Мотоциклетные шлемы: виды и особенности выбора. Виды мотоциклетных шлемов


Мотоциклетный шлем - Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Шлем. Мотоциклетный шлем

Мотоцикле́тный шлем, или мотошле́м — средство пассивной защиты головы водителя при езде на мотоцикле или мотороллере. Обязателен к использованию мотоциклистами и водителями мопедов в большинстве стран мира. Помимо защиты головы в случае аварии, шлем предохраняет от встречного ветра, воды, камней, насекомых и пыли.

Красивый шлем способен создать определенный имидж, наравне с одеждой и модными аксессуарами. Существует несколько конструктивных разновидностей шлемов. Применение того или иного вида определяется личными предпочтениями мотоциклиста.

Защитные свойства мотоциклетных шлемов регламентируются международными и государственными стандартами, а также нормативами неправительственных тестовых лабораторий, предоставляющих независимую экспертную оценку качества шлемов.

История мотоциклетного шлема[ | ]

В 1935 году легендарный Лоуренс Аравийский, подполковник британской армии, прослуживший более 20 лет в разведке на Ближнем Востоке, в авиации и в танковых войсках, вышел в отставку и поселился на родине в графстве Дорсет. Лоуренс любил скорость и был опытным мотоциклистом, ему принадлежали (в разное время) восемь мотоциклов «Броу Супериор» (англ. Brough Superior). 13 мая 1935 года Лоуренс ехал по проселочной дороге поблизости от своего дома на мотоцикле (англ. Brough Superior SS100). Шлема на нем не было. Внезапно на дороге появились двое детей на велосипедах. Пытаясь избежать столкновения с ними, Лоуренс совершил резкий маневр, потерял управление и упал, получив травму головы. Шесть дней спустя Томас Лоуренс умер не приходя в сознание.

Трагедия произвела большое впечатление на одного из врачей, пытавшихся спасти жизнь Лоуренса — молодого нейрохирурга (англ. Hugh Cairns). Кэрнс предпринял обширное многолетнее исследование, проанализировав 2279 случаев гибели мотоциклистов. Результаты научной работы Кэрнса, опубликованные в нескольких статьях в «Британском Медицинском Журнале» (англ. British Medical Journal) в период с 1941 по 1946 год сыграли важную роль в разработке и внедрении мотоциклетных шлемов[1].

В начале 1950-х годов Британский институт стандартов по заданию Министерства транспорта Великобритании впервые в мире сформулировал набор требований и способы испытаний, которым должны соответствовать мотошлемы[2][3].

В 1953 году профессор Университета Южной Калифорнии Чарльз Ломбард (англ. Charles F. Lombard) впервые запатентовал мотошлем современной конструкции: с жесткой внешней оболочкой и поглощающей энергию удара внутренней частью[4]. Разработка Ломбарда изначально предназначалась для военной авиации, однако его патент охватывал и другие сферы применения, в том числе защиту головы мотоциклистов.

На государственном уровне обязанность мотоциклистов использовать шлем впервые была узаконена в Австралии, с 1 января 1961 года[5]. Австралия по сей день сохраняет лидерство в этой области: современный австралийско-новозеландский стандарт содержит наиболее строгие (из государственных) требования к мотоциклетным шлемам.

В России использование защитного шлема при езде на мотоциклах и мотороллерах впервые стало обязательным в 1967 году, после принятия Постановления Совета Министров РСФСР № 1092 от 29 ноября «О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах»[6].

Значение мотоциклетного шлема[ | ]

По статистике Министерства транспорта Великобритании[7], в 2005 году[8]:

  • мотоциклисты составили 1 % от числа участников дорожного движения, но при этом 19 % всех погибших на дорогах;
  • 80 % случаев гибели мотоциклистов связаны с травмами головы[9];
  • 70 % всех тяжелых травм, полученных мотоциклистами при авариях, стали травмы головы.

Конструкция[ | ]

Мотошлемы состоят из двух основных частей: твердой наружной оболочки (или «скорлупы»), и эластичной внутренней начинки. Наружная отвечает за прочность и внешний вид. Внутренняя обеспечивает амортизацию удара и комфорт при езде.

Для изготовления наружных оболочек обычно применяются два вида материалов: композиционные, такие как стеклопластик, углепластик (карбон), либо термопластики. При равной механической прочности, композиционные оболочки позволяют снизить вес шлема за счет меньшей толщины защитного слоя, шлемы из термопластов тяжелее. Шлемы, изготовленные из пластика литьем под давлением, дешевле. Шлемы с композиционными оболочками дороже.

Основу мягкой внутренней обивки составляет полистироловый колпак. Именно толщина полистирола определяет размер шлема. К оболочке добавляется ткань, поролоновые уплотнители, ремешки, застежки. В современных шлемах тканевую подложку можно вынимать и стирать.

Защитный ремешок удерживает шлем от соскакивания при столкновении. Застежки ремешка бывают двух видов: простая комбинация двух скоб и «быстрые». На гоночных шлемах применяются обычные скобы, а японская фирма даже запатентовала такую «обычную» застежку.

Ветрозащитные экраны в мотошлемах (визоры) бывают стандартные (прозрачный пластик, иногда цветной) и улучшенные (упрочненный передний слой от царапин, антитуманное, антибликовое, каплеудаляющее напыление, тонированные).

Ресурс мотошлема[ | ]

Конструкция шлема рассчитывается производителем для защиты головы человека в течение одной аварии. С этой точки зрения шлем как защитное устройство за свою жизнь используется от 2 до 4 миллисекунд. После аварии или падения с большой высоты мотошлем более не может применяться по назначению и должен быть заменён.

В то же время мотошлем хорошего качества является достаточно прочным изделием и однократные случайные падения пустого шлема, к примеру, с высоты стола на пол (или с седла на асфальт) обычно не приводят к его повреждению. Чтобы убедиться в пригодности шлема после падения, его следует подвергнуть тщательной проверке. Услугу либо инструкцию по проверке шлема, как правило, может предоставить изготовитель.

