История Красной Звезды. Серые шлемы с красной звездой


ТРОПЫ

 ТРОПЫ - слова и выражения, используемые автором текста в  переносном значении.

ЭПИТЕТ - это образное определение, отве­чающее на вопрос  какой? какая? какое? какие? и обычно выра­женное именем  прилагательным. Эпитет отличается от обычного определения художественной выразительностью, он передаёт чувство автора к изображаемому предмету, создаёт живое, яркое представление о нём.

Сквозь волнистые туманы проби­рается луна,  на печальные поляны льет печально свет она. (А. С. Пушкин)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям.

Буря мглою небо  кроет, вихри снежные крутя: то как  зверь, она завоет, то заплачет, как  дитя (А.С. Пушкин)

Спит земля в сиянье голубом (М.Ю. Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или  явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого, выявить в объекте сравнения новые важные свойства. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов  КАК,  ТОЧНО,  СЛОВНО,  БУДТО.

Лед неокрепший  на речке студе­ной, словно как    тающий сахар, лежит (Н.А. Некрасов)

МЕТАФОРА - перенос  свойств с одного пред­мета на другой на основании их сходства 

В основе метафоры лежит срав­нение, но оно не оформлено с помощью  сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым  сравнением. 

Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО.

Пустых небес  прозрачное стекло;

 Багровый костер заката (И.А. Бу­нин)

(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло; Закат подобно костру багрового цвета =  багровый костер заката)

МЕТОНИМИЯ - иносказательное обозначение предмета речи,  «переименование», замена   одного   понятия    другим, имеющим с ним причинную  связь

А)  название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде;

Б)  имя автора заменяет  название его произведения:

В)  название места действия заме­няет    название   людей,   находя­щихся в этом месте;

Г)  деталь внешности или одежды употребляется   вместо    наимено­вания человека.

Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин) (то  есть город-порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира.)

Я  три тарелки съел (И,А. Крылов)

 Выпил всю бутылку.

Читал  охотно Апулея,  а  Цицерона не читал (А.С. Пушкин).

 Я прочи­тал всего Тургенева.

Ликует  буйный Рим (М.Ю. Лер­монтов)

Серые шлемы с красной звездою белой   ораве    крикнули:   «Стой!»  (В.В.  Маяковский)

СИНЕКДОХА - разновидность  метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или на­оборот

А)  единственное число употреб­ляется вместо множественного;

Б)    множественное   число   упот­ребляется вместо единственного;

В)  родовое понятие вместо видо­вого;

Г)  видовое понятие вместо родо­вого.

И  слышно было до рассвета, как ли­ковал француз. (М.Ю. Лермонтов)

Мы  все глядим в Наполеоны. (А. С. Пушкин)

Ну  что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский)

Пуще всего береги копейку (т.е. деньги).  (Н.В. Гоголь)

ГИПЕРБОЛА - излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета

Раздирает рот зевота шире  Мекси­канского залива (В.В.  Маяковский)

В сто тысяч солнц закат пылал (В.В.  Маяковский).

ЛИТОТА - чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)

ИРОНИЯ - скрытая насмешка; употребле­ние слова или выражения в смысле, обратном буквальному

Отколе, умная, бредешь ты, голо­ва ?   (обращение   к   ослу  в   басне И.Крылова).

ПЕРИФРАЗА - Описательный оборот речи, замена названия предмета или явления описанием их отличи­тельных признаков или указани­ем на характерные черты. Ис­пользуется для того, чтобы избе­жать  речевого повтора.

Царь  зверей (вместо лев) Братья   наши   меньшие   (вместо животные)

Автор   «Героя   нашего    времени» (вместо М.Ю. Лермонтов)

Приёмы - особые  синтаксические конструкции, придающие речи выразительность (часто фигуры речи):

АНТИТЕЗА (ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ) - резкое  противопоставление поня­тий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с по­мощью  антонимов.

Ты и  убогая, Ты и  обильная, Ты и  могучая, Ты и  бессильная, Матуш­ка-Русь! (Н. Некрасов)

ИНВЕРСИЯ  - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи, обратный порядок  слов.

Досадно было,  боя ждали (М.Ю. Лермонтов)

ГРАДАЦИЯ  - последовательное расположение слов или выраже­ний  в порядке их возрастающего ( реже убывающего) значения (смыслового или эмоционального). Цепь  понятий или  определений с постепенным возрастанием или убыванием  зна­чимости.

Светились,  горели,  сияли  огром­ные  голубые  глаза.

Все  грани чувств,  все грани прав­ды

Стёрты в мирах,  в годах,  в часах.  (А.  Белый)

ОКСЮМОРОН - контрастное сочетание слов, противоположных по  смыслу.

Мертвые души,  живой труп, гру­стная радость, сладкая горечь воспоминаний

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - художественный приём, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения, намеренное нарушение границ  предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей  -  две и более.

А все Кузнецкий  мост и вечные французы... Губители  карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпи­лек!  И булавок! (А. С. Грибоедов)

Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда  стряслась. Большая.

АНАФОРА - единоначатие, повтор слов в  начале строк или в начале предложений.

Жди меня, и я  вернусь. 

Только очень жди. 

Жди,  когда наводят грусть

Желтые дожди, 

Жди,  ко­гда снега метут, 

Жди,  когда жа­ра,

Жди,  когда других не  ждут, 

Позабыв вчера. (К. Симонов)

ЭПИФОРА - повтор слов в конце строк или в конце предложений.

Я не знаю, где  граница

Между Се­вером и Югом, 

Я не знаю, где  гра­ница 

Меж товарищем  и другом! (М. Светлов)

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный  советник? Почему именно титулярный  советник? ЭЛЛИПСИС - пропуск сказуемого, придающий  речи динамизм.

Мы села - в  пепел, грады - в  прах. (В. Жуковский)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - намеренное повторение одного и того же  слова или словосочета­ния для усиления эмоционально­сти, выразительности  высказыва­ния.

Казалось, все в природе уснуло: спала  трава, спали  деревья, спали облака!

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ  - форма изложения, при которой чередуются  вопросы и ответы. Что   делать?   Не  знаю.   У кого спросить совета? Неизвестно.

СИНТАКСИЧЕ­СКИЙ      ПАРАЛЛЕ­ЛИЗМ - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. Люди учатся Знанию. Люди учатся Памяти. Люди учатся Совести. (По Ю. Лотману)

ЦИТИРОВАНИЕ - использование в тексте цитат.

