Чем отличается эндуро от кроссового мотоцикла. Мотоциклы кроссовые


Как выбрать кроссовый мотоцикл - AutoKontact

Кроссовый мотоцикл кардинально отличается от мотоциклов любого другого типа, а для управления им необходима специфическая техника езды. Большинство нововведений в конструкцию кроссовой техники были введены в 1980-х гг. Для удобства езды на кроссовом мотоцикле переднюю часть сидения сместили на топливный бак.

Тяжелые барабанные тормоза были заменены на дисковые. Начали использовать моноамортизатор для маятника и увеличили ход передней вилки. Тогда же начали устанавливать системы водяного охлаждения и поднимать выхлопные трубы.

Эти инновации остались без изменений и все еще актуальны.

Классы кроссовых мотоциклов

Первый класс кроссовых мотоциклов называется Mini

В нем принимает участие двухтактная техника от 50 до 85 сс. Начинающим пилотам, которые решили участвовать в кроссах, стоит выбрать именно этот класс. Мотоциклы класса mini довольно мощные и легкие. Это позволяет с наименьшим риском освоить навыки управления кроссовой техникой.

Внутри класса выделяют 2 группы:

  • детскую (supermini)
  • юношескую (BW/SW).

В группе supermini разрешается участвовать детям от четырех лет.

Мотоциклы этой группы отличаются от полноценных кроссовых только размером, при этом они способны выдерживать вес до 90 кг. В юношеской группе принимает участие 2Т техника 85 сс, а с 2007 г. стали доступны четырехтактные двигатели объемом 150 сс. В подгруппе SW проводятся соревнования на маленьких колесах (smaller wheels), а в подгруппе BW на больших (bigger wheels). Учитывая малый вес техники и пилота, скоростные характеристики участников класса mini сравнимы с 250сс. Понять все особенности класса mini поможет англоязычный форум «Vitalmx».

Второй класс кроссового мотоспорта называется Lites (MX2)

Техника этого класса подойдет для пилотов, которые имеют опыт в соревнованиях по мотокроссу. Принимать участие в кроссах серии lites могут 2Т 125 сс и 4Т 250сс модели.

Существует 2 группы:

  • Motocross Lites
  • Supercross Lites.

Третий класс (Supercross) включает в себя все лучшие кроссовые мотоциклы

Он состоит из 2 групп:

В группе MX1 пилоты соревнуются на 2Т 250сс и 4Т 450сс технике. На соревнованиях группы MX3 можно увидеть 2Т 250-500сс и 4Т 450сс+, т.к. она является «открытой» и не имеет ограничений по мощности техники. Участвовать в этом классе рекомендуется только опытным пилотам, т.к. он является самым травмоопасным. Мотоциклы суперкросса очень мощные и тяжелые.

Выбор кроссового мотоцикла

Если у вас имеется опыт вождения только дорожной техники, не стоит выбирать самый мощный вариант. Для начинающих мотоциклистов лучшим вариантом являются модели с объемом двигателя до 125 см³. Если мотоцикл для мотокросса выбирается для ребенка, следует обратить внимание на технику детской группы до 50 см³.

Определившись с классом, выбираем тип двигателя. Преимуществами 2Т моторов является их простота, хороший крутящий момент и низкая стоимость, но ресурс таких моторов значительно уступает 4Т. Мощность четырехтактных двигателей ниже, но доступна уже при малых оборотах. Эти моторы надежнее и реже нуждаются в ТО, но, в случае поломки, стоимость ремонта может быть очень высокой. Каждый гонщик выбирает для себя лучший вариант.

Покупая технику любого класса, стоит обратить внимание на продукцию известных брендов:

Они отличаются высокой надежностью и отличными техническими характеристиками. В выборе хорошего варианта поможет форум «MOTOCROSS».

При ограниченном бюджете можно рассмотреть вариант покупки б/у транспорта. Покупая такую технику, в первую очередь проверьте документы транспортного средства. Даже при перевозке на прицепе у вас могут потребовать документы.

Кроссовая техника не предназначена для дорог общего пользования, поэтому мотоциклы не требуют регистрации, но документы, подтверждающие право собственности, должны быть обязательно (справка-счет). При покупке лучше взять с собой документы, подтверждающие членство в спортивном клубе. На территории СНГ двухтактные модели являются наиболее распространенными, поэтому при покупке б/у техники стоит отдать предпочтение именно 2Т моделям. Их основным преимуществом является низкая стоимость запасных частей и простота конструкции.

Среднестатистический пилот без труда сможет произвести ремонт даже в поле. Любой тематический форум содержит большой ассортимент практически новых кроссовых мотоциклов по низким ценам, т.к. одни бросают мотокросс после одного сезона, а другие переходят в новый класс. Не спешите с выбором, и подходящий вариант обязательно найдется.

Просмотров: 1 338

autokontact.ru

Кроссовые мото их особенности и назначение Кроссовые мотоциклы

Как появился кроссовый мотоцикл

История появления кросс мотоциклов очень интересная и увлекательная. Естественно, она связана с историей появления самого вида мотоспорта. Первая гонка на пересеченной местности на мотоциклах была проведена в 1908 году под названием «гонка за лисой». Однако, это была не совсем обычная гонка. Кроме мотоциклов в ней также участвовали и всадники. Целью данной гонки было доказательство преимущества новой техники во время езды по бездорожью над лошадьми. Но в тот раз удача улыбнулась всадникам, оставив мотоциклистов на скамье проигравших. После этой неудачной гонки проводился еще целый ряд подобных соревнований на мотоциклах, которые, стоит сказать, не пользовались ни интересом, ни спросом. И только в послевоенный период европейцы смоли вдохнуть жизнь в мотокросс, найдя удачную форму организации гонок на мотоциклах по пересеченной местности.

Самые первые кросс мотоциклы были преобразованы из обычных мотоциклов собственными усилиями участников соревнований.  Они облегчались путем удаления лишних для гонок деталей мотоцикла – убирались фары, стопы, багажник, зеркала и многое другое. Со временем тяжелые четырехтактные моторы были преобразованы в более легкие двухтактные, и стали исключительно одноцилиндровыми. Появилась также специальная резина для мотокросса, которая позволила существенно облегчить управление мотоцикла. А в 80-х годах ХХ века была изобретена схема кроссового мотоцикла, заключалась в следующем:

  1. Изменена конструкция сиденья, которое стало наплывать на топливный бак, что прибавляло удобства движениям гонщика во время езды на кроссовом мотоцикле;
  2. Тормозная система стала более легкой за счет использования дискового тормоза вместо барабанного. Кроме облегчения мотоцикла, это также добавило эффективности тормозной системе. С 90-х годов барабанные тормоза на кроссовых мото вовсе не используются;
  3. Воздушное охлаждение двигателя было заменено на водяное;
  4. Появилась прогрессивная подвеска с моноамортизатором. Это одно из наиболее главных изменений, которые претерпели кроссовые мото. Благодаря новой подвеске увеличился ход маятника, кросс мото существенно потерял в весе, а сам амортизатор адекватно работал абсолютно на всех режимах.

