Сибирский бог. Почему казачьего атамана Ермака считали шаманом. Кольчуга ермака


Доспехи Ермака

  Слова этой песни, ставшие поистине народной, сочинил известный поэт Кондратий Рылеев, и он придерживался той версии, что изложена Семеном Ремезовым в его летописи: в погибели Ермака роковую роль сыграли беспечность и драгоценные панцири. Еще бы не драгоценные! Ведь, по легенде, царь послал Ермаку за его богатырские подвиги в Сибири серебряный ковш, шубу с царского плеча и эти двухаршинные кольчуги, сработанные "мудростно" в пять колец. 

  А вот как Ремезовская летопись об этом говорит. В начале августа 1584 года казачья дружина Ермака шла на стругах "встреч" хану Кучуму по Иртышу. Около устья реки Вагая казаки сделали привал на острове и, утомленные походом, отрубились в молодецкий сон. Ни гром, ни молнии, ни ливень не были им помехой. Но враг-то не дремал. Хан Кучум боялся открытого сражения с дружиной Ермака, и вот выпал для него звездный час. Его лазутчики давно усердно отслеживали продвижение врага, и в эту роковую для казаков ночь, когда "в дебрях вихри бушевали", нашелся отчаянный разведчик в татарском стане, который бродом прошел через реку, проник в лагерь русских и возвратился к хану, прихватив три пищали с патронташами. Смысл понятен: караульные дрыхнут, можно брать русских голыми руками. Вот такое вышло побоище: темень, ливень и "тать в нощи". Все казаки полегли, не оказав сопротивления, а Ермак кинулся к стругу (лодке), но не в силах был вскочить в него, одетый в два царских панциря. Словом, оступившись, атаман упал в реку, и двойная броня утянула его на дно. 

  А примерно через неделю у Епончинских юрт (ниже по течению Иртыша) татарин, ловивший рыбу, петлей из переметной веревки вытащил на берег невиданную добычу — воина в богатых доспехах. И, конечно, сразу смекнул, что тут дело не просто, и кинулся в юрты к своим, чтоб созвать народ. По богатым панцирям все сразу поняли, что это Ермак. Но когда Мурза стал их снимать, то из носа и рта утопленника пошла кровь. Задрожал старый Мурза, поняв, что перед ними человек божий… 

  Тут мы сделаем передышку, потому что доподлинную картину в татарском стане вырисовывает "скаска" Аблая-тайши, калмыцкого князька, к которому тобольский воевода направил летом 1660 года Ульяна Ремезова (отца нашего летописца) с дорогим подарком — кольчугой Ермака. Это была дипломатическая миссия, продиктованная политическим расчетом. На южных окраинах Сибири обстановка тревожная, взрывоопасная, и московские власти решили уважить настойчивые попытки степного феодала Аблая завладеть чудодейственным сокровищем (а почему чудодейственным — об этом речь впереди). Он уж дважды присылал своих послов к тобольскому воеводе. Довольно испытывать терпение Аблая-тайши. Надо с союзниками жить миролюбиво. Вот почему Ульян Мосеев, сын Ремезов с товарищами и отправился в далекую Барабинскую степь. 

  В ставке калмыцкого тайши казакам оказали самый радушный прием. Поломав весь официальный ритуал ("чин весь оставил"), Аблай сразу спросил Ульяна, привез ли он панцирь. И когда получил кольчугу в руки, то "вселюбезно облобыза" драгоценный дар и поднял его над головой, хваля царя Алексея Михайловича за щедрость. И сразу спрашивает: "Знаешь ли, Ульян, где ваш Ермак лежит?" И не потерялся мудрый Ульян в этой ситуации: мол, не знаем, не ведаем до сего дня ни как похоронен, ни как погиб. И тут принялся окрыленный подарками Аблай-тайша рассказывать по своим преданиям… 

  Как, сняв кольчуги, положили татары обнаженное тело Ермака на лабаз (помост) и стали метать в него стрелы, и как каждый раз нетленное тело кровоточило, приводя всех в трепет и ужас, и так длилось шесть недель. И как к месту происшествия (12 верст от Абалака) прибыл сам Кучум со знатной свитой. "И нарекоша его богом, и погребоша по своему закону на Баишевском кладбище под кудрявую сосну". И как совершили пиршество, какие бывают по знаменитым героям. И как после тризны муллы и мурзы под страхом смерти запретили всем татарам поминать имя Ермака и хранить в тайне его могилу. 

  Так растроганный, благодарный, потерявший от радости голову Аблай-тайша нарушил религиозный запрет и раскрыл Ульяну страшную тайну. А Ульян не будь простаком, да и попросил записать все эти легенды да скрепить их подписью и печатью тайши. Так возникла "скаска" Аблая. 

