Мотогонки на льду. Гонки на льду на мотоциклах


Мотогонки на льду Википедия

Мотогонки на льду — разновидность мотогонок, проводящаяся на покрытом льдом овальном треке.

Особенности

Гоночная трасса аналогична трассе для гаревых мотогонок, часто соревнования проходят на тех же самых треках, только покрытых льдом. Иногда соревнования проводятся на замерзших озёрах. Гонщики едут против часовой стрелки по треку, длина которого составляет от 260 до 425 метров. Правила и структура гонок также аналогична соревнованиям в классическом спидвее.

Конструкция мотоциклов

Шипы на колёсах

В прошлом (примерно до 1995 года) гонщики соревновались на мотоциклах производства чешской фирмы «Ява» Девишов, однако после середины 1990-х в конструкцию мотоциклов начали вноситься существенные изменения, в первую очередь, самими спортсменами, соответственно, получили распространение мотоциклы незаводской сборки. Двигатели же для мотоциклов и по нынешнее время используются исключительно произведённые чешской «Явой». Мотоциклы полностью отличаются от тех, что используются для соревнований в гаревых гонках: вместо четырёх клапанов в двигателе установлено только два (обязательное условие), имеется коробка передач с двумя передачами — на первой производится старт и первые метры движения с набором оборотов двигателя, после чего включается без выжима сцепления вторая передача (до входа в первый стартовый вираж), присутствует также почти плоская низкая рама, маленький топливный бак (в среднем от 2 до 4 литров), отсутствуют аэродинамические обтекатели, имеется передняя и задняя подвеска. Однако существуют и конструктивные особенности: рама более длинная. Главным же отличием являются шипованные колёса.

С такими шипами каждое падение опасно

Современные шипы изготовлены из твёрдых сплавов, снабжены развитой шляпкой. В соответствии с техническим регламентом шипы не должны выступать больше чем на 28 мм над поверхностью шины. Особенностью шиповки колёс является то, что шипы располагаются на левой стороне колеса, так как движение осуществляется по треку против часовой стрелки, на правой стороне колеса находится 13-15 шипов для подстраховки при движении до и после старта. Во время заездов при входе в поворот и максимальном наклоне мотоцикла гонщик рискует войти в контакт с мотоциклом соперника. Шипы чрезвычайно острые, и любой контакт с ними опасен для гонщиков. В истории мотогонок на льду были случаи гибели гонщиков. Обычно на переднем колесе располагается примерно 120 шипов, на заднем от 180 до 200 шипов.

Также для мотоциклов обязательны переднее крыло и закрывающий большую часть заднего колеса капот, изготовленные из пластика, чтобы максимально закрыть вращающиеся шипованные части колёс.

Двигатель четырёхтактный с объёмом 125, 350 или 500 см³ (именно этот объём используется в официальных соревнованиях), работающий на метаноле.

История

Старт заезда финала личного чемпионата Европы 2010

В истории не сохранилось имени человека, который впервые выехал на лёд на мотоцикле, однако предполагается, что это произошло в 1920-х годах. Тогда же в Скандинавии проводились первые соревнования по гонкам на льду. До середины 1930-х годов мотогонки на льду считались лишь забавой для гонщиков классического спидвея. Однако нараставшая в Европе популярность гаревого спидвея изменила отношение и к ледовым гонкам — они выделились в отдельный вид спорта.

Мотогонки на льду в СССР и России

Первый раз в СССР на публике на лёд выехал Сергей Бучин. Произошло это в январе 1939 года. 9 января того года в газете «Красный спорт» была опубликована статья с названием «Мотоцикл на льду», в которой и рассказывалось о том, что случилось в перерыве соревнований по конькобежному спорту, когда на удивление публике мотоциклист выехал на лёд, и чувствовал себя на нём вполне уверенно, проходя повороты почти не снижая скорости. К статье прилагались две фотографии Сергея Бучина на льду.

Уже через год 10 марта 1940 года на московском ипподроме состоялись первые официальные соревнования, посвященные XVIII съезду ВКП(б).

Соревнования

В 1960 году проводился Кубок дружбы народов. Кубок разыгрывался в СССР, однако в розыгрыше принимали участие гонщики и из Чехословакии, Швеции и Финляндии. Популярность данного соревнования, а также последующих дружеских кубков показала Международной федерации мотоциклетного спорта (FIM) необходимость придать соревнованиям в данном виде спорта официальный статус.

Первый чемпионат мира по эгидой МФМС состоялся в 1966 году. С 1979 года проводится и командный чемпионат мира по спидвею на льду.