Современные кросс мотоциклы

Стоит сказать, что с момента самой первой гонки по бездорожью и до сегодняшних дней прошло много времени, за которое как мотокросс, так и мотоциклы соответствующего класса пережили много изменений. Кроссовые мото имеют свои характерные особенности, позволяющие им носить поистине гордое название гоночных мотоциклов.

К основным характеристикам кросс мото можно отнести:

  1. Наличие исключительно одноцилиндрового двигателя;
  2. Жесткую подвеску, предназначенную для езды стоя, а также способную выдержать не только преодоление различных препятствий и возвышений, но и прыжки;
  3. Отсутствие панели приборов, светотехники, аккумулятора, багажника, электростартера;
  4. Наличие топливного бака небольшого объема;
  5. Сравнительно слабую тормозную систему;
  6. Минимальный дорожный просвет до 400 мм;
  7. Наличие «сухого картера»;
  8. Наличие кик-стартера;
  9. Резину с большими шипами, предназначенную исключительно для езды по грунту;
  10. Легкий вес – до 100 кг сухой массы;
  11. Это не мотоцикл, а спортивный инвентарь, в связи с чем, не требуется регистрация в ГАИ, а соответственно, нет надобности получать водительское удостоверение, чтобы управлять кроссовым мотоциклом.

Таким образом, кросс мото имеют свое прямое предназначение – участие в гонках по бездорожью. Они не являются универсальными мотоциклами, их нельзя эксплуатировать в условиях города и по любым другим дорогам общего пользования. Это просто запрещено по понятным причинам. Также они не предназначены для длительного передвижения по бездорожью, как, например, мотоциклы класса эндуро. Поэтому, если вдруг заиграла в жилах кровь, и появилось желание стать владельцем кросс мото, то помните, его можно будет использовать только в мотокроссе. Ни при каких других условиях оседлать этого железного коня не получится.

Кроссовые мотоциклы видео

Производители кроссовых мотоциклов

В настоящее время уже нет необходимости приспосабливать мотоцикл к гонкам по бездорожью – они давно выпускаются серийно. Сегодня существуем достаточно много европейских, японских компаний, имеющих в своем продуктовом портфеле кросс мотоциклы. Среди наиболее популярных японских компаний уважения заслуживают Suzuki, Kawasaki, Honda и Yamaha.  Самыми востребованными «европейцами» являются кросс мотоциклы компаний: чешской Praga, испанской Ossa, итальянской Apriliа, ну и конечно же, немецкой BMW (Husquarna). К сожалению, среди перечисленных компаний отсутствуют легендарные Zundapp и DKW. Их мотоциклы в настоящее время можно увидеть только в музеях. Но, не смотря на это, для многих компаний, выпускающих сегодня кросс мото, они являются примером для подражания.

www.motoking.ru

Мотокросс: чемпионы среди кроссовых мотоциклов — Мотоциклы | Гонки на мотоциклах

При одном только слове «суперкросс» в венах настоящих мотогонщиков закипает кровь. Они готовы рваться вперёд, падать, чтобы вновь подниматься и идти вперёд, к победе.

Кросс – уникальный вид гонок, не похожий ни на что другое. Люди, приходящие в этот спорт уже давно позабыли про то, что такое страх, боль и разочарования. Они просто живут этим.

Мотоциклы, создаваемые для этой дисциплины, отличаются от всего, с чем вы сталкивались. Они во многом похожи на эндуро, но рассчитаны на совсем иной тип нагрузок. Если обычный эндуро развалится после очередного супер-прыжка, то кроссовый байк воспринимает такие полёты, как нечто обыкновенное и само собой разумеющееся.

Подвеска кроссовой техники рассчитана на подобные испытания. Она имеет более специфические показатели жесткости и хода. Здесь действует масса ограничений, в том числе по размерам, типам материалов, массе. Это заставляет конструкторов находить новые средства достижения цели. В этом мотокросс напоминает престижнейшие автогонки Формула 1, в которых конструктор ищет лазейки в регламенте и создаёт очередной шедевр на колёсах.

Первые гонки в этом классе проходили ещё в начале 20 столетия. Но тогда они ещё не имели того успеха, который их ждал 50 лет спустя. Сейчас, в 21 веке они всё так же популярны, как раньше.

Кроссовые мотоциклы выпускает каждая уважающая себя компания, начиная от белорусского Минска и заканчивая родоначальниками всех мотоциклов – немцами.

Не стоит забывать и про такие компании, как Husqvarna. Они вовсе не сдают позиций даже не фоне современных Хонда, Судзуки, Кавасаки и других топ-фирм.

В 2010 – 2013 вышло сразу несколько отличных моделей:

  • TCR250R;
  • TXC250R;
  • CR50;
  • CR65.

Все упомянутые кросс мотоциклы обладают рядом достоинств. Во-первых, это крепкая рама. Тут мало кто может с ними соперничать. Во-вторых, надёжная подвеска.

Впрочем, цена на приличный кроссовик тоже зачастую далека от бюджетной. Китайский металлолом в расчёт не берём. Дешёвый и качественный кроссовик, это такой же миф, как аллигаторы в городской канализации.

Есть модели, которые стоят чуть дешевле, но мотоцикл для мотокросса – не то, на чём можно экономить. В конце концов, от его качества во многом зависит ваша жизнь, и лучше не рисковать.

На хорошем кроссовом байке одна вилка стоит, как половина китайского мотоцикла.

История мотокросса

Впервые гонки по пересечённой местности на специально подготовленных мотоциклах прошли в 1908 году. Это не было стандартное спортивное соревнование. Мотоциклисты участвовали в так называемой «гонке за лисой», в которой их задачей было показать преимущество мотоцикла над лошадью. Задача так и не была выполнена, а из 13 машин, участвовавших в заезде, до финиша успешно добрались лишь двое. Потому, ещё долгое время не было явного преимущества мотоциклов.

Первые мотокроссы проводили во Франции, но успеха они тогда не имели. Слишком большие дистанции и слишком низкая зрелищность. Потому делали небольшой круг и массовый старт. При этом в США и СССР этой тенденции не следовали, по причине большого числа участников.

В Советском Союзе в 1928 году состоялась спартакиада, в ходе которой прошёл 100-километровый мотокросс. А в 1936 прошёл первый моточемпионат. Знаковым стал 1957 год, когда в Расторгуево провели традиционный мотокросс на 1,3 км.

