200 лет Музеям Московского Кремля. Шлем дмитрия донского оружейная палата


Место Куликовской битвы нашли только этим летом.

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

  Совсем недавно  Россия отмечала 635-ю годовщину победы войск Дмитрия Донского над Золотой Ордой [карта]

21 cентября 1380 года на территории нынешней Тульской области, между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча, на Куликовом поле случилось решающее сражение между русским войском во главе с Московским князем Дмитрием Донским и войском хана Золотой Орды Мамая. За 6 веков эта победа, положившая начало избавлению Руси от татаро-монгольского ига, обросла мифами. А само Куликово поле оказалось... затерянным.

Первым место побоища пытался определить Петр Первый. Он, приезжая на Иван-озеро для проверки работ по сооружению Ивановского канала, соединяющего Дон и Волгу (через Оку), посетил Зеленую Дубраву, где приказал заклеймить оставшиеся дубы у Куликова поля. Там у села Монастырщино позже появились музей и храм. Но крестьяне, которым платили за археологические находки, нечасто радовали ими своих помещиков и историков.

Поиски места сражения не прекращались. Но, как стало известно «Комсомолке», определил и зарисовал место битвы лишь в 2014 году начальник военно-исторического отряда Верхне-Донской археологической экспедиции Олег Двуреченский. Подтвердить свою версию он не успел - уехал ополченцем в Донбасс. Выводы историка подтвердили этим летом поисковики.

- Место, где было крупное сражение, - рассказал «КП» сотрудник музея «Куликово поле» Николай Овечкин, - левее бывшего села Моховое, что на 9 километров южнее села Монастырщино (см. карту). Там мы подняли много наконечников стрел, фрагментов доспехов, восточные сабли.

На найденном месте сражения 19 сентября будет открыт новый музей. Историки обратились к местным жителям: попросили нести любые находки, семейные предания, что могут рассказать о битве.

А блогеры привели в пример рассказ местной жительницы Домны Лазаревой о ее предках, которые в конце XIX века зацепили плугом недалеко от Куликова поля 6-килограммовый серебряный шлем Дмитрия Донского. Удивительная находка, сенсация! Где же можно увидеть сокровище?

- Это семейная легенда местной жительницы, - пояснил нам заместитель директора музея-заповедника «Куликово поле» Андрей Наумов, - мы проверять ее не беремся: два года назад ее опубликовали в книге «История села Головинщино» местные краеведы. Но мы рады даже такой новости.

Историки объяснили «Комсомолке», откуда взялась легенда о шлеме Дмитрия Донского. В музейной описи говорится, что на самом деле крестьянка из Владимирской губернии Ларионова ощипывала близ реки Колокши орешник и заметила под кочкой у куста какой-то блеск. Женское любопытство подарило России самый старый русский шлем, что хранится теперь в Оружейной палате Кремля.

Удивительно, как трансформировалась легенда за сотни лет. Она перекочевала в Тульскую область из Владимирской, где во время Липецкой битвы 1216 года бросил свои шлем и кольчугу, убегая от войск Мстислава Новгородского, прапрапрадед Дмитрия Донского и отец Александра Невского князь Ярослав Всеволодович.

http://www.kp.ru/daily/26435.7/3306268/?from=smi2

anshukov.livejournal.com

экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея

Оружейная палата (Москва, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

Сокровищница — слово из сказочного лексикона. Однако Оружейная палата Московского кремля существует на самом деле и никакая пещера Алладина не сравнится с ней красотой и богатством. Посетителям открывается удивительный мир истинной роскоши, тонкого вкуса и необыкновенного мастерства создателей 4000 шедевров ювелирного, золотошвейного и оружейного искусства России и зарубежных стран. Все они когда-то наполняли царскую казну и патриаршую ризницу.

Мастерские, где изготавливали драгоценные предметы обихода и церемониальное оружие, существовали в кремле с 16 века. Их продукция предназначалась исключительно для российских самодержцев и патриархов. Хранилище несколько раз горело, пока в середине 19 века для самого знаменитого музея страны не возвели здания проекту Константина Тона, автора Большого Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя. Фасады выдержаны в характерном для архитектора русско-византийском стиле и богато украшены колоннами, пилястрами, оконными арками. На стенах мраморные медальоны с портретами московских великих князей и русских царей.

Залы Оружейной палаты

Открывает экспозицию зал древнейших изделий из драгоценных металлов. Выставленные на стендах предметы демонстрируют эволюцию ювелирного искусства от византийских образцов 4 века до шедевров русских златокузнецов 12-15 столетий из Суздаля, Рязани, Киева, Новгорода. Своей вершины мастерство отечественных ювелиров достигло к 17 веку. Во втором зале выставлены работы периода его расцвета вплоть до нашего времени. Изделия Фаберже, Семенова, Хлебникова, Курлюкова, Овчинникова поражают сложностью и разнообразием использованных технологий. Изукрашенные рыцарские доспехи наполняют третий зал, посвященный западному и восточному оружейному искусству. Большинство предметов подарили русским самодержцами послы иностранных государств.

Прекрасная коллекция отечественного холодного и огнестрельного оружия, доспехов, орденов и медалей находится в круглом 4-м зале. Посредине стоит манекен полностью вооруженного воеводы на коне в роскошной сбруе.

5-й зал отведен под экспозицию западноевропейского серебра, преподнесенного посольствами Дании, Швеции, Англии, Голландии. Восхитителен знаменитый Олимпийский сервиз, дар Александру I от Наполеона после заключения Тильзитского мира. Редчайшие образцы церковных облачений русских патриархов и царских коронационных одежд выставлены в 6-м зале. Орнаментальное и лицевое золотое шитье украшает платья императриц и камзолы сенаторов.

7-й зал вызывает наибольший интерес посетителей. Здесь они видят старинные регалии русских самодержцев. Никто не проходит мимо стенда с шапкой Мономаха и короной Анны Иоанновны, усыпанной драгоценными камнями.

Необычна коллекция конского убранства, выставленная в 8-м зале. Детали сбруи, седла, попоны из парчи с кистями и вышивкой работы русских, иранских, турецких и европейских мастеров украшали парадный эскорт при торжественных выездах. Логичное продолжение данной экспозиции — собрание карет в последнем 9-м зале. Колымага, оказывается, вовсе не тряская телега, а роскошный экипаж, а зимний русский возок вмещал 9 пассажиров и отапливался серебряными жаровнями.

