Глава 4. Положение тела Точка отправления. Низкий центр тяжести мотоцикла


Понижайте центр тяжести #5 — Мегаобучалка

Удерживайте себя на подножках для понижения центра тяжести.

Распределите свой вес сперва на подножки, затем – на сиденье, и в последнюю очередь – на руль. Это позволит поддерживать низкий центр тяжести по центру мотоцикла. Этот прием похож на #4, но здесь внимание концентрируется на мотоцикле, а не на теле.

Когда вы едете с напряженным туловищем, то, скорее всего, переносите при этом часть веса на руль. Это наивысшая точка тяжести на мотоцикле, и она не является равновесной.

Когда туловище расслаблено, большая часть веса находится на подножках. Это понижает центр тяжести. Когда вы не можете распределить вес на подножки (с выставленной в повороте ногой), нагружайте сиденье и внешнюю подножку. Эти точки будут равновесными в данной ситуации.

Ездите с низким центром тяжести и держите себя в ногах.

При правильном положении тела вы держите себя в ногах, туловище при это расслаблено

Поднятые локти #6

Держите локти поднятыми и разведенными в стороны, обхватите ручку газа.

Управляемость сильно пострадает, если вы будете держать запястья и предплечья параллельно земле. В таком положении они не являются достаточными рычагами. При этом также сложнее открыть газ.

При поднятых локтях, обхватив правую ручку, вы сможете работать газом в полном диапазоне при любом положении тела. Для всего спектра движений этот прием создает должные рычаги для управления мотоциклом.

Постепенно освойте этот прием на безопасной площадке. При поднятом запястье вы по-другому почувствуете газ, однако могут возникнуть проблемы с его закрытием, если вы откроете этого сосунка действительно сильно. Вы не хотите оставить в штанах холодка, или чего ещё, но не будьте размазней. Поднимите ваши локти.

Распрямите плечи #7

Для удержания равновесия используйте компенсирующие движения в стороны. Ваши плечи должны двигаться из стороны в сторону параллельно рулю. Держите плечи направленными туда, куда вы хотите отправиться.

У вас, скорее всего, будет склонность уходить в сторону от мотоцикла, если вы ездите с опущенными локтями. Эта вредная привычка выводит ваше тело из состояния равновесия.

Правильно разворачивать туловище туда, куда вы собираетесь держать путь. Перемещайте тело из стороны в сторону (параллельно рулю) для удержания равновесия и направления переднего колеса туда, куда вы хотите. Если у вас подняты локти, то вы обладаете лучшими рычагами воздействия, и вам будет проще.

Помните, что фундаментальными понятиями мотокросса являются равновесие, согласованность действий и контроль. Чтобы развить контроль, вы должны исходить из правильных основ. Через тренировки необходимо добиться того, чтобы правильное положение тела вошло в вашу нервную систему, стало рефлексом.

Двигайтесь #8

Наклоняйтесь вперед при ускорении и назад при торможении.

Если вы не используете этот прием, то вес вашего тела оказывается в ненужное время в ненужном месте. Это может лишить вас контроля, и изматывать намного сильнее, чем необходимо.

В большинстве случаев, при ускорении необходимо наклониться вперед, навстречу ускорению, а при торможении – назад, в противовес силе торможения. Изменяя положение, вы поддерживаете равновесие. Вы органично взаимодействуете с мотоциклом и имеете лучший над ним контроль.

Не будьте статуей. Привыкайте двигаться на мотоцикле.

Положение спины #9

Держите спину прямо, когда наклоняетесь вперед и согнутой, когда назад.

Гонщики обычно держат спину в каком-либо одном положении (всегда либо прямой, либо согнутой). Это плохая привычка так как она требует больших физических усилий. Положение спины должно изменяться в зависимости от положения тела.

Когда вы находитесь в передней позиции, спину следует держать прямо. Вы окажетесь прямо над передней частью мотоцикла. Когда вы находитесь в задней позиции, спина должна быть согнута. Это позволит понизить центр тяжести и улучшить управляемость.

Это определенно хороший прием для отработки в спокойных условиях перед применением на треке. Воздействию ударов подвержены не только вилка и амортизатор. Работайте всем телом, включая спину.

Согните спину, чтобы загрузить переднее колесо. Также слегка выставляйте в поворотах ногу, чтобы поймать мотоцикл, если одно из колес поведет. Показывает Стив Лэмсон на заводской Хонде

Положение стоп #10

Стойте на подножках на пальцах.

Некоторые гонщики никогда не ездят, стоя на пальцах. Для того чтобы определить, к какой категории относитесь вы, посмотрите на подошвы мотобот. Если вы относитесь к обозначенной группе, то вы теряете дополнительный контроль над аппаратом, который могли бы иметь, используя этот прием.

В общем виде это правило звучит так: если вы не используете КПП или тормоз, то должны стоять на пальцах. Когда в них возникнет необходимость, просто переместите стопу вперед, когда закончите тормозить или переключать скорости, вернитесь в исходное положение. При езде вам придется делать это часто, сидите вы или стоите.

