Стальной шлем Тале-Харца (Германия). Подтулейное устройство шлема


Модификация общевойскового шлема 6б7. Замена подтулейного устройства на Team Wendy

Вот так выглядит штатный ременной подвес. Центрального шнурка у меня не было. Заменил на попавшуюся матявочку.

Подвес крепится к шлему при помощи шести болтов.

Выкручивать их надо снаружи.

Голая "скорлупа". В комплект поставки подушек входят самоклеящиеся кружки Velcro для их крепления.

Клеим их по следующей схеме.

Десять кругов по окружности. Сначала четыре кружка под боковыми отверстиями. Потом по одному кружку в месте, где начинается "ухо" и по два симметрично, в лобной и затылочной части.

Затем клеим оставшееся восемь кругов параллельно (ну или в меру своей криворукости).

Теперь настал черед подвеса CAM FIT™ RETENTION.

Крепим затылочную часть. Есть три отверстия с помощью которых регулируется размер.Нам нужно самое крайнее т.к. шлем 6б7 подходит для размера до 58 включительно. Для использования центрального отверстия банально не хватит длины.

Кстати, винты, которые идут в комплекте не подходят по диаметру. Можно рассверлить отверстия, а можно использовать штатные болты, что я и сделал.

Теперь надо совместить боковую стропу, которая выходит из утягивающего устройства и стропу подбородочного ремня. Боковая стропа должна крепиться ближе к материалу шлема, подбородочный ремень поверх нее.

На подбородочном ремне два отверстия. Через какое крепить зависит от размеров лица. Я крепил через ближнее к фурнитуре отверстие.

Теперь настал черед установки подушек.

Основные серые подушки выполнены из материала Zorbium. Они как раз принимают на себя энергию от попадания по шлему.

Сначала устанавливается передняя, затем задняя подушка. Они подписаны.

Подушки хорошо прилипают к липучке, плотно держатся, но при этом их всегда можно переустановить.

Боковые "крылья" подушек обязательно должны прикрывать головки винтов.

Обратите внимание, в середине находится зазор для оголовья активных наушников.

Если активные наушники не используются, то устанавливается центральная подушка.

Затем между центральной и задней подушками в специальные прорези устанавливается вентиляционный канал из мягкого пластика.

На этом установку можно завершить, но в комплект входят маленькие подушечки для оптимальной подгонки шлема по голове.

Сначала устанавливаем лобную. Кстати, она выполнена из материала, который отлично впитывает пот.

Затем затылочная подушка. Если я ношу шлем с шапкой, то на этом я заканчиваю.

Если я ношу шлем без шапки, то дополнительно устанавливаю маленькие подушечки по следующей схеме.

В качестве дополнительной модификации было установлено крепление для фонаря.

Шлем на голове выглядит все также нелепо, зато сидит просто отлично. Он и так весьма легкий, а с таким подтулейным устройством его можно носить и носить. Короче получился шлем не хуже мича.

Благодаря системе Retention специальным колесиком можно утянуть, обжать шлем по голове. Тем самым шлем жестко фиксируется, совершенно не болтается и не слетает. Благодаря этой системе я практически никогда не защелкиваю подбородочный ремень.

Регулировка подбородочного ремня осуществляется в двух точках с помощью специальных защелок.

Фиксируется этот ремень с помощью фастекса.

Изнутри подбородочная часть защищена от натирания слоем мягкой ткани.

А вот тут ремень защелкнут. Горная подготовка все таки.

Использование шлема в горно-ледяной тренировке только подтвердило его удобство.

С новым подтулейным шлем стал гораздо удобнее. Штатное и рядом не валялось.

В любом случае, по моему мнению, даже если подтулейное из обзора слишком дорого, установка любых, даже китайских подушек и подвеса будет гораздо лучше ременной системы.

Я думаю ссылки на более бюджетные варианты накидают в комментах.

На этом все. Спасибо за внимание!

survivalpanda.livejournal.com

Модификация общевойскового шлема 6б7. Замена подтулейного устройства на Team Wendy

Спасибо магазину Allmulticam за предоставление подтулейного устройства для обзораСсылка на подушкиСсылка на подвесную

Спасибо первопроходцу http://polarman.livejournal.com/ за то, что навел на эту идею и подробно описал процесс модификации.

Стандартное подтулейное устройство сделанное из ремней меня совершенно не устраивало. По причине банального неудобства. Поэтому я решил заменить его на современные подушки.

Вариант от Team Wendy меня полностью устроил т.к. такое же подтулейное установлено на шлеме "Спартанец". Оно очень удобное и в случае чего проблемы с зипом и взаимозаменяемостью не будет.

Поделиться:

Вот так выглядит штатный ременной подвес. Центрального шнурка у меня не было. Заменил на попавшуюся матявочку.

Подвес крепится к шлему при помощи шести болтов.

Выкручивать их надо снаружи.

Голая "скорлупа". В комплект поставки подушек входят самоклеящиеся кружки Velcro для их крепления.

Клеим их по следующей схеме. Десять кругов по окружности. Сначала четыре кружка под боковыми отверстиями. Потом по одному кружку в месте, где начинается "ухо" и по два симметрично, в лобной и затылочной части.

Затем клеим оставшееся восемь кругов параллельно (ну или в меру своей криворукости).

Теперь настал черед подвеса CAM FIT™ RETENTION.

Крепим затылочную часть. Есть три отверстия с помощью которых регулируется размер.Нам нужно самое крайнее т.к. шлем 6б7 подходит для размера до 58 включительно. Для использования центрального отверстия банально не хватит длины.

Кстати, винты, которые идут в комплекте не подходят по диаметру. Можно рассверлить отверстия, а можно использовать штатные болты, что я и сделал.

Теперь надо совместить боковую стропу, которая выходит из утягивающего устройства и стропу подбородочного ремня. Боковая стропа должна крепиться ближе к материалу шлема, подбородочный ремень поверх нее.

На подбородочном ремне два отверстия. Через какое крепить зависит от размеров лица. Я крепил через ближнее к фурнитуре отверстие.

Теперь настал черед установки подушек.

Основные серые подушки выполнены из материала Zorbium. Они как раз принимают на себя энергию от попадания по шлему.

Сначала устанавливается передняя, затем задняя подушка. Они подписаны.

Подушки хорошо прилипают к липучке, плотно держатся, но при этом их всегда можно переустановить.

Боковые "крылья" подушек обязательно должны прикрывать головки винтов.

Обратите внимание, в середине находится зазор для оголовья активных наушников.

Если активные наушники не используются, то устанавливается центральная подушка.

Затем между центральной и задней подушками в специальные прорези устанавливается вентиляционный канал из мягкого пластика.

На этом установку можно завершить, но в комплект входят маленькие подушечки для оптимальной подгонки шлема по голове.

Сначала устанавливаем лобную. Кстати, она выполнена из материала, который отлично впитывает пот.

Затем затылочная подушка. Если я ношу шлем с шапкой, то на этом я заканчиваю.

Если я ношу шлем без шапки, то дополнительно устанавливаю маленькие подушечки по следующей схеме.

В качестве дополнительной модификации было установлено крепление для фонаря.

Шлем на голове выглядит все также нелепо, зато сидит просто отлично. Он и так весьма легкий, а с таким подтулейным устройством его можно носить и носить. Короче получился шлем не хуже мича.

Благодаря системе Retention специальным колесиком можно утянуть, обжать шлем по голове. Тем самым шлем жестко фиксируется, совершенно не болтается и не слетает. Благодаря этой системе я практически никогда не защелкиваю подбородочный ремень.

