Вратарь ЦСКА весь сезон играет в шлеме «Чикаго». Всем всё равно. Вратарь хоккеист без шлема


Вратарь, который играл. - история в фотографиях

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное,

foto-history.livejournal.com

Без шлема - Уфа-хоккей - Блоги

Голкиперы «Салавата Юлаева» и «Ак Барса» поделилились впечталениями от «зеленого дерби» и ответили на другие вопросы

 

Ииро Таркки: "Когда я прихожу домой, то забываю о хоккее и играю с детьми"

Финский голкипер Ииро Таркки*, один из главных героев двух прошедших матчей принципиальных соперников «Салавата Юлаева» и «АкБарса», отвечает на вопросы журналиста интернет-издания «Уфа-Хоккей» Анастасии Первушиной.

- Я думаю, мы сыграли довольно хороший матч. Но последние пять минут… Они забили вторую шайбу, сравняли счет. Не знаю, почему случилось именно так.

- Штрафной бросок, который исполнял Евгений Медведев, стал последним в игре. Почему не удалось предотвратить гол?

- Может быть, я несколько затянул с ожиданием того, когда он бросит. Он сыграл лучше в этом моменте.

- Что поменялось в игре команд сегодня по сравнению с матчем, который состоялся 7 октября на казанском льду?

- В действительности ничего не поменялось. Такая же игра, какая была и в Казани. Сегодня в серии буллитов лучшими были они, заработали на одно очко больше.

- Вам партнеры говорили о том, что «АкБарс» принципиальный соперник уфимской команды?

- Да, я слышал об этом. В двух прошедших матчах мы все время были сконцентрированы на игровых действиях. Мне понравилось играть против «барсов». У них хорошая команда.

- Многие болельщики «Салавата Юлаева» говорят о вас, как о «мастере буллитной серии». Уже слышали такое?

- Я не знал об этом до момента, пока мне не задали вопрос. Звучит хорошо! (улыбается)

- Есть ощущение, что Вы первый вратарь команды?

- Во время матчей я чувствую себя очень хорошо. Конечно, я хочу играть столько, сколько это будет возможно.

- Отвечаете на вопросы, и улыбка не сходит с Вашего лица. Улыбаетесь всегда, когда даете интервью?

- (смеется) Сейчас, да, я улыбаюсь. Но…

- Специально для меня?

- Да, только для Вас. Но спустя пять, может быть десять минут придет осознание, что мы проиграли, и…

- Если немного отойти от главной темы. Почему Вы предпочли играть в Уфе?

- Я хотел этот сезон отыграть в России. Слышал, что в Уфе есть хорошая команда, которая становилась Чемпионом КХЛ два года назад. Славный город, Арена с хорошими раздевалками, и вообще всем.

- К чьим рекомендациям прислушивались?

- Многие игроки рассказывали мне о российском хоккее. Мой брат, Туомас Таркки также посвятил в некоторые детали и подробности о тех командах, которые играют в Континентальной Хоккейной Лиге.

- Какой он – Ваш шлем?

- На данный момент я играю в шлеме, который у меня был еще в прошлом году. Я все надеюсь заполучить новый, но пока не знаю, когда смогу это сделать. Хочется, чтобы это произошло как можно скорее. Сезон уже начался, 15 игр позади! Было бы здорово, наконец, выйти на лед в новом.

- Что будет изображено на новом шлеме? Или это секрет?

- На самом деле я не знаю. Я дал мастеру пару вариантов цветового решения и других вещей. Верю, он сделает что-то стоящее!

- Расскажите о своей семье.

- Я женат, у нас двое детей: сын, ему два с половиной года и дочь, которой три… четыре месяца (улыбается). Они живут в Уфе.

- Сейчас Вы чувствуете себя комфортно? Новая команда, новый город…

- Да, конечно, теперь, когда моя семья рядом со мной. Когда я прихожу домой после игры или тренировки, то забываю о хоккее, играю с детьми и тому подобное.

- Несколько слов для болельщиков.

- Я надеюсь, что Арена во время каждой следующей игры будет такой же крутой, как и сегодня. Приятно играть, когда на трибунах так, так шумно!

*Первый хоккеист, который, прежде чем давать интервью, встал со своего места в раздевалке, и стоял на протяжении всего диалога. Было приятно.

Константин Барулин: "Команде вернули сердце"

Голкипер казанского «Ак Барса» поделился впечатлениями от «зеленого» дерби с Алексеем Горюновым:

- Как будто матч плей-офф, да? Маленькая битва ещё в регулярном чемпионате, что в Казани, что здесь: играли кость в кость, одна, две шайбы и всё равно сравнивали счет команды.

- Приходится каждый раз выявлять победителя в буллитных сериях…

- Сейчас в плей-офф тоже будут буллиты, поэтому все готовятся к ним.

- Ожидали такого штурма от соперника с первых минут матча?

- «Салават» всегда хорошо начинает. Мы немного расслабились, хотя тренер предупреждал, что в первые десять минут надо сдержать соперника.

- Календарь заставил играть два матча подряд между собой. Как считаете, может быть, стоило разнести такие встречи по времени? Много эмоций потратили?

- У нас сейчас вообще график напряженный получается. Да и весь чемпионат будет напряженный — все команды равные, все набрали хороших игроков. Я считаю, что для болельщиков это очень интересно, ещё и НХЛовцы приехали.

- В чем секрет сегодняшего успеха «Ак Барса»?

- У нас вообще неплохая команда, плюс вернулся тренер — вернули сердце команде. Удачный старт, немного сейчас сбавили, пытаемся наращивать темп. Вроде бы получается.

- Это первый ваш сезон в составе казанского клуба. Успели проникнуться духом противостояния с Уфой?

- Конечно. Это всегда было на слуху, а сейчас на собственной шкуре это чувствую.

- Сегодняшняя победа добавит уверенности команде после четырехматчевой серии поражений?

- Вы знаете, я бы не сказал, что мы в тех матчах уступали по игре. Просто в каких-то моментах не везло, где-то не могли забить и в Москве и дома. А так все игры были равные и я думаю, что мы ещё возьмем свои очки.

Фото: Светлана Садыкова

Оригинал: Ииро Таркки

Константин Барулин

 

www.sports.ru

Культовые вещи звезд НХЛ - Хоккейная площадка - Блоги

Подтяжки Гретцки, шнурки Овечкина и другие артефакты.

Для тех, кто не представляет своей жизни без хоккея, это не просто игра, а что-то вроде своебразного культа или религии. Это касается как болельщиков, так и игроков, но по части разнообразных суеверий вторые, наверное, все-таки превосходят первых. Служение многоликому хоккейному богу порождает многочисленные традиции, которых со временем становится все больше и больше.

