Кольчужное плетение для начинающих, плетение кольчуги. Плетение кольчуги


Быстрое плетение кольчуги

Перевел SaorY для mozgochiny.ru

Всем мозгобратьям, привет! Я знаю как своими руками сделать кольчугу и сейчас поделюсь этим знанием с вами.

 

Я родом из Бельгии, и живу в Брюгге. Но когда был ребенком, я посетил замок «Gravensteen» в Генте. Во время моего посещения я увидел как кто-то из ремесленников делал кольчугу. Этот процесс мне показался увлекательным, и я думал, что сам никогда не смогу сделать подобное. Но вот с некоторых пор я начал плести кольчуги, и сейчас делаю чепец.

Кольчуга — это форма нательной брони. Она была изобретена кельтами и стала очень популярна в средние века, где использовалась в качестве » стандартной » брони почти всех солдат, потому что она гибкая и предотвращает порезы от мечей, ножей и т.д. Сегодня кольчуга используется в исторических реконструкциях, как » альтернативная » одежда, или просто для удовольствия, как в моем случае.

Еще в те далеки дни, кольчуги были сделаны из колец мягкой стали, которые клепали. Но это трудоемкая работа. Сегодня большинство кольчуг плетут из стальной проволоки и кольца не клепают, а просто стыкуют. И наиболее распространено сейчас плетение «4 в 1», это не единственный быстрый способ, но я применяю его и вполне им доволен. «Быстрое плетение 4 в 1» придумал не я, я лишь просто делюсь им с миром…

 

 

Шаг 1: Изготовление колец

 

Весь процесс начинается с изготовления колец, основных элементов самоделки. Я использовал для этого стальную оцинкованную проволоку толщиной 1.5мм, потому что она дешева и доступна.

Проволока наматывается на длинный стержень подходящего диаметра, в моем случае 6мм. Но так как проволока имеет свойство пружинить при наматывании, диаметр колец получается 6.4мм. Затем получившаяся пружина разрезается кусачками, либо чем-то подобным, на равные кольца.

 

 

Шаг 2: Манипуляции с кольцами

 

Первое, что вы должны узнать, это как открыть и закрыть кольца. Обычно это делается с помощью плоскогубцев. По фотографиям легко понять, как это происходит.

 

 

Шаг 3: Начало плетения

 

Начнем! Собираем первый ряд. Первые 5 колец ясно показывают, почему способ называется «4 в 1».

 

 

Шаг 4: Плетение первого ряда

 

Изучаем плетение по фото, так как проще увидеть и понять.

 

Шаг 5: Второй ряд

 

Продолжаем плетение – собираем второй ряд.

 

 

Шаг 6: Проявляем фантазию

 

Теперь вы ознакомлены с технологией быстрого плетения, и можете создать много интересных самоделок в этом стиле. Дерзайте!

 

А вот и мой чепец, на изготовление которого ушло около 50 часов, включая поход в магазин за проволокой и изготовление колец. Удачных поединков!

(A-z Source)

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

About SaorY

mozgochiny.ru

Плетение кольчуги — Славянская культура

Кольчуга плелась начиная с ворота и заканчивая подолом. Каждое разомкнутое кольцо продевалось в четыре сплошные, концы его сводились, в отверстие вставлялась заклёпка и в холодную расклепывалась молотком, соединяя пять колец.

Иногда для большей плотности кольчуги кольца несколько изгибались, благодаря чему они теснее соприкасались друг с другом.

Наиболее простое плетение «4 в 1», при котором одно кольцо соединяется с четырьмя соседними, не давало достаточной защиты, поэтому использовались более сложные вариации – «6 в 1», «8 в 1» и «8 в 2». Они улучшали защитные свойства и прочность кольчуги, но увеличивали как её массу, так и время изготовления, а, следовательно, и стоимость готового изделия.

Описанный выше способ изготовления кольчуги был далеко не единственным. Кольца, составляющие сеть, первоначально не соединялись вместе, а неподвижно нашивались на кожаное платье (впрочем, это была ещё не кольчуга). Самые ранние кольчуги делались из сведённых колец (т.е. концы куска проволоки, из которого изготовлялось кольцо, ничем не скреплялись). В большинстве кольчуг кольца сваривались или заклёпывались, причём сварные кольца обычно соединялись между собой с помощью заклёпанных, но существовали и кольчуги, в которых все кольца были сварными.

Форма колец не всегда была идеально круглая – нередки случаи, когда каждое кольцо ковалось отдельно, причём на одном конце его предусматривалось отверстие, а на другом – небольшой выступ, заменяющий заклёпку; выступ этот пропускался в отверстие соседнего кольца, а затем оба кольца склёпывались. Такого вида склёпка получила название ячменного (ржаного) зерна. В кольчуге ряды из разных колец обыкновенно располагали горизонтально или чередуя ряд колец с рядом зёрен, или только ряды зерен, но направленные в разные стороны.

Похожие статьи:

Русский народный костюм → Мужские костюмы Московской Руси

Традиции → Внешний образ в древней Руси

История → Русский оборонительный доспех

Книги → От кольчуги до мундира

Славянские герои → Богатырьский Дух

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Кольчужное плетение: виды и техника

Кольчужное плетение мы привыкли видеть на людях, которые увлечены историческими реконструкциями, на любителях фэнтези и ролевиках. Однако случается, что подобные украшения становятся писком моды, и вот уже на всех моделях надеты браслеты, плетеные в кольчужной технике. В этой статье вы узнаете, что такое кольчужное плетение, его разновидности и сложно ли освоить эту технику новичкам.

Плетение «кольчужки»: универсальная и необычная техника

Кольчужное плетение, безусловно, любимо представителями различных субкультур. Так, наручи на половину руки – это аксессуар мечты для байкеров и металлистов. Реконструкторы предпочитают какие-то сувенирные изделия либо дарят своим девушкам вязаные в этой технике украшения. Ажурный металл придется по нраву представителям готики. Любители стимпанка не пройдут мимо латунных и медных украшений, так как они станут отличным дополнением для их костюмов. Кольчужное плетение у ролевиков ассоциируется с мирами Средневековья и Средиземья.

Однако важно еще кое-что.

Кольчужное плетение браслетов и прочих украшений будет отличным дополнением к образу в стиле «casual» - и рабочему, и повседневному, и универсальному. Интересная цепочка на руке, ажурные сережки из металла, кольцо с необычным рисунком смотрится оригинально, но не вызывающе. Кольчужное плетение браслетов и прочих украшений – это то, что подойдет как для офисной работы, так и для того, чтобы удивить друзей и коллег, но при этом остаться в рамках дресс-кода.

Подобная альтернатива дорогим ювелирным украшениям – это нечто более вариативное, крупное, интересное и разнообразное в плане плетений.

Отличие от привычных видов золотых цепочек – бисмарков, якорных, панцирных

Техника кольчужного плетения заключается в переплетении отдельных колец в одном изделии.

Для изготовления цепочки в классическом ювелирном ремесле зачастую используются вспомогательные детали. Например, кольца с нахлестами, спиральки в плетении «роза» и прочие элементы. Кроме того, нередко применяется пайка, а цепь, которая получилась, подвергается дополнительной итоговой обработке – модификации граней, протяжке или вальцовке.

«Кольчужка» же делается только с помощью одинарных колечек. Проволока для кольчужного плетения может использоваться наравне с приобретенным материалом. Все структуры, рисунки и формы создают исключительно металлические кольца из различного материала.

Есть еще одна характерная особенность, которой обладает кольчужное плетение. Инструкции и схемы его отражают не всегда. Этот вид плетения ювелирных изделий идет «и вглубь, и вширь». Украшение может быть не только одномерным, как линия или цепочка, но и составлять полноценное полотно или скульптурную композицию.

