Анализ стихотворения Бунина “Полдень”. Стихотворения бунина мы рядом шли анализ


Анализ стихотворения Безнадежность Бунина

На самом деле русская природа по большей части – природа севера. Конечно, в России есть и юные регионы, но если смотреть по основным параметрам, то Россия все-таки именно северная страна. Суровая и стойкая как сосна.

Именно сосны занимают основную часть повествования в стихотворении Безнадежность. Казалось бы, название удручающее и не сулит ничего положительного, но автор предлагает читателю посмотреть немного иным образом на привычные факты. Все его повествование сводится к простому факту «на севере отрадна безнадежность».

Во многом этот стих рассказывает о русском характере, об устойчивости и надежности, которые превращают даже какие-то негативные внешние факторы в нечто положительное и радостное, русский характер воспринимает трудности с радостью. Подобно сосне, которая сохраняется всегда в любую погоду и под любыми невзгодами. При этом эти сосны на самом деле, хотя и шумят грозно, своими верхами поют подобно струнам и хранят в себе нежность.

Бунин рисует довольно интересный прибрежный пейзаж, который легко прочувствовать из незначительного количества деталей. Тем есть и «розовые мхи», серебристые дюны и поют над морем сосны. Такая картина является вполне типичной для России, и мы можем даже почувствовать как ветра раскачивают верхушки деревьев и под этими ветрами клонятся и движутся громады, движется весь лес.

Бунин призывает читателя прислушаться к природе, в частности послушать, о чем говорит нежность сосны, а говорит каждая сосна о нежности в «певучем полусне». Таким образом внешне нечто суровое становится обладателем тонкой душевной организации и в этом проявляется определенная красота, которая становится как бы символом русской природы в целом.

Стихотворение относится к довольно ранним, когда поэт только начинал свой творческий путь, поэтому тут наблюдаются как бы только немного робкие мазки начинающего художника, только попытки создавать метафоры и сравнения, наполнять лирику дополнительными смыслами.

Тем не менее и в этой попытке явно просматривается творческая личность. Глубокий поэт, который может весьма точно и оригинально постигать гармонию этого мира.

Анализ стихотворения Безнадежность по плану

Анализ стихов автора:

Безнадежность

Возможно вам будет интересно

sochinite.ru

Анализ стихотворений Бунина

Творчество Ивана Алексеевича Бунина началось с раннего детства. Получая домашнее образование, в возрасте семи лет начинающий поэт создавал свои первые стихи. Его кумирами на тот момент являлись Пушкин и Лермонтов. В 1887 году газета «Родина» опубликовала его стихотворение «Над могилой Надсона», в дальнейшем печатала его критические статьи.

Позднее поэт начинает свою работу в «Орловском вестнике». Первая его книга стихов появляется в 1891 году. Эти произведения отражают всю любовь и страсть к Варваре Пащенко. Вся сила несчастной любви, наполненной сильнейшими страданиями, отражается в каждой строчке созданного сборника.

После расставания с любимой Бунин самостоятельно изучает английский язык и делает перевод произведения Г.У. Лонгфелло  «Песнь о Гайавате». За это он Пушкинскую премию первой степени, а также высокую похвалу от современников.

После 1898 года его творчество уверенно набирает обороты, делая его известным. Поэт по-прежнему занимается переводами красивейших поэм. В начале ХХ века Бунин получает широкую известность благодаря рассказу «Антоновские яблоки». Помимо этого появляются другие творения – рассказ «Сосны», повесть «Суходол», прозаическая поэма «Деревня».

В путешествии по Палестине, Сирии и Египту поэт делится своими впечатлениями в книге «Тень птицы». Далее создаются новые сборники «Суходол: Повести и рассказы 1911-1912», «Иоанн Рыдалец: Рассказы и стихи 1912-1913», «Господин из Сан-Франциско: Произведения 1915-1916» и собрание сочинений в шесть томов.

Первая мировая война оказывает сильное влияние на Бунина. Он уходит в себя, погружается в свои переживания, которые отражены в дневнике «Окаянные дни». Но творческое вдохновение продолжает бурлить в его душе. Так создается десяток книг прозы, среди которых «Солнечный удар» и «Роза Иерихона».

В 1927 году начинается интенсивная работа над созданием романа «Жизнь Арсеньева», который был завершен в 1933 году.

analiz-stihov.ru

Анализ стихотворения Бунина “Смерть”

Вопросы о предстоящей смерти время от времени задает себе каждый человек. Однако поэты имеют обыкновение не только рассуждать на подобные темы мысленно, но и раскрывать их в своих произведениях. Как правило, речь о переходе в иной мир литераторы заводят сперва в юности, а после – в преклонном возрасте. И Иван Бунин в этом отношении не был исключением.

Его стихи, написанные до 1910 года, относятся к раннему периоду творчества. И среди них сеть произведение под названием “Смерть”, написанное в 1902 году. Создано оно было в один из приездов домой, когда молодой поэт и публицист отправился побродить по родовому имению и заглянул на сельское кладбище. Фамильный склеп Буниных к тому моменту еще не успел пополниться прахом родителей поэта, однако он очень остро ощутил неизбежность того, что вскоре должно произойти. Более того, автор вдруг осознал, что когда-нибудь, возможно, и сам будет лежать под этой старой могильной плитой, которая навеки погребла под собой останки его предков.

На Бунина производит огромное впечатление атмосфера, царящая на кладбище. “Спокойно на погосте под луною… Крестов объятья, камни и сирень”, – отмечает автор, втайне завидуя тем, кто нашел здесь последнее пристанище. Однако...

сама мысль оказаться рядом с теми, кто уже ушел из этой жизни, пугает и удручает молодого поэта. Бунин испытывает весьма противоречивые чувства, признаваясь: “И жутко мне. И мой двойник могильный как будто ждет чего-то при луне”. Себя автор сравнивает с безвольной тенью, которая также неразлучна с телом, как жизнь и смерть. Это сравнение еще больше угнетает Бунина, который еще не успел насладиться безмятежными и достаточно счастливыми годами своей юности. У него очень много честолюбивых планов, и перспектива оказаться на кладбище в них никак не вписывается.

Однако погосты имеют одно удивительное свойство – они не только притягивают к себе живых, но и заставляют их задуматься над последним шагом в вечность. Не исключено, что именно эта ночная прогулка по кладбищу во многом изменила жизнь Бунина, который перестал сомневаться в собственных силах и понял, что его предназначением действительно является литература.

Примечательно, что у этого стихотворения есть эпитафия – “Я девушкой, невестой умерла”. Считается, что автор позаимствовал ее с одного из памятников на сельском погосте. Она указывает на то, что поэт очень боится умереть молодым, но при этом видит в подобном капризе судьбы особую прелесть и романтизм.

schoolessay.ru

Анализ стихотворения Бунина Про любовь сочинения и текст



Бунин стихи о любви

Иван Бунин - русский классик рубежа двух столетий, писатель, прозаик, поэт, переводчик, почетный академик Петербургской Академии Наук (1909), лауреат Нобелевской премии (1933). Годы жизни: 1870 1953. Иван Бунин по праву считается выдающимся поэтом начала XX века и крупнейшим мастером русской реалистической прозы. Произведения писателя переведены на все европейские и некоторые восточные языки.

