Коробка передач мотоцикла Минск 125. Коробка передач мотоцикла минск


коробка передач на минске - Мои статьи - Каталог статей

Коробка передач (рис.1) состоит из первичного 3, вторичного 8, промежуточного 26 валов. Они представляют собой валы-шестерни и пять отдельных шестерен - 4; 7; 27; 28; 29. Первичный вал 3 вращается в шариковом подшипнике 1 (№ 203) и в бронзовой втулке вторичного вала, промежуточный вал - в двух подшипниках 25 (№ 201). Шестерни 4, 27 и 29 свободно вращаются на валах, остальные жестко связаны с валами посредством шлицев. На торцах вторичного вала и четырех шестернях имеются кулачки, а на ведомой шестерне 29 первой передачи - окна. Эти кулачки и окна служат для жесткого соединения свобод­но вращающихся шестерен с валами при включении передач.Подвижные шестерни перемещаются двумя вилками. Вилка 13 (рис.2) двигает шестерню 12 первичного вала, включая и выключая вторую и четвертую передачи, вилка 2 (более длинная) - шестерню 23 промежуточного вала, включая и выключая первую и третью переда­чи. Схема включения передач показана на рис.2. Шестерни, отме­ченные знаком Х, вращаются вместе с валом, остальные - свободно вра­щаются на них. На рис. 2, Н показано нейтральное положение КП. Для включения I передачи педаль переключения перемещается вниз. При этом вилка 2 (рис. 2.46) перемещается по оси 1, передвигая влево шеcтерню 23, кулачки которой входят в окна шестерни 3.
Для включения II передачи педаль перемещается вверх. При этом вилка 2 выводит подвижную шестерню 23 из зацепления с шестерней 3. а вилка 13 перемещает подвижную шестерню 12 влево, вводя ее в за­цепление с шестерней 10. Крутящий момент при этом передается по схеме 2, Б.

При включении IV передачи (педаль перемещается вверх) подвиж­ная шестерня 23 выходит из зацепления с шестерней 22, а подвижная шестерня 12 входит в зацепление с шестерней 14. Крутящий момент пе­редается по схеме 2, Г.

Разборка и сборка коробки передач может быть произведена без снятия двигателя с мотоцикла. Для этого мотоцикл нужно положить на левую сторону, снять правую крышку картера и извлечь шток сцеп­ления. Подав вперед заднее колесо, отвернуть гайку вторичного вала и снять звездочку вместе с цепью, не разъединяя ее. Очистив от грязи крышку КП, отвернуть восемь винтов Мб и осторожно, чтобы не по­вредить прокладку, снять крышку КП вместе с вторичным валом. При отсутствии съемника крыш­ку можно снять вручную, постукивая по ней рукояткой молотка.

Вынуть из картера ось вилок и подвижную шестерню первичного вала с ее вилкой. Извлечь промежуточный вал, подвижную шестерню промежуточного вала с ее вилкой и шестерню первой передачи. Чтобы не перепутать при сборке вилки переключения, запомните их разли­чия: вилка и переключения I и III передач несколько больше по разме­рам. Если нужно заменить первичный вал или шестерню второй пере­дачи, вал выпрессовывают из подшипника со стороны сцепления, ко­торое предварительно необходимо разобрать и снять с вала вместе с моторной передачей.

Вторичный вал можно выпрессовать из крышки КП без снятия корпуса сальника, простукивая ру­кояткой молотка по торцу вторич­ного вала. Если же придется сни­мать корпус сальника, особое вни­мание обратите на то, чтобы не потерять регулировочные шайбы подшипников вторичного и проме­жуточного валов, а также картон­ную уплотнительную прокладку, установленную между распорной втулкой и подшипником вторич­ного вала.

