История Красной Звезды. Серые шлемы с красной звездой
ТРОПЫ
ТРОПЫ - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.
ЭПИТЕТ - это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным. Эпитет отличается от обычного определения художественной выразительностью, он передаёт чувство автора к изображаемому предмету, создаёт живое, яркое представление о нём.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (А. С. Пушкин)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям.
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя (А.С. Пушкин)
Спит земля в сиянье голубом (М.Ю. Лермонтов)
СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого, выявить в объекте сравнения новые важные свойства. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО.
Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит (Н.А. Некрасов)
МЕТАФОРА - перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства
В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением.
Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО.
Пустых небес прозрачное стекло;
Багровый костер заката (И.А. Бунин)
(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло; Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката)
МЕТОНИМИЯ - иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь
А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде;
Б) имя автора заменяет название его произведения:
В) название места действия заменяет название людей, находящихся в этом месте;
Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименования человека.
Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин) (то есть город-порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира.)
Я три тарелки съел (И,А. Крылов)
Выпил всю бутылку.
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С. Пушкин).
Я прочитал всего Тургенева.
Ликует буйный Рим (М.Ю. Лермонтов)
Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский)
СИНЕКДОХА - разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот
А) единственное число употребляется вместо множественного;
Б) множественное число употребляется вместо единственного;
В) родовое понятие вместо видового;
Г) видовое понятие вместо родового.
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
Мы все глядим в Наполеоны. (А. С. Пушкин)
Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский)
Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь)
ГИПЕРБОЛА - излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета
В сто тысяч солнц закат пылал (В.В. Маяковский).
ЛИТОТА - чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)
ИРОНИЯ - скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному
Отколе, умная, бредешь ты, голова ? (обращение к ослу в басне И.Крылова).
ПЕРИФРАЗА - Описательный оборот речи, замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора.
Царь зверей (вместо лев) Братья наши меньшие (вместо животные)
Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов)
Приёмы - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность (часто фигуры речи):
АНТИТЕЗА (ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ) - резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с помощью антонимов.
ИНВЕРСИЯ - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи, обратный порядок слов.
Досадно было, боя ждали (М.Ю. Лермонтов)
ГРАДАЦИЯ - последовательное расположение слов или выражений в порядке их возрастающего ( реже убывающего) значения (смыслового или эмоционального). Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием или убыванием значимости.
Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.
Все грани чувств, все грани правды
Стёрты в мирах, в годах, в часах. (А. Белый)
ОКСЮМОРОН - контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.
Мертвые души, живой труп, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - художественный приём, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения, намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более.
А все Кузнецкий мост и вечные французы... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! (А. С. Грибоедов)
Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая.
АНАФОРА - единоначатие, повтор слов в начале строк или в начале предложений.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера. (К. Симонов)
ЭПИФОРА - повтор слов в конце строк или в конце предложений.
Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом! (М. Светлов)
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? ЭЛЛИПСИС - пропуск сказуемого, придающий речи динамизм.
Мы села - в пепел, грады - в прах. (В. Жуковский)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.
Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ - форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. Люди учатся Знанию. Люди учатся Памяти. Люди учатся Совести. (По Ю. Лотману)
ЦИТИРОВАНИЕ - использование в тексте цитат.
Есть такое красивое изречение: "Терпение красиво" (По Н. Горлановой)
Синтаксические средства выразительности:
РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - один или несколько рядов однородных членов в предложении.
Например, в предложении "А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания" два ряда однородных членов: 1) сказуемые: "шли и уносили", 2) обстоятельства: "быстро и неслышно"
ВВОДНЫЕ СЛОВА - слова (словосочетания), грамматически не связанные с предложением.
Например, в предложении "Итак, «честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» " вводное слово - итак - указывает на связь мыслей в тексте.
ОБРАЩЕНИЕ - слово или сочетание слов, называющее лицо (иногда предмет), к которому направлена речь.
Например, в предложении "Ребята, не Москва ль за нами?" (М.Ю. Лермонтов) обращением является слово"ребята".
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - не только называет того, к кому обращаются с речью, но и одновременно может передавать экспрессивно-эмоциональные отношения.