Виды кольчужного плетения еще более разнообразны, чем обычного ювелирного. В классификации насчитывается не одна тысяча видов, что является проблемой для тех, кто покупает изделие: у непросвещенных покупателей изначально рябит в глазах, и это мешает сделать выбор.

Когда кольчужное плетение стало использоваться для изготовления ювелирных украшений, а не только для защитного обмундирования?

Когда этот вид начал переходить в декоративную сферу, сказать очень сложно. Существует множество разных теорий насчет «переплетения этих жанров», однако информация о большинстве из них, как и примеры работ, в эпоху отсутствия интернета не сохранились.

Применение кольчужного плетения для создания декоративных украшений, по сути, приходится переизобретать с нуля. Разумеется, генетическое родство данной техники с основными методами изготовления защитных доспехов – это база для формулирования разнообразных теорий, однако ни одну из них безоговорочно верной на сегодняшний день назвать нельзя.

Как выбирать материалы? Из каких металлов обычно изготавливаются браслеты и колье?

Весь процесс изготовления украшений происходит вручную. Для подобных изделий можно использовать различные металлы, рассчитав характеристики будущего изделия по прочности. Необходимо учитывать жесткость металла, характеристики самого плетения, а также размерность колец.

Наиболее популярными материалами являются сталь, медь, серебро и латунь. Кроме того, можно использовать ниобий, бронзу, титан, иногда золото.

Какие изделия возможно выполнить в этой технике?

Кольчужное плетение универсально: из «кольчужки» возможно сделать все, что душе угодно, - от небольших колец до ворот дома. У этого жанра широчайшие возможности: в сети можно встретить подсвечники, выполненные в этой технике, шахматы, скульптуры, попоны для лошадей и многое другое.

На что похож процесс работы? С чем его можно сравнить для неспециалиста?

Кольца смыкаются, будучи продеты друг в друга определенным образом.

Для наглядности можно этот процесс объяснить на примере. Представьте, что у вас одновременно есть ткань, которая может становиться неподвижной и прочной, и веревка. Почти во всех кольчужных плетениях основа – это цепь, линия. Большинство из них можно расширить: таким образом получается полотно или плоскость. Модифицируя параметр толщины, можно придать изделию твердость и несгибаемость.

Насколько сложно освоить этот вид плетения новичку?

Все зависит от цели конкретного человека. Понять, в какой последовательности необходимо сомкнуть кольца для того, чтобы получить тот или иной узор, возможно за день или несколько. А далее уже вопрос амбициозности: каким количеством плетений новичок хочет овладеть и насколько хорошо желает отточить технику. А так как их количество не поддается подсчету, период обучения может длиться до бесконечности.

Какие плетения является самыми популярными?

В основном «на слуху» у людей не больше десятка видов. Они либо являются базовыми, либо перекочевавшими в ювелирное ремесло. Это персидское, европейское, византийское, японское, коробка.

Возможно ли, что люди в подобных украшениях ищут не мастерство изготовителя и красивую технику плетения, а решение какой-то своей проблемы?

Нередко кольчужное плетение позиционируют как решение проблемы скрытности и защищенности. Как показывает практика чтения отзывов клиентов и флэшмобов типа «опиши это украшение», люди видят в них то же самое.

Изделия, выполненные в технике кольчужного плетения, помимо прочих базовых качеств, на ассоциативном и эмоциональном уровнях рассматриваются как средство защиты, кусочек брони. На ощупь они как раз и напоминают гибкую и текучую броню на руке, особенно если украшение достаточно широкое, например, массивные колье или браслеты в виде полотен.

Это такие замаскированные под украшения элементы доспехов. Тот, кто его надевает, наделяется символической защищенностью, в то время как окружающие видят лишь элегантное украшение.

Кроме того, изделия в технике кольчужного плетения весьма тактильны. Каждый вид ведет себя по своему: одно может быть гибким, другое - плотным, третье - с вращающимися элементами, четвертое - с проминающимися, пятое - с собирающимися в пружинку… С гибкими плетениями можно играть и мять в руках просто бесконечно.

Еще кольчуга нередко становится символом. Создавая изделие определенного дизайна, необходимо знать кусочек истории, связанный с ним, найти ассоциации к плетению, чтобы узнать в вещи себя, значимые символы и потребности.

fb.ru

Как Сделать Кольчугу ? » Перуница

КОЛЬЧУГА ВЫШЕ ТАЛИИ- ОТРУБЯТ ГЕНИТАЛИИ!!!!- старая рыцарская поговорка...

Подборка инструментов

Кто и когда изобрел кольчугу - каждый понимает в меру своей испорченности. Западные реконструкторы в качестве первооткрывателей часто называют кельтов, хотя сарматам, например, она была известна примерно в то же время. Скорее всего, выдумали ее где-то в Малой Азии, во втором тысячелетия до нашей эры. Как понятно из названия, этот вид доспеха делается из колец (для тех, кто думает, что это банально - английское название кольчуги "mail" (или "maile") происходит от латинского "macula" - сеть). В большинстве подлинных кольчуг кольца заклепывались или заваривались (обычно заваренные кольца соединялись заклепанными, но есть несколько восточных байдан, где все кольца сварные). Только ранние европейские образцы делались из сведенных колец, да как всегда учудили японцы, пользовавшиеся сведенными кольцами или кольцами в два оборота, как на брелоках для ключей. Изготовление кольчуги - это тихий и спокойный процесс, вполне пригодный для коротания долгих зимних вечеров. Разумеется, это относится только к кольчугам из сведенных колец, поскольку мало кто из соседей или родственников способен спокойно слушать, как вы заклепываете кольцо за кольцом... и так тысяч 20 колец (а то и больше). В любом случае, первую кольчугу лучше делать из самодельных сведенных колец, хотя бы потому, что в этом случае гораздо проще исправлять неизбежные ошибки. Методов плетения существует достаточно много, но наиболее распространенным был и остается метод "4-в-1", при котором каждое кольцо соединяется с 4 соседними, и его вариации (6-в-1, 8-в-1, 8-в-2). При этом основным элементом плетения является квадрат. При "японском" плетении 4-в-1 основным элементом является ромб, возможны и другие варианты...но об этом попозже. Для начала все-таки стоит освоить старый добрый европейский метод.

Основными параметрами кольца являются внутренний диаметр (ВД) и диаметр проволоки (или диагональ сечения гровера). Ежу понятно, что внутренний диаметр должен быть как минимум в два-три раза больше диаметра проволоки, если от кольчуги требуется хоть какая-то гибкость. В то же время, кольца с гигантским ВД получаются хлипкими практически во всех случаях. Обычно ВД должен быть больше диаметра проволки в пять раз, что в принципе верно и для подлинных кольчуг (средний диаметр кольца на средневековой кольчуге редко превышал сантиметр).

Инструмент.

Для работы потребуются: тиски средние или маленькие-1 шт., бокорезы -1шт., плоскогубцы или утконосы с загнутыми губками- 2 шт. и ножницы по металлу -1 шт., пара перчаток.

Главное - это плоскогубцы. Во избежание мозолей покрытие ручек у них должно быть мягким и удобным, но сидеть на ручках должно плотно, не прокручиваясь. Если нет возможности купить такие, можно обмотать ручки изолентой. Рабочая поверхность губок должна быть рифленой, чтобы не соскальзывать с колец.

Ножницы по металлу нужны для резки колец. Резать (кусать) кольца можно и бокорезами, но тогда срез получается очень корявый. Ножницы дают ровный срез, и отрезать можно по нескольку колец зараз, но использовать их для резки проволоки больше 1,5 миллиметров в диаметре я бы не рекомендовал. Разумеется, для резки их надо зажать в тисках.

