История мотоцикла Иж. Иж мотоциклы история


Мотоцикл "Иж Планета 5": история отечественных мотоциклов

Автомобили 26 октября 2013

Наверное, желание оседлать коня, пусть даже и стального, досталось нам от наших предков. Сейчас мотоцикл - это своего рода символ свободы и независимости, возможно, именно поэтому множество молодых людей (и не только) грезят о покупке своего двухколесного агрегата. Но прежде чем говорить о конкретных моделях, стоит окунуться в историю создания столь замечательного средства передвижения.

История мотостроительства

Впервые о мотоциклах Российская Империя узнала в конце 19 века, но то были иностранные модели, о своем производстве никто и помыслить не мог. Но уже к 1914 году в Риге, на заводе Лайтнера, был собран первый легкий мотоцикл на базе велосипеда. Правда, детали для них привозили из Швейцарии (фирма "Моторев"). Последующие революционные события и Первая мировая война не позволили развиться этой отрасли.

Все изменилось, когда в 1928 году за дело взялся талантливый молодой инженер Можаров: им было сконструирован целый ряд мотоциклов, назывались они "ИЖ 1-5" (прототипы "ИЖ Планета 5"). Со временем техника все совершенствовалась, но война остановила производство, заставив завод вновь выпускать оружие. И только после победы мотостроительство стало подниматься в гору, было выпущено множество различных моделей и их вариаций, иметь свой мотоцикл стало популярным. К сожалению, успех продлился недолго - уже спустя два десятилетия стало модно иметь автомобиль. В связи с этим производство начало умирать и в конечном итоге практически сошло на нет. Но и по сей день старенькие

"Урал", "Ява" и "ИЖ" (в том числе и легендарный "ИЖ Планета 5" с коляской) служат верой и правдой мотолюбителям. Попытки реанимировать российский мотопром продолжаются, кто знает, может, мы еще и услышим о новой модели от Ижевского мотоциклетного завода.

Мотоцикл "ИЖ Планета 5"

Линейка "Планет" завершилась созданием этого двухколесного агрегата с одноцилиндровым двигателем. Серийное производство началось в 1987 году и продолжалось вплоть до 2008 года. Основной характеристикой модели является высокая тяга на низких оборотах, а также возможность присоединения пассажирской коляски, грузового модуля, багажника или коленных щитков. Этот мотоцикл претерпел множество модернизаций, например, версия "ИЖ Планета 5-01" имела бесконтактную систему зажигания, то есть могла завестись без помощи аккумулятора. Стандартные характеристики не менялись в течение всего периода выпуска: масса составляла 160 килограммов, объем бензобака позволял заправить 18 литров топлива, а максимальная скорость машины составляла 120

км/ч. Двигатель "ИЖ Планета 5" двухтактный, одноцилиндровый, мощность его около 22 лошадиных сил, а рабочий объем составляет 346 сантиметров в кубе. Система охлаждения такая же, как и у большинства мотоциклов - воздушная. Бензин расходует экономно: при скорости 60 км/ч сгорает 4 литра топлива, в условиях города доходит до 6,5. В целом "Иж Планета 5" позиционировался как мотоцикл третьего класса, предназначенный для российских дорог. Он нашел применение везде: и просто как городское средство передвижения, и как транспорт для загородных поездок (на дачу или на рыбалку), а также как сельскохозяйственная техника. Примечательно и то, что он, несмотря на модификации, практически не изменился с момента начала выпуска и у некоторых владельцев представлен в оригинальном виде.

Источник: fb.ru

monateka.com

История мотоцикла Иж | В стиле Чоппер

Мотоциклы Иж были разработаны в Ижевске специальном цеху завода по производству оружия. Перед Всесоюзным мотопробегом инженеры создали пять моделей.

Для мотоциклов той эпохи у них были значительные отличия от прочих моделей, поскольку они были разработаны с оригинальным внешним видом. А двигатели имели В-образную структуру со следующими объемами: 1200, 750 и 500 сантиметров кубических. Коробка передач была трехступенчатая, тяга на колесо переносилась с помощью коленчатого вала, кроме модели Иж-3, он был с цепью. Рама была очень крепкая штампованная, ее низ был предназначен для защиты для глушителя (первые мотоциклы все имели такую особенность), вилка на переднем колесе сочетала в себе конструкцию параллелограмма и рычага.

Все новые мотоциклы приняли участие во Всесоюзном мотопробеге, который проходил во второй раз, было это событие в 1929 году и выпало мероприятие на осеннее время.

Мотоциклы, которые приняли участие в первом мотопробеге -  без труда преодолели 3000 километров.

