Мастер-класс: осваиваем кольчужное плетение «Barrel». Плетение кольчуга
Кольчужное плетение: «нишевая» техника или будущий модный тренд?
Агния Ликратова
Агния Ликратова – одна из ведущих мастеров в редкой технике кольчужного плетения, автор марки LIKRATOWA и по совместительству – администратор ярмарки хенд-мейд вещей Artflection. Она первая, кто начал открыто обсуждать художественное применение кольчужного плетения. Ее сообщество на diary.ru объединило заинтересованных в новых подходах мастеров и вывело тему «кольчужных» изделий из узких рамок субкультур.
Мы поговорили с Агнией о том, насколько перспективны сегодня кольчужные изделия как украшения «на каждый день», кто и зачем их носит, почему много плетений – это и хорошо и плохо, а также о том, как освоить азы техники и отличить «правильное» изделие от некачественного.
Мы привыкли видеть кольчужное плетение на любителях фэнтези или людях, увлеченных историческими реконструкциями. Cлучается, что нишевые техники украшений оказываются в модных трендах – как, например, произошло со стилем трайбл. Что, по-вашему, сегодня происходит с кольчужной техникой плетения? Она скорее «узкоспециализированная», или такие изделия уже можно видеть в модных магазинах или на показах?
Кольчужное плетение поразительно универсально.
Безусловно, его любят представители субкультур. Наручи в половину руки – аксессуар мечты для металлистов и байкеров. Готам по нраву ажурный металл. У ролевиков кольчужные вещи ассоциируются с мирами Средиземья, Средневековьем и так далее. Реконструкторы обычно предпочитают какие-то сувенирные изделия, либо украшают своих девушек чем-то, что связано с их хобби. Для любителей стимпанка ценность представляют медные или латунные цепи и как украшения, и как дополнения их прихотливых костюмов.
Но при этом важно другое.
«Кольчужка» может поразительно соответствовать стилю «casual» — повседневному, рабочему, универсальному. Интересного плетения цепочка на руке, ажурные серьги из металла — неброско, но оригинально. То, что надо для офисной работы, чтобы удивить друзей и коллег постарше, но при этом оставаться в рамках приличия.
Это такая оригинальная альтернатива ювелирным украшениям — что-то более крупное, варитивное и более интересное по плетениям.
Давайте уточним определение. Что означает термин «кольчужное плетение», чем оно отличается от привычного набора ювелирных цепей — якорных, панцирных или бисмарков?
Кольчужным называют плетение из отдельных колец. На английском этому термину эквивалентны Chainmaille (применительно к разным штукам) либо Chainmail, если это именно кольчуга сама по себе.
В классическом ювелирном деле для изготовления цепей часто используются вспомогательные элементы — спиральки в плетении «роза», кольца с нахлёстами и прочие детали. Применяется пайка, а итоговый вид цепи впоследствии часто подвергается дополнительной обработке — протяжке, вальцовке или модификации граней.
В кольчужном плетении все формы, структуры и рисунки создаются только при помощи одинарных колечек.
Есть и еще одна характерная особенность. Кольчужное плетение, в отличие от плетений ювелирных цепей, идёт «и вширь, и вглубь». Оно может быть не только одномерным, как цепочка (линия), но и составлять полотно (двухмерное) и скульптурные композиции (трёхмерные).
И наконец, в кольчужном семействе придумано гораздо больше различных видов плетений, чем среди ювелирных цепей. Классификаторы насчитывают не одну тысячу, и это в каком-то смысле является проблемой: мало кто из покупателей способен сходу различить такое количество разновидностей и таким образом оценить квалификацию мастера.
Фраза «кольчужное плетение» ассоциируется с кольчугой — защитным «костюмом» для воинов. Почему для создания кольчуги применялся именно этот вид плетения?
Кольчужные плетения, например европейское и японское, действительно использовались для изготовления кольчуг.
Европейское плетение — это отличная «ткань» для создания брони. Полотно в этом плетении гибкое и сохраняет подвижность воина. При этом оно снимает часть урона – например, защищая от стрелы на излёте или от скользящего удара.
Японское плетение также использовалось для создания доспехов – кусари. Но оно было скорее декоративным из-за своей менее плотной структуры. В условиях ближнего боя японская кольчуга уступала европейской, а стрелкового оружия до контакта с Европой в Японии не было вообще.
