4.9. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – закон воинской жизни. Закон шли уставы


УСТАВЫ – Симфония для Библии



Быт 26:5 ...повеления Мои, уставы Мои и законы Мои... Исх 15:26 ...и соблюдать все уставы Его,.. Исх 18:16 ...и объявляю [им] уставы Божии и законы Его... Лев 19:19 ...Уставы Мои соблюдайте;.. Лев 19:37 ...Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их... Лев 20:22 ...Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их, –.. Чис 30:17 ...Вот уставы, которые Господь заповедал Моисею... Втор 4:45 ...вот повеления, постановления и уставы,.. Втор 6:17 ...и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе;.. Втор 6:20 ...говоря: что значат сии уставы, постановления и законы,.. 3Цар 2:3 ...ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его,.. 3Цар 3:14 ...сохраняя уставы Мои и заповеди Мои,.. 3Цар 8:58 ...и соблюдали заповеди Его и уставы Его и законы Его,.. 3Цар 9:4 ...и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои,.. 3Цар 11:33 ...и соблюдать уставы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду, отцу его... 3Цар 11:34 ...который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои;.. 3Цар 11:38 ...соблюдая уставы Мои и заповеди Мои,.. 4Цар 17:13 ...и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои,.. 4Цар 17:15 ...и презирали уставы Его, и завет Его,.. 4Цар 17:37 ...и уставы, и учреждения, и закон, и заповеди,.. 4Цар 23:3 ...и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его... 1Пар 22:13 ...если будешь стараться исполнять уставы и законы,.. 1Пар 29:19 ...чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои,.. 2Пар 7:17 ...и будешь хранить уставы Мои и законы Мои,.. 2Пар 7:19 ...уставы Мои и заповеди Мои, которые Я дал вам,.. 2Пар 34:31 ...и соблюдать заповеди Его и откровения Его, и уставы Его,.. Неем 9:13 ...законы верные, уставы и заповеди добрые... Неем 9:14 ...и уставы и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея... Неем 10:29 ...и уставы Его и предписания Его,.. Иов 38:33 ...Знаешь ли ты уставы неба,.. Пс 49:16 ...Грешнику же говорит Бог: что ты проповедуешь уставы Мои... Пс 88:32 ...если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:.. Пс 104:45 ...чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его... Пс 118:8 ...Буду хранить уставы Твои;.. Пс 118:54 ...Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих... Пс 118:117 ...и в уставы Твои буду вникать непрестанно... Пс 118:145 ...и сохраню уставы Твои... Пс 147:8 ...уставы Свои и суды Свои Израилю... Иер 10:3 ...Ибо уставы народов – пустота:.. Иер 31:35 ...уставы луне и звездам для освещения ночью,.. Иер 31:36 ...Если сии уставы... Иез 11:20 ...и соблюдали уставы Мои,.. Иез 18:19 ...все уставы Мои соблюдает и исполняет их;.. Иез 18:21 ...и будет соблюдать все уставы Мои... Иез 20:19 ...и Мои уставы соблюдайте, и исполняйте их... Иез 36:27 ...и уставы Мои будете соблюдать и выполнять... Иез 37:24 ...и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их... Иез 43:11 ...и все очертания его, и все уставы его,.. Иез 43:11 ...чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его... Иез 43:18 ...вот уставы жертвенника к тому дню, когда он будет сделан... Мал 4:4 ...равно как и правила и уставы.

bible.by

Устав и закон - Исследование армии

Один из постулатов права гласит: что не запрещено законом, то разрешено. Вся правовая сфера и все обслуживающие её социальные организации других сфер принимают этот постулат в своей реальной повседневной деятельности.

 

Конечно, возможны различные толкования текстов законов, различная практическая реализация одних и тех же норм. В реальности некоторые нормы законов могут и вовсе не действовать. Вместо иных норм действуют подзаконные акты (ведомственные акты, затеняющие закон, «поясняющие» его в качестве инструкций). В общем, реальность правовой сферы несколько искажает буквальное содержание закона, и всё же отмеченный принцип действует в массе явлений и уж точно соблюдается при оценке правовых текстов.