  А почему все-таки такая тайна окутала события? По татарским легендам, чудотворение исходило не только от тела Ермака, но и от его одежды, оружия, доспехов. Влиятельные татары еще до погребения тела разделили священные талисманы: кафтан взял царь Сайдяк, пояс с саблей достался Караче. "И пансыри его разделиша на двое". Но, как мы видим, отыскался только один — у тобольского служилого татарина Кайдаула мурзы, которому еще отец Аблая предлагал огромный выкуп: 10 семей ясыря (невольников), 50 верблюдов, 500 коней, 200 быков и коров, 1000 овец. Но тщетно. Видно, не всё продается! 

  Аблай открыл тобольским послам и свою личную мотивацию. Когда он был мал и болен утробою, дали ему пить с земли, взятой с могилы Ермака — и исцелился. И каждый раз, когда он едет на войну с горстью этой земли, победа обеспечена. А сейчас собирается в трудный поход на казачью орду. Как тут без панциря? 

  Конечно, между учеными историками ведется спор о достоверности Ремезовской летописи. Например, иные с подозрением оценивают версию гибели Ермака: да едва ли обрядился бы он на отдыхе в свои кольчуги… Но для меня убедительней звучат доводы академика Окладникова. Первый: Семен Ремезов выступает здесь в роли этнографа, записавшего народные легенды и поверья, отсюда и героизация образа Ермака. Довод второй: если зачеркнуть в нашем сознании этот культ нетленного Ермака у сибирских язычников, как бы мы объяснили, что сотни лет русские и татары живут в Сибири бок о бок как добрые соседи. Что касается моего особого интереса, то я догадываюсь, какой огонь любознательности возжег в сердце пытливого отрока Ульян Моисеевич, рассказывая не единожды про свою экспедицию.

  Людмила Барабанова

Газета "Завтра"

yarcenter.ru

Кольчуга Шуйского

До появления на Руси огнестрельного оружия русский шлем носили на голове со специальным кольчужным ожерельем, или бармицей, которая хорошо защищала от холодного оружия и стрел. Три совершенно уникальных кольчужных ожерелья представлены в витрине.

Оборонительное вооружение — кольчуги, панцири, бахтер-цы, юшманы, зерцала также были крайне разнообразны и отличались формой, весом, украшениями и способами изготовления. Среди предметов, найденных при раскопках курганов X—XI вв., часто встречаются остатки кольчатых доспехов.

Наиболее древним видом оборонительного вооружения является кольчуга, т. е. рубашка, сплетенная из нескольких тысяч мелких железных колец. Вес кольчуг доходил до 17 кг.

Некоторые кольчуги имеют интересную историю. Например, кольчуга, принадлежавшая воеводе времени Ивана Грозного — Петру Ивановичу Шуйскому, который был убит под Оршей в 1564 г., после его смерти поступила в имущество царя, а позднее была пожалована Ермаку. Как предполагает историк С. В. Бахрушин, после смерти Ермака она была вновь возвращена в Москву и поступила в имущество царской казны. Вторая кольчуга Ермака, тоже с клеймом ее прежнего владельца П. И. Шуйского, находилась в Сибири и впоследствии бесследно затерялась. В настоящее время от нее сохранилась только одна медная мишень с надписью, которая находится в Тобольском краеведческом музее. Мишень была найдена во время раскопок городища Искера, бывшей столицы хана Кучума.

Разновидностью кольчуги является байдана — доспех в виде рубашки, сплетенной из плоских, крупных железных колец. Поверхность колец украшалась орнаментом, а иногда и надписями. На кольцах байданы, принадлежавшей царю Борису Годунову, имеется славянская надпись: «С нами бог, никто же на ны». Этот доспех — единственный образец байданы в обширном собрании Оружейной палаты.

Другим видом кольчатого доспеха является панцирь. Он отличается от кольчуги тем, что значительно легче ее и сплетен из более мелких колец. Вес панциря — от 6 до 10 кг.

Кольчуги и байданы собирались из клепаных и цельных железных колец, а панцири — только из клепаных мелких колец, количество которых доходило иногда до 50 тысяч.

В XVII в. относительно большое распространение имели доспехи, собранные из металлических пластин и колец. К ним относятся бахтерцы, юшманы и зерцала.

kreml-msk.ru

Доспехи Ермака

Всякий, кто хотя бы однажды оказывался в настоящем сибирском застолье, знает, как в какой-то момент все непременно грянут вдруг "Ревела буря, дождь шумел". Не забыть, как я, застенчивый мышонок, пристроившись где-нибудь в уголочке, обмирала в детстве до сладкого ужаса, до мурашек по коже, когда голоса деда Лаврентия и его гостей наливались какой-то мрачной силой, а лица становились совсем другими: отрешенными и словно страдальческими, даже у страшного охальника дяди Гоши. Из всех слов мне понятней всего были "беспечно спали средь дубравы". Я понимала, что Ермака с его дружиной застали врасплох, что именно беспечность стоила казакам жизни.

