«Анатомическая кираса» (часть 1). Кираса шлем


«Анатомическая кираса» (часть 1) » Военное обозрение

В целом ряде статей, опубликованных здесь на ВО, вопросы рыцарского защитного вооружения были рассмотрены достаточно подробно. Но как оказалось, не был рассмотрен вопрос эволюции такой важной детали доспеха, как кираса. То есть второй по значимости после шлема защитной детали военного костюма минувших эпох.«Анатомическая кираса» (часть 1)Кираса работы Джованни Паоло Негроли, ок. 1513 – 1569 гг. Милан, Италия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Вопрос о том, как люди вообще до нее додумались, не менее интригующий, чем и вопросы о том, как появились все остальные детали вооружения. Впрочем, в некоторых случаях мы имеем подсказку в виде археологических находок и также данных этнографии. Например, известна находка древнейшего лука в болоте в Испании, позволившая отодвинуть его появление в эпоху палеолита, находки наконечников копий, трещинноватость на которых дала возможность определить примерный возраст появления метательных копий, так как до них копьем действовали только лишь, удерживая его в руках, и так далее. Мы знаем, что древнейшим предком щита была «парирующая палка» с отверстием для руки посредине, поскольку она, так же как и бумеранг, сохранилась в арсенале аборигенов Австралии. А вот как появился панцирь?

Уникальная кольчуга индо-персидского образца 1816 – 1817 гг., выполненная из стальных и медных колец (из последних сделаны надписи!). Метрополитен-музей.

До нас дошли сообщения, и находки археологов это подтверждают, что уже древние шумеры пользовались панцирями из медных пластинок, причем воину они выдавались поштучно и в виде простой кучи «железяк». А уже он сам должен был их все вместе связать кожаными ремешками и подогнать по фигуре. На основе этой информации можно сделать вывод о том, что, во-первых, существовали некие количественные типоразмеры подобных панцирей, и количество пластинок выдавалось не просто так, а «по росту» пришедшего на службу. А во-вторых, что сделать из них себе доспех в то время умел каждый, либо его этому учили. Ну, а пластинки изготовить было значительно легче, чем тот же панцирь выковать или отлить.

Коринфский шлем, поножи и «мускульная кираса». Даже соски и пупок и те смоделированы, как будто бы это имеет какое-то значение (или имело?). V- IV вв. до н.э. Аукцион Сотбис.

В панцирях из пластинок, судя по барельефам, многие столетия щеголяли ассирийцы, а вот у египтян, видимо, «денег на них не хватало», вернее, не хватало на рядовых воинов, так как изображения фараонов в доспехах имеются.

Германская гравированная кираса 1630 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

А вот дальше неизвестно: то ли изменения в технологии, то ли каноны культуры изменились таким образом, что на территории Древней Греции была изготовлена древнейшая кираса, состоявшая из двух половин. И вот тут защитное предназначение этого доспеха, чисто утилитарное по своей сути, смешалось с эстетикой восприятия древних греков, считавших мускулистого, пропорционально сложенного мужчину идеалом мужской красоты, недаром они так часто изображали именно таких мужчин в мраморе.

«Фигура, закованная в сталь» - типичный «максимилиановский доспех» с желобками». Арсенал в Даксфорде, Англия.

Время появление таких панцирей датируется по-разному, но очевидно, что в VIII в. до н. э. они уже существовали. Это так называемый «Аргосский панцирь» из погребения в Аргосе, состоявший из двух половин с трубочками на правой стороне канта и на плечах. Туда вставлялись штыри, соединявшие эти две детали, а слева на боку кираса стягивалась ремешками. Полукруглая пластина подвешивалась на поясе так, что защищала пах. Панцирь напоминает колокол – его нижняя кромка имеет воронкообразное расширение, и заметно выступающий воротник. Из мускулатуры на нем несколько схематически намечены мускулы груди и лопатки, то есть знанием анатомии его создатели не блистали, но, скорее, и не ставили перед собой задачи показать человеческий торс со всеми его подробностями. Насколько типичными были такие панцири и как долго их выпускали? Известен очень похожий панцирь из Олимпии, относящийся примерно к 525 году, так что производили их более 200 лет!

Доспех императора Карла V, работы Дизедериуса Хельмшмидта, 1543 г. Исторический музей, Вена.

Панцири V – IV вв. потеряли свою колоколообразную форму и высокий воротник, зато приобрели четко проработанный рельеф мускулатуры не только груди, но также и живота, вот паховой пластины они также лишились. Вместо них стали использоваться кожаные ленты – птериги. Интересно, что похожего типа кирасы опять-таки стали делать из мелких пластин, а затем появились так называемые «льняные панцири» из простеганной или приклеенной ткани, опять-таки хорошо известным нам по рисункам из греческой вазописи.

Ахилл перевязывает рану раненому Патроклу. Обе фигуры одеты в линотораксы, усиленные чешуйками, отвязанный левый наплечник у Патрокла выпрямился. Изображение с краснофигурной вазы из Вульчи, около 500 года до н. э. Альтес-музей, Берлин.

Ничего рационального, кстати говоря, в этих «анатомических» панцирях не было. Было бы куда рациональнее делать их либо совсем плоскими, либо с треугольным выступом посредине, который бы играл роль ребра жесткости, но древние греки на это обстоятельство внимания не обращали. Хотя нам известен железный панцирь по типу льняного из так называемой «Могилы Филиппа II» из Вергины. Передняя часть у него совсем плоская и он богато инкрустирован золотыми деталями, но это, скорее всего, следствие неразвитых технологий. Просто прочеканить такую железную «плиту» в то время было сложно, вот поэтому-то ее такой и оставили.

Некоторые считают, что этот панцирь принадлежал Филиппу Македонскому. Музей в Вергине.

У древних римлян доспехи были сначала точно такие же, как и у греков, то есть анатомические панцири, но рационализма в их защитном вооружении мы видим все же несколько больше. Например, бедные воины имели на груди либо квадратную, либо круглую пластину на 3-4 ремнях и все, кирасы у них отсутствовали.

Доспехи 1485 года. Обращают на себя внимание кирасы, состоящие из двух деталей, причем наемник справа имеет на торсе лишь две нижние половинки, надетые поверх кольчуги. Рис. Ангуса МакБрайда.

Затем у них появились тяжелые кольчуги из сведенных колец, а в имперскую эпоху лорики из железных полос, заходящих одна на другую. «Анатомические панцири» носили лишь полководцы, да и то есть подозрение, что только лишь на заказанных ими же собственных статуях (см., например: PR древнего панциря/ https://topwar.ru/100619-pr-drevnego-pancirya.html). То есть сам тип такого доспеха римлянами отнюдь не был забыт, но отошел в область чего-то древнего и героического, пригодного для ношения разве что только императорами.

Облачение в доспехи XV в. Причем показана как двухчастная кираса, так и кираса из четырех частей.

После крушения Великого Рима те же, например, британские историки рассматривают генезис защитного вооружения Западной Европы по следующей схеме: эпоха «темных веков» (476 – 1066 гг.), затем следует «эпоха кольчуги» (1066 – 1250 гг.), затем идет «переходный период» распространения кольчужно-пластинчатой «брони» (1250 – 1330 гг.) с относительно небольшими платинами, затем используются большие пластины, а кольчуга их только дополняет (1330 – 1410 гг.), и, наконец, появляются доспехи из «белого металла», эпоха которых завершилась в 1700 году, а вот кирасы продолжали использоваться вплоть до начала Первой мировой войны!