Первые мотоциклы, принимавшие участие в заездах, вовсе не были традиционно кроссовыми. Это были серийные заводские модели дорожников, лишь немного подогнанные под более суровые условия. Именно это и становилось причиной выхода машин из строя в ходе заездов.

Это постепенно навело разработчиков на мысль о создании специальных моделей с защищённым выхлопом, более надёжной рамой, специализированной подвеской, и колёсами, способными вынести подобные нагрузки, падения и прочие нюансы мотокросса.

Увеличение хода вилки и маятника дало немалый эффект. Подвеска стала куда адекватней реагировать на езду по бездорожью, прыжки и другие моменты.

Двигатели дорожников заменили лёгкими и мощными двухтактниками. Такой мотор всегда делался одноцилиндровым.

Создали и специальную резину, применяемую исключительно в мотокроссе. Электростартер заменили кикстартером, а аккумулятор убрали вовсе.

Основные конструкционные изменения произошли в 80-е годы. Сиденье, бак, подвеска – стали более удобными. Отправился в прошлое барабанный тормоз, сменившийся лёгким и удобным дисковым. А ещё мотоциклы для мотокросса получили водяное охлаждение двигателя вместо воздушного.

В 90-е вступили в силу новые законы, связанные с экологическими нормативами для автомобилей и мотоциклов. Потому вновь появились 4-тактные моторы. Но теперь они уже были намного меньше, легче, а надёжность существенно возросла.

Мотоциклы для кросса считаются спортивным инвентарём, потому права на их вождение не требуются, на них нет боковых зеркал, а самой технике запрещено движение по дорогам общего пользования.

Лидеры производства

На сегодня мировой рынок окончательно определился с топ-списком компаний, выпускающих технику для мотокросса. Из пяти лидеров, четыре – родом из Японии.

Это Судзуки, Кавасаки, Хонда и Ямаха. Но это вовсе не означает, что остальной мир стоит в сторонке, лишь наблюдая за гонкой лидеров. Кроссовый мотоцикл Хонда, или Ямаха – мечта любого современного гонщика.

От Европы стоит отметить такие компании, как BMW (Husqvarna теперь часть концерна), Aprilia (Италия), Ossa (Испания), Praga (Чехия).

К сожалению, в этом списке нет уже легендарного Цундаппа и DKW. Первая компания упразднена в 80-е и досталась китайцам, а вторая прекратила существование в 1966.

Эти кроссовые мотоциклы фото которых украшают музеи мотоспорта, сейчас стали примером для многих производителей.

Чемпионаты по мотокроссу

В мире проводится ряд престижнейших соревнований по этой дисциплине, в различных классах.

  • Крупнейший из них – FIM Motocross World Championship, проводится с 1957 года и организован федерацией мотоспорта. Проходит в 3 классах – МХ1, МХ2, МХ3. Гонка длится в среднем около 40 минут.
  • AMA Motocross Championship – американское первенство по мотокроссу. Основано в 1972 году.
  • Motocross des Nations – кубок наций. Одно из старейших соревнований. Проходит с 1947 года.
  • British Motocross Championship – британское национальное первенство.

Мотокросс в Советском Союзе

В СССР мотокросс входил в число самых популярных видов спорта. Конечно, он не мог сравниться с футболом и хоккеем, но оставался массовым и успешным. Первые официальные чемпионаты в стране начали проходить ещё в 50-е годы. В 1954 состоялось первое международное соревнование. В 1956 мотоклуб СССР стал частью международной федерации.

В Союзе производились неплохие кроссовые мотоциклы цены которых всех устраивали, но основу спорта составляли Ява и СZ. Именно на этой технике выступали советские спортсмены на международном уровне.

Впервые советский гонщик Геннадий Моисеев побеждает в общемировом первенстве в 1974 году. До этого не удавалось подняться выше 3 ступеньки.

Обычно советские гонщики принимали участие в заездах только на отечественной технике, либо мотоциклах, произведённых в соцстранах. Но случались и казусы, как с тем же Моисеевым. У спортсмена не было возможности выступить на чешском мотоцикле. Его просто не успели привезти. В результате, чтобы не сниматься с соревнований, он согласился на предложение команды КТМ выступить на австрийской технике. Это принесло ему победу в 1974, 1977 и 1978 годах.

Современные кроссовые мотоциклы

В наше время существует огромное количество моделей от ведущих производителей.

Объём двигателя варьируется от 50 см3 и более. Одним из самых популярных классов по объёму является кроссовый мотоцикл 250 кубов. 250-кубовую технику выпускают все, начиная от М1NSK и заканчивая Кавасаки, или Husquarna (BMW). Этот объём популярен и среди дорожной техники, а в мотокроссе ему и вовсе нет равных.

Хотя, не стоит преуменьшать достоинства остальных. В классе кроссовые мотоциклы 125 кубов тоже есть немало интересных моделей.

В отличие от Мото Гран при, техника для мотокросса обычно выпускается серийно, но есть и уникальные мотоциклы для заводских команд, производящиеся с определёнными изменениями в конструкции, отличающими мотоцикл от стандартного.

Современный кроссовый мотоцикл купить легко. На него не нужны права, он нигде не регистрируется. Цены на такую технику очень разные. Многие предпочитают купить технику с небольшим пробегом. Но зачастую приобретаются модели 80-90 годов, которые приводятся в нужное состояние самостоятельно. Это обходится дешевле покупки нового «японца».

Некоторые рискуют, приобретая китайскую технику. Но качество многих деталей в ней оставляет желать лучшего. Даже новые запчасти для кроссовых мотоциклов из Поднебесной далеки от надёжности. Потому остаётся либо копить, либо брать машину 1996-2000 годов.

Некоторые народные умельцы собирают их чуть ли не по частям, красят, тюнингуют и продают за неплохие деньги. Порой, бак приезжает из одного конца страны, а двигатель – из другого. Так собираются некоторые легендарные минские машины периода расцвета завода.

Популярность мотокросса

Любые мотогонки, даже самые необычные, находят в мире отклик. А мотокросс – соревнования с богатой и очень интересной историей, имеет огромный, многомиллионный фан-клуб по всему миру. Чемпионаты собирают миллионы на трибунах и у голубых экранов.

Многие компании выступают спонсорами подобных состязаний. И далеко не всегда они связаны с мотоциклами.

Крупные компании – производители имеют свои заводские команды по мотокроссу, раллийным гонкам, вроде Дакар. Продажа кроссовых мотоциклов всегда была выгодным занятием. Ежегодно серии обновляются, появляются новые. Компании соревнуются не только на треке, но и в технологиях. Эта конкуренция отлично влияет на технологический прогресс в индустрии.