Беру твою руку и долго смотрю на нее,

Ты в сладкой истоме глаза поднимаешь несмело:

Вот в этой руке - все твое бытие,

Я всю тебя чувствую - душу и тело.

Что надо еще? Возможно ль блаженнее быть?

Но ангел мятежный, весь буря и пламя,

Летящий над миром, чтоб смертною страстью губить,

Иван Бунин. Любовная лирика. Стихи о любви!

Любовная лирика поэтов всех времён и поколений.Иван Бунин. Стихи о любви!(1870-1953 )*. *. *

Я к ней вошел в полночный час. Она спала — луна сияла В ее окно, и одеяла Светился спущенный атлас

Она лежала на спине, Нагие раздвоивши груди, И тихо, как вода в сосуде, Стояла жизнь ее во сне.

Снова сон, пленительный и сладкий Снится мне и радостью пьянит, — Милый взор зовет меня украдкой. Ласковой улыбкою манит.

Знаю я — опять меня обманет Этот сон при первом блеске дня, Но пока печальный День настанет,Улыбнись мне — обмани меня!

Беру твою руку и долго смотрю на нее,Ты в сладкой истоме глаза поднимаешь несмело:Вот в этой руке - все твое бытие,Я всю тебя чувствую - душу и тело.

Что надо еще? Возможно ль блаженнее быть?Но ангел мятежный, весь буря и пламя,Летящий над миром, чтоб смертною страстью губить,Уж мчится над нами!

Ты чужая, но любишь, Любишь только меня.Ты меня не забудешь До последнего дня.

Ты покорно и скромно Шла за ним от венца.Но лицо ты склонила — Он не видел лица.

Ты с ним женщиной стала, Но не девушка ль ты?Сколько в каждом движенье Простоты, красоты!

Будут снова измены. Но один только раз Так застенчиво светитНежность любящих глаз.

Ты и скрыть не умеешь, Что ему ты чужда. Ты меня не забудешьНикогда, никогда!

Мы рядом шли, но на меня Уже взглянуть ты не решалась, И в ветре мартовского дня Пустая наша речь терялась.

Белели стужей облакаСквозь сад, где падали капели,Бледна была твоя щека,И, как цветы, глаза синели.

Уже полураскрытых устЯ избегал касаться взглядом,Но был еще блаженно пустТот дивный мир, где шли мы рядом.

Мы встретились случайно, на углу.Я быстро шел — и вдруг как свет зарницыВечернюю прорезал полумглуСквозь черные лучистые ресницы.

На ней был креп,— прозрачный легкий газ Весенний ветер взвеял на мгновенье, Но на лице и в ярком свете глаз Я уловил былое оживленье.

И ласково кивнула мне она, Слегка лицо от ветра наклонила И скрылась за углом. Была весна. Она меня простила — и забыла.***************

Я к ней вошел в полночный час. Она спала — луна сияла В ее окно, и одеяла Светился спущенный атлас

Она лежала на спине, Нагие раздвоивши груди, И тихо, как вода в сосуде, Стояла жизнь ее во сне.

*. *. *Можно ли добавить от себя?:

"Она прекрасней свежих лилийДуша чиста её как свет,В изгибах тела нежных линийЕсть наслажденье, счастье есть…"Плагиат?

На это произведение написаны 3 рецензии . здесь отображается последняя, остальные - в полном списке .

"Любовь в творчестве И.Бунина" (11-й класс)

  1. Создание условий для творческого осмысления произведений И. Бунина, понимания индивидуальности писателя.
  2. Обучение умению анализировать, обобщать, соотносить восприятие художественного произведения со своими внутренними нравственными представлениями.
  1. Выяснить особенности лирики и прозы Бунина на примере анализа языковых, художественных средств.
  2. Стимулировать творческую деятельность учащихся, самостоятельность выводов и оценки нравственных позиций героев.

“Всякая любовь – великое счастье”И.А.Бунин

“..любовь – это жажда вместить в свое сердце весь мир и вновь его отдать кому-то”И.А.Бунин

Недалеко от Парижа, в маленьком городке Сен-Женевьев дю Буа, на православном кладбище, среди многочисленных захоронений наших соотечественников есть скромное надгробье, на котором начертано известное русское имя: ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН.

Иван Бунин, как многие другие: И.Шмелев, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин никогда не порывали связи с Россией, творил с любовью к ней.

  1. Что вам известно об этом писателе?
  2. Что примечательно в его творческой биографии ?

Да, он прожил долгую жизнь (83 года), был свидетелем 3-х русских революций, не принял их и долгие 33 года прожил вдали от Родины. “Да, я не посрамил ту литературу, которую полтораста лет тому назад начали Карамзин и Жуковский. ” – с уверенностью утверждал Бунин на склоне лет.

  1. В чем Бунин верен лучшим традициям русской классики?
  2. Какие грани творчества позволяют говорить о нем как о писателе общеевропейского масштаба?

Эти вопросы мы попытаемся разобрать и ответить на них в течение сегодняшнего урока.

С именем Ивана Бунина неизменно связывают такие замечательные повести и рассказы: “Чистый понедельник”, “Темные аллеи”, “Митина любовь”, “Суходол”, “Антоновские яблоки”, вспоминаются и другие не менее замечательные произведения бунинской прозы, замечательной, живописной по языку.

Но Бунин был и прекрасным поэтом;

Эпиграфом к нашему уроку взяты строки из одного рассказа “Темные аллеи”.

“Любовь – это жажда вместить в свое сердце весь мир и вновь отдать его кому-то. ”

Любовь Бунин понимал масштабно – “Жизнь люблю – люблю любовь. Так люблю!|”, – восклицал Бунин.

Люблю цветные стекла оконИ сумрак от столетних липЗвенящей люстры серый локонИ половиц прогнивших скрип.Люблю неясный винный запахИз шифоньеров и из книгВ стеклянных невысоких шкафахГде рядом Сю и Патерик.

Нежное чувство к любимой женщине, все его оттенки, и великая сила природы, ее исцеляющая красота – ведущие темы поэзии Бунина. Мы сейчас послушаем стихи И.Бунина.

Подумайте, о чем они? Что замечательного в их интонации, образах, художественной выразительности?

Работа в группах

  1. Стихотворенье “Одиночество” (выразительное чтение и анализ) Как бы вы определили настроение. Как оно создается?
  2. Стихотворенье “Свет незакатный” (выразительное чтение и анализ)
  3. Стихотворенье “Забытый чертог” (выразительное чтение и анализ) ветер, дождь, мгла, холодная пустыня воды (оксюморон) обилие названных предложений, безлич.“Мне темно”

Осень и весна – все времена года оживали в стихах Бунина, и у каждого времени года свое дыхание, свои краски, запахи. И за всем этим чувство, мысль, настроение. Бунин не делил свои произведения на книги стихов и книги рассказов, а публиковал их вместе, это было ново. Исследователи его творчества говорят, что герои некоторых его рассказов как бы скопированы с лирических героев стихотворений.

