История мотоциклов «Днепр». Мотоциклов днепр история


История Урал и Днепр | Custom Club Belarus

Советские мотоциклы с роторно-поршневыми двигателями

В 60-70-х годах прошлого века практически все ведущие авто- и мотопроизводители экспериментировали с роторно-поршневыми моторами, которые, как тогда многим казалось, за счет меньшей массы и высокой удельной мощности могли вытеснить традиционные ДВС. В Советском Союзе также пытались идти в ногу с тогдашней технической модой, поэтому темой РПД активно занимались отечественные конструкторские бюро и научно-исследовательские институты, а на ВАЗе даже наладили мелкосерийное производство моделей с этой продвинутой силовой установкой. Детально о роторных "Ладах" я расскажу вам чуть позже, а сегодня речь пойдет именно об опытных мотоциклах с РПД, созданных специалистами ВНИИмотопром (Всесоюзный научно-исследовательский конструкторский и технологический институт мотоциклов и малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания).

Сохранившийся до наших дней экземпляр на базе мотоцикла МТ-9

Еще в начале 60-х годов в ЦКЭБ (Центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотоциклостроения в Серпухове) начали проектирование роторно-поршневого двигателя. Первый рабочий образец двигателя — РД-250, был создан в 1961 году. Он имел чугунный корпус и воздушное охлаждение. Удалось добиться устойчивой работы РПД на частотах до 6000 об/мин (при этом двигатель развивал мощность 8,5 л.с.). Однако, при дальнейшей форсировке мотора до 17 л.с. при 9000 об/мин появились проблемы, связанные с малой эффективностью уплотнений и большими механическими потерями. Их удалось разрешить за счет применения более эффективных уплотнений, изменения формы окон и камеры сгорания и перехода к подшипникам качения. Накопленный опыт позволил в 1964 году приступить к разработке РПД, предназначенного непосредственно для установки на мотоцикл. Техническое задание предусматривало создание мотора мощностью 30-35 л.с. для киевских и ирбитских тяжелых мотоциклов с коляской.В 1970-м году был построен 1-секционный роторно-поршневой мотор РД-350В мощностью 30,5 л.с. Для дорожных испытаний его установили в шасси стандартного мотоцикла "Днепр" К-650. Такой аппарат демонстрировал удовлетворительные динамические показатели, но отличался очень низким ресурсом — всего 100 часов работы.

Мотор РД-500В с корпусом из алюминиевого сплава и мощностью 40 л.с.

Спустя 2 года инженеры создали модернизированную установку РД-500В с корпусом из алюминиевого сплава и хромовым покрытием рабочей поверхности. Такой 500-кубовый мотор развивал уже 40 л.с. при 6000 об/мин. Были также попытки оснастить агрегат системой впрыска топлива, но от этой затеи быстро отказались из-за проблем с пуском холодного двигателя. Этим РПД укомплектовали более современный мотоцикл "Днепр" МТ-9: в 1974-м году была выпущена опытная партия из 10 машин.

Тираж — 10 опытных образцов для испытаний

Музейная редкость

Дальнейшим развитием РД-500В стал мотор РД-501 (1973-й год), в котором применили износо-жаростойкое никасиловое покрытие алюминиевого корпуса. Ротор двигателя был изготовлен из спеченного алюминиевого сплава, а воспламенение бензовоздушной смеси обеспечивалось электронной бесконтактной системой зажигания.

Таких мотоциклов выпустили 30 штук

Испытания показали, что воздушное охлаждение для роторного двигателя подходит плохо, поэтому в 1976-м году разработали более совершенную конструкцию — РД-510. Этот роторно-поршневой мотор выдавал уже 48 л.с. и отличался системой жидкостного охлаждения. В 1979 году была выпущена партия из 30 машин с модифицированным шасси от мотоцикла "Днепр". Их раздали председателям окрестных колхозов – самые что ни на есть жесткие условия реальной эксплуатации. Дальнейшие работы были направлены на повышение надежности двигателя, снижение расхода топлива и токсичности отработавших газов.

РД-510 с водяным охлаждением

Мощность подобной установки — 48 л.с.