     Слова этой песни, ставшие поистине народной, сочинил известный поэт Кондратий Рылеев, и он придерживался той версии, что изложена Семеном Ремезовым в его летописи: в погибели Ермака роковую роль сыграли беспечность и драгоценные панцири. Еще бы не драгоценные! Ведь, по легенде, царь послал Ермаку за его богатырские подвиги в Сибири серебряный ковш, шубу с царского плеча и эти двухаршинные кольчуги, сработанные "мудростно" в пять колец.

     А вот как Ремезовская летопись об этом говорит. В начале августа 1584 года казачья дружина Ермака шла на стругах "встреч" хану Кучуму по Иртышу. Около устья реки Вагая казаки сделали привал на острове и, утомленные походом, отрубились в молодецкий сон. Ни гром, ни молнии, ни ливень не были им помехой. Но враг-то не дремал. Хан Кучум боялся открытого сражения с дружиной Ермака, и вот выпал для него звездный час. Его лазутчики давно усердно отслеживали продвижение врага, и в эту роковую для казаков ночь, когда "в дебрях вихри бушевали", нашелся отчаянный разведчик в татарском стане, который бродом прошел через реку, проник в лагерь русских и возвратился к хану, прихватив три пищали с патронташами. Смысл понятен: караульные дрыхнут, можно брать русских голыми руками. Вот такое вышло побоище: темень, ливень и "тать в нощи". Все казаки полегли, не оказав сопротивления, а Ермак кинулся к стругу (лодке), но не в силах был вскочить в него, одетый в два царских панциря. Словом, оступившись, атаман упал в реку, и двойная броня утянула его на дно.

     А примерно через неделю у Епончинских юрт (ниже по течению Иртыша) татарин, ловивший рыбу, петлей из переметной веревки вытащил на берег невиданную добычу — воина в богатых доспехах. И, конечно, сразу смекнул, что тут дело не просто, и кинулся в юрты к своим, чтоб созвать народ. По богатым панцирям все сразу поняли, что это Ермак. Но когда Мурза стал их снимать, то из носа и рта утопленника пошла кровь. Задрожал старый Мурза, поняв, что перед ними человек божий…

     Тут мы сделаем передышку, потому что доподлинную картину в татарском стане вырисовывает "скаска" Аблая-тайши, калмыцкого князька, к которому тобольский воевода направил летом 1660 года Ульяна Ремезова (отца нашего летописца) с дорогим подарком — кольчугой Ермака. Это была дипломатическая миссия, продиктованная политическим расчетом. На южных окраинах Сибири обстановка тревожная, взрывоопасная, и московские власти решили уважить настойчивые попытки степного феодала Аблая завладеть чудодейственным сокровищем (а почему чудодейственным — об этом речь впереди). Он уж дважды присылал своих послов к тобольскому воеводе. Довольно испытывать терпение Аблая-тайши. Надо с союзниками жить миролюбиво. Вот почему Ульян Мосеев, сын Ремезов с товарищами и отправился в далекую Барабинскую степь.

     В ставке калмыцкого тайши казакам оказали самый радушный прием. Поломав весь официальный ритуал ("чин весь оставил"), Аблай сразу спросил Ульяна, привез ли он панцирь. И когда получил кольчугу в руки, то "вселюбезно облобыза" драгоценный дар и поднял его над головой, хваля царя Алексея Михайловича за щедрость. И сразу спрашивает: "Знаешь ли, Ульян, где ваш Ермак лежит?" И не потерялся мудрый Ульян в этой ситуации: мол, не знаем, не ведаем до сего дня ни как похоронен, ни как погиб. И тут принялся окрыленный подарками Аблай-тайша рассказывать по своим преданиям…

     Как, сняв кольчуги, положили татары обнаженное тело Ермака на лабаз (помост) и стали метать в него стрелы, и как каждый раз нетленное тело кровоточило, приводя всех в трепет и ужас, и так длилось шесть недель. И как к месту происшествия (12 верст от Абалака) прибыл сам Кучум со знатной свитой. "И нарекоша его богом, и погребоша по своему закону на Баишевском кладбище под кудрявую сосну". И как совершили пиршество, какие бывают по знаменитым героям. И как после тризны муллы и мурзы под страхом смерти запретили всем татарам поминать имя Ермака и хранить в тайне его могилу.

     Так растроганный, благодарный, потерявший от радости голову Аблай-тайша нарушил религиозный запрет и раскрыл Ульяну страшную тайну. А Ульян не будь простаком, да и попросил записать все эти легенды да скрепить их подписью и печатью тайши. Так возникла "скаска" Аблая.

     А почему все-таки такая тайна окутала события? По татарским легендам, чудотворение исходило не только от тела Ермака, но и от его одежды, оружия, доспехов. Влиятельные татары еще до погребения тела разделили священные талисманы: кафтан взял царь Сайдяк, пояс с саблей достался Караче. "И пансыри его разделиша на двое". Но, как мы видим, отыскался только один — у тобольского служилого татарина Кайдаула мурзы, которому еще отец Аблая предлагал огромный выкуп: 10 семей ясыря (невольников), 50 верблюдов, 500 коней, 200 быков и коров, 1000 овец. Но тщетно. Видно, не всё продается!

