Как сделать ветрозащитный обтекатель для мотоцикла. Обтекатель для мотоцикла


Как своими руками сделать обтекатель на мотоцикл

Дата публикации: 30 ноября 2017.

Сегодняшние мотоциклы выглядят не только намного более стильно, чем полвека назад, но и отличаются большей функциональностью. Современные узлы и системы «байков» продолжают постоянно модернизироваться. Одним из примеров обновлений мото техники является обтекатель на мотоцикл.

Подразумевается, что этот полезный аксессуар производится на заводе изготовителя железного скакуна, однако далеко не все концерны поддерживают эту политику и мотоциклистам приходится думать о самостоятельном изготовлении ветро-защиты.

Изготавливаем обтекатель

Перед тем, как сделать самодельный обтекатель на мопед необходимо продумать дизайн будущего аксессуара. После этого нужно замерить фары и, учитывая габариты будущего изделия, подготовить выкройку (для этого лучше всего использовать картон).

Заготовка

На следующем этапе потребуется заготовка. Лучше всего для этого использовать пеноплекс (конечно можно приобрести и более дешевый пенопласт, но этот материал быстро рассыпается, поэтому ему будет очень сложно придать нужную форму). На материал наносится выкройка обтекателя (по бокам лучше оставить запас в 5 см), после чего выполняем следующие шаги:

  • Придаем заготовке обтекаемую форму (можно использовать электролобзик и любые подручные режущие материалы).

  • Разрезаем форму пополам и в местах стыка и под углом срезаем немного материала (благодаря этому изделие будет еще более объемным). После этого обе части скрепляются при помощи бумажного скотча.
  • Обклеиваем весь обтекатель тем же скотчем (так, чтобы он покрывал всю поверхность).
  • Наносим на модель упаковочный (обычный коричневый) скотч (это поможет защитить пеноплекс от разъедания). Сверху покрываем изделие пищевой пленкой, это упростит процесс извлечения модели из заготовки.
  • Устанавливаем наш обтекатель в горизонтальном положении на некотором удалении от поверхности, чтобы был доступ ко всем сторонам изделия.
  • Отрезаем нужный размер стеклоткани (лучше с запасом) и смачиваем ее в растворителе.
  • Покрываем стеклотканью обтекатель, расправляем ее, чтобы не было никаких складок или заломов, и обливаем форму эпоксидной смолой, равномерно ее распределяя.

Полезно! Некоторые используют вместо стеклоткани любой подручный тряпичный материал.

  • Укладываем еще один слой стеклоткани и повторяем процедуру. Всего нужно минимум 3 слоя (оптимальной толщиной для матрицы считается 10 мм). После этого оставляем заготовку сохнуть.
  • Извлекаем пеноплекс.

Полученный полуфабрикат, сделанный своими руками, уже напоминает обтекатель на мотоцикл, но впереди еще много работы.

Подгонка и подготовка к покраске

На следующем этапе выполняем следующее:

  • Со внутренней стороны приклеиваем пластиковый элемент (можно использовать кусок пластмассы и придать ей нужную форму при помощи строительного фена) для крепления (его размер и форма зависит от модели мотоцикла).
  • Покрываем всю поверхность обтекателя большим куском стеклоткани и снова проливаем эпоксидной смолой.
  • Накладываем еще несколько слоев материала, но на этот раз маленькие куски, чтобы придать прочности боковинам и стыкам (чем больше лоскутов стеклоткани будет наложено, тем прочнее будет изделие).
  • Выпиливаем при помощи болгарки отверстия под круглые фары.

  • Закрываем фары мотоцикла полиэтиленом, чтобы не повредить их и устанавливаем изготовленный обтекатель на его законное место.
  • Берем стекловолоконную автомобильную шаптлевку (смешиваем с отвердителем) и прорабатываем ей отверстия для осветительных элементов так, чтобы не было лишних зазоров. Работать нужно оперативно, так как этот материал очень быстро схватывается.
  • Снимаем обтекатель и тщательно зашкуриваем его.
  • Шпатлюем стекловолоконной автомобильной шпатлевкой лицевую сторону изделия.
  • Зашкуриваем поверхность.