Практическая информация

Адрес: Московский кремль, Дворцовая пл. Веб-сайт.

tonkosti.ru

Произведения Византии, Сербии и Грузии в Оружейной палате Московского Кремля

Зал 1. Витрина 1.В Оружейной палате хранится небольшая, но чрезвычайно ценная коллекция предметов византийского искусства, охватывающая период почти в тысячу лет - с V по XV столетие. Художественная культура Византии, впитав в себя наследие античного мира и Древнего Востока, выработала свой собственный стиль. Торговые и дипломатические отношения между Русью и Византией завязались еще в X веке. Вещи, экспонируемые в витрине, по всей вероятности, были завезены на Русь купцами и дипломатами. Коллекция византийского искусства в Оружейной палате включает произведения из золота и серебра, перегородчатой эмали, резьбы по камню, тканей, шитья XIV-XV веков. Серебряный с позолотой кувшин из Суджанского клада в районе Курска относится к концу IV - началу V века и обнаружен в погребении языческого князя. Кувшин украшен чеканкой и изображениями девяти муз. Вы, наверное, заметили, что в изображении фигур и орнаменте весьма ощутимо влияние античного искусства. Оружейная палата располагает одной из лучших коллекций камей византийских мастеров XI-XII веков. Это небольшие образки с резными изображениями святых на агате, яшме, ляпис-лазури, стеатите, хризопразе. Произведения из стеатита и других мягких пород камня как бы воспроизводят резьбу по слоновой кости, как, например, резанная на стеатите икона XI века с изображением святого воина Дмитрия Солунского на коне. Несмотря на небольшой размер иконы, фигура святого с мечом в руке выглядит весьма внушительно и напоминает древние конные статуи. Эту икону, по преданию, прислал византийский император московскому князю Дмитрию Донскому в честь победы па Куликовом поле 8 сентября 1380 года, положившей начало освобождению Руси от монголо-татарского ига. XI-XII века - период наивысшего расцвета византийского искусства. Константинополь к этому времени становится крупнейшим художественным центром, изделия его мастеров вывозятся в страны Запада, Востока, Древнюю Русь. Именно из Византии пришло к нам тончайшее искусство перегородчатой эмали. В витрине хранится несколько предметов, украшенных перегородчатой эмалью: золотой образок XI века овальной формы с изображением Распятия, найденный среди предметов Рязанскою клада в 1822 году, дробницы на окладе иконы «Умиление» XII-XIII веков, золотой образок-мощевик «Сошествие во ад», также датируемый XII-XIII веками. Византийская перегородчатая эмаль отличалась высоким качеством, тонкостью исполнения, гармоничным сочетанием цветов. Ею украшали одежды, кубки, блюда, церковные предметы. Она оказала огромное влияние на развитие эмальерного дела других стран и, в частности, Киевской Руси. Византийские серебряники представлены ставротекой, или хранилищем для креста, XII века (вверху слева), привезенной митрополитом Алексеем великому князю Ивану Ивановичу в 1354 году от византийского патриарха Филофея. Ставротека особо ценилась московскими князьями - ею благословляли старшего сына, о чем упоминается в духовных грамотах. В витрине находится высокий конусообразный шлем - «шапка ерихонская», - выкованный из цельного листа железа, украшенный мелко­травной серебряной насечкой. По широкому венцу шлема размещены полуфигуры деисусного чина: Христос, Богоматерь, архангелы Михаил и Гавриил и два серафима. При проверке Большой государевой казны в 1687 году шлем уже значился в числе ее вещей. Вероятно, он был привезен из Византии купцами. Здесь же представлены произведения искусства Сербии и Грузии, несущие на себе следы византийского влияния.
Расскажи друзьям :
Недорогие гостиницы в Москве

www.armoryhall.ru

200 лет Музеям Московского Кремля

Алексей Левыкин

Рубрика: 

НАСЛЕДИЕ

Номер журнала: 

#3 2013 (40)

ИСТОРИЯ СТАРЕЙШЕГО МУЗЕЯ РОССИИ, КОТОРЫЙ НОСИТ НЫНЕ НАЗВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ», НАСЧИТЫВАЕТ НЕ ОДНО СТОЛЕТИЕ. НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СОБРАНИЙ МУЗЕЯ ОТНОСИТСЯ К XIV - НАЧАЛУ XV ВЕКА, К ГОДАМ ПРАВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ МОСКОВСКИХ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ: ИВАНА КАЛИТЫ, ДМИТРИЯ ДОНСКОГО, ВАСИЛИЯ I. В СВОИХ ДУХОВНЫХ ГРАМОТАХ ОНИ ЗАВЕЩАЛИ ДЕТЯМ ЗОЛОТЫЕ ШАПКИ, САБЛИ, БЛЮДА, ДРАГОЦЕННЫЕ ПОЯСА, КОТОРЫЕ ВСКОРЕ СТАЛИ РАССМАТРИВАТЬСЯ СОВРЕМЕННИКАМИ КАК СВЯЩЕННЫЕ РЕЛИКВИИ, «ОХРАНЯВШИЕ РОД» И СИМВОЛИЗИРОВАВШИЕ ЕГО ВЛАСТЬ.

В конце XV - начале XVI века в Москве, столице могучей централизованной Русской державы, образовавшейся на месте разрозненных княжеств Северо-Восточной Руси, развернулось грандиозное строительство. Русские и итальянские зодчие возводили могучие крепостные стены и башни Московского Кремля, строили храмы и прекрасные дворцы, которые до сих пор потрясают зрителей своей торжественной красотой. К этому времени относятся первые упоминания о казнохранилищах нового «государева двора»: Казенный двор, Оружейная палата, Конюшенная казна, Постельная казна и др. Здесь были сосредоточены главные богатства страны: казна, великокняжеские, а затем и царские регалии, драгоценная посуда, великолепные одежды, оружие, парадное конское убранство - все то, что удивляло и поражало зрителей во время пышных церемоний, использовалось в повседневном быту и, что самое главное, составляло в глазах людей образ России и ее правителей.

