Шли сегодня танки текст: Шли сегодня танки без привала…

Содержание

История песни «Коногон» («По полю танки грохотали»)

Широкая аудитория знает эту музыкальную композицию как военную песню о танкистах. Чаще всего её называют по начальным строкам куплетов: «По полю танки грохотали» или «Нас извлекут из-под обломков». Она широко распространена и любима народом со времён Великой Отечественной войны. К тому же, в конце девяностых её популяризировали современные артисты.

Но жителям шахтёрских регионов известно, что жалостливое произведение о погибших солдатах написано на мотив старой песни о тяжком труде шахтёров, а главным героем изначально был молодой коногон.

История песни «Коногон»

Исследователи затрудняются сказать, когда была написана шахтёрская песня о коногоне. Некоторые уверены, что она появилась на свет в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого столетий. Другие утверждают, что её начали петь в первые годы двадцатого века.

Исторических документов, подтверждающих ту или иную версию нет. По словам композиции сложно определить период написания, так как на протяжении очень длительного времени в шахтном деле использовались одни и те же орудия труда и технологии.

Автор песни «Коногон» неизвестен, поэтому её принято считать народной. С высокой долей вероятности можно утверждать, что она зародилась в среде донбасских шахтёров. По сей день во многих городах и сёлах Донбасса наиболее популярна именно версия о коногоне, а не танкистах. Старики рассказывают, что поют её с детства. Она распространена в многочисленных вариациях и повсеместно исполняется как застольная песня.

Смысл песни о коногоне

Чтобы понять, о чём песня «Коногон», необходимо разобраться в терминах, которые встречаются в тексте.

Коногон – это одна из шахтёрских профессий, ныне исчезнувшая. Так называли рабочих, которые поднимали уголь из забоя на поверхность. Для этих целей использовали лошадей. Их запрягали в вагонетки, которые двигались по рельсовому пути.

Упоминаемый в словах песни тормозной должен был притормаживать вагонетки, если на уклоне они набирали слишком быстрый ход. Плитовая – это женщина, которая на поворотной плите осуществляла разворот вагонеток, а стволовой отвечал за подъём и спуск клети.

Образ коногона описал в автобиографических воспоминаниях о шахтёрском труде Алексей Стаханов:

Коногоны на шахте считались самыми боевыми людьми. А это были попросту задиры. Коногоны ходили с длинными кнутами, с большими чубами и носили фуражки набекрень. Как засвистит, бывало, коногон в коренном штреке, так некоторым молодым шахтерам даже страшновато становилось. Среди коногонов были хулиганистые парни. Напьется пьяный, шумит, к девушкам пристает.

В 1939 году режиссёр Леонид Луков снял художественный фильм «Большая жизнь», рассказывающий о жизни донбасских шахтёров. Драма имела сумасшедший успех. Её посмотрели более восемнадцати миллионов зрителей. В кинокартине прозвучали три куплета песни о коногоне в исполнении подвыпившего Макара Лаготина. Этого явно отрицательного персонажа сыграл Лаврентий Масоха.

Благодаря кинокартине «Большая жизнь» песня «Коногон» разлетелась по всему Советскому Союзу.

Текст песни «Гудки тревожно загудели»

Гудки тревожно загудели,
Народ бежит густой толпой,
А молодого коногона
Несут с разбитой головой.

– Прощай, Маруся плитовая,
И ты, братишка стволовой,
Тебя я больше не увижу,
Лежу с разбитой головой.

– Ах, то был ярый коногонщик,
Я ухажерочка твоя,
Тебя убило здесь на шахте,
А я осталася одна.

По окончанию войны Леонид Луков снял кинокартину «Большая жизнь. Вторая серия», продолжающий сюжетную линию первого фильма. Макар Лаготин предстал в образе положительного героя и вновь спел песню о коногоне.

Песня о коногоне известна в многочисленных вариациях. Единственно верного, «канонического» варианта не существует. Далее одна из версий слов произведения.