Есть такое красивое изречение: "Терпение красиво" (По Н. Горлановой)

Синтаксические средства выразительности:

РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - один или несколько рядов однородных членов в предложении. 

Например, в предложении "А  годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания" два ряда однородных членов: 1) сказуемые: "шли и уносили", 2) обстоятельства: "быстро и неслышно"

 ВВОДНЫЕ СЛОВА - слова (словосочетания), грамматически не связанные с предложением.

Например, в предложении "Итак,  «честь - внутреннее нравственное достоинство  человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» " вводное слово - итак - указывает на связь мыслей в тексте.

ОБРАЩЕНИЕ - слово или сочетание слов, называющее лицо (иногда предмет), к которому направлена речь.

Например, в предложении "Ребята, не Москва ль за нами?" (М.Ю. Лермонтов) обращением является слово"ребята".

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - не только называет того, к кому обращаются с речью, но и одновременно может передавать экспрессивно-эмоциональные отношения. 

Например, в предложении "Мечты, мечты! Где ваша сладость" (А.С.Пушкин) риторическое обращение - мечты, мечты (неодушевлённое существительное)

или в предложении "Что вьёшья, ласточка, к окну, что, вольная, поёшь?" (А. Дельвиг) обращения "ласточка",  "вольная", называют того, кто не ответит на обращение к нему.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - предложения, которые произносятся с особой восклицательной интонацией.

Например, "Дуэль!" 

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - вопросительные по цели высказывания предложения, произносящиеся с особой вопросительной интонацией.

Например, "А как же Пушкин? "

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения.

Например, "Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь?" (А. Сумароков)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ - одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком.

Например, "Чёрные, как смола, тени легли на траву" (А.Н. Толстой)

РАЗГОВОРНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ   характерны для разговорной речи, чаще это неполные предложения или построенные с нарушением синтаксических норм.

Например, "Гриш, а Гриш! Гляди-ка, поросёнок-то ...Смеётся ... Да-а. А во рту-то у него!.. Смотри, смотри... травинка во рту, ей-богу, травинка!.. Вот штука-то!" (А.И. Куприн)

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - односоставные предложения, в грамматической основе которых только один главный член предложения - подлежащее.

Например, "А я всё смотрел на цементный конус, ещё раз перечитывая фамилии. Праведников Г.А., рядовой. Проскурин С.М., рядовой. Пыжов А.С., лейтенант. Рогачёв М.В., мл. сержант. Родионов Н.И., рядовой..." (Е. Носов)

Фонетические средства выразительности.

Звукопись - игра звуками для усиления  выразительности.

АССОНАНС - повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.  (Н. Некрасов)

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.

Морозом  выпитые  лужи  хрустят и хрупки, как хрусталь. (И.Северянин)

Лексические средства выразительности:

СИНОНИМЫ -  близкие по  значению слова.

Мой ласковый и нежный зверь.

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ - слова, сходные по значению только в  данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении).

Грузное  тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).

АНТОНИМЫ - слова с противоположным значением.

Ты и  могучая, Ты и  бессильная, Матушка-Русь! (Н. А. Некрасов)

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ - слова, которые противопостав­лены по  значению только вданном тексте. 

Мильоны - вас. Нас  -  тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок). 

Для вас - века, для нас - единый  час. (А. Блок).

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые  сочетания слов, понимаемые не буквально, а в перенос­ном смысле.

За  тридевять земель, работать спустя рукава.

ДИАЛЕКТИЗМЫ - слова,  употребляемые только жителями той или иной местности (диа­лект в переводе с  греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце  по-другому называютрушником, белку - векшей, зайца - ушканом,  волка - би­рюком.

В оврагах водились козюли. (= змеи) (По И.С. Тургеневу)

ТЕРМИНЫ - слова или сочетания слов, обозначающие понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. В художественной литературе термины употребляются чаще как средство создания речевой характеристики героев.

Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (В. Солоухин)

ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ СЛОВА (ОККАЗИОНАЛИЗМЫ) - слова, которые являются словотворчеством писателя или поэта. Они создаются с определённой стилистической целью, составляют лексикон писателя. Их следует отличать от собственно неологизмов.

Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно. (Д. Гранин)ПРОСТОРЕЧИЯ - слова, характерные для разговорного стиля речи, часто грубые слова, не соответствующие нормированной литературной речи.

Почему я должна кричать: "Эй, ты, пойдём в буфет, пожрём, что ли!"  (С. Львов)

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА – слова высокого стиля. Восстань, пророк, и виждь, и внемли… Сомоотверженность, долг…

studfiles.net

Урок 8. Троп — Школа авторов

Урок 8. ТРОП

Троп - это слово или словосочетание в переносном значении.

Троп необходим для создания художественного образа и его большей выразительности. К тропам относятся эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, метонимии, гиперболы и литоты. Для создания образа, поэт играет значениями слов, использует окружение слова в тексте (контекст) и его звучание (звукоряд). 

Виды тропов:

ЭПИТЕТ (греч. еpitheton, приложенное) – художественное определение. Именно художественное! Слово «деревянный» может и быть, и не быть эпитетом. «Деревянная дверь» - не эпитет, нет переноса, поэтому – это простое определение.

«Деревянное лицо», «деревянный рубль» - эпитеты. Потому что с помощью переноса лицо и рубль приобрели выразительные художественные черты.   

Эпитет всегда отражает неповторимое восприятие мира автором, обязательно выражает какую-либо оценку, имеет субъективное значение и может выполнять различные функции. Художественно характеризовать: сияющие глаза, горючие слезы… Создавать атмосферу, настроение: хмурое утро; тяжелый день…передавать отношение автора к герою, предмету: светлый человек, живой ручей… 

СРАВНЕНИЕ – троп, с помощью которого образ создается через сравнение одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений - например, уподоблений - тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами «как, будто, словно, точно, как будто» и подобными… Выражение «он был похож на…» не сравнение в качестве тропа.

Иногда используют, так называемое, развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям. Стихотворение Валерия Брюсова «Сонет к форме» целиком строится на сравнении:

Есть тонкие властительные связи  Меж контуром и запахом цветка.  Так бриллиант невидим нам, пока  Под гранями не оживет в алмазе. 

Так образы изменчивых фантазий,  Бегущие, как в небе облака,  Окаменев, живут потом века  В отточенной и завершенной фразе. 

И я хочу, чтоб все мои мечты,  Дошедшие до слова и до света,  Нашли себе желанные черты. 