В начале XVIII века производственная деятельность кремлевских сокровищниц и мастерских сокращается. Сотни лучших мастеров (живописцы, резчики по дереву, ювелиры, оружейники и др.) были переведены в новую столицу - Санкт-Петербург. Сами ведомства неоднократно подвергались структурным изменениям. В 1727 году все они были объединены в одно учреждение - Мастерскую и Оружейную палату в ведении Сената. Она становится местом хранения исторической памяти страны, ее реликвий и древних символов, которые на протяжении XVIII—XIX столетий активно использовались для оформления важнейших государственных церемоний.

Началась новая эпоха жизни древних московских сокровищ - эпоха их превращения в знаменитое музейное собрание. Именно этому периоду времени и посвящен главный юбилейный выставочный проект Музеев Московского Кремля - «Российские императоры и Оружейная палата». Хронологически он охватывает огромный период времени от первых лет XVIII столетия до начала XX века, рассказывая о том, как волей русских самодержцев создавался первый музей национальной истории и культуры России.

Экспозиция состоит из двух частей, размещенных в двух выставочных залах музея. Первый раздел, развернутый в Одностолпной палате Патриаршего дворца, посвящен событиям XVIII столетия.

После перенесения столицы на берега Невы Москва утратила функцию главного политического центра Российского государства. Вместе с тем Москва и ее исторический центр Кремль приобрели новый статус - древней столицы, хранительницы национальных, политических и государственных традиций. Именно Москва была выбрана великим реформатором для проведения главного государственного действа - императорской коронации. Новую традицию Петр утверждал, коронуя 7 мая 1724 года в Успенском соборе Московского Кремля супругу Екатерину «по примеру обычаев, во всех христианских государствах установленных».

Новый титул русских самодержцев потребовал изменения всего комплекса символов власти - государственных регалий. В их число во время первой в России коронации помимо скипетра и державы, обязательных атрибутов церемонии венчания на царство русских государей еще в XVI-XVII веках, включили корону и мантию. В указе Комиссии по коронации императрицы Елизаветы Петровны от 16 апреля 1742 года наряду с короной, скипетром, державой и мантией были названы меч и «панир» (или государственное знамя). Меч был выбран в Оружейной палате - лучший «из находящихся в оной». Знамя, на котором был изображен государственный герб с «печатями» всех земель, составлявших императорский титул, было выполнено из желтого атласа, украшено золотной бахромой и кистями. Примечательно, что в ходе церемонии честь нести первое русское государственное знамя, которое возглавляло процессию, было доверено генерал-аншефу, кавалеру ордена Св. Александра Невского, главноначальствующему Мастерской и Оружейной палаты Михаилу Яковлевичу Волкову. В отличие от других императорских регалий государственное знамя и меч хранились не в Санкт-Петербурге, а в Мастерской и Оружейной палате. Сюда же на протяжении XVIII-XIX веков по завершению торжественных церемониалов поступали различные коронационные императорские костюмы, платья и аксессуары.

Видоизменяя деятельность кремлевских мастерских и казнохранилищ, русские самодержцы стремились не только сохранить, но и приумножить их собрания, накопленные за многие века. В 1709 году по распоряжению Петра Первого в Московский Кремль поступили трофеи, захваченные русскими войсками в сражениях со шведами при Лесной и под Полтавой. Еще ранее, в 1705 году, из Преображенского дворца в кремлевские сокровищницы были переданы одежды самого монарха. В марте 1723 года сюда поступил маскарадный костюм Екатерины I, использовавшийся во время празднования в Москве годовщины Ништадского мира. Согласно именному указу императрицы Анны Иоанновны от 20 декабря 1737 года, надлежало направлять в палату сабли, украшенные драгоценными камнями, оправленные золотом и серебром, ружья, конские уборы, «алмазные и прочих камней» украшения, так как «...в Мастерской палате пристойно быть таким вещам, которые в диковинку».

Уже в XVIII столетии предприняты и первые шаги к тому, чтобы сделать доступными для обозрения некоторые хранилища. В 1718 году по Указу царя Петра I в Мастерской казенной палаты древние кремлевские ценности (венцы, бармы, державы, скипетры, драгоценные украшения, вышедшие из употребления парадные царские одежды), впервые выставленные в застекленных шкафах, позволяли знатной публике «явственно» их разглядывать. Работы над витринами и украшением помещений казнохранилищ продолжались и во времена императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. По распоряжению Екатерины II для Мастерской и Оружейной палаты были изготовлены новые ольховые шкафы для коронационных платьев, футляры для хранения древних государственных регалий, а кроме того, выполнены деревянные манекены, одетые в древние доспехи. Фигуры изготавливались в «человеческую препорцию», в разных позитурах не менее двух аршин с четвертью ростом, так как «карлы в латы не одеваются». В документах сохранились многочисленные упоминания об осмотрах хранилищ знатными посетителями.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры по сохранению и учету сокровищ, перед руководством Мастерской и Оружейной палаты стояло немало проблем. Состояние помещений было весьма неудовлетворительно, что приводило к разрушению вещей. Значительный урон кремлевскому собранию нанес пожар 29 мая 1737 года. Нередко имели место изъятия древних ценностей, отсылка их в Санкт-Петербург и даже употребление их в личном пользовании как самими самодержцами, так и их фаворитами.

Такое состояние дел не могло не беспокоить лучших представителей русского общества, хорошо сознававших огромное государственное и историко-художественное значение памятников, хранившихся в Мастерской и Оружейной палате. Первую попытку изменить создавшееся положение предпринял будущий ректор Московского университета, коллежский советник А.М. Аргамаков, направивший в Сенат донесение о «непорядочном содержании ценностей и архива». Он предложил провести научную систематизацию вещей, издать каталог (в том числе на иностранном языке) с иллюстрациями, а также построить в Кремле специальную галерею для древних собраний и допускать в нее посетителей не реже одного раза в неделю. Другими словами, речь шла о создании в Московском Кремле настоящего музея. Строительство галереи было начато известным русским архитектором Д.В. Ухтомским в конце 1756 года возле Благовещенского собора. Однако едва построенное здание разобрали уже в 1768 году в связи с решением о строительстве нового грандиозного дворца по проекту В.И. Баженова. Лишь в начале XIX столетия были предприняты решительные шаги по сохранению древних кремлевских собраний и превращению их в музей.