Например, в предложении "Мечты, мечты! Где ваша сладость" (А.С.Пушкин) риторическое обращение - мечты, мечты (неодушевлённое существительное)
или в предложении "Что вьёшья, ласточка, к окну, что, вольная, поёшь?" (А. Дельвиг) обращения "ласточка", "вольная", называют того, кто не ответит на обращение к нему.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - предложения, которые произносятся с особой восклицательной интонацией.
Например, "Дуэль!"
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - вопросительные по цели высказывания предложения, произносящиеся с особой вопросительной интонацией.
Например, "А как же Пушкин? "
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения.
Например, "Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь?" (А. Сумароков)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ - одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком.
Например, "Чёрные, как смола, тени легли на траву" (А.Н. Толстой)
РАЗГОВОРНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ характерны для разговорной речи, чаще это неполные предложения или построенные с нарушением синтаксических норм.
Например, "Гриш, а Гриш! Гляди-ка, поросёнок-то ...Смеётся ... Да-а. А во рту-то у него!.. Смотри, смотри... травинка во рту, ей-богу, травинка!.. Вот штука-то!" (А.И. Куприн)
НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - односоставные предложения, в грамматической основе которых только один главный член предложения - подлежащее.
Например, "А я всё смотрел на цементный конус, ещё раз перечитывая фамилии. Праведников Г.А., рядовой. Проскурин С.М., рядовой. Пыжов А.С., лейтенант. Рогачёв М.В., мл. сержант. Родионов Н.И., рядовой..." (Е. Носов)
Фонетические средства выразительности.
Звукопись - игра звуками для усиления выразительности.
АССОНАНС - повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.
Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. (Н. Некрасов)
АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.
Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И.Северянин)
Лексические средства выразительности:
СИНОНИМЫ - близкие по значению слова.
Мой ласковый и нежный зверь.
КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении).
Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).
АНТОНИМЫ - слова с противоположным значением.
Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. А. Некрасов)
КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ - слова, которые противопоставлены по значению только вданном тексте.
Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок).
Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок).
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле.
За тридевять земель, работать спустя рукава.
ДИАЛЕКТИЗМЫ - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называютрушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - бирюком.
В оврагах водились козюли. (= змеи) (По И.С. Тургеневу)
ТЕРМИНЫ - слова или сочетания слов, обозначающие понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. В художественной литературе термины употребляются чаще как средство создания речевой характеристики героев.
Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (В. Солоухин)
ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ СЛОВА (ОККАЗИОНАЛИЗМЫ) - слова, которые являются словотворчеством писателя или поэта. Они создаются с определённой стилистической целью, составляют лексикон писателя. Их следует отличать от собственно неологизмов.
Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно. (Д. Гранин)ПРОСТОРЕЧИЯ - слова, характерные для разговорного стиля речи, часто грубые слова, не соответствующие нормированной литературной речи.
Почему я должна кричать: "Эй, ты, пойдём в буфет, пожрём, что ли!" (С. Львов)
КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА – слова высокого стиля. Восстань, пророк, и виждь, и внемли… Сомоотверженность, долг…
studfiles.net
Урок 8. Троп — Школа авторов
Урок 8. ТРОП
Троп - это слово или словосочетание в переносном значении.
Троп необходим для создания художественного образа и его большей выразительности. К тропам относятся эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, метонимии, гиперболы и литоты. Для создания образа, поэт играет значениями слов, использует окружение слова в тексте (контекст) и его звучание (звукоряд).
Виды тропов:
ЭПИТЕТ (греч. еpitheton, приложенное) – художественное определение. Именно художественное! Слово «деревянный» может и быть, и не быть эпитетом. «Деревянная дверь» - не эпитет, нет переноса, поэтому – это простое определение.
«Деревянное лицо», «деревянный рубль» - эпитеты. Потому что с помощью переноса лицо и рубль приобрели выразительные художественные черты.