Несмотря на то, что в соревнованиях принимают участие гонщики из самых разных стран безусловное лидерство с самого первого чемпионата принадлежит гонщикам из СССР и России. Из 43 личных чемпионатов мира только 7 раз чемпионами становились гонщики из других стран, а из 29 командных только 4 раза на первом месте оказывались гонщики других стран.

Также проводится розыгрыш личного чемпионата Европы по мотогонкам на льду. Гонки пар официально не проводятся.

Соревнования в СССР и России

Первые чемпионаты СССР и России по мотогонкам на льду проводились в 1959 году, спустя двадцать лет после первого появления мотоцикла на льду. Тогда же состоялись первые международные соревнования: против гонщиков из Чехословакии.

См. также

Ссылки

wikiredia.ru

Гонки на льду / личный блог Andrey.fs / smotra.ru

Привет Всем. Хотел бы рассказать немного о Спидвее на льду, который проходит ежегодно в моем родном городе Красногорске. Немного истроии: В истории не сохранилось имени человека, который впервые выехал на лёд на мотоцикле, однако предполагается, что это произошло в 1920-х годах. Тогда же в Скандинавии проводились первые соревнования по гонкам на льду. До середины 1930-х годов мотогонки на льду считались лишь забавой для гонщиков классического спидвея. Однако нараставшая в Европе популярность гаревого спидвея изменила отношение и к ледовым гонкам — они выделились в отдельный вид спорта. Первый раз в СССР на публике на лёд выехал Сергей Бучин. Произошло это в январе 1939 года. 9 января того года в газете «Красный спорт» была опубликована статья с названием «Мотоцикл на льду», в которой и рассказывалось о том, что случилось в перерыве соревнований по конькобежному спорту, когда на удивление публике мотоциклист выехал на лёд, и чувствовал себя на нём вполне уверенно, проходя повороты почти не снижая скорости. К статье прилагались две фотографии Сергея Бучина на льду.

Уже через год 10 марта 1940 года на московском ипподроме состоялись первые официальные соревнования, посвященные XVIII съезду ВКП(б).О мотоциклах:

В прошлом (примерно до 1995 года) гонщики соревновались на мотоциклах производства чешской фирмы «Ява» г. Девишов, однако после середины 90-х в конструкцию мотоциклов начали вноситься существенные изменения, в первую очередь, самими спортсменами, соответственно, получили распространение мотоциклы незаводской сборки. Двигатели же для мотоциклов и по нынешнее время используются исключительно произведённые чешской "Явой". Мотоциклы полностью отличаются от тех, что используются для соревнований в обычном спидвее: вместо четырёх клапанов в двигателе установлено только два (обязательное условие), имеется коробка передач с двумя передачами - на первой производится старт и первые метры движения с набором оборотов двигателя, после чего включается без выжима сцепления вторая передача (до входа в первый стартовый вираж), присутствует также почти плоская низкая рама, маленький топливный бак (в среднем от 2 до 4 литров), отсутствуют аэродинамические обтекатели, имеется пердняя и задняя порвеска. Однако существуют и конструктивные особенности: рама более длинная. Главным же отличием являются шипованные колёса.Шипы на колёсахСовременные шипы изготовлены из твёрдых сплавов, снабжены развитой шляпкой. По правилам шипы не должны выступать больше чем на 28 мм над поверхность шины. Особенностью шиповки колёс является то, что шипы располагаются на левой стороне колеса, так как движение осуществляется по треку против часовой стрелки, на правой стороне колеса находится 13-15 шипов для подстраховки при движении до и после старта. Во время заездов при входе в поворот и максимальном наклоне мотоцикла гонщик рискует войти в контакт с мотоциклом соперника. Шипы чрезвычайно острые и любой контакт с ними опасен для гонщиков. В истории спидвея на льду были случаи гибели гонщиков. Обычно на переднем колесе располагается примерно 120 шипов, на заднем от 180 до 200 шипов.

Также для мотоциклов обязательны переднее крыло и закрывающий большую часть заднего колеса капот, изготовленные из пластика, чтобы максимально закрыть вращающиеся шипованные части колёс.

Двигатель четырёхтактный с объёмом 125, 350 или 500 см³ (именно этот объём используется в официальных соревнованиях), работающий на метаноле.

Когда можно увидетьКаждый год я стараюсь не пропускать это мероприятие, а проходит в первых числах февраля. (В этом году это действо будет 5 и 6го февраля).

Немного фото

Строго не судите, первый пост!