Кроссовые мотоциклы видео. Техника 70-90 годов. Живая история:

moto-wagen.ru

Рейтинг лучших кроссовых мотоциклов 2015 года

Основная цель подобных рейтингов — это показать какой именно мотоцикл лучше всего будет вам подходить. Ведь прежде, чем покупать себе новое транспортное средство, необходимо внимательно рассмотреть внешний вид, технические характеристики мотоцикла. Итак, вашему внимаю предоставляем рейтинг самых лучших кроссовых мотоциклов на 2015 год.

SUZUKI RM-Z450

Пятое место в рейтинге достается SUZUKI RM-Z450. Почему именно пятое место? Специалисты говорят о том, что данный проект не завершенный до конца. Тем гонщикам, которые тестировали аппарат, мотоцикл понравился точностью в поворотах, но минусом они посчитали проблемы со стабильностью во время езды на большой скорости. Большим плюсом есть широкий диапазон мощности, но ею нельзя воспользоваться полностью из-за того, что тормоза слишком слабые для данного мотоцикла.

Многие могут говорить о том, что Suzuki RM-Z450 — это отличный вариант с точки зрения управления. Но на самом деле все обстоит несколько иначе. Если скорость большая, то мотоцикл начинает качаться со стороны в сторону. Конечно, если нужно перестроиться, то тогда равных данному аппарату нет. Стоит отметить, что в двигателе нет ничего лишнего, присутствует только необходимая мощность, но не более.

KAWASAKI KX450F

На четвертом месте находится KAWASAKI KX450F. Данная модель стала любимым гоночным аппаратом для многих мотолюбителей. На протяжении 4 лет, Kawasaki выигрывали многие рейтинги. Но есть причина по которой мотоцикл данной компании занял не первое, а четвертое место рейтинга 2015. Kawasaki KX450F обходила другие аппараты всегда только по одной причине — по диапазону мощности. Он всегда был уникальным и никто не смог предоставить модель с более высокими показателями. Сегодня, мотоцикл имеет также неплохой диапазон мощности, но перестал уже быть лидером из-за потери своих лошадиных сил.

YAMAHA YZ450F

На третьей позиции находится YAMAHA YZ450F. Третье место было присвоено из-за того, что этот невероятно быстрый мотоцикл имеет специфический дизайн. В то же время застежка на аirbox может в любое время потеряться. Первые ощущения, которые может вызвать данное транспортное средство — это то, что он тяжелый и слишком громоздкий, высокий и очень широкий. НО это только первое впечатление. Также минусом данной модели есть слабоватые тормоза для подобного уровня мощности. Во время прохождения поворотов у YAMAHA YZ450F также возникает некоторое замешательство. Многим не нравится и решение с крышкой для топливного бака.

HUSQVARNA FC450

На втором месте располагается HUSQVARNA FC450. Модель Husqvarna – это клон КТМ и на нем более 90% деталей от модели 450SXF. Если мотоциклы настолько похожи между собой, так почему же они не заняли оба первую позицию. Все очень просто и ответ находится в тех 10% разницы между транспортными средствами. Производители HUSQVARNA FC450 слишком много внимания уделили подрамникам мотоцикла. Ограничительная крышка воздушной камеры и толщина пластика приглушили у модели FC450 диапазон мощности, особенно на приемистость. Таким образом, двигатель КТМ оказался более отзывчивым если сравнивать его с мотором Husqvarna. Хотя можно встретить мотолюбителей, которые предпочитают именно такой двигатель, а не КТМ.

KTM 450SXF

Первое место в рейтинге досталось KTM 450SXF. Мотоцикл KTM 450SXF 2015 обогнал всех своих конкурентов. Стоит сказать, что именно этот аппарат считается сегодня наиболее специализированным транспортным средством во всем мире. KTM 450SXF имеет огромное количество преимуществ, а именно: огромный диапазон мощности, все направляющие цепи и ловушки — совершенно нерушимы, отличные тормоза, гидравлическое сцепление. В своем классе данная модель есть лучшей по управляемости, а для того, чтобы заменить воздушные фильтры, не нужно использовать ни одного инструмента. Кроме того, KTM 450SXF имеет передние высокотехнологические вилки.

Похожие записи:

amposter.com

купите новый кроссовый мотоцикл с доставкой!

Кто предпочтет купить кроссовый мотоцикл?

Кроссовый мотоцикл может быть как истинно мужским развлечением для поездок по полям и лесам — так и настоящим видом спорта.Соревнования по мотокроссу являются официальным видом спорта, спортсменам присваивается спортивные разряды. Выступления мотокроссменов — одни из самых зрелищных и захватывающих зрелищ!

Чтобы почувствовать себя причастным к мотоспорту, не обязательно прыгать с многометровых трамплинов. Достаточно сесть на двухколёсный вездеход и прохватить по полю, просёлочной дороге, лесу. На кроссовом мотоцикле можно ехать там, где больше никто не сможет проехать! Быстрее, выше, сильнее!

Особенности кроссовых мотоциклов

Кроссовый мотоцикл имеет своеобразную конструкцию.1. Клиренс. Рама кроссового мотоцикла сконструирована для максимально возможного дорожного просвета. Он больше, чем у большинства внедорожников, и позволяет переезжать препятствия вплоть до не самых маленьких бревен! Также рама отличается повышенной прочностью. Но это уже серьезно зависит как от ценовой категории мототехники, так и от производителя. Если вы собираетесь приобрести самый дешёвый мотоцикл в классе — не нужно его эксплуатировать как профессиональные мотокроссовые модели. Пожалейте скромного китайца -) При этом, для прохвата по полю или проселку его вполне хватит.2. Амортизаторы и подвеска. Подвеска кроссового мотоцикла отличается очень длинным ходом. Она позволяет отрабатывать прыжки, глубокие ямы и неровности покрытия.Жесткость подвески в большинстве моделей настраивается под себя индивидуально.

Какой кроссовый мотоцикл купить?