Как и полагается, не последнюю роль во всем этом играют артефакты – предметы, которые, по мнению их обладателей, приносят им удачу, а также позволяют рассчитывать на благосклонность высших сил. При этом сама история их появления может быть и не связана с какими-либо приметами. В любом случае, некоторые из этих предметов стали настолько легендарными, что без них уже невозможно представить себе связанных с ними известных игроков. 

Очки Эла Арбура

Арбур известен, прежде всего, как великий тренер, с которым «Айлендерс» стали одной из самых блестящих династий, выиграв четыре Кубка Стэнли с 1980 по 1983 годы. После них никто не сумел взять его даже трижды подряд. 

Что ж, многие известные тренеры носили и носят очки, иногда даже темные, как известный своей экстравагантностью генменеджер «Нью-Джерси» Фред Шеро. Арбур же не расставался с ними и до начала своей тренерской карьеры, когда сам выходил на лед в НХЛ в качестве защитника. Поэтому он вошел в историю не только благодаря победам в Кубке Стэнли с тремя разными командами («Детройтом», «Чикаго» и «Торонто»), но и как последний хоккеист-очкарик в истории лиги. Кстати, это обстоятельство совершенно не мешало Элу бросаться под шайбы, а иногда даже участвовать в драках. 

«Они ни разу не ломались. Шайба не попадала мне прямо в глаз. Хотя один раз, когда я носил металлическую оправу, шайба ее задела, и осколок немного зацепил глаз. С тех пор я стал искать пластик, который бы не ломался» (Эл Арбур, St Louis Post-Dispatch).

Кстати, еще в юниорской лиге из-за очков к Арбуру прилипли прозвища «Радар» и «Кинескоп». 

Клюшка Бобби Халла с «банановым крюком»

В случае с Халлом речь не идет о какой-то одной счастливой клюшке. Просто потому, что до определенного момента у него такой была каждая. Все дело было в их загибе. В 1960-х годах Халл вместе с партнером Стэном Микитой занялись экспериментами и стали играть клюшками с так называемым «банановым крюком», глубина изгиба которого могла равняться 3 дюймам (7,6 см). 

Несмотря на то, что Бобби использовал эту хитрость не один, все связывали ее именно с его именем. Ведь он был главным снайпером эпохи с убийственным броском, скорость которого доходила до 190 км/ч. Вратари тогда играли в основном еще без масок и активно возмущались тем, что такой крюк делает траекторию полета шайбы слишком непредсказуемой и дает бросающему преимущество. НХЛ прислушалась и решила ограничить изгиб, хотя сначала рассматривала вариант полного запрета.

Но при таком раскладе Халл пообещал устроить забастовку, на которую угрожал подбить и других игроков. В итоге был заключен компромисс, который теперь принято называть «правилом Бобби Халла». Сегодня максимальная величина изгиба составляет 3/4 дюйма (1,9 см), а за нарушение этого правила можно получить удаление. Одно время подобные штрафы преследовали Илью Ковальчука. 

«Трудно научить старого пса новым трюкам, но теперь мне придется менять стиль броска. Я не знаю, кто там заседает в комитете по правилам и не понимаю, почему они настаивают на игре прямой клюшкой. Мы тут вроде как расширяем лигу, хотим продвигать хоккей и производить впечатление на болельщиков высокой результативностью. И тут они берут и делают вот это» (Бобби Халл, NY Times, 1970 год). 

В общем, теплоты отношениям между НХЛ и одной из ее главных звезд эта история не прибавила. И через два года своенравный Халл нашел способ отомстить и лиге, и скупому владельцу «Чикаго», не желавшему удовлетворять его финансовые запросы. Он подписал рекордный контракт с «Виннипегом» из только что образовавшейся ВХА и сразу прибавил этой организации веса. Вернулся в НХЛ он только в 1979 году после объединения двух лиг.

* * *

* * *

«Индейская» повязка Генри Буше

Будучи по происхождению самым настоящим индейцем из народности оджибве, Буше носил гордое прозвище «Вождь». Еще до начала карьеры в НХЛ талантливый двусторонний форвард успел выиграть серебряную медаль Олимпиады-72 в Саппоро со сборной США. 

В то время в лиге еще можно было играть без шлемов. Чтобы длинные волосы не лезли в глаза, Буше выходил на матчи в «индейской» повязке, хоть и без перьев. Вместе с роскошными усами это делало его одним из самых колоритных игроков НХЛ за всю историю. Культура хиппи тогда была еще в расцвете, и болельщики часто скандировали это слово при его появлении на льду. 

К сожалению, уже в 1975 году, выступая за «Миннесоту», он получил удар клюшкой по голове, который привел к травме глаза и преждевременному завершению карьеры.

На видео – с 2:55. 

Атаковавший его игрок «Бостона» получил 13 матчей дисквалификации и даже подвергся судебному преследованию, которое, однако, ни к чему не привело. А вот «Брюинс» еще долго выплачивали пострадавшему Буше компенсацию. Что интересно, сейчас в НХЛ играет его двоюродный племянник – форвард «Вашингтона» Ти Джей Оши. 

Маска Джерри Чиверса 

Легенда гласит, что ее появление на свет обязано сочетанию двух вещей, которые этот незаурядный вратарь не очень любил. Ему не нравились длинные тренировки (а если честно, то и тренировки вообще), а также тот факт, что новомодные вратарские маски обычно были белого цвета. Во время одного из занятий «Бостона» в конце 1960-х годов шайба угодила Чиверсу в голову, и он тут же использовал подвернувшуюся возможность передохнуть на законных основаниях. 

Но тренер «мишек» Гарри Синден знал своего игрока очень хорошо и решил на всякий случай проверить, так ли уж с ним все серьезно. Обнаружив, что Джерри кайфует с сигарой в одной руке и банкой колы (по другим сведениям – пива) в другой, суровый тренер выгнал его обратно на лед. И тогда находившийся тут же массажист команды Джон Форристолл в шутку нарисовал Чиверсу на маске порез и швы – мол, все же подлатали.

Эта затея понравилась самому вратарю настолько, что за первым набором стежков появились и другие, отмечая каждое попадание шайбы. В итоге с этой маской Чиверс буквально слился – он носил ее всю карьеру, в которой были и два Кубка Стэнли в составе легендарных «Брюинс» с Орром и Филом Эспозито, и командировка в ВХА, и участие в Суперсерии-1974. Ближе к последним сезонам на ней практически не осталось «живого» места.

«Игровая маска была одна, а тренировочных – 9 или 10, на протяжении многих лет. Но все стежки там были примерно на тех же местах. Это все делал Форристолл, а моим делом было носить маску. Вот что я скажу – если бы этой маски не было, и все эти швы пришлось наносить в реальности, у меня было бы лицо, как у Бориса Карлоффа из «Франкенштейна» (Джерри Чиверс, официальный сайт НХЛ, 2008 год). 