А с какого момента и кто первый начал использовать кольчужное плетение «в мирных целях», как украшение?
По поводу перехода кольчужки в декоративную сферу вопрос очень спорный. Есть разные теории о том или ином способе «контакта жанров», но в эпоху отсутствия интернета информация о большинстве из них (как и примеры работ) не сохранилась. По сути, применение «кольчужки» для создания обычных украшений приходится переизобретать заново. Безусловное генетическое родство основных видов цепей и кольчужного плетения, использовавшегося для изготовления доспехов, становится базой для формулирования различных теорий, но стопроцентно верной нельзя на данный момент назвать ни одну.
Попробуем разобраться лучше в этом типе плетения. Как и из каких металлов обычно плетут кольчужные браслеты или колье?
Все кольчужные плетения делаются вручную. Использовать можно многие металлы, рассчитав по прочности требуемые характеристики изделия. Нужно учесть жёсткость материала, размерность колец и характеристики самого плетения.
Наиболее популярные материалы – медь, латунь, сталь, серебро. Также используется бронза, титан, ниобий, иногда золото.
А что можно изготовить из кольчужного плетения, и что нельзя?
Из «кольчужки» можно сделать что угодно, от кулонов до ворот дома! В сети есть интересные фото кольчужных шахмат, ворот дома, подсвечников, попон для лошади, скульптур и так далее – у жанра широчайшие возможности:
На что похож сам процесс вот этого вида плетения? Для неспециалиста, с чем сравнить? Вы берете колечки и как-то их связываете?
Да, начиная с одного колечка, кольца смыкаются, будучи определённым образом продеты друг в друга.
Поясню для наглядности. Представьте, что у вас есть одновременно веревка и ткань, которая может становиться прочной и неподвижной. Основа почти всех кольчужных плетений — это линия, цепь. Большую часть из них можно расширить и получить плоскость, полотно. А модифицируя параметры толщины, можно сделать полотно твёрдым и несгибаемым.
Звучит, как будто все очень просто. А насколько трудно освоить новичку профессионально этот вид плетения?
Вопрос в том, какую цель ставит перед собой человек. Понять, как смыкать кольца, чтобы получить нужный рисунок, можно за день или несколько. Этому я учу на мастер-классах, и после занятия человек усваивает один или несколько базовых плетений. А далее уже вопрос амбиций: как много плетений хочется изучить, до каких высот отточить технику.
Учитывая, что плетений трудноподсчитываемое количество, процесс обучения может длиться бесконечно!
А какие плетения самые «на слуху»?
В основном, базовые либо перекочевавшие в ювелирное дело. Европейское, японское, персидское, византийское, коробка.
Насколько я поняла, до уровня профессионального (и признанного) мастерства доходит не так много людей. Вы среди таких мастеров. А кто еще считается действительно профи в кольчужном плетении?
Из русских просто, их можно пересчитать по пальцам одной руки:
В мире вообще — безусловно, леди Корвус. Вот её профиль на фликре.
Ещё я бы назвала Джошуа Дилиберто.
Еще немного о теме мастерства. Я поняла, что в идеале, конечно, лучше покупать что-то у ведущих мастеров. Но в целом, есть ли какие-то советы, как человек (неспециалист), покупая украшение, может отличить действительно хороший уровень плетения от имитации или некачественной работы? На что нужно смотреть в первую очередь?
Материал, текучесть/плотность плетения, качество сведения колец.
Плетение должно быть плотным, но в меру текучим — должно соответствовать своему назначению. Браслеты должны гнуться по руке, например, но при этом плетение не должно рассыпаться или плющиться, теряя рисунок.
С материалом возможны две проблемы: некачественный сам по себе, или применённый не к месту. Например, слишком тонкая медь при неплотном плетении может разойтись от натяжения.
Расскажите пожалуйста немного о себе. Когда и как вы пришли к этому занятию? Кем были до того?
Студентом! Просто однажды совсем не романтично увидела в сети фото кольчужного «ошейника» и загорелась идеей. Как типичный «бедный студент», стала выяснять, как бы такое сделать бесплатно, самой. И понеслось…
А вы успели кем-то поработать, кроме работы мастером кольчужного плетения?