На рисунке слева- колечко, откушенное бокорезами, справа - ножницами по металлу. В последнем случае срез идет немного по диагонали , и как минимум на 2/3 своей длины оказывается ровным. Если акуратно сводить такие кольца, то никаких заусениц и острых краев не будет.

Бокорезы используются для снятия навитых колец со стержня (см. ниже), и особых требований к ним нет. Тиски используются при накрутке колец и при резке. Удобнее всего средние тисочки на струбцине.

Наматывать проволоку и резать кольца обязательно в перчатках. Иначе легко заработать мозоли, которые заставят отложить работу на несколько дней.

Материалы

Прежде всего проволока (стальной проволоки на кольчугу идет как минимум килограмм 7-8), стержень нужного диаметра и несколько деревянных брусков. Проволока не должна быть алюминиевой!!!!! На это есть три причины: она слишком мягкая, выглядит как алюминий, и пачкается. Стальная проволока так же доступна, выглядит лучше и гораздо прочнее. Проще всего достать - купить - проволоку в магазинах, торгующих сварочным оборудованием. Они продают, например, стальную проволоку с медным покрытием диаметром 1,2 миллиметра, которая очень хорошо подходит для колец с внутренним диаметром 6 мм. Но для первого раза лучше, наверное, взять проволоку потолще, чтобы можно было делать кольца побольше (как уже говорилось, внутренний диаметр кольца должен быть примерно равен диаметру проволоки, умноженному на 5). Но не стоит расстраиваться, если диаметр колец в уже сделанной части перестал вас удовлетворять: некоторые кольчуги (в частности, кольчуга XIII в. из Изяславля) делались с использованием колец 3-4 разных размеров. Кроме того, кольчужные феньки можно использовать в качестве подарка. Стержень: диаметр его должен быть равен внутреннему диаметру кольца. Лучше всего подойдет медный или латунный пруток (разумеется, прямой). Длина -как минимум сантиметров 30. На расстоянии 1 см от любого конца сверлится сквозная дыра диаметром чуть большим, чем диаметр проволоки. В принципе, этого достаточно: стержень зажимается в тисках так, что дыра торчит над самыми губками, в дыру вставляется кончик проволоки - и "равномерными круговыми движениями" наматывается пружинка. Тем же, кому это надоело (а надоедает оно быстро) самое время вспомнить о брусочках и сделать mandrel, то есть машинку-вороток:

Вороток значительно ускорит намотку "пружинок" - заготовок для будущих колец. Хотя крутить его лучше вручную, а не электродрелью. Во-первых, дрель должна быть хорошей, с изменяемой скоростью вращения - следовательно дорогой , а во-вторых ее легко можно испортить.

Откусив бокорезами хвостики, снимаем пружинку с машинки и растягиваем так, чтобы расстояние между витками примерно равнялось 1,5 -2 диаметрам проволоки

Растянутую пружинку нарезаем на колечки. Колечки резать лучше одно за другим, группками по 4-5 штук. В этом случае отрезанные колечки не деформируются. Отрезав 5 штук - снимем отрезанные с лезвия ножниц, кладем в лоточек и повторим операцию... Если кому-то это покажется нудным - можно использовать гроверные шайбы. Но соединять из все равно придется способом, который я опишу ниже.

Соединение колец

Итак, определенное количество колец у нас уже есть. Для начала из этих колец надо наделать "пятерочек" (свести 4 кольца, продеть их в пятое и свести пятое). В расправленном виде "пятерочка" выглядит так:

Чтоб понять основные принципы, должно хватить девяти пятерочек. В результате получится кольчужный лоскуток 3 на 3, и если опыт будет удачен он станет основой кольчуги, а если нет - его можно будет со спокойной совестью выкинуть или подарить.

Следующий шаг - соединение пятерочек в цепочки. Тут тоже все очень просто: через четыре сомкнутых кольца продевается пятое и сводится. В нынешнем примере должны получиться 3 цепочки

Две готовые цепочки кладутся на ровную, светлую поверхность (кому нравится - на темную, но не советую) и разглаживаются так, как показано на картинке. Главное, за чем надо следить- это за тем, чтобы колечки среднего (второго снизу) ряда проходили ПОД колечками нижнего ряда и НАД колечками верхнего. На словах выходит путано, но на картинке все понятно. Плести будет гораздо удобнее.

Аккуратно поддеваем разомкнутым колечком два кольца на нижней цепочке (новое кольцо проходит ПОД ними) и продеваем его через кольца верхней - так, чтобы оно прошло НАД ними. После этого зажимаем кольцо. Если при этом цепочки съедут - не беда, главное, чтобы кольца, через которые проходит новое кольцо, не выскользнули из него.

Теперь главное - снова аккуратно расправить цепочки - и можно вдевать следующее кольцо. Через некоторое время процедура станет привычной и очень скоро получится вот такой вот прямоугольничек размером две на три "пятерочки".

Если все было проделано правильно, то через некоторое время на свет появится вот такой - только, разумеется, гораздо более аккуратный - кольчужный квадрат размером 3 на 3. На этом этапе можно немного погордится собой и приступать к изготовление квадрата 10 на 10, которых понадобится не один и не два...

Кройка и шитье

Сделав несколько прямоугольников можно приступать к соединению их в носимую вещь. Сразу замахиваться на "хауберк" с капюшоном не стоит. Начинать надо с "бронелифчика" (взято в кавычки, поскольку настоящий бронелифчик - это уже высший пилотаж). Описываемое ниже изделие - просто заготовка, закрывающая грудь и плечи. Ее можно (и нужно) наращивать во всех направлениях.ВНИМАНИЕ ! Прежде чем соединять прямоугольники между собой, их хотя бы вымыть. Зачем - вопрос праздный: кольчугу в процессе изготовления придется примерять не раз и не два, а на проволоке (или гровере) почти наверняка осталась смазка и прочая грязь, которую гораздо проще "состирать" с кольчужного прямоугольника 10х10, чем с футболки или с полугодовой кольчуги (честное слово). Мыть прямоугольник лучше всего неразбавленным средством для мытья посуды (Fairy очень хорошо подходит): несколько капель на кольца, потереть до полного удовлетворения (или образования пены), смыть пену теплой водой и сразу же высушить прямоугольник, протерев его насухо. Результат этой операции можно положить рядом с немытым прямоугольником и почувствовать разницу.

Теперь из несколько прямоугольников надо соединить в длинную ленту. Длина ленты должна быть достаточной для того, чтобы свободно обхватить "на вдохе" грудь будущего носителя (или носительницы кольчуги) плюс как минимум 10-15 сантиметров запаса -" на вырост" и чтобы более или менее легко надевать ее на подкольчужник . Для того, чтобы звенья надетой кольчуги смыкались под собственным весом, при соединении прямоугольники надо укладывать так, как показано на рисунке.

Плечи начинаются с двух полосок 20х10 (каждая из двух квадратов). Ход колец на плечах - такой же, как и на туловище. Красными треугольниками обозначены места состыковки квадратов. Здесь надо аккуратно просчитать количество кольчужных "колонок", чтобы дырки под правую и левую руку были одинаковы. Да, и еще: голова должна проходить в предназначенное для нее отверстие свободно, не цепляясь ушами. Кстати, если среди знакомых или родственников есть кто-то, связавший хотя бы один свитер, можно спросить совета у них.

То же самое, но вид сверху. Спереди расстояние между плечевыми полосками должно быть чуть меньше, чем сзади. Вообще надо быть готовым к тому, что плечи придется переплетать после первой примерки. Допустим, все хорошо - голова и руки свободно пролазят в отведенные для них отверстия. Накрутившись перед зеркалом и вдоволь постучав себя в бронированную грудь, нужно попробовать подвигать руками - свести их перед собой, поднять, опустить, завести за спину и т.п. Не исключено, что после таких телодвижений некоторые кольца разойдутся (если, естественно, используется не гровер). Это не смертельно, просто в этих местах нужны будут вставки.