Пускай, мой друг, разрезав том поэта,  Упьется в нем и стройностью сонета,  И буквами спокойной красоты!

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (ОДУШЕВЛЕНИЕ)  - троп, при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (именно человеческие!). Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, приблизить его к читателю, возбудить знакомые ему ощущения (чувства).

В «Медном всаднике» Александр Пушкин очеловечил Неву:

                  …Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури... И спорить стало ей невмочь... Поутру над ее брегами Теснился кучами народ, Любуясь брызгами, горами И пеной разъяренных вод. Но силой ветров от залива Перегражденная Нева Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова, Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась…

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole, преувеличение) - прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда причисляют к тропам, но по характеру использования слова в переносном значении она очень тропам близка.

Гипербола позволяет показать в утрированном виде самые характерные черты изображаемого человека, предмета или явления.

В басне «Лжец» Иван Крылов гиперболизировал огурец:

…Вот в Риме, например, я видел огурец.

Ах, мой творец!

И по сию не вспомнюсь пору.

Поверишь ли? Ну, был он с гору. 

ЛИТОТА (греч. litotes, простота) - художественное преуменьшение. Прием, противоположный гиперболе.

На литотах - обратных гиперболах - построил стихотворение Алексей Плещеев «Мой Лизочек».

Мой Лизочек так уж мал,

Так уж мал,

Что из листика сирени

Сделал зонтик он для тени

И гулял.

 

Мой Лизочек так уж мал,

Так уж мал,

Что из крыльев комаришки

Сделал две себе манишки

И — в крахмал...

МЕТАФОРА (греч. metaphora, перенос) - сложный троп, при котором свойства одного явления, предмета или понятия переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, уподобление явлений. То, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Аристотель говорил: "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство".

Сергей Есенин «Отговорила роща золотая…»

Отговорила роща золотая 

Березовым, веселым языком…

…Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. 

МЕТОНИМИЯ (греч. metonomadzo, переименовывать) - распространенный поэтический троп, замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым.

Наиболее часто встречается форма метонимии, когда указывается на признаки лица или предмета, вместо упоминания самого лица или предмета.

Владимир Маяковский «Десятилетняя песня»

 

Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули:

        — Стой! —

Вместо «красноармейцев в серых шлемах с красной звездой».   

 

Виды метонимии: - Упоминание имени автора, вместо его произведений:

Александр Пушкин «Евгений Онегин»

 

…Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал…

Вместо «книги Апулея и Цицерона»

 

- упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается данный автор:

Николай Некрасов «Школьник»

 

Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик

«Архангельский мужик» - М. В. Ломоносов

- перенесение свойств или действий предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются:

Александр Пушкин «Медный всадник»

...Шипенье пенистых бокалов

Вместо «шипенья в бокалах пенящегося вина».

Редкий пример сложной метонимии находим у Александра Блока в стихотворении «На железной дороге».  Перенос поймут лишь те люди, которые знают жизнь и быт дореволюционной России:

Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели.

«Желтые и синие» — это вагоны 1-го и 2-го классов. «Зеленые» — вагоны 3-го класса.

