Неделя в Москве. День первый (много фото). Оружейная палата. Кольчуга ермака в оружейной палате фото


Коллекция оружия в Оружейной палате Московского Кремля

Зал русского оружия

Находящийся на втором этаже ГОП зал оружия заметно отличается от остальных. Он круглый в плане, увенчан куполом наподобие пантеона, при входе установлена решётка с гербами городов Российской Империи.Расцвет кремлёвской оружейной палаты, т.е. мастерской, где изготавливали и хранили драгоценное оружие, приходится на XVII век. В ту пору в ней трудились 93 мастера, они могли вооружить до 10 тыс. воинов. Конечно, это была не регулярная армия, а ближайшее царское окружение, телохранители и стража. В экспозиции представлены оружие и доспехи, принадлежавшие крупным боярским и княжеским родам.

Броня и оружие русской работы

славились своим качеством и приспособленностью к требованиям воинов. Главным средством защиты русского ратника была кольчужная рубаха или кольчуга, состоящая из нескольких десятков тысяч колечек, особым образом соединённых. Под такой доспех надевали мягкую шубу мехом внутрь, чтобы не натереть тело и ослабить удар холодным оружием. Вес кольчуги составляет от 12 до 19 кг, она очень удобная, эластичная.

В русском военном искусстве удары конницы имели второстепенное значение. Тактика русского боя была такова, что исход битвы или поединка решала рукопашная схватка. Русские воины любили применять ложное отступление, заманивая противника. Поэтому на Руси применяли сёдла с высокой передней лукой и отлогой задней. В таком седле “отступающие” конники легко могли развернуться и начать отстреливаться из луков от преследователей. Подобные сёдла делали только в Московии и их сохранилось всего 2 экземпляра.

Самая старая кольчуга

в коллекции с двумя бляхами на груди, похожими на медали, относится к XVI веку. Она принадлежала воеводе Ивана Грозного князю Шуйскому. Такой доспех могли позволить себе только состоятельные люди, такие как бояре или воеводы. Кольчуга стоила больших денег и её старались никогда не бросать на поле боя. Кольчуга князя Шуйского весит около 16 кг и состоит примерно из 20 тысяч колец.

Байдана Бориса Годунова

Если броня сделана из маленьких колечек, то она зовётся кольчугой или панцирем. Если же её выковали из больших колец, то это байдана. Байдана была прочнее и защищала воина лучше чем кольчуга.Представленная в ГОП байдана принадлежала Борису Годунову.

Над ней помещён шлем с бармицей – кольчужным наголовником.Все шлемы кремлёвского собрания – восточной работы, их отличает традиционная конусообразная форма. При ударе о такой шлем меч или сабля скользит по нему или отскакивает. Под шлем обязательно надевали подшеломник, пристёгивали бармицу –  металлическую кольчужную сетку. Она защищает уши, шею и затылок воина.

Шелом и бармица. Эти предметы НЕ из Оружейной палаты.
Древнейший шлем в Оружейной палате

Самый древний сохранившийся шлем представлен внизу, справа от байданы Годунова. Он принадлежал отцу Александра Невского князю Ярославу Всеволодовичу. Шлемы очень ценились русскими князьями, передавались от отца к сыну, служили честью княжеского рода. К налобной части шлема прикреплена стрелка, защищавшая лицо ратника от ударов, а над ней видна серебряная пластина с изображением Михаила Архангела – покровителя русских князей и воинов.

Холодное оружие

делится на ударное, колющее и рубящее. К колющему оружию относится рогатина – широкое боевое копьё (см. фото байданы Бориса Годунова справа внизу). Его насаживали на деревянное древко и кололи им неприятеля. С рогатиной также охотились на медведя, но здесь представлено не охотничье, а боевое оружие.Пернач и шестопёр относятся к ударному оружию. У шестопёра 6 лопастей или перьев, а у пернача их гораздо больше. Шестопёр можно считать разновидностью булавы.

Огнестрельное оружие

В коллекции представлено и старинное огнестрельное оружие. Древние ружья на Руси именовались пищалями якобы потому, что издавали при выстреле своеобразный звук, похожий на писк. Такими пищалями пользовались защитники Троице-Сергиева монастыря во время  смуты.

В следующей витрине представлены парадное оружие и парадные доспехи. В XVII веке броня и холодное оружие приобретают значение парадной формы.В ту эпоху уже широко применялось огнестрельное оружие. Работы русских оружейников отличались высокими боевыми качествами и  великолепным декором. Над каждой конкретной пищалью работала целая бригада мастеров. Государи Московские любили показывать свою коллекцию оружия в том числе иноземным послам, ведь она составляла предмет их гордости.

Оружейник Первуша Исаев

Здесь представлены работы одного из самых известных русских оружейников  Первуши Исаева. Он изготавливал огнестрельное оружие, любил делать револьверы. В верхней части витрины видны 2 револьвера с барабанами, инкрустированные перламутром . Этим же мастером сделана уникальная пищаль с револьверным барабаном – в витрине вторая справа.

Царский “Большой наряд”

Во время смотров войска царь облачался в так называемый “Большой наряд”. В этот наряд входило определённое количество предметов. В составе “Большого наряда” было 3 саадака, 2 рогатины, 3 шлема. Какую-то часть Государь надевал на себя, а прочие доспехи несли на специальных покровцах сопровождавшие его бояре. Справа висит такой покровец напоминающий собою знамя. На нём вышита государственная атрибутика, гербы московских земель и герб русского государства.

Саадак – это колчан для стрел . Здесь представлен кожаный колчан для стрел(справа) , а слева – налуч , т.е. чехол, который надевали на лук. Есть в коллекции и драгоценный саадак Большого наряда в золотой оправе, украшенный многоцветными эмалями и драгоценными камнями.

Булава – ударное оружие – в XVII веке приобретает значение символа государственной и военной власти. Булавы увенчаны серебряными золочеными главками и украшены ляпис-лазуритом.

Булатная сталь

Сабля работы мастера Ильи Просвита отличается зелёными ножнами с прорезным орнаментом. Она сделана из дамасской стали и также входила в Большой наряд царя Михаила Фёдоровича Романова. Лезвие этой сабли прорезано позолоченным и посеребрённым орнаментом. Выковали её из булатной стали, отличающейся превосходными боевыми качествами, на которые украшения никак не влияют.

Булатная сталь имеет так называемую дендритную кристаллическую решетку, напоминающую по структуре спил дерева. на древесном спиле хорошо видны концентрические круги или годовые кольца, они  расходятся от центра к краям. В структуре булатной стали центральная часть высокоуглеродистая, соответственно более твёрдая, а чем дальше к краям, тем металл более гибкий, более вязкий. Отсюда возникает уникальное сочетание свойств булатной стали – твёрдость и гибкость присутствуют одновременно в одном и том же клинке. Недаром булатная сталь была мечтою и  мастера-оружейника, и воина. Её получали, сковав бруски металла с различным содержанием углерода. Их помещали в кузнечный горн и   добавляли катализаторы, которые могли соединить сталь с различной структурой. Секрет булата заключался в том, чтобы правильно использовать эти добавки-катализаторы, одним из которых был марказит или лучистый колчедан. Секрет изготовления булата строго охранялся и передавался из поколения в поколение. Когда в XVII веке секрет булатной стали был утерян, то его искали очень долго – вплоть до конца ХХ века. Сейчас из булата делают художественное оружие.

