Военная история: Вооружение пехоты Александра Македонского. Шлем македонского фото
ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ИСТОРИИ: ШЛЕМ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО
В мировой истории, как в шкатулке Пандоры, хранится много тайн и легенд. Одной из таких таинственных страниц в истории считается тайна могилы и шлема Александра Македонского. Шлем используется авторами в качестве привлекательного элемента для сюжетов произведений разных видов искусства. Например, именно этот шлем ищут "джентльмены удачи" из одноименного фильма Александра Серого. Этот киношный "шлем" хранится в экспозиции музея "Мосфильма" и сделан из обычной пожарной каски прошлых веков.
Имя Александр по-персидски звучит как Искандер или Двурогий. И это вполне объяснимо. Ведь голову его, по преданию, должен был венчать шлем, украшенный по богам рогами барана, что, возможно, связано с древним геральдическим символом Македонии – изображением козла на знамени македонских царей.
Согласно легенде, золотой шлем Александру Македонскому подарил бог солнечного света, покровитель искусств Аполлон. Это было столь ценное сокровище, что Македонский берег его как зеницу ока: в военные походы с собой не брал и уж тем более не использовал по прямому назначению – оставлял дома. Возле хранилища оставалась сильная стража. Во время отсутствия Александра в стране шлем выполнял функцию оберега для государства и его жителей. Незадолго да смерти, во время индийского похода, полководец столкнулся с яростным сопротивлением индийских вельмож и их войска. Он послал в Македонию посыльных, чтобы те привезли шлем, в надежде на его чудодейственную силу. Однако шлем не смог защитить даже самого себя: по дороге в войско послы Александра Македонского были ограблены разбойниками. Случилось это в местности под названием Пятигорье, расположенной на Минераловодской наклонной равнине в северной части района Кавказских Минеральных вод.
Разбойников догнали и подвергли страшным пыткам. Даже на краю жизни те предпочли молчать и так и не выдали, куда спрятали шлем. Предполагают, что он был сокрыт в одной из подходящих расщелин. Шлем так и не нашли, и Александр был вынужден уйти из Индии. До сих пор неизвестно, где хранится шлем Александра Македонского, а историки продолжают его искать.
В 2017 году минуло 2340 лет со смерти знаменитого полководца древности. Но до сих пор неизвестно, где он похоронен. Главным претендентом считаться местом упокоения полководца считается Александрия. После смерти тело 33-летнего Александра Македонского было забальзамировано египетскими жрецами, специально вызванными для обряда, и на два года оставлено в дворцовых покоях.
Унаследовавший трон Птолемей не выполнил завещание Македонского похоронить его на зеленой земле оазиса Сива в египетской пустыне, ведь он находился за границами государства. А Александр Македонский для всех сограждан олицетворял крепкую и могущественную власть. Птолемей велел захоронить великого полководца и воина в усыпальнице в Александрии, тем самым сделав город местом паломничества огромного количества народа.
Существует версия, что первоначально траурная процессия была направлена Птолемеем в свои владения – в Мемфис, но жрец храма воспротивился погребению Александра в Мемфисе, предрекая несчастья и кровопролитные сражения в случае ослушания. Вот тогда и продолжился путь тела великого полководца древности в землю Александрийскую.
В правление римского императора Септимия Севера усыпальница была замурована. В результате Александрия перестала быть "городом городов". Гробница была так хорошо спрятана, что найти ее никто не смог. Однако существует версия, что она располагается под мечетью пророка Даниила на улице Александра Македонского.
Траурная колесница в описаниях прошлого
В Александрию Александра Македонского перевозили в мраморном саркофаге, на колеснице, созданной великим инженером Филиппом. Согласно Птолемею, траурная колесница, влекомая вперед 64 мулами, продвигалась по тут же прокладываемым дорогам, ведь перед ней шло целое "войско" строителей. За колесницей двигалось само войско полководца: пехотинцы, колесницы, конница, даже воины на боевых слонах.
А вот Флавий Арриан утверждал, что в колесницу были впряжены 8 мулов. И сделана колесница была из золота, с золотыми ободами и спицами. А мулы были украшены золотыми коронами, колокольчиками и ожерельями.
Саркофаг: история и вымысел
По описаниям Птолемея, саркофаг располагался под балдахином между колоннами из слоновой кости, украшавшими колесницу. Балдахин же был выполнен в виде звездного неба и украшен драгоценными камнями. На крышку саркофага, выполненную Филиппом из золота, положили оружие полководца и троянский щит. По воспоминаниям Флавия Арриана, балдахин изнутри был убран рубинами, карбункулами, изумрудами. Внутри его висели четыре картины, изображавшие разные воинские подразделения армии Македонского на марше: колесницы, боевых слонов, кавалерию и флот. Под балдахином стоял золотой трон, убранный цветами, которые менялись каждый день. А саркофаг, по мнению Арриана, был золотым.
На продольной стенке саркофага был высечен рельеф, повествующей о победоносном сражении Александра Македонского с персидским войском во главе с Дарием III. Битва была такой яростной, что вокруг колесницы Дария скопились груды тел погибших греков и персов. Самый разгар этой схватки и высечен на саркофаге с особой достоверностью в передаче облачения воинов, в динамике и экспрессии.
Могила в пустыне?
Присоединение Александром Македонским к своей империи Египта проходило без особых проблем, так как его войско воспринималось освободителем египетского народа от персов. За восемь лет до смерти полководец совершил путешествие вдоль Нила, вглубь египетской пустыни, где обнаружил оазис Сива. Трехсоткилометровое путешествие оставило войско без воды, войско чуть не погибло. С трудом добрались путешественники до зеленого островка жизни, где среди зелени возвышался храм бога Амона. В храме жрецы не только благословили Александра Македонского, но и назвали его сыном Амона. Это вдохновило Александра на новые походы и свершения, а также на решение быть захороненным на земле этого оазиса у храма.