shkola-avtorov.ru

Артефакты Красной Армии | SmolBattle

Несколько документов, связанных единой сюжетной линией.Начало этой цепочке положило письмо политрука отдельного батальона связи 8-й стрелковой дивизии М. И. Филатова, направленное в газету «Красная Звезда» 24 августа 1937 года. Филатова разгневало изображение Красной Звезды на солдатской каске, поступающей в войска — он счёл его «троцкистским». Обращение политрука не только попало к адресатам в высших эшелонах власти, но и возымело видимый (в буквальном смысле) эффект. Что характерно, почти все участники переписки вскоре были арестованы и расстреляны.До сих пор многие увлекающиеся историей советских касок разделяют по внешнему виду модель СШ-36 (стальной шлем образца 1936 года) на три типа:«ранние» — с «широкой» звездой;«поздние» — с «узкой» звездой, а также серпом и молотом;с закрашенными звёздами или без звёзд.Наибольший интерес вызывают каски с нанесённым изображением Красной Звезды. По чернильным штампам на внутренней стороне касок было видно, что в производстве «поздние» Красные Звёзды появились в 1938 году, но до недавнего времени точная хронология перехода от одного типа звезды к другому была неизвестна. Нижеследующая переписка проливает свет на причину, по которой сменилась эмблема на СШ-36, а также на точное время этого происшествия. Помимо этого, приведённые тексты документов позволяют почувствовать дух той эпохи.Итак, письмо Ответственного Секретаря Партбюро, политрука отдельной роты связи 8-й стрелковой дивизии М. И. Филатова в редакцию газеты «Красная Звезда», написанное 24 августа 1937 года: СШ-36 с «широкой» Красной Звездой. Шлем выпуска 1937 года.«В редакцию газеты «Красная Звезда»Прошу разъяснить или передать мое письмо Наркому Обороны т. Ворошилову для принятия мер по следующему вопросу: В отдельный батальон связи 8 СД присланы стальные шлемы 24 августа на которых нарисована пятиконечная звезда без серпа и молота, что является агитацией троцкизма, т.е. отрицание союза рабочего класса с крестьянством. Мною было расследовано и установлено, что они упакованы в ящики в 1936 году, а потому, вероятно, это было изготовлено по указанию врагов народа, а кто их высылает по частям надо тоже поинтересоваться и спросить «что он думает».Я сообщаю факт о звезде без серпа и молота.В 1929 г. в Ленинграде были троцкистами изготовлены наконечники для знамен в которых звезда была без серпа и молота, когда это дело раскопали, то оказалось что их заготовляли враги народа.Поэтому прошу еще раз проверить или разъяснить мне, но я сейчас при мнении таком, что это пропаганда троцкизма; а пока на этом кончаю.Жду ответ до 5 сентября, после чего доношу в ЦК ВКП(б) т. Сталину.При сем прилагаю рисунок шлема.С коммунистическим приветом.Отсекр. партбюро Отд. б-на связи 8 СД. Политрук (М.И. Филатов)Мой адрес: БССР, г. Бобруйск, Ворошиловская 1/69 М.И. Филатов»5 сентября 1937 года письмо попадает в редакцию, где с ним ознакомился ответственный редактор «Красной Звезды» Михаил Маркович Ланда (в прошлом старший помощник прокурора Верховного суда СССР по военной прокуратуре). Он сопоставил дату и степень угрозы, написанной в письме, и тут же переправил письмо в Наркомат Обороны Союза ССР с сопроводительным текстом на бланке со штампом газеты, в котором была указана дата:Эти документы попали к Александру Ильичу Егорову 7 сентября 1937 года. Он ознакомился с текстом из «Красной Звезды» и письмом политрука, после чего наложил свою резолюцию на текст М. М. Ланды (красным цветом), где тоже указал дату. Затем все документы были направлены в Управление Обозно-Вещевого Снабжения (УОВС) РККА:«Центральный орган Народного Комиссариата Обороны.Красная Звезда. Редакция. 5.9.37Заместителю Народного Комиссара Обороны СССР Маршалу Советского Союза тов. Егорову.Представляю на Ваше распоряжение письмо политрука т. Филатова о стальных шлемах, полученных в 8 СД.ответственный редактор, армейский комиссар 2-го ранга Ланда (М.Ланда)"В УОВС эти документы попали 8 сентября 1937 года (дата получения отмечена на штампе, поставленном на сопроводительном тексте «Красной Звезды»).«Весьма Срочно. Нач. УОВС РККА. Доложить по этому вопросу. 7.9.37. Егоров."9 сентября 1937 г. назад Маршалу Егорову поступает письмо из УОВС:«Управление Обозно-Вещевого снабжения РККА, отдел четвертый, отделение второе 9.9.37Заместителю Народного Комиссара Обороны Союза ССР тов. Егорову А.И.По существу обвинения выдвинутого по поводу знака Красной Звезды на стальном шлеме, докладываю что:1. Знак «Красная Звезда», наносимая на стальной шлем масляной краской, была введена для того, чтобы несколько украсить внешний вид шлема и создать некоторое удобство распознавания в боевых условиях своего бойца от противника.2. Этот знак нанесен в виде контура звезды из соображения, чтобы не иметь на шлеме хорошо видимый с отдаленных дистанций сплошной красной звезды, при том знак «серп и молот» не были нанесены на зеленое поле внутри контура этого знака из-за технических трудностей аккуратного нанесения масляной краской в условиях массового производства шлема.3. «Красная Звезда» без обозначения «серпа и молота» применялась и применяется в широких размерах, и до сих пор не отмечалось случая приписки этого явления вылазке контрреволюционных троцкистских агентов.Так например:а) бойцы и командиры МПСД (Московской Пролетарской Стрелковой Дивизии — ред.) ежегодно выводятся на парады на Красной площади в стальных шлемах со звездами без серпа и молота;б) на башне Кремля, обращенной к дому правительства поднята звезда без знака «серп и молот»;в) на зданиях ГУМ'а и исторического музея, украшенных ко дню МЮД'а (Международный Юношеский День — ред.) вывешены красные звезды без знаков «серпа и молота».Таких примеров нетрудно привести сотни и тысячи по различным городам и организациям Союза.Учитывая все же возможности неправильного толкования нанесенного на шлем обозначения «Красной Звезды», а так же отсутствие особо веских доводов за необходимостью сохранения звезды предлагаю:1. отказаться вовсе от нанесения звезды на стальной шлем, предложить заводу изъять эту операцию из производства шлема и2. одновременно с проводимой работой по перекраске шлемов в недешифруемый защитный цвет (ныне они красятся в обычный защитный цвет) закрасить и имеющийся знак «Красной Звезды».Изложенное докладывая на Ваше распоряжениеВрид. Начальника Управления Бригинтендант (П. Витковский)"

Егоров ознакомился с ответом из УОВС и на нём красным карандашом написал ответ:После этого был утверждён новый вид эмблемы, наносившийся на советские каски до середины 1940 года.«Сделать рисунок звезды с серпом и молотом в одну узкую линию и показать. А.И. Егоров 9.9.37» СШ-36 с «узкой» Красной Звездой с серпом и молотом. Шлем выпуска 1938 годаПолитруку Филатову и в редакцию «Красной Звезды» в тот же день был отправлен ответ из УОВС:Благодаря этой переписке была установлена точная хронология «эволюции» каски СШ-36. Ну а судьба участников переписки, как уже было сказано в начале, сложилась печально. Все они были арестованы до конца 1937 года, обвинены в различных заговорах и впоследствии расстреляны. Исключением, возможно, стал только автор самого первого письма политрук Филатов, чью судьбу отследить не удалось.«Ответственному секретарю батальона связи 8 стрелковой дивизии.Политруку — тов. ФилатовуКопия: Редактору газеты «Красная Звезда»По существу Вашего сигнала газете «Красная Звезда» по вопросу изображения пятиконечной звезды на стальном шлеме для РККА сообщаю, что ваше письмо 9 сентября сего года доложено Заместителю Народного Комиссара Обороны Союза ССР — Маршалу Советского Союза т. Егорову, которым приняты соответствующие решения в отмену существующей звезды.По указанию Зам. Наркома вводится на стальной шлем пятиконечная звезда в виде тонкого красного контура с помещение в середину знака «серп и молот».Об этом изменении тот час же по его утверждении Заместителем Наркома будут даны соответствующие указания производству шлемов и округам для переделки существующих знаков.С коммунистическим приветомВрид. Начальника Управления Бригинтендант (Витковский)"

Источник: РГВА Ф. 37860 оп. 1 д.279 Стр.16–21

 

smolbattle.ru

История Красной Звезды

Фабричный молот, сельский плуг

В её лучах горят.Рабочий, пахарь — брат и друг —Мы стали в тесный ряд!

Демьян Бедный, «Путеводная звезда»

Первые упоминания о пятиконечной звезде были найдены еще в Месопотамии и датируются 3000 годом до Рождества Христова. У древних иудеев звезда с пятью лучами служила символом города Иерусалима. Греки, обожествляя Венеру, обозначили ее пятиконечной звездой. В пентаграмму вписывалась и человеческая фигура, рассматривавшаяся как «золотая пропорция», которой пользовались древнегреческие ваятели и архитекторы. Пять лучей звезды олицетворяли в учении пифагорейцев единение пяти элементов - воды, земли, воздуха, огня и мир пифагорейских идей (эйдосов). Эта тема единения пяти составляющих постоянно возникала в человеческой истории. У христиан пятиконечная звезда соединяла пять Христовых ран и служила надежной защитой от ведьм и демонов. Звезда советского времени символизировала единство интересов трудящихся всего мира так же это символ Красной Армии.