При сборке КП придерживай­тесь такой последовательности. Установите в левую половину картера .основание с диском переключения передач в сборе так, чтобы шарик фиксатора попал в крайнюю лунку (I передача), а остальные пять лу­нок были видны со стороны крышки КП. После этого закрепите осно­вание тремя винтами и тщательно закерните их головки (можно пред­варительно покрыть резьбовую часть винтов нитрокраской, чтобы предотвратить их самоотворачивание). Далее запрессуйте первичный вал с шестерней II передачи в сборе в подшипник левой половины кар­тера до упора в зубчатый венец. Затем, утопив обе собачки, установите - вал переключения передач до упора в колпачок возвратной пружины; при этом концы пружины должны охватывать отогнутый ус основа­ния. Шестерню I передачи положите гладкой стороной к крышке КП, совмещая ее центральное отверстие с отверстием в подшипнике. Под­вижную шестерню промежуточного вала с вилкой установите так, что­бы ее кулачки зашли в окна шестерни 1 передачи. При этом шип вилки • должен быть обращен к шестерне I передачи, а усы вилки и кольцевая канавка шестерни - в сторону крышки КП. Установите промежуточ­ный вал, продев его через отверстия шестерен, в подшипник. Подвиж­ная шестерня первичного вала с вилкой должна быть установлена так, чтобы шип вилки и канавка шестерни были обращены в сторону крыш­ки КП. Ось вилок проденьте (ступенькой вниз) через отверстие вилок переключения, одновременно устанавливая шипы вилок в пазы диска переключения передач. При этом подвижная шестерня первичного вала должна зависать на вилке. Проверьте посадку промежуточного вала и оси вилок, смажьте посадочные места валов литолом и установите крышку КП со вторичным валом. Если не удается сразу совместить два вала (ось вилок и промежуточный вал) с отверстиями в крышке КП, покачайте крышку из стороны в сторону, а также используйте спицу или другой тонкий предмет, продевая их в щель между крышкой и кар­тером, чтобы «помочь» оси вилок занять правильное положение. Слегка постучав ручкой молотка по крышке и убедившись, что она села на место (нет зазора между крышкой и картером), затяните винты.

Для установки необходимого осевого зазора предусмотрен регулировочный винт с контргайкой в крышке коробки. Ослабив контргайку, заверните винт до упора, затем отверните его на 1/4 - 1/2 оборота и, удерживая отверткой, затяните контргайку.

Устройство механизма переключения передач показано на рис.3. В него входят: педаль 18, валик с корпусом 14 и двумя подпружиненны­ми собачками 8 и 10. Они заходят за выступы диска переключения пе­редач 5, поворачивая его на определенный угол. На торцовой поверх­ности диска расположено шесть лунок, куда входит шарик фиксатора 6, запрессованного в левую половину картера, стопоря диск в соответ­ствующем положении. Четыре из этих лунок служат для фиксации пе­редач, а две остальные (более мелкие, между лунками I и II, а также III и IV передач) - для фиксации нейтрального положения. Диск переклю­чения передач установлен на оси, приваренной к основанию. Его ото­гнутый ус удерживает возвратную пружину 15, а два упора ограничи­вают поворот корпуса собачек при переключении передач. Основание крепится к бобышкам левой половины картера тремя винтами 4.

Механизм переключения передач разбирается в следующем поряд­ке. Снимите педаль 18 (рис. 3) с валика переключения и, утопив пальцами обе собачки, выньте вал с корпусом собачек, возвратной пру­жиной и колпачком. Отвернут три винта крепления основания, сними­те его вместе с диском. Если необходимо извлечь из корпуса пружину или собачку, утопите последнюю до совмещения головки штифта с от­верстием в корпусе и извлеките штифт.

moto-gp.ucoz.ru

Ремонт коробки передач, устранение неисправностей - Ремонт мотоцикла - Каталог статей

Легкие 125-кубовые машины минского мотовелозавода (ММВЗ) давно и прочно завоевали симпатии мотоциклистов. На них делают первые километры, овладевая азбукой вождения. Многие остаются верными этой марке долгие годы благодаря неприхотливости в эксплуатации и обслуживании, достаточной проходимости, и, конечно, невысокой цене.

Передачи не включаются или не выключаются. Причиной может быть заедание собачки механизма переключения передач от сильного загрязнения масла или ослабление крепления основания механизма. В таких случаях масло заменяют чистым, предварительно промыв картер коробки керосином. Основание механизма переключения передач надежно закрепляют.

Передачи включаются нечетко — иногда только после второй-третьей попытки, порой самовыключаются, а иногда с трудом выключаются. Причиной неисправности, как и в первом случае, может быть ослабление крепления основания, но не исключено чрезмерное осевое перемещение вала переключения. Чтобы устранить его, следует отпустить контргайку, завернуть регулировочный винт на крышке коробки передач до упора, а затем отвернуть его на четверть оборота и снова затянуть контргайку.

Самовыключение III передачи. Наиболее вероятная причина — осевой люфт промежуточного вала. Чтобы устранить люфт, следует снять корпус сальника, установленного на выходном конце вторичного вала, и осадить внутрь коробки открывшийся подшипник промежуточного вала. В образовавшееся углубление установить шайбы одинакового с подшипником размера. Толщина их должна быть такой, чтобы они находились заподлицо с плоскостью крышки коробки передач или не доходили до нее на 0,1—0,2 мм. Нельзя допускать, чтобы шайбы выступали наружу — тогда вал будет затянут, перегреются и выйдут из строя подшипники и шестерни.

Если осевой люфт вала в норме, это значит, что передача может выключаться из-за неисправности механизма переключения или повреждения рабочей поверхности кулачков на шестернях.