Из соображений износа и естественного старения материалов шлема, а также технологического прогресса, постоянно улучшающего защитные свойства новых разработок, рекомендуется периодическая замена шлема на новый примерно каждые пять лет[10].

Классификация мотошлемов[ | ]

Конструкция шлемов в большинстве случаев определяется условиями применения мотоцикла.

Шлем типа "Интеграл"
  • Интеграл (англ. full face, фулл-фейс) — шлем с интегрированной защитой подбородка, полностью закрывающий голову мотоциклиста. Включает откидывающийся визор (защитное стекло). Некоторые модели шлемов этой конструкции иногда критикуются за недостаток вентиляции. В то же время конструкция шлема обеспечивает наилучшую защиту, поскольку в 35 % всех аварий основной удар приходится в район подбородка мотоциклиста[11].
  • Модуляр (англ. flip-up ) — закрытый шлем с высокой степенью защиты. Также как и в интеграле, голова полностью защищена. Можно откидывать вверх не только визор, но и всю подбородочную дугу шлема. Решает такую проблему интеграла, как невозможность попить (покурить) без снятия шлема. Недостатки: высокая цена, самый большой вес среди всех типов шлемов, бо́льший по сравнению с интегралом уровень аэродинамических шумов. На некоторых моделях отмечались случаи откидывания подбородочной дуги в момент удара.
  • Кроссовый — разновидность шлема-интеграла для кроссовых гонок с высокой степенью защиты. Подбородочная дуга усилена и выдвинута вперед для облегчения дыхания. Для защиты лица от летящих из-под колес камней устанавливается длинный козырек. Визор отсутствует, шлем используется только в комплекте с защитными очками. Из-за сложной формы, на высоких скоростях шлем передает бо́льшее по сравнению с интегралом аэродинамическое давление на голову мотоциклиста.
Открытый шлем «три четверти»
  • Открытый — шлем без подбородочной дуги с невысокой степенью защиты (грубо, на треть меньше, чем интегралы). Визор может как присутствовать, так и отсутствовать. Некоторые модели включают солнцезащитный козырек. Достоинства: дешевизна, малая масса, нет проблем с обдувом и обзором. Предназначены для езды с небольшой скоростью — на скутерах, мотоциклах небольшой кубатуры, чопперах — и/или в жаркую погоду. Открытые шлемы также подразделяют на два типа: «3/4» — закрывающие три четверти головы и «половинка» — самый легкий тип шлема.
  • Каска — исторический прародитель мотошлемов. Материалы: кожа, металл, пластик. Степень защиты — минимальная. В настоящее время используется как элемент эпатажа некоторых байкеров, либо как формальный элемент экипировки (законодательство РФ не классифицирует шлемы, поэтому езда в каске трактуется как соблюдение ПДД, а, например, в бандане — как их нарушение, подлежащее административному наказанию в виде штрафа согласно КоАП РФ).
  • Мотард — разновидность шлема-интеграла для езды преимущественно по бездорожью с высокой степенью защиты. Практически полностью идентичен кроссовому шлему, однако в отличие от него имеет визор.

Связь между стоимостью мотошлема и уровнем защиты[ | ]

Производство безопасных шлемов — сложный процесс, который вынуждает изготовителя нести значительные расходы на научные исследования, испытания и технологии. Поэтому в общем случае уровень безопасности шлема влияет на его себестоимость.

В то же время разработка и производство удобных, надежных и практичных шлемов также имеет свою цену. Поэтому стоимость шлема зависит также от его комфорта, веса, вентиляции, окраски, оформления, узнаваемости бренда, размеров партии, стоимости доставки, маркетинговой политики и так далее.

В результате, прямая связь между стоимостью мотошлема и уровнем защиты отсутствует[12].

К примеру, по состоянию на ноябрь 2009 года, ни один из шлемов премиум-бренда не имел рейтинга безопасности «5 звезд»[13], при том, что недорогой (цена менее 4000 руб) шлем модели LZ6 эконом-бренда получил наивысшую возможную оценку уровня защиты[14].

Для определения степени защиты планируемого к приобретению мотошлема следует обращаться к результатам его сертификации и независимого тестирования.

Сертификация мотошлемов[ | ]

Все выпускаемые в мире шлемы должны отвечать строгим стандартам. Действующий российский стандарт: ГОСТ 41.22-2001 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения защитных шлемов и их смотровых козырьков для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов».

Пример шлема, сертифицированного во Франции по нормам ЕЭК 22.05

Маркировка мотошлемов, сертифицированных в Европе, включает букву E и номер внутри круга, наносится изготовителями на внутреннюю часть шлема. Номера стран, где производилось тестирование шлема:

Маркировка мотошлемов, сертифицированных в США, включает надпись «DOT», наносится изготовителями на наружную затылочную часть шлема.

Примечания[ | ]

  1. ↑ Lawrence of Arabia, Sir Hugh Cairns, and the Origin of Motorcycle Helmets  (англ.)
  2. ↑ Paternalism & Its Discontents: Motorcycle Helmet Laws, Libertarian Values, and Public Health
  3. ↑ Becker Edward B., «Helmet Development and Standards», in N. Yoganandan, et al., eds., Frontiers in Head and Neck Trauma: Clinical and Biomedical, IOS Press, 1998, p. 3.
  4. ↑ Патент США № 2625683 от 20 января 1953 года.
  5. ↑ https://www.surgeons.org/AM/Template.cfm?Section=Position_papers&Template=/CM/ContentDisplay.cfm&ContentFileID=49263  (англ.)
  6. ↑ http://www.gibdd.ru/history/ История автоинспекции.
  7. ↑ опубликованной в июне 2008 года на 145 сессии
  8. ↑ Transport - Transport - UNECE
  9. ↑ SHARP Helmets  (англ.)
  10. ↑ FAQs about Snell and Helmets  (англ.)
  11. ↑ http://jeff.dean.home.att.net/swisher.htm  (англ.)
  12. ↑ FAQs about Snell and Helmets  (англ.)
  13. ↑ http://sharp.direct.gov.uk/search/results/?sort=manufacturer&dir=asc&manufacturer=48&model=0&type=0&rating=5&size=0&price=0&x=37&y=5  (англ.)
  14. ↑ http://sharp.direct.gov.uk/search/results/?sort=manufacturer&dir=asc&manufacturer=24&model=0&type=0&rating=5&size=0&price=0&x=36&y=3  (англ.)
  15. ↑ ECE 22.05 Motorcycle Helmet Standard, revision 4. Economic Commission for Europe (20 February 2001). Проверено 21 января 2012. Архивировано 18 марта 2012 года.
  16. ↑ ГОСТ Р 41.22-2001 | Электронный магазин стандартов
  17. ↑ http://www.saiglobal.com/PDFTemp/Previews/OSH/as/as1000/1600/1698-2006.pdf
  18. ↑ Sharp Helmets — The Helmet Safety Scheme