Несмотря на то, с тех пор значительную эволюцию претерпели и сами вратарские шлемы, и их оформление, харизматичный минимализм маски Чиверса до сих пор пользуется большой популярностью в различных рейтингах. 

* * *

* * *

Шлем Бутча Горинга

Еще один представитель великой династии «Айлендерс» прославился не только как «последний кусочек чемпионской головоломки» (титулы посыпались ровно после его обмена), умевший забивать важные голы, но и благодаря своему детскому шлему. 

Парадокс, ведь Горинг был брутальным типом (одно прозвище «мясник» чего стоит), про которого рассказывали, что он брал на двухнедельный выезд одну только зубную щетку и оказался одним из зачинателей традиции отращивания кубковых бород. Впрочем, еще одной характеризующей его чертой было полное равнодушие к своему внешнему виду – как на льду, так и вне его. Есть легендарная история, что когда в гостиничный номер, который он делил с товарищем по команде, забрался вор, то утащил все, кроме одежды Бутча. 

Наверное, он не позарился бы и на шлем, в котором Горинг играл всю карьеру, начиная с 12 лет. Точнее, их было два – домашний и выездной. При смене клубов игрок их попросту перекрашивал. 

«Сначала они были фиолетовым и желтым – в цветах «Лос-Анджелеса». Потом были «Айлендерс», «Бостон» и еще «Ойлерс» в АХЛ, так что цвета соответственно менялись. Эти шлемы, конечно, видели всю радугу (смеется). За это время они приняли немало ударов, прошли через много войн. Сколько раз приходилось их чинить, заматывать изолентой и так далее. Понятно, что защиты там было мало, но эти шлемы приносили мне удачу. И мне везло, что я оставался здоровым всю карьеру. 

Конечно, я надевал этот тип шлема не для защиты. Я просто привык к нему. Хоккеисты привязываются к определенным вещам, и я добивался успеха, играя в таком шлеме. У меня были всякие приметы, но тут речь скорее шла просто о зоне комфорта» (Бутч Горинг, официальный сайт НХЛ, 2008 год). 

Подтяжки Уэйна Гретцки

Главный рекордсмен НХЛ тоже имел немало суеверий. Например, во время выездных серий он никогда не стригся, потому что однажды после такой процедуры его «Эдмонтон» проиграл несколько матчей подряд. А еще Гретцки изобрел особую последовательность употребления напитков после разминки: сначала диетическую колу, потом стакан воды со льдом, затем энергетический напиток «Гаторейд» и напоследок снова диетическую колу.

Что касается вещей, то можно вспомнить, что Уэйн, как и некоторые другие игроки, любил посыпать крюк клюшки детской присыпкой. А еще у него был любимый пояс с подтяжками, который вошел в историю время сезона-1983/84, когда Гретцки установил рекорд НХЛ по длине результативной серии (51 матч с набранными очками подряд).

Кстати, из-за этого марафона ему долго не удавалось испробовать специально изготовленные для него новые коньки и клюшку. Производители ужасно боялись провала рекламной кампании изделий, если бы случилось так, что великая серия прервалась бы именно с появлением обновок. Но что же подтяжки?

«Волновались производители напрасно. Пока не кончилась Серия, Уэйн не собирался менять ничего. Поэтому-то тренер Барри Стаффорд так переживал из-за его пояса с подтяжками. Вроде бы чепуха, обычная деталь амуниции, но… У Уэйна они были старыми и изодранными. Одна из застежек была поломана. Непорядок, но Уэйн упорно надевал их на все игры, пока продолжалась Серия. Когда отлетела пуговица на застежке, он приспособил вместо нее монетку – не хотел рисковать и менять форму.

Приехали в Ванкувер, начали одевать форму, нет счастливых подтяжек. Барри чуть не сошел с ума. Кто-то украл их. Наверное, в Палм-Спрингс, где команда отдыхала перед игрой. Вдруг наденет Уэйн новые, и Серия прервется… Уэйн его успокаивал: «Все будет хорошо». Сам же был просто комком нервов. Они обыскали все. «Счастливые» подтяжки исчезли, некстати разболелось плечо, а «Кэнакс» всегда жестко играют дома. Пришлось одевать новые подтяжки.

Новый пояс не помешал – в тот вечер «Ойлерз», проигрывая в третьем периоде, взяли верх 5:4, а Уэйн забил свой 50-й гол с подачи Гленна Андерсона. В том матче на его счету было два гола и две передачи» (Уолтер Гретцки, Джим Тэйлор, «Уэйн Гретцки»). 

«Чувствую себя рабом этой серии». Как Гретцки набирал очки в 51 матче подряд

* * *

* * *

Бутылка воды и оранжевая футболка Пелле Линдберга

Вратари в плане суеверий и ритуалов являются абсолютными рекордсменами. За столетнюю историю НХЛ чего они только не придумали – счастливые подковы в воротах, разговоры со штангами, облачение в амуницию в строго установленном порядке и так далее. 

Что же касается артефактов, то едва ли не всех тут перещеголял вратарь «Филадельфии» 1980-х годов Пелле Линдберг. Он страдал от обезвоживания и поэтому стал брать с собой на лед бутылку воды и класть ее на ворота. Сначала эту его особенность критиковали, а сейчас так делают все вратари. В перерывах Линдберг одновременно боролся и с обезвоживанием, и с тоской по родине, выпивая кружку шведского пива «Приппс», в которой обязательно должно было быть два кубика льда. 

Кроме того, свое обмундирование он всегда начинал с одной и той же футболки оранжевого (подходящего для «Флайерс») цвета с логотипом шведской спортивной компании. Когда она порядком истрепалась, Пелле начал ее заштопывать.

Увы, но что бы он придумал в том случае, если бы футболка износилась совсем, уже никто не узнает. Так случилось, что в одном и том же 1985 году он был признан лучшим вратарем сезона НХЛ (первым среди европейских голкиперов) и разбился в автокатастрофе. Ему было всего 26 лет. 

Желтые визоры Эрика Уайнрича и Кайла Макларена

Одно время в НХЛ была мода на «цветные» визоры. Два защитника – Эрик Уайнрич и Кайл Макларен – выходили на лед в визорах желтого цвета. У Уайнрича история его появления была довольно прозаичной, он начал носить его в качестве одолжения своему другу, который работал в компании-производителе. 

«Кончилось все тем, что я его полюбил, и уже не замечаю, что он какой-то особенный. Я к нему привык, и у него есть одно преимущество – он помогает сразу же узнавать меня на льду» (Эрик Уайнрич, официальный сайт «Ванкувера», 2006 год). 