В 1990 году греческие ученые отправились в Сиву и обнаружили там удивительный подземный погребальный комплекс, на рельефах которого увидели изображение личного символа Александра Македонского, а на стелах – письмена, нанесенные от лица Птолемея, или им самим, сообщающие о погребении Александра Македонского в Сиве, согласно завещанию. Храм и гробница были обнесены стеной. Здесь были обнаружены изображения львов, которые обычно использовались в погребальных обрядах Греции. Да и все остальное мало общего имело с египетской культурой и более походило на македонские сооружения и изделия.
Сохранившиеся старинные монеты изображают Александра Македонского с головным убором в виде головы льва и двумя бараньими рогами, что соотносится с описанием легендарного шлема. В Эрмитаже шлем Александра Македонского существует в основном в изображениях на старинных монетах.
Копия легендарного шлема История золотого шлема Александра Македонского будоражит умы людей, будит воображение художников. Современными ювелирами была создана его точная копия. За основу было взято изображение с его саркофага. Изготавливали ее в течение 5 месяцев сразу три мастера из многокомпонентного сплава, в основе которого – медь и цинк. Толщина листа – 1,5 мм. Все завитки выколачивались деревянными молотками. Это очень тяжелый ручной труд.
Анфас шлема сделан в виде морды льва. Весь шлем первоначально покрывается слоем серебра, а затем золота. Серебряным остается только нос, который покрывают специальным лаком, чтобы серебро не стиралось. Шлем Александра Македонского инкрустирован камнями (тигровым глазом, сапфирами или муассанитами), горным хрусталем и слоновой костью.
Шлем предполагает размер для ношения 58, но неизвестно, соответствует ли этот размер точным размером головы Александра Великого. Шлем достаточно износоустойчив. При постоянном ношении он будет сохранен в течение пяти лет.
источник https://vk.com/fave?w=wall-524...
belayaistoriya.ru
ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ИСТОРИИ: ШЛЕМ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО.: wowavostok
В мировой истории, как в шкатулке Пандоры, хранится много тайн и легенд. Одной из таких таинственных страниц в истории считается тайна могилы и шлема Александра Македонского. Шлем используется авторами в качестве привлекательного элемента для сюжетов произведений разных видов искусства. Например, именно этот шлем ищут "джентльмены удачи" из одноименного фильма Александра Серого. Этот киношный "шлем" хранится в экспозиции музея "Мосфильма" и сделан из обычной пожарной каски прошлых веков.
Имя Александр по-персидски звучит как Искандер или Двурогий. И это вполне объяснимо. Ведь голову его, по преданию, должен был венчать шлем, украшенный по богам рогами барана, что, возможно, связано с древним геральдическим символом Македонии – изображением козла на знамени македонских царей.
Согласно легенде, золотой шлем Александру Македонскому подарил бог солнечного света, покровитель искусств Аполлон. Это было столь ценное сокровище, что Македонский берег его как зеницу ока: в военные походы с собой не брал и уж тем более не использовал по прямому назначению – оставлял дома. Возле хранилища оставалась сильная стража. Во время отсутствия Александра в стране шлем выполнял функцию оберега для государства и его жителей. Незадолго да смерти, во время индийского похода, полководец столкнулся с яростным сопротивлением индийских вельмож и их войска. Он послал в Македонию посыльных, чтобы те привезли шлем, в надежде на его чудодейственную силу. Однако шлем не смог защитить даже самого себя: по дороге в войско послы Александра Македонского были ограблены разбойниками. Случилось это в местности под названием Пятигорье, расположенной на Минераловодской наклонной равнине в северной части района Кавказских Минеральных вод.
Разбойников догнали и подвергли страшным пыткам. Даже на краю жизни те предпочли молчать и так и не выдали, куда спрятали шлем. Предполагают, что он был сокрыт в одной из подходящих расщелин. Шлем так и не нашли, и Александр был вынужден уйти из Индии. До сих пор неизвестно, где хранится шлем Александра Македонского, а историки продолжают его искать.
В 2017 году минуло 2340 лет со смерти знаменитого полководца древности. Но до сих пор неизвестно, где он похоронен. Главным претендентом считаться местом упокоения полководца считается Александрия. После смерти тело 33-летнего Александра Македонского было забальзамировано египетскими жрецами, специально вызванными для обряда, и на два года оставлено в дворцовых покоях.
Унаследовавший трон Птолемей не выполнил завещание Македонского похоронить его на зеленой земле оазиса Сива в египетской пустыне, ведь он находился за границами государства. А Александр Македонский для всех сограждан олицетворял крепкую и могущественную власть. Птолемей велел захоронить великого полководца и воина в усыпальнице в Александрии, тем самым сделав город местом паломничества огромного количества народа.
Существует версия, что первоначально траурная процессия была направлена Птолемеем в свои владения – в Мемфис, но жрец храма воспротивился погребению Александра в Мемфисе, предрекая несчастья и кровопролитные сражения в случае ослушания. Вот тогда и продолжился путь тела великого полководца древности в землю Александрийскую.
В правление римского императора Септимия Севера усыпальница была замурована. В результате Александрия перестала быть "городом городов". Гробница была так хорошо спрятана, что найти ее никто не смог. Однако существует версия, что она располагается под мечетью пророка Даниила на улице Александра Македонского.
Траурная колесница в описаниях прошлого
В Александрию Александра Македонского перевозили в мраморном саркофаге, на колеснице, созданной великим инженером Филиппом. Согласно Птолемею, траурная колесница, влекомая вперед 64 мулами, продвигалась по тут же прокладываемым дорогам, ведь перед ней шло целое "войско" строителей. За колесницей двигалось само войско полководца: пехотинцы, колесницы, конница, даже воины на боевых слонах.
А вот Флавий Арриан утверждал, что в колесницу были впряжены 8 мулов. И сделана колесница была из золота, с золотыми ободами и спицами. А мулы были украшены золотыми коронами, колокольчиками и ожерельями.