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Мотоциклетный шлем — википедия орг

У этого термина существуют и другие значения, см. Шлем. Мотоциклетный шлем

Мотоцикле́тный шлем, или мотошле́м, — средство пассивной защиты головы водителя при езде на мотоцикле или мотороллере. Обязателен к использованию мотоциклистами и водителями мопедов в большинстве стран мира. Помимо защиты головы в случае аварии, шлем предохраняет от встречного ветра, воды, камней, насекомых и пыли.

Красивый шлем способен создать определенный имидж, наравне с одеждой и модными аксессуарами. Существует несколько конструктивных разновидностей шлемов. Применение того или иного вида определяется личными предпочтениями мотоциклиста.

Защитные свойства мотоциклетных шлемов регламентируются международными и государственными стандартами, а также нормативами неправительственных тестовых лабораторий, предоставляющих независимую экспертную оценку качества шлемов.

История мотоциклетного шлема

В 1935 году легендарный Лоуренс Аравийский, подполковник британской армии, прослуживший более 20 лет в разведке на Ближнем Востоке, в авиации и в танковых войсках, вышел в отставку и поселился на родине в графстве Дорсет. Лоуренс любил скорость и был опытным мотоциклистом, ему принадлежали (в разное время) восемь мотоциклов «Броу Супериор» (англ. Brough Superior). 13 мая 1935 года Лоуренс ехал по проселочной дороге поблизости от своего дома на мотоцикле «Броу Супериор» SS100 (англ. Brough Superior SS100). Шлема на нем не было. Внезапно на дороге появились двое детей на велосипедах. Пытаясь избежать столкновения с ними, Лоуренс совершил резкий маневр, потерял управление и упал, получив травму головы. Шесть дней спустя Томас Лоуренс умер не приходя в сознание.

Трагедия произвела большое впечатление на одного из врачей, пытавшихся спасти жизнь Лоуренса — молодого нейрохирурга Хью Кэрнса (англ. Hugh Cairns). Кэрнс предпринял обширное многолетнее исследование, проанализировав 2279 случаев гибели мотоциклистов. Результаты научной работы Кэрнса, опубликованные в нескольких статьях в «Британском Медицинском Журнале» (англ. British Medical Journal) в период с 1941 по 1946 год сыграли важную роль в разработке и внедрении мотоциклетных шлемов[1].

В начале 1950-х годов Британский институт стандартов по заданию Министерства транспорта Великобритании впервые в мире сформулировал набор требований и способы испытаний, которым должны соответствовать мотошлемы[2][3].

В 1953 году профессор Университета Южной Калифорнии Чарльз Ломбард (англ. Charles F. Lombard) впервые запатентовал мотошлем современной конструкции: с жесткой внешней оболочкой и поглощающей энергию удара внутренней частью[4]. Разработка Ломбарда изначально предназначалась для военной авиации, однако его патент охватывал и другие сферы применения, в том числе защиту головы мотоциклистов.

На государственном уровне обязанность мотоциклистов использовать шлем впервые была узаконена в Австралии, с 1 января 1961 года[5]. Австралия по сей день сохраняет лидерство в этой области: современный австралийско-новозеландский стандарт AS/NZS 1698:2006 содержит наиболее строгие (из государственных) требования к мотоциклетным шлемам.

В России использование защитного шлема при езде на мотоциклах и мотороллерах впервые стало обязательным в 1967 году, после принятия Постановления Совета Министров РСФСР № 1092 от 29 ноября «О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах»[6].

Значение мотоциклетного шлема

По статистике Министерства транспорта Великобритании[7], в 2005 году[8]:

  • мотоциклисты составили 1 % от числа участников дорожного движения, но при этом 19 % всех погибших на дорогах;
  • 80 % случаев гибели мотоциклистов связаны с травмами головы[9];
  • 70 % всех тяжелых травм, полученных мотоциклистами при авариях, стали травмы головы.

Конструкция

Мотошлемы состоят из двух основных частей: твердой наружной оболочки (или «скорлупы»), и эластичной внутренней начинки. Наружная отвечает за прочность и внешний вид. Внутренняя обеспечивает амортизацию удара и комфорт при езде.

Для изготовления наружных оболочек обычно применяются два вида материалов: композиционные, такие как стеклопластик, углепластик (карбон), либо термопластики. При равной механической прочности, композиционные оболочки позволяют снизить вес шлема за счет меньшей толщины защитного слоя, шлемы из термопластов тяжелее. Шлемы, изготовленные из пластика литьем под давлением, дешевле. Шлемы с композиционными оболочками дороже.

Основу мягкой внутренней обивки составляет полистироловый колпак. Именно толщина полистирола определяет размер шлема. К оболочке добавляется ткань, поролоновые уплотнители, ремешки, застежки. В современных шлемах тканевую подложку можно вынимать и стирать.

Защитный ремешок удерживает шлем от соскакивания при столкновении. Застежки ремешка бывают двух видов: простая комбинация двух скоб и «быстрые». На гоночных шлемах применяются обычные скобы, а японская фирма Arai даже запатентовала такую «обычную» застежку.