Истории создания и развития музея в XIX веке посвящен второй раздел выставки, развернутый в помещении Успенской звонницы.

В 1801 году руководителем Экспедиции Кремлевского строения был назначен деятельный администратор П.С. Валуев.

В 1805 году к Экспедиции присоединили Мастерскую и Оружейную палату. Одновременно с одобрения императора П.С. Валуев начинает подготовку реформы палаты, результатом которой стал императорский указ от 10 марта 1806 года «О правилах управления и сохранения в порядке и в целости, находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей». В том же году архитектор И.В. Еготов начал, и в 1810 году закончил, возведение для нее здания вблизи Троицкой башни. Правила 1806 года предписывали без «наималейшего отлагательства» организовать реставрационные работы. Предполагалось составить новую опись предметам и «исторический каталог» за счет средств Кабинета его Императорского Величества. Эта работа была поручена почетному члену Оружейной палаты, заведующему архивом Министерства иностранных дел А.Ф. Малиновскому. В 1810 году П.С. Валуев представил на утверждение императору Александру I «описание комнат» будущего музея, который ознакомился с эскизами, одобрил и утвердил все предложения.

Вторжение наполеоновской армии прервало работы над созданием музея. Накануне Бородинского сражения все коллекции палаты в спешном порядке упаковали в ящики и вывезли на подводах в Коломну, откуда водным путем направили в Нижний Новгород, а затем перевели во Владимир. В 1813 году собрание было возвращено в Москву.

Создание первой постоянной музейной экспозиции в Оружейной палате, равно как и устранение разрушений, причиненных французами Кремлю, осуществлялось под руководством князя Н.Б. Юсупова, которого назначили в 1814 году главнона-чальствующим Кремлевской экспедицией и Мастерской и Оружейной палатой. Именно при нем заложены традиции организации работы музея, экспозиционной деятельности и приема посетителей.

Осмотр музея, который был открыт в октябре 1814 года, начинался с Коронного зала, где через демонстрацию древних наследственных регалий развивалась идея исконности самодержавной власти, ее политическая и духовная преемственность от византийских императоров. Здесь же хранился подлинник Соборного Уложения 1649 года. Показ регалий продолжал комплекс «корон побежденных царств», представлявший историю развития России и расширения ее владений. Ее высокое положение в мире отражал следующий зал, где были представлены посольские дары, скомплектованные по персонам, которым они присланы, и по принадлежности отдельным дарителям. Военное могущество олицетворяла «оружейная» часть музея. Здесь находились главные воинские регалии России - государственные меч, щит и знамя. Особые тематические группы составляли трофеи знаменитых сражений. Таким образом, Мастерская и Оружейная палата в первой четверти XIX столетия стала первым национальным историческим музеем России, каждый экспонат которого утверждал мысль «о неизменной славе и могуществе» Отечества.

В 1831 году высочайшим указом приняты новые Правила деятельности музея, в соответствии с которыми за ним окончательно закрепилось название - Оружейная палата. Для его руководства была введена должность директора, предусматривающая наличие если не специального образования, то, по крайней мере, «осведомленности» в исторической науке. В 40-80-х годах XIX века ее директорами поочередно становились видные деятели русской науки и культуры - писатели М.Н.Загоскин, А.Ф. Вельтман, историк С.М. Соловьев. В 1837 году разбором документов дворцовых приказов, хранившихся в палате, начал заниматься И.Е.Забелин, ставший позднее одним из самых видных исследователей придворного быта русских царей, создателем Императорского Российского Исторического музея имени императора Александра III.

В 1851 году архитектором К.А.Тоном было возведено новое музейное здание в юго-западной части Кремля у Боровицких ворот. В нем музей располагается и поныне. Здание является составной частью Большого Кремлевского дворца. Высокие крестовые своды парадных залов, стройные колонны с красивыми капителями, огромные двусветные окна придают музейному интерьеру праздничность и величавость. При создании новой экспозиции Оружейной палаты в середине XIX века основные традиции, заложенные ранее, были сохранены и соответственно сформировано девять тематических залов. На втором этаже распологались Бронный, Оружейный, Трофейный, Коронный и Серебряный залы, на первом этаже - Модельный, Портретный, Каретный и Бытовой (или Образная). Главным смысловым центром экспозиции являлся Коронный зал, представляющий собой синтетический образ Российской монархии, где изображения правителей Руси, самодержцев и императоров соединялись с «древними принадлежностями наследственного царского сана и священного коронования Государей Российских». По мнению современных исследователей, строго выстроенное и символически насыщенное пространство зала выполняло функцию сакрализации русской истории. Не случайно именно здесь, начиная с 1855 года, накануне коронаций русских императоров проходила церемония освещения государственного знамени.

Во второй половине XIX века музей становится одним из главных научных и методических центров страны. В его стенах работали крупный археолог и искусствовед Г.Д. Филимонов, блестящий знаток оружия Л.П. Яковлев, археограф А.Е. Викторов. В начале XX века музей возглавляли два хранителя - известный искусствовед, археолог и нумизмат В.К. Трутовский и историк Ю.В. Арсеньев. Силами научных сотрудников музея в 60-80-е годы XIX столетия был осуществлен беспрецедентный для того времени проект по подготовке и публикации Описи Московской Оружейной палаты, не потерявшей своей научной актуальности до настоящего времени.

Интерес москвичей и гостей города к музею был огромен. Посетителей было разрешено принимать три раза в неделю по будням и один раз в месяц на два часа в воскресенье. В залах часто бывали студенты Строгановского училища. В дни, когда палата не посещалась публикой, в ее залах работали художники. Многие экспонаты запечатлены в работах К.Е. Маковского, В.И. Сурикова, В.М.Васнецова, И.Е.Репина, скульптора М.М. Антокольского. В Книге почетных посетителей Оружейной палаты сохранились автографы великих русских писателей И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.

