Генерал-майор авиации Александр Федотов - лётчик-испытатель № 1. Шли им федотова


Генерал-майор авиации Александр Федотов - лётчик-испытатель № 1

Александр Васильевич Федотов ушёл из жизни 32 года назад, так и оставив за собой три абсолютных авиационных рекорда из 18, установленных при жизни. Гений неба, он поднялся на высоту 37 600 м на реактивном двигателе, вписав своё имя золотыми буквами в историю авиации. Чем ещё известен этот удивительный человек, чьё имя присвоено школе лётчиков-испытателей?

александр федотов

Рождённый в Сталинграде

Дата его рождения – 23.06.1932. Мало кто знает, что сначала его назвали Альбертом. Но в 9 лет он придёт к матери с просьбой сменить имя. Рождённый в Сталинграде и потерявший на фронте отца, он не захочет иметь имя на немецкий лад. И она отправится в органы ЗАГС, чтобы исполнить просьбу. Он гордился своей малой родиной и считал, что родиться в этом замечательном волжском городе – великая честь. Их, пацанов, после войны осталось мало, и каждый с особой гордостью произносил место своего рождения.

Александр Федотов рос высоким и спортивным юношей, занимался лёгкой атлетикой. Но профессию выбирал между двумя совершенно разными видами деятельности, ибо любил их одинаково: небо и живопись. Благодаря способностям художника он умел видеть красоту и острее воспринимать мир. Но победило желание летать.

Образование

Учиться Александр Федотов будет всю жизнь. Ещё в Сталинграде он окончит спецшколу ВВС, после чего поступит в Армавирское лётное училище – АВВАКУЛ. Там он придёт к убеждению: уж если идти в авиацию, то быть лидером. Он станет одним из первых курсантов, кто получит право на самостоятельный вылет, и так проявит себя, что после окончания училища в 1952-м его оставят лётчиком-инструктором. Несколько лет он будет обучать курсантов, но сохранит мечту полетать по-настоящему – попробовать самолёт на всех пределах. Услышав о наборе в ШЛИ (школу лётчиков-испытателей), он не раздумывая подаст рапорт.

Офицера будут готовы взять при условии, что тот снимет погоны. И молодой человек оставит военную службу. По окончании ШЛИ в 1958-м он начнёт работать лётчиком-испытателем в конструкторском бюро им. А. И. Микояна, но в 1965-м вновь сядет за парту МАИ, чтобы получить ещё и инженерное образование.

жуковский московской области

Профессиональная карьера

Его второй родиной станет Жуковский Московской области. 26 лет будущий генерал-майор авиации (получит звание в 1983-м) будет находиться на лётно-испытательной работе, лично подняв в небо десять новых моделей истребителей ОКБ А. И. Микояна. С 1962-го он получит назначение старшим лётчиком-испытателем, возглавив лётную службу конструкторского бюро и дав «путёвку в жизнь» всем его современным самолётам. Всю жизнь проработав на одной лётной станции, где трудилось около 700 человек, он способствовал профессиональному росту талантливых ребят. Вся обстановка располагала к развитию лётной и научной перспективы. Станция взрастила двух будущих генеральных и четырех главных конструкторов самолётов.

По сути, Александр Федотов был активным участником создания новых моделей истребителей, соавтором инженеров, в совершенстве владел аэродинамикой. Когда в войсках не заладилось с полётами на МиГе-23, он лично летал по воинским частям, чтобы на месте изучать проблемы и показывать, как правильно управлять новой машиной.

александр Васильевич федотов

Спортивные достижения

Одержимый небом, параллельно лётчик-испытатель устанавливал авиационные рекорды, прославляя СССР. Достигнув скорости М=3 впервые в стране, он хотел опередить американских коллег, имеющих лучшие показатели. И это удалось. В 1975 году он стал мастером спорта международного класса за целый ряд достижений, в том числе за мировой рекорд скорости на маршруте в 100 км. ФАИ (международная организация) удостоит его высшей награды – Большой золотой медали, вручение которой пройдёт в Монреале.