Испанские и португальские рыцари эпохи кольчужно-пластинчатой брони. Справа: дон Альваро де Кабрера-младший, похороненный в каталонской церкви Санта-Мария де Беллпуиг де Лас Авелланас в Лериде. Рис. Ангус МакБрайд.А это его сохранившаяся эффигия, позволившая восстановить его облик в деталях. Вот только шлем на ней отсутствует…

Однако вплоть до конца Столетней войны цельнокованые кирасы рыцари в Европе не носили. Восточные рыцари-фарис также использовали кирасы из пластинок, надевавшиеся поверх кольчуги. Известно, что они были тяжелы и очень гремели, поэтому ночью в разведку их не одевали. Судя по документам, первые доспехи из пластин применялись еще в 1290 году, но не были массовыми. Есть эффигия из Першорского аббатства в Вустершире 1270 – 1280 гг., на которой в прорезях сюрко просматривается скрепленная ремешками кираса. Известна эффигия также конца ХIII в. из церкви Тампль в Лондоне, приписываемая Гиоберту Маршалу, на которой в разрезах сюрко едва просматривается стянутая ремешками кираса из двух половин. Но металлическая ли она или из «вареной кожи», сказать, естественно, невозможно.

Опять-таки, судя по эффигиям, кирасы из двух половин появились уже в начале ХV в., как сделанные в Милане, так и германского производства. Обладали они одной интересной особенностью: нагрудная и наспинная их детали состояли каждая из двух пластин – нижней и верхней, заходивших одна на другую. И они обе скреплялась с ней при помощи ремней или двух заклепок, что позволяло им хотя бы как-то смещаться относительно одна другой. Можно было надеть только верхнюю часть или только нижнюю! Но самое значительное изменение кираса миланских доспехов претерпела в 1440 – 1455 гг., когда нижняя ее часть так сильно вытянулась кверху, что уже к концу века она практически закрывала всю верхнюю пластину, к которой крепился шлем. Иногда ремней спереди могло быть и два, но тогда они находились по бокам кирасы слева и справа.

Доспех короля Франции Генриха II (1547–59), изготовлен ок. 1555 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.Его кираса спереди.Его кираса сзади.

Как правило, никакой антропоморфности эти кирасы не имели, но зато обладали выраженным ребром посредине. Периодически, правда, это ребро исчезало, и кираса спереди приобретала глобулярную форму. Затем мастерство оружейников достигло своего пика (или рационализм их возобладал, кто знает?!), но наконец-то появились кирасы, состоящие всего из двух деталей. А затем откуда ни возьмись, вновь пришла мода на все античное, так что в итоге император Карл V уже в 1546 году носил чеканные доспехи с зооморфными наплечниками и… анатомической кирасой, подобной лорике древнеримских полководцев и сделанной в лучших традициях римских оружейников, в чем, безусловно, проявило себя искусство эпохи Возрождения. Интересно, что в них птериги тоже копировались, вот только сделаны они были не из кожи, а уже из металла!

Доспехи Карла I 1546 года работы Филиппо Негроли. Милан.

В Германии глобулярная форма нагрудного панциря пользовалась популярностью до 1530 г., однако затем ее сменила кираса со срединным ребром. Ряд панцирей 60 – 70-х гг. ХVI в. за свою форму получили название «стручков гороха», поскольку их нижняя часть спереди спускалась чуть ли не до самой паховой области.

Еще одно обращение к античной теме «Гарнитур Геркулеса». Исторический музей в Вене.

Обратившись к рукописи «Шахнаме» из Гулистана, датируемой 1429 годом, мы увидим на ее миниатюрах воинов в доспехах из больших пластин прямоугольной формы, которые имели название чарайна («четыре зеркала») и представлявшие собой… кирасу из четырех плоских, скрепленных на боках пластин! Этот доспех был очень популярен на Востоке в течение всего ХVI в. и даже позднее.

Чарайна. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.Индийский доспех конца XVIII – начала XIХ вв. Среди пластинчатых восточных доспехов известны латы и совсем удивительные, в которых нагрудная пластина разделялась на груди надвое и соединялась шнурками, что позволяло надевать такой доспех словно куртку или жакет. Но странно, что завязки были спереди. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Интересно, что в коллекции Королевского Арсенала в Тауэре имеется и доспех XVII – ХVIII вв., привезенный из Северной Индии, и состоящий из чисто восточного шлема-мисюрки и… кирасы, очень похожей на европейскую, но украшенную местным растительным орнаментом. Более того, именно в Индии мы встречаем множество вполне европейского вида кирас, но, безусловно, сделанных местными мастерами. То есть они увидели образцы и скопировали их для своей местной знати!

Индийская кираса из Хайдарабада, 1620 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.Индийская кираса из Декана – материал – вутц! Середина XIX в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Но опять-таки в более позднюю эпоху средневековья мы нигде не наблюдаем массового возвращения к «мускульным кирасам». Парадные доспехи Карла V, понятно, не в счет. Значит, развивающийся медленно, но верно рационализм в итоге все же доминировал над внешним эстетизмом, и даже Возрождение не смогло навязать людям давно отжившие формы защиты, хотя, как мы знаем, шлемы типа барбют, подобные древним коринфским и рыцари, и пехотинцы одобрили. И хотя в свое время анатомические «мускулистые кирасы» были популярны в течение многих столетий вместе с античной культурой, вернуть им свои былые позиции на новом витке исторического развития так и не удалось!

Раскрашенный шлем и кираса середины XVI века. Вес шлема 3400 г. Вес кирасы 2365 г. Журнал Метрополитен-музея №42 (2007), pp. 107-119.

(Продолжение следует)

topwar.ru

Шлем (доспехи) - это... Что такое Шлем (доспехи)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Шлем. Шлем Древней Греции коринфского типа (ок. 500 г. до н. э.). Музей в Мюнхене)

Шлем — предмет защитного вооружения, предназначенный для защиты головы от повреждений, наносимых, преимущественно, холодным оружием.

Обзор шлемов

В Первобытном мире защитные головные уборы делались из дерева, бересты, сплетённых прутьев, кожи, а также шкур животных. После того, как искусство обработки металла в древних цивилизациях достигло достаточного уровня, они получили возможность изготавливать металлические шлемы. Древнейшие шлемы, сделанные из меди и золота, найдены в царских гробницах Ура и датируются 3 тысячелетием до н. э.. Однако подобные изделия были слишком дорогими, поэтому долгое время оставались недоступными большинству воинов. Например, в Древнем Египте для защиты головы воины носили круглые шапочки из кожи или льна, иногда усиленные металлическими пластинами.[1] По этой же причине неметаллические защитные наголовья применялись и гораздо позднее разными народами; например, в Средние века среди кочевников бытовала так называемая шапка бумажная. Железные шлемы впервые появились в VIII—VII веках до н. э. в Урарту и Ассирии и имели сфероконическую шеломовидную форму. Однако получить преобладание над бронзовыми железные шлемы в разных регионах смогли получить лишь в 1 тысячелетии нашей эры.