После первой примерки можно начинать рукава. Направление колец остается тем же, что и на туловище (то есть когда руки опущены, кольца на рукавах висят "неправильно"). Снизу (подмышками) вплетаются вставки в форме двух прямоугольных треугольников. Таких вставок потребуется четыре штуки. Размер их зависит от многих параметров, а предназначены они в первую очередь для того, чтобы носитель кольчуги мог опустить руки. Впрочем, дойдя до этой стадии, можно уже найти свой способ решения этой проблемы...(или опять же спросить у тех, кто вяжет)

Воротнички и манжеты

Итак, подол изловленной кольчуги уже вполне закрывает пуп, а рукава достигают локтя. Казалось бы, все хорошо. но в памяти почему-то постоянно оживает трагический образ кузнеца из фильма "Александр Невский" слова которого вынесены в эпиграф. Что же нужно сделать, чтобы не оказаться в подобной ситуации.

Во-первых, можно оставить дыру для головы такой, какая она есть, понадеявшись на то, что ее закроет бармица шлема или "bishop's mantle". Однако есть способ, различные модификации которого достаточно широко применялись в средние века. Это "стоячий" ворот.

Чаще всего такой воротник ассоциируется с восточными кольчугами (и с кольчужно-пластинчатыми доспехами), но применялся он и в Европе: несколько кольчуг 16-го века, находящихся в коллекции Уоллеса (Wallace collection), снабжены "воротом из сплющенных колец большого диаметра", за что их некоторое время считали азиатскими. Ошибку обнаружили (лет через 20) благодаря вплетенным в аналогичную кольчугу кольцам с немецкими клеймами. Стоячие вороты были и у русских кольчуг, причем еще в до монгольский период: две практически целые кольчуги этого времени были найдены в Изяславле и Кременце, причем в изяславской кольчуге сохранились даже кожаные ленты, которыми был простеган воротник.

У кременецкой кольчуги прорезь расположена слева, а не по центру, но сути это не меняет: кольчуга с таким воротником одинаково уместна и на ландскнехте, и на русском воине 13 века, и на половецком всаднике. Как же делается воротник? Для начала уже существующую квадратную дырку для головы надо уменьшить. Если этого не сделать, а начать приплетать воротник сразу же, результат получится жутковатым, ведь диаметр воротника окажется больше максимального диаметра головы! Для этого надо добавить несколько рядов колец со всех сторон и сделать прорезь- на груди или сбоку. Уменьшая размер отверстия, надо помнить о двух вещах: во-первых, воротник не должен жать, а во-вторых стоячий и простеганный воротник не позволит вороту растягиваться. Кроме того, слишком узкий ворот приведет к необходимости удлинить прорезь, что по понятным причинам нежелательно.

Удовлетворившись наконец размерами ворота, можно делать собственно воротник: это полоса высотой в 3-4 и длиной около 50 " пятерочек", которая затем приплетается по периметру ворота.

Здесь возможно несколько вариантов: можно взять проволоку потолще (тогда полоса получится жесткой и без кожаных лент), можно для той же цели попробовать сплющить кольца... Все эти способы правильные, и все они и использовались в средние века. Единственный "неправильный" (то есть не подтвержденный реальными находками) способ заключается в использовании для ворота плетения 6-в-1 или 8-в-1.

Но ворот, простеганный кожаными ремешками, все-таки смотрится гораздо красивее. Для этого дстаточно продернуть несколько ремней (шириной примерно равных внутреннему диаметру кольца) в кольца, причем, если диаметр кольца маленький, продевать ремни можно через ряд.

Теперь осталась последняя, и самая трудная задача: как застегнуть ворот и закрыть щель на груди? Решений может быть много. В поздних кольчугах и кольчужно-пластинчатых доспехах использовались крючки различной формы (зацеплявшиеся за специальные петли или просто за кольца кольчуги), ремни с пряжками и даже шарнирные петли. К сожалению, из-за редкости находок кольчуг более раннего времени нельзя с уверенностью сказать, как именно застегивались на них вороты. Пожалуй, самым простым и верным решением будет обычная шнуровка.

Рукава

С рукавами дело обстоит гораздо сложнее. Несмотря на обилие изображений рыцарей кольчугах с длинными рукавами, таких кольчуг сохранилось очень мало, и часть из них оказались составными, то есть собранными из кусков нескольких доспехов, причем чаще всего в XIX веке, когда в Европе возродился интерес к средневековью.

У упоминавшейся выше кольчуги ландскнехта из коллекции Уоллеса длинные прямые рукава. Рукава другой кольчуги из той же коллекции "согнуты в локтях", то есть скорее всего в рукав на уровне локтя вплетены клинья.

Похоже, что восточные и русские кольчуги чаще делали с короткими рукавами, предпочитая использовать наручи. Один из редких образцов хранится в Музее Армии в Стамбуле - это кольчуга Махмуда Паши, умершего в 1474 году. Она обшита снаружи алым, а изнутри (поверх подкладки) розовым шелком, и судя по всему ее покрой копирует покрой рубахи. Но это скорее исключение. Гораздо чаще встречаются восточные кольчуги с рукавами до локтя.

Хорошо сделанная кольчуга уже сама по себе красива. Однако очень часто (толи из пижонства, то ли потому, что так требовал рынок) мастера и на Западе, и на Востоке старались дополнительно украсить готовое изделие. При этом использовались как накладные элементы (бляхи и "мишени"), так и вариации плетения и изменение цвета колец.

В Европе часто ограничивались рядом медных колец на вороте и рукавах. Для суеверных ландскнехтов мастера вплетали кольца с заговорами или просто последовательностью закорючек, похожих на буквы

Мастер, изготовивший байдану для Бориса Годунова, выбил на каждом кольце "С нами Бог, кто же на мы", исламские оружейники были способны покрыть каждое кольцо золочеными изречениями из Корана. Превзошли всех индусы и персы, парадные доспехи которых делались из очень маленьких сведенных колец. Пользуясь разноцветной проволокой (медной, латунной, стальной) они создавали геометрические узоры, до боли напоминающие модные в 70х годах свитера с геометрическим орнаментом - памятник бессмысленной старательности. Поэтому при украшении кольчуги фантазию проявлять надо, но в меру, и красота не должна мешать функциональности. На меня, к примеру, самое большое впечатление произвела венгерская кольчуга начала 16 века, единственным украшением которой были позолочены крючки и рад позолоченных же колец, вплетенных в ворот.

Кольчуга П. И. Шуйского

Источник: МОУ СОШ № 32

© 7517 Русь© 2009 Славянский Информационный Портал.

www.perunica.ru

Kolchuga. Как самостоятельно сплести кольчугу своими руками в домашних условиях. Методики и технологии изготовления самодельных кольчуг с наглядными схемами плетения проволочных колец, фото и иллюстрациями

Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно сплести кольчугу своими руками в домашних условиях. Так же рассмотрим методики и технологии изготовления самодельных кольчуг с наглядными схемами плетения проволочных колец, фото и иллюстрациями

Раньше кольчуга являлась очень популярной, в Европейских странах так и на Руси. Эта популярность прежде всего кроются в ее неплохой защите, благодаря ей, если еще под кольчугой надета кожаная плотная куртка, воину почти не уязвим перед рубящими ударами, кроме атак тяжелыми двуручными мечами. Еще воину в кольчуге не стоит опасаться стрел выпущенных из арбалетов или луков за кроме стрел с сильно тонкими наконечниками, такие наконечники могли пролететь сквозь железные кольца.