Всем мир

smotra.ru

Гонки на мотоциклах по льду

Те, кто хоть один раз увидел гонки на мотоциклах по льду, запомнят это зрелище навсегда. К сожалению, география таких состязаний ограничена. Ведь для гонок на льду требуются соответствующие условия погоды, которые позволят образовать на трассе довольно крепкое и толстое ледяное покрытие. Неспроста гонки по ледяным дорогам популярны в странах, занимающих северные территории. Считается, что эти соревнования появились в скандинавских странах, где в двадцатые годы прошлого века уже были проведены первые ледяные гонки. Тогда они носили развлекательный характер, а не спортивный.

Развитие гонок на льду

Однако в сороковые годы вместе с увеличением популярности мотоциклетных гонок на гаревой дороге, ледовые гонки стали стремительно развиваться. С течением времени их выделили в самостоятельный вид мотоспорта в странах Северной Европы. Состязания проводятся на эллиптическом треке, имеющим ледяное покрытие. Зачастую это такой же трек, который применяется для гаревых гонок.

Бывают соревнования, которые проводятся на озерах с довольно плотным ледовым покрытием. Правила гонок на мотоциклах по льду не отличаются от правил соревнований в классическом спидвее. Состязания проходят на трассе протяженностью от 260 до 425 метров. Мотоциклы едут против часовой стрелки.

Зимой в 1939 году впервые прошла презентация на льду специально оснащенного мотоцикла в Советском Союзе. В то время в перерыве соревнований между конькобежцами мотоциклист с уверенностью проехал по льду несколько кругов, проходя сложнейшие повороты. Через год были организованы первые состязания. В 1959 году был проведен первый союзный чемпионат по ледовым мотогонкам. А еще через год были организованы представительные соревнования на международном уровне с участием чехословацких, финских и шведских спортсменов.

Увеличение интереса к ледяным мотогонкам привело к тому, что уже в середине шестидесятых годов Международная федерация мотоциклетного спорта провела первый чемпионат мира среди самых профессиональных гонщиков. Командное первенство в мире каждый год проводится, начиная с 1979 года. Также есть соревнования и по индивидуальному первенству Европы. В таких гонках доминируют обычно русские спортсмены.

По общему числу наград в чемпионатах командного типа в мире неизменно первенство одерживают российские мотоциклисты, второе место занимают шведы, за ними идут австрийцы и немцы. В индивидуальных зачетах мировых чемпионатов первые также россияне, за которыми идут спортсмены Чехии, Швеции, Финляндии, Австрии и Германии.

Какие мотоциклы используют на льду?

Мотоциклы, используемые для ледяных гонок, отличаются от стандартных гоночных мотоциклов, предназначенных для спидвея. Здесь на двигателях на метаноле предусмотрено два клапана, а не четыре. Моторы имеют объемы 350, 125 или 500 кубов. У мотоциклов низкая плоская рана, немного удлиненная, топливный бак имеет объем 2-4 литра. На каждом колесе есть подвеска, никаких обтекателей нет.

www.funnysports.ru

Мотоцикл - стиль жизни - Гонки на льду

Гонки на льду, или спидвей на льду

Спидвей на льду — разновидность мотогонок, проводящаяся на покрытом льдом овальном треке. В истории не сохранилось имени человека, который впервые выехал на лёд на мотоцикле, однако предполагается, что это произошло в 1920-х годах. Тогда же в Скандинавии проводились первые соревнования по гонкам на льду. До середины 1930-х годов мотогонки на льду считались лишь забавой для гонщиков классического спидвея. Однако нараставшая в Европе популярность гаревого спидвея изменила отношение и к ледовым гонкам — они выделились в отдельный вид спорта. 

Мотогонки на льду в СССР и России

Первый раз в СССР на публике на лёд выехал Сергей Бучин. Произошло это в январе 1939 года. 9 января того года в газете «Красный спорт» была опубликована статья с названием «Мотоцикл на льду», в которой и рассказывалось о том, что случилось в перерыве соревнований по конькобежному спорту, когда на удивление публике мотоциклист выехал на лёд, и чувствовал себя на нём вполне уверенно, проходя повороты почти не снижая скорости. К статье прилагались две фотографии Сергея Бучина на льду. 

Уже через год 10 марта 1940 года на московском ипподроме состоялись первые официальные соревнования, посвященные XVIII съезду ВКП(б). 

Соревнования

В 1960 году проводился Кубок дружбы народов. Кубок разыгрывался в СССР, однако в розыгрыше принимали участие гонщики и из Чехословакии, Швеции и Финляндии. Популярность данного соревнования, а также последующих дружеских кубков показала Международной федерации мотоциклетного спорта (FIM) необходимость придать соревнованиям в данном виде спорта официальный статус.

Первый чемпионат мира по эгидой МФМС состоялся в 1966 году. С 1979 года проводится и командный чемпионат мира по спидвею на льду.