Регулировка подбородочного ремня осуществляется в двух точках с помощью специальных защелок.

Фиксируется этот ремень с помощью фастекса.

Изнутри подбородочная часть защищена от натирания слоем мягкой ткани.

А вот тут ремень защелкнут. Горная подготовка все таки.

Использование шлема в горно-ледяной тренировке только подтвердило его удобство.

С новым подтулейным шлем стал гораздо удобнее. Штатное и рядом не валялось.

В любом случае, по моему мнению, даже если подтулейное из обзора слишком дорого, установка любых, даже китайских подушек и подвеса будет гораздо лучше ременной системы.

Я думаю ссылки на более бюджетные варианты накидают в комментах.

На этом все. Спасибо за внимание!

Поделиться:

survivalpandas.blogspot.com

Модификация общевойскового шлема 6б7. Замена подтулейного устройства на Team Wendy

Вот так выглядит штатный ременной подвес. Центрального шнурка у меня не было. Заменил на попавшуюся матявочку.

Подвес крепится к шлему при помощи шести болтов.

Выкручивать их надо снаружи.

Голая "скорлупа". В комплект поставки подушек входят самоклеящиеся кружки Velcro для их крепления.

Клеим их по следующей схеме.

Десять кругов по окружности. Сначала четыре кружка под боковыми отверстиями. Потом по одному кружку в месте, где начинается "ухо" и по два симметрично, в лобной и затылочной части.

Затем клеим оставшееся восемь кругов параллельно (ну или в меру своей криворукости).

Теперь настал черед подвеса CAM FIT™ RETENTION.

Крепим затылочную часть. Есть три отверстия с помощью которых регулируется размер.Нам нужно самое крайнее т.к. шлем 6б7 подходит для размера до 58 включительно. Для использования центрального отверстия банально не хватит длины.

Кстати, винты, которые идут в комплекте не подходят по диаметру. Можно рассверлить отверстия, а можно использовать штатные болты, что я и сделал.

Теперь надо совместить боковую стропу, которая выходит из утягивающего устройства и стропу подбородочного ремня. Боковая стропа должна крепиться ближе к материалу шлема, подбородочный ремень поверх нее.

На подбородочном ремне два отверстия. Через какое крепить зависит от размеров лица. Я крепил через ближнее к фурнитуре отверстие.

Теперь настал черед установки подушек.

Основные серые подушки выполнены из материала Zorbium. Они как раз принимают на себя энергию от попадания по шлему.

Сначала устанавливается передняя, затем задняя подушка. Они подписаны.

Подушки хорошо прилипают к липучке, плотно держатся, но при этом их всегда можно переустановить.

Боковые "крылья" подушек обязательно должны прикрывать головки винтов.

Обратите внимание, в середине находится зазор для оголовья активных наушников.

Если активные наушники не используются, то устанавливается центральная подушка.

Затем между центральной и задней подушками в специальные прорези устанавливается вентиляционный канал из мягкого пластика.

На этом установку можно завершить, но в комплект входят маленькие подушечки для оптимальной подгонки шлема по голове.

Сначала устанавливаем лобную. Кстати, она выполнена из материала, который отлично впитывает пот.

Затем затылочная подушка. Если я ношу шлем с шапкой, то на этом я заканчиваю.

Если я ношу шлем без шапки, то дополнительно устанавливаю маленькие подушечки по следующей схеме.

В качестве дополнительной модификации было установлено крепление для фонаря.

Шлем на голове выглядит все также нелепо, зато сидит просто отлично. Он и так весьма легкий, а с таким подтулейным устройством его можно носить и носить. Короче получился шлем не хуже мича.

Благодаря системе Retention специальным колесиком можно утянуть, обжать шлем по голове. Тем самым шлем жестко фиксируется, совершенно не болтается и не слетает. Благодаря этой системе я практически никогда не защелкиваю подбородочный ремень.

Регулировка подбородочного ремня осуществляется в двух точках с помощью специальных защелок.

Фиксируется этот ремень с помощью фастекса.

Изнутри подбородочная часть защищена от натирания слоем мягкой ткани.

А вот тут ремень защелкнут. Горная подготовка все таки.

Использование шлема в горно-ледяной тренировке только подтвердило его удобство.

С новым подтулейным шлем стал гораздо удобнее. Штатное и рядом не валялось.

В любом случае, по моему мнению, даже если подтулейное из обзора слишком дорого, установка любых, даже китайских подушек и подвеса будет гораздо лучше ременной системы.

Я думаю ссылки на более бюджетные варианты накидают в комментах.

На этом все. Спасибо за внимание!

touareg710.livejournal.com

Обзор баллистического шлема "Спартанец" Bear Force

Представляю вашему вниманию обзор высококлассного баллистического шлема первого класса защиты "Спартанец"

Огромное спасибо за предоставленный шлем для обзора магазину ALLMULTICAM.Если честно, то я уже давно о нем мечтал.

Ссылка на страницу шлема в интернет каталоге.

Поделиться:

Первым делом, естественно, поговорим о самом важном, а именно, насколько эффективно защищает этот шлем.

Он официально сертифицирован по первому классу защиты.

Баллистический шлем "Спартанец" Bear Force обеспечивает защиту от осколков, а также всех пистолетных пуль, выпущенных, как из пистолетов, так и из пистолет-пулемётов, калибра до 0.44 Magnum (11 мм мощный револьверный патрон, тип пули Semi Jacketed Hollow Point), с весом пули 240 grain (15.55 грамм, для сравнения вес пули 9х19 всего 5,5-5,8 грамм, а пули 9х21 7,3-7,5 грамм).

На фото: непробитие 9х19(ПЯ), 9х21, пробитие бронебойным патроном 9х19 (пробит, как и любой другой шлем) 7,62х55 (ТТ) непробитие, вздутие с обратной стороны.

При этом вес шлема размера M вместе с подвесной системой, рельсами и шраудом всего 1.4 кг, что позволяет носить шлем в течении целого дня даже такому неподготовленному человеку, как я.

Второй немаловажный момент - шлем сделан в России, компанией ООО «ВоенПром» в соответствии с ТУ 7399 – 001 – 65172309 – 2014.  

Теперь, я начну рассказывать о шлеме по порядку.

Шлем поставляется в удобном мягком чехле.

Внутри достаточно места для самого шлема, а также туда можно положить сменные чехлы.

Первое на что обращаешь внимание при виде шлема - это превосходная окраска в оригинальный мультикам по технологии аквапринт. Окраска матовая, не бликует и обладает нулевой ремиссией в ИК, а значит не будет светиться в ночнике.

Затем глаз падает на подтулейное устройство, а именно на подушки Team Wendy Epic Air Pads .Они размещены в два слоя.

Первый слой - черные подушки. Нужны для индивидуальной подгонки подтулейного устройства. Они могут переставляться для максимального удобства ношения шлема, или вообще убираться, скажем при ношении толстой шапки.

Эти маленькие подушки крепятся на липучки к основным.

Обратите внимание, лобная секция выполнена из другого материала. Он отлично впитывает пот не позволяя ему заливать глаза в случае повышенной активности.

Основные - серые подушки предназначены для гашения энергии удара.Они выполнены из материала Zorbium. Это полиуретановая пена, изготовленная специально для поглощения энергии удара, при этом сохраняющая свои свойства при резких изменениях температуры и влажности, устойчивая к воздействию огня.

Подушки не мешают использованию вместе со шлемом активных наушников.

Вот подушки в вынутом состоянии. Пластиковые вставки черного цвета - это каналы для воздуха служащие для лучшей вентиляции.