 

Кольчуга являлась достаточно долго основным одним видом защиты, но постепенно, с развитием более сильного холодного оружия и открытием огнестрельного, ее стали использовать как не основное средство для безопасности, ее одевали под значительно тяжелейшее облачение. Хотя легкая пехота продолжала еще достаточно продолжительное время использовать кольчугу как главное облачение в бою, надевали под нее стеганую кожаную куртку.

Методов плетения существует достаточно много, но наиболее распространенным был и остается метод «4-в-1″, при котором каждое кольцо соединяется с 4 соседними, и его вариации (6-в-1, 8-в-1, 8-в-2). При этом основным элементом плетения является квадрат. При «японском» плетении 4-в-1 основным элементом является ромб, возможны и другие варианты…но об этом попозже. Для начала все-таки стоит освоить старый добрый европейский метод.

 

Основными параметрами кольца являются внутренний диаметр (ВД) и диаметр проволоки (или диагональ сечения гровера). Ежу понятно, что внутренний диаметр должен быть как минимум в два-три раза больше диаметра проволоки, если от кольчуги требуется хоть какая-то гибкость. В то же время, кольца с гигантским ВД получаются хлипкими практически во всех случаях. Обычно ВД должен быть больше диаметра проволки в пять раз, что в принципе верно и для подлинных кольчуг (средний диаметр кольца на средневековой кольчуге редко превышал сантиметр).

Инструмент для плетения кольчуги в домашних условиях

Для работы потребуются: тиски средние или маленькие-1 шт., бокорезы -1шт., плоскогубцы или утконосы с загнутыми губками- 2 шт. и ножницы по металлу -1 шт., пара перчаток.

Главное — это плоскогубцы. Во избежание мозолей покрытие ручек у них должно быть мягким и удобным, но сидеть на ручках должно плотно, не прокручиваясь. Если нет возможности купить такие, можно обмотать ручки изолентой. Рабочая поверхность губок должна быть рифленой, чтобы не соскальзывать с колец.

 

Ножницы по металлу нужны для резки колец. Резать (кусать) кольца можно и бокорезами, но тогда срез получается очень корявый. Ножницы дают ровный срез, и отрезать можно по нескольку колец зараз, но использовать их для резки проволоки больше 1,5 миллиметров в диаметре я бы не рекомендовал. Разумеется, для резки их надо зажать в тисках.

Наматывать проволоку и резать кольца обязательно в перчатках. Иначе легко заработать мозоли, которые заставят отложить работу на несколько дней.

Материалы для изготовления кольчуги своими руками

Прежде всего проволока (стальной проволоки на кольчугу идет как минимум килограмм 7-8), стержень нужного диаметра и несколько деревянных брусков. Проволока не должна быть алюминиевой!!!!! На это есть три причины: она слишком мягкая, выглядит как алюминий, и пачкается. Стальная проволока так же доступна, выглядит лучше и гораздо прочнее. Проще всего достать — купить — проволоку в магазинах, торгующих сварочным оборудованием. Они продают, например, стальную проволоку с медным покрытием диаметром 1,2 миллиметра, которая очень хорошо подходит для колец с внутренним диаметром 6 мм.

 

Но для первого раза лучше, наверное, взять проволоку потолще, чтобы можно было делать кольца побольше (как уже говорилось, внутренний диаметр кольца должен быть примерно равен диаметру проволоки, умноженному на 5).

Но не стоит расстраиваться, если диаметр колец в уже сделанной части перестал вас удовлетворять: некоторые кольчуги (в частности, кольчуга XIII в. из Изяславля) делались с использованием колец 3-4 разных размеров. Кроме того, кольчужные феньки можно использовать в качестве подарка. Стержень: диаметр его должен быть равен внутреннему диаметру кольца. Лучше всего подойдет медный или латунный пруток (разумеется, прямой).

Длина -как минимум сантиметров 30. На расстоянии 1 см от любого конца сверлится сквозная дыра диаметром чуть большим, чем диаметр проволоки. В принципе, этого достаточно: стержень зажимается в тисках так, что дыра торчит над самыми губками, в дыру вставляется кончик проволоки — и «равномерными круговыми движениями» наматывается пружинка. Тем же, кому это надоело (а надоедает оно быстро) самое время вспомнить о брусочках и сделать mandrel, то есть машинку-вороток.

 

Вороток значительно ускорит намотку «пружинок» — заготовок для будущих колец. Хотя крутить его лучше вручную, а не электродрелью. Во-первых, дрель должна быть хорошей, с изменяемой скоростью вращения — следовательно дорогой , а во-вторых ее легко можно испортить.

Откусив бокорезами хвостики, снимаем пружинку с машинки и растягиваем так, чтобы расстояние между витками примерно равнялось 1,5 -2 диаметрам проволоки

Растянутую пружинку нарезаем на колечки. Колечки резать лучше одно за другим, группками по 4-5 штук. В этом случае отрезанные колечки не деформируются. Отрезав 5 штук — снимем отрезанные с лезвия ножниц, кладем в лоточек и повторим операцию… Если кому-то это покажется нудным — можно использовать граверные шайбы

 

Итак, определенное количество колец у нас уже есть. Для начала из этих колец надо наделать "пятерочек" (свести 4 кольца, продеть их в пятое и свести пятое). В расправленном виде "пятерочка" выглядит так:Чтоб понять основные принципы, должно хватить девяти пятерочек. В результате получится кольчужный лоскуток 3 на 3, и если опыт будет удачен, он станет основой кольчуги, а если нет - его можно будет со спокойной совестью выкинуть или подарить.

Следующий шаг - соединение пятерочек в цепочки. Тут тоже все очень просто: через четыре сомкнутых кольца продевается пятое и сводится. В нынешнем примере должны получиться 3 цепочки.Две готовые цепочки кладутся на ровную, светлую поверхность (например, на доску) и разглаживаются так, как показано на картинке.Главное, за чем надо следить, - это за тем, чтобы колечки среднего (второго снизу) ряда проходили ПОД колечками нижнего ряда и НАД колечками верхнего. На словах выходит путано, но на картинке все понятно. Плести будет гораздо удобнее.Аккуратно поддеваем разомкнутым колечком два кольца на нижней цепочке (новое кольцо проходит ПОД ними) и продеваем его через кольца верхней - так, чтобы оно прошло НАД ними. После этого зажимаем кольцо. Если при этом цепочки съедут - не беда, главное, чтобы кольца, через которые проходит новое кольцо, не выскользнули из него.

  Теперь главное - снова аккуратно расправить цепочки - и можно вдевать следующее кольцо. Через некоторое время процедура станет привычной, и очень скоро получится вот такой вот прямоугольничек размером две на три "пятерочки".Если все было проделано правильно, то через некоторое время на свет появится вот такой - только, разумеется, гораздо более аккуратный - кольчужный квадрат размером 3 на 3. На этом этапе можно немного погордиться собой и приступать к изготовлению квадрата 10 на 10, которых понадобится не один и не два...

Историческая кольчуга изготавливалась, как правило, из сравнительно мягкого материала с очень низким содержанием углерода, то есть, согласно исторической терминологии, железа. В развитое средневековье появляется возможность изготавливать кольчуги и из углеродистой стали с последующей закалкой, однако:

Интересно, что мягкие металлические кольца незакаленной кольчуги могут обернуться вокруг лезвия клинка во время удара, и ее будет сложней прорубить, чем закаленную. Мягкие кольца сначала согнутся и деформируются и далее в бою будут лучше противостоять удару. Закаленная кольчуга, хотя и крепче, будет часто ломаться и легче обрываться под ударом, что позволит клинку проникнуть глубже. .