Дамасская сталь

Существует ещё один вид оружейной стали – дамасская сталь. Её изготовление также держалось в секрете, но, в отличие от булата, этот секрет был сохранён. Дамаск – это также композитная сталь с разным содержанием углерода в разных точках, но она значительно отличается от булата. Для изготовления дамаска брали стальные бруски, складывали их пакетом и проковывали в ленту. Затем стальную ленту рубили, вновь складывали и ещё раз проковывали.  Эта операция повторялась до сотни раз. Изготовление дамаска  – это чрезвычайно трудоёмкий процесс. Такая работа требовала и мастерства, и терпения. Однако после многократных проковок получались превосходные клинки. Их отличает ярко выраженный рисунок на поверхности стали.Восток – Персия, Турция, Индия – заслуженно гордились качеством булатной и дамасской оружейной стали.

Оружейник Никита Давыдов

Одним из лучших русских оружейников XVII века считают мастера Никиту Давыдова. Его называют “отцом русского оружейного дела”. Родом он был из Мурома, но жил в Москве и работал на Государеву оружейную палату. Работал он в одиночку с единственным помощником – татарчонком Мишкой. Это был мастер экстра класса, универсал. Он один сделал зерцальный доспех Алексея Михайловича,

кирасу по западноевропейскому образцу, знаменитую “шапку иерихонскую”, пистолет с необычайно изящной рукоятью, украшенной перламутром. Никита Давыдов был образованным человеком с широким кругозором. Он посетил Константинополь, видел работу византийских мастеров. Он сделал боевой венец русского царя с алмазным крестом для Михаила Фёдоровича Романова и украсил его золотыми коронами. Это означает, что царь венчанный. На шлеме присутствует традиционное изображение Михаила Архангела и… арабская надпись: “Обрадуй правоверных обещанием скорой помощи от Бога и скорой победы”.Шапка Иерихонская. Это парадный, богато украшенный шлем. Русское слово “иерихониться” означает наряжаться. Ведь согласно Ветхому завету жители Иерихона были очень богатыми и хорошо одевались.

Доспех русского воина

До XVII века на Руси не было регулярной армии. В случае войны собирали ополчения. Ополченцы носили доспехи куячные – это либо кожа с нашитыми металлическими пластинами, либо латники, во внутрь которых зашивались металлические пластины. Именно так, по всей вероятности , и было снаряжено ополчение Минина и Пожарского, которое в 1612 г. освобождало Москву от польских захватчиков.В последней витрине представлены куячные шапки (с шишками ). Там между слоёв ваты находятся металлические пластины. Куячные доспехи были лёгкими, прочными, и, что немаловажно,  дешевыми.Здесь же представлены сабли К.Минина и князя Д. Пожарского. Это настоящее, боевое оружие, не имеющее художественной ценности, но ценные для нас, как мемориальные памятники.

Муляж всадника, установленный в зале русского оружия– это собирательный образ воеводы XVII века.

В следующей витрине представлен, например, чемоданец. Он служил для перевозки кольчуги. Она была лёгкая и мягкая, что могла уместиться в этом чемоданчике. Чемоданец пристёгивали к седлу. Никто и никогда в полном воинском облачении в шлеме и кольчуге за стол не садился и, тем более, не пировал. Всё снималось и одевалось перед боем. Исключение – опера Бородина «Князь Игорь».

Оружие Северной войны

В XVII веке начинается создание регулярной армии. Её прообразом стали “полки нового строя” времён Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича. Пётр, после поражения под Нарвой, реорганизует русскую армию, что позволило ему выиграть Северную войну. В витрине справа представлено оружие, которое использовалось русскими войсками во время Полтавской битвы. Это фузеи  – ими были вооружены пехотинцы. Внизу представлены 2 мортиры – прообраз современного гранатомёта (стреляли на 100 шагов ). Это орудие абордажного боя.

Трофеи Полтавской битвы

В 1709 г. в ходе Полтавской битвы Пётр I разгромил самую сильную армию в мире – войско шведского короля Карла XII. Слава Полтавской виктории прогремела на всю Европу и, в результате этой победы русской армии досталось значительное число трофеев. Пётр I распорядился привезти их в Москву в Оружейную палату и присоединить к победным трофеям прежних царей, как символ славы русского оружия. В числе трофеев Полтавской битвы знамёна шведских пехотных полков, штандарты шведской кавалерии,  литавры и барабаны шведских музыкантов,  холодное и огнестрельное оружие шведских солдат и офицеров. Всё это хранится в Оружейной палате по сей день.

Это было первое серьёзное поражение, которое было нанесено шведам. Пётр сам участвовал в этой битве, причём пострадал, трижды в него попадали пули – один раз в седло, один раз в шляпу, а один раз в медальон на груди, но чудесным образом остался он жив, а шведы побежали, да так, что побросали литавры, барабаны, сигнальные трубы, пистолеты. Карл XII был очень мужественным воином, но и он забыл на поле боя принадлежавший ему охотничий прибор с королевской монограммой. Пётр приказывает собрать эти вещи и перенести их в ГОП как символ славы русского оружия. Есть в Оружейной палате и Библия времён Карла XII.

Здесь же представлены ключи. Это ключи от города Риги, завоёванной русской армией в ходе Северной войны. Каждый из них весит по 620 грамм золота.

Сабли русских оружейников

Рядом выставлена сабля работы тульских мастеров. Её ножны украшены бриллиантами. Есть здесь и оружие XVII века с рокайльным орнаментом (украшением из раковин и камней), принадлежавшее Елизавете Петровне. Она очень любила ездить верхом, охотиться, стрелять, и у неё была обширная коллекция личного оружия.

Сабля, инкрустированная слоновой костью, выполнена уральским оружейником Иваном Бушуевым из Златоуста в 1829 г.  У этого мастера было личное клеймо, где изображен крылатый конь. Он сделал эту саблю в честь победы в русско-турецкой войне.

Русские ордена

Первые русские ордена были учреждены в конце XVII века. До этого воинов и государевых людей жаловали драгоценным оружием, а, чаще,  посудой –  ковшами и кубками.

В коллекции есть уникальная медаль с изображением двух царей: Ивана и Петра, венчанных на царство одновременно в 1682 году.

Особой наградой считалась шуба с царского плеча. В конце XVII века появляются медали-монеты с изображением государей.

