Старая кузница. Топхельм шлем


Топхельм | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia

Топхельм

Изготовитель:

Европейские кузнецы

Тип защиты:

Голова, шея

Материал:

Железо

Время:

1220 - 1540 гг.

Область применения:

Европа

Пользователи:

Разновидности:

Топхельм — шлем эпохи Высокого Средневековья, возникший в конце 12 века во время крестовых походов и остававшийся в использовании до 14 века. Этот шлем использовался рыцарями и тяжелой пехотой в большинстве европейских армий между приблизительно 1220 - 1540 годами.

    Развитие топхельмаПравить

    В простейшем варианте, топхельм представлял собой стальной цилиндр с плоским верхом, который полностью покрыл голову и имел только очень маленькие отверстия для глаз и рта. Более поздние модели имели более искривленный дизайн, особенно вершина шлема, чтобы отклонить или уменьшить воздействие ударов.

    Этот шлем иногда упоминается как "шлем крестоносцев", так же как и "горшковый шлем", и поздние варианты с более конической вершиной, известные как "сахарная голова". На испанском языке их называют "yelmo de Zaragoza", ссылаясь к Сарагосе, где они были впервые представлены в Пиренейском полуострове.

    Хотя топхельм обеспечивал большую защиту, чем предыдущие шлемы, такие как шелом и шпангенхельм, при этом он ограничивал обзор владельца, и обеспечивал более плохую вентиляцию. Рыцарь мог носить стальную ермолку, известную как цервельер, или ее более позднее развитие - бацинет, под топхельмом. У топхельма так же мог быть кольчужный воротник для защиты шеи владельца, горла и плечей.

    Бацинет развился из его ранней формы - стальной ермолки, для замены топхельма на поле боля. Топхельм вышел из употребления в течение 15 века, однако он обычно использовался на турнирах, где использовалась версия топфхельма "рот лягушки".

    Украшение топфхельмовПравить

    0 4d175 1a086259 L Топфхельм часто чернился, лакировался или красился, и часто имел художественные оформления, такие как:
    • Художественное оформление вентиляционных отверстий (кресты и символы)
    • Художественное оформление забрала (горизонтальный и вертикальный "кресты")
    • Прикрепленные элементы художественного оформления, такие как короны, перья, металлические крылья (найдены на шлемах, принадлежащих Тевтонским рыцарям).

    Современная реконструкцияПравить

    Топфхельм сегодня особенно популярен среди ролевиков и исторических реконструкторов. Этот шлем предоставляет хорошую защиту голове как против острого, так и против тупого оружия. Его основные недостатки - плохая вентиляция и циркуляция воздуха.

    Современные версии топхельма демонстрируют, что эти шлемы не были чрезмерно тяжелыми, или неудобными, даже при том, что современные реконструкции топхельма для безопасности изготавливаются из более толстой стали, чем средневековые оригиналы, и весит 1,5 - 3 кг. Также, хотя разрезы забрала обычно приблизительно 20 - 30 мм шириной, они не сильно ограничивают поле зрения, поскольку расположены близко к глазам владельца.

    ru.warriors.wikia.com

    Реконструкция шлема Топхельм: Старая кузница

    Топфхельм Шлосберга на Даргене. Германия, вторая половина XII векасовременная реконструкцыяВ сем привет!!! И как писал в анонсе представляю вашему вниманию пост на тему  “Реконструкция шлема Топхельм” Этот вид шлема имеет также несколько имен это топфхельм пошло от инглиш - top-helm – верхний шлем, а немецкое происхождение это topfhelm – горшковый. Это европейский шлеп появился во время крестовых походов  где то в конце XII века и продержался в обиходе рыцарей до конца до XIV века.  И так историческое вступление достаточно, можно приступать и к процессу изготовления.
     
     
    В перед в мастерскую!!!
    И так что нам нужно? Инструмент:
    • Молотки,
    • киянки,
    • другие ударные инструменты,
    • болгарка,
    • дрель,
    • ножницы,
    Материал:
    • Железо и ли нержавейка толщиной 2 –2,5 мм.
    • небольшую полоску латуни или бронзы,
    • кожаные ремешки,
    • заклепки,
    • картон, бумага, клей.
    Ну по ходу будете смотреть сами что вам понадобится . За основу я взял материал и раскрои шлема из этого источника http://www.armourarchive.org/patterns/greathelm_sinric/ немного изменив размеры. Так как там размеры разве что рассчитаны на детей возрастом 10-15 лет.  А начнем мы с выкройки шаблонов по которым будем делать шлем. В большом разрешении скачать здесь.  задняя нижняя пластина задняя нижняя пластина hlem-tophelm01 hlem-tophelm02 hlem-tophelm03

    Это задняя нижняя пластина – 1шт.  

    Вот таких элементов нужно распечатать два шт. наклеить на картон и получить одну целую выкройку. Переносим на железо или нержавейку. И с помощью болгарки вырезаем заготовку. После чего края обрабатываем напильником, убираем заусеницы.            незабываем что наклеивать нужно зеркально также повторить эти операции с остальными элементами. Передняя пластина.  передняя нижняя пластина передняя нижняя пластина hlem-tophelm11 hlem-tophelm12 hlem-tophelm10

    передняя нижняя пластина - 1шт.

    Две верхние пластины. Одна идет спереди вторая сзади.

        HABLON3 HABLON3.1

    верхние пластины – 2шт.

    hlem-topfhelm02 hlem-topfhelm022

    И верхняя деталь “купол”.

     HABLON4 hlem-tophelm30

      купол –1шт.

    Вырезаем “крест” для глазного проема, это сделает ваш шлем поистине величественным,  более привлекательным. Я советую эту деталь сделать из латуни или бронзы.

    cross_1cross_2 

    После того как все детали вырезаны, и обработаны напильником. Нужно просверлить  не определенное количество отверстий под заклепки. На расстоянии 1-го см. от края детали. Итак отверстия просверлены и их также нужно обработать напильником. Диаметр отверстий, зависит от диаметра заклепки плюс 1-2мм. чтобы заклепка входила не очень плотно. Теперь берем пластины и соединяем в последовательности:

    1. Переднюю и заднюю нижние пластины,
    2. Верхние две пластины (они одинаковы),
    3. Теперь берем верхнюю сборку и присоединяем к ней купол шлема, (как показано на последней фотографии),
    4. Ну а теперь нужно соединить верхнюю и нижнюю сборку вместе в итоге вы получили готовый шлем,
      И последний шаг крепим “Крест” Теперь все точно собрано воедино и вы имеете настоящий шлем  Топхельм. Также не забудьте присоединить  ремешки чтобы во время боя шлем не потерять и голову соответственно. Также советую прикрепить парочку ремешков в купольной части шлема,  это послужить как амортизацией во время удара по вашей голове. Ну вроде сказано достаточно, теперь не теряйте времени и быстрым шагом в свою мастерскую. До следующего поста, и берегите пальцы от молотка…….

    starayakuznitsa.blogspot.ru

    Топхельм (Топфхельм) | War, Gun'S & Rock'n'roll

    Helot - Среда, 9 Июнь 2010 09:55

    Топхельм, или как его еще называют, топфхельм (нем. topfhelm – «горшковый шлем» или англ. top-helm – верхний шлем) – европейский тип горшкового шлема, развившийся из потхельма. Шлем появился во время крестовых походов примерно в конце XII века и носился в основном рыцарями, рыцарской кавалерией. В использовании оставался вплоть до XIV века.

