Арсенал русского богатыря: смертельное оружие (12 фото). Фото кольчуга богатыря


7 орудий из арсенала русского богатыря

Копьё

В летописях практически как синоним боя встречается выражение «изломить копье». Задумайтесь, какой силы были удары русских богатырей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см и длиной около 2 метров.

Древко делалось из березы, дуба, ясеня, клена, часто оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, которыми можно было не только колоть, но и неплохо рубить.

Конные богатыри пользовались копьями, однако не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Таранный удар на Руси появился только в XII веке ввиду утяжеления доспеха. До XII века же, всадники били копьем сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. В первую очередь, такое копье отличалось длиной – 3-4 м. и наконечником. С X века распространяется удлиненный четырехгранный наконечник.

Это не столько смертоносное оружие, сколько деморализующее – ранить, калечить, оглушать. Тот, кто считает, что древние войны отличались огромным количеством жертв, ошибается. Главной задачей было не уничтожить поголовно противника, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, угнать людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. По летописным источникам, убитых было мало, тогда как раненых – случалось больше трех четвертей войска. Войско «побило тех-то», не порубило, не посекло, а именно побило.

Самая лучшая дубина получается именно из дуба, вяза и березы. Также имелась практика в такие дубины набивать гвозди, что еще больше повышало сокрушающую способность дубины. Палица – это грушевидное шипованное оружие, которое мы привыкли видеть в руках у богатырей. Булаве же свойственна несколько даже кубическая форма, что отразилось в ее названии - «шишка», «набалдашник».

Многие художники снабжают своих былинных героев огромными цельнометаллическими «стопудовыми» палицами. На самом деле, палица весила всего 200-300 грамм – этого вполне хватало для хорошего удара.

russian7.ru

Арсенал русского богатыря: смертельное оружие (12 фото)

Русский богатырь, как известно, вел ближний бой. Один на один, или один на всех. Что помогало богатырю одерживать ультимативную победу над противником? Контактное оружие.

Меч

Меч – не просто русское оружие, а символ военной власти. Мечом клялись в споре, с ним разговаривали, ему давали имя, это имя выписывалось древними мастерами в верхней трети клинка.

Меч изготавливали из нового для человечества материала – металла. Его было не просто достать, недопустимо забыть и позорно потерять. Он был эксклюзивом у хозяина, и ещё не понятно, кто кем на самом деле владел.

Меч покупали за равное его весу количество золота. Чтобы избежать неудачной покупки, меч испытывали, перво-наперво, по звону: чем дольше, выше и чище звон клинка, тем лучше металл. Также он должен был с легкостью и не тупясь, перерубить толстый гвоздь и разрезать брошенную на клинок ткань.

Боевой топор

Топор также служил богатырям верою и правдою с незапамятных времен, но пешим. Был незаменимым инструментом при монтаже военных механических устройств, фортификационных заграждений и для расчистки дороги в лесу. Топор в хороших руках мог запросто расколоть щит или порвать кольчугу.

Характерная черта русского топора – загадочная дырочка на лезвии. Ученые выдвигал разные гипотезы – от того, что это – клеймо мастера до того, что туда вставлялся стержень, чтобы топор не глубоко застревал при ударе. На самом деле, все оказалось гораздо проще: за эту дырочку пристегивался кожаный чехол для безопасности транспортировки, а также за нее вешали топор к седлу или на стену.

Сабля

Принципиальное различие меча и сабли в том, что меч – оружие рубящее, тогда как сабля – режущее.

Славяне стали использовать саблю на пограничных с кочевниками территориях, : так как им надо было противостоять легким всадникам, и для конных воинов она была очень удобна. Считается, что славяне, переняв саблю у степняков, продвинули ее распространение дальше – в западную Европу.

Нож

Боевым считается любой нож, превышающий в длину 20 см. Нож метали в противника, причем славянские воины отличались в этом деле очень большой меткостью.

Также был довольно жесткий обычай, действовавший в глухих северных деревнях вплоть до XIX века. Деревенские парни, вооруженные ножами, собирались ночью в избе, где тушили весь свет и устраивали поножовщину «все против всех», причем били в полную силу. Удивительно при этом то, что пострадавших почти не было, не считая мелких порезов и ссадин. Ученые в этом улавливают отголосок древней дисциплины тренировки молодых воинов: герой должен не только видеть, но и чувствовать идущий на него удар, уметь без помощи глаз его парировать и правильно нанести ответный удар.