Мой послужной список довольно глупый: студент – копирайтер – сотрудник сигарного салона – администратор ярмарки Artflection. Параллельно с каждой из этих должностей я неизменно плела и плела. Последнее место работы, конечно же, в наибольшей степени сопрягается с моим занятием плетением – общение с творческими людьми, возможность реализации множества креативных проектов, непосредственно сама ярмарка – ярчайший опыт соприкосновения тебя и того, что ты делаешь, с другими людьми, колоссальная обратная связь.
Возвращаясь к освоению вами техники — вы увидели фото украшения в кольчужной технике, и стали выяснять как это делается. А было у кого выяснять?
Нет, только интернет.
Когда я начинала, кольчужке в России учиться было не у кого, кроме реконструкторов (а они занимаются преимущественно созданием самих кольчуг, не художественным плетением). Мне же было интереснее двигаться не в сторону историчности, а в сторону ювелирности — прихотливые рисунки, больше новых плетений.
И сколько времени понадобилось, чтобы освоить техники уже уверенно?
«Освоить уверенно» – спорный момент. На уровень качественных работ я вышла, когда смогла разобраться и позволить себе хорошие инструменты. У меня на это ушло довольно много времени, а человеку, который приходит на мастер-класс, понадобится всего пара дней для получения информации у мастера и закупки инструментов. Дальше уже оттачивание навыка и постоянный самоконтроль.
Критические для успеха факторы — это базовая «пряморукость» (мелкая моторика), плюс возможность получать информацию. Гораздо проще, вы можете спросить , просчитать и так далее.
Спрошу иначе – сколько времени вы занимаетесь созданием украшений в технике кольчужного плетения?
На данный момент пять с половиной где-то лет.
В России есть мастера, которые занимались кольчужкой в таком же подходе (художественном, не реконструкторском) и до меня. Но о них в интернете толком ничего не было известно. Я потому и не пишу о корнях кольчужки в России — не знаю, негуглимо. В итоге пробивалась я сама.
Какая-никакая кольчужная «гласность» в рунете началась с моего кольчужного сообщества. Оно было первым на тему именно художественной кольчужки. Дата его основания 2012 год, 15 января. Я его очень активно вела, выкладывала схемы плетений из англоязычного интернета, мы все это обсуждали. Постепенно подтянулись ещё люди — кому-то стало интересно попробовать, кто-то уже делал раньше, и так далее.
Сейчас у вас есть своя марка LIKRATOWA. Как люди у вас покупают изделия? В основном на маркетах и через соцсети?
Я продаю в основном через интернет и на ярмарках. Сотрудничаю также с реальным магазином «Мангазея», где находятся экспозиции нескольких ювелирных мастерских, прекрасно поладивших в одном пространстве.
Чужие интернет-магазины мне не подходят — я слишком дотошная и нервная, поэтому сама веду свои площадки. По той же причине сложно с фотографами: надо стоять над душой и постоянно поправлять вещь в кадре, заставлять менять ракурс, потом выбирать… Проще сделать самой, хотя фотосъёмку и не люблю изрядно.
То есть вы сами снимаете — это ваши снимки в соцсетях в альбомах?
Практически все — да. Иногда мне помогают со съёмкой, сотрудничаю с фотографами, но это очень небольшой процент. Я очень много делаю нового, постоянно, и такой объём отдавать на съёмку кому-то будет и накладно, и тяжело. Хотя давно хочу отснять каталог плетений, сухая съёмка без фонов и подачи, только плетения и ничего больше.
Фотографировать кольчужные вещи вообще непросто. Надо найти подход, чтобы людям не казалось, что они смотрят двести фотографий одного и того же. Ещё одна моя боль как мастера — большая часть людей не различают досконально все-все плетения. Поэтому стараюсь делать нескучную съёмку.
А в чем проблема со знанием большого количества плетений?
В кольчужке чем больше ты знаешь плетений — тем ты круче как мастер. Но выясняется, что людям надо наоборот их поменьше. Когда выбор состоит из более чем семи-десяти изделий, различие между которыми на первый взгляд не слишком очевидно, напримерм — в рисунке плетения или даже деталях этого рисунка, у человека, не знакомого с жанром, плотно и долго рябит в глазах. Для непривыкшего взгляда неясно, в чём разница. А если таких изделий двести, то ситуация выбора для клиента попросту некомфортна.
А люди называют предпочтительное плетениие, когда заказывают украшение?