Основное настроение бунинских стихотворений – созерцательность, грусть. Сейчас мы обратимся к одному из рассказов Бунина, который современники называли жемчужиной русской прозы.

Рассказ “Антоновские яблоки” имел подзаголовок “Картины из книги “Эпитафии”.

Книги такой Бунин не создал, но картины для нее писал. Вот одно из стихотворений “Эпитафия”

  1. Подумайте, какое отношение имеет это стихотворение к рассказу“Легкое дыхание”?
  2. Попробуйте объяснить, почему об основном событии – смерти Оли Мещерской– рассказывается в самом начале рассказа?
  3. Почему в конце его появляется классная дама Оли и рассказана история ее жизни?

Чтение стихотворения “Эпитафия”

Мотив смерти усиливает переживания лирического героя. Однако прекрасный миг остается в памяти.

Красота и смерть, любовь и разлука – вот вечные темы. личностное и просветленное выражение в поэзии

Стихи, которые были прочитаны “Забытый чертог”, “Свет незакатный”. “Эпитафия” – очень близки рассказу “Легкое дыхание”.

1. Какое впечатление, чувство вызывает у Вас этот рассказ?

Двойное ощущение: грустного печального кладбища, серого апрельского дня, голых деревьев, холодного ветра, который звенит и звенит фарфоровым венком у подножья креста, а на нем фотографический портрет гимназистки с радостными, удивительно живыми глазами. Смерть и жизнь, печаль и радость есть символ судьбы Оли Мещерской.

Все в рассказе построено на выразительных контрастах. Найдите приемы контраста в рассказе?

Далее такой же контраст: безоблачное детство, отрочество и трагические события пережитого Олей года.

“Незаметно упрочилась ее гимназическая слава и уже пошли толки, что она ветрена.”

Рисуется “розовый вечер” на катке в городском саду, когда Оля была самой счастливой, но тут же оговорка: “последнюю свою зиму она сошла с ума от веселья”

Автор всюду подчеркивает разрыв между кажущимся, внешним и внутренним состоянием героини.

Наше внимание настойчиво направляется к потаенным пружинам Олиной жизни. Для этого автор затягивает объяснение причин ее гибели. а затем открывается новая, неожиданная тайна, – ее связь с Малютиным. С другой стороны – сложная композиция от факта смерти к детству героини, затем к недавнему прошлому и к его истокам, и к еще более недавнему прошлому: – мечтательному времени позволяет сохранить удивительное дыхание красоты, бессмертно сияющие счастьем глаза. В самой трактовке образа есть двойственное, контрастность, что вызвало спорные суждения о рассказе. Есть ли нравственный суд, автора над героиней? И. Бунин, по воспоминаниям Кузнецовой, сказал: “Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть легкое дыхание”,“недуманость””. Не случайно, возлюбленные героини обладают равной ущербностью; один старше ее на 40 лет, другой – некрасив, плебейского вида. Оля, совершая все бездумно, не замечет этого, как не замечает легкомысленного упоения пустыми удовольствиями. В трагизм героини? Именно это делают Олю игрушкой в руках других людей. В поступках Оли нет ни порока, ни мести, ни подлинного раскаяния, ни твердости решения. Но как раз такой поворот страшен: гибнет создание, не понимающее ужас своего положения. Поэтому до конца своей краткой, как миг, жизни, она сохранила тягу к “легкому дыханию”. И писатель “ рассеивает его в мире, в этом безоблачном небе, в этом холодном весеннем ветре”.

Автор выразительно передал странную логику поведения Оли, ее кружение по жизни; на балах, на катке, бег по залам гимназии. Сдержано, отнюдь не благосклонно рисуется окружение Оли. Цепочка равнодушных к ней лиц замыкается последним звеном– посещением ее могилы (из-за выдуманных чувств) классной дамы. Картину духовного угасания Бунин пишет, как привычную. Мысль о том, что в однообразном механическом мире обречены и чистые порывы, вносит трагическую интонацию в рассказ.

Кто ведет повествование?

Повествование будто ведется со стороны. Тот, кто рассказывает о ней, все знает о ней, ее окружение, городской обстановке, его глазами увидены и сельское кладбище, апрельские голые деревья, могильный крест и портрет умершей. Но рассказчик ничем не выдает свою точку зрения. И только в завершающей фразе писатель как бы от себя сохраняет “нечто нетленное”, прекрасное: “Теперь это легкое дыхание рассеялось в мире. ”.

2. В чем-то есть разница между образами в ст. “Эпитафия” и в концовке рассказа?

Совпадающие детали: “Институтское платье” и “сияющий взор”, но лирический герой сохранил в памяти образ чудесной юной девушки и свою молодость тоже. В повествовании подлинно прекрасным остается лишь “легкое дыхание”.

В финале произведения Оля рассказывает своей подруге: “Я в одной папиной книге прочла, какая красота должна быть у женщины.

“Легкое дыхание, а ведь оно у меня есть, ты послушай, как я вздыхаю, ведь, правда, есть?”

3. Какова роль финала? (Подслушанный разговор Оли Мещерской с подругой) и его заключительной фразы?4. В чем символика “легкого дыхания?”.5. Есть ли в рассказе нравственных суд над Олей Мещерской?

Просто счастья желал поэт всем людям. Он хорошо знал, как тяжело бывает тем. кто этого лишен. В первые месяцы на чужбине он писал:

У зверя есть нора,у птицы есть гнездо,Как бьется сердце горестно и громко,Когда вхожу крестясь в чужой наемный дом,С своей уж ветхою котомкой.

Хочется привести еще и такие строки Бунина: “ Разве можем мы забыть Родину? Она в душе. Я очень русский человек. Любовь с годами не пропадает”.

Ему так и не пришлось вернуться в свой дом, но вернулось то. что написано им вдали. На всех его произведениях лежит свет России, его Родины.

И цветы, и шмели, и колосья,И лазурь, и полуденный знойСрок настанет –Господь сына блудного спросит:“Был ли счастлив ты в жизни земной?”И забуду я все – вспомню только вот этиПолевые пути меж колосьев и травИ от сладостных слез не успею ответить,К милосердным коленям припав.

Улыбку вызывают и вычитанные признаки красоты, и наивная вера девушки в них, и детская проверка себя на принадлежность к их клану. Снова открывается удивительная незрелость души. Уж не испытывала ли она свои чары в отношениях с поклонниками, среди которых один и убил ее из ревности?

Почему же автор так почтил “легкое дыхание”?

А странности нет. Ведь Оля действительно обладала естественным дыханием, жаждой особой, неповторимой судьбы. Олино внутреннее горение неподдельно и могло бы вылиться в большое чувство. Если бы…. Если бы не бездумное порхание по жизни, не пошлое окружение. Автор и оставляет миру не красоту девушки, а лишь эти потенциальные, не развернувшиеся возможности. Они, по мысли писателя, и не могут исчезнуть, как никогда не исчезает тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству.

Что прежде всего интересует писателя в образе героини?