Использование этого приема дает вам ряд преимуществ: вы задействуете дополнительный сустав (лодыжку), это позволяет лучше двигаться и лучше чувствовать мотоцикл; если мотоцикл попадет в колею, стопу не сорвет с подножки; вы по ошибке не нажмете на тормоз или лапку КПП.

Это один из тех приемов, которые требуют отдельного внимания. Проверяйте себя по подошвам мотобот.

megaobuchalka.ru

Остановись, мгновенье, ты опасно! — Авторевю

Когда разговор заходит об устойчивости и управляемости, полезно вспомнить прогулянные уроки физики — и порисовать ускорения и силы. А чтобы не пойти по ложному пути, сразу ответим на вопрос, который порой ставит в тупик и тех, кто физику не прогуливал.

Какая сила заставляет автомобиль или мотоцикл разгоняться? ­Что-что, мощность? О, крутящий момент? ­Нет-нет, это реактивная сила трения, возникающая в пятне контакта шины с дорогой. Благодаря ей удается и поворачивать, и — что нам сейчас важнее — замедляться. Предельную «движущую» силу в пятне контакта можно описать как произведение силы, с которой покрышка давит на опорную поверхность (суть часть веса транспортного средства, приходящаяся на это колесо), на коэффициент трения (или сцепления). Причем в случае с парой «шина — дорога» уместней говорить именно о сцеплении и, соответственно, о коэффициенте сцепления, который обозначается буквой µ (читается как «мю»). Принципиальная разница со «школьным» коэффициентом трения в том, что если тот лежит в пределах от нуля до единицы, то µ может достигать нескольких единиц, то есть перегрузки могут заметно превышать g (9,81 м/c²). Например, когда пару образуют очень цепкий асфальтобетон и прогретая шина-слик.

Теперь вспомним, что сила — величина векторная, то есть описывается как численным значением, так и направлением, и посмотрим, какие из действующих на мотоцикл «главных» сил стремятся при торможении опрокинуть его вперед, а какие этому препятствуют. Опрокидывающее (или удерживающее от опрокидывания) воздействие описывается так называемым моментом силы — произведением силы на длину плеча воздействия, то есть длину перпендикуляра между центром вращения и вектором силы (или его продолжением). Коль скоро мы рассматриваем вероятность опрокидывания вперед, то центром вращения мотоцикла будем считать пятно контакта передней шины с дорогой (для упрощения картины берем предельный случай, когда переднее колесо заблокировано и сила трения достигла максимума, иначе центром следовало бы считать ось переднего колеса). И, вновь для упрощения, считаем, что мотоцикл — конструкция монолитно-жесткая, что центр масс системы «мотоцикл + мотоциклист» всегда находится на высоте h и аккурат посередине между колесами.

Для упрощения мы разместили центр тяжести ровно между колесами. При движении с постоянной скоростью силы F₁ и F₂ равны между собой, а в сумме они равны силе тяжести (весу) мотоцикла и мотоциклиста Mg (влиянием аэродинамических и прочих сил сейчас пренебрегаем). При замедлении сила F₁ возрастает, а сила F₂, соответственно, падает. Это — динамическое перераспределение веса. Fсц1 и Fсц2 — действующие в продольном направлении на шины силы сцепления, возникающие в пятнах контакта шин с дорогой. Опрокидывающий момент создает сила Fин на плече h, а препятствует ему момент силы тяжести F на плече b

Итак, торможение. Мотоцикл клюет носом: приложенная к центру тяжести сила инерции F (в ее «ньютоновском» смысле как сила противодействия) направлена вперед — и закручивает мотоцикл по часовой стрелке с моментом Mah, попутно увеличивая вертикальную силу F₁, с которой переднее колесо давит на дорогу (происходит так называемое динамическое перераспределение веса), а значит, и направленную назад силу сцепления Fсц1 в пятне контакта переднего колеса. В той же мере ослабляется сила F₂ и, соответственно, сила сцепления Fсц2 в пятне контакта заднего колеса. Препятствует же опрокидыванию направленный против часовой стрелки момент, создаваемый силой тяжести Mg, то бишь весом мотоцикла и мотоциклиста, который по отношению к центру опрокидывания действует на плече b, то есть равен Mgb. Заднее колесо потеряет сцепление с дорогой или начнет отрываться, когда момент, создаваемый силой Fин на плече h, сравняется или превысит момент силы тяжести на плече b. Поскольку совокупная масса мотоцикла и мотоциклиста M фигурирует во всех противоборствующих силах и моментах, причем исключительно в первой степени, мы вычеркиваем ее из наших уравнений — и приходим к выводу, что склонность мотоцикла к опрокидыванию через переднее колесо зависит от его колесной базы (в нашем случае это 2b) и высоты h центра тяжести, а влияние массы (по крайней мере на этапе простых линейных зависимостей) исчезает. Чем ниже центр тяжести и чем длиннее колесная база мотоцикла, тем лучше он застрахован от опрокидывания — и тем большее замедление может развить с помощью тормозов!

