Как сплести кольчугу? - расследование «ПМ». Кольчуга дружина копье шлем одним словом


Ассоциации к слову КОЛЬЧУГА (словарь ассоциаций русского языка)

Значение слова «кольчуга»

Ко́льчатый доспе́х — доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Носила (в зависимости от разновидности) различные названия: кольчу́га, панцирь, байдана, яцерин. Использовались разные виды кольчуг — от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков (hauberk), покрывавших тело полностью, с головы до ног. Интересно, что, несмотря на кажущуюся очевидность происхождения слова кольчуга от кольцо, в санскрите имеется слово kañcuka कञ्चुक с тем же значением.

Все значения слова «кольчуга»
Предложения со словом «кольчуга»:
  • Если использовать достаточно тяжёлую стрелу, то она, падая сверху, вполне может пробить кольчугу, так что, если лучники взяли правильный прицел...

  • И в лёгкую гибкую кольчугу часто вплетены промеж стальных — серебряные кольца.

  • Если хочешь, можешь надеть кольчугу под ночную рубашку.

(все предложения)
Синонимы к слову «кольчуга»
Какой бывает «кольчуга»:

все ассоциации         мужские/женские

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: дисперсный — это что-то положительное, отрицательное или нейтральное?

Положительное

Отрицательное

Слово «кольчуга» ассоциируется со словами:

Мужские ассоциации к слову «кольчуга»:

Женские ассоциации к слову «кольчуга»:

Нейтральные ассоциации к слову «кольчуга»:

Предложения со словом «кольчуга»:

  • Если использовать достаточно тяжёлую стрелу, то она, падая сверху, вполне может пробить кольчугу, так что, если лучники взяли правильный прицел...
  • И в лёгкую гибкую кольчугу часто вплетены промеж стальных — серебряные кольца.
  • Если хочешь, можешь надеть кольчугу под ночную рубашку.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

Дополнительно:

kartaslov.ru

История кольчуги | Журнал Популярная Механика

Рубаха, сплетенная из железных колец, защищала римских легионеров, рыцарей-крестоносцев и всадников Московского царства. Это доспех-долгожитель. Парадокс в том, что кольчуга не держит ни рубящий, ни колющий удар. Тогда почему она была так популярна там, где любая ошибка вела к смерти?

Николай Чеботарев

19 октября 2016 19:00

1237 год стал последним для пограничного древнерусского городка на левом берегу реки Гнилопять. Название его мы не знаем и не узнаем теперь уже никогда. В наши дни это место получило название Райковецкое городище — в честь села Райки по соседству. Ни семиметровый ров, ни высокий земляной вал, ни дружина за стенами не стали преградой для монголо-татар. Город был уничтожен, путь на Русь был открыт. С конца 20-х годов прошлого века на городище шли раскопки. Археологи нашли в пепле столетий две кольчуги — рубахи, состоявшие из железных колец. Принято считать, что древние мечи весили как бетонная свая, а кольчуги были такими тяжелыми, что современный человек в них просто не разогнулся бы. Это распространенное заблуждение. Кольчуги тщательно изучили. Оказалось, что одна была сплетена из 35 000 колец и весила 6,15 кг. Вторая, состоящая из 50 000 аналогичных колец, была лучше очищена от ржавчины и потому весила еще меньше — 5,5 кг. При этом обе брони были сделаны для взрослых мужчин, воинов. Каждая кольчуга длиной порядка 70 см достигала середины бедра. Разлет плечевой части составлял 100 и 130 см, а ширина в поясе — 60−66 см. Кольчуга — самый большой долгожитель среди доспехов. Но это не значит, что кольчуги римского легионера и дружинника Александра Невского выглядели одинаково. В процессе эволюции лишь принцип сплетенных между собою колец оставался незыблем.

Секреты драконов

Чтобы сплести между собой бесчисленное множество колец, мастеру для начала нужно их изготовить. Для этого он навивает проволоку на железный пруток, а затем продольно разрезает получившуюся пружину кусачками, превращая ее в гору колец.

Теперь есть из чего плести кольчугу, остается подготовиться морально: ведь кончики каждого кольца надо свести внахлест и соединить миниатюрной заклепкой. Только проклепанная кольчуга не будет разваливаться на кольца от полученных ударов.

Одно к четырем

Классический способ плетения кольчуги подразумевает, что каждые четыре цельных (высеченных из металлической пластины) кольца соединяются одним разомкнутым кольцом, скрепленным заклепкой.

Если заглянуть в интернет, окажется, что способов плетения кольчуг существует бесчисленное множество: и «сарматское плетение», и «драконья чешуя», и многие другие. Но ни сарматы, ни драконы не были с ними знакомы. Доспешные мастера на протяжении почти 2000 лет пользовались самым простым способом — «одно к четырем». То есть брали четыре целых кольца и цепляли их одним разомкнутым. Оставалось расклепать единственную заклепку, соединяя разомкнутые концы… Ну и главное: повторить процесс еще 10 000 раз.

На сайтах пишут, что разные виды плетения позволяют делать разное по плотности кольчужное полотно. Верно. Но в реальной жизни для этого использовали кольца разного размера и все то же плетение «одно к четырем». Существует формула, по которой вычисляют минимальный диаметр кольца: 1 диаметр проволоки, умноженный на 4 плюс еще 1 диаметр проволоки. Если только умножить и не прибавлять, то кольчуга получится едва ли не монолитной пластиной. Настоящая кольчуга должна быть подвижной, прочной и желательно легкой, потому что в ней предстоит много бегать, прыгать и махать руками.

Франки Когда Рим пал и варвары стали хозяевами Европы, начались ожидаемые войны за территорию. Масла в огонь подлили гунны, которых выгнали с насиженных мест в Китае, отчего те двинулись через Сибирь, Урал и Поволжье в поисках новых земель на запад. В ходе постоянных войн, занявших несколько столетий, взошла звезда франков. Их империя занимала земли современных Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Швейцарии, Франции, Германии, Австрии. Правитель франков Карл Великий (именно от его имени произошло слово «король») стремился создать самое мощное войско своего времени. И это ему удалось. В одном из указов Карла говорится, что все его вассалы, а также вассалы его графов, епископов и аббатов должны иметь шлем и кольчугу. В 779 году Карл Великий запретил вывозить за пределы государства кольчуги и мечи. Наказание было весьма ощутимым — конфискация всего имущества контрабандиста. Однако даже таможня, созданная Карлом Великим, не помогала остановить вывоз кольчуг за границу. Они были превосходного качества, поэтому изделия мастерских, расположенных в долине Рейна, обнаруживают даже в степях Поволжья. По словам Клода Блэра, одного из светил истории оружия, с 600 по 1250 год железный доспех был кольчугой в 99 случаях из 100.

С нами Бог никто же на ны

Во времена князя Владимира и его сына Ярослава Мудрого кольчуги имели короткий рукав и доходили до середины бедра. И это при том, что в Европе в это самое время кольчуга начала стремительный рост в рукавах и подоле. На Руси их увеличение относится к XIII веку. Судя по изображениям на новгородских печатях, подолы кольчуг были такими длинными, что достигали колен.

Тогда же на Руси появились кольчуги, сплетенные из плоских колец диаметром 13−16 и шириной 2−4 мм. Толщина их составляла 0,6−0,8 мм. Такие плоские кольца имели большую площадь сечения по сравнению с круглыми, а значит, были прочнее и лучше защищали. Но чтобы их сделать такими, мастерам приходилось плющить их специальным штампом, поэтому кольчуги из плоских колец стоили дороже.

Эй, заклепок не жалей!

В начале XV века в Европе получили распространение полностью клепаные кольчуги, в которых каждое колечко скреплено заклепкой, а сеченые кольца отсутствуют. Эта мода довольно быстро дошла и до Московской Руси.