    Топфхельм Шлосберга на Даргене. Германия, вторая половина XII века

    Как и во все времена, в Средние века большое внимание уделялось защите головы. Однако первые шлема были довольно открытыми – то лицо выглядывает, то шея видна, а то и затылок просится на удар. Позже этот минус старались убрать и начали появляться шлема с полумасками и тыльной защитой шеи, форма купола изменялась. Вот из подобного раннего шлема, называвшегося потхельмом (pothelm, с английского, как и с немецкого переводится как «банка») и у которого не присутствовала развитая защита шеи (но лицо уже закрыто) и произошел топхельм. По сути, это был первый шлем средневековья, который полностью закрывал голову. Вследствие различных модификаций у топхельма потом появилось несколько видов. Кубельхельм (kubelhelm) – топхельм с вовне выгнутой верхней пластиной; стечхельм (stechhelmen), который отличался большим размером в высоту и полностью защищал не только голову и шею, но и края ключиц; грейтхельм (greathelm)  — топхельм с более конической, округлой и вытянутой формой купола, использовавшийся для надевания поверх нижнего шлема.

    Атака Тевтонских рыцарей (многие из них одеты в топхельмы)

    Топхельм представляет собой большой шлем без забрала, полностью закрывающий лицо, шею воина. Благодаря тому, что он лежит на плечах, нагрузка на шею уменьшается, вес шлема распределяется по плечам. У него может быть бочкообразная, горшкообразная, цилиндрическая форма или в виде усеченного конуса. Отверстиями для глаз служат небольшие прорези, ниже них располагаются отверстия для вентиляции. На лицевой части у классического топхельма крестообразно крепятся две длинные добавочные металлические полосы, скреплявшие части шлема. Как правило, топхельмы были без бармицы, но и такой вариант не следует исключать, так как был найден образец топхельма с бармицей. Иногда топхельм крепился ремнями к защите корпуса. Верхушка шлема изготовлялась преимущественно плоской формы. Более поздние образцы имели более скругленную форму купола, чтоб удар соскальзывал, и шлем не был расколот вместе с содержимым мощным ударом оружия. Также в период развития топхельма изменились и боковые стенки шлема. Теперь задняя стенка была сделана по форме черепа и более изогнутой, чтоб удар не так звонко отдавался в черепе. В поздних турнирных вариантах усиливалась левая лицевая пластина для выдерживания копьевого удара.

    Вначале своего появления топхельм одевался поверх толстой шапки-подшлемника и кольчужного капюшона – койфа, позже поверх нижнего шлема, обычно сфероконического бацинета или другого небольшого шлема без забрала. Позже набивная шапка сменилась стеганым капюшоном с вырезом для лица и расширением к низу. Если не надевался малый шлем, поверх подшлемной шапки мог носиться кольчужный койф или толстый, скрученный жгутом валик, чтоб шлем лучше сидел на голове и удары не сильно сказывались на работе мозга. Эти подробные детали довольно полно отображены на многих средневековых барельефах, гравюрах, иллюстрациях книг.

    Помимо крестообразных полос и вентиляционных отверстий в виде различных символов и крестов топхельм имел и другие украшения. Шлем лакировался, чернился, красился в соответствии с геральдическими цветами рыцаря. Металлические накладки делались не только стальными, покрывались золотом. Весьма интересной деталью украшения шлема представлялся гребень в различных модификациях, который также помогал идентифицировать рыцаря на поле боя. Это украшение впервые появляется в конце XII века и одним из ранних его примеров является веерообразный гребень Ричарда Львиное Сердце. Их изготовляли из дерева, кожи, металла (металлические крылья на шлемах тевтонских рыцарей), а также другие материалы, от которых не требовалось особой прочности, чтоб потом гребень заменить на новый, так как в бою его могли срубить (конечно, если с гребнем не срубили и голову). Некоторые экземпляры были довольно экзотичными и искусно сработанными: в виде голов людей и животных, корон, рогов, фигур животных. Шлем Эдварда Уэльского, который стал известен как Черный Принц, украшала фигура леопарда.

    Тевтонский рыцарь

    Ввиду того, что топхельм имел немалые размеры, он был не совсем удобен. Если шлем полностью лежал на плечах, поворот головы почти невозможен. Но потом из-за веса и почти полной неподвижности топхельм стал одним из популярных турнирных шлемов, который использовался в турнирах до середины XV века, когда в ХIV веке окончательно перестал считаться боевым доспехом. Большим недостатком было недостаточное поступление воздуха через отверстия на лицевой пластине шлема, кроме этого был еще и минимальный обзор, а уж если рыцарь не мог повернуть голову чтоб осмотреть «поле деятельности», то данные моменты конструкции не служили преимуществом воину. Из-за этого топхельм зачастую снимался, особенно если под ним обнаруживалось наличие «малого» шлема и рыцарь сражался с риском ощутить удар по лицу. Но зато увеличивались шансы вовремя усмотреть противника и не задохнуться  в решающий момент боя. Тем не менее, для защиты конного рыцаря это был не плохой шлем, ведь в задачу конного рыцаря входило нанести молниеносный удар вражеской пехоте, развернуться и повторить маневр или уйти с линии боя. В этом случае минимальный обзор ничуть не мешал, а уж с высоты коня рыцарю ничего не стоило усмотреть пехоту. Еще одним минусом являлся материал, из которого состоял сам шлем – то есть металл, имеющий свойство нагреваться под солнцем. В такой «печке» нет даже легкой возможности вдохнуть свежего воздуха, так как забрало отсутствует. Чтоб шлем не нагревался так быстро рыцари примерно со второго крестового похода (а на Святой земле еще та жара!) начали покрывать шлема ткаными покрывалами, которые предохраняли от чрезмерного перегревания металла.

    На протяжении XV века топхельм постепенно выходит из употребления и вытесняется другими типами шлемов, которые обеспечивали лучший обзор и вентиляцию, имелось забрало, а небольшие размеры и вес не сковывали движения воина. Впоследствии из топхельма вышли такие типы шлемов как грандхельм и «жабья морда» для турнирных боев.