Можно оценить и максимально возможное замедление:

С оговоркой, что ни при каких обстоятельствах это замедление не превысит gµ. Напомним, что величина b лишь в нашем случае равна половинке колесной базы, а в более общем — это расстояние «по горизонтали» от центра переднего колеса до центра тяжести.

И еще один вывод: чем более скользкая дорога, тем, как ни странно, у мотоцикла выше шанс развить такое же предельное замедление, что и автомобиль. Если, конечно, этот автомобиль не ­ЛуАЗ-969, который сначала делал stoppie похлеще мотоцикла, но завершал измерение тормозного пути с отменным результатом; с другой стороны, на скользкой дороге и «потерять» мотоцикл легче.

Только не надо сейчас про гироскопические моменты, моменты инерции и импульсы. Еще раз: это упрощенная картинка, цель которой — показать самые важные закономерности! А начни мы оценивать влияние всех факторов — и объем этой эпистолы разрастется до добротной кандидатской.

Лучше предупредить, что с потерей надежного сцепления заднего колеса с дорогой, уж не говоря о подъеме колеса, мотоцикл, скорее всего, начнет «складываться» — и система «мотоцикл + мотоциклист» может разобщиться гораздо раньше завершения сальто. Ведь не бывает, особенно при торможении, идеально прямолинейного движения, как не бывает, чтобы руль стоял идеально прямо, а мотоциклист сидел так, чтобы его центр тяжести не был смещен вбок относительно продольной оси мотоцикла. Посмотрите на мотоцикл сверху (а лучше нарисуйте еще одну похожую картинку): малейшее смещение центра тяжести в сторону — и появляется «разворачивающий» момент, а если при этом заднее колесо едва касается дороги, то остается уповать на мастерство или чудо. А ведь мы рассмотрели только «легкий» случай, когда мотоцикл едет прямо!

А теперь вслед за Владимиром Здоровым едем на полигон!

autoreview.ru

Глава 4. Положение тела Точка отправления

Глава 4. Положение тела

Точка отправления

Ваше мастерство будет расти за счет многих составляющих, но нет ничего важнее, чем понимание основного положения тела. Это заложит фундамент для формирования техники езды, приведет к дальнейшему появлению привычек, как хороших, так и плохих.

Джереми Макграф в атакующей позиции. Большинство приемов вождения отталкивается от нее. Вес сосредоточен в центре, легкий наклон спины вперед, ноги согнуты в коленях, стопы на подножках, локти подняты, взгляд – вперед

Для начинающих необходимо выработать правильное положение тела, чтобы оно стало естественным. С практикой ваше тело будет принимать эту позицию самостоятельно. Чем в большей степени правильное положение тела станет для вас привычным, тем лучше вы сможете ездить. Вот так просто.

Положение тела постоянно изменяется в зависимости от местности, погодных условий, скорости. Научившись правильно управлять своим телом, вы с легкостью сможете преодолевать препятствия и более эффективно расходовать энергию. Начинающие обычно изумляются, как долго более опытные гонщики могут находиться в седле. Отчасти это связано с физической подготовкой, но правильное положение тела и эффективный расход энергии являются главной причиной того, что лучшие гонщики после сурового двадцатиминутного кросса или изнурительного шестичасового эндуро выглядят свежее, чем новички после пятиминутной или часовой гонки соответственно.

Обратите внимание на то, что у победителей остается больше энергии, чем у побежденных. Джереми МакГраф является тому классическим примером, чувствуя себя на мотоцикле естественно и расслабленно, как ни один другой спортсмен. Когда вы находитесь в нужном месте, все остальное дается много проще.

Основное положение тела заключается в концентрации веса над сиденьем, голова располагается над траверсами так, чтобы можно было видеть табличку с номером. Локти подняты и разведены в стороны. Гэри Семикс называет это средним положением.

У эндуристов основное положение тела такое же. Колени точно над подножками, вес удерживается на подножках, туловище расслаблено. Тай Дэвис выглядит естественно и свободно

В этом положении вы находитесь ровно по центру мотоцикла и готовы к чему бы то ни было. При высоко поднятых локтях, ваши кисти получают большую подвижность и могут служить необходимым рычагом в повороте. Современные внедорожные мотоциклы имеют взрывной характер и способны к невероятным ускорениям. Поднятые локти и передняя позиция позволяют справляться с мотоциклом, когда вы открываете газ.

Как правило, вы будете стоять в средней позиции. Колени должны быть слегка согнуты; они являются дополнительными амортизаторами. Большая часть вашего веса должна удерживаться ногами; колени сжимают мотоцикл. Плечи должны быть повернуты туда, куда вы хотите поехать, туловище – расслаблено.