В рассказе почти отсутствует событийно-бытовой план повествования.Поворотные моменты в судьбе героев происходят “за сценой”.Писателя интересует внутреннее бытие, “загадки души”. Вот они-“вечные” темы.

  1. Чем для вас интересен этот рассказ?
  2. Что вы узнали нового о Бунине?
  3. Что для вас значит любовь?
  4. Как бы вы расшифровали эти чувства?

“Любовь– побудительная сила духовного восхождения”,-сказал философ Платон. Возможно его составляющими будут:

стремлениеЛЮБОВЬ возвышение ?

Что бы вы добавили к этой схеме?

Домашнее задание: Написать рассуждение “Любовь – это талант души или движение разума?”.

Тексты стихотворений, использованные на уроке: “Эпитафия”, “Забытый чертог”, “Одиночество”, “Родине”, “Оттепель”.

Одиночество.И. Бунин И ветер, и дождик, и мгла,Над холодной пустыней воды.Здесь жизнь до весны умерла.До весны опустели сады.Я на даче один. Мне темноЗа мольбертом, и дует в окноВчера ты была у меня,Но тебе у же тоскливо со мной.Под вечер ненастного дня.Ты мне стала казаться женой. Что ж, прощай! Как-нибудь до весныПроживу и один – без жены. Сегодня идут без концаТе же тучи – гряда за грядой.Твой след под дождем у крыльцаРасплылся, налился водой.И мне больно глядеть одномуВ предвечернюю серую тьму.

Родине.Иван Бунин Они глумятся над тобою,Они, о Родина, корятТебя твоею простотою,Убогим видом черных хатТак сын, спокойный и нахальный,Стыдится матери своей –Усталой робкой и печальнойСредь городских его друзей.Глядит с улыбкой состраданьяНа ту, кто сотни верст брелаИ для него, ко дню свиданьяПоследний грошик берегла.

Оттепель Еще и холоден и сырФевральский воздух, но над садомУж смотрит небо ясным взглядом,И молодеет божий мир

Прозрачно- бледный, как весной,Слезится снег недавней стужиА с неба на кусты и лужиЛожится отблеск голубой

Не налюбуюсь, как сквозятДеревья в лоне небосклона,И сладко слушать у балкона,Как снегири в кустах звенят

Нет, не пейзаж влечет меня,Не краски жадный взор подметит,А то, что в этих красках светит:Любовь и радость бытия.

Любовь и романтика

Бунин Иван

Иван Алексеевич Бунин больше известен, как прозаик. Его стихи о любви – это скорее скромная и достаточно робкая попытка рассказать о своих чувствах, о душевных терзаниях, о несбывшихся надеждах. Очень чистые хрустальные, но такие грустные ноты; любовь и чувства почти всегда у Бунина в прошлом.

Но его лирику невозможно не любить! Каждая строчка, как натянутая струна, трогательной и щемящей мелодией звучащая в душе поэта.

Тихой ночью поздний месяц вышелИз-за черных лип.Дверь балкона скрипнула,- я слышалЭтот легкий скрип.В глупой ссоре мы одни не спали,А для нас, для насВ темноте аллей цветы дышалиВ этот сладкий час.Нам тогда - тебе шестнадцать. Читать далее

Счастлив я, когда ты голубыеОчи поднимаешь на меня:Светят в них надежды молодые -Небеса безоблачного дня.

Горько мне, когда ты, опускаяТемные ресницы, замолчишь:Любишь ты, сама того не зная,И любовь застенчиво таишь.. Читать далее

Снова сон, пленительный и сладкий,Снится мне и радостью пьянит,-Милый взор зовет меня украдкой,Ласковой улыбкою манит.

Знаю я - опять меня обманетЭтот сон при первом блеске дня,Но пока печальный день настанет,Улыбнись мне -. Читать далее

Нет, мертвые не умерли для нас!Есть старое шотландское преданье,Что тени их, незримые для глаз,В полночный час к нам ходят на свиданье,

Что пыльных арф, висящих на стенах,Таинственно касаются их рукиИ пробуждают в. Читать далее

Стихотворение Бунина "Одиночество": анализ по плану

January 25, 2016

Любовь, расставание, одиночество… Этим темам великий русский поэт Иван Бунин отдавал предпочтение. Его проза поэтична, а стихи просты и лаконичны. Лирический герой в поэзии Бунина переживают боль расставания без лишних возвышенных фраз, с ироничной печалью. О любви и расставании повествует стихотворение Бунина «Одиночество». Анализ этого произведение следует сделать, чтобы почувствовать необыкновенный поэтический дар русского автора.

Одиночество поэта

Любовь для лирического героя Бунина – это мимолетное счастье. Оно всегда заканчивается тоской и горьким расставанием. Но нередко эти переживания у русского поэта сплетались с философской темой. Что испытывает одинокая душа? Как пережить расставание с любимым человеком? На этих вопросах основано стихотворение Бунина «Одиночество».

Анализ творчества этого поэта и писателя свидетельствует о том, что покинутым он испытывал себя нередко. В его произведениях тема одиночества стала ключевой. Как в прозе, так и в поэзии. И это не удивительно. Ведь русский поэт и писатель провел существенную часть жизни вдали от Родины. Он странствовал из одного города в другой. Ему часто приходилось менять место жительства, что не могло не отразиться на личной жизни.

Однако стихотворение, о котором идет речь в этой статье, написано до эмиграции. Было еще далеко до тех событий, которые вынудили поэта уехать за границу. В 1903 году создано стихотворение Бунина «Одиночество». Анализ этого небольшого шедевра говорит о том, что уже в 33 года его автор хорошо знал, что такое боль потерь. Вся жизнь у него была впереди, но он уже был одинок.

История написания

Произведение посвящено близкому другу поэта – живописцу Петру Нилусу. Возможно, художник переживал нечто похожее на то, о чем повествует стихотворение Бунина «Одиночество». Анализ некоторых строк говорит о том, что его герой – натура творческая и покинутая. Таким был и сам Иван Бунин – талантливым, но одиноким художником слова. И посвящая стихотворение своему другу, он, несомненно, передал в этом поэтическом произведении собственные чувства и переживания.

На момент написания стихотворения Иван Бунин был еще женат. Брак просуществовал несколько лет. Молодая жена превыше всего ценила развлечения и званые вечера. Она не разделяла интересов своего супруга-поэта. Его творчеством не интересовалась. И потому поэт себя порою чувствовал так одиноко.

Осеннее произведение было написано, как ни странно, летом. В нем множество образов и стилистических приемов. Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» по плану – лучший способ рассмотреть каждый из них.

«И ветер, и дождик, и мгла. »

Ничто не навевает столь ностальгического настроения, как образ осеннего ненастья. Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» следует начинать в рассмотрения этого художественного средства. Автор едва ли смог бы создать атмосферу печали и грусти в своем произведении, если бы оно начиналось с описания радостного пения птиц за окном и радужного солнечного пейзажа. И хотя написано оно было, по все видимости, в теплый летний день, душевное состояние поэта было осенним и серым.