На живописных полотнах Александр Невский часто изображается в шлеме с иконой на лбу. Такой шлем действительно был найден. Вместе со шлемом лежала кольчуга, аккуратно свернутая и практически целая. У нее были плоские кольца, и каждое снабжено двумя радиальными бороздками. Учитывая, что сами кольца были довольно тонкими, бороздки становились своего рода ребрами жесткости, повышавшими их прочность. Очевидно, бороздки были сделаны штампом во время сплющивания колец.

Еще через 200 лет кольчуги пережили новую революцию. Прежде некоторые кольца делали раздельными, с заклепкой. Другие, наоборот, сечеными — то есть высеченными из металла. Фактически это были целые железные шайбы. С начала XV века от них отказались в пользу кольчуг из полностью клепаных колец. Бум изготовления таких кольчуг начался в Европе, и вскоре достиг земель Московской Руси. Тогда же на Руси появляются новомодные доспехи с Востока — юшман и бахтерец. По сути, и то и другое было кольчугой с вплетенными железными пластинами, но в первом случае пластины были крупными, во втором — мелкими.

Кольчуга и в XVI веке не сдала позиции. Появилась «байдана» — кольчуга из крупных плоских колец. Байдана царя Бориса Годунова хранится в Оружейной палате в Москве. Она состоит из крупных плоских массивных колец диаметром 24 мм, ширина плоскости кольца — 4,5 мм, толщина кольца — 2,5 мм. На некоторых кольцах читается надпись: «С нами Бог никто же на ны».

Древний Рим Начало III века нашей эры. Четвертый легион Flavia Severiana Alexandriana возвращается с Северо-Германской низменности в свои казармы. Около холма Харц их ждет враг. Кто победил в ходе этой битвы, неизвестно, но археологам улыбнулась удача, и они нашли несколько фрагментов спекшегося кольчужного полотна. Внутренний диаметр колец, из которых оно было сплетено, составлял 6 мм. В римских легионах кольчугу знали как «лорика хамата», что можно перевести дословно как «доспех с крючками». Почему с крючками, а не, скажем, с кольцами? Да потому что лорика хамата имела интересное дополнение — кольчужные наплечники. А крючки крепили их на кольчугу. На рубеже тысячелетий лорика хамата была главным доспехом римских легионеров. В начале I века ее вытесняет доспех из больших железных пластин — «лорика сегментата». С этого момента лорика хамата стала уделом ауксилариев — вспомогательных войск из числа варваров. Так продолжалось до самых последних десятилетий Вечного города и его Империи. В это время сотрясаемый варварами Рим испытал упадок производства, и «дедовская хаматушка» снова стала основной броней римских легионеров. Важно понимать, что в упадок пришел не процесс клепания железных пластин одна к другой, а металлургия. Маленькие железные кольца были не настолько трудоемки, как большие железные пластины, а значит, кольчуга оказывалась дешевле.

Самое примечательное в кольчуге Годунова — отсутствие заклепок в кольцах: кончики колец просто сведены друг с другом. Упомянутая в описях Палаты медная опушка ворота, рукавов и подола была вскоре утрачена. Конечно, эта байдана никогда не была боевым доспехом.

www.popmech.ru

ИНтегрированные уроки по ИЗО, истории Отечества по теме "От кольчуги до мундира"

Разделы: МХК и ИЗО

Какими были они, наши предки – славяне?

I. Воин XIII в.

В XIII в. Воина называли дружинник. Дружинники входили в состав

дружины, т. е. отряда, объединившегося вокруг вождя племени (князя). Дружина – слово славянское, восходит оно к слову друг (спутник, товарищ на войне). Постепенно дружинники обзаводились семьёй и срастались с княжеским двором.

От князя дружинники получали снаряжение: кольчугу, шлем, копьё, шестопер, стрелы, лук. Кольчужное снаряжение на Руси называли “броня”. Слово “кольчуга” появилось уже позже в XV – XVI в.в. Защита и украшение войска кольчуга – была довольно сложным изделием кузнечного и оружейного искусства, требовавшие большого мастерства. Её делали из железной проволоки. На одну кольчугу шло не менее 600 м проволоки из которой ковали от 20-35 тыс. колец. Грудь и спина имели более массивные кольца, бока – средние, а рукава и плечи – тонкие. Одна кольчуга весила 8 кг.

Головной убор воина – это шлем с бармицей и наносником. Нужно было обладать немалой силой, чтобы владеть мечом и нести тяжесть кольчуги. Меч, часто передавался по наследству от отца к сыну.

Доспехи постепенно приобретали вид пластинчатой брони. Оно было более надёжным, лучше защищало в бою. С течением времени менялись снаряжения и покрой доспехов.

II. Стрельцы XVII в.

Новый воин эпохи царя Алексея Михайловича. Стрелец – это воин, стреляющий из лука. Так стали называть воинов русской пехоты, вооружённых фитильными ружьями. Стрельцы стали первым постоянным войском в русском государстве, получившим элементы регулярной армии: пребывание на службе в мирное и военное время. Постоянное жалование, единообразное вооружение, боевая подготовка и одежда. Одежда стрельца состояла из кафтана с галунами (золотая тесьма), шишака (шапка, опушённая мехом), сапоги с каблуками.

Стрелецкие полки различались друг от друга цветом кафтанов. Оружием стрельца служили топор-бердыш и фитильная пищаль. Изготавливали их только в Москве. Стрелец должен был обладать недюжинной силой, чтобы держать пищаль, кроме того. Уметь точно попадать в цель.

III. Воины эпохи Петра I.

Это история русской регулярной армии в России. Все солдаты и офицеры новой более чем 30 тыс. пехоты получили новую форменную одежду. При Петре I были организованы первые фузелёрские, а в последствии мушкетёрские полки. Слово фузелёр – стрелок из ружья. Первый русский мундир был пошит по западноевропейским образцам. Обмундирование состояло из треуголки, кафтана (у каждого полка был свой цвет), пуговицы на нём были медные, дутые. Дополняли одежду чёрные галстуки. На ногах они носили высокие сапоги. На голове правилами было предписано завивать букли шириной с ладонь над ушами, а сзади заплетать косу до пояса. Сооружали эту причёску при помощи кваса, помады (из сала), пудры (из муки). Напудренные волосы являлись в XVIII в. Признаком красоты и опрятности.

IV. Воины эпохи Екатерины II.

После реформы в вооружённых силах России в 1763 г. был введён новый “Строевой устав”. Значительная реорганизация прошла в кавалерии. Появился новый её вид – карабинёры. Переформировали конно-гренадёрские и драгунские полки. Название им было дано по их вооружению – карабинам: лёгким и коротким.

Реорганизация не обошла и униформу. Кафтан имел нашитый воротник и обшлага, а погон на левом плече заменили эполетами из гарусных шнуров. Лацканы украшали 7 пуговиц. И кафтан застёгивался на крючки. Шляпа имела широкие поля пригнутые к тулье при помощи шнуров. По краю поля нашивалась белая тесьма. На левой стороне шляпы пришивался бант, султан и на углах кисточки. С мундиром солдаты надевали галстук. Важным предметом обмундирования являлись штиблеты – чёрные , застёгивающиеся сбоку на 12 медных пуговиц. В качестве амуниции они при себе носили портупею для шпаги и перевязь с патронной сумой из кожи.

V. Гусары.

Лёгкая кавалерия – это гусары. В России гусары появились при царе Алексее Михайловиче. Гусарские мундиры можно назвать единственным из военных униформ, заимствованный из национальной венгерской одежды. Он сохранил свои характерные черты до XX в. Костюм состоял из доломана – короткой суконной куртки, расшитой шнурами и украшенной пуговицами и ментики – такой же куртки, но опушенной мехом, надевающейся на левое плечо. Головной убор – чак (шапка с суконным шлыком). Гусары волосы не пудрили, но на висках носили длинные локоны, сзади – короткая косичка. Вооружены были саблей, карабином со штыком, пистолетами.