 

Но что мы видим в случае с армейским уставом? Частная жизнь солдата сведена к минимуму, все самобытные тенденции в его поведении жёстко подавляются. Ему можно делать только то, что разрешено уставом, да и то с различными практическими ограничениями. Получается, в армии действует принцип: то разрешено, что разрешено уставом; всё остальное запрещено. А ведь есть ещё и практическая реализация норм уставов, идущая ещё дальше.

 

Как можно оценить противоречие принципов закона и армейского быта? По сути, вторые являются частным случаем, когда внутриведомственный акт оказывается на практике выше по значению, нежели закон. Более того, его действие качественно отличается от действия закона. Воистину, армия суть коммунальная организация, неправовая по своей сути.

 

Есть ещё один ключевой принцип права, который сильно искажается в армейских уставах, – это равенство всех перед законом. В армии узаконено абсолютное социальное неравенство. Вроде бы, на первый взгляд, неравенство узаконено и в остальном праве: особое положение государственных органов, могущих судить и освобождать от ответственности, привилегии работников органов правопорядка; даже в гражданском праве предусмотрена возможность ответственности за невыполнение человеком своих служебных обязанностей, к которой он привлекается руководителем предприятия. Но ни в одном случае за невыполнение распоряжения руководителя подчинённый не несёт уголовной ответственности. А в армии несёт. Весьма символично, что статья об ответственности за невыполнение приказа стоит в главе о преступлениях против военной службы Уголовного кодекса на первом месте. Отдельно УК выделено и сопротивление начальнику в армии, а также насилие в отношении него. В других частях УК наказания за сопротивление начальнику гражданской структуры не предусмотрено, а наказание за насилие в отношении другого лица меньше, чем наказание за совершение насилия в отношении начальника в армии. Кроме того, командир, в случае неподчинения приказу в боевой обстановке, может применить оружие, но это уже норма не закона, а Устава. Устав тем самым ещё более развивает (если смотреть на вопрос абстрактно юридически) принцип закона о неравенстве субъектов ответственности в армии.

 

В итоге, мы видим, что даже в законе в отношении армии принцип равенства всех категорий граждан перед законом не соблюдается. Солдат несёт гораздо большую ответственность, причём, не за какое-то абстрактное нарушение, а именно за нарушение субординации. Тем самым абсолютный характер армейской иерархии получает законодательное закрепление. Чего уж тут говорить об уставе, который им буквально пронизан.

 

 

www.army-info.ru

Обзор практики по признанию недействительной редакции устава

Противоречие норм устава требованиям закона

  1. Если при рассмотрении судом дела будет установлено, что в уставе общества содержатся положения, противоречащие закону, они не должны применяться судом при разрешении возникшего спора[1].
  2. Судом может быть признано недействительным положение устава, противоречащие нормам Закона об АО[2].
  3. Наличие в уставе положений, противоречащих закону, само по себе не может служить безусловным основанием для признания недействительным решения общего собрания, которым данные положения приняты[3].
  4. Ни нормы ГК РФ, ни нормы Закона об АО не предусматривают возможности оспаривания и признания недействительным в целом устава. При этом отдельные положения устава могут быть признаны недействительными, если они противоречат закону[4].
  5. Включение в устав положений, устанавливающих необходимость принимать единогласное решений по ряду вопросов, не противоречит нормам закона об ООО и не является основанием для признания их недействительными[5].