Люди ориентируются во многом на дизайн, поэтому я стараюсь делать кольчужку в совмещении с дополнительными элементами декора, экспериментировать с формами, с цветами.
Может быть, в украшениях, как и в любой сфере товаров и услуг, покупатели ищут не «технику и мастерство», а решение какой-то своей проблемы?
Безусловно, так и есть. Я позиционирую кольчужное плетение как решение проблемы защищённости и скрытности. Как показывает практика чтения отзывов и разных флешмобов вроде «опиши это изделие», люди читают в ней то же самое.
Кольчужные украшения, помимо всех практических качеств, на эмоциональном уровне ассоциируются с защитой, с кусочком брони. Осязательно они как раз и напоминают текучую, гибкую броню на руке, особенно широкие варианты браслетов или массивные колье в виде полотен.
Это такой замаскированный под украшение элемент доспеха. Надевший это украшение человек наделяет его символической функцией защиты, в то время как все окружающие видят просто украшение.
Помимо этого, кольчужка очень тактильна. Разные плетения ведут себя по-разному: гибкие и плотные, с вращающимися элементами, с проминающимися, собирающимися в пружинку… «Играться» с гибкими плетениями можно бесконечно, вертеть в руках, мять, делать радужки.
А ещё кольчужка часто становится символом. Предлагая покупателю вещь определённого дизайна, я обычно рассказываю кусочек истории, привожу ассоциации к плетению, чтобы человек «узнал» в вещи себя, свои потребности, значимые для него символы. И можно носить украшение как символ того, что недоступно другим.
И последний вопрос. Что вам лично дает владение этой техникой? Иначе говоря, вы можете себе представить, что бы вы делали, если бы тогда на глаза вам не попалось та картинка с колье?
Если бы я прошла мимо, вряд ли сейчас у меня была такая жизнь. Работала бы, наверное, в офисе.
Благодаря кольчужке я смогла выстроить свою жизнь так, что она включает постоянное развитие в своей технике, общение с потрясающими творческим людьми. И любимую работу я тоже нашла благодаря ей.
Ювелирные техники и стили — наш каталог | Свежие статьи о техниках и стилях
Поделитесь статьей с друзьями
juvelirum.ru
осваиваем кольчужное плетение «Barrel» – Ярмарка Мастеров
Никогда не берите в руки колечки и инструменты! Никогда! Затягивает с первого раза, и лекарства от этой зависимости нет! Проверим?
Это плетение называется Barrel, "бочка" в моем вольном переводе, хотя... я вижу не бочонки, а узелки на память. Простое, легкое, эффектное — этого достаточно, чтобы попробовать свои силы. Если Вы знаете историю создания или придумщика — пишите, я ничего интересного не нашла.
Итак, нам необходимы: весна, солнце... и хорошая музыка. А также пара удобных плоскогубцев и колечки, к счастью, все колечки одного размера: внутренний диаметр — 4мм, диаметр проволоки — 1мм.
В начале работы лучше сделать заготовки, смыкаем 2 колечка и подвешиваем на одно раскрытое, их нужно много, потому что каждая заготовка — это новое звено плетения.
Начальное колечко подвешиваем на скрепку и добавляем к нему заготовку.
Дальше проще показать, чем описать словами. Берем раскрытое кольцо, по пути подхватываем 2 нижних колечка и вводим его в начальное кольцо. Замыкаем. Обращаем внимание на положение и направление колец. (О, где ты, мое красноречие, когда ты так необходимо!)
Смыкаем колечко. Два горизонтальных кольца образуют "глазок", петлю, в которую продето начальное кольцо. В эту же петлю, но с противоположной стороны надо продеть новое кольцо.
Вот оно, чудо симметрии! Звено готово!
Не потеряли еще мою мысль? Тогда опять берем заготовку, присоединяем к первому звену и повторяем весь ритуал сначала.
Берем еще одну заготовку и продолжаем с позитивными мыслями :)
Теперь расскажу о подводных камнях. В любом плетение важно соблюдать одинаковое направление и расположение колечек.
У всех узелков верхнее колечко расположено сверху, а у последних двух звеньев все наоборот, получилась запинка, в этом месте узелковое письмо будет топорщиться и не сможет лечь ровной и красивой цепочкой. Такая ошибка может случиться, если вы продолжите плести цепочку с другого конца. Отличное упражнение на внимание.