Текст песни «Коногон»

Вот лошадь мчится по продольной,
По темной, узкой и сырой,
А коногона молодого
Предупреждает тормозной:

«Ах, тише, тише, ради бога!
Здесь ведь и так большой уклон.
На повороте путь разрушен,
С толчка забурится вагон».

И вдруг вагончик забурился,
Беднягу к парам он прижал,
И к коногону молодому
Друзей на помощь кто-то звал.

Через минуту над вагоном
Уже стоял народ толпой,
А коногона к шахтной клети
Несли с разбитой головой.

«Ах, глупый, глупый ты мальчишка.
Зачем так быстро лошадь гнал?
Или начальства ты боялся,
Или конторе угождал?»

«Нет, я начальства не боялся,
Конторе я не угождал, –
Мне приказал начальник шахты,
Чтоб порожняк быстрей давал.

Прощай навеки, коренная,
Мне не увидеться с тобой.
Прощай, Маруся, ламповая,
И ты, товарищ стволовой.

Я был отважным коногоном,
Родная маменька моя,
Меня убило в темной шахте,
А ты осталася одна».

История песни «По полю танки грохотали»

Накануне Великой Отечественной фильм «Большая жизнь» был главным блокбастером советского кинематографа. Когда грянула война, треки из кинокартины стали фронтовыми. Народную песню о коногоне солдаты переделали в историю о погибших танкистах.

Текст песни «По полю танки грохотали»

По полю танки грохотали,
Солдаты шли в последний бой,
А молодого командира
Несли с пробитой головой.

По танку вдарила болванка.
Прощай родимый экипаж.
Четыре трупа возле танка
Дополнят утренний пейзаж.

Машина пламенем объята,
Вот-вот рванет боекомплект.
А жить так хочется ребята.
И вылезать уж мочи нет.

Нас извлекут из-под обломков,
Поднимут на руки каркас,
И залпы башенных орудий
В последний путь проводят нас.

И полетят тут телеграммы
Родных и близких известить,
Что сын ваш больше не вернется.
И не приедет погостить.

В углу заплачет мать-старушка,
Смахнет слезу старик-отец.
И молодая не узнает,
Каков танкиста был конец.

И будет карточка пылиться
На полке пожелтевших книг.
В военной форме, при погонах,
И ей он больше не жених.

Писатель Виктор Курочкин включил слова военной версии песни в текст повести «На войне как на войне». В 1968 году режиссёр Виктор Трегубович использовал песню «Нас извлекут из-под обломков» в экранизации произведения, что сделало композицию всесоюзным шлягером.

Новый виток популярности ждал композицию после выхода на телеэкраны музыкального фильма «Старые песни о главном». Зрителей покорила версия «По полю танки грохотали» в исполнении Николая Фоменко, Виктора Рыбина и Сергея Мазаева. Посмотрим отрывок из мюзикла с песней «Нас извлекут из-под обломков».

Любители русского рока также знают композицию по версии Сергея Чигракова. Далее можно посмотреть музыкальное видео «На поле танки грохотали» группы «Чиж & Co».

Кстати, Чиж переделал заключительные строки предпоследнего куплета на двусмысленную фразу «Молодая не узнает, какой у парня был конец».

Версии текста песни

В разные годы народ сложил многочисленные «профессиональные» вариации слов песни о коногоне. Её перепели под себя лётчики, матросы и десантники.  

Сотрудники железной дороги поют «Вот мчится поезд по уклону». Известны многочисленные студенческие тексты. Свои версии композиции есть даже у фанатов панк-музыки: «На поле панки грохотали», «На сквоте панки окопались».  

Аккорды песни «Коногон» («На поле танки грохотали»)

Am               C
На поле танки грохотали,
                   G    C
Солдаты шли в последний бой,
   A7  Dm       Am 
А молодого командира
             E      Am 
Несли с пробитой головой.

Танковое сражение под Прохоровкой | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

 

 

Крупнейшее танковое сражение Второй мировой

12 июля — памятная дата военной истории Отечества. В этот день в 1943 году под Прохоровкой произошло крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение между советской и германской армиями.