Эпитет всегда отражает неповторимое восприятие мира автором, обязательно выражает какую-либо оценку, имеет субъективное значение и может выполнять различные функции. Художественно характеризовать: сияющие глаза, горючие слезы… Создавать атмосферу, настроение: хмурое утро; тяжелый день…передавать отношение автора к герою, предмету: светлый человек, живой ручей…
СРАВНЕНИЕ – троп, с помощью которого образ создается через сравнение одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений - например, уподоблений - тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами «как, будто, словно, точно, как будто» и подобными… Выражение «он был похож на…» не сравнение в качестве тропа.
Иногда используют, так называемое, развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям. Стихотворение Валерия Брюсова «Сонет к форме» целиком строится на сравнении:
Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка. Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе. Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе. И я хочу, чтоб все мои мечты, Дошедшие до слова и до света, Нашли себе желанные черты. Пускай, мой друг, разрезав том поэта, Упьется в нем и стройностью сонета, И буквами спокойной красоты! |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (ОДУШЕВЛЕНИЕ) - троп, при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (именно человеческие!). Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, приблизить его к читателю, возбудить знакомые ему ощущения (чувства).
В «Медном всаднике» Александр Пушкин очеловечил Неву:
…Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури... И спорить стало ей невмочь... Поутру над ее брегами Теснился кучами народ, Любуясь брызгами, горами И пеной разъяренных вод. Но силой ветров от залива Перегражденная Нева Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова, Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась…
ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole, преувеличение) - прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда причисляют к тропам, но по характеру использования слова в переносном значении она очень тропам близка.
Гипербола позволяет показать в утрированном виде самые характерные черты изображаемого человека, предмета или явления.
В басне «Лжец» Иван Крылов гиперболизировал огурец:
…Вот в Риме, например, я видел огурец.
Ах, мой творец!
И по сию не вспомнюсь пору.
Поверишь ли? Ну, был он с гору.
ЛИТОТА (греч. litotes, простота) - художественное преуменьшение. Прием, противоположный гиперболе.
На литотах - обратных гиперболах - построил стихотворение Алексей Плещеев «Мой Лизочек».
Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени
И гулял.
Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки
И — в крахмал...
МЕТАФОРА (греч. metaphora, перенос) - сложный троп, при котором свойства одного явления, предмета или понятия переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, уподобление явлений. То, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Аристотель говорил: "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство".
Сергей Есенин «Отговорила роща золотая…»
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком…
…Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.
МЕТОНИМИЯ (греч. metonomadzo, переименовывать) - распространенный поэтический троп, замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым.
Наиболее часто встречается форма метонимии, когда указывается на признаки лица или предмета, вместо упоминания самого лица или предмета.
Владимир Маяковский «Десятилетняя песня»
Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули:
— Стой! —
Вместо «красноармейцев в серых шлемах с красной звездой».
Виды метонимии: - Упоминание имени автора, вместо его произведений:
Александр Пушкин «Евгений Онегин»
…Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал…
Вместо «книги Апулея и Цицерона»
- упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается данный автор:
Николай Некрасов «Школьник»
Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик
«Архангельский мужик» - М. В. Ломоносов
- перенесение свойств или действий предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются:
Александр Пушкин «Медный всадник»
...Шипенье пенистых бокалов
Вместо «шипенья в бокалах пенящегося вина».
Редкий пример сложной метонимии находим у Александра Блока в стихотворении «На железной дороге». Перенос поймут лишь те люди, которые знают жизнь и быт дореволюционной России:
Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели.
«Желтые и синие» — это вагоны 1-го и 2-го классов. «Зеленые» — вагоны 3-го класса.