Глаза боятся — руки делают!
www.livemaster.ru
Европейское плетение 4-в-1.
Сегодня мы научимся делать полотно европейского плетения - именно этот тип использовался для изготовления кольчуг в средневековой Европе.
Этот вид плетения очень вариативен: гибкие полотна могут принимать разнообразные формы, кардинально меняющие вид готового изделия. Есть варианты плетения в ширину, по диагонали, с увеличением плотности, двойным проплетением - но начнём мы с классического вида, 4-в-1.
1. Итак, 4 заранее сомкнутых кольца наденем на одно и закроем его.
2. Развернём надетые кольца в две стороны попарно. Центральное кольцо расположим так, чтобы оно смыкалось над боковыми сверху и под ними - снизу.
Сразу уточню: можно плести и с противоположным поворотом, но, чтобы не путаться, я сделала схему для одного варианта, который лично мне кажется более удобным.
3. Следующее разомкнутое кольцо надеваем на боковое справа.
Поскольку кольца у нас будут все лежать друг над другом ровными рядами в вертикальном измерении, давайте обозначим для удобства их как ряды: первый - слева, второй в центре и третий, соответственно, справа.
То есть, сейчас мы продеваем новое колечко во второе кольцо снизу третьего ряда.
4. Поворачиваем это кольцо.
5. И продеваем через второе боковое (второе кольцо первого ряда) таким образом, чтобы это новое кольцо, второе во втором ряду, ложится так же, как и первое во втором ряду.
6. Надеваем на него два заранее сомкнутых кольца и закрываем, после чего разводим эти новые кольца в стороны налево и направо.
7. Наш новый такт плетения повторяет по рисунку предыдущий, и так будет продолжаться и дальше - кольца во всех рядах лежат одинаково.
8. Ставим следующее центральное кольцо во второй ряд: повторяем 3-4-5 шаг.
9. И добавляем боковые кольца в 1 и 3 ряд, точно так же разводя их в стороны: шаг 6-7-8.
10. Можно продолжать плести цепочку в длину до необходимого размера, оставив такую ширину - в три кольца. А можно сделать её шире, проплетя в ширину.
Итак, продеваем разомкнутое кольцо через два первых колечка третьего ряда.
11. Надеваем на него два закрытых колца и смыкаем. Мы положили начало 4 и 5 ряду.
12. Располагаем надетые закрытые кольца друг над другом и видим, что они по рисунку плетения повторяют уже готовую часть.
Важный момент: в этом плетении все ряды лежат аналогично, чередуясь через один. То есть, первый, третий и пятый ряды лежат одинаково, если сравнивать их между собой, и второй и четвёртый - аналогично между собой. Это поможет вам не запутаться в положении колец.
13. Следующее кольцо продеваем через второе в пятом ряду.
14. Уже привычным жестом разворачиваем его.
15. И продеваем сначала через второе кольцо в третьем ряду, в результате чего у нас получается уже знакомое положение кольца в центре...
16. А затем через ещё одно кольцо, третье третьего ряда.
17. Затем добавляем ещё одно заранее закрытое кольцо и смыкаем второе кольцо четвёртого ряда.
После этого мы можем, повторяя шаги 14-18, доплетать браслет до необходимой ширины сколько угодно долго и получить кольчужное полотно нужного размера.
Плести его можно во всех четырёх направлениях, ориентируясь на рисунок плетения.
Вот для примера пара моих браслетов, выполненных целиком из европейского плетения, которые вы можете приобрести.
likratowa.ru
Плетение кольчуги | Гипотезы и факты
Кольчуга плелась начиная с ворота и заканчивая подолом. Каждое разомкнутое кольцо продевалось в четыре сплошные, концы его сводились, в отверстие вставлялась заклёпка и в холодную расклепывалась молотком, соединяя пять колец.
Иногда для большей плотности кольчуги кольца несколько изгибались, благодаря чему они теснее соприкасались друг с другом.Наиболее простое плетение «4 в 1», при котором одно кольцо соединяется с четырьмя соседними, не давало достаточной защиты, поэтому использовались более сложные вариации – «6 в 1», «8 в 1» и «8 в 2». Они улучшали защитные свойства и прочность кольчуги, но увеличивали как её массу, так и время изготовления, а, следовательно, и стоимость готового изделия.