Несмотря на то, что в соревнованиях принимают участие гонщики из самых разных стран безусловное лидерство с самого первого чемпионата принадлежит гонщикам из СССР и России. Из 43 личных чемпионатов мира только 7 раз чемпионами становились гонщики из других стран, а из 29 командных только 4 раза на первом месте оказывались гонщики других стран.

Также проводится розыгрыш личного чемпионата Европы по мотогонкам на льду. Гонки пар официально не проводятся. 

Соревнования в СССР и России

Первые чемпионаты СССР и России по спидвею на льду проводились в 1959 году, спустя двадцать лет после первого появления мотоцикла на льду. Тогда же состоялись первые международные соревнования: против гонщиков из Чехословакии. 

 

 

 

webmyoffice.ru

гонки на мотоциклах по льду Видео

3 г. назад

В 2015 году лёд высокогорного катка «Медеу» принял этап FIM Ice Speedway Gladiators World Championships. Гонку в прошлом году из-за...

4 г. назад

Зимние покатушки на мотоциклах, Когда уже совсем нет терпения ждать открытие мото сезона. Невероятные трюк...

1 мес. назад

Поддержать автора (на бензин и масло) можно по ссылкам: http://www.donationalerts.ru/r/senior_operator - озвучиванием ваших сообще...

3 дн. назад

Эндуро #Кросс #Лед Организовали чемпионат айс ЭНДУРО ралли среди жителей деревни. Взбодрили всех дачников...

11 мес. назад

Мой второй канал - https://www.youtube.com/channel/UCXMGTFW-VxKl8pDHORcU0tA Напиши мне - https://vk.com/burunduk Наша группа ...

10 мес. назад

Видео съёмка фильмов, фотография.

3 г. назад

Полное видео из 3-х частей можно посмотреть на моём канале.

5 г. назад

Тренировка на кроссовом мотоцикле по льду.

4 г. назад

Если вы поклонник мотоцикла против занос автомобиля Battle видео, проверить этот новый мотоцикл-VS-видео автом...

7 г. назад

882 от 30.03.2012 Что такое ледовый спидвей? Какие правила в этом виде спорта? В чем особенности строения мотоци...

7 г. назад

Это видео, снятое когда-то на телефон - ИСТОРИЧЕСКОЕ. С него начался путь моего канала. Нажми сюда, чтобы...

6 г. назад

Съемка - монтаж: Адиль Бакеев http://vk.com/fotoadil Камера - Nikon D7000 (lens 50, 12-24, 24-70, 70-200) Music: OST from Brian Tyler - "Fast Five" & "Race ...

turprikol.com

Спидвей на льду - это... Что такое Спидвей на льду?

Спидвей на льду — разновидность мотогонок, проводящаяся на покрытом льдом овальном треке.

Особенности

Гоночная трасса аналогична трассе для гаревого спидвея, часто соревнования проходят на тех же самых треках, только покрытых льдом. Иногда соревнования проводятся на замерзших озёрах. Гонщики едут против часовой стрелки по треку, длина которого составляет от 260 до 425 метров. Правила и структура гонок также аналогична соревнованиям в традиционном спидвее.

Конструкция мотоциклов

С такими шипами каждое падение опасно

В прошлом (примерно до 1995 года) гонщики соревновались на мотоциклах производства чешской фирмы «Ява» Девишов, однако после середины 1990-х в конструкцию мотоциклов начали вноситься существенные изменения, в первую очередь, самими спортсменами, соответственно, получили распространение мотоциклы незаводской сборки. Двигатели же для мотоциклов и по нынешнее время используются исключительно произведённые чешской «Явой». Мотоциклы полностью отличаются от тех, что используются для соревнований в обычном спидвее: вместо четырёх клапанов в двигателе установлено только два (обязательное условие), имеется коробка передач с двумя передачами — на первой производится старт и первые метры движения с набором оборотов двигателя, после чего включается без выжима сцепления вторая передача (до входа в первый стартовый вираж), присутствует также почти плоская низкая рама, маленький топливный бак (в среднем от 2 до 4 литров), отсутствуют аэродинамические обтекатели, имеется передняя и задняя подвеска. Однако существуют и конструктивные особенности: рама более длинная. Главным же отличием являются шипованные колёса.

Шипы на колёсах

Современные шипы изготовлены из твёрдых сплавов, снабжены развитой шляпкой. По правилам шипы не должны выступать больше чем на 28 мм над поверхность шины. Особенностью шиповки колёс является то, что шипы располагаются на левой стороне колеса, так как движение осуществляется по треку против часовой стрелки, на правой стороне колеса находится 13-15 шипов для подстраховки при движении до и после старта. Во время заездов при входе в поворот и максимальном наклоне мотоцикла гонщик рискует войти в контакт с мотоциклом соперника. Шипы чрезвычайно острые и любой контакт с ними опасен для гонщиков. В истории спидвея на льду были случаи гибели гонщиков. Обычно на переднем колесе располагается примерно 120 шипов, на заднем от 180 до 200 шипов.