Многие, возможно, не знают, что история пятиконечной звезды в России началась задолго до революции 1917 года и берет свои истоки в другой революции – французской. Именно во Франции на рубеже XVIII-XIX веков звездочки появляются на эполетах и головных уборах офицеров и генералов, определяя их чин. В данном случае своё обоснование пентаграмма почерпнула из мифологии Древнего Рима, где символизировала Марса и изображала лилию, из которой родился этот бог войны. 

Кра́сная звезда́ — геральдический знак, который был символом Красной Армии, присутствовал на флаге и гербе СССР, флагах и гербах некоторых стран Варшавского договора. В СССР под ней подразумевалось единство мирового пролетариата всех пяти континентов Земли: пять концов звезды — пять материков планеты. Красный цвет — цвет пролетарской революции, он должен был объединить все пять континентов единой целью и единым началом.

Красная звезда обычно именовалась «марсовой звездой» по имени древнеримского бога войны Марса. В советской традиции Марс символизировал защиту мирного труда. Поэтому не случайно, именно красная звезда расположена над планетой в гербе СССР. Красная звезда символизировала освобождение трудящихся от голода, войны, нищеты и рабства. 

Под влиянием французов император Николай I ввел пентаграмму и в российскую армию. 1 января 1827 года золотые кованые звездочки появились на эполетах, а 29 апреля 1854 года – уже шитые украсили введенные погоны.

После Февральской революции Временное правительство погоны отменило, но от «марсовой звезды» не отказалось. 21 апреля 1917 года военный и морской министр А. Гучков помещает пятиконечную звездочку на околышки фуражек моряков – прямо над якорем.

Однако наиболее ярко «марсова звезда» зарекомендовала себя после другой революции – Великой Октябрьской. Не успело молодое советское правительство начать формировать Красную армию, как возникла насущная необходимость в новой символике. Это было в немалой степени вызвано тем, что в пожаре Гражданской войны противоборствующие стороны были зачастую одеты в одежду одного и того же покроя и в бою нелегко было отличить чужих от своих. Так в символике Страны Советов впервые появляется знаменитая красная пятиконечная звезда.

К сожалению, точных, подтвержденных документально, свидетельств об авторе этого символа не сохранилось. Одни историки считают, что звезду предложил один из комиссаров Московского военного округа Н. Полянский, другие – что это сделал член Всероссийской коллегии по организации и управлению Красной армии – К. Еремеев.

Достоверно известно, что впервые новый символ был упомянут в газете «Известия» 19 апреля 1918 г. Там была опубликована заметка о том, что Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака в виде красной звезды с золотистым изображением молота и плуга. Первоначально красная звезда несла на себе еще и изображение книги, но это выглядело чересчур аляповато и книгу убрали.

Официально символ под названием «марсова звезда с плугом и молотом» был утвержден приказом Л.Троцкого от 7 мая 1918 г. Там же было сказано следующее: «Красноармейский значок есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной армии. Лицам, не состоящим на службе в составе Красной армии, указанные знаки предлагается немедленно снять. За неисполнение сего приказа виновные будут преданы суду военного трибунала».

Сначала «марсова звезда» носилась на треугольной колодке, цепляемой на левой стороне груди. Однако эта форма оказалась неудобной, и ювелирная фирма предложила размещать звезды на венках из лавровых и дубовых листьев, которые остались от старых знаков.

Какое-то время форма и расположение звезды сильно варьировались. 29 июля 1918 г. Троцкий издает еще один приказ, где красную звезду обязывали носить на околышке фуражки. Покрытый лаком, значок-кокарда был более выпуклой формы, а лучи звезды имели более округлые края.

Наибольшее количество кривотолков, и тогда и сейчас, вызывало значение символа красной звезды. Ненавистники Советской власти тут же вспоминали масонов, а то и сатанистов. Насчет масонов. Безусловно, они в России были довольно давно. Сперва масоны несли просветительские идеи, а после Радищева и восстания декабристов начали выражать интересы прозападного либерального дворянства, интеллигенции и крупной буржуазии. Как известно, большевики либералов давно недолюбливали, а после Февральской революции вообще стали по другую сторону баррикады. Ну а масонов вообще не жаловали. То ли дело – символика США, которая действительно создавалась масонами, и чего никто особо и не скрывал (отсюда и звезды на флаге, и пирамида с глазом на долларе и др.).

Что до красной звезды, то большевики руководствовались при ее выборе относительной новизной символа и его вполне традиционными смыслами – военным («марсова звезда»), защитным (пентаграмма, как оберег) и путеводным (как символ высоких устремлений).

Конечно, новая символика (не без пропаганды противников советской власти) поначалу вызывала у части простого народа суеверное опасение. Недаром 11 февраля 1919 г. на конференции 2-й Советской (Украинской) дивизии начальник ее политотдела И. Минц сетовал, что «крестьянская молодежь полна предрассудков против «коммуний», против новой «кокарды» – красноармейской звезды…».

А тут еще большевики допустили и недосмотр, расположив новый символ двумя лучами вверх. Это видно и по первым нагрудным знакам, и на некоторых большевистских плакатах (например, плакат Д. Моора «Советская Россия – осажденный лагерь. Все на оборону!» 1919 г.). А, после работы Э. Леви такое положение звезды стало трактоваться как знак сатанизма. При этом совсем забылось, что перевернутая пентаграмма была на печати императора Константина (того, который сделал христианство официальной римской религией) и вообще долгое время трактовалась как символ Преображения Иисуса Христа (это можно увидеть, например, на иконе А.Рублева). Естественно, обнаружив такую реакцию, большевики придали звезде более «благопристойное» положение.

Давайте посмотрим, как объясняли простому народу символику Красной Звезды сами комиссары РККА в листовке 1918 г.: «…Красная звезда Красной армии – это звезда Правды… Поэтому на красноармейской звезде и изображен плуг и молот. Плуг пахаря-мужика. Молот молотобойца-рабочего. Это значит, что Красная армия борется за то, чтобы звезда Правды светила пахарю-мужику и молотобойцу-рабочему, чтобы для них была воля и доля, отдых и хлеб, а не только нужда, нищета и беспрерывная работа… Она есть звезда счастья всех бедняков, крестьян и рабочих. Вот что означает красная звезда Красной армии». В общем, никаких сатанинских, оккультных или масонских трактовок.

На этом история Красной звезды не закончилась. 16 января 1919 г. шитые звезды украсили новый головной убор красноармейцев. Формой он копировал шлемы русских витязей и поэтому поначалу его окрестили «богатыркой». Однако вскоре его стали называть по фамилиям знаменитых красных командиров – «фрунзевкой» и «буденовкой» (последнее название и прижилось).