Наступил ХХ век. Начиналась эпоха мировых войн и революционных бурь. В начале XX столетия музею Кремля довелось сыграть выдающуюся роль. Во время Первой мировой войны сюда, в Оружейную палату, носительницу вековых традиций хранения царских сокровищ, из императорских дворцов и музеев Петербурга были эвакуированы десятки тысяч уникальных предметов и коллекций. В первую очередь сюда были перевезены государственные регалии и коронные драгоценности Российского Императорского дома. После Октябрьской революции здесь же оказались реликвии и памятники русского православного искусства из монастырей и соборов Московского Кремля, Патриаршей ризницы, церковного и монастырского имущества упраздненных или уничтоженных храмов. В стране царили голод и разруха. Молодой Советской республике нужны были деньги. Произведения искусства изымались в фонд помощи голодающим, коронные и другие драгоценности - в Народный комиссариат финансов для переплавки или продажи на аукционах. Угроза уничтожения нависла над многими уникальными памятниками архитектуры Московского Кремля. В эти сложные годы оказалось, что настоящей ценностью Кремля стали работавшие в музее люди. Небольшой коллектив во главе с первыми директорами - Михаилом Сергеевым и Дмитрием Ивановым - боролся за спасение всего того, что было доверено ему на хранение. В 1920 году коллектив Оружейной палаты осуществил огромную работу по возвращению принадлежавших Эрмитажу и Русскому музею коллекций, эвакуированных в Москву с началом Первой мировой войны. Особенно больших усилий потребовала осуществлявшаяся в стенах палаты разборка коронных ценностей, в состав которых входили государственные регалии, ювелирные украшения, исторические драгоценные камни, ордена. Подвигу сотрудников Музеев Московского Кремля по спасению императорских коронных ценностей посвящен последний раздел выставки.

При советской власти в жизни музея начался новый этап. Оружейная палата уже не могла существовать как музей, связанный с историей государственной власти Российской империи, была создана иная концепция показа коллекций. С этого времени он стал представлять историю русского и зарубежного декоративно-прикладного искусства, акцентируя внимание не на исторической значимости предметов, а на мастерстве их исполнения.

За годы советской власти Музеи Московского Кремля пережили многое, даже период, когда они были практически недоступны для посетителей. В 60-90-е годы XX века, наоборот, началось бурное развитие всех сторон музейной деятельности.

Сегодня тысячи москвичей и гостей столицы приходят в Московский Кремль, чтобы прикоснуться к лучшим образцам русской и мировой культуры, которые тесно связаны с историей России и которые наши предки свято берегли в самые сложные годы жизни.

Вернуться назад

Теги:

www.tg-m.ru

Русское вооружение XII-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Зал 4. Витрины 27,28. В XVII веке наблюдается расцвет русского оружейного искусства. До нашего времени дошло немало замечательных образцов боевого оружия, свидетельствующих о большом таланте мастеров Москвы. Они создали свой стиль огнестрельного оружия - московский. Пищали, изготовленные ими, отличались сложной конструкцией и превосходили по своим качествам многие изделия западных мастеров. В те времена Москва была центром производства оружия и школой мастерства. Из Пскова и Новгорода, с берегов Двины и Волги ехали сюда лучшие кузнецы учиться оружейному делу. Но не только боевыми качествами славились изделия русских оружейников. Подлинными шедеврами прикладного искусства по праву считаются предметы вооружения и снаряжения, выполненные прославленными мастерами - Никитой Давыдовым, Иваном Ляминым, Дмитрием Коноваловым, Григорием Вяткиным и другими. В витринах этого зала хранятся редчайшие образны древнего вооружения, богато украшенные золотыми, серебряными, перламутровыми узорами. Особенности формы, приемы отделки и выдающееся мастерство художественного и технического исполнения ставят многие экспонаты этого раздела Оружейной палаты в ряд уникальных и первоклассных. В витрине экспонируются оборонительные доспехи, холодное и огнестрельное оружие русского воина XII-XVII веков. В те времена исход сражения зачастую решала рукопашная схватка, поэтому доспехи, шлем, щит считались основной защитой воина. Наиболее распространенным видом оборонительных доспехов в Древней Руси была кольчуга - своеобразная рубашка, сплетенная из мелких железных колец. Процесс изготовления кольчуги был весьма трудоемким, иногда мастеру, делавшему ее, приходилось заклепывать до двадцати тысяч колец. Вес кольчуги колебался от 10 до 17 килограммов. Кольчуга, которую вы видите в левой части витрины, имеет интересную историю. Первоначально она принадлежала князю П.И.Шуйскому, воеводе царя Ивана IV Грозного, об этом свидетельствует надпись на медной мишени (металлическая пластинка). В 1564 году Шуйский погиб в сражении пол Оршей и кольчуга поступила в царскую казну. Позже Иван Грозный подарил ее казачьему атаману Ермаку Тимофеевичу, положившему начало присоединению Сибири к России. После гибели Ермака кольчуга была передана в Оружейную палату. Разновидность кольчуги - байдана, железная рубашка, сплетенная из более крупных и плоских колец. Иногда кольца украшали орнаментом и надписями. В экспозиции представлена байдана, принадлежавшая царю Борису Годунову. На каждом кольце ее надпись: «Съ нами богъ, никто же на ны». На вооружении русских воинов были и комбинированные доспехи, составляющиеся из пластин и колец, - бахтерец, юшман и т.д. В витрине выставлен бахтерец царя Михаила Федоровича, выполненный мастером Оружейной палаты Кононом Михайловым в 1620 году. Русские оборонительные доспехи отличались легкостью, пластичностью и надежностью. В Оружейной палате собрана большая коллекция боевых шлемов. Самый древний из них - шлем князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского - выдающегося русского государственного деятеля, полководца, отстоявшего северо-западные земли Руси от захвата шведскими и немецкими феодалами. Шлем выполнен искусными владимирскими мастерами в XII веке и первоначально принадлежал князю Мстиславу Юрьевичу. В этом шлеме Ярослав Всеволодович принимал участие в Липицкой битве 1216 года под городом Юрьевом-Польским, в которой решалось, кто будет княжить во Владимире. Однако шлем не уберег князя от поражения. Войска его были разбиты, а сам он бежал с поля боя, спрятав в землю шлем и кольчугу. Они были найдены почти шестьсот лет спустя (1808) крестьянкой под кустом орешника и привезены в Петербург. Как вы видите, шлем сильно поврежден, сохранились лишь серебряные золоченые пластины с надписями; кольчуга, лежавшая внутри шлема, превратилась в груду ржавых колец. Типичным образцом русского шлема XIV-XVI веков является шлем, выполненный по заказу царя Ивана Грозного для его трехлетнего сына Ивана. Он имеет вытянутую конусообразную форму с высоким шпилем. По венцу идут мелкие отверстия, к которым когда-то была прикреплена кольчужная сетка (бармица), защищавшая шею и плечи воина. Основными видами холодного оружия в Древней Руси были рогатина (копье с длинным древком), топор, булава (короткий жезл или древко с массивным, обычно шарообразным наконечником), шестопер (род булавы, у которой вместо шара на конце насажена головка из шести металлических пластин - «перьев»), пернат (разновидность шестопера), бердыш (широкий длинный топор с лезвием в виде полумесяца, насаженным на длинное древко), копье, меч, сабля. Слева в витрине помешена рогатина тверского князя Бориса Александровича. Наконечник ее выполнен из булатной стали и окован серебром, на котором тончайшей гравировкой изображено восемь сцен исторического содержания, повествующих о гибели в Золотой Орде князя Михаила Ярославича Тверского. Среди мастерских Московского Кремля Оружейная палата в XVI-XVII веках занимала ведущее место. Коллекция работ кремлевских оружейников, представленная в этой витрине, сравнительно небольшая, но тем не менее по ней можно судить о высоком искусстве русских мастеров. Здесь представлена пищаль боярина Богдана Матвеевича Хитрово работы Филиппа Тимофеева. А рядом вы видите охотничью пищаль, изготовленную в 1673 году мастером Василием Титовым. Здесь же выставлены две пищали, принадлежавшие царю Петру I: одна из них выполнена в 1688 году, другая - в 1692. Уже в те времена наши оружейники делали каналы стволов с нарезами по спирали, как у современной винтовки, но заряжали такое оружие с дула.
Колчан для стрел - саадакМосква, 1627-1628 годы.Кожа, золото, серебро,драгоценные камни, резьба, эмаль. Колчан для стрел - саадакМосква, 1627-1628 годы.Кожа, золото, серебро,драгоценные камни, резьба, эмаль.
В Оружейной палате хранится около трехсот экземпляров огнестрельного оружия работы кремлевских мастеров. Стволы, замки, приклады ружей в их руках превращались в настоящие произведения искусства. Необычайную изобретательность, неистощимую фантазию проявляли они, изготовляя полки, курки, огнива, пружины. Эти казалось бы прозаические части ружейного замка приобретали в их руках формы диковинных змей, драконов, рыб, зверей, чудовищ. Стволы парадных и охотничьих ружей они украшали резьбой, чеканкой, золочением, ложи инкрустировали перламутром, серебряными пластинами, костью. Любимым развлечением царского двора была охота. Выезды на охоту были многолюдными, шумными и весьма пышными. Богатое оружие дополняло роскошную одежду охотников. Непременным атрибутом был саадак - специальный футляр для лука и стрел. В витрине выставлено несколько саадаков XVII века. Ваше внимание обязательно привлечет роскошный саадак 1628 года работы мастеров Оружейной палаты, выполненный для царя Михаила Романова. Саадак золотой, украшен яркими эмалями и драгоценными камнями. В этой же витрине представлены работы Никиты Давыдова. Более пятидесяти лет проработал в Оружейной палате этот выдающийся мастер. Его с полным основанием можно считать отцом русских оружейников. Уроженец города Мурома, ученик царьградских бронников (мастеров по броне), Никита Давыдов был не только прекрасным мастером, но и талантливым учителем, воспитавшим немало искусных оружейников. Одной из наиболее значительных работ Никиты Давыдова является парадный шлем царя Михаила Федоровича, который вы видите в центре витрины. По преданию, он принадлежал князю Александру Невскому. В 1621 году Никита Давыдов реставрировал шлем, дополнил его наушами и назатыльником - специальными защитными пластинками для прикрытия ушей и затылка. Шлем сделан из стали с гладко отполированными долами. Форма его восточная, но тем не менее чувствуется рука русского мастера. Шлем украшен золотым орнаментом, в котором русский национальный узор сочетается со стилизованным восточным орнаментом. Никита Давыдов искусно набивает узор непрерывной золотой проволочкой по сплошной насечке. Эта техника называется таушировкой. Золотой орнамент дополняют вмонтированные в высокие гнезда алмазы, рубины, изумруды. Шлем Никиты Давыдова по технике исполнения, чувству пропорций, украшениям превосходит изделия знаменитых европейских и азиатских оружейников. Тщательностью отделки, тонкостью рисунка отличаются и другие работы Никиты Давыдова, представленные в этой витрине, - зеркальный доспех (оборонительный доспех, нагрудник и спина которого выполнены из стальных пластин) и кираса. Слева в этой же ширине выставлена оригинальная по манере исполнения сабля, изготовленная мастером Оружейной палаты Ильей Просветом в 1615 году. На булатном клинке вы видите художественный прорезной орнамент, который не только украшает оружие, но и уменьшает его вес. При этом прочность сабли и ее боевые качества не пострадали. Обратите внимание на экспонируемые в витрине справа две скромные боевые сабли. Зазубрины на клинках красноречиво говорят о ратных подвигах их владельцев. Действительно, эти сабли принадлежали мужественным людям - гражданину Нижнего Новгорода Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, возглавившим в начале XVII века героическую борьбу русского народа против польской интервенции (памятник К.Минину и Д.Пожарскому установлен на Красной площади у храма Василия Блаженного). Сабли долгое время находились в Троице-Сергиевой лавре - крупнейшем древнерусском монастыре - и только в середине XIX века были переданы в Оружейную палату. В XVI-XVII веках широкое распространение на Руси получает огнестрельное оружие. С появлением его пернаты, шестоперы, булавы теряют свое боевое назначение и становятся лишь знаками воеводской власти. В центре зала, в отдельной витрине 28 - полный доспех XVII века на всадника и лошадь.
Расскажи друзьям :
Недорогие гостиницы в Москве

www.armoryhall.ru

Византийские древности выставлены в Парадном вестибюле Оружейной палаты / Новости культуры / Tvkultura.ru

За истинно ценной вещью стоят не только дорогие материалы или высочайшее мастерство исполнителя, её питает история возникновения, а ещё цель, во имя которой она появилась на свет. Именно такие ценности представлены на выставке, которая открылась в Оружейной палате Кремля. Она называется «Византийские древности». Многие особо почитаемые предметы христианского культа, были переданы московским государям после того, как возникла идея Москвы, как Третьего Рима, преемницы Византии. Часть предметов выполнена позднее, но всё равно по византийской традиции. То, что представлено публике сегодня – это часть кремлёвской коллекции. Рассказывают «Новости культуры».