Признание недействительной редакции устава

  1. Отсутствие решения общего собрания участников общества об утверждении новой  редакции устава, зарегистрированной в налоговом органе, т.е. самого факта возникновения правоустанавливающего документа, которому государственной регистрацией придана сила правоудостоверяющего факта, позволяет признать редакцию устава незаконной[6].
  2. ГК РФ не предусматривает такого способа защиты гражданских прав, как оспаривание документа самого по себе, даже если в нем содержится недостоверная информация. Порочность документа как доказательства может оспариваться только в том процессе, в котором на него ссылаются как на доказательство[7].
  3. Признание недействительной редакции устава или его положений невозможно без нарушения ими прав или законных интересов истца, которые могут быть восстановлены в случае удовлетворения иска[8].
  4. Оспаривание устава по основанию, что он утвержден решением общего собрания, проведенного с нарушением требований закона, действующим законодательством не предусмотрено[9].
  5. Оспариванию подлежит решение собрания участников общества, которым внесены соответствующие изменения в Устав, а не сами изменения, которые могут быть признаны недействительными в результате признания таковым соответствующего решения собрания[10].

Исковая давность

  1. Иск о недействительности редакции устава может быть заявлен в пределах общих сроков исковой давности в случае, если такая недействительность основана на факте отсутствия проведения собрания об утверждении оспариваемой редакции Устава. В этом случае признание ничтожности устава и его аннулирование правомерны, а соответствующие требования направлены на восстановление существующего до принятия устава положения[11].
  2. Иск о недействительности положений пунктов устава по основанию их противоречия нормам Закона об АО может быть заявлен вне сроков исковой давности, установленных п. 7 ст. 49 Закона об АО[12].
  3. Если участник общества принимал участие в общем собрании, то требования о признании недействительными положений устава в редакции, утвержденной таким решением, могут быть заявлены в срок, установленный для оспаривания принятого решения[13].
  4. Моментом, с которого участник общества мог узнать о нарушении своих прав измененным положением устава, касающегося выплаты дивидендов, может признаваться период, в котором общество не выплатило дивиденды[14].

 

zakon.ru

4.9. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – закон воинской жизни

Общевоинские уставы – это нормативно-правовые акты, которые регламентируют жизнь и быт военнослужащих, их взаимоотношения между собой и повседневную деятельность.

Уставы внутренней службы, дисциплинарный, гарнизонной и караульной служб в соответствии с Федеральным законом РФ «Об обороне» утверждены Указом Президента Российской Федерации – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации 14 декабря 1993 г. и имеют силу законов. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации введен в действие приказом министра обороны РФ от 15 декабря 1993 г. № 600.

Устав внутренней службы определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка. Этим уставом руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации. Положения устава, в том числе и обязанности должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей, кораблей и подразделений. Действие устава распространяется на военнослужащих Пограничных войск, Внутренних войск Министерства внутренних дел, Железнодорожных и других войск. На кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц, кроме того, определяются Корабельным уставом Военно-Морского Флота.

Дисциплинарный устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. Все военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от воинских званий, служебного положения и заслуг должны строго руководствоваться требованиями этого устава. Кроме того, положения Дисциплинарного устава распространяются на граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды (при ее ношении).

Устав гарнизонной и караульной служб определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

Этим уставом руководствуются все военнослужащие и должностные лица воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений и военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации.

Строевой устав определяет строевые приемы и движения без оружия и с оружием, строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах, порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра, положение Боевого Знамени воинской части в строю, порядок его выноса и относа, обязанности военнослужащих перед построением в строю и требования к их строевой выучке, а также способы передвижения на поле боя и действия при внезапном нападении противника. Строевым уставом руководствуются все воинские части, корабли, штабы, управления, учреждения, предприятия, организации и военные образовательные учреждения профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации.

studfiles.net

4.9. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – закон воинской жизни

Общевоинские уставы – это нормативно-правовые акты, которые регламентируют жизнь и быт военнослужащих, их взаимоотношения между собой и повседневную деятельность.

Уставы внутренней службы, дисциплинарный, гарнизонной и караульной служб в соответствии с Федеральным законом РФ «Об обороне» утверждены Указом Президента Российской Федерации – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации 14 декабря 1993 г. и имеют силу законов. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации введен в действие приказом министра обороны РФ от 15 декабря 1993 г. № 600.