Ветрозащитные экраны в мотошлемах (визоры) бывают стандартные (прозрачный пластик, иногда цветной) и улучшенные (упрочненный передний слой от царапин, антитуманное, антибликовое, каплеудаляющее напыление, тонированные).

Ресурс мотошлема

Конструкция шлема рассчитывается производителем для защиты головы человека в течение одной аварии. С этой точки зрения шлем как защитное устройство за свою жизнь используется от 2 до 4 миллисекунд. После аварии или падения с большой высоты мотошлем более не может применяться по назначению и должен быть заменён.

В то же время мотошлем хорошего качества является достаточно прочным изделием и однократные случайные падения пустого шлема, к примеру, с высоты стола на пол (или с седла на асфальт) обычно не приводят к его повреждению. Чтобы убедиться в пригодности шлема после падения, его следует подвергнуть тщательной проверке. Услугу либо инструкцию по проверке шлема, как правило, может предоставить изготовитель.

Из соображений износа и естественного старения материалов шлема, а также технологического прогресса, постоянно улучшающего защитные свойства новых разработок, рекомендуется периодическая замена шлема на новый примерно каждые пять лет[10].

Классификация мотошлемов

Конструкция шлемов в большинстве случаев определяется условиями применения мотоцикла.

  Шлем типа "Интеграл"
  • Интеграл (англ. full face, фулл-фейс) — шлем с интегрированной защитой подбородка, полностью закрывающий голову мотоциклиста. Включает откидывающийся визор (защитное стекло). Некоторые модели шлемов этой конструкции иногда критикуются за недостаток вентиляции. В то же время конструкция шлема обеспечивает наилучшую защиту, поскольку в 35 % всех аварий основной удар приходится в район подбородка мотоциклиста[11].
  • Модуляр (англ. flip-up ) — закрытый шлем с высокой степенью защиты. Также как и в интеграле, голова полностью защищена. Можно откидывать вверх не только визор, но и всю подбородочную дугу шлема. Решает такую проблему интеграла, как невозможность попить (покурить) без снятия шлема. Недостатки: высокая цена, самый большой вес среди всех типов шлемов, бо́льший по сравнению с интегралом уровень аэродинамических шумов. На некоторых моделях отмечались случаи откидывания подбородочной дуги в момент удара.
  • Кроссовый — разновидность шлема-интеграла для кроссовых гонок с высокой степенью защиты. Подбородочная дуга усилена и выдвинута вперед для облегчения дыхания. Для защиты лица от летящих из-под колес камней устанавливается длинный козырек. Визор отсутствует, шлем используется только в комплекте с защитными очками. Из-за сложной формы, на высоких скоростях шлем передает бо́льшее по сравнению с интегралом аэродинамическое давление на голову мотоциклиста.
  Открытый шлем «три четверти»
  • Открытый — шлем без подбородочной дуги с невысокой степенью защиты (грубо, на треть меньше, чем интегралы). Визор может как присутствовать, так и отсутствовать. Некоторые модели включают солнцезащитный козырек. Достоинства: дешевизна, малая масса, нет проблем с обдувом и обзором. Предназначены для езды с небольшой скоростью — на скутерах, мотоциклах небольшой кубатуры, чопперах — и/или в жаркую погоду. Открытые шлемы также подразделяют на два типа: «3/4» — закрывающие три четверти головы и «половинка» — самый легкий тип шлема.
  • Каска — исторический прародитель мотошлемов. Материалы: кожа, металл, пластик. Степень защиты — минимальная. В настоящее время используется как элемент эпатажа некоторых байкеров, либо как формальный элемент экипировки (законодательство РФ не классифицирует шлемы, поэтому езда в каске трактуется как соблюдение ПДД, а, например, в бандане — как их нарушение, подлежащее административному наказанию в виде штрафа согласно КоАП РФ).
  • Мотард — разновидность шлема-интеграла для езды преимущественно по бездорожью с высокой степенью защиты. Практически полностью идентичен кроссовому шлему, однако в отличие от него имеет визор.

Связь между стоимостью мотошлема и уровнем защиты

Производство безопасных шлемов — сложный процесс, который вынуждает изготовителя нести значительные расходы на научные исследования, испытания и технологии. Поэтому в общем случае уровень безопасности шлема влияет на его себестоимость.

В то же время разработка и производство удобных, надежных и практичных шлемов также имеет свою цену. Поэтому стоимость шлема зависит также от его комфорта, веса, вентиляции, окраски, оформления, узнаваемости бренда, размеров партии, стоимости доставки, маркетинговой политики и так далее.

В результате, прямая связь между стоимостью мотошлема и уровнем защиты отсутствует[12].

К примеру, по состоянию на ноябрь 2009 года, ни один из шлемов премиум-бренда Shoei не имел рейтинга безопасности SHARP «5 звезд»[13], при том, что недорогой (цена менее 4000 руб) шлем модели LZ6 эконом-бренда Lazer получил наивысшую возможную оценку уровня защиты[14].

Для определения степени защиты планируемого к приобретению мотошлема следует обращаться к результатам его сертификации и независимого тестирования.

Сертификация мотошлемов

Все выпускаемые в мире шлемы должны отвечать строгим стандартам. Действующий российский стандарт: ГОСТ 41.22-2001 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения защитных шлемов и их смотровых козырьков для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов».

  Пример шлема, сертифицированного во Франции по нормам ЕЭК 22.05

Маркировка мотошлемов, сертифицированных в Европе, включает букву E и номер внутри круга, наносится изготовителями на внутреннюю часть шлема. Номера стран, где производилось тестирование шлема:

Маркировка мотошлемов, сертифицированных в США, включает надпись «DOT», наносится изготовителями на наружную затылочную часть шлема.