     Аблай открыл тобольским послам и свою личную мотивацию. Когда он был мал и болен утробою, дали ему пить с земли, взятой с могилы Ермака — и исцелился. И каждый раз, когда он едет на войну с горстью этой земли, победа обеспечена. А сейчас собирается в трудный поход на казачью орду. Как тут без панциря?

     Конечно, между учеными историками ведется спор о достоверности Ремезовской летописи. Например, иные с подозрением оценивают версию гибели Ермака: да едва ли обрядился бы он на отдыхе в свои кольчуги… Но для меня убедительней звучат доводы академика Окладникова. Первый: Семен Ремезов выступает здесь в роли этнографа, записавшего народные легенды и поверья, отсюда и героизация образа Ермака. Довод второй: если зачеркнуть в нашем сознании этот культ нетленного Ермака у сибирских язычников, как бы мы объяснили, что сотни лет русские и татары живут в Сибири бок о бок как добрые соседи. Что касается моего особого интереса, то я догадываюсь, какой огонь любознательности возжег в сердце пытливого отрока Ульян Моисеевич, рассказывая не единожды про свою экспедицию.

http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/09/801/63.html

ruskline.ru

Где жила семья Ермака? Где утонул Ермак?

Завоевание Сибири Ермаком — это деяние, которое по своему масштабу можно сравнить лишь с покорением Америки Эрнаном Кортесом. Однако если о знаменитом испанском конкистадоре можно найти массу биографических сведений, то о жизни русского атамана доподлинно известно лишь несколько фактов, да и то довольно противоречивых.

Где родился Ермак

Как известно, завоевание Сибири произошло в 16 веке. К сожалению, в те времена такое событие, как появление ребенка в крестьянской семье, обычно не находило никакого документального отражения. Поэтому неудивительно, что сегодня невозможно дать точный ответ на вопрос: "Где жила семья Ермака на момент его рождения?" Некоторая информация по данному вопросу есть в Черепановской летописи, где рассказывается, как дед будущего атамана помогал муромским “лихим людям”, за что был посажен в острог, а его семья обосновалась в вотчинах Строгановых. Однако многие исследователи не склонны доверять этой рукописи, тем более что в ее авторах значится некий грамотный ямщик из Тобольска Илья Черепанов. Еще один документ — “Сказание Сибирской земли” — в качестве места, где жила семья Ермака задолго до его появления на свет, указывает на Суздаль. Далее в летописи повествуется, что его дед вместе с сыновьями, одного из которых звали Тимофеем, перебрался в Юрьевце-Повольский, где у него родилось пятеро внуков, в том числе и Василий. Как утверждается в “Сказании”, именно этому мальчику впоследствии предстояло стать покорителем Сибири.

Поморская версия происхождения атамана

Некоторые исследователи считают, что на вопрос о том где жила семья Ермака, следует отвечать: “В селе Борок Архангельской области”. По этой же версии настоящее имя атамана было Ермолай, или Ермил, и он попал на Волгу, стремясь спастись от голода, охватившего Русский Север. Там молодой человек поступил в “чуры” (слуга-оруженосец) к пожилому казаку, а с 1563 года стал ходить в походы.

Жизнь Ермака до Сибирских походов

Единственные заслуживающие доверия сведения относительно биографии атамана до его появления на землях Строгановых, — это воспоминания соратников-казаков. В частности, двое ветеранов утверждали, что провели свою молодость, служа в волжских станицах под началом завоевателя Сибири. Таким образом, на вопрос о том, где жил Ермак около 1565 года, можно ответить, что он находился в Поволжье и уже был атаманом. А это значит, что тогда ему было никак не меньше 20 лет. Больше информации сохранилось о ратных подвигах Ермака. Так, из письма литовского коменданта города Могилева королю Стефану Батория можно узнать, что он участвовал в Ливонской войне в качестве казачьего сотника и отличился при осаде Могилевской крепости. Позже его отряд помог Хворостинину остановить продвижение шведов. Что касается того, существовали ли жена и дети Ермака, то никакого упоминания о них нет ни в одном источнике.

Ермак и Строгановы

В 1582 году знаменитыми купцами Строгановыми была приглашена на службу казацкая дружина, состоящая из 540 казаков. Их предводителем был атаман Ермак, о котором уже тогда шла слава как о бесстрашном воине и превосходном командире. Целью Строгановых было обеспечить защиту своих земель от частых нападений отрядов сибирского хана Кучума. Войско прибыло в чусовские городки летом 1582 года и оставалось там до сентября, после чего отправилось воевать за Каменный пояс, как в те времена называли Уральские горы. Существуют записи о том, что Строгановы “отворили для ратных людей свои амбары” и снабдили их всем необходимым для похода.