Непосредственное командование танковыми соединениями во время сражения осуществляли генерал-лейтенант Павел Ротмистров с советской стороны и группенфюрер СС Пауль Хауссер — с немецкой. Ни одной из сторон не удалось достичь целей, поставленных на 12 июля: немцам не удалось захватить Прохоровку, прорвать оборону советских войск и выйти на оперативный простор, а советским войскам не удалось окружить группировку противника.

«Безусловно, мы выиграли под Прохоровкой, не позволив противнику прорваться на оперативный простор, заставили его отказаться от своих далеко идущих планов и вынудили отойти в исходное положение. Наши войска выстояли в четырехдневном ожесточенном сражении, а противник утратил свои наступательные возможности. Но и Воронежский фронт исчерпал свои силы, что не позволило ему сразу же перейти в контрнаступление. Сложилась, образно говоря, патовая ситуация, когда командование той и другой стороны еще хотят, а войска уже не могут!»

Г.А. Олейников. Прохоровское сражение. СПб, 1998 

 

Ход сражения

Если в полосе советского Центрального фронта после начала своего наступления 5 июля 1943 г. немцы не смогли глубоко вклиниться в оборону наших войск, то на южном фасе Курской дуги сложилась критическая обстановка. Здесь в первый день противник ввел в сражение до 700 танков и штурмовых орудий, поддержанных авиацией. Встретив отпор на обояньском направлении, противник перенес главные усилия на прохоровское направление, пытаясь захватить Курск ударом с юго-востока. Советское командование решило нанести контрудар по вклинившейся вражеской группировке. Воронежских фронт был усилен резервами Ставки (5-й гвардейской танковой и 45-й гвардейской армиями и двумя танковыми корпусами). 12 июля в районе Прохоровки произошло самое крупное танковое сражение 2- мировой войны, в котором с обеих сторон участвовало до 1200 танков и самоходных орудий. Советские танковые части стремились вести ближний бой («броня к броне»), поскольку дистанция поражения 76 мм орудия Т-34 была не более 800 м, а у остальных танков еще меньше, тогда как 88 мм пушки «Тигров» и «Фердинандов» поражали наши бронемашины с расстояния 2000 м. При сближении наши танкисты несли большие потери.

Обе стороны понесли под Прохоровкой огромные потери. В этом сражении советские войска потеряли 500 танков из 800 (60%). Немцы потеряли 300 танков из 400 (75%). Для них это была катастрофа. Теперь самая мощная ударная группировка немцев была обескровлена. Генерал Г. Гудериан, в то время генерал-инспектор танковых войск вермахта, писал: «Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время вышли из строя…и уже больше на Восточном фронте не было спокойных дней». В этот день произошел перелом в развитии оборонительного сражения на южном фасе Курского выступа. Основные силы противника перешли к обороне. 13-15 июля немецкие войска продолжали атаки лишь против частей 5-й гвардейской танковой и 69-й армий южнее Прохоровки. Максимальное продвижение немецких войск на южном фасе достигло 35 км. 16 июля они начали отход на исходные позиции.

 

Ротмистров: изучительное мужество

Хочется подчеркнуть, что на всех участках развернувшегося 12 июля грандиозного сражения воины 5-й гвардейской танковой армии проявили изумительное мужество, непоколебимую стойкость, высокое боевое мастерство и массовый героизм, вплоть до самопожертвования.

На 2-й батальон 181-й бригады 18-го танкового корпуса обрушилась большая группа фашистских «тигров». Командир батальона капитан П. А. Скрипкин смело принял удар врага. Он лично одну за другой подбил две вражеские машины. Поймав в перекрестие прицела третий танк, офицер нажал на спуск… Но в то же мгновение его боевую машину сильно тряхнуло, башня наполнилась дымом, танк загорелся. Механик-водитель старшина А. Николаев и радист А. Зырянов, спасая тяжелораненого комбата, вытащили его из танка и тут увидели, что прямо на них движется «тигр». Зырянов укрыл капитана в воронке от снаряда, а Николаев и заряжающий Чернов вскочили в свой пылающий танк и пошли на таран, с ходу врезавшись в стальную фашистскую громадину. Они погибли, до конца выполнив свой долг.