Саркофаг: история и вымысел
По описаниям Птолемея, саркофаг располагался под балдахином между колоннами из слоновой кости, украшавшими колесницу. Балдахин же был выполнен в виде звездного неба и украшен драгоценными камнями. На крышку саркофага, выполненную Филиппом из золота, положили оружие полководца и троянский щит. По воспоминаниям Флавия Арриана, балдахин изнутри был убран рубинами, карбункулами, изумрудами. Внутри его висели четыре картины, изображавшие разные воинские подразделения армии Македонского на марше: колесницы, боевых слонов, кавалерию и флот. Под балдахином стоял золотой трон, убранный цветами, которые менялись каждый день. А саркофаг, по мнению Арриана, был золотым.
На продольной стенке саркофага был высечен рельеф, повествующей о победоносном сражении Александра Македонского с персидским войском во главе с Дарием III. Битва была такой яростной, что вокруг колесницы Дария скопились груды тел погибших греков и персов. Самый разгар этой схватки и высечен на саркофаге с особой достоверностью в передаче облачения воинов, в динамике и экспрессии.
Могила в пустыне?
Присоединение Александром Македонским к своей империи Египта проходило без особых проблем, так как его войско воспринималось освободителем египетского народа от персов. За восемь лет до смерти полководец совершил путешествие вдоль Нила, вглубь египетской пустыни, где обнаружил оазис Сива. Трехсоткилометровое путешествие оставило войско без воды, войско чуть не погибло. С трудом добрались путешественники до зеленого островка жизни, где среди зелени возвышался храм бога Амона. В храме жрецы не только благословили Александра Македонского, но и назвали его сыном Амона. Это вдохновило Александра на новые походы и свершения, а также на решение быть захороненным на земле этого оазиса у храма.
В 1990 году греческие ученые отправились в Сиву и обнаружили там удивительный подземный погребальный комплекс, на рельефах которого увидели изображение личного символа Александра Македонского, а на стелах – письмена, нанесенные от лица Птолемея, или им самим, сообщающие о погребении Александра Македонского в Сиве, согласно завещанию. Храм и гробница были обнесены стеной. Здесь были обнаружены изображения львов, которые обычно использовались в погребальных обрядах Греции. Да и все остальное мало общего имело с египетской культурой и более походило на македонские сооружения и изделия.
Сохранившиеся старинные монеты изображают Александра Македонского с головным убором в виде головы льва и двумя бараньими рогами, что соотносится с описанием легендарного шлема. В Эрмитаже шлем Александра Македонского существует в основном в изображениях на старинных монетах.
Копия легендарного шлема История золотого шлема Александра Македонского будоражит умы людей, будит воображение художников. Современными ювелирами была создана его точная копия. За основу было взято изображение с его саркофага. Изготавливали ее в течение 5 месяцев сразу три мастера из многокомпонентного сплава, в основе которого – медь и цинк. Толщина листа – 1,5 мм. Все завитки выколачивались деревянными молотками. Это очень тяжелый ручной труд.
Анфас шлема сделан в виде морды льва. Весь шлем первоначально покрывается слоем серебра, а затем золота. Серебряным остается только нос, который покрывают специальным лаком, чтобы серебро не стиралось. Шлем Александра Македонского инкрустирован камнями (тигровым глазом, сапфирами или муассанитами), горным хрусталем и слоновой костью.
Шлем предполагает размер для ношения 58, но неизвестно, соответствует ли этот размер точным размером головы Александра Великого. Шлем достаточно износоустойчив. При постоянном ношении он будет сохранен в течение пяти лет.
источник https://vk.com/fave?w=wall-524...
wowavostok.livejournal.com
Тайна шлема Александра Македонского. | homsk
В мировой истории, как в шкатулке Пандоры, хранится много тайн и легенд. Одной из таких таинственных страниц в истории считается тайна могилы и шлема Александра Македонского. Шлем используется авторами в качестве привлекательного элемента для сюжетов произведений разных видов искусства. Например, именно этот шлем ищут "джентльмены удачи" из одноименного фильма Александра Серого. Этот киношный "шлем" хранится в экспозиции музея "Мосфильма" и сделан из обычной пожарной каски прошлых веков.
Шлем Александра Македонского: легенды и мифы
Имя Александр по-персидски звучит как Искандер или Двурогий. И это вполне объяснимо. Ведь голову его, по преданию, должен был венчать шлем, украшенный по богам рогами барана, что, возможно, связано с древним геральдическим символом Македонии – изображением козла на знамени македонских царей.
Согласно легенде, золотой шлем Александру Македонскому подарил бог солнечного света, покровитель искусств Аполлон. Это было столь ценное сокровище, что Македонский берег его как зеницу ока: в военные походы с собой не брал и уж тем более не использовал по прямому назначению – оставлял дома. Возле хранилища оставалась сильная стража. Во время отсутствия Александра в стране шлем выполнял функцию оберега для государства и его жителей. Незадолго да смерти, во время индийского похода, полководец столкнулся с яростным сопротивлением индийских вельмож и их войска. Он послал в Македонию посыльных, чтобы те привезли шлем, в надежде на его чудодейственную силу. Однако шлем не смог защитить даже самого себя: по дороге в войско послы Александра Македонского были ограблены разбойниками. Случилось это в местности под названием Пятигорье, расположенной на Минераловодской наклонной равнине в северной части района Кавказских Минеральных вод.
Разбойников догнали и подвергли страшным пыткам. Даже на краю жизни те предпочли молчать и так и не выдали, куда спрятали шлем. Предполагают, что он был сокрыт в одной из подходящих расщелин. Шлем так и не нашли, и Александр был вынужден уйти из Индии. До сих пор неизвестно, где хранится шлем Александра Македонского, а историки продолжают его искать.
