Коленвал – это что? Устройство, назначение, принцип работы. Коленчатый вал мотоцикла


Подготовка коленчатого вала - Ремонт и подготовка двигателя - Пособие механикам мотоциклов

Коленчатые валы большинства мотоциклетных двухтактных двигателей неразборной конструкции.

Полуоси и палец нижней головки шатуна в данном случае запрессовываются в половинки маховиков или щек с большим натягом, а окончательную обработку (шлифовку) шеек полуосей производят после запрессовки и сборки коленчатого вала.

Разборка и сборка коленчатого вала этих двигателей возможна только при наличии специального оборудования, подбором пальцев и полуосей, по размерам, допускающим постановку их с натягом 0,01 — 0,02 мм.

Пригодность к постановке или замена коленчатого вала определяется степенью износа подшипника шатуна, пальца и по состоянию центровки полуосей. В случае большого износа подшипника шатуна коленчатый вал целесообразней заменить новым. 

Радиальный люфт при сборке нового шатунного подшипника равен 0,008 — 0,016 мм. Сборка без зазора нижнего шатунного подшипника не допускается. Предельный размер зазора работавшего подшипника нижней головки шатуна равен 0,06 мм. Осевой зазор этого подшипника должен быть в пределах 0,16 — 0,4 мм.

Биение шеек полуосей проверяют индикатором непосредственно в собранном картере с хорошо затянутыми болтами или в центрах токарного станка. Во время проверки в центрах необходимо поставить металлическую распорку между половинками маховиков, с противоположной стороны пальца шатуна, иначе могут быть искажения вследствие нажима центров.

Проверка центровки коленчатого вала

Проверка центровки коленчатого вала индикатором:

1 — металлическая распорка.

Биение полуосей относительно центров желательно иметь нулевое, но это бывает редко.

Предельный размер биения допускается не более 0,04 мм. В случае крайней необходимости биение полуосей исправляют посредством удара медным молотком по половинкам маховиков с последующей проверкой биения при помощи индикатора или угольника по внешнему диаметру маховиков.

Для уменьшения внутреннего объема картера двухтактного двигателя, а следовательно, для повышения давления в картере на половинках маховика ставят дисковые заглушки с обязательной проверкой их плотности и герметичности посадки. Негерметичкая постановка заглушек снижает мощность двигателя до 0,25 л. с.

«Пособие механикам мотоциклов»,А.Н.Силкин, Б.С.Карманов

Загрузка...

www.carshistory.ru

Каталог мотоциклов характеристики цена фото

Как отцентровать коленвал ?

 

«Прочитали в февральском номере журнала «За рулем» за этот год, что в мастерской г. Каунаса ремонтируют коленчатые валы мотоциклов «Ява» заменой шатуна. Расскажите, пожалуйста, как проверяют после этого центровку вала. От группы «явистов» — П. Русанов, г. Ставрополь».

«При ремонте двигателя мотоцикла ИЖ Планета уронил коленчатый вал. Как восстановить теперь его центровку! — К. Пусков, г. Вышний Волочек».

 

Соосность, цапф коленчатого вала (и коренной шейки в трехопорных валах) — обязательное условие нормальной работы двигателя. Чем больше их несоосность, тем сильнее вибрация двигателя, выше механические потери и меньше срок службы коренных подшипников коленчатого вала (внутренние их кольца перекашиваются и защемляют шарики или ролики). Иногда страдают даже посадочные гнезда в картере. Коленчатые валы отечественных мотоциклов (кроме «Днепра»), а также «Явы» и «Паннонии» выполнены составными (рис. 1). Их цапфы и шейки (пальцы) соединены со щеками (маховиками) посредством прессовой посадки — диаметр отверстия при этом меньше диаметра пальца или цапфы. В коленчатых валах двухцилиндровых ижевских двигателей мотоциклов ИЖ Юпитер, ИЖ Юпитер 2 цапфы после сборки приварены к щекам.

 

Чтобы обеспечить соосность (в пределах до 0,01 мм), на заводе цапфы шлифуют уже на собранном коленчатом валу. Вследствие этого наружная (шлифуемая) часть цапфы становится эксцентричной по отношению к запрессованному концу; при ремонте вала замена цапфы без последующей шлифовки невозможна.