Модели новых кроссовых мотоциклов различаются мощностью, размером, оснащением и качеством изготовления.Двигатели кроссовой техники начиная от 50 кубовых двухтактников и оканчиваются в районе 650 кубовых японских или европейских профессиональных моделей. При этом двухтактный двигатель чаще всего в 2 раза мощнее своего четырех тактного аналога. Однако в силу ряда особенностей, управление двухтактным двигателем сложнее.В частности:— отсутствие тяги на низах. Чтобы поехать, нужно дать обороты,— резкий и злой подхват в определеном диапазоне оборотов. С непривычки можно даже завалить мотоцикл!— громкий шум. Он намного громче четырех тактных аналогов!— острая зависимость от выхлопной системы. Труба должна быть четко и профессионально подобрана к двигателю, иначе двигатель не выйдет на свои характеристики!Наиболее распространено желание спортсменов купить кроссовый мотоцикл 250 кубов китайского производства, потому что на таком мотоцикле уже можно по-взрослому прострелить по полям и лесам – а цена кроссового мотоцикла остается недорогой.Размеры мотоциклов также бываюттакже разные: можно купить кроссовый мотоцикл 125 кубов для детей или полноразмерный кросс 450 кубов для взрослых и опытных мотоциклистов.Оснащение мотокроссовых мотоциклов обычно отличается минимализмом.Важные особенности:— наличие или отсутствие передней фары,— электрический или только кик стартер.

Бренды кроссовых мотоциклов

На рынке достаточно большое количество брендов от производителей, занимающихся продажей кроссовых мотоциклов. Многие из них занимают определенные ценовые категории.Начнем от дешёвых китайских кроссовых мотоциклов к дорогим.Ирбис и мотоленд.Самые дешёвые мотоциклы. При этом их качество и надёжность достаточны для не профессиональной эксплуатации. Широкое распространенность запчастей и отработанность конструкции позволяют рекомендовать данную технику для эксплуатации в не слишком жёстких условиях. Сотоленд отличается более широким модельным рядом и наличием моделей с двигателем 450 кубов.АВМ и Рейсер. Техника более качественна и разнообразна по характеристикам. Есть модели с водяным охлаждением.В остальном — аналогичны ирбису.Кайо. Кроссовые мотоциклы и питбайки кайо можно смело отнести к полупрофессиональной. Рамы мотоциклов сделаны из нормальной стали и сварены прямыми руками, что позволяет делать на них прыжки без риска погнуть раму из сыромятины, как у более дешёвых брендов. Широко известно и зарекомендовавшее себя качество деталей и сборки мотоциклов кайо.КТМ, Шерко и другие европейские и японские бренды известны своим качеством. Они безусловно являются лучшими кроссовыми мотоциклами — но находятся, увы, в совсем иной ценовой категории.

steelracing.ru

Чем отличается эндуро от кроссового мотоцикла

В конце ХХ века снова стал подниматься интерес к мототехнике. Появились туристические мотоциклы, машины  для продолжительных поездок по плохим дорогам, называемые «эндуро».  Совершенствовались кроссовые мотоциклы, способные выдерживать самые самое непроходимое бездорожье.

Мотоциклы сегодня

В последние десятилетия развивается производство основном  малообъемных мотоциклов в Китае. Японские бренды стали доминировать в классах мощных и тяжелых двухколесных машин. В Европе производились лишь несколько их марок. Продолжала развиваться  байкерская субкультура, во многом благодаря американской марке «Харлей Дэвидсон». Мотоциклы совершенствовались и постепенно стали неотъемлемым атрибутом современной жизни и активного отдыха. Самым удобными для повседневного пользования остались классические мотоциклы. Водителю на них удобно, он мало устает  в поездках.

Harley Davidson

Такие машины оправдали себя и послужили основой для разработки  мотоциклов для туризма. Появились  круизеры, у которых было широкое заднее колесо и ременный привод. Такие мотоциклы обеспечивали максимальное удобство в путешествии. Лидируют по комфортабельности  люкс-крузеры.

Были разработаны новые  специальные машины для различных соревнований. Это байки для гонок по шоссе, мощные мотоциклы с турбокомпрессором  для драг-гонок и другие мотоциклы для спорта. Для участия в многодневных ралли были сконструированы мотоциклы “эндуро”. Кроссовые мотоциклы для гонок по внедорожным трассам вобрали в себя последние технические новинки и выдерживают предельные нагрузки.

О мотоцикле эндуро

Это название двухколесной машины пришло от многодневных мотоспортивных соревнований на большие расстояния по сложным дорогам. Когда они начинались в начале прошлого века, спортсмены ездили на обычных дорожных машинах с мощным двигателем. Со временем  эндуро был приспособлен к особенностям изнурительных соревнований и стал заметно отличаться от других мотоциклов.

Эндуро

Обычно у современных мотоциклов эндуро:

  1. Малошумный легкий, надежный и тяговитый двигатель с воздушно-масляным охлаждением.
  2. Предусматривающая падения конструкция, минимизирующая риск повреждения машины.
  3. Камерные шины. рассчитанные на спицованные колеса.
  4. Умеренной жесткости стальная рама и подвеска.
  5. Система маслопитания. обеспечивающая работу мотоцикла при заваливании на бок.

У него появилась цепная передача с легкой цепью и хорошей амортизацией и быстро заменяемые звездочки. Спереди появилось большое переднее колесо. Легкие колеса со спицами способны выдерживать сильные удары. Широкий руль стал  упрощать управление мотоциклом на неровностях. Этому помогают мощные грунтозацепы на протекторе внедорожных шин. Были усовершенствованы грязевые щитки.

Специальные требования предъявляются к участвующим в соревнованиях спортивным эндуро в части:

  • Минимальной массы машины и нагрузки на нее в соответствии с классом.
  • Допустимого уровня шума.
  • Конструкции органов управления и тормозов.
  • Размера и профиля шин.
  • Использования деталей из титана.
  • Хода подвесок и пр.

Что такое кроссовый мотоцикл

Кроссовый мотоцикл предназначается для гонок по замкнутой трассе, проложенной по пересеченной местности. На ней обычно имеются естественные и искусственные препятствия. Длина такой трассы от полутора до трех километров. На ней не допускается превышать определенную правилами гонки скорость. Существуют и другие требования обязательные для участия гонки.

Кроссовый мотоцикл

Мотоцикл для мотокросса  рассчитан на быструю езду по трассе с препятствиями, прыжки и жесткие приземления. Вождение таких мотоциклов требует специальных навыков и постоянных тренировок. Он до предела облегчается. Здесь минимум веса и облицовки. Нет аккумулятора и электростартера. У него большие колеса со спицами и крупными грунтозацепами. Конструкция двигателя предусматривает его безотказную смазку в любом положении мотоцикла.

Этот спортбайк характерен громким выхлопом. Ему запрещено появляться на обычных дорогах.  Оборудована такая машина простыми тормозами, эффективности которых вполне достаточно на бездорожье. Как и другие спортивные машины его изготавливают с применением легких сплавов и композитных материалов.