Несколько лет научные сотрудники вели археологические исследования, изучали фонды, закупали византийские древности. За это время кремлевская коллекция выросла в пять раз. В Оружейной палате – лишь ее малая часть.

Остальное – в постоянных экспозициях Благовещенского и Успенского соборов. Впервые выставлены многие раритеты. Евангелие XII века появилось в казне через семь столетий. Это императорский дар. Шлем XIV века. Создан византийскими и греческими мастерами. Его мог носить сам Дмитрий Донской.

«Все остальные шлемы сохранились в полуразрушенном виде, – рассказывает куратор выставки Ирина Стерлигова. – Их сохранилось очень мало и такого драгоценного просто нет. Этот, безусловно, принадлежал великому князю. Это доказывают не только его дорогостоящие украшения, но и иконографическая программа».

Предметы византийского времени - те, что были созданы до падения Константинополя. В России их мало – большинство было похищено из государственной казны в Смутное время. Икон этого периода не наберется и десятка. А такие древности, как чаша XIII века – редкая удача для археологов. Кстати, она была куплена у частных лиц и тщательно атрибутирована.

«Нам приносят очень много произведений, которые считаются византийскими, но мы очень внимательно относимся к тому, что закупаем в нашу коллекцию и берем только те вещи, в которых мы абсолютно уверены, – говорит директор Музеев Московского кремля Елена Гагарина. – Поскольку точно так же, как в последнее время подделывают русский авангард, так же серьезно подделывают и византийские вещи».

Византийскую коллекцию Кремля теперь сравнивают с собранием в Людовика Благочестивого в Сант-Шапель. И даже с богатейшим хранилищем древностей в Сан-Марко, куда попали императорские драгоценности после разграбления Константинополя. Ее самые значимые сокровища можно увидеть до 25 июля.

Читайте также: 

Византийские древности в Московском Кремле>>>

Новости культуры

 

tvkultura.ru

Оружейная палата в Москве. Обзор коллекции

Историческое ядро коллекции составила великокняжеская казна, впервые упомянутая в духовной грамоте Ивана Калиты около 1339 года.

Особенно разрослась царская казна в 16 веке, в период правления царя Ивана Грозного. О ее размерах позволяет судить рассказ летописца о том, что уходя в Новгород во временное укрытие от набега Девлет-Гирея на Москву, казну, взятую царём с собой везли два больших обоза, состоявшие из 450 саней.Главным источником пополнения государевой сокровищницы, были изделия, созданные в мастерских самого Кремля. Мастерские эти назывались палатами, поскольку занимали каменные помещения — палаты. Накапливавшиеся годами изделия здесь же и хранились. Одной из самых больших и древних была Оружейная палата. Она определила впоследствии название всего музея.

В документах же впервые ОП была упомянута в 1508 году. Но более известное летописное свидетельство о существовании ОП относится в 1547 году и связано с рассказом о большом московском пожаре и записи о том, что «…казна великаго царя погоре, и Оружничая палата вся погоре…»

В начале 18 столетия в связи с Северной войной и переносом столицы государства в Петербург деятельность кремлёвских мастерских значительно сократилась. ОП занялась снабжение армии оружием. В 1711г. большинство мастеров было переведено в новую столицу, а в 1727 кремлёвские мастерские объединили в одно учреждение под названием Мастерская и Оружейная палата, назначением которой стало хранение исторических и художественных ценностей. Это был реальный прообраз музея.

Современное здание построено в 1851 году К.Тоном.После 1917 года в музей были переданы ценности из царских дворцов, кремлёвских соборов, Патриаршей ризницы, монастырей и частных собраний.В июне 1941 года коллекция была вывезена на Урал и сохранялась там до февраля 1945 года, в марте этого же года экспозиция была восстановлена.К числу редчайший памятников прикладного искусства Владимиро-Суздальской Руси принадлежит серебряный потир, украшенный тонко гравированными изображениями. Точных сведений о времени его изготовления нет. Но поскольку потир происходит из Спасо-Преображенского собора в г.Переславле-Залесском, построенного в 12 веке, то его и датировали этим временем и связывали с именем Юрия Долгорукого.Однако современные исследователи датируют потир более поздним временем и связывают его с внуком Юрия Долгорукого, Юрием Всеволодовичем. Особого совершенства древнерусские мастера достигли в перегородчатой эмали, по праву считающейся одной из вершин в ювелирном искусстве Древней Руси. В этой технике исполнены изображения святых на древних княжеских украшениях — бармах (парадном оплечье, знаке княжеского достоинства) и колтах (подвеска к женскому головному убору).Татаро-монгольское иго надолго задержало развитие ювелирного искусства. Мастера погибли или уведены в плен, на продолжительное время исчезли некоторые ремёсла.Лишь в 15 веке наметилось некоторое оживление ювелирного дела. К этому периоду относится ЗОЛОТОЙ оклад Евангелия, происходящий из Успенского собора Кремля. Он украшен высокорельефными чеканными изображениями и крупными драгоценными камнями и является редким памятником искусства московских златокузнецов начала 15 века.Изысканно украшен и серебряный оклад РУКОПИСНОГО Евангелия 1499 года, затянутый тонким кружевом сложного сканого узора. В центре — композиция «Распятие с предстоящими», фоном для которой служит прозрачная глубокого изумрудного цвета эмаль. Украшением оклада служит и вкладная надпись. Она оказалась единственно сохранившимся текстом, в котором не только Иван III, но и его внук Дмитрий назван «Великим князем всея Руси». (Витрина, в которой находится этот оклад расположена на втором этаже, в первом зале, слева перед входом во второй зал, витрина факультативная)