Подушки крепятся к стандартным кружкам Velcro.

Еще одна очень важная часть - ремни подтулейного устройства. Они обеспечивают фиксацию двойного действия.

а) Обжатие по обхвату головы с использованием специального закручивающегося маховичка.

При закручивании по часовой стрелке он обжимает голову по периметру.

В результате шлем очень просто подогнать под любой головной убор и при этом он не сваливается даже при большой активности. Он так хорошо и удобно работает, что я почти никогда не пользуюсь подбородочным ремнем.

Все ремни подтулейного устройства выполнены из нейлоновой стропы шириной 1.7 см.Регулировка подбородочного ремня производится в двух точках с помощью специальных креплений.

Сам ремень, в точке контакта с подбородком продублирован мягкой вставкой и не натирает кожу.

Подбородочный ремень закрывается на небольшой фастекс.

Подтулейное устройство достойно всяческих похвал. По мне, так гораздо (в разы) удобнее ременной системы отечественного 6б7.

Теперь перейдем от подвесной системы к самому шлему. На голове он выглядит так.

На лобной части находится Шрауд Bear Force предназначенный для крепления прибора  ночного видения.  Он представляет собой монтаж-крепление состоящее из двух частей: внешняя часть - стеклонаполненный полимер (армамид), внутренняя часть - термоупрочненный аллюминий Д 16Т.

За шрауд зацепляются резинки предназначенные для усиления фиксации кронштейна ночника.

Вид шлема в профиль. Как видно по фото - шлем не закрывает уши. Это снижает площадь защиты зато увеличивает вентиляцию и удобство ношения наушников.

К шлему прикручены боковые рельсы предназначенные для крепления тактических очков, различных фонариков, экшн камер и прочего навесного снаряжения.

Над рельсой расположена липучка Velcro для фиксации шеврона.

Вид сзади. Тут наклеена большая липучка для крепления шеврона, неймтейпа, ИК маяка или противовеса для прибора ночного видения.

Липучка присутствует также на куполе шлема, она служит для крепления маячка.

Теперь перейдем к использованию шлема.

Сразу скажу, я не военный. Защитный шлем мне нужен на "всякий случай" и для повышения безопасности на всевозможных пострелушках т.к. к сожалению еще встречаются люди не понимающие ТБ при общении с оружием.

Поэтому одним из самых важных качеств шлема, после защитных свойств конечно, является удобство при длительном ношении.

Что я могу сказать по этому поводу. Шлем легок и крайне удобен. Я вполне могу его проносить весь световой день и при этом он абсолютно не мешает практически любой активности:

Стрельба стоя

Стрельба лежа

Есть даже видео с крайнего плинкинга

Бег, приседания, ползание.

Ношение одновременно с капюшоном для тепла.

Ношение с разнообразными СИЗОД

Всему этому шлем не мешает. Через некоторое время, когда шея привыкает к весу, шлем на голове становится вообще незаметен.

Поэтому по ношению шлема у меня тоже одни положительные впечатления.

Еще к шлему можно дополнительно приобрести чехлы различных расцветок.

Их всех объединяет большое количество точек крепления навесного оборудования на липучках, а также отверстия под шрауд и рельсы.

Чехлы бывают:

Белый

Черный

A-TACS FG

и multicam

В заключении хочу сказать, что шлем просто отличный. Я очень рад его появлению в своем списке снаряжения. На этом все. Спасибо за внимание!

Поделиться:

survivalpandas.blogspot.com

Отечественные «стальные шапки» начала XX века

Статистика неумолима: во французской армии стальные каски помогали избегать трех четвертей ранений в голову, которые в большинстве случаев заканчивались летальным исходом. В России же в сентябре 1915 года из Москвы эвакуировали более 33 тысяч раненых, из которых 70% были поражены пулями, шрапнелью – 19,1%, осколками – 10,3% и холодным оружием – 0,6%. В итоге военное руководство России сдалось и 2 октября 1916 года оформило два гигантских заказа на изготовление во Франции 1,5 млн. и 2 млн. стальных касок Адриана. Общая стоимость контракта составила 21 млн. франков, то есть по 6 франков за один экземпляр. Большую роль в оснащении русских солдат подобной защитой сыграл граф Алексей Александрович Игнатьев, дипломат и военный атташе во Франции, впоследствии ставший генерал-лейтенантом Советской Армии. Фактически доработка каски заключалась только в кокарде в виде двуглавого орла и окраске светлой охрой. Модель Адриана М1916 имела полусферическую форму и состояла из трех деталей – штампованного купола, двухстороннего козырь, окантованного стальной лентой и гребня, прикрывавшего вентиляционное отверстие. Кожей было выделано подтулейное пространство и состояло из шести-семи лепестков, которые скреплял вместе шнур. Натягивая шнур, можно было подгонять шлем под размер головы. На этом сложности не заканчиваются – между корпусом и подтулейным пространством находились гофрированные алюминиевые (!) пластины, закрепленные на стяжных скобах, припаянных к корпусу каски.

Отечественные «стальные шапки» начала XX века

Отечественные «стальные шапки» начала XX века

Отечественные «стальные шапки» начала XX векаСтальной шлем Адриана с гербом Российской империи. Источник: antikvariat.ru

Пластин было несколько — в передней, задней и боковых частях, причем, спереди и сзади гибкость имели несколько большую, чем остальные. Все это позволяло подтулейному пространству идеально облегать голову бойца. Широкий козырек каски позволял защитить пользователя от летящих с неба комков земли и небольших обломков. Масса каски была небольшая: всего 0,75 кг, что не доставляло особых неудобств солдатам, но и толщина стенки была мизерная – 0,7 мм, что позволяло, в лучшем случае, надеяться на защиту от осколка и шрапнели на излете. К слову, в итоге такого французского творения поставили в Россию всего порядка 340 тыс. Русские войны впервые примерили их во Францию (Галиция), куда были отправлены для поддержки союзных войск.

Отечественные «стальные шапки» начала XX векаГруппа офицеров 267-го пехотного Духовщинского полка в касках Адриана. Источник: «Пушечное мясо» Первой мировой, Семен Федосеев, 2009

Первой отечественной разработкой стала «модель 1917 года» или «М17 Sohlberg» — цельноштампованный стальной шлем, во многом повторяющий контуры французского аналога. Выпускали средство защиты на финских заводах «G. W. Sohlberg» и «V. W. Holmberg» и на нескольких предприятиях в России. В 1916 году было дано указание из Генерального штаба на изготовление сразу 3,9 млн шлемов с внеочередным выделением стали для этой цели. Официально принять его на вооружение не успели, но часть заказа финны успели отправить на фронт, где он успешно служил. 14 декабря 1917 году Центральный Военно-Промышленный Комитет своим решением свернул производств М17. До этого в январе-мае 1917 года Финская Красная гвардия в ходе гражданской войны присвоила себе несколько сотен шлемов, которые позже отвоевали финские белогвардейцы и передали в Хельсинкский пехотный полк. Но и на этом злоключения «стальной шапки» не окончились – в 1920 году финны вывели шлемы из пехотной экипировки и продали пожарникам, которые их перекрасили в черный.