Среднее положение позволяет вам легко перемещаться на мотоцикле. Смещаясь вперед или назад, вы можете нагрузить переднюю или заднюю часть мотоцикла. Средняя позиция также предпочтительна потому, что позволяет телу достаточно быстро откликаться на шок (так быстро, как позволяют рефлексы), задействуя колени, локти, спину, лодыжки и запястья для смягчения части удара. Возможности поглощения удара крайне ограничены, если гонщик сидит.

Чтобы улучшить положение тела, поставьте мотоцикл на подставку и внимательно отработайте все приемы Гэри Семикса, изложенные в данной главе. Он очень основательно подходит к этому вопросу, описывая, как именно вы должны располагаться на мотоцикле.

Когда вы будете уверены, что освоили правильную стойку, попытайтесь настроить под себя руль и рычаги управления. Чем сильнее вы будете меняете положение тела, тем больше вам придется думать над эргономикой, чтобы все было удобно.

В полете основное положение тела не меняется. На этом фото Стив Лэмсон находится в отличном положении – локти подняты, голова над рулем. Заметьте, что он держит один палец на сцеплении, а его правая рука обхватывает ручку газа. Мастерство внедорожной езды требует освоения плавного использования всех рычагов управления, иногда нескольких одновременно

Покатайтесь под присмотром приятеля, концентрируясь исключительно на правильном положении тела. Пусть он подскажет, на что вам необходимо обратить внимание. Будет еще лучше, если кто-нибудь снимет вас на видеопленку. Вы сразу увидите, над чем вам необходимо работать (а до тех пор, пока вы не достигните уровня Джереми Макграфа, вам есть куда стремиться).

Правильное положение тела является наиболее критичным для эндуристов. Все приемы достаточно просты, но для их усвоения и оттачивания требуются годы тренировок. Занимайтесь совершенствованием положения тела, и вы повысите свой уровень.

Приемы Гэри Семикса

Положение тела является одним из наиболее важных факторов в мотокроссе. Если вы находитесь в правильной позиции, то становитесь единым целым с мотоциклом и скользите по трассе. В противном случае все пойдет наперекосяк.

Основополагающей является средняя позиция, означающая, что вы находитесь в центре мотоцикла. Она должна приниматься автоматически и быть естественной. В средней позиции вы находитесь в равновесии, тело легко откликается на изменения местности.

Удержание равновесия связано с положениями тела и движениями. Это означает, что ваше положение тела и движения всегда приходятся к месту и ко времени.

Освоение управления подразумевает должный контроль над пятью элементами: сцеплением, газом, передним и задним тормозами, КПП. Научившись четко их чувствовать, вы приобретете потрясающий контроль над аппаратом.

Правильно держите голову #1

Находясь в средней позиции, сидя или стоя, держите голову точно над рулем.

Это расположит ваше тело точно в равновесной точке по центру мотоцикла. Если вы сместитесь вперед, то окажетесь в передней позиции, назад – соответственно.

Из этого положения должны исходить все ваши движения, весь спектр перемещений. Многие начинающие гонщики сидят или стоят, сильно сместившись назад. Их вес находится за равновесной точкой, и это приводит к худшей управляемости. Кроме того, из-за этого забиваются руки, так как при ускорении на них ложится большая нагрузка. Для формирования правильных привычек убедитесь, что хорошо выполняете данный прием и работаете исходя из равновесной точки.

Положение коленей #2

Когда вы стоите в средней позиции, коленные суставы должны быть четко над лодыжками. Сжимайте коленями сиденье. Когда вы изменяете положение, начинайте движение с коленей.

Когда вам необходимо стоя сместиться вперед или назад, двигайтесь так, чтобы колени скользили по бокам мотоцикла. Опорой при перемещении служат подножки.

Многие начинающие гонщики не сжимают мотоцикл коленями, это ухудшает контроль, они не являются единым целым с мотоциклом. При перемещении коленей слегка помогайте себе стопами. Этот прием убережет вас от перенапряжения ног. Убедитесь, что подножки достаточно острые и ваши стопы не скользят.

Когда вам необходимо изменить положение на мотоцикле, позвольте коленям скользить по его бокам, но продолжайте при этом держать его.

Когда вы освоите этот прием, то заметите улучшение контроля над мотоциклом, вам покажется, что вы стали более выносливы, вы будете тоньше чувствовать своего железного коня.

Перераспределение веса в положении сидя #3

Когда вы сидите, перераспределяйте свой вес наклонами туловища, а не скольжением по сиденью.

Неопытные гонщики обычно перемещают вес, скользя на заднице по сиденью. Это неправильно, за исключением случаев, когда требуется значительное воздействие.

Правильно сидеть на передней части сиденья, наклоняя туловище вперед или назад. Этот простой прием позволит вам переносить вес на переднее или заднее колесо, оставаясь сидеть по центру мотоцикла. Это не только обеспечит лучший контроль, но и будет проще физически.

Слейтесь с мотоциклом #4

Расслабьте туловище настолько, чтобы слиться с мотоциклом.