    Топхельм. Интересные факты:

    1. С конца XIII века к вентиляционным отверстиям стали крепить цепь, которая от шлема шла к поясу или нагрудному доспеху. Это обеспечивало сохранность шлема, если его сбили или сорвали с головы рыцаря. Также это давало возможность при снятии шлема переместить его за спину и в нужный момент вновь его одеть.
    2. Поздняя разновидность топхельма – шлем с забралом и округлым куполом в XX веке от американских реконструкторов получил условное название «сахарная голова» (англ. sugar loaf) из-за своей формы, напоминающей большой кусок сахара. По средневековым источникам подтверждается существование данного типа шлема, который на испанском языке назывался «yelmo de Zaragoza» по испанскому городу Сарагосе, где они впервые начали использоваться.
    3. Благодаря своей простоте и надежности в настоящее время топхельм является одним из самых популярных видов шлема в среде исторических реконструкторов и людей, увлекающихся ролевыми играми. Также они пользуются спросом среди коллекционеров и являются, пожалуй, символом эпохи раннего Средневековья.

    PostScriptum:А вы знаете какая карточная игра № 1 в мире? Без сомнения – это покер. Это игра, которая покорила сердца миллионов. В нее играет огромное количество людей, особенно на сайте pokerstars.com.

    Записи по теме:

    getwar.ru

    Топхельм Википедия

    Топфхельм (в оружиеведнии XIX—XX вв. нем. Topfhelm — «горшковый шлем» , англ. Great Helm- «Большой Шлем», фр. Heaume— «Шлем») — шлем для кавалерийского боя, появившийся примерно в конце XII века во времена крестовых походов. Состоял из тульи, собранной из нескольких пластин (реже — цельнокованной), предличной пластины и назатыльника.

    Конструкция шлема обеспечивала защиту головы спереди, с боков и сзади, обзор осуществлялся через узкие (шириной 9-12 мм) смотровые щели, и на ближних дистанциях являлся несколько ограниченным. Ниже прорезей для глаз располагались отверстия для вентиляции. Иногда они пробивались упорядоченно, формируя целые узоры или изображения (например в виде короны на шлеме Эдуарда Уэльского, известного как «Черный Принц»). На поздней разновидности топфхельма XIV века — кюбельхельме (Kübelhelm) — вентиляционные отверстия располагались, как правило, только с правой стороны шлема, чтобы не ослаблять металл на левой стороне, наиболее подверженной ударам вражеских копий.

    Печать Людовика Блуаского, 1201 год. Хорошо виден потхелм без защиты лица. Печать сэра Роберта Фитцуолтера, 1198 год. Потхелм с защитой лица. Печать Иоганна I, графа Гольштейн-Киля (1247—1259) Давид побеждает филистимлян. Иллюстрация из Библии Мациевского, середина XIII века. Folio 39. Печать Иоганна II, графа Гольштейн-Киля (1271—1302) Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в Берлине. Немецкий топфхелм, ок. 1300 года н. э.

    Топфхельм раннего типа

    Изначально к появлению шлема типа «топфхельм» привело увеличение наносника, его разрастание в нижней части таким образом, что верхняя половина лица стала практически закрыта полумаской. Поводом для этого послужила возросшая роль таранного копейного удара, которая заставила всадников и мастеров оружейников искать пути снижения опасности от соскальзывания копья (ударившего в щит), в лицо обороняющегося. Так же, со временем, для упрощения изготовления и увеличения внутреннего объёма, призванного уменьшить воздействие ударов в голову (увеличенный объём позволял использовать стеганный подшлемник и исключал контакт стенок шлема с головой владельца), форма шлема изменилась — из конической она стала цилиндрической. Полумаска, к тому времени стала так же изготовляться проще — в железном листе пробивались отверстия для глаз, одновременно с этим появилась и защита нижней части лица — железный лист, в котором пробиты множество отверстий для притока воздуха. С добавлением назатыльника мы видим полностью сформировавшийся вид раннего топфхельма. Изображения подобных шлемов известны с конца XII века — в рукописи «Энеиды» ок. 1200 года, на богатой отделке алтаря из собора в Аахене и т. д.

    Следующим этапом конструктивного развития этого вида шлема можно считать появление на нём продольного ребра, проходившего от лба до подбородка по линии носа. Это новшество связано с тем, что, как только лицо воина стало в достаточной мере защищено от ударов, инженерная мысль пошла дальше, стараясь не только защитить лицо непосредственно от контакта с вражеским оружием, но и снизить кинетическую энергию удара, в первую очередь копейного. Появление продольного ребра способствовало тому, что наконечник копья соскальзывал в сторону, не способный пробить металл и не успевая передать энергию мощного удара в голову, защищенную шлемом. В это же время появилась и крестообразная накладка, вертикальными лучами креста проходящая от лба до подбородка, горизонтальными — обрамляя смотровые щели. Концы лучей креста могли быть оформлены в виде трилистника или лилии. Подобные шлемы нам прекрасно показаны на миниатюрах Библии Мациевского (середина XIII века) и многих других изображениях этого периода.

    Топфхельм позднего типа

    К началу XIV века форма топфхельма в очередной раз претерпела изменения. Он увеличился в размерах, так как общепринято стало надевать его поверх малого шлема — сервильера, а, впоследствии, бацинета. Это диктовалось как стремлением к абсолютной защите рыцаря, так и меняющимся характером войны — профессиональному воину (которым являлся рыцарь или тяжеловооруженный латник) требовалось находиться вооруженным долгое время, нежели раньше — когда вооружались непосредственно перед битвой.

    Таким образом, воин в бацинете (или, чуть ранее, в сервильере) находился в достаточно снаряженном виде для боя. Но чисто гипотетически, как только он видел угрозу широкомасштабной схватки, он надевал поверх бацинета (сервильера) шлем-топфхельм и был готов к полевому сражению по максимуму, где ему отводилась главенствующая, «таранная» роль. Описанный выше умозрительный момент имеет отношение к периоду Столетней войны, с изменившимся характером боя, в частности, и войны, в целом. Хотя, английское рыцарство, вполне вероятно, столкнулось с этим несколько раньше, в шотландских походах начала XIV века. Такие увеличенные в размерах горшковые шлемы второй половины XIV века иногда называют кюбельхельмами (Kübelhelm).

    В эту эпоху шла активная фаза поиска новых форм, что привело к появлению гибридов — шлемов с забралом, которые трудно отнести к определённой, «классической» классификации — они похожи на топфхельм и на бацинет одновременно.