Отечественные «стальные шапки» начала XX века

Отечественные «стальные шапки» начала XX века

Отечественные «стальные шапки» начала XX векаСтальной шлем «М17 Sohlberg» из партии, оставшейся в Финляндии. Подтулейное устройство обшито оленьей коже. Экземпляр, очевидно, остался от финского "мчс" — черная краска не до конца удалена. Источник: forum-antikvariat.ru

Конструкция «М17 Sohlberg» предусматривала использование миллиметровой стали, что выгодно отличало его французской «жестянки» — можно было надеяться, что в определенных условиях пулю русский шлем сдержит. В связи с использованием новой толстостенной стали, масса шлема увеличилась по сравнению с французской моделью до 1 килограмма. На самом верху «М17 Sohlberg» предусмотрено было вентиляционное отверстие, прикрытое стальной накладкой, форма которой было индивидуальной отличительной чертой заводов-изготовителей. Подтулейное пространство имело форму купола со шнуром для регулировки под размер головы и фиксировалось тонкими пластинами в форме усиков, способных загибаться. По аналогии со шлемом Адриана, спереди, сзади и с боков располагались гофрированные пластины для демпфирования и вентиляции. Подбородный ремень застёгивался на прямоугольную пряжку.Итогом запоздалого внедрения и французского шлема, и отечественной модели М17, стала нехватка в русской армии таких средств индивидуальной защиты. Бойцы на фронте нередко вынуждены были пользоваться трофейными немецкими образцами, которые для того времени были, наверное, лучшими в мире. В послевоенное время наследство царской армии использовалось достаточно долго – в Красной Армии до начала 40-х годов можно было встретить бойцов как в М17, так и в шлеме Адриана.

Отечественные «стальные шапки» начала XX векаСолдаты Красной Армии в шлемах Адриана и M17 Sohlberg. Источник: "Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук"

К теме разработки стальных головных уборов для армии в советской России вернулись в конце 20-х годов. Главным разработчиком средств индивидуальной защиты стал Центральный научно-исследовательский институт металлов (ЦНИИМ), ранее называемый Центральной научно-технической лабораторией Военного ведомства. В учреждении проводились работы по всесторонним испытаниям различных марок броневых сталей, а также их обязательный обстрел из стрелкового оружия. Руководителями направления индивидуальной защиты бойцов стали д. т. н. профессор Корюков Михаил Иванович, а также инженер Потапов Виктор Николаевич. Их многолетний труд в 1943 году был отмечен Сталинской премией. Первым образцом стал экспериментальный шлем 1929 года, имеющий большое сходство с «М17 Sohlberg», только с более вытянутым козырьком. Подтулейное пространство было скопировано с французского шлема, но дополнено амортизирующими пластинами на каждый лепесток.

Отечественные «стальные шапки» начала XX векаЭкспериментальный образец шлема 1929 года. Источник: "Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук"

Вторым образцом, более удачным, стал шлем конструкции инженера А. А. Шварца из Научно-технического отдела Артиллерийского управления РККА. В облике его творения уже просматривались очертания немецких и итальянских стальных головных уборов. Именно этот образец стал основой для первого массового шлема Красной Армии – СШ-36.

Отечественные «стальные шапки» начала XX века

Отечественные «стальные шапки» начала XX векаАвтор изобретения А. А. Шварц в стальном шлеме собственной конструкции, а также его контур. Источник: "Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук"

СШ-36 стали выпускать в конце 1935 года на Лысьвенском металлургическом заводе имена газеты «За индустриализацию», расположенном в Пермском крае. О необходимости введения таких шлемов в обмундирование бойцов было сказано в 1935 году в постановлении Совет народных комиссаров СССР «О состоянии обозно-вещевого и продовольственного довольствия РККА». От немецкой школы «шлемостроения» инженер Шварц перенял широкие поля и далеко выдающийся козырек, а от итальянцев с их М31 – гребень на самом верху купола, закрывающий вентиляционное отверстие. Подтулейную амортизацию оформили пластинчатыми держателями, а также вставками из губчатой резины. Подбородный ремень держался на кольцах и фиксировался шплинтами. Были у СШ-36 негативные стороны, связанные, прежде всего, с недостаточным объемом войсковых испытаний. При длительном ношении у солдат появлялись боли в височной области, бойцы испытывали неудобство во время прицеливания и, что самое возмутительное, шлем было невозможно было одеть на зимний головной убор. Все эти недочеты вскрылись во время зимней войны с Финляндией 1939-1940 гг. Бойца нередко просто ломали и выбрасывали тесное подтулейное устройство, чтобы хоть как-то натянуть шлем на шапку-ушанку.

Отечественные «стальные шапки» начала XX векаВнешний вид и подтулейное устройство шлема СШ-36. Источник: "Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук"

Следующим по счету был СШ-39, появившийся, как видно из индекса, прямо перед началом Великой Отечественной войны и изначально разарботанный на основе итальянского шлема «Elmeto modello M33». Итальянский бронеколпак появился в СССР в качестве трофея из объятой гражданской войной Испании. К разработке нового шлема приступили более основательно – привлекли упоминаемый ЦНИИМ, Военно-медицинскую академию, а также Наркоматы черной металлургии и обороны. Тактико-технические требования к шлему подписал в 1938 году сам Маршал Советского Союза С. М. Буденный.

Отечественные «стальные шапки» начала XX векаВнешнее сходство стального шлема СШ-39 и итальянского стального шлема Elmeto modello М33: а — шлем СШ-39; б — подтулейное устройство СШ-39; в — итальянский шлем. Источник: "Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук"

Решающий вклад в эффективность шлема внесли д. т. н. Корюков М. И. и инженер В. Н. Потапов, когда разработали и сварили сталь новой марки 36СГН и её заменитель 36СГ. Форма шлема было простая полусферическая с козырьком и 3-8 мм бортиком по нижнему краю, происхождение которого связано с защитой от сабельного удара. Очевидно, по задумке кавалериста С. М. Буденного, лезвие должно было отводиться этим буртиком в сторону, однако, сабля была последним оружие, с которым пришлось встречаться СШ-39 на поле боя. Изначально подтулейное пространство было аналогично СШ-36, но опыт финской кампании подсказал невозможность пользования им в сильные морозы. Решил проблему А. М. Никитин (военинженер 2 ранга военпред Главного инженерного управления РККА), представив в 1940 году новое подтулейное устройство в виде секторов.

Отечественные «стальные шапки» начала XX века

Отечественные «стальные шапки» начала XX векаШлем СШ-40 и его подтулейное устройство. Источник: kapterka.su

Три дерматиновых лепестка, внутренняя сторона которых была оснащена тканевыми мешочками с ватой, крепились к корпусу при помощи пластинчатых креплений и двух заклепок. В каждый лепесток продевался шнур для регулировки, а подбородный ремень крепили пластинчатым держателем. В итоге усовершенствования Никитина потянули на новую модель СШ-40, которая вместе с СШ-39, стала одними из самых лучших образцов индивидуальной защиты в мире. Возможность совмещать новый шлем с шапкой-ушанкой высоко оценили в войсках – бойцы изношенное подтулейное устройство СШ-39 часто меняли на аналог от СШ-40. В общей сложности на Лысьвенском заводе в годы войны выпустили более 10 млн. шлемов, ставших полноправными символами великой Победы.

Автор: Евгений Федоров

super-arsenal.ru

Стальной шлем Тале-Харца (Германия)

Неотъемлемым элементом образа немецкого солдата времен Второй мировой войны является характерный металлический шлем с козырьком и расходящейся в стороны нижней частью. Изделия «штальхельм» M1935 и другие подобные шлемы являлись основной защитой головы бойцов нацистской Германии. В течение десяти лет немецкая промышленность неоднократно модернизировала шлем образца середины тридцатых с целью оптимизации производства и повышения некоторых характеристик. Кроме того, предпринимались попытки заменить имеющиеся шлемы более совершенными.

