в облике Ильи Муромца ничего не было. Мумии сильно усыхают, и что богатырь, что обычный человек — очень схожие результаты».
Экспертиза мощей из гробницы, обозначенной табличкой «Илья Муромец», была проведена в 1990 году. Для проведения исследования привлекли специалистов самых разных профилей. Эксперты установили, что в гробнице находилось мумифицированное тело мужчины лет 40–45, ростом 177 см. Для XII-XIII веков такой рост был весьма высоким, если учесть, что тогда в среднем человек вырастал на 164 см. Даже через 350 лет после смерти богатыря, побывавший в Киеве львовский купец М. Грюневег удивился «мощами великана». Правда, такое восприятие объясняли оптическим обманом, возникавшим из-за расположения усыпальницы. Часть ее была прикрыта земляной стеной, по одну сторону которой виднелась голова, а по другую – ноги; это и создавало иллюзию исполинских размеров погребенного. Следует отметить, что понятия великан и богатырь изначально не равнозначны. Судя по мировому фольклору, у многих народов бывали богатыри огромные – великаны, а бывали нормального и маленького роста, даже карлики. Это давало повод гигантскому Идолищу Поганому в былинах издеваться над ростом Ильи. Богатырь же определялся не по своим размерам, а по способности сделать такое, что другие люди сделать не могли. Вспомните библейскую историю о Давиде и Голиафе. Голиаф был исполином, а вот богатырем оказался юный Давид.
Но вернемся к экспертизе. Специалисты установили, что мужчина обладал сильно развитой мышечной системой. Рентгеноскопические исследования показали, что на ключице и ребрах имеются следы сросшихся прижизненных переломов. Это свидетельствует о том, как нелегко было богатырю добывать свои победы. В поясничном отделе — искривление позвоночника вправо, дополнительные отростки на позвонках, ущемлявшие нервы спинного мозга. Этот недуг и вынудил богатыря «сиднем сидеть на печи», как говорят былины, «тридцать лет и три года»: «Он сидел-то на печеньке-то тридцать лет, / Не имел при себе он как ведь рук, ног». По мнению экспертов, в молодости мужчина перенес паралич конечностей. Можно предположить, что умер он, дожив лет до 50–55. С. Хведченя, ученый из Киева, считает, что Муромец жил с. 1143 по 1203 год. Недуг проявлялся и в зрелом возрасте: заболевание, видимо, ограничивало подвижность.
Исследователи выявили и признаки, характерные для болезни Ильи: увеличение некоторых частей тела, как, например, размеров кисти руки по сравнению с длиной плеча, широкое лицо. Последнее вызвало трудности в определении расовой принадлежности, поскольку измененные болезнью пропорции черепа могут быть отнесены как к монголоидному, так и к европеоидному типу. Следует заметить, что «широколицесть» напоминает и о финно-угорских народах. На теле мужчины обнаружили несколько прижизненных колотых ран. Серьезными были две: пробитая ладонь левой руки и колотая рана в области сердца, которая и стала причиной смерти богатыря.
Комиссия пришла к выводу, что «возможная давность захоронения… датируется XI в.», а по некоторым параметрам — XI-XIII веками. «Принимая во внимание все вышеизложенное, соотнося все имеющиеся данные с результатами исследования, — продолжает комиссия, — можно предположить, что эти мощи принадлежат Илье Муромцу».
Вскрытие гробницы представителями властей производилось не в первый раз. Впервые исследования мощей в Киево-Печерской Лавре были проведены в 1939 году, но тогда гробница Ильи Муромца осталась без внимания. В 1979 году одному из авторов этих строк от компетентного собеседника в Киеве довелось слышать, что гробницу вскрывали еще в 1963 году. В те богоборческие времена трудно было ожидать обнародования объективных результатов. Комиссия заявила, что мумифицированное тело принадлежит человеку монголоидной расы, и, видимо, испугавшись этого, сделала и следующие «логические» выводы: раны на теле нанесены монахами лавры, так что мощи – подделка, а Илья Муромец просто былинный герой, никогда не существовавший в действительности. К сожалению, тогда было время «тотальной секретности», и более ничего о работе этой комиссии нам неизвестно. Последняя же экспертиза установила даже индивидуальное заболевание погребенного, перекинув мостик от эпического персонажа к реальному воину.