После этого можно проработать крепеж. В качестве крепления можно установить на мотоцикл металлическую пластинку, к которой будет крепиться другой металлический элемент, закрепленный на пластиковой заготовке (подготовленный ранее).

Полезно! Если обтекатель, изготовленный на мотоцикл своими руками, будет неподвижным, то его крепят к раме. Если же он должен двигаться, то крепить его необходимо к передней вилке.

После этого можно начать готовить обтекатель к покраске. Для этого:

  • Покрываем поверхность автомобильной грунтовкой (лучше наносить толстым слоем используя краскопульт).
  • После высыхания грунта, наносим проявочную смесь.
  • Зашкуриваем мелкие дефекты, если таковые появились. Для этого используем шкурку мелкого размера (сначала 800, а потом 1200).
  • Красим изделие в тон мотоцикла при помощи краскопульта (для удобства обтекатель можно подвесить на крючок).

После этого остается только изготовить ветровик из оргстекла. Для этого достаточно вырезать изделие по нужным размерам и придать ему изогнутую форму при помощи строительного фена.

Каким должен быть самодельный щиток

При изготовлении ветровика необходимо учитывать, что от его размера и положения будет зависеть то, как именно будет дуть поток встречного ветра. Разумеется, лучше всего, чтобы он не был направлен прямо в глаза водителя. Если верхняя кромка ветровика будет расположена значительно ниже глаз владельца железного коня, то он гарантировано будет испытывать неудобства.

Рассмотрим подробнее на рисунке.

В первом варианте щиток прямой, установлен вертикально, из-за чего между ним и самим водителем образуется большое пространство, в которое попадают ветряные завихрения. Такие потоки воздуха несут с собой грязь, пыли и мошкару. Все эти элементы ухудшают видимость, и хоть в глаза и не дует прямой поток ветра, это приносит массу неудобств.

Чтобы избежать таких последствий щиток лучше изготовить под наклоном 36-46 градусов (как показано на втором рисунке). В этом случае кромка щитка будет максимально приближена к лицу водителя и опущена ниже глаз мотоциклиста, благодаря чему сильных завихрений не будет. Однако стоит обратить внимание, что верхняя кромка оргстекла отогнута приблизительно на 10-15 градусов. Это необходимо для того, чтобы водитель железного коня случайно не ударился лицом о щиток.

На третьем фото как раз показан неудачный вариант со слишком приближенным стеклом. В этом случае также не будет проблем с аэродинамикой, однако есть большой риск получить травму. Если такой вариант вам все же больше греет душу, то нужно будет оборудовать кромку резиновой накладкой, которая поможет смягчить удар в случае езды по неровному дорожному полотну. Также не стоит забывать о шлеме. Он способен защитить не только при падении, но и от непредсказуемых потоков ветра.

avto-moto-shtuchki.ru

Обтекатель на мотоцикл, как сделать своими руками, обтекатели на фары

  • Facebook
  • Twitter
  • Мой мир
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Google+
  • LiveJournal
  • На сегодняшний день у мотоциклистов существуют определенные требования к своим «железным коням». Они относятся не только к техническим характеристикам, но и к внешним и функциональным качествам байков. Мотоциклы становятся более совершенными в руках опытных и умелых владельцев.

    Многие современные владельцы смототехники стараются оснастить свой байк различными дополнительными системами и узлами, которые позволят сделать управление более комфортным. Внешние качества тоже претерпевают всевозможные изменения. Владельцы байков стараются сделать так, чтобы их «железный конь» выделялся на фоне всех остальных. Для этой цели используются новые обтекатели.

    Обтекатель на мототехнику: назначение

    Сегодня различные производители мотоциклетной техники устанавливают достаточно привлекательные обтекатели. Однако рано или поздно каждому байкеру хочется видоизменить свою технику, чтобы она выделялась на фоне всех остальных на дороге. Установить обтекатель на мотоцикл означает видоизменить свой байк и сделать его более современным. Главным назначением любого обтекателя является защита водителя мототехники от встречных ветровых потоков и от пыли и грязи, которые являются его несомненными спутниками во время пути.