Гусары пользовались особой популярностью, т. к. их яркая, красивая внешность сводила с ума молодых барышень.

VI. Воины эпохи царствования Александра II.

В связи с поражением в Крымской войне, которую очень переживали в армии, начался период крупных военных реформ, проводившимися в России с 1860 по 1875 г. совершенно изменили русскую армию: её комплектование, организацию, вооружение, обучение и, конечно, форменную одежду войск. В это время был введён новый тип основного мундира: длиннополый двубортный полукафтан с двумя рядами пуговиц, с широкими рукавами, с карманными клапанами, с небольшим воротником-стойкой. Тесные панталоны были заменены довольно широкими шароварами, а каски заменены кожаными, покрытыми чёрным сукном кивера. Впервые в это время появилась шинель нового покроя: с отложным воротником, которая дожила и до наших дней. В этих же годах произошёл поистине революционный переворот в головных уборах. Вместо кивера и фуражек были введены кепи с лакированным козырьком. С этим мундиром Русская армия и вступили в русско-турецкую войну 1877-1878 г.г.

VII. Воины эпохи царствования Александра III.

После смерти Александра II на российский престол взошёл его сын Александр III. Этот факт имел непосредственное отношение к истории русской униформы.

С воцарением Александра III в армии произошли большие перемены. Он стремился подойти к истокам – русскому национальному костюму. Любовь к русской старине, интерес к национальному сознанию русского народа оказали сильное влияние на деятельность императора, а также забота об экономии государственных средств. Форма была простой, и, конечно более дешёвой, чем предыдущая.

Она состояла из барашковой шапки, двубортного мундира без пуговиц, укороченных шаровар, галстука, шинели, башлыка.

Мундиры шили из сукна цвета “морской волны”. На барашковую шапку впереди помещалась кокарда. Верный своим убеждениям, АлексанIII за годы царствования не вёл войн и походов, за что по праву заслужил имя “Царя-миротворца”.

VIII. Солдаты Красной Армии.

На Западе и за океаном нас называют красными. Ничто не делается само по себе. Если слово распространилось по свету, если живёт оно в иноземных языках, тому есть веская причина. Отыскать её не трудно. Она в доблести, в мужестве Красной Армии.

РККА – рабоче-крестьянская Красная Армия. Не для лучшего созвучия, не по чьей-то прихоти в этом названии рабочие оказались на первом месте. Пролетариат, рабочий класс был самым сильным, самым организованным и опытным борцом против угнетателей, но при этом самым бедным. Поэтому обмундирование у солдат было однообразное, очень дешёвое.

Униформу составляли: гимнастёрка и штаны “галифе”, шинель, сапоги. Головной убор состоял из фуражки и будёновки. На шинель пришивались красные нашивки. На гимнастёрку пришивались погоны отражавшие род войск.

IX. Солдаты Великой Отечественной войны.

X. Солдаты Советской Армии.

XI. Солдаты Российской Армии.

Следующие уроки посвящёны практической работе по изготовлению моделей воинской одежды. В правильной координации всей работы большую роль играет материальное обеспечение самого процесса. Дети должны подобрать разные виды тканей, тесьму, кожу, мех, различную фурнитуру, цветной картон и бумагу, ватман, клей. Необходимо зрительное восприятие , того что им необходимо сделать. Был устроен показ слайдов и репродукций военной формы.

Ребята изготавливают шаблоны: модели человека, элементов костюма. Проводим уточнение деталей костюма, решение цветовой палитры. Ребята подбирают из кусочков ткани в нужном цветовой гамме детали костюма. Вырезают их по шаблонам и наклеивают на основную модель. Обучающиеся стараются использовать смешанную технику в аппликации.

Каждому лицу придаём индивидуальные, разнохарактерные черты: по возрасту, национальности, настроению, элементам одежды, прически (работа с красками). Детальная проработка.

Работа проводится с мелкими деталями украшения. Дополнение другими художественными материалами. Возможно применение смешанной техники. На данном этапе идёт завершение работы и оформление модели на ватмане.

Требования к работе:

  • аккуратность выполнения всей работы;
  • точный подбор цветового сочетания, техники владения красками, аппликацией;
  • общая выразительность, взаимосвязь в компановке деталей;
  • проработанность, завершённость.

Работа ребят по теме “От кольчуги до мундира” пробрела творческий характер, стала настоящими искорками искусства, так как они вложили в каждый костюм свой дар, свои знания. Они научились работать совместно, стали более наблюдательны, а это с течением времени складывается в сознание своего мира.

Результатом работы была организована выставка под названием “От кольчуги до мундира”, которая получила положительные отзывы от родителей, детей, учителей и жителей микрорайона.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Кольчужные рубахи русских дружин | ЛЮДОТА

Уже столько материалов на сайте http://ludota.ru, а текста про кольчуги до сих пор нету.

Пора исправить эту историческую несправедливость)).

Тема эта широчайшая, как-никак, основной доспех древности.«От Адама до Потсдама» — так говорят о нем в народе, и совершенно правы.

Еще Римская империя берегла своих легионеров с помощью кольчуг, они же использовались черкесами во времена графа Толстого, в 19 веке!

А помимо собственно кольчужных рубах, есть еще такие интересные темы как кольчужные рукавицы, капюшоны, чулки – обо всем этом я еще расскажу в этой рубрике. Но всему свое время, начнем с основ.

Сегодня в центре нашего внимания кольчуги русских княжеских дружин – начиная с Руси Киевской и заканчивая Русью Московской.

Плетение кольчуги

Изготовление кольчужной рубахи было весьма длительным и трудоемким процессом.

Сначала подготавливались кольца, на их изготовление уходило больше полкилометра железной проволоки. Когда 20 или более тысяч колец были готовы, начиналось плетение.

Принцип плетения прост – одним кольцом цепляют четыре других. И так все полотно. На этом общее для большинства кольчуг заканчивается и начинается частное.

Во-первых, иногда в одной и той же кольчуге использовали кольца разного размера. Более мелкие позволяли усилить бронирование, сделав кольчужное полотно более жестким. Однако древние мастера пользовались этим приемом крайне осторожно, стремясь  не утяжелять кольчугу понапрасну.

В среднем вес русской кольчуги держался в районе 7 килограмм.В Европе, где встречались кольчуги с длинными рукавами, приплетенными к ним рукавицами и капюшоном, вес брони, естественно, был выше.

Во-вторых, способ соединения колец. Был вариант, когда между собой сплетались только клепаные кольца, а был и такой, когда одним клепанным кольцом соединяли четыре других кольца, каждое из которых было заранее сварено кузнечной сваркой.

Русская кольчуга

На Руси, как я уже говорил, использовались кольчуги с короткими, до локтя, рукавами.

Об этом нельзя сказать как об абсолютно доказанном факте – всех древнерусских кольчуг нам все равно не найти. Да и те, что найдены – а это более 100 кольчуг и их элементов, чаще всего представляют собой спёкшуюся массу кольчужного полотна, которая не позволяет судить о покрое.

Как видите, в основном находки кольчужного полотна не радуют сохранностью (столбец 7). Таблица приведена по третьему тому книги Анатолия Кирпичникова «Древнерусское оружие»

Однако несколько целых кольчуг на территории Русских княжеств все-таки было найдено. Поэтому говоря «древнерусская кольчуга» мы предположим, что спекшиеся экземпляры когда-то выглядели так же.

Итак, у русской кольчуги были короткие рукава и подол примерно до середины бедра.

Спереди мог делаться небольшой разрез, для удобства при ходьбе и посадке в седло. Иногда кольчугу плели более короткой сзади, опять же, в расчете на комфорт всадника.