    Данный вопрос требует ещё выработки своей терминологии. Одна из таких попыток — введение термина «Сахарная голова» (Sugarloaf), родившегося в среде военных реконструкторов. Термин этот — поверхностный и абстрактный, совершенно не привязанный к морфологии шлемов в целом — призванный умозрительно обозначать «горшковые» шлемы с забралом. Вместе с тем, большинство топфхельмов XIV века демонстрируют сходство с настоящей сахарной головой, совершенно независимо от того, есть на них забрало или нет.

    С начала XIV века, практически повсеместно, тулья шлема стоновится конической, либо цельнокованной, либо клепаной из двух-трех пластин. Предличная пластина и назатыльник опускаются практически до самого уровня плеч, клиновидно опускаясь на спину и на грудь. В предличной пластине, в самом низу, прорезались парные (реже только с одной стороны) крестообразные отверстия, предназначенные для крепления прочной цепи, второй конец которой был закреплен на груди пластинчатого доспеха.

    Такое крепление шлема было обусловлено двумя задачами.

    Первая — предотвратить срывание шлема с головы владельца в рукопашной хватке. Примеры подобных захватов за шлем — с целью его сорвать, или сместить его на голове, сдвинув смотровые щели (тем самым лишить владельца обзора) — многократно изображены в сценах средневековых битв.

    Вторая причина — дополнительно снизить нагрузку при копейном ударе — не дать возможности сильно отклонить голову назад и травмировать шею — цепи удерживают шлем (и голову в нём) от резкого откидывания назад.

    Миф о том, что цепи служили для того чтобы сбрасывать «тяжелый» и «неудобный» шлем при рукопашной схватке, не подтверждается ни средневековыми изображениями, ни нарративными источниками того периода, ни современными практическими экспериментами.

    Надгробие сэра Риса ап Гриффидда, собор Св. Давида.

    Окончательный отказ от этого вида шлема произошел на рубеже XIV—XV веков, когда война окончательно стала не только полевым сражением, где все решала схватка конных латников, но и периодом длительных военных компаний, где использовались набеги, засады и т. п., когда от всадника потребовалась большая мобильность и универсальность. Врагом тяжеловооруженной конницы все чаще выступала пехота, лучники и арбалетчики, а также отряды легкой кавалерии. Для такой войны больше подходил бацинет (хундсгугель) с подвижным забралом, поскольку позволял быстро менять поле обзора (открывая-закрывая забрало), для ориентации в изменяющихся условиях боя, не выпуская оружия из рук.

    Вместе с тем, весь опыт, наработанный за 200 лет существования данного типа шлема, был использован мастерами в дальнейшем — тяжелые турнирные шлемы типа «жабья голова» ведут свою родословную именно от топфхельма.

    «Сахарная голова» (с рогами, наличие которых для сахарной головы нетипично). Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

    Геральдика

    Так как топфхельмы были чисто кавалерийскими шлемами, с распространением нашлемных геральдических украшений и введением их в гербы неотъемлемой принадлежностью дворянского герба стал топфхельм — таким образом дворянские гербы выделялись среди прочих. Сперва, в первой половине XIV века, шлемы были введены в гербы дворян Германии, а оттуда эта тенденция распространилась по всей Европе. В поздней геральдике, когда сам топфхельм уже вышел из практического употребления, иногда использовалась цветовая дифференциация шлемов — наличие позолоты указывало на высокое дворянское звание и знатность владельца герба, полностью позолоченный шлем — на принадлежность к королевскому роду. В некоторых королевских, графских или баронских гербах шлем сверху увенчивался короной соответствующей формы, как например в этом гербе Англии.

    Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год.

    Ниже представлены варианты нашлемных украшений XIV века.

    Большой шлем XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-Ле-Дюка.

    Жаргонные названия

    • Топ-хелм — англ. top-helm (буквально «верхний шлем», искажённое нем. topfhelm) — жаргонное название большого шлема. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
    • Ундер-хелм — англ. under-helm (буквально «нижний шлем») — жаргонное название бацинета или черепника, надевавшегося под Большой Шлем. (NB: название не используется специалистами, имеющий ограниченное обращение в среде реконструкторов и ролевиков..)
    • Пот-хелм- Pot-Helm придуманный термин, вероятно в американской Society for Creative Anachronism, в конце XX века, никогда не использовавшийся в оружиеведении, имеющий ограниченное обращение в среде реконструкторов и ролевиков.

    Ссылки

    Литература

    «Knights at Tournament» by Christopher Gravett (Author) & Angus Mcbride (Illustrator) ISBN 1-85532-937-9

    wikiredia.ru

    Топхельм Вики

    Топфхельм (в оружиеведнии XIX—XX вв. нем. Topfhelm — «горшковый шлем» , англ. Great Helm- «Большой Шлем», фр. Heaume— «Шлем») — шлем для кавалерийского боя, появившийся примерно в конце XII века во времена крестовых походов. Состоял из тульи, собранной из нескольких пластин (реже — цельнокованной), предличной пластины и назатыльника.

    Конструкция шлема обеспечивала защиту головы спереди, с боков и сзади, обзор осуществлялся через узкие (шириной 9-12 мм) смотровые щели, и на ближних дистанциях являлся несколько ограниченным. Ниже прорезей для глаз располагались отверстия для вентиляции. Иногда они пробивались упорядоченно, формируя целые узоры или изображения (например в виде короны на шлеме Эдуарда Уэльского, известного как «Черный Принц»). На поздней разновидности топфхельма XIV века — кюбельхельме (Kübelhelm) — вентиляционные отверстия располагались, как правило, только с правой стороны шлема, чтобы не ослаблять металл на левой стороне, наиболее подверженной ударам вражеских копий.

    Печать Людовика Блуаского, 1201 год. Хорошо виден потхелм без защиты лица. Печать сэра Роберта Фитцуолтера, 1198 год. Потхелм с защитой лица. Печать Иоганна I, графа Гольштейн-Киля (1247—1259) Давид побеждает филистимлян. Иллюстрация из Библии Мациевского, середина XIII века. Folio 39. Печать Иоганна II, графа Гольштейн-Киля (1271—1302) Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в Берлине. Немецкий топфхелм, ок. 1300 года н. э.

    Топфхельм раннего типа[ | код]

    Изначально к появлению шлема типа «топфхельм» привело увеличение наносника, его разрастание в нижней части таким образом, что верхняя половина лица стала практически закрыта полумаской. Поводом для этого послужила возросшая роль таранного копейного удара, которая заставила всадников и мастеров оружейников искать пути снижения опасности от соскальзывания копья (ударившего в щит), в лицо обороняющегося. Так же, со временем, для упрощения изготовления и увеличения внутреннего объёма, призванного уменьшить воздействие ударов в голову (увеличенный объём позволял использовать стеганный подшлемник и исключал контакт стенок шлема с головой владельца), форма шлема изменилась — из конической она стала цилиндрической. Полумаска, к тому времени стала так же изготовляться проще — в железном листе пробивались отверстия для глаз, одновременно с этим появилась и защита нижней части лица — железный лист, в котором пробиты множество отверстий для притока воздуха. С добавлением назатыльника мы видим полностью сформировавшийся вид раннего топфхельма. Изображения подобных шлемов известны с конца XII века — в рукописи «Энеиды» ок. 1200 года, на богатой отделке алтаря из собора в Аахене и т. д.