    Кроме данного назначения у обтекателей есть и функция защиты приборной панели от повреждений. Бывает это во время падения. Во время ДТП при падении мотоцикла в большинстве случаев страдает приборная панель. Ее необходимо защищать. Сделать это можно, установив качественный обтекатель.

    Обтекатели на фару мотоциклы

    Что требуется для изготовления обтекателя в домашних условиях

    Не каждый современный мотоциклист может позволить себе приобретать дорогостоящие детали для своего «железного коня». Именно поэтому в большинстве случаев шедевры рождаются в гараже. Здесь же можно создать своими руками обтекатель. Если хорошо постараться, то он получится качественным, и отличным с эстетической точки зрения.

    Обтекатель на мотоцикл своими руками есть возможность сделать из следующих предметов:

    • Пенопластовый материал.
    • Ножи для резки пенопластового материала.
    • Клей.
    • Металлические трубки. Они послужат основной для будущего обтекателя.
    • Сварочный прибор.
    • Мелкие детали, которыми можно надежно закрепить конструкцию.
    • Стеклянный материал.
    • Эпоксидная смола.
    • Сетка небольшой толщины для укрепления конструкции.

    При помощи данных предметов и инструментов можно сделать и обтекатель на фару мотоцикла.

    Важно: Необходимо во время создания обтекателя соблюдать предельную осторожность. Ведь очень важно разрезать все детали с особой точностью, чтобы в итоге изделие получилось качественным и аккуратным.

    Обтекатель на мотоцикл своими руками

    Обтекатель на мотоцикл фото показывают, что в домашних условиях вполне реально сделать качественную защитную конструкцию для своего «железного коня». Для начала необходимо поработать над каркасом для будущего изделия. Для определения его размеров нужно из пенопласта вырезать детали определенных размеров. С помощью их из металлических труб делается каркас определенной формы. Детали при этом скрепляются при помощи сварочного инструмента. Форму можно менять в зависимости от того, что Вы хотите получить в итоге. У каждого владельца мотоцикла есть свои предпочтения. Они в каждом случае могут отличаться. Здесь каждый мотоциклист имеет возможность проявить всю свою фантазию.

    Форме конструкции необходимо придать ровный и аккуратный внешний вид. Далее готовую конструкцию необходимо покрыть слоем парафина. Перед использованием его нужно смешать с небольшим количеством бензина. Стеклянную ткань нужно покрыть эпоксидной смолой.

    После этого можно накрыть стеклотканью каркас. Вся конструкция для прочности покрывается тонкой сеткой.

    Инструкция по созданию обтекателя в домашних условиях не является сильно сложной. Если есть желание и умение, то обтекатель, изготовленный в гараже, будет работать не хуже, приобретенного в магазине.

    Затрат для создания обтекателя при помощи своих рук не потребуется практически никаких.

    www.motoking.ru

    Каталог мотоциклов характеристики цена фото

    Обтекатель на мотоцикл

     

    Большинству мотоциклистов не надо объяснять, что такое обтекатель — всем знаком облик мотоцикла для шоссейных гонок. Однако сегодня речь пойдет не о спортивных машинах, а о дорожных. Если обтекатель устанавливают на гоночный мотоцикл, то этим преследуется одна цель — максимально снизить аэродинамический коэффициент сопротивления мотоцикла с гонщиком ради достижения наивысшей скорости. Такой обтекатель, как правило, совершенно не годится для дорожного мотоцикла, причем не только потому что гонщик принимает иную, полулежачую посадку. Дело в том, что щиток, устанавливаемый на дорожный мотоцикл, должен выполнять и другую важную функцию — защищать водителя й пассажира от прямого воздействия встречного воздушного потока. Известно, как нелегко ехать на мотоцикле без щитка с высокой скоростью, а при сильном встречном ветре 70 км/ч покажутся весьма высокой, — мышцы спины и рук очень быстро дают знать об этом. Обтекатель должен избавить водителя от необходимости сжимать рукоятки мертвой хваткой, обеспечить свободную посадку, облегчающую управление, снизить риск простуды. Немаловажно и то, что он в значительной мере может предохранить костюм от загрязнения. Суммируя все, можно коротко сказать: хороший обтекатель, сохраняя мотоциклу «мотоциклово», приближает его к автомобилю.