Отважно сражались танкисты 29-го танкового корпуса. Батальон 25-й бригады, возглавляемый коммунистом майором Г.А. Мясниковым, уничтожил 3 «тигра», 8 средних танков, 6 самоходных орудий, 15 противотанковых пушек и более 300 фашистских автоматчиков.

Примером для воинов служили решительные действия комбата, командиров рот старших лейтенантов А. Е. Пальчикова и Н. А. Мищенко. В тяжелом бою за село Сторожевое машина, в которой находился А. Е. Пальчиков, была подбита — разрывом снаряда сорвало гусеницу. Члены экипажа выскочили из машины, пытаясь устранить повреждение, но сразу же из кустов их обстреляли вражеские автоматчики. Воины заняли оборону и отбили несколько атак гитлеровцев. В этом неравном бою пал смертью героя Алексей Егорович Пальчиков, получили тяжелые ранения его товарищи. Лишь механик-водитель кандидат в члены ВКП(б) старшина И. Е. Сафронов, хотя тоже был ранен, мог еще вести огонь. Укрываясь под танком, превозмогая боль, он отбивался от наседавших фашистов, пока не подоспела помощь.

П.А. Ротмистров. Стальная гвардия М., 1984 

 

ДОКЛАД ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СТАВКИ ВГК МАРШАЛА А. ВАСИЛЕВСКОГО ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ О БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ В РАЙОНЕ ПРОХОРОВКИ, 14 июля 1943 г.

Согласно Вашим личным указаниям, с вечера 9 июля 1943 г. беспрерывно нахожусь в войсках Ротмистрова* и Жадова** на прохоровском и южном направлениях. До сегодняшнего дня включительно противник продолжает на фронте Жадова и Ротмистрова массовые танковые атаки и контратаки против наступающих наших танковых частей… По наблюдениям за ходом происходящих боев и по показаниям пленных, делаю вывод, что противник, несмотря на огромные потери, как в людских силах, так и особенно в танках и авиации, все же не отказывается от мысли прорваться на Обоянь и далее на Курск, добиваясь этого какой угодно ценой. Вчера сам лично наблюдал к юго-западу от Прохоровки танковый бой наших 18-го и 29-го корпусов с более чем двумястами танками противника в контратаке. Одновременно в сражении приняли участие сотни орудий и все имеющиеся у нас РСы. В результате все поле боя в течение часа было усеяно горящими немецкими и нашими танками.

В течение двух дней боев 29-й танковый корпус Ротмистрова потерял безвозвратно и временно вышедшими из строя 60% и 18-й корпус — до 30% танков. Потери в 5-м гв. механизированном корпусе незначительны. Назавтра угроза прорыва танков противника с юга в район Шахово, Авдеевка, Александровка продолжает оставаться реальной. В течение ночи принимаю все меры к тому, чтобы вывести сюда весь 5-й гв. механизированный корпус, 32-ю мотобригаду и четыре полка иптап… Не исключена здесь и завтра возможность встречного танкового сражения. Всего против Воронежского фронта продолжают действовать не менее одиннадцати танковых дивизий, систематически пополняемых танками. Опрошенные сегодня пленные показали, что 19-я танковая дивизия на сегодня имеет в строю около 70 танков, дивизия «Рейх» — до 100 танков, хотя последняя после 5 июля 1943 г. уже дважды пополнялась. Донесение задержал в связи с поздним прибытием с фронта.

2 часа 47 мин. 14 июля 1943 г. Из 5-й гвардейской танковой армии.

Великая Отечественная война. Военно-исторические очерки. Кн.2. Перелом. М., 1998.