Примечания

  1. ↑ Lawrence of Arabia, Sir Hugh Cairns, and the Origin of Motorcycle Helmets (англ.)
  2. ↑ Paternalism & Its Discontents: Motorcycle Helmet Laws, Libertarian Values, and Public Health
  3. ↑ Becker Edward B., «Helmet Development and Standards», in N. Yoganandan, et al., eds., Frontiers in Head and Neck Trauma: Clinical and Biomedical, IOS Press, 1998, p. 3.
  4. ↑ Патент США № 2625683 от 20 января 1953 года.
  5. ↑ https://www.surgeons.org/AM/Template.cfm?Section=Position_papers&Template=/CM/ContentDisplay.cfm&ContentFileID=49263 (англ.)
  6. ↑ http://www.gibdd.ru/history/ История автоинспекции.
  7. ↑ опубликованной в июне 2008 года на 145 сессии Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств
  8. ↑ Transport - Transport - UNECE
  9. ↑ SHARP Helmets (англ.)
  10. ↑ FAQs about Snell and Helmets (англ.)
  11. ↑ http://jeff.dean.home.att.net/swisher.htm (англ.)
  12. ↑ FAQs about Snell and Helmets (англ.)
  13. ↑ http://sharp.direct.gov.uk/search/results/?sort=manufacturer&dir=asc&manufacturer=48&model=0&type=0&rating=5&size=0&price=0&x=37&y=5 (англ.)
  14. ↑ http://sharp.direct.gov.uk/search/results/?sort=manufacturer&dir=asc&manufacturer=24&model=0&type=0&rating=5&size=0&price=0&x=36&y=3 (англ.)
  15. ↑ ECE 22.05 Motorcycle Helmet Standard, revision 4. Economic Commission for Europe (20 February 2001). Проверено 21 января 2012. Архивировано 18 марта 2012 года.
  16. ↑ ГОСТ Р 41.22-2001 | Электронный магазин стандартов
  17. ↑ http://www.saiglobal.com/PDFTemp/Previews/OSH/as/as1000/1600/1698-2006.pdf
  18. ↑ Sharp Helmets — The Helmet Safety Scheme

Ссылки

www-wikipediya.ru

Мотоциклетные шлемы: виды и особенности выбора

Підпишись на нашу сторінку у ФБ

Мотоциклетные шлемы обязательны для мотоциклистов. Шлемы состоят из внутреннего и внешнего слоев. Если произошло падение, то основной удар берет на себя верхний слой шлема, а внутренний принимает на себя остаточный удар, и это бережет голову мотоциклиста от серьезных повреждений.

Виды мотоциклетных шлемов

Есть множество различных мотоциклетных шлемов, и при выборе каждый мотоциклист отдает предпочтение разным факторам: для кого-то главным является комфорт, для других удобство шлема, но самым важным критерием всегда должна выступать безопасность. Рассмотрим основные виды шлемов и особенности их выбора. Выбрать для себя можно в разделе мотоэкипировка tci-ukraine.com.ua.

Разновидности мотошлемов:

1. Кроссовый. Такой шлем очень хорошо закрывает всю голову, а также имеет защиту и для челюсти. Мотоциклисты в основном используют его для езды по городу, у него хороший обзор, а специальный козырек сможет защитить, как от палящего солнца, так и от сильного ветра. Его можно носить со специальной маской или очками.

2. Интеграл. Этот вид шлема считается самым безлопастным, потому что он закрывает голову мотоциклиста целиком. Плюсами, конечно же, является его надежность и защита от внешних шумов. Но и минус также очевиден: в летнее время года в нем очень жарко, хотя там и присутствует вентиляция. Поэтому самое идеальное время для его ношения ненастная погода и большая скорость.

3. Открытый мотоциклетный шлем. Самый главный недостаток этого вида шлема – его небезопасность. В случае падения, защиты от него будет очень мало. Но он имеет и плюсы, как, например, широкий обзор для водителя мотоцикла, ветер приятно дует в лицо, можно без проблем пообедать и вести разговор, не снимая его. Также весомым плюсом является его низкая цена и легкий вес.

4. Модуляр. По внешним данным он схож с мотоциклетным шлемом интеграл, но у него присутствует стекло, которое можно поднимать, а шлем при этом остается на голове. Минус в том, что эта система разбалтывается и, соответственно, недолговечна. Он предназначен для езды по городу и достаточно безопасен при падениях.

Мотоциклетные шлемы для прекрасного пола, в отличие от мотошлемов для мужчин, имеют более интересные дизайны и окрасы, не теряя своей главной функции – защиты. Зная падкость женщин на красоту и индивидуальность, на рынке мотошлемов для девушек выбор представили достаточно большой. Можно также подобрать несколько мотошлемов под различные образы.

Безопасность и мотоциклетный шлем

Покупая мотошлем, нужно обратить самое пристальное внимание на наличие у него сертификата безопасности. В США есть свой стандарт безопасности в этой сфере. Если присмотреться на любой из шлемов, которые у них продают, то можно заметить маркировку «DOT». Это будет означать, что данный шлем имеет сертификацию, установленную США, то есть он прошел все необходимые проверки.

Если на шлемах не будет такой маркировки, то производителям откажут в их продаже, поэтому производители самостоятельно тестируют мотошлемы, если это нужно. А Министерство Транспорта проводит выборочные проверки шлемов различных производителей мотоциклетных шлемов.

Помимо стандарта безопасности «DOT», разработанной правительством США, есть еще и стандарт безопасности Snell. Стандарты и требования у них достаточно жесткие, и чтобы получить маркировку Snell производители должны предоставлять на проверку не менее 5 шлемов, Мемориальному фонду Snell, который и разработал эти стандарты. Шлемы проходят тщательную проверку, и только тогда, фирма, выпускающая шлемы, сможет получить данную сертификацию. А Мемориальный фонд все продолжает усовершенствовать требуемые стандарты.