Также для мотоциклов обязательны переднее крыло и закрывающий большую часть заднего колеса капот, изготовленные из пластика, чтобы максимально закрыть вращающиеся шипованные части колёс.

Двигатель четырёхтактный с объёмом 125, 350 или 500 см³ (именно этот объём используется в официальных соревнованиях), работающий на метаноле.

История

Старт заезда финала личного чемпионата Европы 2010

В истории не сохранилось имени человека, который впервые выехал на лёд на мотоцикле, однако предполагается, что это произошло в 1920-х годах. Тогда же в Скандинавии проводились первые соревнования по гонкам на льду. До середины 1930-х годов мотогонки на льду считались лишь забавой для гонщиков классического спидвея. Однако нараставшая в Европе популярность гаревого спидвея изменила отношение и к ледовым гонкам — они выделились в отдельный вид спорта.

Мотогонки на льду в СССР и России

Первый раз в СССР на публике на лёд выехал Сергей Бучин. Произошло это в январе 1939 года. 9 января того года в газете «Красный спорт» была опубликована статья с названием «Мотоцикл на льду», в которой и рассказывалось о том, что случилось в перерыве соревнований по конькобежному спорту, когда на удивление публике мотоциклист выехал на лёд, и чувствовал себя на нём вполне уверенно, проходя повороты почти не снижая скорости. К статье прилагались две фотографии Сергея Бучина на льду.

Уже через год 10 марта 1940 года на московском ипподроме состоялись первые официальные соревнования, посвященные XVIII съезду ВКП(б).

Соревнования

В 1960 году проводился Кубок дружбы народов. Кубок разыгрывался в СССР, однако в розыгрыше принимали участие гонщики и из Чехословакии, Швеции и Финляндии. Популярность данного соревнования, а также последующих дружеских кубков показала Международной федерации мотоциклетного спорта (FIM) необходимость придать соревнованиям в данном виде спорта официальный статус.

Первый чемпионат мира по эгидой МФМС состоялся в 1966 году. С 1979 года проводится и командный чемпионат мира по спидвею на льду.

Несмотря на то, что в соревнованиях принимают участие гонщики из самых разных стран безусловное лидерство с самого первого чемпионата принадлежит гонщикам из СССР и России. Из 43 личных чемпионатов мира только 7 раз чемпионами становились гонщики из других стран, а из 29 командных только 4 раза на первом месте оказывались гонщики других стран.

Также проводится розыгрыш личного чемпионата Европы по мотогонкам на льду. Гонки пар официально не проводятся.

Соревнования в СССР и России

Первые чемпионаты СССР и России по спидвею на льду проводились в 1959 году, спустя двадцать лет после первого появления мотоцикла на льду. Тогда же состоялись первые международные соревнования: против гонщиков из Чехословакии.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Как это было.Мотоциклы на льду

Сегодня трудно сказать, кому первому пришла идея вывести мотоцикл на лед. На мой взгляд, ездить по льду пытались еще первые энтузиасты мотоциклетного спорта. Соревнования же по новому виду мотоспорта начали проводиться в середине 20-х годов, сначала в странах Скандинавии, а затем — и в альпийских районах Центральной Европы. Но они имели эпизодический характер, воспринимались как экзотика, проводились по разным правилам и ни в одной стране не выделились в новый, самостоятельный вид спорта. Тем более, и классический (на гаревой дорожке) спидвей, у которого впоследствии организаторы мотогонок на льду заимствовали систему и правила соревнований, еще не был импортирован в Европу: на европейском континенте он появился лишь в 1929 году.