Завоевание Сибири

В качестве средства передвижения войско Ермака использовало струги. Всего у казаков было 80 судов, на которых в поход отправились 840 человек разных национальностей. Поднявшись по воде до Тагильского перевала, дружина Ермака была вынуждена тащить струги по земле волоком до реки Жеравля и затем добираться до Тобола, на берегу которого состоялась битва с воском сибирского хана Кучума. Победив в сражении, казаки захватили город Кашлык. Тогда на поклон к Ермаку стали приезжать представители местных народов, которых атаман “встречал ласково” и заставлял присягать на верность русскому царю. В 1582 году он послал к Ивану Грозному одного из своих соратников с доброй вестью о покорении Сибири. Царь был обрадован полученными новостями и отправил Ермаку богатые подарки и 300 человек ратных людей на подмогу. Отряд прибыл в Сибирь осенью 1583 года. Однако к этому времени фортуна отвернулась от атамана, многие его командиры были убиты в схватках с татарами.

Где утонул Ермак: что рассказали казаки

На момент своей гибели знаменитый атаман был уже довольно известной персоной, поэтому через несколько лет после последней битвы казаков с войском Кучума по приказу тобольского архиепископа Киприяна было проведено расследование и допрошены выжившие соратники Ермака. Кроме того, дали показания и татары, воевавшие в составе ханского войска.

Если объединить все факты, изложенные очевидцами, вырисовывается следующая картина: последний бой состоялся на Вагайской луке, где заночевали казаки. Они поставили палатки-“пологи” на берегу Иртыша, недалеко от своих стругов, на которых у каждого воина было свое определенное место и свой кормчий. В ту ночь разыгралась буря, и поэтому отряду Кучума удалось застать их врасплох. Несмотря на это большей части казаков удалось оказаться на своих судах и отплыть. Далее в письменных источниках начинаются противоречия. В частности, в более раннем документе, записанном со слов спасшихся ветеранов войска Ермака, указывается, что они корят себя, так как бросили атамана и небольшую горстку товарищей, а сами покинули место схватки на стругах. Совсем иные сведения содержатся в синодиальной записи, которую дьяконы составляли позднее, и там можно прочесть о том, что все казаки приняли смерть вместе с Ермаком, и только один из них спасся и рассказал о разгроме отряда.

Гибель Ермака со слов татар

Самое интересное заключается в том, что информация по поводу гибели атамана в волнах Иртыша у Вагайской луки встречается лишь в записях, сделанных со слов татар. В частности, многие бывшие воины хана Кучума утверждали, что Ермак все же одолел нападающих и, попытавшись добраться до отплывающих казацких судов, пошел ко дну. При этом нет записей, указывающих, были ли в тот момент на атамане доспехи.

Легенды о покорителе Сибири

Как жизнь, так и смерть великого атамана за прошедшие века обросла множеством мифов. Например, в одной из легенд упоминается несостоявшаяся жена Ермака. Как утверждается в казацком предании, однажды татарский мурза Саргачской волости, желая заручиться дружбой Ермака, привел к нему в стан свою красавицу-дочь и предложил взять ее в жены. Однако атаман отверг это предложение и отправил девушку домой. Кроме того, всем известна история о кольчуге, якобы подаренной Ермаку Иваном Грозным и ставшей причиной гибели героя. Как утверждаю некоторые историки, если даже атаман оказался на дне Иртыша из-за тяжелых доспехов, они никак не могли быть подарком царя.

История — это книга, которая никогда не будет написана до конца. Более того, в ней есть немало белых страниц, которые могут заполнить дотошные исследователи. Возможно, им когда-нибудь удастся узнать, где жила семья Ермака, или же они смогут нам поведать еще какие-нибудь интересные факты, касающиеся личности этого национального героя России, завоевавшего для своей Родины бескрайние просторы Сибири.

fb.ru

Панцирь Ермака Тимофеевича | Тайны и загадки истории

Смерть Ермака мы помним прежде всего по одноимённой думе Кондратия Рылеева, которая стала песней. А песню эту начиная с 1934 года невозможно оторвать от хрестоматийного фильма «Чапаев». Бойцы поют, сам Василий Иванович (артист Бабочкин) тоже поёт, и они невольно пророчат себе трагическую судьбу. 

Материал из нового номера журнала «Дилетант». Приобрести полную электронную версию издания можно здесь.

«…Лишивши сил богатыряБороться с ярою волною,Тяжёлый панцирь — дар царя —Стал гибели его виною».

В августе 1585 года отряд Ермака Тимофеевича, ставший на ночлег у одного из притоков Иртыша, был застигнут врасплох воинами хана Кучума. Покоритель Сибири утонул, не доплыв до спасительного струга. Предание говорит, что он спал в полном вооружении, и на дно его утащил вес кольчужной рубахи. Или двух, как предполагает ещё одна версия.