Происходили изменения и в дизайне звезды. 13 апреля 1922 года, изображенный на ней, плуг заменили более изящным серпом. А 11 июля того же года изменилась и форма звезды – она перестала быть выпуклой, а ее лучи снова распрямились. В таком виде она окончательно утвердилась в Красной (а затем Советской) армии.

В 1923 году, уже без орудий труда (чтобы не повторять военную эмблему) Красная Звезда увенчала герб Советского Союза и гербы практически всех советских республик. Интересно, что на герб РСФСР она попала позже всех – в 1978 году! Также интересно, что в 1930-х годах предлагался проект сделать звезду 11-лучевой (по числу союзных республик).

Перейдя на герб СССР, пятиконечная звезда приобрела уже более глобальную символику. Речь шла уже о пяти материках, где идет кровавая борьба за освобождение трудового народа от эксплуатации.

В 1924 году пятиконечная звезда появляется на флаге СССР, в 1928 г. (с портретом юного Ленина) появляется октябрятская звездочка, в 1935 г. украшенная самоцветами звезда увенчала Спасскую башню Кремля, а в 1942 г. форму звезды принимает пионерский значок (до этого он носил форму флага).

Казалось бы, что с распадом Советского Союза кончилось и время Красной звезды. Осколки державы избрали себе новые символы, звезда осталась лишь в символике Коммунистических партий. В России поговаривали даже, что и Кремлевские звезды не мешало бы заменить двуглавыми орлами.

Однако нарастающее социальное напряжение, моральный и экономический упадок на постсоветском пространстве заставил некоторых политических лидеров относиться к советской символике более осторожно. Так в 2002 году, пытаясь хоть как-то восстановить «распавшуюся связь времен», министр обороны России С. Иванов предложил, а Президент В. Путин утвердил возвращение пятиконечной звезды в символику Российской армии.

Как бы ни старались злые языки приравнять Советский Союз к гитлеровской Германии, а Красную звезду к нацистской свастике, этого у них пока не получилось. А уж пентаграмме так и вовсе ничего не грозит. Иначе придется делать 50 дырок во флаге США, 12 дырок во флаге Евросоюза, не говоря о массе других флагов и гербов.  

Цитата сообщения Владимир_Гринчув

История Красной Звезды

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

s30556663155.mirtesen.ru

Ведомственная геральдика - Главная страница

     В целях облегчения и ускорения выполнения заказов на обмундирование и удешевление его стоимости, НКВД РСФСР принял решение перейти с 1928/29 года на унифицированную форму одежды, петличных знаков различия и знаков на головные уборы для милиции, уголовного розыска и администрации мест заключения.      Приказом НКВД РСФСР № 190 от 6.11.1928 г. для милиции и уголовного розыска была введена новая унифицированная форма одежды.      Зимний головной убор устанавливался образца папахи из черного искусственного барашка, высотой 16 см. Размер колпака по боковому шву до низа пересечения швов — 12 см. Колпак шился из сукна защитного цвета, с кантами желтого цвета для милиции и зеленого цвета — для угрозыска. Знак для головного убора — щит красный эмалевый, с позолоченными серпом и молотом (табл.37).