Пейзаж для поэтов и писателей – художественный образ, благодаря которому они изображают не только обстановку, в которой пребывают их герои, но и передают их внутренний мир.

В первой строфе присутствуют такие слова, как дождь, мгла, ветер, холод. Благодаря им с первых строк настроение лирического героя передается читателю. Важную роль изображения природных явлений в поэтическом произведении доказывает анализ стихотворения Бунина «Одиночество». Создавая картину унылого пейзажа, автор говорит, что жизнь умерла… Но не навсегда, а лишь до первых весенних дней.

Образ лирического героя можно обнаружить, проводя анализ стихотворения Бунина «Одиночество». Кратко и вскользь о нем говорит автор, но становится ясно, что человек этот - живописец. Стихотворение - нечто среднее между признанием и монологом. О принадлежности человека, который повествует о своей печали, к миру искусства говорят лишь такие слова: «Мне темно за мольбертом…».

Образ живописца в поэзии и прозе – это почти всегда символ печали и несбыточной мечты. Художник стремится к тому, чего не существует. Мечтает о том, что никогда не сбудется. Таков и рассказчик Бунина, который страдает от тоски и одиночества. Но все же надеется на то, что это состояние покинет его с появлением весеннего солнца.

«Вчера ты была у меня…»

Прочитав следующие строки, становится ясно то, как остро испытывал порою одиночество Бунин. Анализ стихотворения, размер которого – трехстопный анапест, – не только позволяет обратить внимание на художественное дарование автора, которого по праву считают необыкновенным мастером изящной словесности. В этом произведении – мельчайшие фрагменты личной трагедии поэта. Он смог воссоздать тонкие оттенки чувств, которые испытывает одинокий человек.

«Под вечер ненастного дня ты мне стала казаться женой. » – в этих строках присутствуют глубинные переживания человека, который, находясь в одиночестве, принимает чужого человека за близкого, а мечту – за реальность.

«И мне больно глядеть одному в предвечернюю серую тьму. »

Герой Бунина остается один. Он покинут и одинок. В третьей строфе, как и в первой, важную функцию выполняет пейзаж. Он сер и уныл. И полностью гармонирует с душевной опустошенностью лирического героя, которому ничего не остается, как глядеть в предвечернюю тьму. За окном дождь и слякоть. И он так долго созерцает эту безрадостную картину, что след, который оставила возлюбленная, "уж налился водой".

«Но для женщины прошлого нет…»

В последней строфе монолога-признания вдруг оживает последняя надежда лирического героя на счастье и любовь. Он хочет крикнуть ей вслед: «Воротись!» Но вдруг понимает, что для нее прошлое забыто. И, полностью осознав свое одиночество, он уже не ждет долгожданной весны, а с горькой иронией говорит: «Что ж! Камин затоплю, буду пить. Хорошо бы собаку купить». В этих словах, видимо, намек на то, что участью всех одиноких является привязанность к этому домашнему животному. В преданности собаки усомниться нельзя, чего не скажешь о женщине.

В стихотворении присутствует яркий пример градации. По мере повествования эмоциональный накал усиливается. Но, достигая своей кульминации в четвертой строфе, затихает в последних строках.

Печально, но лаконично и просто изобразил Иван Бунин одиночество. Анализ стихотворения, которому посвящена эта статья, дает возможность увидеть истинный дар поэта. Без возвышенных и громких фраз, используя довольно простой язык, Бунин создал трогательное поэтическое произведение, в котором смог передать самые тонкие оттенки печали, грусти, одиночества.

Послушайте стихотворение аБунина Про любовь

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Про любовь

ostihe.ru

Анализ стихотворения Бунина “Полдень”

В 1907 году Бунин много путешествовал, побывав на Ближнем Востоке. Впечатление от этой поездки он пронес через всю жизнь, не переставая удивляться экзотической красоте южных стран и тем мгновениям счастья, которые подарила ему эта поездка. В цикл стихов, посвященных этому путешествию, вошло произведение “Полдень”, написанное в 1909 году. Погожим августовским днем Бунин гостил на даче у своих знакомых и испытал очень похожие чувства, мысленно перенесшись в прошлое. Вот тогда-то и родились строки о морской прогулке, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление.

Начинается это стихотворение со строк, описывающих нынешнюю реальность. Бунин подмечает, как “горит хрусталь, горит рубин в вине, звездой дрожит на скатерти в салоне”. Точно такая же картина открылась его взору в каюте судна ровно два года назад. С той лишь разницей, что за окном не было привычного пейзажа с русскими березками и заливными лугами, а тонули в тумане неизвестные острова, а “зной и блеск слились в горячем сне”.

Полдень на судне – довольно спокойное время. Особенно, если “на баке бриз”, и команда может позволить себе отдых после сытного обеда. Однако Бунин подмечает одинокую...

фигуру ливийца, который сидит у белом балахоне и “глядит на снег, кипящий в глубине” – морскую пену, омывающую борт шхуны. О чем думает в этот момент чужестранец? Автору не дано этого узнать, да и нет никакого желания заглядывать в мысли человека, который настолько ими поглощен, что не замечает ничего вокруг. Самого же Бунина столь идеалистическая картина “клонит в сон”. Однако поэт, поддавшись романтическому настроению, вес же подбирает яркие эпитеты морской глади, которую сравнивает с “синим купоросом”, и яркому солнцу, напоминающему своим оттенком киноварь.

Легкость, безмятежность и ощущение удивительного покоя – именно так можно охарактеризовать это стихотворение, в котором Бунин приоткрыл для читателей удивительный мир странствий, отметив, что они могут приносить настоящее умиротворение одинокому путнику. В то же время автор проводит параллель между прошлым и настоящим, указывая на то, что подобные чувства можно испытывать и в кругу близких людей, собравшихся за общим столом. И не важно, какой пейзаж за окном в этот момент. Главное, что в душе царит светлая радость, и это ощущение является по-настоящему ценными и важным для любого человека, наделенного романтической натурой.

schoolessay.ru

Анализ стихотворения Бунина На пруде сочинения и текст



Анализ стихотворения И. Бунина

Что такое счастье? Когда человек счастлив? Какие моменты жизни наполнены подлинной радостью? Такие вопросы, наверное, не раз задавал себе каждый из нас. Только вот ответ найти порой бывает нелегко. Поэтому я обратилась за помощью к своим любимым поэтам – И. Бунину и Н. Заболоцкому.

Стихотворение И. Бунина «Нет солнца, но светлы пруды», конечно, и о природе, но пейзаж здесь ценен не сам по себе; главное, что созерцание природы может делать человека счастливым. Такую простую истину утверждает автор.

Всегда важны последние строки стихотворения, заключительная строфа. Следовательно, стихотворение не о чем ином, как о смысле жизни, о человеческом счастье.