Устав внутренней службы определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка. Этим уставом руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации. Положения устава, в том числе и обязанности должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей, кораблей и подразделений. Действие устава распространяется на военнослужащих Пограничных войск, Внутренних войск Министерства внутренних дел, Железнодорожных и других войск. На кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц, кроме того, определяются Корабельным уставом Военно-Морского Флота.

Дисциплинарный устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. Все военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от воинских званий, служебного положения и заслуг должны строго руководствоваться требованиями этого устава. Кроме того, положения Дисциплинарного устава распространяются на граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды (при ее ношении).

Устав гарнизонной и караульной служб определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

Этим уставом руководствуются все военнослужащие и должностные лица воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений и военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации.

Строевой устав определяет строевые приемы и движения без оружия и с оружием, строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах, порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра, положение Боевого Знамени воинской части в строю, порядок его выноса и относа, обязанности военнослужащих перед построением в строю и требования к их строевой выучке, а также способы передвижения на поле боя и действия при внезапном нападении противника. Строевым уставом руководствуются все воинские части, корабли, штабы, управления, учреждения, предприятия, организации и военные образовательные учреждения профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации.

studfiles.net

общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих

Предназначение Устава

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации представляют из себя свод основных правил, изучение которых позволит сформировать у служащих общее представление о защите их собственных прав и интересов государства от внутренних, внешних и прочих угроз в РФ, а также поможет освоить основы прохождения воинской службы.

Изучение воинского Устава является одним из самых важных пунктов прохождения начальной подготовки к военной службе, потому что именно он знакомит новоиспеченных служащих с основными понятиями и терминами.

Каждый из четырех видов уставов должен быть тщательно изучен каждым военнослужащим, потому что все они раскрывают определенный свод правил. Таким образом, Устав внутренней службы содержит общие права и обязанности военнослужащих, особенности внутреннего распорядка, а также правила взаимодействия между служащими.

Дисциплинарный устав повествует о сущности воинской дисциплины, обязанности по её соблюдению, а также различные виды поощрений и взысканий. Главным отличием от Устава внутренней службы является предусмотрение определенных мер ответственности за нарушение уставных правил.

Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ вмещает цель, порядок организации и несение гарнизонной и караульной службы, а также основные обязанности и права должностных военнослужащих и лиц при исполнении.

Строевой устав ВС РФ определяет основные строевые приемы, порядок движений с оружием и без, типы строя различных подразделений пешим ходом и с техникой.

Цель создания Устава

После изучения устава военнослужащий должен знать:

  • суть воинской дисциплины;

  • звания;

  • распределение времени;

  • обязанности дневального и дежурного по роте;

  • задачи караульного;

  • обязанности часового и прочие.

 

Справочная информация

 