 

Крах «Цитадели»

12 июля 1943 г. наступил новый этап Курской битвы. В этот день перешли в наступление часть сил советских Западного фронта и Брянского фронтов, а 15 июля нанесли удар по врагу войска правого крыла Центрального фронта. 5 августа войска Брянского фронта освободили Орел. В тот же день войска Степного фронта освободили Белгород. Вечером 5 августа в Москве в честь войск, освободивших эти города, впервые был произведен артиллерийский салют. В ходе ожесточенных боев войска Степного фронта при содействии Воронежского и Юго-Западного фронтов 23 августа освободили Харьков.

Курская битва была жестокой и беспощадной. Победа в ней досталась советским войскам большой ценой. В этой битве они потеряли 863303 человека, в том числе 254470 безвозвратно. Потери в технике составили: танков и САУ 6064 , орудий и минометов 5244, боевых самолетов 1626. Что касается потерь вермахта, то сведения о них отрывочны и неполны. В советских работах представлялись расчетные данные, согласно которым в ходе Курской битвы немецкие войска потеряли 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, 3 тыс. орудий и минометов. Относительно потерь в самолетах имеются сведения, что только в период оборонительного этапа Курской битвы немецкая сторона потеряла безвозвратно около 400 боевых машин, тогда как советская — около 1000. Однако в жестоких боях в воздухе погибли многие опытные немецкие асы, воевавшие уже не один год на Восточном фронте, среди них 9 кавалеров «Рыцарских крестов».

Неоспоримо, что крах германской операции «Цитадель» имел далеко идущие последствия, оказал решающее влияние на весь дальнейший ход войны. Вооруженные силы Германии после Курска вынуждены были перейти к стратегической обороне не только на советско-германском фронте, но и на всех театрах военных действий второй мировой войны. Их попытка вернуть утраченную в ходе Сталинградской битвы стратегическую инициативу потерпела сокрушительный провал.

 

ОРЕЛ ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НЕМЕЦКОЙ ОККУПАЦИИ

(из книги А. Верта «Россия в войне»), август 1943 г.

(…) Освобождение древнего русского города Орла и полная ликвидация Орловского клина, в течение двух лет угрожавшего Москве, было прямым результатом разгрома немецко-фашистских войск под Курском.

На второй неделе августа я смог проехать на автомобиле из Москвы до Тулы, а затем до Орла…

В этих зарослях, через которые теперь шла пыльная дорога из Тулы, на каждом шагу человека подкарауливает смерть. «Minen» (по-немецки), «мины» (по-русски) —читал я на старых и новых дощечках, воткнутых в землю. Вдали, на холме, под голубым летним небом виднелись руины церквей, остатки домов и одинокие печные трубы. Эти протянувшиеся на многие километры заросли сорняков почти два года были ничейной землей. Руины на холме были развалинами Мценска. Две старухи и четыре кошки — вот все живые существа, которых советские солдаты нашли там, когда немцы отошли 20 июля. Прежде чем уйти, фашисты взорвали или сожгли все—церкви и здания, крестьянские избы и все остальное. В середине прошлого века в этом городе жила «Леди Макбет» Лескова и Шостаковича… Созданная немцами «зона пустыни» протянулась теперь от Ржева и Вязьмы до Орла.

Как жил Орел в течение почти двухлетней немецкой оккупации?

Из 114 тыс. населения в городе сейчас осталось только 30 тыс. Многих жителей оккупанты убили. Многие были повешены на городской площади — на той самой, где теперь похоронен экипаж советского танка, который первым ворвался в Орел, а также генерал Гуртьев — прославленный участник Сталинградской битвы, убитый в то утро, когда советские войска с боем взяли город. Говорили, что немцы убили 12 тыс. человек и вдвое больше отправили в Германию. Многие тысячи орловцев ушли к партизанам Орловские и Брянские леса, ибо здесь (особенно на Брянщине) был район активных партизанских действий (…)

Верт А. Россия в войне 1941-1945. М., 1967.