В сущности своей это очень грустная, героическая и простая история отечественного конкистадора. И казалось бы, что здесь может быть неясного, легендарного, порождающего невероятное количество домыслов и интерпретаций? Да и век на дворе стоял не какой-нибудь тёмный восьмой-девятый, а вполне осязаемый и говорящий шестнадцатый.

Однако в жизни и смерти Ермака всё расплывчато. От имени и происхождения героя до посмертной судьбы. И мрачно воспетый Рылеевым «панцирь» — один из узлов легенды. Конечно, отчёт об успехе казачьего отряда, ушедшего за «уральский камень» и в несколько приёмов рассёкшего владения могучего сибирского хана, не мог не понравиться царю Ивану. Грозный, пожалуй, и не помышлял о скором движении на восток, но наградить лихого атамана посчитал за необходимое.

Приход посольства Ермака к царю Ивану Грозному. Сергей Чикуньчиков, 1996 год

Тут и появляется роковая кольчуга. Или две? Почему бы не расщедриться царю на два благодарственных доспеха? Хорошо, одна рубаха прослеживается историей. Она принадлежала Петру Ивановичу Шуйскому, погибшему во время Ливонской войны, за двадцать лет до Ермака. Смерть героического князя тоже обросла всевозможными подробностями, и не совсем ясно, как его кольчуга перешла в царскую казну. Но, как бы то ни было, вещь эта примечательная, так как на ней были «мишени» — металлические бляхи с государственными орлами. Одна из них была обнаружена в 1915 году при раскопках Кашлыка, столицы Кучума, которую взял Ермак. Она оказалась идентичной той, что сохранилась на кольчуге, отбитой в 1646 у восставших селькупов и считавшейся той самой, что была снята с тела погибшего Ермака. Ясно? Сомнительно? Как всё в этой истории — и то и другое. Во всяком случае, панцирь Шуйского — Ермака мы можем видеть в Оружейной палате Кремля.

Говорят, что была и вторая дарственная кольчуга и что могучий Ермак для верности надевал одну на другую. Всё может быть. И тем более казацкий вождь был обречён той роковой ночью. Но вернёмся к первому подарку.

Сибирь Ермак не завое

tayni.info

Зачем кольчуга Ермака кандидату сельхознаук?

Виктор Рогачев в кольчуге - копии с картины Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами»

 Принято считать, что кольчуга Ермака хранится в Москве, в Оружейной палате. И это верно. Но есть она и в квартире ведущего сотрудника лаборатории технологии сортов СО РАСХН Виктора Рогачева - и это тоже правда. Разница лишь в том, что в Оружейной палате - как свидетельствуют исторические документы и народные предания - кольчуга воеводы Шуйского, подаренная еще Иваном Грозным «Сибирскому князю», а у Виктора Рогачева - ее точная копия-миниатюра, сплетенная кандидатом сельхознаук своими руками.

О Рогачеве «ВН» писал несколько лет назад. Но тогда он предстал перед читателями газеты как кольчужных дел мастер, изделия которого полностью соответствовали защитному вооружению древнерусских воинов, выполненному в натуральную величину. А теперь повод несколько иной - его кольчужные миниатюры, сплетенные из меди, занесены в «Книгу рекордов России» как «самые маленькие в России кольчуги, изготовленные по стандартной технологии» - значится в полученном им дипломе.

Наверное, стоит коротко напомнить историю «заболевания» Виктора Рогачева изучением и изготовлением древнерусского защитного и наступательного вооружения.

- Это началось в далеком детстве, в 60-х годах, - вспоминает он. - Помню, первый фильм, который я посмотрел, был «Александр Невский». Я еще не знал, что фильм этот снял великий Эйзенштейн, что потрясающая музыка в нем Прокофьева и что самого Александра Невского играл Черкасов. И запомнилась мне фраза мастера Игната из этого фильма, брошенная им, когда он потряс кольчугой и перекинул потом ее через плечо: «Не враг дал, сам ковал!» И в моем представлении с того момента и началась вся эта более сорокалетняя история.

Миниатюры Рогачева всего в 2,5 раза больше спичечного коробка

 Первую кольчугу он сплел лет двадцать назад. До этого собрал и изучил целую библиотеку по мировому и древнерусскому вооружению. А что не мог позволить себе купить, то перефотографировал или перерисовал. Вся Оружейная палата есть у Виктора Александровича в фотографиях, сделанных в отделе редких изданий ГПНТБ. Натуральные кольчуги сплетены им из нержавейки, никелевого сплава. Миниатюры - из меди.