Боевое знамя воинской части. Описание Боевого знамени. Внутренний порядок в караулах. Хранение оружия и боеприпасов. Действия караульных по боевому расчету (в случаях нападения на охраняемые объекты, караульное помещение, тушения пожара или других стихийных бедствиях) Внутренний порядок в парке Военная присяга (обязательство) и их значение Военнослужащие - граждане Российской Федерации. Случаи, при которых военнослужащие находятся при исполнении обязанностей военной службы Военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации - защитник Отечества Воинское приветствие. О воинской вежливости и поведении военнослужащих Войсковые и корабельные воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и знаки различия Выезд за пределы гарнизона. Увольнение из расположения полка. Отправление и следование подразделений (команд) Дежурный по роте. Порядок приема и сдачи дежурства Действия дневального при допуске в парк военнослужащих, выпуске машин из парка, возникновении пожара и пользовании средствами сигнализации Действия часового при попытке проникновения посторонних лиц на пост, нападение на часового и на охраняемый им объект. Порядок применения оружия Действия часового: при заряжании и разряжании оружия; следовании на посты; при приеме и сдаче поста, смене часовых; обнаружении неисправностей на посту; по охране и обороне поста; при нарушениях порядка вблизи поста или на соседнем посту; при возникновении на посту пожара и пользовании средствами пожаротушения Должностные и специальные обязанности военнослужащих. Ответственность военнослужащих Единоначалие. Начальники и подчиненные. Старшие и младшие Защита Отечества - священный долг каждого гражданина Российской Федерации Клеймение обмундирования и предметов вещевого имущества военнослужащих Комната для хранения оружия, ее оборудование. Порядок хранения оружия и боеприпасов. Допуск личного состава в комнату для хранения оружия. Порядок выдачи оружия и боеприпасов Личный прием военнослужащих командиром воинской части Меры пожарной безопасности при проведении огнеопасных работ на объектах воинской части Назначение пожарных команд, постов и расчетов Назначение, состав, форма одежды, вооружение и подчиненность гарнизонных патрулей. Обязанности патрульного. Порядок несения службы патрульными Несение караульной службы - выполнение боевой задачи. Состав караула. Часовой и караульный. Обязанности часового Об обращениях, (предложениях, заявлениях или жалобах). Права военнослужащих по обращению в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам Обращение военнослужащих друг другу, к начальникам и старшим; Обращение военнослужащих во внеслужебное время и вне строя Общие обязанности военнослужащего Обязанности военнослужащих по предупреждению и тушению пожара. Действия лиц суточного наряда при возникновении пожара Обязанности военнослужащих по сохранению военной и государственной тайны и ответственность за ее разглашение Обязанности дежурного и помощника дежурного по контрольно-пропускному пункту. Порядок пропуска на территорию части одиночных лиц, подразделений и команд, проверки документов, вносе (ввозе) или выносе (вывозе) имущества Обязанности должностных лиц подразделения Обязанности солдата (матроса) Ознакомление с правилами поведения военнослужащих в казарме, столовой, клубе и других общественных местах в военном городке Организация гарнизонной службы. Должностные лица гарнизона Особенности исполнения дисциплинарного ареста Особенности исполнения обязанности часовым на посту у Боевого знамени, часового контрольно-пропускного пункта, часового у вскрытого хранилища, часового, охраняющего гауптвахту, часового у входа в караульное помещение Ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений (часть 1) Ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений (часть 2) Ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений (часть 3) Ответственность военнослужащих: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная и уголовная Ответственность за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими Охрана здоровья военнослужащих Первичные средства пожаротушения. Огнетушащие средства, их характеристика и применение. Назначение и устройство различных огнетушителей Перечень грубых дисциплинарных проступков Подчиненность и неприкосновенность часового. Права и обязанности часового Подчиненность и обязанности дневального по роте Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка Порядок подачи и разрешения предложений, заявлений и жалоб Порядок представления командирам (начальникам) и лицам, прибывшим для инспектирования (проверки) Порядок просушки обмундирования и обуви. Получение, сдача повседневного и парадно-выходного обмундирования, обуви Порядок прохождения службы Пост и его оборудование. Способы охраны объектов Права и общие обязанности военнослужащего Правила поведения солдата при нахождении вне расположения части Правила, приемы и способы применения первичных средств пожаротушения Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Инициатива военнослужащих Применяемые поощрения и налагаемые на солдат (матросов), сержантов и старшин дисциплинарные взыскания. Порядок наложения и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий Развод и смена караулов Размещение военнослужащих. Общие положения Размещение военнослужащих. Помещения роты, их назначение, оборудование и содержание. Внутренний порядок в подразделениях. Хранение средств защиты и предметов личного пользования Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих. Общие положения Распределение времени и повседневный порядок Распределение времени и повседневный порядок. Распорядок дня и регламент служебного времени Режим курения в различных помещениях и на территории части Ритуал приведения к Военной присяге (обязательству) военнослужащих Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. Ознакомление с правилами личной и общественной гигиены Содержание помещений Содержание помещений и территории. Проветривание помещений. Освещение помещений Состав наряда по парку. Обязанности дневального по парку. Подготовка дневального по парку и его обязанности Суточный наряд Требования безопасности при пользовании бытовыми приборами. Предназначение прикроватной тумбочки Требования пожарной безопасности Требования пожарной безопасности в парках, ангарах, пунктах заправки горючим, в мастерских, на складах (хранилищах) Тренировка в выполнении обязанностей дневального по роте. Действия при прибытии прямых начальников, в случае тревоги или пожара, при отсутствии дежурного по роте Уборка помещений, обязанности очередного уборщика Учебные занятия Учет поощрений и дисциплинарных взысканий Хранение вещевых мешков с положенными предметами, стальных шлемов, малых пехотных лопат и средств индивидуальной защиты. Порядок хранения повседневного, специального и парадно-выходного обмундирования, обуви, личных вещей военнослужащих и предметов личного пользования