Копьё

В летописях практически как синоним боя встречается выражение «изломить копье». Задумайтесь, какой силы были удары русских богатырей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см и длиной около 2 метров.

Древко делалось из березы, дуба, ясеня, клена, часто оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, которыми можно было не только колоть, но и неплохо рубить.

Конные богатыри пользовались копьями, однако не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Таранный удар на Руси появился только в XII веке ввиду утяжеления доспеха. До XII века же, всадники били копьем сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. В первую очередь, такое копье отличалось длиной – 3-4 м. и наконечником. С X века распространяется удлиненный четырехгранный наконечник.

Это не столько смертоносное оружие, сколько деморализующее – ранить, калечить, оглушать. Тот, кто считает, что древние войны отличались огромным количеством жертв, ошибается. Главной задачей было не уничтожить поголовно противника, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, угнать людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. По летописным источникам, убитых было мало, тогда как раненых – случалось больше трех четвертей войска. Войско «побило тех-то», не порубило, не посекло, а именно побило.

Самая лучшая дубина получается именно из дуба, вяза и березы. Также имелась практика в такие дубины набивать гвозди, что еще больше повышало сокрушающую способность дубины. Палица – это грушевидное шипованное оружие, которое мы привыкли видеть в руках у богатырей. Булаве же свойственна несколько даже кубическая форма, что отразилось в ее названии — «шишка», «набалдашник».

Многие художники снабжают своих былинных героев огромными цельнометаллическими «стопудовыми» палицами. На самом деле, палица весила всего 200-300 грамм – этого вполне хватало для хорошего удара.

Кистень

Кистень – это оружие кочующего богатыря — идеальный инструмент удобный в транспортировке. Кистень представляет собой грушевидную гирю весом 100-500 г., прикрепленную на цепи к рукояти. Можно утверждать, что кистень – чисто русское изобретение, которым пользовались славяне еще в VI веке. В отличие от булавы, кистень универсален — им одинаково можно поражать врага и пешему, и конному воину. Однако кистень требует от владельца большого искусства обращения с собой – иначе ты чаще будешь попадать гирей себе по лбу или спине, нежели в противника. Иногда применялся следующий прием: все те же гири привязывались к веревке и воин, намотав конец ее на руку, запускал гирю в противника.

Кистени также украшались, как и любое другое оружие, на некоторых из них можно заметить княжеские знаки, замысловатые узоры, серебряную и золотую инкрустацию.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Секреты кинокостюмов: 800-летняя пряжка Ильи Муромца и 30-килограммовые доспехи Добрыни Никитича

Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО

Художник по костюмам Антонина Белинская рассказала, как создаются уникальные образы на примере украинского фэнтези "Сторожевая застава"

Съемки "Сторожевой заставы" кинокомпания FILM.UA завершила в начале июля. А до этого было два года подготовки, полторы тысячи специалистов, 58 съемочных смен, специально построенная деревянная крепость времен Киевской Руси, около 150 уникальных костюмов, трюки и масштабные батальные сцены.

Премьеру картины планируют на 22 декабря. А пока ее создатели колдуют над фэнтезийным наполнением, спецэффектами и занимаются другими киношными хитростями, мы пригласили в гости художника по костюмам Антонину Белинскую и расспросили ее, как она создавала образы легендарных героев.

Илья Муромец (Олег Волощенко)

  • Илья - статусный воин, суров, воевода, при этом способен на мелкие шалости. Поэтому создатели кинообраза подчеркнули эти черты характера и в его костюме: массивный металл с тонкой вышивкой, мелкие аксессуары…
  • У Ильи - два меча. Длина одного из них - полтора метра, вес более 15 кг.
  • Раритетный аксессуар - пряжка XIII века из частной коллекций древностей.
  • Кольчуга облегченная (специальный сплав), весит около 8 кг (стандартная - 15-18 кг).
  • Украшения на бороде - гравированные кольца, сделанные из серебра. 
  • На груди зерцало, которое защищает солнечное сплетение. На нем изображен коловрат - символ победы света над тьмой.

Добрыня Никитич (Александр Комаров)

Добрыня - статусный воин Киевской Руси, грозный герой, классический былинный образ.

  • У Добрыни две булавы: одна весит 8 кг, вторая полегче - для боевых сцен - 5 кг. 
  • Носит раритетную серьгу XI века из частной коллекции.
  • На зерцале изображен сокол. Это родовой знак Рюриковичей, его образ часто употреблялся в Киевской Руси.
  • Корпус доспехов полностью сделан вручную из 500 стальных пластин, весит около 15 кг. Весь боевой костюм - 30 кг.