Что до Макларена, то там все было забавнее. Этот игрок страдал дальтонизмом, и однажды партнеры по «Сан-Хосе» в качестве шутки подменили ему визор. Он, естественно, ничего не заметил, вышел в таком виде на игру и забил победный гол! Потом все раскрылось, и он решил сделать желтый визор своим талисманом. 

Желтые шнурки Александра Овечкина

Когда в 2006 году Александр Овечкин оказался в НХЛ, то сразу же начал выделяться не только снайперскими подвигами и сумасшедшими голами, но и внешним обликом. В первые сезоны россиянин выходил на лед в тонированном визоре, а коньки зашнуровывал ярко-желтыми шнурками. Стиляга! Обиженные реактивным новичком «Вашингтона» вратари даже заподозрили его в хитрости – прячет взгляд за этим «забралом», поди-ка угадай, куда будет бросать. 

«Уловка против вратарей? Нет, так мне удобнее девушек на трибуне разглядывать (смеется). На самом деле хитрости здесь никакой нет. Я просто люблю чем-то выделяться. Например, шнурую ботинки желтыми шнурками, а на Олимпиаде коньки раскрасил в российский триколор...» (Александр Овечкин, «Комсомольская правда», 2006 год). 

Но лиге возникший шум вокруг визора совершенно не понравился, и она, недолго думая, запретила их тонировку как явление. А вот желтые шнурки прошли проверку временем, оставшись фирменной деталью его облачения. Не изменил им Овечкин даже тогда, когда к желтому в качестве одного из клубных цветов вернулся извечный соперник – «Питтсбург». Кстати, в минувшем сезоне желтые шнурки у Овечкина опять сочетались с патриотически оформленными коньками. 

Фото: pristineauction.com; Gettyimages.ru/Doug Pensinger; en.wikimedia.org/Magickallwiz; REUTERS; ebay.com; Gettyimages.ru/Jeff Vinnick, Patrick Smith

by.tribuna.com

Кто из канадцев последний играл в хоккей без шлема до окончания карьеры

На самом деле его зовут Айвен. Но в нашей стране еще с 1972 года называют Иваном и считают русским парнем – и за имя, и за нос картошкой. Ему бы в сказках Ромма сниматься, свою Аленушку искать. Великий защитник Александр Рагулин однажды сказал: «Этот Ванька Курнуайе наверняка до сих пор помнит, как я его через бортик швырнул… » Бывший капитан «Монреаля» Иван Курнуайе, наравне с Филом Эспозито и Кеном Драйденом, является самым узнаваемым в России канадским участником Суперсерии-1972. Легенда мирового хоккея любезно пригласил к себе в гости корреспондента «Советского спорта» … ....— Вы на протяжении всей карьеры играли без шлема . Не боялись получить серьезную травму? — Я начал выступать в лиге в 60-х, когда еще разрешали играть без шлемов . Потом уже шлем стал обязательным для всех хоккеистов. Но на ветеранов это правило не распространялось. Хотя кто знает, если бы меня заставили надеть шлем, возможно, на моем лице сейчас было бы куда меньше шрамов… — Я слышал, что Ги Лефлер сначала играл в шлеме, но потом от него отказался. — Поначалу у Ги не пошла игра в «Монреале» . Ему кто-то посоветовал снять шлем . Лефлер так и сделал, забил несколько голов и решил ничего не менять. Помню, как только я увидел Ги в деле, то сразу понял, что он станет одним их самых великих игроков в истории хоккея . Наш тренер Скотти Боумэн поставил меня тогда центром в звено к Лефлеру и Стиву Шатту. У нас так хорошо шли дела, что в одном из сезонов я забил 48 голов. и т. д. Интересно, что Мактавиш вплоть до последних мгновений перед началом игры отказывался назвать имя вратаря, который займет место Ролосона. Но все уловки специалисту, который в свое время был последним хоккеистом в НХЛ, игравшим без шлема, не помогли. Маркканен, кстати поигравший в российской Суперлиге за тольяттинскую «Ладу» , свою команду не спас, хотя и отразил 21 бросок из 26.

Kанадцы играли с непокрытыми головами, – У канадцев мода была такая: мол, мы очень мужественные. В 1972 году Фил Эспозито, в конце 70-х и начале 80-х – Ги Лефлер, Уэйн Гретцки. ========================= B последние годы в НХЛ идет активная дискуссия на тему обязательного ношения визора во время матчей, отправной точкой которых стал эпизод, случившийся в марте 2000-го. Тогда форвард "Оттавы" Мариан Хосса угодил клюшкой в глаз защитнику "Торонто" Брайану Берарду, в результате чего талантливый американец (первый номер драфта 1997 года) практически потерял зрение на правом глазу. На старте нынешнего сезона из-за того, что к шлему не было прикручено защитное стекло, уже пострадали капитан "Торонто" Мартин Сундин и центрфорвард "Детройта" и сборной Канады Крис Дрэйпер. К счастью, попадание шайбы в лицо не стало для этих игроков фатальным. Учитывая, что большинство НХЛ-овцев против обязательного ношения визоров, полагая, что это личное дело каждого игрока, лига пока лишь рекомендует использовать визор.

touch.otvet.mail.ru

Маска хоккейного вратаря: больше, чем просто экипировка. Продолжение - О хоккейных вратарях - Блоги

Сложно поверить, но следующий голкипер после Клинта Бенедикта появился на матче НХЛ в маске спустя лишь двадцать девять лет, и это был Жак Плант, защищающий цвета "Монреаль Канадиенс".

За без малого тридцать лет в Лиге ничего не поменялось. Да, менялись правила, менялись игроки и тренеры, сменилось поколение болельщиков, но вратари так и остались беззащитны перед бросками в лицо. Они были мужественными людьми, выходили навстречу опасностям, но так продолжаться не могло: скорости выросли, шайба стала лететь ещё быстрее. В конце концов, Бобби Халл уже щёлкал со скоростью больше 100 миль в час!

Уже давно появились и стали общепринятыми блин и ловушка, уже несколько лет полевые игроки экспериментировали с загибом. Но защита для лица вратаря явно запаздывала на десятилетия.

Любопытно, но толчком к окончательному появлению маски был один матч плей-офф между "Канадиенс" и "Брюинс" в апреле 1958 года. В этом матче Плант получил шайбой в лицо, был унесён за трибуны, где ему оказывали медицинскую помощь, зашивая рану на голове. Матч задержался на 45 минут.

Совершенно заурядная история тех лет, но на матче присутствовал человек по имени Билл Бёрчмор. Он  был ярым фанатом "Канадиенс", а ещё тренировал юношескую хоккейную команду. Так что он прекрасно знал все опасности игры для вратаря.