Самые неопытные и даже чуть более опытные гонщики понимают этот прием неправильно, особенно нервничая. Ошибкой является напряжение туловища, особенно кистей и плеч. Вы с мотоциклом становитесь крайне тяжелыми, так как переносите часть веса на руль. Положение тела при этом также будет неправильным, так как вы не можете слиться с мотоциклом, когда вцепились в руль.

Правильным является удержание себя ногами (работая от подножек), в то время как туловище остается расслаблено. В случае необходимости вы сможете легко изменить положение тела и оказаться в нужное время в нужном месте. Кроме того, используя в качестве опоры исключительно подножки, вы понижаете центр тяжести, и мотоцикл управляется лучше.

Ключевыми вещами в мотокроссе являются равновесие, согласованность действий, умение предвидеть ситуацию.

Помните, первым, что необходимо расслабить, является сознание. Будьте расслаблены, чисты (в плане сознания) и готовы к чему бы то ни было. Слейтесь с мотоциклом.

Понижайте центр тяжести #5

Удерживайте себя на подножках для понижения центра тяжести.

Распределите свой вес сперва на подножки, затем – на сиденье, и в последнюю очередь – на руль. Это позволит поддерживать низкий центр тяжести по центру мотоцикла. Этот прием похож на #4, но здесь внимание концентрируется на мотоцикле, а не на теле.

Когда вы едете с напряженным туловищем, то, скорее всего, переносите при этом часть веса на руль. Это наивысшая точка тяжести на мотоцикле, и она не является равновесной.

Когда туловище расслаблено, большая часть веса находится на подножках. Это понижает центр тяжести. Когда вы не можете распределить вес на подножки (с выставленной в повороте ногой), нагружайте сиденье и внешнюю подножку. Эти точки будут равновесными в данной ситуации.

Ездите с низким центром тяжести и держите себя в ногах.

При правильном положении тела вы держите себя в ногах, туловище при это расслаблено

Поднятые локти #6

Держите локти поднятыми и разведенными в стороны, обхватите ручку газа.

Управляемость сильно пострадает, если вы будете держать запястья и предплечья параллельно земле. В таком положении они не являются достаточными рычагами. При этом также сложнее открыть газ.

При поднятых локтях, обхватив правую ручку, вы сможете работать газом в полном диапазоне при любом положении тела. Для всего спектра движений этот прием создает должные рычаги для управления мотоциклом.

Постепенно освойте этот прием на безопасной площадке. При поднятом запястье вы по-другому почувствуете газ, однако могут возникнуть проблемы с его закрытием, если вы откроете этого сосунка действительно сильно. Вы не хотите оставить в штанах холодка, или чего ещё, но не будьте размазней. Поднимите ваши локти.

Распрямите плечи #7

Для удержания равновесия используйте компенсирующие движения в стороны. Ваши плечи должны двигаться из стороны в сторону параллельно рулю. Держите плечи направленными туда, куда вы хотите отправиться.

У вас, скорее всего, будет склонность уходить в сторону от мотоцикла, если вы ездите с опущенными локтями. Эта вредная привычка выводит ваше тело из состояния равновесия.

Правильно разворачивать туловище туда, куда вы собираетесь держать путь. Перемещайте тело из стороны в сторону (параллельно рулю) для удержания равновесия и направления переднего колеса туда, куда вы хотите. Если у вас подняты локти, то вы обладаете лучшими рычагами воздействия, и вам будет проще.

Помните, что фундаментальными понятиями мотокросса являются равновесие, согласованность действий и контроль. Чтобы развить контроль, вы должны исходить из правильных основ. Через тренировки необходимо добиться того, чтобы правильное положение тела вошло в вашу нервную систему, стало рефлексом.

Двигайтесь #8

Наклоняйтесь вперед при ускорении и назад при торможении.

Если вы не используете этот прием, то вес вашего тела оказывается в ненужное время в ненужном месте. Это может лишить вас контроля, и изматывать намного сильнее, чем необходимо.

В большинстве случаев, при ускорении необходимо наклониться вперед, навстречу ускорению, а при торможении – назад, в противовес силе торможения. Изменяя положение, вы поддерживаете равновесие. Вы органично взаимодействуете с мотоциклом и имеете лучший над ним контроль.

Не будьте статуей. Привыкайте двигаться на мотоцикле.

Положение спины #9

Держите спину прямо, когда наклоняетесь вперед и согнутой, когда назад.

Гонщики обычно держат спину в каком-либо одном положении (всегда либо прямой, либо согнутой). Это плохая привычка так как она требует больших физических усилий. Положение спины должно изменяться в зависимости от положения тела.

Когда вы находитесь в передней позиции, спину следует держать прямо. Вы окажетесь прямо над передней частью мотоцикла. Когда вы находитесь в задней позиции, спина должна быть согнута. Это позволит понизить центр тяжести и улучшить управляемость.

Это определенно хороший прием для отработки в спокойных условиях перед применением на треке. Воздействию ударов подвержены не только вилка и амортизатор. Работайте всем телом, включая спину.