Необходимость проверить соосность коленчатого вала возникает обычно после его ремонта, разборки двигателя без соответствующих приспособлений (исключающих деформацию вала) и в других подобных случаях.

Ремонт коленчатого вала, связанный с заменой шатунных подшипников, предусмотрен только на мотоциклах «Ява». Для них завод выпускает специальный комплект: шатун в сборе с роликовым подшипником и пальцем. Методика этой работы подробно изложена в книге «Ремонт мотоциклов «Ява» (А. К. Михеев и Б. В. Синельников, «Машиностроение», 1971).

Соосность цапф (и коренной средней шейки) вала определяют по биению их посадочных поверхностей при вращении вала в поверочных центрах или центрах токарного станка (рис. 2). Величину биения — она- вдвое больше величины несоосности — измеряют закрепленным на стойке индикатором часового типа с ценой деления 0,002—0,01 мм.

В домашних условиях, при отсутствии таких центров соосность вала с достаточной точностью можно определить на ровной поверхности стола или стекла. На цапфы надевают коренные подшипники так, как они располагаются в двигателе. Если внутренние кольца их садятся со значительным натягом (например, у мотоциклов Ява ), лучше воспользоваться другими, технологическими подшипниками, даже изношенными, внутреннее отверстие которых шлифуют (хотя бы шкуркой) для более легкой их установки. В противном случае можно повредить вал при монтаже и снятии подшипников.

 

Далее кладут вал на М-образные подставки, деревянные или металлические, устойчиво закрепленные на столе (рис. 3).К концам вала подводят индикаторы (в крайнем случае можно работать одним) и, вращая вал, определяют на одинаковом расстоянии от подшипников наивысшие и низшие точки цапф, отмечая их соответственно знаками «+ » и « — ».

Поворачивают вал так, чтобы ось шатунного пальца располагалась горизонтально в одной плоскости с цапфами. Наивысшие (или низшие) точки должны находиться при этом примерно в одной плоскости. Если это условие нарушено, значит, щеки развернуты одна относительно другой на шатунном пальце (рис. 4).Ударами молотка по выступающей щеке поворачивают ее в сторону другой щеки до совмещения их в одной плоскости. Добившись этого, вновь определяют места наибольших отклонений цапф и ставят вал так, чтобы шатунный палец находился вверху. Если при этом обе точки «+» окажутся вверху (рис. 5), щеки нужно сжать с противоположной пальцу стороны молотком или струбциной, а если внизу (рис. 6), — наоборот, раздвинуть щеки рычагом. Постепенно меняя их положение, добиваются минимального биения цапф. Допустимой считается величина до 0,03 мм.

Иногда места наибольших отклонений цапф располагаются по обе стороны от оси вала. Это значит, что цапфы отстоят на разных расстояниях от шатунного пальца. Биение, вызываемое этим обстоятельством, устранить правной вала невозможно. Если оно превышает 0,05 мм, вал следует заменить.

 

Центровку коленчатого вала двигателя Ява 350, имеющего среднюю коренную шейку, проводят аналогичным образом. Сначала добиваются соосности одной цапфы со средней шейкой, а затем другой.

Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженер

 

1972N08P32

bazamoto.ru

Коленвал – это что? Устройство, назначение, принцип работы

Коленвал – это один из главных элементов двигателя. Он является частью кривошипно-шатунного механизма. Она имеет сложное устройство. Что собой представляет данный механизм? Давайте рассмотрим.

Устройство и назначение

Коленчатый вал воспринимает усилия от поршня и преобразует их в механическую энергию. На этот механизм воздействуют силы вращения. Работает он постоянно под высокой нагрузкой. Поэтому, чтобы деталь не вышла преждевременно из строя, коленчатые валы изготавливают из качественных, высокопрочных чугунных сплавов. Затем все детали закаляются током высокой частоты. Различают валы с двойным противовесом или вовсе без противовеса. Располагается колневал двигателя непосредственно в корпусе мотора. Что касается конструкции, то она в целом зависит от двигателя. Несмотря на некоторые различия, в конструкциях есть очень много общего. Коленвал - это комплекс из нескольких деталей. В качестве опоры для этой конструкции используются коренные шейки – чаще встречаются модели с четырьмя шейками, но также есть и трехопорные. В шестицилиндровых моторах установлены валы, где таких опор 7. Для того чтобы коленчатый вал был уравновешен, применяют противовесы. Если цилиндры имеют небольшой диаметр, тогда используют одинарные противовесы. За счет этих деталей обеспечивается максимально плавная работа силового агрегата.