Присмотритесь – подол сзади гораздо короче, нежели спереди. Поясню — кольчуга Райки — это не кольчуга Раисы, а кольчуга из Райковецкого городища 😉

Важным элементом кольчуги был ее ворот, который иногда делался стоечкой, и для жесткости прошнуровывался кожаным ремнем. Остатки его, если присмотреться, можно разглядеть на этом фото, некогда опубликованном на портале «ТожеФорум»  (http://www.tforum.info):

Кольчуга, которую принято считать найденной в Изяславле. Однако есть версия, что она является одной из трех кольчуг, найденных на Райковецком городище.

Иногда мастера украшали кольчуги, пуская по краю несколько рядов бронзовых колец.

Что носили под кольчужной рубахой

Поскольку кольчуга не отличается жесткостью, то рубящие удары она держит не так хорошо, как секущие. Однако, сдавать свои позиции пластинчатым доспехам она стала только во второй половине 13-го века, да так и не сдала их до конца.

В связи с этим в среде реконструкторов не прекращаются попытки разгадать секрет того, как «не больно и правильно».

Первым делом, предполагают, что под кольчугу обязательно одевали стеганую рубаху, больше похожую на перешитый матрас. Дескать, амортизирует.

Да вот только никаких следов подкольчужных стеганок на Руси не обнаружено. Ни внятных изображений, ни каких-либо обрывков ткани так и не обнаружили.

Кроме того, пользы от стеганок, прозванных в народе  «вафлями»  (за характерный рельеф) оказалось меньше, чем ожидалось.

Вот мнение эксперта, основанное на его практическом опыте:

«может в массовых «замесах» она применима, но при маневрировании на пересеченной местности набивник совершенно не применим…тяжелый, за все цепляется, а если намокнет, то вам вообще настанет конец….так, что отказывайтесь от вафель господа…фигня это все, а под кольчугу достаточно шерстяной+ кожаной рубахи, ну плюс, соответственно, льняной, легко, сухо и комфортно.

Фото с маневров «Ратное Дело: снежный плен» в Самаре. Несмотря на накал страстей, суконного кафтана под кольчугу вполне хватает, чтобы остаться здоровым после воинских забав.

Хочется добавить, что средневековая война – не бой на арене в хорошую погоду.Так вот, стеганка, а равно и ее предок-матрас, легко набирают в себя воду под дождем. При падении же за борт стеганое полотно  моментально намокает и топит своего владельца не хуже камня на шее.

Кроме того, есть такие неприятности как плесень и вши. В стеганном полотне они селятся всерьез и надолго.

Еще одно мнение.

Недавно получил поперек спины (в районе лопаток) некоторое количество подач фальшионом (тесаком – прим. Людота.ру) «от души».Даже синяка НЕ БЫЛО.Как оказалось, из-за приплюснутых колец клепанка (кольчуга из клепаных колец– прим. Людота.ру) в разы лучше амортизирует удар и перераспределяет его по телу.

Как пробить кольчужную броню?

И вот от премудростей ношения мы плавно переходим к применению кольчуг в деле, то есть, на войне.

Судя по дошедшим до нас кольчужным рубахам, доставалось им на войне по полной – сами полюбуйтесь:

И это только общий план.

Думаю, если рассматривать ее вблизи, нам станут видны еще и следы многочисленного ремонта. Разумеется, они не появились в один год – кольчуги могли использовать несколько веков кряду, передавая от одного хозяина к другому.

Многие из средневековых кольчуг перекочевали в арсеналы Московской Руси, откуда и были распроданы за ненадобностью в 17 примерно веке. Возможно, именно поэтому до нас дошло совсем немного броней эпохи Средневековья.

Кстати, пробоины, которые мы видим на этой кольчуге, могли быть получены от лучников, либо арбалетчиков. В 13-м веке широко распространяются бронебойная пика и подобный ей наконечник стрелы, который делал с кольчугой буквально следующее:

Куплю кольчугу. С уважением, король.

Уже давно по книгам и статьям о кольчуге путешествует фрагмент из французской поэмы 12 века «Рено де Монтобан». В нем, действительно, есть упоминание «доброй кольчуги, сделанной на Руси».

Впрочем, на каждый аргумент найдется свой критик.Есть мнение, что русская кольчуга здесь упомянута в качестве художественного образа, наравне со шлемами из Карфагена, русским графом при дворе Карла Великого и лошадьми из Испании и из Руси.

Что ж, в отношении художественного произведения, тем более «исторического» (речь в нем о событиях четырехсотлетней давности), это может быть справедливым.

Однако русские кольчуги все же были весьма ходовым товаром – их с удовольствием покупали половцы, торки, берендеи. То есть те, кто незадолго до того сами, своей манерой воевать, оказали на эту продукцию самое непосредственное влияние.

Байдана, юшман и бахтерец

Развивалось военное дело, развивались и кольчуги. Их рукава и подол становились длиннее.

Ко временам расцвета Московской Руси стали использоваться кольчуги с двумя заклепками на одно кольцо. Двойная склепка делала кольца куда более устойчивыми на разрыв.

Вот одна из таких броней:

Я видел ее в музее и хорошо помню воротник, хранящий следы былых сражений. Местами кольчужное плетение просто разорвано и воротник не рассыпается лишь потому, что кольца держат соседние ряды и кожаная простежка ремешком.

 

В своем развитии кольчуги дадут «панцирь», то есть кольчугу из плоских колец, и байдану – кольчугу из колец не только плоских, но еще и крупных.

Кадр из к/ф «1612» . Михаил Пореченков (в роли князя Пожарского) носит байдану

А также соединятся с пластинчатыми доспехами, вследствие чего Оружейная палата пополнится сразу двумя типами кольчато-пластинчатых броней.  Те и другие появились на Востоке, а затем уже пришли в Московскую Русь.

Это бахтерец, где пластины мелкие и немного наложены друг на друга черепицей, подобно ламеллярному доспеху. И юшман, с крупными пластинами, вплетенными в кольчужное полотно. Впервые он упоминается в 1548 году.

*  *  *

Будем надеяться, в будущем нас ждут еще много интересных кольчужных находок.

Пока же предлагаю вашему вниманию видео про изготовление кольчуг.

Теперь, пожалуй, все.

Оставайтесь на волне «Людоты» — я обязательно продолжу рассказывать про средневековое оружие и доспехи.

Литература

  • А.Н. Кирпичников «Военное дело на Руси в XIII-XV вв.»
  • А.Н. Кирпичников «Древнерусское оружие», том 3
  • А.Н. Кирпичников «Куликовская битва»
  • А.Н. Кирпичников, А.Ф. Медведев «Вооружение»// «Древняя Русь. Город. Замок. Село»
  • Материалы сайта www.tforum.info

Фото Ирины Воронковой, Алексея Христюкова, Юрия Чикина, а также из сети Интернет.

 

Поделиться новостью в соцсетях Об авторе: Николай Чеботарев

Главный редактор интернет-журнала "Людота". Увлечения - история оружия, военного дела, интернет-журнал "Людота".

« Предыдущая запись Следующая запись »

ludota.ru

«Мужскими считались вещами кольчуга, седло и копье». И... / Моя Планета

Изначально и поныне основным назначением головного убора считается защита от непогоды, спасение от жгучих солнечных лучей. Потом добавились функции такие, как модный аксессуар одежды, предмет украшения, порой очень дорогой.

А ещё в незапамятные времена через эффектные головные атрибуты их носители демонстрировали религиозную и социальную принадлежность, статус и военное превосходство, преданность традициям. Они становилась оберегом от злых магических сил. В них порой находили отражение праздность высших кругов или тщеславие и гордыня. Прошло время и что-то исчезло, что-то стало проще, что-то трансформировалось. Но по-прежнему существует огромное множество самых разных головных уборов… Помня, что нельзя объять необъятное, остановимся только на тех, о которых было заявлено в подзаголовке заметки: на мужских уборах, которые нагоняют страх на врагов и внушают почтение окружающих и богов…

До нынешнего лета я не знала о таком разнообразии - шлем, монтера, куфия, малгай… Поездка в Ригу - подарила новую точку притяжения – музей «Мир шляпы », и встречу с ученым, путешественником и основателем данного музея Кириллом Бабаевым . Более часа милый экскурсовод Анна увлеченно показывала и рассказывала об экспонатах, порой редкостных и уникальных, погружая нас в традиции и обряды множества стран… Естественно, меня в большей степени впечатлили женские головные уборы (увидела, наконец, фасон шляпы, который безумно понравился!), но некоторые мужские для меня оказались столь диковинными, что вот делюсь своими впечатлениями. И так, возвращаемся к уборам мужчин.