    Преследуя те или иные цели, мотоциклисты оснащают свои машины разными ветровыми щитками — от самых простых и непритязательных до таких, что соперничают с изделиями известных фирм. К сожалению, большая часть их является скорее щитом, чем обтекателем. Теперь, когда топливо становится проблемой века, надо учитывать их влияние на аэродинамическое сопротивление мотоцикла с водителем.

    Мы говорим, естественно, о сопротивлении системы «мотоцикл плюс водитель», поскольку в реальных условиях движения «делают погоду» не формы машины, а сидящие верхом водитель с пассажиром. Не случайно опытные люди избегают любой одежды, способной раздуваться и полоскаться в воздушном потоке. Наоборот, одежда, плотно облегающая, имеющая минимум выступающих деталей, может существенно снизить лобовое сопротивление. Если вас волнует не только защита от ветра и грязи, помните, что сопротивление системы «мотоцикл плюс водитель» сильно зависит и от того, какой ветровой щиток и как установлен на мотоцикл. Ранее (см. «За рулем», 1974, № 5 и 6) мы показывали, как его геометрические размеры и форма сказываются и на устойчивости мотоцикла.

     

    Рис. 1. Оптимальные формы и размеры щитка.

     

    Один из признаков не очень удачного щитка — сильные завихрения потока за ого кромками. Насколько они бывают значительны, вы можете судить по крупным комьям грязи, втягиваемым в самые труднодоступные места за щитком, куда, казалось бы, они никак попасть не могут. Эти завихрения вызывают колебания щитка и руля, мотоцикл на ходу воспринимается как не вполне устойчивый, что неприятно, а главное — небезопасно.

    И если после установки щитка мотоцикл стал на ходу рыскать, руль дергается в стороны, есть основания сомневаться в аэродинамическом совершенстве вашего изделия. При этом ждите, что скорость машины снизится, а расход топлива возрастет. Ныне, когда скорость ограничена 70 км/ч почти всюду, первое обстоятельство большого значения не имеет, но второе нельзя сбрасывать со счетов. Вспомните, не приходилось ли вам в дальнем пробеге пожалеть о лишнем сожженном литре бензина, когда в баке пусто, а до ближайшей бензоколонки еще тридцать километров.

    К сожалению, далеко не все поступающие в продажу щитки отвечают требованиям аэродинамики. И не мудрено, что опытные мотоциклисты, приобретая щиток, подчас вооружаются пилой и решительно его обрезают. Между тем это простое, вроде бы, устройство не так-то просто, если иметь в виду массового потребителя. У каждого мотолюбителя здесь своя мерка, и каждый по-своему прав.

    Одних полностью устраивает простейший «ветровик», недорогой, легко ремонтируемый. Действительно, он может быть наиболее подходящим, например, для езды по плохим дорогам. Во-первых, вряд ли там придется часто пользоваться высокой скоростью, а во-вторых, среди кочек и канав увеличивается риск упасть и поломать обтекатель, — с простейшим тут как-то спокойнее! Прав мотоциклист? Безусловно.

    Его коллега бездорожья не видит, чаще всего ездит по асфальту. Он рад был бы приобрести настоящий, полноценный обтекатель, даже за хорошую цену. Третьего не беспокоят рассуждения теоретиков: для него главное — внешность любимой машины, и если окружающие, увидев ее, теряют дар речи, он счастлив! О таком типе мотолюбителя, как и о первом, сейчас говорить не будем. Вернемся ко второму. Это, как правило, самый обыкновенный человек, для которого ИЖ или ЯВА не игрушка, но и не чисто спортивный снаряд, а прежде всего — средство транспорта, которое разумный владелец стремится сделать максимально удобным для себя, бот ему-то мы и хотим помочь.