Древний мир

Бронзовый шлем государства Урарту, VIII в. до н. э. Реплика шлема римского центуриона II в. Древнеримский церемониальный кавалерийский шлем Кросби Гаррет

Шлемы Древнего Востока

Древнейшее изображение шлема датируется первой половиной 3 тысячелетия до н. э.. Это бронзовая статуэтка с высоким серебряным шлемом яйцевидной формы, увенчанным на макушке небольшим штырьком, найденная в Сирии, Телль эль-Джудейде. Самые древние сохранившиеся шлемы — шумерские, из царских гробниц Ура, середина 3 тысячелетия до н. э.. Это каскообразные шлемы с низкими полусферическими куполами, большинство изготовлено из бронзы. Многие из них снабжены наушами, выполненными зацело с тульёй; на одном образце есть гребень. Такие детали свидетельствуют, что данные шлемы далеко не первые. Встречаются подобные шлемы и на Месопотамских изображениях этого же периода, которые, в отличие от артефактов, немного более высокие. Во второй половине 3 тысячелетия до н. э. в Месопотамии появился сфероконический тип шлема, поначалу характеризовавшийся довольно невысокой тульёй. Такой шлем, снабжённый бычьими рогами, изображён на аккадском царе Нарам-Син.

В первой половине — середине 2 тысячелетия до н. э. ведущая роль в разработке новых типов шлемов перешла в сирийско-палестинский регион. Здесь на основе как местной, так и, в большей степени, месопотамской традиции сложилось 2 основных типа шлемов, от которых произошли все позднейшие разновидности. Первый тип — сфероконический, причём, как правило, тулья шлема довольно невысокая, на макушке резко переходила в высокий узкий шпиль. Для лица делался прямоугольный или скруглённый вырез, реже шлемы были с ровным венцом. Такие шлемы полностью были металлическими. Второй тип — шлемы яйцеобразной формы, как правило, с двумя дугообразными вырезами спереди и сзади, так что с боков шлем закрывал уши. Иногда спереди был двойной вырез с дугами над бровями, сходившимися в угол над переносицей. Иногда также делались вырезы на уровне ушей. Шлемы этого типа, вероятно, зачастую были неметаллическими или же усилены металлическими пластинами, либо нашивавшимися на мягкую основу, либо надеваемые на неё и между собой соединяемыми ламеллярным способом.

Под влиянием этого региона шлемы получали распространение среди других народов. Пришедшие в конце XIII — начале XII в. до н. э. эгейские «народы моря» использовали шлемы, очень схожие с ближневосточными. В середине 2 тысячелетия до н. э. подобные шлемы проникают в Закавказье. Около XIII в. до н. э. шлемы появились в Древнем Китае эпохи Шан-Инь вместе с колесницами. Китайские шлемы были бацинетообразной формы, с яйцевидным куполом и глубоким подпрямоугольным вырезом и макушкой, немного смещённой назад. Эти шлемы увенчаны небольшой трубкой для плюмажа. На лобной части этих шлемов сделана декоративная маска Тао-Тие, а на уровне ушей — стилизованные изображения ушей или вихревые розетки. Эти шлемы отливались из бронзы способом «потерянного воска», после чего отделывались ковкой, подчеканкой и гравировкой. Сохранилось китайское бронзовое забрало — антропоморфная личина XIII—XII в. до н. э., древнейшее в мире. Оно крепилось к голове ремнями посредством петли сверху и отверстий в ушах. К XII—XI в. до н. э. относятся бронзовые маски чжоусцев в виде устрашающих обезьяньих лиц, по способу крепления аналогичные китайской личине.

В 1 тысячелетии до н. э. Ближний Восток продолжил удерживать лидерство в области шлемов. Там появилось несколько новых типов. В Малой Азии и Северной Сирии в X—VIII веках до н. э. получили распространение высокие яйцевидные шлемы с ровным венцом, на макушке снабжённые волосяным гребнем, идущим спереди назад. Они иногда снабжались наушами, а также нащёчниками, не закрывавшими уши, но, благодаря L-образной форме, прикрывавшие подбородок. Позднее на основе этих шлемов сформировалось ещё 2 типа: первый приобрёл форму фригийского колпака с загнутой вперёд заострённой верхней частью, второй получил подковообразное навершие с опущенными вниз концами. В Ассирии в IX в. до н. э. применялись высокие конические и сфероконические шлемы с ровным венцом, иногда снабжённые ламеллярной бармицей, закрывающей затылок, шею и нижнюю часть лица. В VIII в. до н. э. в Ассирии получают преобладание сфероконические шеломовидные шлемы, иногда — с низким прямоугольным лицевым вырезом. Под малоазиатско-сирийским влиянием там получают распространение шлемы с навершием, свёрнутым вперёд или подковообразным, снабжённым волосяным гребнем. В VIII—VII веках до н. э. в сирийско-финикийском регионе применялись крайне разнообразные шлемы. На изображениях иудейских воинов — конические и сфероконические шлемы ассирийского типа. На изображениях кипрских воинов — полусферические каски с назатыльником и гребнем. Сохраняли распространение яйцевидные шлемы из мягких материалов, усиленные круглыми металлическими пластинами, в том числе в VII—VI веках до н. э. в Центральной Европе. В Урарту IX—VIII в. до н. э. применялись низкие полусферические шлемы с высоким гребнем, полукруглыми лицевым, и, иногда, затылочным вырезами. С VIII в. до н. э. там под ассирийским влиянием получают распространение высокие шлемы сфероконической шеломовидной формы. Они часто богато украшались чеканкой, рельефными изображениями. Кроме сфероконических, в Урарту применялись высокие конические колпаки, иногда с гребнем. В это же время в Урарту впервые появились железные шлемы, такой же, как и бронзовые, шеломовидной формы. Тулья таких шлемов склёпывалась из двух половин, наваривалось коническое навершие; по венцу делались отверстия для крепления подшлемника.

Однако, что естественно, железные шлемы были очень редки; в этот период и позднее повсеместно применялись шлемы, отлитые или выкованные из бронзы. Сфероконические бронзовые шлемы с начала 1 тысячелетия до н. э. под ассирийско-урартским влиянием появляются в Иране. Также там применялись полусферические шлемы с вырезами, которые распространились среди многих народов Евроазии, в том числе скифов и саков, и известны, как шлемы кубанского типа. Похожие шлемы применялись и в Китае, попав туда в XI—X веках до н. э. через кочевников, стали независимо развиваться, а в III в. до н. э. были повторно заимствованы у саков. В середине 1 тысячелетия до н. э. в Ахеменидской империи, по словам Геродота, в коннице использовались кованные бронзовые и железные шлемы. С VI в. до н. э. у скифов появляются простые в изготовление чешуйчатые шлемы, сделанные из железных пластинок, нашитых на кожаную основу, сверху вниз или снизу вверх. Не исключено, что подобные наголовья были заимствованы ими в ахеменидской восточной Малой Азии. После середины 1 века до н. э. ключевая роль в области шлемов от Анатолии, Закавказья и Западного Ирана переходит к кочевникам степей Евроазии.

Шлемы Древней Греции

Шлем древнегреческого гоплита, наряду с туникой и четвёркой запряжённых в колесницу лошадей, стал символом эллинской эпохи (в широком смысле), от легендарной троянской войны до римского завоевания. Хотя железные шлемы появились в IV в. до н. э., они ещё долгое время оставались редкостью и амуницией царей. Мечи были железными, потому дошли до нас в виде брусков ржавчины, а бронзовых шлемов сохранилось немало, чтобы оценить степень мастерства древнегреческих ремесленников. Не существует общепризнанной классификации шлемов Эллады, тем не менее можно выделить определённые типы, различающиеся как внешним видом, так и технологией изготовления. В античное время шлемы коринфского и беотийского типа, пилосы, так и называли, для остальных типов названий не существовало (или они не дошли до нас), так что разделение по типам — это веяние нашего времени.Знаменитый гребень из перьев или конских волос, гордость гоплита, приписывают изобретению карийцам, народу в Малой Азии, которые украшали так свои шлемы в период расцвета микенской цивилизации (Плиний, 7.56; Геродот, 1.171). См. дальше в основной статье.

