Содержание
Возвращение на Итаку Астрономы «причалили» Одиссея домой: Культура: Lenta.ru
Серьезный журнал The Proceedings of the National Academy of Sciences («Труды Национальной академии наук США») опубликовал в понедельник статью двух серьезных ученых — астронома и математика — о точной дате, когда «многоопытный» и «богоподобный» Одиссей добрался до родной Итаки, путь к которой занял у него двадцать лет.
Исследователи Константино Байкузис и Марчело Маньяско отдают себе отчет в том, что они сделали абсолютно спекулятивное открытие: «Вероятность того, что поэтические упоминания об [астрономических] феноменах [солнечном затмении и положении планет] совпадут с единственным солнечным затмением столетия, минимальны». Это честное заявление обесценивает взнос Байкузиса и Маньяско в гомероведение, но оставляет малюсенькую вероятность того, что в гомеровской «Одиссее» чудом уцелели действительные обстоятельства событий XII века до нашей эры. Однако обо всем по порядку.
Солнце и светила
Итак, что, собственно, сделали Байкузис и Маньяско? Они приняли на веру заключение античного историка Плутарха, который полагал, что в XX песне «Одиссеи» содержится упоминание о солнечном затмении. Вот эти строки, их произносит прорицатель Феоклимен (строки 355-356, перевод В.А. Жуковского): «На солнце небесное, вижу я, всходит / Страшная тень, и под ней вся земля покрывается мраком». Кроме того, астрономы довольно давно рассчитали, что единственное солнечное затмение, видимое в Ионическом море в XII веке до нашей эры, наблюдалось 16 апреля 1178 года (предполагается, что события, дошедшие до нас в виде греческого эпоса о Троянской войне, произошли как раз в конце XIII — начале XII веков).
Байкузис и Маньяско уточнили гипотезу Плутарха: они указали на то, что положение Венеры соответствует тому, каким оно должно было быть 10 апреля, что у Гомера верно упомянуто положение созвездий Плеяд и Волопаса и что, если объяснить метафору о Гермесе (Эрмии у Жуковского) астрономически, то слепой поэт точно знал, где располагался Меркурий за месяц до высадки Одиссея на Итаку.
Гомер молчит
Исследователи древнегреческой литературы уже несколько столетий ломают копья относительно авторства гомеровских поэм. Существуют две точки зрения: а) Гомер действительно существовал и сам написал обе поэмы, б) «Илиада» и «Одиссея» — это эпические произведения, созданные неведомыми народными сказителями и на протяжении веков передававшиеся из уст в уста, пока они не были записаны где-то в классическую эпоху. Абсолютное большинство современных гомероведов склоняются к тому, что единого автора у поэм никогда не было. Принципиально важное доказательство этой гипотезы было предложено еще до Второй мировой войны Мильманом Перри и Альбертом Лордом, изучавшим сербский эпос. Эти ученые показали, как сказители пользуются устойчивыми формулами в тексте и как эти формулы использовались для передачи больших поэтических произведений из поколения в поколение. Существуют и другие аргументы против единого авторства поэм: например, в «Одиссее» встречаются очень поздние вставки, датируемые VI веком до нашей эры, а временем складывания поэм считают VIII-VII века. Напомним, что действие поэм происходит в конце микенской эпохи, которую от архаических греков отделяло пятьсот лет.
Шлем из кабаньих клыков. Фото Lenta.ru
Lenta.ru
Перри и Лорд основательно подорвали веру тех, кто был убежден в едином авторе обеих поэм. Одним из аргументов для последних остаются описания некоторых предметов, которые трудно приписать поколениям певцов — слишком они точны и детальны, их «наверняка» сложил один человек, действительно видевший их своими глазами. Один из таких предметов — шлем из кабаньих клыков, упомянутый в «Илиаде». Археологи находили такие шлемы, они датируются микенской эпохой (ныне выставлены в Национальном археологическом музее в Афинах). Еще одно интересное наблюдение связано с географией: местоположение Трои и описание равнины, на которой происходили сражения греков и троянцев, изложены у Гомера достаточно точно, чтобы внимательный, хотя и фанатично настроенный Генрих Шлиман проложил чуть ли не первую же свою траншею поперек древнего Илиона. Так что если бы Байкузису и Маньяско удалось хоть чем-то подкрепить свою гипотезу о дате высадки Одиссея на Итаку, то сторонники единого автора поэм, исторического Гомера, получили бы еще одно, слабенькое, но увлекательное доказательство в свою пользу. Ведь можно предположить, что, как и в случае со шлемом, описание солнечного затмения было сделано одним человеком, действительно его видевшим.