Подобные медали можно было прикрепить к мундиру или шляпе, а можно было за них что-то купить, т.е. такие медали обращались и как ходячая монета.

В 1698 году Петр I учредил первый русский орден святого Андрея Первозванного. На голубой муаровой ленте двуглавый орёл, а на его фоне распят апостол Андрей – брат апостола Петра. Это первый апостол, который пошёл за Христом, поэтому он и зовётся Первозванным. На Руси всегда особо почитали этого святого. Девизом этого ордена было: «За веру и верность». Первыми этим орденом были награждены сподвижники Петра I. Сам Пётр был награждён орденом, шестым по счёту, в 1703 году, за взятие в устье Невы двух шведских кораблей. Орден на истёртой голубой ленте – личный орден Петра I.

Сюда же относится и парадная цепь из двуглавых орлов и нагрудной звезды.

После смерти Петра этим орденом стали награждать не за заслуги, а членов царской фамилии, сановников и ближайшее окружение императора. Орден потерял суть знака отличия за  заслуги, а стал высшим династическим знаком отличия.

Жемчужная звезда ордена Андрея Первозванного принадлежала Екатерине II.

Екатерина II учреждает орден святого Георгия Победоносца. Его знак – это золотой крест, покрытый белой эмалью с изображением Святого Георгия на черно-оранжевой муаровой ленте. Оранжевый и черный цвета георгиевской ленты означают огонь и дым поля битвы. Девизом этого ордена было «За службу и храбрость». Имел он 4 степени. Заслужить этот орден было неимоверно трудно. Им награждали лишь за военные подвиги, за взятие крепости, за победу в битве, решившую  исход всей войны. За всю историю России всего 25 человек имели орден Святого Георгия первой степени, и лишь 4 военачальника были награждены всеми 4 степенями ордена, среди них  Кутузов и Барклай де Толли.

В начале XIX века вводится солдатский нагрудный Георгиевский знак – вот он на чёрно-белой планке , ленточка тоже с изображением Георгия Победоносца. В знак особых отличий, за проявленную личную храбрость и самоотверженность награждали Золотым Георгиевским оружием – шпагой, кортиком или саблей, на темляке которых был закреплён орденский знак. В ГОП представлен кортик, но не Георгиевский, а Анненский.

В Большом Кремлёвском дворце есть Георгиевский зал, списки награждённых этим знаком отличия выбиты на мраморных досках, находящихся на стенах этого зала.Здесь также представлены ордена:Александра Невского (в витрине вверху слева около и под бежевой муаровой лентой). Орден был задуман Петром I для награждения за военные заслуги, однако, учреждённый уже после его смерти в 1725 году Екатериной I орден стал использоваться и для поощрения гражданских лиц.

Орден Святой Анны (в витрине находится над орденом Св. Георгия, но ниже ордена Александра Невского). После смерти в 1739 году Карла Фридриха Голштинского престол герцогства Голштинского перешёл к его сыну Петру от Анны Петровны, дочери Петра I. Когда в 1742 бездетная российская императрица Елизавета провозгласила своего племянника наследником под именем Петра Фёдоровича, тот переехал в Россию и привёз с собой орден Св. Анны.

Польский ордена Белого орла (в витрине находится рядом с муаровой лентой ордена Андрея Первозванного, справа от него). В 1705 году польский король Август II учредил орден Белого Орла. В 1712 году, во время встречи Петра I и Августа они обменялись наградами – Петр возложил на польского короля орден св. Андрея Первозванного, а Август на русского царя – орден Белого Орла.

Орден Святого Станислава (звезда, в центре на зелёном эмалевом фоне буква «S»). Орден Российской империи с 1831 до 1917 года. Царство Польское сохраняло какую-то степень автономии в составе Российской империи, имело конституцию и собственные ордена, но после подавления польского восстания в 1831 г. превратилось в российскую провинцию. Следствием этого стало включение ордена Св. Станислава в Капитул российских орденов.

К сожалению, здесь не представлен орден Св. Екатерины. Он был представлен в старой экспозиции ГОП. Этим орденом награждали только дам, а пошла эта традиция от прутского похода, в котором вместе с Петром I участвовала его жена Екатерина I. Когда русское войско попало в окружение, то Екатерина отдала все свои драгоценности для подкупа турецкого главнокомандующего, а турки всегда легко шли на это, и, Екатерина I стала первой дамой, награждённой этим орденом.

Рыцарские доспехи

Все представленные здесь доспехи турнирные, боевых доспехов в коллекции нет. Доспехи в России не использовались в бою, а служили для украшения парадных залов, впрочем, как и в Западной Европе. Каждый доспех повторяет моду на одежды, которая существовала во время его изготовления. Самый древний доспех XV века именуется Готическим.

Доспех XVI века, так называемый Максимилианский, выполнен уже в стиле Ренессанс. Красивый французский турнирный доспех XVI века отличается  юбочкой в виде колокола – это пояс, который закрывает ноги воина во время боя. Доспех украшен дивным орнаментом с изображением сцены охоты; на ней собаки преследуют оленя. Самое главное в таких турнирах – это выбить противника из седла, не убить, а именно выбить. За убийство на турнире могли судить и, даже, казнить. Поединок заканчивался, когда один из противников оказывался на земле.

Металлических башмак в стиле “медвежья лапа” повторяет обувь XVI века. Подобный башмак очень устойчив в стремени, а в конном рыцарском поединке главной задачей было выбить противника из седла.Детский доспех был сделан в России немецкими мастерами.  Изготовили его для будущего царя Алексея Михайловича, который в ту пору был ребёнком. В Западной Европе это было модно, поэтому нас тоже должен был быть такой доспех. Чем мы хуже Европы!?

Когда в дар государю послы привозили мечи, то их никогда не дарили без ножен. Если приходили с мечом без ножен, то это было негласным объявлением войны.

Подлинная работа немецкого мастера XVI в. Лохнера – полный доспех на коня и на всадника – вызывает заслуженный интерес. Декор на доспехе всадника повторяется на конной броне. Спереди на седле есть валик для того, чтобы всадник лучше держался в нём. Рогатая маска на голове коня защищает его уши, и, одновременно, пугает противника. Это дар польского короля Стефана Батория русскому царю Фёдору Иоанновичу.

Дар Остен-Сакену от парижан

В правой витрине представлен оружейный гарнитур начала XIX века. Его создал лучший оружейник Франции Николя Жозеф Бутэ. Это дар граждан Парижа русскому генерал-губернатору Остен-Сакену, вручённый ему в 1814 году за то необычайное благородство, которое русские войска проявили при взятии Парижа.