Описанный выше способ изготовления кольчуги был далеко не единственным. Кольца, составляющие сеть, первоначально не соединялись вместе, а неподвижно нашивались на кожаное платье (впрочем, это была ещё не кольчуга). Самые ранние кольчуги делались из сведённых колец (т.е. концы куска проволоки, из которого изготовлялось кольцо, ничем не скреплялись). В большинстве кольчуг кольца сваривались или заклёпывались, причём сварные кольца обычно соединялись между собой с помощью заклёпанных, но существовали и кольчуги, в которых все кольца были сварными.Форма колец не всегда была идеально круглая – нередки случаи, когда каждое кольцо ковалось отдельно, причём на одном конце его предусматривалось отверстие, а на другом – небольшой выступ, заменяющий заклёпку; выступ этот пропускался в отверстие соседнего кольца, а затем оба кольца склёпывались. Такого вида склёпка получила название ячменного (ржаного) зерна. В кольчуге ряды из разных колец обыкновенно располагали горизонтально или чередуя ряд колец с рядом зёрен, или только ряды зерен, но направленные в разные стороны.
gifakt.ru
Плетение кольчуги: история, способы и покрой
Кольчугу создают посредством переплетения металлических колец в особой последовательности. За счет того, что это изделие распределяет силу удара острым предметом на более широкий участок тела, исторически ее использовали в качестве брони. На сегодняшний день плетение кольчуги – это способ создания карнавального костюма, украшения или художественного оформления тематического мероприятия.
История
С давних времен заветной мечтой воинов всех народов и эпох была надежная защита от вражеского оружия. Именно она гарантировала победу в кровавых боях. Со временем воины получили такие доспехи, одной из них стала кольчуга, которая является прообразом современных бронежилетов.
Подобные металлические изделия были широко распространены как в Азии, так и на территории Европы, а все благодаря простому способу изготовления. Для работы требовалось лишь железо, специальное устройство, которое помогало вытянуть проволоку, и главное – терпение, ведь однообразная работа занимала слишком много времени.
Кольчугу изобрели в I тысячелетии до н. э. Однако кто был изобретателем – неизвестно. Находки таких изделий на скифских захоронениях датируются V в. до н. э., кельтские образцы относятся к III в. до н. э. Римская империя познакомилась с кольчугами при завоевании Галлии, с тех пор их использовали вплоть до появления огнестрельного оружия.
Материалы
Если говорить о выборе материалов, то исторически правильно выковывать проволоку самостоятельно. Работа весьма кропотливая, помимо этого, в прошлом на каждое колечко ставили заклепку для прочности.
Сегодня для изготовления кольчуги чаще всего используют готовую проволоку различной величины или уже готовые граверные кольца. Если говорить о проволоке, то подойдет не каждая. Предположим, медную можно обработать даже руками, поэтому кольчуга испортится очень быстро. Алюминий – также не лучший вариант, поскольку при трении колец друг о друга появляется черная пыль. Лучшим выбором будет стальная проволока.
Видео по теме
Виды плетения кольчуги
Существует большое количество разнообразных плетений. Но на практике ценность представляют не все. Одними из наиболее ценных являются «противорядки» (панцирное плетение). Эта классификация плетений подразумевает расположение колец такими рядами, в которых их наклон чередуется (к примеру, четные – направо, нечетные – налево).
Самое простое панцирное плетение кольчуги – «4 в 1». В данном случае одно колечко соединяют с четырьмя другими, лежащими вокруг. Этот способ плетения не обеспечивал достаточную защиту, поэтому чаще всего пользовались усложненными вариантами: «6 в 1» или «8 в 1». В данном случае защитная прочность и свойства кольчуги увеличивались. Но при этом увеличивался вес, время изготовления и стоимость изделия. Схема плетения кольчуги «4 в 1» представлена ниже.
Плетение кольчуги «драконья чешуя»
Именно на этом способе плетения стоит остановиться подробнее. Поскольку он не имеет исторических аналогов. Процесс изготовления такого изделия достаточно трудоемкий, и на него затрачивается большое количество времени, однако результат выглядит эффектно и эстетично, в отличие от других экземпляров.
Плетение кольчуги в данном случае требует использования колец двух диаметров (колечко меньшего размера должно проходить сквозь большее). Сначала плетется обычная цепочка, где чередуются кольца разных размеров. После этого крупные кольца накладывают поверх маленьких. Их необходимо закрепить большими кольцами, которые продевают сквозь маленькие. Далее в большие колечки, задействованные на втором этапе, продевают ряд колец меньшего диаметра (в них дальше нужно продевать большие колечки) и т. д.