 

voenservice.ru

Распространенные основания признания положений уставов муниципальных образований противоречащими действующему законодательству

Библиографическое описание:

Тышкунова Н. Н. Распространенные основания признания положений уставов муниципальных образований противоречащими действующему законодательству [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 92-95. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/37/609/ (дата обращения: 28.08.2018).

Устав муниципального образования занимает особое место в системе муниципальных нормативных правовых актов, поскольку представляет собой своего рода конституцию, основной закон того либо иного муниципального образования. Следовательно, от качества устава муниципального образования зависит стабильность жизнедеятельности населения и согласованность решения вопросов местного значения органами местного самоуправления.

Существующие основания признания уставов муниципальных образований противоречащими действующему законодательству можно условно разделить на две группы: процессуальные основания, связанные с нарушениями процедуры принятия и регистрации устава, муниципальных правовых актов о внесении в него изменений и материальные основания, связанные с оспариванием конкретных положений уставов, муниципальных правовых актов о внесении и него изменений.

Анализ практики применения законодательства о местном самоуправлении позволяет выделить следующие распространенные основания признания положений уставов муниципальных образований противоречащими действующему законодательству.

Наиболее часто встречающееся нарушение – несвоевременное приведение органами местного самоуправления уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным и региональным законодательством.

При этом позиция органов местного самоуправления по несвоевременной реакции внесения изменений в устав муниципального образования совершенно не оправданна, поскольку приводит к тому, что на территории муниципального образования действует устав с положениями, не соответствующими действующему законодательству, что существенно нарушает права и законные интересы населения муниципального образования.

Так, Североморским городским судом Мурманской области рассмотрено дело по заявлению Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах о признании незаконным бездействия Совета депутатов закрытого административно-территориального образования «Североморск» по приведению Устава данного муниципального образования в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в части установления гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Решением Североморского городского суда требования прокурора Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах удовлетворены в полном объеме.

При этом необходимо учитывать позицию Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу, который в определении от 15 октября 2008 г. № 93-Впр08-1 указал, что исходя из конституционного принципа самостоятельности органов местного самоуправления, суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Таким образом, представляется, что в случае приведения устава (отдельных положений устава) муниципального образования в соответствие с действующим законодательством в судебном порядке, необходимо заявлять требование не о внесении в него изменений, а о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления.

Следующим основанием признания положений уставов противоречащими законодательству являются нарушения по вопросу регулирования в уставах муниципальных образований вопросов местного значения. Речь идет о несоответствии перечня вопросов местного значения, закрепленных в уставах муниципальных образований перечню данных вопросов, определенному Федеральным законом № 131-ФЗ. Причем данная ситуация касается как необоснованного сокращения, так и необоснованного расширения вопросов местного значения.

Вместе с тем, по существу данного основания имеются и иные точки зрения. В частности, Верховный суд Республики Коми указал, что факт отсутствия в уставе правового регулирования всех вопросов местного значения, наличие данных вопросов не в полном объеме не является противоречием федеральному законодательству по причине прямого действия Федерального закона № 131-ФЗ и иных федеральных законов.