Шлемы Древнего Рима

Шлем видимо римского центуриона сделанный в наше время.

Древняя Европа

В Альпах периода соперничества с Римом был распространён так называемый Неговский шлем.

Средние века

Шлем кочевника XVIII века на почтовой марке Казахстана, 2006

Европейские шлемы раннего Средневековья

Ранние шлемы средневековой Европы формировались под восточным влиянием. Первоначально это были каркасные шлемы, склёпанные из нескольких сегментов на каркасе. В Вендельскую эпоху распространяются вендельские шлемы. С восточным влиянием связано и распространение с X века норманнских шлемов, которые имели уже не каркасную конструкцию, а были непосредственно склёпаны или спаяны из нескольких сегментов. Эти шлемы нередко снабжались наносником. В XII веке появляются шлемы с цилиндрической тульёй, позднее трансформировавшие в топфхельмы — горшковидные шлемы, которые сохранялись до XIV века. Предположительно в конце XII — начале XIII века появляются шапели — шлемы с полями. Также применялись простые полусферические цервельеры.

Европейские шлемы позднего Средневековья

В начале XIV века в Европе появляются бацинеты, закрывающие затылок, но оставляющие открытым лицо. Нередко они снабжались забралами, в частности, весьма популярным было забрало хундсгугель. В XV веке появляются армет и салад, а также барбют. В XVI веке появляются простые пехотные шлемы — кабассеты, а, позднее, морионы. В этом же веке появился бургонет, а также лёгкие железные шапки и черепники. В XVII веке под восточным влиянием посредством Польши и Венгрии в Европе получают распространение шишаки или ерихонки с козырьком, наушами и назатыльником. Во второй половине XVII века шлемы, вместе с доспехами, почти полностью выходят из употребления.

Русь и Восточная Европа

Народы Восточной Европы, как и Западной, в раннем Средневековье использовали каркасные шлемы, а с X века — норманнские. Причём на запад эти шлемы проникли именно через Восточную Европу. С X века на Руси появляются шлемы черниговского типа сфероконической формы, склёпанные из 4 частей и золочённые; и под русским влиянием распространяются на запад Восточной Европы. Простые шлемы, склёпанные из 4 частей, имели хождение среди кочевников. С восточным влияние связано и появление в XII веке на Руси высоких сфероконических шеломов, в несколько изменённом виде бывших господствовавшим типом до конца XVI века. Уникальными являются крутобокие шлемы с полумасками, датируемые XII—XIII веком. С XII века кочевники Восточной Европы использовали также характерные цилиндроконические шлемы с вырезом для лица, снабжённые личиной, которые в XIV веке на Руси и Польше были модифицированы в так называемые восточные бацинеты. В XIV веке на Руси впервые упоминаются, а с конца XV получают распространение шишаки. В XVI веке появляются шапки железные, а под турецким и иранским влиянием — мисюрки и, в конце века, ерихонки. К концу века невысокие шишаки и шапки железные становятся господствующим типов боевых наголовий, вытеснив высокие шеломы. В XVII веке под западным влиянием на Русь попадают пехотные европейские шлемы, в частности, кабассеты. Как и в Западной, в Восточной Европе шлемы к концу XVII века почти перестают применяться.

Иран

В начале 1 тысячелетия до н. э. под влиянием Ассирии и Урарту в Древней Персии появляются бронзовые сфероконические шлемы. В 498 г. до н. э. ахеменидские всадники, по словам Геродота использовали бронзовые и железные шлемы. Позднее бронзовые шлемы были вытеснены железными. В первой половине 1 тысячелетия н. э. и позднее, судя по имеющимся источникам, в Иране продолжали использовать высокие конические и сфероконические шеломы, иногда снабжённые кольчужной бармицей. Кроме них применялись простые полусферические шлемы. На изображении из Фирузабада III в. н. э. некоторые воины изображены в бацинетообразных шлемах. Сасанидские шлемы III в. н. э. из Ниневии имеют сфероконическую форму без обратного изгиба, склёпаны из 4 треугольных сегментов с помощью дополнительных пластинок, и снабжены кольчужными бармицами. Широко использовались и железные шлемы каркасной конструкции в форме парфянской войлочной шапки. Уже к VII веку относятся свидетельства о полусферических шлемах с полувырезами для глаз и круговой бармицей — прилбицах; но распространение они получили позднее, а сохранялись ещё в XV веке. Видимо, под монгольским влиянием в Иране распространились шишаки, широко известные по миниатюрам XIV века. Это шлемы с полусферической тульёй, выступом на макушке, иногда — налобной пластиной и бармицей. По-видимому в это же время получают распространение науши; также в XIV веке появляется скользящий наносник. С первой половины XV века популярность приобретают плюмажи. В середине XV века появляются тюрбанные шлемы — возможно, что в Тебризе, хотя есть мнение, что этот тип сформировался в Турции. В целом, в XV—XVII веках, судя по миниатюрам, основными типами шлемов были шишаки и шеломы, нередко лощатые или гранёные, и с различными дополнительными элементами. В конце XVI — начале XVII появляются шлемы кулах-худ, имевшие, скорее, церемониальное назначение, и просуществовавшие до XVIII—XIX веков. С XVII века известны изображения шлемов, снаружи обмотанные полосой ткани (пагри). Надо также отметить, что в 1593 г. упоминаются доспехи и шлемы иранских воинов, сделанные из железных пластин, закреплённых на бархатной основе.

Турция

Предки турок, пришедшие в VI веке, были носителями тюркской культуры и применяли шлемы, свойственные другим кочевникам. Это были, преимущественно, шлемы в виде конуса с выпуклыми образующими, склёпанные из нескольких сегментов; а также каркасные шлемы. Позднее их вооружение развивалось под Иранским влиянием. Самые старые турецкие шлемы — это 2 приблицы XIII—XIV в. с сегментными тульями. По некоторым гипотезам, от них происходят тюрбанные шлемы, получившие широкое распространение в Турции со второй половины XV века. С влиянием Ирана связано применение шеломов, известные образцы XV века которых отличались формой, близкой к цилиндроконической, и высоким шпилем. Вероятно, с XIV века распространяются шлемы сфероконической или близкой к ней формы, коническая часть которой была с прямыми образующими — такой тип назывался в Турции шишак (но, в русском понимании, шишаком не является), а у мамлюков — кавнас. Под конец XV века широкое распространение получают шишаки с полусферическим (иногда — яйцевидным) куполом, у мамлюков называемые муваама. Шлемы кавнас и муваама дополнялись различными защитными элементами — козырьком, наушами, назатыльником, скользящим наносником — в результате чего в XVI веке из них появляются ерихонки. Некоторые шлемы покрывались кожей и бархатом. В Турции также применялись мисюрки, а в XV веке — сфероконические мисюрковидные шлемы, позднее на Кавказе известные как танж.