Тайна могилы Александра Македонского: Александрия Египетская
В 2017 году минуло 2340 лет со смерти знаменитого полководца древности. Но до сих пор неизвестно, где он похоронен. Главным претендентом считаться местом упокоения полководца считается Александрия.
После смерти тело 33-летнего Александра Македонского было забальзамировано египетскими жрецами, специально вызванными для обряда, и на два года оставлено в дворцовых покоях. Унаследовавший трон Птолемей не выполнил завещание Македонского похоронить его на зеленой земле оазиса Сива в египетской пустыне, ведь он находился за границами государства. А Александр Македонский для всех сограждан олицетворял крепкую и могущественную власть. Птолемей велел захоронить великого полководца и воина в усыпальнице в Александрии, тем самым сделав город местом паломничества огромного количества народа.
Существует версия, что первоначально траурная процессия была направлена Птолемеем в свои владения – в Мемфис, но жрец храма воспротивился погребению Александра в Мемфисе, предрекая несчастья и кровопролитные сражения в случае ослушания. Вот тогда и продолжился путь тела великого полководца древности в землю Александрийскую.
В правление римского императора Септимия Севера усыпальница была замурована. В результате Александрия перестала быть "городом городов". Гробница была так хорошо спрятана, что найти ее никто не смог. Однако существует версия, что она располагается под мечетью пророка Даниила на улице Александра Македонского.
Траурная колесница в описаниях прошлого
В Александрию Александра Македонского перевозили в мраморном саркофаге, на колеснице, созданной великим инженером Филиппом. Согласно Птолемею, траурная колесница, влекомая вперед 64 мулами, продвигалась по тут же прокладываемым дорогам, ведь перед ней шло целое "войско" строителей. За колесницей двигалось само войско полководца: пехотинцы, колесницы, конница, даже воины на боевых слонах.
А вот Флавий Арриан утверждал, что в колесницу были впряжены 8 мулов. И сделана колесница была из золота, с золотыми ободами и спицами. А мулы были украшены золотыми коронами, колокольчиками и ожерельями.
Саркофаг: история и вымысел
По описаниям Птолемея, саркофаг располагался под балдахином между колоннами из слоновой кости, украшавшими колесницу. Балдахин же был выполнен в виде звездного неба и украшен драгоценными камнями. На крышку саркофага, выполненную Филиппом из золота, положили оружие полководца и троянский щит. По воспоминаниям Флавия Арриана, балдахин изнутри был убран рубинами, карбункулами, изумрудами. Внутри его висели четыре картины, изображавшие разные воинские подразделения армии Македонского на марше: колесницы, боевых слонов, кавалерию и флот. Под балдахином стоял золотой трон, убранный цветами, которые менялись каждый день. А саркофаг, по мнению Арриана, был золотым.
На продольной стенке саркофага был высечен рельеф, повествующей о победоносном сражении Александра Македонского с персидским войском во главе с Дарием III. Битва была такой яростной, что вокруг колесницы Дария скопились груды тел погибших греков и персов. Самый разгар этой схватки и высечен на саркофаге с особой достоверностью в передаче облачения воинов, в динамике и экспрессии.
Могила в пустыне?
Присоединение Александром Македонским к своей империи Египта проходило без особых проблем, так как его войско воспринималось освободителем египетского народа от персов. За восемь лет до смерти полководец совершил путешествие вдоль Нила, вглубь египетской пустыни, где обнаружил оазис Сива. Трехсоткилометровое путешествие оставило войско без воды, войско чуть не погибло. С трудом добрались путешественники до зеленого островка жизни, где среди зелени возвышался храм бога Амона. В храме жрецы не только благословили Александра Македонского, но и назвали его сыном Амона. Это вдохновило Александра на новые походы и свершения, а также на решение быть захороненным на земле этого оазиса у храма.
В 1990 году греческие ученые отправились в Сиву и обнаружили там удивительный подземный погребальный комплекс, на рельефах которого увидели изображение личного символа Александра Македонского, а на стелах – письмена, нанесенные от лица Птолемея, или им самим, сообщающие о погребении Александра Македонского в Сиве, согласно завещанию. Храм и гробница были обнесены стеной. Здесь были обнаружены изображения львов, которые обычно использовались в погребальных обрядах Греции. Да и все остальное мало общего имело с египетской культурой и более походило на македонские сооружения и изделия.
Сохранившиеся старинные монеты изображают Александра Македонского с головным убором в виде головы льва и двумя бараньими рогами, что соотносится с описанием легендарного шлема. В Эрмитаже шлем Александра Македонского существует в основном в изображениях на старинных монетах.
Копия легендарного шлема
История золотого шлема Александра Македонского будоражит умы людей, будит воображение художников. Современными ювелирами была создана его точная копия. За основу было взято изображение с его саркофага. Изготавливали ее в течение 5 месяцев сразу три мастера из многокомпонентного сплава, в основе которого – медь и цинк. Толщина листа – 1,5 мм. Все завитки выколачивались деревянными молотками. Это очень тяжелый ручной труд.
Анфас шлема сделан в виде морды льва. Весь шлем первоначально покрывается слоем серебра, а затем золота. Серебряным остается только нос, который покрывают специальным лаком, чтобы серебро не стиралось. Шлем Александра Македонского инкрустирован камнями (тигровым глазом, сапфирами или муассанитами), горным хрусталем и слоновой костью.
Шлем предполагает размер для ношения 58, но неизвестно, соответствует ли этот размер точным размером головы Александра Великого.
Шлем достаточно износоустойчив. При постоянном ношении он будет сохранен в течение пяти лет.
homsk.com
В Вергине обнаружены доспехи Александра Македонского
Исключительное археологическое открытие в Вергине выходит на первый план.
Кость с отверстием в колене, которая была найдена учеными в Гробнице I Вергины, подтверждает, что это могила македонского царя Филиппа II, отца Александра Македонского.