Представляется возможным не согласиться с приведенной позицией, поскольку согласно п. 2 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения относится к обязательным требованиям к содержанию устава муниципального образования и таким образом должен иметь в нем место.

Также одно их типичных нарушений – нарушения по вопросам регулирования в уставах полномочий органов местного самоуправления.

Так, Дзун-Хемчинским районным судом Республики Тыва было признано незаконным положение Устава муниципального образования с. Чаданский Дзун-Хемчинского кожууна, предусматривающее, что должности муниципальной службы устанавливаются (учреждаются) правовыми актами главы муниципального образования в соответствии со структурой администрации. В свою очередь, на основании ст. 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Красногорским городским судом Московской области признано недействительным положение Устава Красногорского района, согласно которому представительный орган согласовывает назначение на должность и увольнение заместителей руководителя исполнительно-распорядительного органа данного муниципального образования. При этом судом было установлено, что Совет депутатов Красногорского муниципального района вышел за рамки предоставленных ему полномочий.

Распространенным основанием признания положений устава противоречащих законодательству также являются нарушения по вопросу определения видов муниципальных нормативных правовых актов. В частности, в некоторых уставах в качестве таковых называются «положение», «постановление», «муниципальный нормативный правовой акт» и т.п.

Необходимо учитывать, что в Федеральном законе № 131-ФЗ закреплена взаимосвязь между конкретными видами муниципальных правовых актов и органами, должностными лицами, которые их принимают. Согласно ч. 3 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительные органы муниципальных образований принимают решения, как по вопросам местного значения, так и по вопросам организации их деятельности. Решения представительного органа муниципального образования носят как нормативный, так и индивидуальный характер. Действующее законодательство не предусматривает возможности принятия представительным органом муниципального образования «положений», «нормативных правовых актов», «постановлений» и т.п. как отдельных документов.

Таким образом, именно решение представительного органа, устанавливающее общеобязательные правила поведения, является нормативным правовым актом, а «положения», «программы» и т.п. могут являться только приложением к данному решению.

По рассматриваемому вопросу имеется определение Верховного Суда РФ, которым оставлено в силе решение Вологодского областного суда по одному из уставов, в отношении которого прокуратура опротестовала право представительного органа принимать свои акты в виде постановлений.

Кроме того, в ряде уставов муниципальных образований содержится положение о том, что в случае неподписания главой муниципального образования нормативного правового акта на протяжении определенного периода времени указанный акт признается вступившим в силу.

В свою очередь, ч. 13 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает, что нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Данное полномочие главы муниципального образования закреплено также в п. 2 ч. 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ.

Таким образом, любой муниципальный нормативный правовой акт должен содержать подпись главы муниципального образования.

Помимо изложенного, одним из проблемных вопросов является закрепление в уставе муниципального образования в качестве единственного источника официального опубликования официального сайта органов местного самоуправления либо определение сайта как альтернативу официальному источнику опубликования.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом и лишь в исключительных случаях допускается иная форма при отсутствии в публичном образовании печатного издания.

Кроме того, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не относит Интернет к источникам официального опубликования.

Также следует отметить, что опубликование (обнародование) муниципальных актов исключительно в сети Интернет может повлечь большие затруднения в правоприменительной практике, в частности в определении официальной даты опубликования и соответственно вступления их в силу. Кроме того, в современных социально-экономических условиях размещение муниципальных нормативных актов только на интернет-сайтах значительно затрудняет доведение их содержания до широкого круга лиц.

В заключении необходимо отметить, что рассмотренные основания признания положений уставов муниципальных образований противоречащих действующему законодательству являются лишь наиболее типичными, распространенными. К иным основаниям относятся, в том числе, нарушения порядка принятия устава муниципального образования, а также внесение в него изменений; превышение полномочий в части установления дополнительных и социальных гарантий выборным должностным лицам местного самоуправления; ненадлежащее закрепление оснований досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления; нарушения по вопросу установления в уставе наименования муниципального образования; нарушения по вопросам регламентирования в уставе прав граждан на непосредственное осуществление местного самоуправления; нарушения по вопросам установления порядка и процедуры ответственности органов местного самоуправления.