Исцелили Илью, по былинам, калики перехожие, дав выпить ему воды ли, квасу ли, питья ли медвяного. Сидение Ильи на печи — это поздняя метафора, образно описывающая вынужденное безделье юноши, поскольку в те времена еще и печек таких, на которых можно было сидеть, не было. В самом же сидении на печи фольклористы видят больше, чем болезнь. А все потому, что печь в русском фольклоре символизирует женское начало, связь с родом. Только «покинув печь», юноша может освободиться от женской опеки, стать воином, богатырем. Печь — это низшая точка в социальном положении, и только начав «танцевать от печки», можно добиться восхождения по героической лестнице.
Кем в действительности был великий богатырь или кто из реальных людей послужил прообразом былинного героя, сказать трудно. Отсутствие прямого указания на Илью Муромца в анналах не слишком смущало исследователей, знавших, как сложно доискаться правды в запутанных и противоречивых сообщениях придворных летописцев.
С XIX века загадка богатыря не давала покоя ученым. Пожалуй, ни один крупный историк или филолог того времени не обошел эту проблему. А.Н. Соболевский считал, что летописи «забыли» Илью Муромца по той причине, что в домонгольское время на Руси они просто не писались. Служил же Илья на далекой от Киева заставе, в степи, не попадал в поле зрения начальства. Н.М. Карамзин опирался на сведения одной летописи: «Родися у Ярослава сын Илья, и посади в Новгороде». Историк полагал, что именно этот Илья фигурирует в сагах под названием «голти», т.е. ловкий, и что именно он был прототипом Ильи Муромца. Н.П. Дашкевич говорит об Илье — суздальском после в Константинополь, о котором сообщает другая летопись под 1164 годом. Н.Д. Квашнин-Самарин отождествил Илью с богатырем Рогдаем еще из одной летописи, который сражался против трехсот врагов, М.Г. Халанский – с летописным князем Олегом Вещим. Учитывая, что Илью Муромца в некоторых былинах называют «старым казаком», Д.И. Иловайский связал его с Илейкой Муромцем, муромским посадским человеком, в XVII веке участвовавшим в восстании Ивана Болотникова. Ростовский краевед А.А. Титов приводит выписки из Хлебниковской летописи, по которой в конце XII века в тридцати верстах от Ростова Великого, на месте села Ильинского, жил витязь Илья Сокол, прозванный Ильей Муромцем. Кстати, незаконнорожденный сын былинного Ильи звался Сокольником или Подсокольником. В самом селе был храм Ильи Пророка. И еще один примечательный факт: неподалеку летописец поселяет другого былинного богатыря – Святогора. Именно от него в некоторых вариантах былин Илья получил свою силу. По мнению С. Хведчени, Илья Муромец был реальным человеком из Черниговской земли, который подвиги совершал, служа Киеву, и окончил свои дни в Киево-Печерском монастыре. А происходил он либо из Моровийска, либо из Мурома, которые в те времена подчинялись Чернигову.
Обстоятельства смерти реального Ильи Муромца неизвестны. Официальные документы ничего об этом не сообщают. В былинах же богатырь погибает по-разному: или в битве с татарами, или усмиряя взбунтовавшихся язычников. В некоторых вариантах сказаний богатыри не умирают, а уходят из жизни временно, превращаясь в камни. Когда же в тяжелый час в них возникает нужда, они оживают и помогают людям. Этот мотив часто встречается в мировом фольклоре. В русском народном творчестве он, как правило, имеет морально-религиозную оценку. Илья Муромец, например, окаменевает после того, как, уйдя в киевские пещеры, раздает найденное богатство на строительство храмов:
И воздвигнул живот во славный КиевИ построил он церковь соборную.Тут Илья и окаменел,И поныне его мощи нетленные.