Но об этом стало известно не сразу, поскольку после этого мотопробега оружейный завод получил грандиозный заказ. Главный инженер был вынужден переехать в Ленинград. Там он разработал новый мотоцикл, который назвали Л-300. Данный тип мотоцикла был сконструирован на основе чертежей, которые были привезены из Германии.

Серийное производство

Основным моментом в истории мотоцикла Иж стало решение специалистов из Президиума ВСНХ СССР о том, что завод по конструированию мотоциклов должен находиться в городе Ижевск. Поскольку именно здесь проживают специалисты, которые имеют необходимую квалификацию для создания качественных мотоциклов.

И через некоторое время на улице Базарной открыли Опытный мотоциклетный завод. В начале мая 1933 года на новом заводе создали 4 модели мотоциклов, под названием НАТИ-А-750, разработаны они были главным инженером Можаровым. В этот период производили серийную линию Иж, первым кирпичиком стал мотоцикл Иж-7, который был создан на основании разработок, привезенных из Ленинграда. Они были почти идентичны Л-300, с одноцилиндровым, двухтактным двигателем, цепной передачей, коробкой передач трехступенчатой и штампованной рамой. Именно Иж-7 является наиболее удачной моделью, которую выпустили в момент начала работы завода и его взяли за основу для серийной линейки. Уже в 1934 году завод начал мощно работать и в эксплуатацию вышло 111 мотоцикла.

До 1938 года Иж-7 был признанным лидером. Но в этот год его сменила новая модель Иж-8. В ней стала более совершенна электропроводка и система зажигания, также были улучшены характеристики 300 кубового двигателя - в связи с чем  мощность стала значительно больше. Спустя два года стартовало производство модели Иж-9, а вот ее мощность стала уже 9 лошадиных сил. В этот же период пришли из Ленинграда чертежи мотоцикла под названием Л-8, который имел четырехтактный двигатель, а его мощность была 13,5 лошадиных сил, с двигателем в 348 кубов. Благодаря этому мотоциклы ижевского завода получили новую жизнь. В результате получился новый мотоцикл Иж-12, а его конструирование началось в 1941 году. В связи с военным положением в стране производство мотоциклов было остановлено.

Время после войны

Восстановило свою производственную мощность предприятие в 1946 году, поскольку на него поступили вывезенные проекты, станки и разработки из побежденной Германии. Как итог, стартовала работа над выпуском модели Иж-350, который был идентичен немецкой модели ДКВ-350. После подстройки под оборудование и электроприборы СССР мотоцикл получился современным и очень удобным в эксплуатации. После чего он стал выпускаться на оружейном заводе.

До 60-х годов инженеры и конструкторы смогли разработать линию спортивных мотоциклов. Даже невзирая на то, что они стали заводскими и дорожными моделями,  результаты превзошли все ожидания. В 1948 году устаревшую параллелограмную вилку заменили на вилку- телескоп. Также сделали более совершенными технические характеристики и подвеску, что привело к увеличению мощности, и в итоге она достигла 14 лошадиных сил.

В пятидесятых годах были введены новшества в разработки и созданы такие модели, как Иж-49, 50, 54 и 55, мощность произведенных мотоциклов около 18 лошадиных сил.

Мотоцикл Иж Планета начал выпускаться в 1962 году и он был полностью идентичен модели Иж-Юпитер. Были привнесены новые материалы, которыми пользовались при сборке мотоциклов и конструкции механизма поршневой группы, с использованием воздухоочистителей контактно-масляных. Срок работы цилиндров возрос в 1,5 раза. В 70-е годы были сконструированы модели Планета-2, Планета-3, Планета Спорт, Юпитер-2, Юпитер-3, Юпитер-3К. Это стало пиком развития мотостроительства в Ижевске. В 1975 году мотоциклы были отмечены знаком качества СССР и на заводе стали выпускать около 250 тысяч единиц в год.

На протяжении последующих двадцати пяти лет Ижевский завод наращивал свои мощности и делал модели мотоциклов более совершенными. В 2000 году был выпушен первый мотоцикл Иж- чоппер, он носит название Иж 6.113-05 Юнкер.

В 2008 году наступил кризис и из-за экономических проблем завод заморозили, а для погашения кредиторской задолженности большая часть активов распродалась.

www.chopper-style.ru

АВТОМОБИЛИСТ - ИЖ - МОТОЦИКЛЫ - История производителя

В сентябре 2009 года исполнилось 80 лет с того дня, когда был выпущен первый мотоцикл ИЖ. История производства мотоциклов в Ижевске неразрывно связана с именем Петра Владимировича Мажарова. Он был заядлым мотоциклистом и талантливым инженером. Именно он фактически организовал серийное производство мотоциклов в Советском Союзе.