Современный кроссовый мотоцикл приобрел такие признаки:

  • Выхлопные трубы подняты, чтобы уменьшить их повреждение при падении
  • Мощные двухтактные двигатели облегчены, их конструкция упрощена, они стали только одноцилиндровыми.
  • Вместо воздушного охлаждения появилось водяное
  • Ужесточение экологических требований вернуло на эти мотоциклы усовершенствованные легкие и надежные 4-тактные двигатели
  • Повысилась их мощность и ходовые характеристики в результате использования современных материалов и сплавов
  • На многих машинах вместо электростартера появился кикстартер, соответственно отпала необходимость в аккумуляторе.
  • Значительно улучшилась управляемость благодаря появлению специальной кроссовой резины
  • У кроссовых мотоциклов руль уменьшен, ход маятника и вилки увеличен и достигает 30 и более сантиметров.
  • Подвеска с моноамортизатором дала возможность снизить вес
  • Удобнее стало сиденье, которое захватывает топливный бак
  • Эффективные дисковые тормоза заменили тяжелые барабанные.
  • Появилась перевернутая передняя вилка, позволившая улучшить функционирование передней подвески.

В чем отличия

Мотоциклы эндуро отличаются от кроссовых по таким основным признакам:

  1. Двигатель мало шумит в отличие от громкого выхлопа кроссового мотоцикла.
  2. Двигатели эндуро могут быть двухтактными и четырехтактными, и иметь два и более цилиндров. У кроссового мотоцикла только одноцилиндровые моторы.
  3. У них более эффективные и сложные тормоза, в отличие от простых тормозов для движения по бездорожью.
  4. Они, как и дорожные машины, оснащены светотехникой, зеркалами, навигационными приборами. У кроссовых мотоциклов этого нет.
  5. Эндуро комфортны для дальних поездок, у них имеется электростартер и аккумулятор, другие приборы. С кроссовой машины снято все лишнее для облегчения веса, имеется кикстартер.
  6. Мотоциклы эндуро, как и всякие транспортные средства, подлежат государственной регистрации, имеют номерной знак. Кроссовый мотоцикл является спортивной машиной, которой запрещено выезжать на дороги общего пользования. Паспорта транспортного средства и государственного номерного знака у него нет.
  7. Водитель мотоцикла эндуро обязан иметь водительское удостоверение. Мотоспортсмену на кроссовом мотоцикле оно не нужно.
  8. Подвеска эндуро почти такая же, как у дорожного мотоцикла. У кроссового она рассчитана на экстремальную езду и прыжки.

vchemraznica.ru

Мотокросс Википедия

Мотокро́сс, Мотоциклетный кросс (англ. motocross от англ. motorcycle — мотоцикл и англ. cross country — пересечённая местность) — один из видов мотоциклетного спорта (мотоспорта), представляет собой гонку на специальных спортивных мотоциклах, проводимую на пересечённой местности по замкнутой трассе с естественными (в виде крутых подъёмов, спусков, поворотов, канав, песка и тому подобное[1]) и искусственными (столы, трамплины, колейные мосты[1]) препятствиями[2].

Иногда англоязычное название «motocross» сокращают до «MotoX» или «MX».

История

Соединение езды на мотоциклах по пересечённой местности со скоростью стало стимулом для возникновения соревнований по мотоциклетному кроссу. Одним из первых доступных общественности соревнований на пересечённой местности была так называемая «гонка за лисой», проведённая на военном учебном плацу недалеко от Лондона в 1908 году. В ней участвовали 13 мотоциклистов и 16 конных всадников. Целью мотоциклистов было доказать, что новая техника на бездорожье по скорости превосходит лошадей. Однако, в заезде одержали победу именно кавалеристы, а из мотоциклистов закончили соревнования только двое[3][4].

В последующие годы в Великобритании и Франции продолжали проводить мотокроссы, но они не вызывали интереса у публики — не хватало наглядности. Для первых кроссов использовался один из элементов многодневки — подъём на холм. Старт был одиночным, а не массовым, трасса выбиралась так, чтобы ни один гонщик не смог добраться до вершины, а победителем считался тот, кто смог пройти наибольшее расстояние[4]. И только после Первой мировой войны в европейских странах была найдена наиболее удачная форма проведения мотокроссов. Их стали проводить на естественной местности с травянистой, песчаной или даже грязевой (но без камней) поверхностью, используя массовый старт.

Споры о протяжённости одного круга дистанции закончились в пользу довольно коротких трасс — 1,5 — 3 километра — как более зрелищных для зрителей и более безопасных для самих гонщиков. Однако, в СССР и США устраивались мотокроссы с длиной круга в 30 км и больше[5]. Это было связано с массовостью мотокроссовых соревнований — гонщиков, принимавших участие в гонке, было настолько много, что они не могли разместиться на трассе, не мешая друг другу[4].

Кроссовые мотоциклы

Как мотоциклетная дисциплина, мотокросс регламентируется специальными техническими требованиями к мотоциклам

В первых мотокроссовых соревнованиях принимали участие гонщики на дорожных мотоциклах, приспособленных к передвижению по пересечённой местности собственными усилиями. Мотоциклы облегчались посредством снятия ненужных для соревнования частей — фары, стоп-сигналов, багажника, пассажирских подножек, зеркал, дорабатывалась подвеска, повышалась мощность мотора[6].

Появление серийных кроссовых мотоциклов привело к эволюционным изменениям в конструкции. Изначально очень широкий руль, предназначенный для увеличения рычага вращения, был уменьшен, а ход вилки и маятника — увеличен. Выхлопные трубы, расположенные снизу, стали поднимать, чтобы предотвратить их повреждение при падениях[6].

Облегчение двигателя и одновременное увеличение его мощности привело к тому, что на смену достаточно распространённым, но тяжеловатым 4-тактным моторам пришли лёгкие, оборотистые, простые в изготовлении 2-тактные. Двигатели стали исключительно одноцилиндровыми. Появление кроссовой резины позволило кардинальным образом улучшить управляемость мотоцикла[6]. Электростартер был заменён на кикстартер, а аккумулятор упразднён.

В 80-х эти нововведения положили начало современной схеме кроссового мотоцикла[6]:

  • сиденье конструктивно теперь как бы наплывало на бак, что делало движения гонщика на мотоцикле более удобными;
  • на замену тяжёлому и неэффективному барабанному тормозу пришёл дисковый тормоз, который к середине 90-х полностью вытеснил старую систему;
  • самые главные изменения коснулись подвески — прогрессивная подвеска с моноамортизатором позволила увеличить ход маятника, уменьшить вес и, хотя и была несколько сложнее, однако делала работу амортизатора адекватной на всех режимах;
  • ещё одним из значимых изменений 80-х стало появление водяного охлаждения, пришедшего на смену воздушному.