К началу 80-х годов также был создан 1-секционный двигатель РД-515, унифицированный по размерам и конструкции уплотнений с автомобильным роторно-поршневым двигателем ВАЗ-111. При весе 38 кг и объеме 491 см куб. он выдавал 38 л.с. (6000 об./мин.) и 51 Нм (3500 об./мин.). Торцевые уплотнители изготовляли из стали или чугуна. Специально для этого мотора разработали технологию нанесения износостойкого жаропрочного никель-кремниевого покрытия "никасил" (BMW, привет!) на алюминиевую основу. Данный силовой агрегат выхаживал до капитального ремонта 50 тысяч километров.

Роторно-поршневой двигатель испытывали в самых жестких условиях, в том числе и на гоночных трассах. Перед вами – мотоцикл для кросса с коляской. Радиатор системы охлаждения вынесен в боковой прицеп

Мотор испытывался в значительно модернизированном шасси экспериментального мотоцикла М-73. Тогда же во ВНИИМотопром занялись разработкой специального шасси под этот силовой агрегат. Модель под индексом 7.151 увидела свет в 1987 году.

Модель 7.151 : вполне современный облик и конструкция для 80-х годов, жаль только до конвейера дело так и не дошло

Глушитель необычной формы

Помимо экзотического двигателя, ее отличали легкосплавные диски составной конструкции (литые спицы и отдельный обод), комбинированный гидравлический привод барабанных тормозов. Рассматривались даже планы строительства нового мотоциклетного завода в Набережных Челнах – увы, они так и остались на бумаге.

Односекционный двигатель РД-515 выдавал мощность 38 л.с

Конструкция мотоцикла-одиночки Ротор была максимально унифицирована с колясочным 7.151, а вот оригинальная внешность была разработана латышским дизайнером Гунаром Глудиньшем

"Лебединой песней" стал разработанный в 1988 году эскортный мотоцикл с двигателем РД-601, рабочим объемом 613 куб.см, мощностью 52 л.с. при 6000 об/мин и максимальным крутящим моментом в 51Нм (3500 об. мин).

Мотоцикл 7.151 без коляски. Фото сделано в Германии в 90-х годах

Судя по наличию шлемов, это не музейный экспонат, а вполне ездящая техника!

В 1985-м году был построен еще один интересный прототип — мотоцикл РД-660. Правда, только с макетом перспективного 660-кубового роторно-поршневого мотора: начинки нет, а наружные детали двигателя изготовлены из дерева и пенопласта и окрашены серебристой краской под металл.

Прототип РД-660 отличался симпатичным дизайном

Макет 660-кубового РПД из дерева и пенопласта

На таком крупном и потенциально мощном мотоцикле логичней смотрелись бы дисковые тормоза

К сожалению, "перестройка" и последовавшей за ней развал Советского Союза помешал амбициозным планам по запуску роторных мотоциклов в производство, хотя ВНИИмотопром уже располагал несколькими отработанными конструкциями РПД, пригодными для массового выпуска. В 90-х годах "роторную" тему окончательно забросили: сохранившиеся экспериментальные образцы байков разошлись по музеям, а некоторые "уплыли" за границу.

Один из тридцати: Днепр-одиночка с роторным мотор РД-510, вывезенный в Германию в 90-х годах

Источник: https://www.drive2.ru/b/2675582Автор: Roma-Urraco

 

customclub.by

История мотоциклов - КМЗ "Днепр"

Похожее видео



benzomotovideo.ru

- 27 Октября 2008 - История мотоциклов

История мотоцикла Днепр

 

 

 

 

Киевский мотоциклетный завод был создан на основании Постановления Совета народных комиссаров СССР № 2435 - 652 С от 21 сентября 1945 года и приказа Народного Комиссара среднего машиностроения СССР за № 362 / С от 26 сентября 1945 года на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода № 8 в Шевченковском районе города Киева по улице Кагатная, 8 в настоящее время улица Семьи Хохловых.

 

 

 Автобронетанковые мастерские стали основанием и базой для создания Киевского мотоциклетного завода. В 1932 году на территории и в производственных корпусах нашего завода размещались автобронетанковые мастерские Киевского военного округа. С октября 1945 года до конца марта 1953 года завод был подчинен Главному Управлению мотоциклетной и велосипедной промышленности ( Главмотовелопром ).