    Следующим этапом конструктивного развития этого вида шлема можно считать появление на нём продольного ребра, проходившего от лба до подбородка по линии носа. Это новшество связано с тем, что, как только лицо воина стало в достаточной мере защищено от ударов, инженерная мысль пошла дальше, стараясь не только защитить лицо непосредственно от контакта с вражеским оружием, но и снизить кинетическую энергию удара, в первую очередь копейного. Появление продольного ребра способствовало тому, что наконечник копья соскальзывал в сторону, не способный пробить металл и не успевая передать энергию мощного удара в голову, защищенную шлемом. В это же время появилась и крестообразная накладка, вертикальными лучами креста проходящая от лба до подбородка, горизонтальными — обрамляя смотровые щели. Концы лучей креста могли быть оформлены в виде трилистника или лилии. Подобные шлемы нам прекрасно показаны на миниатюрах Библии Мациевского (середина XIII века) и многих других изображениях этого периода.

    Топфхельм позднего типа[ | код]

    К началу XIV века форма топфхельма в очередной раз претерпела изменения. Он увеличился в размерах, так как общепринято стало надевать его поверх малого шлема — сервильера, а, впоследствии, бацинета. Это диктовалось как стремлением к абсолютной защите рыцаря, так и меняющимся характером войны — профессиональному воину (которым являлся рыцарь или тяжеловооруженный латник) требовалось находиться вооруженным долгое время, нежели раньше — когда вооружались непосредственно перед битвой.

    Таким образом, воин в бацинете (или, чуть ранее, в сервильере) находился в достаточно снаряженном виде для боя. Но чисто гипотетически, как только он видел угрозу широкомасштабной схватки, он надевал поверх бацинета (сервильера) шлем-топфхельм и был готов к полевому сражению по максимуму, где ему отводилась главенствующая, «таранная» роль. Описанный выше умозрительный момент имеет отношение к периоду Столетней войны, с изменившимся характером боя, в частности, и войны, в целом. Хотя, английское рыцарство, вполне вероятно, столкнулось с этим несколько раньше, в шотландских походах начала XIV века. Такие увеличенные в размерах горшковые шлемы второй половины XIV века иногда называют кюбельхельмами (Kübelhelm).

    В эту эпоху шла активная фаза поиска новых форм, что привело к появлению гибридов — шлемов с забралом, которые трудно отнести к определённой, «классической» классификации — они похожи на топфхельм и на бацинет одновременно.

    Данный вопрос требует ещё выработки своей терминологии. Одна из таких попыток — введение термина «Сахарная голова» (Sugarloaf), родившегося в среде военных реконструкторов. Термин этот — поверхностный и абстрактный, совершенно не привязанный к морфологии шлемов в целом — призванный умозрительно обозначать «горшковые» шлемы с забралом. Вместе с тем, большинство топфхельмов XIV века демонстрируют сходство с настоящей сахарной головой, совершенно независимо от того, есть на них забрало или нет.

    С начала XIV века, практически повсеместно, тулья шлема стоновится конической, либо цельнокованной, либо клепаной из двух-трех пластин. Предличная пластина и назатыльник опускаются практически до самого уровня плеч, клиновидно опускаясь на спину и на грудь. В предличной пластине, в самом низу, прорезались парные (реже только с одной стороны) крестообразные отверстия, предназначенные для крепления прочной цепи, второй конец которой был закреплен на груди пластинчатого доспеха.

    Такое крепление шлема было обусловлено двумя задачами.

    Первая — предотвратить срывание шлема с головы владельца в рукопашной хватке. Примеры подобных захватов за шлем — с целью его сорвать, или сместить его на голове, сдвинув смотровые щели (тем самым лишить владельца обзора) — многократно изображены в сценах средневековых битв.

    Вторая причина — дополнительно снизить нагрузку при копейном ударе — не дать возможности сильно отклонить голову назад и травмировать шею — цепи удерживают шлем (и голову в нём) от резкого откидывания назад.

    Миф о том, что цепи служили для того чтобы сбрасывать «тяжелый» и «неудобный» шлем при рукопашной схватке, не подтверждается ни средневековыми изображениями, ни нарративными источниками того периода, ни современными практическими экспериментами.

    Надгробие сэра Риса ап Гриффидда, собор Св. Давида.

    Окончательный отказ от этого вида шлема произошел на рубеже XIV—XV веков, когда война окончательно стала не только полевым сражением, где все решала схватка конных латников, но и периодом длительных военных компаний, где использовались набеги, засады и т. п., когда от всадника потребовалась большая мобильность и универсальность. Врагом тяжеловооруженной конницы все чаще выступала пехота, лучники и арбалетчики, а также отряды легкой кавалерии. Для такой войны больше подходил бацинет (хундсгугель) с подвижным забралом, поскольку позволял быстро менять поле обзора (открывая-закрывая забрало), для ориентации в изменяющихся условиях боя, не выпуская оружия из рук.

    Вместе с тем, весь опыт, наработанный за 200 лет существования данного типа шлема, был использован мастерами в дальнейшем — тяжелые турнирные шлемы типа «жабья голова» ведут свою родословную именно от топфхельма.

    «Сахарная голова» (с рогами, наличие которых для сахарной головы нетипично). Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

    Геральдика[ | код]

    Так как топфхельмы были чисто кавалерийскими шлемами, с распространением нашлемных геральдических украшений и введением их в гербы неотъемлемой принадлежностью дворянского герба стал топфхельм — таким образом дворянские гербы выделялись среди прочих. Сперва, в первой половине XIV века, шлемы были введены в гербы дворян Германии, а оттуда эта тенденция распространилась по всей Европе. В поздней геральдике, когда сам топфхельм уже вышел из практического употребления, иногда использовалась цветовая дифференциация шлемов — наличие позолоты указывало на высокое дворянское звание и знатность владельца герба, полностью позолоченный шлем — на принадлежность к королевскому роду. В некоторых королевских, графских или баронских гербах шлем сверху увенчивался короной соответствующей формы, как например в этом гербе Англии.

    Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год.

    Ниже представлены варианты нашлемных украшений XIV века.

    Большой шлем XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-Ле-Дюка.