Дальнейшие нововведения были также связаны с уменьшением подрессоренных масс и привели к появлению перевёрнутой передней вилки, что позволило на современных скоростях намного улучшить работу передней подвески. Появление новых сплавов и материалов позволило вносить новые изменения, улучшающие ходовые качества и мощность мотоциклов. В конце 90-х в связи с ужесточением экологических норм на рынке вновь появились 4-тактные двигатели — новейшие разработки позволили сделать такие моторы достаточно лёгкими и надёжными[6].

Таким образом, современные серийные кроссовые мотоциклы имеют большой ход подвески — 300 мм и больше, мощный двигатель и лёгкую раму[7]. По типу рабочего процесса двигателя могут быть двухтактными (2Т) или четырёхтактными (4T)[8]. Не имеют светового оборудования, зеркал, приборной панели, бокового упора. Чаще всего не имеют электростартера.

Однако, например, в 2011 году в кроссовую линейку мотоциклов KTM электростартер был возвращен[9].

Кроссовые мотоциклы не регистрируются в органах ГИБДД, так как не сертифицированы для передвижения по дорогам общего пользования и не могут иметь ПТС и номерной знак. Для управления кроссовым мотоциклом не требуется водительское удостоверение, так как он является спортивным инвентарем.

Производители

Основные производители кроссовых мотоциклов[10]:

  • Honda (Япония) — серия CRF R
  • Kawasaki (Япония) — серия KX
  • KTM (Австрия) — серия SX
  • Suzuki (Япония) — серия RM
  • Yamaha (Япония) — серия YZ

Другие производители кроссовых мотоциклов[10] по странам с примерами моделей:

Испания:

  • Alfer — VR 250 Cross
  • Gas Gas — серия MC
  • Ossa — Phantom, Stiletto MX

Италия:

Австрия:

  • Husaberg (Австрия KTM, ранее марка принадлежала Швеции) — серии FC, FX

Германия:

  • Husqvarna (на настоящий момент принадлежит KTM) — серии CR, TC
  • Maico (Германия) — 250/500 Cross

Великобритания:

  • CCM (Великобритания) — CMX 450

Чехия:

  • Praga (Чехия) — CD610

Производители кроссовых мотоциклов, либо прекратившие их производство, либо уже несуществующие:

  • Bultaco Pursang MK2 250cc, 1967

  • Harley Davidson Baja 100, 1972

Детские кроссовые мотоциклы

Детский кроссовый мотоцикл для начинающих Yamaha PW50

Детские кроссовые мотоциклы обычно делят на мотоциклы для начинающих, предназначенных для получения первых навыков внедорожной езды, и мотоциклы, уже относящиеся к спортивной технике. Мотоциклы для начинающих могут иметь полуавтоматическую или автоматическую трансмиссию[11] (как, например, Yamaha PW50).

Производители по странам с примерами моделей [10]:

Япония:

  • Honda — CRF 100F, CRF 150F, CRF 150R,
  • Yamaha — PW50, PW80, TT-R50E, TT-R110E, YZ85
  • Suzuki — JR50, RM85, RM85L
  • Kawasaki — KX65, KX85

Австрия:

  • KTM — 50SX, 50SX Mini, 65SX, 85SX

Германия:

Италия:

Испания:

Словения:

Китай:

  • Jianshe — JS80PY (копия Yamaha PW80), разработан фирмой Yamaha специально для китайского рынка
  • Jinceeng — JC50/70Y

Следует отличать детские кроссовые мотоциклы от питбайков. Питбайки конструируют так, чтобы на них мог ездить и взрослый человек, он имеет удлинённую колесную базу. Детский кроссовый мотоцикл сделан специально для ребёнка. Ребёнок должен свободно ставить обе ноги на землю, сидя в седле, и легко доставать до рычагов управления[12].

Международные соревнования

Чемпионат мира по мотокроссу 2012 — Россия, Семигорье Прыжки в мотокроссе — Чемпионат мира 2012, Семигорье

Чемпионат мира по мотокроссу — высшая серия соревнований, организованная Международной Мотоциклетной Федерацией (ФИМ) в 1957 году (до этого чемпионат с 1952 года был известен как чемпионат Европы)[13]. В настоящее время разделён на два класса: MXGP, MX2. Гонка длительностью чуть больше 30 минут плюс два круга.

AMA Motocross Championship (англ.)русск. — основная серия по мотокроссу в США, проводится с 1972 года, организована Американской Ассоциацией Мотоциклистов (AMA) (англ.)русск..

Motocross des Nations (англ.)русск. — ежегодная командная гонка по мотокроссу, проводится с 1947 года. В настоящее время представляет собой объединение трёх отдельных событий — собственно, Мотокросс Наций (Motocross des Nations) для мотоциклов 500 см3, Трофей Наций (Trophée des Nations) для мотоциклов 250 см3 (введён с 1961 года)[14] и Кубок Наций (Coupe des Nations) для мотоциклов 125 см3 (введён с 1980 года)[14].

British Motocross Championship (англ.)русск. — британский чемпионат по мотокроссу в двух классах MX1 и MX2, проводится при финансовой поддержке тайваньского производителя шин Maxxis.

Дисциплины, относящиеся к мотокроссу

Гонки на питбайках или Мини-мотокросс

Мотокросс на мотоциклах с коляской

Соревнования на специальных мотоциклах с коляской, проводимые вне дорог общего пользования по замкнутой трассе с естественными препятствиями.

Снегоходный кросс

Соревнования на снегоходах (Snowcross), проводимые вне дорог общего пользования по замкнутой трассе с естественными препятствиями. Длина круга не менее 1,5 км.[15]

Дисциплины, произошедшие от мотокросса

Суперкросс

Трасса для суперкросса — Москва, СК Олимпийский, 2007 г.

Суперкросс (англ. supercross ), или стадион-кросс, — соревнование, проводимое на стадионе под открытым небом или в зале по кроссовой трассе с использованием в качестве покрытия естественных материалов (песок, земля, дёрн и т. д.), длина трассы должна быть не менее 300 м в закрытых залах и 400 м на открытых стадионах.

Термин «суперкросс» был придуман в качестве названия для первой организованной гонки по мотокроссу, успешно проведённой на стадионе Los Angeles Memorial Coliseum (англ.)русск. в Соединённых Штатах в 1972 году Майклом Гудвином. Гонка называлась «Super Bowl of Motocross»[16] и принесла такой коммерческий успех, что породила множество подражателей, а термин «суперкросс» стал использоваться для определения похожих на неё мотокроссов на стадионе. В настоящее время основной и самой престижной серией по суперкроссу в Америке является AMA Supercross Championship (англ.)русск.[17].