Но что самое важное, работал Бёрчмор продавцом в компании Fiberglass Canada. На следующий день на работе взгляд Билла упал на манекен из фибергласса, и в его голове родилась идея: а что если сделать маску из стеклопластика точно по форме лица голкипера? Он был убеждён, что лучше материала для этого не найти: мягкий в расплавленном состоянии и очень твёрдый после высыхания. В нём он был уверен: за несколько лет до этого он использовал его для экспериментов с новым поколением стеклопластиковых клюшек.

Почти сразу же начались попытки создать новую маску. Билл попросил помощи у своего молодого коллеги Эла МакКинни. Страдающий клаустрафобией парень сильно нервничал, когда провёл больше часа с головой, обёрнутой женским чулком, намазанной вазелином и ждал, пока высохнет слепок. Дышал он при этом через трубочку. Как он потом признавался, для него это длилось вечность.

Готовую маску Бёрчмор проверял гвоздём, изо всех сил бросал в неё стальной шар, имитируя летящую шайбу. Его творение с честью вышло из испытания.

Позже Билл усовершенствовал маску, используя полиэстеровую резину.

Билл и его технология были готовы. С момента рождения идеи прошло больше года, а обошлась она ему в сотни долларов. Билл говорил своему маленькому сыну, что если он уговорит Жака Планта попробовать его маску, а та оставит его лицо в целости, то он сможет помочь многим игрокам.

Бёрчмор набрался храбрости и написал Жаку Планту. Плант уже использовал маски на тренировках после перелома скулы в 1955 и похожей травме в 1956. И в этот раз Жак тоже был не против попробовать, дал несколько советов с точки зрения вратаря, чтобы улучшить периферийный обзор.

Бёрчмор снова повторил отработанную технологию с чулком, вазелином и трубочками для дыхания. В этот раз всё прошло даже лучше, и вскоре маска для Планта была готова. Весила она около 400 г, толщиной была около полусантиметра. Цвет её был ближе к телесному. Плант использовал её на тренировках и был в восторге, клялся, что маска абсолютно не мешает его игре, даже общался с руководством НХЛ по поводу её использования в регулярном чемпионате.

Но тренер "Монреаля" Блэйк был непреклонен, не хотел и слышать о её использовании в официальном матче. Он считал, что она помешает обзору и сделает вратаря слишком расслабленным. Да он к тому же просто не хотел пугать удачу, раз чемпионства шли одно за одним: Блэйк не хотел проиграть Кубок и, как он выражался, "раскачивать лодку". Плант неохотно согласился продолжить играть без своей защиты лица.

Но этой маске суждено было появиться 1 ноября 1959 года на гостевом матче с "Рейнджерс".

Тот самый день

На отметке 3:06 матча Энди Бэтгейт броском с неудобной руки попал в лицо Планту. Как Бэтгейт потом признавался сам - сделал он это нарочно, разозлённый стычкой с Плантом ранее, из-за которой его самого пришлось зашивать доктору.

Появилась кровь. Планта отправили в подтрибунное помещение Мэдисон-Сквер-Гарден к доктору Кацуо Яганисава, которого игроки между собой мрачно называли "Доктор Камикадзе".

Когда Планту накладывали швы, тренер Блэйк ходил по коридору и крепко выражался на всю подтрибунку: дело в том, что в то время просто не было запасных вратарей. Их роль могли выполнять своего рода "общие" дублёры от принимающей стороны, а в тот день это был один из тренеров "Рейнджерс", иногда играющий на позиции вратаря на тренировках, да и ещё один вратарь, не выходивший на лёд уже два года... Разумеется, Блэйк был просто в ярости.

Трудно даже представить какие крепкие выражения услышал сам Плант, когда он заявил Блэйку, что просто не выйдет продолжать игру без маски...

 

  Гектор Блэйк

В этом моменте хочется немного остановиться и рассказать о самом тренере Гекторе Блэйке. Да, история о Жаке Планте и консервативном тренере, который запрещал ему носить маску, достаточно известна. Но немногие знают кто был этот тренер, что он был за человек. А был он личностью совсем не менее легендарной, чем даже сам легендарный Жак Плант.

Гектор "Тоу" Блэйк большую часть карьеры провёл в "Канадиенс", где последние пять сезонов играл в знаменитом "Ударном звене" (англ. Punch line). В тройке, помимо Блэйка, играл Элмер Лак и сам великий Морис Ришар.

Слева направо: Ришар, Лак, Блэйк

Звено получилось просто космическим: за неполные пять сезонов они на троих наколотили 350 шайб; в сезоне 1944/45 троица набрала фантастические 220 очков (этот рекорд держался аж до 60-ых!), Морис Ришар стал первым в истории НХЛ хоккеистом, забросившим 50 шайб в 50 матчах, а за время игры звена он три раза становился лидером Лиги по голам. Сам Блэйк носил прозвище "Старый фонарщик", потому что часто зажигал за воротами соперников красный фонарь.

Эта тройка могла натворить и больше, но она стала историей в январе 1948 года, когда Блэйк получил травму голеностопа. Больше он в НХЛ не играл, провёл три сезона в младших лигах, а потом ушёл на тренерскую работу. 

Он тренировал команды младших лиг, а в сезоне 1955-1956 был назначен главным тренером "Монреаля", сменив Дика Ирвина, под руководством которого стал двукратным обладателем Кубка. Кстати, в команде всё ещё выступал партнёр Блэйка по "Ударному Звену" Морис Ришар.

Блэйк взял быка за рога, сразу зарекомендовал себя очень суровым, но справедливым тренером. Он сходу выйграл Кубок в первом сезоне, набрав в регулярке 100 очков. А всего до сезона 1959-1960 и маски Планта "Канадиенс" брали уже четыре Кубка подряд! Вообще Блэйк был тренером в Монреале 13 сезонов, 8 из них оказались кубковыми: лучший результат в истории "Канадиенс", лучший результат в истории НХЛ с одной командой и второй результат после девяти кубков Скотти Боумэна.

Блэйк на руках Мориса Ришара (справа) и Бернара Жеффриона после победы в Кубке, 1957г.

Сам Плант на тот момент был обладателем пяти Кубков Стэнли и обладателем "Везина Трофи" последних четырёх лет.

Вот такие легенды, глыбы и железные характеры столкнулись в подтрибунном помещении в Нью-Йорке в том самом матче 1959 года...

Плант мог выйти на матч без маски, только он наотрез отказался. Трудно сказать, что было у него в душе, он точно поставил на кон карьеру, но, по видимому, уже дошёл до грани и не мог больше рисковать своим здоровьем.

Блэйк вынужден был согласиться. У него просто не было выбора.

 

Появление

Когда Плант появился на льду, где ждали продолжения матча 15 925 болельщиков, над Гарден повисла мёртвая тишина. Из-за цвета маски особенно впечатлительные люди подумали, что Плант предстал перед ними с оголённым черепом. Табло и больших экранов тогда ведь не было.