Остен-Сакен командовал русским гарнизоном в оккупированном Париже и строго следовал  знаменитому приказу Александра I, изданный по армии накануне вступления русских войск во Францию. В приказе требовалось бережно относиться к этой стране, её культуре и населению, несмотря на то, что Наполеоновсая армия вела себя в России совсем иначе. Парижане боялись, что русские войска поведут себя точно также, как и французы и отомстят за грабежи в Москве. Но русские вели в Париже очень достойно.  Поэтому французы и сделали столь роскошный подарок русскому генерал-губернатору. К подарку была приложена благодарственная хартия, в которой говорилось, что граждане Парижа делают сей дар в знак признательности за его благородство. Позже генерал Остен-Сакен передал гарнитур в Оружейную палату.

Стоимость этого комплекта очень велика. Поэтому, в первые годы советской власти, коммунисты, разбазарившие немало культурных ценностей для получения твердой валюты и закупки техники и оборудования на западе, покусились и на этот гарнитур. Шпага из гарнитура была украшена превосходным бриллиантом. Этот бриллиант вытащили и продали.  Сейчас в шпагу вставлен современный якутский бриллиант. Он не хуже прежнего, немалого веса и отличного качества.

Оружие Ирана и Турции

Самое распространенное восточное (и русское) оружие – это сабля.  Они пришли к нам с востока на 5 веков раньше, чем в Западную Европу, где пользовались мечом, а позже – шпагой и рапирой. Сабля особенно удобна не для пешего, а для конного боя. Саблей зовут любое изогнутое рубящее оружие. Однако среди сабель также существуют различия. Есть сабли, которые называются шамшира. В ГОП представлены персидские шамширы. У них достаточно большой изгиб, а внизу они очень острые. Они пригодны для рубящего и для колющего удара. Ими можно было попадать в кольцо кольчуги.

Прямые сабли называются палаш. Палаши заточены с 2-х сторон. Ими рубились так же, как и мечами.

Оружие, представленное в восточной витрине, было привезено в Россию из Персии и Турции в качестве подарков русским царям Алексею Михайловичу и Фёдору Алексеевичу. Оно датируется XVII веком.Здесь представлены: шлем – мисюрка, сабля, сделанная в Стамбуле, но не турками, а православными, которые жили в христианском районе Константинополя. Эту саблю они прислали  в подарок Алексею Михайловичу. Оружие украшает чисто восточное сочетание красных и зелёных камней. В таком стиле украшены саадак, колчан и налуч.

Перначи из нефрита и хрусталя, инкрустированные драгоценными металлами, очень характерны для Востока. Это оружие изысканное, оно не боевое, а парадное. Подобные перначи часто подносились государям в качестве драгоценного дара.

Щит мастера Зернишана

Очень интересен золотой щит мастера Мухаммеда Мумина Зернишана XVI века. Это шедевр восточного оружейного искусства. Второго такого щита просто не существует. Он выкован из булатной стали, инкрустирован золотой спиралью с изображениями мифических существ, животных, трав, охотничьих сцен и, даже, целых эпизодов из поэмы Низами «Лейла и Меджнун». В описи царских щитов XVII века он числится под номером один. Входил в “Большой наряд” русского государя.

Шлемы-маски по всей вероятности индийского происхождения. Они предназначались не для военачальников, а для простых воинов. Эти маски страшные, производят сильное впечатление. Подобные маски служили для своеобразной психической атаки против неприятеля. Кроме того, в них проделаны малозаметные отверстия. Во время конной атаки ветер попадал в эти отверстия и возникал ультразвук, неслышимый, но угнетающе действовавший на психику. Восточные люди всегда были большими мастерами в подобных делах.

Из булата восточные оружейники делали мечи-пояса. Не во все города можно было войти с оружием, но в то же время и без оружия входить было опасно. Поэтому, на востоке делали мечи-пояса, которые оборачивали вокруг пояса, застёгивали на специальный замок и, в случае необходимости, для самообороны, нажимали на специальную кнопку и меч распрямлялся. Статья написана по материалам учебной экскурсии по залам оружия ГОП. Фото взяты с сайта  музеев Московского Кремля и из других открытых источников

kraeved1147.ru

Атаман Ермак |

Атаман Ермак "родом незаметный, душой знаменитый" - легендарная личность и национальный герой России. Считается, что он родом с Чусовой, хотя есть и другие версии (с Двины или с Дона). Но во всяком случае на Среднем Урале он оставил неизгладимый след. Все что только можно здесь называют его именем. Ходил он со своей ватагою по Чусовой, Каме и Волге пока не нанялся к богатым уральским купцам Строгановым защищать их владения от набегов со стороны сибирского хана Кучума.

А в 1581 году дружина под командованием Ермака в количестве не менее 1500 человек и хорошо вооруженная выступила за Каменный Пояс воевать Сибирское ханство.  Как всем известно предприятие было удачным. Сибирь стала русской. Здесь речь пойдет о смерти Ермака Тимофеевича.

Он погиб в 1585 году, когда с небольшим отрядом в 50 человек шел по Иртышу и в устье реки Вагай попал в засаду. На правом берегу Иртыша с незапамятных времен есть татарская деревня Баишевская (Баишево) Вагайского района Тюменской области. На окраине села находится кладбище которое является священным мусульманским захоронением (астана).  Есть две версии об этом захоронении.

По первой версии здесь похоронен шейх Хаким-Ата (Сулейман Быкыргани) и еще несколько его родственников. Шейх считается мусульманским святым, он одним из первых принес на Сибирскую землю ислам. Кроме того написал исламское сочинение аналог Апокалипсиса.  Небольшой деревянный мавзолей. Это место настолько священно, что его посещение  приравнивается к хаджу в Мекку. Правда посетить надо 7 раз. Искер - городище Кучума у сибирских татар тоже священное место.

Но вот что интересно. Кроме мусульман сюда приезжают и православные. Почему? Есть вторая версия что именно здесь на Баишевской Астане похоронен русский казак, православный атаман Ермак. Похоронен по мусульманскому обычаю.

Первая версия. В конце 14 века по повелению правителя из Бухары пришли в Сибирь 366 шейхов-проповедников для обращения местного "дикого", языческого населения в ислам. И с ними 1700 воинов. Миссию активно атаковали туземцы-аборигены, не желавшие никакого ислама. Почти все бухарцы погибли. Значительно позднее их наверное всех или почти всех объявили святыми и на местах захоронений установили 6-гранные строения, называемые в Сибири астана ("порог дворца" в переводе). По крайней мере 30 таких захоронений известно.  У каждого священного кладбища есть свои хранители (выдавалась соответствующая грамота) и обязанность эта передается из поколения в поколение. У Баишевского захоронения такая грамота утрачена.  Был ли Хаким-Ата одним из этой бухарской команды? Оказывается нет. Хаким-Ата жил в 12 веке. Умер в возрасте 95 лет в 1186 году в Хорезме и похоронен на Амударье. Вскоре после его смерти Амударья вышла из берегов и затопила могилу на 40 лет. А потом когда река отступила, могила уже была утрачена. Но потом все-же ему поставили надгробие. Это в Узбекистане. Но еще несколько точек в Узбекистане и в Таджикистане претендуют на захоронение этого уважаемого гражданина. Он  был суфийским шейхом и проповедовал ислам как раз узбекам и таджикам. Никаких документальных свидетельств о его посещении Сибири нет. С какой бы стати кто-то повез сюда в Сибирь останки? Возможно имя Хакм-аты присвоил этому захоронению какой-то мулла, переписчик его трудов, когда они приходили в негодность? Чтобы поднять статус своей деревни. Это версия.