shkola-avtorov.ru
Артефакты Красной Армии | SmolBattle
Егоров ознакомился с ответом из УОВС и на нём красным карандашом написал ответ:После этого был утверждён новый вид эмблемы, наносившийся на советские каски до середины 1940 года.«Сделать рисунок звезды с серпом и молотом в одну узкую линию и показать. А.И. Егоров 9.9.37» СШ-36 с «узкой» Красной Звездой с серпом и молотом. Шлем выпуска 1938 годаПолитруку Филатову и в редакцию «Красной Звезды» в тот же день был отправлен ответ из УОВС:Благодаря этой переписке была установлена точная хронология «эволюции» каски СШ-36. Ну а судьба участников переписки, как уже было сказано в начале, сложилась печально. Все они были арестованы до конца 1937 года, обвинены в различных заговорах и впоследствии расстреляны. Исключением, возможно, стал только автор самого первого письма политрук Филатов, чью судьбу отследить не удалось.«Ответственному секретарю батальона связи 8 стрелковой дивизии.Политруку — тов. ФилатовуКопия: Редактору газеты «Красная Звезда»По существу Вашего сигнала газете «Красная Звезда» по вопросу изображения пятиконечной звезды на стальном шлеме для РККА сообщаю, что ваше письмо 9 сентября сего года доложено Заместителю Народного Комиссара Обороны Союза ССР — Маршалу Советского Союза т. Егорову, которым приняты соответствующие решения в отмену существующей звезды.По указанию Зам. Наркома вводится на стальной шлем пятиконечная звезда в виде тонкого красного контура с помещение в середину знака «серп и молот».Об этом изменении тот час же по его утверждении Заместителем Наркома будут даны соответствующие указания производству шлемов и округам для переделки существующих знаков.С коммунистическим приветомВрид. Начальника Управления Бригинтендант (Витковский)"
Источник: РГВА Ф. 37860 оп. 1 д.279 Стр.16–21
smolbattle.ru
История Красной Звезды
Фабричный молот, сельский плуг
В её лучах горят.Рабочий, пахарь — брат и друг —Мы стали в тесный ряд!
Демьян Бедный, «Путеводная звезда»
Первые упоминания о пятиконечной звезде были найдены еще в Месопотамии и датируются 3000 годом до Рождества Христова. У древних иудеев звезда с пятью лучами служила символом города Иерусалима. Греки, обожествляя Венеру, обозначили ее пятиконечной звездой. В пентаграмму вписывалась и человеческая фигура, рассматривавшаяся как «золотая пропорция», которой пользовались древнегреческие ваятели и архитекторы. Пять лучей звезды олицетворяли в учении пифагорейцев единение пяти элементов - воды, земли, воздуха, огня и мир пифагорейских идей (эйдосов). Эта тема единения пяти составляющих постоянно возникала в человеческой истории. У христиан пятиконечная звезда соединяла пять Христовых ран и служила надежной защитой от ведьм и демонов. Звезда советского времени символизировала единство интересов трудящихся всего мира так же это символ Красной Армии.
Многие, возможно, не знают, что история пятиконечной звезды в России началась задолго до революции 1917 года и берет свои истоки в другой революции – французской. Именно во Франции на рубеже XVIII-XIX веков звездочки появляются на эполетах и головных уборах офицеров и генералов, определяя их чин. В данном случае своё обоснование пентаграмма почерпнула из мифологии Древнего Рима, где символизировала Марса и изображала лилию, из которой родился этот бог войны.
Кра́сная звезда́ — геральдический знак, который был символом Красной Армии, присутствовал на флаге и гербе СССР, флагах и гербах некоторых стран Варшавского договора. В СССР под ней подразумевалось единство мирового пролетариата всех пяти континентов Земли: пять концов звезды — пять материков планеты. Красный цвет — цвет пролетарской революции, он должен был объединить все пять континентов единой целью и единым началом.
Красная звезда обычно именовалась «марсовой звездой» по имени древнеримского бога войны Марса. В советской традиции Марс символизировал защиту мирного труда. Поэтому не случайно, именно красная звезда расположена над планетой в гербе СССР. Красная звезда символизировала освобождение трудящихся от голода, войны, нищеты и рабства.
Под влиянием французов император Николай I ввел пентаграмму и в российскую армию. 1 января 1827 года золотые кованые звездочки появились на эполетах, а 29 апреля 1854 года – уже шитые украсили введенные погоны.
После Февральской революции Временное правительство погоны отменило, но от «марсовой звезды» не отказалось. 21 апреля 1917 года военный и морской министр А. Гучков помещает пятиконечную звездочку на околышки фуражек моряков – прямо над якорем.
Однако наиболее ярко «марсова звезда» зарекомендовала себя после другой революции – Великой Октябрьской. Не успело молодое советское правительство начать формировать Красную армию, как возникла насущная необходимость в новой символике. Это было в немалой степени вызвано тем, что в пожаре Гражданской войны противоборствующие стороны были зачастую одеты в одежду одного и того же покроя и в бою нелегко было отличить чужих от своих. Так в символике Страны Советов впервые появляется знаменитая красная пятиконечная звезда.