    В отличие от выпускаемых промышленностью, самодельные щитки — это море, в котором ни одна волна не повторяет другую. Начинающему конструктору нетрудно в открытом море попросту сбиться с курса. Один из опасных «подводных камней» — всевозможные крайности. Избегайте их.

    Так, волнения начнутся с того, что вам станет жаль резать кусок оргстекла, и вы рискуете соорудить щит размером в добрый квадратный метр. Не скупитесь, иначе вам потом придется немало доплачивать за перерасход бензина, повышение износа мотора и т. д. Другая крайность — щиточек размером в ладонь. Его изобретатель-фанатик красочно расписывает достоинства, создавая рекламу. Не верьте. Вы этих достоинств не обнаружите. Подобные примеры можно продолжить.

    Итак, коль скоро мы заговорили о размерах щитка, сошлемся на опыт. Если щиток имеет удачную обтекаемую форму, то для хорошего выполнения защитных функций вполне достаточны размеры, показанные на рис. 1. Как видим, он может быть уже плеч на добрых 50—100 мм. Увеличение его ширины здесь не столько улучшает защиту, сколько повышает сопротивление, особенно если щиток маловыпуклый.

    Внизу ширина может быть примерно такая, как расстояние между внешними точками колен водителя. Но и тут могут быть определенные отклонения, связанные с формой щитка. Скажем, если он обтекаемый, сильно выпуклый, то его ширина в нижней части может ограничиваться линией А—В (см. рис. 1), зависящей от ширины бака в этом месте и угла поворота руля.

    Какой высоты сделать щиток? Обычно рекомендуется располагать верхнюю кромку его несколько ниже глаз водителя. В практичности этого совета вы легко убедитесь, когда доведется ехать в дождь или, что еще хуже, в густом тумане, конденсирующемся на стекле. Оно становится непрозрачным, и, чтобы видеть дорогу, приходится смотреть поверх него.

    Однако не будет ли при выполнении такой рекомендации плохо глазам, не станет ли поток дуть прямо в лицо? Если щиток имеет правильную форму и верно установлен, можно добиться, что поток будет дуть не в глаза, а чуть выше, в шлем водителя. И все же из собственного многолетнего опыта знаем, что реальный воздушный поток — капризен, он не всегда ведет себя так, как хотелось бы. Во всяком случае, если кромка щитка ниже глаз на 100 мм, то поднять поток выше головы вряд ли удастся. Это реальность, с которой приходится считаться.

     

    Рис. 2. Характер (представлен упрощенно) обтекания щитков воздушным потоком:а — плоский щиток;б — выгнутый щиток средней высоты;в — низкий.

     

    Какую установку щитка считать правильной? Давайте разберемся. Первый вариант. Почти плоский щиток установлен вертикально (рис. 2, а). В этом случае он оказывается далеко от лица и плеч водителя. За щитком образуются сильные завихрения, потому что в зону пониженного давления за ним устремляются воздушные струи извне. Хотя лицо водителя не подвергается действию прямого потока, намного ли ему легче? Ведь сильные завихрения, подобно насосу, втягивают за щиток и всевозможную грязь. Страдают глаза, пачкается одежда. В то же время такой щиток ухудшает устойчивость мотоцикла и повышает сопротивление, будто парус, выдвинутый в набегающий поток.

    Наша задача — по возможности лишить щиток такой роли. Для этого придется изменить его установку так, чтобы он вписался в плавный — вообразите это — контур системы «мотоцикл плюс водитель. Как видно из рис. 2,б, щиток надо будет довольно сильно наклонить (угол к вертикали 36—46°), а кромку его приблизить насколько можно к лицу водителя. При малом расстоянии от кромок щитка до водителя в пространстве между ними сильных завихрений не будет. Вот тут-то и появляется возможность заставить поток плавно подняться и пройти выше глаз. Кромка — ниже глаз, но обратите внимание на ее форму: верхняя часть стекла отогнута на 10—15° навстречу потоку. Если угол больше, это, по нашим наблюдениям, ухудшает работу щитка — вместо отклонения потока получается его завихрение.