Олешко Попович (Роман Луцкий)

Фото: FILM.UA 

Олешко - парень сорвиголова. Он не хрестоматийный, в нашем понимании, богатырь. Бесстрашный, немного беспечный, поэтому у него даже шлема нет! Он обаятельный, немного дерзкий, очень любознательный, открыт всему новому. Это и хотелось подчеркнуть в его одежде. В его костюме есть мотивы скифского облачения и элементы из одежды гладиаторов.

  • Доспехи сделаны из кожи. Специально разработали плетение из кожаных шнуров, на которые потом нашивали металлические кольчужные кольца. Все детали сделаны вручную.
  • Обувь, как и у всех богатырей, кожаная, на ней либо тиснение, либо вышивка. Изготовлялась индивидуально под каждого актера.
  • Разделительные кольца и пряжки на доспехах - ручное литье, чеканка. Около 20 мастеров по металлу и портных со всей Украины помогали Белинской делать костюмы, шлемы, чеканку для кино. 

Половцы

Фото: FILM.UA 
  • Шлемы сделаны из пластика и покрашены вручную.
  • При разработке образа половцев получился симбиоз разных культур, есть элементы и монгольского костюма, и японского.

Жители Лелечого

Фото: FILM.UA 

Это славяне-хиппи, которых охраняют богатыри. Они живут в гнездах над водой, питаются и используют в быту все, что находится вокруг них.

  • Костюмы - ручная работа. Для них ткалось полотно, ведь необходимую ткань найти уже невозможно.
  • Украшения у девушек на голове - частично литье, частично из проволоки.
  • Накидки - из отороченной мешковины, вручную расшитой узорами.
  • Бусы - тоже ручная работа. Там есть тесемки, мешковина, желуди, каштаны, обрезки кожи.
  • Обувь - украинские постолы из кожи, которые специально заказывали для фильма.

Миланка, сестра Ильи (Наталья Сумская)

Фото: FILM.UA 

Так как она - замужняя женщина, у нее три варианта головных уборов: шелковый с мережкой, из обычного льна (на фото) и тонкого льна.

  • Колты идут в три слоя - они разного диаметра, отливались специально для фильма.

Шаман (Ерболат Тогузаков)

Фото: FILM.UA 

На костюм шамана ушло 480 метров кос из ткани, причем уже готовых (если считать метраж ткани, то можно сразу же умножать на три - то есть примерно 1440 метров ткани). Разрисовывались, окрашивались и плелись они вручную.

  • Корона из латуни, выкована вручную. Каждый зуб на короне и кости сделаны мастерами из глины - так что ни одно животное не пострадало.
  • По сюжету у шамана есть ворон (его тотем), с помощью которого он наблюдает за происходящим, поэтому хотелось в образе шамана подчеркнуть его птичью натуру. Так, на короне появились два отполированных камня - ассоциация с глазами ворона.

Андак (Ержан Нурымбет)

Фото: FILM.UA 

В костюме Андака, хана половцев, нет ни одной фабричной детали! Он пережил большую трансформацию уже в процессе работы. Единственное, что осталось от первого варианта, близкого к исторической реконструкции, это кожаная юбка на бедрах.

  • Андак напоминает самурая, а сабли носит за спиной в ножнах, расположенных крест-накрест. 

Оленка (Ева Кошевая)

Фото: FILM.UA 

У Оленки четыре костюма. Это платья и панева (шерстяная юбка из нескольких кусков ткани) с ручной вышивкой, вязаный жилет, плащ. Оленка - внучка деда Овсия, тоже "дитя природы".

  • Головной убор - тканое очелье с орнаментом. Колты (так называемые височные кольца) - ручное литье. Это копия одной из археологических находок. 
  • Необычные аксессуары - бусы, сделанные из высушенных цветов, которые повесили вместе со стеклянными шариками, тоже сделанными вручную.
  • Все наряды из тканого полотна (старого, купленного у коллекционеров).

О ЧЕМ КИНО?

"Сторожевая застава" - это история о том, как обычный школьник Виктор через загадочный портал времени попадает в прошлое, где знакомится с былинными богатырями и вместе с ними встает на защиту Сторожевой заставы от половцев. Приходится им вступить в битву и с мифическими существами. Бюджет - 40 млн гривен. 

kp.ua