Выбрать мотоциклетный шлем не так уж и сложно, главное – это чтобы он был безопасен и удобен в эксплуатации. Но все же для многих он является и элементом дополнения стиля. Сейчас на рынке мотошлемов предоставлено широкое разнообразие разных моделей: от черной классики до насыщенного желтого оттенка. А дизайн некоторых шлемов просто поражает своей реалистичностью и яркостью исполнения.

vsviti.com.ua

Мотоциклетный шлем — правильный выбор как залог безопасности

Декабрь 18, 2016, 19:06

на правах рекламы

Не важно почему вы вступили в этот огромный мир под названием «мотоцикл», главное — это то, что он превратит вашу жизнь в настоящее приключение. Ездите вы на спортбайке или крузере, катаетесь ради удовольствия или используете мотоцикл просто в качестве транспорта — езда на двух колесах представляет собой феноменальный жизненный опыт, полный удовольствия и удовлетворения от происходящего.

Однако, прежде чем отправиться покорять городской трафик, легко обходя неповоротливые обычные автомобили или начать планировать выезд на природу на выходных, придется потратиться на кое-что очень важное — мы говорим о мотоэкипировке. При езде на любом мотоцикле защита тела является обязательной и ничто не может сравниться по важности со шлемом. Наверняка, выбирая свой мотоцикл, его тип, вы провели немало часов за изучением различной информации, так вот, перед покупкой шлема вы должны проделать то же самое.

Какие бывают мотошлемы?

Шлемы для супербайка или крузера серьезно отличаются по своей конструкции от шлемов для кроссовых мотоциклов или эндуро — они более круглые и у них нет мощной выступающей защиты подбородка, необходимой для езды на последних. Кроме того, различают следующие типы мотоциклетных шлемов:

  • Закрытые шлемы (Full Face)
  • Шлемы Дуал Спорт (Dual Sport)
  • Шлемы-половинки (Half Shell)
  • Шлемы модуляры (Modular)
  • Открытые шлемы (Open Face)

Moto_Shlemy_1

Если вы новичок, то вовсе необязательно, что лучшим выбором для вас станет очень дорогой шлем, полный различных супер-функций. С другой стороны, в случае необходимости ежедневной езды на мотоцикле или еженедельных длинных поездок, лучше обратить внимание на шлемы уровнем выше, поскольку только они обеспечат необходимый комфорт и защиту от шума. Ну а если вы планируете путешествовать группой, то тут не обойтись без шлема со встроенными функциями для общения между собой.

Обычно мотоциклетные шлемы весят от 1.4 до 1.8 кг — вроде бы не слишком много, однако если шлем сидит неправильно, то даже легкие экземпляры могут быстро вызывать усталость шеи, поскольку масса шлема распределяется неравномерно, центр тяжести не в равновесном положении. В частности, шлемы-модуляры обычно весят больше закрытых, поскольку имеют интегрированный механизм подъема не только стекла, но и всей подбородочной дуги. Самыми распространенными материалами, из которых изготавливаются мотоциклетные шлемы, являются поликарбонат, стекловолокно и углепластик.

Как выбрать правильный размер?

Идеально-подходящий по размеру шлем — это залог вашей безопасности в случае аварии. Размер шлема — это самый важный параметр при выборе и для его определения выполните следующие шаги:

  • Возьмите портновский сантиметр и оберните его вокруг головы на 1-1.5 см выше линии бровей и ушей и по затылку в самом широком месте, запишите результат измерения. Будет лучше, если вам в этом помогут.
  • Сравните полученный размер с размерной линейкой выбранного производителя шлемов. Помните, что у разных производителей соответствие размеров головы и размеров шлема разное — изучайте таблицы размеров.
  • Примерьте выбранный шлем. Он должен сидеть плотно, а верхняя кромка лицевого щитка (визора) должна быть сразу же над вашими бровями. Обычно, правильно подобранный шлем налезает с легким усилием, однако со временем его «хватка» чуть ослабнет до комфортной.
  • В случае если шлем «ездит» по голове и вы можете просунуть палец между лицом и шлемом — вам нужен размер поменьше. В то же время, сидя плотно на голове, шлем не должен давить на какие-то определенные точки или зоны, распределяя «обхват» по всей площади головы.

Естественно, все люди обладают различной комплекцией и форма головы у всех тоже разная. Подбор правильного типа формы шлема так же важен, как и подбор правильного размера. Часто производители мотоэкипировки выделяют следующие формы шлемов:

  • Длинный овал. Для головы удлиненной, вытянутой формы. У таких шлемов размер от передней части к задней гораздо больше чем поперечный.
  • Средний овал. Несмотря на название, этот тип подходит для среднестатичтических обладателей «круглых» голов. Впрочем, тут также размер от передней до задней части чуть больше поперечного. Большинство компаний-производителей выпускают шлемы именно такой формы.
  • Круглый овал. Это реже встречающийся тип шлемов, как и голов — он подходит для черепов «приплюснутой» формы, когда ширина больше высоты.

Цена

Что интересно, далеко не всегда высокая цена указывает на более комфортный или даже более безопасный шлем. Обычно цена напрямую зависит лишь от используемых материалов и функционала шлема. Очевидно, что шлем из углепластика будет стоить гораздо дороже, чем шлем из поликарбоната, а открытый шлем со щитком будет стоить дороже такого же, но без щитка.

Подписка на новости и тест-драйвы!

Свежие новости на почту!

allroader.ru

Мотоциклетный шлем - Gpedia, Your Encyclopedia

У этого термина существуют и другие значения, см. Шлем. Мотоциклетный шлем

Мотоцикле́тный шлем, или мотошле́м, — средство пассивной защиты головы водителя при езде на мотоцикле или мотороллере. Обязателен к использованию мотоциклистами и водителями мопедов в большинстве стран мира. Помимо защиты головы в случае аварии, шлем предохраняет от встречного ветра, воды, камней, насекомых и пыли.

Красивый шлем способен создать определенный имидж, наравне с одеждой и модными аксессуарами. Существует несколько конструктивных разновидностей шлемов. Применение того или иного вида определяется личными предпочтениями мотоциклиста.

Защитные свойства мотоциклетных шлемов регламентируются международными и государственными стандартами, а также нормативами неправительственных тестовых лабораторий, предоставляющих независимую экспертную оценку качества шлемов.