В середине 30-х годов слава о новой мотоциклетной «забаве» докатилась и до нашей страны: московский конькобежец Константин Кудрявцев рассказал своим друзьям-мотогонщикам о проводимых по окончании забегов на ледяных дорожках Швеции, Финляндии и Норвегии заездах мотоциклистов. А уже в марте 1938 года на московском стадионе «Динамо» в перерыве между двумя таймами матча по хоккею с мячом Сергей Бучин продемонстрировал скоростную езду по льду на гоночном мотоцикле. Зрителям понравилось необычное зрелище, а многие заинтересовались, как обеспечивается устойчивость мотоцикла на скользкой ледяной поверхности. 9 января 1939 года в газете «Красный спорт» появилась заметка «Мотоцикл на льду». В ней говорилось: «На беговую дорожку московского стадиона «Динамо», по которой только что пробежали конькобежцы, выехали мотоциклисты. Странная вещь — машины идут по льду так уверенно, словно под колесами идеальная щебенка или асфальт. Вот, набрав газ, мотоцикл мчится по прямой. Затем, не снижая скорости, огибает поворот. Мотоцикл почти ложится на бок_ Почему же мотоцикл так устойчив на льду? Подойдем ближе и осмотрим его шины. Они снабжены короткими шипами, расположенными по протектору в шахматном порядке. Шипы изобретены рекордсменом Советского Союза Николаем Закревским. Мотоциклисты, применившие шипы для езды по льду, — динамовцы: рекордсмен СССР Сергей Бучин и мастера Михайлов и Литус.» А рядом два снимка: Сергей Бучин на повороте (опирается на лед ступней) и при выполнении фигурной езды (стоит на сиденье не держась за руль).

После этой публикации в редакцию посыпались письма от мотоциклистов, и 15 февраля 1939 года в газете выступил сам изобретатель шипов, занимавшийся, кстати, конструированием приспособлений и для преодоления других видов бездорожья, — Николай Закревский. Он поместил рядом со своей статьей чертежи шипов (они имели форму скобы с изогнутым основанием и после установки выступали над протектором всего на 8-12 миллиметров), рекомендации по их изготовлению и установке. На переднее колесо автор советовал ставить 60 скоб в четыре ряда, на заднее — 75. Получалось соответственно 120 и 150 шипов.

Эти две статьи послужили толчком для массового выхода мотоциклистов нашей страны на лед. 10 марта 1940 года на московском ипподроме состоялись мотогонки на льду, посвященные XVIII съезду КПСС, собравшие большое количество зрителей. В «Красном спорте» за 13 марта 1940 года об этих крупных в нашей стране соревнованиях говорилось следующее: «_К соревнованиям были допущены москвичи и ленинградцы. Харьковчане не приехали на тренировки, их сняли с гонок. Дистанция гонок — 9600 метров — 6 кругов. Сначала разыгрывались серии, затем полуфиналы. Наиболее интересным был второй заезд, в котором участвовали москвичи Иваненко, Кароль, Чеботаревский, Прудников и ленинградец Сушинский. За победу в полуфинале в основном боролись Иваненко и Кароль. Они поочередно обходили друг друга, и победу решила последняя прямая перед финишем. Вырвал ее опытный Иваненко, выигравший у молодого противника сотые доли секунды. В финал вышли москвичи Иваненко, Баранов, Кароль, Прудников, Игнатьев и рекордсмен СССР на километровке ленинградец Силантьев. Последний продемонстрировал исключительные качества вождения мотоцикла. Почти не снижая скорости, он преодолевал виражи, делая выход по бровке. Стараясь взять от машины все на прямой и закончил 9600 метров в 6 мин 41,5 с. Вторым был Иваненко — 6:52,2, за ним Баранов — 6:57,7, Кароль — 6:58,1 и Прудников — 7:05,6 с. У женщин эту же дистанцию с большим преимуществом выиграла москвичка Л. Свиридова — 7:07,1.»

После Великой Отечественной войны мотогонки на льду получили дальнейшее развитие. Причем, для соревнований все чаще стали использовать более короткие дорожки. В Уфе, к примеру, гонки проходили на льду озера одного из городских парков.

В 1950 году на московском ипподроме прошли соревнования в честь дня Советской Армии. Уже в этих гонках наряду с шипами Закревского были применены конические шипы, близкие к современным. Дистанцию каждого заезда увеличили до 10 кругов (16 км!), а мотоциклы разделили на шесть классов. Вот победители гонок и показанная ими в заездах скорость: 125 куб.см — Н. Селиванов (75,8 км/ч), 350 куб.см — С. Овчинкин (86,4 км/ч), 750 куб.см — В. Карнеев (89 км/ч), мотоциклы с коляской — А. Лиханов — В. Поляков (83,4 км/ч), среди женщин на мотоциклах «Москва» — Н. Михеева (74,5 км/ч), на ИЖ-350 — И. Озолина (80 км/ч). Самый быстрый — В. Карнеев несмотря на большую продолжительность гонки показал скорость на 5 км/ч выше, чем победитель вышеописанных гонок десятилетней давности.

Переход на короткие дорожки, которые, безусловно, легче готовить и которых поэтому больше, чем ипподромов, продолжался. 13 марта 1955 года состоялись гонки на приз МГК КПСС на льду московского стадиона «Динамо». Победителями финальных заездов, состоявших из шести кругов (только в классе 350 куб.см их сократили до четырех — настолько шипы разбили дорожку), стали Н. Суслова, А. Савельев (125 куб.см) и А. Степанов (350 куб.см) — все москвичи.