 

 

Первая модель двухколесного мотоцикла "Киевлянин” К-1Б, была изготовлена с двигателем, который выпускало другое предприятие, но уже с 1947 года завод начал серийный выпуск мотоциклов К - 1Б с двигателем собственного производства.

 

 

С 1947 года началась разработка трехколесного мотоцикла, предприятие развернуло работу по строительству производственных цехов и сооружений литейного и заготовительного цехов. В 1949 году на завод приехало 100 специалистов из ликвидированного Горьковского мотоциклетного завода, началась подготовка к выпуску мотоциклов тяжелого класса М - 72.

 

 

 С конца марта 1953 года до середины 1953 года завод подчинялся Первому Главному Управлению мотоциклетной промышленности Министерства машиностроения СССР.

 

 

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1954 года, на базе предприятий Министерства машиностроения СССР образовалось Министерство автомобильного, тракторного исельскохозяйственного машиностроения СССР, которому подчинялся к июлю месяца 1957 года Киевский мотоциклетный завод.

 

 

С 1956 года на заводе разработали и начали выпускать новую, более усовершенствованную модель К-750. За период с 1955 года по 1970 год выпуск мотоциклов составлял 45-50 тыс. шт. в год.

 

 

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР с 1957 года № 556 и приказом Министерства автомобильной промышленности СССР от 14 июня 1957 года № 136, завод передан в Управление машиностроительной промышленности Совета Народного хозяйства Киевского экономического административного района Украинской ССР.

 

 

 На основании Постановления Киевского Совнархозу № 49 от апреля 1963 года Киевский мотоциклетный завод передан из Управления машиностроительной промышленности в Управление автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения Киевского Совнархозу.

 

 

В соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 12 октября 1965 года № 755, Киевский мотоциклетный завод передан в связи с ликвидацией Киевского Совнархоза из Управления автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения Киевского Совнархоза по производству мотоциклов и велосипедов в Министерство автомобильной промышленности СССР.

 

 

С 1972 года освоен выпуск моделей МТ-9, МТ - 10 с новой коробкой передач, задним ходом.

 

 

С 1976 года в Киеве началось усовершенствование эскортной техники, а в 1978 году была изготовлена первая партия из 25 специальных Эскортных мотоциклов для Кремля. Высокие технические характеристики удовлетворили требовательного заказчика. Мощностью 50 л.с., на специальных шинах, такой мотоцикл мог даже зимой по скользкой дороге уверенно ехать на скорости до 130 км/ч и имел электрозапуск, который разрешал проблему заведения мотора при температуре -40С. Такую партию отправили в Москву в 1983 году. Министром обороны СССР Ижмашу было поручено сделать технику такого класса и в России. Но эта попытка успеха не имела. Большой опыт и умения киевских конструкторов так и остались непревзойденными и продолжали отвечать высоким требованиям Кремля, которые возрастали с каждым годом.

 

 

В 1989 году была изготовлена последняя партия этой наиболее совершенной техники.

 

 

В 1991 году на Киевском мотозаводе  была выпущена первая партия одиночек класса 650 см3.

 

 

Открытое акционерное общество "Киевский мотоциклетный завод" основано согласно решению Министерства машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии Украины № 1720 от 26 декабря 1994 года согласно Указу Президента Украины № 210/93 "О корпоратизации предприятий" от 15 июня 1993 года. Зарегистрировано Шевченковской районной государственной администрацией г. Киева 12 января 1995 года № свидетельства 00231314. На данное время 100% акций ОАО "Киевский мотоциклетный завод” принадлежит государству в лице Фонда имущества Украины.

 

 

ОАО «Киевский мотоциклетный завод» является единственным в Украине предприятием по производству мотоциклов тяжелого класса.

 

 

ОАО "Киевский мотоциклетный завод" является монопольным предприятием страны по изготовлению мотоциклетной техники. Имеет механически-сборочное производство мототехники с законченным циклом и содержит в себе все стадии по изготовлению и сборке готовой продукции, контроля за ее качеством, транспортировке на всех этапах производственного процесса, организацию и обеспечение обслуживания рабочих мест и участков, технической подготовки производства.