Может именно поэтому одну из гор на Байкале, формой напоминающую шлем древнерусского воина и высотой 3141 м., назвали пиком Ильи Муромца.
По иной версии богатырь стал жертвой междоусобных войн. Во второй половине XII века вокруг киевского «великого престола» развернулась жестокая борьба. Достаточно сказать, что с. 1169 по 1181 годы сменилось восемнадцать князей! В 1203 году русские князья, объединившись с половцами, напали на Киев. Это был самый опустошительный набег на город за всю его историю. Летописец отмечает, что «такого разорения… дотоле не бывало». Вот в этом-то набеге, возможно, и погиб монах Илья Муромец.
С. Хведченя попытался реконструировать последний бой богатыря. Анализируя характер ран на теле святого и возможное их соответствие разным видам оружия, исследователь пришел к выводу, что в последней схватке Илья сражался с двумя противниками. Щита у него не было. Врагам удалось сбить Илью с ног — видимо, сказалась болезнь, сковывавшая его подвижность. После этого один из нападавших ударом боевого ножа пригвоздил левую ладонь богатыря к земле, а второй сверху пронзил грудь Ильи копьем. Былины, кстати, отмечали, что Илью Муромца ноги не раз подводили в бою:
Поскользит у Илейка ножка левая,Пал Илья на сыру землю.Сел нахвальщина на белы груди,Вынимал кинжалище булатное.
Источник
historicaldis.ru
Образ и характеристика Ильи Муромца для 7 класса :: SYL.ru
В рамках школьной программы учащиеся изучают характеристику Ильи Муромца в 7 классе. Это один из главных героев былин о древней Киевской Руси, защищавших родину от нашествия иноплеменных врагов, мужественно сражавшихся за родную землю. Илья Муромец в русской литературе олицетворяет силу, отвагу, мужество и честь. Реальность этого персонажа давно изучена и доказана, что не оставляет сомнений о действительной жизни и подвигах славного героя.
Исцеление героя
Родился Илья в селе Карачарово, близ города Мурома, был единственным сыном в семье родителей-крестьян. От своего рождения он не мог владеть ни руками, ни ногами.
Былины об Илье Муромце повествуют о том, что до тридцати трех лет он оставался физически слабым, пока однажды в дом не зашли три старца. В избе больше никого не было, и они попросили Илью подать им воды. Хозяину очень хотелось напоить путников, он опустил свои ноги на пол и вдруг почувствовал в них силу, смог встать на них. Подал путникам чашу с водой. Старцы не стали пить сами, но сказали, чтобы он сам сделал это. Вода оказалась целебной, выпив ее, Илья оказался полностью здоров. Он пьет воду еще раз и чувствует в себе огромную нечеловеческую силу. Тогда старцы велели отпить еще воды, чтобы уменьшить ее.
Обретение своего служения
После исцеления старцы отправляют богатыря для служения князю Владимиру в Киев, на защиту родины, предсказывают ему великое будущее и многочисленные победы над врагами.
Также они предрекают богатырю, что тот должен отыскать огромный камень на своем пути в Киев и сдвинуть его с места.
Родители очень обрадовались чудесному исцелению своего сына и благословили его на верное служение Киевской Руси, на охрану ее от нашествия иноплеменных врагов.
Отправившись в Киев, Илья отыскал огромный валун, о котором говорили старцы. Сдвинув его, он обнаруживает под ним прекрасные доспехи и оружие. Тут же к нему прискакал вороной богатырский конь, который становится настоящим другом, преданно и верно служит Илье, помогая ему в великих подвигах.
Внешние данные
Описание внешнего вида Ильи Муромца в былинах даны очень скромно. Однако известно про его большой рост (более ста восьмидесяти сантиметров), могучее телосложение.
У богатыря было мужественное, доброе лицо с крупными волевыми чертами, борода с сединой. Описывается в образе Ильи Муромца также его острый взгляд под черными бровями, кудрявые волосы, предположительно светло-русого оттенка.