Уже через год состоялись подобные соревнования на таллинском стадионе имени Комсомола. Победители — Э. Нугис (среди женщин), Э. Валла (350 куб.см) и К. Сортс (125 куб.см).

На коротких дорожках, в отличии от длинных ипподромных, при несовершенной технике прохождения поворотов быстрыми оказывались наименее мощные, но зато легкие мотоциклы, на которых центробежные силы не оказывали заметного воздействия. Так, в гонках, состоявшихся в 1956 году на ленинградском стадионе «Динамо», победитель в классе 125 куб.см А. Васин завершил пять кругов со скоростью 77,4 км/ч, а в классе 750 куб.см победил А. Дежинов, средняя скорость которого составила 70,3 км/ч.

Главные события в советском ледовом спидвее происходили почти одновременно с аналогичными событиями в классическом спидвее. И связаны они были с именами В.И. Карнеева и А.Л. Балабана. 3 марта 1958 года на уфимском стадионе «Локомотив» (с 1960 года — «Труд») в присутствии 20 тысяч зрителей состоялись мотогонки на льду, посвященные выборам в Верховный Совет СССР. В них приняли участие 18 гонщиков из Москвы, Московской области, Ижевска, Таллина и Уфы. Многие участники были чемпионами и призерами СССР и ДОСААФ по шоссейно-кольцевым, ипподромным гонкам и кроссу. Гонкам предшествовал тренировочный сбор, руководил которым В.И. Карнеев. После предварительных, четвертьфинальных и полуфинальных заездов определились четыре финалиста: Л. Шадрин, Б. Агапитов, В. Медведев (все из Ижевска) и В. Цветков из Москвы. В таком порядке они и финишировали в финале. Среди полуфиналистов-неудачников оказались малоизвестные тогда еще уфимцы Борис Самородов, Николай Чернов и Фарит Шайнуров. В том же 1958 году в Москве на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В.И. Ленина прошли мотогонки на льду на приз «Русская зима», которые длились десять дней. Главный приз выиграл москвич А. Маслов. Эти гонки, бесспорно, стали генеральной репетицией перед началом блестящего этапа в развитии ледового спидвея не только в нашей стране, но и в мире — в целом.

Зимой 1959 года в Москве состоялись первые официальные чемпионаты России и СССР. Эти первенства прошли на более высоком уровне, чем все предыдущие соревнования на льду. Гонщики состязались в классах 125 куб.см (отдельно среди мужчин и женщин), 350 куб.см и на мотоциклах с коляской. Первым чемпионом СССР стал москвич Борис Панферов (125 куб.см). Произошло это 20 февраля 1959 года. В заездах первого чемпионата участвовало по 5-6 гонщиков. Финальные заезды повторялись по два раза. Во время тренировки москвич Анатолий Егоров впервые в нашей стране попробовал проходить поворот с опорой на колено, что позволяло развить бо_льшую скорость. Еще дальше пошел Фарит Шайнуров, первым опершийся на локоть.

В 1960 году в программу национальных чемпионатов вошел класс 500 куб.см, ставший впоследствии международным. При этом с незначительными изменениями использовались гаревые «пятисотки», оснащенные новыми, коническими резьбовыми шипами длиной до 28 мм и закрывающими колеса рамами и щитками. Главный энтузиаст внедрения обоих видов спидвея в нашей стране Владимир Карнеев, будучи не только замечательным гонщиком и тренером, но и конструктором, разработал принципиально новую раму, благодаря которой мотоцикл обрел на льду повышенную устойчивость. Изобретение Карнеева стало сродни изобретению колеса: до сих пор чешский завод «ЯВА» — на протяжении последних десятилетий основной производитель мотоциклов для ледового спидвея — выпускает «его» раму без существенных изменений.

Класс 500 куб.см стал звеном «цепи», соединившей советский ледовый спидвей с зарубежным: в Скандинавии после войны ездили тоже на доработанных «гаревых мотоциклах». В 1959 году 7-8 марта в Москве и 14-15 марта Уфе прошли первые в СССР международные соревнования по ледовому спидвею с участием гостей из Чехословакии. Все четыре гонки выиграли более опытные хозяева — соответственно Сергей Старых из Жуковского (впоследствии знаменитый тренер сборной страны), Анатолий Егоров из Москвы. Борис Агапитов из Ижевска и Николай Чернов из Уфы. Лучшие из чехов Мирослав Шпинька (отец будущего чемпиона мира) и Ярослав Махач заняли третьи места в первый и четвертый день гонок.