История мотоциклетного шлема

В 1935 году легендарный Лоуренс Аравийский, подполковник британской армии, прослуживший более 20 лет в разведке на Ближнем Востоке, в авиации и в танковых войсках, вышел в отставку и поселился на родине в графстве Дорсет. Лоуренс любил скорость и был опытным мотоциклистом, ему принадлежали (в разное время) восемь мотоциклов «Броу Супериор» (англ. Brough Superior). 13 мая 1935 года Лоуренс ехал по проселочной дороге поблизости от своего дома на мотоцикле «Броу Супериор» SS100 (англ. Brough Superior SS100). Шлема на нем не было. Внезапно на дороге появились двое детей на велосипедах. Пытаясь избежать столкновения с ними, Лоуренс совершил резкий маневр, потерял управление и упал, получив травму головы. Шесть дней спустя Томас Лоуренс умер не приходя в сознание.

Трагедия произвела большое впечатление на одного из врачей, пытавшихся спасти жизнь Лоуренса — молодого нейрохирурга Хью Кэрнса (англ. Hugh Cairns). Кэрнс предпринял обширное многолетнее исследование, проанализировав 2279 случаев гибели мотоциклистов. Результаты научной работы Кэрнса, опубликованные в нескольких статьях в «Британском Медицинском Журнале» (англ. British Medical Journal) в период с 1941 по 1946 год сыграли важную роль в разработке и внедрении мотоциклетных шлемов[1].

В начале 1950-х годов Британский институт стандартов по заданию Министерства транспорта Великобритании впервые в мире сформулировал набор требований и способы испытаний, которым должны соответствовать мотошлемы[2][3].

В 1953 году профессор Университета Южной Калифорнии Чарльз Ломбард (англ. Charles F. Lombard) впервые запатентовал мотошлем современной конструкции: с жесткой внешней оболочкой и поглощающей энергию удара внутренней частью[4]. Разработка Ломбарда изначально предназначалась для военной авиации, однако его патент охватывал и другие сферы применения, в том числе защиту головы мотоциклистов.

На государственном уровне обязанность мотоциклистов использовать шлем впервые была узаконена в Австралии, с 1 января 1961 года[5]. Австралия по сей день сохраняет лидерство в этой области: современный австралийско-новозеландский стандарт AS/NZS 1698:2006 содержит наиболее строгие (из государственных) требования к мотоциклетным шлемам.

В России использование защитного шлема при езде на мотоциклах и мотороллерах впервые стало обязательным в 1967 году, после принятия Постановления Совета Министров РСФСР № 1092 от 29 ноября «О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах»[6].

Значение мотоциклетного шлема

По статистике Министерства транспорта Великобритании[7], в 2005 году[8]:

  • мотоциклисты составили 1 % от числа участников дорожного движения, но при этом 19 % всех погибших на дорогах;
  • 80 % случаев гибели мотоциклистов связаны с травмами головы[9];
  • 70 % всех тяжелых травм, полученных мотоциклистами при авариях, стали травмы головы.

Конструкция

Мотошлемы состоят из двух основных частей: твердой наружной оболочки (или «скорлупы»), и эластичной внутренней начинки. Наружная отвечает за прочность и внешний вид. Внутренняя обеспечивает амортизацию удара и комфорт при езде.

Для изготовления наружных оболочек обычно применяются два вида материалов: композиционные, такие как стеклопластик, углепластик (карбон), либо термопластики. При равной механической прочности, композиционные оболочки позволяют снизить вес шлема за счет меньшей толщины защитного слоя, шлемы из термопластов тяжелее. Шлемы, изготовленные из пластика литьем под давлением, дешевле. Шлемы с композиционными оболочками дороже.

Основу мягкой внутренней обивки составляет полистироловый колпак. Именно толщина полистирола определяет размер шлема. К оболочке добавляется ткань, поролоновые уплотнители, ремешки, застежки. В современных шлемах тканевую подложку можно вынимать и стирать.

Защитный ремешок удерживает шлем от соскакивания при столкновении. Застежки ремешка бывают двух видов: простая комбинация двух скоб и «быстрые». На гоночных шлемах применяются обычные скобы, а японская фирма Arai даже запатентовала такую «обычную» застежку.

Ветрозащитные экраны в мотошлемах (визоры) бывают стандартные (прозрачный пластик, иногда цветной) и улучшенные (упрочненный передний слой от царапин, антитуманное, антибликовое, каплеудаляющее напыление, тонированные).

Ресурс мотошлема

Конструкция шлема рассчитывается производителем для защиты головы человека в течение одной аварии. С этой точки зрения шлем как защитное устройство за свою жизнь используется от 2 до 4 миллисекунд. После аварии или падения с большой высоты мотошлем более не может применяться по назначению и должен быть заменён.

В то же время мотошлем хорошего качества является достаточно прочным изделием и однократные случайные падения пустого шлема, к примеру, с высоты стола на пол (или с седла на асфальт) обычно не приводят к его повреждению. Чтобы убедиться в пригодности шлема после падения, его следует подвергнуть тщательной проверке. Услугу либо инструкцию по проверке шлема, как правило, может предоставить изготовитель.

Из соображений износа и естественного старения материалов шлема, а также технологического прогресса, постоянно улучшающего защитные свойства новых разработок, рекомендуется периодическая замена шлема на новый примерно каждые пять лет[10].

Классификация мотошлемов

Конструкция шлемов в большинстве случаев определяется условиями применения мотоцикла.