Вооружен и одет богатырь в такие доспехи:
1. Кольчуга - длинная рубаха - состоящая из металлических колец, которая защищала от ранений, наносимых холодным оружием.
2. Шлем, защищающий голову от попадания стрел и снарядов.
3. Палица - тяжелая деревянная дубина, состоящая из рукояти и металлической ударной части.
4. Щит для обороны от ударов орудий и стрел.
5. Копье - колющее деревянное оружие с металлическим наконечником.
Все это снаряжение было необходимым для сражения и защиты воинов того времени.
Черты характера
Для того чтобы составить в 7 классе характеристику Ильи Муромца, необходимо знать каким была не только его внешность, но и внутренний дух. Все те долгие годы, которые пришлось герою пролежать неподвижно в своей постели, не только не ослабили, а наоборот, закалили его характер, сделали его терпеливым и выносливым.
Сказания об Илье Муромце описывают его, как очень мужественного, отважного воина, не жалеющего свою жизнь для того, чтобы постоять за свою родину. Храбро и бескорыстно защищал он простой народ от набегов половцев, печенегов, хазар. Спокойный, добрый, уверенный, сильный не только телом, но и духом. За его качества и отвагу был назначен князем Владимиром старшим среди всех богатырей.
Былины повествуют о том, что он был верующим христианином. По некоторым источникам, после того как богатырь закончил свое служение стране, из-за тяжелого ранения в возрасте пятидесяти лет он стал проводить свои дни в монастыре, постригшись в монахи.
Это был преданный, бесстрашный защитник, имеющий безграничную любовь к своей родине, народу и своему служению.
Ратные подвиги богатыря
При составлении характеристики Ильи Муромца в 7 классе важно знать его отважные подвиги.
После того как герой отправляется служить Великому князю, на его пути встает захваченный город Чернигов. Здесь совершается первый подвиг – освобождение города от кочевников. Народ предостерегает Илью, рассказывая о том, что на пути к Киеву его ждет другая опасность – Соловей-разбойник. Но храброго и отважного богатыря не пугает это известие. Он отправляется к указанному месту, чтобы сразить разбойника.
Увидев богатыря, Соловей начинает кричать и свистеть с невероятной силой, так что даже верный конь не в силах справиться с этой круговертью. Но неустрашимый герой пускает в него стрелу, которая попадает и ранит врага. После такой победы богатырь отправляется в Киев вместе с захваченным Соловьем, где казнит его по приказу князя.
Богатырь одерживал эти и другие многочисленные победы над своими врагами, но никогда не хвастался этим.
Не смотря на преувеличение и удивительные события, о которых рассказывают в былинах, все происходящие действия пересекаются с реальными событиями того времени, имеют под собой истину.
Вероятно, противники в лице Соловья-разбойника, Идолища Поганого, Калина-царя и других - это собирательные образы, подразумевающие всех разбойников, а также иноплеменных врагов, с которыми приходилось сражаться славному герою.
Значение в русской культуре
Количество былин, написанных об Илье Муромце, характеризует его как смелого и доблестного героя.
Образ Ильи Муромца выражен не только в литературных произведениях. За многовековую историю отвага и доблесть героя нашла отображение в архитектуре, культуре, искусстве, музыке.
Отображение силы и отваги русских богатырей нашли в прекрасных картинах известных художников В. М. Васнецова, А. П. Рябушкина, М. А. Врубеля, И. Я. Билибина.
Величественные памятники доблестному герою украшают город Муром Владимирской области, Екатеринбург, Владивосток, город Ижевск республики Удмуртия, другие города России и Украины.
Подвиги русского богатыря прекрасно иллюстрированы в документальных, художественных, мультипликационных произведениях многих режиссеров, которые позволяют не только прочесть о славных делах богатыря, но и увидеть их в исполнении актеров и рисованных персонажей.
Все эти факты жизни и подвигов позволят составить полную характеристику Ильи Муромца в 7 классе, раскрыть личность, внутренний стержень героя.
www.syl.ru