К сожалению, точных, подтвержденных документально, свидетельств об авторе этого символа не сохранилось. Одни историки считают, что звезду предложил один из комиссаров Московского военного округа Н. Полянский, другие – что это сделал член Всероссийской коллегии по организации и управлению Красной армии – К. Еремеев.
Достоверно известно, что впервые новый символ был упомянут в газете «Известия» 19 апреля 1918 г. Там была опубликована заметка о том, что Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака в виде красной звезды с золотистым изображением молота и плуга. Первоначально красная звезда несла на себе еще и изображение книги, но это выглядело чересчур аляповато и книгу убрали.
Официально символ под названием «марсова звезда с плугом и молотом» был утвержден приказом Л.Троцкого от 7 мая 1918 г. Там же было сказано следующее: «Красноармейский значок есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной армии. Лицам, не состоящим на службе в составе Красной армии, указанные знаки предлагается немедленно снять. За неисполнение сего приказа виновные будут преданы суду военного трибунала».
Сначала «марсова звезда» носилась на треугольной колодке, цепляемой на левой стороне груди. Однако эта форма оказалась неудобной, и ювелирная фирма предложила размещать звезды на венках из лавровых и дубовых листьев, которые остались от старых знаков.
Какое-то время форма и расположение звезды сильно варьировались. 29 июля 1918 г. Троцкий издает еще один приказ, где красную звезду обязывали носить на околышке фуражки. Покрытый лаком, значок-кокарда был более выпуклой формы, а лучи звезды имели более округлые края.
Наибольшее количество кривотолков, и тогда и сейчас, вызывало значение символа красной звезды. Ненавистники Советской власти тут же вспоминали масонов, а то и сатанистов. Насчет масонов. Безусловно, они в России были довольно давно. Сперва масоны несли просветительские идеи, а после Радищева и восстания декабристов начали выражать интересы прозападного либерального дворянства, интеллигенции и крупной буржуазии. Как известно, большевики либералов давно недолюбливали, а после Февральской революции вообще стали по другую сторону баррикады. Ну а масонов вообще не жаловали. То ли дело – символика США, которая действительно создавалась масонами, и чего никто особо и не скрывал (отсюда и звезды на флаге, и пирамида с глазом на долларе и др.).
Что до красной звезды, то большевики руководствовались при ее выборе относительной новизной символа и его вполне традиционными смыслами – военным («марсова звезда»), защитным (пентаграмма, как оберег) и путеводным (как символ высоких устремлений).
Конечно, новая символика (не без пропаганды противников советской власти) поначалу вызывала у части простого народа суеверное опасение. Недаром 11 февраля 1919 г. на конференции 2-й Советской (Украинской) дивизии начальник ее политотдела И. Минц сетовал, что «крестьянская молодежь полна предрассудков против «коммуний», против новой «кокарды» – красноармейской звезды…».
А тут еще большевики допустили и недосмотр, расположив новый символ двумя лучами вверх. Это видно и по первым нагрудным знакам, и на некоторых большевистских плакатах (например, плакат Д. Моора «Советская Россия – осажденный лагерь. Все на оборону!» 1919 г.). А, после работы Э. Леви такое положение звезды стало трактоваться как знак сатанизма. При этом совсем забылось, что перевернутая пентаграмма была на печати императора Константина (того, который сделал христианство официальной римской религией) и вообще долгое время трактовалась как символ Преображения Иисуса Христа (это можно увидеть, например, на иконе А.Рублева). Естественно, обнаружив такую реакцию, большевики придали звезде более «благопристойное» положение.
Давайте посмотрим, как объясняли простому народу символику Красной Звезды сами комиссары РККА в листовке 1918 г.: «…Красная звезда Красной армии – это звезда Правды… Поэтому на красноармейской звезде и изображен плуг и молот. Плуг пахаря-мужика. Молот молотобойца-рабочего. Это значит, что Красная армия борется за то, чтобы звезда Правды светила пахарю-мужику и молотобойцу-рабочему, чтобы для них была воля и доля, отдых и хлеб, а не только нужда, нищета и беспрерывная работа… Она есть звезда счастья всех бедняков, крестьян и рабочих. Вот что означает красная звезда Красной армии». В общем, никаких сатанинских, оккультных или масонских трактовок.