Многие советские лётчики учились у А. Федотова. Для них он выступал в роли тренера, расписывая программы тренировочных полётов. Одной из его подопечных являлась Светлана Савицкая, будущий лётчик-космонавт. За успехи в подготовке авиационных спортсменов Александру Васильевичу будет присвоено звание заслуженного тренера СССР.

генерал-майор авиации

Трагическая гибель

В 1966-м Александр Федотов получит Звезду Героя СССР за мужество при испытании авиационной техники. Обладающий высоким лётным мастерством, хладнокровием и умением предвидеть возможные аварийные ситуации в полёте, он трижды удачно катапультировался во время непредвиденных сбоев на борту самолёта. Даже вывел для себя формулу поведения во время чрезвычайных ситуаций, описанную в дневнике. Но 04.04.1984 года эта формула не сработает.

МиГ-31 поднялся в воздух на очередной испытательный полёт. На борту вместе с лётчиком-испытателем находился штурман В. С. Зайцев. Полётное задание включало в себя проверку работы топливной системы. На 8-й минуте наземные службы получили сообщение о возвращении самолёта на аэродром, так как приборы указывали на утечку топлива. Во время аварийной посадки стрелка расходомера приблизилась к нулю, поэтому командир сажал самолёт без захода на круг. Он полагал, что истребитель лёгкий. На самом деле на борту реально находилось не менее 12,5 тонны топлива, что привело к режиму сваливания. Катапультирование произошло слишком поздно, до последнего экипаж пытался спасти машину и бортовые записи для выяснения причин аварии.

советские лётчики

Память

Вокруг А. Федотова всегда было много людей. Он притягивал к себе, обладая талантом общения и умением увлечь за собой. Лишённый гордыни и чванства, заслужил признание окружающих, тепло называющих его между собой Федотом. Им трудно поверить в смерть человека, который учил всех выполнять полётное задание не в ущерб безопасности и знал самолёт до последнего винтика. Город Жуковский Московской области – место, где похоронен лётчик-испытатель. Его имя носит одна из местных улиц. У героя остались трое детей и жена Галина.

Каждый год 4 апреля ровно в 12-00 близкие и друзья встречаются у его могилы, куда приходят сотни авиаторов почтить память лучшего лётчика-испытателя XX столетия. И по традиции кладбищенскую тишину разрывает МиГ-29, выполняющий «колокол» - наисложнейшую фигуру высшего пилотажа. Так экипаж рапортует своему кумиру.

fb.ru

Федотов Александр Васильевич - Российская авиация

Федотов Александр ВасильевичФедотов Александр ВасильевичФедотов Александр Васильевич (1932-1984).

Заслуженный летчик-испытатель СССР (21.02.1969 г.), Герой Советского Союза (22.07.1966 г.), мастер спорта международного класса (1975 г.), заслуженный тренер СССР (1976 г.), генерал-майор авиации.

Родился 23 июня 1932 года в городе Сталинград.В 1950 году окончил Сталинградскую спецшколу ВВС.В Советской Армии с 1950 года.В 1952 году окончил Армавирское военное авиационное училище летчиков, был оставлен в нем летчиком-инструктором.С 1957 года в запасе.В 1958 году окончил Школу летчиков-испытателей.В 1965 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала МАИ.С августа 1958 года на летно-испытательной работе в ОКБ имени А.И.Микояна (в 1962-1984 годах — старший летчик-испытатель ОКБ). Участвовал в испытаниях всех самолётов, разработанных и построенных в ОКБ Микояна за эти годы, в том числе боевых самолётов МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций, а также опытных самолётов Е-152А, СМ-12. Впервые поднял в небо и в дальнейшем провёл испытания Е-6Т/2 (МиГ-21Ф-13), Е-150, Е-8/2, Е-155Р (МиГ-25Р), МиГ-23 («23-11»), МиГ-23С, МиГ-25РУ, МиГ-23М, Е-155МП (МиГ-31), МиГ-29 («9-12»). Провёл испытания истребителя МиГ-23 на критических режимах полёта. Впервые в стране достиг скорости, соответствующей числу М=3.