Покрой
Существует большой выбор вариантов покроя. Выбор подходящего из них должен определяться предназначением и требованиями, предъявляемыми к кольчуге. Благовидно выглядят цельнособранные варианты. Их суть заключается в том, что все изделие собирается от одной закладной полосы колец. Этот способ изготовления прекрасно подходит для создания коротких изделий без рукавов. В данном случае прекрасную посадку можно обеспечить с помощью подгонки изделия по фигуре во время работы. Однако в данном случае пришить рукава будет проблематично.
Если в планах плетение кольчуги полного формата (с рукавами), тогда лучше всего выбрать вариант сборки изделия из отдельных частей. При этом на спине и груди направление рядов будет перпендикулярно рядам на плечах и рукавах.
Независимо от того, какой способ плетения и покрой будут выбраны, нужно смело прибавлять к обхвату груди не менее 10-15 см. Изделие не будет обвисать, но случаи бывают разные: плотный подкольчужник или изменение параметров тела.
Советы и предупреждения
Для начинающих мастеров плетение кольчуги станет более простым и удобным, если кольца будут свисать с веревки, прутика или проволоки.
- Чтобы изделие держало форму, а узор хорошо просматривался, дополнительно можно изготовить подкладку.
- Кольчужное плетение может поранить кожу или запутаться в волосах (если его изготовляют для украшения головы). Заранее стоит подумать о полировке колец и подкладочной ткани.
- Некоторые металлы отличаются неприятным запахом, могут подвергаться коррозии или окрашивать кожу.
- Края колец могут разрезать одежду или покрасить ее, под них нужно надевать специальное белье из плотной материи.
На сегодняшний день плетение кольчуги прекрасно подойдет лишь для художественного оформления или маскарада, но при сильном воздействии структура такого изделия нарушится, ведь в давние времена его изготовляли из кованых колец, за счет чего кольчуга была более износостойкой и терпимой к сильным ударам.
Источник: fb.ruQuery failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).
monateka.com
В интернете есть уже много информации как, из чего и чем сделать себе кольчугу. Но я тоже решил внести свою лепту и расскажу вам как я сделал сведённую кольчугу, какие я делал ошибки и как исправлял их.Вначале я обзавёлся необходимыми инструментами.1. Так называемая "наматывалка" (официального названия у этого девайса пока нету).Изготовить её очень просто. Материал: 3 деревянных бруска и металлический прут нужного вам диаметра (в моём случае 10 мм). Прут обязательно должен быть ровный и гладкий, прокат, не из арматуры, иначе не получится намотать им пружину. Берём 2 бруска одинаковой длинны и один разрезаем пополам (так мы получим вертикальные бруски одинаковой длины и в 2 раза короче горизонтального). Затем складываем короткие бруски ровно вместе и на 1/3 длинны от верхнего края просверливаем их насквозь сверлом на 1 мм шире чем наш прут (1 мм достаточно чтобы прут свободно вращался, и не было "расшатанности"). Бруски соединяем между собой буквой "П" . Скреплять их лучше шурупами - так они будут крепче держаться. Для надёжности укрепите внутренние стыки металлическими уголками. В скреплённое, просверленное изделие просовываем наш прут, отмеряем нужную длину, добавив про запас ещё 2 см (ниже поясню зачем), отмечаем карандашом или маркером место сгиба под ручку. Далее, вставляем уже изогнутый прут обратно в каркас и тоненьким сверлом (1-1,5 мм) в противоположном конце прута просверливаем 2 отверстия с обеих сторон от вертикального держащего бруска; внешнее - для заглушки прута, чтобы не выскакивал при работе и внутреннее - собственно для закрепления проволоки. 2. Кусачки. Лучше всего использовать торцевые, чем бокорезы, они прочнее и удобнее. 3. Пара плоскогубцев. Подойдут любые, но желательно чтобы были не слишком большими и не слишком маленькими, иначе будет неудобно ими работать.4. Пара струбцин. Они нам нужны для фиксирования "наматывалки" к столу. Так как на момент изготовления кольчуги у меня их не было, я просто примотал девайс проволокой к табуретке :) , неудобно, но что поделаешь ;).5. Пара прорезиненных перчаток. В дальнейшем они уберегут ваши руки от мозолей, грязи и травм.