Из исторических источников мы знаем, что за три года до своей смерти, в 336 году до нашей эры, он был ранен в битве копьем в ногу, таким образом, он получил отверстие в колене, из-за чего хромал.
Сегодня, 2300 лет спустя, ученые, возглавляемые палеоантропологом Антонисом Барциокасом, обнаружили, что кость в колене Филиппа до сих пор имеет отверстие от травмы в бою!
В той же могиле, рядом с царем Филиппом, похоронены Клеопатра, последняя жена отца Александра Македонского, которая была убита вместе с ее новорожденным ребенком, первая жена Филиппа, Олимпиада.
Останки Арридея, сводного брата Александра Македонского, нашли в Гробнице II, как и доспехи, которые находились на нем. Считается, что доспехи принадлежат Александру Македонскому, поскольку Арридей был не в состоянии воевать, но во время коронации он использовал некоторые из предметов, которые принадлежали его брату.
С 1987 года ученый Е. Борза, а позже и археолог Ольга Паллагиа утверждали, что в гробнице II похоронен Арридей, так как останки не имеют никаких признаков травм (в соответствии с историческими источниками, сводный брат Александра Македонского был не в состоянии воевать из-за психического заболевания, от которого он страдал).
Арридей похоронен не только с доспехами своего брата, но и с его щитом, по изображению на котором можно судить, что Александр Македонский является прямым потомком легендарного Ахилла - не со стороны отца, а со стороны матери, Олимпиады.
Новые научные данные увидели свет благодаря группе греческих и испанских ученых, которые использовали самые современные методы, чтобы прийти к таким выводам. Теперь появилась уверенность, не только в том что здесь похоронен Филипп II , но и что личные вещи одного из величайших царей мира Александра Македонского погребены в этой части Македонии.
Новые научные исследования опубликованы в американском научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Фото с сайта - www.protothema.gr
Теги: новости греции, новости греции сегодня
www.ilovegreece.ru
Военная история: Вооружение пехоты Александра Македонского
Автор: Strateg, 13 Июль 2012
Жаркие споры о вооружении пехоты Александра Македонского не утихают до сих пор. В первую очередь споры идут о щитах и сариссах македонян. Информация настолько противоречивая, что позволяет аргументировать различные версии. Попытаемся понять, от чего отталкиваются историки, выдвигая различные гипотезы о вооружении пехоты Александра Македонского.
Тяжелая пехота армии Александра Македонского состояла из «пеших товарищей» – педзетайров (или сариссофоров) и «щитоносцев» – гипаспистов (аспис – щит). Фаланга педзетайров составляла основу боевого построения армии Александра Македонского, гипасписты играли роль «гренадеров». Гипаспистов Александр бросал либо в самые опасные места, либо использовал в операциях, предполагающих повышенную мобильность. Так что есть все основания считать, что гипасписты должны быть более подвижны, чем фалангиты. За счет чего это достигалось? Предполагается, что вооружение гипасписта было легче, чем у фалангита. Арриан: «…он оставил тут Пармениона с полками вооруженных потяжелее. Сам он, взяв с собой щитоносцев, лучников и агриан, ночью около первой стражи подошел к Воротам, рассчитывая напасть неожиданно на сторожевые отряды.»
Походы Александра Македонского описываются в работах Флавия Арриана «Поход Александра», Курция Руфа «История Александра Македонского», Диодора Сицилийского «Историческая библиотека», Полиэна «Стратегемы», Плутарха «Сравнительные жизнеописания». Отдельные замечания о вооружении македонян можно встретить у Полибия «Всеобщая история», у Теофраста «Иследование растений», в «Тактике» Асклепиодота и Арриана. Не способствует пониманию вопроса изрядная путаница терминологии в первоисточниках.
Основные археологические находки, помогающие реконструировать македонское вооружение – мозаика из Помпей, саркофаг Александра и захоронение в Вергине (предположительно Филиппа, отца Александра, возможно – брата Александра).
Армию Александра Македонского создал и подготовил для похода в Азию его отец Филипп. Вот как описывает вооружение македонян Полиэн (4.2.10): «Филипп приучал македонян перед сопряженными с опасностью военными предприятиями часто в полном вооружении проходить триста стадий, неся на себе одновременно шлемы, пельты, поножи, сариссы, а также сверх того провиант и всю утварь, которой они пользовались в своем повседневном обиходе»
Художник Питер Коннолли
Как видим, щит македонян назван пельтой. Пельта – щит, первоначально легкий кожаный, используемый пельтастами. Сарисса – длинное копье (пика), по размеру превосходящее стандартное гоплитское копье «дору». Все описание вооружения македонян (кроме поножей – кнемид) очень напоминает вооружение пельтаста Ификрата. Панцирь Полиэн не упоминает. Однако льняные панцири (линотораксы) изображены на саркофаге. Встречаются изображения мускульных панцирей (гелотораксов). Хотя на иллюстрации скорее всего грек (возможно афинянин) или македонянин времен Филиппа 2, потому что Александр заставлял воинов брить бороды.
Полиэн в другом месте описывает хитрость Александра: «Александр предоставил [бегущим] воинам взамен панциря полупанцирь, чтобы они, оставаясь на месте, имели защиту, поскольку были закрыты спереди, а убегая, не могли защищать спину. Никто поэтому более не бежал, опасаясь оказаться незащищенными, но всегда, оставаясь на месте, побеждали…»
Основные споры вызывает вид щита и размер сариссы. На фресках из гробницы Айос Афанасиос сверху показаны македоняне с большим щитом, похожим на гоплон и с копьем небольшой длины, а ниже македоняне вооружены сариссами.
гробница Айос Афанасиос
Есть целый ряд археологических находок македонских бронзовых пельт, относящихся к периоду после смерти Александра. И Элиан и Асклепиодот в Тактиках описывают щит фалангита более позднего периода размером около 60 см. Асклепиодот, Тактика: “Лучший щит для использования в фаланге — македонский, из бронзы, восемь ладоней (8 х 7,5 см) в диаметре, и не слишком вогнутый”. Асклепиодот называет такой щит асписом. Однако под словом аспис изначально понимался большой круглый щит гоплита диаметром 90 см. Так же щит гоплита именуют аргивским или гоплоном. Что бы не путаться в терминах классический щит гоплита будем называть – гоплон, а щит меньшего размера – пельта.