П.В. Мажаров родился 7 сентября 1888 года. Его способность работать руками и могучий талант конструктора проявились еще до революции. Он ремонтировал катера и автомобили, а в 1914 году сумел даже восстановить трехместный самолет, на котором позже летал над окрестностями Тамбова, где было расположено имение его отца.

Но истинной его страстью были мотоциклы. С 1924 года Мажаров работал в Ижевске. Там очень долго вспоминали, как он каждый день оглушительным треском летел из барака, в котором он жил, на работу и вечером возвращался обратно. У него был немецкий мотоцикл, единственный в то время в городе. Эта страсть его передалась всем жителям Ижевска.

Весной 1928 года Мажаров подал руководству официальное предложение о том, что на Ижстальзаводах необходимо организовать производство мотоциклов. Первое конструкторское бюро , которое стало заниматься разработкой мотоциклов было создано в том же году на Ижстальзаводе Ижевска. Первым его руководителем стал сам Мажаров. Первые мотоциклы были разработаны, изготовлены и испытаны под его руководством.

Первый мотоцикл «ИЖ-1», 1929 год

Первый мотоцикл «ИЖ-1» был выпущен 17 сентября 1929 года. Это был красавец весом 300 кг, с прогрессивной в то время карданной передачей и штампованной рамой. Эта модель была наиболее важна для завода. Следующую модифицированную модель, имеющую привод колеса коляски и принудительное охлаждение двигателя, назвали «ИЖ-2». Самый же первый мотоцикл, на который был установлен мотор Wаndеrеr, был обозначен как «ИЖ-3». Те, кто занимается историей техники, считают, что первый ижевский мотоцикл был создан 17 сентября 1929 года. Но это неверно. ИЖ-1 был изготовлен после ИЖ-3, который сделали и обкатали еще весной того года.

На 1929 год пришелся наибольший расцвет таланта Мажарова. Всего за 8 месяцев он сумел разработать 5 моделей мотоциклов с полной компоновкой и создать эскиз шестой модели. На свет пришло известное всем поколение «Ижей» - «Иж- 1», «Иж-2», «Иж-3», «Иж-4», которая была лучшей из всех моделей ИЖ, «Иж-5», «Л-300», «Тремасс-300», «НАТИ-А-750».

В 1932 году при Наркомате тяжелой промышленности была создана специальная комиссия, которая занималась проблемами производства мотоциклов. Она приняла решение об организации Ижевского мотоциклетного завода на базе опытных мастерских Ижстальзавода, где были изготовлены первые модели ИЖ-2 и ИЖ-2. Уже в 1933 году на этом заводе начали изготавливать мотоцикл ИЖ-7. Это был вариант Л-300, улучшенный и доработанный Мажаровым. Некоторые из этих мотоциклов дожили и до нашего времени. После этого Мажаров продолжал работу над советскими мотоциклами в Москве и Ленинграде. Довелось ему побывать и за границей

В 1934 году П.В. Мажаров умер.

Массово мотоциклы начали производить на машиностроительном заводе в Ижевске в 1946 году. Уже в 1945 году, сразу после того, как закончилась война, там снова была создана конструкторская группа. Вскоре на завод была привезена из Германии техническая документация и чертежи мотоцикла ДКВ «НЦ-350». Почти ничего не изменив в конструкции мотоцикла, на заводе сразу начали изготавливать его копию, названную ИЖ-450. После того, как была поведена основательная модернизация мотоцикла, он получи название ИЖ-49. При его конструировании были использованы такие технические новшества, как задняя подвеска, оснащеная гидравлическими амортизаторами, передняя вилка по типу телескопа и многое другое. Это позволило получить очень удобный в эксплуатации и комфортабельный мотоцикл.

Вскоре небольшой город Ижевск стал буквально столицей по производству мотоциклов. В конце 70-х годов там выпускалось до 350 000 мотоциклов в год. Ижевские мотоциклы отличались хорошей проходимостью на плохих дорогах. Среди населения страны они стали очень популярны. Несколько позже начался выпуск спортивных мотоциклов, которые предназначались как для кроссовых соревнований, так и для шоссейно-кольцевых гонок. Но настоящее признание мотоциклы ИЖ получили тогда, когда появилось прославленное семейство «ИЖ - Планета спорт», «ИЖ - Планета», «ИЖ - Юнкер» и ИЖ - Юпитер».

В наши дни любителям мотоциклов предлагают свою продукцию ведущие мировые производители. Российские мотоциклы не очень конкурентоспособны в плане дизайнерских решений и технических характеристик. Но и до сих пор народ любит эти мотоциклы. Они относительно недороги, сконструированы достаточно просто. Кроме того, к ним несложно найти необходимые запчасти и комплектующие.

www.avtoprofy.ru