В 1961-1977 годах установил 18 мировых авиационных рекордов (из них 3 — абсолютные) скорости, высоты, грузоподъемности и скороподъемности на самолетах Е-166 и МиГ-25. Название «Е-166», для опытного истребителя Е-152-1, было придумано для ФАИ с целью соблюдения традиционной советской конспирации.

В общей сложности, Федотов 8998 раз поднимал в небо самолёты разных типов и провёл в воздухе почти 5 тысяч часов. Неоднократно попадал в сложные аварийные ситуации, трижды был вынужден катапультироваться. Первое катапультирование произошло в 1973 году с невыходившего из штопора МиГ-23. Второе — в 1980 году из МиГ-29, потерявшего управляемость во время сверхзвукового разгона у земли из-за пожара, возникшего при разрушении двигателя. Третье — в 1983 году из МиГ-23УБ при вводе в строй молодого лётчика-испытателя Р.Таскаева во время сверхзвукового разгона у земли, когда взорвавшийся двигатель пережёг тяги управления самолётом.

22 июля 1966 года Федотову Александру Васильевичу за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

21 февраля 1969 года присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

В 1981 году в звании полковника был вновь зачислен в ряды Советской Армии.

Погиб 4 апреля 1984 года в испытательном полете на самолете МиГ-31 вместе с штурманом-испытателем В.С.Зайцевым. На самолёте была установлена новая опытная электронная система сигнализации выработки топлива из баков. Для её проверки измерительную часть штатного топливомера отключили. При выходе в испытательную зону и разгоне до заданной скорости произошло ложное срабатывание сигнализации выработки одной группы топливных баков, затем другой. Предполагая утечку топлива, Федотов решил прекратить задание и вернуться на аэродром. При подходе к аэродрому загорелись лампочки выработки всех остальных баков и лампочка аварийного остатка топлива. Понимая, что счет идёт на секунды, лётчик решил садиться с ходу, сделав вираж для захода на посадку по крутой глиссаде и готовясь к посадке без двигателей. Но после резкого виража МиГ-31 вошёл в режим сваливания и стал падать почти в отвесном пикировании. Федотов до последнего пытался совершить посадку и сохранить самолёт. Перед самой землей испытатели предприняли попытку катапультироваться, но не успели…

Существуют две основные версии причин этой катастрофы. По первой версии, на которой остановилась государственная комиссия, причиной аварии послужили ложные срабатывания системы сигнализации выработки топлива из баков. И режим сваливания с последующим пикированием возник после резкого виража самолёта с почти полными баками (топлива оставалось 12,5 тонн), который выполнил Федотов, полагая в соответствии с информацией системы сигнализации, что самолёт пустой. По второй версии, которой придерживаются многие специалисты и лётчики-испытатели, причиной катастрофы, вероятнее всего, стало разрушение межвального подшипника и разнос одного из двигателей, приведший к нарушению управления самолётом, а затем и его взрыву в воздухе.

Сложно поверить, что ложная индикация системы сигнализации топливных баков, могла заставить Федотова делать такой стремительный заход на посадку. Тем более к этому моменту он уже обладал информацией с земли о том, что утечки топлива за самолётом не наблюдается. Кроме того, такой опытный лётчик, как Федотов, должен был заметить облегчение самолета на 12 тонн. А вот другая серьёзная причина, такая как высокочастотные вибрации самолёта в процессе разрушения подшипника вала, могла заставить лётчика так резко заходить на посадку. Эти вибрации самолёта были зафиксированы бортовой записывающей аппаратурой (БКЗА). Последовавшее потом сваливание МиГ-31 в режим пикирования произошло, скорее всего, из-за того, что в результате разноса двигателя, самолёт в этот момент потерял управление и, после окончательного разрушения двигателя, взорвался возле самой земли. Взрыв самолета в воздухе подтверждается и отсутствием воронки на месте падения самолёта, и разбросом на большой площади его агрегатов и деталей (оба двигателя лежали на поверхности в 20-25 метрах один от другого, у одного из двигателей не было обеих турбин, одну из турбин извлекли из канавы — она лежала изолированно от корпуса самолёта).

Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.

Награды:-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза;-два ордена Ленина;-орден Боевого Красного Знамени;-орден Трудового Красного Знамени;-медали.Удостоен Золотой медали ФАИ (1974 г.) и 3-х медалей де Лаво (1961 г., 1973 г., 1977 г.).

Именем Федотова названа Школа лётчиков-испытателей и улицы в городах Жуковском и Волгограде. На доме в городе Жуковском, где он жил, установлена мемориальная доска. Мемориальная доска в память о Герое установлена также на здании контрольно-пропускного пункта Армавирского учебного авиационного центра подготовки лётного состава истребительной авиации.

Летчик-испытатель А.В.Федотов.Летчик-испытатель А.В.Федотов.

Летчик-испытатель А.В.Федотов.

Герой СССР А.В.Федотов.Герой СССР А.В.Федотов.

Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации А.В.Федотов.

.

.

Список источников:Сайт «Герои Страны». Федотов Александр Васильевич.А.А.Симонов. Заслуженные испытатели СССР.И.Б.Балаков, А.А.Симонов. Испытатели МиГов.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Он поднялся чуть выше и сел там...(с) 30 лет со дня гибели летчика-испытателя А.В. Федотова: shvp

4 апреля 1984 года на самолете МиГ-31 вместе с штурманом-испытателем В.С.Зайцевым погибГерой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Александр Васильевич Федотов.

Герой Советского Союза (22.07.1966), заслуженный летчик-испытатель СССР (21.02.1969), генерал-майор авиации (02.1983), заслуженный тренер СССР (1976), мастер спорта международного класса (1975) Александр Васильевич Федотов родился 23 июня 1932 года в городе Сталинград (Волгоград).В 1950 окончил Сталинградскую спецшколу ВВС.В 1952 окончил АВВАКУЛ и был оставлен в училище летчиком-инструктором.

Экипаж лётчика-инструктора Роберта Мамкина. Во-втором ряду в центре курсант Александр Федотов:

Из воспоминаний лётчика-инструктора Армавирского высшего военного авиационного Краснознамённого училища лётчиков подполковника в отставке Роберат Семёновича Мамкина:

"Я держу в руках только что прочитанную книгу военного журналиста, бывшего летчика-истребителя Станислава Грибанова. Книга называется “ Время лётчика Федотова” она вышла в Москве в 2004 году и посвящена выпускнику Армавирского высшего военного авиационного училища лётчиков Александру Васильевичу Федотову, известность и слава которого давно перешагнули границы нашей великой авиационной державы. Его имя стало символом мужества и высочайшего профессионализма. В авиационном мире лётчик А.В. Федотов по-праву считается одним из самых выдающихся пилотов 20 столетия.

Еще, будучи курсантом, в те самые годы, когда по неписаным мальчишеским законам нам всем суждено было “переболеть” любовью к авиации, услышал я одну, запавшую в память историю. На испытания новейшего истребителя в Англии был приглашён известный советский лётчик. После показательного полёта английский генерал поинтересовался у советского гостя, какое впечатление произвела на него боевая машина.

- Я лётчик – улыбнулся тот. О самолёте могу говорить, когда попробую его в деле. Если позволите, прошу 10 минут на ознакомление с системой управления.

- Вы берётесь взлететь через 10 минут на впервые увиденной машине – не скрывая своего удивления, переспросил английский генерал. Секундомеры в руках англичан щелчок за щелчком отсчитывают время. Семь, восемь, десять минут. Русский поднял руку над головой – знак, что известен лётчикам всего мира: “ Прошу взлёт ”.

Через минуту после того, как самолёт был уже в воздухе, к генералу подбежал представитель фирмы. – Как Вы могли позволить русскому полететь на секретном самолёте?

- Я был уверен, что он никогда не взлетит – сконфужено пожал тот плечами.