Это было полнейшим шоком для всех. Некоторые восприняли это с негодованием, кто-то - с любопытством, но равнодушных в тот вечер Плант не оставил.

Матч возобновился. Всем зрителям было уже не так интересно смотреть на игру, а они больше следили за Жаком Плантом: как он справится?

Плант в матче пропустил всего одну шайбу, в то время как "Канадиенс" забросили три. Ирония в том, что ворота "Рейнджерс" защищал Гамп Уорсли, один из главных антагонистов вратарских масок того времени. Даже не хочется думать в какой он был ярости после окончания матча, ведь он до самого последнего момента карьеры говорил: "Кто носит маску - тот боится".

Тем не менее, "Канадиенс" выйграли уже восьмую игру подряд. А после того, как репортёры наконец отстали от Планта в раздевалке, ему снова предстоял разговор с Блэйком.

Они достигли понимания и решили, что Плант будет носить маску до тех пор, пока не отойдёт от травмы. А спустя ещё некоторое время уточнили - если не перестанет побеждать. Теперь всё зависело от Планта и его игры.

Многие журналисты постарались пропесочить Планта и его нововведение. Обсуждали и его шокирующий вид: "Он выглядит как персонаж фильма ужасов из Голливуда", оригинальное "Словно покойник" и "Плант хоть понимает, что он шокирует женщин и пугает детей?". Крепко досталось Планту от коллег: "Он же не сможет видеть шайбу у своих ног!", "Она слишком тяжёлая, в ней жарко" и типичная аргументация тех лет "Настоящий мужчина не боится взглянуть в лицо своим противникам!".

А уж некоторые болельщики и вовсе не стеснялись в высказываниях, называя Планта обычным трусом.

 

  Перелом

Но все понимали, что теперь слово было за Плантом. Если бы он сдался или сломался под волной критики, если бы он не смог доказать своей игрой, что маска не мешает ему в воротах, то эта защита могла снова пропасть на годы. Снова поколение игроков осталось бы один на один с травмами и увечьями. Не будет преувеличением сказать, что за Плантом следила вся НХЛ и хоккеисты многих стран мира.

И великолепный Жак Плант справился. Он блистательно отыграл следующие матчи, в 14 играх в маске пропустив всего 26 голов, проиграв всего два раза и три матча сыграв вничью. Средний показатель составил 1.85 голов за матч, отличная статистика в то время.

Даже скептики признавали, что игра Планта вышла на новый уровень из-за появившегося в его действиях бесстрашия...

Тренер Блэйк хоть и принадлежал к старой гвардии, ворчал и так никогда не привык к маске на своём голкипере, но отнёсся ко всему с долей юмора и в итоге махнул рукой: его вратарь играл здорово, команда побеждала. Если Планту для "Везины" и Кубка для "Канадиенс" нужна маска, то пусть делает что хочет...

Плант в том сезоне одержал 40 побед и стал первым по этому показателю в Лиге. Среднее количество шайб составило 2.54 за матч. Жак стал обладателем "Везины" в пятый раз подряд, а "Монреаль" в пятый раз подряд взял Кубок. Для Планта Кубок Стэнли стал шестым и, к сожалению, последним в карьере.

Впрочем, многие и не собирались ждать конца сезона и финальных цифр Планта: практически все поняли, что маска не является препятствием в игре, что уже существует технология и с ней можно намного уменьшить травматизм, не потеряв в защите ворот.

В НХЛ было много консерваторов, но оказалось не так много дураков: уже через две-три недели после первого появления Планта в маске на Билла Бёрчмора обрушился шквал заказов, а одним из первых маски для юниоров и юношей в системе Нью-Йорка заказал тот самый Мазз Патрик, который ещё 5 лет до этого клялся, что в его "Рейнджерс" вратари никогда не будут носить такую защиту.

"Я убеждён, что маски теперь будут использоваться всегда. Нашим молодым голкиперам придётся к ним привыкать".

Многие журналисты продолжали злопыхать, но некоторые оказались прозорливее и дальновиднее. 12 декабря того же 1959 года в монреальской The Gazette вышла статья Пэта Каррэна, где он беседовал с Биллом Бёрчмором. Начиналась она так: "Старая жалоба всех мам - "Я не позволю сыну быть вратарём" - похоже, скоро уйдёт в прошлое. Благодаря продавцу стекловолокна Биллу Бёрчмору и великолепному Жаку Планту самая опасная и трудная позиция в хоккее скоро станет безопаснее и проще".

В статье Бёрчмор сетовал, что маска пока стоит целых 300 долларов из-за уникальной технологии снятия слепка с лица, что не даёт наладить массовое производство. А также рассказал, что количество заказов уже больше его возможностей, что ему звонили даже из советского посольства. На ехидный вопрос, мол, не могли бы вы маску Планта сделать покрасивее, Билл улыбнулся: "Маска сделана не для красоты, а для защиты. К тому же она сделана по слепку лица Планта. Будь она отлита для Кларка Гейбла, она бы выглядела как Кларк Гейбл".

Видимо, Плант совсем не обиделся на подобную шутку, раз уже всего через несколько месяцев Бёрчмор и Плант придумали новый вариант маски, которую назвали "кренделем" из-за необычной формы.

Журналисты радостно подхватили, что теперь по лицу Планта будто ползают огромные черви, но ничего уже нельзя было остановить. Стало понятно, что критически настроенная пресса проиграла, когда стала больше писать о разных масках, чем об их использовании вратарями вообще.

Этот вариант стал ещё легче, был лучше вентилируем, и его в начале 60-ых надели звёзды НХЛ Цезарь Маниаго и Чарли Ходж.

Сложно поверить, но этот лавинообразный эффект занял всего считанные годы.

Десятки лет маски не были никому нужны, а уже несколько лет спустя всё перевернулось с ног на голову.

В этом и был основной вклад Планта. Он не был первым голкипером в маске, не был её прямым изобретателем, но у него хватило мужества, веры в себя и мастерства, чтобы раз и навсегда перевернуть устоявшиеся суждения. Рискуя карьерой и репутацией, он без сомнения помог избежать огромного количества травм вратарей с того самого 1959 года до наших дней.

Но стоит отметить, первые голкиперы в масках столкнулись с противодействием полевых игроков, когда те намеренно бросали им в защиту лица и головы, высказывая, таким образом, протест против такой защиты и нарушения правил негласного хоккейного кодекса мужества. К счастью, продолжалось это не так долго.

 

  Новая эра

Маски довольно быстро перестали быть какой-то диковинкой, в 60-ых годах их носили уже многие. Само собой, кто-то остался при своём, так и не надев её никогда, но это постепенно перешло на уровень предпочтений и капризов: что-то вроде того, что потом в будущем будет ждать шлем и визор... Это то, что происходит ещё в наши дни, и чему мы до сих пор являемся свидетелями.