Согните спину, чтобы загрузить переднее колесо. Также слегка выставляйте в поворотах ногу, чтобы поймать мотоцикл, если одно из колес поведет. Показывает Стив Лэмсон на заводской Хонде

Положение стоп #10

Стойте на подножках на пальцах.

Некоторые гонщики никогда не ездят, стоя на пальцах. Для того чтобы определить, к какой категории относитесь вы, посмотрите на подошвы мотобот. Если вы относитесь к обозначенной группе, то вы теряете дополнительный контроль над аппаратом, который могли бы иметь, используя этот прием.

В общем виде это правило звучит так: если вы не используете КПП или тормоз, то должны стоять на пальцах. Когда в них возникнет необходимость, просто переместите стопу вперед, когда закончите тормозить или переключать скорости, вернитесь в исходное положение. При езде вам придется делать это часто, сидите вы или стоите.

Использование этого приема дает вам ряд преимуществ: вы задействуете дополнительный сустав (лодыжку), это позволяет лучше двигаться и лучше чувствовать мотоцикл; если мотоцикл попадет в колею, стопу не сорвет с подножки; вы по ошибке не нажмете на тормоз или лапку КПП.

Это один из тех приемов, которые требуют отдельного внимания. Проверяйте себя по подошвам мотобот.

Положение стоп при торможении #11

Когда вы используете КПП или тормоз, на подножках должны находиться центры стоп.

В таком положении вы сможете правильно воздействовать на лапку КПП или педаль тормоза. Иногда гонщики используют это прием неправильно и случайно задевают рычаги управления. Это может случиться, если на подножках находятся центры ваших стоп, и вы не использует лапку или педаль. Вы можете поиметь неприятности, если по ошибке нажмете на лапку – может пойматься ложная нейтраль (между скоростями), или же вы полетите вперед – если неожиданно нажмете на тормоз. В зависимости от обстоятельств это может привести к незначительной неудаче или серьезной травме.

Чтобы избежать этого, когда вы хотите стоять на центре стоп, но не хотите использовать лапку или педаль, отводите носки подальше. Это особенно актуально, когда у вас мало времени для перемещения стоп на пальцы и обратно.

С практикой и опытом вы почувствуете насколько далеко необходимо отводить носки, а если заденете лапку или педаль, то заметите это.

Джон Дод демонстрирует неплохой полет. Он ушел чуть назад из атакующей позиции, локти подняты, спина прямая, но наклоненная вперед с целью загрузки передней части мотоцикла. Заметьте, что его нога находится над педалью тормоза, и Дод готов ею воспользоваться, когда потребуется

Положение стоп при переключении скоростей #12

Когда вы ускоряетесь, ваше тело находится в передней позиции, для того чтобы переключить скорость, оторвите стопу от подножки.

Наиболее неопытные гонщики допускают обычно следующую ошибку: для переключения скорости отодвигаются назад. Таким образом, их нога остается на подножке, которая служит опорой при поднятии носка и включении повышенной передачи.

Когда вы включаете более высокую передачу, то обычно находитесь в передней позиции, так как ускоряетесь. Это означает, что для переключения скорости вам необходимо оторвать стопу от подножки. То есть вы используете ногу целиком.

Помните, что лапка должна находиться на уровне верхней части подножки. Если вы установите её слишком низко, то вам будет очень нелегко дотянуться до нее при переключении на пониженную или же засунуть под нее носок при переключении на повышенную передачу. Кроме того, возникнет опасность, что передача выскочит, если вы попадете в колею.

Тренироваться переключению передач хорошо во время отработки старта

Один или два пальца на сцеплении #13

Постоянно держите один или два пальца на сцеплении.

Это важный прием, для его освоения требуется много практики. Распространенной ошибкой является держать всеми четырьмя пальцами либо ручку, либо сцепление. Из-за этого использовать сцепление становится неудобно, и в результате гонщики не используют его достаточно часто.

Профессиональный гонщик 99% времени держит один или два пальца на сцеплении. Он использует его при прохождении поворотов, преодолении гребенки и прыжках для подачи на заднее колесо той мощности, которую он считает необходимой.

Сцепление следует использовать фактически каждый раз, когда вы открываете газ; так что если вы хотите обладать хорошо управляемой мощностью, научитесь пользоваться этим приемом и рычагом сцепления.

Подвижность рук #14

Научитесь независимо использовать ручки и рычаги.

Очень распространенной ошибкой является держать ручки всеми четырьмя пальцами, и в связи с этим использовать рычаги только когда в этом возникает серьезная необходимость. Это настолько неудобно, что гонщики не используют сцепление и передний тормоз достаточно часто, а когда используют, то не могут нормально держать ручки.