    Стремясь приблизить кромку щитка к себе, и здесь опасайтесь крайностей. Об эту кромку можно удариться лицом или плечом просто при езде по неровной дороге, не говоря уж о падении. Не случайно некоторые опытные мотоциклисты окантовывают ее мягкой резиной. Но есть, на наш взгляд, более интересное й надежное решение. Поскольку с обтекателем такого типа ездят преимущественно по шоссейнымдорогам, весьма эффективным дополнением к нему является закрытый мотошлем (типа «интеграл»), который ныне выпускает отечественная промышленность. Такой шлом наилучшим образом предохраняет всю голову водителя, включая и лицо, от травм и одновременно обладает одним замечательным свойством: остекление шлема очень выпуклое и так приближено к глазам, что сквозь него дорога видна отлично даже при сильном ливне. Таким образом, стекло шлема вполне способно заменить верхнюю часть обтекателя, который можно сделать благодаря этому значительно более низким и обеспечить лучший обзор (см. рис. 2, в). Автор на протяжении многих лет пользуется шлемом такого типа и щитком, что дало возможность убедиться в их эффективности.

    При редакционных испытаниях отечественных и зарубежных мотоциклов мы в ряде случаев оснащали их обтекателями собственного изготовления. Публикация фотографий, где они видны, вызывала интерес читателей и письма с просьбой напечатать их чертежи. Сделать это невозможно, поскольку обтекатели изготовлялись по месту, без специальных чертежей и имеют столь сложные пространственные формы, что представить их на бумаге чрезвычайно трудно. Да и нужно ли? Мотолюбители при желании самостоятельно создают интересные конструкции, сообразуясь со своими фигурой, вкусом и возможностями. Вот, например, какой обтекатель сделал читатель «За рулем» В. Ковалев из г. Брянска (рис. 3).

     

    Рис. 3. Щиток В. Ковалева

     

    Что же реально, кроме защиты, дают подобные обтекатели? В прошлом, когда не было жестких скоростных ограничений и мотоциклисты, прямо скажем, не столь бережно, как сегодня, относились к бензину, проще была и оценка. Мы убедились тогда, что мотоцикл, оснащенный обтекателем, развивает заметно более высокую скорость, причем резко улучшаются его динамические качества именно на высоких (100—110 км/ч и более) скоростях. Это намного облегчало, например, процесс обгона.

    Сейчас об испытаниях такого рода не может быть и речи. Однако когда на ЯВЕ-634 мы установили обтекатель, то при движении группы однотипных машин накатом замечали, что наша теряет скорость гораздо медленнее, из-за чего порой приходилось ее притормаживать, дабы не нарушить строя. Между тем мотоцикл был оснащен большим кроссовым рулем, и, следовательно, посадка водителя на нем была в отношении аэродинамики не самой выгодной. Точный расход топлива мы не замеряли. Однако сравнение с другими мотоциклами той же модели в группе опять-таки показывало преимущество нашего.

    Что касается материалов, применяемых для изготовления обтекателей, здесь многое зависит от конструкции. Наиболее простые щитки делают из оргстекла (верх) и гнутого дюралевого листа (низ), обтекатели сложной формы выклеивают из стеклоткани с эпоксидной смолой или выколачивают из дюралевого листа по болванке. Надо иметь в виду, что это требующая специальных знаний и навыков работа.

    Э. КОНОП, инженер

     

     

    1983N02P22-23

    bazamoto.ru

    Как сделать ветрозащитный обтекатель для мотоцикла

    Прежде чем взяться за работу по выклейке обтекателя, нужно решить для себя, какой метод изготовления оболочки вы предпочитаете использовать: выклейку по болванке или выклейку в матрице. Достоинства и недостатки есть и у первого, и у второго способа.

    Работу по изготовлению обтекателя следует начать с его прорисовки в удобном масштабе. Далее из подручных материалов — картона, фанеры и пластилина — делается уменьшенная модель обтекателя, по которой уточняются его форма и размеры. Когда убедитесь, что получившаяся модель соответствует вашим конструкторским замыслам, можно переходить к изготовлению болванки обтекателя в натуральную величину.