Вторая версия. Мог ли быть здесь похоронен атаман Ермак? Что было после его гибели? 5 ноября 1582 года отряд Ермака разбил войско Кучума -  выходца из Бухары -  и возвестил о покорении Сибири. За это Иван Грозный пожаловал казаков. А Ермаку послал в подарок 2 кольчуги. В августе 1585 года маленький отряд причалил к островку на впадении Вагая в Иртыш и встал на ночлег. Под утро на казаков напали.  Уцелевшие в том числе и Ермак бросились к стругам. Но Ермак оступился и ушел под воду, еще и надетые две кольчуги были тяжелы. Они спасли Ермака от стрел, но  сослужили плохую службу. Тело атамана осталось под водой.

 Полвека спустя нашли кольчугу Ермака о чем упоминается в Сибирской летописи начала 18 века. Из нее следует, что в 1646 году березовские служилые люди отбили у приобских самоедов (хантов) русский нагрудный панцырь. Драгоценный трофей отправили в Москву, потому что "на том де панцире на груде мишени золотые а на них вырезано на одной царское имя, на другой орел"  Историки считают, что это действительно панцирь Ермака. После гибели атамана кольчуги были разделены.   Одну кольчугу получил нурза Кайдаул, который и руководил татарами в том бою, другую отдали в приклад Белогорскому шайтану. Белогорье - это было святилище остяков и вогулов (ханты-манси)  в устье Иртыша. Эти кольчуги искали русские начиная с 17 века. В том числе искал тобольский сотник Ульян Макеев-Ремезов. Одна была найдена в Тобольске у потомков Кайдаула, уже перешедших на русскую службу. Ее отправили в оружейную палату где она и находится поныне.

Раз кольчуги были сняты с тела Ермака, это означает, что его могли где-то похоронить. Но от места гибели до Баишевского кладбища довольно далеко порядка 30 километров. Кроме того это село находится выше по течению, а значит река не могла вынести тело в Баишево. Это могли сделать только люди намеренно. Но какой смысл везти тело погибшего Ермака так далеко?   Не проще ли было похоронить его там, где нашли. Решили обратиться к фольклору живущих на Иртыше народов.  Легенды носят несколько односторонний характер, и основаны на воспоминаниях казаков - сподвижников Ермака. Савва Есипов тобольский дьяк их записывал. Татары напали, был бой, Ермак упал и утонул. Все. Слово "сибирь" на местном языке означает подметать, мести, вьюжить. Коренные народы, живущие на Иртыше передают из поколения в поколение народные предания и песни. Они отличаются художественным образом от летописей. В ткани песен могут упоминаться реальные люди и исторические события. Получилась такая картина. В нескольких километрах от села Вагай есть селение Епанчинские Юрты. Несколько дней подряд после гибели казачьего отряда рыбаки-татары забрасывали здесь невод. Выловил Ермака Яныш Бегишев внук.

Вот что в песне поется: "Невод рыбаки бросили, вместо рыбы мертвеца притащили. В броне боевой и в кольчуге стальной. Роста статного, пойманный в сети". В утопленнике признали русского атамана Ермака. Все знали, что 13 дней назад был бой  на Вагае с его отрядом, но то, что погиб сам Ермак до сих пор не знали. В селение стала стекаться туземная знать в том числе и сам Кучум.

События отраженные в татарском фольклоре оказывается нашли свое отражение и в Ремезовской летописи. Ее автор - главный зодчий Тобольска Семен Ремезов - человек обширных знаний и богатого жизненного опыта. Он участвовал в отражении вражеских набегов, собирал ясак, основывал новые села, проводил перепись населения. Это русский энциклопедист Сибири, картограф, историк. Ремезов не просто написал летопись, но проиллюстрировал ее своими  рисунками. По свидетельству летописца через несколько дней после гибели Ермака, его тело выловил Яныш Бегишев внук. Потом тело положили на помост и расстреляли из луков. Оказывается это такая дань уважения. Однако написана летопись Ремезова в начале 18 века более чем через 100 лет после первого похода казаков в Сибирь. После гибели Ермака казаки-его сподвижники которых осталось менее 100 человек, из Сибири ушли. Поэтому события остались в тени. Потом пришли уже другие. Татары не сообщали никому о том что же стало с телом Ермака. Возможно боялись мести.

Таким образом тело Ермака оказалось в руках его вчерашних врагов. Где же его могли похоронить? По мусульманской традиции нельзя издеваться над телом. Возможно тело повезли по деревням чтобы показывать жителям, что вот, смотрите, Ермак мертв.

Отец Семена Ремезова рассказывал сыну о своей встрече с калмыцким князем Аблаем в Тобольске в середине 17 века лет через 80 после гибели Ермака. Эта встреча имеет прямое отношение к нашему вопросу. Аблай спросил: "А знаешь ли ты Ульян, где ваш Ермак лежит?" Ульян ответил, что это никому не известно. Аблай посмеялся над ним и ответил, что это место он знает. Аблай заявил, что в детстве он был очень болен и исцелился лишь потому, что пил воду с могилы Ермака.

Фото Тобольск Памятник Семену Ремезову

Место это татары знают, а русские нет. По большим праздникам над могилой Ермака является огненный столб, а по родительским дням горящая свеча. Он обещал показать Ульяну это место, но выполнил ли неизвестно. Еще в летописи есть фрагмент указывающий почему тело Ермака долго не хоронили. В переводе на современный русский язык тело атамана на помосте долго лежало нетленным, являя всевозможные чудеса. И даже птицы не смели на него садиться и клевать. Более того каждая вещь, принадлежащая атаману , обладала какими-то чудесными свойствами. Если Ермак стал объектом поклонения местного населения, тогда и похоронить его могли по особому. Интересно, что о баишевском кладбище в татарском фольклоре упоминается, что там давно похоронен чужак (имя не называется). Этим чужаком вполне может быть Ермак. Так в результате и православные приходят туда поклониться своему Ермаку. Возможно его похоронили не на самом кладбище, а рядом где-то за оградой, все-таки иноверец. По крайней мере в 70-е годы прошлого века старики говорили, что около кладбища похоронен чужой.

Ремезов же, опираясь на одну из легенд, пишет, что похоронили Ермака на священном Баишевском кладбище под кудрявой сосной. Собрали на его поминки 10 баранов. Из могилы при этом шел чудодейственный свет. Историк Катанов писал, что исходя из Ремезовской летописи, многие хотят видеть Ермака чуть ли не как святого. Все таки образ сильно мифологизирован. Но очень уж сомнительна какая бы то ни было религиозность Ермака. Он ею совсем не отличался. Возможно в легендах и рисунках Ремезова проявляются какие-то архаичные дохристианские и домусульманские традиции почитания.