Прежде всего проволока (стальной проволоки на кольчугу идет как минимум килограммов 7-8; это 2000—2500 колец на килограмм), стержень нужного диаметра и несколько деревянных брусков. Стальная проволока диаметром 1,2 миллиметра очень хорошо подходит для колец с внутренним диаметром 6 мм. Но можно взять проволоку потолще, чтобы можно было делать кольца побольше (как уже говорилось, внутренний диаметр кольца должен быть примерно равен диаметру проволоки, умноженному на 5). Некоторые кольчуги (в частности, кольчуга XIII в. из Изяславля) делались с использованием колец 3-4 разных размеров.

Стержень: диаметр его должен быть равен внутреннему диаметру кольца. Длина - как минимум сантиметров 30. "На расстоянии 1 см от любого конца сверлится сквозная дыра диаметром чуть большим, чем диаметр проволоки. В принципе, этого достаточно: стержень зажимается в тисках так, что дыра торчит над самыми губками, в дыру вставляется кончик проволоки - и "равномерными круговыми движениями" наматывается пружинка.

 

Откусив бокорезами хвостики, снимаем пружинку с машинки и растягиваем так, чтобы расстояние между витками примерно равнялось 1,5 -2 диаметрам проволоки. Растянутую пружинку нарезаем на колечки. Колечки резать лучше одно за другим, группами по 4-5 штук. В этом случае отрезанные колечки не деформируются. Отрезав 5 штук, снимем отрезанные с лезвия ножниц, кладем в лоточек и повторим операцию."

Если хотите, чтобы кольчуга была действительно прочной, то используется очень твердая проволока, из разряда сталистых. В этом случае, откусить кольца от "пружинки" обычными кусачками проблематично, и используется зубило. Первое кольцо отгибается на 90 градусов от плоскости торца пружинки, и отрубается зубилом, потом следующее, и т.д. Также возможен способ отделения колец с помощью ножовки по металлу, когда "пружинка" распиливается на кольца прямо на стрежне. Также возможны варианты распиливания "болгаркой" с тонким диском, плазмотроном и другими инструментами, режущими металл и оставляющими разрез не более 1-0,5 мм.

Кольчуга оказалась в какой-то мере уникальным доспехом, сочетающим гибкость, подвижность, небольшую толщину и вполне приемлемую защиту против случайных и скользящих ударов — что и обусловило её широкое распространение в самых различных регионах и эпохах. При этом по сравнению, к примеру, с пластинчатыми доспехами, она обеспечивала сравнительно слабую защиту.

Хотя для того, чтобы прорубить кольчатый доспех, и требовалась особая техника и достаточная сила, это было вполне возможно, и прямой рубящий удар, нанесённый кончиком меча, оставлял на кольчужном полотне довольно большие зарубки, многократно демонстрируемые археологическими находками. Не менее многочисленны также письменные и изобразительные источники, говорящие о пробивании кольчуги, как правило в контексте последнего, решающего момента схватки двух воинов Кольчужная броня может быть прорублена, но только сильным ударом под правильным углом. Нельзя прорубить глубоко плоским широким клинком, если вы согнули руку в запястье. Рука должна быть прямее и немного более жесткой. Если удар не пришелся перпендикулярно по кольчуге, лезвие меча соскочит и не прорубит. Когда удар по кольчуге нанесен правильно, клинок получит минимальные повреждения или даже никаких, если удар сильный. Кольца кольчуги прорубаются или рвутся, и часто разрубленные кольца даже попадают в рану (что не приводит к мгновенной смерти, но может вызвать серьезную инфекцию).

 

От сильных колющих ударов мечом и, тем более, прямого копейного удара кольчужное полотно практически не защищало. Нанесённый достаточно тяжёлым оружием удар, даже не пробивший кольчужное полотно, также оказывался смертельно опасным из-за запреградного действия.

Впрочем, кольчуга, как и большинство исторических доспехов, никогда и не предназначалась для защиты от прямых рубящих ударов и уколов: она была призвана защищать в основном от скользящих (режущих) ударов — предполагалось, что прямые удары воин сможет отразить, приняв их на щит или меч. Также среди современных исследователей существует мнение, что в Средние века ушибы и внутренние переломы, нанесённые ударно-дробящим оружием, считались менее опасными, чем порезы и стрельные раны, так как последние угрожали инфекцией, с которой в то время бороться не умели, в то время, как лечение закрытых переломов не вызывало у средневековых хирургов существенных затруднений, так что использование кольчуги в качестве средства сохранения жизни воина даже в случае получения им серьёзной травмы оказывалось вполне оправданным.

  Не давала кольчуга надёжной защиты и от обстрела из лука и арбалета на реальных дистанциях боя: уже в 50 метрах от стрелка воин в кольчуге не мог чувствовать себя в безопасности. Обычные стрелы (broadhead) проникали в ячею кольчужного полотна, часто нанося не опасные для жизни, но причиняющие боль, кровотечение и этим и снижающие боеспособность ранения. Специальные же «бронебойные» стрелы с гранёным наконечником (bodkin) и арбалетные болты кольчужное полотно просто пробивали, во всяком случае начиная с определённой дистанции.

Любопытно, что в паноплии Центральной Азии, для которой характерно повсеместное распространение мощных сложносоставных луков, кольчуга так и не получила широкой популярности вплоть до XVI—XVII века, несмотря на постоянные столкновения обитателей региона с народами, для которыми кольчуга была традиционным видом защитного снаряжения — вместо неё обычно употреблялись пластинчатые ламеллярные и куячные доспехи, более адекватные задаче защиты носителя от стрел.Для смягчения ударов и дополнительной защиты от наконечников стрел кольчугу снабжали мягким подбоем — последнее характерно для средневекового Востока. Ватник использовался в качестве поддоспешника там, где была известна вата — то есть, опять же, на Востоке. Европейские же рыцари вместо ватника использовали стёганку — простеганую куртку, сшитую из 8-30 слоев холста и набитую паклей или другим подобным материалом.

 

Естественно, такое дополнение к кольчуге в определённой степени устраняло её преимущества — гибкость и небольшую толщину. Поэтому на Востоке обычно предпочитали существенно более лёгкие формы поддоспешников, либо вовсе обходились без них, нося кольчугу просто на достаточно плотную верхнюю одежду — пассивная защита доспеха при этом приносилась в жертву подвижности и возможности активно парировать выпады противника. Именно из-за сравнительно низких защитных свойств начиная примерно с XIII—XIV века кольчугу либо — европейская традиция — стали носили в качестве вспомогательного доспеха под основным — вторым более коротким кольчужным, бригантным, латно-бригантным (латная защита конечностей и бригантный корпусный доспех), и, позднее, латным, либо — что характерно для Востока включая Русь — пытались так или иначе усилить её за счёт внедрения пластинчатых элементов непосредственно в кольчужное полотно или крепления их поверх него; вследствие таких экспериментов появились на свет кольчато-пластинчатые доспехи, в определённой степени сочетающие подвижность кольчуги и защиту пластинчатого доспеха, и зерцальный доспех, в своей развитой форме являющийся по сути аналогом раннего латника.

В Европе в конце XIV века, когда появились первые полные латы, рыцари всё ещё надевали под них полную кольчугу с поддоспешником для прикрытия промежутков между пластинами верхнего доспеха. Но такое сочетание кольчуги и лат было слишком тяжёлым — сам латник весил 20-30 кг, к чему кольчуга добавляла ещё около 10 кг, при этом защитные качества доспеха радикально не улучшались. Поэтому в XV веке от ношения полной кольчуги под латами отказались, и вместо этого стали нашивать куски кольчуги на поддоспешник, получив тем самым усиленный дублет, либо просто делать подвижные кольчужные вставки в уязвимых местах лат — тем более, что последних в латных доспехах к концу XV—XVI веку стало намного меньше.