Большинство гонщиков всегда держит по крайней мере один палец на сцеплении. Отталкиваясь от жесткости рычага и стиля управления, можно использовать и два пальца, но если научитесь использовать один, сможете увереннее держать ручку. То же самое относится и к переднему тормозу

Развитие способности одновременно держать ручки и работать рычагами требует времени и практики. Некоторые гонщики держат один палец на сцеплении, некоторые – два. На рычаге тормоза лучше держать один палец. Освойтесь с этим приемом, пусть он станет привычкой.

Используйте пальцы так, чтобы держать ручки и при этом использовать рычаги.

Положение тела

1. Ваша голова должна находиться над рулем (практически всегда)

2. Держите себя в ногах, колени чуть согнуты

3. Локти подняты

4. Обхватите ручку газа

5. По одному или два пальца на рычагах сцепления и тормоза

6. Держите голову поднятой, смотрите вперед

4. Препятствия, это не только камни, трамплины, деревья, кактусы, вода и так далее. Это еще и другие гонщики, машины, животные (живые и мертвые), колючая проволока, злые землевладельцы – все, что может причинить вам вред

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru

Искусство управления мотоциклом. | sport-peoples.com

Чтобы сделать свой мотоцикл быстрее, не вкладывая много средств, можно взять на заметку советы журнала Motocross Action и заняться тюнингом. Посадка гонщика на мотоцикле, на заре мотокросса была такой, что вес тела находился больше к задней части машины. Такую посадку, почти на заднем крыле, можно увидеть на фото со звездами тех лет. Такая оттяжка назад была необходимостью к эргономическим особенностям – при ограниченном ходе подвески гонщики семидесятых вынуждены были ехать почти на заднем колесе, для собственной безопасности.

В 80-х поменялся стиль езды  и виды мотоциклов. За счет увеличения хода подвески положение гонщика сместилось вперед. Популярность «атакующей позы» к середине 80-х верно передвигала мотокроссменов к передней части мотоцикла. Положение тела определяется относительно к углу наклона ТС, и «центральное» положение современных гонщиков — ближе к переднему колесу, из-за конструкции современных мотоциклов.Передняя вилкаЖесткие пружины и эффективная защита от пробоин обеспечивают райдерам большую безопасность, чем старые вилки, демпфированные маслом, с ходом 15 см.Геометрия рамыКрутой угол наклона вилки позволяет мотоциклисту сместить вес вперед, для улучшения зацепа переднего колеса. Более 20 лет назад в конструкции мотоциклов была вилка с углом наклона в 31 градус, более пологим, чем сегодня, развесовка на заднем колесе и низкий центр тяжести. У современных мотоциклов ЦТ смещен вперед, они стали выше. Передняя стойка поддерживает баланс при геометрии угла в 27 градусов.

ТрассыПередняя стойка улучшает езду на поворотах. Новые трассы стали намного сложнее и круче, в стиле «суперкросса», с глубокими упорами и колеями. Их преодолению способствует большой ход подвески. Из-за сложности новых трасс современные гонщики вынуждены смещаться вперед.Быстрота и гибкостьПоложение тела определено грунтом, командами гонщика и отдачей мотора. При подъеме тело гонщика всегда смещается вперед, так как общий вес смещается назад. Езда на спуске, напротив, способствует перемещению к задней части для преодоления силы тяжести, компенсации сжатия вилки и распределения веса. Кроме рельефа местности, само транспортное средство тоже влияет на положение гонщика: разница между жестким торможением и сильным ускорением определяют направление компенсации. При поворотах следует перемещаться как можно глубже вперед, чтобы силы гравитации нашли точку приложения при ускорении. Сила гравитации удержит гонщика в седле при его правильном положении. Следует обратить внимание на то, что в случае опасности или необходимости резкого изменения положения тела, отодвинуться назад на скорости намного легче, чем продвинуть туловище вперед.Мотоцикл имеет точку баланса, или центр тяжести. Для того, чтобы этот показатель был идеальным, нужно разместить подвеску, мотор и колеса в точных местах. Над этим разработчики шасси неустанно трудятся, и, можно сказать, успешно.

Чем выше центр тяжести, тем вероятнее проблемы с управлением, и их может исправить сам гонщик. В современных мотоциклах ЦТ расположен чрезмерно высоко, что является для ТС, способного стелиться по земле, извиваться вокруг своей оси и лететь по воздуху, большим плюсом. Инструмент гонщика, которым он должен в идеале владеть – перенос собственного веса. С помощью перемещений тела мотоцикл может стать легким или тяжелым, в зависимости от ситуации. При разгоне мотоцикл поворачивается вокруг ЦТ, переднее колесо приподнимается, и вес переносится назад, заднее колесо получает дополнительный зацеп именно тогда, когда он требуется больше всего – при ускорении из поворота. Если мотоцикл тормозит, вес смещается к передней части, приподнимая заднее колесо. Именно этот перенос вперед и назад служит ключом для быстрой езды. При этом гонщик должен идеально чувствовать машину, окружающий мир и отлично владеть телом. При полете в воздух требуется положение тела, отличное от его положения при приземлении и глубоком закапывании в упор.