Кроме размера важным отличием является форма. Пельта имеет более плоскую форму в сравнении с гоплоном. Гоплон выпуклый и имеет характерную кромку по ободу. Хват гоплона таков, что не позволяет использовать кисть руки, держащий щит для удержания копья или пики. Копье можно держать только одной рукой. Причем, когда гоплиты смыкают щиты, то наносить удары копьем можно либо над щитом, либо под ним. Тут возникает вопрос, каков был размер сариссы и можно ли ее держать одной рукой, потому что двуручный хват сариссы исключает гоплон.
Во времена Полибия сариссу удерживали двумя руками. Одна рука продевалась в пельту, которая подвешивалась на ремне через шею. Описание македонской фаланги времен Полибия. В византийской армии у тяжелой пехоты – скутариев (или гоплитов) на вооружении мог быть большой круглый щит, диаметром больше метра и длинная пика – контарион, превышающая 4 м. Даже с учетом отсутствия обода и более плоской формы при таком диаметре щита кисть левой руки не может выглядывать за край щита. Значит, контарион удерживали одной рукой. На время походов Александра четкого описания ни щита, ни сариссы нет.
Н. Секунда придерживается версии, что фалангиты сариссофоры имели гоплон, который заменил пельту времен Филиппа. На чем основывается эта версия. В первую очередь на изображении воинов на саркофаге Александра, несущих гоплон и осуществляющий замах копьем одной рукой над щитом. Подтверждением этой версии служит отрывок из Арриана, описывающий эпизод боя с трибалами (фракийское племя): «Когда он (Александр) увидел, что приходится идти на опасность, так как другого прохода нет, то он отдал гоплитам следующий приказ: когда телеги станут сверху валиться на них, то пусть солдаты в тех местах, где дорога широка и можно разбить строй, разбегаются так, чтобы телеги падали в промежутки между людьми… Одни бросились врассыпную; другим телеги не причинили большого вреда, прокатившись по щитам; ни одного человека они не убили.»
Арриан постоянно называет фалангитов гоплитами и Н.Секунда предполагает, что телеги могли прокатится только по большим щитам – гоплонам. Соглашается с Секундой и А.Нефедкин: «Щит являлся типичным гоплитским, с внешним бронзовым покрытием, внутри с двумя ручками, ременной у края и металлической в центре.» Однако на эту версию существует серьезное возражение. Сарисса тогда не может быть достаточно длинной. Кроме того, вполне возможно, что на саркофаге и в эпизоде с трибалами фигурируют гипасписты. Щитоносцам, которые являются «штурмовиками», предположительно уместнее иметь большой гоплон, чем меньшую по размерам пельту, вполне возможную для фаланги, прикрытой лесом пик.
Художник Angus McBride
Какой же длины македонская сарисса? Асклепиодот, писавший в I в. до н.э. сообщает, что наиболее короткая сарисса достигала в длину 10 локтей (4,5 м): “копья, кроме того, не меньше, чем десять локтей, так чтобы часть, которая выступает перед фронтом шеренги, была не менее восьми локтей — но ни в коем случае не больше двенадцати локтей, а выступающая часть — десять локтей. Когда македонская фаланга использовала такие копья в плотном построении, она казалась врагу неотразимой. Ибо очевидно, что копья первых пяти шеренг выступают за переднюю, так как солдаты второй шеренги, будучи на два локтя сзади, выставляют свои копья на восемь локтей перед фронтом, а из третьей шеренги — на шесть локтей, из четвертой — на четыре локтя, из пятой — на два локтя, и так пять копий выступают за пределы первой шеренги. И македонцы, говорят, с таким рядом копий не просто вселяли ужас во врагов своим внешним видом, но и придавали храбрости каждому лохагу, так как он был защищен силою пяти (человек), в то время как люди в шеренгах после пятой, хотя они не могли выставить свои копья за фронт фаланги, тем не менее давили вперед своими телами в любом случае и лишали своих товарищей в первых рядах всякой надежды на бегство. Но некоторые, желая привести все выступающие наконечники копий на одно и то же расстояние от передовой линии, увеличивали длину копий задних рядов.“
Остается вопрос, к какому периоду относятся данные Асклепиодота?
Теофраст в конце 3 в. до н.э. : «Высотой кизил бывает самое большее в двенадцать локтей, т. е. в самую длинную сариссу: ствол его не отличается высотой.» Фраза предполагает сариссы различной длины. Полиэн для поздней фаланги: «Клеоним, осаждая Эдессу, когда после падения стены напали сариссофоры врагов, — а каждая сарисса была длиной в шестнадцать локтей, — уплотнил свою фалангу в глубину. Протостатов и их эпистатов он построил без копий, приказав, если сариссофоры вступят в бой, схватить обеими руками сариссу и крепко держать ее, а следующим за ними воинам, обойдя каждого сариссофора сбоку, вести бой. Одни хватались за сариссы, таща их к себе, другие же, подходя сзади, убивали сариссофоров, и оказалась бесполезной длина сариссы из-за способности Клеонима.» Элиан, Тактика, 12: “Оружием фаланги являются щиты и копья. Македонский щит из меди самый лучший. Он не должен быть слишком выпуклый, и должен быть восемь ладоней в диаметре. Пика не должна быть короче восьми локтей, и самая длинная пика не должна превышать такой длины, что позволяет человеку с легкостью управляться с нею.”
Варианты длины сариссы от 4,0-4,5 м до 7,2 м, если длина локтя примерно равна 45 см.