 

При этом латный доспех уже качественно отличался от кольчужного в том отношении, что обеспечивал защиту не только от скользящих, но в значительной степени и от прямых ударов — даже «таранный» удар копья в конной сшибке стали принимать на кирасу, избавившись от ставшего ненужным щита, так что в комплексе вооружения этого периода начали доминировать специализированные средства для борьбы с тяжелобронированным противником, наиболее эффективным из которых со временем оказалось огнестрельное оружие. В Японии местную кольчугу-кусари, которая по плетению существенно отличалась от «международной» и имела по сравнению с последней более крупную ячею, носили исключительно на пришитой к ней подкладке из ткани и, в общем-то, не воспринимали как полноценный доспех, в основном употребляя на подвижные вставки между отдельными элементами ламеллярного или ламинарного самурайского доспеха, либо, в усиленном пластинами варианте, в качестве самого дешёвого доспеха для пехотинцев-асигару, который те одалживали из казны даймё, за которого сражались (татами-до, точнее, один из его из вариантов).

  В настоящее время кольчуга (Shark suit) также применяется для защиты аквалангиста от укусов акул.

В настоящее время кольчуги из нержавеющей стали в виде нагрудника с фартуком различной длины используются на мясоперерабатывающих заводах при разделке туш, из плетеных колец делают также кольчужные перчатки для защиты рук (обычно левой, в правой держат обвалочный нож).

 

Иногда кольчуга (Shark suit) также применяется для защиты от акул аквалангиста, при изучении образа жизни и поведения акул

В настоящее время кольчуги используют как для украшения, так и для защиты от поножовщины.

Кроме этого, редкими народными умельцами, выполняются кольчуги из колец внутренним диаметром 4-6 мм и диаметром проволоки 1-1,2 мм. Выполненная из нержавеющей стали такая кольчуга не поддается коррозии и обладает небольшими магнитными свойствами, по сравнению с кольчугами из обычной стали.

Кольчужные кольца используются не только для изготовления кольчуг, из них, соединяя определенным образом кольца, можно составить различные орнаменты и виды плетения. Изготовление кольчуги своими руками

Только самые ранние кольчуги делались из сведённых колец (то есть концы куска проволоки, из которого изготовлялось кольцо, ничем не скреплялись) В большинстве кольчуг кольца сваривались или заклёпывались, причем сварные кольца обычно соединялись между собой с помощью заклёпанных, но существовали и кольчуги, в которых все кольца были сварными. Вяпонском варианте кольчуг использовались кольца в два оборота.

 

Наиболее простым вариантом плетения было «4 в 1», при котором одно кольцо соединяется с четырьмя соседними. Такое плетение не давало достаточной защиты, поэтому использовались более сложные вариации — «6 в 1», «8 в 1», «8 в 2», — которые улучшали защитные свойства и прочность кольчуги, но увеличивали как её вес так и время изготовления, а следовательно и стоимость готового изделия. Только проволока, вытягиваемая из булата индийскими мастерами была достаточно прочной, чтобы давать достаточную защиту при простом плетении. Также существовали понятия «двойного плетения» и «тройного плетения», но однозначного соответствие между двумя группами названий, видимо, нет.

Оба типа колец (сваренные (или сведённые и связанные нитью) и склепанные) были сделаны кузнецом, используя самодельную железную проволоку. Проволока для колец была изготовлена одним из двух методов. Первый метод — кузнец, просто должен был ковать прут до примерно правильного размера. Другой, более трудоемкий метод (более качественная проволока) — кузнец должен был тянуть тонкую часть железного прута через металлический конус, уменьшая его в диаметре, удлиняя и формируя его в круглую форму.

Это было сделано неоднократно, пока не была достигнута желаемая толщина. Бесшовные кольца вырубались из листа металла. Сварка (стык ковался) также использовалась, чтобы создать кольца, но в Средневековой Европе почти никогда. Вне Европы эта практика была более обычна, типа известных колец 'теты' ('theta') из Индии. В Европе до X века, кольца кольчуги изготавливались не из проволоки (в отличие от других регионов), а каждое кольцо ковалось индивидуально, так как в Темные века была утеряна технология волочения проволоки. В X веке была изобретена волочильная доска, а с 1351 года волочение проволоки механизируется водяным колесом.

Основными параметрами кольца являются внутренний диаметр (ВД) и диаметр проволоки (или диагональ сечения гровера). Понятно, что внутренний диаметр должен быть как минимум в два-три раза больше диаметра проволоки, если от кольчуги требуется хоть какая-то гибкость. В то же время, кольца с гигантским ВД получаются хлипкими практически во всех случаях.

 

Обычно ВД должен быть больше диаметра проволоки в пять раз, что в принципе верно и для подлинных кольчуг (средний диаметр кольца на средневековой кольчуге редко превышал сантиметр). Эта немного заумная картинка — попытка вывести зависимость плотности плетения от ВД и диаметра проволоки. Она прекрасно заменяется «правилом большого пальца»: если большой палец пролазит в кольцо, то это не кольчуга, a халтура.

crovlya-krisha.blogspot.com

Кольчужное плетение браслетов для начинающих, плетение из колец и проволоки

Кольчуга — это специальная твердая сетка, которая служит броней для тела человека. Она была создана кельтами и стала очень популярной в одно время. Раньше она применялась в качестве обычной брони почти для всех солдат, потому что она гибкая и помогает избегать порезов от мечей, ножей и других острых предметов.

Еще в древние времена, кольчуги создавались из колечек мягкой стали, которые клепали. Но это очень сложная работа. Сегодня мастера плетут кольчугу из стальной проволоки и колечки не клепают, а просто стыкуют. И самый популярный вид плетения «4 в 1». Существуют и другие удобные виды, но сегодня мы воспользуемся этим.

Главными параметрами колечек считается внутренний диаметр (ВД) и диаметр проволоки. Всем понятно, что внутренний диаметр будет в три раза больше диаметра проволоки, если от кольчуги нужна хорошая гибкость.Кольца, при большом ВД становятся слабыми во всех случаях. Чаще всего ВД должен быть больше диаметра проволоки в несколько раз, и это правильно.

Содержание материала

Инструмент для создания кольчуги

Инструменты, которые потребуются для работы:

  • Средние тиски.
  • Бокорезы.
  • Плоскогубцы загнутые.
  • Острые ножницы для работы с металлом.
  • Перчатки для защиты.

Самое важное, это плоскогубцы. Чтобы избежать мозолей, покрытие ручек, должно быть мягким и приятным. Если нет возможности приобрести нормальные плоскогубцы, стоит обмотать ручки скотчем. Поверхность губок должна быть ровной, чтобы она не соскальзывала с колец.

Специальные ножницы нужны для разрезания колец. Разрезать колечки можно и бокорезами, но тогда срез получится довольно корявым. Ножницы помогают делать ровный срез, и вырезать можно по нескольку колечек зараз, но применять их для резки проволоки больше одного миллиметра в диаметре я бы не советовал.

Наматывать проволоку и кусать кольца нужно в перчатках. Иначе вы получите мозоли, которые заставят лечиться и отложить работу на долгое время.

Галерея: кольчужное плетение (25 фото)

Материалы для создания кольчуги своими руками

Прежде всего, проволока (стальной проволоки понадобится где-то 8 кг), стержень определенного диаметра и пару брусков из дерева. Не нужно брать для работы алюминиевую проволоку. Для этого есть три весомых аргумента: такая проволока очень мягкая, смотрится как алюминий, и быстро пачкается. Стальная проволока также более доступна, смотрится лучше и она намного прочнее. В первый раз стоит взять проволоку потолще, чтобы можно было создавать большие кольца.

Кольчужное плетение: мастер-класс

Начнем наш поэтапный процесс работы с основ мастер-класса.