Вспомогательные механизмы

Итак, зная, для чего предназначен коленвал двигателя и какие силы воздействуют на него во время работы, можно понять, почему сопряжения между щеками и шатунными шейками немного закруглены. Это позволяет предотвратить преждевременные разрушения. Между щек расположена шатунная рейка. Механики, которые обслуживают двигатели, называют ее «коленом». Она предназначена для того, чтобы обеспечивалось равномерное воспламенение, чтобы работа двигателя была максимально уравновешенной, чтобы на вал действовали минимальные крутильные и изгибающие силы. Коленвал это – деталь, работающая при высоких оборотах. Вращение шатунов и самого вала на опорах обеспечивается за счет подшипников скольжения. Установлены упорные элементы на крайней или средней коренной шейке. В задачи этого подшипника входит предотвращение осевых смещений и перемещение механизма. Если учесть, сколько деталей должны слаженно и четко работать в одном механизме, нетрудно сказать, что в процессе производства коленчатый вал тщательно балансируется. Но иногда удается обнаружить и разбалансируемые детали. В продажу такие изделия не поступают.

Работа коленчатого вала изнутри

Принцип работы в целом простой. Когда поршень максимально удален, щеки и шатун коленчатого вала выстраиваются в одну линию. В этот момент в камерах сгорания воспламеняется топливо и выделяются газы, которые двигают поршень к коленчатому валу. С поршнем движется и шатун, головка которого проворачивает коленчатый вал. Когда последний развернется, шейка шатуна движется вверх и с ней перемещается поршень.

Система смазки

Важную роль играет смазка. Коленвал – это деталь вращения, а значит, он будет испытывать трение. От общей смазочной магистрали к опорам шеек обеспечен подвод смазки. Затем по каналам в щеках масло попадется и к шейкам шатунов. Смазка значительно повышает износостойкость всех деталей вала.

Неисправности

В силу высоких нагрузок данный механизм выходит из строя. Среди типовых неисправностей можно выделить ускоренный износ шеек. Он связан с проблемами в блоке цилиндров. Также нередко случаются задиры на поверхностях шеек. Это случается из-за неудовлетворительной циркуляции или отсутствия смазки, либо в связи с нарушением температурных режимов. Царапины на поверхностях шеек можно видеть особенно часто. Необходимо различать просто царапины и трещины, которые образуются вследствие усталости металла. Нередко случаются биения и прогиб детали. Это особенно актуально для двигателей высокооборотистых автомобилей.

Еще одна типовая неисправность – отклонение шеек от их заводского размера. Но это более естественный процесс, чем все остальные. Нужно учитывать, что размеры коленвала имеют допуск не более 0,02 миллиметров. Любое несоответствие устраняется проточкой на специализированном оборудовании.

Как выполнить замену?

Конечно, при некоторых видах неисправностей можно обойтись ремонтом – шлифовкой либо проточкой. Но иногда восстановить вал не получается. В таком случае можно заменить старый механизм на новый. Кстати, в двигателе это наиболее дорогая составляющая. Особенно в дизельных силовых агрегатах.Прежде чем будет выполнена замена коленвала, проверяются осевые люфты. Это упростит подбор осевых вкладышей. Необходимо найти метки на вкладыше и блоке цилиндров. Они указывают направление установки крышек коренных подшипников. Все детали, которые мешают демонтировать вал, необходимо также снять. В руководствах по ремонту процесс демонтажа описывается по-разному, так как есть 8-ми и 16-клапанные двигатели, с рядной или V-образной системой расположения цилиндров. Затем необходимо установить новый коленчатый вал на место старого – нужно строго соблюдать инструкции производителя автомобиля и не перепутать положение коленвала. Ввиду высокой ответственности все работы нужно производить в специализированном сервисе.