Средняя Азия и Монголия

Татаро-монголы в XIII — первой половине XIV веков использовали очень многообразные шлемы, во многом связанные с влиянием других народов. Были весьма распространены полусферические и сфероконические шишаки, с тульёй из 4 и более сегментов, с полосой, обёрнутой вокруг шлема по венцу. Шлемы венчались, как правило, чашевидным или розетковидным подвершьем и навершием в виде втулки для плюмажа, шпиля или шишечки. Иногда снабжались налобной пластиной. Аналоги подобным шлемам находятся в Китае, Маньчжурии, Синьцзяне. Шлемы могли снабжаться наушами в виде 2—3 дисков с каждой стороны, а изредка — защитой лица — неподвижным наносником в виде узкой стрелки, а также козырьком, ещё реже — небольшими горизонтальными или опущенными полями. Плюмажи были чаще всего в виде волосяной кисти или состояли из 2 перьев, а также характерным было украшение в виде двойной ленты, прикреплённое к кольцу, вставленному в навершие шлема. Бармицы использовались ламинарной и ламеллярной конструкции, из твёрдой кожи, металла; также встречались тканевые, кольчужные, и, вероятно, чешуйчатые. Разные бармицы в одних случаях защищали голову и шею только с затылка и с боков, в других — защищали ещё и горло, а в третьих — закрывали лицо.[2] Во второй половине XIV — начале XV веков монголо-татарские шишаки изменились не сильно, но шлемы в целом стали ещё более разнообразны. В западных регионах распространяются шлемы, выкованные из одного куска металла и цельнокованные. Широкую популярность приобретают науши старого типа. Появляются скользящие наносники. Одним из основных типов на Ближнем и Среднем Востоке вплоть до первой половины XVI века становятся полусферические шлемы — прилбицы с круговой кольчужной бармицей.[3]

В Средней Азии в XV—XVII веках использовались разнообразные шлемы, как правило, сфероконической формы, и часто снабжённые бармицей, а также наушами. Среднеазиатские шлемы были очень близки к иранским, русским и османским этого периода. Основные типы используемых шлемов — это, прежде всего, шишаки с невысокой тульёй сфероконической или полусферической формы, чаще всего, судя по изобразительным источникам, склёпанной из нескольких частей; высокие сфероконические шеломы, также нередко клёпаные; и цилиндроконические шатровидные шлемы. Все эти шлемы нередко венчались втулкой с плюмажом, или же яловцем, прикреплённым к шпилю. До начала XVI века иногда встречались шлемы с надбровными вырезами. Иногда использовался скользящий наносник. Науши использовались двух типов: двойные или тройные, трапецевидной, пятиугольной или круглой формы, и одинарные, сложной формы — последний тип в XVI веке вытесняет первый. В течение XVI—XVII веков число цельнокованных шлемов растёт, но всё же уступает клёпанным. Кроме металлических шлемов, использовались войлочные или меховые защитные шапки, в том числе известные как шапки бумажные.[4]

В XVI—XVIII веках кочевники Монголии и Калмыкии использовали шлемы, склёпанные из нескольких частей — обычно от 4 до 8. Они нередко снабжались козырьком (в том числе — коробчатым) и бармицей, пластинчато-нашивной, тканевой или ламеллярной, как правило, разделённой на 3 сегмента, закрывающих уши и затылок. По форме тульи шлемы были сфероконическими (без обратного изгиба) и полусферическими. Уникальным типом боевых наголовий был монгольский сфероцилиндрический шлем.[5]

Индия и Юго-Восточная Азия

В Индии ещё в начале 1 тысячелетия н. э., видимо, для защиты головы использовали тюрбаны, каких-либо свидетельств о использовании металлических шлемов нет. Заметное значение доспехи там начали играть только в XIII—XIV веках, и в XV—XVI веках индийские доспехи и шлемы делались по образцам Центральной Азии и Ирана. Значительное распространение доспехи и шлемы (топы) в Индии получили лишь к концу XVII века. В XVI—XVIII веках применялись шлемы с невысокими тульями подчас замысловатой формы, с козырьком, назатыльником и подвижным наносником, нижняя часть которого расширялась в виде месяца и закрывала лицо. Были распространены чешуйчатые капюшоны, иногда снабжённые подобными наносниками. С XVI века применялись низкие шлемы с конической верхней частью, декоративным ободом, иногда — наушами. В XVII веке под Иранским влиянием появились шлемы с относительно высокой тульёй конической или сфероконической формы. В XIX веке встречаются шлемы в виде шишаков. Наносники, как правило, фиксировались не шурупцем, а с помощью петли и крючка. Обычна была кольчужная бармица. Некоторые шлемы имели овальную форму. Нередко применялись кольчато-пластинчатые наголовья, а также составленные из множества узких пластин, и просто кольчужные и мисюрковидные. Они носились поверх тюрбана. Помимо металлических, имели распространение защитные наголовья из нескольких простёганных слоёв ткани.

Филиппинские шлемы поначалу были очень близки к индийским и изготавливались из множества пластин. С XVI века под влиянием испанцев, захвативших острова, здесь стали применяться шлемы, имитирующие испанские бургонеты, кабассеты и морионы. Они в одних случаях делались из бронзы — спаивались из отдельных литых секций; в других — из роговых пластинок, закреплённых на основе из сыромятной кожи.

Дальний Восток

Китайские шлемы периода Хань делались в виде капора, чаще из кожи, хотя некоторые могли быть и металлическими. Также известны шлемы, по форме похожие на фригийский колпак и сделанные из ряда вертикальных пластинок. Найденный в На-хи шлем III века н. э. отличается закруглённой конической формой и сделан из нескольких вертикальных позолоченных вертикальных пластинок, соединённых кожаными ремнями; шлем увенчан трубкой для султана. На фигурке кавалериста из династии Северная Вэй изображён полусферический шлем с небольшим заострением на макушке, и с венцом, который заостряется на переносице, а сзади и по бокам к нему прикреплены щитки, закрывающие затылок и уши. На другой фигурке этой же эпохи шлем с прямым ободом, асимметричной тульёй и прикреплённой к шлему цельной защитой затылка и ушей. На фигурках VII—X века из китайского Туркестана показаны полусферические шлемы, склёпанные из нескольких сегментов с волнистыми краями, причём на разных шлемах либо передний сегмент перекрывает боковые, а они, в свою очередь, последующие, либо наоборот. Эти шлемы снабжены трапецевидным наносником, доходящим до переносицы, и полусферическим навершием. На фигурке из Туюка династии Тан шлем ламеллярной конструкции в форме бацинета. С XIII века под монгольским влиянием в Китае большое распространение получают конические или сфероконические шлемы с выступом на макушке и козырьком. В книге «Ду шу цзи чжэн» династии Мин (XIV—XVII в.) многие шлемы по форме тульи аналогичны шишакам, и дополнены ламеллярным или куячным назатыльником. Другие шлемы отличаются полусферической тульёй, иногда с полукруглым вырезом для лица. Все эти шлемы снабжены разнообразными плюмажами. Однако шлемы, сделанные из частей, стянутых ремнями, продолжались использоваться на Тибете даже XIX веке, несмотря на появление более лучших типов.

Корейские шлемы были очень схожи с китайскими. В XVI—XVII веках использовались четырёхсегментные шлемы яйцевидной формы, сегменты которых соединены приклёпанными снаружи пластинами, а сферху приклёпана пластина. Эти шлемы обычно снабжены козырьком, иногда дополнялись назатыльником и наушами из мелких пластинок. Известен также шлем с полями вместо козырька. Офицерские шлемы обычно покрывались чёрным лаком и украшались золочёными медными накладками.