Некоторые цитаты из Арриана, позволяющие задуматься о длине сариссы: «На рассвете Александр повел пехоту через хлеба, приказав воинам держать сарисы наискось и раздвигать колосья, пригибая их… Александр выстроил свой отряд фалангой в 120 человек глубиной… Сначала он велел гоплитам поднять копья прямо вверх; затем по знаку взять их наперевес, а после тесно сомкнуть их и склонить направо и затем налево. Стремительно двинув фалангу вперед, он велел солдатам делать то направо кругом, то налево. Произведя таким образом в течение короткого времени разные маневры и построения, он повернул фалангу влево, выстроил ее клином и повел на врага… Он приказал македонцам издать военный клич и ударить в щиты копьями… он (Александр) вскочил и, по словам одних, выхватив копье у одного из телохранителей, ударил им и убил Клита; по словам других, он схватил сариссу у кого-то из стражей. «Вот я, Клит, явился, Александр». В эту же минуту, пораженный сариссой, он скончался. По словам одних, он упер сариссу в стену и хотел броситься на нее, считая, что недостоин жить после того, как в пьяном виде убил своего друга…» Цитаты из Курция Руфа: «А Мелеагр надел панцирь и взял оружие как защитник нового царя. Затем появилась фаланга, ударяя копьями о щиты, готовая обагрить себя кровью тех, которые претендовали на совершенно им не предназначенное царство…» « Македонец надел полное вооружение: в левую руку он взял медный щит и копье, называемое «сарисса», в правую — дротик и опоясался мечом, точно собирался сражаться с несколькими сразу… Итак, македонец, уверенный, что можно быть убитым и издали, метнул в противника дротиком. Диоксипп легким движением увернулся от него, но пока враг перекладывал копье из левой руки в правую, он подскочил и ударом дубины переломил копье пополам. Потеряв оба метательных (???) оружия, македонец стал отстегивать меч.»
Подобранные цитаты указывают на относительно небольшой размер сариссы (до 4-4,5 м), предполагая хват одной рукой.
В коннице Александра существовали разведчики (продромы). Они были вооружены сариссами. Арриан: «Впереди войска были у него высланы разведчики под начальством Аминты, сына Аррабея. С ним шла ила «друзей» из Аполлонии, которой командовал Сократ, сын Сафона, и четыре отряда так называемых «бегунов»….Разведкой командовал Гегелох; с ним были всадники, вооруженные сарисами…За ним стоял Аминта, сын Аррабея, со всадниками-сариссоносцами; пеоны и ила Сократа.» Могли ли разведчики использовать сариссы большой длины? Контофоры сарматы удерживали контос размером 4-4,5 м двумя руками. Сомнительно, что продромы Александра отправлялись на разведку с пикой, которую нужно удерживать двумя руками. (Необходимо заметить, что продромы, помимо разведки, участвовали и в больших битвах, сражаясь как и гетайры.)
Либо, как вариант, слово сарисса имеет различное значение и может быть разной длины. Тут уж версий возникает великое множество. Например, такая: Шеренги фаланги имели сариссы разной длины, первые короче, следующие длиннее. Доспехи первых шеренг были мускульные из бронзы, у следующих доспехи льняные, а в задних шеренгах могли стоят солдаты в хитонах, которые вместо шлема носили македонскую шляпу – каусию. Арриан: «Он сразу же повел на них лучников, отряды дротометателей и тех гоплитов, у которых снаряжение было легче.»
Вспомним про захоронение в Вергине. Там были найдены наконечник, втулка и вток сариссы. На основании этих находок пытались высчитывать длину сариссы. Однако дерево сгнило, а сарисса не лежала вертикально, поэтому расчеты длины достаточно умозрительны. Смущает наличие втулки. Короткой сариссе вроде бы промежуточная втулка не нужна. Она необходима, что бы соединить две длинные половинки сариссы. С другой стороны пики ренессанса имели большую длину, но обходились без соединительных втулок.
Все рассуждения на эту тему можно подогнать под любой результат. Именно так и делают многие историки. Окончательной позиции в вопросе вооружения пехоты Александра Македонского не существует. Я не историк))) Могу рассуждать интуитивно. Швейцарцы после Арбедо не сразу вооружились самыми длинными пиками. Длины должно было хватить для противостояния с конным лансом. Вот когда швейцарцы встретились на поле боя с ландскнехтами, начался спор «у кого длиннее». ))) Македонянам ни против греков, ни против персов максимальной длины сариссы не требовалось. Скорее всего, состязание в длине началось при сражениях равных противников – диадохов. Ну а щит… Пельта для фалангита выглядит привычнее рядом с сариссой. А гоплон оставим гипаспистам, вооруженным обычным копьем – дору.
Небольшой фильм, в котором сравнивают пельту и гоплон:
Рубрики: Военная История Метки: военная история, вооружение
strategwar.ru
Димитрис из Спаты "оживил" доспехи Александра Македонского и его отца Филиппа - Русские Афины
С молотком в руке и с помощью других инструментов, используя металл и кожу, он создает доспехи из далекого прошлого. Его произведения действительно ошеломляют. Его последнее творение, копия брони македонского царя Филиппа II, никого не оставляет равнодушным. Речь идет о Димитрисе Катцикисе – мастере из городка Спата что находится неподалеку от Афин, который в своей мастерской буквально «оживляет» греческую историю и не только.
«Попытки воссоздать доспехи всемирно известных полководцев основывались на сочетании литературных и археологических свидетельств, и это было большим вызовом, учитывая огромное историческое значение и отсутствие в свободном доступе необходимых археологических данных. Монография греческого археолога Манолиса Андроникоса, открывшего захоронение Филиппа Македонского, содержит полезное, но краткое описание брони, поэтому потребовалось лично посетить Музей царских гробниц в Вергине. И то, что представлено для демонстрации в музее не что иное, как убогий железный скелет туловища, от которого отделены все органические элементы. Восстановить первозданный образ доспехов удалось лишь после многочисленных экспериментов, после литья и сотен часов труда. Царские доспехи отображали всё величие македонского правителя. Вы должны представить артефакт с насыщенной цветовой гаммой, роскошный как с внешней, так и с внутренней стороны, украшенный дорогой кожей и тканями», - рассказывает мастер, которому оказалось по плечу «клонировать» самые известные доспехи античности.