Итак, мы выяснили устройство, назначение и принцип работы коленчатого вала автомобиля.

fb.ru

Коленчатый вал — Энциклопедия журнала "За рулем"

Рис. Коленчатый вал двигателя V6

Коленчатый вал воспринимает усилия, передаваемые от поршней шатуном, и преобразует их в крутящий момент. Поэтому коленчатый вал должен быть прочным и жестким.В качестве материала для коленчатого вала используют высокопрочный чугун и сталь. Чугунные валы изготавливают методом литья, а стальные - методом ковки. Рабочие поверхности коренных и шатунных шеек коленчатого вала подвергают упрочнению с помощью термической обработки и последующей шлифовке.Коленчатый вал состоит из нескольких коренных шеек, соединенных щеками с шатунными шейками. Щеки коленчатого вала продолжаются в противоположном от шейки направлении, образуя противовесы. В некоторых двигателях грузовых автомобилей используют съемные противовесы, которые крепятся к коленчатому валу болтами. Коренные шейки всегда больше в диаметре, чем шатунные. Коленчатый вал будет более жестким, если коренные и шатунные шейки перекрывают друг друга при взгляде с торца вала. Очевидно, что намного легче добиться перекрытия шеек в [[Короткоходный двигатель |короткоходном двигателе]]. Если по обеим сторонам от шатунной шейки расположены коренные шейки, коленчатый вал является полноопорным. В противном случае он неполноопорный и поэтому должен быть более жестким, а следовательно, более массивным, чтобы воспринимать значительные изгибающие и закручивающие усилия. Поэтому в современных двигателях в основном применяются полноопорные валы. В настоящее время редко применяют разборные коленчатые валы, хотя такая конструкция вала дает возможность применять шатуны с неразъемной нижней головкой. Переход от шейки к щеке является опасным с точки зрения концентрации напряжений, и поэтому его выполняют по радиусу. Такая конструкция уменьшает возможность появления трещин и последующего усталостного излома.В качестве коренных и шатунных подшипников скольжения в настоящее время применяют разъемные, тонкостенные вкладыши. Вкладыши изготавливают из стальной ленты с нанесенным на нее слоем антифрикционного сплава. Для того чтобы установленные вкладыши не проворачивались в опорах коленчатого вала и головках шатунов, они имеют выступ, с помощью которого фиксируются в соответствующих канавках. Для предохранения коленчатого вала от осевых перемещений используются упорные подшипники скольжения.Внутри коленчатого вала, в щеках и шейках коленчатого вала просверлены отверстия для прохода масла. Подшипники коленчатого вала подвергаются значительным нагрузкам, и даже кратковременная работа двигателя без масла приводит к его выходу из строя, поэтому к шейкам коленчатого вала масло подается постоянно под давлением.К заднему концу коленчатого вала крепится маховик. Маховик служит для уменьшения неравномерности работы двигателя, запасая энергию при рабочем ходе и отдавая ее при других тактах, а также выводит КШМ из мертвых точек. Маховик представляет собой массивный диск, выполненный из чугуна. На внешнюю цилиндрическую поверхность маховика напрессован зубчатый венец, обеспечивающий проворачивание коленчатого вала при пуске двигателя с помощью электрического стартера. У многоцилиндровых двигателей рабочий ход происходит одновременно в нескольких цилиндрах. У таких двигателей крутящий момент более равномерный и масса маховика может быть уменьшена.

Рис. Двухмассовый маховик двигателя

Каким бы жестким ни был коленчатый вал, он подвергается крутильным колебаниям. Крутильные колебания можно представить как постоянное закручивание с последующим раскручиванием вала, что происходит при работе двигателя с определенной частотой. При совпадении частоты крутильных колебаний с частотой внешних сил может наступить резонанс, который приведет к резкому увеличению нагрузок, действующих на коленчатый вал, и, как следствие, к его поломке. Излом коленчатых валов (обычно в месте соединения щеки с коренной шейкой) был частой причиной выхода из строя двигателей старых конструкций. Современные коленчатые валы имеют высокую жесткость, и резонансные частоты находятся за пределами возможных частот вращения валов этих двигателей. Тем не менее в конструкции двигателей часто применяют гасители крутильных колебаний, которые снижают до нужного уровня виброактивность коленчатого вала. Наиболее распространенный способ: разделить шкив или диск, установленный на коленчатом вале, на внутреннюю и наружную части и соединить их упругим материалом, который поглощает вибрации за счет внутреннего трения.Сейчас все большее распространение получают двухмассовые маховики, которые успешно выполняют функцию гасителя крутильных колебаний.Прогресс в системах управления может внести дополнительные изменения в конструкцию двигателей. Сегодня разработаны новые тороидные стартер-генераторы, которые не только мгновенно и бесшумно пускают двигатель, но и дают возможность за счет электронного управления гасить всевозможные колебания и вибрации, а также обеспечивают возможность работы двигателя при экстремальных нагрузках.