Известно, что понять авторскую мысль помогает обращение к художественным деталям, внимание к каким-то второстепенным, на первый взгляд, элементам текста — вплоть до его синтаксических особенностей, звуковой организации и т. п. Я обращаю внимание на лексический повтор слова «весело», эпитет «простым» (счастьем простым дорожить), усиленный инверсией, эпитет «открытой» – непокрытой (прямое значение) и в то же время открытой миру, ветру, солнцу, простому счастью (зачем отгораживаться от него, выстраивать непреодолимые барьеры?). Небо, солнце, зреющий хлеб, играющие дети (они-то как раз открыты миру) – все то, над чем не властно время. Значит, счастье в умении понимать и ценить простые радости бытия, в умении признать ценность самой жизни, в умении взглянуть на мир глазами ребенка, это счастье вневременное, общечеловеческое.

Композиция внешняя, строфическая, – три пятистишия и два четверостишия – в данном случае совпадает с внутренней (2 образа, 2 центра – природа и человек, следовательно – 2 части), тем более что сам автор дает подсказку: пятистишия – о природе, четверостишия – о мыслях, чувствах лирического героя. Он восхищается и прудами, похожими на литые зеркала, и сверкающим ливнем, от которого не прячется, и солнечным лучом Да и вообще все стихотворение наполнено очаровательным светом, особым блеском. Мир Бунина светел даже тогда, когда нет солнца. Автор поэтизирует непреходящую ценность каждого мгновения жизни и в этом видит истинное счастье.

Не менее интересно и стихотворение Н. Заболоцкого «Вечер на Оке». Оно привлекло мое внимание уже самим названием. Я поняла, что речь пойдет именно о красоте русской природы средней полосы России, столь близкой и родной мне, калужанке, чье детство связано с Окой. Особенно люблю я бывать там летними вечерами, ведь вечер – самое интересное время суток, когда природа отдыхает от дневных трудов, когда солнце, опускаясь за горизонт, делает мир особенно загадочным, когда на небе – целая палитра красок

Во вступительной части стихотворения говорится о том, насколько красив и разнообразен наш пейзаж, вот только красота эта «открыта не для каждого и даже не каждому художнику видна». Лексический повтор концентрирует внимание читателя на идее произведения: лишь тому природа подарит «подлинную радость» и счастье, кто способен понять её, почувствовать свое духовное родство с ней, став на какой-то момент не просто художником, а творцом: поэтом, скульптором, музыкантом, живописцем

Композиция астрофическая, но я бы выделила четыре смысловые части. За вводным предложением следует второе четверостишие, микротема которого – «утренняя природа». Волшебству, колдовским чарам пока ещё не пришло время: природа обременена «трудом лесов, заботами полей» (образ природы-труженицы создан здесь с помощью олицетворения). Она «смотрит с неохотой» на людей, которые в своих повседневных заботах, не замечают красоты окружающего мира, о чем и говорит эпитет «не очарованных» (не очарованных людей). За день нужно многое сделать, всюду успеть Что ж, это закономерно и неизбежно. Главное, суметь остановиться, отрешиться от всех проблем и забот, дать увлечь себя в мир сказки, снова стать ребенком, которого завораживают чудеса В третьей части (микротема – «преображение природы») речь идет о том, как оживает, возрождается в лучах заката природа. Метафора «обыденности плотная завеса», «грудь реки приникнет к небосводу», «из белых башен облачного мира сойдет огонь», олицетворение «вздохнут леса», сравнения «как будто под руками ювелира», «как бы сквозь прозрачное стекло», эпитеты «влажно и светло», оксюморон «в нежномогне» переносят читателя в особый мир, который имеет власть над тобой, манит и околдовывает В заключительной части автор подводит итог сказанному ранее:

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаешь.

Люди могут измениться вместе с миром: гипербола «горит весь мир», эпитеты «прозрачен и духовен», метафора «в живых чертах» показывают, что это уже совсем не та природа, которая была представлена нам в начале стихотворения, да ведь и люди «множество диковин», ликуя, распознают в чертах обновленного мира. Так вот оно, счастье!

Оба стихотворения – это не просто описание красоты природы, а философское размышление о смысле жизни, о счастье, о духовности, о любви.

Иван Бунин — Ясным утром на тихом пруде ( На пруде )

Yasnym utrom na tikhom prudeRezvo lastochki reyut krugom,Opuskayutsya k samoy vode.Chut kasayutsya vlagi krylom.

Na letu oni zvonko poyut,A vokrug zeleneyut luga,I stoit, slovno zerkalo, prud,Otrazhaya svoi berega.I, kak v zerkale, mezh trostnikov,S beregov oprokinulsya les,I ukhodit uzor oblakovV glubinu otrazhennykh nebes.Oblaka tam nezhney i beley,Glubina — beskonechna, svetla. I donositsya merno s poleyNad vodoy tikhy zvon iz sela.

Zcysv enhjv yf nb[jv gheltHtpdj kfcnjxrb ht/n rheujv,Jgecrf/ncz r cfvjq djlt/Xenm rfcf/ncz dkfub rhskjv/

Yf ktne jyb pdjyrj gj/n,F djrheu ptktyt/n keuf,B cnjbn, ckjdyj pthrfkj, ghel,Jnhf;fz cdjb ,thtuf/B, rfr d pthrfkt, vt; nhjcnybrjd,C ,thtujd jghjrbyekcz ktc,B e[jlbn epjh j,kfrjdD uke,bye jnhf;tyys[ yt,tc/J,kfrf nfv yt;ytq b ,tktq,Uke,byf — ,tcrjytxyf, cdtnkf///B ljyjcbncz vthyj c gjktqYfl djljq nb[bq pdjy bp ctkf/

«На пруде» И.Бунин

Ясным утром на тихом прудеРезво ласточки реют кругом,Опускаются к самой воде,Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,А вокруг зеленеют луга,И стоит, словно зеркало, пруд,

Отражая свои берега.

И, как в зеркале, меж тростников,С берегов опрокинулся лес,И уходит узор облаковВ глубину отраженных небес.

Облака там нежней и белей,Глубина — бесконечна, светла…И доносится мерно с полейНад водой тихий звон из села.

Анализ стихотворения Бунина «На пруде»

В произведении, появившемся в 1887 г. и подвергнутом нескольким редакциям, начинающий поэт изображает погожее утро на водоеме, расположенном недалеко от деревни.

Стихотворение начинается с лаконичных определений обстоятельств лирического повествования: утренний час, спокойный пруд, стаи ласточек. Последний образ порождает аллюзии на строки Фета. Сходны и детали художественного пространства. В варианте Фета также появляется лирический герой, «праздный соглядатай» пейзажных картин. Имеется и пруд — только не утренний, а вечерний. В обоих поэтических текстах изображен стремительный полет ласточки над самой гладью воды, но есть и разница. Лирическому герою Фета поведение птицы кажется восхитительным, но опасным и дерзновенным. Бунинская трактовка звучит спокойнее, бесстрастно фиксируя картину, увиденную героем-созерцателем. Юный автор наполняет пространство звонким птичьим пением, а фетовская зарисовка остается беззвучной, постепенно переходя в философское обобщение.