Та давняя история с советским пилотом вспомнилась не случайно. Ведь А.В. Федотов вполне мог быть на месте того самого советского пилота, сумевшего, подобно легендарному Левше “ укротить “ очередную “ аглицкую блоху “.

Сам факт этот в комментариях не нуждается, но вот обстоятельства, при которых я его вспомнил, заставили меня вернуться в своё далёкое прошлое, в пятидесятые годы уже ушедшего в историю 20 века. В то время я, лейтенант Роберт Мамкин служил в Армавирском военном авиационном училище лётчиком-инструктором, а курсант Саша Федотов был в моей лётной группе. Хорошо помню этого рослого, симпатичного юношу, помню, как мужал он от полёта к полёту, как одним из первых в моей группе вылетел самостоятельно на самолёте МиГ-15. После окончания училища он был оставлен в нём лётчиком-инструктором и в течение 5 лет уже сам учил курсантов".

В 1958 Александр Федотов окончил Школу летчиков-испытателей, в 1965 – МАИ.С августа 1958 – на летно-испытательной работе в ОКБ имени А.И.Микояна. С 1962 он – старший летчик-испытатель ОКБ, сменив на посту шеф-пилота фирмы Г.К.Мосолова. Поднял в небо и провёл испытания Е-6Т/2 (МиГ-21Ф-13) (октябрь 1959), Е-150 (8.07.1960), Е-8/2 (13.07.1962), Е-155Р (МиГ-25Р) (6.03.1964), МиГ-23 («23-11») (10.06.1967), МиГ-23С (28.05.1969), МиГ-25РУ (25.12.1969), МиГ-23М (июнь 1972), Е-155МП (МиГ-31) (16.09.1975), МиГ-29 («9-12») (6.10.1977).Участвовал в испытаниях МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций, Е-152А, СМ-12; провел испытания МиГ-23 на критических режимах полета. Впервые в стране достиг скорости, соответствующей М=3.Установил 18 мировых авиационных рекордов (из них 3 рекорда – абсолютные).28 апреля 1973 катапультировался из МиГ-23. 31 октября 1980 г при катапультировании из МиГ-29 Федотов получил травмы, лежал в госпитале. 21 июля 1983 г. он вновь катапультировался с самолета МиГ-23УБ на малой высоте и максимальной скорости.

Фото из архива К.К.Васильченко: с А.В.Федотовым и П.М Остапенко, тоже выпускником АВВАКУЛ

Из книги Токарева В.С.:"АЛЕКСАНДР ФЕДОТОВ – лучший в мире летчик второй половины ХХ века(Заметки инженера-испытателя)"

"За 26 лет испытательной работы во второй половине ХХ века он дал «путевку в жизнь» прак-тически всем современным самолетам прославленного опытно-конструкторского бюро имени Артема Ивановича Микояна. Многие из этих самолетов или их модернизированные образцы и сейчас являются основой боевой мощи Военно-Воздушных Сил не только России, но и разных стран мира (Индии, Китая, Ливии, Сирии, Ирака и других).Он установил 18 мировых авиационных рекордов скорости, высоты, скороподъемности, ряд из которых не превзойден до настоящего времени (по количеству мировых рекордов на сверх-звуковых самолетах с турбореактивными двигателями ему нет равных в мире). За выдающийся вклад в развитие авиации Международная авиационная Федерация (ФАИ) наградила его высшей наградой – Большой Золотой медалью. Он воспитал блистательную плеяду летчиков-испытателей ОКБ им. А.И.Микояна и серийных авиазаводов, которые прославили в последние 15 лет лучшие достижения отечественной науки и техники на всевозможных авиасалонах и по-казах от Ле Бурже (Париж), Фарнборо (Лондон) до Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмира-ты), Куаллы-Лумпура (Малайзия) и других.При проведении летных испытаний и исследований Александр Васильевич проявлял высокое летное мастерство, хладнокровие, мужество, удивительную способность предвидеть развитие аварийной ситуации в воздухе, умение найти единственно правильный выход из нее. Это позволяло специалистам потом выявить причину отказов техники или условия попадания опытного самолета за пределы ограничений, установленных для него.А.В. Федотов обладал глубокими инженерными знаниями, разработал ряд методов летных испытаний, сокративших сроки создания самолетов. Проводил большую работу в строевых час-тях ВВС и ПВО по передаче опыта при освоении ими новейших образцов авиатехники.Убежден, что А.В. Федотов достоин написания целой книги о нем: вклад его в развитие авиации России огромен. О нем же написано очень мало, только отдельные статьи в некоторых газетах. Во многом это можно объяснить тем, что его работа была связана с опытной боевой техникой, имеющей, как известно, высокие грифы секретности. А между тем, он был интересной личностью, имел замечательные человеческие качества.Был художником – любителем, работы которого ценили известные московские художники, коллекционировал записи Владимира Высоцкого, слыл завсегдатаем московских театров. Буду-чи инженером-механиком по второму диплому, любил повозиться со всякими «электронными премудростями», чтобы смонтировать их собственными руками в свой автомобиль «Волга».