Где Итака
Существует еще одна научная головоломка, имеющая, в основном, отношение к царству Одиссея, а не ко времени его высадки. Дело в том, что на Итаке, маленьком и гористом островке, археологам не удалось обнаружить ничего хотя бы отдаленно напоминающее дворец, приличествующий царю. Ведь дворцы микенской эпохи неплохо изучены за последние сто лет, а особо везучие ученые продолжают их находить: в 2006 году экспедиция профессора Иоаннинского университета Янноса Лолоса сообщила об обнаружении дворца Аякса Теламонида, одного из участников похода против Трои.
Геологическая карта Кефалинии и Итаки с сайта odysseus-unbound.org
Lenta.ru
Высказывались различные предположения о судьбе Одиссеева наследия на Итаке: все погибло во время одного из землетрясений, характерных для этой части Ионического моря; археологам не везет, но рано или поздно они что-нибудь найдут; наконец, многоумный Лаэртид царствовал не на нынешней Итаке, а в другом месте. Главными сторонниками последней идеи являются английский энтузиаст гомероведения Роберт Биттлстоун и два серьезных ученых из Кембриджского и Эдинбургского университетов — Джеймс Диггл (классицист) и Джон Андерхилл (геолог). Они предположили, что в древности (микенской древности, не классической) Итакой была западная часть острова Кефалиния, ныне известная как полуостров Палики. Только тогда Палики отделялся от Кефалинии проливом, исчезнувшим после грандиозного тектонического сдвига. Гипотеза Биттлстоуна основана как на совпадениях в гомеровском описании Итаки и в облике современного Палики, так и на исследованиях морского дна. Более обстоятельное изучение геологии северо-запада Кефалинии будет предпринято летом 2008 года, а о его результатах станет известно в сентябре. Нам кажется, что вопрос о том, куда все-таки высадился Одиссей, интереснее, чем когда он это сделал. Как-то осязаемее, что ли.
«Фапель — фамый лутфый флем», или Выбираем лучшую каску для попаданца | Записки дона Эспадона
Фразочка в заголовке — это дежурная шутка ролевиков и реконструкторов Средневековья. Если кто не в курсе, означает она, что если наденешь открытый шлем (шапель или что-то похожее) в серьезный бугурт, полгода потом будешь работать на своего стоматолога))
Но тем не менее вопрос не праздный. У меня вот как раз спросили, какой шлем (ревний или средневековый) можно считать лучшим
Раз вежливо спросили, надо уважить…)
У большинства народов шлем — основной элемент доспеха. У воина может не быть никакой другой брони, даже защиты корпуса, но шлем, как правило, хоть какой-нибудь, но есть. Хотя бы из костяных пластин или кабаньих клыков, как в совсем уж Древней Греции. Есть исключения вроде очень древних египтян и малость помоложе — чукчей, которые по определенным причинам шлемы носили редко, но это сильно специфические, так сказать, воины…))
Вся история шлема — это попытка соблюсти баланс меж тремя взаимоисключающими понятиями: площадь защиты, прочность защиты и удобство ношения. Причем сюда еще не входит сложность работы, так как жители какой-нибудь Апулии до-имперского периода армет или савойар не сделают при всем желании, даже если им подробную инструкцию предоставить. ..)
Площадь защиты — это насколько шлем закрывает голову. А еще — лицо, уши, затылок и шею. В идеале чем больше, тем лучше. Логично?
Вот, например, шлем всадника эпохи заката Рима:
Площадь защиты очень большая. По сути, прикрывает все, кроме глаз и рта. И здесь мы плавно подбираемся к другой проблеме…
Основной способ улучшить степень защиты в древности, да и вообще вплоть до XX века — это увеличить толщину металла. Да, можно играться с пакетной ковкой (дамасские доспехи существовали), с закалкой и прочим, но все равно: поставишь тонкий металл — нужной степени защиты не будет, поставишь толстый — шлем выйдет слишком тяжелым. И здесь встает та самая третья проблема — удобство ношения.
Для большинства людей комфортный вес шлема не должен превышать трех, максимум четырех килограммов. Даже для тренированных. Здесь имеет большое значение, для насколько длительного ношения предназначен наш шлем? Если для постоянного, как очки у близорукого — то масса должна быть елико возможно меньше. Иначе голова отвалится, и шейные позвонки в бре ссыплются.