У некоторых народов сохраняется культ тотемов, что нашло отражение в создании головных уборов. На севере западноафриканской страны Ганы живут фарафра. Поутихли уже войны с не менее воинственными соседями, но шлем с воловьими рогами вам покажут и продемонстрируют. Его делают по образцу древних уборов, но уже используют современную ткань. В основе шлема лежит кожа, которую снаружи покрывают бархатом. От затылка к подбородку идет специальный защитный ремень, пересекающий лицо.

Рога же в скотоводческой традиции сахельского региона всегда имели двойное назначение: тотемное и устрашающее

 

На южных отрогах Гималаев, на границе Индии и Бирмы обитает народ нага. Каких-то 100 лет назад они «славились» кровопролитными войнами между племенами и охотой за чужими головами. Вероятно, поэтому свои головы они надежно защищали шлемом, который мастерили из крепких ребер буйвола, скрепленных сверху и снизу обручами из прочных верёвок. На костях вырезали «портрет» духа предка в надежде, что он защитит носителя шлема в бою и на охоте.

Военные ритуалы и в XXI веке играют огромную роль у нага: традиционный мужской костюм почти всегда представляет собой костюм воина.

Жрецы народа бамбара в Мали при исполнении ритуальных танцев надевают шапку - маску чивара. Она изображает тотемную антилопу, которое бамбара считают магическим и священным животным. Головной убор достигает полутора метров в высоту и представляет собой деревянную фигуру антилопы. Мужчины - жрецы терпеливо выдерживают эту нагрузку, дабы получить для племени благословение богов и духов предков.

Эта шапка – маска служит ещё и как напоминанием о Чиваре, человеке-антилопе, который прибыл на землю, чтобы научить людей возделывать землю и сажать злаки.

Рядом с чиварой в музейной витрине лежит ещё один уникальный экспонат – дому. На юго-западе Республики Мали живут догоны. Именно они в ритуалах используют эту маску-шапку: глухая и плотная накидка почти черного цвета с прорезями для глаз. Несмотря на то, что маска украшена каури (морской моллюск, у которого с древних времен ценится раковина за её красоту), она производит, на мой взгляд, устрашающее впечатление. И не зря… Когда экскурсовод сказала, что дому по легенде хранит дух молодой девушки, захотелось скорее отойти от витрины. Да, здесь ещё, по всей видимости, кроется загадка: танцевать ритуальные танцы могут только мужчины догоны. А как же дух девушки?...

Крупнейший народ Эфиопии, оромо, изготавливает шапки фолле из неотделанных шкур оливкового бабуина. В языческие времена обезьяна - бабуин для оромо была тотемом: ношение её шкуры вокруг головы, а частично и под подбородком, служило защитой на охоте от хищников и в бою от врагов. Вожди, конечно, носили аналогичные шапки из шкур льва.

В наши дни фолле можно увидеть лишь на головах исполнителей традиционных танцев оромо в вечерних ресторанах Аддис-Абебы.

Наверно, с точки зрения белого человека, тяга возвыситься над соплеменниками явно присуща вождям нигерийского народа йоруба. Во время церемоний на голову вождя его помощница из местных жриц возлагает огромную корону, которую называют аде-илеке. Сверху корону обкладывают целебными травами для защиты от болезней. Подкладка короны изготовлена из тонкой воловьей кожи, а снаружи она украшена фигурами птиц и людей, на самом верху - королевская птица окин. И всё это «сооружение» вышито бисером.

Традиционно аде-илеке надевают вожди, ведущие свой род от легендарного короля Одудува, первого объединителя всех йоруба.

Мой опус о мужских страстях головного убора логично завершить благодарностью обаятельному экскурсоводу рижского музея «Мир шляпы» - Анне.

«…А женщина — женщиной будет!»

P.S. Мой заключительный репортаж о Латвии - "Короткие встречи в пути"

www.moya-planeta.ru

Русские дружины в бою. Часть 5

Защитное вооружение

Все доспехи, шлемы, наручи, поножи, щиты обозначаются общим термином «защитное вооружение». Защитное вооружение было известно людям с глубокой древности. По примерам, первобытных племен, которые смогли просуществовать до 20 и даже начала 21 столетий, мы знаем, что древним людям было известно защитное вооружение. Это и простейшие деревянные щиты, и первые доспехи, сделанные из кожи, деревянных или костяных пластинок. Как только человек ознакомился с металлом, из нового материала стали изготавливать не только наступательное, но и защитное оружие.

В IX – X вв. полный комплект железного защитного вооружения был делом дорогим и редким. Позднее, по мере развития ремесленного производства, доспех стал более массовым явлением. Однако и тогда полноценное защитное вооружение оставалось главным образом принадлежностью воинской элиты – князей, бояр и их дружинников. Основным же видом защитного вооружения простого ополченца оставался деревянный щит. Но по мере роста ремесленного производства в городах, процент тяжеловооруженных воинов в русской войске постоянно рос. Кольчуга. Этот вид защитного вооружения появился ещё в 1 тыс. до н. э. и был известен на Ближнем Востоке и в Римской империи. Довольно долгое время считалось, что с падением Рима кольчуга в Западной Европе была забыта и её заново освоили только во времена крестовых походов, когда рыцари увидели её преимущества во время войн с мусульманами. Однако затем выяснилось, что это мнение ошибочно. Кольчатый доспех был широко известен в раннее средневековье на территории Великой Скифии – Сарматии, от Карпат до Северного Кавказа, Прикамья и Приуралья. Кольчуги были распространены и в «варварской» Европе, включая Скандинавию.

Ранняя кольчуга имела вид короткой рубашки с рукавами (до 70 см длиной), которые обычно доходили до локтей. Разрез ворота располагался посередине шеи или был сдвинут в сторону, воротник достигал 10 см. Внешний диаметр её колец доходил до 10-11 мм. Преимуществом древнерусской кольчуги была её относительная легкость и гибкость. Она не стесняла движений воина, при этом являлась хорошей защитой. Средний вес русской короткой кольчуги X – XIII вв. составлял около 6-7 кг.

1. Русские кольчуги. IX–XIII века. 2. Элементы плетения из одного склепанного и четырех сварных колец. Источник: Мы - славяне! Энциклопедия.

Восточные славяне в VIII – X вв. сами производили кольчуги. Видимо, став наследниками традиций сармато-аланской эпохи. Кольчуги, изготовленные русскими мастерами X века, через Волжскую Булгарию попадали в далекий Хорезм. Спустя некоторое время русские кольчуги получили признание и в Западной Европе. На территории Руси археологи нашли более сотни кольчуг IX – XIII вв. из них около 40 целых. «Брони кольчатые» (слово «кольчуга» впервые зафиксировано в письменных источниках XVI века) мастера составляли из примерно 20 тыс. колец 6 – 13 в поперечнике, при толщине проволоки 0,8 – 2 мм. Для изготовления всего одной такой «рубашки» требовалось около 600 м проволоки. При применении другой технологии кольца делали не из проволоки, а вырубались из листа железа особым штампом. Кольца были обычно одинакового диаметра. Но в более поздние времена стали сочетать кольца разной величины, закрывая наиболее важные места тела мелким плетением. Некоторые кольца были заварены наглухо. Каждые четыре таких кольца соединялись одним разомкнутым, которое потом заклепывалось. Перед Батыевым нашествием на Руси появились кольчуги из уплощённых звеньев – «байданы» и кольчужные чулки – «нагавицы».