В XVI столетии Москва стала ведущим центром по изготовлению золотых и серебряных изделий, для которых в это время характерны простота и спокойные формы, тонкость орнаментации и совершенство исполнения. Таково, например золотое блюдо, подарок Грозного царя Марии Темрюковне.В 17 столетии меняются представления о красоте. Вместо сдержанности и лаконизма 16 в. отдаётся предпочтение отдаётся пышной декоративности, обилию и разнообразию украшений, драгоценных камней, разноцветных эмалей. В 1631 году, лучшим кремлёвским мастером Серебряной палаты Кремля Гаврилой Овдокимовым был выполнен ЗОЛОТОЙ оклад Евангелия, в общих чертах повторяющий оклад 1571 года, но в декоре которого ощущаются новые тенденции: драгоценные камни стали ярче, красочная палитра эмалей значительно богаче.

Яркие разноцветные эмали на чаше, подаренной патриархом Никоном Алексею Михайловичу, напоминают солнечный летний луг с пёстрыми цветами.

Роскошный ЗОЛОТОЙ оклад РУКОПИСНОГО  Евангелия, содержащего около 1200 цветных миниатюр исполнила в 1678 году большая группа мастеров Золотой палаты Кремля.

Над украшение книги трудились, как сказано в источниках, «восемь месяцев днём и ночью» художники Оружейной палаты.

В большой коллекции русских боевых шлемов самым древним является шлем конца 12-начала 13 века, принадлежащий отцу Александра Невского, великому князю Владимирскому Ярославу Всеволодовичу. Он был найден в 1808 году близ города Юрьева — Польского  на месте, битвы между новгородцами и суздальцами, происходившей в 1216 году.

Производили в Кремле и парадные доспехи. Примером является самый красивый шлем в коллекции, выполненный в 1621 году для царя Михаила Федоровича знаменитым оружейником Никитой Давыдовым. Шлем украшен тончайшим золотым орнаментом и драгоценными камнями, укреплёнными в высоких гнёздах.

Среди западноевропейского вооружения особенно интересны пластинчатые доспехи, завезённые в Россию как диковинки. Таков, например, полный доспех коня и воина, выполненный в 16 веке нюрнбергским мастером Кунцем Лохнером, подарок польского короля Стефана Батория царю Фёдору Иоанновичу.

Большой известностью пользуется хранящееся в ОП крупнейшее в МИРЕ собрание западноевропейского художественного серебра 13-19 веков. И не в одном музее мира не представлено так широко английское художественное серебро конца 16-начала 17 века, эпохи поздних Тюдоров и ранних Стюартов, как в собрании ОП. Английские серебряные изделия, как правило, имеют простую овальную, шарообразную или цилиндрическую форму.

Их украшает плоскостной растительный орнамент, полностью покрывающий поверхность.

Сохранилось любопытное предписание королевы Елизаветы по поводу одного из подарков русскому царю: «…выбор наш объясняется не стоимостью вещи, а новизной стиля, и, зная причину выбора, Вы поймёте, что работа оная достойна вполне». Эту историческую фразу, по её сути, можно отнести ко всему собранию английского художественного серебра ОП.

Два огромных серебряных сосуда для вина в виде барсов, выполненных в 1600 году были ЗАКУПЛЕНЫ вместе с другими драгоценными изделиями для царской казны в 1628 году.Превосходное собрание голландского серебра 17 века насчитывает свыше 160 изделий, большая их часть была привезена посольствами в 1648, 1665  1676 годов. Изделия голландских серебряников просты по форме, строги и добротны, лишены вычурных украшений. Среди подлинных шедевром следует назвать блюдо и рукомой, выполненные во второй половине 1660-х годов Михелем Эсселбеком.Самым обширным в коллекции западного серебра является собрание посольских даров Швеции, в котором преобладают произведения немецких серебряников 17 столетия. Германия была богата серебряной рудой и славилась искусными златокузнецами, чьи изделия охотно покупали во многих странах.Уникальна коллекция французских серебряных изделий. В конце 17 — начале 18 века по приказу короля было переплавлено почти всё старинное серебро Франции. В крупнейших французских коллекциях уцелело всего чуть более 40 изделий 17 века, в ОП хранятся девять произведений, из них два — уникальные блюдо и рукомой, выполненные в Париже в 1624 году.В богатом собрании западноевропейских тканей следует особо отметить  замечательные итальянские аксамиты(драгоценные ткани, затканные по шелковому фону прядеными серебряными и золочёными нитями). Из венецианского аксамита в 1654 году был сшит в России саккос для патриарха Никона.Самым ранним датированным памятником лицевого шитья является так называемая Пучежская плащаница, выполненная в 1441 году. Она отличается живописной манерой передачи светотени и редким колористиеским богатством.Из представленных в коллекции разнообразных форм древнерусского костюма самой ранней является сшитая в 16 веке шуба митрополита Филиппа, которую он носил, будучи в ссылке в тверском Отрочем монастыре.По французской моде начала 18 века сшиты кафтаны из богатого гардероба царя Петра II.Наиболее поздним по времени создания в коллекции музея является коронационное платье 1896 года. Сшитое в псевдорусском стиле платье отдалённо напоминает одежду 17 века. Оно украшено тысячами мелких жемчужин и отразило характерное для того времени увлечение древнерусской культурой.В ОП хранится одно из самых ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ В МИРЕ собраний древних государственных регалий и предметов парадного придворного церемониала. Расширение дипломатических отношений диктовали необходимость более пышного оформления государственных ритуалов — венчание на царство, выезды и приёмы. Атрибуты этих церемониалов представлены в коллекции.Более подробно ознакомиться с коллекцией изделий русских злато- и сереброкузнецов можно в статьяхРусское ювелирное искусство XII-XV веков.Русское ювелирное искусство XVI века.Русское ювелирное искусство XVII века.Колыбель Александра I

По материалам брошюры «ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА», издания «Московский Кремль», 2011.

 

kraeved1147.ru