На этом история Красной звезды не закончилась. 16 января 1919 г. шитые звезды украсили новый головной убор красноармейцев. Формой он копировал шлемы русских витязей и поэтому поначалу его окрестили «богатыркой». Однако вскоре его стали называть по фамилиям знаменитых красных командиров – «фрунзевкой» и «буденовкой» (последнее название и прижилось).
Происходили изменения и в дизайне звезды. 13 апреля 1922 года, изображенный на ней, плуг заменили более изящным серпом. А 11 июля того же года изменилась и форма звезды – она перестала быть выпуклой, а ее лучи снова распрямились. В таком виде она окончательно утвердилась в Красной (а затем Советской) армии.
В 1923 году, уже без орудий труда (чтобы не повторять военную эмблему) Красная Звезда увенчала герб Советского Союза и гербы практически всех советских республик. Интересно, что на герб РСФСР она попала позже всех – в 1978 году! Также интересно, что в 1930-х годах предлагался проект сделать звезду 11-лучевой (по числу союзных республик).
Перейдя на герб СССР, пятиконечная звезда приобрела уже более глобальную символику. Речь шла уже о пяти материках, где идет кровавая борьба за освобождение трудового народа от эксплуатации.
В 1924 году пятиконечная звезда появляется на флаге СССР, в 1928 г. (с портретом юного Ленина) появляется октябрятская звездочка, в 1935 г. украшенная самоцветами звезда увенчала Спасскую башню Кремля, а в 1942 г. форму звезды принимает пионерский значок (до этого он носил форму флага).
Казалось бы, что с распадом Советского Союза кончилось и время Красной звезды. Осколки державы избрали себе новые символы, звезда осталась лишь в символике Коммунистических партий. В России поговаривали даже, что и Кремлевские звезды не мешало бы заменить двуглавыми орлами.
Однако нарастающее социальное напряжение, моральный и экономический упадок на постсоветском пространстве заставил некоторых политических лидеров относиться к советской символике более осторожно. Так в 2002 году, пытаясь хоть как-то восстановить «распавшуюся связь времен», министр обороны России С. Иванов предложил, а Президент В. Путин утвердил возвращение пятиконечной звезды в символику Российской армии.
Как бы ни старались злые языки приравнять Советский Союз к гитлеровской Германии, а Красную звезду к нацистской свастике, этого у них пока не получилось. А уж пентаграмме так и вовсе ничего не грозит. Иначе придется делать 50 дырок во флаге США, 12 дырок во флаге Евросоюза, не говоря о массе других флагов и гербов.
Цитата сообщения Владимир_Гринчув
История Красной Звезды
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
s30556663155.mirtesen.ru
Ведомственная геральдика - Главная страница
В целях облегчения и ускорения выполнения заказов на обмундирование и удешевление его стоимости, НКВД РСФСР принял решение перейти с 1928/29 года на унифицированную форму одежды, петличных знаков различия и знаков на головные уборы для милиции, уголовного розыска и администрации мест заключения. Приказом НКВД РСФСР № 190 от 6.11.1928 г. для милиции и уголовного розыска была введена новая унифицированная форма одежды. Зимний головной убор устанавливался образца папахи из черного искусственного барашка, высотой 16 см. Размер колпака по боковому шву до низа пересечения швов — 12 см. Колпак шился из сукна защитного цвета, с кантами желтого цвета для милиции и зеленого цвета — для угрозыска. Знак для головного убора — щит красный эмалевый, с позолоченными серпом и молотом (табл.37).