Предпосылки к появлению

Шлем Stahlhelm M1935 был принят на вооружение Германии в середине тридцатых годов. В 1940 году он прошел первую модернизацию. Ввиду необходимости упрощения производства было предложено изменить некоторые его детали. Изменения были незначительными, из-за чего обновленный вариант не сочли полноценной модификацией. По этой причине широко известное название M1940 не являлось официальным и появилось уже после войны. В 42-м шлем вновь модернизировали. Вариант M1942 имел менее длинные козырек и нижнюю часть, а также другие отличия от базового изделия. Все это упростило производство и позволило снизить расход металла.

 

Стальной шлем Тале-Харца (Германия)Шлем M1935

Несмотря на все ухищрения конструкторов, немецкие штальхельмы имели некоторые проблемы, что стало ясно уже во время захвата Польши. Передняя часть такого шлема была почти вертикальной, что в определенной мере снижало его прочность и возможный уровень защиты. Иными словами, солдаты получали ранения и гибли даже в тех случаях, когда их мог спасти шлем. Требовалось разработать и принять на вооружение новую защиту.

В самом начале сороковых (по некоторым данным, чуть раньше, после окончания польской кампании) была проведена серия испытаний, целью которых было определение реальных характеристик шлемов и касок, используемых немецкой армией и зарубежными вооруженными силами. Подопытные изделия подвергли обстрелу из разного оружия с разных дистанций и ракурсов. По имеющимся данным, во время испытаний хуже всех себя показали британские каски, обеспечивавшие наименьший уровень защиты. Имевшиеся у немецких специалистов шлемы других стран так же имели проблемы. Однако самым неприятным для немцев стал тот факт, что штальхельм M1935 тоже не был лишен недостатков.

Самым простым и логичным выходом из сложившейся ситуации было создание нового «стального шлема», который смог бы превзойти по своим характеристикам все существующие аналоги. Тем не менее, в силу определенных причин все разработки в этой области не привели к каким-либо реальным результатам. До конца Второй мировой войны бойцы Вермахта и других структур нацистской Германии были вынуждены пользоваться шлемами M1935 и его модификациями. Также необходимо отметить, что к моменту окончания сравнительных испытаний немецкая промышленность полным ходом готовилась к массовому производству шлемов M1942, являвшихся упрощенной версией базового M1935.

Проекты «B», «BII» и «C»

Несмотря на наличие серийных шлемов, превосходящих некоторые зарубежные аналоги, руководство Германии решило инициировать разработку нового средства защиты. В рамках этой программы было создано несколько проектов новых шлемов. Некоторые разработчики пытались продолжать развитие идей, заложенных еще в M1935 с сохранением некоторых его общих черт. Тем не менее, сотрудники фирмы Volklingen Stahlwerke решили поставить во главу угла уровень защиты и не «цепляться» за существующую узнаваемую конструкцию.

Стальной шлем Тале-Харца (Германия)Шлемы фирмы Volklingen Stahlwerke (слева направо): "B", "BII" и "C"

До конца 1942 года фирма Volklingen Stahlwerke представила четыре варианта шлемов с повышенным уровнем защиты. Со временем число проектов сократилось до трех. Командованию армии были предложены проекты с обозначениями «B», «BII» и «C». В силу разных причин работы в рамках программы создания нового шлема серьезно затянулись. Различные обсуждения, предварительные испытания и т.д. продолжались в течение двух лет. Только во второй половине 1944 года командование определилось с будущим новой программы.

В результате рассмотрения трех оставшихся проектов от Volklingen Stahlwerke было решено продолжить работы только по двум. Вариант «C» по ряду причин не устроил заказчика. Было решено продолжать разработку версий «B» и «BII», поскольку они имели заметно более высокие характеристики защиты и некоторый модернизационный потенциал. Уже на стадии проектирования удалось выяснить, что конструкция новых шлемов, при сохранении веса на уровне M1935, позволит ощутимо повысить уровень защиты. Либо, при схожем уровне защиты, новые шлемы получались легче.

Стальной шлем Тале-Харца (Германия)Шлем версии "B"

Новые шлемы, изготовленные из тех же материалов, что и M1935, были примерно на 200 г легче его и весили не более 1 кг. Подобная экономия веса позволяла в перспективе повысить уровень защиты бойца. На практике сэкономленные 200 г можно было использовать для увеличения толщины металла на 0,4-0,5 мм с соответствующими последствиями для надежности защиты.

Шлемы «B» и «BII» имели схожую конструкцию. Из металлического листа предлагалось штамповать деталь сложной изогнутой формы, похожей на конус со скругленной вершиной и сплюснутый с боков. В боковой поверхности такого купола предусматривались три отверстия для креплений т.н. подтулейного устройства. Кроме того, в шлеме предусматривались отверстия для вентиляции.

Шлемы фирмы Volklingen Stahlwerke должны были опираться на голову бойца при помощи подтулейного устройства из металла и кожи либо другого доступного материала. Устройство состояло из мягкой части сложной формы с перфорацией и стягивающим шнурком, а также металлического пояса. Деталь из мягкого материала и пояс скреплялись при помощи заклепок. На поясе предусматривались уголки для крепления к куполу и петли для установки ремешка.

Главным отличием двух предложенных шлемов была форма стальной части. Так, купол изделия «B» был немного ниже и имел ровную нижнюю грань без выступающих частей. Проект «BII» предусматривал некоторое подобие расширяющейся части шлема M1935. На таком шлеме в передней нижней части купола предусматривалась выемка, улучшавшая боковой обзор. В случае с обоими шлемами передняя изогнутая часть купола также выполняла функции козырька.

Стальной шлем Тале-Харца (Германия)Подтулейное устройство шлемов "B" и "BII".

Повышенный уровень защиты, выявленный в ходе испытаний, был связан с выбранной формой купола. Передняя часть обоих шлемов была наклонена на 55° к горизонтали, боковые и задняя – на 60°. Схожее решение к тому времени активно применялось в проектах различной бронетехники и получило название «рациональные углы бронирования». За счет размещения металлического листа под углом к вертикали достигается некоторое увеличение толщины металла, находящегося на пути пули. Таким образом, за счет измененной конструкции купола шлемов фирмы Volklingen Stahlwerke были более надежны, чем M1935.

Примерно в середине 1944 года было решено провести войсковые испытания новых шлемов. Компании Eisen und Huettenwerke заказали производство сотни изделий двух моделей. На этом этапе новые шлемы получили название по фамилиям своих конструкторов, после чего в течение некоторого времени обозначались как Stahlhelm Thale/Harz. Шлемы конструкции Тале-Харца были отправлены в одну из школ Вермахта, дислоцировавшуюся недалеко от Берлина, где использовались в течение нескольких месяцев.

Стальной шлем Тале-Харца (Германия)Шлем версии "BII".

К осени 1944 года все необходимые испытания были завершены, что позволяло перейти к вопросу развертывания производства новых средств защиты. Согласно распространенной версии, пока не получившей достойного подтверждения или опровержения, шлемы Тале-Харца не были приняты на вооружение в связи с решением Адольфа Гитлера. В ряде источников утверждается, что он не одобрил новые разработки по эстетическим причинам. Якобы новые шлемы не были похожи на старые германские штальхельмы, а M1935 и его модификации оставались образцом настоящей защиты «истинных арийцев». Тем не менее, точные сведения о причинах отказа от шлемов Тале-Харца, подтвержденные документами, пока отсутствуют.

В случае принятия на вооружение шлем Тале-Харца должен был получить обозначение M1944 (M44) или M1945 (M45), в зависимости от точной даты подписания соответствующих документов. Тем не менее, новые шлемы не стали штатным вооружением армии. Это, однако, не мешает историкам и любителям военной истории использовать так и не присвоенные обозначения.