 

*Ротмистров П.А. (1901-1982), Гл. маршал бронетанковых войск (1962). В ходе войны, с февр 1943 г. — командующий 5-й гв. танковой армией. С авг. 1944 г. — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии.

**Жадов А.С. (1901-1977). Генерал армии (1955). С окт 1942 по май 1945 командующий 66-й (с апреля 1943 — 5-я гв.) армией.

Оружие на суше — танки и бронетехника

Колючая проволока и пулеметы остановили многие атаки союзников с большими потерями в 1915 и начале 1916 года. система.

Сила в защите

Загадка окопов заключалась в том, чтобы найти способ преодолеть мощь защитника. У защитника было много преимуществ:

  • Глубокие траншеи и блиндажи, защищенные от артиллерии;
  • Колючая проволока замедляла или останавливала продвижение пехоты;
  • Пулеметчики и стрелки защищали передовую;
  • Минометы и артиллерия оказывали поддержку пехоте на передовой огневой мощью с тыла;
  • Подкрепления войск были доступны для тупых атак или отбрасывания союзных войск стремительными контратаками.

Секретное оружие: Танк

Танк времен Первой мировой войны был разработан на основе заинтересованности некоторых офицеров в соединении тракторов с гусеницами как средства преодоления траншейных препятствий и прорыва колючей проволоки. После успешной полевой демонстрации в 1915 января Великобритания учредила секретный «Комитет по сухопутным кораблям» для изучения военных перспектив корабля, который сначала рассматривался скорее как военный корабль, чем как сухопутное оружие, отсюда и название «сухопутный корабль». Инициатива получила кодовое название «танк», потому что его корпус напоминал корпус водовоза. Первые опытные образцы были изготовлены в начале 1916 года, а первые несколько десятков машин уже к середине 1916 года оказались на фронте.

Испытание в битве на Сомме

Британские войска впервые применили танки в битве на Сомме 19 сентября.16. Они оказали сильное влияние на боевой дух немцев и доказали свою эффективность при пересечении траншей и проволочных заграждений, но им не удалось прорвать немецкие позиции. Решение британского главнокомандующего сэра Дугласа Хейга раскрыть секретное оружие до того, как станет доступно большое количество танков, вызвало критику, но настоящими проблемами танков были низкая скорость, механические неисправности и неспособность пересечь мягкий или сильно изрытая земля.

В битве при Курслетт канадский корпус сражался с полдюжиной танков, причем седьмой находился в резерве. Они были медлительны, как идущий солдат, и их легко сбить артиллерийским огнем. С другой стороны, танки внушали ужас, перекатывались через колючую проволоку и обеспечивали важную огневую мощь пехоте своими пулеметами и артиллерийскими орудиями. Все шесть были выведены из строя во время атаки, четыре — от артиллерийского огня противника. Только один достиг своей цели.

Танк эволюционирует

Танки союзников в ходе войны становились быстрее, надежнее и полезнее в бою, но до победного оружия им было далеко. Они также были в ограниченном количестве до самого конца войны. Только восемь танков поддерживали канадцев во время битвы при Вими-Ридж в апреле 1917 года. В Пасшендале в октябре и ноябре 1917 года ни один танк не мог действовать в грязной местности. Первые действительно успешные танковые атаки произошли только в конце 1917 года. В ноябре 3-я британская армия начала концентрированное танковое наступление в районе Камбре. Он застал врага врасплох и добился хорошего прогресса, но большая часть успехов была потеряна из-за контратак противника в начале декабря.

Улучшенная тактика для координации использования танков, пехоты, артиллерии и авиации ознаменовала наступление союзников в 1918 году. Также было доступно больше танков: британские и французские войска использовали сотни в летних атаках на Ле-Амель и Суассон.

Новые британские танки Mark V и Mark V*, возглавлявшие отряд из более чем 600 единиц бронетехники, доказали свою эффективность на начальных этапах битвы при Амьене в августе 1918 года. четвертый день битвы, и они использовались с перерывами во время оставшихся сражений кампании «Сто дней». Если бы война продолжалась в 1919 сентября союзники планировали запустить огромную армаду из нескольких тысяч танков, чтобы прорвать линию обороны противника.