Шлем типа "Интеграл"
  • Интеграл (англ. full face, фулл-фейс) — шлем с интегрированной защитой подбородка, полностью закрывающий голову мотоциклиста. Включает откидывающийся визор (защитное стекло). Некоторые модели шлемов этой конструкции иногда критикуются за недостаток вентиляции. В то же время конструкция шлема обеспечивает наилучшую защиту, поскольку в 35 % всех аварий основной удар приходится в район подбородка мотоциклиста[11].
  • Модуляр (англ. flip-up ) — закрытый шлем с высокой степенью защиты. Также как и в интеграле, голова полностью защищена. Можно откидывать вверх не только визор, но и всю подбородочную дугу шлема. Решает такую проблему интеграла, как невозможность попить (покурить) без снятия шлема. Недостатки: высокая цена, самый большой вес среди всех типов шлемов, бо́льший по сравнению с интегралом уровень аэродинамических шумов. На некоторых моделях отмечались случаи откидывания подбородочной дуги в момент удара.
  • Кроссовый — разновидность шлема-интеграла для кроссовых гонок с высокой степенью защиты. Подбородочная дуга усилена и выдвинута вперед для облегчения дыхания. Для защиты лица от летящих из-под колес камней устанавливается длинный козырек. Визор отсутствует, шлем используется только в комплекте с защитными очками. Из-за сложной формы, на высоких скоростях шлем передает бо́льшее по сравнению с интегралом аэродинамическое давление на голову мотоциклиста.
Открытый шлем «три четверти»
  • Открытый — шлем без подбородочной дуги с невысокой степенью защиты (грубо, на треть меньше, чем интегралы). Визор может как присутствовать, так и отсутствовать. Некоторые модели включают солнцезащитный козырек. Достоинства: дешевизна, малая масса, нет проблем с обдувом и обзором. Предназначены для езды с небольшой скоростью — на скутерах, мотоциклах небольшой кубатуры, чопперах — и/или в жаркую погоду. Открытые шлемы также подразделяют на два типа: «3/4» — закрывающие три четверти головы и «половинка» — самый легкий тип шлема.
  • Каска — исторический прародитель мотошлемов. Материалы: кожа, металл, пластик. Степень защиты — минимальная. В настоящее время используется как элемент эпатажа некоторых байкеров, либо как формальный элемент экипировки (законодательство РФ не классифицирует шлемы, поэтому езда в каске трактуется как соблюдение ПДД, а, например, в бандане — как их нарушение, подлежащее административному наказанию в виде штрафа согласно КоАП РФ).
  • Мотард — разновидность шлема-интеграла для езды преимущественно по бездорожью с высокой степенью защиты. Практически полностью идентичен кроссовому шлему, однако в отличие от него имеет визор.

Связь между стоимостью мотошлема и уровнем защиты

Производство безопасных шлемов — сложный процесс, который вынуждает изготовителя нести значительные расходы на научные исследования, испытания и технологии. Поэтому в общем случае уровень безопасности шлема влияет на его себестоимость.

В то же время разработка и производство удобных, надежных и практичных шлемов также имеет свою цену. Поэтому стоимость шлема зависит также от его комфорта, веса, вентиляции, окраски, оформления, узнаваемости бренда, размеров партии, стоимости доставки, маркетинговой политики и так далее.

В результате, прямая связь между стоимостью мотошлема и уровнем защиты отсутствует[12].

К примеру, по состоянию на ноябрь 2009 года, ни один из шлемов премиум-бренда Shoei не имел рейтинга безопасности SHARP «5 звезд»[13], при том, что недорогой (цена менее 4000 руб) шлем модели LZ6 эконом-бренда Lazer получил наивысшую возможную оценку уровня защиты[14].

Для определения степени защиты планируемого к приобретению мотошлема следует обращаться к результатам его сертификации и независимого тестирования.

Сертификация мотошлемов

Все выпускаемые в мире шлемы должны отвечать строгим стандартам. Действующий российский стандарт: ГОСТ 41.22-2001 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения защитных шлемов и их смотровых козырьков для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов».

Пример шлема, сертифицированного во Франции по нормам ЕЭК 22.05

Маркировка мотошлемов, сертифицированных в Европе, включает букву E и номер внутри круга, наносится изготовителями на внутреннюю часть шлема. Номера стран, где производилось тестирование шлема:

Маркировка мотошлемов, сертифицированных в США, включает надпись «DOT», наносится изготовителями на наружную затылочную часть шлема.

Примечания

  1. ↑ Lawrence of Arabia, Sir Hugh Cairns, and the Origin of Motorcycle Helmets (англ.)
  2. ↑ Paternalism & Its Discontents: Motorcycle Helmet Laws, Libertarian Values, and Public Health
  3. ↑ Becker Edward B., «Helmet Development and Standards», in N. Yoganandan, et al., eds., Frontiers in Head and Neck Trauma: Clinical and Biomedical, IOS Press, 1998, p. 3.
  4. ↑ Патент США № 2625683 от 20 января 1953 года.
  5. ↑ https://www.surgeons.org/AM/Template.cfm?Section=Position_papers&Template=/CM/ContentDisplay.cfm&ContentFileID=49263 (англ.)
  6. ↑ http://www.gibdd.ru/history/ История автоинспекции.
  7. ↑ опубликованной в июне 2008 года на 145 сессии Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств
  8. ↑ Transport - Transport - UNECE
  9. ↑ SHARP Helmets (англ.)
  10. ↑ FAQs about Snell and Helmets (англ.)
  11. ↑ http://jeff.dean.home.att.net/swisher.htm (англ.)
  12. ↑ FAQs about Snell and Helmets (англ.)
  13. ↑ http://sharp.direct.gov.uk/search/results/?sort=manufacturer&dir=asc&manufacturer=48&model=0&type=0&rating=5&size=0&price=0&x=37&y=5 (англ.)
  14. ↑ http://sharp.direct.gov.uk/search/results/?sort=manufacturer&dir=asc&manufacturer=24&model=0&type=0&rating=5&size=0&price=0&x=36&y=3 (англ.)
  15. ↑ ECE 22.05 Motorcycle Helmet Standard, revision 4. Economic Commission for Europe (20 February 2001). Проверено 21 января 2012. Архивировано 18 марта 2012 года.
  16. ↑ ГОСТ Р 41.22-2001 | Электронный магазин стандартов
  17. ↑ http://www.saiglobal.com/PDFTemp/Previews/OSH/as/as1000/1600/1698-2006.pdf
  18. ↑ Sharp Helmets — The Helmet Safety Scheme

Ссылки

www.gpedia.com