wiki.zr.ru

Коленчатый вал двигателя мотоцикла Восход

Коленчатый вал двигателя мотоцикла, самодельного вездехода состоит из пальца кривошипа, на который надета и вращается в роликоподшипниках большая головка шатуна, из двух щек и двух конических цапф, запрессованных в щеки.

Перед осмотром коленчатый вал обязательно промывают чистым бензином.

При осмотре деталей коленчатого вала проверяют, нет ли износа роликового подшипника большой головки шатуна. Износ легко обнаружить, покачивая шатун из стороны в сторону и поднимая его вверх и вниз точно в радиальном направлении. Если боковые колебания шатуна в верхней части превышают 5 мм, а при подъеме шатуна вверх и вниз отчетливо слышны стуки, то коленчатый вал вместе с закрепленным на нем шатуном заменяют новым.

Срок службы коленчатого вала при условии нормальной эксплуатации двигателя составляет примерно 15 — 20 тыс. км пробега мотоцикла или 500—700 часов работы двигателя.

Перепрессовка коленчатого вала может быть произведена только в мастерской, так как требует специальных приспособлений.

Износ и разработку шарикоподшипников коленчатого вала определяют по качке внутренней обоймы подшипника относительно его внешней обоймы. Если при капитальном ремонте двигателя обнаружена разработка одного из шарикоподшипников, то необходимо одновременно заменить все три шарикоподшипника новыми.

Далее нужно проверить состояние сальников коленчатого вала. Если пружинки сальников ослабли или их резина от температуры и времени перестала плотно охватывать цапфу, изношенные сальники заменяют новыми.

Правый сальник осматривать или заменять новым можно без полной разборки двигателя, сняв лишь статор и якорь генератора.

Чтобы предупредить выбрасывание масла из картера, правый сальник следует осматривать через каждые 4-5 тыс. км пробега.

Следует проверить чистоту канавок в теле половин картера, через которые подается масло к шарикоподшипникам коленчатого вала. Прочищать эти канавки нужно тонкой мягкой проволокой.

Половины картера, так же как и его крышки, после разборки надо тщательно промыть керосином и осмотреть; в них не должно быть трещин или каких-либо других повреждений.

Похожие темы:

  1. Полная разборка двигателя мотоцикла Восход - делаем сами

voshod-2m.ru

Ремонтируем коленвал - Полезные статьи - - Статьи

В двигателе все детали важны и незаменимы, однако у коленвала роль особая.

Если мотоцикл эксплуатировали в нормальных режимах и ухаживали за ним, то коленчатый вал переживает несколько комплектов поршневой группы. Но он все-таки не вечен. Покупать новый? Эта деталь из дорогих. Но существует способ вернуть коленвалу его первозданное состояние без больших затрат.

В нем изнашивается лишь подшипник нижней головки шатуна, в то время как щеки остаются практически в девственном состоянии. В продаже вы найдете не только узел в сборе, но и ремкомплект, состоящий из шатуна, подшипника и пальца. Остается заменить изношенные детали на новые. Дело это тонкое и требует кое-каких приспособлений.

 

 

1.Есть простой способ проверить износ подшипника нижней головки шатуна: нужно вывесить коленчатый вал, подняв его за шатун, и ударить несколько раз ладонью по верхней головке. Чем громче звон - тем больше износ.

 

 

2.Используем для выпрессовки пальца приспособление, состоящее из двух массивных стальных плит, стянутых шпильками. Надежно закрепим его в тисках и установим на нижнюю полку гидравлический домкрат (в нашем случае- 12-тонный).