1931
Приказом ГУМ и УР при СНК РСФСР № 18 от 22.04.1931 г. была введена новая форма одежды для Рабоче-Крестьянской милиции и уголовного розыска. В качестве обмундирования устанавливалось: Пальто пехотное, покроя "реглан" из темно-серого сукна, однобортное, на пяти металлических пуговицах большого размера с красноармейской звездой, с отложным воротником, четырьмя продольными прорезными карманами и одним открытым карманом на обшлаге левого рукава, поясом из сукна такого же цвета с хлястиком, на рукавах и воротнике — окантовка из красного приборного сукна. На зимний период для комсостава под пальто на пуговицах пристегивалась ватная подкладка. Для рядового состава — телогрейка ватная однобортная на пяти пуговицах или крючках, с хлястиком сзади (табл.40). Звезда на постовой шлем |
13 категория |
12 категория |
11 категория |
10 категория |
9 категория |
8 категория |
7 категория |
6 категория |
5 категория |
4 категория |
3 категория |
2 категория |
1 категория |
Милиционер |
Форма обуви устанавливалась: а) для начсостава — сапога хромовые или яловые; б) для милиционеров — сапога хромовые или обычные красноармейского образца; в) для несения постовой службы на зимний период — валенки с обшитым кожей задником и резиновыми галошами. Форма снаряжения устанавливалась: а) поясной ремень из темно-коричневой кожи; б) кобура револьверная с плечевым ремнем из темно-коричневой кожи; в) свисток роговой или металлический со шнурком или ремешком из темно-коричневой кожи; г) нагрудный номерной металлический знак для рядового состава. Китель, брюки навыпуск и фуражка приобретались за собственный счет. Этим же приказом вводились новые правила ношения форменной одежды работниками милиции. Согласно этих Правил, форма одежды по времени ее применения подразделялась на летнюю и зимнюю. Сроки ношения летней и зимней формы устанавливались соответственно климатическим условиям — приказами начальника ГУРКМ и УР, управления РКМ автономных республик, краев и областей. Летняя форма одежды состояла из шлема, летней гимнастерки, летних брюк-полугалифе, плаща, сапог, кожаного ремня и перчаток. Зимняя форма состояла из шлема с вязаной подкладкой и наушниками установленного образца, зимней гимнастерки и брюк-полугалифе, пальто, сапог, кожаного ремня и теплых перчаток. Начальствующему составу разрешалось ношение фуражки, летнего кителя при брюках навыпуск и краг при ботинках черного цвета — взамен сапог. Начсоставу конной милиции воспрещалось нахождение в строю в кителе и брюках навыпуск. Полушубок, бекеши, тулупы, валенки допускались к ношению в караулах и для лиц, работа которых была сопряжена с продолжительным пребыванием на холоде. Работникам РКМ — женщинам вместо брюк разрешалось ношение юбки, сшитой из материала установленного образца, и черных ботинок. Для переменного состава школ РКМ на петлицах вместо знаков различия обозначался трафарет установленного образца. Для конной милиции устанавливалось обязательное ношение шашки и шпор на сапогах. Шашка носилась на плечевой портупее во всех случаях поверх обмундирования. Работники РКМ должны были всегда иметь при себе свисток, который носился в зависимости от удобства пользования им на поясном ремне или на руке. Начсоставу разрешалось ношение свистка в кармане. При исполнении служебных обязанностей ремень шлема должен был быть опущен под подбородок. В неслужебное время разрешалось ношение фуражек, а также допускалось ношение с пальто суконного пояса взамен кожаного ремня. В данном случае оружие, за исключением шашки, надевалось под пальто. Ношение оружия для начсостава РКМ было обязательным, при этом начсоставу милиции разрешалось ношение кобуры с револьвером на кожаном поясном ремне. Ношение на форменной одежде орденов Красного Знамени, Ленина, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени определялось существующими положениями об этих орденах.
1934
Приказом УРКМ при ОГПУ СССР № 42 от 31.03.1934 г. для переменного состава школ старшего и среднего начсостава РКМ устанавливалось ношение на петлицах следующих отличительных знаков: 1. Для слушателей школ старшего начсостава РКМ — отличительный знак устанавливался из трех букв "ШСМ". 2. Для курсантов школ среднего начсостава РКМ — отличительный знак устанавливался из двух букв: а) первая буква — начальная буква наименования города, где расположена школа, б) вторая буква — литер "Ш" (например: Московская школа среднего начсостава — "МШ" ). Установленные отличительные знаки накладывались металлическими буквами золотистого цветаwww.vedomstva-uniforma.ru