Для перемещения вперед-назад нужно быть гибким и уметь встать в положение стоя, когда мотоцикл парит в воздухе, изгибается на поворотах или скачет по кочкам. Сидеть гонщик должен только в центре поворота. Для лучшей работы стойки нужно постоянно держать ноги немного согнутыми в коленях и сгибать спину. При сжатии мотоцикла коленями, верхняя часть тела станет как бы изолированной от большой нижней массы. Даже при ошибке в управлении ТС, но при правильной стойке, шанс остаться невредимым намного повышается. Также положение стоя дает больше возможностей для поворотов и движений тела. На мотоцикле нельзя сидеть или стоять без гибкости, напряженно, или, наоборот, расслабленно. Нужно двигаться в такт машине, всегда быть начеку и работать на опережение.

Именно положение тела гонщика может стать решающим в победе и в экстремальных ситуациях. Нужно использовать все шансы для приспособления тела к трассе – стоя и сидя, наклоняясь и сгибаясь, как того требует рельеф, помогая мотоциклу, а не борясь с ним.

Читайте интересное на сайте!

sport-peoples.com

Сеть прокатов «Старт» -

Когда встает вопрос выбора своего первого двухколесного транспорта то возникает дилемма. Что выбрать скутер или мотоцикл. Обычно этот вопрос встает перед теми людьми, которые еще не имели ни одного ни другого. Сегодня мы поможем вам решить окончательно что вам больше нужно, скутер или мотоцикл.

Когда у тех, кто еще не имел своего транспорта возникает выбор между скутером и мотоциклом, то рядом идут дополнительные вопросы.А чем они отличаются? А почему лучше мотоцикл? Или почему лучше скутер? А почему мне рекомендуют скутер, а сами ездят на мотоциклах?

Сегодня мы разберемся наконец что подойдет именно вам.Для начала выясним почему вам рекомендуют скутер даже те, кто имеют байки. Дело в том, что скутер очень прост в управлении. Чтобы узнать как управлять скутером перейдите сюда: Как ездить на скутере.Мотоцикл же гораздо сложнее, здесь надо время чтобы научиться и привыкнуть. Поэтому рекомендуют начать с скутера, то есть первые 1000 км проехать все же на скутере. А точнее на мопеде 50 кубов. Как правильно выбрать мопед здесь: Как выбрать скутер 50 кубов.

Если у вас есть базовые навыки езды тогда давайте выясним что вам выбрать, скутер или мотоцикл.

Скутер или мотоцикл, выбрать?!

Чтобы выбрать между скутером и мотоциклом нужно четко понимать для чего используют и одно и другое. Мы не будем заводить речь о любителях и фанатах, которые просто фанатеют от чего-то конкретного. Поговорим о назначении скутера и мотоцикла.

Чтобы окончательно решить скутер или мотоцикл нужно дать себе ответ на единственный вопрос:— Куда я буду на нем ездить?

Разгадка скрывается в строении самого транспорта.

У скутера центр тяжести находится ниже чем в мотоцикла. Это делает его проще в управлении и значительно маневреннее на малых скоростях.

Мотоцикл

Мотоцикл имеет центр тяжести выше скутера, поскольку его двигатель находится выше. Это дает ему преимущество на трассе. Если на большой скорости скутер поймает яму то его может просто выбросить с трассы из-за низкого центра тяжести и малых колес. Мотоцикл же благодаря более высокому центру тяжести удержится на дороге значительно легче. Его большие колеса делают небольшие ямки почти неощутимы.Мотоцикл сам по себе тяжелее. Центр тяжести выше, и это затрудняет подъем мотоцикла при падениях. К тому же большой вес, это делает много мотоциклов буквально не подъемным без посторонней помощи. Особенно это касается девушек.

Скутер

Как уже было упомянуто выше, низкий центр тяжести делает скутер более маневренным. Это дает ему существенное преимущество скутера в городе при объезде пробок. Скутер 50 кубов очень удобный для начинающих. Это идеальный транспорт для обучения и привыкания к дороге. Скутером легче управлять и благодаря отсутствию передач. Управление сводится к контролю ручки газа и тормозов. В скутере есть багажник в которой можно положить шлем или другие вещи. В крайних случаях с скутера легче спрыгнуть, поскольку не нужно перебрасывать ногу.

Скутер или мотоцикл: выводы

Несмотря на все преимущества и недостатки ключевым остается следующее.Скутер предназначен для города. Об этом говорят все его характеристики и строение. Им удобно объезжать пробки, можно поехать в магазин благодаря встроенному багажнике, удобный для начинающих. Не приспособлен для плохих дорог.Мотоцикл предназначен для дальних дистанций. Он удобен на высоких скоростях. Легко переносит плохие дороги. Благодаря большим колесам и высокой подвеске он не боится неровных дорог. Его двигатель более вынослив. Им удобно ехать в путешествие.

Конечно и то и другое можно использовать не по назначению, но тогда теряются главные преимущества.

kemerovo.prokatstart.ru