После переучивания полков на Миг-23, полковник Федотов с группой конструкторов из ОКБ МиГ летал по частям с целью получения информации от строевых летчиков по замечаниям для доработок самолетаЛодейное поле: К-н Яблонцев, к-н Копан, п\п-к Костиневич, п-к Федотов, п\п-к Минаков, п-к Адамайтис,к-н Телин, к-н Шекуров, м-р Гегомян, п-к Школин, м-р Сухинин, к-н Сафаев. (Архив АВВАКУЛ)

"Небольшое перечисление некоторых испытаний, в которых он участвовал, говорит даже не специалисту в авиации о многообразии тематики, а значит о всесторонности познаний и подготовки его как летчика-испытателя:• определение характеристик штопора на разных типах самолетов ОКБ;• определение психофизиологических возможностей летчика на различных режимах управления при выполнении перехватов ночью;• испытания систем жизнеобеспечения летчика в разгерметизированной кабине на больших высотах;• испытания опытных самолетов на прочность, устойчивость и управляемость на пре-дельных режимах полета.

После полета.М-р Гегомян, п\п-к Минаков, п\п-к Костиневич, п-к Федотов, к-н Яблонцев, п-к Адамайтис, к-н Копан.(Архив АВВАКУЛ)

...4 апреля 1984 г. А.В.Федотов и В.С.Зайцев выполняли полет на отработку топливной системы МиГ-31 №202. Для точности эксперимента измерительная часть топливомера была отключена. При разгоне на заданную скорость (М=2,5 H=20 км) преждевременно сработала сигнализация выработки одной группы баков, затем – другой. При подходе к аэродрому загорелись лампочки выработки всех баков. Стрелка расходомера скакнула на «0»;. Тут же загорелась лампочка аварийного остатка. На самом же деле топлива оставалось около 12,5 т.Федотов принимает решение садиться с ходу. Он сделал вираж для захода на посадку по крутой глиссаде, готовясь к посадке без двигателей и вышел крутой «спиралью»; на дальний привод. Предполагая, что самолет пустой вследствие утечки топлива, он энергично довернул на посадочный курс. И неожиданно попал в режим сваливания. МиГ-31 с полными баками падал почти в отвесном пикировании. Федотов попытался катапультироваться, когда самолет уже столкнулся землей…

...Александр Васильевич Федотов жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в городе Жуковский, на Быковском кладбище. Его высотный костюм хранится в музее АВВАКУЛЕго именем названа Школа летчиков-испытателей и улица в городе Жуковский.Лауреат Ленинской премии (1981). Награжден 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, медалями. Удостоен Золотой медали ФАИ (1974) и 3 медалей де Лаво (1961, 1973, 1977)

По материалам сайта testpilot.ru, avvakul.ru, воспоминаниям Мамкина Р.С. и Токарева В.С.

Светлая память великому лётчику-испытателю...

Рекомендую посмотреть замечательный фильм студии "Крылья России", посвященный А.В. Федотову.Это наша история и нам есть чем гордиться.

shvp.livejournal.com


Смотрите также