Ремонт кулачка шестерни: 1 — наждачный круг; 2 — кулачок шестерни.

Сколотые кулачки шестерен можно поправить на наждачном круге, как показано на рис. 1. При этом необходимо снимать одинаковый слой металла со всех трех кулачков, обеспечивая их одновременный контакт с кулачками, которые работают с ними в паре. Заметим, однако, что отремонтированные таким образом шестерни недолговечны, так как с кулачков удаляется твердый закаленный слой металла толщиной 0,3—0,4 мм, и вскоре (через 6—10 тысяч километров) придется повторить ремонт или заменить шестерни.

Самовыключение IV передачи. Оно происходит, как правило, из-за осевого люфта вторичного вала. Это легко установить, перемещая вал рукой или легким ударом молотка. Дефект устраняют установкой шайб между подшипником вторичного вала и корпусом сальника. Бывает, что передача выключается произвольно и при. отсутствии люфта. Как и в предыдущем случае, причиной могут быть неисправность механизма переключения или сколы на кулачках.

Излишнее осевое перемещение вторичного вала необходимо устранять сразу же после обнаружения (нормальная величина его 0,1—0,3 мм).

Особенно опасно самовыключение с последующим самовключением, признаком чего является резкое кратковременное увеличение оборотов двигателя и характерный рывок мотоцикла. В результате возможна поломка вилки, зубьев шестерен или обрыв цепи.

Недостаточная фиксация включенной передачи — проскакивание передач при переключении, когда, например, вместо II передачи включается III. Это следствие ослабления или поломки пружины фиксатора. Включение следующей (за невключившейся) передачи объясняется тем, что при резком переключении диск приобретает значительную скорость, поворачиваясь при этом не на одно, а на два положения. Можно попытаться устранить неисправность без разборки, слегка подбивая фиксатор. Если это не помогает, следует усилить пружину фиксатора, заменив ее или подложив под нее шайбу. Можно также незначительно углубить лунки на диске переключения, уширив их у основания, как показано на рис. 2.

Углубление лунок на диске переключения (пунктиром показан новый контур).

Ослабление крепления педали переключения передач при полной затяжке болта и соединении стенок паза. В этом случае следует ножовкой или плоским напильником расширить паз и затянуть болт на большую величину.

Недостаточная фиксация педали в исходном положении — следствие ослабления или поломки возвратной пружины. Ее нужно поправить или заменить. Пружина должна плотно охватывать оба уса — и основания, и корпуса собачек.

А так же видео по сборке коробки передач на Минск:

minsk125.ru

Коробка передач мотоцикла Минск 125

На самых первых моделях мотоциклов марки Минск были установлены трехступенчатые коробки передач. А уже на последних моделях, таких как Минск 125 устанавливаются коробка передач пятиступенчатого типа. Они имеют по сравнению с более ранними моделями более сложную конструкцию и требуют соответственного обслуживания и ухода. Но именно благодаря применению высокотехнологичных коробок передач мотоциклы Минск смогли без особого увеличения объемов двигателя значительно увеличить технические характеристики показатели.

Современная пятиступенчатая коробка передач, установленная на мотоцикле Минск 125, конструктивно состоит из валов шестерен размещенных в корпусе. Всего там расположено три вала: первичный вал, промежуточный и вторичный вал шестерня. На данных валах расположены пять шестеренок. Для перемещения подвижных шестерен используются две вилки. Благодаря тщательно подобранным шестеренкам и валам коробка передач мотоцикла Минск 125 позволяет эффективно распределить мощность двигателя.

Одним из основных требований при эксплуатации коробки передач мотоцикла Минск 125 – это недопущение резких переключений передач. Кроме этого не допускается применение больших усилий на рычаге переключения передач. Если переключение передач затруднено, необходимо разобраться и найти причину. Зачастую данная неисправность связана с неправильной настройкой механизма сцепления. Поэтому проведя несложную процедуру настройки сцепления можно устранить затрудненное переключение передач. Если вам все же необходимо разобрать коробку передач на мотоцикле Минск 125, то необходимо помнить что ее разборка выполняется без демонтажа двигателя. Для этого необходимо снять правую крышку картера, после чего снять шток сцепления. Далее необходимо заднее колесо сместить немного вперед и снять ведомую звездочку с цепью открутив для этого гайку вторичного вала. После открутив восемь винтов на крышке коробки передач мотоцикла Минск 125 аккуратно снимите ее таким образом, что бы не повредить прокладку под ней, вместе с вторичным валом. Далее вам откроется доступ к остальным элементам коробки передач которые без проблем можно снять.

Данный алгоритм будет полезным при выполнении мероприятий по тюнингу мотоцикла Минск 125.

xn----ctbjaolrjhaxdmh.xn--p1ai