Танк не имел решающего значения во время войны, но он добавил важное оружие в арсенал союзников, особенно при использовании в общевойсковой роли с артиллерией, пехотой, пулеметами, минометами и тактической авиацией.

Продолжайте изучать эти темы:

  • Предыдущий

Почему армия США рассматривает шагающие транспортные средства

Ногие боевые роботы — это главный продукт научной фантастики, от четвероногих AT-AT Walkers из «Звездных войн» до двуногих Гандамов и других мехов, шагающих по аниме-сериалам. Новая работа Армейской исследовательской лаборатории предполагает, что, хотя шагоходы пока не достигли большого прогресса, в будущем они могут стоять рядом с другими военными транспортными средствами. Даже шагающие танки не могут быть невозможными.

Пентагон и раньше обращал внимание на ходунки, возможно, самым известным из них стал BigDog от Boston Dynamics, четвероногий робот, прославившийся благодаря видеороликам на YouTube, который предназначался для использования в качестве робота-носителя груза для пехотинцев. Но хотя программа пользовалась популярностью у зрителей, преемник BigDog, LS3, был сочтен слишком шумным для использования в полевых условиях, и в 2015 году программа была прекращена. Но прошлое не может быть хорошим ориентиром.

«Машины на ногах ни в коем случае не обречены», — сказал мне Александр Котт из Исследовательской лаборатории армии США (ARL), ведущий исследователь нового проекта. «Эта технология нуждается в большей зрелости, и с зрелостью, вероятно, придет лучший компромисс между адаптируемостью и эффективностью».

Вездеходные бронированные транспортные средства, более известные как шагоходы AT-AT из вселенной «Звездных войн». Армия США … [+] исследователи считают, что меньшие шагающие транспортные средства будут осуществимы.

Дисней через YouTube

Котт объясняет, что у животных эффективность достигается за счет сухожилий и мышц, которые накапливают и перерабатывают энергию на каждом этапе, действуя как резиновые ленты. Котт может с уверенностью заявить, что ноги могут сравниться по эффективности с колесами и гусеницами, потому что это именно то, что его команда изучала в новой статье, опубликованной в PlosOne.

Работа основана на формуле, разработанной в 1980-х годах для оценки мощности, необходимой животному определенного размера для движения с заданной скоростью, известной как формула Хеглунда. Это показало, что все животные от тараканов до слонов подчиняются одному и тому же закону. Новая работа ARL расширяет формулу, чтобы охватить колесные и гусеничные машины до 35-тонных танков и сравнить их с ногами.

Рекомендуется для вас

Исследование объединяет информацию о широком ассортименте наземных транспортных средств и роботов, от модели T Ford до новейших беспилотных боевых машин, и отображает общую выходную мощность двигателя на максимальной скорости. Различные животные, в том числе пауки, крабы, пингвины, люди, лошади и другие, были нанесены на один и тот же график, и, вообще говоря, все следовали одному и тому же шаблону примерно до 300 лошадиных сил (200 киловатт), что соответствует масштабу тяжелых грузовиков или танков. (Исследование показало, что свыше 35 тонн необходимы новые правила).

«Мы видим сильное сходство между биологическими и искусственными системами… организмы и искусственные системы хорошо согласуются с формулой Хеглунда», — заключают исследователи.

Это говорит о том, что оптимально спроектированные — или усовершенствованные — шагоходы могут соответствовать колесам или гусеницам. И, конечно же, ноги имеют преимущества при преодолении препятствий или крутых склонов. И хотя большинство машин с ногами крайне неэффективны, некоторые из более продвинутых конструкций, таких как робот Cheetah Массачусетского технологического института, по эффективности сравнимы с колесами. С разработкой более совершенных материалов, которые имитируют цикл накопления и высвобождения у животных, ходунки могут вскоре наверстать упущенное.