    Выклейку по болванке начинайте с короба — фанерного ящика, который смог бы вписаться внутрь будущего обтекателя. Форма короба доводится в соответствии с эскизами и моделью. При этом можно использовать упаковочный пенопласт в сочетании с пластилином, гипс, алебастр или даже глину. Есть смысл сначала довести форму на половине обтекателя, до плоскости его симметрии, а затем с помощью картонных шаблонов воспроизвести вторую половину.

    Надо учесть, что болванка воспроизводит внутреннюю полость обтекателя, поэтому необходимо размеры ее занизить в соответствии с толщиной будущей оболочки — около трех миллиметров.

    Готовая болванка покрывается разделительным слоем — паркетной мастикой или консистентной смазкой (например, ЦИАТИМ) и оклеивается лоскутами стеклоткани, пропитанными эпоксидной смолой, тщательно размешанной с отвердителем в соотношении 8:1. При работе со стеклотканью и смолой надо пользоваться резиновыми перчатками, работать на открытом воздухе или у окна, на сквозняке.

    Выклейку лучше всего производить за один раз, не дожидаясь отверждения очередного слоя. После окончания выклейки оболочка отделывается эпоксидной шпаклевкой (смолой в смеси с тальком или зубным порошком), вышкуривается, грунтуется, а затем покрывается так называемым «проявочным» слоем краски. Подсвечивая оболочку матовой лампой, по отраженным бликам определяют правильность формы обтекателя. Отклонения от формы — перегибы, выпуклости, впадины — вышпаклевываются и вышкуриваются, после чего наносится второй проявочный слой краски, и операции повторяются.

    Рис. 2. Последовательность операций по изготовлению обтекателя методом выклейки по болванке:

    А — изготовление из фанеры основы болванки — короба; Б — доводка формы короба с помощью пластилина, гипса или алебастра; В — выклейка обтекателя из лоскутов стеклоткани с использованием эпоксидного связующего.

    Окончательная отделка обтекателя — покрытие несколькими слоями алкидной эмали.

    Матричный способ выклейки следует рекомендовать для тех, кто предполагает сделать несколько одинаковых обтекателей. Работа в этом случае начинается с создания мастер-модели. По сути, это та же болванка, однако поверхность ее должна быть отделана как поверхность будущего обтекателя. Именно поэтому исключается и в качестве отделочного материала пластилин. Основой мастер-модели также служит фанерный короб, а доводка формы осуществляется с помощью пенопласта и эпоксидной шпаклевки.

    С готовой мастер-модели снимается матрица — тонкостенная оболочка из стеклоткани (впрочем, можно использовать и другие материалы — мешковину, обрезки любых тканей и т. п.) и эпоксидного клея. После отверждения оболочки поверх нее наклеиваются ребра жесткости, и оболочка снимается с мастер-модели.

    Далее матрица помещается в ящик, заполненный деревянными брусками и компаундом из эпоксидной смолы и сухого песка. Подготовленная таким образом матрица готова к выклейке обтекателя.

    Рис. 3. Последовательность операций по изготовлению обтекателя матричным способом:

    А — изготовление мастер-модели на базе фанерного короба с доводкой формы с помощью пенопласта и эпоксидной шпаклевки; Б — корка матрицы из стеклоткани и эпоксидного связующего; В — матрица, подготовленная к выклейке оболочки обтекателя.

     

    Следует отметить, что при матричном способе выклейки оболочка не нуждается в окраске. Достаточно в качестве первого (после разделительного) слоя дважды покрыть матрицу подкрашенной смолой (это можно сделать, введя в нее сухие пигменты или даже некоторое количество масляной краски и какого-либо белого пигмента, например магнезии или детской присыпки), подождать, пока она в процессе отверждения не достигнет желеобразного состояния, и далее продолжить выклейку уже лоскутами стеклоткани и неокрашенной смолой. Доведя толщину оболочки до 3…4 мм, выклейку прекращают. Вынимать обтекатель из матрицы следует приблизительно через сутки. Как правило, поверхность изделия при матричном способе не требует дополнительной обработки. Оболочка лишь обрезается по контуру, и окрашивается внутренняя ее полость.

    автор: В. КОВАЛЕВ

    acule.ru