Взгляд лирического героя Бунина перемещается, захватывая панораму зеленеющих лугов и леса, окружающих пруд. Во второй и третьей строфах дважды повторяется сравнение водной глади с зеркалом: в первом случае в ней видны берега, во втором — лес и небо. Фраза «опрокинулся лес», обозначающая отражение в воде, вновь отсылает читателя к лирике Фета: троп является цитатой из произведения «Над озером лебедь в тростник потянул». Рифма «лес» — «небес» также позаимствована юным поэтом у мастера. Однако отличны пути развития лирического повествования: далее Фет переключается на изображение романтической пары, а его ученик углубляется в описание белых облаков и бесконечности светлой «глубины».

В финальных строках сосредоточенный бунинский созерцатель улавливает «тихий звон», который слышится с деревенских полей.

Поэтическое пространство «На пруде» наполнено заимствованными образами и приемами, порожденными ученическим, школьным желанием подражать учителю. Сближает с фетовскими традициями и размер стиха — трехстопный анапест, восходящий к знаменитому «На заре ты ее не буди…» Тем не менее проба пера удалась: многочисленные аллюзии не повлияли на самостоятельные интонации стихотворения. Пейзажная зарисовка, по-бунински подробная и яркая, заканчивается многообещающими мотивами глубины и света, которые позже получат серьезное философское осмысление.

ФИЛОСОФСКИЙ ПЕЙЗАЖ В ЛИРИКЕ БУНИНА

Музычук Анна АндревнаСанкт-Петербургский государственный университет (студент)Студент третьего курса

АннотацияДанная работа посвящена поэзии Ивана Алексеевича Бунина, который запомнился читателям в первую очередь как выдающийся русский писатель. Однако в творчестве Бунина было место и для поэзии, с которой он, собственно говоря и вступил на литературное поприще. Анализ лирического произведения "Нет солнца, но светлы пруды" (1900) призван показать силу мастерства Бунина как поэта. Особенное внимание будет уделено поэтики философского пейзажа, этому проводнику сокровенных мыслей и откровений.

METAPHYSICAL SCENE IN BUNINS POETRY

Muzychuk Anna AndreevnaSaint Petersburg State Universitystudent

AbstractThe analysis is devoted to the survey of how well-known Russian writer Ivan Alekseevich Bunin created the poetry full of mystery. The role which nature play here is to be taken into acccount by examinating "There is no Sun, but ponds are light. "

Целью этой небольшой работы является анализ стихотворения «Нет солнца, но светлы пруды…». Произведение, на мой взгляд, одно из самых красивых в лирике Бунина. Если воспринимать данное стихотворение только в рамках пейзажной зарисовки, то оно покажется красочным описанием природы и ничем большим. Лирический герой прогуливается в каком-то парке, где есть пруды, сады, березки. Он наслаждается дыханием свежего ветерка и прикосновением дождя, игрой солнечных бликов на листве деревьев и радугой, которая появляется после ливня.

Нет солнца, но светлы пруды,

стоят зеркалами литыми,

и чаши недвижной воды

совсем бы казались пустыми,

но в них отразились сады.

Вот капля, как шляпка гвоздя,

упала – и, сотнями игол

затоны прудов бороздя,

сверкающий ливень запрыгал -

и сад зашумел от дождя.

И ветер, играя листвой,

смешал молодые березки,

и солнечный луч, как живой,

зажег задрожавшие блестки,

а лужи налил синевой

Вон радуга. Весело жить

и весело думать о небе,

о солнце, о зреющем хлебе

и счастьем простым дорожить;

С открытой бродить головой,

глядеть, как рассыпали дети

в беседке песок золотой

Иного нет счастья на свете.

Проанализируем поэтическую выразительность стихотворения. Перед нами, во-первых, необычное построение произведения: вместо привычных катренов, Бунин использует пятистишия с довольно сложной системой рифмовки, при которой одна строка часто остается без пары или рифмуется совместно со второй- третьей. Однако последние две строфы являются привычными катренами.

В каждом пятистишии использована тройная рифма «пруды» – «воды» – «сады», «гвоздя» – «бороздя» – «от дождя», «листвой» – «живой» – «синевой». Все это сочетается с обычными рифмами, например, «литыми» – «пустыми», «игол» – «запрыгал», «березки» – «блестки».

Дальше следует кольцевая рифма четвертой строфы по принципу АВВА. «Вон радуга. Весело жить / и весело думать о небе,/ о солнце, о зреющем хлебе / и счастьем простым дорожить…»

Она сменяется перекрестной рифмой по схеме АВАВ в последнем четверостишии: «С открытой бродить головой, / глядеть, как рассыпали дети / в беседке песок золотой / Иного нет счастья на свете».

Теперь попробуем разобраться с использованными Буниным средствами художественной выразительности. Здесь мы с первой же строки должны заметить антитезу: «Нет солнца, но светлы пруды». Она построена на двойном отрицании. Мы представляем, что солнца нет, однако противительный союз «но» после конструкции «нет солнца» подсказывает, что, возможно, оно есть.

Пруды в стихотворении Бунина стоят «зеркалами литыми». Это ещё один троп, который является сравнением с использованием формы творительного падежа.

«…и чаши недвижной воды / совсем бы казались пустыми, / Но в них отразились сады». В данном отрывке есть метафора «чаша воды», эпитет «недвижной воды» и снова антитеза, выраженная двойным отрицанием, поскольку вода «недвижная» могла бы показаться лирическому герою пустой, если бы в ней ни отразились сады.

В предыдущих строках мы выяснили, что на небе нет солнца, но пруды озарены его сиянием. То же происходит и в разбираемом нами отрывке, просто более детализировано. Поэт назвал пруды «чашами недвижной воды», но микротему раскрывает все ту же – сияние без внешнего источника этого света.

Более того, следует семантически связать «чаши недвижной воды» с «зеркалами литыми». Речь идет об описании одного и того же предмета – прудов («но светлы пруды»). Поэтом взят конкретный образ воды, которая лишена движения («зеркалами литыми», «чаши недвижной воды»).

«Вот капля, как шляпка гвоздя, / упала – и, сотнями игол / затоны прудов бороздя, / сверкающий ливень запрыгал -/ и сад зашумел от дождя». В действие нашей картины, которую мы представляем по бунинскому тексту, вмешивается новый герой – дождь.

Его первая капля сравнивается поэтом со шляпкой гвоздя. Почему? Возможно, по принципу наличия схожих форм: капелька, ударяясь о толщу земли или воды, становится плоской, как и верхушка гвоздика.

В стихотворении так же могло быть описано появление звенящего дождя, присутствие которого можно не только увидеть, но и услышать.

Это, возможно, было соотнесено поэтом со звуком падения гвоздя. И то, и другое нарушают привычную тишину, а значит, имеют свой голос.

Далее следует интересная семантическая связь «шляпки гвоздя» и «сотнями игол». Перед нами два острых и маленьких предмета, которые уподобляются каплям дождя. Такой образ состоит из простого сравнения («как шляпка гвоздя») и конструкции творительного падежа («сотнями игол»).

Если вспомнить, как дождь умеет бить по лицу, то его прикосновение мы вправе назвать острым и неприятным. Можно также вспомнить то ощущение, когда дождинки покалывают кожу.