С одной стороны коленчатого вала приставим к пальцу выколотку, а с другой - кусок трубы с внутренним диаметром больше диаметра пальца.

Обратите внимание: торцы трубы и выколотки должны быть абсолютно ровными и перпендикулярны продольным осям этих деталей. Иначе коленвал может покинуть пределы пресса и отправится в бреющий полет по мастерской.

 

 

3.Сперва палец выпрессовывается только из верхней щеки коленвала. Когда щеки зажмут шатун, сопротивление на рычаге домкрата возрастет вдвое.

Через некоторое время, когда палец будет полностью вы-прессован из нижней щеки, опустим ее вместе с шатуном вниз (заранее придерживая руками). В завершающей стадии выпрессовки пальца понадобится помощь товарища - не даст упасть всем деталям.

Воспользуемся редкой возможностью и очистим внутреннюю поверхность щек от нагара и смажем отверстия под палец.

 

 

4.Чтобы новый палец вошел в отверстие щеки без перекоса, наживим его в тисках с ровными, параллельными губками. Затем запрессуем его до конца при помощи домкрата.

 

 

5.Наденем на палец сепаратор с роликами и шатун. Прицелимся и наживим в тисках вторую щеку, стремясь выполнить эту операцию как можно точнее, чтобы оси половинок коленвала совпали.

 

 

6.При помощи двух болванок с ровными торцами и вышеописанного приспособления запрессуем палец во вторую щеку. Сигналом для прекращения работы служит многократное возрастание усилия на рычаге домкрата.

 

 

7.Установим коленвал в центрах на токарном станке и измерим биение шеек рядом со щеками (естественно, вращая коленвал). Там, где стрелка индикатора уходит в плюс, сделаем отметку мелом.

 

 

8.Снимем коленвал со станка и зажмем в тисках за одну щеку. По другой щеке нанесем легкий удар медным молотком, чтобы провернуть ее на пальце для уменьшения биения.

 

 

9.Вновь измерим биение на той же шейке. Показания индикатора подскажут вывод о месте и силе нанесения следующего удара. И так до тех пор, пока биение обеих шеек не станет меньше 0,025 мм.

Во время подготовки этого материала понадобилось всего несколько десятков циклов "удар-измерение", чтобы добиться биения на одной шейке 0,005 мм, на другой стрелка индикатора даже не шевельнулась. Это очень хороший результат.

uraldnepr.ru

Коленчатый вал Мотоцикла Урал - Мотоциклы

2BIKE
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Объявления
  • Форум
Главная > Фотогалерея > Мотоцикл Урал > Коленчатый вал Мотоцикла Урал

Поделиться

теги

  • Эндуро
  • Дрэгстер
  • Боббер
  • Чоппер
  • Круизер
  • мотовездеход
  • Кроссовый байк
  • спортбайк

Рубрики

  • Harley Davidson
  • Honda CB
  • Honda CTX
  • Honda GL
  • Honda GL 1800
  • Honda SBR 1000
  • Honda SBR 300
  • Honda SBR 600
  • Honda Shadow
  • Honda VFR
  • Honda VFR 1200
  • Kawasaki Ninja
  • Suzuki GSX
  • Suzuki Strom
  • Suzuki SV
  • Гидроциклы
  • Иж Юпитер
  • Квадроциклы
  • Квадроциклы Honda
  • Китайские Мотоциклы
  • Кроссовые Мотоциклы
  • Мопеды
  • Мотоцикл Восход
  • Мотоцикл Днепр
  • Мотоцикл Минск
  • Мотоцикл Планета
  • Мотоцикл Урал
  • Мотоцикл Ява
  • Мотоциклы BMW
  • Мотоциклы BMW G
  • Мотоциклы BMW R
  • Мотоциклы Ducati
  • Мотоциклы Honda
  • Мотоциклы Yamaha
  • Мотоциклы Иж
  • Мотоциклы с коляской
  • Мотоциклы Эндуро
  • Скутеры Honda
  • Спортивные мотоциклы

подобнее

подобнее

подобнее

подобнее

подобнее

подобнее

  • Новости
  • Фотогалерея
  • Объявления
  • Форум

2bike.ru