Успех первого соревнования побудил нашу федерацию в 1960 году пригласить, кроме чехов, родоначальников ледового спидвея — гонщиков Швеции и Финляндии. Сильнейшие ледовики четырех стран провели репетицию мирового чемпионата — шестиэтапный Кубок «Дружбы народов». До него в мире не проводилось столь представительных мотогонок на льду. Соревнования снова проводились в Уфе (1-й, 2-й, 5-й и 6-й этапы) и в Москве (3-й и 4-й), но на этот раз нашим гонщикам приходилось довольствоваться ролью учеников, правда, способных. Несмотря на подавляющее преимущество шведов Бъерна Кнутссона (будущего чемпиона мира по классическому спидвею) и Билли Андерссона, занявших в общем зачете первое и второе места, нашим гонщикам удалось выиграть два этапа (в Уфе — Юрию Дудорину, а в столице — другому уфимцу Фариту Шайнурову), а Шайнуров стал третьим призером Кубка. Турнир имел огромный успех, и многие спортивные функционеры, присутствовавшие на нем, начали поговаривать, что уже в 1961 году состоится первый чемпионат Европы.

Однако в 1961 году никаких международных соревнований на льду в СССР не состоялось: одна из причин — отсутствие официальных международных правил для этого вида мотоспорта. На весеннем конгрессе ФИМ они были представлены делегацией нашей страны и одобрены трековым комитетом. Так появилась возможность следующей зимой провести две официальные международные серии гонок на льду: в Швеции-Финляндии и в СССР. Уже гонки на скандинавских дорожках, непривычно коротких для наших ледовиков, показали, насколько возросло их мастерство. Шведы выиграли лишь одну гонку (Бъерн Хернфельдт), в трех же остальных первенствовал уфимец Борис Самородов. В ответной серии (две гонки в Москве, четыре — в Уфе) швед Билли Андерссон выиграл одну гонку, а наши гонщики — пять: дважды отличились уфимец Фарит Шайнуров и москвич Всеволод Нерытов и один раз Борис Самородов.

Теперь уже у ФИМ не было причин откладывать учреждение своего официального чемпионата. И в 1963 году он впервые состоялся под названием Кубок ФИМ. Состоял он из десяти этапов (по пять в СССР и Швеции), а участвовать в борьбе за зачетные очки (8-6-4-3-2-1 за места с 1-го по 6-е) в каждом этапе могли только по три гонщика от СССР, Швеции и Финляндии. Остальные гонщики выставлялись организаторами и ездили как бы вне конкурса. Разумеется, внутри каждой сборной состав троек можно было менять: так и появился на пятом этапе в Уфе вместо травмировавшегося накануне москвича Бориса Захарова будущая «легенда» ледового спидвея уфимец Габдрахман Кадыров, сенсационно вышедший в общем зачете Кубка ФИМ на четвертое место. А обладателем Кубка ФИМ стал Борис Самородов, выигравший семь гонок и разделивший в одной 1-3 места со шведами Олле Нюгреном и Бъерном Хернфельдтом. Он набрал 48 очков из 48 возможных (общий результат выводился по трем лучшим гонкам из первой и из второй половин чемпионата). На второе место вышел Всеволод Нерытов (29,5), на третье — швед Оке Эстблум — 24,5 — набравший пол-очка больше, чем Г. Кадыров, на пятое — швед Олле Нюгрен (16) и на шестое — лучший ледовик Финляндии Анти Пайяри (12).

Как и все предыдущие серии гонок (1960 и 1962 годов), Кубок ФИМ прошел с огромным успехом. На трех этапах в Уфе выступили, за счет мест хозяев, находившиеся в Башкирии мотогонщики Австрии и Монголии. В эти же годы по-прежнему проводились экзотические соревнования на льду альпийских озер (например, в одном заезде выступали авто- и мотогонщики). Одним словом популярность ледового спидвея росла не по дням, а по часам. И в 1964 году ФИМ повысила ранг своего официального соревнования сначала до чемпионата Европы,а в 1966 году-до чемпионата мира.

К этому времени география мотогонок на льду в нашей стране не имела себе подобной: они проводились в десятках городов от Таллина до Владивостока. Ежегодно разыгрывалось по восемь чемпионатов (СССР и России в классах 125, 175, 350 и 500 куб.см), в отборочных и зональных соревнованиях которых участвовали сотни мотогонщиков. Одним словом, уровень мастерства советских гонщиков быстро рос, повсюду появлялась перспективная молодежь, «наступавшая на пятки» лидерам. И мало кто сомневался, что первый чемпионат Европы и первый чемпионат мира принесет победу гонщикам нашей страны.

(По книге Николая Ермоленко «Знакомьтесь:спидвей»).

icespeedway.narod.ru