Кто же все-таки похоронен на самом кладбище? Возможно  не Хаким-ата, а один из тех 366 шейхов-бухарцев, пришедших сюда в 14 веке? Вот еще что интересно, местные татары считают Ермака сибирским татарином! Своим! Он якобы хотел свергнуть конкретно Кучума и стал казачим атаманом чтобы осуществить это дело. Похоронили его по мусульманским традициям. В принципе тогда можно и поклоняться без проблем. Башкиры, кстати, тоже не проч считать Ермака своим. (У них ведь кроме Салавата... это не в тему)

На одном из рисунков Ремезовской летописи план и крестик, над которым надпись "Ермаково кладбище" , значит Аблай все же показал Ульяну это место и сын отметил на карте. Все таки видимо татары скрывают тайну Баишеаской астаны. Есть опасения, что если объявить что здесь похоронен Ермак, то начнется паломничество, причем массовое. И тогда покой мертвых будет нарушен, а это недопустимо по мусульманским традициям.

Советую посмотреть

perevalnext.ru

Неделя в Москве. День первый (много фото). Оружейная палата.

16.05.2016 г. Понедельник. День первый

Нас встретил на железнодорожном вокзале наш московский друг и забрал наш чемодан и повез его в нашу гостиницу (!) в камеру хранения - спасибо ему огромное, тем более он нам сам предложил нам такой вариант.Мы же сразу с Казанского вокзала отправились к кассам Кремля. Касса расположена в Александровском саду у выхода из м.Арбатская Арбатско-Покровской линии.

с левой стороны от Кутафьи (самая низкая башня Кремля)

Полчаса ожидания открытия касс и билеты в Оружейную палату и Алмазный фонд у нас на руках! - вуаля!

Как попасть в Алмазный фонд, подробно все расписано ТУТ. Как попасть Кремль и в Оружейную палату - тут.

Время выбрали самое удачное. Весна все вокруг цветет. Александровский сад утопает с цвету сирени. Первомайские праздники уже закончились, а школьные каникулы еще не начались. Наплыва народа не наблюдается. Чистота, красота, чудесные газончики:

Вход в Оружейную палату и Алмазный фонд осуществляется через Боровицкую башню. Нужно немного подождать:

Необходимо пройти через контроль - пройти через рамку и показать содержимое сумки, с рюкзаками не пускают и заворачивают. Можно сдать в камеру хранения (бесплатно), которая находится прямо рядом с башней Кутафьей.Проходим контроль через рамку:

И вот мы уже рядом с Оружейной палатой:

Взяли аудио гиды в Оружейную палату и нас направили на второй этаж по шикарной золотой лестнице:

Интересно, почему такие высокие двери, почти в потолок? Есть предположение, что в древности в палаты цари могли въезжать прямо на лошадях)))

На втором этаже экспозиция начинается с церковной драгоценной утварии церковных сокровищ в золотых окладах с драгоценными каменями:Мой ребенок очень добросовестно слушал аудиогид. И согласно указаний аудиогида переходил от одной витрины к другой, разыскивая их номера.

Брачные венцы Пушкина и Гончаровой. Венчают короны синие эмалевые шарики с простым крестиком.Впереди у корон эмалевые миниатюры, изображавшие святую Екатерину и святого Георгия. Предполагается что они были изготовлены для венчания Екатерины II и Потёмкина. Однако, свидетелей не было, т.к. от священнослужителей требовали обет вечного молчания. От этого брака у них вроде родилась дочь, названная Елизаветой, которая получила достаточно говорящую фамилию Тёмкина. Но настоящий брак между Екатериной и Григорием так и не состоялся.2 марта 1831 года в церкви Вознесения Господня венчались известный поэт А. С. Пушкин и первая московская красавица Н. Н. Гончарова.Согласно молве, свершилось несколько плохих примет: жених, задев за аналой, уронил крест; во время службы, неожиданно погасла одна из свечей; шафер Пушкина, устав держать венец, передал его своему товарищу; и в завершение всего, при обмене колец, одно из них упало на пол. Пушкин изменился в лице и шепнул кому-то из друзей: «Все дурные предзнаменования» .

Далее шел зал со старинным оружием и доспехами.

Запомнилась кольчуга 16 века, царя Бориса Годунова, где на каждом кольце выбита надпись: «С нами бог, никто же на ны». В кальчуге, как правило от 30 до 50 тыс. колец

кольца вблизи (найдено в сети: http://ss4u.forum2x2.ru/t1008-topic):

Трофеи с Полтавской битвы, барабаны переданные Петром I на хранение в Оружейную палату:

Далее шел зал с дарами, которые были подарены иностранными главами российским царям. Всевозможные вазы, хрусталь, фарфор, посуда и прочая роскошь.

Запомнилась серебряная гора-курильница. В ее жаровню на раскаленный уголь клали душистые коренья, пряные травы, наливали благовонные масла, которые под действием высокой температуры испускали тонкий аромат, и дымку, наполняя комнату приятным запахом.Нужно же было чем-то развлекаться царям и вельможам долгими зимними вечерами когда не было ни кино, ни тв, ни интернета)))

Привлек внимание золотой сервиз на двоих: "Тет-а-тет":

На фоне сервиза "Олимпийский", подаренным Наполеоном в 1807 г. Александру Первому в память о заключении Тильзитского мира.Русский царь, получив его, не слишком оценил, но тем не менее, сервиз остался в России. Сервиз включает 166 предметов, вместе с настольным украшением, 31 вазой для цветов и чайным сервизом-кабаре на 12 персон. Ни один рисунок, ни один сюжет на предметах не повторяются.

Спускаемся на первый этаж, где расположена коллекция царской одежды и карет.Одежда расшитая жемчугом. Драгоценные ткани Византии, Ирана и Турции XIV-XVII веков

Внизу была группа школьников и молодая, очень интересная девушка экскурсовод, которая влюблена в свою профессию. Я пыталась послушать, что она рассказывает, однако мой ребенок мне не дал этого сделать))) - Мама! Почему ты не слушаешь аудиогид? Ты должна быть уже вон у той витрины. Идем, идем, идем. Почему ты здесь стоишь?!!!

Одежда Петра I . Сапоги сшиты им сами, трость выточена собственноручно из яблоневого дерева:

Большая витрина в которой собраны коронационные платья, которые надевались всего один раз в жизни. Просто произведения искусства, драгоценные ткани из серебряных нитей. Вот тут об этой витрине очень хорошо написано экскурсоводом.

Легендарная Шапка Маномаха."Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!" Александр Пушкин. "Борис Годунов".Фото из инстаграмма @yanbovkun

Ну и конечно же, полюбовались царскими каретами:

Возки для цесаревичей. В возки впрягались пони.