     Шинель из полугрубого сукна черного цвета, двубортная, с потайной застежкой, с двумя боковыми косыми карманами, расположенными ниже талии на 3-5 см., карманы прикрывались клапанами. Воротник отложной, на воротнике нашивались петлицы крапового цвета с кантами желтого цвета — для милиции и кантами зеленого цвета — для угрозыска. На груди слева носился нагрудный знак работника милиции. (табл. ЗЗ).
     Фуражка. Тулья из сукна черного цвета, околыш из сукна крапового цвета, канты желтые — для милиции и зеленые — для уголовного розыска. Козырек черный лакированный. Ре-мешок подбородный лакированный, прикреплялся двумя малыми форменными, оксидированными пуговицами (табл.37). Для начсостава — тулья фуражки из сукна темно-синего цвета.      Френч открытый однобортный из сукна темно-синего цвета — для начсостава, с двумя нагрудными и двумя боковыми бантовыми накладными карманами, закрывающимися трехмысковыми клапанами с застежкой на одну пуговицу с изображением серпа и молота. Рукав вшивной с обшлагом, на котором пришивались по две пуговицы. Воротник открытый, с нашитыми петлицами крапового цвета с кантами желтого цвета — для милиции и зеленого цвета — для уголовного розыска. Застежка на четыре большие оксидированные пуговицы с изображением серпа и молота. Спинка с одной продольной двусторонней складкой, сшитой вдоль, посредине спины от воротника до талии наглухо. От талии до низа складка двусторонняя, встречная. На спинке по талии в боковые швы вшивался наглухо прямой цельный хлястик. Френч носился без поясного ремня.      Френч закрытый изготавливался из сукна темно-синего цвета — для начальствующего состава и из сукна черного цвета — для младшего начальствующего состава и милиционеров. Застежка на пять больших оксидированных пуговиц с изображением серпа и молота. Френч имел два нагрудных и два боковых накладных бантовых кармана, закрывавшихся трехмысковыми клапанами, с застежкой на одну пуговицу. Френч носился с поясным ремнем, для поддержания которого в боковых швах вшивались крючки. Рукава вшивные с обшлагом. На концах воротника петлицы установленного образца (табл.34-35).
     Шаровары фасона "галифе" изготавливались из ткани, аналогичной ткани френча.      Ремень поясной коричневого цвета, с одношпеньковой латунной пряжкой. Сапоги кирзовые или юфтевые.      На летний период личному составу выдавалась хлопчатобумажная гимнастерка с отложным воротником, с нагрудными карманами, закрывающимися трехмысковыми клапанами. Гимнастерка изготавливалась темно-синего или черного цвета. Летняя гимнастерка изготавливалась из хлопчатобумажной ткани цвета хаки (табл. 36).
     Петлицы были прямоугольной формы крапового цвета. Окантовка петлиц: желтого цвета — для милиции и зеленого цвета — для уголовного розыска. Размеры петлицы: длина — 8-8,5 см., ширина — 4 см., ширина канта 2,5 мм.      В качестве напетличных знаков различия по должностям были установлены щитки. Щитки были следующих размеров, длина по оси — 1,5 см., ширина — 1 см в самой широкой части и 4 мм по верхнему краю, с двумя полукруглыми выемками по бокам, длиной в 5 мм каждая, считая от концов верхнего края до самой широкой части щита. Поверхность щита выпуклая, покрытая синей эмалью, вокруг которой эмалевый же кант в 1 мм шириной желтого цвета — для милиции и красного цвета — для уголовного розыска. Если щит должен быть без канта, то вся выпуклая поверхность щита покрыта синей эмалью (Приложение 9, табл.38-39).
     Вследствие частой смены знаков различия, вплоть до 1931 года работники милиции продолжали носить стреловидные петлицы, с расположением щитков длинной стороной вдоль продольной оси петлицы.     Знак для головного убора имел размеры: длина по оси — 23 мм, ширина — 17 мм в самой широкой части и 7 мм по верхнему краю, с двумя полукруглыми выемками по бокам, длиной в 7 мм каждая, считая от верхнего края щита до самой широкой части. Поверхность щита выпуклая, покрывалась красной эмалью. Посредине щита перекрещенные серп и молот (табл. 39).      Этим же приказом объявлялись новые "Правила о форме одежды для работников Рабоче-Крестьянской милиции".      Согласно этих Правил сотрудники милиции и уголовного розыска при исполнении служебных обязанностей должны были быть одетыми в установленную приказом форму одежды.      Форма одежды подразделялась по времени ее применения на летнюю и зимнюю, по назначению — на повседневную и постовую.      Летняя форма одежды состояла из фуражки, летних гимнастерки и шаровар, сапог или ботинок с крагами черного цвета, шинели, плаща (не-промокаемого пальто) и поясного ремня.     Зимняя форма одежды состояла из папахи, суконных гимнастерки и шаровар, ботинок с крагами черного цвета или сапог, шинели, поясного ремня и теплых перчаток.      Повседневная форма одежды состояла из предметов обмундирования, перечисленных выше, при револьвере, с соответствующим к нему снаряжении.      Постовая форма одежды состояла из повседневной при наличии снаряжения и вооружения.      Ношение формы одежды устанавливалось:          а) по времени ее применения — приказом соответствующего начальника административного отдела края, области, губернии;          б) по ее назначению — если это не оговорено в соответствующем уставе, распоряжением непосредственного начальника.      Все предметы форменного обмундирования и снаряжения должны были быть аккуратно пригнаны, постоянно находиться в исправном состоянии, а оружие должно быть постоянно в исправности, тщательно вычищено и при соответствующем снаряжении.      При ношении, обмундирование должно было быть застегнуто на все пуговицы и крючки, а у снаряжения концы ремней должны были быть заправлены под шлевки.      Шинель носилась только в рукава, ношение шинели внакидку категорически запрещалось. Гимнастерка и шинель должны были быть подпоясаны поясным ремнем установленного образца. Ношение кавказских и других ремней и поясов, отличающихся от поясного ремня, установленного НКВД образца, воспрещалось. Шинель и гимнастерка должны иметь петлицы установленного НКВД образца и цвета.      Лица, занимающие должности комсостава (кроме старших милиционеров в городах), обязаны были носить на петлицах знаки различия, установленного НКВД образца и цвета, в прямом соответствии с табелью знаков различия. Знаки располагались по прямой оси вдоль петлиц. Курсанты школ милиции обязаны были носить на петлицах нанесенную желтой краской шифровку следующего содержания: цифры, обозначающие номер школы и буквы "Шк.НКВД" (Приложение 9, табл.38-39).      Ношение знака на головном уборе для начсостава, а для милиционеров, кроме того, и нагрудных знаков — обязательно. Нагрудный знак располагался на середине левого кармана гимнастерки, а если поверх гимнастерки надета шинель, то на том месте шинели, которое находится против середины кармана гимнастерки.      Ношение на форменном обмундировании орденов Красного Знамени, для лиц, награжденных ими, обязательно. Знак ордена располагался на 1 см выше середины левого кармана клапана. При наличии нескольких орденов они располагались по прямой линии и на одной высоте, причем на указанном выше месте должен был находиться средний знак ордена. Ордена располагались по порядку номеров от края борта. В строю, если поверх гимнастерки надета шинель, орден носился на левой стороне груди в том же порядке, что и на гимнастерке, а по высоте — на том же месте шинели, которое находится напротив указанного на гимнастерке.      Кроме указанных знаков, разрешалось носить на форменном обмундировании юбилейные знаки 10-летия милиции, знак об окончании школы и нагрудный знак начсостава. При ношении юбилейных знаков, они располагались на месте, указанном для нагрудного знака, а следующие должны были располагаться под ним. Правила ношения знаков об окончании школ публиковалось отдельно.      Ношение на форменной одежде каких-либо значков, в том числе и различных общественных и благотворительных организаций, воспрещалось, за исключением юбилейных и торжественных дней, связанных с историей или событиями этой организации.      Лица начальствующего состава имели право ношения взамен гимнастерки — френча из темного сукна, открытого и закрытого для высшего и старшего состава, и закрытого — для среднего начсостава, с обязательным соблюдением всех правил, указанных для ношения гимнастерки. При ношении открытого френча под ним должна была быть надета рубашка серого или белого цвета с отложным мягким воротничком и одноцветным галстуком темных окрасок. Ношение при открытом френче каких-либо цветных или вышитых рубашек, и пестрых или светлых галстуков воспрещалось.      Шпоры разрешалось носить лишь тем сотрудникам милиции, кому это полагалось.      При форменной одежде разрешалось носить летние перчатки серого или коричневого цвета.      Женщинам разрешалось ношение юбок вместо шаровар, и вместо сапог — ботинок черных со шнуровкой.      Работникам милиции, одетым в форменную одежду, категорически запрещалось посещение не по служебной надобности всех заведений, торгующих спиртными напитками и распитие спиртных напитков в общественных местах; посещение без распития спиртных напитков чайных, столовых, буфетов вокзалов железных дорог — разрешалось.