Работает по ночам, чтобы его увлечение не мешало домашним делам, и поэтому работа идет не так быстро, как хотелось бы. На одну миниатюру уходит в среднем два месяца, а на натуральную кольчугу - два-три года. К слову, древние мастера тратили на изготовление кольчуги тоже в среднем по два года. В каждом изделии около 20 тысяч колец, скрепленных между собой, - без разницы, в натуральную ли они величину или в миниатюре. Каждое кольцо захватывает четыре соседних - это так называемое одинарное плетение. Любопытно, что мини-кольчуга, хоть и умещается на ладони и всего в два с половиной раза больше спичечного коробка, но меньше натуральной... всего в четыре с половиной раза. Чтобы ее сплести, надо где-то достать около 200 метров проволоки. А поскольку медь нынче дорога, то вопрос напрашивается сам собой.

- Медь у меня из старых запасов, - призается кольчужных дел мастер. - Еще со времен всеобщей бесхозяйственности. Как-то я «выловил» из болота брошенный кем-то кабель - едва до дома дотащил. А проволоку для больших кольчуг купил. Тут рядом возле «Сибсельмаша» склады чьи-то ликвидировали и все распродавали. Денег у брата подзанял и приобрел таким образом.

Рабочее место кольчужных дел мастера - письменный стол, ставший верстаком, маленькие тиски, настольная лампа и небольшая дощечка, на которой он и цепляет одно кольцо за другое. Кстати, инструментарий - тоже его рук дело. Обычный пинцет для миниатюрных колечек не годится: Рогачев сделал свой, более тонкий. Плоскогубцы тоже особенные и т. д. Все технологические операции проходят на «операционном столе» - небольшой дощечке, на которой рассмотреть кольца, если у тебя плохое зрение, очень сложно.

Под верстак он приспособил письменный стол. Фото Сергея Пермина

 Изделия Рогачева сегодня разбросаны по многим городам России. У него их просят в качестве подарка для особо дорогих гостей. Кольчуги в натуральную величину приобретает новосибирская асссоциация русского рукопашного боя «Русский щит».

В его коллекции миниатюр не только кольчуги. Это еще и наступательное вооружение древнерусских воинов - топоры, клевцы, кистени, копья, шестоперы, перначи, булавы, палицы, кии, алебарды и т. д.

- Я хочу собрать самую полную коллекцию древнерусского защитного и наступального вооружения, - делится планами Виктор Рогачев, и становится понятно, почему он сегодня более увлечен миниатюрами, а не кольчугами в натуральую величену: попробуй-ка размести последние в городской квартире!

Но несколько непонятно другое: откуда у кандидата сельскохозяйственных наук «древнерусская грусть»? Впрочем, если художник Татлин всю жизнь занимался конструированием летательных аппаратов со свободно машущим крылом, Коперник слыл талантливым живописцем, Менделеев был знатным чемоданных дел мастером, легендарный геолог академик Обручев писал романы (как, кстати, и отец кибернетики Норберт Винер), а Гете вообще предпочитал считать себя физиком-естествоиспытателем, а не поэтом, то почему бы и авторы диссертации «Кормление сельхозживотных и технологии кормов» не плести кольчуги?

Правда, сам Виктор Рогачев говорит о другом.

- Чем больше я знакомльсь с древнерусской историей, чем больше из-под моих рук выходит изделий, связанных с ней, тем больше я наполняюсь чувством сопричастности к истории Руси. Читая о подвигах древнерусских воинов, деяниях великих князей, я невольно становлюсь горд от того, что как и они - россиянин. Это необыкновенное чувство, которое я вряд ли бы мог испытать, если бы не занимался тем, чем занимаюсь.

vn.ru

Сибирский бог. Почему казачьего атамана Ермака считали шаманом | История | Общество

Сейчас стало хорошим тоном говорить об этом деле с оттенком снисходительности. Дескать, начали-то, может, и хорошо, да вот только в результате отряд был разгромлен, домой вернулись всего 150 человек, а сам Ермак и вовсе сгинул где-то «на диком бреге Иртыша». И вот уже этот безумно смелый, величайший прорыв объявляется незначительным эпизодом: «Русские проникали в Сибирь и раньше, и позже Ермака». Сам же «удалой казак» предстаёт перед нами как герой не истинный, а назначенный советской пропагандой, поскольку имел подходящее происхождение - из низов.

Коротка кольчужка?

Это «ниспровержение мифов» на первый взгляд выглядит правдоподобно. Действительно, наши появлялись в Сибири лет за 200 до Ермака. Проповедовали слово Христа, обкладывали местное население данью и даже приводили его в зависимость от Руси. Но есть нюанс. Это самое местное население забыло о предыдущих и последующих завоевателях Сибири давно и прочно. А вот Ермака помнит. И советской пропаганде, при всём её могуществе, было слабо добиться такого почитания. Хотя бы по той причине, что началось оно ещё во время похода Ермака. А уж после его гибели приобрело поистине эпический размах.