Конечно же, хорошо было бы попасть на детскую адаптированную экскурсию, вероятно, что прогулка по залам была бы более увлекательнее. Однако, нам все же интересно было пробежаться по Оружейной палате с аудио-гидом.

Мы вышли из музея, посмотрели сувениры по ценам для иностранцев. Отдохнули на скамеечке, подождали, когда подойдет время экскурсии в Алмазный фонд:

Экскурсия длилась 40 минут. Свободы передвижения, самостоятельно от витрины к витрине, не было. Ходили организованно за экскурсоводом. Фотографировать там не реально.

Топ-3 экспонатов Алмазного фонда, которые наиболее запомнились - это:

1. Корона российской империи. Сколько она стоит никто не знает. Никто не знает, по каким критериям ее можно оценить. Кроме физической стоимости драгоценностей есть еще историческая стоимость. В настоящее время, сотрудники госхрана ее даже не берутся оценивать.Вот так она выглядела в витрине:

2. Алмаз "Орлов"

2. Алмаз "Грибоедова":

В алмазном фонде два зала. Экскурсия начинается с "азов" где экскурсовод рассказывает и показывает какие бывают камни и как они оцениваются в каратах. Затем показываются и рассказывается о природных самородках. Далее идут шедевры советских ювелиров. И в завершении экскурсии нас проводили во второй малый зал, где находятся исторические камни и ювелирные изделия.Поначалу Георгий с интересом переходил от витрины к витрине, но в последнем зале он выдохся и сел на ковровое покрытие. Стоять у него уже не было сил...

В рюкзачке была вода и перекус (печенюшки, яблоко, мандарины, на крайний случай ношу в сумке чупа-чупс, но пригождается он очень редко). Немного подзарядив ребенка отправились в сторону Красной площади. Интересовал магазин ГУМ с расположенной на 3-ем этаже столовой № 57

Наушники и старый телефончик, куда закачан Чевостик, помогли без нытья дотопать до ГУМа.

Ранее в сериале о поездке:- Неделя в Москве. Подготовка

club.umnitsa.ru

Ермак-конкистадор Сибири.: well_p

Читал статью в Википедии о Ермаке.И увидел там интересный портрет 17 века.Только так и не понял, наш он или иностранный?

Покопался еще и с удивлением нашел еще несколько похожих изображений.

Портрет Ермака  С надписью на обороте Ермак Тимофеевич Завоеватель Сибири  Неизвестный художник.

Тенденция однако.Оказывается не зря писали, что он утонул из-за тяжелого доспеха.

А ведь есть еще вот такие вот изображения казаков в Сибири.Книга : Ремезов, Семен Ульянович (1642-после 1720). Краткая сибирская летопись (Кунгурская) / [Ремезов]. - Санкт-Петербург : Археогр. комис., 1880 .

На этих картинах правда Ермак одет несколько по другому, но это, скорее всего, повседневная одежда, в отличии от парадных портретов.Но стиль одежды казаков, в общем то,соответствует стилю портретов Ермака, что я привел выше.Вообще конечно налицо канон и строгое следование деталям. Причем каждая из них когда то много чего говорила об этом человеке. И головной убор и "кисть" на плече и копье в руках и сам доспех. Только вот мы об этом может только гадать.Но думается, что это все таки портреты реального человека.Не важно как его звали.Главное он был и много чего сделал для государства Российского.Спасибо ему за это.Как же мы мало знаем о том времени.

well-p.livejournal.com

Оружейная палата

Недалеко от Боровицких ворот, на месте бывших Житного  и  Конюшенного  дворов,  расположено здание Государственной Оружейной палаты. Оно построено по проекту архитектора К. А. Тона в 1851 г., почти одновременно с Большим Кремлевским дворцом. Оружейная палата Московского Кремля является старейшим музеем нашей страны, сокровищницей уникальных памятников декоративного искусства и материальной культуры.

Экспонаты Оружейной палаты тесно связаны с историей создания и развития русского многонационального государства, с историей русской художественной культуры. Эти ценнейшие памятники истории рассказывают нам о далеком прошлом нашей Родины, о героической борьбе русского народа за свою национальную независимость. Каждая вещь экспозиции убедительно свидетельствует о высокой одаренности и художественном таланте народных мастеров, в совершенстве владевших многими техническими приемами обработки и украшения изделий из драгоценных металлов, о национальном своеобразии русского искусства, постоянно обогащаемого лучшими традициями народного творчества.

Возникновение Оружейной палаты как сокровищницы московских великих князей относится к XIV в. В «духовных грамотах» великих князей неоднократно упоминаются разнообразные драгоценные вещи — иконы, оружие, воинские доспехи и др., составлявшие основу княжеской казны. С течением времени многие из этих вещей становились символами политической власти, использовались при оформлении торжественных церемоний — обрядов венчания на царство, посольских встреч и торжественных выходов.

Из года в год казна великих князей пополнялась все новыми и новыми сокровищами. В XV в., при великом князе Иване III, она разрослась настолько, что в 1484—1485 гг. для нее было построено специальное каменное здание под названием Казенный двор. Помещалось оно между Архангельским и Благовещенским соборами. В новое здание были перенесены все ценности великокняжеской казны, ранее хранившиеся в подвалах кремлевских церквей и соборов.

Княжеская казна, имевшая вначале характер личной собственности, в период образования централизованного Русского государства начинает приобретать черты государственного хранилища. Из ряда документов известно, что уже в 1511 г., при сыне Ивана III Василии III, утверждается высокая должность оружейничего. В обязанность его входило не только хранить великокняжеское парадное и охотничье оружие, но и наблюдать за его изготовлением и поставкой для двора.

В первый период своего развития Оружейная палата была одновременно и хранилищем, и производственной мастерской, в которой изготовлялось боевое холодное и огнестрельное оружие и различного рода оборонительные доспехи для воинов.

В начале XVI в. наряду с Оружейной палатой существовал Конюшенный приказ, который ведал царской конюшней, парадным конским убранством, а также поставлял лошадей для войска и для нужд царского двора — парадных царских выездов и посольских встреч.

О сокровищах царской казны два раза упоминается в летописи под 1547 г.: при описании церемонии венчания на царство Ивана IV и в рассказе о большом московском пожаре, причинившем огромные бедствия Кремлю и кремлевским сокровищам: «...И загореся... казенный двор с царскою казною... казна великого князя погоре, и оружничая палата вся погоре с воиньскым оружием и постельная палата с казною... и конюшня царская...» Здесь впервые в летописи Оружейная палата была упомянута как хранилище царской казны.

Богатством отличалась царская казна времен Ивана IV. Об этом говорит хотя бы такой факт: чтобы спасти ценности от крымского хана Девлет Гирея в 1572 г., в Новгород было отправлено два обоза из четырехсот пятидесяти саней.