Стальной шлем Тале-Харца (Германия)Стальной шлем Тале-Харца (Германия)Фотографии шлемов различных моделей, использовавшихся в сравнительных испытаниях.

В некоторых источниках утверждается, что штальхельмы новой модели весной 1945 года были использованы в бою. В сражениях на подходах к Берлину в бой были брошены учебные подразделения, в которых проводились войсковые испытания новых шлемов. Немцам так и не удалось остановить наступающую Красную Армию, а шлемы M44/45 никак не повлияли на ход боев. Перевес был на стороне наступающего Советского Союза, из-за чего никакие шлемы не могли значительно оттянуть конец Третьего рейха.

Шлем M56 (ГДР)

Шлемы Тале-Харца не производились крупной серией и не получили широкого распространения. Тем не менее, любопытная конструкция с достаточно высокими характеристиками, по-видимому, не пропала. В самом начале 1956 года была создана Национальная народная армия Германской Демократической Республики. Вооруженные силы ГДР нуждались в различном вооружении и средствах защиты. В конце 56-го на вооружение был принят новый шлем, известный под названием M56.

Точная история разработки шлема M56 до сих пор является предметом споров. В одних источниках утверждается, что это изделие является незначительно доработанным вариантом шлема Тале-Харца, а другие говорят о полностью новой разработке. Тем не менее, нельзя не отметить, что штальхельм M56 внешне весьма похож на разработку фирмы Volklingen Stahlwerke в версии «BII». Кроме того, следует помнить, что разработкой M56 руководил Эрих Кизан, ранее участвовавший в создании шлемов предыдущих моделей.

Стальной шлем Тале-Харца (Германия)Солдаты ННА ГДР в шлемах M56, 1961 год.

Общая форма купола шлема M56 была похожа на разработку начала сороковых. При этом в металлической детали предусматривались шесть отверстий для установки подтулейного устройства. Само устройство почти не имело общих черт со старым аналогом. В его конструкции использовался пластиковый амортизатор и поролоновые подушки, предназначенные для гашения ударов по куполу. Наконец, боковая часть ремешка шлема имела Y-образную форму и охватывала с двух сторон уши солдата. Были использованы оригинальные крепления подтулейного устройства к куполу. Ввиду больших размеров последнего существовал риск зацепиться краем шлема за какой-либо предмет и получить травму шеи. Для этого были предложены новые защелки, расцеплявшие купол и устройство при определенном усилии.

Стальной шлем Тале-Харца (Германия)Подтулейное устройство шлема M56. Фото Chen-la.com

Вероятно, при создании шлема M56 немецкие инженеры учли опыт нацистской Германии, но не стали бездумно копировать изделие, так и не принятое на вооружение. Результатом этого стала серьезная переработка купола с созданием нового подтулейного устройства. Благодаря такому подходу с использованием существующих идей и созданием на их базе новых конструкций ННА ГДР уже в начале 1957 года получила первые серийные шлемы новой модели.

За первое полугодие 57-го было произведено около 50 тыс. шлемов трех размеров. Серийные изделия окрашивались матовой серой краской. Сверху на шлем могли надеваться маскировочная сетка или чехол. Чехлы выпускались в различных расцветках. В частности, для регулировщиков предназначались чехлы белого цвета с красной полосой и государственным гербом. Также существовал пластиковый вариант шлема весом около 500 г. Такая модификация использовалась солдатами почетного караула.

По материалам сайтов:http://poster.4teachers.org/http://chen-la.com/http://axishistory.com/http://helm.at.ua/http://wehrmacht-awards.com/http://germanmilitaria.com/

super-arsenal.ru

От каски к стальному шлему (Часть II)

(Окончание. Начало в статье«От каски к стальному шлему (Часть I)»)

Конструктивно стальные шлемы (каски) состоят из корпуса, выполненного, как правило, в виде единого бронеэлемента, повторяющего очертание защищенных участков головы, и демпфера, размещенного между корпусом и головой, служащего для улучшения эргономики, амортизации при ударном воздействии и снижения запреградного действия при баллистическом поражении. Бронеэлемент корпуса выполняется в виде цельнопрессованной (цельноштампованной) основы из пластика, армированного высокопрочными волокнами (арамид, высокомодульный полиэтилен и т. д.), или металла (легированная сталь и титановые сплавы).

Пулестойкий шлем СШ-90Пулестойкий шлем СШ-90

Демпфер, главной задачей которого является снижение динамических усилий на голову, выполняется в виде подтулейного устройства или подшлемника, включающего в себя демпфирующие слои и элементы демпфирования.

Наиболее распространенным в настоящее время является подтулейное устройство, состоящее из горизонтальной ленты (из кожи или хлопчатобумажной ткани), охватывающей голову на уровне лба, с «люлечной» подвеской в виде отходящих от горизонтальной ленты «строп», сходящихся в центре. Длина строп определяет положение (высоту) горизонтальной ленты и самого шлема на голове. За счет регулирования длины горизонтальной ленты обеспечивается индивидуальная подгонка бронешлема и плотность его посадки на голове. Для предотвращения передачи динамического воздействия на голову при обстреле шлема он имеет амортизирующие элементы, соединяющие подтулейное устройство с корпусом шлема. Более жесткая фиксация шлема на голове обычно обеспечивается за счет регулировки подбородочных и зашейных ремней. Подшлемник выполняется в виде специальных мягких прокладок, смонтированных внутри шлема. В качестве материала подшлемника, как правило, используют пористые пластмассы, обшиваемые кожей либо тканью. Шлемы имеют в основном простую систему подвески, которая обеспечивает также вентиляцию внутреннего пространства между оболочкой шлема и головой. Для этого, а также для предотвращения травмы черепа в результате соприкосновения с внутренней поверхностью шлема при обстреле между корпусом жесткого шлема и головой создается зазор 15-20 мм, который обеспечивает одновременно возможность индивидуальной подгонки.

Для защиты лицевой части головы в конструкции бронешлемов могут использоваться бронестекла (бронешлемы «Маска-1» - «Маска-3», БЗШ-1). При этом бронестекла можно разделить на два вида. Один из них производится на основе органических соединений типа поликарбоната. Они предназначены преимущественно для защиты от ударных воздействий и обстрела средствами с низкой энергией. Другая группа бронестекол изготавливается с применением неорганических стекол и предназначена для пуль с высокой энергией. Для предотвращения разрушений и повышения защитных свойств такие стекла имеют сложную структуру. Подобное стекло имеет два слоя, соединенных эластичной пленкой, а с тыльной стороны довольно толстый (до 50% толщины) подпор из органического стекла.

До конца ХХ столетия основным наиболее распространенным материалом, используемым для изготовления защитных шлемов, являлась тонколистовая сталь. Стальные каски при массе 1-1,5 кг обеспечивали защиту лишь от низкоскоростных осколков (для осколка массой 1 грамм, летящего с начальной скоростью 350 м/с). Защита от пуль обеспечивается за пределами дальности прицельного огня. Однако несмотря на это, стальные каски до сих пор остаются на вооружении в Российской армии. Обеспечение противопульной зашиты стальных бронешлемов можно достичь только с увеличением толщины корпуса. Однако это приводит к значительному повышению массы, что ограничивает возможность их применения исключительно для штурмовых операций. Кроме этого, с увеличением толщины легированной стали существенно возрастают технологические трудности, связанные с листовой штамповкой корпуса бронешлема посредством глубокой вытяжки, вызывающие большую разнотолщинность изделия. Проблему устранения разнотолщинности корпуса удалось успешно решить посредством разработки технологической схемы глубокой вытяжки, включающей штамповую оснастку из пластичного металла. Результатом явилось создание бронешлема «Маска-1», обеспечивающего при массе 3,5 кг защиту от всех видов короткоствольного оружия, включая пистолеты ТТ и ПСМ.