    Жаргонные названия[ | код]

    • Топ-хелм — англ. top-helm (буквально «верхний шлем», искажённое нем. topfhelm) — жаргонное название большого шлема. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
    • Ундер-хелм — англ. under-helm (буквально «нижний шлем») — жаргонное название бацинета или черепника, надевавшегося под Большой Шлем. (NB: название не используется специалистами, имеющий ограниченное обращение в среде реконструкторов и ролевиков..)
    • Пот-хелм- Pot-Helm придуманный термин, вероятно в американской Society for Creative Anachronism, в конце XX века, никогда не использовавшийся в оружиеведении, имеющий ограниченное обращение в среде реконструкторов и ролевиков.

    Ссылки[ | код]

    Литература[ | код]

    «Knights at Tournament» by Christopher Gravett (Author) & Angus Mcbride (Illustrator) ISBN 1-85532-937-9

    ru.wikibedia.ru

    Топхельм - Википедия

    Топфхельм (в оружиеведнии XIX-XX вв. нем. Topfhelm — «горшковый шлем» , англ. Great Helm- "Большой Шлем", фр. Heaume— "Шлем") — шлем для кавалерийского боя появившийся примерно в конце XII века во времена крестовых походов. Состоял из тульи, собранной из нескольких пластин (реже - цельнокованной), предличной пластины и назатыльника. Конструкция шлема обеспечивала защиту головы спереди, с боков и сзади, обзор осуществлялся через узкие ( ширина 9-12 мм.) смотровые щели, на ближних дистанциях являлся несколько ограниченным. Ниже прорезей для глаз располагались отверстия для притока воздуха. Иногда они пробивались упорядоченно, формируя узоры или изображения (например в виде короны на Шлеме Эдуарда Уэльского, известного как "Черный Принц"). На топфхельмах XIV века отверстия располагались, как правило, только с правой стороны шлема, чтобы не ослаблять металл на левой стороне, наиболее подверженной ударам вражеских копий.

    Печать Людовика Блуаского, 1201 год. Хорошо виден потхелм без защиты лица. Печать сэра Роберта Фитцуолтера, 1198 год. Потхелм с защитой лица. Печать Иоганна I, графа Гольштейн-Киля (1247—1259) Давид побеждает филистимлян. Иллюстрация из Библии Мациевского, середина XIII века. Folio 39. Печать Иоганна II, графа Гольштейн-Киля (1271—1302) Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в Берлине. Немецкий топфхелм, ок. 1300 года н. э.

    Топфхельм раннего типа[ | ]

    Изначально, к появлению шлема типа "топфхельм" привело увеличение наносника, его разрастание в нижней части, таким образом, что верхняя половина лица стала практически закрыта полумаской. Поводом для этого послужила возросшая роль таранного копейного удара, которая заставила всадников и мастеров оружейников искать пути снижения опасности от соскальзывания копья (ударившего в щит), в лицо обороняющегося.Так же, со временем, для упрощения изготовления и увеличения внутреннего объема, призванного уменьшить воздействие ударов в голову (увеличенный объем позволял использовать стеганный подшлемник и исключал контакт стенок шлема с головой владельца), форма шлема изменилась - из конической она стала цилиндрической. Полумаска, к тому времени стала так же изготовляться проще - в железном листе пробивались отверстия для глаз, одновременно с этим появилась и защита нижней части лица - железный лист, в котором пробиты множество отверстий для притока воздуха. С добавлением назатыльника мы видим полностью сформировавшийся вид раннего топфхельма. Изображения подобных шлемов известны с конца XII века - в рукописи "Энеиды" ок. 1200 г., на богатой отделке алтаря из собора в Аахене и т.д.

    Следующим этапом конструктивного развития этого вида шлема, можно считать появление на нем продольного ребра, проходившего от лба до подбородка, по линии носа. Это новшество связано с тем, что, как только лицо воина было в достаточной мере защищено от ударов, инженерная мысль пошла дальше, стараясь не только защитить лицо непосредственно от контакта с вражеским оружием, но и снизить кинетическую энергию удара, в первую очередь копейного. Появление продольного ребра способствовало тому, что наконечник копья соскальзывал в сторону, не способный пробить металл, и не успевая передать энергию мощного удара в голову, защищенную шлемом. В это же время появляется и крестообразная накладка, вертикальными лучами креста проходящая от лба до подбородка, горизонтальными - обрамляя смотровые щели. Концы лучей креста могли быть оформлены в виде трилистника или лилии. Подобные шлемы нам прекрасно показаны в библии Мациевского (середина XIII века) и многих других изображениях этого периода.

    Топфхельм позднего типа[ | ]

    К началу XIV века форма топфхельма в очередной раз претерпела изменения. Он увеличился в размерах, так как общепринято стало надевать его поверх малого шлема - сервильера, а, в последствии, бацинета. Это диктовалось как стремлением к абсолютной защите рыцаря, так и меняющимся характером войны - профессиональному воину (которым являлся рыцарь или тяжеловооруженный латник) требовалось находиться вооруженным долгое время, нежели раньше - когда вооружались непосредственно перед битвой.

    С этого времени, практически повсеместно, тулья шлема - коническая - либо цельнокованная, либо клепаная из двух- трех пластин. Предличная пластина и назатыльник опускаются практически до самого уровня плеч, клиновидно опускаясь на спину и на грудь. В предличной пластине , в самом низу, прорезались парные (реже только с одной стороны) крестообразные отверстия, предназначенные для крепления прочной цепи, второй конец которой был закреплен на груди пластинчатого доспеха.

    Такое крепление шлема было обусловлено двумя задачами.

    Первая - предотвратить срывание шлема, с головы владельца, в рукопашной хватке. Примеры подобных захватов за шлем - с целью его сорвать, или сместить его на голове, сдвинув смотровые щели (тем самым лишить владельца обзора) - многократно изображены в сценах средневековых битв.

    Вторая причина - дополнительно снизить нагрузку при копейном ударе - не дать возможности сильно отклонить голову назад и травмировать шею - цепи удерживают шлем (и голову в нем) от резкого откидывания назад.

    Миф о том, что цепи служили для того. чтобы сбрасывать тяжелый и неудобный шлем, при рукопашной схватке, не подтверждается ни средневековыми изображениями, ни нарративными источниками того периода, ни современными практическими экспериментами.

    Надгробие сэра Риса ап Гриффидда, собор Св. Давида.

    Окончательный отказ от этого вида шлема произошел на рубеже XIV- XV веков, когда война окончательно стала не только полевым сражением, где все решала схватка конных латников, но и периодом длительных военных компаний, где использовались набеги, засады и т.п., от всадника требовалась большая мобильность и универсальность. Врагом тяжеловооруженной конницы все чаще выступала пехота и лучники, а так же отряды легкой кавалерии. Для такой войны больше подходил бацинет с подвижным забралом, поскольку позволял быстро менять поле обзора (открывая-закрывая забрало), для ориентации в изменяющихся условиях боя, не выпуская оружия из рук.