К концу XVI в. относится создание Мастерской Царской и Царицыной палат, которые ведали хранением и изготовлением одежд и постельного убранства для царского семейства. Здесь работали искусные золотошвеи и белошвеи, создавшие превосходные вещи. Впоследствии эти мастерские стали своеобразной художественной школой, воспитавшей целое поколение первоклассных мастеров шитья.

kreml-msk.ru

Могилу Ермака поможет найти георадар

Археолог Александр Адамов: Могилу Ермака поможет найти георадар

В своих поисках тобольский ученый опирается на старинную карту, где отмечено место захоронения легендарной личности.

Тобольский археолог Александр Адамов вплотную приблизился к разгадке одной из главных сибирских тайн – места захоронения Ермака. Ученый обнаружил ту самую террасу на берегу реки Вагай недалеко от села Бегишевского в Вагайском районе, где по преданиям был похоронен легендарный атаман, и готовится к очередной экспедиции, которая позволит установить истину. Насколько точны прогнозы? Что будет дальше с останками, если все-таки удастся найти могилу Ермака? С этими вопросами мы обратились к Александру Адамову.

- Александр Александрович, поиски могилы Ермака предпринимались и раньше, но безрезультатно. Сейчас мы можем надеяться на успех экспедиции?

– Поисками места, где дружина Ермака приняла свой последний бой, занимался известный тюменский археолог Александр Матвеев. К сожалению, его с нами уже нет, но его дело продолжает супруга Наталья Матвеева. Осмотрев предполагаемое место захоронения Ермака на карте XIX века, составленной в 1806 году губернским землемером Василием Филимоновым со слов местных жителей, Александр Матвеев, как мне рассказывали, пришел к выводу, что место захоронения из-за постоянных разливов, скорее всего, обрушилось в реку. На своей карте Филимонов указал, что могила Ермака находится на возвышенности возле леса, где в то время находилась пашня. Мы проверили эту информацию и в районе села Бегишевское действительно нашли возвышенность. Во время археологических раскопок в прошлом году поняли, что терраса с предполагаемым местом захоронения Ермака все-таки сохранилась. Дело в том, что на этом мысочке мы нашли погребение X-XI веков.

- И это древнее кладбище само по себе стало сенсацией?

– Да, мы впервые обнаружили захоронение X-XI веков. Нашли две могилы древних угров, фрагменты сабель. Судя по всему здесь было гораздо больше могил. Остальные просто полностью распахали в течение нескольких столетий, начиная с XVII века. Сейчас же здесь выгоны для скота. Подтвердилось и то, что на этом участке ранее располагался лес, который отметил на своей карте Филимонов. В первую очередь нам важно было понять, сохранилась старая терраса на берегу реки или нет. И мы убедились в том, что она все-таки сохранилась. В XVII и начале XVIII века здесь находились Старые Бегишевские юрты. Во второй половине XVIII века местные жители перебрались на новое, более высокое место, где сейчас располагается село Бегишевское.

- Интересно, сельчане знают, что где-то рядом похоронен Ермак?

– Увы, среди местных жителей не сохранились даже легенды. Информация о месте захоронения Ермака пришла из Калмыкии – от Аблая, который хотел заполучить у татар панцирь Ермака, веря в то, что он обладает некоей силой, которая приносит воинам удачу. Известно, что отец Аблая предлагал Кайдаулу, непосредственному частнику событий, приведших к гибели Ермака, продать его панцирь и предлагал десять семей рабов, 50 верблюдов, 500 лошадей, 200 коров, 1000 овец, но тот так и не согласился. Аблай рассказал отцу знаменитого картографа Ремезова легенду, которую узнал от татар, как после боя утонувшего Ермака выловили из реки, сняли с него кольчуги (их было две - Прим. авт.), как его похоронили. Аблай также сказал, что одна из кольчуг досталась мурзе Кайдаулу, а другая попала на север и оказалась у воинственных самоедов, которых позже усмирили казаки. Сами не зная того, они и обнаружили реликвию. На кольчуге был знак, свидетельствующий о том, что доспехи принадлежали князю Петру Ивановичу Шуйскому. Поэтому и сохранилась кольчуга Ермака. Казаки отправили находку в Тобольск, оттуда в Москву и сейчас кольчуга атамана хранится в Оружейной палате. На второй, исчезнувшей, кольчуге был такой же княжеский знак, но он был потерян, и вполне возможно сейчас кольчуга, как безымянная, хранится в каком-нибудь музее. Княжеский знак с кольчуги был найден дворянином Бутаковым в 1904 году на территории Искера.

- Говорят, что тело Ермака не похоронили, а все-таки сожгли, настолько люто ненавидели его враги.

– Конечно, было много разных легенд. Во всяком случае рассказ Аблая о кольчугах подтвердился, и это позволяет нам надеяться, что мы на верном пути. Есть легенда, что на месте погребения Ермака начали происходить разные чудеса: то столб огненный появится, то еще что-то необъяснимое. Поэтому тело перезахоронили. Но даже если мы не найдем останки Ермака, а лишь место, где была могила, подтвердится хотя бы эта легенда. На сегодняшний день совершенно ясно, что если мы найдем на террасе одиночную могилу, то скорее всего это будет место захоронения Ермака.

- Если все-таки удастся найти место захоронения Ермака, вы уже думали, что будет с могилой дальше?

– В первую очередь нужно провести антропологические исследования, если, конечно, его похоронили на достаточно большой глубине, хотя бы на глубине полметра. Если захоронение будет близко от земли, от костей мало что останется. Но даже в этом случае можно провести генетические исследования, определить возраст захоронения, и когда будет понятно, что могила конца XVI века, что останки принадлежат мужчине, есть характерные признаки повреждений от стрел на костях, то будет совершенно ясно, что останки принадлежат Ермаку. По генному анализу можно даже установить потомков Ермака, откуда он родом, из какой местности, потому что некоторые считают, что Ермак был татарином. Если череп будет в хорошей сохранности, по нему можно изготовить скульптурный портрет и понять, как все-таки выглядел Ермак. Касательно его внешности сейчас существуют лишь смутные воспоминания. Но прежде, чем что-то исследовать, нужно сначала это найти. По большому счету в своих поисках мы опираемся на предания, и тот же Ремезов мог что-то добавить от себя для того, чтобы объявить Ермака святым.

- Александр Александрович, поиски могилы Ермака вы продолжите в этом сезоне?

– Для того чтобы исследовать всю террасу, нам нужен георадар, мы уже подали заявку на президентский грант и к концу года планируем его приобрести, чтобы в следующем году полноценно продолжить работы. Вообще планов у нас много, мы хотим использовать георадар и для поиска могил казаков из дружины Ермака в районе Искера, древней столицы Сибирского ханства недалеко от Тобольска. Такая находка может оказаться не менее значимой для Сибири.

Фотографии предоставлены Александром Адамовым.

www.vsluh.ru