Всадник в кольчуге и наговицах. 1. Кольца кольчуг. VIII–XIII века. 2. Плетение из сварных и склепанных колец.

Панцирь (пластинчатый доспех). Долгое время считалось, что с пластинчатыми доспехами – «бронями дощатыми», русские познакомились не ранее XII века. Однако изобразительные источники донесли до нас изображения доспехов, которые, как правило, показаны в виде чешуи. Да и в летописном рассказе о том, как в 968 году печенеги впервые пришли на Русскую землю сообщается, что воевода Претич обменялся подарками с печенежским князем и среди русских даров был доспех. В 1948 году в Новгороде, в слое 11 века были найдены стальные пластинки. Это были фрагменты пластинчатого доспеха. Вскоре подобные находки были сделаны и в других древнерусских городах. В IX – XII кольчуга преобладала в защитном снаряжении русских воинов. Примерно на каждые четыре найденные кольчуги, приходятся фрагменты всего одного панциря. В XII – XIII вв. с развитием наступательного и защитного оружия, кольчуги начинают уступать место пластинчатым доспехам. Так, в том же Великом Новгороде в слоях XIV – XV вв. уже на девять остатков пластинчатой брони приходится один обрывок кольчуги. Надо отметить, что «монгольские» завоеватели пользовались такими же пластинчатыми доспехами.

Пластинчатый доспех, как и кольчуга, наследие более древней эпохи. Он был известен на Ближнем Востоке ещё во 2 тыс. до н. э. и доспехи этого типа были широко распространены по всей территории Евразии, включая скифосибирский мир и Дальний Восток. На Руси «брони дощатые» известны с периода образования державы Рюриковичей и являются ещё одним наследием Скифии.

I. Воины в пластинчатом и чешуйчатом панцирях. С клейм житийной иконы "Святой Георгий". Начало XIV века.II. Детали защитной одежды (VIII–XIV века): 1 – детали пластинчатых доспехов, 2 – скрепление частей пластинчатого доспеха, 3 – скрепление чешуйчатого доспеха, 4 – детали чешуйчатых доспехов.

Панцирь - это доспех собранный из небольших пластинок (его ещё называют ламеллярным). Пластины доспеха связывали между собой ремешками, пропущенными через небольшие отверстия по краям пластин. Пластины заходили одна за другую, поэтому создавалось впечатление чешуи, а в местах наложения пластинок, защита была двойной. К тому же пластины делали изогнутыми, что должно было лучше отводить или смягчать удары.

Наиболее древняя система, которая очень долго продержалась на территории Руси, не требовала кожаной основы. Удлиненные прямоугольные металлические пластинки размером 8 (10) х 1,5 (3,5) см связывались с помощью ремешков. Судя по изобразительным источникам, такой панцирь достигал бедер и делился по высоте на горизонтальные ряды тесно сжатых пластин.

Другим видом доспеха была чешуйчатая броня. Пластины были почти квадратными – 6 х 4 (6) см, и пришнуровывались к кожаной или плотной матерчатой основе. Пластины надвигались друг на друга. В таком панцире было 600 – 650 пластин. Чтобы пластины не топорщились от удара или при резком движении, не отходили от основы, их ещё скрепляли с основой ещё одной – двумя центральными заклепками. Такой панцирь, в отличие от системы «ременного плетения», был более пластичным. Пластины чешуйчатых панцирей найдены в слоях XIII – XIV столетий. На рисунках чешуйчатые доспехи встречаются с XI века.

Кроме того, на Руси существовали комбинированные доспехи. К примеру, кольчужные на груди, и чешуйчатые на рукавах и подоле. Очень рано на Руси появились и другие защитные элементы – наручи, налокотники и поножи. Наручи защищали руку воина от кисти до локтя. Один такой наруч был найден при раскопках южнорусского городища Сахновка. Наруч из Сахновки двустворчатый – длинная закругленная створка прикрывала руку воина снаружи, короткая прямоугольная защищала запястье. Наруч крепился на руке с помощью ремешков.

Воин в комбинированном доспехе.

Шлем. Шлемов VI – VIII вв. на территории Восточной Европы археологами пока не обнаружено. Один из древнейших – шлем конической формы был найден в кургане X века. Древний кузнец отковал его из двух частей и соединил полосой с двойным рядом заклепок. Нижний край был обтянут обручем, на котором имелись петли для бармицы – кольчужной сетки, прикрывавшей шею и голову сзади и по бокам. Учёный мир 19 столетия поспешил назвать шлём скандинавским («норманнским»). Вскоре выяснилось, что подобные шлемы имели распространение на большой территории. Скандинавы пользовались иными типами шлемов. Конические же шлемы были восточного происхождения.

Однако конические шлемы на Руси не получили массового распространения. X веком датируются и сферо-конические шлемы, которые лучше отводили удары. Эти шлемы обычно делали из нескольких, чаще всего четырех пластин толщиной 1,2—1,7 мм, которые находили друг на друга и соединялись заклепками. Внизу шлема с помощью прутка, который вставляли в петельки, крепили бармицу. Большинство шлемов этого типа явно принадлежали не простым воинам. Железные пластины фигурно вырезаны, покрыты позолотой и серебром. Вытянутое навершие шлема иногда оканчивалось втулкой для султанчика для перьев или крашенного конского волоса.

Конические, сферо-конические и куполовидные шлемы X–XIII века.

Ещё один тип шлема, который был распространен на Руси в XI – XIII вв. – это высокие «колоколовидные» сферо-конические шлемы с выкружками для глаз и наносниками. Этот шлем весьма популярен у художников, изображающих древнерусских воинов. Кроме того, в землях «чёрных клобуков» носили четырёхгранные шлемы с наличниками – масками, которые закрывали всё лицо. Такие шлемы появились в 12 столетии.

Колоколовидные сферо-конические шлемы с выкружками для глаз и наносниками. XI–XIII века. Шлем с личиной. XIII век. Шишаки. Шлем с полумаской, наносником и кружками для глаз. XII–XIII века.

Сферо-конические шлемы Древнерусского государства породили позднейший московский «шишак». На рубеже 12-13 столетий был выработан тип крутобокого куполовидного шлема с полумаской – кружками для глаз и наносником. Нельзя забывать некоторые важные детали древнерусских шлемов. Это мягкая подкладка, её обычно делали из меха, она нужна была для удобства – не очень-то приятно надевать железный предмет непосредственно на голову, и для смягчения ударов противника. Шлёмы снабжались ремнями для застёгивания под подбородком. Иначе шлем мог просто слететь с головы от резкого движения, не говоря уж про удар в сражении.

Шлем из кургана Чёрная Могила, X век. Русский шелом XVI века.

Щит. Славянских воинов любят изображать вооружёнными миндалевидными щитами. Однако это ошибка. Данные археологии свидетельствуют, что в VIII – X вв. у русов, как и их соседей, щиты были круглые, обычно метр в поперечнике. Археологи установили, что древнейшие щиты были плоскими и состояли из нескольких деревянных дощечек – около 1,5 см толщиной, которые были соединены вместе, обтянуты кожей и скреплены заклепками. По внешней поверхности щита, особенно по краю, располагались железные оковки. Посередине щита было отверстие, которое закрывало выпуклая металлическая бляха, которой отражали удар («умбон»). Умбоны имели полушаровидную и сферо-коническую форму.

На внутренней стороне щита крепили ремни, в которые воин продевал руку. Там также имела прочная деревянная рейка, служившая рукоятью. Существовал ремень и через плечо, он был нужен для того чтобы воин мог закинуть щит за спину, во время похода, или когда надо было действовать двумя руками.

Круглый щит с умбоном и основные формы умбонов. IX–X века.