В Японии применялись шлемы кабуто с полусферической тульёй, склёпанные из нескольких сегментов и снабжённые назатыльником сикоро (похожий назатыльник был известен и на китайских шлемах). В XVI веке там появляются нестандартные шлемы — кавари-кабуто. Среди асигару популярностью пользовалась дзингаса.

Новое и новейшее время

Каска

На латыни металлический шлем назывался cassis, откуда произошло французское casque, а затем и русское каска. После появления огнестрельного оружия доспехи постепенно исчезают, и в XVIII веке солдаты сражаются без шлемов. Металлические шлемы ещё сохраняются в тяжёлой кавалерии, однако к началу XX века они служат больше для церемониальных целей, чем для защиты головы. В наполеоновских войнах основные потери наносил артиллерийский огонь. Шлемы не предохраняли солдат от картечи и ядер, гораздо важнее был манёвр на поле боя. При отступлении из Москвы французские кирасиры первым делом бросили свои доспехи, как только из-за падежа лошадей были вынуждены идти пешком. Развитие артиллерии в XX веке вдохнуло новую жизнь в шлем, который стал называться каска. Теперь потери наносили не только пули, но и осколки снарядов, чего не было в XIX веке. Поэтому от солдатских касок требовалась защита от небольших осколков или шрапнели с невысокой скоростью, максимум — от пистолетной пули. В Первую мировую войну в 1915-16 гг. во всех армиях были приняты каски четырех основных типов:

  • «Рогатый» Stahlhelm M16 с развитой шейной частью, ставший одинм из символов немецкой армии. По бокам находились вентиляционные отверстия, которые закрывались цилиндрическими клапанами, напоминающими короткие рожки.
  • Каска Адриана. С гребнем. Знаменитый шлем пожарных. Была на вооружении Русской армии с 1915 до 1936 г.
  • «Тазик для бритья» английской армии.
  • «Русская каска» образца 1940 г. Бывшая сначала стальной «васнецовкой» 1916 г., позднее ставшая «буденовкой», лишившись острого навершия. Сочетая в себе легкость английской с защитой немецкой, в том или ином виде применяется наравне с АК по всему миру.

Современные шлемы

Современные шлемы изготовляют из композиционных материалов. В современные шлемы встраивают радиопередатчик и радиоприёмник.

Примечания

  1. ↑ БСЭ, статья «Шлем»
  2. ↑ Горелик М. В. Ранний монгольский доспех (IX — первая половина XIV в.) // Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск: Наука, 1987.
  3. ↑ М. В. Горелик. Монголо-татарское вооружение второй половины XIV- начала XV вв. // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983.
  4. ↑ Л. А. Бобров. «Железные ястребы Мавераннахра (комплекс защитного вооружения воинов Средней Азии и сопредельных территорий конца XV—XVII вв.)»
  5. ↑ Бобров Л. А., Худяков Ю. С. — «Боевые наголовья кочевников Монголии и Калмыкии второй половины XVI — начала XVIII».

Литература

  • М. В. Горелик. Оружие Древнего Востока (IV тысячелетие — IV в. до н. э.).
  • Вендален Бехайм. Энциклопедия оружия (Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в его историческом развитии от начала средних веков до конца XVIII в.). 1890.
  • Кирпичников А. Н., «Древнерусское оружие. Выпуск 3. Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв.», Издательство «Наука», 1971.
  • Кирпичников А. Н., «Военное дело на Руси в XIII—XV вв.», 1976.
  • Висковатов А. В., «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», ч.1.
  • Рассел Робинсон «Доспехи народов Востока». ISBN 5-9524-2225-X

См. также

dic.academic.ru

Униформа кирасир Наполеона | Униформа армий мира

Кирасиры — род тяжелой кавалерии, одетой в неполные латы, которые покрывали две трети тела — с головы до ног, шлем и кирасу.В ходе полной реорганизации французской армии в 1791 году все старыеполковые звания были отменены. Командиры полков снова получили звания полковников.10 октября 1801 года 1-й Кавалерийский полк был преобразован в 1-й Кавалерийско-Кирасирский.

12 октября 1802 года были укомплектованы 2-й, 3-й и 4-й кирасирские полки, а затем — 23 декабря 1802 года — 5-й, 6-й и 7-й. В течение года были преобразованы 9-й, 10-й, 11-й и 12-й полки, и в результате численность нового рода войск была доведена до 12 кирасирских полков. В 1808 году 1-й Провинциальный полк тяжелой кавалерии стал 13-м Кирасирским, а затем 2-й полк Голландских кирасир с 1810 года стал именоваться14-м Кирасирским.

Кирасир Наполеона
Информация: «Кирасиры Наполеона» (Новый Солдат № 170)

История кирасир и карабинеров была отчасти общей, и это отражалось в их униформе.Только после Австрийской кампании 1809 года были введены заметные изменения их обмундирования и оснащения, но, как ни странно, они только подчеркнули сходство этих тяжелых кавалерийских полков.Из-за тяжелых потерь, которые понесли карабинеры в кампании 1809 года, император приказал обеспечить лучшую защиту этих элитных кавалеристов. Эдиктом от 24 декабря 1809 года было предписано оснастить их защитным вооружением по кирасирскому образцу.

При этом должно было быть подчеркнуто своеобразие карабинерских полков.Это требование могло быть выполнено только путем замены основного цвета униформы карабинеров с темно-синего на белый, который красиво сочетался с медными пластинами кирас, который они получили.С этого времени кирасиры и карабинеры стали единственными частямиВеликой Армии, снабженными кирасами, но при этом исчезло их традиционное сходство в униформе.

Кирасир Наполеона
Информация: Маргеранд «Головные уборы французской армии»

Кирасирская каска представляла собой стальной шлем с медным гребнем.Основание кирасирской каски было окружено полосой меха («тюрбаном»), а гребень увенчивался космами конского волоса, которые ниспадали сзади. Но из-за того, что каждый кирасирский полк закупал каски самостоятельно, в деталях они различались. В результате разными были высота и форма самого шлема, кривизна и орнамент гребня, а также гнездо крепления небольшого султана — эгрета и конского хвоста.

Кирасир Наполеона
Информация: Маргеранд «Головные уборы французской армии»

В 1811 году была предпринята попытка ввести единый для всех полков образец каски, однако, требование унифицировать каску трансформировалось в попытку ее удешевления. Новая модель оказалась крайне нелюбимой солдатами прежде всего из-за ее отвратительного качества: плохой стали, меди и конского волоса, отсутствия металлического окаймления козырька, из-за чего он быстро терял форму.

Кроме всего, у кирасирской каски исчез тяжелый шишак, который изначально скреплял половинки медного гребня и придавал ему дополнительную прочность.

Информация: Маргеранд «Головные уборы французской армии»

Новая каска была настолько непопулярной, что многие предпочитали носить каски старого образца, ремонтируя их сколько можно — по крайней мере, они были прочными. Но несмотря на многочисленные протесты, новая каска, к огорчению всех, оставалась официально предписанным головным убором…Офицерские каски были в целом такими же, как солдатские, но лучшего качества.Их форма, однако, претерпела более выраженную эволюцию: если первые образцы были очень близки к солдатским, то начиная примерно с 1808 года у офицерских касок начали понемногу увеличивать наклон лобной части шлема назад, основание гребеня чуть отодвигать назад, а его верхушку, наоборот, слегка вытягивать вперед. Это привело позже к появлению так называемого «шлема в стиле Минервы», с нео-греческим профилем. И офицерские, и солдатские каски украшались плюмажами, которые вставлялись в держатель, размещенный спереди от левого крепления подбородочногоремня. Плюмажи штаб- и обер-офицеров были белыми, у остальных чинов — алыми.