1931

     Приказом ГУМ и УР при СНК РСФСР № 18 от 22.04.1931 г. была введена новая форма одежды для Рабоче-Крестьянской милиции и уголовного розыска.      В качестве обмундирования устанавливалось:      Пальто пехотное, покроя "реглан" из темно-серого сукна, однобортное, на пяти металлических пуговицах большого размера с красноармейской звездой, с отложным воротником, четырьмя продольными прорезными карманами и одним открытым карманом на обшлаге левого рукава, поясом из сукна такого же цвета с хлястиком, на рукавах и воротнике — окантовка из красного приборного сукна. На зимний период для комсостава под пальто на пуговицах пристегивалась ватная подкладка. Для рядового состава — телогрейка ватная однобортная на пяти пуговицах или крючках, с хлястиком сзади (табл.40).
     Плащ пехотный, покроя "реглан" из темно-серой прорезиненной ткани на пяти металлических пуговицах большого размера с красноармейской звездой, отложным воротником, двумя продольными прорезными карманами, с клапанами на кнопках, поясом из материала такого же цвета и пряжками на рукавах, и пристегивающимися на пуговицах капюшоном. Плащ полагалось носить в летнее время (табл. 40).
     Рубаха —гимнастерка зимняя из темно-серого сукна, а летняя из темно-серой хлопчатобумажной ткани, с отложным воротником, двумя накладными нагрудными карманами с клапанами, окантовкой из красного приборного сукна на рукавах и воротнике (табл.42).
     Взамен рубахи-гимнастерки для начсостава допускалось ношение кителя — зимой из темно-серого сукна, а летом — из темно-серой хлопчатобумажной ткани, однобортного, на пяти металлических пуговицах большого размера с красноармейской звездой, с полувысоким воротником, двумя поперечными прорезными боковыми карманами и двумя накладными на-грудными карманами с клапанами, красной окантовкой на воротнике и обшлагах (табл.41). Летом допускалось ношение белого кителя из рогожи без кантов (табл.41).
     Брюки зимние из темно-серого сукна и летние из темно-серой хлопчатобумажной ткани, полугалифе, застегиваются по разрезу спереди, с двумя боковыми продольными карманами. Для начсостава взамен брюк-галифе допускалось ношение брюк навыпуск — зимой из темно-серого сукна, а летом из темно-серой хлопчатобумажной ткани, с двумя боковыми продольными карманами, с красными кантами.      Шлем красноармейского образца, из темно-серой шерстяной прессованной массы, с двумя козырьками, подбородным ремешком того же цвета. На шлеме красноармейская звезда голубого цвета с союзным гербом на ней (табл.43).
На зимний период к шлему полагалась подкладка трикотажная темно-серого цвета с наушниками.      Вне службы допускалось ношение фуражки — зимой из темно-серого сукна, а летом из темно-серой хлопчатобумажной ткани, с двумя красными кантами, четырехугольным большим козырьком темно-серого цвета и лаковым подбородным ремешком (табл. 43).
Звезда на постовой шлем
     Петлицы из голубого сукна с красной окантовкой, на воротнике пальто "реглан" и плаща — шинельного типа; на воротнике рубахи-гимнастерки и кителя — прямоугольные, рубашечного типа. На петлицах должностные знаки различия, установленного для начсостава РККА, темно-синего цвета с белой окантовкой.      Циркуляром НКВД СССР № 39-92 от 20.05.1931 г. устанавливался временный перечень групп и служебных категорий, утверждались соответствующие им знаки различия (Приложение 10).
13 категория
12 категория
11 категория
10 категория
9 категория
8 категория
7 категория
6 категория
5 категория
4 категория
3 категория
2 категория
1 категория
Милиционер

     Форма обуви устанавливалась:          а) для начсостава — сапога хромовые или яловые;          б) для милиционеров — сапога хромовые или обычные красноармейского образца;          в) для несения постовой службы на зимний период — валенки с обшитым кожей задником и резиновыми галошами.      Форма снаряжения устанавливалась:          а) поясной ремень из темно-коричневой кожи;          б) кобура револьверная с плечевым ремнем из темно-коричневой кожи;          в) свисток роговой или металлический со шнурком или ремешком из темно-коричневой кожи;          г) нагрудный номерной металлический знак для рядового состава.      Китель, брюки навыпуск и фуражка приобретались за собственный счет.      Этим же приказом вводились новые правила ношения форменной одежды работниками милиции. Согласно этих Правил, форма одежды по времени ее применения подразделялась на летнюю и зимнюю. Сроки ношения летней и зимней формы устанавливались соответственно климатическим условиям — приказами начальника ГУРКМ и УР, управления РКМ автономных республик, краев и областей.      Летняя форма одежды состояла из шлема, летней гимнастерки, летних брюк-полугалифе, плаща, сапог, кожаного ремня и перчаток. Зимняя форма состояла из шлема с вязаной подкладкой и наушниками установленного образца, зимней гимнастерки и брюк-полугалифе, пальто, сапог, кожаного ремня и теплых перчаток.      Начальствующему составу разрешалось ношение фуражки, летнего кителя при брюках навыпуск и краг при ботинках черного цвета — взамен сапог. Начсоставу конной милиции воспрещалось нахождение в строю в кителе и брюках навыпуск.      Полушубок, бекеши, тулупы, валенки допускались к ношению в караулах и для лиц, работа которых была сопряжена с продолжительным пребыванием на холоде.      Работникам РКМ — женщинам вместо брюк разрешалось ношение юбки, сшитой из материала установленного образца, и черных ботинок.      Для переменного состава школ РКМ на петлицах вместо знаков различия обозначался трафарет установленного образца.      Для конной милиции устанавливалось обязательное ношение шашки и шпор на сапогах. Шашка носилась на плечевой портупее во всех случаях поверх обмундирования.      Работники РКМ должны были всегда иметь при себе свисток, который носился в зависимости от удобства пользования им на поясном ремне или на руке. Начсоставу разрешалось ношение свистка в кармане.      При исполнении служебных обязанностей ремень шлема должен был быть опущен под подбородок.      В неслужебное время разрешалось ношение фуражек, а также допускалось ношение с пальто суконного пояса взамен кожаного ремня. В данном случае оружие, за исключением шашки, надевалось под пальто. Ношение оружия для начсостава РКМ было обязательным, при этом начсоставу милиции разрешалось ношение кобуры с револьвером на кожаном поясном ремне.      Ношение на форменной одежде орденов Красного Знамени, Ленина, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени определялось существующими положениями об этих орденах.

1934

     Приказом УРКМ при ОГПУ СССР № 42 от 31.03.1934 г. для переменного состава школ старшего и среднего начсостава РКМ устанавливалось ношение на петлицах следующих отличительных знаков:      1. Для слушателей школ старшего начсостава РКМ — отличительный знак устанавливался из трех букв "ШСМ".      2. Для курсантов школ среднего начсостава РКМ — отличительный знак устанавливался из двух букв:      а) первая буква — начальная буква наименования города, где расположена школа,      б) вторая буква — литер "Ш" (например: Московская школа среднего начсостава — "МШ" ).      Установленные отличительные знаки накладывались металлическими буквами золотистого цвета

www.vedomstva-uniforma.ru