Чем жертвуем, дамы и господа? Площадью защиты или уровнем прочности?))) Если первым — то делаем максимально толстым купол, а от нащечников, назатыльника и т.п. вообще отказываемся. Или пускаем на них металл по остаточному принципу.
Саперная шапель. Начало XVII века. Масса — 11,4 кг!
Если вторым — то ставим тонкий, около 1 мм, металл на все, и молим Господа, чтоб вас не шмякнули по тыковке чеканом, шестопером или простецким ослопом. Зато режущих ударов в лицо или падающих сверху на загривок стрел можно не бояться.
Шлемы римских легионеров, кстати, при высокой площади защиты были именно что тонкими — около 1 мм даже на куполе.
Кроме массы, между тем, на «носибельность» шлема влияет куча других факторов. Удобно ли он сидит на голове? Не перевешивает ли назад или вперед? Какова площадь обзора? Удобно ли в нем дышать? Про последнее часто забывают, а зря. Например, вот в таком шлеме:
Барбют. Масса 3 285 г.
лично я начинаю тупо задыхаться уже после 15-минутного марша. Мне не хватает воздуха, несмотря на вроде бы широкую дыхательную щель. Другим, может, и хватает, а мне — нет.
Если вы рассчитываете, что носить шлем не снимая вам придется достаточно долго, то любые закрытые шлема отпадают сразу. Даже с забралами. Закрытые шлемы типа армета, бацинета и т.п. хороши, когда надеваются на конкретный бой.
Вышел на ристалище, повоевал там три-пять сходов, потом сидишь, отдыхаешь. Без шлема)) Или — сел на коня, разогнался, покрушил какую-нибудь там пехоту или своего брата рыцаря, а потом либо тебя с коня сбили и вогнали в глазницу мизерикордию, либо опять — сидишь, отдыхаешь.
Требование возможности длительного непрерывного ношения к такому шлему не предъявляется! До поля боя он вообще едет притороченным к седлу или в обозе на телеге, а в наших современных реалиях — в багажнике машины ))
И вся история войн — это, кроме прочих факторов, постоянный выбор между тремя описанными выше взаимоисключающими понятиями. Либо максимальная прочность, либо максимальная площадь покрытия, либо «носибельность». Сочетания всех трех добиться невозможно. Хотя бы чем-то одним надо жертвовать. А вот чем жертвовать — зависит от конкретных задач, стоящих перед владельцем шлема. Что ему важнее — долго идти, не уставая, или выдержать при случае удар копья или пули в лицо?
Каждый выбирает по себе…
Поэтому пехота, которая много, тяжело и долго ходила пешком, шлемы предпочитала в большинстве случаев открытые. Вот «перекос» в сторону прочности или площади случался разный. Если это римский легионер — там в сторону площади, если ренессансный пикинер — там в сторону прочности. Если сапер — то там вообще особая статья. Здесь еще дополнительные тактико-технические факторы сказывались — каким оружием будут бить, как, с какой степенью вероятности и куда…)
А вот тяжелая кавалерия — закрытые. Потому что оная кавалерия, как правило, имеет возможность подготовиться к бою. А еще — таких кавалеристов всегда мало, но на них очень часто возлагается в сражении основная задача. Добавим сюда еще, что тяжелый кавалерист вплоть до Нового времени — человек небедный, имеет возможность содержать, как правило, одну или несколько обозных лошадей, а вот в бою себя ценит и норовит продать свою жизнь как можно дороже, если уж без этого никак нельзя…)
А пехота… Что пехота? «Фапель» напялил, и вперед, во имя веры и короля. Если выживешь, возможно, намародеришь себе на опохмелку…)
Все вышесказанное, разумеется, нужно понимать обобщенно. Ситуации и доспехи в прошлом бывали разные. Но в целом — так.
P. S. Небольшая, но приятная нативная реклама. С 28 января и по 25 февраля на книжном сайте ЛитРес, перейдя по этой ссылке — Холодное оружие и использовав промокод Larn, вы получите 20% скидку на всю продукцию из каталога. А там много очень неплохих книг по данной теме ))
Промокод также действует и на все книги из библиотеки Литрес. Вообще. До 25 февраля))
https://www.litres.ru/?lfrom=971320906
Шлем из клыка минойского кабана с нащечниками, 1450-1300 гг.