Униформа французских кирасир
Информация: «Кирасиры Наполеона» (Новый Солдат № 170)

«Кираса MkI» относится к 1802 году, когда защитное вооружение этого типа впервые было дано 1-му Кирасирскому полку.В 1803 году такие кирасы получили 2, 3, 6, 7 и 8 Кирасирские полки, в 1804 году — 4, 9, 10, 11 и 12 Кирасирские полки, а в 1805 году — 5 Кирасирский полк. У этой кирасы нагрудная половина имела сравнительно небольшую кривизну, а в нижней части образовывала тупой угол. По периметру нагрудной и спинной пластин шли в общей сложности34 медных заклепки. При надевании кирасы сначало надо было пристегнуть концы украшенных металлическим чешуйчатым прибором покрытых тканью кожаных помочных (плечевых) ремней к сферическим медным пуговицам, приклепанным к нагрудной пластине. Затем вся конструкция надевалась через голову, после чего две половины кирасы внизу скреплялись при помощи кожаного ремня с медной пряжкой (поясной ремень был приклепан по бокам к спинной пластине двумя медными заклепками).Обычно помочные ремни были покрыты латунной чешуей, но у 9-го Кирасирского полка они были покрыты двойными цепочками желтой меди. У кирасир 8-го полка металлического прибора на помочных ремнях не было — они были простой черной кожи.Офицерская кираса «MkI» была более шикарной. На расстоянии 3 см от ее краев шла сплошная выгравированная линия, которая образовывала на нагруднойи плечевой пластинах окаймляющую полосу, внутри которой располагались 32 позолоченных медных заклепки.Помочные ремни офицерских кирас сначала были схожи с солдатскими, но имели позолоченную чешую и серебряные шнурки вдоль по краям. Позже офицерские помочные ремни стали усиливать двумя или тремя продольными позолоченными цепочками. Поясной ремень офицерской кирасы был красной кожи, украшенный серебряным шитьем, с позолоченной пряжкой.

Униформа кирасир Наполеона
Информация: «Кирасиры Наполеона» (Новый Солдат № 170)

«Кираса MkII» была введена после 1806 года, но она отличалась от первого образца лишь немного большей выгнутостью нагрудной пластины. «Кираса МкIII» 1809 года делалась по тому же образцу, но с несколько более округлым профилем, и к тому же была немного короче.Офицерские кирасирские кирасы «MkII» и «MkIII» были незначительно измененными вариантами первой модели.Они стали более округлыми, длинными и тяжелыми, и имели по 34 позолоченных заклепки.Кирасиры имели китель-сюртук (habit-surtout) образца 1803 года. Неудобный китель с длинными фалдами, предписанный кавалерии, был отменен приказом от 1 Вендемьера XII года Республики. Новый китель-сюртук был однобортным, с более короткими полами. Он должен был шиться на средства полковой казны.Приборные цвета и их расположение оставались теми же, которые были введены уставом 1791 года.

Цвета кирасирских мундиров

Если выкладка оставалась темно-синей, указанные в таблице детали сюртука должны были окантовываться жгутом приборного цвета. Если же воротник, обшлага и т.д. были из ткани полковых цветов, кант должен был быть синим. Фальшивые карманы на фалдах имели кант приборного цвета и три оловянных пуговицы с выштампованным номером полка.

Униформа кирасир Наполеона
Информация: «Кирасиры Наполеона» (Новый Солдат № 170)

Камзол (habit-veste) образца 1806 года. Хотя сюртук образца 1803 года носили всю Баварскую кампанию, многие продолжали использовать такого типа мундиры и позже — в период Прусской и Польской кампаний 1806 и 1807 годов. Однако эти мундиры были дополнительно украшены лацканами приборного цвета.

Кирасиры Наполеона
Информация: Соколов О. «Армия Наполеона»

Сюртук образца 1809 года. В 1809 году был введен новый сюртук, который значительно отличался от образца 1803 года. Однобортный мундир имел десять оловянных пуговиц и фалды длиной до середины бедра, без карманов и отворотов. Эта униформа немедленно создала проблемы: 1-й и 4-й, 2-й и 5-й, 3-й и 6-й, 7-й и 10-й, 8-й и 11-й, 9-й и 12-й Кирасирские полки до сих пор внешне различались по форме карманов. Поэтому в конце 1810 года было дано новое расписание приборных цветов (см. таблицу выше).В этот период были сформированы два новых полка — 13-й и 14-й Кирасирские, а их приборным цветом был назначен темно-красный. В 13-м Кирасирском полку и воротник, и манжеты должны были быть приборного цвета, а в 14-м полку — только манжеты.

Униформа кирасир Наполеона
Информация: «Кирасиры Наполеона» (Новый Солдат № 170)

Камзол образца 1812 года. Уже в 1810 году новый сюртук стал вызывать недовольство длиной фалд. Они хоть и были короче, чем у старого кавалерийского сюртука, но все же оставались слишком длинными: сминались кирасой и попадали между всадником и седлом. Поэтому был разработан новый образец камзола — однобортный, с девятью оловянными пуговицами и очень короткими фалдами с отворотами и вертикальными ложными карманами. Воротники и отвороты фалд во всех полках устанавливались приборных цветов, что устраняло проблему идентификации мундира только по цвету манжет и обшлагов.Униформа этого образца было последним шагом в разработке приемлемого мундира для войск, использовавших кирасы. Этот камзол использовался до конца «периода наполеоновских войн».Бриджи (лосины) кирасир из овечьей или оленьей кожи служили парадной одеждой. На марше или в бою они должны были заменяться рейтузами. Единого утвержденного образца для рейтуз не существовало до 1812 года и они шились из полотна или кожи, по цвету варьировали от светло- серого до серо-коричневого, могли иметь обтяжные или костяные пуговицы, а могли быть и без них.В качестве выходной одежды применялись полотняные бриджи с чулками или гетрами. Они должны были быть белыми летом, и темно-синими, с синими или черными шерстяными носками, зимой.

Униформа кирасир Наполеона
Информация: «Кирасиры Наполеона» (Новый Солдат № 170)

В Установлении 1812 года не было специальных предписаний относительно выходной одежды, но официально оговаривался фасон рейтуз: серые полотняные с обтяжными пуговицами вдоль наружного шва.Офицерские бриджи шили из кожи оленя или серны, но и они при походной форме должны были заменяться на матерчатые из темно-синего полотна. Офицерская выходная форма включала белые полотняные бриджи и белые хлопчатые носки летом, и темно-синие полотняные или кашемировые бриджи с темно-синими или черными шерстяными чулками зимой.