    Вместе с тем, весь опыт, наработанный за 200 лет существования данного типа шлема, был использован мастерами в дальнейшем - турнирные шлемы "жабья голова" ведут свою родословную именно от топфхельма.

    Сахарная голова[ | ]

    «Сахарная голова» (с рогами, наличие которых для сахарной головы нетипично). Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

    Геральдика[ | ]

    Так как топфхельмы были чисто кавалерийскими шлемами, с распространением нашлемных геральдических украшений и введением их в гербы неотъемлемой принадлежностью дворянского герба стал топфхельм — таким образом дворянские гербы выделялись среди прочих. Сперва, в первой половине XIV века, шлемы были введены в гербы дворян Германии, а оттуда эта тенденция распространилась по всей Европе. В поздней геральдике, когда сам топфхельм уже вышел из практического употребления, иногда использовалась цветовая дифференциация шлемов — наличие позолоты указывало на высокое дворянское звание и знатность владельца герба, полностью позолоченный шлем — на принадлежность к королевскому роду. В некоторых королевских, графских или баронских гербах шлем сверху увенчивался короной соответствующей формы, как например в этом гербе Англии.

    Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год.

    Ниже представлены варианты нашлемных украшений XIV века.

    Большой шлем XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-Ле-Дюка.

    Жаргонные названия[ | ]

    • Топ-хелм — англ. top-helm (буквально «верхний шлем», искажённое нем. topfhelm) — жаргонное название большого шлема. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
    • Ундер-хелм — англ. under-helm (буквально «нижний шлем») — жаргонное название бацинета или черепника, надевавшегося под Большой Шлем. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
    • Пот-хелм- Pot-Helm придуманный термин, вероятно в американской Society for Creative Anachronism,в конце XX века, никогда не использовавшийся в оружиеведении, имеющий ограниченное обращение в среде реконструкторов и ролевиков.

    Ссылки[ | ]

    Литература[ | ]

    «Knights at Tournament» by Christopher Gravett (Author) & Angus Mcbride (Illustrator) ISBN 1-85532-937-9

    encyclopaedia.bid

    Топфхелм — Википедия (с комментариями)

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Топфхельм (от нем. Topfhelm — «горшковый шлем» или англ. Great Helm, фр. Grand Helm — большой шлем) — европейский кавалерийский шлем, появившийся примерно в конце XII века во времена крестовых походов. По форме цилиндрический, горшкообразный, бочкообразный или в форме усечённого конуса, полностью скрывает лицо обладателя. Ниже прорезей для глаз часто сверлились небольшие отверстия для улучшения вентиляции. Был в широком употреблении с начала XIII до конца XIV веков, позже заменён штеххелмом.

    Потхелм

    Потхельм (от англ. pot-helm — «шлем-кастрюлька» или «шлем-таблетка») — тип шлема, предок топфхельма, появившийся в середине-конце XII века в Европе как альтернатива норманнскому шлему. Особенностью его конструкции, сделавшей его популярным, было то, что он был проще цельнокованого сфероконического норманнского шлема: к плоской тулье приклёпывался обод — верхняя часть шлема. Ранние потхельмы снабжались наносником, как и норманнские шлемы, позже к шлему стали приклёпывать полноценную защиту лица в виде пластины. По форме потхельм мог быть как цилиндрическим, так и сужающимся книзу — такая форма лучше противостояла разрубанию при диагональном ударе. Надевался потхельм, как и все тогдашние шлемы, поверх кольчужного капюшона.

    Дальнейшая эволюция привела к тому, что защита лица в отдельных шлемах стала коваться выпуклой — сферической или клиновидной формы. В других потхельмах защита лица ковалась одной деталью с верхней частью шлема. Кроме того, появилась защита затылка в виде узкой пластины, приклёпывавшейся к затылочной части шлема. Все эти усовершенствования привели к эволюции потхельма в топфхелм, которая произошла примерно в середине XIII века.

    Топфхельм раннего типа

    Топфхельм середины — второй половины XIII века представлял из себя цилиндрический кавалерийский шлем с усиленной крестовидной накладкой лицевой частью. Он полностью закрывал голову владельца, оставляя только узкие смотровые прорези для обзора и небольшие отверстия в лицевой части для дыхания. Возможно, некоторые шлемы изготовлялись сужающимися книзу. Шлем почти не закрывал шею (только спереди), и в целом был довольно удобен для кавалеристов, хотя и заметно уменьшал обзор, из-за чего не использовался пехотой. Надевался шлем также поверх кольчужного капюшона, под который надевался особой формы подшлемник с войлочным валиком вокруг головы — такая конструкция способствовала уменьшению риска быть оглушённым при ударе по шлему. Не последнюю роль в популярности этого типа шлемов сыграли турниры, где он был единственным способом обеспечить надёжную защиту головы владельца. Крестовидная накладка на лицевой части, очевидно, ковалась из стали, но для красоты могла быть позолоченной.

    Топфхельм позднего типа

    К началу XIV века форма топфхельма претерпела изменения, связанные с его использованием исключительно в кавалерии. Верхнюю его часть стали ковать конической формы. Защита лица ковалась клиновидной формы, с вертикальным ребром жёсткости и узкими смотровыми прорезями, и из более толстой стали — многие сохранившиеся до наших дней шлемы имеют вмятины от корончатых наконечников турнирных копий. С начала XIV века большое распространение получили турнирные нашлемные украшения — различные геральдические фигуры, которые делались из кожи или дерева и крепились к шлему на шнурках.

    Ещё одной особенностью поздних топфхельмов стало то, что они очень ограничивали обзор, и поэтому использовались только в копейной сшибке. В ходе боя, после того как сшибка переросла в рукопашную схватку, шлем сбрасывался, и кавалерист дрался без него — обзорность в рукопашном бою важнее защиты. А для того, чтобы шлем не потерялся во время боя — его крепили к доспеху специальной цепью. Но так как кольчужный капюшон давал довольно слабую защиту, то под топфхельм стали надевать сферический шлем, ранее возникший в пехоте — цервельер, к которому приплеталась бармица. Под топфхельм сверху цервельера надевался войлочный валик, чтобы топфхелм плотнее сидел на голове и не смещался в стороны, больше шлем к голове ничем не крепился. Во второй четверти XIV века на смену цервельеру пришёл бацинет — сфероконический шлем с заострённым верхом, к которому приплеталась бармица. Сперва бацинет ковался неглубоким и защищал голову до висков, как и цервельер, позднее, к середине XIV века, бацинеты стали коваться более глубокими, защищающими голову со всех сторон, с защитой лица, и начали вытеснять топфхельмы. Последние с полей боя переместились на турнирные ристалища, где хорошая защита головы во время копейной сшибки была приоритетнее хорошего обзора. Для турнирных сшибок топфхельмы ковались большого размера с удлинённой защитой лица, они защищали шею и опирались на плечи, давая хорошую защиту от удара по голове копьём. Такой шлем в Англии называли «большой шлем» (англ. Great helm), и его изображали на большинстве надгробий XIV века как непременный атрибут доспеха рыцаря. В конечном итоге топфхельмы полностью вышли из употребления на войне, оставшись чисто турнирным шлемом.