С инструментами, собственно, всё.Материал. Материал нужен только один - проволока. В моём случае это стальная оцинкованная толщиной в 2 мм. Важное замечание: старайтесь, по возможности купить всю необходимую партию проволоки (это где-то 12-14 кг). В этом как раз была моя первая промашка - я покупал по 1-2 мотка. В итоге кольчуга вышла немного разноцветная (первая партия проволоки была намного чище остальных и заметен контраст). Но эта проблема в общем то решается чисткой кольчуги.Следующий этап - изготовление самой кольчуги. Я разделю его на несколько подэтапов.1. Наматывание пружин. Итак, берём наш девайс, "наматывалку" и прикрепляем его струбцинами к своему рабочему месту. Заклиниваем внешнее отверстие, во внутреннее вставляем конец проволоки. Сначала медленно начинаем наматывать проволоку на прут, рукой направляя проволоку так, чтобы получалась обыкновенная пружина. Со временем вы приобретёте навык быстрого наматывания, но не спешите, иначе проволока "съедет" и в худшем случае намотается поверх уже намотанной. Это вам доставит дополнительные хлопоты, так что медленно, но верно :). Пружину до конца прута не наматывайте, иначе её будет трудно снять, оставьте где-то 3-4 см свободного прута. Затем кусачками откусываете проволоку и плоскогубцами дотягиваете обрезок, чтобы он тоже закруглился (это для экономии проволоки, но если вам лень, просто откусите его). Далее откусываем с другой стороны пружину или вынимаем кончик из отверстия (опять же, в целях экономии материала; бывали случаи, когда на последнем кольце не хватило как раз чуть-чуть, того отрезанного кусочка).2. Раскусывание. Приступаем к раскусыванию пружины на кольца. Примечание: на клёпаную кольчугу кольца кусаются с нахлёстом, на сведёнку - встык.3. Сведение в "пятёрочки". Далее работу лучше делать без перчаток, так как теряется чувствительность рук и неудобно. Берём 4 кольца и сводим плоскогубцами их концы вместе, получаем готовые кольца. Пятое немного разводим, надеваем на него 4 уже сведённых и также сводим. Получаются так называемые "пятёрочки". Советую отдельно наделать заготовок сведённых и разведённых колец, а затем из них "наклепать" "пятёрочек". Думаю, так более удобно работать и кой-какое разнообразие :).Примечание: старайтесь сводить края колец максимально плотно. Это предотвратит их от быстрого расхождения, а также кольца не будут цепляться за подкольчужник или одежду.Запасшись заготовками "пятёрочек" приступаем к изготовлению полотна.Вот вам пример "покроя" для кольчуги:Сперва делаем что-то наподобие пончо. Это самый удобный способ, поясню почему. Сперва я сделал широкое полотно, соединив края и получился круг. Затем я приделал плечи и тут же столкнулся с проблемой - прямо посередине образовался шов!, которого не должно быть. Я долго ломал голову, как это исправить, пока не обратился за помощью к профессионалам. Мне предложили переделать имеющуюся майку-топ (а именно так в тот момент выглядела моя кольчуга :) ) в пончо. То-есть большое вертикальное полотно с отверстием для головы посередине. Затем я соединил бока. Важный момент: вам может показаться, что кольца не сходятся, но вы переместите на одной из сторон полотно на один ряд вверх или вниз и всё сойдётся! так же я мог и сделать со своим швом на плечах, но там бы было больше геморроя :)Вот так выглядит неправильный стык:Присмотритесь и в уме передвиньте кольца на один ряд. Получилось? Отлично! Едем дальше :)Всё, у нас получилась безрукавка :). Далее мы пришиваем рукава. Отсчитав количество колец по кругу на местах рукавов мы плетём 2 одинаковых полотна под рукава, соединяем их в "трубы" и "пришиваем" к основной части кольчуги. Правда у меня вышло небольшое затруднение с подмышками. Некоторые вставляют туда клинья или оставляют там пустоту, я же просто соединил из под прямым углом.Длину кольчуги делаем по своему усмотрению. я её сделал чуть ниже паха. Обязательно сделайте спереди посередине распорку, иначе вам будет неудобно в ней приседать :) . Вуаля! |
skole-kraft.at.ua