Также рекомендуем прочитать:

  • Шаг один: Создание колец. Весь процесс работы начинаем с создания колец, главных элементов поделки. Можно взять для этого оцинкованную проволоку из стали с толщиной один мм, потому что она дешевле и доступнее. Проволоку наматываем на длинный стержень нужного диаметра, в нашем случае шесть мм. Но так как проволока может начать пружинить при работе, диаметр плетеного кольца будет шесть мм. Потом созданную пружину разрезаем при помощи кусачек, на равные кольца.
  • Шаг два: Работа с кольцами. Первое, что нам нужно понять, это как открывать и закрывать кольца. Чаще всего это делается при помощи плоскогубцев. По фото проще понять, как это происходит.
  • Шаг три: Начало плетения. Сначала соберем первый ряд. Первые пять колечек лучше показывают, почему способ плетения называют «4 в 1».
  • Шаг четыре: Создание первого ряда.
  • Шаг пять: Создание второго ряда. Продолжаем работу – собираем второй ряд.
  • Шаг шесть: Проявляем свое воображение и фантазию. Вот мы и сделали плетеное изделие.

Теперь мы ознакомлены с видом быстрого плетения для начинающих, и мы можем легко сделать много красивых цепочек и браслетов в этом стиле своими руками.

Персидское плетение своими руками: мастер-класс

Начнем нашу работу с простых шагов.

  • На кольцо из золота навесим четыре серебряных. Закроем изделие из золота.
  • Добавим еще одно изделие из золота.
  • Получаем цепочку из сдвоенных колечек.
  • Потом создаем из наших колечек необычное сооружение. Два кольца из серебра поставим вертикально в центре, а пара золотых и серебряных раскроем.
  • Возьмем открытое колечко из золота и проведем его через два, вертикально стоящих кольца из серебра. Колечко пока не закрываем.
  • Отгибаем левое простое изделие из серебра и навешиваем его на открытое кольцо из золота.
  • То же самое делаем с правым свободным кольцом из серебра.
  • Навесим два закрытых изделия из серебра для нового ряда и только потом закрываем колечко из золота.
  • Возьмем новое открытое кольцо из золота и проводим его рядом с тем, которое мы вплели на шагах шесть и девять. Закрываем колечко.
  • Оба золотых колечка должны находиться рядышком, параллельно. А сверху, свободно должны находиться кольца из серебра, эти колечки на этом этапе соединены только с золотыми изделиями.
  • Отвернем свободные изделия из серебра с двух сторон плетения.
  • Возьмем открытое изделие из золота и проведем его под двумя серебряными и между двумя золотыми изделиями, не захватывая колец сбоку.
  • Заведем два серебряных кольца внутрь золотого изделия.
  • Навесим два новых изделия из серебра и закрываем колечко из золота. Далее, начинаем повтор рисунка. Потом удваиваем золотое кольцо, и все повторяем до тех пор, пока у нас не выйдет цепь нужной длины.
  • Итак, повторяем шаги десять и четырнадцать.

Чтобы сделать самый красивый браслет с помощью кольчужного плетения ликратова, стоит изучить схемы перед работой.

1igolka.com

мастер класс и схемы из проволоки

Существует ряд ассоциаций при произношении словосочетания «кольчужное плетение». Изначально, перед глазами возникают красочные картины рыцарских турниров в средние века, кольчуги, цепи и всё оснащение героев того времени. Но, на сегодняшний день кольчужное плетение – это абсолютно самостоятельный вид искусства, который популярен и развит. Он имеет своих поклонников во всех уголках земного шара и радует глаз поделками в данной технике плетения из колец. В этой статье сделаем кольчужное плетение с мастер классом и пошаговой фото-подборкой!

Каких только украшений вы не обнаружите в данной технике плетения, например, браслеты, цепи, серьги и многое другое радуют глаз в наше время. Существует много способов и схем плетения из колец, все они имеют своих поклонников. Они бывают кардинально разными: от персидского плетения до европейского, но тем не менее, они имеют место быть.

Для начинающих рукодельниц и умельцев, данная технологи плетения может показаться сложной и даже тяжелой. Но, на самом деле, все гораздо проще, стоит только начать, подготовить инструменты и приступить за работу, как вы не успеете и глазом моргнуть, а украшение готово.

В этой статье вы найдете подробную инструкцию по изготовлению изделия из проволоки и из колец. Узнаете много интересного и познавательного, о поделках в технике кольчужного плетения, мастер – класс по данной теме прилагается.

Что касается предназначения кольчуги в древние времена, то она была необходима для рыцарских турниров и воинствующих походов. Её незаменимое качество – сохранность подвижности в действиях человека. Также, кольчуга была незаметна под одеждой, что могло быть хорошим подспорьем в бою для обмана противника.

Как ни удивительно, но такое красивое плетение начинается всего лишь с единственного обычного колечка, которое впоследствии дополняется многочисленными узорами из колец, в зависимости от желаемого рисунка. Благодаря многочисленным старинным техникам плетения из колец, нынешние реконструкторы и рукодельницы, могут модернизировать схемы плетения и технологии изготовления украшений на свой лад, сохраняя при этом дух Средневековья. Современные ювелирные дома работают в технике кольчужного плетения, имеют большой успех в своем деле и спрос на подобные украшения. Они моделируют при помощи компьютерных технологий будущие шедевры и подают как оригинальные и самобытные изделия.

Первоначально изготавливали широкие ожерелья, браслеты и колье из колец. Глядя на их внешний вид, достаточно просто догадаться, какая техника плетения использовалась для того, либо иного украшения. Массивные ожерелья составлялись из нескольких рядов колец. Их закрепляли поочередно друг к другу и добавляли в зависимости от желаемого результата. Поэтому, для начинающих умельцев, подобное изделие из проволоки и из колец, будет как раз кстати, в виде первой поделки из колец своими руками.

Вам понадобится:

  • Кольца, количество колец полностью зависит от того, изделие какого объемы вы планируете выполнить
  • Застёжка
  • Проволока
  • Плоскогубцы с заостренными концами, они называются узкогубцы. Концы такого инструмента не должны быть рифлеными. Желательно, в количестве 2штук.

Конечный результат вас непременно порадует, вы останетесь несказанно довольны своей работой. Потому, что вещь, созданная своими руками, всегда оригинальна и несёт в себе частичку автора поделки.

Пошаговая инструкция изготовления украшения в виде ожерелья своими руками:

  1. При помощи узкогубцев захватываете колечко с обеих сторон. Раскрепляете его.
  2. Проделываете подобное действие со вторым кольцом.
  3. Соединяете между собой оба колечка, скрепляете зазоры.
  4. Повторяете данное действие поочередно с каждым последующим колечком. До того момента, когда посчитаете нужным остановиться, что изделие получилось достаточной длины.
  5. Крепите по кругу к каждому из колец еще один ряд из них. Это действие вы совершаете, пока украшение не станет иметь необходимый для вас объем.
  6. Закрепляете при помощи проволоки концы изделия. Встраиваете на ней застёжку.

Ваше украшение готово. Носите на радость!

Подобная поделка принесет приятные впечатления, покажет каким тонким вкусом, обладает его автор. Такое украшение вы с лёгкостью сможете подарить любому человеку в качестве подарка.

Теперь, вы умеете изготавливать простой браслет из колец. Но, помимо данной техники, существует ряд других схем, зная которые вы получите более сложные поделки своими руками.

Что касается материалов, для данной техники плетения, то они могут быть абсолютно разнообразными:

  • драгоценные металлы
  • простые металлы
  • камни для декорирования
  • нити
  • прочие дополнения и материалы.

Поэтому, простор для ваших фантазий имеет огромный спектр. Выполняйте украшения своими руками в домашней обстановке, получайте истинное удовольствие от этого процесса.

Подробности мастер – классов в видео, пройдя по ссылкам ниже:

sdelala-sama.ru