В XI веке щиты становятся выпуклыми. В это же время массово распространяются миндалевидными щитами. Но и круглые щиты не сдают своих позиций. Миндалевидные щиты были массово распространены по всей Европе. Видимо, это было связано с усилением роли конницы. Миндалевидный щит прикрывал конного воина от плеча до колена и был удобнее для него, нежели круглый. Высота миндалевидного щита составляла от трети до половины человеческого роста. Эти щиты были плоскими или немного изогнутыми по продольной оси. Соотношение высоты и ширины было 2:1. Миндалевидные щиты, как и круглые, делали из дерева и кожи, оковывались по краям и имели умбон.

Щиты обычно разрисовывали и украшали. В XII столетии это были эмблемы и символы княжеских родов. На изображениях святых воинах щиты были украшены крестами. В более раннюю эпоху щиты, видимо, украшали священными символами, знаками рода, племени. Фон щита окрашивался. Известно, что русские предпочитали красный цвет.

В Древней Руси щит являлся престижным видом вооружения. Ранние источники упоминают щит на третьем месте, сразу после меча и копья. Достаточно вспомнить, что у славян-язычников само Солнце (Даждьбог Сварожич) представляло собой огненно-золотой щит. Свой щит в знак покровительства Вещий Олег повесил на врата Царьграда. Щитами русы клялись, скрепляли договоры. Достоинство щита оберегалось Русской Правдой – человек, который осмеливался украсть щит, испортить его, должен был выплатить значительный штраф. Потеря щита в бою была символом полного разгрома и поражения.

Внутренняя сторона круглого щита и вид его сбоку. XII–XIII века Миндалевидный щит и вид его сбоку. XI – начало XIII века

Одежда воина

Ткань и кожа в земле сохраняются плохо, для этого нужны особые условия, вроде болот Новгородской земли, которые законсервировали много предметов древнерусского быта. Изображений древних русов также немного. Лучше сохранились металлические предметы – оружие, некоторые детали одежды, вроде пряжек, пуговиц и фибул (застежек плащей и рубашек). По некоторым таким деталям учёные восстанавливают общий вид одежды. Кроме того, исследователи, из-за недостатка источников, часто обращаются к материалам соседних народов – жителей Скандинавии или Степи. Привлекают и более поздние русские этнографические материалы – 18 – начала 20 столетий, благо традиции в одежде сохранились до этого времени.

Комплекс мужской одежды включал в себя рубаху, штаны и плащ. На ногах носили кожаную обувь, на голове полусферические шапки с меховыми околышами. Одежду шили из льна и шерсти. Кроме того, в дружинной среде был популярен дорогой иностранный шелк.

Русский князь с дружиной. Первая половина XI века. По материалам археологических находок Киева, Чернигова и Воронежской обл. Источник: Воины эпохи Древней Руси X - XI веков на рисунках-реконструкциях Олега Федорова.

Обязательной деталью древнерусского костюма был кожаный пояс с металлическими деталями. Пояса, которые украшались бляхами, археологи называют наборными. Расцвет русских наборных поясов наступил в X веке. Однако и позже они не вышли из употребления. В частности, пояса с драгоценными металлами упоминаются в княжеских духовных грамотах (завещаниях) XIV – XV вв. Такой пояс был символом высокого положения воина в обществе. Иногда в погребениях встречаются сложные пояса, с несколькими видами бляшек, общее число которых может доходить до нескольких десятков. Бляшки поясов самой различной формы и имеют разный орнамент: трилистники, крины-лилии, геометрические фигуры, растительные завитушки и пр. К поясу подвешивали ножи, небольшие сумочки, украшенные бляхами или чеканными пластинами. Обычно такие сумочки были небольшими – 12 – 14 см в длину и ширину.

Штаны были типа шаровар. О ношении славянами таких шаровар — широких, собранных в сборку у колена, — упоминает, восточный ученый начала X века Ибн Русте. Такие широкие штаны были удобны для верховой езды.

Данных об обуви практически нет. Видимо, русские воины носили типичные для той эпохи кожаные ботинки-полусапоги и сапоги. В ненастную погоду и зимой на обуви носили подковки в виде обувных шипов. Ранние сапоги имели невысокое прямое голенище из двух половинок – передней и задней. Позднее появились более сложные сапоги – с голенищем, которое расширялось вверх, и было скроено из нескольких частей. Носок заострился, а подошву делали многослойной. В 14 столетии у сапога появился небольшой каблук.

На голове носили «русскую меховую шапку», известную по скандинавским сагам. Возможно, она имела колпакообразную форму с меховой оторочкой, такие шапки были широко распространены в степной зоне. Видимо, эту шапку описывают восточные авторы: «Они (русы — автор) имеют обыкновение носить шерстяные шапки со свесившимся хвостом по затылку». А Ибн Фаблан упоминает парчовую шапку, отороченную соболем.

Немного известно о древнерусских плащах, верхней одежде, которая защищала человека от непогоды. Форму плаща восстанавливают по дошедшим изображениям князей на книжных миниатюрах, монетах, печатях. Она была близкой к полукругу, или сектору круга примерно в 140-160 градусов. Возможно, с одно стороны делалась подкройка (небольшой треугольный участок ткани вырезали, а затем края разреза сшивались), благодаря этому плащ плотно облегал плечи. Плащ застегивался с помощью специальной застежки – фибулы, которая располагалась на груди или на боку, под правой рукой.

В костюм русского дружинника входил кафтан. Эта распашная одежда, удобная для конника, была с древнейших времен распространена от Ближнего Востока до степной зоны Евразии. Кафтаны на Руси в 10 столетии встречаются именно в памятниках русской дружинной культуры – курганах Гнёздова, Тимерева, могильниках под Черниговом. Ближайшие родственники русских кафтанов – это кафтаны алан. Кафтаны алан, в зависимости от достатка хозяина, были сделаны из шелка или льна. Некоторые кафтаны подбивались мехом. Русские кафтаны, учитывая более суровые климатические условия, видимо, изготавливались из шерсти. Это подтверждает находка в одном из курганах Гнёздова – верх кафтана был шерстяным, а подкладка – кожаной.

Киевский дружинник X века. По материалам раскопок М.К.Каргера Десятинной церкви Киева. Знатный воин дружины русов. Конец X - начало XI века. По материалам погребений могильника Шестовицы, Черниговской обл. Древнерусский воин. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл, Гнездовский археологический комплекс. Древнерусский дружинник в распашном кафтане из ткани с набойкой. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс, погребение Дн-4.

Продолжение следует…

xn--b1adccaencl0bewna2a.xn--p1ai

Вещая Дружина - О Клубе

  О клубе [Правила Состав Фото] Реконструкция [Оружие Доспех Одежда] Воинское Ремесло Ссылки Клуб исторической реконструкции и фехтованияНаши Правила

Общие положения: - Клуб исторической реконструкции и фехтования "Вещая Дружина" (далее просто Клуб) действует на основании настоящих Правил, предложенных учредителем Клуба - Правила могут быть изменены на Вече за исключением общих положений, т.е. Правила не являются единожды и навечно установленным сводов заповедей - Все члены Клуба должны следовать настоящим Правилам и равны в их соблюдении - Как основатель, Хельги (Миницкий Олег) - первый воевода и вечный член Клуба

О Вече: - Вече - общеклубное собрание, на котором присутствует все члены Клуба, за исключением отсутствующих по уважительным причинам - Вече может быть собрано по требованию любого члена Клуба в кратчайшие сроки - Все возникшие вопросы, споры и разногласия решаются на Вече с помощью голосования, решение принимается большинством голосов, значимость каждого голоса зависит от занимаемого положения и указана в Клубной иерархии