В целом, следует еще раз подчеркнуть, что наиболее значимые процессы по обеспечению жизнедеятельности местного сообщества юридически оформляются муниципальными нормативными правовыми актами, которые не должны противоречить, в том числе уставу муниципального образования. Таким образом, от уровня проработки устава и своевременности внесения в него изменений в целях приведения в соответствие с действующим законодательством напрямую зависит социально-экономическая стабильность муниципального образования и эффективность деятельность органов местного самоуправления.

Литература:

  1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями от 09.02.2009) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992, № 17. Ст. 300; СЗ РФ. 2009, № 7. Ст. 778.

  2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 20.03.2011) // СЗ РФ. 2003, № 2003, № 40. Ст. 3822; Российская газета. 2011. 25 марта.

  3. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (с изменениями и дополнениямиот 10.06.2010) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008, № 1; 2010, № 8.

  4. Определение Верховного Суда РФ от 15 октября 2008 г. № 93-Впр08-1 «Об оставлении без изменения постановления президиума Магаданского суда от 11.01.2007, которым было прекращено производство по делу о признании незаконным бездействия Собрания представителей Омсукчанского района и обязании принять дополнение к уставу указанного района и включить в перечень вопросов местного значения указанные заявителем вопросы» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Версия от 23.03.2011.

  5. Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. № 01-4477/08 «Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по вопросам признания несоответствующими федеральному законодательству и недействующими уставов (отдельных положений уставов) муниципальных образований, а также заявлений об оспаривании решений о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации» // http://www.zakon.scli.ru.

  6. Борисова И.А. Актуальные проблемы муниципального правотворчества // Государство и местное самоуправление. С. 36-45.

  7. Устав Мурманского ЗАТО Североморск не соответствует федеральному законодательству // http://www.zaks.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование, местное самоуправление, местное значение, представительный орган, действующее законодательство, акт, нормативный правовой акт, муниципальная служба, Российская Федерация, официальное опубликование.

Похожие статьи

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальное образование, общий принцип организации, субъект РФ, законодательное регулирование, муниципальная собственность...

Гражданская инициатива в муниципальном нормотворчестве

муниципальное образование, местное самоуправление, местное значение, представительный орган, действующее законодательство, акт, нормативный правовой акт, муниципальная служба, Российская...

Улучшение регулирования деятельности органов местного...

местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальное образование, общий принцип организации, субъект РФ, законодательное регулирование, муниципальная собственность...

Нормативно-правовая база управления муниципальной...

муниципальная собственность, муниципальное образование, местное самоуправление, управление, муниципальный Совет, городская администрация, орган, местное самоуправление города...

Правовой статус контрольно-счетного органа муниципального...

местное самоуправление, муниципальное образование, Российская Федерация, юридическая техника, представительный орган, инициативная группа, нормативный правовой акт, закрытое...

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия...

местное самоуправление, муниципальная власть, муниципальное управление, муниципальное образование, кадровый потенциал, Российская федерация, муниципальная служба, местное значение, орган, муниципальная... Местное самоуправление как основа...

Конституционные основы ч. 16 ст. 74.1 Федерального закона от...

муниципальное образование, местное самоуправление, местное значение, представительный орган, действующее законодательство, акт, нормативный правовой акт, муниципальная служба...

Муниципальное правотворчество: состояние и вопросы...

муниципальное образование, местное самоуправление, местное значение, представительный орган, действующее законодательство, акт, нормативный правовой акт, муниципальная служба...

Основы территориального общественного самоуправления

местное самоуправление, муниципальное образование, Российская Федерация, юридическая техника, представительный орган, инициативная группа, нормативный правовой акт, закрытое...

moluch.ru