Плащи-накидки у кирасир изначально были длиной три четверти, без рукавов, с короткой пелериной. Плащи-накидки шились из белой материи с примесью синих нитей.По бортам и вдоль заднего разреза пелерины была подшита подкладка из сукна прикладного (по полкам) цвета.Установления 1812 года предписывали ношение более узкого плаща с рукавами — он выглядел более элегантно и напоминал шинель. В 1813 году он был несколько изменен — была отменена цветная подкладка вдоль разрезов.Офицерские плащи-накидки были аналогичны солдатским, но шились из более добротного материала и были темнее.Офицеры также носили темно-синие шинели длиной примерно до середины голени. Это одеяние было двубортным, с семью серебряными пуговицами в ряд, и имело большой отложной воротник.

Источник:1. «Кирасиры Наполеона» (Новый Солдат № 170)2. Дж. Р. Элтинг «Наполеоновская униформа» том 13. Соколов О. «Армия Наполеона»4. Маргеранд «Головные уборы французской армии»

uniforma-army.ru

12 невероятных доспехов и шлемов за последние 4 миллиарда лет

Доспех самурая

12 невероятных доспехов и шлемов за последние 4 миллиарда лет

Самурай в боевой выкладке выглядел так, как если бы Чужой оделся на Хеллоуин в костюм Дарта Вейдера. Доспехи должны были наводить ужас на врагов, но также от их вида снижались надои, падала яйценоскость и дохли муравьи. Видимо, поэтому японская диета состоит из рыбы, которая не видела этого ужаса, и риса, которому все равно.

Перед боем самурай надевал больше двадцати предметов, многие из которых крепились шнурами. Неудивительно, что сэппуку делали легко. Наверное, даже с облегчением.

Крылья на латах

12 невероятных доспехов и шлемов за последние 4 миллиарда лет

Историки считают, что военачальники часто потчевали героических воинов дели (так звали всадников в войсках Османской империи) опиумом, чтобы те сохраняли позитивное мышление и внутреннюю раскованность. Поэтому шкуры леопардов поверх лат, украшения в виде крыльев и шлемы из кожи пятнистых гиен не казались самим дели чем-то странным. Но враги справедливо предпочитали убраться с дороги, если было куда: дели были известны не вполне адекватной храбростью и такой же жестокостью. Надеемся, эта заметка о вреде наркотиков будет тебе полезна в дальнейшей жизни.

Шлем с кукушкой

12 невероятных доспехов и шлемов за последние 4 миллиарда лет

От кельтов нам осталось бесчисленное множество орнаментов для рокерских татуировок и несколько полумертвых языков вроде ирландского. Но на раскопках в Румынии был найден шлем, который по смелости дизайна превосходит даже ластики студии Тёмы Лебедева.

Крылья птицы крепятся на шарнирах, и, если в этом шлеме прыгать или скакать верхом, она будет ими хлопать. Неизвестно, пользовались шлемом в бою или его похоронили вместе с дизайнером сразу после презентации.

Бронелифчик

12 невероятных доспехов и шлемов за последние 4 миллиарда лет

Индусы всегда очень уважали богиню Варахи. Она представляла мужской принцип в Шри-чакре, хотя некоторые считают ее формой Дурги, расширения внутренней силы Радхарани. Это то немногое, что нам удалось узнать, прежде чем наш интернет-браузер слег с инсультом. Так что осталось неясным, зачем в честь этой богини индусы сделали кирасу с развитыми грудными железами. И нет, латы не женские: женщины в бою не приветствовались. К тому же персидские доспехи тоже грешили таким своеобразным дизайном.

Черепник

12 невероятных доспехов и шлемов за последние 4 миллиарда лет

На первый взгляд в этом шлеме нет ничего особенного. До такой степени ничего, что его можно вводить в школьную форму. Но есть одна деталь в его судьбе: черепник в Средние века было принято надевать под шапку или шляпу. Не в бой, а просто чтобы ходить по улице или, например, в Шервудский лес по грибы. Об этом стоит рассказывать тем романтичным натурам, которые хотели бы оказаться в славном прошлом.

Бронеюбка

12 невероятных доспехов и шлемов за последние 4 миллиарда лет

В любой современной драке человек в юбке может рассчитывать на снисхождение. По крайней мере, если он женщина. В Средние века все было сложнее. Бронированную юбку приходилось надевать рыцарям на тех турнирах, где сражались пешком. Иначе в тогдашнем честном бою легко можно было получить от оппонента тяжелым острым предметом ниже пояса. А в доспехах нельзя даже было всласть покататься по земле, подвывая от боли.

Стальной зад

12 невероятных доспехов и шлемов за последние 4 миллиарда лет

Любой мало-мальски крупный политик стремится в сложной ситуации прикрыть свои ягодичные мышцы. Как наиболее уязвимую часть себя, а иногда и лучшую. Традиция пошла, видимо, от короля Генриха VIII. Обычно рыцари не уделяли защите своего зада особого внимания, поскольку он находился в седле. Но король был перфекционистом, и в его латах появился один из первых тщательно сделанных кулетов — набор пластин на шарнирах для защиты глубокого тыла.

Ювелирные латы

12 невероятных доспехов и шлемов за последние 4 миллиарда лет

Нет, это не Бартенев, явившийся на программу «Модный приговор», чтобы исправить ошибки ведущего. Это парадный доспех французского короля Генриха II. Считается, что латы были созданы в середине XVI века придворным ювелиром Этьеном Делоном. И конечно, они гарантировали Генриху жизнь на поле боя: достаточно было их сбросить при бегстве. Кто бы стал ловить короля, если есть такие латы?

Рогатый шлем

12 невероятных доспехов и шлемов за последние 4 миллиарда лет

В XVI веке в Европе стал популярным армет — полностью закрытый сферический шлем с забралом. А так как времена минимализма уже прошли, дизайнеры стали упражняться с забралами. Шлемы, которые в итоге получались, были названы гротескными. Самый известный из гротескных шлемов тоже принадлежал Генриху VIII. Забрало — это, по сути, портрет короля в очках. Что касается бараньих рогов, то они символизировали организованность и склонность доводить дело до конца.

Броня Брюстера

12 невероятных доспехов и шлемов за последние 4 миллиарда лет

После того как любопытные купцы привезли из Китая порох, людям в доспехах стало тоскливо. И доспехи в итоге сняли за ненадобностью. Кирасиры не в счет, их было не так много. Но после появления пулемета люди без доспехов впали в еще большую тоску. И во время Первой мировой американцы придумали броню Брюстера. Примечательно, что это снаряжение весом в 18 килограммов использовали в основном снайперы. Очевидно, они любили маскироваться среди мусорных бачков и у телеграфных столбов.

Французская тяжелая броня

12 невероятных доспехов и шлемов за последние 4 миллиарда лет

Что бы ни делали французы, у них получается либо сыр, либо «Ситроен». В этой броне, судя по ее виду, французские инженеры сумели совместить обе вечные ценности. И если «голубиная грудь» на кирасе — продольное ребро жесткости, отводящее пули на рикошет, — имеет еще практический смысл, то на большом грустном шлеме можно было смело рисовать мишень и делать ставки. А незащищенные руки как бы подчеркивают дух южного лета и прованской беззаботности в коллекции лето 1914-го — осень 1918-го.

Латы для кошки

12 невероятных доспехов и шлемов за последние 4 миллиарда лет

Канадец Джефф де Боер, кузнец и ювелир, одним из первых осознал очевидный факт: котики правят миром. И чтобы любой из нас мог обезопасить самое ценное, своего хозяина и повелителя, он выпустил целую линейку доспехов для котов. Ты еще удивляешься, что инопланетяне не выходят с нами на связь?

www.maximonline.ru


Смотрите также