до н.э., Археологический музей Ираклиона, Фотография, картинки и права управляемого изображения. Рис. YL2-3549343
agefotostock ®
место, где можно найти все
визуальный контент по правильной цене
Купить это изображение сейчас…
Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям
Частное использование/презентация | | 59,99 $ | |
Информативный сайт | | 79,99 $ | |
Издательский. Книга внутри | | 129,99 $ | |
Путешествия и туризм | | 159,99 $ | |
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | | $199,99 | |
Корпоративное общение | | 239,99 $ | |
Прямой маркетинг | | 459,99 $ |
Рассчитать стоимость другой лицензии
Купи сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG
Код изображения:
YL2-3549343
Фотограф:
Коллекция:
возрастфотосток
Пользовательская лицензия:
Управление правами
Дата съемки:
2/9/2020
Наличие высокого разрешения:
До XL
50 МБ
А3
(6106 х 8585 пикселей —
20,4 «х 28,6» —
300 точек на дюйм)
Специальная коллекция:
Премиум
Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.
Эксклюзивность: Пожалуйста, свяжитесь с нами, если вы хотите получить лицензию на это изображение с исключительными правами.
Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.
×
Изображение композиции
Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.
Прекратить показ этого сообщения
Принимать
Шлемы — Окно в Библию
Прокрутите страницу вниз для получения дополнительной информации о каждом изображении.
Нажмите на каждое изображение, чтобы открыть его в полном размере (некоторые изображения на этой странице обрезаны). Вы можете щелкнуть правой кнопкой мыши по каждому изображению и сохранить его, выбрав «Сохранить фон как».
Gold Helmet from Ur
Boar Tusk Helmet
Urartian Helmet
Assyrian Helmet
Corinthian Helmet
Apulo-Corinthian Helmet
1/3
Gold Helmet from Ur
Gold Helmet from Ur
Золотой шлем
Дата: 2550 – 2450 гг. до н.э.
Место: Могила королевы Пуаби, Ур [Ирак]
Снято в Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета, Филадельфия, Пенсильвания, США.
Кабал для шлема
. ]
Снято в Национальном археологическом музее Афин, Афины, Греция.
Шлем из клыка кабана упоминается в «Илиаде» Гомера.
Урартский шлем
Урартский шлем
Урартский бронзовый шлем
Дата: 9 -й век BC.
Место: Вероятно, Северо-Западный Иран
Снято в Британском музее, Лондон, Англия.
Ассирийский шлем
Ассирийский шлем
Ассирийский шлем
Дата: 8 век до н.э.
Место: Urartian [Ирак]
Снято в Музее изящных искусств, Бостон, Массачусетс, США.
Он (Бог) облек праведность в наперсник Свой и шлем спасения на голове Своей; он облачился в одежды мщения и закутался в ревности, как в плащ. (Исаия 59:17)
Коринфский шлем
Коринфский шлем
Бронзовый коринфский шлем
Дата: 7-6 век до н. э. Место: неизвестно
Снято в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США. |
Апуло-коринфский шлем
Апуло-коринфский шлем
Апуло-коринфский шлем
Дата: 6-5 век до н.э.
Место: Греция
Снято в Британском музее, Лондон, Англия.
Кипрский шлем
Кипрский шлем
5
Кипрский шлем
Дата: 600 г. до н.э.
г.
Место: Могила 11 Королевского некрополя, Тамасос, Никосия, Кипр
Снято в Новом музее, Берлин, Германия.
Этрусский шлем
Этрусский шлем
Этрусский шлем :
6 век до н.э.
2
Место: Италия
Снято в Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета, Филадельфия, Пенсильвания, США.
Этрусский шлем
Этрусский шлем
Этрусский шлем
:
век до н.э.
Место: Италия
Снято в Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета, Филадельфия, Пенсильвания, США.
Коринфский шлем
Коринфский шлем
Бронзовый шлем
Дата: стиль, используемый с ок. 800 г. до н.э. – 100 г. н.э. Место: Коринф |
Снято в Коринфском музее, Коринф, Греция.
Перикл в коринфском шлеме
Перикл в коринфском шлеме
Мраморный бюст Перикла в коринфском шлеме
Дата: римская копия оригинала 450 г. до н.э. Место: Найдено на Лесбосе [Греция] |
Снято в Старом музее, Берлин, Германия.