Все эти проявления дождя ассоциируются с прикосновением таких острых предметов, как гвоздь и иголки. Выходит, что семантическая связь между «шляпкой гвоздя», «сотнями игол» и самим дождем имеет место быть.

«Сверкающий ливень запрыгал» дарит нашему дождю более крупный масштаб: он уже превратился в ливень. В данном случае автор использовал сочетание эпитета («сверкающий ») и метафоры («ливень запрыгал»).

Тот же прием одушевления использован в предложении «и сад зашумел от дождя». Перед нами метафора, но важно соединить её с семантикой звука в стихотворении. Этот отрывок соотнесен с образами «вот капля упала, как шляпка гвоздя» и «сотнями игол, затоны прудов бороздя».

Слово «затоны» имеет конкретное значение – длинный, глубоко врезавшийся в берег залив со стоячей, непроточной водой. Но для нас «затоны» интересны с точки зрения музыкальности. Слово в поэтическом осмыслении, возможно, содержало две части «за+тоны». Выходит, что это описание какой-то нездешней музыки, тонов, которых в мире и нет: они где-то за привычными звуками.

«И ветер, играя листвой, / смешал молодые березки, / и солнечный луч, как живой, / зажег задрожавшие блестки, / а лужи налил синевой». В данном отрывке использована метафора «ветер, играя листвой, смешал молодые березки». Деревья названы молодыми, значит перед нами эпитет. Более того, сами березки можно трактовать как метонимию к слову «деревья».

Появление солнечного луча в стихотворении указывает на то, что светило возвращается. Сравнение «как живой» придает образу одухотворенности. Этот луч «зажег задрожавшие блестки, / а лужи налил синевой». Бунин для описания использует метафоры «зажег» и «налил синевой» и эпитет «задрожавшие». Слово же «блестки», конечно, символизирует росу, но так же является метонимией по отношению к прошедшему ливню.

«Вон радуга. Весело жить / и весело думать о небе, /о солнце, о зреющем хлебе /и счастьем простым дорожить». Простонародное слово «вон» лишает стихотворение поэтической возвышенности, но от этого данный фрагмент только выигрывает, так как создается впечатление беседы автора с читателем. Хотя, вполне возможно, что слова «вон радуга» могли относиться только к окружающей лирического героя природе. Риторический повтор «весело жить, и весело думать о небе, / о солнце, о зреющем хлебе…» вводит и усиливает семантику хорошего настроения.

Слова «счастьем простым дорожить» относятся к этому семантическому ряду и становятся началом его кульминации. Следует заметить, что в стихотворении снова появляется солнце, но уже не как небесное светило, а как символ «простого счастья», наряду с «небом» и «хлебом».

«С открытой бродить головой, / глядеть, как рассыпали дети /в беседке песок золотой /Иного нет счастья на свете». Заключительные строки стихотворения изобилуют образами, которые выводят нас из области пейзажной лирики и переводят в мир философии.

Выражение «с открытой бродить головой» означает состояние душевной искренности и чистоты лирического героя, то, когда человеку не нужно скрывать свои мысли, свою непосредственность, природу в совсем не пейзажном смысле этого слова. Эпитет «открытой» ассоциируется с таким фразами как «открытое сердце», что делает семантическую связь понятий «открытая голова» и «искренность» близкими по значению.

«Глядеть, как рассыпали дети / в беседке песок золотой» намекает на то, что фокус зрения лирического героя меняется под конец стихотворения: сначала он созерцал природу, теперь смотрит на детей, играющих «золотым песком».

Этот образ стоит рассмотреть более детально. Речь идет не просто о применении эпитета «золотой» к слову «песок». На мой взгляд, это прочная ассоциация с песочными часами, в которых истекают секунды нашей жизни, кем-то отмеренные.

Дети в беседки рассыпали этот песок, что означает, они не осознают, насколько драгоценно время, просто радуются и живут, не понимая, что потом от этого этапа жизни останутся только воспоминания, к которым так или иначе обращается каждый человек в зрелом возрасте.

Более того, слово «золотой» часто связывается в представлении с таким понятием, как «солнце». Возможно, мы имеем право предположить, что «золотой песок» есть метонимия солнца, которое в свою очередь является символом счастья.

«Иного нет счастья на свете…» раскрывает семантику хорошего настроения, которое было замечено при возникновении на небе радуги и появлении дум о «небе, о солнце, о зреющем хлебе», которые приводят к мысли о том, что следует «счастьем простым дорожить».

В заключение мы выделим те особенные черты, которые были проанализированы в стихотворении Ивана Алексеевича Бунина «Нет солнца, но светлы пруды…» (1900). Философский подтекст пейзажной зарисовки раскрывается в самом конце произведения, но в описании природы уже намечаются символы, указывающие на смену фокуса.

Во-первых, это описание внутреннего сияния прудов без внешнего источника – солнца. Во-вторых, появление радуги после ливня, который был сравнен с прикосновением острых иголок к телу. В-третьих, риторический повтор слова «весело» приоткрывает другую грань стихотворения, связанную с детской непосредственность и жизнью, вопреки зрелому представлению о смерти. «И счастьем простым дорожить» становится квинтэссенцией стихотворения о том, как драгоценны каждые секунды «золотого песка» – времени.

Слушать стихотворение аБунина На пруде

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения На пруде

ostihe.ru

Анализ стихотворения Бунина "Вечер"

Анализ стихотворения Бунина "Вечер"

Стихотворение Бунина "Вечер" было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении - вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя.

    В стихотворении есть элементы сюжета - мы понимаем, что герой (очень близкий самому автору) находится у себя в поместье. Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут…взор его обращается в окно. И поток мыслей героя принимает другое направление.

    Стихотворение начинается с антитезы: "О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду". Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало.

    Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод. Герой пытается доказать, что "счастье всюду". Это значит, мне кажется, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в "заморских странах" - подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин:

    Может быть, оно -

    Вот этот сад осенний за сараем

    И чистый воздух, льющийся в окно.

    Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль:

    Мы мало видим, знаем,

    А счастье только знающим дано.

    Как это понять - счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения.

    Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: "И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг". Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе:

    День вечереет, небо опустело.

    Гул молотилки слышен на гумне...

    Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, - "Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне".

    Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет - "все во мне", все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья. Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней. Что еще нужно? А все остальное - прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину.

    Мне кажется, именно эта мысль - основной вывод лирического размышления, к которому пришел герой и вместе с ним автор.

    Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении. Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты ("чистый воздух", "бездонное небо", "усталый взгляд"), метафоры ("воздух, льющийся в окно", "встает, сияет облако"), сравнения ("легким белым краем встает").

    Автор чередует инверсию ("Пискнула и села На подоконник птичка", "легким белым краем Встает, сияет облако") с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении.

    Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку (Абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем - оно - сараем - окно).

    "Вечер" Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах - о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: "Счастье всюду. Все во мне".

    Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это - огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!

    Именно таким настроением я проникнулась, именно к таким выводам пришла, именно это осознала, прочитав и проанализировав стихотворение "Вечер".

antilitra.narod.ru