В то же время противопульная стойкость стальной брони может быть повышена с увеличением ее твердости. Применяемая твердость противопульной броневой стали колеблется от 430 до 550 НВ или от 44 до 52 HRC.

Однако подобное положение дел в области создания средств индивидуальной бронезащиты стало меняться в связи с новым прорывом в области технологий, но теперь уже в разработке материалов с особыми свойствами. Исходным рубежом в создании и применении таких материалов явилась разработка еще в середине XX века синтетических высокомодульных материалов с высокой стойкостью к ударным нагрузкам, которые и стали основой для разработки средств современной индивидуальной защиты. К их числу относятся материалы на основе сверхвысокомодульных органических волокон: нейлон, арамиды (кевлар) - ткань из подобного волокна в нашей стране получила наименование СВМ (ТСВМ ДЖ1), полиэтилен. Вслед за ними появились различные композитные материалы - высокопрочные арамидные волокна и композиты на их основе, сверхтвердая керамика, многослойное стекло. По уровню свойств эти материалы во многих случаях значительно превосходили металлы, что сделало их незаменимыми для изготовления защитных изделий. Так, по удельной прочности (отношению прочности к плотности) арамидные волокна примерно в пять раз превосходят броневую сталь. Преимущество арамидной ткани оказалось весьма существенным. Сочетание высокой удельной энергии на разрыв и незначительного удлинения волокон определило необычные прочностные характеристики пакета кевларовой ткани при воздействии интенсивной ударной нагрузки. С использованием кевлара удалось впервые осуществить реальную защиту от некоторых видов стрелкового оружия с помощью легкой компактной бронеодежды и касок, пригодных для любых родов войск и полиции. Причем значительное преимущество по противоосколочной и противопульной защите бронешлемов было достигнуто именно с помощью композиционных материалов на основе высокопрочных волокон. В настоящее время в России значительное распространение получили композиционные бронешлемы на основе арамидных волокон. Причем они нашли широкое применение как в Вооруженных силах, так и в органах правопорядка. В то же время использование пластмасс повышенной прочности для изготовления касок было ограничено их применением только в составе противоударных защитных шлемов ввиду недостаточной баллистической стойкости этих материалов.

Специальный титановый шлем «Сфера» СТШ-81Специальный титановый шлем «Сфера» СТШ-81

Образцами противоударных защитных шлемов могут послужить: каска КП-80; «Маска-2», «Колпак-1 М», находящиеся на снабжении российских правоохранительных органов.

Стеклопластиковый защитный шлем «Маска-2» конструктивно состоит из: корпуса, забрала, амортизирующей системы, удерживающей системы и бармицы. Шлем оснащен съемным демпфирующим подбоем и имеет подъемное забрало из поликарбоната. К затылочной части шлема крепится бармица, выполненная из кожзаменителя с демпфирующим и противоударным подслоем. Шлем «Маска-2» защищает от тупых тяжелых предметов. Масса - 1,3 кг.

Защитный шлем «Колпак-1 М» изготовлен из тканево-полимерной ткани ТСВМ и состоит из корпуса, забрала, амортизирующей системы, удерживающей системы и наружного чехла. По уровню защиты он равноценен стальному шлему СШ-68. Форма корпуса «Колпак-1 М» создает широкий угол обзора. Корпус шлема «Колпак-1 М» изготовлен из полиэтилена низкого давления. Подъемное забрало изготовлено из поликарбоната толщиной 1 мм и служит для защиты лица от внешних воздействий. Амортизирующая система выполнена с применением специального демпфирующего материала изовер, который в 40 раз легче воды и состоит из замкнутых пор, заполненных газом. В конструкции предусмотрены вентиляционные клапаны, которые создают специальную вентиляционную систему, обеспечивающую хороший микроклимат под шлемом. В случае необходимости шлем может быть радиофицирован, для чего в подтулейном устройстве выполнены специальные полости.

Наружный чехол имеет специальную маскировочную окраску, которая определяется по требованию заказчика. Конструкция чехла допускает расположение внешнего маскировочного устройства, состоящего из сетки и элементов, имитирующих растительность.

В то же время наружная текстильная часть несет дополнительные пластиковые и металло-пластиковые защитные элементы. Пластиковые наружные щитки смягчают боковые удары тупыми предметами. Металлопластиковая защита предохраняет от концентрированного удара (заточкой, заостренной арматурой, палкой с металлическим шипом и т. д.) затылочную, лобовую и тыльную проекции шлема. Пластины выполнены из вязкого металла с демпфером из пенополиэтилена. Конструкция и система защиты шлема «Колпак-1 М» обеспечивают его длительное ношение без медицинских ограничений по времени и предохраняют голову от холодного оружия, ударов тяжелыми предметами и от ранения осколками. Масса - 1,0 кг.

В последние годы выбор армирующих материалов пополнился новым видом - высокопрочным высокомодульным волокном, созданным из сверхвысокомолекулярного полиэтилена. Этот продукт по удельной прочности превосходит все производимые арамидные волокна. Полученные волокна в отличие от арамидных не перерабатываются в ткани методами текстильных операций, а формуются в виде специального полотна, представляющего собой структуру из двух однонаправленных слоев некрученой нити, развернутых друг относительно друга под прямым углом и фиксируемых на месте с помощью связующего. Такие полотна служат универсальной основой для изготовления корпусов бронешлемов различного назначения. После соответствующего раскроя полотна в специальной подогреваемой прессовой оснастке осуществляется горячее прессование (формование) корпуса бронешлема. Так, с созданием шлема «Маска-3» для сотрудников правоохранительных органов на базе нитей из высокомодульного волокна было найдено решение задачи защиты от всех видов короткоствольного оружия при пониженных массовых характеристиках и с улучшенной эргономикой.

Пулестойкий шлем «Маска-3» обладает не только противоосколочной стойкостью, но и обеспечивает защиту от 7,62-мм пули со стальным сердечником пистолета Токарева ТТ, а также пули со свинцовым сердечником 9-мм патрона «Парабеллум» и пули со стальным сердечником 9-мм патрона ПМ, что соответствует 1-му и 2-му классам защиты ГОСТ Р 50744-95. Материал защитной оболочки - высокопрочный высокомолекулярный полиэтилен. Тип подвесной системы: универсальная ременная с регулировкой размеров от 54-го до 62-го. Конструкция шлема предусматривает использование средств связи и защиты органов дыхания, а также ношение утепляющего подшлемника. Масса - 1,7 кг. В настоящее время шлемы «Маска-3-1» и «Маска-3-2» приняты на снабжение органов МВД и внутренних войск и выпускаются серийно.

Небольшая масса, высокие эргономические показатели позволяют использовать шлемы «Маска-3» в самых различных условиях эксплуатации. Структура бронезащиты шлема практически полностью исключает рикошет, обладает высокими параметрами энергопоглощения и эффективно защищает от осколков.

В подавляющем большинстве корпуса защитных шлемов изготавливаются из единого элемента. Однако существует ряд изделий, использующих сочетания металлической (сталь или титановый сплав) и композиционной (армированный пластик) основы, например модернизированный стальной шлем СШ-68 М. Он весит 1,5 кг - на 200 грамм больше, чем СШ-68. Новое конструктивное решение - стальной купол с подбоем из арамидной ткани с повышенными механическими свойствами - резко повысило его боевые характеристики. При стрельбе из пистолета ПМ пулей со стальным сердечником с дальности 5 метров нельзя пробить этот шлем.