Членство в Клубе: - Вступить в Клуб может любой желающий на основании письменного прошения* с назначением вступительного испытания**, по завершению которого на Вече принимается решение о зачислении в состав Клуба - Статус, права и обязанности каждого члена Клуба устанавливает Клубная иерархиия - Члены Клуба должны уважительно относиться друг к другу, в том числе, не зависимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания и занимаемой ступени в Клубной иерархии - Каждый член своей активной деятельностью укрепляет и развивает Клуб - Каждый член Клуба получает отличительный навесной знак, отражающий занимаемую степень и заменяемый при повышении статуса - Член Клуба не имеют права совершать действия, которые могут повредить Клубу или отрицательно сказаться на его репутации - Любой член в любой момент может покинуть Клуб по письменному прошению - За нарушение Правил Клуба на Вече ставится вопрос об исключении нарушевшего*Прошение о вступлении выполняется на бланке [A4, 300dpi, 768Кб, LaserJet], который можно получить у воеводы**Вступительное испытание - изготовление минимального комплекта снаряжения (рубаха, штаны, пояс, обувь)

Клубная иерархия - Клубная иерархия построена на реконструкции иерархии княжеской дружины во главе с князем, включает в себя 7 ступеней и представлена в следующей таблице:

Положение

Требования для посвящения

Статус

Права

Обязанности

Смерд(1 ступень) Письменное прошение Рубаха, штаны, обувь, пояс [+4] Простой люд, необученный и невооружённый, находится под защитой Дружины и в её подчинении 1 голос на Вече Пользование библиотекой/кузней Активная деятельность
Вой(2 ступень) Испытание знанием Испытание оружием Рубаха, штаны, обувь, пояс Топор [+1] Ополчение, собранное по случаю войны, плохо обучено и слабо вооружено; принимает участие в боях под началом Дружины 2 голоса на Вече Пользование библиотекой/кузней Активная деятельность
Отрок(3 ступень) Обряд посвящения Испытание знанием Испытание оружием Рубаха, штаны, обувь, кожаный пояс, головной убор, плащ [+3] Щит [1] Топор, копьё/сулицы [+1] Младшая дружина; ищущий воинского посвящения муж, низший ранг Дружины 3 голоса на Вече Пользование библиотекой/кузней Обучение ополчения и простого люда
Кметь(4 ступень) Испытание знанием Испытание оружием Рубаха, штаны, обувь, кожаный пояс, головной убор, плащ, украшения [+1] Щит, шлем, кольчатая/пластинчатая броня [+2] Топор, копьё/сулицы, меч/сабля [+1] Младшая дружина; хорошо обученный и вооруженный муж, основновная боевая сила Дружины 4 голоса на Вече Пользование библиотекой, кузней/материалами Обучение ополчения и простого люда
Княжий муж(5 ступень) Испытание знанием Испытание оружием Рубаха, штаны, обувь, наборный пояс, головной убор, плащ, украшения [+1] Щит, шлем, кольчуга, пластинчатая броня [+1] Топор, копьё/сулицы, меч/сабля, лук [+1] Наличие 5 дружинников Старшая дружина; отменно обученный и хорошо вооружённый муж, опора Князя 5 голосов на Вече Пользование библиотекой, кузней/материалами Обучение младшей дружины
Боярин(6 ступень) Испытание знанием Испытание оружием Рубаха, штаны, обувь, наборный пояс, головной убор, плащ, украшения Щит, шлем, кольчуга, пластинчатая броня Топор, копьё/сулица, меч/сабля, лук Наличие 10 дружинников Старшая дружина; отменно обученный и хорошо вооружённый муж, имеющий личную дружину, правая рука Князя 6 голосов на Вече Пользование библиотекой, кузней/материалами Обучение младшей дружины
Князь(7 ступень) Испытание знанием Испытание оружием Рубаха, штаны, обувь, наборный пояс, головной убор, плащ, украшения Щит, шлем, кольчуга, пластинчатая броня Топор, копьё/сулица, меч/сабля, лук Наличие 20 дружинников Военный вождь и отец всего народа; всегда смел, умён, весел и мудр 7 голосов на Вече Пользование библиотекой, кузней/материалами Обучение старшей дружины

- Воевода - внеиерархическая должность руководителя Клуба - Повышение занимаемого положения осуществляется на Вече и при его одобрении - Испытание знанием подразумевает написание реферата по исторической реконструкции на выбранную/одобренную или предложенную воеводой и защиту своего комплекса снаряжения на претендуемую степень - Испытание оружием подразумевает демонстрацию навыков владения оружием своей текущей ступени - Право пользования библиотекой даёт право пользоваться всеми информационными источниками, имеющимися в Клубе - Право пользования кузней даёт право использовать всё кузнечное оборудование Клуба - Право пользования материалами даёт право безвозмездного использования материалов, принадлежащих Клубу, для изготовления предметов снаряжения; решение о предоставлении материалов Клуба принимается на Вече - Размер членского взноса устанавливается на Вече (в настоящее время членские взносы не взимаются) - Время проведения и продолжительность тренировок, как и других Клубных мероприятий, устанавливается на Вече

Имущество Клуба и членов: - Имущество, приобретённое на членские взносы принадлежит Клубу и находится в распоряжении Вече - Собственное имущество члена Клуба неприкосновенно - Клуб может передавать, по решению Вече, собственное имущество во временное пользование члену Клуба на время его членства

Требования к реконструкции предметов снаряжения: - Все предметы комплекса снаряжения должны иметь исторические праобразы, представленные в публикациях археологических находок, либо в литературных/изобразительных источниках и датированные IX-XI вв - Для комплекса снаряжения обязателен его "паспорт", т.е. список всех предметов комплекса с подробным описанием праобразов, использовавшихся при его изготовлении - Исключением из вышеперечисленных требований являются Клубные навесные знаки отличия при условии их стилизации под аналогичные существующие археологические находки (праобразы, тем не менее, должны быть отражены в паспорте комплекса) - При изготовлении предметов снаряжения необходимо стремиться к использованию технологий, максимально приближенных к технологиям древнерусских ремесленников IX-XI вв - На Стяге Клуба и навесных знаках отличия должна быть отражена Клубная символика - Все вышеперечисленные требования могут не выполняться для предметов, изготовленных исключительно для проведения тренировок; данные предметы не могут использоваться при повышении статуса

Правила проведения тренировочных парных и групповых оружных схваток: - До участия в боях допускаюся члены, достигшие 18 лет, прошедшие начальную боевую подготовку и подавшие письменное прошение об участиях в боях* - Для участия в боях необходимо следующее тренировочное снаряжение: деревянный меч с противовесом, деревянный/фанерный щит, шлем, наручи, рукавицы из толстой кожи*Прошение об участии в боях выполняется на бланке [A4, 300dpi, 795Кб, LaserJet], который можно получить у воеводы

Награды и звания: - Любой член Клуба имеет право на ношение навесного знака отличия, отражающего занимаемую ступень иерархии - Член клуба, написавший 5-10-25 статей по исторической реконструкции, награждается званием Летописца III-II-I степени соответственно и навесным знаком отличия - Член клуба, изготовивший 5-10-25 предметов вооружения, награждается званием Кузнеца III-II-I степени соответственно и навесным знаком отличия - Член клуба, изготовивший 5(10)-10(20)-25(50) предметов одежды (украшений), награждается званием Ремесленника III-II-I степени соответственно и навесным знаком отличия - Член клуба, победивший в 5-10-25 внутреклубных соревнованиях, награждается званием Богатыря III-II-I степени соответственно и навесным знаком отличия - Навесные знаки отличия должны содержать символику Клуба, отражать полученное звание/ступень иерархии и иметь археологические аналогии - Присуждение званий, выдача наград и знаков отличия происходит на Вече - Ношение навесных знаков отличия без соблюдения вышеперечисленных требований запрещено

Клубная символика: - В качестве Клубной символики принята эмблема, являющаяся стилизацией родовой символики князей рода Рюриковичей - Клубная символика должна быть отражена на Стяге Клуба, щитах, наградных и отличительных знаках - В настоящее время принята следующая символика (слева направо): Клубная символика и отличительные знаки, навесные знаки отличия Летописца/Кузнеца/Ремесленника/Богатыря:

 

nasha-drujina.narod.ru