«Благодаря улучшениям с батареями или плотностью источника энергии, а также исследованиям повышения эффективности за счет использования оптимизированной конструкции ног и включения пассивных пружинных элементов в ноги, а также в позвоночник, я считаю, что разрыв в эффективности между механическими и биологическими может быть улучшена.» — говорит Джейсон Пьюзи, инженер-механик из команды ARL. Пьюзи ссылается на резкое повышение эффективности автомобилей за последние несколько лет как на пример того, как можно оптимизировать конструкцию.

Несколько лет назад электромобили были непрактичны. С лучшими батареями и двигателями они становятся все более конкурентоспособными. По той же дороге могли идти и пешеходы.

Хотя BigDog пользуется популярностью у зрителей YouTube, он не отвечает требованиям военной нагрузки… [+] носитель — но более эффективные четвероногие роботы могут справиться с этой задачей.

Boston Globe через Getty Images

В документе описывается гипотетический новый робот, исследовательский проект для носителя оборудования, похожего на мула, или EDMEC. Это четвероногий грузовой транспорт для перевозки продовольствия, боеприпасов и другого снаряжения для пехотного подразделения. EDMDEC будет двигаться со скоростью до 4,5 миль в час, медленной по меркам колесных транспортных средств, но достаточной, чтобы не отставать от пеших войск, и способной преодолевать леса, каменистую местность и крутые горные тропы, которые сложны для колес или гусениц. Он может добиться успеха там, где BigDog потерпел неудачу.

Несмотря на то, что EDMEC — это всего лишь бумажная конструкция без каких-либо аппаратных средств, она свидетельствует об искусстве возможного. Это также очень актуальная миссия. Армия США в настоящее время рассматривает проекты Squad Multipurpose Equipment Transport (SMET), небольшого роботизированного грузового транспорта, который должен быть введен в эксплуатацию к 2025 году. нынешние соперники бегают на колесах или гусеницах, но по мере того, как ноги становятся более эффективными, их ловкость может помочь им победить в долгосрочной перспективе.

А как насчет ходячих танков? Формула применима до 35 тонн, так что, возможно, могут быть осуществимы мощные пушечные машины?

«Я сомневаюсь в практичности крупноногих машин, за исключением узкоспециализированных контекстов», — говорит Котт. «Масштабирование по размеру и массе приводит к серьезным проблемам с напряжениями в элементах машины с ногами. Это, однако, может несколько измениться по мере разработки новых материалов».

Так что эти ходячие танки не , а не со стола.

«Сегодня уже существует несколько примеров машин с большими опорами, — говорит Пьюзи, имея в виду лесозаготовительную машину Timberjack, разработанную John Deere, шагающие экскаваторы и шагающий драглайн Giant. Однако он отмечает, что они узко специализированы для определенного типа местности и передвигаются с очень низкой скоростью.

«Я должен задаться вопросом о практической потребности в машинах с тяжелыми ногами в военном контексте», — добавляет Котт.

Но шагающих танков никогда не было про нужды. Когда дело доходит до того, чтобы выглядеть круто, машины на ногах, безусловно, лучший выбор. Как сказал CSMonitor в статье 2011 года о том, нужны ли США шагоходы AT-AT: «Нам вообще нужно спрашивать?» — Что люди действительно хотят знать, так это то, сколько мы можем получить. Кроме того, исследования в области научной фантастики показывают, что они будут бесценны в битвах с гигантскими монстрами.

Вернувшись в реальный мир, оба исследователя полагают, что американские военные будут ограничивать свой интерес машинами меньшего размера, поскольку они станут более эффективными и более конкурентоспособными по сравнению с гусеницами и колесами. И, если их исследования точны, поле боя может превратиться в зверинец ногатых роботов всех конфигураций, двуногих и четвероногих машин, которые карабкаются, карабкаются и перепрыгивают через препятствия.

Шли сегодня танки текст: Шли сегодня танки без привала…
Scroll to top