Противоударный защитный шлем «Маска-2»Противоударный защитный шлем «Маска-2»

Ему на смену пришел новый пулестойкий шлем длительного ношения СШ-90. Он был принят на снабжение Российской армии и внутренних войск МВД. Защитная композиция СШ-90 выполнена на основе тканево-полимерной ткани ТСВМ-К-12-Б-2. Новый шлем обеспечивает защиту от пуль 9-мм пистолета ПМ, осколков мин и гранат. Внутренняя часть корпуса каски выполнена из пластика на основе арамидных тканей и служит для снижения контузионной травмы. Удобное крепление и надежная фиксация на голове обеспечиваются специальной трехточечной удерживающей системой. Основной ремень крепится к височным краям шлема. Вспомогательный ремень охватывает подбородок сверху и замыкается сзади, предохраняя шлем от смещения на лицо. Соединенные в единую систему ремни надежно фиксируют шлем. Специальный текстильный чехол имеет дополнительный ремень вдоль нижнего края шлема, который позволяет дополнительно крепить как штатные камуфлирующие сети, так и любые подручные маскирующие предметы (ветки, трава и т. д.) Малая масса - 1,2 кг и удобство конструкции позволяют использовать шлем без медицинских ограничений по времени носки. Шлем СШ-90 выпускается в трех модификациях: 6 Б7 М1; 6 Б7 М2; 6 Б7 М3.

Еще одним достойным представителем в этом классе стал пулестойкий шлем «Колпак-2». Защитная композиция, выполненная на основе арамидной ткани, обеспечивает защиту по 1-му классу (от пуль пистолета ПМ, револьверов «Наган», осколков). Броня с демпфирующей системой заключена в пластиковый корпус, причем внутренняя его часть выполнена из пластика на основе арамидных тканей и служит для снижения контузионной травмы.

Эргономичная конфигурация подшлемника имеет вентиляционные каналы для обеспечения комфортного состояния головы и специальные полости, позволяющие радиофицировать шлем. Масса - 1,5 кг.

В то же время вторую жизнь получили новые металлы и сплавы. Так, алюминиевые и титановые сплавы в конструкциях при той же массе характеризуются по сравнению со сталями большей жесткостью, устойчивостью к взрыву и противоосколочному действию и стойкостью к газовой резке. По удельной прочности высокопрочные алюминиевые и титановые сплавы примерно эквивалентны стальной броне. Титановые и алюминиевые броневые сплавы имеют некоторые преимущества по стойкости при обстреле под большими углами. Однако при обстреле по нормали преимуществ перед стальной броней высокопрочные титановые и алюминиевые сплавы не имеют (в равной массе). Из-за значительно более высокой стоимости по сравнению со стальными бронешлемами (по стоимости листовой прокат из высокопрочных алюминиевых сплавов примерно в 5 раз, а титановых в 25 раз превышает стоимость стального броневого проката), а также из-за отсутствия преимуществ по противопульной стойкости титановые каски не получили широкого применения, что определило их ограниченное производство в России. Поэтому производство стальных противопульных шлемов в нашей стране продолжается.

Одним из первых подобных защитных шлемов в Советском Союзе явился специальный титановый шлем «Сфера» СТШ-81, созданный специально для внутренних войск МВД СССР. Он обеспечивал защиту головы человека по 2-му классу (пистолеты ТТ, ПМ, ПСМ). Шлем состоит из тканевой части с тремя карманами для установки титановых бронеэлементов, обеспечивающих защиту лобовой, теменной, затылочной и височной частей головы человека. Конструкция шлема предусматривает регулировку тканевой части на размер головы от 56 до 60 см.

В подтулейной части шлема была предусмотрена установка демпферов из пенополиуретана для погашения динамического воздействия на голову человека при обстреле. Масса - 2,3 кг. Титановый шлем имел удобную фиксацию на голове, однако ему был присущ и крупный недостаток - ограниченный ресурс эксплуатации тканевой части и невозможность совмещения с пулестойким забралом.

Одним из основных защитных шлемов, использующихся внутренними войсками и спецподразделениями ФСБ, стал пулестойкий шлем «Маска-1 P» со съемным забралом и радиопереговорным устройством. Этот стальной цельнотянутый шлем обеспечивает защиту по 2-му классу (от пуль со стальным сердечником пистолетов ТТ, ПМ, ПСМ). Шлем «Маска-1 P» оснащен съемным прозрачным пулестойким забралом, имеет демпфирующий подслой с быстро застегивающимся креплением. Предусмотрена установка радиопереговорного устройства, предназначенного для обеспечения радиосвязью на одной частоте в симплексном режиме (попеременная работа на прием и на передачу) в локальной радиосети (дистанция до 500 м) низового звена управления специальных отрядов быстрого реагирования. Радиопереговорное устройство представляет собой комплект радиосредств, состоящих из антенны, модуля приемника, модуля передатчика, источника питания и микрофона-телефона. Время работы приемопередающей радиостанции в режиме приема - 12 часов, в режиме передачи - 4 часа. Дальность односторонней радиосвязи на открытой местности не менее 1 км. Масса - 4,1 кг. К достоинствам защитного шлема «Маска-1 P» относится высокая живучесть и большой срок эксплуатации. К недостаткам: использование амортизирующего вкладыша на основе вспененных материалов, имеющих ограниченный ресурс эксплуатации, кроме того, прозрачное забрало имеет ограниченный срок эксплуатации.

Пулестойкие защитные шлемы «Колпак-1»; «Колпак-1М»; «Колпак-2»Пулестойкие защитные шлемы«Колпак-1»; «Колпак-1М»; «Колпак-2»

Наряду со шлемом «Маска-1 P» во внутренних войсках используются и новые пулестойкие шлемы «Колпак-3 М» с дифференцированной защитой. В начале 2000-х годов была разработана и запущена в серийное производство новая модель бронешлема «Колпак-3 М», отличительной особенностью которого является применение в его конструкции лобной усиливающей накладки с площадью защиты 3,6 кв.дм. Сравнительный анализ черепно-мозговых ранений показывает, что наибольшее их число приходится на лобные и височные области. Поэтому усиление защиты этих областей является особо актуальным. Накладка выполнена из специальной броневой стали марки СПС-43 толщиной 2,5 мм, которая позволяет выдержать пулю из пистолета ТТ при дальности непробития до пяти метров. Конструкция по сравнению с типовым шлемом СШ-68 в несколько раз уменьшает дальность непробития бронешлема 7,62-мм пулей со стальным сердечником автомата АК. Форма и размер накладки были разработаны с учетом обеспечения максимального защитного эффекта при оптимизации массогабаритных характеристик шлема.

Чехол шлема выполнен из высокопрочной ткани защитного цвета с водоотталкивающим эффектом. Современная трехточечная система крепления регулировочных ремней обеспечивает надежную и жесткую фиксацию шлема на голове военнослужащего и не создает дискомфорта при выполнении боевой задачи. В целях повышения эргономичности и снижения контузионного действия «Колпак-3 М» комплектуется подшлемником улучшенной конструкции. Смягчение вертикальных ударов обеспечивается пенополиэтиленовой прослойкой между чехлом бронешлема и собственно шлемом. Масса шлема - 2,0 кг.

Сергей МонетчиковФото Владимира Николайчукаи из архива автораБратишка 07-2009

shooting-iron.ru


Смотрите также