    Сахарная голова

    Сахарная голова (от англ. sugarloaf helm, кюбельхельм нем. Kübelhelm — «шлем-ковш» — отдельная разновидность топфхельма, существовавшая в первой четверти XIV века. От классического топфхельма отличалась сфероконическим куполом, похожим на купол более поздних бацинетов. Купол делался цельнокованым, нижняя часть приклёпывалась к нему и была аналогична по конструкции нижней части топфхельма. Так же, как и топфхельм, сахарная голова ковалась цельной, экземпляров с забралом не обнаружено ни по археологическим, ни по изобразительным источникам. Во второй четверти XIV века из-за популярности бацинетов от шлемов такого типа постепенно отказались. Поздние турнирные сахарные головы ковались с сильно выступающими смотровыми щелями, и собственно они в процесе эволюции и позволили создать штеххельм.

    Геральдика

    Так как топфхельмы были чисто кавалерийскими шлемами, с распространением нашлемных геральдических украшений и введением их в гербы неотъемлемой принадлежностью дворянского герба стал топфхельм — таким образом дворянские гербы выделялись среди прочих. Сперва, в первой половине XIV века, шлемы были введены в гербы дворян Германии, а оттуда эта тенденция распространилась по всей Европе. Топфхельм украшался бурлетом — тканевым валиком — и намётом — тканевым покрывалом, поверх бурлета изображалась нашлемная фигура. Позднее, к XV веку, появилась цветовая дифференциация шлемов — наличие позолоты указывало на высокое дворянское звание и знатность владельца герба, полностью позолоченный шлем — на принадлежность к королевскому роду. В некоторых королевских, графских или баронских гербах шлем сверху увенчивался короной соответствующей формы, как например в этом [commons.wikimedia.org/wiki/File:Royal_Arms_-_geograph.org.uk_-_275328.jpg гербе Англии].

    Ниже представлены варианты нашлемных украшений XIV века.

    • KHM Wien B 74 - Great helm of Albert von Prankh, 14th century, front.jpg

      Топфхелм XIV века, принадлежавший Альберту фон Пранкху. Сейчас находится в Художественно-историческом музее в Вене. Нашлемная фигура - рога, выполненные из кожи.

    • Kneeling knight received a swan-crested helmet.jpg

      Дама подаёт шлем коленопреклонённому рыцарю. Миниатюра из манускрипта "Роман об Александре" (1338-1344г.) Нашлемная фигура - изображение лебедя.

    Жаргонные названия

    • Топ-хелм — англ. top-helm (буквально «верхний шлем», искажённое нем. topfhelm) — жаргонное название большого шлема. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
    • Ундер-хелм — англ. under-helm (буквально «нижний шлем») — жаргонное название бацинета или черепника, надевавшегося под Большой Шлем. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)

    Напишите отзыв о статье "Топфхелм"

    Ссылки

    • [sword.org.ua/2009/12/07/shlem-saxarnaya-golova-sugar-loaf-helm.html Шлем «сахарная голова»]

    Литература

    «Knights at Tournament» by Christopher Gravett (Author) & Angus Mcbride (Illustrator) ISBN 1-85532-937-9

    Отрывок, характеризующий Топфхелм

    Адъютант оглянулся на Пьера, как бы не зная, что ему теперь с ним делать. – Не беспокойтесь, – сказал Пьер. – Я пойду на курган, можно? – Да пойдите, оттуда все видно и не так опасно. А я заеду за вами. Пьер пошел на батарею, и адъютант поехал дальше. Больше они не видались, и уже гораздо после Пьер узнал, что этому адъютанту в этот день оторвало руку. Курган, на который вошел Пьер, был то знаменитое (потом известное у русских под именем курганной батареи, или батареи Раевского, а у французов под именем la grande redoute, la fatale redoute, la redoute du centre [большого редута, рокового редута, центрального редута] место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции. Редут этот состоял из кургана, на котором с трех сторон были выкопаны канавы. В окопанном канавами место стояли десять стрелявших пушек, высунутых в отверстие валов. В линию с курганом стояли с обеих сторон пушки, тоже беспрестанно стрелявшие. Немного позади пушек стояли пехотные войска. Входя на этот курган, Пьер никак не думал, что это окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении. Пьеру, напротив, казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых незначительных мест сражения. Войдя на курган, Пьер сел в конце канавы, окружающей батарею, и с бессознательно радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него. Изредка Пьер все с той же улыбкой вставал и, стараясь не помешать солдатам, заряжавшим и накатывавшим орудия, беспрестанно пробегавшим мимо него с сумками и зарядами, прохаживался по батарее. Пушки с этой батареи беспрестанно одна за другой стреляли, оглушая своими звуками и застилая всю окрестность пороховым дымом. В противность той жуткости, которая чувствовалась между пехотными солдатами прикрытия, здесь, на батарее, где небольшое количество людей, занятых делом, бело ограничено, отделено от других канавой, – здесь чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление. Появление невоенной фигуры Пьера в белой шляпе сначала неприятно поразило этих людей. Солдаты, проходя мимо его, удивленно и даже испуганно косились на его фигуру. Старший артиллерийский офицер, высокий, с длинными ногами, рябой человек, как будто для того, чтобы посмотреть на действие крайнего орудия, подошел к Пьеру и любопытно посмотрел на него. Молоденький круглолицый офицерик, еще совершенный ребенок, очевидно, только что выпущенный из корпуса, распоряжаясь весьма старательно порученными ему двумя пушками, строго обратился к Пьеру. – Господин, позвольте вас попросить с дороги, – сказал он ему, – здесь нельзя. Солдаты неодобрительно покачивали головами, глядя на Пьера. Но когда все убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным: собакам, петухам, козлам и вообще животным, живущим при воинских командах. Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой. Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя. – И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы. – А ты разве боишься? – спросил Пьер. – А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь. Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их. – Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин! – По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником. Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица. К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки. – Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия. – Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром. Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди. – И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал. – Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот. – К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны. – Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку. – Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека. – Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым. – Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой. – Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление. Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня. Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе. В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед. Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался. Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах. Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему. – Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он. – Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал. Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера. Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.

    wiki-org.ru


    Смотрите также