Воссозданные доспехи Филиппа Македонского.
Броня Филиппа II (359-336 до Р.Х.) была найдена в погребальной камере Филиппа вместе с другими ценнейшими артефактами в ходе археологических раскопок Великой гробницы в окрестностях Вергины, проведенных профессором Манолисом Андроникосом в 1977 году.
«Для воспроизведения доспехов использовали кожу, шелк, бронзовые пластины и украшения в виде львиных голов (вместо золота являющимся подлинным), которые обрамили металлический остов брони, придав ей жизненную силу и блеск. Мы должны данные доспехи рассматривать в качестве цельного украшения, настолько ценного для Филиппа, что он захотел держать его при себе в загробной жизни, - рассказывает Д.Катцикис, - добавляя, что при воспроизведении доспехов использовались исключительно традиционная методика (прокат ковкой)».
Доспехи Александра Великого (Македонского)
Вызовом для господина Катцикиса стала работа над воспроизведением доспехов Александра Македонского, какими они были представлены на известной мозаике, изображающей македонского полководца, победившего царя Дария в битве при Иссе в 333 г. до н.э.
«Конкретное изображение является лишь одним из возможных вариантов брони Александра Македонского. Наша мозаика содержит основную конструкцию линии груди, оттуда возможны различные художественные альтернативные маршруты, - говорит мастер, акцентируя внимание на трудностях, с которыми во время работы пришлось столкнуться, - Я должен был объединить много вещей, чтобы восстановить жизнь картины – мозаики, которой 2100 лет… «вернуть» к жизни в своей естественной форме и во всем своем великолепии».
Художественное воспроизведение доспехов Александра Великого, основанное на знаменитой мозаике в Помпеях.
Данная версия брони, которая демонстрируется на фотографиях, сверхмощная и несет в себе все типичные характеристики роскошных воинских доспехов, предназначенных для высшего македонского военного руководства.Индивидуальный тип данного вида брони продолжали использовать непрерывно и в эллинистический период либо в его классическом виде или с различными гибридными вариантами. Вес этой брони достигает 17 кг.
Мастер
Димитрис Катцикис начал создавать броню в 2009 году. Для изготовления тех или иных доспехов ему требуется, по крайней мере, три месяца. Начинал с византийского периода и в качестве образца брал иконы Святого Георгия. Как отмечает сам творец: "Мастер, создававший доспехи, был ангелом-хранителем воина. Жесткий и в то же время романтичный художник, чья работа была призвана предотвращать смерть, носящего его доспехи".
За прошедший период с присущими мастеру страстью и энтузиазмом было создано 25 различных доспехов, отображающий все этапы греческой истории.
Мастер и его творение
«Свои творения я разделяю на четыре этапы, которые являются этапными для истории греческих доспехов и греческого искусства. Воспроизведение самой древней неповреждённой брони на планете, найденной в селении Дендра в Арголиде», полное восстановление афинских бронзовых доспехов, имитирующих мужское туловище, конца V до н.э., воспроизведение доспехов Филипп Македонского и реконструкция брони святого Теодора Терона (конец XII века н.э.)».
Персональная выставка по теме «Византийская броня». Выставка постоянно находится в музее знаменитого научно-исследовательского центра по византиноведению в Думбартон-Оксе и научной библиотеки (Harvard) в Вашингтоне
На сегодняшний день три брони, созданные Д.Катцикисом, постоянно экспонируется в музее в Гарвардском университете в США . Постоянно растет интерес к его творениям и в Греции. Его «портфолио» составляют 25 доспехов из пяти различных периодов истории.
На вопрос, что для него означают доспехи, мастер отвечает: "Многие. Это Искусство, Война, Идентичность, Символ, Страсть, это Машина времени, Огонь и Мышцы, это Амбиции, Врожденная потребность в защите ... ".
Более подробную информацию о г-не. Димитрисе Катцикисе и его работах можно найти по ссылке: www.hellenicarmors.gr и www.facebook.com/HellenicArmors
Фото статьи: Яннис Гераниос
Источник: protothema.gr. Опубликовано по материалам greeks.ua
rua.gr
Золотая копия шлема Александра Македонского.: navy_chf
ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).
Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…
Так закалялась сталь.
Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…
Чайные клиперы./Tea clippers.
Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…
Последний европеец.
Последний европеец. Старая статья,которая до сих пор актуальна. Жослен Бомон – последний европеец. Грустные мысли возникают после…
Самый верный друг. Собаки на службе людей с древности и до нашего времени.
Священные собаки древних ариев. Проходят века и тысячелетия, но дружба человека и собаки становится лишь крепче. Война ли, стихийное бедствие…
Немецкий барон, ставший после России величайшим фантазером мира.
11 мая 1720 года родился Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен. Штурм Очакова в 1737 году году глазами барона Мюнхгаузена выглядел так:…
Сначала спасли, потом уничтожили. Как кадры решили всё.
4 мая 1935 года Сталин произнёс свою знаменитую фразу: «Кадры решают всё!» Почему фраза Сталина о кадрах, которые решают всё, стала крылатой?…
Возмездие из глубин. Гибель немецкого транспорта «Гойя».
Торпедирование транспорта «Гойя». Художник И. Родионов. Когда говорят о крупнейших морских катастрофах, все сразу же вспоминают знаменитый…
Рим: у самых истоков Запада. И России.
2771 год назад, 21 апреля 753 года до нашей эры, был основан Рим. Жили-были два брата, звали их Ромул и Рем. Жили они в VIII веке до н.э.…
navy-chf.livejournal.com