Интересно, что уже в 60-ых некоторым голкиперам приходилось постоянно отвечать на вопросы: почему вы не носите маску? Например, Терри Савчук парировал, что Жак Плант играет так не из-за маски, а потому что он Жак Плант и хороший вратарь.

В 1962 году защиту на лицо надел и сам Терри Савчук, человек без страха и без целого места на этом лице. Его тренер, Росс "Лефти" Уилсон, сделал ему маску после очередной травмы. Маска выглядела примитивно, но Уилсон начал делать их для многих вратарей. Был спрос.

Стоили такие маски 35 долларов за штуку, но несмотря на не самую лучшую защиту и совсем не идеальный вид, Уилсон не сидел без работы.

Вообще, это стало характерным для начала 60-ых годов, свои варианты стали делать многие.

Больше не было табу, никто больше не косился на такого вратаря. Но масок надо было много из-за большого количества игроков и небольших производственных мощностей, так что появилось множество самоучек подобных Уилсону.

В 1962 году молодой вратарь по имени Нил Хиггинс пожаловался своему отцу, Эрни, что маска из магазина, в которой он играет за юношескую команду, ему не подходит и плохо прилегает к лицу. Эрни Хиггинс был сантехником, но постарался для сына и сделал тому маску. Самому Эрни это так понравилось, что он продолжил свою работу и за 5 лет довёл процесс почти до совершенства. Позже это хобби станет его основной профессией.

В 1968 году его сына Нила в раздевалке хоккейной команды "Бостон Колледж" встретили тренер НХЛ Эдди Джонстон и вратарь Джерри Чиверс. Последнему не нравилась его маска от Росса Уилсона, и он был в восторге от дизайна и формы творений Хиггинса. И Чиверс дебютировал в новой маске уже в том же году.

Позже случилась знаменитая история, когда Чиверс стал разрисовывать свою маску шрамами, превратив её в одну из самых узнаваемых в хоккее.

Да и вообще, маски Хиггинса одни из самых известных не только в спорте, но и в обычной жизни. Именно в такой, например, появляется на экранах один из знаменитых злодеев кино Джейсон Вурхиз: маска из "Детройта" попала на съёмку почти случайно, но задержалась на десятки лет, став визитной карточкой всей кинофраншизы.

Любопытно, что Хиггинсу даже пришлось конкурировать с самим Жаком Плантом. Плант в 1970 году основал компанию Fibroglass, выпускающие вратарские маски. Именно его маски носило подавляющее количество вратарей до 1979 года, когда они претерпели сильные изменения.

В конце 70-ых дни масок из стеклопластика внезапно были сочтены. В 1977 году Джерри Дежардин из "Баффало" получил тяжёлую травму глаза и вынужден был закончить карьеру. Подобные маски стали запрещены в младших лигах, голкиперы стали массово от них отказываться, и уже через несколько лет в них мало кто играл. Они спасли множество голкиперов от травм, но теперь и этого было недостаточно.

Одним из самых значительных последних изменений в защите, которую уже, пожалуй, можно было назвать шлемом, случилось в 1972 году, когда в Суперсерии Владислав Третьяк всех удивил своей необычной маской, из-за формы которую прозвали "птичьей клеткой". Она была хорошо вентилируема, обладала широким углом обзора.

В НХЛ подобный дизайн появился через 4 года у Жиля Грэттона; у того самого, что потом шокировал всех своей маской с ревущим тигром.

Однако ещё пройдёт достаточно много времени, когда все вратари перейдут на привычный нам сегодня комбинированный (гибридный) дизайн. Например, даже в 1980 году маска Джима Крэйга, который играл против Владислава Третьяка в том самом матче, получившим название "Чудо на льду", выглядела так:

Хранится она в Торонто, в Зале Славы.

 

Голкиперы, играющие без защиты лица постепенно стали редкостью. Предпоследним в НХЛ был тот самый Гамп Уорсли. Он так никогда и не надел такую защиту.

А последним матчем в НХЛ, где голкипер играл без маски, был матч 7 апреля 1974 года между "Питтсбург Пингвинз" и "Атланта Флеймз". Энди Браун защищал ворота Питтсбурга, и "Пингвины" проиграли со счетом 3-6.

Энди Браун надевал маску во время тренировок, чтобы избежать рисков, но во время официальных игр он отказывался от неё. Браун продолжал играть без маски за "Индианаполис Рейсерс" в ВХА с 1974 по 1977.

За эту игру без защиты он получил прозвище "Бесстрашный".

От момента, когда Жак Плант появился в маске на матче до последней игры вратаря без маски в НХЛ прошло всего-навсего неполных 15 лет. В два раза меньше времени, чем между Клинтом Бенедиктом и Плантом.

 

Эпилог

Маска стала объектом технологии, культуры, конкуренции. Раскраска вратарского шлема теперь искусство, а новую тему на сезон ждут многие поклонники хоккея и вратарей.

История маски вратаря длилась долго... Она была сложной, в ней трудно выделить кого-то, кто внёс самый главный вклад. Хотя решающий взнос Жака Планта трудно оспаривать.

Но в конце хотелось бы отметить безграничное мужество тех вратарей, что в эпоху до масок и шлемов выходили на площадку, постоянно рискуя своим здоровьем.

Легко судить об этом сейчас, однако в то время у них не было выбора. Во всем этом был какой-то авантюризм. Великий Лорн Чабот говорил: "Почему я бреюсь в день матча? Потому что моё лицо легче штопать, когда оно гладкое".

Вечный противник масок Гамп Уорсли после броска потерял сознание и получил тяжёлое рассечение в матче сезона 1960/61. Пока его зашивали без анестезии, тренер Алфи Пайк спросил, может ли тот продолжать. Уорсли ответил "Конечно" и отправился на лёд, хотя мог видеть только правым глазом.

Вратарь и сейчас довольно опасная профессия и опасное хобби, только в те времена это граничило с безрассудством и героизмом. Постоянный стресс и травмы закончили карьеры многих прекрасных спорстменов: кто-то прекращал карьеру слишком рано, кто-то не мог справиться со страхом, некоторые искали спасение от постоянного напряжения в бутылке.

 

"Ты не можешь быть голкипером и бояться получить удар в лицо. Но ты не можешь быть человеком и не думать об этом". Жак Плант 

 

www.sports.ru

Вратарь ЦСКА весь сезон играет в шлеме «Чикаго». Всем всё равно

Кого не уважает вратарь ЦСКА – свою команду, лигу или болельщика? Пытаемся разобраться.