Причём сразу: «Собрали на поминки его 30 быков, 100 баранов и учинили жертвоприношение по своему обычаю. И говорили, поминая, что, был бы жив Ермак, сделали бы его над собой царём». Между прочим, это категорически не устраивало исламское духовенство: «Мурзы и абызы запрещали поминать имя Ермака, чтобы слава его и честь забылись». Но дела русских и личность их предводителя оставили по себе такой след, что эти усилия были тщетными - слава только росла. Доходило почти до обожествления: «Калмыцкий тайша (племенной вождь. - Ред.) Аблай в детстве болел утробою. И давали ему пить земли с могилы Ермака, и здрав стал доныне. А когда тот Аблай идёт в поход, берёт с собой той же земли с Ермаковой могилы как залог успеха и победы, когда же земли той не брал, терпел неудачу». Русские свидетельства тех лет говорят о ситуации без обиняков: «И нарекли его в Сибири богом». 

 

Поклонением был окружён не только сам Ермак и его могила, но и личные вещи. В частности, знаменитая кольчуга, подарок Ивана Грозного, которая, по преданию, сыграла в судьбе Ермака роковую роль. Дескать, носил он её, не снимая, и в последней битве, спасаясь от предательского ночного нападения, бросился в реку - тут-то царёв подарок его на дно и утянул. В данном случае предания не лгут. Эту кольчугу можно и сейчас увидеть в Оружейной палате. В своё время она была изъята у сибирских татар силой - иначе с этой святыней расставаться не желали. А ведь за неё давали неплохую цену: «50 семей ясыря (рабов. - Ред.), да 50 верблюдов, да 500 лошадей, да 200 быков и коров, да 1000 овец».

Чем же русский конкистадор заслужил такую честь? Сибиряки считали его великим воином и сильным шаманом, татары-мусульмане полагали, что Ермак - чуть ли не шайтан, и даже русские не исключали того, что их вождь знался с нечистым: «Имел он в послушании у себя малую толику шишигов (бесов. - Ред.). Где рати недоставало, там он и выставлял их».

Василий Иванович Суриков, «Покорение Сибири Ермаком». Холст, масло.

Русский стиль

На деле же всё можно объяснить без вмешательства поту­сторонних сил. Ермак, вопреки многим легендам, отражённым в литературе и в кино, не был простым «вольным казаком» - этаким разбойником, лихим рубакой и компанейским парнем. Это был хладнокровный, умный военачальник немаленького калибра, успевший повоевать. Да ещё как! Попасть в хроники Ливонской войны мог не всякий. А в докладе польскому королю Стефану Баторию перечисляются особо опасные русские командиры. Среди них «Ермак Тимофеевич - атаман казацкий». Доводилось ему сражаться и со шведами - в битве под Лялицами именно удар кавалерии, в том числе и казаков, опрокинул шведский строй, и те в беспорядке бежали.

Воевать не числом, а умением, малыми силами, стремительными бросками и неожиданными ударами, используя все военные хитрости, импро­визируя на ходу, - вот стиль русского конкистадора. Вот что дало ему возможность за смешное время - неполных четыре года! - покорить Сибирь от Урала до нынешней Омской области, неоднократно разгромить силы татарского хана Кучума и занять его столицу. И дело здесь даже не в том, что русские якобы обладали превосходством в оружии. Были у хана Кучума и пушки, и ручной огнестрел. Дело в мастерстве и полководческом таланте, а здесь Ермак превосходил многих не то что в Сибири, но и в Европе.

Конечно, героя такого масштаба очень хочется умыкнуть у русских и объявить своим, в чём с недавних пор соревнуются представители некоторых народов. И прежде всего ссылаются на описание его внешности: «Плосколиц, волосом чёрен - типичный степняк!» Приведённая цитата - сплошное лукавство. Вот полное описание облика Ермака: «Лицо плоское, брада густая, чёрная, волосы чёрные и кудрявые, глаза светлые». У природных степняков борода растёт плохо, а волосы и вовсе не вьются - это во-первых. А во-вторых, слово «плоский» в старину часто использовали как синоним слова «узкий». Так что «сын степей» испаряется и остаётся простой русский казак. В окружении таких же русских казаков, которые были «с Дону, с Волги, с Казани, с Астрахани», но носили великорусские имена и прозвища - Иван Гроза, Иван Кольцо, Богдан Брюзга, Иван Шуянин, Афанасий Темниковец, Иван Карчига, Иван Окул («карчига» в новгородском говоре - «хрипун», а «окул» - «хитрый, продувной»). С ними связан грустный, но, к сожалению, традиционный сюжет. После гибели Ермака и отхода его отряда иные казаки через несколько лет вернулись в Сибирь, закрепились там и продолжали воевать во славу Руси. А спустя многие годы первый тобольский архиерей Киприан писал: «Есть люди из ермаковых казаков, с самого сибирского взятия, иным по сто лет и больше, на боях ранены, за старость от службы отставлены, волочатца меж двор и помирают голодною смертью».

Смотрите также:

www.aif.ru