Из-за размера трассы[18], в мотокроссе обычно участвует 40 гонщиков, а в суперкроссе — около 25. Заезды бывают различными по длительности — в среднем от 10 до 30 минут и, как правило, даются один или два добавочных круга. Гран При (GP) или Чемпионат Америки (Pro AMA) проходят обычно в течение 30 минут с двумя добавочными кругами. Любительские заезды, как правило, бывают короче — около 15 минут, это зависит от того какой класс мотоциклов выступает на трассе. Самые короткие по времени заезды в классе 65 см³, так как в нём выступают юные гонщики. При заезде в классе 85 см³ ко времени заезда прибавляют 10 минут. Заезды в классах 125 см³ и 250 см³ самые продолжительные. По окончании отведённого на заезд времени на финише гонщикам даётся отмашка. Заезд завершается по прохождении гонщиками дополнительных кругов отмашкой клетчатого флага на финише.

Аренакросс

Аренакросс (англ. arenacross, иногда сокращают до AX) — соревнования, схожие с суперкроссом, но проводимые на небольших аренах вместо стадиона. Проходят в небольших городах, в которых нет больших стадионов. Первое открытие соревнований по аренокроссу произошло в 2006 году[19].

AMA использует серию AMA Toyota Arenacross как возможность перехода от любительских гонок к суперкроссу.

Супермото

Грунтовый и асфальтовый участки трассы на соревнованиях по супермото

Супермото (англ. supermoto или англ. supermotard) — в настоящее время самостоятельный вид мотоспорта, трасса для которого сочетает в себе асфальтированные и грунтовые участки, а также используются специальные мотоциклы для супермото.

Однако, зарождение этого вида спорта произошло в 1979 году благодаря телешоу в США, смыслом которого было соревнование между «звёздами» из разных мотодисциплин — мотокросса, дрэгрейсинга, трековых мотогонок, за звание наилучшего и наиболее универсального гонщика (superbiker)[20]. В результате этого шоу был определён наиболее эффективный в подобных условиях тип мотоцикла — кроссовый, способный как разгоняться на асфальте и грунте, так и прыгать на трамплинах.

Мотофристайл

Мотофристайл (англ. Freestyle Motocross или FMX) — затяжные прыжки с трамплина в длину на кроссовом мотоцикле c акробатическими элементами. Термин появился в 90-х годах в США, благодаря американским обозревателям мотокроссовых соревнований. Публичные фристайл-шоу начались в 1998 году на ежегодном конкурсе экстремальных видов спорта X-Games в Сан-Диего. Как самостоятельный вид спорта признан FIM в 2005 году.

Примечания

  1. ↑ 1 2 Афремов, 1970, с. 64.
  2. ↑ По рецепту FIM, 2006.
  3. ↑ Гусак, 1981, с. 4.
  4. ↑ 1 2 3 Грингаут, 1971, с. 26.
  5. ↑ Гусак, 1981, с. 5.
  6. ↑ 1 2 3 4 5 Елтышев, 2006.
  7. ↑ Нарбут, 2008, с. 12.
  8. ↑ Выбираем мотоцикл для мотокросса: 2Т или 4Т?. www.motogonki.ru. Проверено 12 октября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
  9. ↑ Кроссовые КТМ 2011 года. www.mx-sport.ru. Проверено 16 октября 2012. Архивировано 23 октября 2012 года.
  10. ↑ 1 2 3 Воронцов и др., 2005, с. 175-198.
  11. ↑ Gorr, 2008.
  12. ↑ James Holter. Школа для родителей: Учим своего ребенка ездить на мотоцикле (рус.) (29 января 2007). Проверено 23 октября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  13. ↑ History of Individual Motocross World Championships (англ.) (недоступная ссылка — история) (1 June 2010). Проверено 10 октября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
  14. ↑ 1 2 History of the Motocross des Nations (англ.) (1 January 2009). Проверено 10 октября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
  15. ↑ Снегоходный спорт в Северной Столице - календарь 2006. motogonki.ru. Проверено 8 ноября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  16. ↑ The First Supercross. motorcyclistonline.com. Проверено 29 июня 2012. Архивировано 7 августа 2012 года.
  17. ↑ Taking Motocross to the people (недоступная ссылка — история). motorcyclemuseum.org. Проверено 29 июня 2012. Архивировано 7 августа 2012 года.
  18. ↑ Галямов, 2003, с. 54.
  19. ↑ Historical Arenacross news and discussion. dirtbikefanatic.com. Проверено 5 ноября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  20. ↑ Gavin Trippe. motorcyclemuseum.org. Проверено 29 июня 2012. Архивировано 7 августа 2012 года.

Литература

  • Гусак П. Кроссовые мотоциклы на чемпионатах мира. — М.: ДОСААФ СССР, 1981. — 216 с.
  • Трамм Б. Ф. На мототрассах Европы. — М.: ДОСААФ СССР, 1979. — 160 с.
  • Мотоциклетный спорт. Правила соревнований / Ред.-сост. Г. М. Афремов. — М.: ДОСААФ СССР, 1970. — 224 с.
  • Нарбут А. Н. Мотоциклы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2008. — 176 с. — ISBN 978-5-7695-3991-6, ББК 30.4я73.
  • Галямов А. Про суперкросс // Мотокросс / Глав. ред. В. Потатуев. — 2003. — № 3. — С. 54-55.
  • Грингаут Е. Мотокросс // За рулём. — М.: ДОСААФ СССР, 1971. — № 12. — С. 26-27.
  • Воронцов А., Ксенофонтов И., Певзнер Е. Внедорожные мотоциклы (рус.) // Мир мотоциклов : журнал / Вед. ред. Е. Певзнер. — За рулём, 2005. — Вып. десятый. — С. 175-198. — ISSN 1560-3288.

Советские кроссовые мотоциклы

  • Боришанский Л. А., Слесаренко Н. И., Чермных М. Г. Ижевские спортивные мотоциклы. Устройство и эксплуатация. — Удмуртское книжное издательство, 1963. — 213 с.
  • Воронцов А. Е., Певзнер Е. В., Дольников Д. В., Попов А. Г., Сазонов Р. М. Энциклопедия мотоциклов. Фирмы. Модели. Конструкции. — За рулём, 2003. — 576 с.
  • Шаколин Н. М-204К // За рулём. — М.: ДОСААФ СССР, 1965. — № 6. — С. 7.

Ссылки

  • Motocross Russia: сайт для тех, кто любит мотогонки, мотокросс, кому интересны новости, соревнования, чемпионаты, история и события из мира мотокросса в России и в мире.
  • МОТОГОНКИ.РУ: Мотокросс, Супермото и Эндуро — статьи, новости, анонсы, актуальный календарь соревнований
  • Новости мотокросса, результаты соревнований. История развития мотокросса.
  • Новости мотокросса, эндуро, мотофристайла.
  • Мотогон - информационный портал внедорожного мотоспорта.

wikiredia.ru