Фото: ska.ru

Ларс Юханссон – удивительный персонаж. Каким-то образом ЦСКА летом умудрился найти 30-летнего вратаря невероятного уровня, который согласился сесть на лавку за молодым Ильёй Сорокиным, прекрасно зная расклад на сезон. Какие у него были шансы вытеснить россиянина, которому отвалили 2 млн долларов, лишь бы он остался в ЦСКА? Казалось бы, сиди, получай зарплату, изредка выходи на лёд.

Но Юханссон показал поразительную тягу к победам и запредельный уровень выступлений даже в тех редких играх, что ему доверяли. В итоге именно он вытащил команду в финал, ни разу не пропустив от СКА. Но его хоккейные подвиги видели все, а нас интересует одна странная деталь, которую многие на замечают.

Весь сезон вратарь ЦСКА отыграл в шлеме «Чикаго Блэкхокс», ничем не закрыв ни логотип на боках, ни название команды на воротнике.

ЧТО В ЭТОМ ПЛОХОГО?

Представьте кассира в «Макдоналдсе» в шапочке «Бургер Кинга» или продавца в салоне «Лады», который ездит на Кia, или президента России с флагом Швеции на лацкане пиджака. Да всё проще – представьте, что при переходе из «Чикаго» вратарь оставил себе форму с индейцем на груди вместо джерси с красной звездой. Как-то не вяжется, верно? Мы все замечаем яркие примеры, но плохо реагируем на мелочи, хотя они также важны.

Уважающие себя клубы запрещают игрокам появляться на людях в атрибутике других команд. Сейчас такие правила есть и в СКА, и в «Ак Барсе», и в «Динамо», да почти везде, и не только в хоккее. Кроме московского клуба, которому, очевидно, всё равно. Хотя ЦСКА – клуб с величайшими традициями, самый известный хоккейный бренд России на мировой арене. СКА с этим будет спорить, но иностранцы, когда слышат о КХЛ, до сих пор называют Red Army в первую очередь.

И что же мы видим? На всю страну и мир транслируются матчи плей-офф, в которых вратарь выходит на лёд в шлеме «Чикаго Блэкхокс». Если ЦСКА так заботится о своём стиле, что заказывает форму у Артемия Лебедева, так переживает за российский хоккей, что без вопросов отпускает игроков на контракте в «Спартак» и превышает потолок зарплат в три раза ради возвращения россиян домой, то почему же ему наплевать на внешний вид Юханссона?

ПОЧЕМУ НА ЭТО НЕ РЕАГИРУЕТ ЛИГА?

Юханссон в составе «Чикаго» / Фото: Bruce Bennett, gettyimages.com

Она просто не может. Когда два года назад Евгений Медведев вышел на лёд в трусах с логотипом НХЛ и оранжевыми вставками «Филадельфии», лига не сразу, но отреагировала – вынесла «Авангарду» предупреждение, зацепившись за пункт в регламенте по маркетингу и коммуникациям. В нём сказано, что клубы обязаны заранее согласовывать с лигой эскизы формы: «игрового джемпера, игровых шорт и шлемов». Логично, что логотип конкурирующей организации КХЛ бы не пропустила. Как мы понимаем, отдельно про дизайн вратарского шлема в регламенте ничего не написано, но это даже правильно.

Просто иначе элемент высокого искусства примет форму ещё одной страницы в PDF-файле бюрократических переписок КХЛ. Вратари перестанут заказывать рисунки у себя на масках, кому нужна лишняя волокита? Им уже хватает довольно неопрятной наклейки страхового спонсора прямо на лбу, которая часто портит всю композицию.

По-хорошему не лига, а именно ЦСКА должен предъявлять вопросы Юханссону. Кто платит зарплату шведу? Почему «Чикаго» до сих пор стрижёт купоны пиара с вратаря, который им оказался не нужен? Неужели нефтедоллары «Роснефти» должны идти на рекламу индейского наследия штата Иллинойс?

В ЧЁМ ПРИЧИНА?

Объективных причин нет, это простое имиджевое попустительство ЦСКА. В клубах НХЛ вратари не имеют права играть в шлемах с логотипами чужих команд, нет готовой формы – играй в полностью белом шлеме, жди доставку своего заказа. Даже щитки теперь в срочном порядке переклеиваются под нужные цвета, чтобы не портить внешний вид спортсмена после перехода из одной команды в другую. Последний раз публика по-настоящему ужаснулась от облика вратаря, когда Тим Томас перешёл из «Флориды» в «Даллас» и выглядел так, будто собрал себе комплект экипировки у троих разных вратарей. Но в случае Томаса шлем был просто в чужих цветах, без логотипов, хоть и с намёком на пантеру из Флориды. Да и продлилось это недолго – всего два-три матча.

Тим Томас после перехода из «Флориды» в «Даллас» в 2014 году – 11 марта и 20 марта / Фото: gettyimages.com

У Юханссона же был целый сезон и олимпийская пауза для того, чтобы заказать себе шлем с символикой ЦСКА. Удовольствие дорогое – роспись шлема стоит от 1000 до 2000 евро. Но разве мы поверим, что игрок армейцев не может себе позволить такую покупку?

Если он такой экономный, то почему делал специальный шлем для «Чикаго»? Юханссон переходил к «черным ястребам» из «Фрёлунды», у которой на форме тоже изображено лицо индейца, только анфас. Это какая-то странная отсылка к 60-м годам, когда клуб с запада Швеции за его интересный стиль игры назвали Диким Западом. Руководство решило увековечить это прозвище, но названия «ковбои» или «пистолеты» им не нравились – остановились на «индейцах». Теперь, конечно, расплачиваются, пытаясь отвертеться от обвинений в расизме со стороны коренных американцев.

Но речь не об этом – в США вратарю пришлось заказывать новый дизайн шлема, и сезон он начинал с логотипами «Чикаго» на голове. Такой скоростью работы отличается лучший мастер по росписи вратарских шлемов наших дней – Дэйв Гуннарсссон. Вы удивитесь, но он тоже швед, и у него «одевается» 80% вратарей НХЛ, включая Юханссона.

Художник не раз работал с ЦСКА – он украшал маски Ростислава Стани, Виктора Фаста, Ильи Сорокина. 

Шлемы Стани, Фаста и Сорокина от Гуннарссона

Наверняка нашёл бы время и для соотечественника, которому теперь играть важнейшие матчи против «Ак Барса». Но нет, уважаемые любители российского хоккея, в финале Кубка Гагарина вы будете смотреть на цвета «Чикаго». Учитесь, клубы КХЛ, как ловко можно продлить своё присутствие в сезоне, даже если вы пролетели мимо плей-офф ещё неделю назад – достаточно лишь попросить бывшего вратаря не снимать старый шлем. 

sport.business-gazeta.ru