 

 

Мотоциклы "Днепр” постоянно совершенствуются, сейчас существует 16 модификаций этого мотоцикла. Разработан модернизованный двигатель, пятиступенчатая коробка передач, дисковые тормоза и прочее. Разработаны новые модели мотоциклов "Чоппер”, которые пользуются спросом среди молодежи, трехколесный грузовой трицикл "Днепр - 300” и трайк "Днепр - 303”. На базе трехколесного мотоцикла с кузовом начат выпуск специализированных мотоциклов для нужд коммунальных служб, торговли, фермерских хозяйств, лесничеств и др. С целью улучшения потребительских качеств мотоцикла начата разработка новых моделей агрегата с электрозапуском, бесконтактной системой зажигания. Это приблизит мотоцикл "Днепр” к требованиям мировых рынков. На данное время  предприятие освоило выпуск новой продукции, а именно: прицепы к автомобилям различной модификации, кузова фургонов, спецавтомобили «Конвой-1» и «Фургон-3», прицепы  для транспортировки  водной техники

 

 

 

uraldnepr.ru

История мотоциклов «Днепр»

Сегодня мы расскажем об одной из самых популярных марок советских мотоциклов – о знаменитых «Днепрах».

Киевский мотоциклетный завод, на котором эти монстры советского мотопрома производились, был организован в послевоенное время путем перевода «на мирные рельсы» Бронетанкового ремонтного завода № 8. Возможно, именно этот факт объясняет некоторую «танковатость» практически всех выпускаемых в дальнейшем «Днепров».

Всю историю марки мы опишем ретроспективой самых известных моделей.

К-1Б и К-1В

Первым мотоциклом, сошедшим с конвейера, стал лёгкий одноместный К-1Б «Киевлянин», для создания которого использовались трофейные чертежи. Дело было в 1946 году. Первенец КМЗ имел трубчатую раму, на которую крепился бензобак. Двигатель запускался путем вращения педалей, с их же помощью осуществлялось торможение (по велосипедному принципу). Долго служить такой мотоцикл мог только жителям небольших городков и сельской местности, у которых и пользовался популярностью. Именно на его базе чуть позже начали выпускать трехколесные мотоколяски для инвалидов войны КМЗ К-1В.

"Днепр" К-650 и его наследники

Именовался также, как МТ-8. Модель, задавшая тон на десятилетия вперед, впервые увидела свет в 1967 г. Мотоцикл имел 650-кубовый двигатель с мощностью в 32 л.с., что позволяло развивать солидную по тем временам скорость в 100 км/ч. В год таких монстров выпускалось до 26 тысяч, и практически все они расходились на ура.

Модель постоянно модифицировалась. В начале семидесятых был выпущен Днепр МТ-9 с обновленными топливными баками, сиденьями и трансмиссией (в частности, впервые появилась задняя передача). А Днепр МТ-10, появившийся практически сразу за предшественником, мог также похвастаться 12-вольтным электрооборудованием. В 1976 г. было налажено производство его экспортной ограниченной серии, мотоциклы которой имели мотор мощностью в 50 л.с. и спокойно разгонялись до 130 км/ч.

"Днепр-11" и "Днепр-16"

Следующим этапом в развитии марки стало появление в 1985 г. куда более совершенной, чем предшественники, модели МТ-11. Мотоцикл имел 4-тактный двигатель, 4-ступенчатую коробку передач, барабанные тормоза на всех колесах (включая колясочное), а также стояночный тормоз. При максимальной скорости в 105 км/ч этот гигант спокойно перевозил до 260 кг груза, что особенно ценилось советскими дачниками.

Через год свет увидела полноприводная версия этого мотоцикла (привод получило даже колесо коляски), которая именовалась МТ-16. Проходимость модели значительно увеличилась, а вот максимальная скорость упала до отметки в 95 км/ч.

 

В постсоветский период разнообразие выпускаемых КМЗ мотоциклов значительно выросло. Завод начал выпуск одиночных мотоциклов, чопперов, эндуро и многого другого. Конечно, продолжалось производство трёхколёсных грузовых мотоциклов. Самая знаменитая модель этого времени – дорожник-одиночка «Днепр КМЗ 8.157.01», выпускаемый в Киеве с 1991 г.

www.le-parts.ru